Наталья Антоненко
Перспективный план работы с родителями в первой младшей группе
Перспективный план работы с родителями
первой младшей группы на 2016-2017 год.
Сентябрь.
1. Индивидуальные консультации на темы: «Нужно ли готовить ребёнка к поступлению в детский сад», «Адаптация детей к ДОУ».
2. Групповые консультации: «Ваш ребёнок поступает в детский сад».
3. Анкетирование «Давайте познакомимся».
4. День открытых дверей. Знакомство родителей с помещением группы, с режимом дня, с содержанием игрового и спортивного уголка.
6. Наглядная информация «Адаптация ребёнка к детскому саду».
7. Семейный конкурс «Лучший осенний букет».
Октябрь.
1. Индивидуальные беседы, консультации: «Эмоциональное развитие детей младшего возраста», «Роль семьи в физическом воспитании детей».
2. Родительское собрание: «Особенности роста и развития детей младшего возраста. Режим дня».
3. Наглядная информация: «Будьте здоровы, малыши» (фотовыставка,
4. Папка-передвижка «Одежда ребёнка в группе и на прогулке».
5. Памятка для родителей «Как сделать прогулку ребёнка интересной и содержательной», «Подвижные игры на прогулке».
6. Конкурс лучшей семейной фотографии «Маленький огородник».
7. Совместное оформление композиции в приёмной «Самый необычный (полезный или красивый) овощ или фрукт с вашего огорода».
Ноябрь.
1. Индивидуальные беседы, консультации: «Активный отдых в выходные дни», «Профилактика простудных заболеваний», «Двигательная активность – неотъемлемая часть жизни ребёнка в детском саду и дома».
2. Памятки для родителей: «Оздоровление часто болеющих детей», «Игры со всей семьёй (на эмоциональную разгрузку детей)».
3. Наглядная информация «Пальчиковые игры для детей», «Неприятная вещь – плоскостопие».
4. Открытые закаливающие мероприятия в ДОУ: «Динамический час (показ родителям приёмов закаливания детей после дневного сна)», «На утреннюю зарядку вместе с мамой».
5. Консультация «Обучайте ребёнка соблюдению правил безопасности рядом с животным».
Декабрь.
1. Консультация «Сохраняйте и укрепляйте здоровье детей».
2. Наглядная информация «Профилактика гриппа»,
3. Привлечение родителей к украшению группы, изготовлению атрибутов для новогоднего праздника.
4. Групповые беседы «Как ходить с детьми в гости», «Куда пойти с ребёнком на праздники?».
5. Изготовление родителями ширмы для кукольных представлений.
6. Групповой конкурс «Новогодняя игрушка».
7. Участие в предложенных конкурсах ДОУ к новогодним праздникам.
8. Совместное театрализованное представление «Подарки Деда Мороза».
Январь.
1. Консультация для родителей «Кризис трёх лет, как его преодолеть»,
2. Консультация для родителей «Закаливание дома и в детском саду».
3. Привлечение родителей к изготовлению оборудования для спортивного уголка.
4. Памятка родителям «Профилактика плоскостопия (комплекс упражнений для детей)».
5. Индивидуальные консультации «Воспитываем словом».
6. Родительское собрание «Сенсорное воспитание детей».
7. Театрализованная постановка родителей и педагогов «Лесные звери и птицы в гостях у детей».
Февраль.
1. Оформление папки-передвижки для родителей «Приобщение детей к труду».
2. Оформление группового альбома с фотографиями пап и мам на работе «Кем работают твои родители?».
3. Консультации для родителей «Мини-спортивный уголок дома», «Умения и навыки детей 2-3 лет».
4. Развлечение для детей и родителей «Мои первые старты».
5. Фотовыставка «Делаем зарядку дома вместе с детьми».
6. Индивидуальные консультации «Ребёнок у экрана».
Март.
1. Родительское собрание «Воспитание культурно – гигиенических навыков у детей младшего возраста».
2. Развлечение для детей и родителей «Чучелко».
3. Консультация для родителей «Детский травматизм и его профилактика».
4. Выставка образцов рукоделия бабушек и мам детей «Умелые, золотые, добрые руки».
5. Индивидуальные консультации «Как и чем занять ребёнка дома».
6. Привлечение родителей к оформлению развивающей среды в группе.
Апрель.
1. Выставка для родителей детской художественной литературы о животных «Что почитать детям о животных».
2. Круглый стол для родителей с привлечением психолога «Гиперактивные дети, как им помочь».
3. Акция «Сделаем наш сад красивым».
4. Памятка для родителей «Подвижные игры для детей на прогулке».
5. Консультация для родителей с привлечением медика «Профилактика авитаминоза».
6. Участие в конкурсе ДОУ «Сделаем скворечник своими руками».
7. Участие родителей в групповом конкурсе «Пасхальный сувенир».
1. Родительское собрание «Наши успехи. Итоги работы за год и перспективы».
2. Памятки для родителей «Профилактика дизентерии, отравлений и кишечных инфекций».
3. Консультации «Одевайте детей по погоде».
4. Индивидуальные консультации «Летний отдых: чем кормить и чем занять ребёнка».
5. Конкурс для бабушек «Лучший рецепт блюда для внуков».
6. Привлечение родителей для изготовления летних игрушек – самоделок «Наши руки не знают скуки».
7. Акция «Красивая клумба в подарок садику».
Публикации по теме:
Перспективный план по взаимодействию с родителями воспитанников в первой младшей группе детского сада Сентябрь 1. Анкетирование родителей «Давайте познакомимся». 2. Печатная консультация «Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению» 3. Памятка.
