Платье грейс келли или что из себя представляет стильное свадебное платье. Грейс Келли и князь Ренье: история любви

Немногие свадебные платья становятся экспонатами музеев. Единицы среди невест являются легендами спустя 60 лет после торжества.

Именно об одной такой новобрачной, ставшей иконой стиля, хотелось бы рассказать. Удивительная судьба до сих пор находит отклик у поклонников, а ее великолепный подвенечный убор копируется и в наши дни. Туалет ли сделал бракосочетание Грейс Келли феноменальным, или известная актриса подарила миру культовый наряд?

Предыстория чуда

Для того чтобы разобраться, почему именно эта свадьба приковала к себе миллионы взглядов, надо немного знать предысторию.

Свадебное фото

Итак, он князь Ренье III:

  • наследник династии Гримальди;
  • политик, получивший блестящее образование в Швейцарии, Великобритании и Франции;
  • офицер французской армии, участник кампании против Гитлера;
  • заядлый филателист;
  • и, наконец, на момент торжества правящий князь Монако.

Роскошный Ренье III

Какие платья сейчас в моде на любой случай в жизни узнайте .

Она Грейс Келли:

  • дочь бизнесмена, олимпийского чемпиона по академической гребле и первой женщины-главы факультета Университета Пенсильвании;
  • выпускница Американской академии драматических искусств;
  • успешная модель;
  • известная голливудская актриса на пике своей популярности и любимица Альфреда Хичкока;
  • женщина, красота и очарование которой будоражили воображение киноманов.

Голливудская актриса

Принадлежащие к высшему обществу, публичные и обеспеченные, они почти в течение года вели переписку, прежде чем монарх небольшого княжества решился отправиться в США и попросить руки мировой звезды.

Бракосочетание 33-летнего монарха и 27-летней киноактрисы должно было стать сенсацией века, и его с нетерпением ждали по обе стороны океана.

Церемония была разделена надвое. 18 апреля 1956 года прошла гражданская регистрация брака, на которой Грейс предстала в скромном розовом платье из кружева и тафты. На следующий день было назначено венчание, за которым наблюдал весь мир. Наряды на оба мероприятия создавались одним модельером.

Мама будущих принцесс важно обучить их манерам, грации и танцам. А на паркете не выиграть без прекрасного .

Невестам, стремящимся выглядеть по королевски, просто необходимо познакомится со . Утонченные и изысканные, они как нельзя лучше подчеркнут вкус и грацию молодой леди.

Безумная работа

Разумеется, невеста не могла войти в церковь, надев простое подвенечное платье, ее должен был украшать шедевр. Кроме того, на момент помолвки у Келли не завершился контракт с американской киностудией Metro Golden Mayers, которая всегда заботилась о репутации своих подопечных, в том числе и за пределами съемочной площадки.

Руководство компании, решив сделать свадебный подарок одной из самых популярных актрис и заодно получить шикарную рекламу, занялось созданием туалета для Грейс. К разработке дизайна приступила костюмер компании Хелен Роуз.

Ведущий модельер MGM Хелен Роуз – отдельная страница в мире моды 50-х и 60-х годов. Изысканные наряды были созданы ею для более ста фильмов. Что касается свадебных туалетов, кроме Грейс Келли, Элизабет Тейлор выходила замуж в ее творении.

Хелен Роуз

Для пошива столь ожидаемого наряда были выбраны уникальные материалы – шелковая тафта цвета слоновой кости, шелковая тюль и 125-летнее брюссельское кружево, украшенное натуральным жемчугом. По итогам работы использовалось более километра ткани.

Дизайнер не стала украшать образ принцессы декольте, в нем не было необходимости. Наоборот, от самого пояса и до шеи поднимается ряд маленьких пуговиц (около 30 штук). Венчает силуэт небольшой воротник-стоечка.

На сегодняшний день подвенечный наряд Келли занимает одну из ведущих позиций в рейтинге самых дорогих платьев и оценивается в 300 000 долларов.

Разумеется, княгиня Монако не могла выходить замуж в наряде, создающем сомнения в ее скромности и чести, и под тончайшим кружевом находится тафтяной корсаж.

Наряд хранится в Художественном музее в Филадельфии

Модные прямые свадебные платья с кружевом подобрать поможет следующая .

Подъюбники

Эта деталь туалета должна была формировать юбку, создавая благородный силуэт платья. Сшитые из огромного объема тафты, подъюбники надевались отдельно от остальных элементов.

Что интересно, Хелен остановила свой выбор на пышном крое в виде колокола. То есть около самой талии ткань расходилась объемной чашей, а не плавно спускалась вниз.

Гостью статусной церемонии украсит роскошное .

Верхняя юбка

Нежный шелковый материал внешней юбки придавал изысканности всему облику. Талию актрисы украшал пояс с поперечными складками, как бы подчеркивающий тонкий стан настоящей принцессы.

Наконец, интересной находкой дизайнера стал разрез сзади от самой талии и до пола. Ткань, схваченная в нескольких местах бантами, расходилась книзу, открывая взгляду кружевной шлейф.

Не менее утонченные свадебные платья с кружевным верхом найдете .

Головной убор и фата

Грейс остановилась на довольно необычном варианте – «джульеттке» с небольшим веночком. Такая модель, выполненная из кружева, шелка и украшенная жемчугом в виде маленькой шапочки, скрывала часть гладко зачесанных волос. Выбор невесты выигрывал сразу по двум статьям – это и дань старине, так многозначащей в Европе, и подчеркнутая элегантная строгость будущей княгини.

Существует легенда, что жених приобрел всю ткань для пошива, само же кружево князю пришлось выкупить в музее. Кроме использования в декоре наряда, молитвенник и туфли были отделаны этим старинным материалом.

Принцесса в окружении гостей церемонии

Как правильно подобрать платья на свадьбу для подружек невесты узнайте .

Фата окружала невесту со всех сторон. Спереди длина шелковой сетки доходила до пояса, и как бы окутывала лицо тонкой дымкой. Сзади невесомая ткань спускалась до пола. По краю фата была отделана элементами цветов и птиц все того же уникального кружева.

