Как запомнить ребенку желтый цвет. Как научить различать цвета детей: эффективные методы, интересные идеи и рекомендации

Органы зрения являются для малыша одним из главных инструментов познания окружающего мира. Едва появившийся на свет карапуз видит предметы через слой пелены. Однако по мере взросления перед ним открывается удивительный мир, окрашенный в яркие жизнерадостные цвета. Вдоволь налюбовавшись этим буйством красок, ребенок постепенно начинает распознавать оттенки и озвучивать их названия. Очевидно, что добиться подобных успехов без помощи взрослых едва ли удастся. В данной статье мы расскажем, как научить ребенка различать цвета.

Когда дети начинают распознавать цвета

Формирование глаза малыша происходит еще в утробе, на восемнадцатой неделе развития плода. Ближе к моменту появления на свет он уже способен реагировать на вспышки света, направленные на материнский живот. Кроха даже поворачивает головку в их сторону. В первые дни жизни малыш воспринимает лишь присутствие или отсутствие света. В этот период он вполне может распознавать черные и белые цвета. Именно поэтому крохам нравится изучать контрастные изображения с присутствием этих оттенков.

Наравне с умением распознавать лица к ребенку приходит навык различения ярких цветов. Происходит это в возрасте трех месяцев. Малыши начинают реагировать на красный и желтый оттенки. Не зря педиатры советуют покупать погремушки данных цветов. Однако многие другие тона все еще остаются неподвластны глазу ребенка.

Различать весь спектр красок крохи начинают лишь ближе к шести месяцам.

Они замечают, что цвета неодинаковы, однако облачить свои наблюдения в слова еще не способны. Но в этом возрасте родители уже могут начать закладывать зачатки знаний, которые непременно проявятся по мере развития крохи.

В 1,5 года малыш может еще не проговаривать вслух названия цвета, но вполне справляется с задачей показать его на картинке.

Ведущий исследователь психического развития дошкольников Л.А. Венгер: «На втором-третьем году жизни малыши должны научиться выделять такие особые признаки предметов, как цвет, величина и форма, а впоследствии и сравнивать их по данным параметрам».

Согласно заключениям педиатров, ребенок должен запомнить и уметь различать основные цвета в возрасте трех лет.

Однако опять же стоит заметить, что все дети индивидуальны. Если одни уверенно называют оттенки радуги уже в два года, то другие не овладевают этим навыком и к пяти. Все зависит от тяги родителей к обучению малыша.

Елена, мама Богдана и Елисея: «Мой старший сын в 1 год и 7 месяцев различал уже 11 цветов. А младший к этому же возрасту знает всего пять. При этом с первенцем я занималась очень плотно, а на обучение второго сына времени не всегда хватает».


Причины, по которым дети могут не называть цвета

Очевидно, что малыш не овладеет определенными знаниями, если родители не помогут ему в этом.

Отсутствие развивающих занятий может привести к отставанию ребенка от сверстников.

Именно поэтому взрослым необходимо крайне ответственно подойти к вопросу, как научить ребенка цветам. Кроме того, дети обладают разными темпами познания мира. Некоторые довольно рано начинают облачать свои познания в слова, доставляя неимоверную радость родителям. Другие же накапливают информацию постепенно. Они все прекрасно запоминают и усваивают, но при этом упорно молчат. Такое поведение может быть связано со страхом совершить ошибку и вызвать недовольство взрослых. Другой причиной выступает излишний напор родителей, взывающий у ребенка внутренний протест. Зачастую детки хитрят специально, наслаждаясь забавной реакцией взрослых на неправильные ответы.

Мама трехлетней Киры: «Бьемся с цветами уже почти год. Регулярно покупаем новые учебники пособия и занимаемся по ним. Ни разу за это время дочка не попала в правильный цвет. Вчера собираю ее на прогулку, надеваю вещи сиреневого и розового оттенков. А из чистых перчаток у нас остались только желтые, которые явно выбиваются из общей цветовой гаммы. Думаю, ладно, главное, чтобы руки не замерзли. На что дочка мне выдает: «эти не надо, давай розовые». И тут я понимаю, что ребенок все прекрасно знает и просто целенаправленно треплет мне нервы».

