Изотерапия в логопедической работе с младшими школьниками. Изотерапия в работе логопеда

Если вы хотите разговаривать с ребенком так, чтобы он вас понимал и общался с вами откровенно, вы должны разговаривать на его языке – в игровой форме. Самая распространенная форма игры – рисование, которое в психологии называется изотерапией. Специалисты применяют изотерапию при работе с замкнутыми детками, которым не хочется ничего рассказывать о себе, общаться с окружающими, он пытается выразить все свои эмоции через рисунок. Эта статья может помочь воспитателям детских садов, учителям и просто родителям находить контакт с детьми.

Что такое изотерапия?

В первой половине ХХ века Адриан Хилл ввел такое направление в психологию, как арт-терапия, включающая в себя изобразительное искусство. Эта терапия призвана влиять на поведение детей и взрослых людей, которые не могут полноценно адаптироваться в обществе, у которых есть те или иные отклонения.

Изотерапия – занятие очень просто и увлекательное. Чтобы провести его со своим ребенком или с близким человеком, который нуждается в помощи, не обязательно для этого быть специалистом. Все дело в том, что когда человек рисует что-то, он не думает ни о чем, а просто выплескивает все свои проблемы на бумагу. Ваша задача – просто правильно интерпретировать то, что рисует человек.

Человеку, попавшему в трудное положение, так же, как и ребенку, трудно описать ситуацию, себя. Ему гораздо проще представить ее в образах и перенести эти образы на бумагу, причем человек при этом даже может не осознавать своей проблемы. Чаще всего в таких сложных ситуациях оказываются детки, чьи родители принимают для себя авторитарный стиль воспитания. У ребенка формируются проблемы с коммуникабельностью, он начинает себя асоциально вести. Чтобы этого избежать, ребенку нужно давать рисовать, потому что в рисунке он выплеснет свои негативные эмоции

Что такое арт-терапия?

В предыдущем разделе статьи мы упомянули такое понятие, как арт-терапия. Это такой психологический прием, который позволяет человеку в творческом процессе принимать и решать возникшие в его жизни проблемы, разного рода неприятности.

Это творчество может быть любым:

  • фотография;
  • рисование;
  • игра на музыкальном инструменте;
  • вокал;
  • лепка из глины или пластилина .

Изначально арт-терапия применялась в американских школах, сейчас ее используют во многих психологических программах, которые способствуют личностному росту человека, потому что в творчестве человек сублимирует свои переживания в творчество, поэтому лучше себя понимает. Арт-терапия полезна всем – и детям, и взрослым, которые запутались и хотят разобраться в себе, чтобы строить дальнейший планы.

Метод изотерапия, каким детям поможет изотерапия?


Рассмотрим все же подробнее такое направление арт-терапии, как изотерапия. Она многофункциональна, позволяет ребенку не просто выразить себя с разных сторон, но и посмотреть на конфликтную ситуацию, которая у него сложилась, тоже с разных сторон.

В процессе того, как ребенок рисует, над ним никто не властвует. Ребенок свободен, он через рисунок самовыражается. Малыш рисует то, что хочет, за это наказание не предусматривается.

Психологи отмечают, что весь процесс изотерапии многоэтапный:

  1. Сначала ребенок для себя определяет тему рисунка или же рисует абсолютно произвольно. В этот момент взрослый человек или наставник следит за тем, как происходит процесс рисования у малыша.
  2. Затем ребенок описывает то, что он изобразил. Старшему человеку в этот момент нужно особенное внимание обратить на то, с какими эмоциями ребенок все это рассказывает.
  3. Взрослый или психолог, который занимается с ребенком, должен высказать свою точку зрения, что он думает относительно того, что видит на рисунке.
  4. Далее начинается совместное обсуждение рисунка.

Важно! Психолог или взрослый человек, который проводит занятия с ребенком, должен все рисунки сохранить, чтобы иметь возможность сравнивать их между собой в дальнейшем и корректировать работу, если не удалось достичь поставленных целей.

К числу главных целей изотерапии можно отнести:

  • Проработка мыслей, которые человек в себе подавляет.
  • Обучение выражению своих эмоций и чувств, которые ребенок в повседневной жизни выразить самостоятельно боится или просто по какой-то причине отказывается.
  • Психотерапия-диагностика, при которой психолог пытается разобраться, какие переживания мучают ребенка.
  • Облегчение тяжелого психологического состояния. Ребенок или взрослый человек, проходящий курс изотерапии, должен уже контролировать сам ситуацию, в которой оказался.
  • Контактирование между взрослым и ребенком уже налаживается, нет никакого напряжения, потому что ребенок понимает сам себя, проблему, в которой оказался .

Кому полезна изотерапия? Этот метод поможет разным деткам:

  • Дети-инвалиды с разными врожденными патологиями и ограниченными возможностями начинают более оптимистично воспринимать мир, в котором они живут.
  • Детки, которые страдают от дефицита внимания и поэтому ведущие себя социально опасно, тоже могут найти себя через изотерапию.
  • Замкнутым в себе деткам изотерапия помогает раскрепоститься и найти контакт с другими детьми.
  • Дети из благополучных семей, которые переживают кризисный период, могут тоже получить большую пользу от изотерапии. Речь идет об этапах, когда ребенок, например, идет в школу, поступает в училище .

Какие детские проблемы поможет решить техника изотерапии?

Изотерапия помогает детям разрешить многие внутренние трудности и проблемы, которые у них возникают:

  • Благодаря этому психологическому приему у ребенка появляется возможность высказаться, рассказать о своей проблеме, показать, о чем он мечтает.
  • Через создаваемый рисунок ребенок познает свой внутренний мир и начинает осознанно относиться к проблемам, которые у него есть и ищет самостоятельно пути их решения.
  • Благодаря изотерапии ребенок снимает стресс, избавляется от гнетущей его депрессии и страхов.
  • Деткам, которым диагностирована умственная отсталость, аутизм, другие патологии, связанные с психоэмоциональной системой, тоже полезна изотерапия .

