Почему меняется почерк у подростка. Психологическое состояние ребенка по почерку

Вашему ребенку снижают оценки за плохой почерк? Вы занимаетесь с ним каждый вечер, а он все равно пишет, «как курица лапой»? Эту проблему легко решить, и мы Вам в этом поможем! Ведь сейчас ему за плохой почерк занижают оценки, а потом могут понизить даже самооценку!

Деткам не хватает учительского внимания на первых порах обучения письму и к этому процессу вынуждены подключаться родители, которые утверждают, что научить ребенка красиво и быстро писать – невыполнимая задача. Но самое главное, что проблемы с почерком могут самого умного ребенка сделать двоечником в школе. Учителя объясняют, что в младшей школе они должны снижать оценки за почерк, это предусмотрено критериями оценивания, разработанные Министерством Образования.

Что делать, если почерк ребёнка не читается?

Увы. Некрасивый почерк действительно является причиной неуспеваемости многих детей. Сначала в младшей школе оценки снижают потому, что почерк некрасивый. Затем у ребенка пропадает мотивация учиться, потому что почерк не получается изменить. Кроме того, ребенок, который некрасиво пишет, часто пишет медленнее других детей, потому что у него быстрее устает рука. В итоге не успевает все написать на контрольных и получает низкие оценки. А в средней школе не успевает писать конспекты, из-за неразборчивого почерка получает низкие оценки, поскольку не всегда учитель может расшифровать написанное. В результате даже самый умный ребенок из-за почерка может превратиться в двоечника.

Обучение письму в школе и, соответственно, дома, поскольку родители делают все по рекомендации учителя, самое нудное и сложное занятие для любого школьника. Не всегда учителю удается быстро найти индивидуальный подход ко всем ученикам, и поэтому красиво писать получается лишь у единиц – человек 5 на класс. Эти дети, как правило, красиво рисуют. А вот большинству эта наука дается с большим трудом и не факт, что их научат красиво писать в школе, хотя это возможно сделать, если знать методику письма с секретами. А также понять по ошибкам, которые ваш ребенок совершает, что именно мешает ему красиво писать.

Предлагаю всем подключиться к эксперименту прямо сейчас. Возьмите тетрадь вашего ребенка и посмотрите, какие каллиграфические ошибки он совершает.

На что конкретно надо обратить внимание :

  1. Обратите внимание, как ваш ребенок пишет буквы: «н», «и», «к», «п». Если они похожи настолько, что их невозможно отличить – это показательная ошибка.
  2. Проблема манеры письма: если буквы «танцуют» над строчкой и под ней; буквы различны по высоте, ширине и наклону, т.е несоответствие нормам каллиграфии.
  3. Неаккуратность, грязь на полях, ребенок заходит на поля или на другую страницу, когда пишет, а к буквам типа «ш» или «м» дописывает лишние элементы, т.е. несоответствие нормам оформления работ.

Что именно мешает Вашему ребенку писать красиво и быстро? Как эти причины устранить?

Зачастую причины некрасивого почерка детей одни и те же. Как только вы избавитесь от них, ребёнок станет писать намного лучше, но над этим надо работать. Эта статья подробно рассказывает о причинах плохой каллиграфии и предлагает способы решения проблемы.

Причина №1. Неправильное положение тела, рук, осанка, позиция ног; неправильные ручки.

Обратите внимание на ошибки в тетради, которые совершает ваш ребенок. Если у букв неправильный наклон, элементы буквы не параллельны, буквы или слова написаны с разным наклоном, наклон в разные стороны – обычно про такой почерк говорят, как курица лапой. Вот такой почерк формируется у детей, когда они неправильно сидят и неправильно располагают тетрадь или ручку держат неправильно, под неестественным углом.

Правильная поза, положение ручки позволяют сформировать правильную технику письма, а значит, сделать письмо удобным, четким и быстрым. Все эти правила несложны, но освоить правильную посадку, способ держания ручки и технику письма возможно, если знать несколько секретов, а также если родители будут выполнять систематически все мои рекомендации.

Итак, правильная поза для письма: сидеть нужно прямо – туловище, голова, плечи зафиксированы в ровном положении, опираться спиной на спинку стула, ноги держать прямо, стопы на полу или подставке. Нельзя опираться грудью на стол, опираемся о край стола ручками, при этом локти выступают за край стола.

Часто дети сидят так, как удобно, а не так, как надо, или как сидит сосед Вася, а не как рассказывали дома мама и папа. Он элементарно забывает, что ему говорили. Так как же приучить его сидеть правильно?

Стоит потратить время и доходчиво объяснить ребенку, что его тело быстро привыкнет к правильному положению за партой, а уже через 3 недели станет привычным. Предлагаю родителям маленькую хитрость.

Сели прямо, ноги вместе,

Под наклон возьмём тетрадь.

Левая рука на месте (опираемся о край стола),

Правая рука на месте (опираемся о край стола):

Можно начинать писать!

И тогда правила, как сидеть, превращаются в небольшую игру. Этот стишок поможет ребенку запомнить правильное положение при письме и он, вспоминая его в школе, будет сидеть правильно.

Что делать, если парта неправильная? Слишком высокая или неудобная?

Неправильной парты в школе не может быть, поскольку существует единый стандарт для начальной школы: парта должна подходить по росту ребенка – столешница по высоте должна находиться на уровне чуть ниже солнечного сплетения, столешница немного под наклоном, конструкция устойчивая и прочная. Так как дети разного роста (кому-то парта высокая, кому-то низкая), учитель выбирает ребенку парту, соответствующую росту. Если у родителей возникают сомнения по поводу качества парты, у них всегда есть возможность прийти на урок, чтобы проверить и пересадить ребенка за парту, подходящую по росту.

Причина №2. Неправильное положение тетради и положение ручки.

Вторая проблема возникает из-за неправильного положения тетради на парте. От этого часто зависит и четкость почерка. Многое связано с тем, как и под каким уклоном ребёнок держит

Тетрадь должна лежать с наклоном в 10 - 15°, что позволяет не только правильно сидеть, но более легко и свободно передвигать руку по строке от начала к концу. По мере заполнения листа тетрадь продвигается вверх. Сначала левая рука поддерживает тетрадь снизу, а когда страница заполняется внизу - сверху.

Схема одинаковая для праворуких и леворуких детей, если ребенок «левша» – тетрадь надо располагать зеркально; если у правши тетрадь под наклоном вправо, то у левши – влево.

Выбирайте полиэтиленовые обложки – которые должны обязательно быть на тетради. Это не только для того, чтобы сохранить внешний вид, но и для того, чтобы тетрадь при письме не скользила по парте. Вот помните старые еще советские обложки? Они имели свойство прилипать к столешнице. Так что не гонитесь за новомодными жесткими обложками для тетрадок – они скользят. Выбирайте классические прозрачные полиэтиленовые – они так же помогут вашему ребенку легче освоить эту нелегкую науку – каллиграфию.

Ручка должна лежать на левой стороне среднего пальца. Указательный палец сверху придерживает ручку, большой палец поддерживает ручку с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, но при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Ручку надо держать свободно, не зажимая ее слишком крепко и не прогибая указательный палец. Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть около 2 см.

Какой именно должна быть ручка для школьника?

Прежде всего надо выбрать правильную ручку. Именно из-за неправильной ручки ребенок будет неправильно ее держать. Стоит уделять внимание качеству: ее форме, длине, толщине, твердости стержня, это все немаловажные условия успешности и легкости формирования графического навыка.

Оптимальная длина ручки - 15 см, очень короткие и очень длинные ручки нам не подходят. Не годятся для письма детей разные подарочные и рекламные варианты ручек, особенно плоские четырехгранные, диаметром более 7 мм. Слишком твердый стержень, толщина «не по руке». Ребристые ручки, с гранями не просто неудобны, а требуют дополнительных усилий, чтобы удерживать ручку, затрудняют процесс формирования навыка письма, паста в стержне должна быть немаркой и писать при легком соприкосновении с бумагой.

Ручка должна писать мягко, чтобы ребенку не приходилось на нее сильно давить. Но при этом не должна писать слишком толсто – такая ручка будет пачкать в тетради. Поэтому выбирайте ручку вместе с ребенком, чтобы он мог испытать ее на себе, расписать, ощущать, удобна ли она.

А если ребенок уже привык держать ее неправильно?

Есть один секрет: купите ребенку перо и чернила.

Да-да, не удивляйтесь, это для домашних тренировок. Писать пером довольно сложно, тем более ребенку. Но если подойти к этому играючи, ваше чадо будет в восторге. Игра называется «Почувствуй себя Гарри Поттером» – если помните, в этой сказке ученики школы волшебства писали, как раз перьями.

Преимущество пера в том, что перьевая ручка пишет только при определенном наклоне и нажиме, иначе ручка либо вообще не будет писать, либо будет оставлять кляксы. Поэтому письмо или даже рисование перьевой ручкой позволяет выработать правильное положение руки ребенка при письме. Было проведено множество исследований, и все они показали, что красивый почерк можно выработать именно с помощью перьевой ручки.

Причина №3. Проблема «дрожащих» букв, плохо развита мелкая моторика.

Посмотрите, как пишет ваш ребенок. Если вы видите искажение закругленных элементов, некрасивое написание букв, имеющих изогнутые линии. Линия как бы состоит из бесчисленных мелких зигзагов – ломаная. Нарушение пропорций букв – буквы разной величины, «вылезают» за строчку или наоборот слишком мелкие. Такой тип ошибок связан с моторикой. Причина №3 Плохо развита мелкая моторика.

