Мелкая моторика 2 мл гр. Игры на развитие мелкой моторики рук детей второй младшей группы

Кружок по развитию мелкой моторики

«Веселые ладошки»

для детей 2 младшей группы

«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»

В. А. Сухомлинский

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление. Оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память речи.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому. Что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями. Он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Пояснительная записка

Кружок «Веселые ладошки» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет. Данную работу следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику – массировать пальчики.

Для развития моторики рук на занятиях данного кружка используются следующие приемы, игра и упражнения:

Самомассаж кистей рук;

Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;

Выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)

Рисование (пальчиками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание, лабиринты) аппликация, оригами.

Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. В работе используются различные по фактуре материалы (бумага, картон, ткань различной фактуры, нитки, крупы, пуговицы и др.)

Образовательная деятельность проводятся 1 раз в неделю в течение всего учебного года. Форма работы может быть разной: с подгруппами, индивидуально.

К концу учебного года дети должны будут уметь работать с бумагой в разных техниках, научиться правильно держать карандаш, ручки станут более гибкими, послушными, дети научились самостоятельно и творчески работать.

Цель: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование) .

Задачи:

Образовательные:

формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук) ;

формирование практических умений и навыков;

обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.

Развивающие:

развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;

совершенствование движений рук;

развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;

развитие речи детей.

Воспитательные:

воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.) ;

воспитывать и развивать художественный вкус;

воспитывать усидчивость, целенаправленность.

Программное содержание

Октябрь

1 нед. Тема: «Овощи с огорода»

2. Развивать координацию движений, соотносить предметы со словесным обозначением.

3. Обучать детей ритмичному нанесению штрихов.

4. Тренировать в раскрашивании картинки, не выходя за контур.

6. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

Упражнения

1. Пальчиковая гимнастика «Квасим капусту».

2. «Морковка» - раскрась по образцу.

3. Упражнение «Помоги Золушке» - рассортируй фасоль (белую отдельно, красную отдельно) .

4. Игра «Что растет в огороде» - чудесный мешочек.

5. Самомассаж камушками – катать по очереди каждым пальчиком камушки.

2 нед. Тема: «Одежда»

2. Упражнять детей в умении расстегивать и застегивать пуговицы.

3. Учить последовательно одевать и раздевать куклу.

4. Тренировать в умении хлопать в ладоши тихо, или громко по сигналу.

5. Воспитывать бережное отношение к одежде.

Упражнения

1. П/и «Гномики- прачки» .

2. Чтение стихотворения «Мой мишка» - застегивание и расстегивание пуговиц.

3. Упр. «Не дошитое платье»- «пришить к платью рукава, воротник, карман, пуговицы». Дополнить картонный трафарет нужной деталью.

4. Д/игра «Оденем Петю».

5. Упр. «Похлопаем» - хлопать в ладоши тихо и громко по сигналу.

3 нед. Тема: «Транспорт»

2. Развивать умение координировать речь с движениями, договаривать слова и словосочетания.

3. Обучать детей ритмично наносить точки и рисовать круги, проводить прямые горизонтальные линии.

4. Учить работать с бумагой -разглаживать скомканную бумагу.

5. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть вместе.

Упражнения

1. Упражнение «Что у кого? » - разглаживание трафаретов транспорта из бумаги, смятой в комочки.

2. Упражнение «Грузим камушки на грузовик» - камушки рассыпаны по ковру.

3. «Проехала машина» - рисуем на манке, рассыпанной тонким слоем на подносе, следы от машины.

4. Упражнение «Топай-хлопай».

5. Пальчиковая игра «Вертолет».

6. Самомассаж бусинками– катать по очереди каждым пальчиком бусинки.

4 нед. Тема: «Домашние животные»

1. Развивать мелкой моторики рук.

2. Обучать детей ритмичному нанесению штрихов.

3. Учит детей из предложенных геометрических фигур выкладывать животных по образцу в горизонтальной плоскости.

4. Формировать у детей мышечное чувство напряжения и расслабления работающих групп мелких мышц.

5. Стимулировать тактильные ощущения.

6. Воспитывать любовь к животным, фантазию.

Упражнения

2. Упражнение «Коготки и лапки».

3. Упражнение «Домашние животные» - найти в сухом бассейне фигурки животных на ощупь.

4. »Зеленый лужок» - рисуем травку для коровки.

5. Д/и «Животные и их детеныши».

6. Самомассаж гранеными карандашами.

Ноябрь

1 нед. Тема: «Игрушки»

1. Совершенствовать мелкую моторику рук.

2. Продолжать учить координир. движения с речью.

3. Продолжать учить изображать предметы и явления с использованием прямых, округлых, наклонных длинных и коротких линий.

5. Закреплять у детей умение работать с бумагой- разглаживание смятой в комочек бумаги.

6. Учить детей катать из пластилина шарик и сплющивать его пальцами.

Упражнения

1. П/г «Игрушки».

2. Упражнение «Лошадка».

3. Упражнение «Что спряталось в комочке» разглаживание трафаретов игрушек из бумаги, смятой в комочки.

4. Упр. "Собери матрешку»-2 матрешки перепутаны. Нужно правильно собрать.

5. «Рисуем мячи»- на манке большие и маленькие предметы (Мяч, шар, кирпич, кубик) .

6. Упражнение "Платочек для куклы" -определение фактуры материала.

7. «Пирамидка» -лепка из пластилина

8. Самомассаж косточками фруктов.

2 нед. Тема: «Птицы»

1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику.

2. Закреплять умения ритмично наносить точки и рисовать круги, проводить прямые горизонтальные линии.

3. Продолжать учить координировать движения с речью.

4. Закреплять у детей умение работать с бумагой - отрывать кусочки бумаги и сминать из в комочки.

5. Воспитывать бережное отношение к птицам, желание заботиться о них.

Упражнения

1. П/г. «Утята».

2. «Птичьи следы на песке» - рисуем на манке пальчиками.

3. Упражнение «Накорми птичек» - отрывать кусочки бумаги, скомкать бумагу в маленькие крошки.

4. Упражнение «Что внутри» - подушечки с различным наполнением (фасоль, рис, греча) .

5. Упражнение «Погуляем» - двумя пальцами руки ходить по столу сначала медленно, затем быстро.

6. Оригами «Птички».

7. Самомассаж бусинками.

3 нед. Тема: «Тема: «Посуда»

1. Развивать мелкую моторику, координацию движений.

2. Учить соотносить предметы со словесным обозначением.

3. Формировать произвольные, координированные движения пальцев рук.

4. Стимулировать тактильные ощущения.

5. Учить отрывать от большого листа бумаги небольшой кусочек и сминать его в комочек.

6. Воспитывать бережное отношение к посуде.

Упражнения

1. Игра с резиновыми ребристыми мячиками (ежиками) .

2. Игра «Собери сервиз» - чудесный мешочек.

3. Пальчиковая гимнастика «Посуда».

4. Упражнение «Ловкие ручки» - подобрать крышечки к баночкам.

5. «Склеим чашку» - собрать картинку из 2-х частей.

6. Упражнение «Конфеты к чаю» - из бумаги сминаем комочки и складываем в вазочку.

4 нед. Тема «Транспорт»

1. Совершенствовать мелкую моторику рук.

2. Продолжать формировать умение координировать движения с речью.

4. Учить детей строить из кубиков машину, развивать интерес к деятельности.

5. Учить выкладывать изображение с помощью счетных палочек.

6. Развивать чувство формы, пропорции, глазомер согласованность в работе обоих рук.

Упражнения

1. Пальчиковая гимнастика «Лодочка», «Пароход».

2. Фигурки из счетных палочек «Лодка», «Пароход», «Машина», «Парусник», «Самолет».

3. Игра «Грузовик построим сами».

4. Упражнение «Машина на погрузке» - рассортировать красную и белую фасоль по разным грузовикам.

6. Упражнение «Ловкие ручки» - подбери подходящую крышечку.

декабрь

1 нед. Тема: «Дикие животные»

2. Стимулировать тактильные ощущения.

3. Формировать умение координировать речь с движениями, работать над согласованием движений рук и ног.

4. Учить изображать простейшие предметы с помощью пальцев.

5. Закреплять у детей умение мелко рвать бумагу.

6. Учить детей аккуратно переливать воду из стакана в тарелочки ложной.

Упражнения

1. Упражнение «Животные хотят пить» - наливаем воду из стакана в тарелочку, ложкой.

2. Пальчиковая гимнастика «На лужок».

3. Упражнение «Нарви молодой травки» - мелко нарвать зеленую бумагу.