Формы изотерапии

Изотерапия проводится в 2 основных формах:

  1. В пассивной форме, когда ребенку предлагается какая-то картинка, и он должен ее срисовать, но по-своему.
  2. В активной форме, при которой ребенок рисует сам только то, что он хочет, что он видит в своем воображении.

Программа изотерапии:

Как мы уже упоминали выше, изотерапия применима к детям любого возраста и даже ко взрослым, у которых есть какие-то проблемы с психикой. Далее мы приведем вам несколько примеров программ, которые используются в ходе изотерапии.

для дошкольников

В жизни ребенка дошкольный возраст – самый важный этап. Именно в этот период у него формируется характер, он начинает осознанно воспринимать окружающий мир и отображать его на бумаге в виде рисунка.

Есть несколько техник, которые можно использовать в рамках изотерапии для дошкольников:

  1. Если ребенок в дошкольном возрасте гиперактивный, не может координировать самостоятельно свои движения, то можно провести упражнение, которое называется «Разноцветные листы» :
  • ребенку выдаются листы альбома и разноцветные краски;
  • он все листочки разрисовывает – делает их однотонными;
  • затем ему нужно развесить на стеле листочки в той последовательности, в которой он их разрисовывал.

  1. Чтобы снять ребенку напряжение в дошкольном возрасте, помочь развиться воображению, можно провести упражнение «Рисунок глиной». Вам нужно просто задать ему тему, окунуть его пальчики в глину, чтобы ими он что-то нарисовал на бумаге.
  2. Если у ребенка есть проблемы с коммуникацией, вы можете провести с ним такое упражнение «Свободный рисунок в круге». Ребенок должен на листе бумаге нарисовать круг, а потом внутри этого круга нарисовать все, что хочет его мама, сестра, бабушка, папа – любые люди из его окружения.
  3. Если ребенок достаточно агрессивно себя ведет с другими детьми, помогите ему эту агрессию направить в другое русло. Поиграйте с ним в игру «Мелки-наперегонки». Задача: на время сделать несколько штрихов мелками на бумаге. У кого получится их сделать больше, тот и победил.
  4. Если ребенок чем-то напуган, предложите ему нарисовать на бумаге то, чего он сильно боится. Вы тогда поймете, на что обратить внимание и поможете тем самым снять ребенку напряжение и устранить страх .

для младших школьников

Младшие школьники – это, по сути, те же самые дошкольники, которые переживают кризисный период в жизни, они идут в школу, где уже перед ними выдвигаются определенные требования.

Чтобы помочь детям быстрее адаптироваться к новым условиям в жизни, используйте такие упражнения из изотерапии:

  1. Каждый день предлагается ребенку в течение нескольких минут рисовать на листе бумаги разные каракули, какие приходят ему в голову. Это нужно для того, чтобы малыш снимал напряжение, расслаблялся.
  2. Если вашему ребенку сложно адаптироваться в новом коллективе предложите ему порисовать на влажной бумаге в компании своих привычных друзей. Только предупредите ребенка, что в процессе рисования, краска будет растекаться по бумаге, и это нормально. Когда будете рисовать, очень важно, чтобы все, кто ребенка окружает, общались между собой. Если вы боитесь, что ребенок заболеет из-за того, что ему нужно работать в влажной бумагой, тогда используйте просто мятую.
  3. Младшему школьнику может понравиться лепка из пластилина. Предложите ему слепить то, что ему беспокоит в какой-то форме. В процессе ребенку нужно постоянно менять форму своего страха, чтобы он учился на нее смотреть с разных сторон .

для взрослых

У взрослых людей чаще, чем у детей, возникают в жизни кризисные ситуации. Чтобы агрессия выплескивалась в правильной форме, никому не причиняла вреда, ее можно направить в творческое русло.

Психологи советуют применять такие техники:

  1. Можно лепить что-либо из теста. Создавая таким образом что-то полезное и для своей семьи. Очень полезна лепка при сильных стрессах, депрессивном расстройстве.
  2. Можно делать коллажи из рисунков или фотографий, что тоже расслабляет, отвлекает от повседневных проблем и забот.
  3. Можно рисовать мазками с помощью красок на полотне. Причем мазки при этом должны быть разной формы, разного цвета. Так можно понять, какая энергетика у человека в данный момент его жизни.

Важно! Рисунок должен быть индивидуальным, не шаблонным. Желательно, чтобы в процессе рисования человек не пользовался линейками и другими специальными средствами.

для подростков

Подростки переживают возрастной кризис, в них начинают происходить изменения, которые требует корректировки, вмешательства специалиста.

Что можно применить при работе с подростками:

  1. Подростку можно рисовать на всем, что он захочет, чтобы он таким образом успокаивался, притуплял свою нервозность.
  2. Можно дать подростку уже готовый рисунок и попросить его, чтобы он этот рисунок дополнил каким-то элементом. Это важно в том случае, если у ребенка заниженная самооценка, если у него накопилось много внутренних проблем, которые мешают ему нормально развиваться.
  3. Если подросток агрессивно настроен по отношению к окружающему его миру, то можно предложить ему поработать с пластичным материалом, чтобы он научился принимать себя таким, какой он есть .

для пожилых людей

Пожилые люди – это взрослые, за плечами которых большой жизненный опыт, но они недоверчиво относятся к разным психологическим техникам. Изотерапия относится к числу таких техник. Писхологи рекомендуют людям пожилого возраста заниматься сказкотерапией. Можно придумать сказку и нарисовать ее на бумаге. Человек просто рисует все, что ему хочется, самостоятельно подбирая при этом цвета, а психолог должен за всем этим наблюдать, разговаривать и корректировать мысли пожилого человека, делать так, чтобы они были позитивными, чтобы все герои и персонажи, которых придумал себе пожилой человек, были успешными.

Изотерапия и упражнения для детей

Теперь разберемся с основными видами тренингов и занятий, которые можно проводить в ключе изотерапии с детками, у которых нет никаких психологических проблем.

