Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Волшебное электричество» для детей старшей-подготовительной группы. Конспект НОД по познавательно - исследовательской деятельности «Волшебная солька» план-конспект занятия (старшая гру

Сытник Виктория Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ д/с №44 "Дружок"
Населённый пункт: п. Подосинки, Дмитровского район, Московской область
Наименование материала: конспект
Тема: НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Секреты магнита"
Дата публикации: 15.01.2017
Раздел: дошкольное образование

НОД по познавательно-исследовательской деятельности

в старшей группе «Секреты магнита»

Программные задачи:
 сформировать у детей представление о магните и его свойстве притягивать предметы; выяснить, через какие материалы воздействует магнит; познакомить с использованием магнита человеком;  способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения;  развивать самостоятельность у детей в процессе опытов, умение работать в паре, договариваться, учитывать мнение партнёра;  воспитывать внимательность, аккуратность, осторожность при работе с острыми предметами;  пополнять словарь детей новыми словами: магнит, магнетические предметы, немагнетические предметы.
Предварительная работа:
Проведение опыта «Всё ли притягивает магнит?», использование в свободной деятельности дидактических игр: «Рыболов», «Магнитная геометрическая мозаика», «Магнитная касса цифр и букв»
Оборудование:
Посылка, письмо, «волшебная варежка» , с магнитом внутри, ложки: пластмассовая, деревянная, металлическая; колечко серебряное, диски, магниты по кол-ву детей, веревка, большой пластиковый стакан, стаканы с водой по кол-ву детей; железные мелкие предметы: скрепки, гайки, шурупы; тарелка с гречневой крупой)
Ход:
-Ребята, наденьте халаты, шапочки, я приглашаю вас в нашу лабораторию. Кто мне подскажет, что обозначает слово – лаборатория? Как называют людей, работающих в лаборатории? Чем они занимаются в лаборатории? -Ой, смотрите, какая-то посылка, подписано: «Для любознательных». Я думаю, что это именно для нашей группы. Посмотрим, что же там внутри нашей посылки? (в посылке 3 ложки: пластмассовая, деревянная, металлическая и рукавица, в которой спрятан магнит, колечко, диск и письмо) Воспитатель достает и перечисляет: - Три ложки: пластмассовая, деревянная, металлическая, колечко, диски ….А вот и письмо…(читает)
«Здравствуйте ребята, пишут вам герои любимых сказок. Очень просим вашей

помощи. Мы, зверушки сказки «Рукавичка», посылаем вам удивительную

рукавицу к которой прилипают различные предметы…Подскажите, почему это

происходит?»
- Я думаю ребята, что рукавица волшебная…Проверим?

1.Опыт №1 «Волшебная рукавица»

Воспитатель:
(подносит рукавицу к каждой ложке) - Нет волшебства, опять нет волшебства, получилось….Ребята, как вы думаете почему получилось волшебство? Две ложки пластмассовая и деревянная как лежали, так и лежат, а металлическая притянулась к варежке? (ответы детей)
Воспитатель:
Молодцы, ребята, вы меня порадовали, разгадав секрет. В этой рукавице находится магнит. А кто мне скажет, что же такое магнит? (магнит – это предмет, который притягивает к себе металлические предметы)
Воспитатель:
Магнит – это куски железа или стали, который
притягивает к себе
металлические предметы (
такие как железо, сталь никель
) А предметы которые изготовлены из
золота, алюминия, серебра – не притягивает

2.Опыт №2 «Достанем меч- кладенец из колодца»

Кощей Бессмертный. Я хочу её вызволить, но для этого мне нужен меч-кладенец,

который хранится на дне глубокого каменного колодца. Я не знаю, как достать мне

оружие, помогите мне пожалуйста!...»