Перспективный план работы по взаимодействию с родителями во второй младшей группе на год Перспективный план работы по взаимодействию с родителями во второй младшей группе на 2015-2016 учебный год Месяц Название мероприятия Цель.
Перспективный план работы с родителями по формированию здорового образа жизни у детей первой младшей группы Сентябрь 1. Консультация: «Адаптация ребенка к детскому саду». 2. Беседа: «Значение режима в жизни ребенка». 3. Наглядная информация «Родителям.
Перспективный план работы с родителями в первой младшей группе на 2016–2017 учебный год Цель: Повысить педагогическую компетентность по вопросам дошкольного воспитания. Сентябрь Совместная подготовка к учебному году. Наглядная.
Перспективный план работы с родителями в первой младшей группе Перспективный план работы с родителями в первой младшей группеЦель: создать в детском саду необходимые условия для развития ответственных.
Перспективный план работы с родителями в первой младшей группе
Цель: создать в детском саду необходимые условия для развития ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повысить компетентность родителей в области воспитания.
1. Дать родителям знания различных вопросах воспитания и обучения детей;
2. Способствовать формированию доверительного отношения родителей к воспитателям группы: адекватно реагировать на рекомендации воспитателей группы, прилагать усилия для налаживания партнёрских отношений с воспитателями по решению задач по воспитанию ребёнка.
3. Привлекать родителей к проведению совместных мероприятий в ДОУ.
СЕНТЯБРЬ
Форма работы | Ответственные |
||
Родительское собрание «Добро пожаловать». | Дать родителям понятия адаптация. Знакомство родителей с работой детского сада. Что делать дома, чтобы ребенок быстрее привык к детскому саду. | Заведующая, воспитатели. |
|
Совместная подготовка к учебному году. Оформление родительского уголка: режим дня, расписание непосредственно-образовательной деятельности, знакомство с пед. составом. | Приобщать родителей к активной, совместной работе в новом учебном году. | Воспитатели. |
|
Семинар-практикум «Особенности развития детей второго года жизни». | Знакомить родителей с изменениями в развитии и поведении, происходящими у детей на втором году жизни. | Воспитатели. |
|
Папка-передвижка «Основные задачи развития детей второго года жизни». | Знакомить с особенностями воспитания ребенка этого возраста; играми, характерными для детей 1 – 2 лет. | Воспитатели, музыкальный руководитель. |
Тренинг «Семья нужна человеку для …». | Развивать навыки семейных отношений; укреплять позитивное отношение к себе и другим. | Воспитатели. |
|
Принять участие в конкурсе выставки поделок «Дары осени». | Организация совместной работы родителей и детей в изготовлении поделки из природного материала. | Воспитатели. |
|
Консультация «Детские вопросы». | Показать значение детских вопросов в развитии любознательности дошкольника, вооружить родителей правильно отвечать на них. | Воспитатели. |
|
Анкетирование: «Какое место занимает физкультура в вашей семье». Собрание «К здоровью через сотрудничество». Принять участие в групповом конкурсе «Наши изобретения» (изготовление нестандартного физкультурного оборудования). | Изучить потребности приобретения практических навыков оздоровления ребенка. Привлечь родителей к изготовление флажков ленточек в физкультурный уголок. | Воспитатели. |
|
Семинар «Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей». Фотогазета «Как мы бережем здоровье». Первый тур профилактики ОРЗ и ГРИППА. | Заинтересовать родителей совместно – спортивной деятельностью с детьми, воспитывать жизненную активность у детей и родителей. | Воспитатели. |
Семинар-практикум «Отец в жизни ребенка». | Подвести участников к созданию и принятию положения отца в семье; понять роль отца в воспитании и становлении личности ребенка. | Воспитатели. |
|
Беседа «Отец и сын», «Папина дочка». | Помочь понять особенности воспитания мальчиков и девочек в разные периоды развития. | Воспитатели. |
|
Фотовыставка «Наши питомцы». Сбор фоторепортажей в информационную папку на тему «Играем дома». | Привлечение родителей к совместному созданию с детьми фотовыставки. | Заведующая, воспитатели. |
|
Оформление наглядной агитации «Безопасность детей в быту». | Знакомить с правилами обращения с бытовой техникой . | Воспитатели. |
Акция «Подари книгу». | Обращать внимание родителей на возможности интеллектуального развития ребенка в семье и детском саду на подбор художественной литературы . | Воспитатели. |
|
Папка – передвижка «Артикуляционная гимнастика». | Обращать внимание родителей на возможности развития коммуникативной сферы ребенка в семье и детском саду. | Воспитатели. |
|
Выставка детских работ «Планета творчества». | Поддерживать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду. | Воспитатели, дети. |
|
Фотогазета «Самый лучший папа мой!». Досуг «С папой вдвоем горы свернем». | Привлечь мам и детей к оформлению выставки–поздравления к Дню защитника Отечества. Воспитывать желание делать подарки, проявлять творчество. Привлечь пап к участию в мероприятии. | Воспитатели, родители, дети. |
