Использование камушков марблс в коррекции развития речи консультация по логопедии на тему. Консультация "использование камешков марблс в коррекционной работе с детьми" Цветные шарики марблс в работе логопеда

Оксана Волкомурова

С ребенком надо делать все через игру…

Д. Б. Эльконин

Цель : организация коррекционной работы по развитию речи посредством камешков Марблс .

Задачи : познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, с камешками Марблс , которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей .

Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Развитие мелкой моторики у детей является одним из средств развития речи . По мнению известного философа Канта : «Рука - это выдвинувшийся вперед человеческий мозг» .

Камешки Марблс , являются замечательным средством развития мышления , речи , общения, воображения детей разного возраста. Этот материал является настоящей находкой для использования в работе с детьми , имеющими нарушения речи , так как позволяет решить широкий спектр задач :

Развитие мелкой моторики

Упражнение в ориентировке на плоскости листа

Упражнение в согласовании прилагательных и числительных с существительными

Обогащение словарного запаса, упражнение в употреблении предлогов, наречий , прилагательных, глаголов

Развитие связной , фразовой речи , эмоциональной лексики

Упражнение в звукобуквенном разборе слова, закрепление правильного образа буквы и многое другое.

Камешки Марблс пособие , которое способствует реализации принципа интеграции образовательных областей.

Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камушков разного цвета и различные задания с ними.

Применение камешков "Марблс " в работе логопеда - это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей.

В логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста советую применять камешки Марблс . На индивидуальных логопедических занятиях использую разнообразные задания с камешками Марблс , учитывая поставленные цели и задачи в устранении речевого дефекта воспитанников.

1. «Веселый счет»

2. «Волшебный мешочек»

3. «Выложи звуковую дорожку»

4. «В поисках буквы»

5. «Лабиринт» (на автоматизацию звука Л)

6. «Выложи по образцу, по контуру»

7. «Знакомство с буквой»

8. Игра «Жадина»

9. «Узнай звук» и многие другие игры, с которыми вы можете познакомится в данном пособии.

Многие игры придуманы мною такие как : «Встань в ряд» , «Кто в каком вагоне поедет?» , «Буква сломалась» , «Волшебные дорожки»

Практическая часть

Логопед : Давайте и мы с вами побываем в роли волшебника.

У вас на столах приготовлены листы бумаги, разного цвета и камешки Марблс . Сейчас мы с вами пофантазируем.

Педагоги выкладывают картину при помощи камешков на определенную тему : «Морское дно» и «Домик в деревне» .

Затем педагоги должны придумать как можно больше игр по данной картинке, которые они могли использовать во время индивидуального или фронтального занятия.

Например : 1. Ориентировка в пространстве

2. Согласование прилагательных с существительными

3. Согласование числительных с существительными

4. Составление предложений с предлогами, с заданным словом.

5. Игры на развитие памяти , внимания.

(«Какого цвета были рыбки» )

Второе задание :

Педагоги выкладывают камешками слова с карточки (солнце, очки, морковь) и по первым звукам этих слов называют слово, которое придумал логопед.


Разноцветные шарики и камешки успешно применяются для создания сюрпризного момента, эмоционально-положительного настроения, для релаксации. Помогают развитию сенсорных способностей, мелкой мускулатуры рук, внимания, речи , памяти, мышления детей. Работа с разноцветными камнями так же по силе воздействия на ребенка вызывает положительную реакцию : радость, улыбку, положительные эмоции. А если эти задания еще и доступны по возрасту, тогда у нас в кабинете праздник.

В конце мастер-класса педагогам предлагается выложить веселый смайлик, если мастер-класс понравился .


Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам использование в своей работе разнообразных методов и приёмов для всестороннего развития каждого ребенка .

Публикации по теме:

Использование камешков Марблс в коррекционной работе по развитию речи у детей с ОВЗ Использование камешков Марблс в коррекционной работе по развитию речи у детей с ОВЗ. Коррекционные цели в использовании камешков Марблс в.

Новые ФГОС предъявляют особые требования к среде развития детей дошкольного возраста – она должна быть содержательно – насыщенной, вариативной,.

Использование мнемотехники в работе по развитию речи детей Тема: «Использование мнемотехники в работе по развитию речи детей дошкольного возраста» Мурсалимова Светлана Агзамовна. Проблема развития.

Мастер-класс для педагогов «Логоритмика в работе с детьми» на тему: «Логоритмика в работе с детьми» Цель мастер-класса: Обратить внимание педагогов на значение логоритмики для развития детской речи.

Мастер – класс. Подготовила и провела воспитатель I квалификационной категории Дегтярева Наталия Николаевна. Тема: Использование песочной.

Цель: познакомить педагогов со способами применения метафорических ассоциативных карт в работе педагога - психолога. Задачи: - ознакомить.

Здравствуйте, друзья!
Несмотря на приближающиеся каникулы, не будем забывать о необходимости развивающей и коррекционной деятельности. Поэтому сегодня мы поговорим об удивительном нетрадиционном способе упражнений, помогающем семьям с подобными затруднениями, расскажем, как применить камушки марблс в работе логопеда. Предлагаемые методики просты и могут применяться родителями в домашних условиях. Ведь речь – в числе самых важных свойств человеческой психики, без нее невозможна правильная коммуникация, трудности в общении не позволяют детям полноценно социализироваться, вписаться в компанию сверстников и взрослых.

