Классный час для подростков на тему: «Сильная любовь. Классный час на тему "любовь огромная страна" Классный час о первой любви

Цель. Формирование нравственной культуры старшеклассников, понимания значения такой нравственной категории, как любовь в жизни человека, ее многоликости.

Задачи.

  1. Формировать уважительное отношение к себе и людям, которое тебя окружают
  2. Развивать критичность мышления, делать выводы, высказывать свое мнение.

Я дышу и значит я люблю,
Я люблю и значит я живу.
Свежий ветер избранных пленил,
С ног сбивал, из мертвых воскрешал.
Потому что, если б не любил
Значит бы не жил,
Значит, не дышал.

В.Высоцкой.

На столе лежат сердечки разных цветов:

  • Красный (восторг)
  • Оранжевый (радость, тепло)
  • Желтый (светлое, приятное)
  • Зеленый (спокойствие)
  • Синий (грустное, неудовлетворенное)
  • Фиолетовый (тревожное, напряженное)
  • Черный (упадок, уныние)

В конце урока ребятам будет предложено раскрасить сердечки в тот цвет, который они захотят. Учитель увидит с каким настроением дети пришли на кл.час, а с каким ушли.

У. - Прошу вас выбрать сердечки и сесть по группам так, как вы хотите.

Музыка. Учитель читает стихотворение (из к/ф “Ирония судьбы”).

Мне нравится, что Вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не Вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Спасибо Вам и сердцем и душой
За то, что Вы меня, не зная сами, так любите,
За мой ночной покой,
За солнце не у нас над головами.
За то, что Вы, увы, больны не мной,
За то, что я, увы, больна не Вами…

У. - Тема нашего сегодняшнего разговора – любовь. Это великое и всеобъемлющее чувство. Счастлив тот, кого коснулась своей рукой любовь.

А что такое любовь? Кого можно любить?

(Ребята высказывают свою точку зрения)

На доске картинки (мама и ребенок, человек и животное, гос. Символика, мужчина и женщина, природа и др.)

Учитель на доске фиксирует высказывания учеников.

Другую личность, человеческое общество, идею.

У. - А вот как трактует это понятие философский словарь:

Любовь – интимное и глубокое чувство человека, направленное на другую личность, человеческое сообщество, идею.

Задание. Расположите, пожалуйста, понятия по степени важности для вас. Отнеситесь, аргументируйте. (Работа в группах, обсуждают 5 минут).

У. - Любовь вызывает наиболее сильные положительные чувства, хотя также известно, что она вызывает и самые отрицательные эмоциональные переживания. Полнота жизни человека во многом зависит от того, испытал ли человек в своей жизни это чувство. Ведь любовь заражает человека энергией, вдохновляет его на подвиги, помогает жить.

Задание. Напишите, какие положительные и отрицательные чувства может вызвать любовь. (Ребята в группах обсуждают, фиксируют на листочках.)

У. - Я думаю, вы со мной согласитесь, что ощущение счастья во многом зависит от особенностей человека. Есть люди, которые, несмотря на жизненные трудности, невзгоды, счастливы, а есть и такие, которые всегда находятся в депрессивном состоянии. Вам, наверное, знакома и та, и другая категория людей. Сколько людей озлобляются, проявляя нетерпимость в отношении всего, что их окружает, и не осознает человек, что он сам создает вокруг себя и отношения с людьми, и ощущение счастья.

Поэтому я выбрала такой эпиграф к нашему сегодняшнему разговору.

У. – Почему же умение любить это искусство?

У. - Ответьте на вопросы анкеты.

  • Я ощущаю внутреннюю раскованность и легкость
  • Мне приятно и радостно ходить в школу
  • Меня ничто не раздражает
  • Я могу положительно влиять на других, мне хочется им помогать.
  • Я терпеливо отношусь к человеческим ошибкам
  • Я ощущаю себя счастливым человеком
  • Дома после школы я чувствую приятную усталость
  • У меня есть несколько близких друзей и много хороших знакомых
  • Люди любят ходить ко мне в гости
  • Я не обижаюсь, когда надо мной по доброму подшучивают
  • Если меня обижают, я не бросаюсь спорить, а жду, когда человек успокоиться, и если он меня захочет выслушать, я обязательно скажу ему о своем уважении к нему, но при этом жестко и честно изложу свою точку зрения.
  • Я не таю обиды на людей и таю на них зла
  • Я верю в красоту, добро и разум
  • Поздравляю тех у кого больше плюсов, значит у вас все хорошо и вы можете считать себя счастливым человеком, а у кого больше минусов задумайтесь хорошенько, что вам нужно изменить в своем мироощущении.

Поздравляю тех, у кого больше плюсов, значит, у вас все хорошо и вы можете считать себя счастливым, а у кого больше минусов, задумайтесь, что вам нужно изменить в своем мироощущении

Почему же умение любить это целое искусство?

Что необходимо человеку, чтобы стать счастливым?

(на доске или проекторе заранее приготовлено)

Я думаю, мы должны:

  • Делать добро!
  • Любить и прощать людей!
  • Относиться к людям так, как бы хотели, чтобы они относились к нам.
  • Найти свой смысл жизни.
  • Уметь дарить людям радость.
  • Помнить: вежливость, доброта, дружелюбие в отношениях – это взаимно.

А в конце нашего общения я хотела бы предложить вам игру. Каждой группе выдаются фразы

попробуйте с помощью жестов и мимики их обыграть. Показать смысл.

“Счастье в руки не поймаешь”.

“Любовь – это встреча навсегда”.

“Счастье дороже богатства”.

“Моя любовь без дна”.

Подумайте, что этим сказано.