Организация фотовыставки с рассказами о мамах. «Мамочка любимая моя!» (оформление детскими рисунками). Развлечение «Милая мамочка, мама моя» | Привлечь пап и детей к оформлению выставки–поздравления к 8 Марта. Воспитывать желание делать подарки, проявлять творчество. Формировать у родителей и детей желание участвовать в совместном празднике, получить положительные эмоции, чувство коллективности. | ||
«День самоуправления». Фоторепортаж «Наши успехи в дни самоуправления!», выставки продуктивной деятельности с занятий. | Привлечь родителей к воспитанию детей, научить управлять детским коллективом, выполнять с ними задания, доводить дело до конца, воспитывать уверенность в себе. | Воспитатели, родители. |
|
Фотовыставка «День рождение – праздник детства». | Приобщать родителей к активной жизни в группе и умению совместно с детьми проводить отдых. | Воспитатели, родители, дети, музыкальный руководитель. |
|
Совместное физкультурное развлечение «Вместе с папой, вместе с мамой поиграть хочу!» | Получить положительные эмоции, удовлетворение от совместного участия в развлечении, воспитывать сплочение, коммуникабельность. | Воспитатели, родители, дети, музыкальный руководитель. |
Тематическая выставка рисунков «В полёте» посвящённая Дню космонавтики (совместная работа детей и родителей). | Приобщение пап к воспитанию детей, проведению совместной деятельности. Воспитывать желание проявить активность. | Воспитатели, родители. |
|
Фотогазета со стихами «Весенняя прогулка в детском саду». Папка передвижка «Весной гуляем, наблюдаем, трудимся, играем!» (о важности весенних прогулок). | Дать информацию о прогулках в детском саду, мероприятиях и видах деятельности на улице, подвижных играх. Воспитывать желание активно проводить время с детьми на улице. | Воспитатели, родители. |
|
Фотовыставка "Мой ребенок в детском саду”. | Родители и воспитатели совместно готовят фотографии детей в детском саду | Воспитатели, родители. |
|
Консультация «Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребёнка» Информационная папка: «Прогулка – это важно!», «Активный отдых, это как?!», «Игры на природе!». | Дать знания о важности активного отдыха на улице, участии родителей в играх, воспитывать заинтересованность к нуждам и потребностям ребёнка. | Воспитатели. |
Организация выставки – поделок к Дню Победы. Информационные файлы «Мои родные защищали Родину». | Привлечь родителей к участию в дне памяти участников в ВОВ, творческому изготовлению поделок из любого материала. Воспитывать желание знать больше о родных. | Воспитатели, родители, дети |
|
Консультация «Как избавиться от нежелательной привычки» | Обращать внимание родителей на вредные привычки детей. Оповестить, как от них избавиться. | Воспитатели. |
|
Родительское собрание «Вечер вопросов и ответов» - итоги за год. Анкетирование «Удовлетворенность работой ДОУ». | Дать информацию об успехах детей на конец учебного года, познакомить для летнего оформления с инновационной работой, рассказать о летнем режиме работы сада, подготовить родителей к началу следующего года. | Заведующая, воспитатели. |
|
Подготовка участка к летнему периоду. Папка - передвижка: «Чем занять ребенка летом». | Привлечь родителей к подготовке группы к летнему периоду работы, дать информацию о том, как провести лето с ребенком. | Воспитатели. |
План работы с родителями
Сентябрь
- Родительское собрание:
- Наглядная информация : «Режим дня» , , «Памятка родителям» , , «Объявления!» .
- 4. Консультация: «Первый раз в детский сад» .
- Индивидуальные беседы
Октябрь
- Консультации : «Привычки» .
«вредных привычек» .
2.Консультация:
Ноябрь
- Выставка портретов : «Мамочка любимая» .
2.Памятка: .
- Консультация : .
Декабрь
- Родительское собрание: .
- Выставка поделок : «Мастерская Деда Мороза» .
- Папка- передвижка : .
4.Новогодний утренник: «Праздник к нам приходит».
Январь
1.Беседа:
2 Консультация: «Начинаем утро с зарядки».
Февраль
- Консультация : .
- : «Мой папа самый лучший» .
Цель : развитие творческого взаимодействия родителей и детей.
Март
- Консультации : «Какие сказки читать детям» , .
- Выставка поделок : .
Цель : развитие творческого взаимодействия родителей и детей.
- Праздник : «8 Марта – мамин праздник» .
- Папка – передвижка : «Этикет для малышей» .
- Рекомендация : «Ребёнок на прогулке весной» .
- игротека .
Апрель
- Консультация : «Осторожно, весна!»
Цель :
- Беседа : «Ребёнок на улице» .
- Консультации : «Наказание и поощрение» ,
- Родительское собрание: «Чему мы научились за год» .
3.Консультация : «
Цель: ознакомить с п
4.Субботник: «Наш участок».
План работы с родителями
в первой младшей группе №1 на 2017-2018 учебный год
Сентябрь
- Родительское собрание: «Адаптация ребёнка в детском саду».
Цель : познакомить родителей с особенностями протекания адаптации детей в группе, программой, задачами развития и воспитания на год. Выборы родительского комитета.
- Наглядная информация : «Режим дня» , «Организованная образовательная деятельность» , «Памятка родителям» , «Учите и читайте вместе с нами» , «Меры профилактики заболеваемости в детском саду», «Поздравляем», «Объявления!» .
Цель : нацелить, приобщить родителей к активной, совместной работе в новом учебном году.
- Совместная подготовка к учебному году: беседы по подготовке к учебному году, обновление группового инвентаря, участка.
Цель : вовлечь родителей в жизнь группы.
- 4. Консультация: «Первый раз в детский сад» .
Цель : нацелить родителей к активной совместной работе по проведению адаптации детей к детскому саду, воспитателю.