Мелкая моторика – это подвижность кистей, пальчиков.

Развитие мелкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению. Все дети испытывают определенные трудности при письме именно из-за того, что мелкая моторика недостаточно развита. Над этим надо работать. Это вполне нормально. Чтобы в процессе обучения совершенствовать координацию движений рук, снять мышечную утомляемость, необходимо делать упражнения для рук, пальцев и это поможет формированию красивого почерка.

Обычно в школе перед уроком письма учителя делают вместе с учениками пальчиковую гимнастику, которая предусмотрена методикой обучения для младших классов. Вначале эти упражнения выполняются учениками с большим трудом, многие из них не получаются совсем. Но систематические тренировки дают, в конце концов, хорошие результаты. Поэтому если в тетрадке вашего ребенка такие ошибки, о которых мы сейчас говорим – больше занимайтесь с ребенком играми на развитие моторики.

«Пальчиковый твистер» – это отличная игра для развития мелкой моторики .

ПРАВИЛА ИГРЫ:

Положите поле на стол. Приготовьте руки к игре. Одна рука будет «танцевать» (именно та, которой ребенок пишет, у правши – правая, для левши – левая) – выполнять разные движения на поле, вторая будет бросать кубики. Ходят по очереди. Первый игрок бросает сразу два кубика и называет выпавший цвет и палец (он показан белым на черной руке). Если на кубике выпадет вся белая ладошка, то нужно «танцевать» на поле удобным для вас пальчиком. Следующий игрок Ваш ребенок выполняет свое задание, «танцует» согласно, выпавшему на брошенных им кубиках.

Далее, игроки согласно своей очередности, не отрывая уже расставленные на поле пальчики, выполняют задание, занимая нужным пальчиком свободный кружочек нужного цвета. Все “пляшут” на поле одновременно. Если какой-то игрок не смог выполнить свое задание, он выбывает из игры. Побеждает тот, кто остался на танцполе.

Хороши для моторики такие упражнения как: застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков, завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке, нанизывание бус и пуговиц, плетение косичек из ниток, переборка круп (например, гороха, гречки и риса), лепка из пластилина буквы, а также театр теней.

Кроме того, что теневой театр позволяет развивать точные, дифференцированные и согласованные движения пальцев и кистей рук, он вызывает и поддерживает у ребенка интерес к выполнению упражнений по развитию моторики, позволяет ему более продолжительное время концентрировать внимание, быть усидчивым и активным.

Что нужно для такой игры в театр теней?

Лишь настольная лампа и фантазия. Поставьте настольную лампу так, чтобы свет от нее падал на стену. Расположитесь на расстоянии 3 – 4 метров от стены. Это нужно для того, чтобы получились тени нужной величины. Чтобы ребенку было интересно выполнять упражнения, придумайте какой-то игровой сюжет, например, бабочка порхает с цветка на цветок, собачка гавкает на бабочку и т.д.

«Бабочка»

«Бабочка» – взмах крыльев лёгкими, но резкими движениями в запястьях, с прямыми пальчиками – это полёт. Когда он закончен, бабочка садится и складывает крылья. Возможна импровизация на тему «рождение бабочки из кокона» – сформированный «кокон» из двух ладоней превращается в «бабочку».

«Лебедь или гусь»

«Собачка»

Вы не поверите, но самые последние исследования, проведенные специалистами, показали, что в начале обучения первоклассники на уроке письма испытывают физические и психические нагрузки того же уровня, что и космонавты в момент старта! Вы только представьте, как тяжело вашему крохе освоить эту нелегкую науку – каллиграфию!

Следующий тип ошибок, которые совершают дети при письме: не соблюдают интервал между буквами в словах, неравномерно расставляют слова на строке. Пишет буквы слишком размашисто или слишком узко. Буквы «пляшут «над строкой, ученик не соблюдает границ поля тетради. Бывает еще такое – ребенок при письме путает оптически схожие буквы, например, х-ж, б-д, п- т, может так же быть зеркальное написание букв. Если Вы видите такой хаос в тетради у своего ребенка – это значит, что причина его плохого почерка…

Причина №4. Недостаточный уровень развития пространственного восприятия.

Обычно эта проблема не является слишком серьезной и быстро проходит. Но это не значит, что не стоит обращать на нее внимание. Очень часто родители совершаю ошибку – видят, что ребенок путает буквы или, что они «зависли в воздухе», и заставляют его переписывать одно и тоже по сто раз! Дело в том, что плохой почерк такого ребенка лишь побочный эффект недостаточного уровня развития пространственного восприятия. И переписыванием по сто раз – тут не поможет.

Предлагаю покривляться. Знаете, как дети любят перекривлять взрослых? Обычно им это запрещают, но нам это пойдет только на пользу. Игра называется «Кривое зеркало» – то, что я делаю левой рукой, ты повторяй правой рукой.

Или игра «Капризный фотограф» . Для этого Вам понадобится фотоаппарат и все любимые игрушки вашего ребенка. Ребенок высаживает свои игрушки в ряд для фотографии, а Вы же исполняете роль капризного фотографа и постоянно меняете местоположение зверюшек. Мишку пересадить в левую сторону от лисички, зайчика в правую сторону от слоника и так далее. Это очень весело, получается, вы вроде бы играете, но в тоже время развиваете с ребенком пространственное восприятие.

Мне, как учителю очень помогают в тренировке пространственного восприятия и ориентирования проведение графических диктантов: когда по заданному алгоритму, дети проводят по клеточкам линии, в итоге, если все сделано правильно, получается забавный рисунок.

Есть еще интересная игра «Найди сокровище» . Игровое действие здесь также очень подвижное и активное -поиск спрятанной игрушки (вещи). Педагог или родитель дает указания в ходе действия: «Дойди до стола… Повернись направо… Дойди до окна… Повернись налево…» и т. д. Каждое указание делается тогда, когда уже выполнено предыдущее, причем название предмета должно следовать после того, как ребенок уже изменил направление движения, иначе дети ориентируются только на предмет, а не на указанное направление.

Но, конечно, в этом деле важна – регулярность.

Еще один очень важный совет. Письмо – это сложная наука для всех детей. Если хотите, чтобы эта наука давалась ему легко – не перегружайте ребенка. Планируйте занятия так, чтобы письмо само занимало не более 15 минут. Затем перерыв 10 – 15 минут. Во время этого перерыва можете играть в игры, которые здесь были прописаны. Если ребенку надо много написать – значит и разбейте этот текст на вот такие этапы, у ребенка не будет уставать рука и занятия не будут вызывать раздражение.

Также не стоит ребенка заставлять писать в черновике. Пользуйтесь калькой. Кладем кальку поверх страницы, на которой работает ребенок. Через кальку просматриваются напечатанный образец в тетради, к примеру, буква. Ребенок обводит образец по кальке, пишет по кальке еще два раза необходимую букву, а потом убираем кальку и пишет эту букву на чистовик. И так продолжаем до конца строки. Таким образом, рука привыкает писать красивые правильные буквы, а ребенок не так устает.

И еще я использую в своей работе «Зеброчку» – разлинованный лист бумаги (с наклонными линиями, расположенными друг от друга с одинаковым интервалом), который дети подкладывают под. страничку тетрадки и по линиям зебры выводят буквы, это поможет им соблюдать одинаковый размер букв и одинаковый наклон, что придаст работе невероятную аккуратность и улучшит каллиграфию.

Если вы хотите исправить плохой почерк ребёнка, у вас есть возможность записаться на специальный курс развития каллиграфии. Оставьте заявку для записи на уроки улучшения почерка на нашем сайте.

Меня зовут Елена Калачикова, я тренер по эйдетике, мнемотехнике и скорочтению с шестнадцатилетним стажем. Занятия в нашем Тренинговом Центре «Шалений равлик» помогают улучшить память взрослым и деткам, развивают мышление и креативность и доказывают, что обучение может приносить невероятное удовольствие!

Тренинг по Эйдетике и мнемотехнике от «Шалений равлик»

Все родители желают для своих детей лучшего и стараются сделать их жизнь успешной. С помощью наших тренингов по Эйдетике в Киеве, ваш ребёнок забудет, что такое «зубрить» домашнее задание» и научиться концентрировать своё внимание на главном. Уникальная игровая методика позволяет запоминать любую информацию намного быстрее и качественнее. Новый материал, который воспринимает ребёнок, перекладывается на образы и визуальные картинки. Курс эйдетики помогает вам:

  • развить память и улучшить концентрацию;
  • расширить собственное мышление;
  • развить креативность, творчество и нестандартность;
  • подготовиться к экзаменам, ЗНО;
  • изучить иностранный язык;
  • обрести уверенность в себе;
  • обучаться с удовольствием быстрее и эффективнее
  • прекратить «зазубривать» материал.

Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок обучался у нас, или вы готовы испытать свою память, запишитесь на курс развития памяти и внимания.