4. Подвижная игра «Зайка»

5. Упражнение «Веселые зверята»

6. Угостим медвежонка медом –рисование сот пальчиковыми красками.

2 нед. Тема «Деревья»

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Учить изображать простейшие предметы с помощью ладони и пальцев.

3. Научить детей завязывать узелки, бантики.

4. Формировать умение координировать речь и движения.

5. Стимулировать тактильные ощущения.

6. Воспитывать любознательность, интерес к природе.

Упражнения

1. Пальчиковая гимнастика «Я по веточке шагаю».

2. Игра «Веселые ладошки» -завязываем узелки, бантики.

3. Игра с прищепками «Наряжаем елочку».

4. Упражнение «Найди пару»- найти парную подушечку с таким же наполнением (рис, фасоль) .

5. »Осенние деревья» - рисование ладошками.

6. Упражнение «Похлопаем» -хлопаем в ладоши тихо и громко, в разном темпе.

3 нед. Тема «Зима. Признаки зимы»

1. Развивать мелкую моторику рук.

3. Закреплять умение проводить прямые горизонтальные линии.

4. Стимулировать тактильные ощущения.

5. Знакомство с глиной как с художественным материалом.

6. Развивать умение сматывать клубочки.

Упражнения

1. »Лыжник» - рисуем на манке пальчиками.

2. Упражнение «Клубочки для бабушки» - смотать нитки в клубочки.

3. Упражнение «Вязаные лоскутки»- работа с лоскутками связанных из разных ниток.

4. Пальчиковая гимнастика «Погреемся», «Зимняя прогулка»

5. Самомассаж мячиками (ежиками) .

6. Дорисуй ветку, на которой сидит воробей.

7. »Глиняные рожицы» - рисуем глиной.

4 нед. Тема: «Новый год. Елка»

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания.

3. Закреплять умение обводить изображение по трафарету, проводить прямые горизонтальные линии.

4. Учить детей работать с пластилином способом размазывания на листе.

5. Развивать умение сматывать клубочки.

7. Закреплять умение выкладывать изображение с помощью геометрических фигур по образцу.

Упражнения

1. Пальчиковая гимнастика «Елочка».

2. Упражнение «Помоги бабушке» - смотать из шерстяной ниток клубочки

3. Игра «Чудесный мешочек» - определить на ощупь резиновые игрушки.

4. «В лесу родилась ёлочка» - обводка трафарета елки, штриховка.

5. «Наряжаем ёлку»- рисуем пластилином елочные игрушки.

6. Упражнение «Выложи по образцу» - выкладывание фигур по образцу.

7. Самомассаж косточками фруктов.

январь

1 нед. Каникулы

2 нед. Тема «Снег идет»

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания.

3. Учить детей работать с пластилином способом размазывания на листе.

4. Продолжать учить выкладывать изображения с помощью счетных палочек.

5. Воспитывать самостоятельность, инициативность.

Упражнения

1. Пальчиковая гимнастика «Снежный ком».

2. «Снегопад»-рисуем пластилином.

3. Упражнение «Собери снежинку» -выкладывание узора счетными палочками.

4. »Упражнение «Сосульки» - прикрепить прищепки к полоске картона «крыше».

5. Самомассаж гранеными карандашами.

6. Упражнение «Погуляем» - ходим двумя пальцами по столу в разном темпе.

четверг

3 нед. Тема: «Одежда»

1. Развивать мелкую моторику рук.

3. Учить создавать узор из кругов, штрихов.

5. Воспитывать желание помогать маме.

6. Развивать творческую фантазию.

Упражнения

1. Пальчиковая гимнастика «Постираем белье».

2. Упражнение «Помогаем маме»-развешать белье на веревку и закрепить его прищепками.

3. Упражнение «Не дошитое платье»- «пришить к платью рукава, воротник, карман, пуговицы». Дополнить картонный трафарет нужной деталью.

4. Упражнение «Ткань на новое платье»-работа с лоскутками разной фактуры.

5. «Укрась платье Маруси»-раскрашивание платья карандашами, вырисовывание узора.

6. Самомассаж косточками фруктов.

4 нед. Тема «Дикие животные»

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания.

3. Продолжать учить детей работать с бумагой техникой обрывания.

4. Воспитывать любовь к природе.

Упражнения

1. П/г «Апельсин».

2. Упражнение «Зоопарк» - игра с решеткой для мойки.

3. Упр. «Ежики на прогулке» - делаем колючки для ежиков (прищепки) .

4. «Угости белочку орешками»-аппликация техникой обрывания бумаги.

5. «Разноцветный заборчик» -игра с прищепками.

6. Самомассаж бусинками – катать по очереди каждым пальчиком.

февраль

1 нед. Тема «Виды транспорта»

1. Совершенствовать мелкую моторику рук.

2. Тренировать навык выкладывания изображения счетными палочками.

3. Упражнять детей проводить прямые вертикальные и горизонтальные линии.

4. Развивать глазомер и точность.

5. Стимулировать тактильные ощущения.

Упражнения

1. Упр. «Транспорт» - выложить рисунок счетными палочками.

2. Упр. «Дорисуй железную дорогу» - дорисовать шпалы к железной дороге. (30 уроков… стр. 8)

3. Упражнение «Чей кораблик? » - лабиринт (30- уроков… стр. 23) .

5. П/г «Путешествие».

6. Игры с пуговицами – выбрать пуговицы с 4 отверстиями – в одну, пуговицы на ножке – в другую коробочку.

2 нед. Тема «Профессии»

1. Совершенствовать мелкую моторику рук.

2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

3. Стимулировать тактильные ощущения.

4. Учить детей строить из строительного материала гараж по размеру машины, подбирать нужный строительный материал.

5. Воспитывать интерес к разным профессиям, любознательность.

Упражнения

1. П\г «Месим тесто», «Строим дом».

2. Игра «Тесто» - имитация замешивания теста в сухом бассейне.

3. Упражнение «Каталог тканей» - какая ткань на ощупь.

4. Упражнение «Собери красивый букет» - шнуровка.

5. »Мы строители» - строим из строительного материала гараж.

6. Упражнение «Шишки для белочки» - положи в одну коробку маленькие сосновые шишки, в другую - большие.

7. Самомассаж гранеными карандашами.

3 нед. Тема «Защитники отечества»

1. Совершенствовать мелкую моторику рук

2. Упражнять в умении использовать пальчиковые краски, совершенствовать умение наносить мазки пальцами.

3. Отрабатывать навык выкладывания изображения счетными палочками.

4. Учить детей завязывать узелки и бантики.

5. Стимулировать тактильные ощущения.

Упражнения

1. Пальчиковая гимнастика «Бойцы-молодцы».

2. Фигурки из счетных палочек «Танк», «Звезды», «Флажок».

3. «Салют» - рисуем пальчиковыми красками

4. Упражнение «Орешки»- с грецкими орехами.

5. Самомассаж бусинками - катать по очереди каждым пальцем.

6. Завязывание узлов на толстой веревке, шнуре.

4 нед. Тема «Конец зимы»

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. развивать умение рисовать круги разного размера цветными мелками.

3. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

4. Стимулирование тактильных ощущений.

5. Воспитывать дружеские отношения между детьми, желание играть вместе.

Упражнения

1. Пальчиковая гимнастика «Снеговик».

2. Упражнение «Остатки запасов» - помоги мышке-норушке рассортировать красную и белую фасоль.

3. Самомассаж гранеными карандашами.

4. Упражнение «Солнечный денек» - с помощью прищепок делаем солнышко.

5. «Веселый снеговик» - рисуем мелками круги разного размера.

6. Игра «чудесный мешочек» - разделить предметы на мягкие и твердые.

март

1 нед Тема: «Мамин праздник»

1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

2. Тренировать умение создавать узор по образцу.

3. Учить детей нанизывать бусины (крупные макароны) на ленту.

4. Стимулирование тактильных ощущений.

5. Развивать чувство формы, цвета и композиции.

6. Воспитывать бережное отношение к родителям, желание их порадовать.

Упражнения

1. «Следы от капели» - на манке пальчиками ставим точки.

2. Упражнение «Солнце светит ярко – ярко» - выложить из спичек солнечные лучи вокруг желтого круга.

3. Подвижная игра «Подарок маме».

4. «Платочек для мамы» - украшаем платочек, рисуем пальчиковыми красками

5. Упражнение «Бусы для мамы»- нанизывание макарон на ленту.

6. Упражнение «Погуляем» - двумя пальцами ходить по столу в разном темпе.

7. Самомассаж косточками фруктов.

2 нед. Тема: «Дом»

1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

2. Обучение рисованию кругов.