- Индивидуальные беседы с родителямивновь поступающих детей: знакомство родителейс основными документами дошкольного блока, получение первоначальных сведений о семье.
Цель : заключение родительских договоров, оформление «Сведения о родителях».
Октябрь
- Консультации : «Привычки» .
Цель : нацелить родителей на совместную работу по устранению «вредных привычек» .
2.Консультация: «Как приучить 2-3 летнего ребенка убирать за собой игрушки»
Ноябрь
- Выставка портретов : «Мамочка любимая» .
Цель : привлечь родителей к совместной изобразительной деятельности дома, активизация творчества родителей и детей.
2.Памятка: «Одежда ребёнка для прогулок» .
- Консультация : «Воспитание культурно – гигиенических навыков» .
Цель : настроить родителей на совместную работу по привитию детям культурно – гигиенических навыков.
Декабрь
- Родительское собрание: «Как готовиться к празднику «Новый год» .
Цель : показать родителям важность работы по развитию мелкой моторики; обозначить взаимосвязь мелкой моторики рук и речи детей. Научить родителей играм и упражнениям по развитию мелкой моторики.
- Выставка поделок : «Мастерская Деда Мороза» .
Цель : развитие творческого взаимодействия родителей и детей.
- Папка- передвижка : «Прогулка с детьми в зимний период» .
Цель : дать родителям практические советы по проведению наблюдений в зимнее время года.
4.Новогодний утренник: «Праздник к нам приходит».
Цель: получить положительные эмоции от праздника.
Январь
1.Беседа: «Стихи и потешки для развития мелкой моторики».
Цель : помочь родителям в правильном подборе материала.
2 Консультация: «Начинаем утро с зарядки».
Цель : довести до родителей важность утренней гимнастики и необходимость не опаздывать на зарядку.
Февраль
- Консультация : «Как провести выходной день с детьми» .
Цель : повышение педагогической культуры родителей.
- Выпуск стенгазеты с фотографиями : «Мой папа самый лучший» .
Цель : развитие творческого взаимодействия родителей и детей.
Март
- Консультации : «Какие сказки читать детям» , «Как правильно общаться с детьми» .
Цель : обращать внимание родителей на возможности интеллектуального развития ребёнка в семье и детском саду. Побуждать к чтению дома художественной литературы.
- Выставка поделок : «Фоторамочка для портрета мамочки» .
Цель : развитие творческого взаимодействия родителей и детей.
- Праздник : «8 Марта – мамин праздник» .
Цель : получить эмоции от праздника.
- Папка – передвижка : «Этикет для малышей» .
Цель : привлечение внимания родителей к вопросам воспитания культуры поведения. Реализация в детском саду и дома единых методов воспитания.
- Рекомендация : «Ребёнок на прогулке весной» .
Цель : дать родителям практические советы по проведению наблюдений с детьми в весенний период.
- Нетрадиционное родительское собрание: игротека «Путешествие в страну Сенсорику» .
Цель : обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.
Апрель
- Консультация : «Осторожно, весна!»
Цель : формирование у детей навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.
- Беседа : «Ребёнок на улице» .
Цель : предупреждение детского травматизма.
- Консультации : «Наказание и поощрение» , «Согласие между родителями – это важно!»
Цель : воспитывать желание мирным путём находить выход из разных проблемных ситуаций в группе.
- Родительское собрание: «Чему мы научились за год» .
Цель : подвести итоги совместной деятельности воспитателя и родителей за прошедший год.
3.Консультация : « Оздоровление детей в летнее время».
Цель: ознакомить с правилами безопасности детей на отдыхе в летний период.
4.Субботник: «Наш участок».
Цель: привлечение родителей воспитанников к работе по улучшению состояния территории участка.
В первой младшей группе детского сада ребёнок познаёт мир общественных отношений, в котором он растёт. У малыша закладываются нормы и основы коммуникабельности, бурными темпами развивается речь. Происходит нелёгкий процесс адаптации к детскому саду. Грамотно выстроенная работа с родительской общественностью позволяет воспитателю лучше узнать своих подопечных, получить обратную связь от мам и пап и в целом более эффективно организовать образовательно-воспитательный процесс в младшей группе ДОУ.
Важные аспекты теории
Основными особенностями детей, посещающих первую младшую группу (в возрасте 1,5–3 лет), являются повышенная чувствительность к разлуке с матерью и страх нового. Зачастую адаптация малышей к ДОУ протекает болезненно, стресс переживают и дети, и родители. Помимо этого, родителям часто не хватает качественной информации о жизнедеятельности дошкольного учреждения, оптимальных условиях развития малышей.
Цели и задачи работы с родителями в первой младшей группе
Основной целью работы с родителями детей до 3 лет является объединение усилий семьи и детского сада для успешной адаптации дошкольников к ДОУ, их воспитания и развития.
В первой младшей группе работа с родителями направлена на то, чтобы обеспечить малышу обучение и максимально комфортные условия пребывания в детском саду.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- повысить педагогическую компетентность родителей за счёт распространения актуальной информации;
- оказать практическую помощь в воспитании и развитии детей;
- способствовать доверительному отношению родителей к воспитателям группы: учитывать рекомендации специалистов, быть открытыми к диалогу.
Родительские мероприятия для первой младшей группы детского сада имеют свои особенности, но в целом сходны с собраниями в любой группе детского сада. Цель конкретного мероприятия для родителей может быть любой, но в целом она будет вести к достижению главной цели. Увеличение количества целей ведёт за собой автоматическое увеличение числа задач, с помощью которых цели будут достигнуты. Чтобы избежать негатива и впустую потраченного времени и сил, следует помнить, что цель - одна, а задач, её реализующих, несколько (желательно не ставить более 10 задач).
