Комплекс занятий по безопасности дорожного движения в детском саду. Инновационная программа «Добрая дорога детства» в ДОУ Безопасная дорога в доу

Проект «Безопасная дорога для тебя и для меня» как одна из форм работы с родителями при реализации ФГОС

Богатова Оксана Николаевна - воспитатель, МКДОУ "Детский сад №94" г.Дзержинск Нижегородской области.
Описание: проект познакомит детей с правилами дорожного движения и закрепит навыки поведения на дороге.
Назначение: проект будет интересен воспитателям старших и подготовительных групп детского сада и учителям начальных классов.
Как одну из современных форм работы с семьёй при реализации ФГОС я представляю вам опыт работы с родителями в процессе реализации проекта « Безопасная дорога для тебя и для меня».
На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания является деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями.
Совершая очередную целевую прогулку в библиотеку, я обратила внимание, что наши дети не достаточно ориентируются в практических навыках поведения на дороге. А также из бесед выяснила, что не все дети знают о правилах дорожного движения, некоторые не умеют анализировать свои поступки и поступки других людей, многие не ориентируются в дорожных знаках.
Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. Вот почему с самого раннего возраста необходимо знакомить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте, а также правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
В тесном сотрудничестве с родителями мной был разработан и представлен проект по теме «Безопасная дорога для тебя и для меня».
Актуальность
В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Разработка федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования отвечает новым социальным запросам, одним из которых является организация взаимодействия образовательного учреждения с семьями детей для успешной реализации основной образовательной программы ДОУ.
Профилактика дорожно-транспортного травматизма остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии, и самыми эффективными методами.
Тип проекта: тематический, краткосрочный (1 месяц)
Участники: воспитанники старшей группы, воспитатель, учитель-логопед, родители группы.
Цель:
формирование и развитие у детей навыков осознанного безопасного поведения на дороге, в транспорте и на улице.
Задачи:
1.Знакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и на дорогах.
2.Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.
3.Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
4.Расширять словарный запас детей по дорожной азбуке.
5.Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения пешеходов.
6.Повышать компетентность родителей по вопросам соблюдения ПДД.
Ожидаемый результат
Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.
Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
Умение детей предвидеть опасные ситуации на дороге и принимать правильные решения.
Повышение активности родителей в обеспечении безопасности детей на дороге и в транспорте.

Проект состоит из четырёх основных этапов.
Реализация данного проекта позволит сформировать у детей необходимые представления и навыки безопасного поведения на улицах, на дорогах и в транспорте. Будет создана предметно-развивающая среда, подобрана методическая литература. Дети будут знать дорожные знаки, а главное будет формироваться привычка соблюдать правила дорожного движения.
На подготовительном этапе решалась проблема: как рассказать детям о ПДД? Как такую серьёзную и жизненно важную информацию представить в доступной их пониманию форме и ориентировать на использование её в различных ситуациях. Прежде чем начинать работу по проекту, мне самой необходимо было знать и соблюдать ПДД, поэтому я на данном этапе изучила специальную литературу по теме; закрепила знания основных правил дорожного движения, провела диагностику знаний и навыков детей и анкетирование родителей по вопросам соблюдения ПДД, что помогло определить формы совместной деятельности с детьми.
Формы совместной деятельности с детьми
НОД; продуктивная деятельность; игровая деятельность; чтение художественной литературы;методическая литература и информационные буклеты для родителей;целевые прогулки, экскурсии, наблюдения; развлечения и досуги.





Непосредственно образовательная деятельность затрагивала все образовательные области.
Основной этап – это реализация проекта, который включает в себя познавательную, практическую и продуктивную деятельность детей и родителей.

Планирование совместной деятельности детей и взрослых по реализации проекта.

Познавательные занятия:«Правила дорожные знать каждому положено», рисование «На улицах города», «Транспорт на улицах города»; «Дорожная азбука».


Целевые экскурсии, наблюдения:Библиотека, Пешеходный переход, Дорожные знаки на улицах города, Мы пешеходы, На перекрёстке, Остановка общественного транспорта.
Беседы:Как переходить улицу, Правила поведения на дороге, Виды транспорта, Какие бывают машины, Как вести себя в транспорте.
Дидактические игры, сюжетно-ролевые игры:Внимание дорога, Назови машину, Подумай – отгадай, Дорожные знаки, Разрешено – запрещено, Юный автомобилист.


Регулировщик, Водитель автобуса, Случай на дороге (оказание первой помощи), Шиномонтаж.
Художественная литература, видеотека: Я.Пишумова «Я сижу в машине», В.Берестов «Про машину», В.Семерин «Держись дорожных правил строго» Т.А.Шорыгина «Безопасные сказки», пословицы, загадки. Мультфильм «Азбука безопасности» из серии «Смешарики», из серии мультфильмов «Лунтик».
Рассматривание:Альбомы «Дорожные знаки», плакаты по ПДД.


Практическая работа:Изготовление настольной игры «Улицы нашего города», изготовления макета улицы, перекрёстка.
Подвижные игры, упражнения и гимнастики:Воробушки и автомобиль, Стой – иди, Сигналы светофора, Поезд, Автобус.
Утренники, развлечения: Незнайка и светофор, Наш друг - Весёлый светофор.
Работа с родителями: -анкетирование по вопросам соблюдения ПДД,
-экскурсия по улицам города, памятки,
- беседы по вопросам ПДД,
- изготовление маршрутов движения «Дом – детский сад»,
- деловая игра,
- изготовление фотоотчетов, выпуск стенгазеты,
- участие в обогащении предметно-развивающей среды.




Вся работа велась в тесном взаимодействии с учителем-логопедом и в соответствии с лексическими темами "Наш город" и "Транспорт":
- составление словесных иллюстраций к рассказам, стихам;
- пальчиковая гимнастика –расскажи стихи руками:
- развитие монологической речи при описании картин и иллюстраций («Транспорт», «Улицы нашего города», «Дети и дорога» и др.);
- наблюдения на экскурсиях;
- беседы;
- разучивание стихотворений, чтение рассказов;
- решение проблемных ситуаций.



Взаимодействие с учреждениями социума: прогулка на игровую площадку парка «Радуга», посещение библиотеки, встреча родителей с инспектором ДПС.
Здесь представлена образовательная деятельность в режимных моментах. Целевые экскурсии, наблюдения: Библиотека, Пешеходный переход, Дорожные знаки на улицах города, Мы пешеходы, На перекрёстке, Остановка общественного транспорта. Дидактические игры: Внимание дорога, Назови машину, Подумай – отгадай, Дорожные знаки, Разрешено – запрещено, Юный автомобилист.Сюжетно-ролевые игры: Регулировщик, Водитель автобуса, Случай на дороге (оказание первой помощи), Шиномонтаж.
Целевая прогулка, Сюжетно-ролевая игра на дорожной разметке.


Совместная продуктивная деятельность : Изготовление настольной игры «Улицы нашего города», изготовления макета улицы, перекрёстка.


К сожалению, многим родителям свойственно заблуждение, что ребёнка надо учить безопасному поведению на улицах ближе к тому времени, когда он пойдёт в школу, но это не так, ведь целый комплекс привычек складывается с самого раннего детства, в том числе и манера поведения на дорогах города.
Поэтому, изучив методические рекомендации по информированию родителей по вопросу введения ФГОС, я выделила наиболее эффективные направления и формы взаимодействия с семьями воспитанников. Основываясь на этих формах мы вместе с родителями разработали и провели следующие мероприятия.
Экскурсия «Дорожные знаки на улицах нашего города»



Сюжетно-ролевая игра с участием родителей.


Фотоакция «Здоровье и жизнь детей в наших руках»

Рисование совместно с родителями схем маршрутов движения «Я иду в детский сад»

Заключительный этап

представляет собой итог работы по реализации проекта.
Фотовыставка «По дороге в детский сад»
Фотовыставка «Я катаюсь во дворе»

Оформлены информационно ознакомительные папки-передвижки, листовки, стенды.
Итоговое мероприятие - "Наш друг - Весёлый светофор"




Стахеева Юлия, воспитатель МАДОУ №106 "Забава" г. Набережные Челны

Пояснительная записка.

Данный проект представляет собой систему работы по формированию навыков безопасного поведения на дорогах. Предусматривает систему работы с родителями по данному вопросу. Необходимость данного материала обусловлена тем, что цель дошкольного образования - формирование социально адаптированной личности ребенка, задаваемое государственным стандартом, в соответствии с потенциальными возрастными возможностями.

Особую тревогу вызывает слабая подготовленность детей к безопасному участию в дорожно-транспортном процессе.

Ежегодно на дорогах нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, гибнут в ДТП около 2000 детей, более 20000 получают травмы. Именно поэтому профилактика дорожно-транспортного травматизма остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами. Программа Н. Н. Авдеевой и Р. Б. Стеркиной «Безопасность» направлена на формирование системы знаний о безопасном поведении дома и на улице. Но в ней отсутствует система по отработке практических навыков безопасного поведения на дороге. Все исследователи отмечают, что работа по изучению правил безопасного поведения должна проводиться в тесном контакте с родителями, но не всегда родители знают, как и какие знания необходимо дать детям и не уделяют этому время.