Воспитатель:
Ребята, как же нам помочь Иванушке? (дети выдвигают возможные гипотезы)
Воспитатель:
Как вы думаете из какого материала меч-кладенец? Какой он, железный, медный, алюминиевый, золотой серебряный, деревянный?(ответы детей)
Воспитатель:
Каким образом можно достать оружие с дна колодца?
Воспитатель:
Как при помощи магнита достать до дна глубокого колодца? (привязать верёвку к магниту и опустить в колодец) Воспитатель с помощью магнита на веревке достает с большой емкости железный гвоздь – меч-кладенец
Воспитатель:
Возьмите, ребята, в руки магнит, и обследуйте, какой он? путем экспериментирования дети определяют св-ва магнита:  определите на ощупь (гладкий, холодный)  постучите по столу, какой звук слышите? (глухой)  попробуйте сломать: твёрдый или мягкий? (твёрдый)  какой он тяжёлый или лёгкой! Мы знаем, что легкие предметы в воде….что делают?(плавают) А тяжёлые …(тонут)
Вывод: магнит – гладкий, глухой звук, твёрдый, тяжёлый.

3.Опыт №3 «Помогите Золушке»

«Ребята, пишет вам Золушка…Моя мачеха никак не хочет пускать меня на бал к

принцу. Даёт мне трудные задания, которые я смогу разрешить только с вашей

помощью. Сегодня она насыпала мне гречку в тарелочку и смешала со скрепками,

булавками, гвоздями…Помогите мне перебрать и очистить крупу»
(на большой тарелке гречка…все предметы которые находятся в ней убираем с помощью магнита)

Воспитатель:
Как быстро вы справились с заданием, будто по взмаху волшебной палочки. А ещё ,ребята, все предметы которые притягивает к себе магнит называют –
магнетические.
А те, которые не прилипают к магниту –
немагнетические.

Воспитатель:
Я вижу вы немного устали, я предлагаю вам отдохнуть
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
В чистом поле теремок Был ни низок, не высок (присели, встали руки вытянуты) Звери разные там жили, Жили дружно, не тужили (поклон) Там и мышка (руки перед собой на носочках) И лягушка (присели) Зайчик (прыжки) С лисонькой – подружкой (повертели «хвостиком») Серый волк – зубами щелк (показали руками «пасть») В дружбе знали они толк. (поклон) Но набрел на теремок Мишка косолапый (изобразить мишку) Раздавил он теремок Своей огромной лапой. (кулачок об кулачок) Звери очень испугались, Поскорее разбежались (бег на месте) А потом собрались снова Чтоб построить терем новый. (сели на стульчики) Чтение письма воспитателем дальше…
«Ребята, пишет вам патчерица, уронившая веретено с железным наконечником в

стеклянный – ледяной колодец. Боюсь прыгать в этот колодец, очень уж не хочется

бежать в гости к Госпоже Метелице…Можно ли достать мое веретено с помощью

магнита не замочив рук и ног?»

Опыт №4 « Не замочи рук»

Воспитатель:
Сейчас мы попробуем разгадать еще один секрет магнита. Перед вами стакан с водой с металлической скрепкой. Вам нужно, не замочив рук,достать скрепку. Поможет вам конечно в этом магнит. (У каждого ребенка стакан с водой. Каждый пробует вести магнит по внешней стороне стакана снизу – вверх. Скрепка «тянется» за магнитом)
Вывод: Еще один секрет: магнит взаимодействует с предметами через стекло.
Вот мы и справились с нашей задачей, помогли всем нашим сказочным героям, я думаю они будут очень вам благодарны. Ребята, а где в нашей группе можно увидеть магниты? (игра «Рыбалка», «Магнитная азбука», железная дорога)
А еще ребята магнит используют  в строительстве, для поднятия больших металлических грузов,  в водопроводах устанавливают магнитные фильтры, для очистки воды,  в различных медицинских приборах есть магнит,  в школе есть магнитные доски…  в рюкзаках, игрушках, зажимах для волос, компасах и т.д. Молодцы, ребята! Вы сегодня были очень любознательны. А любознательные дети всегда хотят узнать что-то новое и интересное. А что бы вы хотели узнать еще? Подскажите мне, где можно найти много интересной информации? (в энциклопедиях, по ТВ, через интернет) Я обязательно воспользуюсь вашими советами, а вы поделитесь своими знаниями дома, с родственниками и друзьями.

ПИСЬМО ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ РЕБЯТ…

«…Здравствуйте ребята, пишут вам герои любимых

сказок.Очень просим вашей помощи. Мы, зверушки сказки «Рукавичка»,

посылаем вам удивительную рукавицу к которой прилипают различные

предметы…Подскажите, почему это происходит?»