На постановку цели и задач оказывают влияние следующие факторы:
- Время, когда проводится мероприятие (перед учебным годом, начало учебного года, середина или окончание).
- Фактическая обстановка в группе (успехи и достижения детей, возникающие затруднения).
- Потребности родителей в информации об особенностях возраста детей и процессе адаптации ребёнка к ДОУ (оформление стенда, рассказ с примерами, выдача листовок и памяток и т. д.).
В начале учебного года будут актуальными следующие цели:
- Обеспечение успешной адаптации детей и родителей к ДОУ.
- Установление психологического контакта с семьёй.
В середине года:
- Развитие речевых способностей ребёнка раннего возраста в семье и в ДОУ.
- Построение системы воспитания здорового ребёнка.
- Закрепление и развитие новых навыков и умений ребёнка.
Доверие и активное взаимодействие родителей ребенка и детского сада формируют морально и психически здоровую личность
В конце года:
- Акцентируя внимание на достижениях детей за учебный год, дать рекомендации на лето по дальнейшему развитию.
- Используя совместный опыт, накопленный за прошедший год, помочь родителям подготовиться и подготовить малыша к следующему году обучения (важно акцентировать внимание на психологическом кризисе ребёнка 3 лет).
Формы работы
Все формы работы с родителями в первой младшей группе можно разделить на 3 группы:
Отдельно следует рассмотреть такую форму работы, как досуг с родителями. Он может заключаться в проведении праздника в детском саду или совместной прогулки в лес. Важно помнить, что эта форма работы с родительской общественностью требует долгого и грамотного планирования, а также кропотливой подготовки. Ведь для детей такие мероприятия - это вовсе не отдых, а нестандартная форма обучения, возможность почерпнуть новые знания и эмоции. Поэтому лучше ещё на стадии подготовки мероприятия обсудить все возможные детали и нюансы с родителями.
Таблица: темы и формы мероприятий для родителей в первой младшей группе
Сроки проведения | Тема родительского собрания | Форма проведения | Пояснения |
Сентябрь | Давайте познакомимся! | Беседа, анкетирование | Знакомство с родителями, информирование о нормах и правилах, принятых ДОУ. |
Октябрь | Детские эмоции | Беседа |
|
Декабрь | Крепкое здоровье | Подвижное физкультурное занятие вместе с родителями | Наглядная демонстрация правильных полезных упражнений для укрепления здоровья малышей. |
Февраль | Я - сам! | Чаепитие | Закладывание основ самообслуживания и воспитание самостоятельности. |
Март | Учим цифры | Круглый стол | Формирование элементарных математических представлений. |
Апрель | Транспорт - друг! Транспорт - враг! | Деловая игра | Перед летними каникулами необходимо дать детям понятия о правилах дорожного движения. |
Май - июнь | Прощай, младшая группа! | Беседа, дидактическая игра, чаепитие | Представление результатов работы в группе за год, рекомендации по развитию способностей ребёнка и по подготовке к следующему учебному году. |
Родительское собрание в первой младшей группе
Родительские собрания для детей в первой младшей группе - это начало взаимодействия родителей и образовательного учреждения. Даже если ребёнок далеко не первый в семье, его путь в детском саду будет отличаться от того, что проделали его братья и сестры. Поэтому для родителей малыша далеко не всё повторится, что-то будет впервые. Важно, чтобы самый первый год пребывания в детском саду был для ребёнка успешным, радостным и познавательным. Для этого и родителям, и воспитателю придётся приложить много усилий. Родительское собрание - ключевой момент, когда проверяется, насколько эффективно взаимодействие, и ставятся задачи на ближайшее время. В течение года проводят не менее 3 собраний - в начале учебного года, середине и конце.
Установление контакта с семьёй
При работе с родителями важно учитывать индивидуальные особенности каждой отдельной взятой семьи. Поэтому воспитателю необходимо установить дружелюбные и доверительные отношения с родительской общественностью. Для достижения такого сотрудничества нужно придерживаться следующего плана:
- Провести предварительный опрос родителей, позволяющий выявить их потребности и нужды.
- На основе полученных при опросе данных выбрать тему и форму предстоящего родительского собрания. Создать для себя конспект, в котором расписать основные пункты собрания.
Это важно. Не забудьте уточнить у родителей контактную информацию.
- Своевременно сообщать родителям об особенностях поведения ребёнка и его достижениях. Это позволит мамам и папам сформировать наиболее полный образ ребёнка.
- Проводить с родителями корректные индивидуальные беседы с целью понять обстановку в семье. Выяснить трудности и проблемы в воспитании ребёнка.
Установить контакт с родителями помогают нетрадиционные формы работы
Полученная информация необходима воспитателю для нахождения индивидуального подхода к каждому ребёнку и для планирования направленности групповых занятий.
Требования к организации родительского собрания
Тема родительского собрания является совокупностью потребности родителей и поставленной воспитателем цели. Поэтому тема в большинстве своём подбирается воспитателем с учётом особенностей родительской общественности. Форма проведения родительского собрания должна наиболее полно раскрывать поставленную тему, а также следует учитывать принципы и уклады, принятые в семьях воспитанников.
На воспитателя ложится большая ответственность по подготовке родительского собрания. Готовиться к мероприятию лучше начинать заранее и придерживаться основных правил:
- Всё, что планируется, должно быть направлено на реализацию конкретной цели и соответствовать выбранной теме.
