Сытник Виктория Викторовна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МДОУ д/с №44 "Дружок"
Населённый пункт:
п. Подосинки, Дмитровского район, Московской область
Наименование материала:
конспект
Тема:
НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Секреты магнита"
Дата публикации:
15.01.2017
Раздел:
дошкольное образование
НОД по познавательно-исследовательской деятельности
в старшей группе «Секреты магнита»
Программные задачи:
сформировать у детей представление о магните и его свойстве притягивать
предметы; выяснить, через какие материалы воздействует магнит; познакомить с
использованием магнита человеком;
способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через
элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои
предположения;
развивать самостоятельность у детей в процессе опытов, умение работать в паре,
договариваться, учитывать мнение партнёра;
воспитывать внимательность, аккуратность, осторожность при работе с острыми
предметами;
пополнять словарь детей новыми словами: магнит, магнетические предметы,
немагнетические предметы.
Предварительная работа:
Проведение опыта «Всё ли притягивает магнит?», использование в свободной
деятельности дидактических игр: «Рыболов», «Магнитная геометрическая мозаика»,
«Магнитная касса цифр и букв»
Оборудование:
Посылка, письмо, «волшебная варежка» , с магнитом внутри, ложки: пластмассовая,
деревянная, металлическая; колечко серебряное, диски, магниты по кол-ву детей, веревка,
большой пластиковый стакан, стаканы с водой по кол-ву детей; железные мелкие
предметы: скрепки, гайки, шурупы; тарелка с гречневой крупой)
Ход:
-Ребята, наденьте халаты, шапочки, я приглашаю вас в нашу лабораторию. Кто мне
подскажет, что обозначает слово – лаборатория? Как называют людей, работающих в
лаборатории? Чем они занимаются в лаборатории?
-Ой, смотрите, какая-то посылка, подписано: «Для любознательных». Я думаю, что это
именно для нашей группы. Посмотрим, что же там внутри нашей посылки?
(в посылке 3 ложки: пластмассовая, деревянная, металлическая и рукавица, в которой
спрятан магнит, колечко, диск и письмо) Воспитатель достает и перечисляет:
- Три ложки: пластмассовая, деревянная, металлическая, колечко, диски ….А вот и
письмо…(читает)
«Здравствуйте ребята, пишут вам герои любимых сказок. Очень просим вашей
помощи. Мы, зверушки сказки «Рукавичка», посылаем вам удивительную
рукавицу к которой прилипают различные предметы…Подскажите, почему это
происходит?»
- Я думаю ребята, что рукавица волшебная…Проверим?
1.Опыт №1 «Волшебная рукавица»
Воспитатель:
(подносит рукавицу к каждой ложке)
- Нет волшебства, опять нет волшебства, получилось….Ребята, как вы думаете почему
получилось волшебство? Две ложки пластмассовая и деревянная как лежали, так и лежат,
а металлическая притянулась к варежке?
(ответы детей)
Воспитатель:
Молодцы, ребята, вы меня порадовали, разгадав секрет. В этой рукавице
находится магнит. А кто мне скажет, что же такое магнит?
(магнит – это предмет, который притягивает к себе металлические предметы)
Воспитатель:
Магнит – это куски железа или стали, который
притягивает к себе
металлические предметы (
такие как железо, сталь никель
)
А предметы которые изготовлены из
золота, алюминия, серебра – не притягивает
2.Опыт №2 «Достанем меч- кладенец из колодца»
Кощей Бессмертный. Я хочу её вызволить, но для этого мне нужен меч-кладенец,
который хранится на дне глубокого каменного колодца. Я не знаю, как достать мне
оружие, помогите мне пожалуйста!...»
Воспитатель:
Ребята, как же нам помочь Иванушке?
(дети выдвигают возможные гипотезы)
Воспитатель:
Как вы думаете из какого материала меч-кладенец?
Какой он, железный, медный, алюминиевый, золотой серебряный, деревянный?(ответы
детей)
Воспитатель:
Каким образом можно достать оружие с дна колодца?
Воспитатель:
Как при помощи магнита достать до дна глубокого колодца?