«Дети, обращается к вам Иванушка, мою невесту Василису

похитил и держит в темнице Кощей Бессмертный. Я хочу её вызволить,

но для этого мне нужен меч-кладинец, который хранится на дне

глубокого каменного колодца. Я не знаю, как достать мне оружие,

помогите мне пожалуйста!...»

«Ребята, пишет вам Золушка…Моя мачеха никак не хочет

пускать меня на бал к принцу. Даёт мне трудные задания, которые я

смогу разрешить только с вашей помощью. Сегодня она насыпала мне

гречку в тарелочку и смешала со скрепками, булавками, гвоздями…

Помогите мне перебрать и очистить крупу»

«Ребята, я - патчерица, уронившая веретено с железным

наконечником в стеклянный – ледяной колодец. Боюсь прыгать в этот

колодец, очень уж не хочется бежать в гости к Госпоже Метелице…

Можно ли достать мое веретено с помощью магнита не замочив рук и

Анастасия Сорокина
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Воздух-невидимка»

Конспект НОД в старшей группе

Познавательно-исследовательская деятельность

Тема : «Воздух-невидимка »

Задачи :

1. Формировать у детей представление о воздухе ;

2. Развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;

3. Воспитывать у детей интерес к окружающему миру, любознательность.

Оборудование :

В. Ребята, отгадайте загадку :

Через нос проходит в грудь,

А потом в обратный путь.

Он невидимый, но всё же

Без него мы жить не можем. (Воздух )

В. Правильно, это воздух ! Я предлагаю вам сделать долгий выдох, а затем задержать дыхание; вдох, а затем вновь задержать дыхание.

В. Сколько времени мы могли не дышать? Почему? (Не хватало воздуха ) .

В. Правильно, без воздуха мы бы не смогли дышать и не только мы, люди, но и все животные и рыбы. Они дышат воздухом , который находится в воде. Он всюду, но мы его не замечаем, он невидим. Как вы думаете, почему мы не видим воздух ? (Он прозрачный) .

В. Правильно, он бесцветный и прозрачный, а сейчас закройте глаза и сделайте вдох ртом. Какой вкус у воздуха ? Снова закройте глаза и вдохните носом. Какой запах у воздуха ? Итак, что мы можем сказать о воздухе , какого он цвета? Какой у него вкус? Запах?

Воздух -это удивительная оболочка вокруг Земли. Если бы не было воздуха , все живое погибло бы от палящих лучей Солнца днем и от космического холода ночью. Без воздуха Земля бы была мертвой пустыней. Воздух-невидимка , но все-таки его можно увидеть и ощутить. Проделав некоторые опыты и эксперименты, мы постараемся это доказать .

Посмотрите на салфетку (делаю взмах веером над ней, что с ней происходит? Почему? А вы хотите ощутить движение воздуха ? Подойдите ко мне и закройте глаза (делаю взмахи веером) . Что почувствовали?

Все тела природы занимают место. А воздух ? Давайте это проверим.

В. Можем ли мы обнаружить воздух ? Давайте проверим. Берём стакан, к дну которого прикреплена бумажная салфетка. Скажите, есть ли воздух в стакане ? Давайте попробуем узнать. Перевернув стакан вверх дном, медленно опускаем его в воду, пока он не коснётся дна.

Почему бумага на дне стакана осталась сухой? Что не пустило в стакан воду?

Вывод : в стакане есть воздух , он не пустил воду и не дал намочить лист.

В. А теперь снова опустим стакан в воду, но держать его буду немного наклонно. Что появляется в воде? (пузырьки) .

В. Да, это пузырьки с воздухом . Откуда они взялись?

Воздух вышел из стакана , и его место заняла вода. Что произошло с листом? Он намок.

Вывод : Вода заняла место в стакане, вытеснив из него воздух , который мы с вами увидели в виде пузырьков.

В. Скажите, можно ли поймать воздух ? Возьмите пакет и взмахните им, и быстро-быстро закрутите снизу. Какой стал пакет? (упругий, твердый) . Что находится в пакете? (воздух ) . Теперь мы его можем даже потрогать.