- Детально прописываются вопросы, которые должны быть рассмотрены на собрании (повестка). Для этого уточняют у родительского комитета, нужно ли им предоставить слово, сколько времени это займёт. Бывает так, что родители предлагают рассмотреть вопрос, который уже заложен в тему собрания. Тогда нужно обсудить какую часть, как и кто будет сообщать.
- Заранее регламентируют повестку и общее время проведения собрания. Родители - люди, у которых время ограничено, и они надеются максимально эффективно провести его. Если собрание затягивается и начинает превышать 1,5 часа, то о позитивном настрое можно забыть.
- В повестке дня вопросы ставят по степени их важности и форме представления. Так, за чаепитием можно представить видеоотчёт о проведённом празднике, но не следует само чаепитие организовывать до объявления официальной информации или решения актуальных вопросов родительского комитета.
- Тщательно проверяют, насколько форма представления информации соответствует выбранному материалу. Сообщать официальную информацию по внутреннему распорядку ДОУ в форме беседы будет большой ошибкой.
- В общее время, отведённое для проведения родительского собрания, обсуждают только те вопросы, которые касаются всей группы в целом. Не следует обсуждать одного конкретного ребёнка при всех. Для этих целей планируют время индивидуальных консультаций.
- В план собрания обязательно включают пункт - сообщение о достижениях или важных событиях в группе. Не стоит делать развёрнутый доклад на эту тему. Тут можно воспользоваться иными формами: создать небольшой видеоролик с фотографиями или оформить стенд с работами, или воспользоваться иными формами.
- Каждое родительское собрание - событие, которое должно запомниться. Тут есть место для творчества и креатива. Главное - помнить о правиле «Золотой середины». Нужно соблюдать баланс между официальной и неофициальной частью, количеством и реальной потребностью в наличии разнообразия и дополнительного материала. К примеру, если запланирована дидактическая игра, то ролевая игра уже не проводится.
- Важно вовремя оформлять сопутствующую документацию. Заполняя документы, воспитатель не только прописывает все вышеприведённые пункты, но и помогает себе в дальнейшей деятельности. Чем лучше продумана повестка собрания, тем успешнее оно пройдёт. К тому же спустя полгода трудно вспомнить то, что реально происходило на родительском собрании. Вот тут-то и пригодятся разработки, повестка, протокол, дополнительные материалы. Желательно к общему числу документов прибавить личные заметки о проведённом собрании.
- Специалисты - логопед, психолог, преподаватель музыки или физкультуры, тренер по плаванию - помощники. Их приглашают по мере необходимости. Выступление специалиста должно быть органично вписано в родительское собрание или вынесено за его пределы в индивидуальные консультации.
При подготовке родительского собрания важно придерживаться чёткой схемы
Как провести первое родительское собрание в младшей группе
Целью первого родительского собрания в младшей группе является налаживание контакта с родителями воспитанников, совместное создание планов на предстоящий учебный год.
- Провести краткий опрос родительской общественности с целью выяснить контактные данные и основные семейные приоритеты.
- Рассказать родителям об учебном заведении, в котором будут учиться их дети. О правилах и требованиях, принятых в ДОУ.
- Наметить перспективы дальнейшей совместной работы по обучению и воспитанию детей.
Работу с родителями следует строить, придерживаясь следующих этапов:
Советы для родителей помогают им установить доверительные отношения с ребёнком
Таблица: пример конспекта собрания в младшей группе
Автор | Герасимова Я.Е., воспитатель МБДОУ ЦРР №25, пос. Сибирцево, Приморский край |
Название | «Давайте познакомимся» |
Повестка дня |
|
Ход собрания | В.: Добрый вечер. Мы рады видеть вас на нашей первой встрече. Сегодня у нас с вами первое родительское собрание, на котором мы познакомимся, узнаем друг друга поближе, я расскажу вам о том, чему наши дети уже успели научиться за период адаптации к детскому саду и что им ещё предстоит узнать. Перед вами ручки и листочки, можете записывать вопросы, возникшие в течение собрания. Сегодняшнюю нашу встречу я хочу начать с шуточного стихотворения «Отвели бутуза в сад». (Воспитатель читает стихотворение.) Итак, Вы привели своих детей в детский сад и у нас с Вами одна общая цель, сделать их пребывание здесь комфортным, безопасным, интересным, увлекательным, познавательным и т. д. Во время пребывания ребёнка в детском саду мы (дети, педагоги, родители) составляем треугольник. Во главе треугольника, конечно же, стоит ребёнок. Как Вы думаете, что произойдёт с трехногим табуретом, если подломится одна ножка? (Упадёт) Вот именно, упадёт! Вспомните басню Крылова «Лебедь, рак и щука» где говорится: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт, выйдет у него не дело, только мука!». Следовательно, нам с Вами нужно объединить усилия для того, чтобы детям было интересно и комфортно в детском саду, и здесь очень важно наличие взаимопонимания и поддержки. Мы с вами будем жить одной, я надеюсь, дружной семьёй. А для начала нужно поближе познакомиться. Дети очень любят играть в «Волшебную палочку». Мы сейчас с Вами попробуем окунуться в детство и тоже поиграем. Правила игры: Тот, у кого в руках волшебная палочка называет себя так, как хотел бы, чтобы его называли окружающие. Меня зовут Яна Евгеньевна. Я воспитатель первой младшей группы. (Каждый родитель представляет себя.) Вот мы и познакомились. Спасибо! Теперь я расскажу вам, чему мы уже успели научиться. А научились мы многому. В нашей группе проходит 10 занятий в неделю. Это рисование, лепка, музыкальное, физкультурное, ознакомление с окружающим миром, художественное чтение, развитие речи - в этой области мы видим особенно яркие достижения. Все занятия проходят в игровой форме. Каждый день проводятся 2 занятия по 10 минут. В течение дня проводятся различные подвижные игры, разучиваются пальчиковые игры и потешки, проводятся индивидуальные беседы с детьми. За время адаптации дети:
Как видите, научились мы многому, но ещё больше нам предстоит узнать и самое главное - научить детей самообслуживанию. И в этом процессе вы должны принять самое активное участие. Часто бывает так, что ребенок в саду самостоятельно кушает, раздевается и частично одевается, но после некоторого пребывания дома приходит в детский сад и мы снова учим его кушать, одеваться и т. д. А при общении с родителями выясняется, что дома вы все делали за него, потому что так быстрее, удобнее, аккуратнее и т.д. Председатель родительского комитета: |
Протокол собрания
Протокол - это письменный документ, в котором подробно отражается ход ведения собрания. Он необходим для фиксации всех принятых решений, которые потом должны быть реализованы на практике. К протоколу родительских собраний должны прилагаться тексты выступлений, консультаций воспитателей группы и других специалистов, которые выступали на мероприятии. К сожалению, не все педагоги считают обязательным ведение, оформление и хранение подобной документации.