Создание проекта по формированию практических навыков безопасного поведения детей на дороге позволит достичь конкретных результатов за короткий период. Реализация проекта обеспечит активное участие детей, родителей и педагогов.

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.

Участники: дети, педагоги, родители.

Целевая группа: дети 5-6 лет.

Масштаб проекта: кратковременный.

Вид проекта: групповой.

Основание: Проект обеспечивает достижение конкретных результатов за короткий срок.

Реализация проекта обеспечивает активное участие детей, родителей и педагогов.

Проект может быть реализован в рамках совместной деятельности.

Проблема: отсутствие системы работы по формированию практических навыков безопасного поведения детей на дороге.

Актуальность: ежегодно на дорогах нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, гибнут в ДТП около 2000 детей, более 20000 получают травмы. Именно поэтому профилактика дорожно-транспортного травматизма остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами. Программа Н. Н. Авдеевой и Р. Б. Стеркиной «Безопасность» направлена на формирование системы знаний о безопасном поведении дома и на улице. Но в ней отсутствует система по отработке практических навыков безопасного поведения на дороге. Все исследователи отмечают, что работа по изучению правил безопасного поведения должна проводиться в тесном контакте с родителями, но не всегда родители знают, как и какие знания необходимо дать детям и не уделяют этому время.

Цель: формирование практических навыков безопасного поведения на дорогах у всех участников педагогического процесса.

Задачи:

  • Формировать навыки безопасного поведения на дорогах у детей через практическую деятельность.
  • Закреплять правила дорожного движения и практические навыки поведения в условиях игрового пространства.
  • Обучение детей применению своих знаний в конкретных ситуациях.
  • Расширить педагогическую грамотность родителей по вопросам безопасного поведения детей на дорогах.

Этапы реализации задач:

Первый этап работы (диагностика) - уточнение представлений детей о правилах безопасности, т. е. их личный опыт, на который может опереться педагог. Такая диагностика необходима в каждой возрастной группе, она помогает педагогу определить знания детей, уровень их возможностей.

Второй этап (теоретическая подготовка) - анализ программы, изучение и подбор литературы, создание проекта.

Третий этап (практическая реализация) - расширение первоначальных детских представлений, накопление и закрепление полученных знаний о правилах безопасности через занятия, беседы с детьми, заучивание рифмованных правил стихов, через чтение художественной литературы, игры-драматизации, наблюдения, экскурсии, посещение комнаты движения, создание и обыгрывание ситуаций на дороге, совместное изготовление макетов.

Четвёртый этап (результаты практической деятельности) - выставки детских рисунков, овладение навыками безопасного поведения на улице (правилами пешехода, знание дорожных знаков) .

1 этап. Для определения уровня развития безопасности было подобрано диагностическое сопровождение. Оценке подлежали знания о безопасности поведения в окружающей среде по методике В. Деркунской «Диагностика культуры здоровья детей».

2 этап. Изучение и анализ программы Н. Н. Авдеевой и Р. Б. Стеркиной «Безопасность» и тематической литературы.

Тема: Светофор и дорожные знаки

Задачи:

Познакомить детей с дорожными знаками.

Учить различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки.

Работа с детьми:

1. Занятия:

  • «Дорожные знаки» Н. Н. Авдеева, Р. Б. Стеркина «Безопасность»;
  • «Дорожные знаки» М. А. Фисенко;
  • Дорожные знаки «Дети», «Переход»;
  • «Зачем нужны дорожные знаки» К. Ю. Белая, «Как обеспечить безопасность
  • дошкольника»;
  • «Светофор и его сигналы»;
  • «Правила перехода нерегулируемого перекрёстка;

2. Беседы:

  • «Внимание! Переходим через улицу».
  • «Знаки запрещающие, предупреждающие, разрешающие»,
  • «Зачем нужны дорожные знаки».
  • «Какие правила следует соблюдать при переходе дороги»,
  • «Какие дорожные знаки вы знаете? Для кого предназначены дорожные знаки?»,
  • «Что вы знаете о работе инспекторов ГИБДД»,
  • «Что обозначают сигналы светофора»,
  • Головко «Дорожные знаки»;
  • Дорохов А. «Подземный ход», «Заборчик вдоль тротуара», «Шлагбаум»;
  • Кожевников В. «Светофор»;
  • Дмоховский А. «Чудесный островок»;
  • Кривицкая А. «Тайны дорожных знаков»;
  • Маршак С. «Светофор»;
  • Мигунова Н. А. «Светофор»;
  • Михалков С. «Дядя Стёпа - милиционер»;
  • Пишумов Я. «Пешеходный светофор», «Посмотрите, постовой»,
  • Пляцковский И. «Светофор»;
  • Прокофьев С. «Мой приятель - светофор»;
  • Северный А. «Светофор»;
  • Серяков И. «Законы улиц и дорог»;
  • Загадывание загадок.
  • «Азбука пешехода»,
  • «Виды перекрёстков»,
  • «Внимание! Дорога»,
  • «Дорожные знаки».
  • «Красный, жёлтый, зелёный»,
  • «Кто больше знает и назовёт дорожных знаков»,
  • «Найди такой же знак»,
  • «Необычный дорожный знак»,
  • «Островок безопасности»,
  • «Пешеходы и водители»,
  • «Поставь дорожный знак»;
  • «Светофор»,
  • «Теремок»,
  • «Угадай, какой знак»,
  • «Учим дорожные знаки»,
  • «Учись быть пешеходом».

5. Практические занятия: занятия на специально подготовленной на территории детского сада площадке.

6. Сюжетно-ролевые игры:

  • «Водители и пешеходы»,
  • «Волшебный светофор»,
  • «Улица города».

7. Продуктивная деятельность: выставка детских рисунков «В стране дорожных знаков», «Перекрёсток»;

8. Развлечения:

  • «Зеленый огонек»;
  • «Путешествие в город дорожных знаков».

Работа с родителями:

  1. Фотовыставка «Как мы учим правила движения».
  2. Памятка для родителей «Азбука дорожной безопасности».

Тема: Транспорт и опасные ситуации.

Задачи:

Дать представление о транспорте разного вида (грузовом, пассажирском, воздушном, водном) .

Продолжать знакомить детей с правилами поведения на улицах города.

Познакомить детей с правилами этичного и безопасного поведения в городском транспорте.

Работа с детьми:

1. Занятия:

  • «В городском транспорте» Н. Н. Авдеева, Р. Б. Стеркина;
  • «В городском транспорте» М. А. Фисенко;
  • «Знакомство с транспортом» К. Ю. Белая;
  • «Опасные участки на пешеходной части улицы».

2. Беседы:

  • «Всем ребятам надо знать, как по улице шагать»;
  • «Как надо вести себя в общественном транспорте?»
  • «Пассажирский транспорт»;
  • «Труд водителей»;
  • «Я - пассажир».

3. Чтение художественной литературы:

  • Берестов В. «Про машины»;
  • Боровой Е. В рассказы из серии «А знаешь ли ты?»;
  • Гальперштейн Л. «Трамвай и его семья»;
  • Дорохов А, «Пассажир»;
  • Михалков С. «Моя улица», «Скверная история»;
  • Носов Н. «Автомобиль»;
  • Огнецвет Э. «Кто начинает день»;
  • Пишумов Я. «Машина моя», «Азбука города», «Песенка о правилах», «На улице нашей», «Все мальчишки, все девчонки…», ;
  • Семернин В. «Запрещается - разрешается»;
  • Загадывание загадок о транспорте.

4. Обсуждение опасных ситуаций.

  • «Угадай вид транспорта»;
  • «Водитель и пассажиры»;
  • «Кто чем управляет»;
  • «На воде, в воздухе, на земле»;
  • «Осторожно пешеход»;
  • «Сложи картинку»

6. Сюжетно-ролевые игры:

  • «Автобус»,
  • «Водители и пешеходы»,
  • «ГАИ»,
  • «Гараж»,
  • «Транспорт».

7. Моделирование ситуаций:

  • «Авария на дороге»,
  • «Будущий водитель»,
  • «Помоги старушке».

8. Продуктивная деятельность:

  • «Моя улица»,
  • «Перекрёсток»,
  • «Транспорт на улицах города»,
  • «Пассажирский транспорт»,
  • Работа со строителем «Гараж»,

9. Развлечение: «Безопасное колесо», «Зелёный огонёк»

10. Рассматривание картины из серии «Кем быть».

Работа с родителями:

  • Консультация «Посмотри направо - посмотри налево», «Внимание - дорога!».
  • Памятка для родителей «Юному пешеходу».

Тема: Безопасность на улице.

Задачи:

Познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части улицы, и с соответствующими мерами предосторожности.

Учить детей правилам поведения на улице, где можно и нельзя играть.

Довести до сознания детей, к чему может привести нарушение правил дорожного движения.

Воспитывать у детей внимание, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость, умение оказать помощь другому.

Работа с детьми:

1. Занятия:

  • «Безопасное поведение на улице» Н. Н. Авдеева, Р. Б. Стеркина;
  • «Знай и выполняй правила уличного движения» К. Ю. Белая;
  • «Игры во дворе» Н. Н. Авдеева, Р. Б. Стеркина;
  • «Катание на велосипеде (самокате, роликах) в черте города» Н. Н. Авдеева, Р. Б. Стеркина;
  • «Опасные участки на пешеходной части улицы» Н. Н. Авдеева, Р. Б. Стеркина;
  • «Улица города» К. Ю. Белая.