Для любого человека полезны речевые тренировки, а если малыш испытывает трудности и имеет нарушения речи, то коррекционная работа должна быть длительной и регулярной. Ведь задержка развития языка и речи (ЗРР) приводит к нарушению межличностного взаимодействия, развития интеллекта, мышления. По данным статистики от разнообразных нарушений речи страдает каждый четвертый! Не устраненные проблемы на дошкольном этапе постепенно дадут осложнения в школьной деятельности: неуспеваемость, слабое владение материалом, и как следствие – утрата интереса к учебе и низкая мотивация и самооценка.

В магазинах сувениров или флористических отделах можно увидеть стеклянные вазы, наполненные красивыми переливающимися стеклянными округлыми или овальными предметами разной величины. Это и есть марблс. Название свое они получили от английского слова, означающего «мрамор». Ведь во времена Древней Греции камушки для забавы изготавливали именно из этого материала, хотя иногда их делали из глины и керамики. В настоящее время популярны стеклянные. Современные дизайнеры широко используют их для декорирования и оформления интерьеров, цветочных композиций, сервировки стола.

Еще они применяются в аквариумистике, для наполнения и создания красивой атмосферы в аквариумах, ведь в воде необычная окраска переливается перламутром. Но благодаря своей гладкой лакированной поверхности и насыщенным ярким цветам стеклянные шарики так привлекательны для развлечения. Занимается этим не только детвора, но и взрослые, устраивая настоящие соревнования и мировые чемпионаты. Промышленностью выпускаются специальные коллекционные экземпляры, полупрозрачные, с рисунком или специальными включениями в виде травинок, насекомых и т.д.

Марблс бывают объемными шаровидными и плоскими – овальными или круглыми, прозрачными как слеза и мутными, окрашенными и в разводах, для использования в логопедии подойдут любые камешки.

Речевые методики тесно связаны с формированием мелкой моторики, стимуляция кончиков пальцев помогает активизироваться центрам в головном мозге. Кинестетические ощущения направляют и координируют действия всех систем организма: костно — мышечной, нервной. Умение управлять своими пальцами, выполнять точные движения формируется постепенно, начиная с периода новорожденности.

Моторные навыки совместно со зрительными реакциями позволяют овладевать новыми умениями и знаниями, способностью анализировать, обобщать. Поэтому любые забавы, связанные с тактильной чувствительностью, массажными движениями помогают тренировать мышление, воображение, память. Параллельно развивается пространственная ориентация, концентрация внимания, зрительное сосредоточение, самоконтроль.

Важно! Причин ЗРР множество — от психологического замедления темпов до тяжелых неврологических заболеваний, тугоухости и т.д. Поэтому, как только вы заметили отставание у вашего крохи – сразу же обращайтесь к специалистам: педиатру, неврологу, психологу, логопеду. Чем быстрее будет поставлен правильный диагноз и начнется всестороннее комплексное лечение, тем успешнее будет результат.

Занятия от года до трех

В возрасте от 1 года до 3-х преимущественным направлением становится сенсорика и звукоподражание. На данном этапе важно заметить низкие темпы психического и психологического прогресса и направить усилия на коррекцию и выравнивание замедленных темпов. Правильно и своевременно организованная коррекционно – педагогическая и логопедическая помощь дает возможность ребятишкам с задержкой в развитии догнать своих сверстников. Приведем некоторые примеры игр с камушками марблс.

  • В просторную емкость насыпьте разноцветные стекляшки. Предложите перекладывать каждый в другую тарелку или мисочку. Делать это можно руками, ложечкой или ситечком, словно вылавливать рыбку.
  • Среди блестяшек спрячьте маленьких пластмассовых или резиновых животных. Пусть малыш запустит руку и найдет фигурку на ощупь. Вытаскивая – называйте животное, рассказывайте как оно говорит, стимулируйте кроху произносить следом за вами. Можно побеседовать о том, где живет это животное, чем питается, применяя уменьшительно-ласкательные суффиксы – образовать новые слова.
  • «Покорми меня» — расставьте фигурки животных или кукол вокруг, возле каждой поставьте маленькую тарелочку и предложите покормить «гостей», накладывая ложкой в каждую тарелку «угощение». Для деток постарше можно усложнить задание, предлагая выбирать в каждую тарелочку угощение заданного цвета.
  • Если у вас стеклышки разной величины – используйте для формирования понятия «большой – маленький», сортируя по размеру в несколько стаканчиков.
  • Начало математических знаний в раннем дошкольном периоде: соотношение «один – много», обыграйте с помощью вырезанных из картона птичек: «сколько зернышек мы дадим этой птичке – одно, а другой?».
  • Из плоских овалов удобно строить дорожку – красного, желтого, синего цвета или с чередованием двух или более и соблюдением последовательности – такое задание хорошо тренирует внимание.
  • Выложите различные простые геометрические фигуры: круг, треугольник, прямоугольник.
  • Совместите игру с лепкой – вдавливать в пластилин или глину гладкие блестяшки очень весело и полезно для пальчиков, а если слепить фигуру, то можно ее еще и украсить.