Таким образом, существует множество причин, по которым дети могут не называть цвета. Однако если способность определять оттенки не пришла и в 4 года, родителям пора начать беспокоится. Подобное отставание может быть связано с дальтонизмом. Но, стоит оговориться, что у родителей с нормальным цветоощущением не рождаются дети, страдающие отклонениями данного характера. Кроме того, дальтонизм встречается только у мальчиков. В целом же, специалисты заявляют, что до семилетнего возраста ребенок имеет полное право не различать оттенки. Если к моменту посещения школы данное умение так и не пришло, необходимо провести специальную диагностику малыша на предмет нарушения цветовосприятия.



Как уже говорилось выше, занятия с крохой должны носить регулярный характер. Однако проводить их следует в простой и ненавязчивой форме. Если родитель задается вопросом, как научить ребенка 2 лет различать цвета, не нужно усаживать карапуза за учебники. Куда лучше дать ему необходимые знания в ходе увлекательной беседы или интересных занятий. Приведем несколько полезных советов на этот счет:

  1. При общении с ребенком называйте не только предмет, но и его цвет. Причем делать это нужно в разных вариациях. К примеру, указывая на игрушку можно сказать «синий слоник» или «это слоник, он синий» или «слоник синего цвета». Обозначив оттенок одного предмета можно тут же сравнить его с другим. Например: «Смотри, это кубик. Он тоже синий».
  2. При прочтении книжек обращайте внимание не только на картинки, но и на изображенные на них цвета: «Взгляни, у девочки цветочек в руке. Он желтый. А дерево рядом, какое высокое, листочки у него зеленые».
  3. Упоминая тот или иной цвет, не коверкайте его название. Шапка не красненькая, а красная. Кошка не беленькая, а белая и т.д. Если цвет голубой, не надо называть его синим. Не стоит опасаться, что малыш запутается в обилии оттенков. Как раз путаница произойдет, если разные тона подводить под один цвет.
  4. Отправляясь с крохой на прогулку, обращайте внимание на окружающие предметы. Поскольку возле высотных домов обычно припарковано огромное множество машин, можно поупражняться на них. Проходя мимо того или иного транспортного средства называйте его цвет и просите малыша повторить за вами. Со временем он сам начнет называть оттенки машин.
  5. Привлеките ребенка к уборке комнаты. Предложите ему собрать разбросанные игрушки, находя сначала предметы одного цвета, а затем другого. Подобное занятие поможет убить сразу двух зайцев: и навести в помещении порядок, и закрепить пройденный материал.
  6. Приобретите ребенку цветные фломастеры. С их помощью малыш не только приобщиться к творчеству, но и научится различать оттенки. Когда кроха закончит рисовать, предложите ему отыскать колпачок от каждого фломастера.
  7. Устраивайте тематические дни, посвященные определенному цвету. Эта методика является очень действенной и безумно нравится малышам. Суть ее предельно проста: в течение дня нужно окружать ребенка предметами одного оттенка. С утра облачите ребенка в зеленую одежду, за завтраком налейте сок в зеленую кружку, угостите зеленым яблоком, затем посадите кроху рисовать зелеными красками, лепить из зеленого пластилина. К концу дня карапуз непременно усвоит цвет.



Игровые приемы

Какое любимое занятие деток любого возраста? Конечно же, играть в различные игры. Именно они помогут отыскать ответ на вопрос, как научить ребенка 3 лет различать цвета. Впрочем, малыши помладше не менее охотно примут участие в столь интересных занятиях. Приведем пример нескольких игр:

  • «А у меня».
    Именно с этой фразы нужно начинать игру. К примеру, мама говорит малышу: «а у меня штаны красного цвета, а у тебя?». После ответа крохи наступает черед следующего предмета гардероба.
  • Подарки для «друзей».
    Рассадив перед ребенком несколько игрушек, нужно предложить ему подарить каждому персонажу предметы определенного цвета. Это могут быть карандаши, детали конструктора, резинки для волос, машинки и т.д. Если карапуз затрудняется с выбором подходящих предметов, взрослые могут показать ему пример.
  • Веселые домики.
    Эта игра позволяет малышу не только выучить цвета, но и потренировать усидчивость. Выбрав несколько маленьких игрушек (киндеров или животных из фермы), нужно сделать для них домики разных цветов. Оттенок строений обговаривается заранее. К примеру: «для коровки мы построим желтый дом, а для козочки голубой». В качестве подручных материалов могут выступать кубики, детали конструктора, коробочки, листы цветного картона.
  • «Светофор»
    За основу берутся три цвета: красный, желтый и зеленый. Вырезав из плотного картона круги соответствующих оттенков, объясняем малышу правила игры. Если мама показывает крохе круг красного цвета, он должен стоять на месте. Завидев желтый знак, ребенок прыгает на одной ноге. А при появлении зеленого – свободно бегает по комнате. Сначала мама выполняет все действия вместе с малышом. Потом можно усложнить задачу, не показывая круги, а просто озвучивая оттенки.