Довольно сложная и кропотливая работа досталась швеям, не так ли? Платье и в наши дни поражает своими неповторимыми элементами и удивительной задумкой. Задача была выполнена столь грандиозная, что самостоятельно невеста одеться не могла. Составляющие туалета были доставлены к месту проведения свадьбы вместе с инструкцией по сборке.

Облик столь грациозной новобрачной завершали туфли-лодочки на небольшом каблучке и букет из нежных ландышей. Хелен Роуз удалось сделать туалет таким, каким она его задумала: «…простым, но элегантным, женственным, благородным, и обязательно по-королевски величественным. И самое главное, платье не должно затмевать красоту Грейс».

Букет из ландышей

Поднять настроение поможет самых смешных свадебных платьев в мире.

Сказочный финал

Церемония оказалась роскошной и запомнилась как «свадьба века». Невеста, являясь образцом невероятной красоты и женственности, и в наши дни осталась примером для подражания. Модели, напоминающие свадебный туалет Грейс, можно найти до сих пор. Последнее самое резонансное бракосочетание Кейт Миддлтон и принца Уильяма воскресило ассоциации с актрисой.

Кейт Миддлтон

Уникальный наряд-шедевр практически сразу после церемонии Грейс подарила Художественному музею в Филадельфии. Сотрудники организации не дозволяют вывозить раритет, даже на выставке, посвященной актрисе, представлена копия известного убранства.

Легендарная невеста стала примерной женой, истинной княгиней и образцовой матерью троих детей. Ее популярность в собственном государстве с годами лишь росла, ведь Грейс сохранила безупречную репутацию и активно занималась благотворительной деятельностью. Впрочем, карьеру актрисы, легкомысленную по меркам правителя, пришлось завершить.

Брак Ренье и Грейс, несмотря на все домыслы, продлился 26 лет вплоть до трагической гибели женщины в автокатастрофе. Князь, переживший супругу, до собственной кончины остался вдовцом.

Грейс в окружении детей и мужа

Современным невестам вполне уместно появится на церемонии в , способном подчеркнуть красоту и стройность женских ножек.

Удивительная и неповторимая, по-королевски скромная и женственная, элегантная и изысканная – множество эпитетов можно подобрать к невесте Грейс Келли. «Вулкан под снегом» – так охарактеризовал аристократичную девушку Альфред Хичкок, а наряд лишь стал великолепной оправой для актрисы и будущей княгини. Но и он сыграл огромную роль в мире моды, создав целое направление свадебных платьев.

Грейс Келли и князь Ренье незадолго до своей свадьбы принимают поздравления, 18 апреля 1956.

История их любви, казалось, была списана с самых прекрасных сказок о принцах и принцессах. Он наследный правитель княжества Монако, офицер, выпускник престижного Института политических исследований (кузницы политической элиты Франции) – и богач. Она оскароносная звезда Голливуда, настоящая красавица и завидная невеста. В этом союзе были все «компоненты» блестящего любовного сценария: красавцы-герои, судьбоносная первая встреча, любовные письма, препятствия на пути к счастью, великолепная свадьба. Но был ли здесь главный «компонент» – любовь? Спустя более 60 лет со дня их венчания сомнений не остается: любовь была. Мимолетная, спонтанная, но все же достаточно прочная для того, чтобы Грейс Келли и князь Ренье прожили вместе всю оставшуюся жизнь.

Встреча

Монаршая чета на приеме в Королевском дворце, 1956.

Им понадобилась всего секунда, чтобы влюбиться друг в друга. И всего год, чтобы связать свои судьбы узами брака. Знакомство князя Ренье и Грейс Келли состоялось в 1955 году в Каннах. Тогда звезда фильмов «Могамбо» и «Деревенская девушка» (за игру в котором актрису удостоили «Оскара») возглавляла американскую делегацию на Каннском фестивале. Повестка дня Грейс в целом содержала обыкновенные, «рутинные» дела любой кинозвезды: подбор туалета, встречи с журналистами, посещение торжественного гала-ужина в ее честь. Ах да, и совместная фотосессия с князем Монако для Paris Match – пункт, который, как говорят близкие актрисы, Грейс очень хотела вычеркнуть из своего насыщенного графика.

Аристотель Онассис еще до знакомства монарха с героиней как-то обмолвился, что лучшим способом привлечь внимание к княжеству могла бы стать свадьба Ренье с кем-то вроде Мэрилин Монро или Грейс Келли…

Знаменитый портрет Грейс Келли, предположительно 1953 год.

Кадр из фильма «Высшее общество» (1956), где Грейс сыграла вместе с Фрэнком Синатрой.

Кадр из фильма «Поймать вора» (1954).

Одно из самых известных изображений Грейс Келли.

Грейс Келли и Эдмонд О’Брайен со своими наградами, статуэтками «Оскар», 30 марта 1955.

Впрочем, и сам князь Монако не так уж стремился попасть на фотосессию. Тем более что в тот день все и вся, казалось, было против их встречи. Грейс попала в многочасовую пробку, затем в небольшую аварию и, как свидетельствуют современники, была в ужасном расположении духа – в том числе из-за того, что не была довольна ни своим нарядом, ни укладкой. Князь Ренье также застрял в бесконечном потоке машин, в результате чего заявился на фотосессию с получасовым опозданием и без малейшего желания позировать с какой-то актрисой (пусть и самой кассовой своего времени).

Князь Ренье с женой Грейс Келли на борту «Конституции» после поездки в Соединенные Штаты Америки, 17 ноября 1956.

Однако все разрешил небольшой, но очень милый эпизод. Князь Ренье впоследствии признался, что, войдя в зал, где должна была проходить встреча, он с первого взгляда был очарован тем, как Грейс перед зеркалом репетировала реверанс. Наконец, они встретились и, как гласит легенда, полюбили друг друга с первого взгляда. Этот взгляд, к слову, попал в объектив фотографа Пьера Галанта, сделавшего один из самых известных снимков князя и будущей княгини. Грейс была также очарована 32-летним монархом, который поразил ее своей учтивостью и галантностью. После фотосессии он пригласил ее в свою резиденцию. Там, среди цветущих садов, ее особенно умилил небольшой зоопарк, а также то, как спокойно и по-отечески Ренье играл с маленьким тигренком.