Эти занятия больше направлены на то, чтобы этих проблем в принципе никогда и не возникло:

  1. «Нарисуй себя». Ребенку нужно изобразить себя на бумаге, чтобы психолог или мама могли видеть, как ребенок представляет себя со стороны. Если ваше чадо только начало адаптироваться в социуме, вам нужно обязательно провести с ним такое занятие, чтобы он понял, что он может и как он может себя проявлять в обществе.
  2. «Нарисуй свои страхи». Ребенку нужно нарисовать то, что его тревожит, угнетает, чего он больше всего боится. Это очень хорошее упражнение, которое помогает предотвратить стрессовые для ребенка ситуации и научить его, как ему нужно себя вести, если он в них снова попадет.
  3. «Нарисуй человека, которого ты любишь». Ребенок чаще всего рисует маму. Маме, видя свое изображение, легче понять, как к ней относится ее чадо. Если вы увидите что-то паталогическое, у вас будет возможность пересмотреть свои отношения с ребенком и сделать их более положительными.
  4. Ребенку можно предложить сделать коллаж на заданную изначально тему. Выдайте ему разные виды бумаги, краски, фломастеры, карандаши, газеты, ножницы и клей. Предложите какую-то тему. Например, это может быть тема «Мои планы». Пусть ребенок, создавая коллаж, думает о том, чего хочет добиться, как он это будет делать, и что он должен делать, чтобы желаемое им произошло.
  5. Предложите ребенку рисовать каждое слово, которое вы ему будете произносить. Слова должны быть такого разряда: настроение, самочувствие, восприятие. Так ребенок будет как бы рисовать эти слова, но на самом деле будет показывать, что у него происходит в душе, потому что эти слова контролирует его подсознание .

Видео: мастер класс по изотерапии

Занятия изотерапии для инвалидов

Инвалиды, люди с ограниченными физическими возможностями страдают в этом мире больше всех остальных, и поэтому им гораздо сложнее адаптироваться. Им тяжело себя комфортно чувствовать в мире, где они живут, ведь они чувствуют много барьеров перед собой, пытаются с каждым из этих барьеров справиться. Но чисто на психологическом уровне сделать это очень тяжело.

Изотерапия помогает людям инвалидам стать раскрепощенными, счастливыми, быть положительно настроенными на эту жизнь и общаться со всеми людьми, которые встречаются на жизненном пути. Изотерапия помогает избавиться человеку с ограниченными возможностями от хронического состояния стресса, от депрессии и прочих проблем. Внутренняя составляющая человека меняется, она становится более положительной, он приобретает гармонию в душе, входит в зону своего настоящего комфорта. Чтобы помочь человеку с ограниченными возможностями нормально жить в обществе, с ним можно проводить точно такие же занятия по изотерапии, как с детьми, подростками и взрослыми людьми. Они должны понять, что являются членами огромного мирового сообщества, которые имеют свою миссию и должны ее выполнить в земной жизни.

Исходя из всего вышеописанного нами, мы можем сделать вывод, что изотерапия – это очень увлекательная психологическая техника, благодаря которой можно избавиться от многих невротических и психических расстройств и патологий. Изотерапия может корректировать жизненные устои человека, решать проблемы, справляться с трудностями.

Видео: «Изотерапия»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Полазненская детская школа искусств»

«Применение изотерапии

в с детьми

с проблемами здоровья и развития»

подготовила

преподаватель изобразительного искусства

Полазна 2013

Исследования в области художественной педагогики показывают, что искусство развивает личность, расширяет общий и художественный кругозор ребенка, реализует познавательные интересы детей. Искусство является своеобразной формой эстетического познания действительности и отражает ее в художественных образах, позволяет ребенку ощутить мир во всем его богатстве и через виды художественной деятельности научиться его преобразовывать. В последние годы вырос интерес специалистов к механизму воздействия искусства на ребенка с проблемами воспитания и обучения. Современная специальная психология и педагогика в значительной мере ориентированы на использование в коррекционной работе различных видов искусства, как важного средства гармонизации личности ребенка с проблемами его культурного развития.

В настоящее время в практике специального образования широко используется термин - арттерапия. Сущность арттерапии состоит в терапевтическом и коррекционном воздействии искусства на ребенка и проявляется в реконструировании психотравматической ситуации с помощью художественно-творческой деятельности, выведении переживаний, связанных с ней, во внешнюю форму через продукт художественной деятельности, а также создание новых позитивных переживаний, рождение креативных потребностей и способов их удовлетворения.


Арттерапия включает в себя изотерапию - лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, произведениями изобразительного искусства.

Интересующее нас направление изотерапии – педагогическое – имеет неклиническую направленность, рассчитано на потенциально здоровую личность, и на первый план выходят задачи развития, воспитания и социализации – это забота об эмоциональном самочувствии, психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности. Практическое значение применения техник изотерапии в образовании большое: участники приобретают ценный опыт позитивных изменений, постепенно происходит углублённое самопознание, гармонизация личности, личностный рост. Развивается рефлексия и анализ своего поведения, мыслей, чувств, улучшается общая атмосфера в группе, расширяются связи с другими детьми, через переживание сильных эмоций. Влияние изобразительной деятельности на эмоциональное состояние личности изучается специалистами разных профилей: педагогами, психологами, философами, художниками, психотерапевтами.

В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития положительных эмоций. Она позволяет почувствовать себя художником, осознать свой потенциал, изменить самооценку и с миром, с окружающими. Изотерапия широко используется в психокоррекционной практике. Она даёт положительные результаты в работе с детьми с различными проблемами. Изобразительно-игровое пространство, материал, образ в рисунке являются для таких детей средством психологической защиты, которое помогает в трудных обстоятельствах.

«Художественное самовыражение» так или иначе, связано с укреплением психического здоровья детей, а потому может рассматриваться как значительный психологический и коррекционный фактор. Использование изотерапии во многих случаях выполняет и психотерапевтическую функцию, помогая ребёнку справиться со своими психологическими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения.