Важно! Не позволяйте маленьким детям оставаться без присмотра родителей. Особенно если ваш сынок или дочка любят все тянуть в рот. После занятий обязательно убирайте в недосягаемое место, во избежание проглатывания.

Игры для старших деток

После трех – четырех лет можно сделать упор на правильность произношения, совершенствование фонематического слуха, изучение состава слов, составление предложений. В этот период усиливается познавательная активность, усваиваются и закрепляются познания об окружающем мире, расширяется понятийный запас. Улучшение двигательных навыков кисти помогает в дальнейшем держать карандаш, кисточку при рисовании, а в школьном возрасте – ручку, делает письмо более плавным и четким, нарабатываются предпосылки к обучению в школе.

  • «Волшебная корзинка» — доставать из корзинки, прикрытой салфеткой, по одному, называть цвет и придумывать что еще может быть так раскрашено (например, желтый – солнышко, одуванчик, лимон и т.д.; красный – помидор, мак, клубника и т.д.).
  • «Рисовать» с помощью стекляшек буквы и цифры, можно по заранее нарисованному контуру, если ребенок хорошо справляется – произвольно, без контура – это хорошо развивает пространственную ориентацию.
  • Нарисуйте на листе бумаги квадрат или прямоугольник. Попросите положить стеклышко в левый верхний угол, в правый нижний, над квадратом, под ним и т.д.
  • Состав слова: произносить, разделяя на слоги, на каждый доставать камешек. Подсчитывать сколько слогов в слове.
  • Выкладывать красными стеклышками гласные, синими – согласные. Произнося слово определить положение звука, какой он – твердый или мягкий. Придумать другие слова с этим звуком.
  • «Мастер — ремонтник» — выложите часть изображения, дайте возможность дополнить рисунок, чтобы получилась полная буква. Точно также можно «ремонтировать» сочетания букв.
  • «Крестики – нолики» — каждому участнику выдаются фишки определенного цвета. На бумаге расчерчиваются клеточки, которые нужно заполнить, выстраивая линию и опережая соперника.
  • «Веселый тир» — установите на краю стола коробку или кусок картона. Расположите шарики в линию перед ним. Прокатывая другой шар, старайтесь выбить стоящие в линию, из ряда.
  • Покатайте шар друг другу: родитель или педагог называет предмет в единственном числе, ученик – во множественном.
  • Употребление камешков в деятельности по изучению различных лексических тем: их выкладывают по заранее подготовленной картинке, как мозаику в виде фруктов, зверей, одежды и т.д.
  • Счетные операции: последовательный счет, обратный, сложение и вычитание, понятия больше – меньше.
  • Соревнование на ловкость: перекладывать крупные блестящие фишки пальцами ножек.

Подобные упражнения с шариками марблс используются не только в логопедии, но и при оказании психологической поддержки. Ведь игра с гладкими блестяшками завораживает, успокаивает, создает позитивный настрой и приятные эмоции. Отвлекаясь на разноцветные шарики мы забываем наши проблемы и тревоги, а на поверхности ладони много нервных окончаний. Упражняться следует ежедневно, однако постарайтесь не перегружать детвору, обилие новой информации может утомить и привести к потере интереса, чередуйте пассивные и активные действия.

Ведь самое главное – испытать взаимное удовольствие от общения, создать эмоциональный доверительный контакт. Вы и ваши сын или дочка научитесь лучше понимать и чувствовать друг друга. Только в такой доброжелательной обстановке ребенок легко осваивает информацию, а воспоминания о проведенных минутах с мамой или папой навсегда останутся самыми светлыми моментами в его жизни. Применять наши советы вы можете и дома, занимаясь со своим крошкой самостоятельно.

Надеемся, что описанные логопедические способы и приемы будут вам интересны и полезны, даже если ваш карапуз не имеет никаких логопедических проблем. Возможно, вы не только узнали о ранее незнакомых методиках, но и, вооружившись новыми идеями, придумаете свои — необыкновенные и неповторимые. Заглядывайте, подписывайтесь на обновления. Мы вас ждем в гости.

Виолетта Никулина
Использование камешков Марблс в работе логопеда

Использование камешков Марблс в работе логопеда .

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.

В. А. Сухомлинский

Новые ФГОС предъявляют особые требования к среде развития детей дошкольного возраста. Основные из них – это : создание среды содержательно – насыщенной, вариативной, доступной; обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа; организация видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества.

Я представляю материал, отвечающий всем требованиям ФГОС, который можно использовать в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста – это камешки Марблс .

Камешки Марблс - это потомки глиняных камешков , которыми играли древние люди многие тысячи лет назад. Марблс - в переводе означает «мраморный» . Камешки Марблс берут свое начало от развлечений древних римлян и греков.

В наше время камешки Марблс изготавливаются из стекла и служат декоративными украшениями. Они красивые, гладкие, прозрачные, разных форм и расцветок, очень приятны на ощупь.

Главная цель использования камешков «Марблс » на логопедических занятиях - это развитие мелкой моторики рук в сочетании с речевыми задачами.

Задачи :

коррекционно-образовательные :

Формирование правильного захвата шарика кистью руки.