3. Стимулировать тактильные ощущения.

4. Упражнять в умении рисовать на манке, создавать изображение с помощью счетных палочек.

5. Развивать чувство формы.

6. Воспитывать любовь, бережное отношение к своему дому.

7. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

Упражнения

1. Игра «Что лишнее? » - «Чудесный мешочек».

2. П/и «Кроватка», «Стул».

3. »Домик для мишутки» - рисуем на манке.

4. Д/и «Маленькие столяры» - сложение контуров предметов мебели из палочек на горизонтальной плоскости по образцу.

5. Образно-пластическое творчество детей - «Мы строители»

6. Упр. «Похлопаем» - хлопаем в ладоши тихо, громко и в разном темпе.

7. Самомассаж гранеными карандашами.

3 нед. Тема: «Домашние животные»

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Тренировать навык создавать изображение с помощью геометрических фигур по образцу.

3. Учить детей рисовать волнистые линии.

4. Отрабатывать навык аккуратно переливать воду из одной емкости в другую.

5. Познакомить детей с пипеткой, показать, как ею пользоваться

6. Стимулировать тактильные ощущения.

7. Воспитывать любовь к животным, желание заботиться о них.

Упражнения

1. Упражнение «Маленький конструктор» - выкладывание из геометрических фигур животного с детенышем.

2. Упражнение «Животные хотят пить» - «мама» наливаем воду из стакана в тарелочку, ложкой, «детенышам» капаем пипеткой.

3. Упражнение «Прятки» - найди всех животных в сухом бассейне.

4. Нарисуй хвост коню.

5. Пальчиковая гимнастика «Хозяюшка».

6. Самомассаж гранеными карандашами.

4 нед. Тема «Электроприборы»

1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

2. Закрепление умение закрашивать готовые изображения.

4. Развивать внимание.

5. Воспитывать чувство коллективизма, желание прийти на помощь.

Упражнения

1. П/г «Это звери».

2. Упражнение «Что спряталось в комочке» разглаживание трафаретов электроприборов из бумаги, смятой в комочки.

3. Лабиринт «Какая лампа включена» (Книга развивающих игр) .

4. Раскрась рисунок не выходя за контур- «Телевизор», «Компьютер», «Утюг»

5. Игра «Тяжело-легко» -рассортируй тяжелые и легкие предметы.

6. Самомассаж мячиками (ежиками).

апрель

1 нед. Тема «Весна»

1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

2. Учить создавать несложную композицию с помощью прищепок.

3. Стимулирование тактильных ощущений.

4. Тренировать навык завязывания узелков и бантиков.

6. Развивать творческую фантазию, чувство формы и цвета.

7. Вызвать интерес к созданию красивой композиции из цветов.

Упражнения

1. Пальчиковая гимнастика «Весенний дождик», «Встреча птиц».

2. Упражнение «Весенняя полянка»- с помощью прищепок выкладываем композицию: солнышко, травку, первые цветы, деревья.

3. »Весенний букет» - аппликация с использованием оригами.

4. Упражнение «Веселые ладошки» - завязывание узелков, бантиков.

5. Игры с пуговицами – рассортировать пуговицы по цвету в разные коробочки (желтый, красный, синий, зеленый).

2 нед. Тема «Звонкая капель»

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

3. Стимулирование тактильных ощущений.

4. Познакомить детей с пипеткой, показать как ею пользоваться

5. Учить детей работать с бумагой в технике оригами.

6. Воспитывать любознательность, самостоятельность.

Упражнения

1. Упражнение «Что тонет, что не тонет? » -выбрать из группы предметов то, что тонет.

2. Упражнение «Веселая пипетка» -работа с водой и пипеткой.

3. Конструирование из бумаги (оригами) «Лодочки».

4. Упражнение «Соберем кораблик» - разрезная картинка.

5. Пальчиковая игра «Одуванчик».

6. Игра «Кулачок» - сжимать и разжимать кулачок (кулачок – бутон цветка, проснулся, заснул) .

7. Самомассаж косточками фруктов.

3 нед. Тема "Весеннее солнышко"

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

3. Стимулировать тактильные ощущения.

4. Продолжать учить детей завязывать узелки и бантики на ленточках.

5. Развивать чувство формы, цвета, композиции.

6. Воспитывать чувство прекрасного, бережное отношение к природе.

Упражнения

1. Игра »Узнай фигуру» - «Чудесный мешочек» (геометр. фигуры) .

2. Упражнение «Веселые ладошки» - учимся завязывать узелки, бантики.

3. Лабиринт «К какому растению летит бабочка» (Книга развивающих игр)

4. «Весенние цветы - одуванчики»-рисуем пальчиковыми красками.

5. Пальчиковая гимнастика «Улитка».

6. Пальчиковая игра «Орешек».

7. Самомассаж камушками – катать по очереди каждым пальцем.

4 нед. Тема: «Цветы»

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

3. Закреплять умение делать из пластилина шарики.

4. Стимулирование тактильных ощущений.

5. Развивать чувство формы и цвета.

6. Воспитывать любовь к природе, чувство прекрасного.

Упражнения

1. Упражнение «Весенний цветок» - тактильное обследование цветов из бархатной бумаги.

2. «Чудесный мешочек» - найди цветок на ощупь.

3. Упражнение «Каждому листочку свое место» - закрыть контуры различных листочков нужными листочками взятыми из коробки.

4. «Красивые одуванчики» - лепка (пластилин +спички) .

5. Д/игра «Собери букет».

6. Пальчиковая игра «Букет цветов».

7. Самомассаж мячиками (ежиками) .

май

2 нед. Тема «Дождь»

1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

3. Тренировать навык ритмично наносить штрихи.

5. Стимулирование тактильных ощущений.

6. Развивать усидчивость, целенаправленность.

7. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.

Упражнения

1. П/гимнастика «Пчела», «Паучок», «Червячки».

2. Упражнение «Накорми мишку» - переложи фасоль пинцетом из одной емкости в другую.

3. Д/игра «Бабочка и цветок» работа с игрушкой – застежкой.

4. Упражнение «Кто больше соберет фасоли? » - из сухого бассейна выбрать фасоль.

5. Заштрихуй тучку по образцу.

6. Упражнение «Крышечки» - подбери крышечку к баночке.

7. Самомассаж гранеными карандашами.

3 нед. Тема: «Насекомые»

1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук.

2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

3. Стимулирование тактильных ощущений.

4. Упражнять в умении шнуровать, продевать шнурок в отверстие.

5. Развивать умение завязывать узелки.

6. Воспитывать чувство коллективизма, желание играть друг с другом.

7. Вовлекать детей в сотрудничество, учить рисовать вертикальные линии, дополняя созданный педагогом образ.

Упражнения

1. П/игра «Червячки», «Паучок»

2. Упражнение «Посадка фасоли» - в песке сделать ямки и посадить семена.

3. Упражнение «Цветочный лужок» - с помощью мозаики сделать цветы.

4. Упражнение «Насекомые на листочке» - упражнение в шнуровке.

5. Упражнение «Закрути баночки» - подобрать по размеру и закрутить крышечку.

6. Упражнение «Узелки» -завязывание узлов на толстой веревке, шнуре.

7. Самомассаж косточками фруктов.

8. «Вот такие ножки у сороконожки» - коллективное рисование

4 нед. Тема: «Лето»

1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук.

2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

3. Учит аккуратно наклеивать детали, создавать красивую композицию.

4. Воспитывать фантазию, чувство прекрасного, любовь к природе.

Упражнения

1. Пальчиковая гимнастика «Лето».

2. Игра »Шишки для мишки» - игра с сосновыми шишками.

3. Упражнение »Цветная водичка» - работа с пипеткой. Смешивание красок.

4. Самомассаж мячиками (ежиками) .

5. «Украсим бабочке крылышки» - аппликация.

6. Упражнение «Арбуз» -нарисовать побольше черных зернышек – семян.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ласточка»

Муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области

Проект по развитию мелкой моторики рук

у детей 2младшей группы:

«Наши пальчики всё умеют».

воспитатель ДОУ

Актуальность проблемы.

Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования .
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста. Устное народное творчество-это один из самых простых и интересных для ребёнка материал, который позволит быстро развить мелкую моторику рук, а как следствие, и речь детей.

Родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом порождающим личность. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, представления о доброте, храбрости, трудолюбии. Знакомя детей с этими произведениями, мы приобщаем их к общечеловеческим ценностям, ведь фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Особую роль в развитии младшего дошкольного возраста играют потешки, заклички, песенки, пальчиковые игры. Эмоциональное обращение в этих произведениях невольно заставляет малыша прислушиваться. Повторяя слова у ребёнка развивается речевой слух, закрепляется правильное произношение звуков.

