Навыки конструирования развитие у детей. Как подготовить и провести занятие по конструированию в детском саду

Конструирование тесно связано с игрой и имеет большое значение для развития ребенка. Ребенок познает практически внешние качества предметов, а разбирая и собирая ту или иную конструкцию, проводит ее анализ. В процессе конструктивной деятельности у детей формируются пространственные отношения, складываются обобщенные представления и вырабатываются обобщенные способы действия, умение целенаправленно обследовать предметы или образцы, планировать работу, контролировать свои действия и исправлять ошибки. Кроме этого, в процессе конструирования дети усваивают правильные геометрические названия деталей строительного набора, узнают об особенностях геометрических тел и т.д. Но всего этого ребенок может достичь только в результате целенаправленного и систематического обучения.

Собственно конструктивной деятельности детей должен предшествовать подготовительный этап, в процессе которого необходимо показать детям, что конструкция есть отражение реально существующих предметов. Предварительно воспитатель вместе с детьми обыгрывает тот или иной предмет, например стул (дети на него садятся, сажают куклу, ставят стул к столу и т. д.), а затем стул конструируется из строительного материала, и дети его также обыгрывают. В качестве образца для воссоздания через конструирование необходимо использовать еще ряд предметов, находящихся в комнате (кровать, стол, стул, полка и т. д.). Для этого можно использовать и игровой материал (дом, ворота и т. д.). Как на занятиях по рисованию, лепке, аппликации дети соотносят образцы с зарисовками, так и при конструировании полезно, чтобы воспитатель не только построил, но и сделал зарисовку этой конструкции, а дети произвели

соотнесение плоскостного изображения с объемным образцом и конструкцией. Такая работа очень важна, так как в будущем дети будут создавать конструкции по различным рисункам, т.е. реализовывать обратный процесс: от плоскостного к объемному.

При формировании у детей конструктивных умений должен соблюдаться принцип последовательности в использовании приемов обучения: от сопряженных действий к действиям по элементарному подражанию, от действий по подражанию в полном объеме к действию по образцу частичному, а затем полному. В действии с конструктивным материалом дети должны овладеть сначала способом расположения элементов в пространстве (горизонтально, вертикально по отношению к плоскости), потом способом соединения элементов одной и той же формы, а затем и разных форм. Они должны также научиться располагать конструктивные элементы в разном пространственном отношении друг к другу, уметь соотносить, находить в реальном предметном мире идентичность своим конструкциям, а также использовать конструкции по их реальному назначению. Вся работа должна проводиться в системе и определенной последовательности. Приводим последовательность такой работы.


Занятие 1. Воспитатель на глазах у детей строит дом и прокладывает к нему дорожку - кирпичики укладываются на плоскости горизонтально в ряд, плотно друг к другу. Затем он строит второй дом и к нему тоже прокладывает дорожку, но в строительстве принимают участие дети: один кирпичик кладет взрослый, второй - ребенок и т.д. (действия по подражанию). Эта дорожка может быть длиннее первой, и тогда воспитатель может предложить детям достроить первую дорожку и сделать равной второй. Затем по дорожкам дети водят кукол, осматривают с ними домики.

Занятие 2. Воспитатель на глазах у детей строит дом, рассматривает его с детьми, а затем разбирает. После этого строятся уже два дома: один строит взрослый, а второй - дети. Весь процесс строительства опирается на подражание действиям воспитателя. Затем воспитатель закрывает ширмой свой дом, строит к нему дорожку, открывает ширму и предлагает детям построить дорожку к их дому. Дети строят по образцу.

Занятие 3. Воспитатель заранее строит дом, который показывает детям в качестве образца. Они строят дом под руководством воспитателя, который обращает их внимание на основные части дома, их расположение. Затем он вокруг своего дома строит забор, показывая, как ставить кубики в вертикальном положении. Дети строят по подражанию забор вокруг своего дома.

Занятие 4. В качестве образца детям дается готовый дом, дорожка к нему и забор вокруг. Детям предлагается воссоздать всю конструкцию по образцу.

Занятие 5. Дети наблюдают, как нужно строить ворота: воспитатель располагает детали вертикально (как при строительстве забора), показывает, как делать перекрытие. Чтобы дети правильно могли сами определить расстояние между деталями, он специально показывает, как надо положить кубик для перекрытия к основанию ворот, чтобы расстояние между деталями было короче, чем длина кубика для перекрытия. Затем дети строят свои ворота по подражанию.

Занятие 6. Детям предлагается по образцу построить дом, дорожку, забор, ворота.

На последующих занятиях важно научить детей строить ворота различной высоты и ширины в зависимости от их назначения: высокие ворота для больших матрешек, низкие - для маленьких; широкие ворота для большой машины, узкие - для маленькой и т.д. Такой вид занятий необходим, так как в будущем дети будут выполнять задания более сложного характера (например: «Построй дом такой, как этот, но высокий»; «Построй стулья, кровати такие же, но для больших кукол» и т.д.).

Необходимо предусмотреть и такие виды занятий, где дети учились бы приемам изменения конструкций по величине. Например, при постройке маленького и большого дома следует обращать их внимание на то, как можно увеличить конструкцию: накладыванием кирпичика на кирпичик, укладыванием нескольких кирпичиков рядом. Здесь могут быть действия детей и по подражанию, и по образцу.

Темой ряда занятий по конструированию является постройка мебели. В процессе ее воссоздания дети уже могут использовать полученный ранее опыт расположения прямоугольных кубиков горизонтально плашмя на плоскости, вертикально и горизонтально на более узкие стороны, укладывания кубиков друг на друга, прикладывания разных по форме кубиков друг к другу и т. д. Все эти приемы используются и при конструировании мебели: стула, стола, кровати, дивана. Самому процессу конструирования должно предшествовать рассматривание мебели: из чего она состоит, как располагаются части в пространстве, каково назначение предмета в целом. После этого воспитатель воссоздает конструкцию на глазах у детей, соотносит ее с реальным объектом, анализирует, после чего они конструируют (сначала по подражанию, потом по образцу из готовых деталей, отобранных воспитателем, а затем сами подбирают, исходя из образца).

В содержание работы по конструктивной деятельности включается и несколько видов построек лесенок. Детей необходимо научить создавать конструкции разной сложности, так как в будущем она включается в более сложные виды построек в качестве детали (например, горка с лесенкой, дом с лесенкой и т. д.). Сначала детей учат конструировать две ступеньки, затем постепенно увеличивают их количество, исходя из назначения постройки. Самое главное, чтобы дети усвоили принцип: первый ряд, уложенный на плоскости, должен быть больше

по количеству кубиков на один по сравнению с последующим верхним, как и следующий верхний по сравнению с предыдущим.

Навыки, полученные в действиях с крупным строительным материалом, дети должны перенести на действия с мелким строительным материалом, где также может быть конструирование по образцу и по подражанию, причем сначала образец может быть из мелкого строительного материала, а затем из крупного, а дети сами должны перенести этот образец на меньший объем.

Вся предшествующая работа поможет подготовить детей (даже к концу первого года обучения) к воссозданию конструкций по тексту, по словесной инструкции, так как они уже должны к этому времени не только владеть определенными конструктивными умениями, но и усвоить значение необходимого речевого материала, который органически включался в процесс обучения конструированию. Конструирование по тексту может начинаться как коллективный вид работы с крупным строительным материалом, а затем возможен переход к индивидуальным заданиям и работе с мелким строительным материалом.

В последующей работе по обучению детей конструированию основными приемами являются: обследование, анализ образца, словесное описание, реализация полученных ранее умений и навыков. Но во всех случаях при решении новых конструктивных задач используется частичный или полный показ в сочетании с самостоятельными действиями детей или действиями по образцу. В процессе конструктивной деятельности должен быть большой простор для решения проблемных задач (например, построить гараж, соответствующий по размеру двум машинам или более; построить комнату, где можно было бы разместить данную мебель, и т. д.).

В конструктивной деятельности значительное место занимает работа с использованием рисунка-образца, схемы. На первоначальном этапе детей надо учить составлять простые конструкции, не соответствующие каким-то реальным объектам. Это конструкции из трех-четырех кубиков, которые могут быть разного или одного цвета, расположенные друг на друге; затем сюда могут быть включены другие геометрические формы (призма, цилиндр и др.). Такие рисунки-образцы воспринимаются детьми без затруднений, они учатся их «читать» и реализовывать в объемные конструкции. На следующем этапе можно предлагать предметные рисунки-образцы, данные в цвете, а затем переходить к схемам-образцам (контурное изображение предметов).

Семинар в ДОУ «Конструирование – инструмент развития личности ребенка»

Название: Семинар «Конструирование – инструмент развития личности ребенка».
Описание: семинар может быть полезен для воспитателей, специалистов и родителей воспитанников дошкольных образовательных учреждений.
Цель: создание условий для профессионального самосовершенствования участников (педагогов, специалистов) в процессе активного педагогического общения.
Задачи:
1. Формировать банк методических приемов.
2. Формировать умение педагогов моделировать образовательную деятельность, совместную конструктивную деятельность в режиме дня.
3. Развивать умения педагогов создавать развивающую среду.
4. Оказание помощи участникам в определении задач их профессионального самосовершенствования.
5. Рефлексия собственного профессионального мастерства.
Ожидаемые результаты семинара:
1. Понимание участниками значения конструирования.
2. Активизация познавательной деятельности участников семинара-практикума.
3. Повышение уровня профессиональной компетенции по основным аспектам темы.
4. Мотивация участников к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.
План проведения:
1. Определение проблемы в рамках указанной темы.
2. Конструирование из строительного материала
3. Конструирование из бросового материала
4. Конструирование из бумаги
5. Конструирование из природного материала
6. Плоскостное конструирование
7. Рефлексивная деятельность.