Это важно. Протокол - это своеобразная страховка воспитателя, подтверждающая правомерность его действий и администрации ДОУ, если возникают неприятности или спорные вопросы.
Правильное и своевременное заполнение протокола помогает в решении спорных вопросов и подготовке к следующему родительскому собранию
Чаще всего протоколы родительских собраний - это документы внутреннего пользования, поэтому при их создании не используют бланк и не указывают полное наименование учреждения. Важно оформлять протоколы своевременно, в течение 3 рабочих дней. В приведённом ниже образце дана наиболее часто употребляемая форма протокола (сокращённая).
Протокол №____
Родительского собрания группы №______ Тема:_______________________________________________________
от « »_____________201_______года.
Присутствовало: ______человек.
Отсутствовало: _______ человек.У каждой группы участников открытого занятия разные цели
Нельзя нарушать требования к открытым занятиям в детском саду:
Это важно. Продолжительность непрерывной НОД в первой младшей группе не превышает 10 минут.
Обычно открытые занятия проводятся без репетиции, поэтому они требуют долгой и кропотливой подготовки. Может быть репетиция только отдельных элементов, такие как стихи, песни, то есть то, что дети должны выучить (подготовить) заранее. Но это возможно с детьми средней группы. В младшей группе возможна только психологическая, моральная подготовка детей к мероприятию.
Теоретическая часть подготовки к открытому занятию
Воспитатель должен чётко сформулировать цель открытого занятия, а также навыки и знания детей, которые оно должно будет закрепить. После того как цель будет определена, можно сформулировать тему. Важно проследить, чтобы открытое занятие вписывалось в учебный план и имело связь с последующими занятиями. Когда уже есть цель и тема, необходимо составить список задач, реализуемых на открытом занятии.
Затем можно приступать к выбору литературы, которая должна наиболее быстро и просто решать поставленные задачи. Нужно подобрать задания для детей (лучше всего из выбранной литературы), которые будут:
Используя стандартную схему, воспитатель составляет свой план открытого занятия
После того как задания будут подобраны, следует составить чёткий план занятия. Для этого нужно выработать последовательность действий и продумать моменты активности и спокойствия. Маленькие дети не могут долго сидеть на одном месте, им обязательно нужно переключаться с одного вида деятельности на другой.
Если используется какая-то новая методика или технология, то желательно опробовать её на других занятиях. И последнее, что требуется обдумать - это контроль и безопасность деятельности детей.
Практическая часть подготовки к открытому занятию
Любое мероприятие вначале прописывается в календарном планировании всего учреждения, так как требует привлечения других сотрудников (к примеру, психолога, логопеда и др.). Затем готовится приказ по всему учреждению. Потребуется список всех наглядных пособий и приспособлений, которые будут нужны для проведения открытого занятия. Если необходимо какие-то наглядные пособия сделать своими руками, то нужно все приготовить заранее. Каждый пункт следует подготовить и проверить, желательно, не один раз.
Не менее чем за 2 недели, а лучше за месяц, необходимо пригласить родителей. Родителей предупреждают, что они лишь наблюдатели, поэтому не стоит подсказывать или помогать ребёнку. Нельзя вмешиваться в занятие, подсказывать, выскакивать с камерой или фотоаппаратом. Очень важно донести до каждого приглашённого тот факт, что, что бы ни случилось, не следует вмешиваться. У детей в возрасте 1,5–3 года концентрация внимания очень мала, и они быстро реагируют на изменение обстановки и отвлекаются.
Правильное поведение родителей на открытом занятии поможет детям
Работа с родителями в детском саду имеет огромное значение для формирования здоровой личности каждого ребёнка. Каждое мероприятие с родительской общественностью требует подготовки и поэтапного планирования. Мероприятия с родителями малышей первой младшей группы призваны облегчить процесс адаптации детей к образовательному учреждению и способствовать успешной социализации.
Hина Церенова
Работа с родителями в первой младшей группе на 2015–2016 учебный год
Работа с родителями
в первой младшей группе
на 2015-2016 учебный год .