Только регулярное использование произведений устного народного творчества в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, расширить словарный запас, активизировать познавательное и умственное развитие, будет способствовать ознакомлению с окружающим и развивать мелкую моторику рук.

Цель проекта:

Повысить уровень развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через использование в работе произведений устного народного творчества и пальчиковой гимнастики.

Задачи проекта:

1. Развивать память, речевой слух;

2. Развивать монологический и диалогический строй речи;

3. Способствовать формированию грамматического строя речи, обогащению словарного запаса детей;

5. Развивать воображение и мыслительную деятельность;

6. Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук, развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.

Участники проекта: педагоги, дети, родители.

Этапы проекта.

Подготовительный этап.

1. Изучить литературу по данной теме;

2. Подготовить методический материал;

3. Разработать картотеку пальчиковых игр;

4. Подобрать песенки, заклички, потешки по возрасту детей;

5. Разработать перспективный план для работы по развитию мелкой моторики рук детей;

6. Создать необходимые условия развивающей среды в группе по теме;

7. Привлечь родителей к помощи по данной проблеме;

8. Разработать диагностический материал для прослеживания результатов эффективности внедрённого в работу проекта.

Организационный этап.

Работа по развитию мелкой моторики рук ведётся с детьми первой младшей группы в течение всего учебного года во всех воспитательно-образовательных блоках: в непосредственно образовательной деятельности , в режимных моментах, в совместной деятельности воспитателя с детьми, в самостоятельной деятельности детей.

В группе подобран материал по теме: картотека пальчиковых игр, «Пальчиковый театр», дидактические игры «Шнуровки», «Пазлы», «Собери бусы», «Выложи узор» (из семян), «Волшебные пуговицы», «Золушка», «Игры с прищепками», мозаики, рамки-вкладыши, деревянные матрешки, пирамидки, трафареты, раскраски, конструкторы, материал по различным видам продуктивной деятельности (лепке, рисованию, аппликации , конструированию), счетные палочки, методическая литература и др. Всё это дети могут использовать в совместной и самостоятельной деятельности.

Каждое утро перед завтраком с детьми проводится речевая минутка, где каждая новая неделя начинается с разучивания новой пальчиковой игры, песенки, заклички, потешки. Всё это планируется в соответствии с перспективным планом реализации проекта. Работа над проектом ведётся и через непосредственно образовательную деятельность (рисование, развитие речи, конструирование, лепка, музыка), через режимные моменты: художественная литература , различные дидактические и подвижные игры, прогулки.

Для наиболее лучшего результата ведётся большая работа с родителями по теме. Для этой цели в группе создана «Школа для родителей: Счастливый малыш». В рамках реализации проекта подобрана наглядная информация для родителей по проблеме развития мелкой моторики рук у детей, а один раз в квартал родители встречаются в группе на семинары, мастер – классы, тренинги и др.

Заключительный этап.

Подведение итогов проекта.

Проведение мониторинга по теме с целью выявить промежуточные результаты работы над проектом (январь) и результаты в конце учебного года (май) помогает отследить успех каждого ребёнка и уделить особое внимание детям, которые показали низкий результат. Это позволяет наиболее эффективно построить работу при реализации проекта в течение текущего учебного года и определить перспективу работы на следующий учебный год.

Реализация проекта.

Месяц

Тема

Программное содержание

Сентябрь

1. «Киска, киска, киска, брысь…»;

Пальчиковая игра «Сорока-сорока».

2. Потешка «Ладушки, ладушки…»;

Пальчиковая игра «Моя семья».

Формировать положительный
эмоциональный настрой детей
на совместную работу; развивать ощущение
собственных движений;
развивать мелкую моторику
пальцев рук.

3 Песенка «Наши уточки с утра…»;

Пальчиковая игра «Этот пальчик в лес пошёл…»


сочетать игру и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.

4. «Пошёл котик на Торжок…»;

Пальчиковая игра «Маша варежку надела».

Учить детей выполнять упражнения, сопровождать показом и четким произношением текста; развивать моторику рук.

Октябрь

1. «Наша Маша маленька»; Пальчиковая игра «Этот пальчик дедушка…»

Активизировать движения пальцев рук; активно развивать речевой запас слов; формировать у ребенка
положительный эмоциональный настрой.

2. Потешка «Огуречик, огуречик…»; Пальчиковая игра «Этот пальчик хочет спать…»

Развивать моторику пальцев
рук; сочетать игру и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.

3. «Водичка, водичка, умой моё личико…»; Пальчиковая игра «Коза рогатая».

Учить ребенка совершать
действия руками в
соответствии со стихотворным
текстом; развивать мелкую моторику рук.

4. Закличка «Солнышко - вёдрышко»; Пальчиковая игра «Пальчик-мальчик».

Развивать моторику рук, повышать интерес малышей к упражнениям;
сочетать игру и упражнения
для тренировки пальцев с
речевой деятельностью детей.

Ноябрь

1. «Заяц Егорка»; Пальчиковая игра «Весёлые маляры».

Развивать моторику рук,
выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста;
обогащать словарь ребенка, развивать память.

2. Потешка «Из-за леса, из-за гор…»; Пальчиковая игра «Детки».

Развивать мелкую моторику обеих рук; активизировать словарь детей, развивать память.

3. Песенка «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду…»; Пальчиковая игра «Сидит белка на тележке…».

Развивать моторику рук, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста; развивать речь детей, активизировать словарь.

4. Песенка «Чики, чики, кички…»; Пальчиковая игра «На работу».

Декабрь

1. Песенка «Бежала лесочком лиса с кузовочком…»; Пальчиковая игра «Пальчики».

2. Потешка «Кисонька-мурысонька…»; Пальчиковая игра «Мы считаем».

Развивать мелкую моторику обеих рук; закрепить умение четко и правильно произносить текст.

3. Игровое упражнение «В гости»; Пальчиковая игра «Комарик».

Учить выполнять игровые задания с использованием тактильных дорожек; развивать мелкую моторику рук.

4. «Здравствуй, солнце золотое…»; Пальчиковая игра «Шалун».

Вызвать эмоционально-положительный настрой; развивать мелкую моторику рук.

Январь

1. Песенка «Как по лугу, лугу»; Пальчиковая игра «Коготочки».

Развивать мелкую моторику рук; побуждать ребёнка повторять слова за воспитателем, выполнять имитационные движения в сопровождении стихотворного текста.

2. Работа с бумагой «Снег идёт»; Пальчиковая игра «Прогулка».

Учить детей рвать бумагу на мелкие кусочки свободной формы; закрепить умение сжимать и разжимать пальцы в кулачок; развивать мелкую моторику рук.

3. Работа с природным материалом «Мостик»; Пальчиковая гимнастика «Дорожка».

Учить детей работать по образцу, выкладывая фасоль;
развивать мелкую моторику пальцев рук; активизировать речь детей, побуждая проговаривать все слова игры.

4. «Улитка, улитка…»; Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик хочет спать…»; «Этот пальчик дедушка».

Учить детей четко проговаривать потешку. Повторить уже знакомые пальчиковые игры; активизировать речь детей; развивать мелкую моторику рук.

Февраль

1. Песенка «Наши уточки с утра…»; Пальчиковая гимнастика «Сорока».

Побуждать проговаривать окончание строчки; активизировать движения пальцев рук, развивать речь; доставить детям довольствие.

2. Песенка «Уж как свою коровушку люблю»; Пальчиковая гимнастика «Ёжик».

Развивать мелкую моторику пальцев рук; активизировать речь детей.

3. Песенка «Как у нашего кота…»; Пальчиковая гимнастика «Маша варежку надела».

Учить детей выполнять движения рук, сопровождая чтением потешки; развивать моторику пальцев рук; создать радостное настроение.

4. Игровое упражнение «Змейка»; Пальчиковая гимнастика «Эй-ка, эй-ка, голубая змейка».

Учить выкладывать пуговицу по размеру; расширять словарный запас детей; развивать моторику пальцев рук.

Март

1. Дидактическое упражнение «Сделаем матрёшке бусы»; Пальчиковая гимнастика «Бусинки-горошенки».

Учить детей нанизывать деревянные бусы на нити;
закрепить умение чередовать
предметы по цвету; развивать моторику пальцев рук.

2. Дидактическая игра «В гостях у Шептунчика»; Народная потешка «Бабочка».

Учить детей группировать
однородные предметы, различающиеся по величине;
стимулировать развитие чувственного восприятия, подвижность пальцев; развивать мелкую моторику.