Ход семинара:

1. Определение проблемы в рамках указанной темы.
Стремительно происходящие изменения в жизни нашего общества диктуют нам условия для воспитания творческих людей. Нередко приходится наблюдать, как взрослые требуют от детей оригинального, творческого решения проблемы или решения творческой задачи. Но, проблема в том, что создать творческий продукт сразу, без предварительного обучения творчеству сложно и совсем нереально.
Педагогическая ценность конструктивной деятельности детей дошкольного возраста заключается в том, что она развивает способности ребёнка, его творческие умения. Значение этой деятельности отмечали в своих учениях видные отечественные физиологи И.П. Павлов и И.М Сеченов о роли двигательного анализатора. Как известно, представления о пространстве, форме, величине дети могут получить на основе зрительных и кинетических ощущений, которые играют большую роль в умственном развитии. Отмечая большое познавательное значение деятельности руки, И.П. Павлов считал её тонким анализатором, "позволяющим вступать в очень сложные отношения с окружающими предметами".
Конструирование оказывает большое влияние на развитие личности и волевой сферы ребёнка. Так, на его эффективность влияет характер мотива: для чего нужна постройка. Успешность зависит от умения удерживать цель деятельности и самостоятельно её ставить, от способности контролировать ход выполнения работы, сличать полученный результат с образцом.
В процессе конструирования осуществляется физическое совершенствование ребёнка. Постоянные упражнения в самых разнообразных движениях, сопровождающиеся эмоциональным подъёмом, способствуют тому, что эти движения становятся быстрыми, ловкими, легко подчиняющимися контролю глаза. Улучшается согласованная работа отдельных мышц.
Конструктивная деятельность является эффективным средством эстетического воспитания. При ознакомлении детей с постройками и сооружениями (жилые дома, здания детских садов, школ и т.п.), а также доступными их понимания архитектурными памятниками, у них развивается художественный вкус, который вызывает эстетическое наслаждение при рассматривании красивых сооружений, формируется умение ценить созданное творческим трудом людей, любить архитектурные богатства своего города, страны, беречь их. Кроме того, у детей дошкольного возраста развивается понимание целесообразности архитектурных решений.
Опыт, получаемый ребёнком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения.
Целенаправленное и систематическое обучение детей дошкольного возраста конструированию играет большую роль при подготовке к школе. Оно способствует формированию умения учиться, раскрывает им, что основной смысл деятельности не только в получении результата, но и в приобретении знаний и умений. Такой познавательный мотив вызывает существенные изменения в психических процессах. Эти изменения состоят в основном в способности произвольно управлять своими познавательными процессами (направлять их на решение учебных задач), в достижении определённого уровня развития мыслительных операций, способности систематически выполнять умственную работу, необходимую для сознательного усвоения знаний.
Таким образом, конструктивная деятельность играет немаловажную роль в процессе всестороннего, гармоничного развития личности детей дошкольного возраста. Вышесказанное подтверждает актуальность данной темы.
Одним их условий развития детского конструирования является организация специальной обстановки, которая бы побуждала детей к самостоятельным действиям, способствовала повышению интереса к конструктивным играм.
Давайте вместе выделим основные требования:
Необходимо, чтобы материал для конструирования был постоянно доступен детям. С этой целью необходимо отвести специальное место в группе, где можно разместить конструкторы, картинки, альбомы, инструменты, схемы, чертежи.
Необходимы различные строительные наборы, простые конструкторы, игрушки, сомасштабные постройкам для обыгрывания; деревянные, пластмассовые строительные наборы «Лего». Авторы рекомендуют подобрать разнообразный строительный материал.
Со средней группы необходим запас дополнительного бросового материала: коробок, бечевок, катушек и т. п.
Необходимо наличие слайдов, диафильмов.
Предусматривается привлечение родителей к изготовлению различных материалов и пособий для конструктивной деятельности; ознакомление с результатами детской деятельности.

2. Конструирование из строительного материала
Для конструирования во всех возрастных группах используется мелкий (настольный) и крупный (напольный) строительный материал, а также конструкторы, имеющие различные по сложности способы: от элементарных игрушек - вкладышей и нанизывателей, используемых в группах раннего возраста, - до довольно сложных по сборке деревянных и пластмассовых конструкторов для детей старшего возраста.
Конструирование из строительного материала начинают использовать в работе с детьми из первых (с 2-х лет).
Ранний возраст (2-3 лет).
На протяжении всего раннего возраста конструирование слито с сюжетно - отобразительной игрой, выступает и как её элемент, и как средство, помогающее разыгрыванию простых сюжетов.
Основной задачей в этом возрасте является побуждение интереса к конструированию, приобщение к созданию простейшие к созданию простейших конструкций (дорожка, ворота…).
Основные постепенно усложняющие конструкции воспитатель задает через образцы.
Занятия по сюжетному конструирование проводят по подгруппам (4-5 человек). Инициатива всегда принадлежит воспитателю.
Каждая предлагаемая детям тема должна быть представлена несколькими усложняющимися конструкциями одного и того же объекта (например, домик с окошками) (через образец).
Необходимые материалы:
Наборы деревянного строителя (геометрические фигуры: кубики, призма, пластины, кирпичики…)
При обыгрывания сюжетов можно использовать разнообразные игрушки со масштабные строительному материалу.
Можно использовать разнообразные элементы из сюжетно - ролевых наборов «Зоопарк», «Домашние животные», «Пожарные и спасатели» и др.
Сюжеты необходимые в раннем возрасте:
«Куклы спят и гуляют»
«Куклы кушают»
«Машины едут по улице и въезжают в гараж»
«Прилетели птички и сели на башенку…»
«Маленькая матрешка живет в маленьком домике, а большая в большом»
Младший дошкольный возраст (3-5 лет).
Конструирование отделяется от игры (не включается в игровой сюжет) и выступает как самостоятельная продуктивная деятельность.
Роль игрушки в этом возрасте по - прежнему велика и воспитатель должен, помнить, что дети только еще начинают выделять пространственные характеристики постройки и игрушки и соотносить их между собой.
Все основные конструкции дети учатся строить по образцу под руководством воспитателя.
Особое внимание уделяется организации обследования образцов по определенной схеме.
Дети продолжают знакомиться со свойствами основных деталей (Например, все стороны куба одинаковы по форме поэтому куб одинаково устойчив, на какую бы грань его ни поставили).
Овладевают двумя способами простейших конструктивных задач: заменой меньших деталей на большие, надстраиванием и пристраиванием с использованием тех же деталей).
Формируются обобщенные способы действия и представления о конструируемых объектах.
Навык аналитической деятельности.
Умение анализировать образцы, близкие по конструкции, и на основе этого анализа изменять их в соответствии с заданными условиями.
Модели необходимые в младшем дошкольном возрасте (3-4 лет)
Мебель
Ворота
Заборчик
Поезда
Модели необходимые на пятом году
Грузовые машины
Гараж
Горки
В начале учебного года необходимо повторить пройденный материал.
План проведения занятий
Обследование образца
Воспроизведение образца детьми (показ способа действия)
Самостоятельное преобразования образца по заданию воспитателя.
Обследование образца:
Охватывание взором объекта в целом
Выделение основных частей

