Кризис любого возраста - период, который характеризуется переходом человека на новый уровень взаимоотношений с внешним миром. Причем не только кризис среднего возраста присущ человечеству - начиная с первого года жизни, маленький человечек уже переживает кризисы периода взросления. Кризис первого года, кризис трех, пяти и семи лет, а также подростковый кризис - все эти термины знакомы многим родителям в период воспитания своих детей. Некоторые дети переживают эти периоды достаточно бурно и сложно, другие детки - совершенно спокойно и практически незаметно переходят на новый этап взросления.
Каждый из кризисных периодов у ребенка имеет свои особенности, поэтому нам, родителям, важно иметь хотя бы малейшее понятие об этих состояниях, чтобы в дальнейшем не впасть в «ступор», не зная, как поступить и что делать с взрослеющим ребенком.
В сегодняшней публикации мы хотим поговорить о кризисе пяти лет, который наступает у каждого ребенка в свое время и имеет продолжительность от нескольких недель до нескольких месяцев. Как распознать кризис 5-ти лет у ребенка и решить проблемы, связанные с этим периодом, максимально конструктивно, расскажем в нашей сегодняшней публикации.
Симптомы возрастных кризисов у детей
Самым первым сигналом о том, что ваш ребенок взрослеет и переходит на новый уровень общения, является внезапное изменение его поведения, причем, как правило, далеко не в лучшую сторону. Кризис пяти лет сопровождается следующими изменениями:
ребенок внезапно проявляет раздражительность, злится и нервничает по пустякам, быстро утомляется;
в разговоре довольно часто манерничает и кривляется, с удовольствием примеряет на себя роль шута, добиваясь разраженной реакции взрослых;
обостряется агрессивность, поэтому даже ранее спокойный и покладистый ребенок начинает бунтовать. А вот открытые общительные детки, напротив, в этот период становятся стеснительными и скрытными;
кризис пяти лет у детей может проявиться неуверенностью в себе, боязнью совершенно простых вещей и т.д.
Что делать, если у вашего ребенка кризис 5-ти лет?
Естественно, сталкиваясь с таким поведением ребенка, родители, как правило, либо опускают руки и пускают все на самотек, либо, напротив, начинают активно воспитывать малыша. При этом система наказаний в период воспитания «кризисного» ребенка достаточно часто преобладает над любыми другими попытками наладить взаимоотношения с малышом. Однако, как бы сложно ни было нам, родителям, важно найти способ решения проблемы кризиса 5-ти лет у ребенка, чтобы он был максимально эффективным и комфортным для малыша. Поэтому наказывать и упрекать, кричать и раздражаться попросту бесполезно. Малыш такого поведения не поймет и будет бунтовать еще больше. Поэтому давайте выясним, что делать, чтобы кризис 5-ти лет у ребенка прошел как можно быстрее и без проблем.
Поскольку любой возрастной кризис связан с взрослением ребенка, то очень важно малышу показать, что вы относитесь к нему со всей серьезностью. Не бойтесь доверять ребенку «взрослые дела» и обязательно поощряйте свое чадо за самостоятельность. Хочет ваш ребенок самостоятельно убраться или помыть посуду - похвалите его и покажите, как это делать правильно. Причем избегайте нравоучений - относитесь к ребенку, как к взрослому, чтобы повысить самооценку малыша и сблизиться с ним, на основе доверительных отношений.
Если ваш ребенок занят чем-то, не стоит его поучать и вмешиваться в «его дела». Малыш сам попросит помощи у вас, если она ему понадобится. В этот период он норовит показать свою самостоятельность, поэтому не стоит мешать ему в этом. Возрастные кризисы способствуют постепенному перекладыванию ответственности с родителя на ребенка, поэтому вы должны донести до малыша, что за свои поступки он должен отвечать, сам и понемногу приучать его к некоторым домашним делам и обязанностям. Например, «доверьте» ребенку ежедневно покупать хлеб в ближайшем хлебном киоске. Отныне это сугубо его обязанность! Объясните, что нарушать это правило нельзя, поскольку вся семья останется без полноценного обеда. Это позволит поднять самооценку ребенка и построить доверительные отношения с родителями.