Рабби Зусси решил изменить мир, но мир – такой большой, а Зусси – такой маленький. Решил изменить свой город, но город - такой большой, а Зусси – такой маленький. Решил изменить свою семью, но семья у Зусси такая большая, одних детей двенадцать. Добрался до единственного, что он в силах изменить, будучи таким маленьким.

Классный час

«Любовь – как много в этом слове…»

Пояснительная записка

Данный классный час разработан для учащихся 10-11 классов.

Классный час посвящен одной из «вечных» тем, актуальность которой с каждым годом для учащихся все выше в связи с взрослением, осваиванием новых социальных ролей, становлением межличностных, в том числе гендерных, отношений.

Актуальность заявленной темы видится нам еще и в том, что гендерная социализация зачастую связана с возникновением проблем, порождающих различные виды девиантного поведения – от нежелания учиться, замыкания в себе, росте конфликтности в отношениях с близкими до появления суицидальных настроений и реализации подобных стремлений.

В своей практике мы неоднократно сталкивались с вышеозначенными проблемами. Информация об этом исходила как от самих детей, так и от их родителями с просьбами анонимно предпринять меры, призванные помочь ребенку преодолеть трудную жизненную ситуацию.

Определенную помощь в решении данной проблемы оказывают уроки литературы и обществознания. Однако разговор на такую личную тему, как любовь, нам представляется предпочтительным вести в более неформальной обстановке; именно такую возможность открывает классный час.

Цель: способствовать пониманию учащимися любви как светлого, жизнеутверждающего начала, неотъемлемой части жизни каждого человека

Задачи:

    раскрыть феномен любви, ее многообразие;

    показать роль любви в жизни человека;

    способствовать формированию культуры гендерных отношений у обучающихся;

    способствовать профилактике девиантного, в первую очередь, суицидального поведения на почве неразделенной любви;

    способствовать воспитанию у учащихся отношения к любви, семье как базовым жизненным ценностям;

    способствовать возвращению учащихся в лоно родной культуры через информирование о наличии русского аналога широко известного западного праздника Дня Святого Валентина.

Подготовка:

    подобрать материал по теме;

    подобрать случай из педагогической практики по теме;

    объяснить учащимся правила ведения дискуссии;

    создать компьютерную презентацию;

    подготовить прочие материалы (сердечки, воздушные шары, ромашку, листы для записи пожеланий, фонограмму песни и др.).

Учитель:

Тема нашего сегодняшнего классного часа неслучайна. И пусть она не связана ни с одной из юбилейных дат 2013 года – 1025-летие Крещения Руси, 400-летие династии Романовых, 70-летия побед в Сталинградской и Курской битвах и другими, актуальность сегодняшней темы не нуждается в аргументации. Это одна из «вечных» тем, актуальных для людей всех возрастов, внимание к которой было в очередной раз привлечено празднованием Дня Святого Валентина.

Итак, сегодня мы говорим о любви.

Проблемный вопрос к учащимся:

Понимаете ли вы, о чем идет речь? Знакомо ли вам это чувство – любовь, или предшествующая любви стадия влюбленности?

Учитель:

Я вижу улыбки на ваших лицах, ваши загоревшиеся глаза и понимаю, что ваши мысли, воспоминания приятны.

Чем стала для вас первая любовь?

А что такое любовь вообще? Какие ассоциации вызывает у вас слово «любовь»? (учащиеся называют ассоциации со словом «любовь» — 1-2 слова)

Учитель:

Давайте обратимся к толковым словарям русского языка и посмотрим в них определения данного понятия. Итак, любовь – это чувство, свойственное человеку, глубокая, самоотверженная привязанность к другому человеку или объекту (словарь В.Даля), это интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею (словарь С.Ожегова).

Любовь окружает нас повсюду, объекты ее могут быть различны. Мы сегодня будем говорить о любви достаточно узко, в самом личном, интимном смысле, — о любви друг к другу людей разного пола.

Проблемная ситуация

Учитель:

До сих пор вы говорили о положительном воздействии любви на вас и вашу жизнь. Это радостно. Однако у любви, как у медали, есть две стороны.

Очень часто классным руководителям и завучам приходится сталкиваться со случаями снижения успеваемости у учащихся, пропусками уроков, агрессивным поведением и прочими девиациями. Иногда – напротив – имеют место снижение жизненной активности, замыкание в себе, нежелание контактировать с внешним миром. Вы, наверное, подумали, для чего я вам все это рассказываю? Все просто – когда учителя разбирают эти ситуации, они часто приходят к одному и тому же выводу – корнем всех проблем является любовь. Думаю, не надо уточнять, счастливая ли эта любовь.

Вот всего один пример. Эта реальная история, она была записана со слов 8-классницы:

«… я не знаю, как понять его. Иногда он так смотрит на меня, что я забываю как меня звать. А потом он смеется с моей подружкой и как будто совсем забывает про меня. Или уходит с пацанами… Я то на вершине счастья, то в бездне отчаяния. Я не могу без него. Я не знаю, что мне делать, если он будет встречаться с другой… С подружкой рассорилась вот уже… Да я ради него на все готова – уже покрасила волосы, вообще стала краситься, хоть родители и ругают меня. Меня все ругают. Я стала хуже учиться… Ну и пусть, это все неважно. ОН для меня все, ЕГО мнение для меня главное, я за ним хоть куда».

История типичная для 7-9классников. Они путаются в своих чувствах, им трудно. Чем можем помочь им мы, 10классники? Попробуем сегодня вспомнить себя в их возрасте, радости и сложности первой любви, и попытаемся с позиций нашего нынешнего возраста и накопленного к 16-17 годам жизненного опыта дать им рекомендации, как жить с этим новым для них чувством, тем более что первая любовь, к сожалению, далеко не всегда счастлива.