Установление пространственного расположения этих частей
Выделение деталей в основных частях постройки
Установление пространственного расположения этих деталей по отношению друг к другу
Возращение к целостности объекта
Старший дошкольный возраст (5-7 лет)
Каждая тема должна быть представлена также несколькими конструкциями, причем только одну из них взрослый задает как образец, а другие дети создают сами, преобразуя образец в соответствии с определенными условиями.
В обучении старших дошкольников оказалось возможным использовать все основные формы конструирования в следующей последовательности:
Конструирование по образцу
Конструирование по модели
Конструирования по условиями
Конструирования по простейшим чертежами и наглядными схемам
Конструирование по теме
Конструирование по замыслу
Каркасное конструирование
Конструирование по образцу.
Это необходимый важный этап обучения, в ходе которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой возведения построек (учатся выделять пространство для постройки, аккуратно соединять детали, деталь перекрытия и т.п). Правильно организованное обследование образцов помогает детям овладеть обобщенным способом анализа - умением определить в любом предмете основные части, установить их пространственное расположение, выделить отдельные детали в этих частях и т. д. Таким образом, конструирования по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность, обучения детей сначала построению простых является важным обучающим этапом. В рамках этой формы конструирования можно решать задачи, обеспечивающие переход детей, к самостоятельной поисковой деятельности.
Конструирование по модели.
Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отделены; составляющих её элементов скрыто от ребенка (в качестве модели может выступать конструкция, обклеенная плотной белой бумагой). Это модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительную задачу, но не дают способа её решения.
Конструирование по условиям.
Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое её назначение (например, возвести через реку мост определенной ширины для пешеходов и транспорта, гараж для легковых или грузовых машин и т.п). Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку, способов их решения не дается.
Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам.
Эти возможности наиболее успешно могут реализовываться в случае обучения детей сначала построению простых схем - чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому созданию конструкций по простым чертежам - схемам. В результате такого обучения у детей развивается образное мышление и познавательные способности, т.е. Они начинают строить и применять внешние модели второго порядка - простейшие чертежи - в качестве средства самостоятельного познания новых объектах.
Конструирование по замыслу.
По сравнению с конструированием по образцу обладает большим возможностями для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности; здесь ребенок сам решает, что и как он будет конструировать. Но надо помнить, что и как он будет конструировать. Но надо помнить, что создание замысла будущей конструкции и его осуществление - достаточно трудная задача для дошкольников: замыслы неустойчивы и часто меняются в процессе деятельности. Конструирование по замыслу не является средством обучения детей созданию замыслов, оно лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее.
Конструирование по теме.
Детям предлагают общую тематику конструкций («птицы», «город» и т.п) и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения.
Каркасное конструирование.
В конструировании такого типа ребенок, гладя на каркас, должен домыслить, как бы дорисовать его, добавляя к одному и тому же каркасу разные дополнительные детали. В соответствии с этом «каркасное» конструирование является хорошим средством формирования воображения, обобщенных способов, конструирования образного мышления.
План проведения занятий:
Рассматривание объекта в целом.
Установление его практического назначения.
Выделение основных частей.
Определение из функционального назначения в соответствии объекта в целом.
Установление пространственного расположения этих частей.
Выделение деталей составляющих основные части.
Установление пространственного расположения этих деталей по отношению друг к другу.