Обогащение и актуализация словаря, упражнение в употреблении предлогов , наречий, прилагательных, глаголов.

Профилактика дисграфии.

Закрепление знаний цветов.

Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

Формирование звукового – буквенного анализа и синтеза.

Формирование слогового анализа и синтеза .

коррекционно-развивающие :

Развитие грамматического строя речи.

Развитие сложно-координированных движений пальцев и кистей рук.

Развитие мышления, зрительного внимания, памяти.

Развитие ориентировки на плоскости листа.

Развитие глазомера, тактильных ощущений, эстетического восприятия.

Развитие фантазии ребенка.

коррекционно-воспитательные :

Воспитание коммуникативных навыков.

Я хотела бы Вас познакомить с играми с использованием камешков Марблс .

1. Развитие тактильной чувствительности.

Игра «Сухой бассейн»

Вариант 1. У ребенка глубокая чаша, наполненная шариками марблс , среди которых -мелкая игрушка. Логопед предлагает ребенку найти игрушку и на ощупь угадать ее.

Вариант 2. У ребенка глубокая чаша наполненная крупой, в которой находится шарики марблс . Логопед предлагает ребенку найти и на ощупь описать их.

Игра «Золушка»

Логопед предлагает ребёнку разобрать камешки :

Вариант 1. Разбери по цвету.

Вариант 2. Разбери по форме.

Вариант 3. Разбери по размеру.

2. Развитие пространственных представлений.

Игра «Вверх-вниз, вправо-влево» .

Логопед предлагает эталон разложенных камешков на плоскости , ребенку необходимо повторить рисунок и назвать где и какой камешек находится .

Логопед предлагает ребёнку на слух распределить камешки на листе бумаги . Например : положите красный камешек в центр листа . Синий - в левый верхний угол, желтый - в правый верхний угол, зеленый - в правый нижний; белый- в левый нижний. Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию или через устный контроль.

3. Работа по коррекции дисграфии.

Игра «Зеркало» .

Детям рассказывается история о буквах - модницах, которые так любили смотреть в зеркало, что, в конце концов, запутались; где они и где их отражения. Детям предлагается помочь буквам, убрать их неправильные отражения.

Игра «Знакомство с буквой» .

Логопед предлагает выложить буквы по контурам, по образцам, или самостоятельно.

Игра «Строители» .

В этой игре ребёнку необходимо восстановить сломанные буквы, слоги.

4. Обогащение словарного запаса.

Игра «Выложи по контуру»

Можно использовать камешки Марблс при изучении лексических тем, геометрических фигур и т. д.

Логопед предлагает ребёнку :

Выложить камешки по контуру картинки .

Заполнить картинку камешками .

5. Развитие грамматического строя речи.

Игра «Назови ласково» (можно использовать эту игру и на автоматизацию звуков)

Логопед предлагает ребёнку помочь девочке Рае добраться до домика, построив дорожку из камешков , называя при этом слова ласково.

Например : ребёнок называет рак – рачок и кладёт на картинку камешек .

Игра «Волшебный мешочек»

В этой игре ребёнку нужно достать камешек любого цвета из мешочка и соотнести цвет с предметом, изображённым на картинке, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак :

Например :

Зелёный камешек - зелёный огурец , лук, крокодил и т. д.

Жёлтый камешек - жёлтая репка , жёлтое солнце, и т. д.

Игра «Жадина»

Логопед рассказывает историю про ёжика «Жадину» , он про все предметы говорит : Мой/моя/моё/мои. Дети называют картинку, используя правильное местоимение, потом кладут камешек в клеточку . Игра продолжается до тех пор, пока не закроются клеточки камешками .

Например : моя груша, моё ведро и т. д.

6. Развитие фонематического слуха и восприятия.

Игра «Мягкий или твердый?»

В этой игре детям нужно проговорить слоги/слова за логопедом и поселить камешки определённого цвета в нужный домик (Синие камешки в домик с синей крышей, зелёные камешки в домик с зелёной крышей).

Игра «Услышь звук»

Логопед просит ребёнка назвать картинку и определить позицию заданного звука в слове с помощью схемы и камешка .

Например : в слове шапка-звук ш слышим в начале слова, поэтому кладём камешек в первую клеточку .

Игра «Звуковой мешочек»

Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет - твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный - мягкий согласный звук).

7. Развитие звуко-буквенного анализа слов.

Дети с помощью камешков выполняют звуковой или звуко – буквенный анализ слов. А затем логопед задаёт вопросы :

С какого звука начинается слово? Гласный он или согласный?

Какие еще слова можно придумать с этим звуком?

На каком мест находится звук (в начале, середине, конце?

Сколько в слове гласных, сколько согласных?

8. Развитие слогового анализа и синтеза слов.

Игра «Сосчитай, не ошибись»

Ребенок делит слова на слоги с одновременным выкладыванием камешков . А затем сравнивает слова : где камешков больше ? Какое слово самое длинное? Какое слово самое короткое?

9. Развитие связной речи.

Игра «Составь предложение» .

Логопед предлагает составить предложение с заданным словом или по картине и с помощью камешков показать это на схеме. После этого просит ребёнка сосчитать сколько слов в предложении.