Запишитесь на тренинг по эйдетике

Экспресс-курс по Скорочтению от Елены Калачиковой

Тренинг по Скорочтению в Киеве для тех, кто прошел курс эйдетики, улучшит скорость чтения текстов в два-три раза! Запомнить стихотворение или текст наизусть больше не будет проблемой. Экспресс-курс состоит всего из трёх занятий, каждый из которых длиться два часа. На тренинге скорочтения мы отрабатываем практически четыре способы быстрого чтения. С помощью тренинга от «Шалений равлик» вы приобретаете:

  • повышение скорости чтения в два-три раза;
  • экономию времени, финансов и сил;
  • развитие концентрации внимания и улучшение памяти;
  • 4 способа скорочтения.

Если вас заинтересовал курс, запишитесь на тренинг на нашем сайте онлайн!

Запишитесь на тренинг по скорочтению

Продуктивный курс Спортивного Запоминания в Тренинговом Центре «Шалений равлик»

Также Тренинговый Центр «Шалений равлик» предлагает курс для самых продвинутых учеников – Спортивное Запоминание в Киеве. Это вторая ступень эйдетики и мнемотехники. Тренинг рассчитан на аудиторию, которая готова выйти за рамки комфорта, максимально усовершенствовать свою память и стать настоящим спортсменом в запоминании. Мы подготавливаем ребят, желающих принять участие в Чемпионате по Спортивному Запоминанию. Вы сможете:

  • запомнить 500 цифр из числа ПИ;
  • выучить 100 иностранных слов за час;
  • запоминать абстрактные пятна, даже отпечатки пальцев;
  • запомнить 50 дат за 5 минут;
  • с точностью запоминать имена и лица – 100 портретов за 5 минут;
  • запомнить текст в 100 слов за 5 минут.

Запишитесь на тренинг по спортивному запоминанию

Выйдете за рамки возможного! Запишитесь на тренинг!

Гармоническое развитие вашего ребёнка зависит от того, сколько вы вкладываете в него в малом возрасте. Мы научит ребёнка учиться правильно: с интересом и радостью. Ждём вас в Тренинговом Центре «Шалений равлик»!

С уважением

Елена Калачикова

Хочу на трениниг!

О том, как формируется почерк и почему он бывает так ужасен, мы поговорили с профессором, академиком РАО, д. биол. н., директором Института возрастной физиологии РАО Марьяной Безруких .

Вначале нужно понять: а для чего вообще мы учим детей писать? Для того, чтобы они умели выводить палочки и кружочки? Конечно, нет. Каллиграфия сама по себе не имеет никакого смысла. Мы хотим, чтобы ребенок умел грамотно и понятно изложить свою мысль в письменной форме. По международным стандартам, принятым еще в 50-х годах, человек может считаться грамотным, если он может написать краткую историю своей жизни в соответствии со всеми требованиями к современному родному языку, к его стилистике, орфографии, грамматике и так далее.

Грамотность нужна не только для письменной речи, ведь тот, кто не может изложить свою мысль, не понимает и чужую. Как показали ЕГЭ, чуть ли не половина выпускников не в состоянии выделить в обычном тексте главную идею. И это неумение, конечно, очень серьезно тормозит общее развитие.

Но для того, чтобы человек мог не только написать, но и прочитать то, что он написал, чтобы найти свои ошибки и исправить их, почерк должен быть разборчивым.

А для этого нужно, чтобы:

буквы были одинаковой высоты и ширины;
прямые линии были ровными;
параллельные линии оставались параллельными;
овалы были правильной формы.

Если ребенок освоил эти правила и соблюдает их при письме, то почерк у него будет ровным и читаемым. А это значит, что ребенок в дальнейшем будет задумываться не о том, как написать крючочек или кружочек, а о том, как лучше выразить свою мысль. Что же касается грамотности, то здесь вся задача сводится к тому, что у специалистов называется звуко-буквенным анализом.

К окончанию начальной школы ребенок должен научиться свободно переводить фонемы (звуки) в графемы (графические изображения букв и слогов). И если в первом-втором классе во время диктанта дети пишут очень медленно, потому что постоянно задумываются над тем, как записать слышимое слово, то уже к пятому классу этот процесс должен быть автоматическим.

Ошибки обучения

Все учителя знают, что в классе есть только один-два ученика, которые будут писать красиво и грамотно всегда, при любых методиках. Это дети с тонкой, совершенной координацией движений, с хорошим зрительно-пространственным восприятием. Подобных ребят приходит в школу не больше 2%. Требовать таких же результатов от всех остальных бессмысленно, да и не нужно. Некоторые считают, что красивое письмо формирует аккуратность. Но не проще ли эту самую аккуратность воспитать меньшими усилиями?

Почерк по большей части не зависит от желания ребенка. Он, скорее, итог ошибок в обучении:

Слишком раннее начало

Есть правило - чем раньше мы начинаем учить ребенка писать, тем хуже у него будет почерк в дальнейшем. И если пятилетке взрослые дают ручку, он не в состоянии взять ее правильно, а зажмет ее в кулаке. В этом положении курсивное (безотрывное) письмо невозможно. Максимум, что он сможет написать, это полупечатные буквы, написанные отдельно друг от друга. Кроме того, в первый класс приводят сегодня детей в шесть лет, а то и раньше. И немногие знают, что каждые полгода крайне важны - созревают все функции, которые необходимы для письма. Ребенок в шесть лет сильно отличается от ребенка в шесть с половиной и тем более в семь. Этим, кстати, отчасти объясняется тот факт, что раньше дети писали лучше - они начинали учиться в семь-восемь лет.

Обучение безотрывному (курсивному) письму

Основные проблемы с почерком у детей в нашей школе связаны как раз с тем, что от них по-прежнему часто требуют писать безотрывно, соединяя все буквы между собой. Это одна из самых неадекватных методик, когда-либо существовавшая в нашей школе, и несусветная глупость. И, хотя сейчас ее не требуют, многие учителя по ней работают. Такое письмо не соответствует возможностям ребенка, особенностям его развития. Мало того, обучение безотрывному письму тормозит формирование навыка письма, то есть ребенок в итоге обучается гораздо медленнее.

Дело в том, что безотрывность требует обведения по уже написанной линии, но ребенку 6-10 лет это недоступно. А ведь у нас в 1-й класс приходят дети, из которых примерно у третьей части не сформирована мелкая моторика. Это не их вина, а как правило, следствие нарушений во время беременности и родов, гипер- или гипотонус мышц.
Кроме того, физиологи выяснили, что ребенок пишет безотрывно на вдохе и, пока выводит две-три буквы, не выдыхает. Так создается рваный ритм дыхания, который очень вреден для здоровья, да и утомление наступает быстрее.

Интенсивность школьной программы

Современные дети бесконечно торопятся, потому что так устроена программа. Если раньше писать учили первые три года, то сейчас на то же самое отпущено два с половиной месяца! А после этого сразу начинаются уже заучивания правил, письмо на скорость и прочие второстепенные вещи. Поэтому, когда родители сравнивают свой почерк с почерком детей, они должны учитывать эту спешку и гонку, в которую втянуты нынешние школьники. На уроках темп работы часто бывает настолько высоким, что у ребенка нет времени задуматься над тем, что он написал, перепроверить текст. Отсюда - и низкая грамотность, и неразборчивость, и огромный стресс, в котором дети пребывают и который, в свою очередь, влияет на почерк.

Ручка или компьютер?

Многие взрослые убеждены, что почерк вообще не имеет значения, потому что в будущем все будут писать на компьютерах. В этом есть доля истины, потому что скорее всего ручка уйдет и свои первые слова первоклашки будут печатать на клавишах компьютера.

Но когда мы говорим об освоении письменной речи, то здесь все не так очевидно. Процесс обучения станет еще сложнее, потому что печатание - немножко другой вид письма. Здесь необходима координация обеих рук. А все этапы подготовки к письму - внимание, восприятие звуков и перевод их в буквы - будут все так же нужны. То есть кроме прежних появятся новые задачи вроде освоения клавиатуры. И, кстати, предстоит еще решить, учить ли детей печатать двумя пальцами или десятью, что намного тяжелее…

Письмо - очень сложный процесс, независимо от того, каким образом ребенок пишет. И для того, чтобы как следует освоить письменную речь, необходимы усилия, причем прежде всего заботливых родителей и грамотных учителей. Без этого не имеет никакого смысла требовать от ребенка грамотного и понятного письма.

Примеры почерка и комментарии к ним

Катя, 11 лет

Здесь видны бесконечные обведения по уже написанным линиям - скорее всего девочку учили безотрывному письму. Либо она все время исправляет сама себя, начинает писать одно и тут же спохватывается и пишет другое. Это говорит о несформированности навыков письма, потому что в этом возрасте ребенок уже не должен думать как писать, а должен думать о том, какую мысль он излагает. Кроме того, много ошибок, показывающих трудности звуко-буквенного анализа: она с трудом переводит звуки в буквы.
Можно предположить, что у этого ребенка снижена работоспособность и повышена утомляемость, и поэтому первые строчки написаны хорошо, но затем работоспособность резко падает - возрастает количество ошибок и сам почерк ухудшается внешне.
Это может говорить об особенности организации нервной системы или же быть результатом перегрузки. Работа написана в феврале, а это самый трудный месяц учебного года, когда работоспособность снижена, утомляемость повышена. И если в сентябре, декабре все было благополучно, то в феврале вполне могут быть такие нарушения почерка (поэтому, кстати, всегда лучше анализировать несколько образцов, сделанных в разное время учебного года).