Прибегая к приведенным упражнениям и игровым приемам, обучить ребенка цветам будет гораздо проще. Веселые уроки намного лучше воспринимаются и запоминаются детьми, нежели скучные монотонные занятия . Чтобы кроха быстрее освоил новые навыки, можно записать его в школу развития. Ведь, как показывает практика, работа в коллективе приводит к замечательным результатам.

Видео по теме

Многие родители детей с речевыми нарушениями (особенно моторных алаликов) сталкиваются с проблемой – ребёнок не может выучить цвета. Это связано особенностями мышления и памяти таких деток.

Если ваш ребёнок в три года не знает основные цвета, то необходимо приступить к целенаправленному их изучению.

Объявляем неделю (день) красного цвета. Утром надуваем красный шарик и закрепляем на видном месте. И все это время изучаем только один цвет.

В занятиях с ребёнком всегда хорошо использовать рисование, это то, что всегда интересно ребёнку. Если ребёнок не может рисовать, рисуете сами вместе с ним.

Предлагаем ребёнку: «Давай возьмём красный карандаш и нарисуем красный грибок (машину, домик)! Я рисую шляпку и ножку. Давай ты раскрасишь красным цветом шляпку, а я ножку. Каким цветом ты раскрашиваешь шляпку? Правильно красным! А я ножку? Точно красным! Какой у нас получился грибок? Смотри у него красная ножка и красная шляпка. Правильно он красный!». Затем вместе с ребёнком вешаем рисунок на видное место (к примеру, на холодильник) и «хвастаемся» папе, бабушке и т. д. какой замечательный красный грибок мы нарисовали.

Никогда не начинайте изучать новый цвет, пока ребёнок хорошо не усвоит предыдущий!

Изучение цвета всегда начинаем с красного, а затем знакомимся с желтым, зеленым, синим – это 4 основных цвета, которые ребёнок должен усвоить. Затем можно добавлять дополнительные цвета — оранжевый, фиолетовый, черный, белый, а потом и оттеночные – голубой, розовый и т. д.

Никогда не торопите ребенка во время занятий. Непременно подсказывайте ребенку, если он ошибается: « Нет, этот кубик не красный, а жёлтый, давай его положим в другую коробочку». Для начала используйте в игре один — два предмета каждого цвета и постепенно увеличивайте их количество.

Я бы настоятельно не рекомендовала использовать в изучении цветов компьютерные и онлайн игры, которых сейчас в изобилии в сети. Во-первых, ребёнку ни к чему столь раннее знакомство с компьютером. Во-вторых, экран монитора может искажать цвета. В-третьих, все эти игры для ленивых родителей, ведь от живого общения больше пользы и только вы можете познакомить малыша с окружающим миром!

Большая часть представленных ниже игр может быть использована в развитии детей от 1,5 лет.

Игра «Бабочки на цветке»

Вырезаем из картона 4 больших цветка: красного, желтого, синего, зеленого цветов. И четыре бабочки того же цвета. Показываем ребёнку и говорим: «Вот синяя бабочка полетела и села на синий цветок, а жёлтая летела-летела и прилетела на жёлтый цветок и т.д.». Потом пусть ребенок сам сажает бабочек на цветки соответствующего цвета.

Усложняем задание: «Посади синюю бабочку на красный цветок и т.д.».

Игра «Маленький строитель»

Из цветного картона вырежьте 4 квадрата и 4 треугольника основных цветов. Сложите домики, при этом цвет деталей не должен совпадать и скажите: «Ой, строители перепутали крыши у домиков. Нужно сложить их правильно, по цвету». Меняйте вместе с ребёнком крыши на «правильные» и называйте цвет.