(привязать верёвку к магниту и опустить в колодец)
Воспитатель с помощью магнита на веревке достает с большой емкости железный
гвоздь – меч-кладенец
Воспитатель:
Возьмите, ребята, в руки магнит, и обследуйте, какой он?
путем экспериментирования дети определяют св-ва магнита:
определите на ощупь (гладкий, холодный)
постучите по столу, какой звук слышите? (глухой)
попробуйте сломать: твёрдый или мягкий? (твёрдый)
какой он тяжёлый или лёгкой!
Мы знаем, что легкие предметы в воде….что делают?(плавают) А тяжёлые …(тонут)
Вывод: магнит – гладкий, глухой звук, твёрдый, тяжёлый.
3.Опыт №3 «Помогите Золушке»
«Ребята, пишет вам Золушка…Моя мачеха никак не хочет пускать меня на бал к
принцу. Даёт мне трудные задания, которые я смогу разрешить только с вашей
помощью. Сегодня она насыпала мне гречку в тарелочку и смешала со скрепками,
булавками, гвоздями…Помогите мне перебрать и очистить крупу»
(на большой тарелке гречка…все предметы которые находятся в ней убираем с
помощью магнита)
Воспитатель:
Как быстро вы справились с заданием, будто по взмаху волшебной
палочки. А ещё ,ребята, все предметы которые притягивает к себе магнит называют –
магнетические.
А те, которые не прилипают к магниту –
немагнетические.
Воспитатель:
Я вижу вы немного устали, я предлагаю вам отдохнуть
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
В чистом поле теремок
Был ни низок, не высок (присели, встали руки вытянуты)
Звери разные там жили,
Жили дружно, не тужили (поклон)
Там и мышка (руки перед собой на носочках)
И лягушка (присели)
Зайчик (прыжки)
С лисонькой – подружкой (повертели «хвостиком»)
Серый волк – зубами щелк (показали руками «пасть»)
В дружбе знали они толк. (поклон)
Но набрел на теремок
Мишка косолапый (изобразить мишку)
Раздавил он теремок
Своей огромной лапой. (кулачок об кулачок)
Звери очень испугались,
Поскорее разбежались (бег на месте)
А потом собрались снова
Чтоб построить терем новый. (сели на стульчики)
Чтение письма воспитателем дальше…
«Ребята, пишет вам патчерица, уронившая веретено с железным наконечником в
стеклянный – ледяной колодец. Боюсь прыгать в этот колодец, очень уж не хочется
бежать в гости к Госпоже Метелице…Можно ли достать мое веретено с помощью
магнита не замочив рук и ног?»
Опыт №4 « Не замочи рук»
Воспитатель:
Сейчас мы попробуем разгадать еще один секрет магнита. Перед вами
стакан с водой с металлической скрепкой. Вам нужно, не замочив рук,достать скрепку.
Поможет вам конечно в этом магнит.
(У каждого ребенка стакан с водой. Каждый пробует вести магнит по внешней
стороне стакана снизу – вверх. Скрепка «тянется» за магнитом)
Вывод: Еще один секрет: магнит взаимодействует с предметами через стекло.
Вот мы и справились с нашей задачей, помогли всем нашим сказочным героям, я думаю
они будут очень вам благодарны.
Ребята, а где в нашей группе можно увидеть магниты?
(игра «Рыбалка», «Магнитная азбука», железная дорога)
А еще ребята магнит используют
в строительстве, для поднятия больших металлических грузов,
в водопроводах устанавливают магнитные фильтры, для очистки воды,
в различных медицинских приборах есть магнит,
в школе есть магнитные доски…
в рюкзаках, игрушках, зажимах для волос, компасах и т.д.
Молодцы, ребята! Вы сегодня были очень любознательны. А любознательные
дети всегда хотят узнать что-то новое и интересное. А что бы вы хотели узнать
еще? Подскажите мне, где можно найти много интересной информации?
(в энциклопедиях, по ТВ, через интернет) Я обязательно воспользуюсь вашими
советами, а вы поделитесь своими знаниями дома, с родственниками и друзьями.