Князь Ренье и Грейс Келли на светском мероприятии, предположительно 1957 год.

Грейс Келли и Ренье.

После этой встречи между молодыми людьми завязалась бурная романтическая переписка. И даже здесь не обошлось без литературных реминисценций (отсылаем к «Ромео и Джульетте»): отправлять письма к Грейс Ренье помогал его духовный наставник отец Такер. Всего через полгода влюбленный князь пересечет Атлантику, попросит благословения у родителей Грейс и в канун Рождества сделает актрисе предложение в центре Нью-Йорка, вручив ей помолвочное колечко, которое, впрочем, через месяц будет замено на знаменитое украшение с 10-каратным бриллиантом от Cartier.

Грейс и Ренье в доме будущей принцессы в Филадельфии с ее родителями, на следующий день после объявления помолвки, 5 января 1956.

Ставки сделаны

Как и любой брачный союз подобного уровня, свадьба Грейс и Ренье стала предметом всеобщих интересов и надежд на стратегические выгоды. Надо понимать, что в середине XX века княжество Монако было отнюдь не таким райским уголком для миллиардеров, каким оно является сегодня. Тогда это было небогатое и не слишком популярное маленькое государство, для которого каждый случайный турист был на вес золота. Неудивительно, что на нового князя, взошедшего на престол в 1949 году, народ возлагал большие надежды. Один из лучших друзей князя миллиардер Аристотель Онассис даже как-то (еще до знакомства монарха с нашей героиней) обмолвился, что одним из лучших способов привлечь внимание к княжеству могла бы стать свадьба Ренье с кем-то вроде Мэрилин Монро или Грейс Келли… И здесь Онассис был как никогда проницателен: свадьба правителя небольшого княжества с Грейс действительно сделала рекламу этому государству на десятилетия вперед. В Монако толпами хлынули туристы, а миллиардеры со всего света стали считать своим долгом прикупить в княжестве собственную виллу.

До свадьбы отправлять письма к Грейс Ренье помогал его духовный наставник отец Такер.

Грейс и Ренье в доме будущей принцессы в Филадельфии на следующий день после объявления их помолвки, 5 января 1956.

Определенные надежды питали и родители Грейс, которые, к слову, познакомившись с князем, решили, что тот – правитель не Монако, а Марокко. Но, как бы то ни было, подобный союз был на руку потомкам ирландских иммигрантов, для которых в течение долгого времени был закрыт путь в высшее общество Нью-Йорка (несмотря на солидное состояние).

Последнее выступление на церемонии вручения наград премии «Оскар» перед тем, как актриса стала женой князя Ренье и окончательно отказалась быть частью мира кино, 22 марта 1956.

Актриса на борту лайнера «Конституция», готовящаяся к отъезду в Монако к Ренье, апрель 1956.

Однако за свои интересы пришлось платить. Родителям – около 2 миллионов долларов в качестве приданного, а самой Грейс, в свою очередь, предстояло пройти тест на фертильность (требование протокола), а вкупе с ним и неформальный тест на девственность. Конечно же, звезда Голливуда, у которой до Ренье было множество любовников, переживала за результаты. Однако, так как со способностью подарить монарху наследников у Грейс было все в порядке, на «побочные» выводы никто и не обратил внимания.

Кадр из фильма «Поймать вора» (1954) с Грейс Келли и Кэри Грантом.

Но, пожалуй, самой серьезной жертвой для Грейс стало условие, по которому ей предстояло отказаться от карьеры актрисы. Отныне она должна была играть лишь одну роль – супруги правителя Монако.

Перед свадьбой Грейс предстояло пройти тест на фертильность (требование протокола) и неформальный тест на девственность.

Грейс на официальном постере фильма «Лебедь» с коллегами по съемочной площадке, 1956.

Кадр из фильма «Высшее общество» (1956) с Грейс Келли и Фрэнком Синатрой.

Кадр из фильма «Мосты у Токо-Ри» (1954) с Грейс Келли и Уильямом Холденом.

И она пошла на эту жертву. Позже только однажды Грейс попыталась нарушить это условие, когда Альфред Хичкок предложил ей роль в одной из своих новых картин. Князь был склонен проявить понимание и отпустить супругу на съемки. Однако народ княжества Монако оказался резко против этой затеи: «Наша княгиня не может и не должна сниматься в кино, как какая-то актриска!». В итоге Грейс осталась дома. По свидетельствам близких, она неделю почти не выходила из своей комнаты, для нее этот последний упущенный шанс вновь окунуться в любимый мир кино оказался настоящей трагедией.

«Свадьба века»

Свадебный портрет, архивная фотография.

Свадебный портрет, сделанный по окончании официальной религиозной церемонии, 19 апреля 1956.

Именно так громко именовали торжество Грейс Келли и князя Ренье, которое, по некоторым оценкам, по тратам даже превзошло свадьбу королевы Елизаветы с герцогом Филиппом. Оно и немудрено: всего празднества длились около недели и заканчивались официальными церемониями – гражданской (18 апреля) и религиозной (19 апреля).

Сама Грейс прибыла к берегам княжества на океанском лайнере «Конституция» 12 апреля. Как только невеста ступила на пирс и поздоровалась с возлюбленным, на молодых с небес (на самом деле всего лишь из самолета) посыпался легендарный «дождь» из красных и белых гвоздик – подарок того самого друга Ренье Аристотеля. На самом торжестве присутствовало около тысячи гостей, в том числе голливудские звезды, видные политики и даже представители Папы Римского.

Свадебная церемония, 19 апреля 1956.

Принцесса на своей свадьбе, 19 апреля 1956.

Королевская свадьба, 19 апреля 1956.

Свадебное торжество обошлось, по разным оценкам, в 45-55 миллионов долларов, большую часть которой взялась покрыть киностудия MGM, сотрудничавшая с Грейс. К слову, в обмен на разрыв контракта с новоиспеченной княгиней компания получила эксклюзивное право транслировать церемонию по телевидению и в кино.

Келли и Ренье на свадебном обеде, 21 апреля 1956.

Знаменитое платье Грейс Келли, которое многие и по сей день считают эталоном свадебного наряда, изготавливали около 30 портних в течение шести недель. Наряд авторства костюмера Хелен Роуз был расшит жемчугом и винтажным брюссельским кружевом и сегодня оценивается примерно в 300 тысяч долларов.