Игра «Цветная уборка»

Возьмите корзину для белья или большой таз и вместе с ребёнком пройдитесь по дому, собирая в неё предметы, игрушки одного цвета. Сообщайте ребёнку о ваших находках: «Вот смотри красный кубик он нам подходит, клади его в корзину. А вот папина красная футболка и т.д.»

Игра «Строим башню»

Используем конструктор с крупными деталями? выбираем из него детали двух контрастных цветов. Предлагаем ребёнку построить из них башни. Беря каждую деталь? называем её цвет: «Это красная, а это какая?»

Игра «Принеси одежду»

Собираясь на прогулку, сложите одежду малыша в кучку на пол. Попросите малыша, чтобы он принёс вам синие штаны. Если он принёс другую одежду, скажите: «Спасибо ты принёс красную футболку, одевай её и принеси синие штаны». Продолжайте, пока полностью не оденется, прося приносить по одному предмету за раз, называя вещь и её цвет.

Можно усложнить игру, разложив одежду в разные места комнаты и попросить: «Принеси красную рубашку, она лежит на диване и т. д.».

Игра «Все цвета радуют»

Прогуляйтесь с ребёнком по квартире или по улице, указывая ему на предметы одного цвета. Можно с ребёнком посоревноваться, кто найдёт больше предметов, например жёлтого цвета.

Игра «Светофор»

Вырежьте из картона три крупных круга красного, жёлтого и зелёного цветов. Предложите ребёнку поиграть в подвижную игру: «Когда горит красный свет, мы стоим на месте. Когда горит жёлтый – прыгаем на месте (на одной ножке). Загорится зелёный – бегаем».

Поочерёдно показываем цвета и выполняем соответствующие действия вместе с ребёнком. Можно усложнить игру — давать команду только голосом или только показывая определённый цвет. Можно предложить ребёнку поменяться ролями. Будет очень весело, если в игре будут участвовать несколько человек.

Игра «Сортируем игрушки»

  1. Рассыпаем на полу игрушки разных цветов: кубики, детали от крупных конструкторов и т. д. Берём поднос и вместе с ребёнком собираем на него игрушки определённого цвета. Можно устроить соревнование и взять поднос для себя и для ребёнка и кто больше соберёт деталей синего цвета, пока звонит будильник (поёт песенка и т. д.).
  2. Сортируем детали по коробочкам соответствующего цвета (берём 4 основных цвета).

Игра «Что бывает зелёным?»

Вспомните вместе с ребёнком, что бывает зелёным (красным, синим, жёлтым) – огурец, трава, листья, яблоко и т. д.

Эта игра способствует развитию воображения, но может вызвать затруднения у речевиков даже старшего дошкольного возраста.

Игра «Чудо — радуга»

Берём большой лист бумаги (лучше ватман) и рисуем на нем цветные дуги шириной несколько сантиметров, в зависимости от размера листа. Располагаем цвета соответственно спектру радуги. И на каждую дугу приклеиваем вместе с ребёнком предметы соответствующего цвета: комочки цветной бумаги, маленькие игрушки, бусины, цветные пёрышки, пробки от пластиковых бутылок, кусочки ткани, красивые камушки. Всю радугу сразу делать не обязательно, можно выкладывать цвета постепенно.

И у вас получится креативный коллаж, от которого ваш малыш будет в восторге!

Еще ни один малыш не появился на свет с универсальными знаниями. Хотя у каждого маленького человечка есть программа, заложенная в него природой, без родителей трудно всему научиться. Когда дети начинают различать цвета, как помочь им в освоении навыка? Консультанты интернет-магазин «Дочки-сыночки» порекомендуют игрушки, которые помогут научить различать всю палитру оттенков.

В каком возрасте ребенок начинает различать цвета




Новорожденный воспринимает мир совершенно размытым, реагируя только на свет. Первые оттенки, которые младенец узнает уже в месяц, – желтый и красный, позже он начинает отличать остальные. Полугодовалый младенец видит все оттенки спектра. Способность сознательно выделять цвета формируется к 2-м годам. Трехлетка знает основные краски, умеет их назвать.

Как научить 2-3-летнего ребенка различать цвета? Психологи и педагоги рекомендуют применять игровые методы:

  • описывая новые предметы, обязательно упоминайте их окраску: «Это уточка. Она желтая». Объединяйте вещи по цветовому признаку: «Синие штаны, шапка тоже синяя»;
  • стройте домики из кубиков, подбирая однотонный строительный материал, или сшейте куклам одежду в одной гамме;
  • полезно сортировать одноцветные игрушки (пуговицы, мячики, машинки), складывая в разные коробочки;
  • веселая забава на улице – кто отыщет вокруг больше предметов похожего цвета.