3. Конструирование из бросового материала
В современном мире человек выступает потребителем: каждый день он приносит в дом продукты, красиво и разнообразно упакованные. Ребёнок растёт таким же потребителем, пока взрослый не покажет ему новую роль - роль Творца, создающего из привычных предметов «на выброс» (стаканчик из-под йогурта, засохший фломастер, пластмассовое яйцо от киндер-сюрприза) что-то оригинальное (цветок в горшочке). Совместный процесс работы с бросовым материалом объединяет ребёнка и родителей, ребёнка и других детей, оптимизирует общение между ними. Творческий ребёнок всегда популярен у сверстников, он как катализатор идей создаёт интересные игры. По мере накопления опыта работы с различным материалом, знакомством с их свойствами, ребёнок приобретает творческую самостоятельность: «Я могу сам сделать ракету». Происходит развитие личностных качеств (целеустремлённость, умение доводить дело до конца, аккуратность), формируется положительная самооценка (поставленная цель реализована), развивается мелкая моторика рук, художественный вкус, образное мышление. Таким образом, конструирование из бросового материала вносит свой вклад в гармоничное развитие ребёнка, поэтому необходимо уделять ему должное внимание всегда: «Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник, если оставлять его без пищи» К. Паустовский.
Значение конструирования из бросового материала
Конструирование из бросового материала очень интересное и полезное занятие для развития мелкой моторики детей. Бросовый материал даёт детям чувство независимости от взрослых, так приучает ребёнка к бережливости, он никогда не сломает игрушку, сделанную своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и старание, а в дальнейшем станет уважать и труд других людей.
Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить. Ещё Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
Мыслительная деятельность невозможна без речи. Овладев навыками конструирования, ребенок овладевает и знаниями о предметах, признаках, действиях и отношениях, запечатленными в соответствующих словах. При этом он не только приобретает знания, но и учится мыслить, поскольку думать это значит говорить про себя вслух, а говорить - значит думать.
Организация деятельности детей при работе с бросовым материалом необходимо:
учитывать возрастные особенности детей;
правильно распределять время работы в сочетании с кратковременным отдыхом;
продумывать тематику предстоящей поделки с учетом имеющихся навыков и умений;
процесс труда должен вызывать у детей только положительные эмоции;
дети должны быть уверены в помощи педагога, если у них возникают какие-либо трудности с выполнением работы;
если работа требует сложных манипуляций в подготовительной стадии, например, проколоть отверстия нагретым шилом, необходимо, чтобы эту предварительную работу выполнил взрослый.
Требования к подбору материала:
Ножницы с закругленными концами.
Нож с твердым лезвием – работает только взрослый.
Шило – работает взрослый или под его строгим контролем.
Клеи. Используется клей ПВА. «Момент» применяет только взрослый.
Пластиковые пищевые контейнеры: разного объема, цвета, необычной формы. Должны быть пустые и чистые.
Цветной пластик. Должен быть промыт, высушен и заранее нарезан на кусочки.
Контейнеры от шоколадных яиц – киндер сюрпризы. Используется как полный контейнер, так и его части (половинки).
Проволока: медная, алюминиевая, покрытая цветной оболочкой.
Пробки. Пробки-стандарт от пластиковых бутылок с газированной, минеральной водой и пробки малые меньшего диаметра от емкостей с подсолнечным маслом и соком.
Колпачки. Малых размеров от тюбиков с зубной пастой, кремов.
Крышки. Крышки большого размера от ёмкостей из-под шоколадной пасты, майонеза и т.д.
Бусинки: округлые, овальные бусинки от старых бус, резинок для волос.
Пластилин. Используются ранее использованные в лепке кусочки.
Фломастеры, которые отслужили срок использования в рисовании.
Одной из самых простых методик конструирования мебели для кукол является создание мебели из спичечных коробков. Для этого необходимо взять пару спичечных коробков и склеить их между собой клеем ПВА. Склеивать необходимо так, чтобы выдвигающиеся ящички были схожи с ящиками настоящего комода.
Материалы, которые точно пригодятся для создания мебели: коробки из-под спичек, картон, фольга, а еще ножницы, клей и карандаш. Также можно использовать подручные материалы – коробки от обуви, чая, мелкой бытовой техники. Что же можно сделать из мебели? Практически все, что угодно – диван, кресла, шкаф, зеркала, стол и пуфики. Чтобы получился шкаф, нужно взять коробку, например, из-под чая, выкрасить ее в однотонный цвет, вырезать дверцы, которые будут открываться и закрываться. На одну из дверей можно повесить фольгу, которая будет имитировать зеркало, продумать перекладину для вешалок. Шкаф готов!
Машинки из спичечных коробков.
Дети сразу не в состоянии производить действующие модели машин, поэтому сначала конструируют макеты. Макеты - это недействующие модели, которые передают только форму машины или сооружения.
Прежде чем приступить к конструированию машин, рассматривают рисунки и образцы машин разных конструкций. Выясняют основные части легкового и грузового автомобилей и кораблика.
Составляют макет, соединяя отдельные части с помощью пластилина.
Вместе с взрослыми, необходимо доделать макеты автомобилей, превратив их в действующие модели. Из прямых круглых веток изготовить оси и закрепить на них картонные колеса, подвижно присоединив их с помощью полоски из плотной бумаги с шасси игрушечных автомобилей.
4. Конструирование из бумаги
Бумага – доступный для ребёнка и универсальный материал - широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает дошкольников возможность самим создать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформлении уголка, участка детского сада или подарены на день рождения, к празднику своим родителям, воспитателям, друзьям. Ребёнок радуется тому, что созданная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плавает, самолётик, змей взлетают ввысь и т. д. Так, через различные действия с бумагой, в процессе её обработки, применении разных способов и приёмов дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчёркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме. Такая деятельность имеет большое значение в развитии творческого воображения ребёнка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремится к получению положительного результата, содержать в порядке рабочее место. Дети овладевают навыками и культурой труда, что важно для их подготовки к успешному обучению в школе.
Выделяется два вида конструирования из бумаги: техническое и художественное.
В техническом бумажном конструировании дошкольники отображают как реально существующие объекты, так и придуманные по ассоциации с образами из сказок, фильмов. Но при этом дети моделируют структурные и функциональные признаки объектов: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом.
В художественном конструировании из бумаги дети сами создают эстетические образы: оригинальные поделки для подарков или игр, для общего панно или картины. Дошкольники стараются придать образам большую выразительность и для этого специально нарушают пропорциональность частей (огромные уши, длинющий нос), используют необычность цвета и фактуры бумаги.
Существует разная техника работы с бумагой: сминание, разрывание, разрезание, сгибание, скручивание, оригами.
Сминание – самая простая техника, позволяющая ребёнку изменить форму бумаги и увидеть в ней целостный образ: облако, цветок, бантик, рыбку, птичку. Эти образы рождаются в рассуждениях: На что или на кого похоже? На что похоже, если повернуть и посмотреть с другой стороны? А если соединить фигурки? Смятые комочки бумаги «превращаются» в пушистых цыплят, яблоки, одуванчики, новогодние игрушки.
Разрывание и надрывание – одно из самых любимых детских занятий. Поначалу дети просто с удовольствием разрывают бумагу на кусочки, а взрослые помогают увидеть в получившихся формах что-то из окружающего мира: листок, жучок, макароны, конфета… Затем дети и сами постепенно осваивают технику: разрывают, надрывают, выщипывают кусочки бумаги, чтобы получились интересные образы – жучки, цветы, звёздочки… Из обрывных форм разной конфигурации, из бумаги разного цвета, различной фактуры дети составляют не только оригинальные поделки – птичку, рыбку, цветок, но и композиции – букет цветов, цирк, море.
Скручивание. Такой способ помогает ребёнку создавать объёмные и фактурные поделки. Чудесно получаются как цельные образы – змея, червячок, гусеница, шарфик, улитка, колосок, розочка, травинка, кукольная бижутерия, так и некоторые части поделок или изображений – косы, уши, бантики, стволы деревьев. (Квиллинг)
Разрезание и сгибание являются более сложными и одновременно более распространёнными в педагогической практике. Начиная с пяти лет, дети успешно овладевают ими.
Киригами и оригами. Техника киригами пришла к нам из Японии. Она включает в себя складывание бумаги и вырезание её в разных направлениях. Так создаются различные фигурки животных, забавных человечков, всевозможные снежинки и цветы.
Надо сказать, что традиционное конструирование из бумаги – оригами и киригами – это достаточно сложный вид деятельности. Он предполагает наличие у детей развитых пространственных ориентировок и не позволяют им действовать путём проб, так как ошибку почти невозможно исправить. Обычно взрослые несколько раз показывают и объясняют «шаг за шагом» всю последовательность созданий любой фигурки (конструкции), а дети механически повторяют и часто уже через два-три дня ничего не могут вспомнить и сделать без подсказок. Вот почему важно не учить созданию конкретных поделок, а формировать обобщённые способы конструирования. Тогда ребёнок не будет накапливать «кучу» рецептов, а освоит основные принципы, чтобы на их основе создавать множество самых разных образов. Только в этом случае дети будут с увлечением и большой выдумкой искать свои решения, использовать один и тот материал в разных, даже самых необычных ситуациях.
От латинского “конструирование” – сборка нового. Конструирование из бумаги имеет несколько направлений, которые тесно взаимосвязаны между собой. Детское конструирование из бумаги может быть:
конструированием по образцу;
конструированием по форме;
конструированием по теме или замыслу.
Самый простой вид конструирования: по образцу. Этот вариант можно и нужно использовать в работе с младшими дошкольниками, знакомя их с цветами, формами и видами бумаги, а также обучая работе с ножницами. В основе этой техники лежит обращение к примеру – образцу. Малышам предлагается рассмотреть готовый образец изделия, сравнить его с готовыми деталями на столах. Это самый простой вид конструирования, осваивая который, дети учатся повторять увиденный рисунок. Малыши учатся собирать из деталей целое, а также осваивают приемы работы с клеем и бумагой.
Конструирование по форме предполагает закрепление умения работать по образцу. Другими словами, ребенок, получая задания, еще не знает конечного результата, но может по форме заготовок собрать нужную композицию. Этот вариант конструирования доступен дошкольникам 4-5 лет. Перед началом работы с заготовками, взрослый показывает несколько вариантов готового изделия. Оставляет эти картины в пределах видимости ребенка. По окончанию работы с деталями, детские картины можно расположить рядом с образцами.
Самое сложное в работе с бумагой – конструирование по заданной теме. Оно предполагает наличие у ребенка умения работать с бумагой, составлять композиции и подбирать материалы. Например, вы хотите создать картину, посвященную осени. Вместе с ребенком перед конструированием, вы просматриваете готовые картины осени. Вы вместе с ребенком выбираете бумагу определенного цвета и размечаете на основе положение будущих деталей картины. В конструировании по форме нет зависимости от заготовок. Ребенок полагается на свою фантазию, учится сочетать цвета, формы и создает свою композицию из бумаги.
Бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал - бумага - приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.
Бумага - это тот материал, с которым ребёнок встречается ежедневно: дома, в быту, на занятиях, рисуя, выполняя аппликацию или конструируя из бумаги. Конструирование из бумаги - это превращение листа бумаги в объёмную форму, в результате чего появляется объёмная поделка. Существует еще и понятие " объемная аппликация ".
Объёмные поделки и объемная аппликация - это:
игрушки и аппликация из бумажных комочков;
игрушки и аппликация из полос бумаги;
ребристые игрушки и аппликация с их использованием;
игрушки на основе конусов и аппликация с их использованием;
игрушки на основе цилиндра и аппликация с их использованием;
игрушки из пушистых шариков и аппликация с их использованием;
игрушки-оригами и т. д.
Игрушки и аппликация из бумажных комочков.
Выполняются из достаточно тонкой, но пластичной и мягкой бумаги, которая должна хорошо удерживать форму комочка после того, как ее смяли (это могут быть обычные салфетки разных цветов или гофрированная бумага). Комочки могут быть большими (целая деталь фигурки животного) или маленькими (мелкие оформительские детали, наклеенными на большую основную деталь (комочки шерсти на овечке или семечки на подсолнухе и т. д.). Из больших комочков можно сделать разных зверюшек, приклеивая дополнительно ушки, хвостик и т. д.
Бумажные комочки можно использовать и для создания картинки, предварительно нарисовав на листе какой-нибудь сюжет или сказочного героя. Картинка по желанию ребенка обрамляется в рамку, что позволяет продемонстрировать ее окружающим и самому ребёнку красиво оформленной и придаёт ей законченный вид.
Игрушки и аппликация из полос бумаги.
Используются разные способы превращения заготовки в объемную фигурку (склеивание полоски кольцом, петелькой, складывание гармошкой). Полоски используются как для основных деталей поделки (голова, туловище птиц, животных, людей, так и для изготовления мелких деталей (уши, хвост и т. д.).
И здесь, конечно, можно сделать столько интересного, насколько богата ваша фантазия: и цыпленка, и елочку, и снеговика, и светофор, и цветы, и различных животных и т. д.
Ребристые игрушки и аппликация с их использованием.
Выполняются приемом вырезания деталей из полоски, сложенной гармошкой, и склеивания поочередно половинок каждой детали. Ребристые игрушки можно использовать как елочные украшения, как атрибуты для настольного театра, который затем можно поставить вместе с ребенком. Таким способом можно сделать красивые цветы, фрукты, овощи. А какой замечательный может получиться зонтик, тучка, грибы и т. д. !
Если картинки, игрушки, поделки ребёнок будет дарить близким людям, друзьям, гостям, педагогам, если детскими работами постоянно будет украшаться не только интерьер группы к любому празднику или событию (Новый год, Международный день матери, день рождения ребёнка или членов семьи и пр., то ценность этих работ значительно возрастает. В результате такой планомерной работы дети начнут видеть всю многогранность красоты окружающего мира. А ведь красота нужна человеческой душе как воздух! Без нее невозможно представить жизнь.
Оригами (с 4лет)похоже на фокус - из обычного листка бумаги за несколько минут рождается чудесная фигурка! Оригами не требует больших материальных затрат, занятия оригами абсолютно безопасны даже для самых маленьких детей. С помощью оригами легко и быстро создается целый мир, в который можно играть! Не требуется особых способностей и получается у всех! С помощью оригами легко делать необычные и оригинальные подарки и украшать помещения.
Торцевание на пластилине
Возраст: от 5 лет
Техника торцевания на пластилине заключается в создании основы из пластилина и постепенного прикрепления к нему сжатых из бумаги элементов. Данная методика позволяет сделать подделку объемной и «пушистой».
Такой техникой можно создавать разнообразные открытки, игрушки в виде животных, цветы и многое другое.
Бумагокручение (квиллинг)
Возраст: от 5 лет.
На первый взгляд техника бумагокручения несложна. Полоска бумаги для квиллинга свивается в плотную спираль, после чего приклеивает на лист плотной бумаги. Этот про¬цесс повторяется многократно, пока ребенок не заполнит все пространство листа.
Начать навивку будет удобно, накрутив край бумажной ленты для квилинга на кончик острого шила.
Сформировав сердцевину спирали, продолжать работу целесообразно без использования инструмента для квиллинга. Так Вы сможете подушечками пальцев почувствовать, однородно ли формируется рулон, и во время скорректировать усилия. В результате должна образоваться плотная спираль меньше сантиметра в диаметре. Она будет основой дальнейшего многообразия всех форм. После чего бумажная спираль распускается до нужного размера, и затем из неё формируется необходимая квилинговая фигура. Кончик бумаги прихватывается капелькой клея. Роллам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины.
Норигами
Возраст: от 6 лет
Это уникальная авторская техника форматного бумажного конструирования, которая даёт возможность сделать из бумаги, что угодно. Задумывайте - и будет сделано. Хотите - сами учитесь придумывать поделки, хотите - учитесь их делать вслед за мастером. Никакой другой технике бумажного конструирования не сделать так быстро, просто и узнаваемо хоть Карлсона, хоть Китайского дракона, танк или подводную лодку, зебру или слона, жирафа, лошадь, кошку, принцессу, замок…
Киригами
Возраст: от 6 лет
- это искусство складывания фигурок из бумаги. В известном смысле киригами - это разновидность техники оригами, но, в отличие от последней, в киригами допустимо использование ножниц и клея.
Само название техники говорит об этом: оно происходит от двух японских слов:киру - резать и ками - бумага.
Основой поделок в технике киригами является лист бумаги. Как правило, создание поделки начинается со складывания листа бумаги вдвое и вырезания различных фигур.
Объемная аппликация из цветной или белой бумаги:
Возраст: от 5 лет
Средства выразительности: силуэт, фактура, цвет, объем.
Оборудование: двухсторонняя цветная и плотная белая бумага, клей ПВА.
Способ получения изображения: ребенок отрывает кусочки цвет¬ной бумаги, сминает их или скручивает, после чего приклеи¬вает на лист плотной бумаги. Работу необходимо выполнять на большом листе бумаги.
Детское конструирование из бумаги носит не только развлекательный характер. Оно положительно влияет на умственное развитие вашего ребенка, формирует навыки работы с инструментами, бумагой и формами, а также служит неплохим декоративным материалов в организации пространства детской комнаты.