СЕНТЯБРЬ
1. Индивидуальные беседы с родителями вновь поступающих детей.
2. Папка-раскладушка «Безопасность дорожного движения»
3. Консультация «Обучение дошкольников правилам БДД» .
4. Беседа «Учите детей правилам дорожного движения»
5. Родительское собрание «Будем знакомы» .
Знакомство друг с другом;
Адаптация ребенка к условиям детского сада;
Психологические особенности детей 2-3лет;
Памятка для родителей ;
Выборы родительского комитета группы .
6. Папка - раскладушка «Основные показатели развития ребёнка третьего года жизни» .
Привлечение родителей к активной , совместной и педагогически правильной работе по проведению хорошей адаптации детей к новой группе , воспитателям.
Реализация единого воспитательного подхода по обучению детей правилам дорожного движения в детском саду и дома.
Настроить родителей на плодотворную совместную работу по плану и правилам группы .
Знакомство родителей
1. Памятка «Зависимость слойной одежды от температуры в помещении» .
2. Консультация «Воспитание привычек и первых навыков культуры поведения».
3. Консультация «Роль взрослых в развитии речи детей.
4. Папка-передвижка «Значение пальчиковой гимнастики для ребенка» .
5. Индивидуальные беседы с родителями о необходимости проводить вакцинацию против гриппа и ОРВИ. родителей .
Обогащение педагогических знаний родителей по вопросам речевого развития ребёнка.
Ознакомление родителей с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников
1. День открытых дверей.
2. Изготовление семейного альбома «Наша дружная семья» .
3. Совместная подготовка группы к зиме (утепление окон, подборка медицинских советов, и т. д.) .
4. Консультация «Значение игры в развитии мышления ребенка» .
5. Папка-передвижка «Ранний возраст : игры, развивающие мышление» .
6. Памятка родителям о руководстве игрой ребенка в семье.
7. Консультация «Формирование чувства гордости у детей третьего года жизни» .
8. Консультация «Режим и его значение в жизни ребёнка» .
Формирование положительного имиджа детского сада в сознании родителей , демонстрация всех видов воспитательно-образовательной работы коллектива с детьми , установление партнёрских отношений с родителями .
Включение родителей в совместную деятельность с детьми.
Формирование у детей и родителей заинтересованности и умение играть в игры.
1. Консультация «Психологическая защищенность как условие полноценного развития дошкольника.
2. Праздник «Добрый дедушка Мороз, деткам елочку принес» .
3. Консультация «Особенности физического развития детей 2-3 лет» .
Приобщение семей к здоровому образу жизни, активному отдыху, спорту.
Укрепить здоровье детей и совершенствовать работу по физическому развитию в семьях воспитанников.
Знакомство родителей с требованиями программы воспитания в детском саду детей 2 - 3 лет.
1. Беседа «Эмоциональное воспитание ребенка в повседневной жизни» .
3. Консультация «Ребенок и изобразительная деятельность»
4. Беседа «Капризы и упрямство» .
5. Консультация «Секреты воспитания» .
6. Анкетирование «О способах воспитания» .
Распространение педагогических знаний среди родителей , практическая помощь родителям в воспитании детей .
Повысить знания родителей о нетрадиционной технике рисования детей.
1. Консультация «Чем занять ребенка дома» .
2. Фотовыставка «Самый лучший папа мой» .
3. Беседа «Всё о детском питании» .
4. Консультация «Воспитание самостоятельности у ребёнка двух – трех лет» .
5. Памятка «Как воспитать у ребёнка самостоятельность» .
Распространение педагогических знаний среди родителей .
Формирование единого подхода к правилам питания ребёнка в детском саду и дома.
1. Памятка родителям о безопасном поведении детей дома.
2. Консультация «Кризис трех лет» .
3. Фотовыставка «Мама - солнышко моё!» Родительское собрание «Вырастим детей здоровыми» :
Утренняя гимнастика родителям ;
Причины заболевания детей;
Выступление медсестры «Как правильно закаливать ребенка» »
О разном.
4. Фотовыставка «Мама - солнышко моё!»
Обсуждение насущных проблем, обмен опытом.
Распространение педагогических знаний среди родителей .
1. Фотовыставка «Мой ребенок в детском саду» .
2. Беседа «Ребёнок – левша» .
4. Анкетирование «Воспитание у ребёнка интереса и любви к книге» .
Воспитывать желание проявлять участие, творческую активность.
Распространение педагогических знаний среди родителей .
1. Организовать совместно с родителями «День добрых дел» (субботник на территории участка) .
2. Консультация «Мы уже большие стали» .
3. Беседа «Как провести отпуск с ребенком» .
5. Родительское собрание «Наши дети повзрослели» :
Итоги уходящего года;
Просмотр презентации «Наши дети повзрослели» ;
Отчет родительского комитета о проделанной работе .
Обсуждение планов с родителями на будущий учебный год .
Информировать об успехах детей на конец учебного года , познакомить с летним режимом дня.
Публикации по теме:
Перспективный план работы с родителями первой группы раннего возраста. Направления работы с родителями Перспективный план работы с родителями 2015-2016 учебный год I группы раннего возраста. (Направления работы с родителями) Сентябрь Методическое.
Сентябрь 1. Совместная подготовка к учебному году. Наглядная информация: «Режим дня», «Расписание НОД», «Правила для родителей»,.
Сентябрь 1. Индивидуальные консультации «Идём в детский сад», «Как облегчить адаптацию?», «Что должно быть в шкафчике; 3. Групповое.