Вернемся к анализу нашей ситуации. Начнем с того, любовь ли это?

Любовь – явление сложное и многогранное. Начнем с того, что сама природа любви вызывает большие споры. Ученые говорят, что любовь – это лишь химическая реакция… но романтики всего мира считают любовь чем-то большим, нежели примитивный выброс гормонов, процессы в мозговой деятельности и тд. Разнообразны объекты любви, разнообразна и сама любовь в своих проявлениях. Так, еще древние греки около 5 тысяч лет назад, одни из первых задумавшись над этим феноменом, выделили 6 видов любви. Это Эрос – влюбленность, обожание, Сторге – любовь-нежность, Людус – любовь-игра, Агапе – жертвенная любовь, Мания – любовь-болезнь, Прагма – любовь-расчет. И все это любовь, вернее, разные ее грани.

Знакомы ли вам эти стороны любви? Актуальна ли эта классификация сегодня?

Учитель: Мы не говорим сейчас, хорошо это или плохо. Мы говорим лишь, что это так, и любовь действительно многообразна.

Можно ли обнаружить в наших ситуациях проявления некоторых разновидностей любви, выделенных древними греками?

Учитель: Иное понимание любви было свойственно Древнему Востоку, где философы выделили 3 слагаемых любви — «Три источника имеют влечения человека: душу, разум и тело. Влечение душ порождает дружбу. Влечение разума порождает уважение. Влечение тела порождает желание. Воссоединение трех влечений порождает любовь».

Учитель: а что, если уже по первому критерию нет сходства, совпадения? И второй подводит? Если миры двух людей параллельны и никак не могут пересечься, стать единым целым?

Вернемся к озвученным ранее проблемам 8-классницы. А ведь это как раз ее ситуация.

Что вы, уже пережившие этот возраст, наверняка непонаслышке знающие эти проблемы, можете посоветовать этой девочке? Как ей выйти из этого замкнутого круга и снова почувствовать вкус, интерес к жизни? Что ей надо понять, какие уроки, может быть, извлечь из этой ситуации?

(дети должны выйти на понимание того, что безответная любовь – это не конец света, это личный опыт каждого, что практически у всех в жизни бывали неудачные любовные истории; что возможными путями выхода из ситуации неразделенной любви могут стать новые друзья, увлечения, новая любовь, наконец…)

Учитель: Итак, если отношения не складываются, если постоянно возникают проблемы, которые только изматывают человека, осложняют ему жизнь?

Если человек уходит – отпусти… Жизнь исключает лишнее. Это не значит, что он плохой. Это значит, что его роль в твоей жизни уже закончена.

Стоит ли бесконечно биться в закрытую дверь, тратя силы, время, эмоции на того, кто может быть просто не ваш человек? Не ваша половинка? Герой не вашего романа?

И возможно, судьба специально сводит нас не с теми людьми до того, как встретим того единственного человека. Чтобы, когда это случилось, мы были благодарны.

Никто на Земле не заслуживает твоих слез, а тот, кто заслуживает, никогда не заставит тебя плакать (цитаты из Г.Маркеса).

Учитель: И все-таки любовь есть?

Так что это? Как это — когда есть Любимый человек? Это… ассоциации

Заключение

Учитель: Давайте пожелаем друг другу, чтобы наша любовь была… какой?

Составим из наших пожеланий ромашку.

Учитель: Берегите любовь!

А если вдруг она закончится, или даже толком не начнется, — помните, что это в любом случае ваш опыт, свой собственный уникальный жизненный опыт, который делает вас сильнее, мудрее. Значит, все еще впереди. В этом мире мы всего лишь люди, а для кого-то мы – целый мир. И все будет хорошо. Со временем все будет – и брак, и семья, и дети…

Если же вам повезло и вы уже нашли того, с кем вам хорошо, — чаще говорите ему об этом. Помните, что день святого Валентина – просто еще один повод сказать о своих чувствах, а вообще для этого подходит любой день. Например, 8 июля — ? что это за день? это Всероссийский день семьи, любви и верности, День памяти святых Петра и Февронии – княжеской четы, жившей в Муроме в 13 веке, чьи отношения стали эталоном супружества и которые сейчас являются небесными покровителями брака, семьи, материнства, детства. Инициатива этого праздника принадлежит жителям г.Муром; в 2008 году идею праздника поддержала супруга Президента РФ Светлана Медведева, в том же году парламент утвердил 8 июля в качестве государственного праздника. Официальным символом праздника является ромашка.

Учитель: Напишем на этих сердечках свои самые заветные желания в любви…

и отпустим их в небо – ближе к небу, к звездам, к богу, если угодно, и будем верить, что они обязательно сбудутся. Ведь если веришь – это уже половина успеха.

Сердечки с желаниями прикрепляются к шарам и отпускаются в небо.

И проводим шарики с нашими желаниями одной из красивейших песен о любви! Дети исполняют песню на выбор

Классный час «Всему начало – любовь…» в 9 классе А.

Цель – осмысление истинного значения понимания учащимися слова «любовь».

Задачи: - воспитывать культуру взаимоотношений, понимание значимости любви в жизни человека;

Развивать такие качества характера, как умение быть ответственным за свои поступки, честность и порядочность.

Форма проведения – телевизионная передача «Пусть говорят».

Ход мероприятия:

Ведущий: В вашем возрасте, ребята, наступает пора влюблённости. Это может быть ещё несерьёзное чувство, но к любому чувству следует относиться бережно, а первая любовь не забывается никогда.