Изотерапия по форме организации может быть как индивидуальной, так и групповой. Изотерапия рассматривается как проекция личности ребенка, как символическое выражение его отношения к миру.

Изотерапия может способствовать достижению следующих целей:

Дать социально приемлемый выход и другим негативным чувствам. Работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом “ выпустить пар” и разрядить напряжение; Облегчить процесс коррекции. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов; Получить материал для интерпретации и диагностических заключений. Продукты художественного творчества относительно долговечны, и пациент не может отрицать факт их существования. Содержание и стиль художественных работ дают учителю изобилие информации о ребёнке, который сам может помогать в интерпретации своих произведений; Проработать мысли и чувства, которые ученик привык подавлять; Наладить отношения между учителем и учеником. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного приятия; Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками и картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм; Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах; Развивать художественные способности и повысить самооценку. Побочным продуктом изотерапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.

Позитивные моменты изотерапии:

    позволяет выявить проблемы или фантазии, которые в силу каких-либо причин трудно обсудить вербально; работа над рисунком – самый безопасный способ разрядки разрушительных тенденций; рисунок помогает развивать чувство внутреннего контроля; изотерапия создаёт условия для экспериментирования со зрительными и кинестетическими ощущениями; способствует развитию эстетического опыта, творческому самовыражению, совершенствованию художественных способностей в целом; понижает уровень утомления, связанный с обучением в школе; создаётся атмосфера взаимного принятия; происходит самораскрытие человека через спонтанное творчество; активно протекает процесс самоанализа; в процессе работы улучшаются межличностные отношения участников изотерапии.

Кроме описанных эффектов, использование изобразительного искусства даёт дополнительные результаты, стимулируя воображение и помогая разрешить конфликты и налаживать отношения между участниками. Искусство приносить радость, и это важно само по себе, независимо от того, рождается ли эта радость в глубинах подсознания или она является результатом осознания возможности развлечься, а то и подурачиться.


Существуют определённые чёткие правила проведения изотерапии

Обеспечить рабочее место. Определить вид работы. Сформировать цели и задачи. Создать спокойную, деловую обстановку. Пробудить интерес. Временной промежуток 30-40 минут. Менять формы занятий. Подведение итогов (никакой критики, не превращать выставку в соревнование, не должно быть победителей и побеждённых)

Самое главное: нужно учить детей доводить начатое дело до конца, очень плохо, если он бросает свою работу на полпути. Позволяя не доканчивать, недоделывать, мы воспитываем неуверенного человека.

Применяются: индивидуальное рисование, парное рисование, групповое.

Примерные темы для занятий по изотерапии
1. Я дома. Свободный рисунок. Каждый ребенок рисует себя дома, все, что он хочет, как он представляет себя дома. Затем рассказывает, что он нарисовал, почему он нарисовал именно это, кому он хочет показать этот рисунок дома.
2. Мои родители. Каждый ребёнок рисует своих родителей. Никаких дополнительных инструкций ему больше не даётся, но затем педагог анализирует, как нарисованы родители, какого они размера, вместе они стоят или отдельно, кто из других членов семьи нарисован и т. д. Данный рисунок - показатель внутрисемейных отношений.
3. Я в будущем. Свободное рисование рисунка. Когда вырастет, кем хочет стать, кем работать, какой он будет большим. После того, как рисунки готовы, всем вместе поговорить о том, какие профессии существуют, кем работают родители детей.
4. Что я люблю. Совместное рисование. Рисуют дети в группах на одном листе. Что каждый из них любит (делать, есть, читать, играть и т. д.). Затем педагог говорит, что получились общие работы, на которых нарисованы любимые занятия наших детей, давайте посмотрим, что любят наши ребята (должен состояться разговор по работам).
5. Чего я боюсь. Свободное рисование на тему, когда рисунок выполнен, ребёнок говорит, он нарисовал, а затем раскрашивает свой рисунок яркими красками и делает рисунок радостным (дорисовывает глаза, улыбающийся рот), пока то, что он нарисовал, не начнет ему нравиться.
Вариант этого занятия – рисунок по кляксам (приготовленным заранее педагогом) – ребёнок дорисовывает эту кляксу до чего-то конкретного, а затем делает её весёлой, радостной.
6. Любовь. Ребята под лирическую музыку рисуют любовь, как они понимают это состояние, чувство, обязательно рисуют красками. Педагог помогает детям вопросами, какого цвета любовь, какая она - любовь, кого вы любите, как вы любите, кто любит вас и т. д.
7. День рождения. Педагог даёт инструкцию: «Сегодня мы поиграем в день рождения. Давайте нарисуем стол, на столе именинные свечи, вокруг стола нарисуем стулья - кружочки. Выберите стул, на который сядешь ты. Этот стул надо отметить звездочкой или снежинкой (мальчик выбирает звездочку, а девочка - снежинку). Кого ты хочешь посадить рядом с собой, с одной стороны, с другой стороны (всех можно обозначать буквам: м-мама, п - папа, б - баба и т. д.)». Ребёнок должен заполнить все стульчики.
8. Радость, праздник. Совместное рисование. Все вместе (или лучше 2-3 подгруппами) дети рисуют на большом листе бумаге радость и праздник. Лист бумаги педагог готовит заранее - он ставит на листе много разноцветных клякс. Задача ребят нарисовать праздник, используя эти кляксы - помощники. Можно включить радостную, торжественную музыку. Затем все смотрят на получившиеся рисунки и говорят, что они чувствуют, какие чувства у них возникли, когда они рисовали.
9. Как я помогаю маме. Сюжетный тематический рисунок. Дети рисуют любыми средствами, педагог анализирует что нарисовано, как соотносятся предметы и т. д.
10. Как я помогаю папе. Рисунок из кляксы – педагог готовит на каждого ребёнка листочек с кляксой. Дети рисуют любыми средствами на этом листе, дорисовывая эту кляксу до определенной темы – как он помогает папе дома.
11. Мои домашние животные. Нарисовать своего домашнего животного, если он есть, или того домашнего животного, кого бы ребёнок хотел иметь у себя дома. После окончания работы поговорить с детьми об их любимых домашних животных, как они с ними общаются, что они любят делать, что кушать, кто за ними дома убирает, помогают ли ребята ухаживать за домашними животными.
12. Моя семья. Свободное рисование. Ребёнок рисует, как он представляет свою семью, слово семья не объясняется.
13. Кто живёт в земле. Свободное рисование. Каждый ребёнок рисует на данную тему все, что он знает, что может и что хочет. Затем по возможности каждый ребёнок говорит, кто живет в земле, кого из насекомых видел, где он их видел.
14. Кто живёт в воде. Вся группа рисует на одном не очень большом листе бумаги. Каждый занимает место возле листа, и все дети вместе рисуют подводный мир (это может быть океан, аквариум, озеро и т. д.). Можно распределить роль каждого: кто рисует рыбок, кто камешки, кто и т. д. Можно всё это не рисовать, а сделать рыбок и водоросли из цветной бумаги, камушки и ракушки приклеить настоящие, красками закрасить фон – воду. Коллективный труд вывешивается и читается рассказ о подводном мире.
15. Кто умеет летать. Коммуникативное рисование. В группе организуются подгруппы и в каждой подгруппе на одном большом листе все вместе дети рисуют небо. А затем на этом небе не разговаривая, каждый ребёнок рисует свою птицу, которая умеет летать. Можно включить фоном музыку «Звуки неба» с птичьими голосами. После окончания работы ребята рассказывают, что они чувствовали, когда рисовали.
16. Животные. Дополнительное рисование. Каждый ребёнок, сидя в общем кругу, на своем листе, начинает рисовать какое - либо животное, по своему замыслу, затем каждый передаёт свой лист соседу справа и, получив лист от соседа, слева дополняет рисунок другого, стараясь понять, кого начали рисовать на этом рисунке. Так все рисунки проходят круг, пока не дойдут до своего хозяина. Получив свой рисунок, ребёнок говорит, кого он хотел нарисовать, и кто получился, почему, какое животное у него появилось. Заканчивается занятие выставкой животных и рассказом педагога и детей о том, какие животные бывают на свете.
17. Мой дом. Каждый ребёнок рисует свой дом, как он его себе представляет. После окончания рисунка, педагог просит ребят рассказать, какой у них дом, нравится ли он им, что им нравится в своём доме, кто живёт в их доме.
18. Дерево. Свободное рисование. Ребёнок рисует дерево, любое какое он хочет, как он его себе представляет. Затем все готовые деревья педагог вешает все вместе и получается целый лес. Начинается разговор, что такое лес, какой лес у нас получился (смешанный), какой ещё бывает лес, кто был в лесу, что вы чувствовали в лесу и т. д.