3. Игровое упражнение «Поможем зайке»; песенка «Заинька, зайка…».

Учить выкладывать дорожку из фасоли; формировать зрительно – двигательную координацию и чувство пространства на листе бумаги;
развивать мелкую моторику пальцев рук; создавать положительно–эмоциональное отношение к выполнению задания.

4. Дидактическая игра «Покормим птичек»; Пальчиковая гимнастика «Птички».

Учить детей рисовать указательным пальчиком на крупе;

Апрель

1. Потешка «Светит солнышко в окошко»; Пальчиковая гимнастика «Солнышко».

Учить детей рисовать пальчиком руки на крупе;
продолжать закрепление формы (круглая); развивать мелкую моторику пальцев рук; активизировать речь детей.

2. Песенка «Коза-дереза»; Пальчиковая гимнастика «Шнуровка»;

Учить детей продевать шнурки в отверстие; развивать мелкую моторику пальцев рук; активизировать словарь, развивать речь, мышление детей.

3. Потешка «Ой ты заюшка - пострел»; Дидактическое упражнение «Поможем Незнайке»;

Продолжать учить детей шнуровке; закрепить умение правильно продевать тесьму в отверстие; формировать умение правильно проговаривать слова игры;
развивать моторику пальцев рук.

4. Дидактическая игра «Зонтик для зайки»; Пальчиковая гимнастика «Зайчик».

Учить детей выкладывать спички по образцу; развивать моторику пальцев рук; закрепить умение выполнять движения рук согласно тексту.

1. Дидактическая игра «Домик для ёжика»; пальчиковая гимнастика «Ёжик».

Продолжать учить детей работать со спичками, выкладывать домик по образцу; закрепить названия геометрических фигур; развивать мелкую моторику пальцев рук.

2. Закличка «Дождик, дождик, веселей…»;

Дидактическая игра «Разноцветные крышки»;

Учить детей строить постройки
из крышек, закреплять цвет крышек; формировать внимание, воображение, творческие способности;
развивать мелкую моторику пальцев рук.

3. Дидактическая игра «Бусинки рассыпались»; Пальчиковая гимнастика «На работу».

Учить детей перебирать предметы (бусинки) по цвету; закрепить название цветов;
развивать мелкую моторику рук.

4. «Поиграем с пальчиками»; Повторение потешек, песенок.

Повторить с детьми все изученные потешки, песенки, пальчиковые игры; закрепить умение детей сочетать пальчиковую игру с речевой деятельностью.

Срок реализации проекта

Проект рассчитан на один учебный год.

Как будет оцениваться эффективность проекта:

По результатам мониторинга, наблюдения.

Ожидаемый результат:

К концу года у детей пальчики станут более ловкими, кисти рук – подвижными, гибкими, исчезнет скованность движений;

Повысится интерес детей к пальчиковым играм, дети начнут овладевать сложными упражнениями;

Дети овладеют двигательными умениями, навыками, совершенствуется деятельность артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.;

Станут больше говорить со взрослыми, общаться со сверстниками.

Что получилось в результате:

В результате работы проекта удалось повысить уровень развития мелкой моторики рук у детей, разучить с детьми большое количество пальчиковой гимнастики, потешек, песенок, закличек. Разные виды деятельности способствовали развитию таких психических функций у детей, как мышление, память, внимание, речь; улучшалась ориентировка в пространстве; воспитывались такие качества, как усидчивость, терпение, желание доводить начатое дело до конца. Дети приобрели практические умения и навыки, необходимые в жизни. Родители ознакомлены с работой, которая проводится в группе по данной теме и её значении, охотно принимают участие в совместной деятельности.

Перспектива :

Продолжить работу по развитию мелкой моторики у детей и разработать систему работы дальше.
Накопить материал по данной теме.

Перспективный план по развитию мелкой моторики в младшей группе.

Дидактическая игра «Надень колечки»

Цель: Учить детей нанизывать кольца на стержни. Развивать глазомер. Знакомить с цветом.

Пальчиковая игра «Пальчики здороваются»

Цель: Учить детей касаться поочередно пальчиками одной руки с другой, начиная с большого пальчика.

Дидактическая игра «Цветные вкладыши»

Цель: Учить детей вкладывать одну форму в другую, соизмеряя величину предмета. Развивать сообразительность. Знакомить с цветом и величиной.

Цель: Учить детей определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. Развивать речь ребенка.

Пальчиковая игра « Овощи»

Цель: Учить детей делать руками «корзиночку» и сгибать пальчики, начиная с большого.

Перекладывание фасоли из одной емкости в другую.

Цель: Учить детей действовать по указанию педагога. Брать большим и указательным пальцем фасоль. Развивать гибкость пальцев.

Дидактическая игра « Сухой бассейн»

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

Пальчиковая игра «Фрукты»

Цель: Продолжать учить детей делать «корзиночку» ладошками и сгибать пальчики, начиная с мизинца.

Дидактическая игра «Мозаика»

Цель: Учить детей выкладывать из мелких геометрических фигур рисунок по образцу.

Пальчиковая игра «Новогодние игрушки»

Цель: Учить детей поочередно соединять большой пальчик с остальными левой и правой рукой вместе. Развивать переключаемость общих и мелких движений.

Дидактическая игра «Бусы для елочки»

Цель: Развивать у детей движения всей кисти и пальцев рук.

Разбор красной и белой фасоли.

Цель: Учить детей раскладывать фасоль разного цвета и размера по разным емкостям.

Пальчиковая игра «Наша армия»

Цель: Учить детей поочередно «шагать» указательным и средним пальчиками правой и левой руки.

Дидактическая игра «Разноцветные бусы»

Цель: Развивать у детей движения всей кисти и пальцев рук. Знакомить с цветом.

Пальчиковая игра «Помощник»

Цель: Учить детей выполнять имитирующие движения, разгибать пальчики из кулачка, начиная с мизинца.

Дидактическая игра «Спрячь в ладошке»

Цель: Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

Пальчиковая игра « Моя семья»

Цель: Учить детей поочередно разгибать пальчики, начиная с большого пальчика.

Выкладывание из палочек геометрических фигур.

Цель: Развивать координацию пальцев рук. Развивать внимание.

Пальчиковая игра « Домашние птицы»

Цель: Учить детей касаться поочередно пальчиками, начиная с большого.

Игра с прищепками «Солнышко»

Цель: Развивать у детей воображение, мелкую моторику рук.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Цель: Учить детей на ощупь выбирать нужную игрушку-погремушку. Развивать тактильные ощущения.

Выкладывание узора из белой и красной фасоли.

Цель: Учить детей действовать по указанию педагога. Развивать гибкость пальцев. Учить детей чередовать красную и белую фасоль.

Пальчиковая игра «Клен»

Цель: Учить детей согласовывать движения с текстом.

Фотоприложение

https://pandia.ru/text/80/237/images/image003_91.jpg" width="577" height="382 src=">

Марина Белавина

В младшем дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики. Понятие «мелкая моторика» обозначает точные двигательные способности рук.

Игры, развивающие сенсорные способности детей развивают так же и мелкую моторику, что в свою очередь влияет на развитие речи ребенка. Поэтому особое внимание было уделено созданию в группе центра развития сенсорики и мелкой моторики "Веселая гусеничка". Для меня было очень важно подобрать правильный игровой материал, который бы увлёк детей, заинтересовал их, пробуждал интерес и желание играть. Игры, изготовленные руками, особенно привлекают детей, и они с удовольствием играют в них.

Представляю Центр развития сенсорики и моторики «Веселая гусеничка»

Цель: Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

Задачи:

Развитие мелкой моторики

Развитие сенсорики

Развитие тактильных ощущений

Формирования грамматических категорий.

Формирование математических представлений

Развитие связной речи (пересказ, творческое рассказывание, подготовка к обучению грамоте

Развивающее панно "Домик"

Варианты использования панно:

1Дидактические упражнения:

«Кто живет в домике?»,

«Что изменилось?»

3. Шнуровка

4. Упражнения на развитие речи:

«Какой цветочек?»,

«Кто где живет» и т. п.

Дидактическая игра "Разноцветный лес чудес"

Варианты использования игры:

1Дидактические упражнения

«Посади елочку»

«Что изменилось?»

2. Дидактическое пособие по ФЭМП, счетный материал.

3. Упражнения на развитие речи:

«Расскажи сказку»,

«Кто живет в лесу?» и т. п.


Тактильные мешочки "Радуга"

Варианты использования игры:

1Дидактические упражнения:

«Найди на ощупь»,

«Что изменилось?»

«Назови цвета радуги»

«Найди 2 одинаковых мешочка»

«Какая ленточка шире» и т. п.