2. Беседы:

  • «Безопасное поведение на улице»,
  • «Всем ребятам надо знать, как по улице шагать»,
  • «Где маленькие дети могут кататься на велосипеде?»,
  • «Где можно играть?»,
  • «Почему детям нельзя выходить на улицу без взрослых»,
  • «Почему нельзя играть на тротуаре?»,
  • «Правила дорожного движения обязательны для всех».

3. Чтение художественной литературы:

  • Гангов А. «Кто храбрей?»;
  • Иванов А. «Как неразлучные друзья дорогу переходили»;
  • Кончаловская Н. «Самокат»;
  • Маршак С. «Мяч»;
  • Михалков С. «Скверная история»;
  • Орлова Д. «Как Стобед качался на качелях»;
  • Пишумов Я. «Юрка живёт на другой стороне…»;
  • Шорыгина Т. «Волшебный мяч».

4. Обсуждение различных опасных ситуаций, которые могут возникнуть при играх во дворе дома.

5. Моделирование ситуаций: «Найдите дорогу в детский сад», «Авария на дороге».

6. Рассматривание иллюстраций: «Улица города».

7. Игры: «Как избежать неприятностей».

Работа с родителями:

Памятка родителям «Как обучить ребёнка правилам поведения на улице».

Памятка родителям «Ребёнок переходит улицу».

4 этап. Проведение тематических выставок детских рисунков, открытые занятия, создание книги «Всем ребятам надо знать, как по улице шагать!».

Литература:

  1. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
  2. Белая К. Ю., Зимонина В. Н., Кондрыкинская Л. А. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада. - М. : Просвещение, 2004.
  3. Деркунская В. А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие. - М. : Педагогическое общество России, 2005.
  4. Добрякова В. А., Борисова Н. В., Панина Т. А., Уклонская С. А. Три сигнала светофора. Дидактические игры, сценарии вечеров досуга. Книга для воспитателеля детского сада. - М. : Просвещение, 1989.
  5. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. - М. : ТЦ Сфера, 2006.
  6. Киселёва Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. - М. : АРКТИ, 2006.
  7. Ковалько В. И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1 - 4 классы. - М. : ВАКО, 2006.
  8. Коган М. С. Правила дорожные знать каждому положено. Познавательные игры с дошколятами и школьниками. - Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2007.
  9. Степененкова Э. Я., Филенко М. Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения. Пособие для воспитателя детского сада. - М. : Просвещение, 1979.
  10. Фисенко М. А. ОБЖ. Подготовительная группа. Разработки занятий. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.
  11. Хромцева Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. Учебное пособие. - М. : Педагогическое общество России, 2005.
  12. Хромцева Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице. Учебное пособие - М. : Центр педагогического образования, 2007.

Обучение детей ПДД и безопасности на дороге в ДОУ

Актуальность: Вопрос обеспечения безопасности человека на дороге возник одновременно с появлением автомобилей, а затем стал обостряться с развитием автомобилестроения. Неутешительные сводки о ДТП при участии несовершеннолетних детей не оставляют равнодушными никого.

Статистика гласит, что причиной ДТП очень часто являются сами дети. Ребенок - это не взрослый маленького роста, его организм пребывает в состоянии роста и развития, и не все функции психики, которые так нужны для адаптации в мире, сформированы до конца. Дети динамичны, возбудимы и в то же время рассеяны, они не способны предвидеть опасность, оценить реальное расстояние до движущегося автомобиля, его скорость, а также свои возможности. Поэтому нужно привлекать внимание общественности, СМИ, сотрудников автотранспортных организаций, родителей к данной проблеме. Эта же причина объясняет необходимость обеспечения повышенной безопасности движения на дороге на уровне государства.

Обучение младших и старших дошкольников детских садов правилам дорожного движения (ПДД) и профилактика детского травматизма на дорогах - обязательная часть воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Требования, прописанные в образовательной программе по обучению детей дорожной азбуке, должны усложняться в зависимости от возраста детей.

В нашем дошкольном учреждении каждый год организуются и проводятся мероприятия, направленные на профилактику и предупреждение дорожно-транспортного травматизма:

Разработана нормативно-правовая база для профилактики ДТП;

  • В каждой группе согласно возрасту детей и требованиям программы имеются уголки безопасности дорожного движения, иллюстративный материал, а также рекомендации для родителей по профилактике дорожно-транспортного травматизма;
  • Воспитатели собирают дидактический материал, изготавливают разнообразные развивающие игры, организуют совместную деятельность (развлечения, в которых участвуют дети с родителями, экскурсии, тематические беседы).

В своей работе мы внедряем разные приемы и методы. Самым эффективным способом доведения элементарных правил поведения на дороге до детей является игра, где они являются участниками. В процессе игры дети усваивают основные правила и требования, понимают, кто такой пешеход, водитель и регулировщик.

В уголках по ПДД дети играют, а заодно получают знания о том, что на улицах есть дома, большие и маленькие, тротуары, улица. Во время игры с машинами они замечают, что машины бывают легковые и грузовые, усваивают правила поведения в транспорте, при переходе дороги, на тротуаре, знакомятся с сигналами светофора.

Также в уголке ПДД дети видят перекресток, знакомятся с разметкой "зебра", "разделительная линия", узнают понятия одностороннего и двустороннего движения.

Дети в процессе игры учатся правильно переходить проезжую часть дороги, узнают, что на дорогах имеются знаки, которые предупреждают водителей и пешеходов о том, что их ожидает впереди.

Большая часть работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения происходит в старшей и подготовительной группах. Дети в этом возрасте уже обладают определенными знаниями и представлениями о дороге, водителях, пешеходах и пассажирах.

Поэтому в этих группах содержание материала более сложное: в уголках ПДД имеются разные виды перекрестков с разметкой, тротуары, разные виды знаков, остановки транспорта и т.д. Дети знакомятся с понятием "многополосное движение", "островок безопасности", со средствами регулирования движения на дороге. Нужно отметить, что обучение ПДД происходит в разных видах совместной деятельности воспитанников и педагогов, в проведении образовательной деятельности в областях "Коммуникация", "Познание", "Здоровье", "Музыка".

В организации сюжетно-ролевых игр большое значение имеет создание предметно-развивающей среды. Для этого в ДОУ имеется макет улицы с перекрестком, указателями для пешеходов, макеты домов. Здесь дети могут не только поиграть, но и отработать и закрепить полученные знания правил поведения культурного водителя и пешехода, дорожных знаков, совместно с воспитателем разбирают ситуативные задачи по безопасности дорожного движения.

В помощь воспитателям для организации обучения детей ПДД имеется учебно-методический комплекс: демонстрационный и дидактический материал, картотеки игр, конспекты занятий, загадок, стихотворений, перспективные планы знакомства детей с правилами дорожного движения согласно возрасту детей.

Работа ДОУ по усвоению воспитанниками правил безопасного движения может дать эффективный результат только при совместной работе с родителями.

При организации данного сотрудничества нужно помнить, что оно не должно быть декларативным. Чтобы родители и дети проявляли интерес к дорожной азбуке, мы организуем разные виды деятельности: конкурсы, викторины, праздники.

Есть хорошая традиция в начале учебного года организовывать конкурс "На лучший рисунок по безопасности дорожного движения". В этом конкурсе есть обязательное требование - участие родителей.

Подобные мероприятия важны, ведь дети и родители при участии в них выступают одной командой, а иногда дети становятся учителями своих родителей. Ведь многие родители до сих пор не задумываются о проблеме детской безопасности на дороге.

Привить навыки безопасного поведения на дороге путем одних только рассуждений об осторожности невозможно. Правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге нужно учить ребенка с того самого момента, как он начал ходить самостоятельно.

Итак, обучая детей основам "дорожной грамоты", педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения придерживается правил:

  • Воспитывать у дошкольников культуру поведения на дороге, а не механически заучивать ПДД с детьми;
  • Сочетать изучение Правил и развитие координации, внимания у детей, наблюдательности;
  • Применять все доступные методы и формы работы: игры, беседы, продуктивную деятельность, викторины, практические занятия, чтение книг, показ видеофильмов, экскурсии.

Это все необходимо, чтобы сформировать и закрепить у детей навык безопасного поведения на дороге.

Родителям младших дошкольников:

  • Вы - образец поведения и объект любви и подражания для вашего ребенка. Помните об этом в тот момент, когда выходите на проезжую часть с малышом.
  • Чтобы ребенок не оказался в беде, нужно воспитывать у него уважение к правилам дорожного движения ежедневно, ненавязчиво и с терпением.
  • Играть ребенок должен только во дворе под присмотром взрослых и знать: выходить на дорогу нельзя!
  • Не стоит пугать ребенка возможными обстоятельствами, а нужно вместе с ним наблюдать за ситуациями на дороге, во дворе, на улице, объяснять, что происходит с пешеходами и с транспортом.
  • Знакомьте малыша с правилами для пешеходов и с правилами для транспорта.
  • Развивайте у малыша внимание, зрительную память. Для этого дома создавайте игровые ситуации. В рисунках закрепляйте впечатления от увиденного. Дайте возможность ребенку довести Вас до детского сада, а вечером до дома.