Упражнения и приемы изотерапии на снятие мышечного напряжения:

Рисование пальчиками – пальчиковая графика; рисование ладошками; рисование комочками мятой бумаги, полиэтилена и т. п.; выполнение папье-маше; украшение рисунков липкими блестками; выполнение коллажей из различных мелких материалов.

Рисуночное письмо

Написать (подобно древним людям) с помощью рисунков короткое письмо, адресованное вашему соседу по парте или лучшему другу:

«позвони мне сегодня», «приходи ко мне на чашку чая», «пойдём сегодня прогуляться по парку» и т. д.

Я – герой любимой сказки

Выберите иллюстрацию к сказке, которая вам больше всего нравится, определите, каким героем в этой сказке вы хотели бы быть. Теперь вырежьте с вашей фотографии лицо и наклейте на этого персонажа. Попробуёте ощутить эмоции и характер этого героя.

Лепка из солёного теста

В одном городе жил мастер-кондитер. Он выпекал булочки и калачи, плюшки и пончики, крендели и завитушки. Однажды он захотел изготовить из теста такое изделие, которое никогда никто не делал. Сначала он придумал своему будущему творению название, а потом принялся за работу. Попробуйте вылепить из пластилина, то, что задумал мастер-хлебопёк. А называется его изделие так:

РОМБУШКА ПИРАМИНДЕЛЬ КОНУСЕЛЬКА
ШАРОВАЙ ЦИЛИНДРОН

Взаимодействие с бумагой

Используя бумагу, создайте объёмную композицию или скульптуру. Можно пользоваться ножницами, клеем, скотчем и пр. Варьировать это задание можно как тематически, так и инструментально, например:

Передавайте по кругу лист бумаги и пусть участники делают с ним всё, что захочется (мять, рвать, вырезать, склеивать и пр.);

Создайте или вырежьте фигурки из бумаги и обыграйте рассказ, историю;

Используйте для создания композиции туалетную бумагу;

Используйте для создания композиции обёрточную бумагу, картон (гофрированный, цветной и пр.), пакеты, коробки, обёртки от конфет и пр.

Используйте для создания объёмной композиции газеты, журналы.

Рисунок на мятой бумаге

Используйте в качестве основы для рисунка мятую бумагу. Предварительно изомните её хорошенько и настройтесь на работу. Рисовать при этом можно красками или карандашами (мелом), можно оборвать края рисунка, оформив его в виде овала, круга и т. д.

Рисование на мокрой бумаге

Намочите лист бумаги и нанесите с помощью (либо порошка) рисунок, можно использовать распылитель. Следует поэкспериментировать с цветами, наблюдать, как они смешиваются, растекаются, и замечать какие чувства возникают при этом. Потом можно попробовать трансформировать узоры в образы, дать им названия. Возможно групповое взаимодействие, обмен впечатлениями.

Эксперименты с цветом

1) Используя один цвет, попытайтесь, изображая им разные формы и линии, исследовать его смысловые значения;

2) Выберите цвета, которые вам наиболее или наименее предпочтительны в данный момент; те, что отражают ваши положительные и негативные стороны характера;

3) Подберите два или три цвета, составляющие гармоничную группу;

4) Используя большую кисть, с закрытыми глазами создайте изображение на листе или закрасьте его, попытайтесь увидеть образ или оценить особенности изображения. Затем создайте такое же изображение, используя другой цвет.