Алеша, 10 лет

Почерк достаточно четкий, стабильный, нет поправок и обведений. Моторная сторона письма сформирована, он не думает о том, какую букву писать и не исправляет ее. А вот с грамотностью хуже: в слове «затаилось» ребенок пишет «затоилось», «питлял» вместо «петлял».
Еще он не умеет переводить звуки в буквы. Ему трудно выделять реальный звук, он его не слышит, поэтому начинают пропускать гласные и т. д. Есть и так называемые оптические ошибки - «протянИлся», их еще часто называют глупыми. Но глупых ошибок не бывает, у каждой из них есть причина. Может быть, отвлеклось внимание, потому что он слушал следующее слово. А это, в свою очередь, могло быть связано с тем, что диктовали слишком быстро.

Миша, 10 лет

Такой почерк встречается довольно часто. Многие стараются писать мелко-мелко, потому что чем мельче буква, тем короче линия письма и тем быстрее они пишут. Причиной тому слишком большая скорость, которую требуют от ребенка. Причем, судя по всему, ребенок пишет так давно, класса со второго. Чем это плохо? Тем, что слова из-за слепленности и маленького размера получаются нечитаемые. Ребенок сам себя с трудом читает, и ему очень трудно проверить, что он написал. Из-за этого могут быть какие угодно ошибки.
И, наконец, неприятность в том, что ребенок уже привык так писать. И даже если сейчас попросить его писать медленно, он уже не сможет.

Никита, 11 лет

По почерку понятно, что ребенок страшно напряжен. Даже перенапряжен и находится на грани нервного срыва. От этого у него очень сильный тремор, дрожит рука.
Это становится видно, если внимательно посмотреть на линии письма: рука останавливается, и получаются лишние точки. И вообще, нет ни одной ровной линии. Это напряжение может быть связано с самой ситуацией контрольной, диктанта, или же ребенок сам по себе очень тревожный.
Можно предположить, что у него есть проблемы со сном, какие-то еще нервные расстройства. И родителям хорошо бы привести ребенка на консультацию к специалистам. Может быть, он боится учителей, родителей, плохой оценки, или же у него неправильный режим, сложности в отношениях в семье и т. д.

Дима, 12 лет

Здесь есть почти все нарушения: и несформированность почерка, и резкое снижение работоспособности. Первая строчка написана еще более-менее понятно, а с каждой следующей понимать становится все труднее. Много поправок, и они говорят, скорее всего, и о гиперактивности ребенка и о нарушении внимания и сниженной работоспособности.
Обратите внимание: каждое слово он начинает со сложных закорючек - в этот момент он еще думает, потому что пока не понимает, что он пишет.

Когда первоклассник обучается письму, он учится красиво и правильно выводить буквы. Однако далеко не у всех детей почерк остается каллиграфическим, что не может не тревожить родителей. Что делать в этом случае, как изменить ситуацию? Прежде всего, разобраться, не преувеличиваете ли вы проблему, а также исключить наличие заболевания, которое вызывает расстройство процесса письма. И уже после этого работать над улучшением почерка вашего ребёнка. Как именно? Расскажет «ЛегкоПолезно».

Есть ли проблема?

Младшие школьники могут иногда писать неаккуратно и неразборчиво. Переживать из-за этого не стоит: постепенно почерк должен измениться. Если вы можете легко прочитать слова в тетрадке, нет серьезных ошибок, – мучить школьника не стоит.

Перфекционизм – это не всегда хорошо. Постоянно критикуя ребёнка и добиваясь идеального написания, вы можете добиться обратного эффекта: у него появится отвращение к письму. К тому же, психологи отмечают, что родители, заставляющие много раз переписывать задания, приучают ребёнка к шаблонному поведению, и у него со временем может пропасть желание проявлять инициативу.

Ещё один важный момент: почерк связан и с психологическим состоянием ребёнка. Если до этого он писал аккуратно и красиво, а потом его буквы стали неразборчивыми и кривыми, – возможно, в жизни школьника появились проблемы. Например, изменились отношения в семье, или же у него не складываются отношения со сверстниками. Сильный нажим при письме может свидетельствовать о повышенной тревожности. Если к этому добавится и прессинг со стороны родителей, которые следят за тем, чтобы чадо каждую букву писало так, как они считают нужным, – у ребёнка может развиться комплекс неполноценности.

Ещё один тревожный «звоночек» – это отросток буквы «р». Если ребёнок пишет текст, который должен показать родителю или сверстнику, и отросток этой буквы слишком короткий, – это может быть знаком того, что он боится человека, которому адресовано послание. В этом случае важно поработать над отношениями в семье, создать атмосферу доверия и взаимоподдержки.

Что такое дисграфия, и как её выявить

У некоторых детей плохой почерк бывает потому, что они страдают дисграфией. В этом случае малыш не виноват, так как ошибки в его словах – результат недостаточной сформированности или распада психических функций, отвечающих за письменную речь.
В этом случае ему требуется помощь логопеда, невролога, хорошие результаты даёт физическая активность. Расскажем о характерных симптомах дисграфии:

  • ребёнок постоянно делает ошибки, даже если хорошо знает правила русского языка;
  • он чаще всего путает буквы «ш» и «щ», «в» и «д», «т» и «ш», «м» и «л», а также вместо «б» пишет «п», вместо «д» – «т», вместо «г» – «к», вместо «ш» – «ж»;
  • он может пропускать отдельные буквы, переставлять их местами, добавлять лишние буковки, и т.д.;
  • такие дети пишут очень медленно;
  • читающему трудно разобрать, что они написали.

Говорить о том, что у ребенка дисграфия, можно только тогда, когда он овладеет техникой письма, то есть не раньше 8 или 8 с половиной лет. Если диагноз подтвердится, ребёнка обязательно нужно сводить к логопеду, а также готовиться к серьезной работе. При должном усердии есть все шансы осилить эту беду. Сегодня доступны пособия, рабочие тетради, аудио- и видеокурсы для дисграфиков. Чтобы справиться с дисграфией, придется потрудиться не только специалистам, но и самому школьнику, и его родителям. Важно также заручиться поддержкой школьного учителя.

Причины, из-за которых портится почерк

Итак, вы уверены, что проблема не надумана, и ваш ребёнок действительно пишет из рук вон плохо, хотя у него нет психологических проблем или дисграфии. В этом случае надо разобраться, в чем причина такого плохого почерка, и действовать по ситуации.

Следите за тем, как ребенок сидит

Посмотрите на то, как написаны буквы: у них неверный наклон, они «смотрят» в разные стороны, элементы букв – непараллельные, в словах наклон то в одну, то в другую сторону? Если это ваш случай, то ребёнок садится за пару так, как ему удобно. Учите школьника правильно сидеть за партой в школе или же дома.

Подавайте ребёнку пример: если вы сами сутулитесь при чтении и письме, то чадо не воспримет ваши замечания всерьёз. Начните работать над собой, и тогда дети потянутся за вами. Итак, какова правильная посадка:

  • туловище, голова и плечи – ровные;
  • ноги согнуты, ступни – на полу или специальной подставке;
  • нельзя ложиться на парту – можно опираться только руками;
  • руки выступают за край.

Следите за тем, чтобы школьник всегда сидел за столом правильно, не забывайте об этом, и уже через 3 недели он начнет сам принимать правильную позу.

Правильно располагайте тетрадь и держите ручку

Бывает, что буквы или «убегают» вверх и располагаются над строчкой, или же, наоборот, вниз, получаются разными по высоте или ширине.

Если проблема именно в этом, то вам необходимо научить ребёнка правильно располагать тетрадку:

  • Она должна лежать на столе под небольшим уклоном в 10-15°.
  • Когда ребёнок пишет в верхней части листа, нижнюю он придерживает рукой, а потом постепенно перемещает тетрадь вверх.
  • Наклон должен быть вправо, если пишет правша, и влево – для левши.

Не забудьте про обложки. Они не только помогают оставаться тетрадям опрятными, но и не дают тетрадке скользить. Поэтому лучше покупать недорогие полиэтиленовые обложки, так как более жёсткие, хотя и смотрятся лучше, не справляются с этой функцией.

Важно купить удобную ручку и научить её держать

На что обратить внимание при выборе ручки:

  • Она должна быть около 15 см, слишком короткие или очень длинные покупать не стоит.
  • Не давайте ребёнку сувенирные ручки, четырехгранные: они красивые, но неудобные. Школьник будет тратить немало усилий, чтобы её удержать, а ему нужно и писать, поэтому покупайте только круглые ручки.
  • Толстоватые ручки тоже не подходят: диаметр не должен превышать 7 мм.
  • Сейчас выпускают специальные ручки для школьников младших классов: с резинкой, которая не дает пальцам скользить, и с пупырышками, стимулирующими нервные окончания.
  • Покупайте немаркие ручки, чтобы они не размазывали пасту. Проверить это легко: в магазине сделайте несколько чёрточек ручкой на бумаге, а потом проведите по ним пальцем. На коже не должно остаться чернил.

Если вы подобрали ручку, учите ребенка правильно ее держать. Она лежит на 3 пальце, слева её удерживает большой пальчик, прикрывает – указательный. При желании указательный палец можно легко приподнять – ручка не должна упасть. Расстояние от пальцев до стержня – 2 см. Не стоит сильно зажимать ручку, прогибая указательный палец.
Если у вас ребёнок неправильно держит ручку, можно купить ему специальную насадку, которая поможет его переучить.