Вывод : У воздуха нет определенной формы, он принимает форму того предметы, в который попадает. Люди научились использовать эти свойства воздуха – спасательный круг , надувная лодка, воздушные шары , дирижабли.

Звук свистульки.

В. Что вы слышите? Откуда появился звук? Давайте тоже подуем в свистульки. (Один дует сильнее, а второй ребенок тише)

В. Как появляется звук? (ответы детей) .

Вывод : Когда дуем в отверстие, воздух дрожит и получается звук, звуки распространяются по воздуху . На луне, где нет воздуха , как сильно бы вы не кричали вас никто, не услышит. Звук не распространяется.

В. Спасибо вам ребята, с вами было интересно работать. Поэтому хочу вам сделать маленький сюрприз, у воздуха есть еще одно свойство, с ним можно играть (мыльные пузыри) . Мы с вами пойдём на прогулку и будем запускать пузыри

Публикации по теме:

Конспект интегрированной НОД по познавательно-экспериментальной деятельности «Воздух-невидимка» в подготовительной группе Конспект интегрированной НОД по познавательно-экспериментальной деятельности «Воздух- невидимка» в подготовительной группе. Цель: Уточнение.

Конспект исследовательской НОД в старшей группе «Воздух-невидимка» Конспект НОД «Воздух невидимка» в старшей группе МБДОУ «Детский сад №5 «Радость» р. п. Базарный Карабулак Саратовской области Цель; Развивать.

Конспект ООД «Познавательно-исследовательская деятельность детей в старшей группе» Программное содержание: Формировать представление детей об окружающей действительности Цель: Доставить детям радость и удовольствие от проведенных.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Великий невидимка воздух» Тема: Великий невидимка воздух Цель: Развитие любознательности и познавательной мотивации в процессе исследовательской деятельности. Задачи:.

Задачи: Дать детям представление о воздухе, как о газообразном веществе, познакомить с его свойствами и способами его обнаружения. Закрепить.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Воздух – невидимка» Цель: Систематизировать знания детей о свойствах.

Тема: Вода и подсолнечное масло.

Цель: Совершенствование представления детей о разнообразных свойствах воды, познакомить со свойствами масла

Задачи:

  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • формирование познавательных действий, становления сознания;
  • развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
  • продолжать учить читать схемы;
  • развивать любознательность детей, поддерживать проявления самостоятельности в познании окружающего мира.

Развивающие:

  1. Развивать коммуникативные навыки.
  2. Способствовать формированию социального партнерства, желание действовать вместе со сверстниками, получая удовольствие от совместной деятельности.

Воспитательные:

— Воспитывать любознательность и интерес к окружающему миру.

Демонстрационный материал:

  • Иллюстрации растений;
  • круги Эйлера;
  • схема свойств воды;
  • две бутылочки темного цвета с подсолнечным маслом и водой.

Раздаточный материал:

  • рабочие карточки для исследования;
  • фишки красного и зеленого цвета;
  • одноразовые стаканчики;
  • ложечки;
  • соль;
  • кисточки;
  • набор картинок подсолнуха и капельки воды;
  • клей;
  • салфетки;
  • дощечки.

Предварительная работа:

  1. Беседа о воде.
  2. Рассматривание иллюстраций и картин с изображением подсолнухов.
  3. Отгадывание загадок.
  4. Экспериментальная деятельность с водой, сравнение камня с древесиной с использованием листов исследования.
  5. Экскурсия на кухню.

Ход НОД

1. Беседа воспитателя с детьми о времени года.

— Какое время года?
— Как изменилось вокруг?

2. Мотивация

Раздается телефонный звонок.

Воспитатель: Извините,ребята, можно я отвечу.Возможно, что- то важное.

(Телефонный звонок с просьбой,помочь повару определить, в какой бутылочке масло.)

— Ребята, мне позвонила наш повар, она просит помочь ей. Надо определить в какой бутылочке масло, а в какой вода.Совсем случайно она налила в 2 одинаковые непрозрачные бутылочки воду и масло. Пришло время варить обед, а она боится ошибиться и испортить еду. Поможем? Справимся ли мы?

3. Беседа

Воспитатель: Что такое масло? Для чего повару масло? Из чего делают масло и как оно называется?