Каракули

Свободно водя по листу бумаги карандашом, нарисуйте каракули без какой-либо цели и замысла и передайте партнёру, который должен будет создать из них образ и развить его.

Варианты: затем поменяйтесь с партнёром трансформированными каракулями и попытайтесь продолжить рисунок, не нарушая нарисованное изображение, затем обсудите вместе ваши ассоциации, связанные с рисунками друг друга,

После завершения рисунка, на основе каракулей сочините рассказ.

Монотипии

Создайте изображение густыми красками на стекле, а затем отпечатайте рисунок на бумагу, рассмотрите образы, развейте их, обсудите в группе.

Отпечатки

Используйте любые предметы и поверхности для изготовления рисунка из их отпечатков. Предметы могут быть найденными на природе, принесёнными участниками группы из дома, найденными в классе для занятий.

Техника раздувания краски

Нанесите на лист бумаги краску с большим количеством воды, используйте различные сочетания цветов, в самом конце работы раздуйте через тонкую трубочку цветовые пятна, образуя капельки, разбрызгивания и смешения цветов в причудливые каракули и кляксы; постарайтесь увидеть образ.

Чернильные пятна и бабочки

Капните чернилами на тонкую бумагу и сверните лист трубочкой или сложите пополам, разверните лист и преобразуйте увиденный образ. Обсудите результаты работы в группе, найдите наиболее понравившиеся вам изображения других участников.

Цель: раскрытие потенциальных возможностей человека, предполагает большую степень свободы, является эффективным методом работы с личностью, опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества. Кроме того, при изготовлении коллажа не возникает напряжения, связанного с отсутствием у участников художественных способностей, эта техника позволяет каждому получить успешный результат. Эффективным является включение в коллаж рисунков, личных фотографий участников.

Список использованной литературы:

1. Бережная направления и перспективы социокультурной адаптации детей и юношества средствами художественного творчества. - Москва: ИХО РАО, 2006.

2. Вальдес Одриосола. Арттерапия в работе с подростками. Психотерапевтические виды художественной деятельности: методическое пособие.- Москва: ВЛАДОС, 2007.

3. Киселева в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми.- Санкт - Петербург: Речь, 2007.

4. Кожохина и развиваемся с помощью искусства.- Санкт - Петербург: Речь, 2006.

Черноморова Е.И. - педагог дополнительного образования первой категории. МОУ ДОД РЦРТДиЮ г. Раменское, Московская область

"ИЗОТЕРАПИЯ - КАК НЕТРАДИЦИОННАЯ ФОРМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Аннотация

Цель статьи: раскрыть значимость изотерапии в развитии ребенка дошкольного возраста, как одной из сторон личности, умеющей свободно адаптироваться в социуме.

Ключевые слова:

Изотерапия - терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием Изобразительное творчество позволяет ребенку ощутить и понять самого себя; выразить свободно мысли и чувства, мечты и надежды; быть самим собой.

В современном мире человек постоянно подвергается нервным перегрузкам. К перенапряжению нервной системы, неврозам и психосоматическим заболеваниям приводят негативные переживания, которые не всегда могут быть выражены в социально приемлемой форме. Стресс оказывает влияние на все сферы жизни человека, в том числе на учебную и производственную деятельности, на взаимоотношения в семье. Особенно подвержены стрессовым ситуациям дети, подростки, люди с ограниченными возможностями здоровья. Это связано с патологически протекающими возрастными кризисами, неправильным воспитанием, непониманием со стороны окружающих, современной проблемой - зависимостью от различных гаджетов и других электронных устройств.

Дошкольный возраст - важнейший период жизни человека, когда формируются основные личностные характеристики, мировоззрение, отношение к себе и окружающим. Ребенок активно познает мир и отражает его в своей естественной деятельности - игре и рисунке. Наиболее яркие возможности для самовыражения детей представляет изобразительное творчество.

Рисунок для человека - это удивительное средство общения с самим собой, форма свидания со своей душой и возможность экскурсии в «музей» своих тонких миров желаний и фантазий. Когда рисуешь, весь мир отодвигается за скобки сознания, и ты создаешь свою реальность, именно свою, и это как раз главное показание к тому, чтобы рисовать просто так: смело и без оглядки на мастерство пропорций и перспектив.

В своей практической деятельности я использую детский рисунок, как в диагностике, так и в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками, имеющими проблемы в эмоционально-волевой сфере (высокая тревожность, агрессия, низкая самооценка, робость, застенчивость). Именно в рисунке отражаются не только уровень развития графических навыков и овладение техникой рисования, но и характеристики интеллектуального развития, особенности личности и характера, а также особенности межличностных отношений. На мой взгляд, ценность изотерапии заключается в том, что техники и приемы могут использоваться в индивидуальной и групповой работе с дошкольниками почти всех возрастных групп.

Среди моих воспитанников есть дети, имеющие проблемы в эмоциональной сфере (высокий уровень тревожности и агрессии, низкий уровень самооценки и общительности).

Цель:

Задачи:

Приемы работы

  • совместная изобразительная игровая деятельность сопровождаемая общением.

Рисование - это процесс созидательный, а созидать, не разрушать, как себя, так и других.Рисованием создаётся ощущения полного погружения в процесс, а это с родни медитации и релаксации, что очень полезно в нашем суетном мире. Рисунок в символической форме дает место всем нашим переживаниям, проблемам и трудностям, обеспечивает активное взаимодействие с любой сложной для принятия ситуацией в удобном виде и форме для самого человека. Творчество обеспечивает ощущения контакта с миром своих фантазий и аллюзий, дает возможность определить внутреннюю реальность. Рисунок - это универсальная форма для самоподзарядки, дополнительные силы и возможности приходят в процессе творческой деятельности и обеспечивают достаточной активностью для изменения реальности. Рисование прекрасная форма дарования себя миру, обеспечивает потребность человека делиться, отдавать, помогать, вдохновлять. Через творчество легче реализовать стремления к гармоничному единству: любви к себе, к людям, любви к миру.