Торжество Грейс Келли и князя Ренье, по некоторым оценкам, по тратам превзошло свадьбу королевы Елизаветы с герцогом Филиппом.

Королевская свадьба, 19 апреля 1956.

Вечером после церемонии новобрачные отправились в свадебное путешествие на белоснежной яхте – это был подарок Аристотеля Онассиса своему другу и его дорогой жене.

И жили они долго…

Грейс Келли и Ренье со своими детьми Альбером и Каролиной, приблизительно 1963 год.

Портрет Келли с новорожденным принцем Альбером на руках, март 1958.

Но счастливо ли? Сегодня многим становится ясно, что крепкий брак Грейс и Ренье держался не столько на всепоглощающей любви, сколько на дружбе, уважении и верности собственному статусу. Грейс казалась образцовой принцессой: всегда элегантная, она присутствовала на всех протокольных мероприятиях, занималась благотворительностью и вела себя как идеальная жена. Однако очень скоро выяснилось, что казавшееся ей некогда райским местом княжество стало для нее золотой клеткой.


"Джентльмены предпочитают леди» - эти слова на обложке журнала «Тайм» за май 1954 года сопровождали портрет ослепительной красавицы - голливудской звезды Грейс Келли. Подпись оказалась пророческой, хотя потребовала небольшого уточнения: не просто джентльмены, но царствующие особы предпочитают леди всем остальным красавицам.

На Каннском фестивале в мае 1955 года Грейс принимает предложение известного журналиста Пьера Галанта сделать серию фотографий с князем Монако Ренье III. Правда, сначала идея эта показалась ей не столь привлекательной - предстояло долго и утомительно кружить по извилистым серпантинам крошечного королевства. Но фотосессия обещала быть выигрышной - монарх принимает у себя голливудскую звезду.

Солнце клонилось к закату, когда ослепительная красавица в платье с крупными яркими цветами впервые ступила на красноватую землю. Князь Ренье протянул ей сильную руку и повел знакомить со своими подопечными, вольно расположившимися в вольерах роскошного зоосада. Этой же крепкой рукой он бесстрашно погладил огромного саблезубого тигра. Блицы фотоаппаратов освещали прогулку героев до позднего вечера.

Они простились. И Грейс на все вопросы о впечатлении, произведенном на нее князем, скромно и осторожно отвечала: «Он очень обаятельный»…

На следующий же день она поблагодарила Ренье III в письме, он ей немедленно ответил. Тайная переписка продолжалась около полугода, никто и не подозревал, что холодная красавица затеяла такую авантюру - влюбить в себя одного из самых видных европейских женихов. А она ничего и не затевала, ей и в самом деле понравился этот наследник рода Гримальди, не слишком благополучного рода, к тому же известного своей скандальной репутацией.

Князю было уже за тридцать, да и двор нуждался в наследнике. Ренье не избегал женщин, но достойной пока не нашел, Грейс показалась ему милой и к тому же чрезвычайно надежной и порядочной. И у него, как и у каждого почитателя ее таланта, возникла здравая мысль: «С этой женщиной можно прожить вместе до старости». Он решился, он пересек океан, чтобы посетить семейство Келли и просить руки Грейс.

Приближалось Рождество, Как раз в это время актриса снималась в фильме «Лебедь», где играла девушку, выходящую замуж за принца. Знаковая история. Грейс, как истинная католичка, чутко воспринимала знаки судьбы и готовилась следовать за ними.

5 января 1956 года состоялась помолвка. Был подписан брачный контракт. Мать Ренье, княгиня Шарлотта, выразила желание стать для Грейс второй матерью.

Последний фильм, в котором снялась невеста, назывался символически - «Высший свет». Партнером Грейс был наш старый знакомый - неподражаемый Фрэнк Синатра. Студия МGM после окончания съемок подарила будущей княгине Монако все наряды, в которых она снималась.

«Свадьба века»

Тщательно прописанный сценарий этой свадьбы заслуживает специального приза самого придирчивого жюри.12 апреля 1956 года. Грейс Келли в сопровождении шестидесяти друзей и всех членов своей семьи отправляется на океанском лайнере

«Constitution» навстречу своему счастью. Счастье встречает долгожданную невесту на собственной яхте. Ренье переносит Грейс на свою палубу, сотни орудий приветствуют их залпом, самолет осыпает молодых и толпы восторженных зрителей тысячами красных и белых гвоздик.

Тридцать фотографов и операторов, не отвлекаясь ни на минуту, фиксируют для истории блистательную церемонию.

Ровно через неделю в соборе Святого Николая состоялось венчание князя Монако Ренье III и голливудской звезды Грейс Келли. Невеста сжимала в руках букет непорочных белых ландышей. Студия MGM сделала замечательный фильм, как и обещала, а сама церемония транслировала в прямом эфире в девяти европейских странах.

«Когда я выходила замуж за князя Ренье, я выходила замуж за человека, а не за то, что он собой представлял, или кем он был. Я его полюбила, не задумываясь обо всем этом», - писала Грейс много лет спустя в своем дневнике.

Свадебное путешествие проходило уже без докучливых камер. Ренье даже отпустил шкиперскую бородку, а Грейс вновь почувствовала себя простой, почти деревенской девчонкой.

Ровно через девять месяцев у молодоженов родилась дочь Каролина. Она была поразительно похожа на отца. И он - бесстрашный укротитель саблезубых тигров, чуть не расплакался, впервые взяв на руки крошечный конверт со смуглой дочуркой.

А через год и два месяца появился на свет и наследник - Альбер.

В Монако был объявлен национальный праздник.

«Сложнее всего для меня было снова стать нормальным человеком после стольких лет актерской жизни», - признавалась Грейс.

Как нормальный человек она хотела быть верной женой и заботливой матерью, тем более что в 1965-м родилась еще одна дочка - Стефания. Та самая Стефания, которая и окажется рядом со своей матерью в ее последние минуты.

А пока - Грейс, взяв в руки кинокамеру, аккуратно и педантично фиксирует моменты их семейной жизни. Не праздничные - самые будничные: зимние горнолыжные и летние яхтенно-плавательные. Домашние - с котятами и щенками, и пленэрные - на траве и в тени деревьев.