Развивайте мелкую моторику

Если ребёнок ходил в садик, с ним должны были заниматься воспитатели, в том числе и развивать мелкую моторику. Вам как родителям тоже стоило находить время для развивающих занятий с сыном или дочкой.
Но если не получилось уделить этому должное внимание, то ваше чадо могло прийти в школу с плохо развитой мелкой моторикой. У такого ребёнка не так подвижны пальчики и кисти рук, и из-за этого ему сложно писать элементы букв, у которых есть закругления, ему трудно даются изогнутые линии. Изучите тетрадку ребёнка: если у него не получается написать буквы с изогнутыми элементами, надо поработать над мелкой моторикой. Как это сделать:

  • как можно больше рисовать, используя различные техники;
  • соединять точки, чтобы потом получилась фигура;
  • штриховать;
  • постоянно лепить;
  • играть с мозаикой или конструктором, с другими мелкими деталями.

Упражнения для улучшения почерка

Вы создали все условия, чтобы ваш ребёнок начал писать красиво: проследили за тем, как он сидит, держит ручку, расположил тетрадь. Однако у него уже выработался некрасивый почерк. Как его исправить? Выполнять специальные упражнения. Но перегружать ребёнка не стоит. Если он учится в начальной школе, достаточно уделять занятиям 15-20 минут, не больше. Нужно подобрать интересные для ребёнка тексты по 4-6 строк и переписывать их, стараясь делать это красиво.

Обратите внимание, какие именно буквы или элементы у ребёнка получаются корявыми, и больше работайте над ними. Можно начинать переучивать с прописей, учите школьника заново писать различные крючочки и палочки, а потом пусть он их под вашим присмотром соединяет в буквы.

Есть ещё один простой способ, который тоже помогает сделать почерк более красивым. Он не занимает много времени. Возьмите тетрадку в клеточку и попросите ребёнка нарисовать кружок, не отрывая руки. И так – много раз, пока не получится (можно заниматься по 5 минут в день). Когда он научится рисовать один кружок, добавляете второй, чуть смещая руку вправо, но следите, чтобы ваши кружочки не выходили за пределы клетки. У вас получится фигура, похожая на «дымок».

Только регулярные занятия, старания самого школьника, его желание писать красиво, – помогут сделать почерк ребёнка красивым. Здесь важно не перегнуть палку, не заставлять его часами просиживать за прописями, а иначе вы добьетесь обратного результата. Он должен не только заниматься, но и играть, отдыхать. Также стоит как можно чаще хвалить маленького труженика. При таком подходе вы не только справитесь с проблемой, но и сохраните дружеские отношения с сыном или дочкой.

Не так давно в программе обучения начальной школы кроме русского языка, арифметики, чтения был предмет, который назывался «чистописанием». Во времена Сталина чистописание было обязательным предметом с первого по третий класс. Главным учебным материалом на этом уроке были прописи. Именно по ним дети учились быстро и красиво писать. К сожалению, сегодня этот предмет в обязательную программу обучения не входит. А жаль! Ведь красивый и четкий почерк по-прежнему является одной из ступенек, ведущей к высокому интеллекту. И это не просто слова.

По мнению ученых, ровный, красивый почерк свидетельствует о развитой мелкой моторике рук, о четкой взаимосвязи левого и правого полушария мозга, о связи логического и образного мышления. Детские психологи всеми силами пытаются убедить родителей, что «корявый» почерк ребенка – это повод задуматься о его психологическом состоянии.

О чем может рассказать родителям их ребенка, мы уже писали в предыдущей статье. Сегодня мы поговорим о том, как можно исправить почерк ребенка. Мы предложим вниманию наших читателей несколько эффективных методик, которые способны не только научить ребенка красиво писать, но и улучшить координацию и ритм его движений, разбудить «спящие» зоны мозга, отвечающие за механизм очень сложного навыка – письма.

Коррекция почерка у детей — обзор методик и упражнения

Прежде чем рассказать о существующих эффективных методиках исправления почерка, давайте рассмотрим самые часто встречающие погрешности детского письма.

  • Неразборчивость . Чаще всего дети пишут неразборчиво следующие буквы: и, п, к, ш. Нередко они неправильно соединяют две гласные буквы «А» и «О».
  • Пространственная дезориентация на листе .
  • Замена одной буквы на другую.
  • Разные размеры букв . Их уменьшение или увеличение в конце строки.
  • При письме неровные строчки. Они «уходят» вниз или вверх.
  • Разная высота и наклон букв .
  • Неправильный нажим — слишком сильный или, наоборот, слишком слабый.

Для всех вышеперечисленных погрешностей разработаны свои методы отработки. Но хотелось бы отметить, что чаще всего они наблюдаются в комплексе. Однако природа у них может быть абсолютно разная. Главная задача родителей состоит в том, чтобы своевременно начать борьбу с этими погрешностями. Чем раньше начнутся занятия по исправлению почерка, тем успешней будут результаты.

Самые простые упражнения для детей для исправления почерка

Прописи

Сегодня в отделах школьных принадлежностей в продаже имеются самые разные виды прописей. Эти прописи позволяют ребенку совершать ряд простых действий: рисовать кружочки, обводить квадратики, чертить палочки. В свою очередь эти действия помогают развить у ребенка мелкую моторику рук, откорректировать посадку при письме, отработать правильное положение ручки в руке. Специалисты рекомендуют приобретать сразу несколько видов прописей.

Упражнения для развития мелкой моторики

  • Родители должны вместе с ребенком собирать всевозможные пазлы, мозаики, складывать оригами, изготавливать браслетики из мелких бусинок, вышивать картины. Задания (по мере их выполнения) необходимо усложнять. Кроме всего прочего, эти упражнения выработают у ребенка усидчивость, что, безусловно, пригодится ему в школе.
  • Рисование и штриховка. Большинство детей любят рисовать, поэтому заставлять их не придется. Родители должны лишь направлять ребенка и уделять максимум времени штриховке свободных участков рисунка. Штриховка должна быть равномерной, без «проплешин» и пятен.
  • . Это упражнение для развития мелкой моторики. С этой же целью можно использовать игрушки-шнуровки.
  • Обведение контура рисунка. Данное упражнение развивает пространственное воображение. Родители могут попросить ребенка не только обвести контур рисунка, но и самостоятельно продолжить узор.

Методика Ольги Лысенко

Недавно в продаже появилась очень полезная книга Ольги Лысенко «Каллиграфия» — или как научить ребенка писать красиво, бегло и устойчиво. Курс Ольги Лысенко состоит из:

  1. Видеоуроков. Уроки содержат точные скрипты и подробные инструкции по написанию букв и правильного их соединения.
  2. Прописей для постановки почерка у детей. Прописей для исправления почерка у взрослых.
  3. Методичек для родителей и учителей.

Два основных принципа методики О. Лысенко.

    • Постепенность в усложнении изучения элементов. Суть методики основана на сходности элементов при написании букв. Прописи построены в данном случае не в алфавитном порядке, а по сходности написания элементов букв. Пример: ребенок начал изучать элемент «крючок», в прописи представлены все буквы, в которые входит данный элемент. Таким образом, происходит закрепление мелкой моторики для написания этого элемента.
    • Завершенность действия. Ольга Лысенко предлагает в совершенстве оттачивать написание базового элемента и только потом соединять его в систему (букву).

Курс О. Лысенко был высоко оценен российскими учителями.

Тренажер Л. Тарасовой по исправлению почерка

Для исправления и отработки навыков письма в домашних условиях прекрасно подходит тренажер Тарасовой. Этот тренажер состоит из трех тетрадей-прописей. Каждая пропись разбита на темы. По специальной линеечке дети должны обводить буквы, до той поры пока мышцы руки не запомнят правильное написание буквы.

Как помочь сформировать красивый почерк у ребенка: советы

Для того чтобы ребенок писал красиво с ним, безусловно, необходимо заниматься.

Вниманию родителей мы хотим предложить еще ряд довольно простых упражнений, которые помогут детям лучше освоить навык письма.

  • Попросите ребенка положить ладошки на стол. По команде он должен поднимать и опускать попеременно каждый пальчик, переходя с одной ладони на другую. Это упражнение напоминает игру на пианино. Затем ребенок должен поднимать поочередно одинаковые пальцы на обеих руках.
  • Попросите ребенка зажать карандаш между средним и указательным пальцем и, не сгибая ладонь, нарисовать любой рисунок.
  • Разложите на столе карандаши и дайте задание ребенку собрать их в кулак. Однако предупредите его, что делать это он должен при помощи только одной руки. Это упражнение можно повторять несколько раз, меняя руки.
  • Разжимая и сжимая кулачки, ребенок должен вращать кистями рук.
  • Попросите ребенка покатать теннисный мячик по столу, не сгибая при этом ладонь.

Все эти упражнения позволят ребенку подготовиться к освоению навыка письма.

Очень часто причиной некрасивого почерка у ребенка становится неправильное положение тела при письме.

Правильная поза при письме:

  • посадка должна быть максимально прямой;
  • позвоночник, плечи и голова должны находиться в ровном положении;
  • пишущий должен спиной опираться на спинку стула;
  • ноги должны стоять прямо, стопы ног удобно расположены на полу или на специальной подставке;
  • ребенок не должен опираться на стол грудью;
  • локти выступают за край стола.

Три недели занятий и правильная посадка при письме станет для ребенка привычной.