4. Дидактическая игра «Назови растение»

Дети встают в круг, каждому раздается картинка с растением. Воспитатель первый показывает, называет растение и масло, которое образуется. (Тыква, орех, оливки, томат, кукуруза, подсолнух, горчица, лен, репей, хлопок, виноград, огурец.)

— Поместите, пожалуйста, на магнитную доску те растения, из которых делают масло.

5. Исследовательская деятельность

— Будем проводить исследование. Необходимо надеть фартуки, занимаем места за столом. У вас есть листы для исследования, мы будем приклеивать красные кружки, если нет данного свойства, зеленые кружки, если вещество обладает данным свойством.

Давайте вспомним свойства воды: прозрачность, бесцветность, нет запаха, нет вкуса, нет формы, растворитель. (воспитатель на магнитную доску помещает картинки свойств воды)

Перейдем к исследованию.

6. Практическая деятельность

Дети подходят к столу. где проводится эксперимент.

В стаканчики наливается содержимое из 1 бутылочки и проводится экспериментальная деятельность.

  1. Дети нюхают воду.
  2. Пробуют на вкус.
  3. Кладут сахар и размешивают.
  4. Наливают немного воды в тарелочку.

После проведенных опытов. дети заполняют листы исследования, отвечая на вопросы:

  1. Вода не имеет цвета? (Да – зеленый кружок)
  2. Вода прозрачная? (Да – зеленый кружок)
  3. Вода не имеет формы? (Да – зеленый кружок)
  4. Не имеет запаха? (Да – зеленый кружок)
  5. Не имеет вкуса? (Да – зеленый кружок)
  6. Растворитель? (Да – зеленый кружок)
  7. Можно мыть руки? (Да –зеленый кружок)

7. Физминутка

Две сестрицы — две руки
Рубят, строят, роют,
Рвут на грядке сорняки
И друг дружку моют.

Месят тесто две руки —
Левая и правая,
Воду моря и реки
Загребают, плавая.

8. Продолжить экспериментирование со 2 бутылочкой

  • определить прозрачность;
  • имеет ли вещество цвет;
  • есть ли запах;
  • растворяет ли сахар в нашем случае;
  • остается ли след на руках.

9. Вывод

— Читаем,дети, что у нас получилось на листах.

В какой бутылочке вода? Почему?

Приклеиваем подсолнух к строчке, капельку воды к воде по признакам.

Сверяемся по контрольному листу воспитателя.

10. Работа с кругами Эйлера

В красный круг помещаем признаки воды, в синий – масла.

Что общего? Какой признак поместим в пересечение?

(посмотреть по листу)

11. Работа с микроскопом

— Все, что окружает нас имеет еще внутреннее строение, которое можно рассмотреть и увидеть только в микроскоп.

(микроскоп подключен к ноутбуку).

Помещается стеклышко с каплей воды, затем стеклышко с каплей масла.

— Чем отличаются изображения?

(капелька масла желтого цвета)

Итог занятия

— Что вы узнали нового? Что хотели еще узнать?

Хорошее мы дело сделали?

На следующем занятии мы поговорим о том, как делают масло.

А теперь надо отдать масло на кухню, чтобы нам приготовили обед.



Цель:

Задачи:

1) Систематизировать знания детей о том, что соль минеральное вещество, о происхождении этого минерала, формах существования в природе.

1) Способствовать развитию художественных способностей, используя нетрадиционные способы рисования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательно - исследовательской деятельности «Волшебная солька»

Программное содержание : Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира и их свойствах.

Цель: Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей детей через познавательно-исследовательскую деятельность

Задачи:

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

1) Развивать познавательный интерес детей, воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Образовательная область «Познавательное развитие»

1) Систематизировать знания детей о том, что соль минеральное вещество, о происхождении этого минерала, формах существования в природе.

2) Формировать представление о соли, как о продукте, необходимом для человека. На основе исследовательской деятельности дать детям возможность выявить основные свойства соли (белого цвета, без запаха, растворяется в воде, может окрашиваться, солёная вода помогает предметам удерживаться на поверхности).

Образовательная область «Речевое развитие»

1)Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

2) Развивать речь детей, побуждать использовать в речи сложные предложения.