Тема сегодняшнего классного часа – «Всему начало – любовь…», форма проведения не совсем обычна, это телевизионная передача «Пусть говорят». Значит, вы будете сегодня не только зрителями, но и участниками, я – ведущей, а нашими приглашёнными сегодня станут – поэт Эдуард Асадов, режиссеры Жанна Кадникова (пермский молодёжный сериал «Реальные пацаны») и (кинофильм «Школьный вальс») и, конечно же, актёры.

Итак, начинаем. Вы видите, у нас нет сегодня эпиграфа к классному часу. Что бы вы могли предложить? Проведём небольшую разминку.

Любить – это значит …

Я хочу, чтобы моя любовь была …

Я не хочу, чтобы моя любовь была …

Быть любимым – это значит …

Любовь даёт право на …

Любовь не даёт права на …

Любовь требует от человека …

Любовь не требует …

Ведущий: А можно ли научиться любить, или любовь – это особый дар, талант? Тогда какими способами можно учиться любить?

Обратимся к творчеству. Вспомните известный молодёжный сериал «Реальные пацаны»

Демонстрация фрагмента («Взаимоотношения Эдика, Вали и Маши» 51 серия)

К сожалению, подобная ситуация в жизни выглядит более серьёзно и даже трагично.

Обратимся к стихотворению популярного поэта Эдуарда Асадова. Хотелось бы сделать небольшое лирическое отступление, немного рассказать об этом мастере лирической поэзии.

Чтение стихотворения «Подруги»

Чему учит нас это стихотворение? О чем предостерегает нас поэт?

Речь идёт о любви и предательстве. Утверждается поэтом искренняя, честная любовь, поэтому важно не торопить события, а разобраться, является ли это чувство настоящим и взаимным. А ещё не следует бояться разочарований, ведь у вас всё ещё впереди!

На доске с помощью стрелок появляются определения любви искренняя, честная, взаимная.

Ведущий: Давайте послушаем ещё одно стихотворение Э. Асадова.

Чтение стихотворения «Сатана»

А это стихотворение рассказывает о какой любви?

Любовь должна быть чуткой и терпеливой, её порой можно даже не заметить. Ещё это стихотворение о преданной любви. Главное, помните - чем больше человек отдаёт, тем он больше получает и взамен.

На доске определения – чуткая, терпеливая, преданная.

Ведущий: А теперь посмотрим фрагмент из старого доброго фильма о ваших ровесниках.

Демонстрация фрагмента из фильма «Школьный вальс»

Какой ещё должна быть настоящая любовь?

Ответственная, бережная. Не приносите зла другому человеку – оно рикошетом вернётся к вам.

На доске определения ответственная, бережная.

Ведущий: Говорить о любви можно вечно. На прощание я открою вам один секрет, который подсмотрела недавно в очень интересной передаче о живой природе. Учеными установлено, что, если девушке нравится молодой человек, она обязательно слегка наклонит голову, повернётся немного в профиль, приподнимет брови и прикоснётся к своим волосам. Юноша среагирует так: он положит руки на бёдра, во время разговора будет касаться лица, чаще всего – крыльев носа и обязательно посмотрит «особенным» долгим взглядом в глаза своей избраннице. Желаю вам удачи в любви! И поменьше ошибок и разочарований!

Ведущий дарит сердечки учащимся.

Классный час для на тему: Любовь на букву «С»

Любовь сильнее смерти и страха смерти.

Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

И.С. Тургенев

Цели: углубить представления выпускников о любви; формировать положительную нравственную оценку любви как высокого, благородного чувства, предостеречь от легкомысленного, поверхностного отношения к любви; побуждать к повышению своего культурного уровня, к самопознанию, саморазвитию.

Подготовительная работа : предложить двум ученикам прочитать диалог (отрывок из повести А. Куприна «Суламифь». Хорошо, если читать отрывок будут не «звезды» класса, а незаметные, тихие ребята. Он не должны декламировать, играть - просто внятно и тихо прочитать роскошный текст Куприна, чтобы создать определенное настроение, с которым дети уйдут с классного часа.

План классного часа

I. Мозговой штурм.

II. Мотивационная беседа по теме «Нужно ли учиться отличать любовь от подделок?».

III. Работа с понятиями (в микрогруппах).

IV. Проблемная ситуация «Диагноз - любовь».

V. Незавершенное предложение «Признаки настоящей любви - это...».

VI. Интерактивная беседа по теме «Быть или иметь».

VII. Заключительное слово.

VIII. Подведение итогов.

Ход классного часа

I. Мозговой штурм

Классный руководитель. Тема сегодняшнего классного часа - «Любовь на букву "С"». Какие ассоциации возникают у вас в связи с этой темой?

(Дети называют слова, учитель записывает их на доске.)

Примерные ответы:

Секс, сочувствие, страсть, стерпится-слюбится, супружество, сильнее смерти, спорт, с первого взгляда и т. п.

II. Мотивационная беседа по теме «Нужно ли учиться отличать любовь от подделок?»

Классный руководитель. Мы перечислили много видов любви. Но все ищут настоящей, единственной, любви, на всю жизнь. Как говорил великий Франсуа Ларошфуко, «любовь - одна, подделок под нее - тысячи». Нужно ли умение отличать настоящую любовь от поддельной? К чему могут привести ошибки в любви? (Личные трагедии, распавшиеся семьи, одиночество, безотцовщина, беспризорные дети и т. п.) Сегодня мы и будем говорить о том, что такое настоящая любовь и как отличить ее от подделок.

III. Работа с понятиями (в микрогруппах)

Классный руководитель. Итак, мы сегодня говорим о различных видах любви. Мы выбрали только значения на букву «С». Поработаем с этими значениями. Послушайте задания для групп.