ПИСЬМО ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ РЕБЯТ…
«…Здравствуйте ребята, пишут вам герои любимых
сказок.Очень просим вашей помощи. Мы, зверушки сказки «Рукавичка»,
посылаем вам удивительную рукавицу к которой прилипают различные
предметы…Подскажите, почему это происходит?»
«Дети, обращается к вам Иванушка, мою невесту Василису
похитил и держит в темнице Кощей Бессмертный. Я хочу её вызволить,
но для этого мне нужен меч-кладинец, который хранится на дне
глубокого каменного колодца. Я не знаю, как достать мне оружие,
помогите мне пожалуйста!...»
«Ребята, пишет вам Золушка…Моя мачеха никак не хочет
пускать меня на бал к принцу. Даёт мне трудные задания, которые я
смогу разрешить только с вашей помощью. Сегодня она насыпала мне
гречку в тарелочку и смешала со скрепками, булавками, гвоздями…
Помогите мне перебрать и очистить крупу»
«Ребята, я - патчерица, уронившая веретено с железным
наконечником в стеклянный – ледяной колодец. Боюсь прыгать в этот
колодец, очень уж не хочется бежать в гости к Госпоже Метелице…
Можно ли достать мое веретено с помощью магнита не замочив рук и
Анастасия Сорокина
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Воздух-невидимка»
Конспект НОД в старшей группе
Познавательно-исследовательская деятельность
Тема : «Воздух-невидимка »
Задачи :
1. Формировать у детей представление о воздухе ;
2. Развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
3. Воспитывать у детей интерес к окружающему миру, любознательность.
Оборудование :
В. Ребята, отгадайте загадку :
Через нос проходит в грудь,
А потом в обратный путь.
Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не можем. (Воздух )
В. Правильно, это воздух ! Я предлагаю вам сделать долгий выдох, а затем задержать дыхание; вдох, а затем вновь задержать дыхание.
В. Сколько времени мы могли не дышать? Почему? (Не хватало воздуха ) .
В. Правильно, без воздуха мы бы не смогли дышать и не только мы, люди, но и все животные и рыбы. Они дышат воздухом , который находится в воде. Он всюду, но мы его не замечаем, он невидим. Как вы думаете, почему мы не видим воздух ? (Он прозрачный) .
В. Правильно, он бесцветный и прозрачный, а сейчас закройте глаза и сделайте вдох ртом. Какой вкус у воздуха ? Снова закройте глаза и вдохните носом. Какой запах у воздуха ? Итак, что мы можем сказать о воздухе , какого он цвета? Какой у него вкус? Запах?
Воздух -это удивительная оболочка вокруг Земли. Если бы не было воздуха , все живое погибло бы от палящих лучей Солнца днем и от космического холода ночью. Без воздуха Земля бы была мертвой пустыней. Воздух-невидимка , но все-таки его можно увидеть и ощутить. Проделав некоторые опыты и эксперименты, мы постараемся это доказать .
Посмотрите на салфетку (делаю взмах веером над ней, что с ней происходит? Почему? А вы хотите ощутить движение воздуха ? Подойдите ко мне и закройте глаза (делаю взмахи веером) . Что почувствовали?
Все тела природы занимают место. А воздух ? Давайте это проверим.
В. Можем ли мы обнаружить воздух ? Давайте проверим. Берём стакан, к дну которого прикреплена бумажная салфетка. Скажите, есть ли воздух в стакане ? Давайте попробуем узнать. Перевернув стакан вверх дном, медленно опускаем его в воду, пока он не коснётся дна.
Почему бумага на дне стакана осталась сухой? Что не пустило в стакан воду?
Вывод : в стакане есть воздух , он не пустил воду и не дал намочить лист.
В. А теперь снова опустим стакан в воду, но держать его буду немного наклонно. Что появляется в воде? (пузырьки) .
В. Да, это пузырьки с воздухом . Откуда они взялись?
Воздух вышел из стакана , и его место заняла вода. Что произошло с листом? Он намок.
Вывод : Вода заняла место в стакане, вытеснив из него воздух , который мы с вами увидели в виде пузырьков.
В. Скажите, можно ли поймать воздух ? Возьмите пакет и взмахните им, и быстро-быстро закрутите снизу. Какой стал пакет? (упругий, твердый) . Что находится в пакете? (воздух ) . Теперь мы его можем даже потрогать.