5. Конструирование из природного материала
Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первичных трудовых навыков. Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, способствуют развитию сенсомоторики, умственного развития ребенка, развитию его внимания, любознательности. Труд по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера: ведь не так – то просто сделать игрушку – её изготовление требует определенных волевых усилий. В процессе работы с природным материалом создаются положительные условия для формирования общественных мотивов труда, которые в старшем дошкольном возрасте приобретают значительную побудительную силу. Каждый ребенок получает возможность почувствовать и пережить радость от личного участия в общем деле.
Практически каждый день мы выбрасываем пластиковые бутылки, одноразовую посуду, упаковки от продуктов, всевозможные коробки, трубочки, старые фломастеры и т. п. И вряд ли мы задумываемся о том, что многое из этого мусора может получить новое применение, став основой для оригинальной детской поделки или увлекательной игрушки.
Конструирование из природного материала является более сложным видом конструирования в детском саду. Также природный материал в качестве строительного можно использовать для игр детей, начиная со второй младшей группы. Это, прежде всего песок, снег, вода. Из сырого песка дети строят дорогу, домик, садик, горку, мосты, с помощью форм (песочниц) – пирожки и многое другое. Начиная со средней группы, дети делают игрушки из природного материала: веток, коры, листьев, каштанов, шишек сосны, ели, ореховой скорлупы, соломы, желудей, семян клена и других подручных материалов. В более старшем возрасте дети замораживают подкрашенную воду, приготавливая цветные льдинки, которыми украшают участок. Из снега делают горку, домик, снеговика, фигурки зверей. Используя в своих играх природный материал, дети знакомятся с его свойствами, учатся заполнять свободное время интересной деятельностью. Они узнают, что песок сыпучий, но из сырого песка можно лепить, воду можно наливать в разную посуду, и на холоде она замерзает.
Природный материал, наверное, один из самых распространенных материалов для творчества и рукоделия и что самое приятное, так это то, что он находится у нас прямо под ногами. Особенности поделок из этого материала в том, что используется его естественная форма. Качество и выразительность достигается умением подметить в этом материале сходство с предметами действительности, усилить это сходство и выразительность дополнительной обработкой с помощью инструментов.
Работу по изготовлению игрушек, поделок из природного материала следует начинать с легких конструкций и по мере овладения детьми навыками ручного труда переходить к более сложным поделкам.
Вначале важно заинтересовать детей процессом созидания, вселить в них уверенность, что они смогут сделать задуманное, а затем учить работать с природным материалом.
Методика проведения занятий по изготовлению поделок из природного материала:
Вступительная беседа о материале, с которым предстоит работать, (рассказ должен сопровождаться показом данного материала, детям можно разрешить потрогать, ощутить поверхность, обследовать форму, обратить внимание на цвет);
Сообщение темы и показ образца игрушки;
Анализ образца и показ приемов создания игрушки или поделки (здесь можно использовать возможности детей анализировать образец, побуждать их к высказыванию предположений о последовательности выполнения задания; педагог может корректировать ответы детей, направляя их внимание на особенности работы с данным материалом);
Изготовление игрушки (поделки). В процессе труда педагог осуществляет контроль за работой детей, следит за соблюдением правил техники безопасности, оказывает затрудняющимся детям необходимую помощь;
Анализ готовой игрушки (поделки), в процессе которого у детей формируют умение оценивать результаты своей работы и работы товарищей;
Уборка рабочих мест.
Таким образом, поделки из природного материала помогут детям ценить каждую мелочь. К игрушкам, сделанными своими руками дети относятся намного бережней, чем к покупным. И главное – дети научатся включать свое воображение и фантазию относительно того, как можно использовать ту или иную безделушку.

6. Плоскостное конструирование
Одним из основных видов плоскостного конструирования является конструирование из счётных палочек. Счётные палочки – незаменимый дидактический материал, предназначенный для обучения математике, развития зрительного восприятия, мыслительных операций сравнения, анализа, синтеза, развития мелкой моторики руки. Основные особенности данного дидактического материала – абстрактность, универсальность, высокая эффективность.
Очень похоже конструирование из палочек на составление фигур из простых спичек.
Следующий вид плоскостного конструирования - игра “Танграм” - одна из несложных математических игр. Игра проста в изготовлении. Квадрат 10 на 10 см. из картона или пластика, одинаково окрашенный с обеих сторон, разрезают на 7 частей, которые называются танами. В результате получаются 2 больших, 2 маленьких и 1 средний треугольники, квадрат и параллелограмм. Каждому ребенку дается конверт с 7 танами и лист картона, на котором они выкладывают картинку с образца. Используя все 7 танов, плотно присоединяя их один к другому, дети составляют очень много различных изображений по образцам и по собственному замыслу.
Игра интересна и детям, и взрослым. Детей увлекает результат – они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта.
Успешность освоения игры в дошкольном возрасте зависит от уровня сенсорного развития детей. Играя, дети запоминают названия геометрических фигур, их свойства, отличительные признаки, обследуют формы зрительным и осязательно-двигательным путем, свободно перемещают их с целью получения новой фигуры. У детей развивается умение анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры путем разрезания и составлять их из частей.
На первом этапе освоения игры “Танграм” проводится ряд упражнений, направленных на развитие у детей пространственных представлений, элементов геометрического воображения, на выработку практических умений в составлении новых фигур путем присоединения одной из них к другой.
Детям предлагаются разные задания: составлять фигуры по образцу, устному заданию, замыслу. Эти упражнения являются подготовительными ко второму этапу освоения игры – составлению фигур по расчлененным образцам
Для успешного воссоздания фигур необходимо умение зрительно анализировать форму плоскостной фигуры и ее частей. Дети часто допускают ошибки в соединении фигур по сторонам и в пропорциональном соотношении.
Итак, содержание работы на втором этапе развертывания игр: это обучение детей анализу образца и словесному выражению способа соединения пространственного расположения частей.
Затем следуют упражнения в составлении фигур. В случае затруднений дети обращаются к образцу. Он изготовляется в виде таблицы на листе бумаги такой же по размеру фигуры-силуэта, как и наборы фигур, имеющиеся у детей. Это облегчает на первых занятиях анализ и проверку воссозданного изображения с образцом.
Третий этап освоения игры – это составление фигур по образцам контурного характера, нерасчлененных. Это доступно детям 6-7 лет при условии обучения. За играми на составление фигур по образцам следуют упражнения в составлении изображений по собственному замыслу.
Следующий вид плоскостного конструирования – выкладывание рисунка из геометрических фигур. Ребёнку предлагается набор геометрических фигур, из которых он в начале по образцу, а затем самостоятельно выкладывает определённую картину.
В своей группе можно организовать конструирование из сухих листьев, которые с удовольствием в летний период заготовят дети.
Выкладывание фигур из пуговиц – ещё один вид плоскостного конструирования. К сбору различной фактуры пуговиц можно привлечь родителей, а дети останутся довольны!
Во время летнего отдыха на берегу реки можно насобирать много речных камушков, из которых тоже могут получиться интересные картины.
Вывод: все формы конструктивной деятельности ребенка дошкольного возраста имеют большое значение в подготовке детей к школе, развитию у них мышления, памяти, воображения, способности к самостоятельной поисковой и творческой деятельности.
7. Рефлексивная деятельность.

Конструктор должен иметь определенные знания, навыки и умения конструирования, которые.должны быть направлены на создание определенной конструкции. В конечном счете созданная конструкция должна соответствовать всем требованиям, которые предъявлялись к ней в начале проектирования. Кроме того, конструктор должен обладать качествами, способствующими творческому процессу.

Знания - есть система понятий, усвоенных человеком. Объем и качество знаний, необходимых конструктору, определяются его квалификационными характеристиками и делятся на две группы.

К первой группе относятся общие знания, которые необходимы для проектирования любых машин. Сюда входит весь комплекс политехнических знаний, лежащих в основе квалификации инженера: например, сопротивление материалов, теоретическая механика, детали машин, металловедение и т. д.

Ко второй группе относятся специальные знания, связанные со специфическими условиями работы проектируемой машины. Сюда входят знания технологических, конструкторских и эксплуатационных особенностей той отрасли, к которой относится новое изделие.