Неправильное положение тетрадки на столе

Чтобы рука ребенка во время письма могла свободно передвигаться, тетрадь на столе должна лежать с определенным наклоном – десять-пятнадцать градусов.

Неправильная обложка на тетради

Обложка не только сохраняет внешний вид тетради, но и позволяет ей не скользить по столу во время письма. Лучшим вариантом считаются обычные тонкие полиэтиленовые обложки. Модные жесткие обложки для тетрадей скользят по поверхности стола.

Ручка для письма

Ручка должна быть не слишком короткой и не слишком длинной. Педагоги начальной школы рекомендуют приобретать ручки с оптимальной длиной в 15 сантиметров. Для детей не годятся ребристые ручки и плоские четырехгранные. Эти ручки требуют от ребенка дополнительных усилий для их удержания и затрудняют процесс освоения навыка письма.

Многие специалисты для детей с недостаточно развитой мелкой моторикой рук советуют приобрести игру «Пальчиковый твистер». Правила этой игры очень просты и дети охотно в нее играют.

Письмо – наука довольно сложная для всех детишек. Поэтому во время занятий ребенка (особенно маленького) не следует перегружать. Преподаватели начальной школы рекомендуют, чтобы выполнение письменного задания не занимало больше пятнадцати минут. Потом обязательно нужно сделать перерыв. Во время перерыва родители могут поиграть с ребенком в теневой театр. Для этой игры достаточно иметь настольную лампу и немного фантазии. Эта игра прекрасно развивает у детей мелкую моторику рук. Кроме того, детишки учатся дифференцировать и согласовывать движения своих рук.

Еще раз хотим напомнить всем родителям, что изменить почерк ребенка в лучшую сторону – задача вполне реальная. А вместе с «новым» почерком ребенок обретет уверенность в себе, новые черты характера и новую жизнь. Последние исследования европейских специалистов показали, что в начале процесса обучения письму ребенок претерпевает огромные психические и физические нагрузки. Эти нагрузки сравнимы с нагрузками, которые испытывают космонавты во время старта ракеты. Что уж говорить, нелегкая эта наука каллиграфия! И родители должны приложить все усилия, чтобы максимально помочь ребенку в ее освоении.