В этом возрасте ребенок должен знать:

  • На дорогу выходить нельзя.
  • Переходить дорогу можно только вместе со взрослым, держа его за руку.
  • Вырываться нельзя.
  • Переходить дорогу можно только по пешеходному переходу спокойным шагом.
  • Пешеходы - это люди, которые идут по улице.
  • Чтобы на дороге был порядок, не было аварий, чтобы пешеход не попал под машину, все должны подчиняться светофору: красный свет - Движенья нет, А зеленый говорит: "Проходите, путь открыт".
  • Машины бывают разные, это - транспорт. Машинами управляют водители (шоферы). Машины (транспорт) передвигаются по дороге (шоссе, по мостовой).
  • Когда мы едем в троллейбусе или автобусе, мы являемся пассажирами.
  • Когда мы едем в транспорте, то нельзя высовываться из окна, нужно держаться за руку мамы, папы или за поручень.

Родителям старших дошкольников:

  • Ваш малыш подрос, он стал любознательнее, обогатился его жизненный опыт, он стал самостоятельнее. Но авторитет ваш нисколько не уменьшился. Вы все также остаетесь для него верным помощником в воспитании культурного поведения на улице и в общественном транспорте.
  • Зная индивидуальные особенности своего ребенка (темперамент, интеллект, нервную систему и т.д.), продолжайте помогать ему осваивать науку уважения к улице: не навязчиво, но настойчиво, терпеливо, систематически.
  • Воспитывайте у ребенка привычку быть на улице внимательным, осмотрительным и осторожным.
  • По дороге в детский сад, домой, на прогулке продолжайте закреплять знания, полученные ранее, задавайте проблемные вопросы, обращайте внимание на свои действия, почему вы остановились перед пешеходным переходом, почему остановились перед дорогой и именно здесь и т.п.

В этом возрасте ребенок должен знать и выполнять следующие правила:

  • Ходить по тротуару нужно с правой стороны.
  • Перед тем, как перейти дорогу, нужно убедиться, что машин нет, посмотрев налево и направо, после этого можно двигаться, предварительно снова поглядев в обе стороны.
  • Дорогу нужно переходить только шагом.
  • Надо подчиняться сигналам светофора.
  • В транспорте вести себя надо спокойно, разговаривать тихим голосом, держаться за руку взрослого, либо поручень, чтобы не упасть.
  • Высовывать руки из окна автобуса или троллейбуса нельзя.
  • Входить и выходить из транспорта можно только тогда, когда он стоит.
  • Играть можно только во дворе.

Наблюдайте вместе с ребенком за ситуациями на дороге, во дворе, за пешеходами, обсуждайте увиденное с ребенком. Прочитайте ребенку подходящее поучительное художественное произведение, а потом предложите побеседовать о прочитанном, можно нарисовать соответствующую картинку.

Уроки дорожной безопасности для родителей

Ребенок на руках. Будьте внимательны и осторожны - ребенок, находясь на руках, закрывает вам обзор дороги.

Ребенок в саночках. Помните, что санки легко опрокидываются. Этого нельзя допускать ни на проезжей части, ни рядом с ней. Смотрите на ребенка чаще. Старайтесь идти по середине тротуара, дальше от "сосулек".

Выход из общественного транспорта. Первыми пусть выходят всегда взрослые, принимая ребенка, так как он может вырываться, выбежать на дорогу. Шагая по ступеням, которые рассчитаны на взрослого, ребенок может упасть. Предельная внимательность нужна тогда, когда вы выходите или заходите последними из пассажиров. Водитель может не заметить ребенка, стоящего на ступеньках, которого вы, выйдя, готовились взять, посчитает, что высадка закончилась, закроет дверь и тронется. Поэтому выходить нужно не последним, либо взять ребенка на руки, либо предупредить водителя перед выходом.

Проезд в общественном транспорте. При движении в троллейбусе, автобусе или трамвае нужно занимать устойчивое положение, особенно осторожным надо быть возле кабины водителя и во время подготовки к выходу.

За руку с ребенком. На дороге и рядом с ней всегда помните, что ребенок может вырываться. Такая ситуация часто случается и приводит к дорожным происшествиям. Ребенок может попытаться вырваться, если увидит на другой стороне дорогие кого-то из друзей, родных и т.д.

Учитесь наблюдать. Пока ребенок на улице рядом с вами, именно в период с 2 до 6 лет, во время прогулок, по дороге в детский сад и обратно, лучше и удобнее всего прививать ему навыки, о которых было сказано выше! Используйте имеющуюся возможность, пока вы находитесь рядом с ребенком на дороге, чтобы научить его наблюдать, узнавать дорожные "ловушки". Пусть он при переходе дороги тоже наблюдает, размышляет, а не просто доверяет вам. Иначе он привыкнет выходить на проезжую часть, не глядя.

Пример родителей. Одно неправильное действие родителей на виду у ребенка, либо вместе с ним, может перечеркнуть сто правильных указаний на словах. Поэтому никогда не спешите с ребенком на проезжей части, не перебегайте дорогу, спеша к автобусу, не разговаривайте о посторонних вещах при переходе дороги. Не переходите дорогу наискосок, либо на стороне от перехода, на красный свет. Только так вы обеспечите максимальную безопасность на дороге своему ребенку.

Если ребенок носит очки. На дороге очень важную роль имеет "боковое зрение", так как пешеход переходит дорогу, находясь боком к транспорту. Поскольку в очках "боковое зрение" ослаблено, нужно учить ребенка с удвоенной тщательностью наблюдать, узнавать ситуации "закрытого обзора". Еще тщательнее учить ребенка оценивать скорость приближающегося транспорта.

Итак, только культура поведения родителей, строгое соблюдение правил дорожного движения, терпение и ответственность за жизнь и здоровье своего ребенка поможет нам вместе воспитать и привить ему привычки и навыки безопасного поведения на улице!

Список литературы

  1. О.А.Скоролупова “Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме “Правила и безопасность дорожного движения”. М.: “Издательство Скрипторий 2003”. 2004 г.
  2. Э.Я.Степанкова, М.Ф.Филенко “Дошкольникам – о правилах дорожного движения”.
  3. “Правила дорожного движения”. Сост. Н.А.Извекова и др. М: “ТЦ Сфера”. 2005 г.
  4. “Правила дорожного движения”. М: “Третий Рим”. 2006 г.
  5. “Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения”. № 2/2007 г.
  6. “Советский энциклопедический словарь”, М: “Советская энциклопедия”. 1987 г.
  7. “Добрая Дорога Детства”, № 18 (156). 2007 г.

Проект

для детей старшей группы ДОУ по ПДД

на тему: «ДВИЖЕНИЕ ЖИЗНЬ, КОГДА ПО ПРАВИЛАМ!»

Актуальность. Правила дорожного движения важны в нашей жизни так же, как и основные государственные законы. Согласно Федеральному закону “О безопасности дорожного движения”, основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении. Знать правила дорожного движения и выполнять их предписания обязаны все - это, прежде всего, залог безопасности дорожного движения и жизни. Этот проект направлен на ознакомление детей с правилами дорожного движения, развития

у них самостоятельности, внимательности, осмотрительности на дорогах, воспитания навыков личной безопасности, что особенно актуально для старших дошкольников, которым скоро предстоит идти в школу.

Цель проекта: - Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице. - Сформировать у детей старшего дошкольного возраста основы безопасного поведения на улице, знание правил дорожного движения.

Задачи проекта:

Образовательные : - Познакомить детей с правилами дорожного движения, строением улицы и дорожными знаками, предназначенными для водителей и пешеходов, с работой Государственной инспекции безопасности дорожного движения

Научить детей предвидеть опасное событие, уметь по возможности его избегать, а при необходимости действовать

Развивающие :

Развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге - Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков

Воспитательные:

Воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения

В результате реализации проекта мы получили следующие результаты:

Повышение эффективности обучения дошкольников по ПДД; - у воспитанников сформированы навыки безопасного поведения на дорогах, они не только знают правила дорожного движения, но и применяют эти знания в дорожных ситуациях, что способствует актуализация в будущем потребности в безопасном образе жизни в сфере дорожного движения;

Создание открытого образовательного пространства (организация взаимодействия с родителями, ГИБДД ответственными за безопасность дорожного движения; - повышение квалификации педагогов ДОУ.

В нашей стране, как и во всем мире, увеличивается число дорожно-транспортных происшествий. Согласно официальной статистике, только в Ростове под колеса машин попадает до 70 детей в год. Дети мало считаются с реальными опасностями на дороге, так как недооценивают собственные возможности, считая себя ловкими и быстрыми. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке, поэтому важно научить детей дорожной грамоте, правилам поведения на улице. Основными причинами детского дорожно-транспортного травматизма являются незнание и нарушение правил движения, неправильное поведение на улице и детская безнадзорность.

Дети, предоставленные сами себе, не обращают должного внимания на опасности на дороге. Они ещё не умеют в полной мере управлять своим поведением, не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость. Дети всегда были и остаются самой уязвимой и незащищенной частью населения. Поэтому именно мы, взрослые: родители и педагоги должны отрабатывать с ними стереотипы безопасного поведения на улицах и дорогах, научить их правильно ориентироваться в дорожной обстановке.