«Я не люблю оглядываться назад».

Она действительно предпочитала счастливые воспоминания, а не сожаления о прошедшем. Так они и жили: Ренье управлял страной, а Грейс строила их мирок, не теряя связи с миром.Они правили вместе 26 лет. Это очень много для постоянного безоблачного счастья.В Монако началась новая жизнь, приподнявшая крошечное княжество до мирового уровня. А семья Ренье обосновалась высоко в гористом поместье, скрытом от надоедливых папарацци. Супруг и здесь опекал своих любимых зверей и приучал маленького сына осваивать современные технические «штучки».А женушку свою он нежно называл «координатором домашних дел».

Море привлекало семейство Гримальди. Все семейные каникулы они проводили на яхтах, названных по именам их детей. Они вели себя на яхтах, как простые матросы, все на равных.«По утрам каждый заправляет свою постель. Первый, кто встал, готовит завтрак на всех» - таковы были законы семейного яхтенного распорядка.Были в этом доме и тихие радости. Дети вместе с мамой любили создавать коллажи из цветов. Грейс даже получила прозвище «Королевы цветов». Эта королева доверительно разговаривала со своими бессловесными «подданными», долго не могла расстаться с ними и засушивала цветы между страницами телефонных справочников. Цветы и поэзия - это были две страсти детства Ренье. Она угадала их, она сама отдавалась этим двум страстям всю жизнь.

Грейс создавала вокруг себя уют и совершенно не интересовалась политикой. А уж экономика и подавно прекрасно обходилась без нее. Лишь благотворительность изредка требовала пристального внимания и контроля.

Монегаски были влюблены в свою княгиню. Она же устраивала домашне-дворцовые чаепития с престарелыми подданными и посещала сиротские дома. А тюрьмы ей и не нужно было посещать - последний заключенный был милостиво выпущен на свободу еще в канун их бракосочетания.

Личность Грейс привлекала в маленькое княжество все новых и новых поклонников ее таланта, а также просто любопытствующих со всего света. В Монако воцарились роскошные громкие балы. Элла Фитцджеральд, Морис Шевалье, Гарри Белафонте, Шарль Азнавур - имена этих гостей все чаще слышались в княжеских залах.

В честь сорокалетия Грейс в 1969 году был дан один из самых роскошных балов - бал Скорпионов. Почетными гостями были друзья семьи - Элизабет Тейлор и Ричард Бартон. Великолепные наряды гостей, и прежде всего элегантной хозяйки, представляли собой изысканные произведения искусства. Не случайно, даже много лет спустя, эти наряды экспонируются на выставках и неизменно вызывают восхищение.

Когда просто регулярные балы уже не вызывали интереса, Грейс выдумывала тематические маскарады. Гости должны были прибывать в заранее объявленных костюмах и разыгрывать импровизированные спектакли. Она все-таки оставалась актрисой - эта маленькая принцесса, как любовно называла ее еще одна наша старая знакомая - «Снежная королева» Грета Гарбо. В этих «домашних» спектаклях часто блистали Марго Фонтейн и Рудольф Нуреев. Однажды они в нарядах простых рыбаков были не узнаны ни гостями, ни даже охраной. В итоге их просто-напросто не пустили во дворец, так что пришлось вмешаться самой Грейс, случайно оказавшейся поблизости.

Гости чувствовали себя весьма непринужденно здесь, во дворце. Никаких чужаков, никаких папарацци. Все фотографии, которые мы можем увидеть только сейчас, были сделаны самими супругами - Грейс и Ренье. И хранились они в семейных альбомах за семью маленькими изящными замочками.
Специальные альбомы сохранили для потомков и поздравления от друзей. Непротокольные, шутливые и интимные. Яркие рисуночки, веселые посвящения - как в каждом доме, как в каждой семье, если бы не подписи всемирно известных знаменитостей: Марка Шагала, Мстислава Ростроповича, Фрэнка Синатры.

Особенно трогательная дружба связывала Грейс с Марией Каллас. В пору ее пылкого романа с Аристотелем Онассисом они часто отдыхали вместе с супругами на знаменитой яхте «Кристина». Фотографии сохранили безмятежно счастливое лицо певицы. Прошло несколько лет, и уже на обломках этого романа только Грейс продолжала приятельствовать с Марией, и лишь она одна из всех высокопоставленных особ проводила ее в последний путь.
Грейс неоднократно просили вернуться в кино, принять участие в новых фильмах. Она отказывалась, но все-таки озвучила комментарий к фильму о балете «Дети с Театральной улицы», номинированному на «Оскар». Она с увлечением записывает пластинки для детей, Принимает участие в Эдинбургском фестивале.И, наконец, в Ватикане принцесса Грейс читает текст о Рождестве - это было ее последнее появление на публике.

«Я не люблю ссор…»

«Я не люблю ссор, я не умею спорить, мне проще избегать раздоров», - любила она повторять, и это было правдой.

Как можно догадаться, князь Ренье не обладал ангельским характером. К тому же с годами он стал ревновать жену к всемирной и всенародной славе, но особенно - к популярности. И еще больше - к любви.С годами что-то странное происходило в этой семье - он старился, она - нет. Она по-прежнему оставалась молодой и прекрасной, несмотря на подступающие годы. Грейс не хотела заглядывать далеко вперед.«О будущем лучше не говорить - это самый верный способ его испортить», часто, смеясь, говорила она.

Дети вырастали и все меньше стали походить на ангелов. Хотя старшие Каролина и Альбер унаследовали лучшие и самые неконфликтные черты обоих родителей. А вот младшая - Стефания подрастала своенравной и необузданной. Она часто влюблялась, причем в самых отъявленных ловеласов. Мать пыталась ее образумить, но все чаще они сталкивались друг с другом - две красивые женщины в совсем некрасивых ссорах и обидах.

Солнечным сентябрьским днем 1982 года Грейс вместе с младшей дочерью выехала за ворота замка Рок-Ажель. Почему княгиня сама села за руль, отпустив шофера, можно только догадываться. Должно быть, хотела поговорить со Стефанией без посторонних. Машина неслась по горной дороге с бешеной скоростью и фатально не вписалась в крутой поворот. Секунда - и автомобиль рухнул в пропасть.