Рисунок обеспечивает соотношение порядка и его отсутствия, что всегда считалось главной характеристикой гармонии. Если говорить обобщенно, то структурирования внутреннего хаоса в процессе творческой деятельности дает возможность гармонизировать как внутренний, так и внешний мир. Рисунок - это цвет и форма, а разнообразие дает ощущение радости, ну и создания нового тоже очень значимо для позитивного состояния человека.

Заповедь изотерапии.

Правила изотерапии.

Чтобы не происходило в твоей жизни - просто рисуй:

  • мечтаешь или сомневаешься - рисуй;
  • расслабленный или напряженный - рисуй;
  • скучно или занят - рисуй;
  • весело или грустно - рисуй;
  • страшно или смело - рисуй;
  • радостно или печально - рисуй;
  • тяжело или слишком легко - рисуй;
  • устал ли отдыхаешь - рисуй;
  • одиноко или со всем миром сразу - рисуй.

Изотерапия позволяет детям самовыразиться через изобразительное творчество. С помощью изотерапии они преодолевают страхи и застенчивость, улучшается их эмоциональный настрой, снижаются эмоциональное напряжение, агрессивность, тревожность, и улучшается психологический климат в коллективе. Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми - это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное развиваться.

Литература:

2.Киселева, М.В. Арттерапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселева. - СПб.: Речь, 2007. - 160 с.

3.Кожохина, С.В. Растем и развиваемся с помощью искусства / С.В. Кожохина. - СПб.: Речь, 2006. -216 с.

4.Солодянкина, О.В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста: Методическое пособие / О.В. Солодянкина. - М..: АРКТИ, 2006. - 88с.

5.Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий». - М.: «ТЦ Сфера», 2006.

6.Борисова Е. «Развиваем творческие способности старших дошкольников в рисовании».// Дошкольное воспитание. - 2008. - №2. - с.2.

7.Хасанова М., Видт И. «Дошкольник в мире художественно-эстетической культуры».// Дошкольное воспитание. - 2007. - №2. - с.51-53. 8. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. — М., 1995.

Просмотр содержимого документа
«ИЗОТЕРАПИЯ - КАК НЕТРАДИЦИОННАЯ ФОРМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Черноморова Е.И. МОУ ДОД РЦРТДиЮ город Раменское

«ИЗОТЕРАПИЯ - КАК НЕТРАДИЦИОННАЯ ФОРМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Аннотация

Цель статьи раскрыть значимость изотерапии в развитии ребенка дошкольного возраста, как одной из сторон личности, умеющей свободно адаптироваться в социуме.

Ключевые слова:

Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием Изобразительное творчество позволяет ребенку ощутить и понять самого себя; выразить свободно мысли и чувства, мечты и надежды; быть самим собой.

В современном мире человек постоянно подвергается нервным перегрузкам. К перенапряжению нервной системы, неврозам и психосоматическим заболеваниям приводят негативные переживания, которые не всегда могут быть выражены в социально приемлемой форме. Стресс оказывает влияние на все сферы жизни человека, в том числе на учебную и производственную деятельности, на взаимоотношения в семье. Особенно подвержены стрессовым ситуациям дети, подростки, люди с ограниченными возможностями здоровья. Это связано с патологически протекающими возрастными кризисами, неправильным воспитанием, непониманием со стороны окружающих, современной проблемой – зависимостью от различных гаджетов и других электронных устройств.

Дошкольный возраст - важнейший период жизни человека, когда формируются основные личностные характеристики, мировоззрение, отношение к себе и окружающим. Ребенок активно познает мир и отражает его в своей естественной деятельности – игре и рисунке. Наиболее яркие возможности для самовыражения детей представляет изобразительное творчество.

Рисунок для человека – это удивительное средство общения с самим собой, форма свидания со своей душой и возможность экскурсии в «музей» своих тонких миров желаний и фантазий. Когда рисуешь, весь мир отодвигается за скобки сознания, и ты создаешь свою реальность, именно свою, и это как раз главное показание к тому, чтобы рисовать просто так: смело и без оглядки на мастерство пропорций и перспектив.

В своей практической деятельности я использую детский рисунок, как в диагностике, так и в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками, имеющими проблемы в эмоционально-волевой сфере (высокая тревожность, агрессия, низкая самооценка, робость, застенчивость). Именно в рисунке отражаются не только уровень развития графических навыков и овладение техникой рисования, но и характеристики интеллектуального развития, особенности личности и характера, а также особенности межличностных отношений. На мой взгляд, ценность изотерапии заключается в том, что техники и приемы могут использоваться в индивидуальной и групповой работе с дошкольниками почти всех возрастных групп. Среди моих воспитанников есть дети, имеющие проблемы в эмоциональной сфере (высокий уровень тревожности и агрессии, низкий уровень самооценки и общительности).

В течение учебного года я проводила занятия по изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста, с применением изотерапевтических техник, которые способствовали коррекции агрессии, тревожности, общительности. После повторной диагностики результаты изменились: снизилось проявление негативных эмоций, тревожность, повысились самооценка, общительность и оптимизм детей.

Нельзя не согласиться, что изотерапия создает положительный эмоциональный настрой у детей, облегчает процесс коммуникации со сверстниками, укрепляет культурную идентичность ребенка, развивает чувство внутреннего контроля, способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта и социализации ребенка.

Какие же цели и задачи я ставлю в работе с дошкольниками, используя изотерапию?

Цель: Помочь ребенку начать осознавать себя и существование в своем мире.

Задачи:

    создать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

    обогащать индивидуального художественно-эстетического опыта.

    стимулировать активность, самостоятельность, инициативу детей в придумывании содержания и способов изображения.

    поддерживать стремление детей видеть в окружающем мире красивые предметы и явления.