Перед обществом встаёт вопрос: «Как сделать так, чтобы улицы и дороги стали безопасными для наших детей?» Только нашими усилиями, используя знания, терпение, можно научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром дорог.

Среди основных нарушений, сопутствующих совершению ДТП с участием детей, преобладают:

1.Нарушение правил управления велосипедами, скутерами,

мотоциклами;

2. Переход проезжей части вне зоны пешеходного перехода;

3. Неожиданный выход из-за транспортных средств, сооружений,

ограничивающих видимость на дороге;

4. Неподчинение сигналам регулирования;

5. Игра на проезжей части.

Основные нарушения ПДД водителями, ставшие причиной ДТП с участием детей:

1. Нарушения правил проезда пешеходного перехода;

2. Нарушения правил проезда перекрестка;

3. Несоблюдение очередности проезда;

4. Выезд на полосу встречного движения;

5. Неправильный выбор дистанции;

6. Проезд на запрещающий сигнал светофора;

7. Нарушение правил обгона;

8. Управление транспортным средством в состоянии алкогольного

опьянения;

9. Эксплуатация технически неисправного транспортного средства.

Правила дорожного движения важны в нашей жизни так же, как и основные государственные законы. Знать правила дорожного движения и выполнять их предписания обязаны все - это, прежде всего, залог безопасности дорожного движения и жизни.

Сделайте все необходимое, чтобы в Вашу семью не пришла беда. Известно, что человек впитывает нормы поведения в первые годы жизни. Его жизненные уроки и уроки родителей являются тем фундаментом, на который ребенок будет опираться всю свою жизнь.

Своевременно обучайте детей умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывайте потребность быть дисциплинированными на улице, осторожными и осмотрительными!

Помните, нарушая Правила дорожного движения, вы как бы наглядно разрешаете нарушать их своим детям.

В обстановке постоянно возрастающей интенсивности движения и роста количества ДТП без знаний правил дорожного движения пешеходам обойтись трудно.

Ребенок должен знать..

дорогу из дома в детский сад.

играй только в стороне от дороги;

переходи улицу там, где обозначены указатели перехода, где их нет — на перекрестках по линии тротуаров;

переходи улицу только шагом, не беги;

следи за сигналом светофора, когда переходишь улицу;

посмотри при переходе улицы сначала налево, потом направо;

не пересекай путь приближающемуся транспорту;

машины, стоящие на дороге у тротуара или обочины, всегда обходи так, чтобы был хороший обзор дороги, проезжей части; трамвай всегда обходи спереди;

входи в любой вид транспорта и выходи из него только тогда, когда он стоит, нельзя прыгать на ходу;

выходи из машины только с правой стороны, когда она подъехала к тротуару или обочине дороги;

не выезжай на велосипеде на проезжую часть;

если ты потерялся на улице, не плачь, попроси прохожего взрослого или милиционера помочь тебе, назови свой адрес.

знать ряд дорожных знаков, их смысл и назначение (предупреждающие, запрещающие, указательные), работу светофора.

знать правила поведения в общественном месте и транспорте: автобус ждать только на остановке, не трогать двери во время движения, не высовываться в окно, не выставлять руки в открытое окно, не вставать ногами на сиденье, не ходить по автобусу, не цепляться за движущийся транспорт.

ЗАПОМНИ ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО БЕЗОПАСНОСТИ: перед тем, как выходить на проезжую часть, нужно обязательно остановиться, чтобы оценить дорожную обстановку!

Воспитатель: просит помочь ему разгадать загадки.

Три разноцветных круга

Мигают друг за другом.

Светятся, моргают -

Людям помогают.

(светофор)

Удивительный вагон!

Посудите сами:

Рельсы в воздухе, а он

Держит их руками.

(троллейбус)

Я в любое время года

И в любую непогоду

Очень быстро в час любой

Провезу вас под землей.

(метро)

Не летает, но жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука,

Два блестящих огонька.

(машина)

Незнайка: Спасибо, ребята.

Воспитатель: Молодцы, ребята. О чём были загадки?

Дети: О светофоре.

Воспитатель: Светофор - наш главный помощник на улице, знать и понимать его сигналы очень важно. Давайте вспомним значение сигналов светофора и поиграем в игру «Будь внимательным».

Если свет зажегся красный,

Значит двигаться... (опасно)

Свет зеленый говорит:

Проходите, путь…(открыт).

Желтый свет - предупрежденье -

Жди сигнала для…(движенья).

Затем воспитатель объясняет правила игры: когда я покажу зеленый сигнал светофора (демонстрируется зеленый круг диаметром 10см), вы маршируете на месте, когда желтый (демонстрируется желтый круг диаметром 10см) - хлопаете в ладоши, когда красный (демонстрируется красный круг диаметром 10см) - стоите неподвижно.

Молодцы, справились с заданием.

Воспитатель: Правильно, ребята. На дороге помогает соблюдать правила дорожного движения светофор, а что ещё помогает на дорогах нашему безопасному движению?

Дети: Дорожные знаки.

Воспитатель: Дорожные знаки рассказывают о том, что можно и чего нельзя делать на дороге. Давайте с вами вспомним дорожные знаки.

(Дети смотрят на плакат, где изображены дорожные знаки)

Какие виды дорожных знаков вы здесь видите?

(Называют знаки)

1.Предупреждающие.

Эти знаки предупреждают о приближении водителя к опасному участку дороги. Форма - треугольник с красной каймой.

( Дети называют знаки: «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Пешеходный переход», «Дорожные работы» )

Они вводят или отменяют определенное ограниченное движение. Форма -круг, с красной каймой. Цвет-красный.

3.Предписывающие.

Дают чёткое предписание. Форма - круг, цвет- синий.

А для чего нужны дорожные знаки?

А если бы не было дорожных знаков, что могло бы произойти?

(Ответы детей)

На пути ребят - дорога,

Транспорт ездит быстро, много.

Светофора рядом нет,

Знак дорожный даст совет.

Так давайте, выходите,

Быстро знаки соберите!

Дети начинают собирать свой знак. Когда все знаки собраны, дети называют свои знаки и объясняют, для чего они предназначены.

Воспитатель: теперь пришло время узнать, насколько хорошо вы знаете правила дорожного движения.

Ребята, встаньте в круг. Я буду бросать мяч и задавать вопрос, а вы отвечаете на вопрос и возвращаете мяч.

1. Кто идёт по тротуару? (пешеход)

2. Где люди ждут транспорт? (на остановке)

3. Кто называется «водителем?» (Человек, управляющий транспортным средством.)

4. Как на дороге обозначается пешеходный переход? (Специальной разметкой - «зебра».)

5. Как называется место пересечения двух дорог? (перекресток)

6. Чем отличаются светофор транспортный от пешеходного? (Транспортный светофор имеет три сигнала - красный, желтый, зеленый, а пешеходный два - красный и зеленый.)

7. Кто должен первый выйти из автобуса - взрослый или ты? (Из любого транспортного средства первым всегда выходит взрослый, затем ребенок.)

8. Как надо правильно обходить автобус, спереди или сзади? (Надо подождать пока он отъедет.)

Воспитатель: я буду зачитывать вопросы и если вы согласны с утверждением, то дружно говорите фразу «Это я, это я, это все мои друзья!», если не согласны - молчите. А теперь я вас проверю:

Кто из вас идет вперед только там, где пешеход?

Кто вперёд всегда идёт, широко разинув рот?

Кто машины пропускает, ПДД все соблюдает?

Кто шагает без разбора на сигналы светофора?

Кто всегда в трамвае тесном уступает старшим место?

Кто дорогу перейдёт только там, где переход?

Кто пинает мяч весёлый на дороге перед домом?

Знает кто, что красный свет - это значит хода нет?

Кто бежит вперёд так скоро, что не видит светофора?

Знает кто, что свет зелёный означает - путь открыт?

Кто вблизи проезжей части весело гоняет мячик?

Кто ГИБДД помогает, за порядком наблюдает?

Воспитатель : Молодцы, ребята, справились с игрой. Дети, у пешеходов есть помощники при переходе улицы. Назовите их.

Дети : светофор и регулировщик дорожного движения.

Воспитатель: Теперь я предлагаю вам стать инспекторами дорожного движения. Каждому ребёнку даётся карточка с изображением дорожной ситуации (изображение какого-нибудь нарушения), ребенок должен прокомментировать изображение.

1 Мальчик перебегает проезжую часть в неположенном месте, потому что его внимание привлекли друзья на другой стороне дороги.

2. Девочки на заднем сиденье автомобиля путешествуют, не пристегнувшись ремнями безопасности. Кроме того, они мешают водителю.

3. Автомобиль еще не припарковался и не остановился, а мальчик уже торопиться выйти, причем на проезжую часть.

4. Мальчик перебегает дорогу по пешеходному переходу, но перед близко идущим транспортом.

5. Девочка переходит дорогу, обходя автобус спереди.

6. Мальчик с девочкой катаются на роликах по проезжей части.

Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята! Вы хорошо знаете правила дорожного движения. Старайтесь быть предельно внимательными на дороге! Вы должны быть знающими пешеходами!