Стефания осталась жива, она самостоятельно выбралась из машины и безуспешно пыталась вызволить мать. Но, увы, роковая неизбежность - Грейс уже никто не мог помочь. Ее доставили в больницу, но, несмотря на старания лучших врачей, она не приходила в сознание.

Через несколько дней Ренье распорядился не продлевать ее мучения, и вся медицинская аппаратура, искусственно поддерживающая тлеющую жизнь, была отключена.

Княжество, любимое принцессой, друзья, любимые принцессой, семья, любимая принцессой, - внезапно осиротели.
Князь Ренье III скончался в апреле 2005 года в возрасте 81 года. Он правил княжеством 56 лет. А без своей принцессы он прожил в одиночестве целых долгих 23 года.

Их совместную жизнь окружали многочисленные слухи, вымыслы и домыслы. Никто так и не узнал всей правды о принцессе и суровом князе.

«Волшебные сказки - вымышленные истории. Я - живой человек. Я - существую. Если кто-нибудь расскажет историю моей жизни, как историю реальной женщины, люди, наконец, поймут, кто я на самом деле», - очень надеялась Грейс.

Принц Монако и принцесса Голливуда

Князь Ренье III, наследник одного из древнейших европейских родов Гримальди, вступил на престол в 26 лет. Он унаследовал эту маленькую страну, тогда еще не представлявшую собой пристанища миллионеров, которую Сомерсет Моэм описывал как «солнечное место для темных личностей».

Также читайте:

Ренье никогда не был ближайшим родственником правящих европейских династий, в его роду с одной стороны множество второстепенных королевских предков, как, например, король Джеймс IV Шотландский или Стефания де Богарне, приемная дочь Наполеона Бонапарта.

С другой — «пролетарское происхождение». Его мать Шарлотта была незаконнорожденной дочерью князя Луи II и Марии Жюльетты Луве, работавшей… певицей в кабаре.

Также читайте:

По закону, наследовать трон должен был дальний родственник Гримальди, немецкий подданный Вильгельм фон Урах. Но в разгар Первой мировой такая перспектива не радовала никого, в том числе и французское правительство. В итоге Шарлотте был дарован титул и право наследования, от которого она впоследствии отказалась в пользу сына.

Брак родителей Ренье был классическим союзом по договоренности и закончился разводом. Его отец, князь Пьер де Полиньяк, стал гражданином Монако лишь за месяц до свадьбы с Шарлоттой.

Также читайте:

Принц Ренье (на руках у отца) и Грейс Келли в детстве

Грейс Келли происходила из семьи потомков иммигрантов (ее отец по крови был ирландцем, мать — немкой), всего в жизни добившихся самостоятельно. Ее мать была моделью и спортсменкой, став в итоге первой женщиной-преподавателем физкультуры в Университете Филадельфии.

Отец тоже преуспел сначала в спорте, он занимался греблей и выиграл золото на двух Олимпиадах в 1920-м и в 1924-м. А затем в бизнесе — начав работать простым каменщиком, он выстроил собственный бизнес, который принес ему миллионное состояние.

Грейс выросла в большой и дружной семье — у супругов Келли было четверо детей — и получила строгое католическое воспитание. Все это, вкупе с ее бурным нравом и сильным характером, и породило «феномен» по имени Грейс Келли.

Альфред Хичкок однажды описал ее очень точной метафорой — «вулкан под снегом». Под маской воспитания и прекрасного вкуса скрывалась отчаянная и страстная натура.

Она решительно переехала в Нью-Йорк, чтобы учиться в Академии драматического искусства, одновременно подрабатывая моделью. В 20 лет получила первую роль на Бродвее, в 22 года — первую роль на ТВ, в 24 — первую номинацию на «Оскар» за роль в «Могамбо», а еще через год завоевала заветную статуэтку за фильм «Деревенская девушка».

Оба уже не раз были влюблены. Ренье связывали долгие отношения с актрисой Жизель Паскаль, они были вместе почти 6 лет, но девушка предпочла карьеру. Грейс часто увлекалась партнерами по фильмам, так, на съемках «Могамбо» у нее завязался роман с самим Кларком Гейблом.

Однако, несмотря на многочисленные увлечения, официально Грейс была помолвлена лишь раз, с Олегом Кассини, модельером русского происхождения, в будущем — стилистом Джеки Кеннеди.

Против брака с Кассини были настроены прежде всего родители Грейс. Он был намного старше, разведен и обладал вспыльчивым темпераментом. Уже намного позже, после гибели Грейс, Кассини рассказывал в интервью журналу People, что влюбился в нее, когда увидел на экране в ленте «Могамбо», и был очень увлечен ей.

Я к вам пишу

Знакомство принца и актрисы состоялось в 1955 году. Грейс Келли в составе американской делегации приехала на Каннский кинофестиваль: множество официальных встреч и фотосессий, среди которых была одна, предложенная фотографом Paris Match — в Монако, вместе с молодым князем. И Грейс согласилась.

День намеченной съемки для Грейс и Ренье не задался с самого утра. Волнуясь перед встречей с коронованной особой, Грейс была недовольна платьем и прической, а по дороге попала в небольшую аварию.

Принц на встречу с актрисой опаздывал, из-за чего нервничал и злился. По легенде, Ренье увидел Грейс впервые в зале, где должна была намечена встреча, когда она репетировала реверанс перед зеркалом. Это так очаровало Ренье, что плохое настроение улетучилось.

Съемка прошла без эксцессов, и Грейс вернулась в Канны. Там, во время беседы с еще одним бывшим поклонником, французским актером Жаном-Пьером Омоном, она лишь вскользь упомянула, что Ренье был «очень мил».

Однако сразу после знакомства у них завязалась тайная переписка, длившаяся почти полгода. Посредником в этом деле выступил один из ближайших помощников принца — американский священник отец Фрэнсис Такер.

Позже Ренье рассказывал, что с каждым письмом они с Грейс «все больше и больше открывались друг другу». Биографу Грейс Дональду Спото он говорил, что это была сложная задача — найти кого-то, кто мог быть одновременно и его родной душой, единомышленником, и в то же время любовницей. Они стали друзьями задолго до того, как «священник соединил их руки».