2. Дидактическое пособие по ФЭМП, счетный материал.


Развивающая игра "Веселые застежки"

Варианты использования игры:

1Дидактические упражнения:

«Застегни крючок»,

«Кто быстрее застегнет»

«Застегни только красные…» и т. п


Дидактическая игра "Мамины помощники"

Варианты использования игры:

1Дидактические упражнения:

«Повесь одежду сушить»,

«Повесь одежду только синего… цвета»

«Назови, что это?»

«Найди 2 одинаковых платья» и т. п.

2. Дидактическое пособие по ФЭМП, счетный материал.


Дидактическая игра "Чудо - яблочки"

Варианты использования игры:

1Дидактические упражнения:

«Найди на ощупь»,

«Что изменилось?»

«Назови цвета радуги»

«Найди 2 одинаковых фигурки»

«Какая пуговка больше» и т. п.

2. Дидактическое пособие по ФЭМП, счетный материал.


Полифункциональное пособие "Поющая баночка"

1Дидактические упражнения:

«Какого цвета…»,

«Какая ленточка самая длинная?. (широкая, короткая…)»

«Вытяни 2 (3, 4, 5) ленточек?»

«Пропой звук «А» («У», «О» и т. п.)

2. Дидактическое пособие по ФЭМП, обучению грамоте, счетный материал.

Дидактическая игра "Найди мой цвет"

Варианты использования пособия:

1Дидактические упражнения:

«Найди мой цвет»,

«Прицепи прищепки только желтого… цвета»

«Назови, что это?»

«Найди 2 одинаковых фигурки» и т. п.

2. Дидактическое пособие по ФЭМП, счетный материал.


Развивающая игра "Решетка"

Варианты использования игры:

1Дидактические упражнения

«Дорожка для пальчиков»

«Протяни ленточку зеленого (красного) цвета»

«Завяжи бантик» и т. п.

2. Дидактическое пособие по ФЭМП, счетный материал.


Представленные пособия для развития сенсорики и мелкой моторики изготовлены воспитателем и родителями детей второй младшей группы.

Публикации по теме:

Я работаю в младшей группе,детей в моей группе много, одни и те же игрушки надоедают, поэтому я стараюсь сделать игрушки своими руками из.

В первом полугодии мы в группе проводили родительское собрание. Одним из пунктов этого собрания было «Развитие мелкой моторики рук у детей.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию дидактические пособия "Яблоня" и "Цветочная полянка" для развития мелкой.

Игры на развитие координации движений и мелкой моторики руки Эти игры можно проводить дома, на улице во время прогулки и даже во время ожидания, например, приема врача. Играя, будьте приветливы и терпеливы;.

НОД по познавательно-речевому развитию во второй младшей группе «Игры на развитие мелкой моторики рук по сказке «Репка» Непосредственная образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию во 2 младшей группе на тему «Игры на развитие мелкой моторики.

Планирование развития мелкой моторики рук во второй младшей группе Перспективное планирование: «Развитие мелкой моторики». 2 младшая группа. МЕСЯЦ ТЕМА ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПОСОБИЯ октябрь.

Государственное образовательное учреждение дополнительного

Профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Факультет повышения квалификации

Проект по развитию мелкой моторики во второй младшей группе

«Волшебные пальчики»

Исполнитель:

Попова Людмила Геннадьевна

воспитатель МБДОУ детский сад №

15 «Родничок » город Белово

Консультант:

Методист кафедры дошкольного

образования

Кемерово 2015

«Волшебные пальчики»

Проект по развитию мелкой моторики (для детей трех - четырех лет).

Составила: Воспитатель, МБДОУ детский сад № 15

«Родничок» города Белово, Кемеровская область

Актуальность.

Движения руки всегда тесно связаны
с речью и способствуют ее развитию

В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?
Мелкая моторика - это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног. Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Но на самом деле в достаточной степени развитые навыки мелкой моторики рук ребенка влияют не только на его речь, но и на его общее развитие, на интеллектуальные способности.
Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь. Наукой доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно - психического развития ребенка является развитие руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики.
справедливо утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Через раздражение нервных окончаний на ладошках и кончиках пальцев удается добиться положительной реакции у ребенка даже с глубокой задержкой развития. Чем раньше будет уделяться внимание развитию моторики рук ребенка, тем больше у него будет возможностей для активизации речевой деятельности. Речевая функция теснейшим образом связана с развитием пальцевой моторики. Если движения соответствуют возрасту, то и речь соответствует возрасту. В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, так как игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью и соответственно развитие мелкой моторики должно осуществляться с помощью различных игр, игровых упражнений.
Свою работу по развитию мелкой моторики я начала с детьми раннего возраста. В группу пришли «домашние » дети, у них не были сформированы навыки самообслуживания. Эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики. За период прошлого года значительно уменьшилось количество детей, которым нужна была помощь во всем(самообслуживании, развитии речи, изобразительной деятельности). Организуя среду и создавая условия для развития детей, я прежде всего думала о том, каким полезным умениям и навыкам могут приучить его самые обычные предметы, постаралась донести до родителей необходимость и важность этого, и с их помощью сделать все возможное для достижения свих целей. Свою работу решила продолжить, составив проект
В процессе проектной деятельности необходимо не только организовать систему работы, направленную на развитие мелкой моторики, но и продолжать просвещать родителей в данном вопросе, а также создавать условия для развития моторики пальцев рук в домашних условиях.

Цель проекта: Организация системы работы, направленной на развитие мелкой моторики, привлечение родителей к развитию моторики пальцев рук детей в домашних условиях.

Задачи проекта:

развивать мелкую моторику пальцев рук у детей посредством дидактических, пальчиковых игр, игровых упражнений;

расширять словарный запас, формировать грамматический строй речи;

совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики;

в процессе работы над мелкой моторикой способствовать развитию следующих психических процессов: произвольного внимания, наглядно-образного мышления, памяти, речи детей;

просвещение родителей о необходимости развития мелкой моторики у детей;

научить родителей создавать условия для развития мелкой моторики детей в домашней обстановке.

Участники проекта: дети второй младшей группы, педагоги, родители.

Предполагаемый результат:

развита мелкая ручная моторика у детей;

положительная динамика в развитии речи детей (расширен активный словарь, совершенствована грамматическая структура речи);

у детей стало более развито внимание, мышление, память, воображение;

проявление интереса у детей к пальчиковым играм;

в группе оформлен центр развития мелкой моторики;

активное участие родителей в создании условий для развития мелкой моторики у детей.

Этапы реализации проекта
1.Подготовительный этап:

определение темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата;

изучение методической литература по теме:

«Веселые пальчиковые игры»;

оформление стенда для родителей:

«Значение развитие моторики рук для речевой активности ребенка»
«Пальчиковые игры с детьми»
« Игры для развития мелкой моторики своими руками»

2. Основной этап реализации проекта:

Месяц, тема

Сентябрь
«Осень»

Д/игра «Собери листочек» (разрезная картинка из 4 частей)

Игровое упражнение «Листопад» (лист желтой бумаги порвать на мелкие кусочки)

Пальчиковые игры: «Осенние листочки», «Осенний букет», «Поздняя осень»

Д/игра «Дождик» (изображение прямых горизонтальных линий)

Игры с массажным мячом

Консультации для родителей по развитию мелкой моторики

Оформление центра развития мелкой моторики

Д/игра «Бусы» (нанизывание бус из рябины)

Октябрь
«Овощи»

Родительское собрание «Играем пальчиками и развиваем речь»

Пальчиковые игры: «У Лариски-две редиски», «Урожай», «Компот»

Игровое упражнение «Собираем урожай» (лепка овощей, грибов из пластилина)

Д/игра «Чудесный мешочек» (определение овощей на ощупь)

Игровое упражнение «Волшебный песок» (рисование овощей на песке пальцем)

Игры с массажным мячом

Д/игра «Веселые прищепки»

Рисование овощей пальчиками, используя гуашь

Игровое упражнение «Отделить фасоль от гороха»

Игры с мозаикой

Ноябрь
«Профессии»

Игровое упражнение «Я катаю орех» (массаж ладоней, пальцев рук)

Д/игра «Дорожка в лес» (выкладывание дорожки из семечек)

Игры конструктором

Пальчиковые игры: «За ягодами», « Пальчики садовники », «Повар»

Шнуровка

Д/игра «Мы - строители» (выкладывание домика из счетных палочек»

Д/игра «Шофер» (собрать машину из геометрических фигур)

Игровое упражнение «Сварим суп» (сортировка белой и красной фасоли)