3) Активизация слов: сыпучая, растворяется, кристаллическая, пресная.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

1) Способствовать развитию художественных способностей, используя нетрадиционные способы рисования.

Образовательная область «Физическое развитие»

1)Развивать мелкую моторику рук.

Предварительная работа:

Знакомство с историей возникновения соли.

Материал и оборудование: Мультимедийная система, презентация, иллюстрации по теме, лабораторный журнал, карточки, картон, клей, краски, лупы, микроскопы, пипетки, пинцеты, воронки, стаканчики с водой, чайные ложки, крупная и мелкая соль, цветная соль, морская соль, яйца, подносы, прозрачные банки с крышками, кувшин с водой, перчатки, белые халаты, салфетки, полотенце для рук.

Ход образовательной деятельности:

Организационный момент.

Здраствуйте ребята, а вы любите разгадывать загадки? (ответы детей)

Отгадайте мою загадку:

Из воды родится, а воды боится. (ответы детей)

С солью бочонок приучен с пеленок. Всегда и везде кланяться еде. (ответы детей)

- . Это солонка, в ней хранят соль. Почему солонка пустая? (ответы детей)

Это мы с вами сможем узнать, послушав сказку:

«Соль и снеговик»

Как-то ночью Соль решила отправиться в поход. Она и раньше слышала, что в походе соль – очень нужная вещь, её обязательно берут с собой.

Неужели я одна не смогу мир повидать? – подумала она.

Соль вылезла из солонки, в котором жила, вышла на улицу, остановилась. Стояла тихая зимняя морозная ночь.

Как красиво! – воскликнула Соль. Такой блестящий, белый снег, очень на меня похож.

По какой дорожке мне пойти? Соль выбрала ровную ледяную. По такой дороге идти ведь легче. Она спрыгнула с порога и пошла. Сначала всё, и, правда, было хорошо, она шла легко и быстро. Но потом, почему-то, Соль начала проваливаться! Она то и дело спотыкалась, проваливаясь в непонятно откуда бравшуюся воду.

Да что со мной? – воскликнула ничего не понимающая Соль.

Колдовство какое-то.

И никакого тут колдовства нет. Глупости! – возмутился Снеговик, мимо которого Соль как раз проходила.

А откуда тогда берётся вода? Её же только что не было? И почему у меня под ногами, - всхлипнула Соль.

Всё правильно, - произнёс Снеговик, - ведь соль заставляет лёд таять.

Как?

А вот как. Когда ты, Соль, наступаешь на лёд, то от толчка лёд немного разогревается. Совсем немного, но этого хватает, чтобы чуть-чуть льда растаяло, и образовалась лужица.

Что же мне делать? Значит, в поход дальше идти нельзя? – совсем расстроилась Соль.

Солью у нас утром дворники часто лёд посыпают, чтобы людям было не скользко ходить – сказал Снеговик.

От сознания того, что таяние льда кому-то может быть полезно, порадовало Соль. Она улыбнулась и перестала всхлипывать, подумав при этом, что прогулка ночью по улице ей, собственно, и не очень-то нужна.

Возвращайтесь-ка вы домой. Ты нужна людям. Если соль не найдут утром на кухонном столе, все очень расстроятся, несолёный суп – это невкусно.

Ты прав, прав, конечно, - согласилась Соль.

Соль побежала по дорожке назад, - Я придумала, теперь я отправлюсь путешествовать по дому!

Снеговик засмеялся, провожая Соль взглядом.

- Так и живет соль в каждом доме. Соль везде: в море, в хлебе, в нашем теле, на обеденном и лабораторном столе. Соль-символ добра и дружбы.

Сейчас я предлагаю вам узнать об удивительных свойствах соли.

Производится соль в разных видах: неочищенная (каменная), очищенная (поваренная), морская.

Поваренную соль добывают в соляных озерах и морях. Внимание на экран. (слайд).