Первая группа . Подобрать к каждому слову пример из художественной литературы. (Секс - Пьер и Элен, Григорий и Аксинья, спорт - Дон Жуан, Анатоль Курагин, страсть - Павел Петрович и княгиня Р., Фауст и Маргарита, стерпится-слюбится - Татьяна и ее муж, Одинцова и ее муж, капитан Миронов и его жена, сильнее смерти - Желтков, Ромео и Джульетта, сочувствие, сострадание - Соня и Раскольников, самопожертвование - Вера, возлюбленная Печорина и т. п.)

Вторая группа . В греческом языке есть три слова, означающих разные уровни чувства мужчины и женщине: «агапе» - жертвенная любовь; «филиа» - дружеская привязанность; «эрос» - чувственное влечение. Какие из написанных слов на букву «С» могут быть примерами к этим видам любви? {«Агапе» - сильнее смерти, «филиа» - стерпится-слюбится, «эрос» - секс, страсть, спорт.)

Третья группа. В этом ряду - различные грани любви. Какие из них могут дополнять друг друга, а какие несовместимы с другими и, по сути, любовью не являются? (Спорт - несовместим слюбовью, потому что нет привязанности, желания раскрыть человека. Все остальные могут дополнять друг друга.)

Четвертая группа. Различают 3 уровня любви: физический, душевный и духовный уровень. Как бы вы расположили эти значения любви по возрастанию? [Секс, страсть, сочувствие, сопереживание, сострадание, стерпится-слюбится, сильнее смерти, самопожертвование.)

Как много разных понятий вкладывает человек в слово «любовь». В каком смысле речь идет о настоящей, истинной любви? (Самопожертвование, сильнее смерти, а может быть, соединение трех «С»: секс, сопереживание, самопожертвование.)

IV. Проблемная ситуация «Диагноз - любовь»

Классный руководитель. Некоторые значения любви стали медицинским диагнозом. Недавно в газетах появилась сенсация: Всемирная организация здравоохранения внесла любовь в реестр заболеваний, присвоив номер F63.9. С медицинской точки зрения, любовь - не болезнь в чистом виде, а «измененное состояние сознания». Так считает автор одной статьи, появившейся в интернете. Послушайте отрывок из этой статьи.

Что такое любовь? Это такое большое, прекрасное, сильное чувство, скажете вы. На самом деле - не так. На самом деле любви нет... И это подтверждают выводы ученых: великое, воспетое поэтами чувство - всего лишь... могучий инстинкт продолжения рода, подкрепленный рядом физиологических реакций. Работает этот биологический механизм примерно так: мы неосознанно ищем себе партнера согласно своему опыту, вкусам, интересам. Чаще всего приманкой становится красота, иногда ум, богатство, т. е. мы влюбляемся «во что-то». И вот тогда уже возникает специализированный, в строжайшем смысле слова индивидуализированный половой инстинкт, итоговая цель которого - физическое обладание, проще говоря - секс. С момента возникновения инстинкта сознание начинает нас обманывать. Инстинкт маскируется под восхищение или пылкую страсть.

Любовный эгоизм оказывает влияние на самые важные дела и события в жизни, поощряет на самые рискованные и дурные поступки; требует себе в жертву то жизни и здоровья, то общественного положения и счастья, отнимает совесть у честного, делает предателем верного, и вообще всячески пытается достигнуть главной цели - быть удовлетворенным. Что самое удивительное - взаимное чувство тут не так уж важно. Подарки, ухаживания, серенады под окном, чай, кофе, потанцуем - все это мы в первую очередь делаем для себя...

О каком виде любви идет речь? (Сумасшедшая любовь, страсть, секс.)

Сумасшедшая любовь, страсть, секс - это обычно любовь «за что- то». За что? (Красота, физическая сила, богатство, модная одежда, ум, красноречие и т. п.)

Как внешне выражается это чувство? (Бурные страсти, пылкость чувств.)

Итак, можем записать на доске признаки: эгоизм, любовь за что- то, пылкость чувств. Как и всякая болезнь, влюбленность имеет свои симптомы, свою продолжительность, свой прогноз. Что вы можете сказать об этом? Что является признаком излечения от любовной болезни?

Примерные ответы:

Симптомы: любовный голод, любовная лихорадка, сердце учащенно бьется, все мысли заняты только объектом обожания и т. п.

Прогнозы: от суицида до полного излечения.

Продолжительность - 3-12 месяцев.

Признаки излечения: с глаз спадает пелена, и объект обожания вдруг начинает тяготить, появляются мысли типа: «И что я в ней нашел?»

Классный руководитель. Бывают врачебные ошибки, когда врач неправильно поставил диагноз. Эти ошибки могут привести к роковым последствиям. Но и влюбленные могут ошибиться, приняв обычную влюбленность за любовь. К чему могут привести такие ошибки? (К скоропалительному браку, который быстро распадется, к суицидам, психическим заболеваниям.)

Сумасшедшая любовь, страсть, секс - это яркие, сильные, острые чувства. Но психологи все-таки не считают их настоящей любовью. А связывают их с влюбленностью и даже называют это болезнью, повреждением сознания. Почему?

Примерные ответы:

Влюбленные совершают много необдуманных поступков.

Это состояние проходит, оставляя в душе пустоту.

Влюбленность похожа на наркотическую зависимость.

Классный руководитель. Но влюбленность - это не только телесное влечение. Многие влюбленные говорят о душевном

притяжении. В чем оно проявляется, по-вашему? (Общие интересы, дружба, доверие, уважение и т. п.)

Иногда говорят, что у любви много врагов. Какие это враги? (Разлука, время, старость, эгоизм, жадность, гордыня, быт, бедность, расстояние, родственники, друзья, зависть, ревность и т. п.)