Вывод : У воздуха нет определенной формы, он принимает форму того предметы, в который попадает. Люди научились использовать эти свойства воздуха – спасательный круг , надувная лодка, воздушные шары , дирижабли.
Звук свистульки.
В. Что вы слышите? Откуда появился звук? Давайте тоже подуем в свистульки. (Один дует сильнее, а второй ребенок тише)
В. Как появляется звук? (ответы детей) .
Вывод : Когда дуем в отверстие, воздух дрожит и получается звук, звуки распространяются по воздуху . На луне, где нет воздуха , как сильно бы вы не кричали вас никто, не услышит. Звук не распространяется.
В. Спасибо вам ребята, с вами было интересно работать. Поэтому хочу вам сделать маленький сюрприз, у воздуха есть еще одно свойство, с ним можно играть (мыльные пузыри) . Мы с вами пойдём на прогулку и будем запускать пузыри
Публикации по теме:
Конспект интегрированной НОД по познавательно-экспериментальной деятельности «Воздух-невидимка» в подготовительной группе Конспект интегрированной НОД по познавательно-экспериментальной деятельности «Воздух- невидимка» в подготовительной группе. Цель: Уточнение.
Конспект исследовательской НОД в старшей группе «Воздух-невидимка» Конспект НОД «Воздух невидимка» в старшей группе МБДОУ «Детский сад №5 «Радость» р. п. Базарный Карабулак Саратовской области Цель; Развивать.
Конспект ООД «Познавательно-исследовательская деятельность детей в старшей группе» Программное содержание: Формировать представление детей об окружающей действительности Цель: Доставить детям радость и удовольствие от проведенных.
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Великий невидимка воздух» Тема: Великий невидимка воздух Цель: Развитие любознательности и познавательной мотивации в процессе исследовательской деятельности. Задачи:.
Задачи: Дать детям представление о воздухе, как о газообразном веществе, познакомить с его свойствами и способами его обнаружения. Закрепить.
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Воздух – невидимка» Цель: Систематизировать знания детей о свойствах.
Тема: Вода и подсолнечное масло.
Цель: Совершенствование представления детей о разнообразных свойствах воды, познакомить со свойствами масла
Задачи:
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становления сознания;
- развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
- продолжать учить читать схемы;
- развивать любознательность детей, поддерживать проявления самостоятельности в познании окружающего мира.
Развивающие:
- Развивать коммуникативные навыки.
- Способствовать формированию социального партнерства, желание действовать вместе со сверстниками, получая удовольствие от совместной деятельности.
Воспитательные:
— Воспитывать любознательность и интерес к окружающему миру.
Демонстрационный материал:
- Иллюстрации растений;
- круги Эйлера;
- схема свойств воды;
- две бутылочки темного цвета с подсолнечным маслом и водой.
Раздаточный материал:
- рабочие карточки для исследования;
- фишки красного и зеленого цвета;
- одноразовые стаканчики;
- ложечки;
- соль;
- кисточки;
- набор картинок подсолнуха и капельки воды;
- клей;
- салфетки;
- дощечки.
Предварительная работа:
- Беседа о воде.
- Рассматривание иллюстраций и картин с изображением подсолнухов.
- Отгадывание загадок.
- Экспериментальная деятельность с водой, сравнение камня с древесиной с использованием листов исследования.
- Экскурсия на кухню.
Ход НОД
1. Беседа воспитателя с детьми о времени года.
— Какое время года?
— Как изменилось вокруг?
2. Мотивация
Раздается телефонный звонок.
Воспитатель: Извините,ребята, можно я отвечу.Возможно, что- то важное.
(Телефонный звонок с просьбой,помочь повару определить, в какой бутылочке масло.)
— Ребята, мне позвонила наш повар, она просит помочь ей. Надо определить в какой бутылочке масло, а в какой вода.Совсем случайно она налила в 2 одинаковые непрозрачные бутылочки воду и масло. Пришло время варить обед, а она боится ошибиться и испортить еду. Поможем? Справимся ли мы?
3. Беседа
Воспитатель: Что такое масло? Для чего повару масло? Из чего делают масло и как оно называется?