В изучении палитры оттенков помогут вкладыши, пирамидки, сортеры, водные раскраски. Облегчат знакомство с цветами современные интерактивные игрушки: Fisher-Price «Ученый щенок» (от 6 месяцев) или «Говорящая ферма» Chicco (от 1 года до 3-х лет).

Важно!

Если в четыре года детям сложно научиться определять цвета, сходите на консультацию к логопеду. Также можно посетить несколько детских занятий в психологическом центре, где опытные специалисты познакомят малыша с алгоритмом цветовой идентификации.

Выводы

Специалисты, мамы, папы, бабушки спорят, во сколько лет ребенок должен различать цвета. Ясно одно, даже при отменных задатках, малыш не сможет реализовать природную программу без помощи родителей. Чтобы восприятие красок и оттенков происходило своевременно, с малышами нужно заниматься. Старайтесь выделить примерно 5-15 минут, если не ежедневно, то хотя бы раз в три дня, чтобы выучить с малышом все палитру.

«Цвета можно сравнить с витаминами, необходимыми ребенку для роста и развития»
(Б. А. Базыма)

Если вы хотите научить ребенка различать цвета, стоит разобраться в особенностях детского восприятия, чтобы правильно организовать процесс обучения и не требовать от ребенка невозможного. Итак…

razvitie-krohi.ru

Возрастные особенности цветовосприятия

  • Новорожденные видят мир черно-белым.

Показывайте черно-белые орнаменты и геометрические фигуры.

  • В 4-5 месяцев ребенок может распознавать основные цвета спектра.

Показывайте ему чистые оттенки, без примесей и переходов цвета. В этом возрасте малыш лучше видит красные оттенки, с них и начинайте знакомство с цветом.

  • К 7-му месяцу у ребенка появляется возможность различать цвета коротковолновой части спектра (зеленый, синий).
  • Дети учатся различать и запоминать цвета благодаря ассоциациям.

Ребенок воспринимает цвет в единстве с предметом и словом. Например, «желтый» — это лимон или солнышко. Если показать малышу картинку, где солнышко зеленого цвета, вы поставите его в тупик. На вопрос «Что это?» он, возможно не сможет ответить.

  • Полноценное цветовосприятие формируется у ребенка к восьми годам.

Чувство цвета можно развить. Начните изучение цветов с базовых, а затем подключите оттенки.

  • Аномалии цветоощущения у детей встречаются приблизительно с такой же частотой, как и у взрослых.

Если заметите какие-то отклонения, обратитесь за консультацией к врачу.

  • Цветовые предпочтения меняются с возрастом.

Дети любят цвет, реагируют на него, играют с ним. Знакомство с цветом помогает им познавать окружающий мир, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. У детей разного возраста цветовые предпочтения отличаются. Это стоит учитывать при оформлении интерьера детской комнаты, покупке одежды и пр.

Как учить с ребенком цвета в 1-2 года

www.o-krohe.ru

Можно ли учить с ребенком цвета, если он еще не умеет говорить?

Не только можно, но и нужно! Ребенок способен понять и запомнить то, что вы будете ему рассказывать и показывать. А повторить слова он сможет позже, когда научится говорить, пока достаточно того, что он может указать на нужный цвет или предмет пальчиком. В будущем, когда он сможет осознанно строить фразы, он с легкостью сможет объяснить разницу между тем или иным цветом.

С какого цвета начать?

  • По мнению педагогов, надо начинать обучение с красного и желтого цвета.
  • Начинайте изучать цвета с любимого фрукта. Если ребенок любит апельсин, он легко запомнит оранжевый цвет.
  • Можно играть с пластилином или цветным тестом и называть ребенку цвета. Трогая пластилин, контактируя с ним, ребенок быстрее запомнить тот или иной цвет.
  • Предлагайте карандаши и фломастеры для рисования, называя, какого они цвета. Как можно чаще употребляйте эти названия: «Подай мне, пожалуйста, красный карандаш», «Давай закроем колпачком синий фломастер».

zhenomaniya.ru

  • Из игрушек для запоминания цветов хорошо подходят пирамидки, кубики, крупные детали конструктора, формочки, разноцветная посудка, крупная мозаика и др.

heaclub.ru

  • Почаще озвучивайте цвета и действия с цветными предметами: «Мишка любит пить из КРАСНОЙ чашки, кукле Маше нравится ЗЕЛЕНОЕ платье».
  • Учите цвета во время прогулок. «Мы идем по зеленой траве», «смотрим, какие синее небо!», «Вот папина черная машина».
  • Сравнивайте тот или иной цвет со знакомыми малышу предметами. «Лопатка красная, как твоя шапочка», «Это ведерко такое зеленое, как огурец».