Д/игра «Бусы» (нанизывание бус из пуговиц)

Декабрь
«Зима,
Новый год»

Игры с массажным мячом

Игровое упражнение «Лепим снежки» (скатать кусочки ваты в комочки)

Пальчиковые игры «Снежок», «Зимние забавы», «Елочка»

Лепка снежков, снеговика

Д/игра «Украсим нашу елку» (вкладывание игрушек из картона в прорези елки – шаблона)

Игровое упражнение «Развесим гирлянду на елку» (шнуровка елки)

Новогодняя цепочка (склеивание колец из полосок бумаги)

Игры с мозаикой

Коллективная работа «Елка» (рисование ладошками)

Январь
«Домашние животные»

Игры со строительным материалом

Д/игра «Собери животного» (разрезная картинка из 6 частей)

Пальчиковый театр «Колобок»

Д/игра «Веселые прищепки»

Игровое упражнение «Волшебный песок» (рисование на песке пальцем)

Д/игра «Животные» (выкладывание животных из счетных палочек»

Игровое упражнение «Я катаю карандаш» (массаж ладоней, пальцев рук)

Февраль
«Транспорт»

Пальчиковые игры: «Транспорт», «Пешеходный переход», «Пароход»

Игровое упражнение «Выставка машин» (выкладывание машин из мозаики по образцу)

Д/игра « Наш друг - светофорик» (нанизывание бусин красного, желтого и зеленого цвета на проволоку)

Аппликация «Подарок папе»

Игры с массажным мячом

Пальчиковый театр «Теремок»

Шнуровка

Игровое упражнение « Отделить горох от семечек»

Март
«Мамин день»

Д/игра «Веселые прищепки»

Игровое упражнение «Поможем маме» (собрать бусины с коврика)

Д/игра «Разложим по коробочкам» (разобрать бусины по цвету и разложить по коробочкам)

Пальчиковая гимнастика «Наши мамы»

Д/игра «Цветы для мамы» (выкладывание цветов по контуру цветным рисом)

Игровое упражнение «Деревянные пазлы»

Д\ игра «Мозаика» (крупная мозайка)

Игровое упражнение «Сушим белье» (навешивание прищепок на веревку)

Апрель
«Весна»

Игровое упражнение «Я катаю желудь» (массаж ладоней, пальцев рук)

Д/игра «Солнце светит» (прикрепить прищепки вокруг круга)

Игровое упражнение «Волшебный клубочек покажет дорогу весне» (смотать и размотать клубок)

Пальчиковые игры: «Лужица», «Кап-кап»

Игровое упражнение «Волшебный песок»

«Построй кораблик» (выкладывание из счетных палочек)

Игры с мозаикой

Пальчиковый театр «Репка»

Май
«Насекомые»

Пальчиковые игры: «Пчела», «Бабочка»

Игровое упражнение «Гусеница ползет» (выкладывание из пуговиц)

Игры с массажным мячом

Д/игра «Украсим крылья бабочки» (шаблоны бабочки из картона, украсить пластилином)

Анкетирование родителей

Игровое упражнение «Узоры из спичек»

Выставка рисунков, поделок из пластилина « Умелые пальчики»

3. Заключительный этап:
Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:

Тема проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей и актуальностью проблемы.

Использование пальчиковых игр, игровых упражнений вызвало положительную реакцию и интерес у детей, они с желанием выполняли упражнения, пользовались играми и пособиями в свободной деятельности.

Речевая активность детей возросла, их речь стала более ритмичной, эмоциональной.

Родители приняли участие в реализации проекта, начали использовать игры с различными материалами для развития мелкой моторики дома.

Список использованной литературы:

«Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики»

«Веселые пальчиковые игры»;

С. Шанина «Играем пальчиками, развиваем речь»;

«Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения».


Игры на развитие мелкой моторики рук детей второй младшей группы.

« Часовщик»

Задачи: умение пользоваться пинцетом для перекладывания предметов. Развитие тонких движений пальцев, координации движений, подготовка руки к письму.

Материал: платформа с ячейками для бус, пинцет, чашка с бусами.

Ход игры: ребёнок ставит перед собой маленький поднос, на котором лежит платформа с ячейками для бус, пинцет и стоит чашка с бусами. Он берёт в руки пинцет и, аккуратно захватывая концами бусинку, кладёт её в ячейку. Так постепенно он перекладывает все бусины из чашки на платформу.

Это упражнение особенно хорошо тренирует координацию пальцев руки . Он требует предельной концентрации внимания. Заметим, что материал имеет внутренний контроль. Если ребёнок неловко работал пинцетом и бусина упала на поднос, он всегда может увидеть это и исправить ошибку. Работа требует большой точности в движениях.

« Бусы для куклы»

Задачи: развитие мелкой моторики, координации движений, обучение умению различать предметы по форме и цвету, тренировка концентрации внимания.

Материал: нитка, пуговицы разной величины и цвета, бусы к качестве образца.

Ход игры: Предложить ребёнку самому сделать бусы. Для этого он должен нанизать на одну нитку пуговицы. Изготовить бусы можно имеющемуся образцу или подбирать пуговицы по форме и цвету по вашему заданию.

« Цветные капли»

Задачи: развитие движений пальцев рук, концентрации внимания, координации движений, подготовка руки к письму. Эта игра также позволяет ребёнку тренироваться в сопоставлении и различении цветов.

Материал: формочка для льда с ячейками. Первые ячейки обозначьте фломастером красного цвета. Вторые ячейки синего цвета, а последние- жёлтого цвета. Три пузырька - с водой своего цвета. Три пипетки с колпачками из тугой резины, которые надо вставить в пузырьки. Маленькая губка.

Ход игры: Ребёнок приносит материал на рабочий стол и начинает по капле переносить воду из пузырьков в ячейки платформы, постепенно наполняя их водой. Затем с помощью пипеток он вновь переносит воду в пузырьки. После окончания игры ребёнок губкой должен собрать нечаянно пролитую воду и убрать всё остальное.

« Грива у лошадки»

Задачи: развитие мышц кистей рук, активация речевого центра мозга, подготовка к застёгиванию пуговиц, завязыванию шнурков.

Материал: корзинка с прицепками, макеты лошадки.

Ход игры : Ребёнок берёт корзинку с прицепками и ставит на рабочий стол. Воспитатель говорит: « Скоро праздник, на котором будут выступать лошадки, надо красиво украсить гриву». Ребёнок самостоятельно берёт прицепки тремя пальчиками и украшает гриву лошадки. В дальнейшем ставится задача: украсить чередуя прищепки по цвету. После игры ребёнок убирает самостоятельно всё на место.

« Вышивальщицы»

Задачи: развитие мелкой моторики, точных движений пальцев рук, координации движений и концентрации внимания.

Материал: поднос, лист картона с проделанными отверстиями, одна –две иглы, клубок шерстяных ниток.

Ход игры: перед ребёнком лежит лист картона с проделанными отверстиями. Затем воспитатель показывает ребёнку, как можно вышивать на картоне. Работа с иглой, особенно вдевание нитки в иголку и завязывание узелка, очень сложна для маленького ребёнка, поэтому вначале лучше просто показывать, проделывать эти операции вместе с ребёнком, рука в руке, имея терпение, и точность уловить момент, когда руку ребёнка можно отпустить и предложить ему действовать самостоятельно. Можно наблюдать высокую концентрацию малыша, высокую степень сосредоточения. Малыш тренирует координацию мелких движений пальцев, точность глазомера и последовательность движений.

« Зашнуруй ботинок»

Задачи: развитие мелкой моторики, координации движений, обучение умению обуваться, ориентироваться в пространстве.

Материал: пара ботинок или кроссовок и шнурки к ним.

Ход игры: покажите ребёнку, как по- разному можно зашнуровать ботинок или кроссовку. Зашнуруйте его одним из способов и попросите малыша точно так же зашнуровать второй ботинок или кроссовку.

Важно!

Вначале зашнуровывайте обувь вместе с ребёнком.

« Собери матрёшку»

Задачи: учить выполнять простые действия с предметами, различающихся по величине, развивать моторику рук, координацию движений.

Описание игры.

Воспитатель показывает матрёшку, слегка встряхивая её. В ней что-то гремит. Воспитатель открывает матрёшку и достаёт вкладыш. Обе матрёшки ставит рядом и говорит: « Матрёшки красивые, но разные -большая и маленькая»Достав ещё одну матрёшку, воспитатель выстраивает все три предмета в один ряд и подчёркивает разницу в величине. Дети рассматривают матрёшек.

Затем воспитатель собирает матрёшку в обратном порядке: в среднюю прячется маленькая. Затем воспитатель открывает большую матрёшку и прячет в неё среднюю.