При проектировании машин и оборудования пищевой промышленности, например, требуется знать технические приемы и устройства обеспечения гигиенических требований к изготовляемой продукции; при проектировании летательных аппаратов - приемы обеспечения минимальной массы и максимальной надежности и т. д. Кроме того, требуется знать основные типовые конструкции отрасли, характеризующие существующий уровень техники и направления перспективного развития. К этой группе знаний относятся также знания конкретных возможностей производства, изготовляющего новое изделие.

Если общие знания инженера-конструктора являются универсальными и могут находить применение в любой отрасли производства, то специальные знания теряются при переходе на работу в другую отрасль и другие проектные организации. В этом случае требуется переквалификация конструктора, соответствующая новым условиям работы.

Навыки и умение конструирования основываются на знаниях и формируются в процессе практической деятельности. Знания и понимание своего дела, правильная методика его выполнения позволяют конструктору приобрести те качества личности, которые ведут к мастерству и успеху. Навык - это способность в процессе целенаправленной деятельности выполнять составляющие ее частные действия автоматически, без специально направленного на них внимания. Умение - это способность человека продуктивно, с должным качеством и в соответствующее время выполнять свою работу.

После проектирования определенных деталей машин, механизмов и изделий при повторном их выполнении конструктор обычно справляется со своими задачами значительно быстрее и с меньшим умственным напряжением. Таким образом, знания, навыки и умение способствуют процессу проектирования. Однако кроме указанных качеств конструктор должен обладать определенными профессиональными способностями, которые выявляются в процессе конструирования и способствуют успешному созданию новых машин. Профессиональные способности - это совокупность достаточно стойких, хотя, конечно, и изменяющихся под влиянием воспитания индивидуальнопсихологических качеств личности человека. Для конструктора наиболее важны следующие профессиональные способности.

Техническое мышление - способность использовать весь комплекс политехнических знаний для осознания сущности технических систем и быстрой ориентации во всех технических вопросах. Развитое техническое мышление позволяет быстро понять принцип работы неизвестных ранее машин и отдельных ее узлов и механизмов, ориентироваться в общей схеме и во взаимодействии частей конструкции. Техническое мышление позволяет воспринимать любую машину как синтез функциональных узлов, определять ее назначение и находить причины неполадок в работе.

Пространственное воображение имеет решающее значение в работе конструктора. Способность пространственного воображения позволяет составлять и читать чертежи. Простейший случай применения пространственного воображения - составление ортогональных проекций реального пространственного изделия. Подобную задачу конструктор решает при составлении чертежей деталей действующих машин для проведения ремонтных работ и восстановления изношенных и вышедших из строя деталей. В процессе проектирования новых изделий конструктор изготавливает чертежи деталей и узлов, реально не существующих, но воображаемых им. Воображение сложной машины, механизма и узла, которые расположены в пространстве, требует постоянной тренировки и некоторого опыта. Конструктор должен представить себе координаты расположения этих механизмов и узлов и их кинематические и конструкторские связи. Нередко допускаются ошибки в конструкции машины, связанные

с отсутствием пространства для крайних положений механизмов или отсутствием возможности сборки деталей и механизмов внутри тесных корпусов. Данные ошибки вызваны отсутствием пространственного воображения.

Пространственное воображение необходимо для чтения чертежей, когда из плоских проекций требуется вообразить пространственное тело со всеми особенностями его устройства и формы. Как и любая способность, пространственное воображение может быть улучшено человеком при помощи практических занятий. Это достигается решением задач начертательной геометрии и изучением чертежей разных конструкций. Как показывает практика, не все люди могут развить пространственное воображение до необходимой конструктору степени, поэтому проверка на пространственное воображение является лимитирующей проверкой при определении профессиональной пригодности конструкторов.

Творческие способности позволяют конструктору создавать новые, оригинальные машины. Решая поставленную задачу, конструктор может идти двумя путями: 1) применить известные типовые решения, общепринятые схемы; 2) решить задачу творчески, стремиться все элементы конструкции выполнить по-новому, своеобразно. Эти направления и определяют труд конструктора, с одной стороны, как технического работника, выполняющего заранее разработанные технические схемы, и с другой - как творческого работника, создающего новые конструкции на изобретательском уровне.

Преобладание творческих способностей у конструкторов нередко вызвано не только объемом приобретенных знаний и накопленного опыта, но и особенностью склада личности. Особенно ценны такие работники для разработки технического задания и в начальных стадиях проектирования или в случаях, когда поставленная задача требует новаторского, нетипового решения. Однако творческие личности меньше всего считаются с реальными условиями и ограничениями. Ценя теоретические и эстетические аспекты, они не всегда считаются с экономическими и социальными. Они с подъемом работают на этапе создания принципов конструкции, в решении коренных вопросов разработки. Когда же эти вопросы в основном решены, у них резко уменьшается интерес к ним. Если конструкторам с яркой творческой направленностью личности приходится решать вопросы конструкторского труда, 206 носящие рутинный характер, они выполняются небрежно, халатно. В результате конструкция может получиться некачественной, неработоспособной, несмотря нз ее оригинальность и прогрессивность замысла.

Отсутствие ярких творческих способностей вовсе не означает, что конструктор не может заниматься разработкой изделий. При знании типовых конструктивных элементов машин, стандартов и методов конструирования он может разработать новую технику средней сложности и работать под управлением более способного специалиста. Основной объем работы конструктора никак нельзя назвать творческим. Разработка рабочей документации - труд кропотливый, в котором больше всего ценятся конструкторы-исполнители. Кроме рассмотренных способностей, позволяющих оценить деловые качества и творческий потенциал конструктора, имеется ряд характеристик творческой личности, влияющих на количественные и качественные показатели выполняемой работы.

Изобретательность - один из видов творческих способностей, это умение создавать новые, полезные в каждом конкретном случае технические решения. Изобретательности способствует чувство нового, направленный труд на принципиально новое решение проблемы. Изобретательность особенно высокоэффективна в сочетании с творческой активностью работника.

Готовность воспринять новое, необычное - умение анализировать, отбирать и использовать в разработках новое, не бояться отказываться от старых, привычных технических решений.

действует формальная и порой необоснованная критика со стороны руководителей разработчика.

Быстрота мыслительного процесса обеспечивает продуктивность умственной деятельности.

Гибкость мышления характеризует продуктивное переключение мыслительного процесса на другие проблемы и при этом не наносит ущерба ранее решаемым вопросам.

Умение направлять внимание на решение главных проблем. Внимание - направление психической деятельности в определенном направлении, связанным с выполняемой работой. Чем больший интерес проявляется к выполняемой работе, тем меньше требуется усилий для концентрации внимания на ней.

Способность наблюдать - способность обращать внимание на то, что связано с достижением поставленной цели. Выявление главного, существенного в объекте исследований, оценка его полезности дает возможность выработать технические решения на их основе и применить эти наблюдения в новых разработках.

Развитая профессиональная память , большая ее емкость, позволяет быстрее решать конструкторские задачи. В экономном использовании памяти важное значение имеет организация процесса запоминания. Для разгрузки памяти целесообразно использовать картотеки интересующих решений, делать записи данных, наброски компоновок, конструктивных решений, схем.

Умение проводить инженерный анализ означает умение поэлементно расчленять конструкцию на отдельные детали, процесс - на отдельные операции и движения для их детального изучения. Инженерный анализ позволяет оценить варианты и сравнить их.

Зрелость суждений - способность логически мыслить, принимать здравые решения. Зрелость суждений характеризуется умением видеть перспективу и правильно использовать полученные данные.

Умение принимать решения - умело использовать результаты инженерного анализа и выбирать конструкцию с оптимальными показателями.

Наличие собственной точки зрения - выработка привычки во всех вопросах, с которыми приходится сталкиваться, создать свой собственный вариант или свою оценку вопроса, даже тогда, когда ситуация этого не требует. Выработанная точка зрения должна основываться на объективных данных.