Их роман по переписке долгое время был тайной даже для близких людей. Подруга Грейс Рита Гэм вспоминала: однажды Грейс обмолвилась, что «нашла своего принца». Не зная, о ком идет речь, Гэм сначала подумала, что Грейс имеет в виду обобщенное понятие «прекрасного принца», о котором мечтают девушки, и только потом выяснилось, что принц — самый настоящий.

Приданое и «кольцо дружбы»

Почти через полгода после знакомства князь Монако совершил официальный визит в США. Журналисты, наслышанные о матримониальных намерениях Ренье, на первой же пресс-конференции спросили его в лоб, приехал ли он в Америку на поиски жены.

После ответа «нет», они задали следующий «наводящий» вопрос: «Если бы вы искали жену, то какой бы она была?»

Ренье улыбнулся и ответил: «Я не знаю, наверное, самой лучшей», а затем добавил загадочное описание своей будущей жены, как «некой дамы с волосами цвета уходящей осени и глазами голубыми или фиолетовыми с крапинками золота».

Несколько дней спустя Ренье встретился с Грейс и ее семьей для официального знакомства.

Ренье долгие годы мечтал о невозможном: найти идеальную принцессу для своей маленькой страны и в то же время жениться по любви. Грейс казалась абсолютным воплощением его мечты, но и ей пришлось преодолевать некоторые «формальные препятствия».

Также читайте:

Ренье привез с собой доктора, задача которого была в том, чтобы убедиться в способности невесты родить наследника. Грейс же в первый момент решила, что цель осмотра — убедиться в ее девственности, от которой давно не осталось и следа, и поначалу отказалась.

Вторым препятствием оказалось приданое. И сама актриса, и ее семья были не из бедных, но родителям актрисы пришлось собрать 2 миллиона долларов для принца.

Перед официальной помолвкой Ренье забросил, так сказать, пробный шар. Подарил невесте «кольцо дружбы» с бриллиантами и рубинами в цвет флага Монако, и лишь позже преподнес то самое знаменитое кольцо с 10,5-ти каратным бриллиантом от Cartier.

Когда помолвка стала достоянием общественности, Грейс делилась со своей подругой Ритой Гэм: «Я люблю его глаза. Я могу смотреть в них часами».

Ренье попросил Грейс выйти за него в канун рождества 1955 года, а 5 января 1956-го о помолвке было объявлено на пресс-конференции в доме Келли в Филадельфии.

Свадьба века

Подготовка к этой «свадьбе века» заняла несколько месяцев, а самой церемонии предшествовала почти неделя празднеств.

4 апреля 1956 года нью-йоркские журналисты провожали яхту «Конституция» в Монако, на борту были Грейс Келли, ее семья, 60 друзей и пудель Оливер, подаренный актрисе Кэри Грантом. Восемь дней спустя, утром 12-го апреля, корабль вместе со всей честной компанией вошел в бухту Геракла и бросил якорь.

Навстречу ей из порта Монте-Карло вышла новенькая яхта принца Ренье Deo Juvante II — название яхты, оно же девиз дома Гримальди, написанный на гербе Монако, означает «с божьей помощью».

В божьей помощью принц добрался до яхты невесты и наконец обнял ее, пока с небес на них сыпались тысячи белых и красных гвоздик. Тут постарался не бог, а Аристотель Онассис, гидросамолет которого устроил это красочное шоу.

Жители Монте-Карло наблюдали прибытие своей новой принцессы, оккупировав пирс и окна домов, выходящих на бухту. Жениха и невесту восторженными криками, аплодисментами и вспышками камер. Грейс была в темно-синем костюме и широкополой белой шляпе, чем весьма расстроила собравшуюся толпу, мечтавшую увидеть ее лицо.

По закону Грейс и Ренье ждали две церемонии: гражданская и религиозная. Гражданская, более скромная, состоялась 18 апреля 1956 года, с молодыми было пять официальных свидетелей, включая сестру Грейс Пегги и сестру Ренье принцессу Антуанетту.

На следующий день состоялась религиозная церемония. MGM, в обмен на освобождение Грейс от ее контракта, снимала и транслировала обе свадьбы по телевидению и на киноэкране.

Грандиозное платье невесты тоже было подарком студии MGM. Его придумала костюмер и подруга актрисы Хэлен Роуз, а шили 36 портних в течение трех недель. Платье было украшено антикварным кружевом, купленным почти за 2500 долларов, а лиф, фата и туфли расшиты жемчугом. В руках невесты был небольшой букетик белых ландышей.

Грейс выбрала шесть подруг и свою сестру Пегги в качестве подружек невесты. Принца же сопровождали его кузен граф Шарль де Полиньяк и брат невесты Джон Келли.

Обе церемонии заканчивались грандиозными приемами, на которых присутствовали почти 700 гостей, включая Аристотеля Онассиса, владельца отелей Конрада Хилтона, представлявшего здесь президента США Эйзенхауэра, Франсуа Миттерана, который был тогда министром юстиции Франции, и кинозвезд: Дэвида Нивена, Кэри Гранта, Глорию Свенсон и Аву Гарднер. Был даже специальный представитель Папы Римского Пия XII.

Неудивительно, что жених и особенно невеста перенесли это «веселье» с трудом. Вечером 19 апреля они уплыли в закат на той же яхте принца Ренье, но буквально сразу вновь бросили якорь: первую неделю медового месяца Грейс провалялась с гриппом. В следующие дни наверстывали упущенное, путешествуя по французской Ривьере, побережью Испании и Корсике.

Жизнь после свадьбы

«Я стала принцессой до того, как у меня было время подумать об этом», — сказала однажды Грейс. Сплетники поговаривали, что их брак был простой договоренностью, друзья лишь замечали, что они были двумя противоположностями.

Ренье — прагматичен, любил спорт, дорогие автомобили и животных в своем зоопарке. Грейс, напротив, чувствительна, любила искусство. Со временем непонимание между ними стало нарастать.

В первые годы принцесса Грейс полностью посвятила себя семье и своей новой маленькой родине. Ее слава привела в страну сотни туристов, а продуманное правление Ренье в итоге сделало Монако и его граждан одним из богатейших государств мира.