Четвертый лишний

1. Назовите лишнего участника дорожного движения.

Грузовик, дом, «скорая помощь», снегоуборочная машина.

2. Назовите лишнее средство транспорта.

Легковая машина, грузовая машина, автобус, детская коляска .

3. Назовите средство транспорта, не относящееся к общественному транспорту.

Автобус, трамвай, грузовик , троллейбус.

4. Назовите лишний «глаз» светофора.

Красный, синий , желтый, зеленый.

Игра в мяч

Педагог с мячом встает в центр круга и бросает ребенку мяч, одновременно задавая вопрос. Тот отвечает и бросает мяч педагогу. Игра проводится со всеми детьми по очереди.

Педагог. По дороге кто идет?

Ребенок. Пешеход.

Педагог. Кто машину ведет?

2-й ребенок . Водитель.

Педагог. Сколько «глаз» у светофора?

3-й ребенок . Три глаза.

Педагог. Если красный «глаз» горит, то о чем он говорит?

4-й ребенок . Стой и жди.

Педагог . Если желтый «глаз» горит, то о чем он говорит?

5-й ребенок. Подожди.

Педагог. Если зеленый «глаз» горит, то о чем он говорит?

6-й ребенок. Можете идти.

Педагог. Идут наши ножки по пешеходной...

7-й ребенок . Дорожке.

Педагог. Где мы автобус ждем?

8-й ребенок . На остановке.

Педагог. Где играем в прятки?

9-й ребенок . На детской площадке.

Игра в слова

1. Хлопните в ладоши, услышав слово, относящееся к светофору. Объясните выбор каждого слова.

Словарь: три глаза, стоит на улице, перекресток, красный свет, голубой свет, одна, нога, желтый свет, переход через улицу, помощник пешехода, зеленый свет, стоит дома.

2. Хлопните в ладоши, услышав слово, относящееся к пассажиру. Объясните выбор каждого слова.

Словарь: автобус, маршрут, остановка, дорога, купание, чтение, сон, билет, кондуктор, перелет на самолете, пешеход, сиденье, салон, кровать.

3. Составьте рассказ со словами: утро, завтрак, дорога в школу, тротуар, булочная, аптека, перекресток, наземный переход, светофор, школа.

Методическая литература:

Голицына Н.С.Конспекты комплексно-тематических занятий.

Хабибуллина Е.А. «Дорожная Азбука в детском саду». Конспекты занятий.

Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. - М.: Мозаика-Синтез, 2009.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 221»

Комплекс занятий (непосредственной образовательной деятельности) по Безопасности дорожного движения (средний возраст)

Составил: Перегудова Л.И. Новокузнецкий городской округ 2017

Сентябрь: « Знакомство с проезжей частью».

Октябрь: « Рассматривание автомобиля, автобуса, трамвая»

Ноябрь: « Знакомьтесь, ребята, это светофор».

Декабрь: « Аппликация « Автобус».

Январь: « Пешеходный переход».

Февраль: «Кошкин дом. Какой бывает транспорт».

Март: «Я – пешеход».

Апрель: « Коллективная работа « Наш светофор».

Май: « Коллаж « Улицы моего города».

Дидактическое пособие для занятий по ПДД в детском саду можно приобрести в спеиализированном магазине — detsad-shop.ru

Знакомство с проезжей частью

Программное содержание: уточнять и расширять представления детей об окружающем пространстве; познакомить детей с понятиями «проезжая часть» и «тротуар» , учить их различать. Формировать представления о том, что автомобили движутся по проезжей части, а пешеходы – по тротуарам; дать элементарные знания о правилах поведения на улице.

Наглядные пособия: макет проезжей части с разметкой и тротуара с домами, деревьями; игрушки –автомобили, фигурки людей; Петрушка- персонаж, присутствующий на каждом занятии этого цикла.

Активизация словаря: тротуар, проезжая часть, пешеходы, транспортные средства.

Ход занятия:

1.​ В-ль: Ребята, сегодня к нам пришел Петрушка. Он очень хочет подружиться с вами. Давайте поздороваемся с ним.

(Здравствуй, Петрушка)

В-ль: Петрушка, ребята, так же как вы хочет посещать детский сад, играть в игрушки, ходить на прогулки, заниматься на занятиях и вместе с вами очень хочет начать изучать правила дорожного движения..

Посмотрите, ребята, что это такое?

(макет улицы)

В-ль: Правильно. Что есть на этой улице?

(дома, деревья, дорога)

В-ль: А вы знаете, ребята, оказывается, что дорога состоит из нескольких частей. Это тротуар и проезжая часть. Сегодня я вам расскажу, что это такое и для чего предназначено. Тротуар, ребята, это дорожка, по которой ходят пешеходы. Кто такие пешеходы?

(люди, которые передвигаются по дороге пешком)

В-ль: правильно, ребята. Тротуар предназначен только для пешеходов и отделен бордюром от проезжей части, по которой передвигаются транспортные средства. Каке транспортные средства вы знаете?

(автомобили, автобусы, трамваи и т.д)

В-ль: автомобили едут очень быстро и не могут остановиться мгновенно. Поэтому нужно быть очень осторожным и внимательным и обязательно соблюдать несколько элементарных правил безопасности:

— никогда не переходите проезжую часть без взрослого

— не перебегайте дорогу перед близко идущим транспортным средством

В-ль: Запомнил, Петрушка? (качает головой). Вот какой рассеянный! А давайте еще раз повторим для Петрушки то,что сегодня узнали. Из каких частей состоит дорога?

(тротуар и проезжая часть)

В-ль: Кто передвигается по тротуару?

(пешеходы)

В-ль: Для чего предназначена проезжая часть?

(для движения автомобилей и других транспортных средств).

В-ль: Почему нужно всегда быть очень внимательным и осторожным при переходе проезжей части?

(т.к. транспортные средства движутся очень быстро и мгновенно остановиться не могут)

В-ль: Какие вы молодцы, ребята! Теперь-то уж Петрушка никогда не забудет, как нужно себя вести у проезжей части. А вечером, когда вы сегодня пойдете домой, покажите маме и папе тротуар и проезжую часть. Давайте попрощаемся с Петрушкой.

(До свидания, Петрушка!!)

«Рассматривание автобуса, автомобиля, трамвая».

Программное содержание: формировать представления о различных видах транспорта: легковой и грузовой автомобиль, автобус, трамвай; учить различать и называть части автомобиля (кабина, руль, колеса, кузов, окна).Активизировать в речи детей новые слова (кабина, руль, колесо, пассажир, водитель, салон, рельсы).Объяснить назначение различных видов транспортных средств.

Наглядные пособия: иллюстрации с изображением легкового и грузового автомобилей, автобуса, трамвая; Петрушка.

Активизация словаря: кабина, руль, колесо, кузов; пассажирский транспорт

Ход занятия:

1.​ В-ль: Ребята, посмотрите, кто к нам пришел. Поздоровайтесь с Петрушкой.

(дети здороваются).

В-ль: А что такое интересное ты, Петрушка, нам принес? Что изображено на этих картинках?

(автобус, трамвай, легковой автомобиль, грузовой автомобиль)

В-ль: Как интересно! А знаешь ли ты, Петрушка, для чего предназначены эти транспортные средства? А вы знаете, ребята? Тогда я вам сейчас это расскажу. Мы сейчас рассмотрим эти картинки по очереди.

Оказывается, все транспортные средства, которые передвигаются по проезжей части отличаются не только по внешнему виду но и по своему назначению. Есть легковые автомобили, предназначенные для перевозки небольшого количества людей (1-5) . Посмотрите, из каких частей состоит легковой автомобиль. У него есть руль, чтобы управлять автомобилем; колеса, на которых автомобиль передвигается по проезжей части; салон, где находятся водитель и пассажиры; окна- чтобы смотреть на улицу. Легковой автомобиль предназначен для перевозки небольшого количества людей. Это пассажирское траспортное средство.

А вот это – грузовой автомобиль. Посмотрите, из чего он состоит?

(руль, окна, колеса, кузов..)

В-ль: Молодцы. Но грузовой автомобиль отличается от легкового. У грузового автомобиля есть кабина- место для водителя и кузов- приспособление для перевозки грузов. Грузовой автомобиль предназначен для перевозки различных грузов- это грузовое транспортное средство.

А это что?

(автобус)

Рассмотрите автобус внимательно. Из чего он состоит?

(салон, колеса, окно, руль, кабина…)

А знаете, почему у автобуса такой большой салон? Потому что автобус предназначен для перевозки большого количества людей.

А это, ребята, трамвай. Посмотрите и скажите, для чего предназначен трамвай?

(для перевозки большого количества людей)

В-ль: Как догадались?

(у него большой салон)

В-ль: К каким траспортным средствам относятся автобус и трамвай?

(пассажирские транспортные средства)

В-ль: Вот видите,ребята, сколько различных транспортных средств передвигается по проезжей части и у каждого свое предназначение, которое мы можем определить по внешнему виду.

«Знакомтесь, ребята, это светофор».