Ул. Вяткина 20, 2 этаж ул. Советов, 126Б, 3 этаж, каб. 8 ул. Кирова, 109 5 микрорайон, 4 (5 подъезд, вход со двора) БЦ «Сункар», 2 мкр., 47, корпус Б, 3-й этаж, каб. 313 и 320 1-й переулок Мостовой, 2 (здание Центрального Сбербанка, 3 этаж), кабинеты 315 и 313 ул. Черкасской обороны, 25 (2 этаж, офис 42) ул. Герцена, 88 пр. Ленина, 123 ул. Лермонтова, 120 ул. Дубки, 15 ул. 1 мая, 59/1, ТЦ "Пятерочка", 2 этаж ул. Комсомольская, 27, офис 41 ул. Розы Люксембург, 168 ул. Урицкого, 47, этаж 2, оф. 209 Проспект Ленина, 29 (1 этаж) ул. Сауран, 3/1, 20 подъезд, офис 996 площадь Ленина, 2 7 микрорайон, 2а ул. Ленина, 54А (1 этаж) проспект Революции, 26 р-н Янтарный, Молодежный бульвар, 1 ул.Дзержинского, 27 проезд Центральный, 3 ул. Балтийская, 49 ул. Заводская/Луначарского, 184/94 ул. Островского, 22, оф. 208 ул. Щорса, 54, 3-й этаж, ТЦ «Южный» ул. 5 Августа, 1к, ТЦ «Август», 2-й этаж ул. Морозова, 7, блок 3 ул. Красноармейская, 21 4 микрорайон, 1 1 микрорайон, 5 ул. Юбилейная, 127 (3 этаж) ул. Гагарина, 27 ул. Карла Маркса, 6 ул. Чистякова, 43/1 ул. Первомайская, 10 к1 ул. Третьяковская, 39 ж.р. Центральный, проспект Ленина, 21, П1001 ж.р Энергетик, ул. Солнечная, 4, СК «Солнечный» ул. 28 июля, 33Б ул. Красноармейская, 128а (ТЦ "Таксопарк", 4 этаж) ул. Я. Гашека, 10, 3 этаж ул. Коммунистическая, 37 (ТЦ "Центральный") 1 микрорайон., 4в (ТЦ «Омега», 3 этаж) ул. Советская, 135Б проспект Ленина, 31 ул. Кочетова, 8 ул. Псковская, 46 ул. Энгельса, 81к4 пер. Ипподромный, 9а ул. Ольховая, 4 ул. Кирова, 25Д, офис 9 ул. Западная, 57 ул. Восточная, 80Б Центральный район, ул. Краснознаменская, 25 Ворошиловский район, ул. Грушевская, 8 Дзержинский район, ул. 8-ой Воздушной Армии, 9А Краснооктябрьский район, ул. Генерала Штеменко, 7 Красноармейский район, бульвар Энгельса, 26 ул. Северная, 9А, ТЦ "КИТ", 2 этаж ул. Ленинградская, 78 (2 этаж над Сбербанком) ул. Московский проспект, 26 Ленинский проспект, 15, каб. 219 ул. Генерала Лизюкова, 24, оф. 801 ул. Ворошилова, 50 ул. Кирова, 54 ул. Межевая, 21 ул. Сторожевой Башни, 17 ул. Орская, 117 ул. Луначарского, 31 ул. Горького, 3 ул. Грибоедова, 60 ул. Будённого, 2 ул. Новая, 25 ул. Геннадия Трошева, 7 ул. Фрунзе, 19 15-й микрорайон, 6 ул. Советская, 166 ул. Гвардейская, 12 проспект Ленина, 35, офис 6 ул. Школьная, 10 м. Алтуфьево, пр. Ракетостроителей, 5к2 ул. Кирова, 15 МО, Ленинский район, мкр. Дрожжино, ул. Новое Шоссе, 3 к1 МО, Ленинский район, мкр. Дрожжино, ул. Новое Шоссе, 10к2 проспект Боголюбова, 16к2 ул. Д. Ульянова, 7 5 микрорайон, 16 (помещение 10) ЖК "Европейский", напротив детской поликлиники ул. Коммунистическая, 45 ул. Шевченко, 18, оф. 303 ул. Павла Шаманова, 60 ул. Кузнецова, 7 (вход со двора) ул. Родонитовая, 24 ул. Сурикова, 55 ул. Татищева, 88 ул. Кунарская, 14/3 проспект Академика Сахарова, 53 ул. Грибоедова, 30 пр. Мира, 49 ул. Коммунаров, 143В ул. Чкалова, 18, офис 10 ул. Большая Боргустанская, 20 (напротив школы №1) ул. Ленина, 100б ул. Ленина, 90 (здание Сбербанка, 2-й этаж) проспект Героев, 3 микрорайон Саввино, ул. Калинина, 6 ул. Солнечная, 19 ул. Амет-хан Султана, 35 ул. Молодёжная, 6 (здание Бизнес Инкубатора) ул. Курчатова, 49 Нахабинское шоссе, 7А, ЖК Нахабинский Корпус 2005 ул. Таганайская, 192а, 4 этаж проспект им. Ю.А. Гагарина, 3 микрорайон, 43, 5 этаж ул. 40 лет Победы, 42 микрорайон Московский, 14 ул. Молодежная, 87 ул. Удмуртская, 141 ул. Пушкинская, 289 ул. Лермонтова, 81/7 ул. Байкальская, 267И, оф.213 ("СК Байкал Арена") ул. Рабочая, 2 ул. Рокоссовского, 26 ул. Зелёная, 1 ул. Воинов-Интернационалистов, 34 проспект Победы, 100 (ДЦ "Долина изобилия", центральный вход) ул. Фатыха Амирхана, 14А Вахитовский район, ул. Шмидта, 35а, офис 119 ул. Дубравная, 51Г, БЦ "Дубрава" проспект Ибрагимова, 58 (2 этаж) переулок Малый, 29 (около КГТУ, 2 учебный корпус) Балтийский район, бульвар Л. Шевцовой, 4 ул. Карла Маркса, 10 ул. Кирова, 29, офис 207 (за Домом Быта) ул. Советская, 19/40 ул. Кунавина, 2, офис 126 (БЦ «Петровский») ул. Шестакова, 54 5 микрорайон, 63А ул. Железнодорожная, 87 (БЦ "Булат", 3 этаж, каб. 306) ул. Горького, 1 ул. 30 лет Победы 2, 2 этаж Ленинградский проспект, 40В ул. Дзержинского, 4 ул. Хибиногорская, 31 (ТЦ "7 Дней") ул. Ленина, 14, 2 этаж проспект Шмидта, 28, офис 6 ул. Акана-Серэ, 66 Ладожский бульвар, 1к1 ул. Партизанская, 12а ул. Горького, 12Б район Болшево, ул. Пушкинская, 15 ул. Толстого, 51 8 микрорайон, 8а, 2 этаж ул. Строителей, 2 ул. Советская, 19, 1 этаж ул. Успенская, 24 м. «Мякинино», Павшинский бульвар, 11 (Павшинская пойма) Южный бульвар, 4 ул. Красная, 155/3 ул. Бульварное Кольцо, 7/1 ул. Старокубанская, 92, 2-й этаж ул. Центральная, 3а, 3 этаж, офис 375 проспект Свободный, 28А ул. Батурина, 20 ул. Ястынская, 9А ул. Карамзина, 23, 2 этаж ул. Пролетарская, 55 пл. Ленина, 5А, БЦ «Пирамида», 7-й этаж, каб. 716 ул. Ленина, 15, 3 этаж ул. Свердлова, 70 (Башня) 4 микрорайон, 10, офис 2 ул. Радищева, 110, ТЦ «Корона», 5-й этаж, оф. 505 проспект Клыкова, 39А, 3 этаж ул. Ленина, 16, ТК "Торговая галерея", офис 23 ул. Мира, 24 ул. Ленинградская, 61 ул. Ленина, 76, 2-й этаж ул. Водопьянова, 37 пр. Ленина, 23 ул. Физкультурная, 4 район Красная горка, Комсомольский проспект, 18/1 (Вход с улицы). Остановка автобуса "Проспект Победы" 2 микрорайон, стр. 59/1, ТЦ «Континент», 3-й этаж пр. Карла Маркса, 113/1 ул. Тевосяна, 2 ул. Планерная, 2А, школа №21, левый берег Ленинский район, проспект Ленина, 21 ул. Пролетарская, 274 (напротив Филармонии) ул. Ленина, 32, 4 этаж, офис 404 32 мкр-н, 42, 2-й этаж ул. Изыскателей, 1/43, 2 этаж ул. Калинина, 13 (БД Спиридонова), офис 404 ул. Бештаугорская, 7В м. Новые Черемушки, ул. Профсоюзная, 45 район Фили-Давыдково, м. Пионерская, м. Славянский бульвар, ул. Кастанаевская, 50, корпус 1 м. «Проспект Вернадского», Ленинский проспект, 99 (Дом быта) м. Раменки, Мичуринский проспект, 25к2 Куркино, ул. Соколово-Мещерская, 29 м. «Полежаевская», м. «Щукино», м. «Хорошево», ул. Маршала Жукова, 76 к2 м. Сокол, Ленинградский проспект, 75Б м. Аэропорт, ул. Усиевича, 1/5 Косино-Ухтомский, ул. Дмитриевского, 17 м. «Сходненская», ул. Героев Панфиловцев, 9, к. 3 район Марьино, м. «Братиславская», ул. Братиславская, 25 м. Коньково, м. Тропарёво, ул. Островитянова, 9к3 м. «Юго-Западная», ул. Покрышкина, 8 к1 м. «Октябрьское поле», ул. Маршала Рыбалко, 3 м. Селигерская, Бескудниковский бульвар, 19 к2 Московская область, Ленинский район, мкр. Дрожжино, ул. Новое Шоссе, 3к1 Московская область, Ленинский район, мкр. Дрожжино, ул. Новое Шоссе, 10к2 м. Речной вокзал, м. Водный стадион, ул. Флотская, 76 м. Крылатское, ул. Осенний бульвар, 16к1 м. Царицыно, ЖК Царицыно, ул. 6-я Радиальная, 5, корп. 3 Рязановское поселение, пос. Знамя Октября, микрорайон "Родники", 7 Красногорский район, д. Путилково, ул. Новотушинская, 5 (вход с торца здания) м. Измайловская, Заводской проезд, 23 м. «Мякинино», Павшинский бульвар, 11 (Павшинская пойма) м. Старокачаловская, м. Бульвар Дмитрия Донского, ул. Грина, 18 м. Южная, м. Чертановская, м. ул. Академика Янгеля, м. Аннино, район Северное Чертаново, Варшавское шоссе, 122 м. Коптево, проезд Черепановых, 30 Некрасовка, ул. Ухтомского Ополчения, 8 м. Пл. Ильича, м. Римская, ул. Новорогожская, 15 м. Отрадное, ул. Каргопольская, 17 ВНИИССОК, ЖК Дубки, ул. Дружбы, 2 район Южное Бутово, м. Горчакова, м. Бунинская аллея, ул. Адмирала Лазарева, 58 Рассказовка, ул. Летчика Грицевца, 11 м. Ясенево, м. Новоясеневская, м. Битцевский парк, ул. Рокотова, 10к2 м. Первомайская, ул. Первомайская, 112 м. Бульвар Рокоссовского, ЖК "Лосиный остров", Погонный проезд 3А кор.5 Новые Ватутинки, ул. 6 Нововатутинская, 5 п. Коммунарка, ул. Ясная, 5 (вход со двора) п. Нахабино, ул. Панфилова, 27 м. Перово, ул. Лазо, 12 пос. Внуковское, ул. Самуила Маршака, 17 м. Речной вокзал, м. Беломорская, ул. Беломорская, 11к1 м. Полежаевская, м. Хорошево, ул. Мневники, 11 м. Жулебино, ул. Саранская, 2 Митино, Скоро открытие! район Братеево, м. Алма-Атинская, ул. Паромная, 7к1 м. Строгино, ул. Твардовского, 12 м. Бибирево, ул. Плещеева, 18к2 м. Алтуфьево, ул. Новгородская, 37 рабочий поселок Свердловский, микрорайон Лукино Варино, ул. Строителей, 18 м. Каховская, м. Севастопольская, Чонгарский бульвар, 26А корпус 1 м. Щелковская, ул. 15-ая Парковая, 45 район Ново-переделкино, ул. Лукинская, 8 м. Алексеевская, ул. Маломосковская 22 м. Бутырская, м. Марьина Роща, Старомарьинское шоссе, 22 с/пос. Павлово-Слободское, дер. Новинки, 115 (ТРК Павлово Подворье) м. Преображенская площадь, ул. Краснобогатырская, 90с1 (ЖК "Наследие") м. Теплый