Но все эти враги могут разрушить только влюбленность, незрелую любовь. Для настоящей любви они нестрашны. Ведь настоящая любовь недаром связывается с вечностью.

В начале урока мы перечислили различные значения любви. Какое из них является ключевым для определения настоящей любви? (Самопожертвование, сильнее смерти.) Это чувство уже совершенно не похоже на влюбленность.

V. Незавершенное предложение «Признаки настоящей любви - это...»

Классный руководитель. Можно сказать, что настоящая любовь является антиподом влюбленности. Значит, чтобы определить признаки настоящей любви, нужно просто подобрать антонимы к признакам влюбленности. Попробуйте завершить предложение, перечислив 3 признака настоящей любви.

Влюбленность

Настоящая любовь

Пылкость, скоротечность

Вечность, постоянство

Влюбленность во что-то

Любовь ни за что

Эгоизм

Жертвенность

(Признаки настоящей любви - это вечность, постоянство, любовь ни за что, жертвенность.)

VI. Интерактивная беседа по теме «Быть или иметь»

Классный руководитель. Может ли влюбленность перерасти в настоящую любовь? (Может, если люди создадут семью и будут беречь свою любовь.)

Можно сказать, что влюбленность - это только маленькое зернышко любви, из которого может вырасти настоящая любовь. А что это такое, «не сможет понять ни один человек, пока не проживет в браке четверть века». Так считал великий американский писатель Марк Твен. Согласны ли вы с ним? (Можно прожить полвека и остаться чужими, а можно действительно взрастить настоящую любовь.)

Действительно, сама по себе жизнь в браке не рождает любовь. Многие браки начинаются с телесного влечения, душевного притяжения, но потом все это куда-то испаряется, и люди становятся чужими, семья распадается. Психологи заметили, что для счастливого брака нужно еще и духовное влечение, а не только телесное и душевное. А как же узнать, есть это влечение или нет?

(Предположения детей.)

Некоторые психологи предлагают для этого простой тест. Назовем его «Быть или иметь». Вступая в брак, нужно просто задать себе вопрос: «Вы хотите иметь жену? Иметь детей? Иметь уютный дом? Или же вы хотите быть мужем? Быть отцом? Быть хозяином дома?» Как вы думаете, каким может быть ключ к этому тесту? Какие ответы даст человек, у которого есть духовное влечение к своему избраннику? (Они выберут вариант «быть»: в этом ответе уже заложено желание изменить себя ради кого-то, а вариант «иметь» не предполагает развития. В нем только одно эгоистическое желание чем-то или кем-то обладать.)

Действительно, желание быть кем-то для другого человека и есть то самое духовное влечение, которое должно проявиться в идеале перед вступлением в брак. Оно является самым главным для построения семьи. Даже его одного уже достаточно для построения семьи. Вот почему раньше судьбу молодых часто решали родители, даже не спрашивая молодых об их желании. Душевное и телесное влечение не так важно, если у мужчины есть желание стать настоящим мужем, а у женщины - стать настоящей женой. Хочется привести цитату из книги психолога Эриха Фромма «Искусство любить»: «Проблема любви заключается не в проблеме выбора субъекта любви, а в способности любить». Как понять эти слова? (Тот, кто не способен любить, может долго выбирать жену, достойную себя, но так и не найти идеальную, а тот, кто хочет стать хорошим мужем, станет им при любой жене, то же можно сказать и о женщинах.)

Получается, что зародыш настоящей любви и содержится в этом желании быть мужем или женой. Делать что-то хорошее для любимого человека. Изменять себя ради него. Тогда, получается, что «стерпится-слюбится» - это и есть путь к настоящей любви? (Терпение, конечно, необходимо, но оно притупляет чувства, заменяет их привычкой. А с другой стороны - «привычка свыше нам дана, замена счастию она...»; в старые времена через терпение приходили к любви даже безразличные друг другу люди - пример: Одинцова и ее муж в романе Тургенева «Отцы и дети»: «Они живут в большом ладу друг с другом и доживутся, пожалуй, до счастья... пожалуй, до любви».)

Ну, а что же это за любовь, которая «сильнее смерти»? Неужели она тоже может вырасти из терпения и привычки? (Вряд ли: в любви, основанной на терпении и привычке, мало романтизма, а тут - прямо героика какая-то, подвиг.)

А вообще, любовь, которая «сильнее смерти» - это настоящая любовь или болезнь, или, может быть, дар, талант, который дается только избранным? (Это любовь настоящая по всем признакам (вечная, любовь не за что, жертвенная), но такая любовь дается только возвышенным, романтическим, талантливым людям, а может быть, это и самовнушение.)

VII. Заключительное слово

Классный руководитель. Тайна любви к человеку начинается в тот момент, когда мы на него смотрим без желания им обладать, без желания над ним властвовать, без желания каким бы то ни было образом использовать его возможности или его самого, - только глядим и изумляемся той красоте, что нам открылась. Тысячи лет люди пытаются разгадать тайну любви, и все-таки любовь остается самым загадочным и непостижимым чувством. Наука открывает новые звезды, галактики, проникает в глубины наномира, но ни один ученый так и не смог объяснить, что такое любовь. И даже премудрый царь Соломон не смог разгадать этой тайны.

(Звучит музыка, юноша и девушка выходят к доске, читают диалог.)

Девушка. «Скажи мне, мой царь, - спросила однажды Суламифь, - не удивительно ли, что я полюбила тебя так внезапно? Я теперь припоминаю все, и мне кажется, что я стала принадлежать тебе с самого первого мгновения, когда не успела еще увидеть тебя, а только услышала твой голос. Сердце мое затрепетало и раскрылось навстречу тебе, как раскрывается цветок во время летней ночи от южного ветра. Чем ты так пленил меня, мой возлюбленный?»