Программное содержание: формировать у детей представление о светофоре и его назначении(регулировка движения транспортных средств и пешеходов на проезжей части). Познакомить с видами и сигналами светофора. Рассказать, что транспортный светофор имеет 3 цветовых сигнала, которые определяют действия участников движения; светофор для пешеходов имеет 2 сигнала. Учить понимать значение красного, желтого и зеленого сигналов светофора; правильно понимать сигналы пешеходного светофора (зеленый шагающий человечек и стоящий человечек красного цвета). Вырабатывать навыки безопасного поведения на дороге (переходить проезжую часть можно только на разрешающий сигнал пешеходного сигнал светофора.)

Наглядность: макеты транспортного и пешеходного светофоров.

Ход занятия:

1.​ В-ль: Сегодня, ребята, вы вместе с Петрушкой научитесть правильно, а значит и безопасно переходить проезжую часть. Оказывается, у нас есть помощники, которые всегда нам подскажут, где правильно и безопасно перейти. Один из таких помощников- это светофор. (показать макеты светофоров).

В-ль: Вы все видели их у проезжей части. А кто знает, для чего нужен светофор?

(ответы детей)

В-ль: Светофор, ребята, регулирует движение транспортных средств и пешеходов на проезжей части. Поэтому есть два светофора- для транспортных средств и для пешеходов. Вам, чтобы обезопасить себя, нужно знать оба эти светофора. Транспортный светофор регулирует движение только транспортных средств и делает это с помощью трех сигналов. Это три круглых окошечка разного цвета. Какие это цвета?

(красный, желтый и зеленый)

В-ль: Когда на таком светофоре горит красный сигнал- это значит, что движение траспорта запрещено. Желтый сигнал просит нас быть внимательными и приготовиться. Зеленый- разрешает движение автомобилям и другим траспортным средствам.

(демонстрация пешеходного светофора)

В-ль: Предназначенный для пешеходов светофор выглядит несколько иначе. Посмотрите и скажите, чем он отличается от транспортного?

(имеет два сигнала)

В-ль: Молодцы! На пешеходном светофоре только два сигнала. Это зеленый шагающий человечек и стоящий красный. Как вы думаете, что означают эти сигналы?

(шагающий зеленый человечек разрешает движение, а стоящий стоящий красный- запрещает).

В-ль? Чем похожи эти сигналы на сигналы транспортного светофора?

(зеленый цвет разрешает движение, красный- запрещает)

В-ль: Давайте поиграем в игру «Светофор». Я буду поочередно показывать вам разные сигналы светофора, а вы будете выполнять такие команды: шагающий зеленый человечек – шагаем на месте, красный стоящий человечек- стоим, руки на поясе., Если я покажу вам сигналы транспортного светофора что будете делать?

В-ль: Почему?

(транспортный светофор регулирует движение только траспортных средств)

(играем 3-4 раза).

В-ль: Умнички! Так для чего нам на проезжей части нужен светофор?

(регулирует движение и помогает безопасно перейти проезжую часть, если следовать его командам).

В-ль: Запомните это хорошо и никогда не забывайте.

Аппликация « Автобус».

Программное содержание: закреплять название деталей автобуса (кузов, колеса, окна).Упражнять в изображении предмета из готовых форм путем наклеивания; ориентировании на листе бумаги. Закреплять навыки выполнения аппликации.

Наглядные пособия: образец, иллюстрация с изображением автобуса; индивидуальные наборы с заготовленными деталями на каждого ребенка для выполнения аппликации

Ход занятия:

В-ль: Ребята, сегодня наш друг Петрушка отправляется в гости к лесным зверятам. А давайте мы сделаем подарки для маленьких бельчат, волчат и зайчат. Я предлагаю подарить им яркие веселые автобусы, чтобы в следующий раз они все вместе могли приехать к нам в гости.

В-ль: Посмотрите, ребята, какой замечательный автобус у нас с вами получится. Из каких частей он состоит?

(кузов, окна, дверь, колеса)

В-ль: К какому виду транспортных средств относится автобус?

(пассажирское транспортное средство)

В-ль: Почему?

(он предназначен для перевозки большого количества пассажиров)

В-ль: Молодцы! Для работы нам понадобится: половина альбомного листа, кузов, 2 окошка, 2 колеса и дверь; клей-карандаш и клеенка.

Сначала мы приклеиваем в центр листа кузов. Колеса приклеиваем к нижнему краю кузова. В центре кузова расположим дверь. И в последнюю очередь приклеиваем окна.

(дети выполняют аппликацию).

В-ль: Поднимите, ребята, свои листочки. Посмотри, Петрушка, какой замечательный автобусный парк у нас получился. Сколько ярких и красивых автобусов мы подарим малышам – зверятам.

«Пешеходный переход».

Программное содержание: познакомить детей с дорожной разметкой «зебра», знаком « пешеходный переход»; продолжать вырабатывать навык безопасного поведения на проезжей части переходить только по « зебре» и только на разрешающий сигнал светофора.

Наглядные пособия: макет проезжей части, знак Пешеходный переход

Ход занятия:

В-ль: Сегодня, ребята, мы с вами научимся правильно, безопасно переходить проезжую часть. Вы уже знаете, кто помогает нам в этом?

(светофор).

В-ль:Какой светофор регулирует движение пешеходов?

(пешеходный с двумя сигналами)

В-ль: На какой сигнал светофора можно переходить проезжую часть?

(только на разрешающий сигнал- шагающий зеленый человечек)

В-ль: Молодцы! Правильно! Но оказывается, что на проезжей части есть еще подсказки, которые помогут вам безопасно перейти на другую сторону проезжей части. Это, ребята, дорожная разметка для пешеходов. Видите эти белые полоски? Это и есть пешеходный переход, именно по нему можно пересечь проезжую часть. Его еще называют « зеброй».Как вы думаете, почему?

(полоски похожи на окраску шкуры зебры).

В-ль: Рядом с этой разметкой всегда устанавливают вот такой дорожный знак.

(демонстрируется знак «Пешеходный переход»).

В-ль: Он обозначает, что в этом месте можно безопасно перейти проезжую часть.

Посмотрите на наш макет. Покажите разметку «зебра» и знак « Пешеходный переход».

(дети выполняют задание).

В-ль: Молодцы! А теперь давайте расставим фигурки пешеходов, которые переходят проезжую часть.

(дети расставляют).

В-ль: Молодцы! Вы замечательно справились! Теперь вы и другим сможете рассказать, как нужно правильно, а значит и безопасно переходить проезжую часть. Как?

(по пешеходному переходу и только на разрешающий сигнал светофора).

Молодцы, ребята!

« Кошкин дом. »

Программное содержание: познакомить детей с видами спецтранспорта. Формировать представление о назначении спецтранспорта (пожарный автомобиль едет тушить пожар, автомобиль скорой помощи- на помощь к заболевшему). Закреплять знания о спецслужбах и их назначении, запоминать номера экстренного вызова 02, 01, 03.

Наглядные пособия: набор кукол и декораций для сказки « Кошкин дом»; игрушки или иллюстрации автомобилей специального назначения- скорая, пожарная, полиция.

Предварительная работа: чтение и показ сказки « Кошкин дом», беседа о профессиях пожарного, полицейского, врача.

Ход занятия:

В-ль: Ребята, сегодня Петрушка принес нам с вами телеграмму, её прислали котята из сказки « Кошкин дом». Давайте поскорее откроем её и прочтем, что же случилось. (воспитатель открывает телеграмму и читает)

В-ль: Вот что здесь написано: «Тили-бом, тили –бом, загорелся кошкин дом! Кошка выскочила, лапку вывихнула…..Помогите нам, ребята! Нужно пожар потушить, кошке лапку полечить, хулиганов изловить, которые кошкин дом подожгли». Нужно помочь, ребята…Что же делать, как же быть? Как пожар нам потушить?

(нужно вызвать пожарных, чтобы они потушили пожар по телефону 01).

В-ль: Конечно, правильно, ребята. А вы знаете, у пожарных есть свой специальный автомобиль, на котором они выезжают на пожар, вот такой. Он так и называется- пожарный автомобиль.

В-ль: Посмотрите, какая он яркий, красный. А еще у него включается громкая сирена, чтобы другие водители пропускали его на дороге, когда пожарные едут тушить пожар. Ну с пожаром, вроде, разобрались. Пиши, Петрушка ответную телегамму, что нужно вызвать пожарных по телефону 01. Что же там еще случилось-то у них, ребята?

(кошка вывихнула лапку)

В-ль: Точно! Как же быть? Что нужно сделать, ребята?

(по телефону 03 вызвать скорую помощь, чтобы приехал врач и помог кошке)

В-ль: Какие вы, ребята, молодцы! Понял, Петрушка, как нужно действовать? А на чем приедет врач? А врач приедет на специальном автомобиле, который называется « Скорая помощь». Посмотрите на него внимательно.

(демонстрация модели автомобиля или её иллюстрации).

В-ль: Видите, на всех автомобилях скорой помощи нарисован красный крест- это знак медицины. И так же, как у пожарного автомобиля, у «Скорой помощи» тоже есть звуковая сирена, которую слышат другие водители и пропускают скорую на дороге. Тогда скорая помощь без задержек приезжает

к больному, и врач оказывает ему необходимую медицинскую помощь. Так что пиши, Петрушка,- « Вызовите кошке скорую помощь». Ну как, все вопросы решили, Петрушка? Как не все? А что же еще осталось? Ребята, о чем еще просили котята?