4. Дидактическая игра «Назови растение»
Дети встают в круг, каждому раздается картинка с растением. Воспитатель первый показывает, называет растение и масло, которое образуется. (Тыква, орех, оливки, томат, кукуруза, подсолнух, горчица, лен, репей, хлопок, виноград, огурец.)
— Поместите, пожалуйста, на магнитную доску те растения, из которых делают масло.
5. Исследовательская деятельность
— Будем проводить исследование. Необходимо надеть фартуки, занимаем места за столом. У вас есть листы для исследования, мы будем приклеивать красные кружки, если нет данного свойства, зеленые кружки, если вещество обладает данным свойством.
Давайте вспомним свойства воды: прозрачность, бесцветность, нет запаха, нет вкуса, нет формы, растворитель. (воспитатель на магнитную доску помещает картинки свойств воды)
Перейдем к исследованию.
6. Практическая деятельность
Дети подходят к столу. где проводится эксперимент.
В стаканчики наливается содержимое из 1 бутылочки и проводится экспериментальная деятельность.
- Дети нюхают воду.
- Пробуют на вкус.
- Кладут сахар и размешивают.
- Наливают немного воды в тарелочку.
После проведенных опытов. дети заполняют листы исследования, отвечая на вопросы:
- Вода не имеет цвета? (Да – зеленый кружок)
- Вода прозрачная? (Да – зеленый кружок)
- Вода не имеет формы? (Да – зеленый кружок)
- Не имеет запаха? (Да – зеленый кружок)
- Не имеет вкуса? (Да – зеленый кружок)
- Растворитель? (Да – зеленый кружок)
- Можно мыть руки? (Да –зеленый кружок)
7. Физминутка
Две сестрицы — две руки
Рубят, строят, роют,
Рвут на грядке сорняки
И друг дружку моют.
Месят тесто две руки —
Левая и правая,
Воду моря и реки
Загребают, плавая.
8. Продолжить экспериментирование со 2 бутылочкой
- определить прозрачность;
- имеет ли вещество цвет;
- есть ли запах;
- растворяет ли сахар в нашем случае;
- остается ли след на руках.
9. Вывод
— Читаем,дети, что у нас получилось на листах.
В какой бутылочке вода? Почему?
Приклеиваем подсолнух к строчке, капельку воды к воде по признакам.
Сверяемся по контрольному листу воспитателя.
10. Работа с кругами Эйлера
В красный круг помещаем признаки воды, в синий – масла.
Что общего? Какой признак поместим в пересечение?
(посмотреть по листу)
11. Работа с микроскопом
— Все, что окружает нас имеет еще внутреннее строение, которое можно рассмотреть и увидеть только в микроскоп.
(микроскоп подключен к ноутбуку).
Помещается стеклышко с каплей воды, затем стеклышко с каплей масла.
— Чем отличаются изображения?
(капелька масла желтого цвета)
Итог занятия
— Что вы узнали нового? Что хотели еще узнать?
Хорошее мы дело сделали?
На следующем занятии мы поговорим о том, как делают масло.
А теперь надо отдать масло на кухню, чтобы нам приготовили обед.
Цель:
Задачи:
1) Систематизировать знания детей о том, что соль минеральное вещество, о происхождении этого минерала, формах существования в природе.
1) Способствовать развитию художественных способностей, используя нетрадиционные способы рисования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательно - исследовательской деятельности «Волшебная солька»
Программное содержание : Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира и их свойствах.
Цель: Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей детей через познавательно-исследовательскую деятельность
Задачи:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
1) Развивать познавательный интерес детей, воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
Образовательная область «Познавательное развитие»
1) Систематизировать знания детей о том, что соль минеральное вещество, о происхождении этого минерала, формах существования в природе.
2) Формировать представление о соли, как о продукте, необходимом для человека. На основе исследовательской деятельности дать детям возможность выявить основные свойства соли (белого цвета, без запаха, растворяется в воде, может окрашиваться, солёная вода помогает предметам удерживаться на поверхности).
Образовательная область «Речевое развитие»
1)Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
2) Развивать речь детей, побуждать использовать в речи сложные предложения.