Юноша. И царь, тихо склоняясь головой к нежным коленям Суламифь, ласково улыбнулся и ответил: «Тысячи женщин до тебя, о моя прекрасная, задавали своим милым этот вопрос, и сотни веков они будут спрашивать об этом своих милых. Три вещи есть в мире, непонятные для меня, и четвертую я не постигаю: путь орла в небе, змеи на скале, корабля в море и путь мужчины к сердцу женщины».

Девушка. «Да, - сказала Суламифь задумчиво, - может быть, человек никогда не поймет этого...»

Классный руководитель. Первые три загадки давно разгаданы. Четвертую - путь женщины к сердцу мужчины - не постигли до сих пор. Может быть, сама эта тайна и является главным признаком настоящей любви?

(Звучит музыка.)

VIII. Подведение итогов

Классный руководитель. Что осталось после сегодняшнего разговора? Скука? Удивление? Радость?

Кл. руководитель Т.А. Устюгова

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23» г. ВОРКУТЫ

Номинация: «Лучшее внеклассное мероприятие»

Классный час «Поговорим о любви»

Кудряшова Татьяна Валерьевна,

учитель русского языка и литературы

г. Воркута

2015

Классный час «Поговорим о любви»

Верь в великую силу любви!

С. Надсон

Цель: помочь учащимся осмыслить истинное значение слова «любовь»; обращаясь к ярким, неординарным образам, суждениям о люб­ви, накопленным человечеством

Задачи:

    Воспитывать культуру взаимоотношений, понимание значимости любви в жизни человека

    Формировать такие качества характера, как умение быть ответствен­ным за свои поступки, честность и порядочность

    Развивать умение работать в группах

Тип мероприятия: час откровенного разговора.

Форма проведения: работа в группах.

Оборудование: классная доска, мультимедийный проектор, компьютер (ноутбук), сердечки-открытки, листы бумаги.

Технология: технология развития критического мышления

    Вызов (актуализация и обобщение имеющихся у учащихся знаний по данной теме; пробуждение интереса к данной теме; пробуждение учащихся к активной деятельности)

    Осмысление (осмысление новой информации, соотнесение её с собственными знаниями)

    Рефлексия.

Ход классного часа

I. Организация класса

Для разделения класса на рабочие группы предлагаю выбрать ребятам сердечки-открытки (валентинки) (открытки трех видов)

Учитель:

Выберите, пожалуйста, валентинку и сядьте за стол, на котором лежит такая же открытка.

II. Вызов

Учитель:

Ребята, символом какого чувства, каких человеческих отношений является сердце?

Ребята, а что такое любовь?

Что значит любить?

Ответы учащихся (2-3 мин.)

(Любовь – симпатия, верность, тайна, чудо, сострадание, радость, вера, желание быть рядом с любимым человеком, желание дарить ему радость, счастье.

Любить – значит доверять, помогать, поддерживать, дарить, делить с ним радости и горести)

В качестве эпиграфа к нашему классному часу я хочу привести слова С.Надсона: «Верь в великую силу любви!»

И в том, что сила любви бывает действительно великой, вы убедитесь сейчас, послушав одну историю любви, которую я вам поведаю. История эта не выдуманная, написана она Юлией Вознесенской. Повесть, которую она написала, называется «Вдвоем на льдине». Конечно, вам я расскажу ее вкратце.

«Верите ли вы?»

Учитель рассказывает историю любви «Вдвоем на льдине »(5-6 мин.)

(звучит спокойная музыка) (Слайды 2-7 презентации)

Один очень талантливый мальчик Рома Осин попадает в онкологическую клинику с диагнозом – рак. Родители этого ребенка – известные на весь мир музыканты, Рома также, несмотря на свой юный возраст, уже достаточно известен, он гастролировал вместе с родителями, и его даже называли «вторым Моцартом».

Поначалу родители часто навещают сына в больнице, но после того как мальчику сделали операцию, и у него стали отекать руки и вследствие этого ему все тяжелее было играть на рояле, они поняли, что великим музыкантом ему не стать, и стали приходить к сыну все реже и реже, ссылаясь на занятость, концерты и гастроли. Он не винил их, он их понимал: они измучились и устали от его болезни и своего горя. Их, людей известных, всегда успешных и во всем благополучных, внезапно свалившаяся беда почему-то унижала и оскорбляла, а потому они старались жить, как жили прежде, до беды, делая вид, что ничего особенного не случилось: сын тяжело заболел, но это надо пережить мужественно и стойко, как подобает сильным духом людям. В семье была еще дочь, которая играла на скрипке и тоже явно подавала надежды, и родители перенесли свои честолюбивые ожидания на нее и даже начали включать Люду в свои концерты – готовили из нее новую семейную знаменитость. А к Роману два раза в неделю, в среду после обеда и в субботу утром, приезжала домработница Катя: она привозила ему свежее белье, книги из домашней библиотеки по списку, молочные продукты, соки, фрукты и какую-нибудь домашнюю еду по его заказу. Хотя в клинике института кормили очень даже неплохо, но так распорядились родители. Распорядились и успокоились: сын обеспечен в больнице всем необходимым.

В клинике в конференц-зале стоял рояль, на котором Роману разрешили играть. По вечерам он приходил сюда в поисках одиночества и играл что-нибудь несложное по технике. Великолепная игра юного музыканта привлекла внимание одной девочки. Они познакомились и подружились. Юля и Рома вместе гуляли, беседовали: Юля рассказывала о растениях (она хорошо разбиралась в ботанике), а Юра – о музыке. Им было интересно, легко вдвоем.