И в заключение: в возрасте пяти лет не стоит показывать малышу, насколько трепетно вы его оберегаете, и контролировать каждый его шаг. В этом возрасте ребенок стремится быть самостоятельным. Поэтому не мешайте ему и стройте отношения на доверии. Однако если ребенок «проштрафился», то и за «косяк» он тоже должен отвечать. Только так он начнет взрослеть. И в этом нет ничего страшного или непредсказуемого.
Кризис 5 лет – самый многогранный, его границы размыты настолько, что иногда родители могут не заметить его начало и конец. Есть мнение, что кризис 5 лет у ребенка виден лишь тогда, когда в отношениях между родителями есть сложности, выносящиеся в поле зрения ребенка. Не важно, выносятся ли они в виде эмоциональных выяснений отношений или в виде молчаливого хронического напряжения – ребенок все равно его увидит и «отзеркалит» по-своему.
Признаки кризиса:
- Ребенок внезапно проявляет раздражительность, может разозлиться и капризничать из-за пустяка.
- Эмоциональный всплеск по силе и содержанию может быть намного сильнее раздражающего стимула.
- В разговоре манерничает и кривляется, часто примеряет на себя роль шута. Ребенок может заиграться настолько, что его поведение станет неузнаваемым.
- Может появиться неуверенность в себе и боязнь простых вещей. В более сложном случае могут проявляться фобии и первые разновидности девиантного поведения.
Что происходит с ребенком?
Если развитие проходит нормально, то в возрасте 5 лет ребенок может четко и доступно сформулировать свои желания и хорошо умеет разговаривать. Ребенок хочет и пытается быть «большим», активно старается подражать взрослым. Много подглядывает и подслушивает за ними, активно стремится играть с другими детьми. Развивается кора головного мозга, ребенок учится различать и контролировать эмоции. Ребенок начинает осознавать свой пол и отличие от другого пола. Начинает фантазировать, и его представления и мнение о жизни меняется.
В этом возрасте полнее всего проявляется данный от рождения характер. Если ранее ребенок нуждался в постоянном одобрении со стороны взрослых, то сейчас начинает замыкаться в себе.
Как надо вести себя с ребенком?
- Важно дать понять ребенку, что вы относитесь к нему серьезно, общайтесь как с равным. Уделяйте ему внимание, играйте и веселитесь с ним, ведите себя как маленький.
- Старайтесь давать еще больше самостоятельности и не показывать свою тревогу за него.
- Привлекайте ребенка к выполнению «взрослых» дел. Понемногу перекладывайте на него некоторые дела и обязанности.
- По возможности желательно не вмешиваться в дела ребенка, если он не просит помощи. Старайтесь не оберегать ребенка от сложных действий, как раньше – ребенку следует понять последствия своего поведения или непослушания.
- Хвалите и поддерживайте ребенка. Не обращайте внимания на капризы, кривляния и взрослые манеры поведения ребенка. Если на таком поведении не концентрироваться и не умиляться – оно не станет нормой.
- И самый важный совет психолога при кризисе 5 лет у детей – любите ребенка. Станьте достойным примером для своего ребенка.
Как не надо вести себя с ребенком?
- Не стоит ругать ребенка, не показывать ему грубость в словах, он и так готов замкнуться в себе. Лучше объяснять ему, как надо себя вести.
- Не подавайте пример насилия. Если ребенок проявил грубость – не спешите ругать и тем более шлепать. Лучше объяснить, что таким поступком он обижает своих близких. Лучше какое-то время не разговаривать с ним, чтобы дать понять, как вы обиделись, чем серьезно наказывать.
Становление личности ребенка сопровождается переломными моментами в определенных возрастных периодах. В 5 лет у большинства малышей наступает кризис, проявляющийся истериками, капризами, замкнутостью. Родители должны сделать этот этап максимально легким и безболезненным для себя и крохи.
Детская психология в 5 лет
В этом возрасте у малыша наступает новая фаза физического, умственного, эмоционального развития. Психология ребенка 5 лет:
- Если кроха развивается нормально, то к пяти годам он уже способен рассказать о своих потребностях.
- Он начинает приравнивать себя ко взрослым, стремится быть похожим на них. Родители пятилеток часто отмечают, что малыши подслушивают разговоры старших, подсматривают за ними.
- Малыш начинает осознавать собственный внешний вид, сравнивает себя с другими, высказывает определенные предпочтения в одежде, прическе и т. д.