3) Активизация слов: сыпучая, растворяется, кристаллическая, пресная.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
1) Способствовать развитию художественных способностей, используя нетрадиционные способы рисования.
Образовательная область «Физическое развитие»
1)Развивать мелкую моторику рук.
Предварительная работа:
Знакомство с историей возникновения соли.
Материал и оборудование: Мультимедийная система, презентация, иллюстрации по теме, лабораторный журнал, карточки, картон, клей, краски, лупы, микроскопы, пипетки, пинцеты, воронки, стаканчики с водой, чайные ложки, крупная и мелкая соль, цветная соль, морская соль, яйца, подносы, прозрачные банки с крышками, кувшин с водой, перчатки, белые халаты, салфетки, полотенце для рук.
Ход образовательной деятельности:
Организационный момент.
Здраствуйте ребята, а вы любите разгадывать загадки? (ответы детей)
Отгадайте мою загадку:
Из воды родится, а воды боится. (ответы детей)
С солью бочонок приучен с пеленок. Всегда и везде кланяться еде. (ответы детей)
- . Это солонка, в ней хранят соль. Почему солонка пустая? (ответы детей)
Это мы с вами сможем узнать, послушав сказку:
«Соль и снеговик»
Как-то ночью Соль решила отправиться в поход. Она и раньше слышала, что в походе соль – очень нужная вещь, её обязательно берут с собой.
Неужели я одна не смогу мир повидать? – подумала она.
Соль вылезла из солонки, в котором жила, вышла на улицу, остановилась. Стояла тихая зимняя морозная ночь.
Как красиво! – воскликнула Соль. Такой блестящий, белый снег, очень на меня похож.
По какой дорожке мне пойти? Соль выбрала ровную ледяную. По такой дороге идти ведь легче. Она спрыгнула с порога и пошла. Сначала всё, и, правда, было хорошо, она шла легко и быстро. Но потом, почему-то, Соль начала проваливаться! Она то и дело спотыкалась, проваливаясь в непонятно откуда бравшуюся воду.
Да что со мной? – воскликнула ничего не понимающая Соль.
Колдовство какое-то.
И никакого тут колдовства нет. Глупости! – возмутился Снеговик, мимо которого Соль как раз проходила.
А откуда тогда берётся вода? Её же только что не было? И почему у меня под ногами, - всхлипнула Соль.
Всё правильно, - произнёс Снеговик, - ведь соль заставляет лёд таять.
Как?
А вот как. Когда ты, Соль, наступаешь на лёд, то от толчка лёд немного разогревается. Совсем немного, но этого хватает, чтобы чуть-чуть льда растаяло, и образовалась лужица.
Что же мне делать? Значит, в поход дальше идти нельзя? – совсем расстроилась Соль.
Солью у нас утром дворники часто лёд посыпают, чтобы людям было не скользко ходить – сказал Снеговик.
От сознания того, что таяние льда кому-то может быть полезно, порадовало Соль. Она улыбнулась и перестала всхлипывать, подумав при этом, что прогулка ночью по улице ей, собственно, и не очень-то нужна.
Возвращайтесь-ка вы домой. Ты нужна людям. Если соль не найдут утром на кухонном столе, все очень расстроятся, несолёный суп – это невкусно.
Ты прав, прав, конечно, - согласилась Соль.
Соль побежала по дорожке назад, - Я придумала, теперь я отправлюсь путешествовать по дому!
Снеговик засмеялся, провожая Соль взглядом.
- Так и живет соль в каждом доме. Соль везде: в море, в хлебе, в нашем теле, на обеденном и лабораторном столе. Соль-символ добра и дружбы.
Сейчас я предлагаю вам узнать об удивительных свойствах соли.
Производится соль в разных видах: неочищенная (каменная), очищенная (поваренная), морская.
Поваренную соль добывают в соляных озерах и морях. Внимание на экран. (слайд).