Как учить с ребенком цвета в 3-4 года

  • Включайте образовательные мультики, где четко называют цвета разных предметов.
  • Если разрешаете ребенку играть в компьютерные игру, подберите такие, где необходимо собирать или разбивать предметы по цветам.
  • Играйте в цветной конструктор, создавая фигуры определенных цветов и называя их.

s1.maminklub.lv

  • Предлагайте сортировать предметы по цветам.

mama-love.ru

Чем младше ребенок, тем меньше предметов для сортировки нужно ему предлагать.

heaclub.ru

  • Сделайте своими руками дидактические игры.

s1.maminklub.lv

  • Придумайте «цветные сказки». Например: » Жил-был носовой платочек. Однажды он упал в чашку с красным компотом и сам стал красным».
  • Произносите названия цветов в разном контексте: «Это красный шарик», «Шарик красного цвета», «Это шарик, он красный» и т.п. Откажитесь от уменьшительно-ласкательных слов (синенький, красненький).
  • Разрешите ребенку поиграть с продуктами и предметами на кухне. Все можно трогать и даже есть! Но сначала нужно разложить по кучкам в соответствии с цветом. Например, лимон, банан и тарелка — желтые, перец, помидор и кастрюля — красные и т.п.
  • Поиграйте в игру «Колпак». Сделайте из разноцветного картона колпачки. Рассказывайте стишок, а ребенок пусть выбирает нужный колпак: «Еду, еду в гости на лошадке в желтой (любой цвет) шапке».
  • Поиграйте в игру «Найди лишний».Возьмите 2-3 предмета одного цвета и один совершенно другого. Предложите ребенку исключить предмет, который отличается от остальных по цвету.

Многие вещи, кажущиеся нам элементарными, в юном возрасте постигаются с определёнными усилиями, будь то первый неуверенный шажок или распознавание цветов. Никто не помнит, как обучались этой «науке». Кажется, мы всегда знали, что трава зелёная, небеса голубые, а солнце – жёлтое.

Однако ребёнок, познающий окружающую действительность практически с нуля, должен это как-то запомнить и осознать. И если одни родители полагаются в этой проблеме на естественный ход детского развития, то другие постоянно размышляют над тем, как научить ребенка различать цвета.

И тем и другим придутся по душе простые методики, приёмы, упражнения, развивающие цветовое восприятие.

Появившись на свет, ребёнок видит окружающий мир в чёрно-белом цвете, воспринимая лишь контрастное освещение – темно или светло в комнате. Таким образом новорождённый безошибочно устанавливает, утро сейчас или же глубокий вечер.

5 основных приёмов

Методик изучения цветов очень много, однако все их можно свести к нескольким несложным приёмам. Детское восприятие позволяет освоить шесть основных оттенков (красный, жёлтый, синий, зелёный, белый и чёрный) уже в 3 года.