10. Автоматизация и дифференциация звуков в слогах, словах.

Игра «Помоги бабочке долететь до цветка»

Логопед просит ребёнка помочь бабочке долететь до цветка. Для этого нужно правильно назвать картинки и выложить камешки по дорожке .

Игра «Помоги двум друзьям встретиться» .

Эта игра направлена на дифференциацию звуков. Логопед даёт такое задание : например : Ира любит слова в которых есть звук Р, а Володя в которых есть звук Л. Проговори слоги/слова за мной, выкладывая камешки Ире , или Володе и помоги друзьям встретиться. (можно с картинками)

Лабиринты на автоматизацию и дифференциацию звуков

Ребёнок передвигает камешки по картинкам , чётко проговаривая слова

Передвигаем камешек по картинкам , четко проговаривая слова.

Данные игры способствуют повышению речевой активности детей и могут быть использованы как на подгрупповых , индивидуальных занятиях, так и в свободной деятельности детей.

Мошкова Светлана Владимировна,

воспитатель

МАУДО «Детский сад № 9»,

город Ялуторовск, Тюменская область

« Истоки способностей и дарований детей на кончиках пальцев.

От пальцев идут тончайшие ручейки,

которые питают источник творческой мысли».

В.А. Сухомлинский

Цель: - рассмотрение современной методики применения коррекционной технологии в образовательной деятельности с детьми;

Задачи:

Познакомить родителей с нетрадиционной технологией использования камешков Марблс в обучении детей;

Мотивировать родителей на применение камешков Марблс в домашних условиях;

Использовать нетрадиционные методы работы для повышения эффективности процесса коррекции речевых нарушений;

Оборудование:

1. листочки бумаги круглой формы для записи имени;

2. фломастеры;

3. подносы;

4. камешки Марблс разного цвета, формы, текстуры, размера;

5. картинки для работы: «Цветочная полянка», «Мозаика» - игрушки, фрукты, овощи, буквы, цифры, «Торт», лабиринт, улитка, жираф, судоку, поле для крестиков-ноликов, разноцветные полоски, поле для тучки и цветочков, гроздь винограда, игры - бродилки

6. чудесный мешочек

Ход мероприятия:

1. Приветствие

Добрый день, уважаемые родители! Я рада вас всех приветствовать на моем мастер-классе.

2. Вступление

Тема моего мастер-класса «Камешки Марблс – разноцветное счастье детей», т.е. как можно использовать камешки Марблс в работе с детьми дошкольного возраста. Для того, чтобы начать мастер-класс, мне нужно знать, как к вам можно обращаться по имени. Напишите на листочке свое имя и прикрепите слева на груди.

Вся жизнь ребенка – игра. И поэтому процесс обучения не может проводиться без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребенком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной. Это подтолкнуло меня к поиску как традиционных, так и нетрадиционных игровых приемов и средств работы с детьми. Одним из таких приемов является специально организованная деятельность с использованием интересных камешков, которые называются Марблс.

3. Теория

Марбл – это шарики или сплюснутые овальной или круглой формы. Они могут быть сделаны из глины, дерева, пластика или чаще всего из стекла. Они имеют разнообразные оттенки, цвета, красота которых завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать в руках. А главное их предназначение это веселые, полезные и простые игры. С какого возраста можно использовать данные камешки – с 2-3 лет и старше. Но помните, что детки младшего возраста могут свободно брать в их рот, поэтому рекомендуется брать более крупные Марблс и обязательно играть под присмотром взрослых.

Имеется богатый и разнообразный практический материал – комплексы игр с использованием камешков Марблс. И сейчас с некоторыми из них я хочу вас познакомить.

4. Практическая часть

Все что мы сейчас с вами будем делать, это делают мои детки.

А) ОБСЛЕДОВАНИЕ КАМЕШКОВ

Что в этих вазах? Как вы полагаете?

Опустите свои руки в вазы и обратите внимание на форму, цвет, текстуру и расскажите какие они (гладкие, скользкие, прохладные, шершавые и т.д)

Посмотрите на цвет камешков и назовите одним словом, какие они? (цветные, разноцветные)

А теперь подумайте, как взрослые, что можно кроме формы, цвета и текстуры предложить детям?

А сейчас давайте попробуем тактильные ощущения, они бывают:

ü Кулачковые (как можно больше возьмите в кулачок камешков, и раскрыв кулачки, определите визуально, не считая в каком кулачке больше (можно и считать)

ü Щипковый захват (обеими руками возьмите камушки (ведущая рука захватывает больше)

ü Пинцетные (взять камешек большим и первым пальцем обеих рук, абсолютная тишина, мы еще и послушаем речевые звуки, один камешек уронили в вазу, второй на стол)

Что за звуки мы услышали? (в вазе – звон, на столе – стук)

(взять красные камешки большим и третьим) и т.д. Можно упражнять все пальчики в любом порядке слева направо

Еще раз взяли двумя ладонями и уронили в вазу.

Что услышали? (шум)

Вот так на простом материале дети различают не речевые звуки.