- Головной мозг в полной мере развит для того, чтобы кроха управлял своими эмоциями.
- Приходит понимание того, что мальчики отличаются от девочек.
- Пятилетние дети часто фантазируют, формируют свое представление об окружающем мире. Они интересуются всем происходящим вокруг, часто рассказывают вымышленные истории.
- Черты характера в этом возрасте проявляются максимально ярко.
- Пятилетка стремится общаться со сверстниками. Если добиться контакта с ними трудно, ему становится одиноко.
- Начинает развиваться нервная система, влияя на поведение ребенка в 5 лет. Он болезненно относится к спорам, но пытается отстоять свою точку зрения не капризами, а доказательствами.
- У детей в 5 лет хорошая память. Словарный запас – примерно 2500 слов. Мысли излагают просто, но понятно. Человек редко путается в понятиях, а если допускает ошибку, то старается быстро ее исправить.
Причины кризиса
Из-за особенностей развития 5 лет – трудный возраст для личности. Почему возникает кризис 5 лет у ребенка:
- Малыш очень стремительно развивается и не справляется с такой нагрузкой.
- Ребенок стремится казаться взрослым. По его мнению, ему дают мало свободы.
- Малыш фантазирует, у него складывается определенное впечатление о жизни.
- Крохе трудно научиться контролировать свои эмоции.
- Пятилетка начинает понимать разницу между противоположным полом.
Основные признаки
Кризис пяти лет у детей длится от нескольких недель до нескольких месяцев. Основные отличительные признаки:
От поведения взрослых во многом зависит то, как все члены семьи переживут трудный период. Что рекомендуют психологи:
- Выясните причину плохого поведения. Бывает, что малышу не хватает родительского внимания. Предложите вместе найти решение проблемы.
- Запаситесь терпением. Не надо при первых признаках кризиса обращаться к специалистам. Вмешательство извне напугает малыша.
- Уделяйте ребенку больше внимания, играйте с ним. Не реагируйте слишком остро на демонстративные истерики и капризы. Хвалите за достижения.
- Действуйте мягко, но настойчиво. Не угрожайте, не наказывайте ребенка за истерики.
- Обеспечьте спокойную, комфортную атмосферу в семье.
- Не показывайте своего раздражения, гнева.
Что нужно делать родителям
Сначала выясните причину кризиса. Выстраивайте общение с малышом, придерживаясь таких правил:
- Уделяйте ребенку искреннее внимание. Рассказывайте о себе, с интересом расспрашивайте о делах и обязательно слушайте ответы. Выстраивайте диалог.
- Если малыш проявляет агрессию и дерется, мягко, но строго объясните, что такое поведение недопустимо.
- Объясняйте малышу, почему нужно совершать те или иные действия. Например, нужно есть кашу, чтобы вырасти сильным и здоровым.
- Постарайтесь дать немного больше свободы. Постепенно приучайте к исполнению каких-то обязанностей, поручите несложные домашние дела. Старайтесь не проявлять чрезмерного волнения. Избегайте фраз: «Ты не сумеешь», «Отойди», «Я сделаю вместо тебя».
- Если малыш не требует помощи – не предлагайте. Пусть выполнит что-то сложное и даже ошибется (если речь не идет о вреде для здоровья). Это поможет понять, что он был не прав и зря не прислушался к совету взрослых.
- Введите практику категорических запретов. Малыш должен с первого раза понимать, что нельзя ни под каким предлогом.
- Попробуйте занять ребенка, например, записать в спортивную секцию, музыкальную школу.
Чего не стоит делать родителям
В сложный для всей семьи кризисный период можно совершить ошибки. Что нельзя предпринимать родителям:
- Не проявляйте злость и грубость. Все воспитательные беседы ведите в спокойной обстановке. Аргументируйте, почему малыш поступил неправильно.
- Не пускайте ситуацию на самотек.
- Действуйте быстро. Если вы видите что ребенку нужна помощь – окажите ее сразу. Не ставьте на первый план свои взрослые дела.
- Если ребенок грубит, проявляет агрессию, полностью вышел из-под контроля, не реагируйте таким же поведением. Строго и настойчиво, но спокойно объясните, что он ведет себя недопустимо, обижает вас.