Грейс родила Ренье троих детей: принцесс Каролину и Стефанию и наследного принца Альбера. Она активно занималась благотворительностью, а в свободное время делала картины из засушенных цветов.

Несколько лет спустя ее вновь пригласили сниматься в кино, и ей очень хотелось вернуться, но принять это решение в одиночку она не могла. Решение принимала страна. Монегаски дружно воспротивились возвращению их принцессы в Голливуд.

Тем временем дети росли, и монаршая семья все меньше напоминала тот идеал, к которому стремилась Грейс. Ее старшая дочь Каролина вышла замуж и почти сразу со скандалом развелась. Сын был увлечен спортом и девушками и вовсе не стремился остепениться.

Младшая — Стефания, увлеченно строила музыкальную карьеру и игнорировала светские условности не меньше старших. Муж был слишком занят государственными делами и, если верить слухам, Грейс со временем стала заводить себе молодых любовников в попытке удержать уходящую молодость.

***

13 сентября 1982 года Грейс Келли возвращалась в Монако на автомобиле вместе с дочерью Стефанией. Под предлогом того, что ей нужно серьезно поговорить с дочкой, она отпустила водителя и сама села за руль.

На одном из поворотов серпантина ее автомобиль Rover 3500 вылетел в пропасть. Принцесса Стефания чудом выжила, однако ее мать получила травмы, несовместимые с жизнью. Как позже выяснилось, за рулем у Грейс Келли случился микроинсульт, из-за которого она потеряла управление.

Ее похороны стали трагедией, князь Ренье шел за гробом жены, не скрывая слез, никакие прошлые разногласия и слухи уже не играли роли. Ренье пережил супругу почти на четверть века, скончавшись в апреле 2006-го. Их дети по-прежнему правят маленьким королевством, до сих пор боготворящим свою прекрасную принцессу Грейс.

Также читайте:

Завтра, наконец, свадьба сына Грейс Келли, князя Монако Альбера II. По этому поводу, неизбежно вспоминается роскошное платье его матери.
Когда несколько лет назад в Москву привозили из Монако выставку, посвященную Грейс Келли, меня больше всего поразили не ее бриллианты и сумочки, а свадебное платье.

Для меня оно - самое элегантное свадебное платье из всех виденных.
Кстати, этот наряд занимает 5 строчку в рейтинге самых дорогостоящих свадебных платьев мира и оценивается в 300 000 долларов.

Его придумала художник по костюмам МГМ Хелен Роуз (1904 - 1985), которая уже одевала Грейс в фильмах «Лебедь», «Высшее общество» и других.


Хелен Роуз


Дело в том, что когда Грэйс Келли приняла предложение принца Ренье, она все еще была связана контрактом с Metro-Goldwyn-Mayer.
В то время, МГМ тщательно и ревностно следили за имиджем своих звезд. Поэтому, они даже шили и дарили актрисам свадебные платья: во-первых, те выглядели подобающим образом, во-вторых, это была прекрасная реклама.
Первое платье, о котором я хочу рассказать, это платье для венчания, которое состоялось 19 апреля 1956 года, в 9:30.
Для свадебного платья Грэйс Келли Роуз использовала более двадцати пяти ярдов шелковой тафты, сто ярдов шелковой сетки и 125-летнее брюссельское кружево, расшитое морским жемчугом, над этим шедевром работало в течение 6 недель больше 30 человек. Говорят, что ткани оплатил супруг актрисы, а брюссельское кружево он даже выкупил в каком-то музее.
Верх платья кажется бесшовным, потому что кружевные фрагменты были отделены от кружевного полотна и соединены уже на готовом лифе (кстати, так по такой технологии и шьют кружевные платья, тут нет ничего уникального).

Хелен Роуз говорила, что платье должно быть: «…простым, но элегантным, женственным, благородным, и обязательно по-королевски величественным. И самое главное, платье не должно затмевать красоту Грейс»

Платье прибыло в Монако с инструкцией по сборке.

Само платье состоит из 4-х частей:

Кружевного лифа с вшитыми боди и маленьким кринолином;

Тафтяных подъюбников;

Покрывала на голову с головным убором;

И верхней юбки с треном.


Хелен Роуз разумно полагала, что со спины это платье должно выглядеть не хуже, чем спереди.

Голову вместо привычной для принцесс тиары венчал головной убор – «джульетка», сшитый из шелка и кружева, а верх его украшал веночек из флёрдоранжа.

Покрывало было изготовлено из шелковой сетки, украшенной кружевными аппликациями. Причем, сделано это было деликатно – чтобы сквозь него было видно лицо Грейс.

По просьбе невесты, кружевом еще обтянули молитвенник и туфли.

Принцесса подарила подвенечное платье Художественному музею родной Филадельфии. Они настолько дорожат им, что даже не разрешили дать его для выставки, посвященной Грейс Келли. В итоге, мы видели его реплику. Но даже в таком варианте оно производит неизгладимое впечатление.

Платья подружек невесты разрабатывал другой дизайнер Joe Allen Hong. Причем, перед этим он сначала выиграл конкурс на лучший эскиз.

Желтый цвет был любимым цветом Грейс Келли.


Но было еще одно свадебное платье, тоже работы Роуз.
До венчания, сначала в Монако, 18 апреля 1956 года, произошла гражданская церемония бракосочетания в тронном зале дворца. На Грейс было элегантное бледно-розовое платье из тафты, перекрытой кремовыми алансонскими кружевами, белые лайковые перчатки и шапка - «Джульетка».


Для меня Грейс Келли осталась самым изысканным, аристократичным символом 50-х. Когда мне посчастливилось побывать в Монако, меня удивило, какое это игрушечное государство. Аккуратненькие домики, красивые, цветущие изгороди, словно помытые шампунем улицы... Монте-Вилле (там, где находится резиденция Ренье и Кафедральный собор) напоминает тщательно исполненные декорации старого европейского города. Поэтому, в них так органично вписалась голливудская принцесса, которая даже на свадьбу надела костюм, созданный кинопрофессионалом:-)

http://www.philamuseum.org/collections/permanent/56621.html

http://en.wikipedia.org/wiki/Grace_Kelly