Вопрос: как вы думаете, что можно развивать во время использования таких упражнений? (моторику пальцев, сосредоточенность, тактильные ощущения)

Б) ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

Первый человек – возьми зеленый камень правой рукой и положи слева от себя;

Второй человек – возьми красный камень левой рукой и положи справа от себя;

Третий человек – возьми оранжевый камень и положи перед собой;

Четвертый – возьми желтый камень и положи сзади посуды;

Вопрос: Какие понятия можно формировать этим упражнением?

(закрепляем понятия слева, справа, сзади, впереди и т.д)

В) РАБОТА НАД АНТОНИМАМИ ПРЯМОЙ – КРИВОЙ

Слева сидящие выкладывают прямую тропинку любого цвета, можно чередовать

Справа сидящие – кривую (можно чередовать по цвету, форме, размеру)

А сейчас, соберем и устроим грохот.

Г) РАБОТА НА ТЕКСТУРОЙ КАМЕШКОВ

Найдите как можно больше гладких камешков и шершавых (шершавыми можно считать камни у которых есть грани) и потрогайте пальчиками.

Д) РАБОТА С КАМНЯМИ БЕЗ ОБРАЗЦА

Представьте, что скоро у мамы праздник. Какой подарок можно сделать из камней?

(торт, цветок, бабочку, бантик и т.д)

Можно выложить из квадратов и кругов машинку.

Все что можно выложить из палочек, то можно и выложить из камней.

Е) ИГРЫ

Я предлагаю использовать камешки Марблс для организации следующих игр:

v Игра «Цветочная полянка»

Задание: - слева сидящие выложить цветочную полянку, где у цветочков нет серединок и на стебельках добавить листочки

Справа сидящим – наоборот добавить лепесточки у цветка и выложить недостающие стебли и тоже добавить листочки.

v Игра Мозаика»

Задание - на картинке соответствующим цветом нужно заполнить кружочки (желательно подобрать по размеру и цвету)

v Игра «Украсим торт»

Задание - верхний ряд у торта – с чередованием двух цветов, средний одним цветом, а нижний ярус – крупными Марблс

v «Чудесный мешочек»

Задание – по очереди вынуть из мешочка предметы. Что вы вынули из мешочка? (разноцветные камешки)

Какого цвета камешек, такого цвета предмет (например: желтый камушек – желтый лимон)

v Игра «Лабиринт»

Задание – выложить лабиринт любым цветом или по цвету полосок лабиринта

v «Буквы» - запоминают их зрительно

Задание – выложить буквы разного цвета и составить слово (например: шина). Придумайте слова, которые начинаются с этих букв.

v « Зеркало»

Задание – выложи букву в зеркальном отражении

v «Техники»

Задание – почини сломанные буквы

v «Цифры» - запоминают образ цифр

Задание – выкладывает цифры нужного цвета. Чего бывает два?

v «Крестики – нолики»

v «Разноцветная полоска»

Задание – найдите самый прозрачный камень и он будет путешествовать и менять цвет - двигайте его по полоске, называя каким цветом стал камень и добавляя (например белый, как снег и т.д)

v «Выложи по образцу»

Задание – нужно выложить по образцу похожую картинку.

Но можно в играх использовать не только камешки овальной и круглой формы, но форме определенного предмета. Но с такими камешками возникает много новых идей. И это будут более сложные игры, которые способствую развитию навыков чтения, письма, т.е мы будем учиться делить слова на слоги, определять первый и последний звук в слове, последовательность звуков

v «Гроздь винограда»

Задание - нужно на веточку прикрепить ягодки винограда синего цвета. (например взрослый показывает картинку или называет слова, а ребенок делит слово на слоги и на веточке винограда ищет маленькую веточку из нужного количества слогов)

Слова: кошка, сок, колесо, лимон, вода, машина, дом, рука и т.д

v «Тучка и дождик»

Задание - нужно подобрать слово на заданный звук. (например из тучки должен политься дождик капельками и полить цветок со звуком К в начале слова, со звуком Ш – в середине, со звуком А – на конце и т.д)

v «Жираф»

Задание – определение первого звука в слове (украсить жирафа пятнышками, после того, как определят первый звук в слове.

Можно использовать разные игры для определения второго, последнего звука в слове.

Слова: стул, улица, цапля, туча, кошка, арбуз, книга и т.д.

v «Судоку»

Задание – заполнить все клеточки, чтобы цвет камней не повторялся.

v Игры бродилки – для автоматизации звуков в словах

Помоги Белоснежке добраться до домика семи гномов и угостить их конфетами. Для этого ты должен правильно назвать картинки (или повторять слова за мной). С каждым правильно произнесённым словом ты берёшь камешек и выкладываешь дорожку Белоснежки к домику 7 гномов. Говори красиво, выделяй звук [Л]. В конце игры можно посчитать количество камешков на дорожке, назвать цвета выложенных камешков. Для такого варианта игры листы с предметными картинками можно разрезать, чтобы получились карточки с отрабатываемым звуком;

Посмотри внимательно на картинки (в данном случае лист с картинками не разрезается). Назови мне те картинки, где звук [Л] стоит в начале слова (середине, конце);

Назови и покажи домашних животных, диких животных, фрукты, овощи, продукты (используются листы с предметными картинками);

Помоги добраться до острова. Говори правильно звуки З – ЗЬ

Помоги мальчику добраться до бассейна. Говори правильно звуки Р

Помоги рыбке подняться на поверхность. Говори правильно звук Ж

(можно все картинки разрезать и перемешать и предложить детям выбрать свои картинки на определенный звук)

Для развития цветовосприятия можно выкладывать камешки разных цветов...