  1. Неформальность. Эта методика не предполагает целенаправленных занятий, то есть обучение может проходить и в ходе повседневного общения. К примеру, показав малышу, как выглядит жёлтый цвет, предложите ему подсчитывать количество жёлтых автомобилей, которые будут проезжать по дороге.
  2. Творчество. Обеспечьте малыша необходимыми материалами для творческой деятельности – красками, фломастерами, карандашами, цветной бумагой или пластилином. Попросив ребёнка выбрать приглянувшийся ему цвет, рассказывайте подробнее об этом оттенке. Затем нарисуйте вместе зелёный воздушный шарик, который, к сожалению, не улетит в небеса без веревочки соответствующего цвета. Пусть малыш сам дорисует зелёную нитку.
  3. Игровая деятельность. Цветовое восприятие можно тренировать с помощью различных развивающих игрушек, которые способствуют запоминанию оттенком, форм и размеров. Приобретите в специализированных детских отделах игровые аксессуары, подходящие для вашего малыша – пирамидки, мозаики, кубики, раскраски, конструкторы.
  4. Сюжетная игра. Предложите поиграть в гараж, где малыш может стать водителем грузовика, который собирает только зелёные кубики и отвозит их на «базу». Или попробуйте поиграть в «Магазин», в этом случае ребёнку придётся рассортировать овощи и фрукты по цветам.
  5. Книги. Специальные красочные картинки, размещённые в детских книгах, привлекают детское внимание и развивают восприятие цвета. Авторы популярных книжек – Олеся Жукова и Мария Тумановская. Занятия в таких пособиях помогают быстро развить мелкую моторику и изучить цветовую палитру. Жукова предлагает рисовать пальцами прямо на страничках книги, а Тумановская приглашает деток изучать цвет параллельно с пониманием формы и размера (например, М.П. Тумановская, Н.А. Ткаченко «Учим счёт, цвет и форму»).

Вам не обязательно использовать только один из этих приёмов, их можно и нужно использовать параллельно, чтобы быстро обучить малыша узнавать и называть оттенки. Однако не забывайте, что каждый карапуз – яркая индивидуальность, которая развивается в собственном темпе.

Основные игры для распознавания цветов

Как научить ребенка различать цвета? Естественно, в игровом процессе. Малыш и в два года, и в пять лет обожает играть, поэтому воспользуйтесь его заинтересованностью и смело приступайте к занятиям. Перечислим только основные игры:

  • «Найди цвет». Большой плюс – не нужно приобретать какие-либо игровые аксессуары. Если малыш ещё не называет цвета, предложите отыскивать предметы определённого оттенка по образцу.
  • «Рассортируй». Пригодятся разноцветные пуговицы или бусинки. Попросите ребёнка сложить большие красные пуговки в одну коробку, а некрупные красные – в другую. Если бусины одного цвета, но разных оттенков, попросите кроху выложить в «оттеночный» ряд. Только будьте поблизости!
  • «Найди ошибку». Снимите с фломастеров колпачки и предложите ребёнку вернуть «шапочки» на место. В определённый момент игры наденьте неправильный колпачок на фломастер, чтобы кроха вас поправил.
  • «Четвёртый лишний». Подберите 3 карточки красного цвета и 1 зелёную. Попросите малыша убрать тот предмет, который кажется ему лишним.
  • «Бусы». Вырежьте из цветного картона кружки различных цветов и выложите их на «ниточку», которую можно нарисовать на листе бумаги. Затем предложите ребёнку сделать точно такие же бусики по вашему образцу.
  • «Коробки». Нужно оклеить две небольшие коробки цветной бумагой, к примеру, зелёной и синей. Попросите малышу складывать в коробки машинки и мячики подходящего оттенка.
  • «Пирамидка». Приобретите пластиковую или деревянную пирамидку с яркими колечками и предложите ребёнку собрать её в соответствии с размером. Если малышу 3-4 года, попросите проговаривать цвет кольца, нанизывая его на стержень.
  • «Конструктор». Поиграйте с ребёнком в особую игру – сортировку деталей по оттенкам. Например, домик может быть красным, деревья пусть состоят из зелёных и коричневых деталей, жёлтые подойдут для строительства дороги.
  • «Карточки». Подобный способ напоминает систему развития Домана. Приготовьте из цветного картона несколько карточек. Демонстрируйте крохе определённые цвета и чётко произносите их названия. Кстати, в эту игру можно играть уже в младенческом возрасте.
  • «Мозаика». Для малыша можно приобрести специальную мягкую мозаику с крупными деталями. Ребёнок, собирая определённые узоры, не только различает цвета деталей, но и параллельно развивает точную моторику.
  • «Бабочки». Вам опять понадобится цветной картон. Вырежьте из него три-четыре цветка и столько же бабочек. Цветочки необходимо разложить на столе (поляне), а «насекомых» отдайте малышу. Пусть он посадит синюю бабочку на синий цветочек и т.д. Затем вы можете усложнить задание, усаживая зелёную бабочку на красный цветок.
  • «Радуга». Нарисуйте на ватмане семь радужных полосок. На соответствующую полоску ребёнок будет приклеивать мелкие предметы соответствующей окраски (бумажные листья, пуговки, тканевые лоскуты).