Стан, ул. Академика Виноградова, 9 м. Текстильщики, м. Кузьминки, м. Рязанский проспект, Волжский бульвар, 11 м. Ховрино, ул. Дыбенко, 38к1 Рублёвское шоссе, 18к3 (вход со стороны Суворовского парка) посёлок Барвиха, 26 м. Каширская, м. Кантемировская, Пролетарский проспект, 7 (подъезд 1) район Свиблово, Берингов проезд, 3 район Солнцево, ул. Главмосстроя, 5 район Академический, ул. Шверника, 7 м. Коломенская, м. Нагатинская, Нагатинская набережная, 10к3 г. Апрелевка, ул. Дубки, 15 г. Балашиха, р-н Янтарный, Молодежный бульвар, 1 г. Видное, ул. Ольховая, 4 г. Дубна, проспект Боголюбова, 16к2 г. Долгопрудный, м. Алтуфьево, ул. пр. Ракетостроителей, 5к2 г. Домодедово, ул. Кирова, 15 г. Дмитров, ул. Школьная, 10 г. Железнодорожный, проспект Героев, 3 г. Железнодорожный, микрорайон Саввино, ул. Калинина, 6 г. Звенигород, Нахабинское шоссе, 7А, ЖК Нахабинский г. Зеленоград, Корпус 2005 г. Истра, ул. Рабочая, 2 г. Коломна, ул. Уманская, 22 г. Котельники, ул. Строителей, 2 г. Королев, ул. Горького, 12Б г. Королев, ул. Пушкинская, 15 г. Лобня, ул. Физкультурная, 4 г. Люберцы, район Красная горка, Комсомольский проспект, 18/1 (Вход с улицы). Остановка автобуса "Проспект Победы" г. Московский, ул. Радужная, 19к2 г. Мытищи, ул. Юбилейная, 30 г. Ногинск, ул. Воздушных Десантников, 28 г. Одинцово, ул. Чикина, 8а, ТЦ "Олимп" г. Орехово-Зуево, ул. Якова Флиера, 7 г. Одинцово, микрорайон Новая Трехгорка, ул. Чистяковой, 58 г. Подольск, ул. Маштакова, 3а г. Раменское, ул. Крымская, 5 г. Реутов, Новокосино, Юбилейный проспект, 78 г. Реутов, ул. Некрасова, 18, Библиотека №4 г. Реутов, ул. Новая, 3, 2-й этаж г. Серпухов, ул. Ворошилова, 143Б к3, офис 20, БЦ «Питомник Sky» г. Троицк, Офисно-деловой центр, мкр-н В, 55, офис 80 г. Фрязино, ул. Нахимова, 14а г. Химки, скоро открытие г. Чехов, ул. Чехова, 79к1 (ЖК «Чайка»), 1-й этаж, вход со двора, офис №5 г. Щербинка, ул. Маршала Савицкого, 4, корпус 2 г. Щёлково, район Богородский д.16 пр. Ленина, 77 ул. Московская, 17, Здание "Бизнес- инкубатор" Юбилейная, 30 Новый город, 13/05 а, 2-й этаж Новый город, 21/24, Цветочный бульвар, 10 ул. Зверева, 41 Пачева, 11 Пионерский переулок, 1 ул. Панфилова, 27 ул. Южно-Якутская, 43/1 ул. Ленина, 13 12 мкр, ст. 63 (возле магазина «У бабушки Оли») ул. Озёрная, 1 ул. Энтузиастов, 2 ул. Пискунова, 21/2 ул. Подводников, 26 район Гальянки, ул. Дружинина, 47, 3-й этаж Центральный район, ул. Октябрьской революции, 44 (вход со двора) Дзержинский район, проспект Дзержинского, 53 ул. 40 лет Октября, 4а-1 ул. Лукинская, 8 пр. Кузнецкстроевский, 34а ул. Коммунистическая, 40 ул. Героев Десантников, 18 (вход со двора) с. «Цемдолина», ул. Ленина, 86, каб. 5 ул. Южная, 9 ул.Рубина, 1 ул. Коммунистическая, 48А, ДЦ "Фанат", офис 418 ул. Уральская, 6 ул. Ленина, 65 (вход с торца здания) ул. Винокурова, 46, ТЦ «Новый Континент», 4-й этаж, каб. 404 ул. Советская, 45а (Новый деловой центр, НКТВ) ул. Комитетская, 64б, 2 этаж (Здание Донхлеббанка, обойти справа от центрального входа) ул. Молодежная, 13 микрорайон Мирный, 8/2 ул. Воздушных Десантников, 28 площадь Металлургов, 9, 2 этаж Талнах, ул. Елисейская, 20 (ТЦ Гуливер, 2 этаж) ул. Ленина, 17А, 2 этаж 4 микрорайон, 25 проспект Маркса, 100, офис 18 ул. Ломоносова, 46 пр. К. Маркса, 32 пр. Ленина 37а ул. Фрунзе, 1, корп. 4, оф 608 (ТК "Миллениум" 6 этаж) ул. Ленина, 39А, 3 этаж ул. Красина, 7 ул. Салмышская, 43а ул. Чкалова, 55/1, ТК «Парадис», 2-й этаж ул. Ноябрьская, 46 пр. Гагарина, 42/1 ул. Брестская, 4 ул. Якова Флиера, 7 ул. Пацаева, 6 ул. Краматорская, 10б ул. Карла Маркса, 2 ул. Советская, 93, ТЦ Отрада ул. Академика Сатпаева, 73 ул. Железнодорожная, 6В проспект Строителей, 3А с. Засечное, Прибрежный бульвар, 1 ул. Ватутина, 62А ул. Сибирская, 30 ул. Мира, 18 ул. Юрша, 21 ул. Докучаева, 38 ул. Советская, 42 ул. Красная, 10 (6-й этаж офис 601) Бульвар Интернационалистов, 8 (1 этаж) проспект 50 лет Октября, 23 ул. Гагарина, 17, ТЦ "Аврора", 3 этаж ул. Ленина, 8а ул. Маштакова, 3а ул. Ленинградская, 11 мкр. Зеленый Бор-1, 13 ул. Ленина, 104/1 ул. Коммунальная, 73А, ТЦ «Экватор», 2-й этаж Набережная реки Великой, 6, каб. 11,14, 17Б ул. Октябрьская, 3 (ТРУ "Весна", 4 этаж) 1 микрорайон, 43 ул.Крымская, 5 Юбилейный проспект, 78 ул. Новая, 3, 2-й этаж ул. Некрасова, 18, Библиотека № 4 проспект Гагарина, 38/1 проспект Труда, 12а ул. 339 Стрелковой Дивизии, 19 переулок Семашко, 117В ул. Пацаева, 20 ул. Петрашевского, 36 ул. Еляна, 68 (Левенцовка) ул. Таганрогская, 132/3 ул. Ленина, 207а,2-й этаж (ост. «Спорткомплекс») Микрорайон, 4А ул. Чкалова, 64 ул. Введенская, 91 ул. Новоселов, 51 ул. Островского, 8 (3 этаж) ул. Республики, 62, ТЦ «Улей», 3-й этаж ул. 5-я просека, 121 ул. Стара Загора, 164 проспект Королёва, 7, 2-й этаж Калининский район, ст. м. «Гражданский проспект», ул. Брянцева, 7 к1 ст. м. «Международная», ул. Будапештская, 8 к7 Лыжный переулок, 4 к3 Приморский проспект, 137, ЖК "Золотая Гавань" г. Колпино, Ладожский бульвар, 1к1 ул. Адмирала Трибуца, 8 Красносельское шоссе, 54к6 ул. Кораблестроителей, 16к2 (2 этаж) посёлок Парголово, улица Валерия Гаврилина, 11к1с1 (1 этаж) ул. Тихвинская, 8к2 ул. Севастопольская, 19 ул. 2-я Садовая, 23А (вход в городской парк) ул. Калинина, 53 ул. Советская, 2а, ТРЦ «Буревестник», 3-й этаж. пр. Героев Сталинграда, 63, офис 1 ул. Маршала Бирюзова, 42 (офис 16,17) ул. Карла-Маркса, 21 (офис 221) ул. 1-ой Ударной Армии, 95 ул. Ворошилова, 143Б к3, офис 20, БЦ «Питомник Sky» ул. Тихвинская, 8к2 ул. Киевская, 12а ул. Победы, 276 (офис 153) ул. Рыленкова, 9а ул. Гастелло, 31 ул. Первомайская, 4, этаж 2 ул. Юности, 4 ул. Калинина, 6 ул. Чайковского, 7/1 микрорайон Дагомыс, ул. Гайдара, 20 ул. Мира, 242 микрорайон Солнечный, 36, ТЦ «Солнечный», 3-й этаж ул. Ленина, 15Б, "Зелёный рынок", 2 этаж ул. 50 лет ВЛКСМ, 4/2, 3 этаж ул. К.Федина, 6 ("ЦУМ Сызрань", 3 этаж) ул. Морозова, 104 ул. Малькеева, 2 ул. Интернациональная, 45Б ул. Пушкина, 23А ул.Таежная, 1а, "Дом Торговли", 3 этаж Тверской пр-т, 2, офис 1512 (ТЦ Олимп 5 этаж) пр-т Калинина, 17, офис 601 (ТЦ Калина-центр 6 этаж) ул. Маяковского, 33, офис 36 (ТЦ Восточный 2 этаж) ул. Октябрьская, 34 ул. Жукова, 52 ул. Карла Маркса, 60 ул. Киевская, 105Б 1-й переулок Металлистов, 7 Офисно-деловой центр, мкр-н В, 55, офис 80 ул. Климова, 15, ТЦ «Эгида», офис 14, 3-й этаж Советский район, ул. Макаренко, 1А ул. Широтная, 83а ул. Малыгина, 14к3 Солнечный проезд, 26к1, 1-й этаж ул. Ярославская, 15, 2 этаж ул. Свердлова, 12Г ул. Тобольская, 65а ул. Пржевальского, 3, ТД "Юбилейный city", 7 этаж проспект Ульяновский, 10 ул. Рябикова, 22а, ТЦ «Караван», 2-й этаж ул. Врача Михайлова, 30А, ТК "Перекресток", 3 этаж проспект Филатова, 9а (ТЦ "СФЕРА") ул. Минаева, 11 (ТРК "Спартак", 3 этаж, каб. 313) 1 мкр-он, 5 5 микрорайон, проспект Абулхаир хана, 171 ул. Д. Нурпеисовой, 12/1, здание АТиСО, каб. 113 ул. Пионерская, 3 ул. Ватутина, 26А ул. К. Батыра, 87/2 ул. Демьяна Бедного, 101А ул. Ленина, 24 (каб. 215, 216) ул. проспект Октября, 144/2 ул. Лётчиков, 9 (Затон) ул. Георгия Мушникова, 28, (р-н Инорс) ул. Дагестанская, 14/1 (Дёма) пр-т Октября, 64/1 ул. Мубарякова, 12/2 ул. Ленина, 99 ул. Маршала Жукова, 5/2 ул. Комсомольская, 15 (вход со двора) ул. Мира, 31 (вход с торца) пос. Чесноковка, ул. Архитектурная, 1 ул. Красноводская, 3 ул. Первомайская, 81 ул. Тиманская, 13 ул. Карла Маркса, 2, БЦ "Лидер", 2 этаж ул. Строителей, 14 ул. Куйбышева, 10а, 3 этаж ул. Пушкина, 46 (центральный вход, 3-й этаж) ул. Павла Морозова, 113, ЖК «Парус» ул. Тихоокеанская, 218Б Куркино, ул. Соколово-Мещерская, 29 Приморский Бульвар, 32, офис 56 ул. Ленина, 48а ул. Водопроводная, 20 ул. Университетская, 20/1 пр. Тракторостроителей, 11, ТЦ «Овас», 4-й этаж ул. Ак. Королева, 2, ТЦ «Байконур», 3-й этаж ул. Энтузиастов, 31 пр. Ленина, 7б пр. Победы, 315а проспект Ленина, 29 Район Парковый-1, ул. Хариса Юсупова, 101 ул. Бажова, 91А, оф. 305, (район ЧТЗ) Комсомольский проспект, 48 ул. Чехов, 79к1 (ЖК «Чайка»), 1-й этаж, вход со двора, офис №5 ул. Подгорбунского, 55 ул. Ленина, 43 ул. Свердлова, 50 (м-н "Карусель", 2 этаж) район Богородский, 16 ул. Маршала Савицкого, 4, корпус 2 ул. Абылай хана, 73А, офис 2 ул. Маяковского, 43 ул. Механизаторов, 18 (ЖК "Мечта") ул. Горная, 8/2, помещение 101 Крюкова, 35 (Северная сторона) ул. Советской Армии, 16Г, ТД «Малов», 2-й этаж, офис 2 ул. Петровского, 8/1, 3 этаж ул. Пушкина, 23 ул. Азина, 27 проспект Ленина, д. 32 Ленинградский проспект 64 (ТЦ Арцах) Заволжский район, проспект Машиностроителей, 13А (3 этаж, ТЦ "Ривьера") ул. Мирная, 1-12