- Не ругайте ребенка, если он повторяет за кем-то скверные слова. Объясните, что это нехорошо. Второй вариант – не обращать внимания на такие слова, малыш тут же забудет их.
- Ни в коем случае не прибегайте к физическим наказаниям. Любая агрессия настраивает ребенка против взрослых, тем более — побои.
Видео
Здравствуйте, уважаемые читатели. В данной статье мы поговорим о том, что собой представляет кризис 5 лет у ребенка. Вы узнаете, по каким причинам он развивается. Выясните, каким образом проявляется. Вам станет известно, как нужно себя вести с малышом в период кризиса и что делать недопустимо. Ознакомитесь с ценными советами психологов.
Особенности ребенка пяти лет
- Игры малыша обретают более сложный характер, они становятся интереснее. У ребенка сильнее развивается воображение, забавы усложняются яркими деталями.
- Аналитическое мышление в таком возрасте все еще недоступно.
- Малыш с легкостью распознает, где правда, а где вымысел. Он может определять плохие и хорошие поступки других людей, не стесняется заявлять об этом вслух.
- Карапуз уже может открыто сопереживать детям и взрослым.
- Появляется сильный интерес к общению со сверстниками. Ребенку интересно находиться в детском коллективе, а не все время быть рядом со взрослыми.
- Малыш заводит новые знакомства. В этом возрасте для него другом становится каждый, с кем он знаком минимум пять минут. При этом мнение такого друга может оказаться важнее, чем родительское.
- Карапуз пытается походить на взрослых, копировать их действия, манеру поведения.
- У ребенка может появиться страх перед смертью, как своей, так и своих близких.
Причины возникновения кризиса
У кого-то данный период может продолжаться всего несколько недель, а у кого-то он способен затягиваться на месяцы. Давайте рассмотрим характерные симптомы кризиса пятилетнего возраста.
- Ребенок активно демонстрирует свою самостоятельность. При этом он может, например, заявлять о том, что сам пойдет на улицу, мама для прогулки ему не нужна.
- Может возникать скованность, малыш начнет замыкаться, перестанет делиться своими впечатлениями с родителями. Нередко отмечается у детей, которые прежде были разговорчивыми.
- У карапуза появляется неуверенность в своих силах, страх перед тем, что предстоит сделать, особенно если это действие новое.
- Малыш пытается копировать поведение взрослых. Он может подражать маме, которая готовит ужин или отцу, пришедшему с работы. Причем подобное копирование будет носить навязчивый характер, может привести к выбиванию взрослого из равновесия.
- Ребенок становится излишне активным. При этом у него также повышается утомляемость.
- За карапузом можно заметить частую раздражительность. В ответ на замечания, он становится злым и агрессивным.
- Часто дети в такой период становятся излишне обидчивыми.
- Нередко можно заметить истерику, особенно если что-то идет наперекор ребенку, например, его заставляют лечь в постель в дневное время суток.
- Карапуз может начать грубить, как своим сверстникам, так и взрослым.
- Малыш начинает много сочинять, выдумывает истории, которые кажутся очень реалистичными.
- Ребенок все чаще проявляет свое непослушание, отказывается подчиняться просьбам родителей.
- Карапуз может целыми днями плакать по непонятным причинам.
- Может выполнять просьбы родителей, но делать все наоборот, даже если при этом он наносит вред себе. У ребенка отмечается излишнее упрямство, он твердо стоит на своем мнении, не прислушается к чужому.
- Малыш все время недоволен окружающими и своим окружением, пытается всем рассказывать, как нужно жить.
Ребенка нужно допускать к взрослой работе
Предлагаю вашему вниманию советы психологов, способствующие более легкому преодолению кризисного периода.
- Будьте терпеливы. Помните что вы, как и прежде, должны окружать свое чадо заботой, добротой и лаской. Чем меньше и спокойнее будет ваша реакция на детские капризы, тем быстрее закончится этот кризис.
- Научитесь идти на компромисс. Родители не должны быть излишне категоричными. Важно научиться договариваться со своим ребенком. В противном случае у малыша появится ощущение того, что его желания и права ущемляют, интересы не учитывают.
- Не прибегайте к критике. Хвалите своего ребенка, но только по заслугам. Это могут быть какие-то незначительные победы, но все же его достижения. А вот критиковать не нужно, особенно в присутствии других людей. Очень важно, чтобы малыш ощущал защиту и поддержку близкого человека. Если хотите сделать замечание, то оно должно быть доброжелательным, произнесенным в момент, когда вы останетесь наедине.