Характеристика

Значи- мость приз- нака, %

Деловые качества

Профессиональная компетентность

Уровень зияний. Получение общего и специального образовании. Соответствие образования профилю выполняемой работы. Широта кругозора и общая эрудиция. Опыт работы по данной специальности. Способность научно и творчески мыслить и действовать. Способность логично и четко излагать свои мысли. Повышение квалификации и знаний

Ответственность за выполняемую работу

Работник не избегает ответственности, а стремится к ее повышению. Ответственность основана на интуиции реальной ситуации или техническом расчете

Самостоятельность и инициатива

Способность к восприятию и переработке разнообразной информации. Работник самостоятельно принимает решения по разным техническим вопросам, не нуждается в поддержке авторитетов. Решения сразу принимаются оптимальными для данной ситуации

Способность решать новые вопросы и использовать новые методы в работе

Работник легко познает и осваивает новые методы работы, новые сферы инженерной деятельности. Работник разумно решает вопросы применения новых методов в своей работе. Способность работать нешаблонно, творчески. Умение научно и творчески мыслить и действовать. Участие в рационализаторской и изобретательской работе

Работоспособность

Способность к сосредоточенной, продуктивной работе на весь период деятельности. Психологическая уравновешенность. Усидчивость

Способность организовать и спланировать свой труд

Внутренняя собранность, уменение сосредоточить внимание на главном. Способность рационально организовать свои разработки. Знание стадий разработки. Способность создать четкий порядок в работе

Способность поддерживать контакты с людьми

Психологическая совместимость работника в коллективе. Активность в совместной работе, уменение коллективно генерировать идеи. Работник является инициатором соревнования. Способность поддерживать контакты с людьми (сотрудниками). Личное обаяние, доброжелательность, готовность помочь товарищу

Таблица 7.1 Признаки, определяющие творческий вклад конструктора

Характеристика

Значи- мость приз- нака, %

Результаты труда

Качество выполняемых работ

Высокий техггический уровень конструкторских решений, в разработке использованы научные достижения. Высокая степень стандартизации и унификации, разработки перспективные, экономически обоснованные. Разработка безошибочная, аккуратная. Разработки соответствуют заданиям и требованиям правил и стандартов

Соблюдение срока выполнения задания

Работник выполняет в назначенный срок свои задания и старается их выполнять досрочно. После выполнения плановых заданий работник охотно берет дополнительную работу

Число выполняемых работ

Число выполненных плановых и внеплановых заданий. Творческая активность работника, его рационализаторская и изобретательская деятельность, достигнутый экономический эффект

Сложность выполняемых функций

Степень новизны и элемент творчества

Работник все задания выполняет творчески. Рабочий принцип разработок выполняется своеобразно, на уровне изобретений. Разработки являются обобщением мирового уровня, заимствованного из технической информации

Степень ответственности

Количество (массовость) изготовляемых изделий по разработанной документации. Функциональная ответственность разработанных изделий

Степень сложности конструкторских разработок

Степень сложности конструкторской документации в зависимости от сложности проектируемого изделия. Полнота отработки конструкторской документации. Число технико-экономических расчетов проекта

Степень разнообразия работ

Проектирование изделий разной сложности и специализаций. Выполнение разных этапов конструкторских разработок

Способность выражать свои мысли правильно и ясно как в письменной, так и в устной форме. Это связано со способностью к логическим обобщениям, с умением делать необходимые заметки и принимать участие в обсуждениях, а также отчитываться по результатам своей работы.

Инициативность конструктора говорит об умении заставлять себя работать и отказываться от легких путей в решении вопросов, если это повлечет за собой ухудшение качества. Об инициативности говорит тот факт, что в целях создания более качественной конструкции изделия конструктор решает вопросы, не предусмотренные техническим заданием.

Готовность к напряженной работе говорит о способности конструктора отдавать всего себя решению определенного вопроса. Готовность к труду перерастает в склонность к труду, к увлеченности. Эта готовность способствует решению всех вопросов до конца.

Широкий кругозор конструктора означает, что он имеет принципиальные знания не только по своей специализации, но и по многим, связанным с этой специализацией вопросам. Как правило, широкий круг интересов обеспечивает широкий кругозор.

Дисциплинированность характеризует точность выполняемых конструктором руководящих распоряжений, его старательность и трудолюбие. Критериями определения творческого вклада конструкторов в разработках служат признаки (табл. 7.1).

Методическая разработка

Введение
Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Особое значение отдается дошкольному воспитанию и образованию, ведь именно в этот период закладываются все фундаментальные компоненты становление личности ребенка. Формирование мотивации развития и обучения дошкольника, а также творческой познавательной деятельности- вот главные задачи которые стоят перед педагогом в рамках ФГОС. Эти непростые задачи в первую очередь требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.
Конструирование из строительных материалов и строительные игры занимают видное место в воспитательной работе с детьми всех возрастных групп. Игры со строительным материалом являются ценным воспитательным средством, оказывая положительное влияние на всестороннее развитие детей.
Конструирование в детском саду было всегда. Но если раньше приоритеты ставились на конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то теперь в соответствии с новыми стандартами необходим новый подход. Конструирование в детском саду проводится с детьми всех возрастов, в доступной игровой форме, от простого к сложному. От обычных кубиков ребенок постепенно переходит на конструкторы состоящий из простых геометрических фигур, затем появляются первые механизмы и программируемые конструкторы. Программирование происходит не только благодаря компьютеру, но и созданным специальным программам. Есть, например, конструкторы, где программа составляется с помощью пластиковых карточек на которых заложены определенные функции.
В ДОУ № 27 «Росинка» осуществляется систематическое обучение детей строительному творчеству и руководству строительными играми и поэтому здесь существенно меняется характер детской конструктивной деятельности: углубляется интерес к конструктивной стороне строительных игр, конструирование приобретает целенаправленный характер.
Мы имеем достаточное количество деревянных строительных наборов, из которых строим ракеты, мосты, качели и пр. В ходе работы происходит знакомство с простейшими свойствами геометрических тел, их форм, площадей и объемов развивается наблюдательность; дети приобретают некоторые сведения технического характера.
Конструкторы собирательного типа «Мой город», «Флора» развивают фантазию, креативное мышление, воображение. При этом дети совершенно не следуют предложенным производителем схемам, они находит десятки собственных, индивидуальных решений.
Магнитные мозаики рекомендуют психологи. Это как обычная мозаика только еще лучше. Можно создавать шедевры, картины, выкладывать узоры как в мандале, можно знакомиться с цветом и формой, можно изучать геометрию или творить абстракцию. Эти игры дают психологическое равновесие, отступает боязнь что то начать ("боязнь белого листа").
Магнитные конструкторы - это новый вид конструкторов. Они развивают мелкую моторику, помогают реализовать творческий потенциал, дают возможность получить множество новых знаний в области физики и геометрии, логики. Детали этого конструктора универсальны, а результат творческой деятельности безграничен. Это могут быть и фигуры на плоскости, объемные, различные животные, машины. В играх с данным строительным материалом у детей формируется интерес к технике.
Очень важным представляется тренировка работы в коллективе, умение брать на себя роли, распределять обязанности и четко выполнять правила поведения.
С использованием образовательных конструкторов дети самостоятельно приобретают знания при решении практических задач и проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей, как следствие проектная деятельность дает возможность воспитывать деятеля, а не исполнителя, развивать волевые качества личности и навыки партнерского взаимодействия.
Игры со строительным материалом особенно близки к трудовой деятельности. Они воспитываю у детей такие качества, которые непосредственно подготавливают их к труду: умение ставить цель, планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей работы и работы друзей, творчески подходить к осуществлению поставленной цели.
Правильно организованные игры со строительным материалом способствуют развитию высокой культуры деятельности: в них широко развивается фантазия ребенка, причем «творческая рабочая фантазия».
Игры со строительным материалом способствуют развитию мышления детей. Такие процессы мышления как анализ и синтез, умение сравнивать, еще очень слабо развиты у дошкольника. Необходимость же выделять в наблюдаемых сооружениях конструктивные особенности, точно воспроизводить постройки, заставляют ребенка прибегать к сравнению, анализу и синтезу, установлению сходства и различия, приучают не удовлетворяться случайным решениям конструктивной задачи, а находить более целесообразное.
В связи с этим определяется цель работы.
Достижение поставленной цели требует решения определенных задач:
1. Развивать у детей самостоятельность мысли, инициативу, смекалку и изобретательность в решении конструктивных задач.
2. Совершенствовать умение работать целенаправленно, предварительно обдумывая свои действия, планировать свою конструктивную деятельность.
3. Побуждать детей к использованию в игре приобретенных умений и навыков конструирования.
Данные задачи определяют основные принципы организации деятельности:
- принцип создания непринужденной обстановки- дети себя чувствуют комфортно, раскрепощено. Им дается возможность самим придумывать, планировать, конструировать свою постройку;
- принцип последовательности- усложнение выполнения творческих заданий от простого к сложному;
- принцип творческой направленности- создание условий для творческого самовыражения ребенка, с учетом его индивидуальных способностей;
- коллективность деятельности- равноправное участие каждого ребенка в строительной игре;
- принцип партнерства- вовлечение родителей в воспитательный процесс.