(помочь им разыскать и задержать хулиганов, которые подожгли кошкин дом).

В-ль: Куда же теперь нам обратиться, ребята? Кто может нам помочь?

(нужно обратиться в полицию, позвонить по номеру 02)

В-ль: Конечно! Молодцы, ребята! Ведь полицейские следят за порядком и ловят преступников и хулиганов. А знаете, ребята, у полицейских тоже есть свой специальный автомобиль. Вот такой. (демонстрация модели автомобиля или её иллюстрации). Видите, на нём изображена символика полиции. Такой автомобиль ни с каким другим не перепутаешь. Пиши, Петрушка, пусть вызывают полицию по телефону 02. Написал? Теперь отправим телеграмму котятам, ты отнеси её на почту. А мы с ребятами повторим, с какими видами спецтранспорта мы сегодня познакомились?

(пожарный автомобиль, автомобиль скорой помощи и полицейский автомобиль)

В-ль: Замечательно. А расскажите мне, в каких случаях эти служебные автомобили нужно вызывать? Когда они приезжают?

(пожарная- тушить пожар, скорая помощь- едет к больному, а полиция- искать или задерживать преступников)

В-ль: Какие вы, ребята, молодцы! Запомните номера телефона спецслужб. Вы всегда можете им позвонить и они помогут, если случится беда. Пожарная служба- 01, скорая- 03, полиция- 02.

«Я — пешеход».

Программное содержание: учить правилам поведения на проезжей части(быть внимательным, остановиться и посмотреть по сторонам, прежде чем переходить; крепко держать взрослого за руку, переходить проезжую часть только по « зебре» и только на разрешающий сигнал светофора).

Наглядность: Медаль на каждого ребенка « Я- пешеход».

Ход занятия:

1.​ В-ль: Сегодня, ребята, наш Петрушка отправляется в гости к куклам. По дороге ему предстоит перейти проезжую часть. Давайте –ка проверим, а запомнил ли наш Петрушка правила безопасного поведения. Скажи нам, Петрушка, что нужно сделать прежде, чем начать переходить проезжую часть? Не знаешь? Может ребята тебе подскажут?

(Нужно остановиться и внимательно посмотреть по сторонам)

В-ль: Конечно. А скажи-ка нам, Петрушка, а в каком месте можно переходить проезжую часть?

(Петрушка отвечает, что в любом и на любой сигнал светофора)

В-ль: Правильно, ребята? Конечно нет!! Так переходить проезжую часть ни в коем случае нельзя. А как нужно?

(нужно переходить проезжую часть только по « зебере» и только на разрешающий сигнал светофора- зеленый шагающий человечек)

В-ль: А почему нужно обязательно соблюдать эти правила?

(потому что автомобиль едет очень быстро и сразу остановиться не сможет)

В-ль: Ну и как же нам тебя отпускать одного? Ты же все правила, которые мы учили, позабыл. Если тебе очень нужно, то попроси взрослого проводить тебя, маму или папу. А когда будешь переходить проезжую часть, взрослого держи за руку очень крепко. Понял, Петрушка?

В-ль: А мы с ребятами еще раз повторим для тебя правила безопасного перехода проезжей части. Что нужно сделать прежде, чем начать переходить дорогу?

(нужно внимательно посмотреть по сторонам)

В-ль: А в каком месте и на какой сигнал светофора можно переходить?

(только по пешеходному переходу и на разрешающий сигнал светофора- шагающий зеленый человечек)

В-ль: Какие вы молодцы! За то,что вы отлично знаете правила поведения пешехода на дороге, я сегодня награждаю всех вас Особым знаком- знаком « Я –пешеход».

(дети получают медали)

В-ль: А ты, Петрушка, когда запомнишь правила дорожного движения, тоже получишь такую медаль. А сейчас отправляйся в гости, но помни все правила, которые мы сегодня тебе рассказали.

«Коллективная работа «Наш светофор».

Программное содержание: повторить и закрепить предназначение светофора, виды светофоров и значения их сигналов. Учить работать вместе, сообща. Закреплять навыки безопасного поведения на дороге.

Наглядные пособия: иллюстрация с изображением светофора.

Оборудование: заготовленные основы светофора (2 прямоугольные призмы); набор кругов для сигналов светофора; аппликации транспортного и пешеходного светофоров с синим, коричневым и желтым сигнальными окошечками., с окошечками синего шагающего человечка и стоящего зеленого.

Предварительная работа: чтение стихотворения « Светофор».

Ход занятия:

В-ль: Ребята, к нам в гости сегодня снова пришел Петрушка. Поздоровайтесь с ним.

В-ль: А что это у тебя, Петрушка? Ребята, что это такое?

(демонстрация светофор с неправильными цветовыми окошками)

В-ль: Ребята, напомните, пожалуйста, для чего нужен светофор?

(он регулирует движение транспортных средств и пешеходов на дороге).

В-ль: Ребята, посмотрите, правильно ли Петрушка сделал светофоры?

В-ль: Почему неправильно?

(перепутал сигналы)

В-ль: А какие цвета у сигналов транспортного светофора?

(красный, желтый и зеленый).

В-ль: Что они означают?

(красный- запрещает движение, желтый- внимание, зеленый- разрешает движение транспортных средств).

В-ль: А у пешеходного светофора?

(зеленый шагающий человечек и стоящий красный)

В-ль: Что они означают?

(зеленый шагающий человечек — разрешает движение пешеходов, а красный стоящий- запрещает)

В-ль: Молодцы, ребята!!! А ты, Петрушка, не огорчайся. Сейчас мы все вместе изготовим правильные светофоры. У меня есть вот такие заготовки для светофоров. Нам с вами остается только приклеить ему глазки- сигналы.

(вместе с детьми приклеиваются заготовленные круги).

В-ль: Посмотрите, какой замечательные светофоры у нас получились!! Давайте поставим их в нашем уголке дорожного движения. А ты, Петрушка, запомни, какие у светофора есть сигналы и что они означают..

« Коллаж «Улицы моего города».

Программное содержание: обощить и закрепить знания детей о безопасности при переходе проезжей части, полученные в течении года; выявить уровень усвоенности материала. Продолжать работу по формированию навыка безопасного поведения на проезжей части.

Предварительная работа: затонировать ватман.

Оборудование: Затонированный ватман; силуэты транспортных средств, деревьев, пешеходов, светофоров, знака « пешеходный переход», клей- карандаш (по количеству детей).

Ход занятия:

1.​ В-ль:Ребята, сегодня Петрушка приготовил для вас сюрприз. Это коллаж, картина, где на раскрашенном фоне приклеиваются силуэты различных предметов. Петрушка приготовил фон, а фигурки наклеить не успел. Давайте вместе закончим эту картину. Посмотрите,ребята, что же хотел изобразить Петрушка?

(улицу нашего города)

В-ль: А что нужно поместить на нашу улицу? Что должно на ней находиться?

(дома, деревья, тротуар, проезжая часть, пешеходы, транспортные средства)

В-ль: Давайте вспомним, какие бывают транспортные средства?

(грузовые, пассажирские, легковые)

В-ль: Молодцы! Покажите мне, где нужно расположить дома и деревья?

Давайте их приклеим.

(приклеить фигурки пешеходов дома и деревья)

В-ль: А куда мы можем приклеить фигурки пешеходов?

(на тротуар, т.к. люди передвигаются по тротуарам)

В-ль: А для чего предназначена проезжая часть?

(для движения транспортных средств)

В-ль: Значит, фигуры транспортных средств мы можем поместить на проезжую часть. Покажите мне её на нашей картине.

(1-2 ребенка показывают).

В-ль: Возьмите фигурки транспортных средств, назовите их и поместите их на проезжую часть.

(дети называют вид выбранного транспортного средства и приклеивают их силуэты на проезжую часть).

В-ль: Ребята, расскажите Петрушке, могут ли пешеходы перемещаться по проезжей части?

(да, когда переходят с одной стороны улицы на другую)

В-ль: Правильно! Но какое правило нужно обязательно выполнять для безопасного перехода проезжей части?

(переходить дорогу только по пешеходному переходу и только на разрешающий сигнал сигнал светофора)

В-ль: А что помогает нам узнать, где на дороге находится пешеходный переход?

(разметка «зебра» и знак « пешеходный переход»)

В-ль: Найдите на нашей картине разметку «зебра» и приклейте рядом знак « пешеходный переход» и фигурки пешеходов на разметку.

(дети приклеивают)

В-ль: Ребята,а Петрушка не понял, что такое « разрешающий сигнал светофора сигнал светофора». Расскажите, что такое светофор и для чего он нужен на проезжей части.

(светофор это прибор, который регулирует движение пешеходов и транспорта. Транспортный светофор имеет 3 сигнала, красный- стоять, желтый- приготовиться, зеленый — разрешает движение. Пешеходный светофор имеет два сигнала; зеленый шагающий человечек разрешает движение, красный стоящий- запрещает)

В-ль: Какие вы молодцы! Давайте поместим светофоры на наш коллаж.

(дети приклеивают).

В-ль: Посмотрите, ребята, какой замечательный коллаж у нас получился.