Каменную (неочищенную) соль добывают в соляных шахтах. Шахтеры выпиливают блоки, которые потом разбивают на куски, грузят в вагоны и на специальных поездах вывозят наверх . (Слайд)

- Ребята, как вы думайте, где применяется соль? (ответы детей)

Соль просто необходима для жизни человека, её употребляют в пищу, консервируют овощи для длительного хранения. (Слайд)

Соль применяют в медицине. С ее помощью люди лечат различные заболевания. (Слайд)

Существуют огромные соляные пещеры, куда ходят люди дышать соленым воздухом, чтобы вылечить органы дыхания. Посмотрите, как красиво в этой пещере, она вся сверкает и переливается. (Слайд).

Также соль используют в косметологии, добавляют в маски, соляные ванны. (Слайд).

На улице для безопасности человека, посыпают солью лёд. (Слайд).

Соль используется для подкормки животных. Оказывается, животным тоже нужна соль, и они ее очень любят облизывать. Поэтому ее так и называют – соль-лизунец. (Слайд).

Ребята, но соль не только полезное ископаемое, она может и нанести вред человеку. (Слайд)

Как вы думаете какой? (ответы детей) Большое употребление соли вредит организму, избыток соли в почве вредит растениям. (Слайд).

А теперь, ребята, приглашаю вас пройти в лабораторию и провести опыты с солью, как настоящие ученые-исследователи. А что такое лаборатория? (ответы детей) это помещение, где проводят опыты. Проходите.

В нашей лаборатории есть правило:

При работе с солью надо соблюдать правила безопасности- не трогать руками глаза.

Опыт №1. Соль белая, без запаха, сыпучая, состоит из кристаллов

- Скажите, какого цвета соль? (ответы детей)

- Определим, имеет ли соль запах. Поднесите к себе тарелку и понюхайте. (ответы детей)

Но если в неё добавить йод, появляется запах. Понюхайте, чем она пахнет? (ответы детей)

- Наберите полную ложку соли и переверните её. Что мы определили? (ответы детей)

- Возьмите пинцетом кристалл соли, положите на черный картон и рассмотрите его под лупой (дети рассматривают)

- Надавим на соль сухой ложкой. Что мы услышали? (ответы детей)
- При надавливании кристаллы трутся друг о друга, мы слышим хруст.

- Подойдите к микроскопам, рассмотрите кристаллы соли. (Вывод).

Опыт №2. Соль топит лед и снег.

- Посыпьте солью снег и лед на тарелках, вернемся к ним через несколько минут.

Опыт №3. Соль растворяется в воде. Соленая вода выталкивает предметы

- Размешайте в стакане 6 ложек соли. Что мы определили? (ответы детей)

- Налейте в другой стакан пресную воду. Опустите яйцо стакан, яйцо утонуло. Опустите яйцо в стакан с соленой водой, яйцо не тонет. Что мы определили? (ответы детей) Соленая вода выталкивает предметы В море вода соленая, поэтому там легко плавать. (слайд)

- Вернемся к опыту соль, снег и лед. Что произошло? (ответы детей)

Предлагаю вам сделать Пальчиковую гимнастику


Пальчики.
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.

Раз – два – три – четыре – пять,
Не сидится им опять.
Постучали, повертели,
И работать захотели.

Вернемся в нашу лабораторию

Опыт №5. (Соль впитывает воду, её можно красить.)

В. Выберите листочки картона, обведите клеем контур картинки. Посыпьте сверху солью. Лишнюю соль стряхните на поднос. Наберите в пипетку краску и капните на контур картинки. Получились яркие рисунки.

В . Что мы определили? (ответы детей)

(Дети проходят к столу и рассматривают баночки с морской солью).

Морская соль. Морская соль добывается из моря. В состав морской соли входит большое количество полезных минералов.

- Люди научились окрашивать морскую соль, добавляя в неё разные вещества. Соль с ромашкой, лавандой, крапивой, морскими водорослями. Есть такую соль нельзя, но принимать с такой солью ванны приятно и полезно.

(Дети проходят за столы)

- Цветную соль можно использовать и для украшения дома.

Нужно насыпать соль в банку слоями с помощью воронки, банку при этом немного поворачивать.

(дети выполняют работу)

- Получились красивые «Насыпушки» для украшения нашей группы.

Вывод:

- Ребята, что нового вы сегодня узнали. Что понравилось? Мне понравилось, как вы сегодня с интересом работали в лаборатории, соблюдали правила. Вы молодцы.