Игр по использованию камешков Марблс очень и очень много. При работе с данными камешками нужно ребенку давать четкую инструкцию для выполнения.

При использовании камешков Марблс у детей обогащается речь, развивается внимание, мышление и творческое воображение. Дети становятся уверенными в себе и обогащаются положительными эмоциями. Данные игры способствуют речевой активности детей и могут быть использованы как в под групповых и индивидуальных занятиях, так и свободной деятельности.

5. Рефлексия

А сейчас еще раз опустите свои руки в вазочки с камнями и ощутите, какая от них идет положительная энергия.

Скажите, что развивают камешки Марблс?

Разделы для работы с камешками Марблс:

Þ Развитие тактильно-двигательного восприятия;

Þ Формирование сенсорной культуры (сенсорные эталоны – форма, цвет, величина);

Þ Развитие зрительного восприятия;

Þ Развитие восприятия пространства;

Þ Развитие творческих способностей;

Þ Развитие речи;

Þ Формирование буквенного анализа;

Я предлагаю вам в завершении оценить наш мастер-класс. Выложите смайлик с улыбкой, кто много интересного и полезного получил на мероприятии и грустный смайлик– кому не очень понравилось.

СПАСИБО ЗА УСПЕШНУЮ И ПЛОДОТВОРНУЮ РАБОТУ!

Литература:

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Вся жизнь ребенка – игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, - необходимый элемент в системе логопедического воздействия. Применение камушков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование стеклянных камушков «Марблс» для развития мелкой моторики и мыслительных операций.

Вся жизнь ребенка – игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, - необходимый элемент в системе логопедического воздействия. Применение камушков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей.

В ходе упражнений предусмотрено, с одной стороны, решение сенсорных задач с учетом различных умений и навыков детей, с другой – приобретение детьми новых знаний и умений, которые они могли бы использовать в разных видах деятельности.

М.М. Кольцова пришла к заключению, что "морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук". Она особо подчеркивает, что влияние импульсов с мышц руки очень значительно в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области. Это относится к детям и с нормальным, и с нарушенным речевым развитием. Систематические упражнения для пальцев не только стимулируют развитие речи, но и являются, по мнению М.М.Кольцовой, "мощным средством повышения работоспособности головного мозга".

Логопедические дети имеют ряд особенностей (нарушение звукопроизношения, трудности в различении акустико- и артикуляторно сходных звуков, недоразвитие лексико-грамматического строя речи) встречается неполноценность динамического праксиса, слухо- и оптико-моторной координации, что препятствует автоматизации графомоторного навыка. Наряду с этим отмечаются дефицит зрительной и слуховой памяти; недостаточный уровень процессов внимания, нарушение формирования самоконтроля и произвольной регуляции поведения. И это далеко неполный перечень возможных расстройств.

Шарики получили свое название от английского «марблс» (то есть мраморные). Современные Марблс делаются из силикатного песка, золы и соды, которые расплавляются в печи. С помощью специальных красителей стеклу придают самые разнообразные расцветки. Красота камушков завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними. Так эстетическая привлекательность Марблс усилила интерес к этой игре у современных детей, в противовес новейшим, высокотехнологичным игрушкам.

Далее предложенные задания предназначены для детей от 3-х лет и до 7-8 летнего возраста, а также для детей с отклонениями в развитии (ДЦП, ЗПР, ОНР, ФФНР - это те диагнозы, с которыми бала апробация). Для детей имеющих нарушения в опорно-двигательной сфере предлагается оснастить пособие дополнительной устойчивостью, т. е. на обратную сторону стеклянного камушка приклеить липучку игольчатой стороной вниз и организовать шершавую поверхность для работы с ними (ковролин, драп и т.д.). Все упражнения могут варьироваться в зависимости от возраста ребенка, его умственной и моторной способности, а также заинтересованности в игре.

В занятие, проводимое педагогом, может включаться одно или несколько видов упражнений. Каждое упражнение проводят несколько раз, постепенно их усложняя. Комплектование, загруженность и продолжительность занятия варьируется педагогом.

Цели использования данного пособия:
1. Формировать правильный захват шарика кистью руки;

2. Развивать сложно координированные движения пальцев и кистей рук;
3. Развивать в ориентировку на плоскости;
4. Работать над дифференциацией цветов;

5. Упражнять в счете;
6. Обогащать словарный запас;
7.Развивать фразовую речь;
8. Развивать внимание, память и мышление;
9. профилактика дисграфии;
10. Воспитывать положительный эмоциональный настрой ребенка на занятии.

Перечень игр с Марблс и их описание:

1. Использование камушков Марблс при изучении лексических тем.

«Собери по образцу». Предлагается картинка - образец, как в мозаике, по которому и необходимо собрать свою картинку.

Упражнение "Помоги"

Цель: развитие умения различать цвета, находить цвет по образцу и по словесному обозначению; стимулирование зрительно-поисковой деятельности. Усвоение названий цветов.