Однажды ребята заговорили о родителях. Рома с горечью признался, что его родители никогда не хвалили его, приписывая все заслуги сына исключительно себе, а сейчас они вовсе забыли его. На вопрос Юли «Тебя что, не любят родители?» мальчик ответил: «Почему «не любят»? Любят, конечно. Но музыку и успех, известность и награды они любят еще больше».

На что девочка в свою очередь ответила: «А мои любят только водку… Они даже друг друга не любили и развелись, а до меня им и дела никогда не было».

После химии Юле стало хуже. Она с трудом ходила, прогулки ей запретили. Когда Рома был рядом, ей становилось легче. А девочки поглядывали на парочку и завистливо шептались: «Вот это любовь!»

Спустя некоторое время Юле стало получше, но ненадолго. Головные боли возобновились, ее перевели в отдельную палату. Врач, лечивший детей, посоветовал Роме окружить Юлю любовью, обернуть ею, как младенца теплой пеленкой и постараться, чтобы у него на душе было спокойно.

Юле становилось все хуже, она не могла встать. Рома каждый день приносил девочке цветы (был разгар лета), но только Юля запахов уже не чувствовала.

Умерла Юлия утром. Роман держал ее за руку до самого конца.

Через месяц Рому послали на рентген– и опухоли не обнаружили. Лечащий врач сказал, что Роман победил болезнь. «Любовь наша ее победила…» – подумал Роман, но вслух сказать такое постеснялся.

Прошли годы. Роман Осин не стал музыкантом, он стал известным хирургом-онкологом. Он женат, у него четверо детей, старшую дочь зовут Юлей. Профессора Осина по утрам можно видеть в часовне святого целителя Пантелеймона, недавно построенной в больничном саду: он всегда молится перед тем, как идти в операционную. Больные дети его обожают.

Юлия Вознесенская

III . Осмысление

Учитель:

Ребята, что в этой истории вас затронуло больше всего?

Ответы учащихся (3-4 мин.)

Составление кластера (на основе рассказанной истории) (2 мин.)

Любовь бывает:

    Родительская (сыновняя)

    К противоположному полу

    К ближнему (ко всем людям)

Работа в группах (первая группа размышляет над родительской любовью, вторая – к противоположному полу, третья – ко всем людям) (2-3 мин.)

(Вопросы будут появляться на экране)

Задания 1 группе (слайд 8)

Как родители Ромы относились к сыну?

После того как Рома выздоровел и вернулся домой, как, по-вашему, встретили его родители?

А как они восприняли его решение стать не великим, прославленным музыкантом, а врачом?

Задания 2 группе (слайд 9)

Допустим, в клинике Роме задали бы вопрос: «Если бы только один из вас смог выздороветь, ты бы выбрал себя или Юлю?» Как вам кажется, кого бы выбрал Рома? Почему вы сделали такое предположение?

Способна ли любовь исцелять?

Задания 3 группе (слайд 10)

Почему Роман, несмотря на свой талант и возможность стать известным музыкантом, выбрал профессию врача?

Почему перед операцией он всегда идет в часовню святого целителя Пантелеймона и молится?

Ответы учащихся (6-8 мин.)

Слово учителя (слайд 11)

Значимость любви к людям отметил Л.Н.Толстой: «Самый лучший человек тот, кто живет своими мыслями и чужими чувствами, а худший – кто живет чужими мыслями и своими чувствами». Значит, любовь, в первую очередь, связана с умением СОРАДОВАТЬСЯ и СОСТРАДАТЬ, СОЧУВСТВОВАТЬ и СОПЕРЕЖИВАТЬ.

Л.Н.Толстой еще сказал: «Любить – значит делать добро».

Работа в группах (1-2 мин.)

Задания 1 группе (слайд 12)

Закончи предложения:

Я показываю маме, что люблю её, тем, что…

Я могу показывать папе, что забочусь о нем, когда я…

Задания 2 группе.

Предположим, что ты очень нуждаешься в любви и признании со стороны какого-либо человека. Какую цену ты готов за это заплатить, чем пожертвовать?

Задание 3 группе.

Предположим, что все люди твоего города, твоей страны, всего мира начинают любить друг друга…

Ответы учащихся (3-4 мин.)

Слово учителя (1 мин.)

Любовь – это и чувство, и состояние человека, и величайшая нравственная ценность. Вы обязательно встретитесь (или уже встретились) с романтической любовью. Отношения между людьми, построенные на любви, порождают теплоту и душевность, заботу и ласку. Любовь лечит физические и духовные недуги. Особенность любви такова, что она, как животворный источник, щедро одаривает не только других, но и самого человека, испытывающего её. Она воодушевляет, возвышает и окрыляет человека, делает мир вокруг ярче и прекраснее.

Задание всем (1-2 мин.)(слайд 13)

Напишите в одной колонке людей, которые любят вас, а в другой – тех, кого любите вы.

Хотелось бы вам, чтобы число тех и других было больше?

    Рефлексия (слайд 14)

Составление синквейна (2 мин.)

    В первой строчке тема называется одним словом (существительным)

    Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными)

    Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя глаголами

    Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме

    Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

    Презентация

Слово учителя

Любовь – тайна, чудо, нежность, верность, самопожертвование, ответственность, творчество, сострадание, радость и вера. Вера в себя и в людей. А эта чарующая гармония чувств – есть нравственное богатство личности.

Учитель:

Сердечки-открытки вы можете подарить любимому человеку: маме, папе, однокласснику, учителю…

Литератураи интернет-сайты

    Ю.Вознесенская «Вдвоем на льдине».

    Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. Изд. 2-е. - СПб: «Альянс «Дельта» совм. с издательством «Речь», 2003/