Каменную (неочищенную) соль добывают в соляных шахтах. Шахтеры выпиливают блоки, которые потом разбивают на куски, грузят в вагоны и на специальных поездах вывозят наверх . (Слайд)
- Ребята, как вы думайте, где применяется соль? (ответы детей)
Соль просто необходима для жизни человека, её употребляют в пищу, консервируют овощи для длительного хранения. (Слайд)
Соль применяют в медицине. С ее помощью люди лечат различные заболевания. (Слайд)
Существуют огромные соляные пещеры, куда ходят люди дышать соленым воздухом, чтобы вылечить органы дыхания. Посмотрите, как красиво в этой пещере, она вся сверкает и переливается. (Слайд).
Также соль используют в косметологии, добавляют в маски, соляные ванны. (Слайд).
На улице для безопасности человека, посыпают солью лёд. (Слайд).
Соль используется для подкормки животных. Оказывается, животным тоже нужна соль, и они ее очень любят облизывать. Поэтому ее так и называют – соль-лизунец. (Слайд).
Ребята, но соль не только полезное ископаемое, она может и нанести вред человеку. (Слайд)
Как вы думаете какой? (ответы детей) Большое употребление соли вредит организму, избыток соли в почве вредит растениям. (Слайд).
А теперь, ребята, приглашаю вас пройти в лабораторию и провести опыты с солью, как настоящие ученые-исследователи. А что такое лаборатория? (ответы детей) это помещение, где проводят опыты. Проходите.
В нашей лаборатории есть правило:
При работе с солью надо соблюдать правила безопасности- не трогать руками глаза.
Опыт №1. Соль белая, без запаха, сыпучая, состоит из кристаллов
- Скажите, какого цвета соль? (ответы детей)
- Определим, имеет ли соль запах. Поднесите к себе тарелку и понюхайте. (ответы детей)
Но если в неё добавить йод, появляется запах. Понюхайте, чем она пахнет? (ответы детей)
- Наберите полную ложку соли и переверните её. Что мы определили? (ответы детей)
- Возьмите пинцетом кристалл соли, положите на черный картон и рассмотрите его под лупой (дети рассматривают)
-
Надавим на соль сухой ложкой. Что мы услышали? (ответы детей)
-
При надавливании кристаллы трутся друг о друга, мы слышим хруст.
- Подойдите к микроскопам, рассмотрите кристаллы соли. (Вывод).
Опыт №2. Соль топит лед и снег.
- Посыпьте солью снег и лед на тарелках, вернемся к ним через несколько минут.
Опыт №3. Соль растворяется в воде. Соленая вода выталкивает предметы
- Размешайте в стакане 6 ложек соли. Что мы определили? (ответы детей)
- Налейте в другой стакан пресную воду. Опустите яйцо стакан, яйцо утонуло. Опустите яйцо в стакан с соленой водой, яйцо не тонет. Что мы определили? (ответы детей) Соленая вода выталкивает предметы В море вода соленая, поэтому там легко плавать. (слайд)
- Вернемся к опыту соль, снег и лед. Что произошло? (ответы детей)
Предлагаю вам сделать Пальчиковую гимнастику
Пальчики.
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Раз – два – три – четыре – пять,
Не сидится им опять.
Постучали, повертели,
И работать захотели.
Вернемся в нашу лабораторию
Опыт №5. (Соль впитывает воду, её можно красить.)
В. Выберите листочки картона, обведите клеем контур картинки. Посыпьте сверху солью. Лишнюю соль стряхните на поднос. Наберите в пипетку краску и капните на контур картинки. Получились яркие рисунки.
В . Что мы определили? (ответы детей)
(Дети проходят к столу и рассматривают баночки с морской солью).
Морская соль. Морская соль добывается из моря. В состав морской соли входит большое количество полезных минералов.
- Люди научились окрашивать морскую соль, добавляя в неё разные вещества. Соль с ромашкой, лавандой, крапивой, морскими водорослями. Есть такую соль нельзя, но принимать с такой солью ванны приятно и полезно.
(Дети проходят за столы)
- Цветную соль можно использовать и для украшения дома.
Нужно насыпать соль в банку слоями с помощью воронки, банку при этом немного поворачивать.
(дети выполняют работу)
- Получились красивые «Насыпушки» для украшения нашей группы.
Вывод:
- Ребята, что нового вы сегодня узнали. Что понравилось? Мне понравилось, как вы сегодня с интересом работали в лаборатории, соблюдали правила. Вы молодцы.