2. Выложи по контуру.

Цель: Закрепление знаний по изучаемой теме и их классификация.

«Продолжи». Продолжить узор или ряд.

3. Звуко-буквенный анализ слов.

Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Фишки-камушки выкладывать под буквами.

РАК

1 . С какого звука начинается слово? Гласный он или согласный? Какие еще слова можно придумать с этим звуком?

2. На каком месте находится звук (:) (в начале, середине, конце?)

3. Сколько в слове гласных, сколько согласных?

«Волшебный мешочек».

1 вариант. Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет - твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный - мягкий согласный звук).

2 вариант. Ребёнок достаёт камешек любого цвета из мешочка и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак: зелёный камушек - зелёный огурец, лук, крокодил и т. д. жёлтый камушек - жёлтая репка, жёлтое солнце, и т. д.

"Гусеничка-модница"

Взрослый называет ряд слов, а ребёнок определяет первый (последний) звук в каждом слове и последовательно выкладывает соответствующий камушек (синий цвет - твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный - мягкий согласный звук).

4. Составление предложений.

Цель: Развитие связной речи, закрепление предложно-падежных конструкций.

1. Составление предложений с предлогами.

2. Составление предложения с заданным словом.

5. Развитие пространственных представлений

1. Помоги бабочке долететь до цветка.

2. Помоги двум друзьям встретиться.

3. Поможем Дюймовочке выбраться из болота, построив дорожку из камушков, называя при этом слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом ИК. Например: мячик, столик, фантик и т. д. Цель: Учить детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Задание: Педагог дает устные задания типа: Положите красный камушек в центр листа. Синий - в левый верхний угол, зеленый - в правый верхний угол, синий - в правый нижний; зеленый - в левый нижний. Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию и через устный контроль педагогом. Педагог предлагает эталон разложенных камушков на плоскости, ребенку необходимо повторить рисунок.

«Разноцветные дорожки» Следуя, по дорожке описывай свой путь. Например: «Я иду по зеленой дорожке, которая идет вверх, направо, вверх налево, вверх, направо, вверх». Я иду по красной дорожке. Дорожка идет налево, вверх, налево, вниз, налево, вверх, направо, вверх. Я иду по желтой дорожке. Желтая дорожка идет: вверх, налево, вверх, направо, вниз, направо, вверх, направо.

Последнюю дорожку выложи камушками синего цвета, опиши ее маршрут, используя слова направо, налево, вверх, вниз.

«Лабиринты». Цель: Развитие пространственных отношений

6. Развитие тактильных ощущений.

Упражнение «Найдем предмет» или «Угадай-ка».

Цель: развитие тактильных ощущений; развитие умения выбирать предметы, отличающиеся от камушков «Марблс» (Например: небольшой строительный материал, киндер-игрушки и т.д.) Оборудование: емкость глубокая, камушки «Марблс», игрушки из киндер-сюрпризов. Задание: педагог предлагает найти игрушки, спрятанные в камушках с открытыми глазами, сначала одной, затем другой рукой. Усложнение: поиск игрушек закрытыми глазами, определить что это.

«Золушка».

А). Разбери по цвету.

В общей емкости большого объема находятся цветные камешки одной формы, но разных цветов, необходимо разобрать в меньшие емкости камешки по цветам.

Б). Разбери по форме.

Так же, как и предыдущая, только камешки разной формы – овальные, круглые.

В). Разбери по размеру.

Так же, как и предыдущие, только камешки разных размеров – большие и маленькие.

7. Работа по коррекции дисграфии.

Игра «Зеркало». Детям рассказывается история о буквах - модницах, которые так любили смотреть в зеркало, что, в конце концов, запутались; где они и где их отражения. Детям предлагается помочь буквам, убрать их неправильные отражения. Игра «Техники». Восстанавливаем сломанные слоги (АП, КИ, УХ). Игра «Разгляди буквы».

7. Знакомство с буквой .

Цель: закрепить зрительный образ изучаемой буквы, развитие мелкой моторики рук. Оборудование: камушки «Марблс», карточки с образцами букв для наложения камушков. Для детей с низкими моторными навыками специально подготовленные камушки и образцы.

8.Развитие внимания, памяти и мышления.

«Крестики – нолики»

Как обычные крестики - нолики, только фигурами одного размера, но разного цвета; разного размера; разной формы.

9. Развитие счета.

"Весёлый счёт"

Выложить столько камешков на столе, сколько:

У человека носов?

Сколько пальцев на одной руке? на двух?

Сколько ушей у собаки?

Сколько глаз у кошки?

Сколько крыльев у птицы?

Сколько ножек у стола? и т. д.

10. Положительный эмоциональный настрой.

Самостоятельные игры. Дети придумывают сюжет сами.

Игра в Марблс признана детскими психологами одной из самых полезных для подрастающего поколения: она развивает меткость, скорость, точность и моторику, а красивые оттенки стеклянных камушков пробуждают в ребенке чувство прекрасного.

Надеюсь, что такое доступное и привлекательное пособие, как камушки Марблс, поможет разнообразить логопедические занятия и повысить интерес к коррекционной деятельности.