После предварительного показа детям раздаётся индивидуальный материал для самостоятельной работы.

« Пирамидка»

Задачи: обобщение сенсорного опыта, развитие координации движений рук под контролем зрения и осязания.

Описание игры.

Показать ребёнку пирамидку, дать потрогать её, чтобы ребёнок увидел: кольца отличаются друг от друга своими размерами. Потом предложить ребёнку снять с пирамидки колечки. Воспитатель фиксирует внимание детей на том, что кольца у пирамидки разные. Сопровождая снятие каждого кольца словами. Одновременно

показать как надо брать кольца пальчиками обеих рук.

На столе все кольца Раскладываются ровно, по возрастающей величине справа от пирамидки. Затем в соответствующем порядке пирамидка собирается.

« Поиск предметов в миске с крупой»

Задачи: детям необычайно приятно возится, копаться в большом количестве однородного материала, пропуская крупу или песок через пальцы, отыскивая спрятанные в ней камушки или мелкие игрушки. Это благотворно на их психику, малыши успокаиваются, сосредотачиваются на поиске сюрпризов и учатся концентрации внимания и аккуратности. Развивать тактильные чувства кончиков пальцев рук.

Материал: Глубокая устойчивая миска, заполненная какой- либо крупой; несколько маленьких предметов- игрушки, камушки 9 предметы надо периодически менять, чтобы поддержать интерес и любопытство ребёнка).

Описание игры.

Воспитатель и малыш приносят материал на стол. Погружаем свои руки в крупу и побуждаем малыша к этому же действию. «Неожиданно» находим спрятанный предмет и ставим его на стол. Просим малыша найти и остальные спрятанные предметы. Показываем, как можно спрятать предмет обратно в крупу, закопав его. Заостряем внимание ребёнка на особой аккуратности- крупы на столе быть не должны. Если вдруг часть крупы случайно просыпалась- необходимо её убрать с помощью щётки для стола.

« Завязывание и развязывание бантиков»

Классическое упражнение Марии Монтессори, прямая цель которого – овладение умением завязывать и развязывать шнурки и бантики. В то же время ребёнок учится точным движением пальцев, последовательности операций и сосредоточен на каждом шаге работы. В этом контексте завязывания и развязывания на рамках, как и застёгивание пуговиц и пряжек, косвенно готовят ребёнка к освоению процесса письма.

Материал Деревянная рамка, на которой прикреплены две половинки ткани, соединённые красными и белыми бантиками. Всего бантиков пять.

Как работать с материалом.

Развязывание. Ребёнок начинает развязывать верхний бантик и работает всегда сверху вниз. Он берётся за концы ленточки двумя руками и растягивает их в стороны. Верхний бантик, а за ним и все остальные – развязаны. Теперь подденем указательным пальцем узелки, начиная с верхнего, движением вперёд развязываем и их. Концы ленты расправим по сторонам и отогнём половинки ткани, чтобы отметить, что банты и узелки развязаны полностью.

Завязывание. Половинки ткани соединим к центру. Возьмёмся за концы верхней тесьмы, и перекинем их в противоположные стороны. Указательным пальцем

Левой руки сдвинем ленту и образуем из неё большую петлю. Правой рукой обведём другой конец ленты вокруг этой петли по часовой стрелке и просунем его в отверстие. Растянем концы ленты в стороны. Узелок завязан. Также завяжем остальные узлы, двигаясь сверху вниз. Теперь приступаем к завязыванию бантов. Будем поступать точно также, как с узлами, но петли из концов ленты будем делать узкие, собранные к основанию банта. При этом вторая петля аккуратно вытаскивается из-под первой и сам бантик выравнивается.

« Катушка»

Задачи: учить наматывать нить на катушку. Развивать координацию мелких движений кисти руки, концентрация внимания, развитие независимости, последовательность движений, подготовка руки к письму.

Материал: деревянная катушка с намотанным на ней толстым шнуром (или толстой нитью).Катушек может быть 2-3(разного размера) для захвата всей ладонью или тремя ведущими пальцами.

Описание игры.

Воспитатель с ребёнком приносят на стол корзинку с катушками. Воспитатель придлагает ребёнку вначале разматать нитку с катушки. Катушку держит правой рукой за круглую часть, круговыми движениями от себя левой рукой разматываем нить. Далее ребёнок разматывает нить сам. Потом предлагает намотать нить на катушку тем же способом, но совершая круговые движения левой рукой в обратную сторону(к себе). Аккуратно намотанная нить свидетельствует о хорошо выполненной работе.

Упражнения.

После того как детьми хорошо освоен процесс наматывания нити на катушки, можно предложить наматывать нить на небольшие разноцветные клубочки.

« Скрепки»

Задачи: учить правильно пользоваться концелярскими скрепками. Развивать мелкую моторику, координацию движений, подготовка руки к письму, развивать фантазию и воображение.

Материал: в плоской корзинке лежат: картонный круг(или другие формы), обклеенный цветной бумагой, концелярские скрепки разного цвета и размера в маленькой коробочке.

Описание игры.

Воспитатель с ребёнком приносит на стол корзинку с материалом. Взрослый тремя пальцами левой руки берёт круг, тремя пальцами правой руки – скрепку. Надевает скрепку на круг так, чтобы она оказалась на лицевой и тыльной сторонах одновременно(как скрепляют листы бумаги). Далее ребёнок продолжает работу самостоятельно, комбинируя цвет скрепок, их размер, создавая узоры и орнамент по окружности.

Упражнения

Можно предложить ребёнку скрепить концелярской скрепкой несколько листов бумаги.

« Свиток»

Задачи: уметь пользоваться резинками для волос. Развивать мелкую моторику, координацию движений. Концентрацию внимания, умение ухаживать за собой.

Материал: маленькая корзинка, в ней картонный цилиндр, диаметром около 5см, 5-6 резинок для волос, разного цвета.

Описание игры.

Воспитатель с ребёнком приносит корзинку на стол. Воспитатель берёт тремя основными пальцами правой руки достаёт резинку. С помощью левой руки продевает ведущие пальцы правой руки в резинку и разводит пальцы немного в стороны – резинка натянулась. Затем вынимает из корзины цилиндр левой рукой и держит его горизонтально за середину. Обхватывает пальцами правой руки цилиндр и надевает на него резинку. Цилиндр кладёт перед собой. Воспитатель повторяет показ ещё 1-2 раза. Далее ребёнок работает самостоятельно. Чтобы снять резинки, скатываем их по одной на край цилиндра пальцами правой руки, держа сам цилиндр в левой руке.

« Солёное тесто»

Задачи: развивать сосредоточенность, освоение последовательности действий, развитие фантазии и воображения, развитие мелкой моторики руки, развитие глазомера.

Материал: разделочные доски, маленькая скалка, кулинарные плоские формочки, губка.

Описание работы.

Перед каждым ребёнком на столе разделочные доски. Каждому ребёнку выделяется кусочек теста. Ребёнок может мять, рвать, раскатывать тесто.

Можно дать каждому ребёнку формочку-трафарет. Дети выдавливают с её помощью в тесте фигурки, лишнее тесто отодвигают на край доски. Достают фигурку из формочки, полученные фигурки сушат в отдельном месте. Оставшееся тесто опять раскатывают и продолжают делать фигурки, пока тесто не закончится. Можно просто без формочек делать по показу воспитателя любые поделки.

«Игра с мыльными пузырями»

Задачи: ребёнок учится делать мыльную смесь и выдувать мыльные пузыри. Развивать самостоятельность, сосредоточенность, точность движений и правильность в последовательности действий.

Материал: поднос, на нём маленькая миска, тёрка, маленькая ложка, одноразовые трубочки для сока, губка для вытирания пролитой воды.

Описание игры.

Дети и воспитательница приносят материал на стол. Достаём мыло из мыльницы и немного натираем его на тёрке, мыло кладём обратно в мыльницу. С помощью ложки перекладываем мыльный порошок в миску. Наливаем в стакан воды и добавляем воду к мыльному порошку. Размешиваем смесь ложкой до полного растворения мыльной крошки в воде. Достаём одноразовую соломинку из упаковки и, опустив один его конец полностью в миску, дуем(осторожно: вдыхаем носом, а выдыхаем ртом воздух через трубочку). Наблюдаем за образованием красивых мыльных пузырей. Обращаем внимание детей на то, что пузыри не должны «убегать» из миски, когда пузырей уже много, вынимаем трубочку и дуем на пузыри просто воздухом. Они лопаются! По окончании игры миска моется под краном, трубочка выбрасывается.