Особенности игр и занятий со строительным материалом

Строительный материал привлекает к себе внимание детей на протяжении всего дошкольного периода.
Ни один вид детской деятельности не дает такой четкости образа как стройка. В стройке мысль ребенка направляется на процесс конструирования предмета из уже готовых и правильных по форме частей, находящихся друг с другом в определенном соотношении.
С каждым годом увеличивается число детей с ОНР. В играх со строительным материалом большая роль принадлежит деятельности руки, связанной с активной работой сознания. Благодаря совместной деятельности руки, мозга и речевого аппарата ребенок может воздействовать на мир, познавая законы его развития. В условиях детского сада строительные игры способствуют совершенствованию речи детей: они делятся своими замыслами, объясняют свои действия, подсказывают друг другу то или иное решение. Расширяется словарный запас у детей. Конструируя, дети усваивают такие слова, геометрические названия, которые в других видах деятельности почти не совмещаются.
Кроме того, большое значение для сохранения физического и психического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности, удовлетворения потребностей и интересов.
В непосредственной деятельности детей по сооружению игровых построек воспитываются волевые качества, произвольность таких психических процессов, как внимание, восприятие. Это способствует воспитанию у детей умения доводить работу до конца, преодолевать при этом встречающиеся трудности, выслушивать объяснения воспитателя и работать в соответствии с его указаниями.
Работа по конструированию убеждает в том, что у каждого ребенка можно воспитать интерес к игровой строительной деятельности, каждый ребенок, при определенных условиях, способен к творческому участию в строительной игре. Строительные игры доставляют большое эмоциональное наслаждение детям, так как сопровождается чувством радости при решении разнообразных конструктивных задач. Воплощение в живое, конкретное дело собственной творческой мысли вызывает особое удовлетворение, так как укрепляет веру в свои силы, утверждает чувство собственного достоинства. Постоянное упражнение в самых разнообразных движениях, сопровождающиеся эмоциональным подъемом, способствует тому, что эти движения становятся быстрыми и ловкими, легко подчиняются контролю глаза. Улучшается согласованная работа ребенка отдельных мышц, особенно сгибателей и разгибателей.
Для того чтобы воспитать у каждого ребенка эстетические чувства, которые в той или иной степени есть абсолютно у всех, надо дать возможность ребенку быть деятелем.
При организации строительной игры дети учатся создавать и поддерживать определенный порядок в процессе работы, что бы действия экономными, учатся целесообразному подбору деталей, определенной последовательности и согласованности действий, если постройка выполняется группой детей, учатся видеть красоту самого процесса стройки.
В строительных играх формируется такие качества личности, как сосредоточенность внимания, настойчивость в достижении поставленной цели, умение проявлять творческую инициативу на базе приобретенных знаний и умений, способность анализировать умение правильно ориентироваться в пространстве.
Но такое многостороннее значение строительные игры имеют только тогда, когда перед детьми раскрываются конструктивные возможности материала.
Направление работы по конструированию
Работа с детьми Работа с родителями
Работа с детьми
Работа с детьми по конструированию в ДОУ включает в себя как конструктивную деятельность, так и другие формы работы Конструирование по замыслу, строительные игры, сюжетно- ролевые игры, кружок «Самоделкин».

Формы работы с детьми
Занятие конструирование строительные сюжетно- кружок
в группе по замыслу игры ролевые игры «Самоделкин»
групповая индивидуальная

Основной формой организации работы с детьми являются занятия в группе. Большое внимание уделяется индивидуальной образовательной деятельности, так как не все дети одинаково восприимчивы, не все одинаково усваивают приемы работы, не все одинаково умеют пользоваться своими умениями. Такие дети требуют особого внимания.
С целью заинтересовать детей, вызвать эмоциональный отклик, побудить к конструктивной деятельности в процессе занятия используем конструирование по замыслу. Это доставляет детям много радости, сопровождается богатыми эмоциональными переживаниями, так как сам процесс деятельности вызывает у них удовольствие и, кроме того, они гордятся результатами своей работы. Конструирование по замыслу хорошо там, что ребенок выбирает ту тему, которая ему наиболее знакома и которая его больше всего интересует в данный момент.
Детское строительство является органической частью сюжетно- ролевых игр. В нем, как и в играх, отражается деятельность окружающих взрослых. Поэтому значительное место в играх занимает сооружение построек- как один из способов осуществления игрового замысла. Неиссякаем интерес детей к робототехнике. Занятия в кружке «Самоделкин» развивают мелкую моторику рук, тем самым улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, развивает координацию движения, поддерживает жизненный тонус. Они заставляют работать в равной степени и голову и руки, при этом работают два полушария головного мозга, что сказывается на всестороннем развитии ребенка. Ребенок не замечает что он осваивает устный счет, состав числа. производит простые арифметические действия. Каждый раз не произвольно создаются ситуации, в которых ребенок рассказывает о том, что он увлеченно строил, он же хочет чтобы все узнали про его сокровища. Ни это ли развитие речи и умение выступать на публике легко и непринужденно.
С этой целью создано достаточное количество строительного материала, что бы одновременно могли заниматься все дети, или хотя бы половина группы. Свободное пользование материалом полезно и в том отношении, что приучает детей чувствовать себя членами коллектива.

Работа с родителями
Любознательность, творческая активность, доброта и отзывчивость, пожалуй, самые главные, самые значимые и самые желанные для родителей личностные качества детей. Поэтому, главной задачей в работе с семьями дошкольников является просвещение родителей с целью расширения представлений о творческой деятельности, о развитии в ребёнке творческого начала.
Исходя из этого возникают следующие цели:
- Развитие творческих способностей, конструкторских умений и навыков, всех сторон речи, воспитание личностей, способных самостоятельно ставить перед собой цели и решать их, находя оригинальные способы решения
Задачи:
- Развивать у дошкольников интерес к конструированию, моделированию, стимулировать детское научно-техническое творчество не только в стенах ДОУ, но в домашних условиях;
- Учить видеть конструкцию объекта, анализировать ее основные части, их функциональное назначение;
- Не навязывая постороннего мнения, выявить чувство симметрии, и эстетического цветового решения построек;

Основные принципы в работе с семьями воспитанников:
открытость детского сада для семьи;
сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.
Функции работы образовательного учреждения с семьей: ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса; психолого-педагогическое просвещение; вовлечение родителей в работу совместную с детьми и педагогами.

Рассматривать воспитание и развитие детей не как свод общих приемов, а как искусство диалога с конкретным ребенком и его родителями. Предлагать готовые схемы и наглядные изображения для домашней конструктивной деятельности, а так же давать рекомендации по составлению схем самостоятельно.
- Восхищаться вместе родителями инициативности и самостоятельности ребенка, способствуя формированию у ребенка уверенности в себе и своих возможностях и вызывая у родителей чувство уважения к себе, как воспитателю своих детей.
- Регулярно в процессе индивидуального общения с родителями обсуждать все вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей.
- Проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывать точку зрения родителей. Исследователи подчёркивают: лишь в условиях общения с взрослым творческая деятельность детей активно, целенаправленно развивается, формируется способность эмоционально откликаться на прекрасное в окружающем ребенка мире. Окружающая действительность – основной источник развития детского конструктивного мышления.
Только в том случае, когда есть связь педагог – дети – родители, можно дать ребёнку творческий импульс к развитию способностей, а также оказать эмоциональную, духовную поддержку и наполнить его кругозор творческой энергией.

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.

Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой - в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки - для игры, поделки - для украшения елки, для подарка маме и т.д.) , поэтому должны соответствовать своему назначению.

Конструктивная деятельность - это, в первую очередь, самое мощное средство умственного развития ребенка. В процессе конструирования моделируются отношения между структурными, функциональными и пространственными характеристиками конструированного объекта, с его видимыми и скрытыми свойствами. Дети конструируют разные конструкции, модели их строительного материала и деталей конструкторов; создают поделки из бумаги, картона и бросового материала; конструируют художественные композиции из бумаги, картона и бросового материала. В художественном конструировании, помимо умственного развития ребенка, осуществляется развитие его художественных способностей.

При правильно организованной деятельности дети приобретают:

1. конструктивно-технические умения:

  • сооружать отдельные предметы из строительного материала - здания, мосты и т.д.
  • делать из бумаги различные поделки - елочные игрушки, кораблики и т.д.

2. обобщенные умения:

  • целенаправленно рассматривать предметы
  • сравнивать их между собой и расчленять на части
  • видеть в них общее и различное
  • находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей
  • делать умозаключения и обобщения.

Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности.

Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений:

Речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др.) , которые в других видах деятельности употребляются редко;

  • дети упражняются в правильном употреблении понятий. (Высокий - низкий, длинный - короткий, широкий - узкий, большой - маленький) .
  • в точном словесном указании направления. (Над - под, вправо - влево, вниз - вверх, сзади - спереди, ближе) .

Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются важные качества личности:

  • трудолюбие,
  • самостоятельность,
  • инициатива,
  • упорство при достижении цели,
  • организованность.

Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе:

  • умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.) ;
  • работать дружно, не мешая друг другу.

Изготовление детьми различных поделок и игрушек. Подарки маме, бабушке, сестре, или сверстнику воспитывает заботливое и внимательное отношение к родным. Желание сделать им что-то приятное. Именно это желание часто заставляет ребенка трудиться с особым усердием и старанием, что делает его деятельность еще более полнокровной и приносит ему большое удовлетворение.

Наконец, конструктивная деятельность имеет большое значение и для воспитания эстетических чувств. При знакомстве детей с современными зданиями и с некоторыми доступными для их понимания архитектурными памятниками. Развивается художественный вкус, умение восторгаться архитектурными богатствами и понимать, что ценность любого сооружения заключается не только в соответствии его практическому назначению, но и в его оформлении - простота и четкость форм, выдержанность цветовых сочетаний, продуманность украшения.

Изготовление поделок из природного материала формирует у детей не только технические умения и навыки, но и особое отношение к окружающему их миру - дети начинают видеть и чувствовать красоту изумрудного мха и ярко-красной рябины, причудливость корней и веток деревьев, чувствовать красоту и целесообразность их сочетаний.

Однако такое многостороннее значение в воспитании детей конструктивная деятельность приобретает только при условии осуществления систематического обучения, использования разнообразных методов, направленных на развитие не только конструктивных умений и навыков, но и ценных качеств личности ребенка, его умственных способностей.

Проблема детского творческого конструирования является актуальной проблемой, и мы её решаем в ДОУ.