- Почаще беседуйте. С учетом того, что данный период нередко сопровождается агрессией, злобностью и несдержанностью, ежедневно проводите беседы, направленные на разъяснения того, что хорошо, а что плохо. Чтоб ребенку было более понятно, прибегайте к способу сказкотерапии. Рассказав историю, вам вместе с малышом нужно ее проанализировать. Важно разобрать, чьи действия были хорошими, а чьи — плохими.
- Давайте выход детской энергии. Если ваш малыш очень активный, запишите его в спортивную секцию. В этом возрасте ребенок может заниматься уже и танцами, и плаваньем, и футболом, и гимнастикой. Малыш, который занимается в спортивном кружке, ощущает большую сбалансированность. Когда ребенок получает первое достижение, у него повышается самооценка, а новые знакомства отвлекают от личных переживаний.
- Помните о необходимости быть последовательными в своих действиях. Если вы что-то запрещаете, не стоит разрешать под давлением детской истерики. Вы должны идти до конца. Также важно, чтоб запреты одного родителя поддерживались мнением другого. В ситуации, когда, мама говорит «нельзя», а папа «можно» — папа хороший, а авторитет мамы уже подорван.
- Позаботьтесь о создании благоприятной атмосферы в семье.
- Поощряйте начинания ребенка. Если у него что-то не получается и он просит вашей помощи, помогайте, но не выполняйте действия вместо него.
- Старайтесь всегда быть в курсе событий жизни вашего ребенка. Беседуйте с ним на любые темы, показывайте, что вам действительно не все равно, но не навязывайте свое мнение.
- Если что-то запрещаете, обязательно аргументируйте свой запрет.
- Необходимо общаться с ребенком, как со взрослым. Для него сейчас это очень важно. Почаще обращайтесь за помощью к своему малышу, например, можете сказать, что у мамы болит спина, и она не может подмести в комнате. Предложите малышу, который уже такой взрослый, помочь справиться с этой задачей.
Кризисный период в пятилетнем возрасте — это очередное испытание родительских нервов на прочность. Постарайтесь, чтобы ваши взаимоотношения с ребенком сохранили свою целостность — малыш не утратил к вам доверие.
Как вести себя недопустимо
- Ни в коем случае не проявляйте открытую агрессию, направленную на своего ребенка. Бесспорно, может наступить момент, когда вы будете не в силах себя сдерживать, но в такой ситуации лучше отойти подальше от малыша, выйти в другую комнату и попытаться себя успокоить. Общайтесь с ребенком только после того, как будете абсолютно спокойны.
- Рукоприкладство и агрессия недопустимы. Нужно понимать, что никто не может покушаться на свободу человека, наносить ему боль, в том числе и физического характера.
- Недопустимо говорить фразы по типу «ты все равно ничего не сможешь сделать», «не мешай мне», «уйди», «даже не пытайся».
- Не стоит читать нотации, пытаться подчеркнуть малый возраст ребенка.
- Ни в коем случае нельзя прогибаться под давлением малыша, особенно в момент его неадекватного поведения и излишней агрессии.
- Недопустимо игнорировать карапуза, ставить свои потребности выше его.
- Если ребенок повторяет услышанные ранее ругательства, не заостряйте свое внимание на них, и не ругайте, иначе карапуз будет специально снова и снова их повторять. Лучше всего делать вид, что вы не замечаете, что ребенок говорит что-то не то. Существует вероятность, что он эти слова забудет.
- Непозволительно пускать ситуацию на самотек. Если видите, что проявления в поведении вашего малыша явно отличаются от поведения его сверстников, и начинают вас пугать, не стесняйтесь обратиться к специалисту. Психолог поможет определиться с причиной подобных проявлений, научит, как себя вести, чтобы все наладить.
Теперь вы знаете, что делать, если у ребенка начался кризис пятилетнего возраста. Помните о том, что задача родителей вести себя максимально спокойно для того, чтоб малыш проще смог пережить этот период и быстрее вернуться к нормальной жизни. Не забывайте о том, что есть ряд действий, которые недопустимы при воспитании ребенка, в частности в период кризиса.