    формировать собственное мировоззрение, отношение к себе и окружающим.

    воспитание гармоничной личности, умеющей свободно адаптироваться в социуме.

Для достижения поставленных цели и задач необходимы следующие условия подбора техник и приемов создания изображений:

Условие 1. Техники и приемы должны подбираться по принципу простоты и эффектности.

Условие 2. Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат.

Условие 3. Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными.

Приемы работы

Живопись пальцами; рисование окрашенной нитью; рисование мыльными пузырями; рисование трафаретом с помощью поролона; рисование набрызгом; монотипия; рисование смятой бумагой и др. техники нетрадиционного рисования.

Виды изотерапевтической активности.

    наблюдение за комментируемой изобразительной деятельностью

    совместная исследовательская игра с материалами и инструментами для изобразительной деятельности

    совместное рассматривание и ощупывание объектов и изображений

    совместная изобразительная игровая деятельность, сопровождаемая общением.

Рисование - это процесс созидательный, а созидать, не разрушать, как себя, так и других. Рисованием создаётся ощущения полного погружения в процесс, а это с родни медитации и релаксации, что очень полезно в нашем суетном мире. Рисунок в символической форме дает место всем нашим переживаниям, проблемам и трудностям, обеспечивает активное взаимодействие с любой сложной для принятия ситуацией в удобном виде и форме для самого человека. Творчество обеспечивает ощущения контакта с миром своих фантазий и аллюзий, дает возможность определить внутреннюю реальность. Рисунок - это универсальная форма для самоподзарядки, дополнительные силы и возможности приходят в процессе творческой деятельности и обеспечивают достаточной активностью для изменения реальности. Рисование прекрасная форма дарования себя миру, обеспечивает потребность человека делиться, отдавать, помогать, вдохновлять. Через творчество легче реализовать стремления к гармоничному единству: любви к себе, к людям, любви к миру.

Рисунок обеспечивает соотношение порядка и его отсутствия, что всегда считалось главной характеристикой гармонии. Если говорить обобщенно, то структурирования внутреннего хаоса в процессе творческой деятельности дает возможность гармонизировать как внутренний, так и внешний мир. Рисунок – это цвет и форма, а разнообразие дает ощущение радости, ну и создания нового тоже очень значимо для позитивного состояния человека.

Заповедь изотерапии.

Навсегда забыть стеснительность, выражаемую словами типа: «Я не художник». Задача «нарисовать красиво» вообще не ставится. Здесь стоит совсем иная задача: выплеснуть, вырисовать весь накопленный стресс, чтобы улучшить состояние своего здоровья.

Правила изотерапии.

Чтобы не происходило в твоей жизни – просто рисуй:

    мечтаешь или сомневаешься – рисуй;

    расслабленный или напряженный – рисуй;

    скучно или занят – рисуй;

    весело или грустно – рисуй;

    страшно или смело – рисуй;

    радостно или печально – рисуй;

    тяжело или слишком легко – рисуй;

    устал или отдыхаешь – рисуй;

    одиноко или со всем миром сразу – рисуй.

Из всего вышесказанного хочется сделать следующие выводы:

Изотерапия позволяет детям самовыразиться. С помощью изотерапии они преодолевают страхи и застенчивость, улучшается их эмоциональный настрой, снижаются эмоциональное напряжение, агрессивность, тревожность, и улучшается психологический климат в коллективе. Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми - это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное развиваться.

Литература:

1.Бережная, М.С. Арттерапия как метод социокультурной адаптации личности / М.С. Бережная // http://www.art-education.ru/AE-magasine/new- magasine-1-2006.htm (26.01.2009)

2.Киселева, М.В. Арттерапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселева. – СПб.: Речь, 2007. – 160 с.

3.Кожохина, С.В. Растем и развиваемся с помощью искусства / С.В. Кожохина. – СПб.: Речь, 2006. -216 с.

4.Солодянкина, О.В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста: Методическое пособие / О.В. Солодянкина. – М..: АРКТИ, 2006. – 88с.

5.Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий». – М.: «ТЦ Сфера», 2006.

6.Борисова Е. «Развиваем творческие способности старших дошкольников в рисовании».// Дошкольное воспитание. – 2008. – №2. – с.2.

7.Хасанова М., Видт И. «Дошкольник в мире художественно-эстетической культуры».// Дошкольное воспитание. – 2007. – №2. – с.51-53.

8. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. - М., 1995.

Изотерапия является одним из самых популярных и эффективных методов арт-терапии. Она заключается в использовании изобразительного искусства (чаще всего это рисование, но к нему относятся и лепка из глины, фотографирование, декорирование) в качестве лечения психических расстройств различной степени или просто в педогогических целях.

Данная методика получила широкое распространение при работе с детьми, также она не менее эффективна и у взрослых людей. Занятия могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Метод широко используются в практике психокоррекции, психиатрии, терапии, медицинской психологии и социальной психологии.

Изотерапия (арт-терапия) возникла на пересечении 3 наук – психологии, психиатрии, искусствоведения. Всё началось в 1872 году с наблюдения за душевнобольными, которые начинали рисовать при ухудшении своего состояния. Но как только оно стабилизировалось, больные тут же прекращали рисовать. Основоположниками методики считают психиатра М.Симона и судебного медика А.Ардье.

Сам термин арт-терапия был введен в употребление художником Адрианом Хиллом в 1938 году. Чуть позже, по окончании Второй мировой войны методы арт-терапии были применены в работе с детьми, пережившими нацистские концлагеря. С тех пор методика получила широкое распространение и стала полностью самостоятельной. В дальнейшем эту идею подхватили психологи Р. Мэй, К. Роджерс, А. Маслоу. По их утверждениям каждый человек обладает множеством непроявленных способностей, которые можно и нужно освободить для облегчения самореализации.

Методы изотерапии

Методы, которые применяются практически безграничны. Пациент может заниматься любой разновидностью изобразительного искусства используя любые методы и средства. Единственным условием является то, что этот процесс должен приносить эмоциональное удовлетворение и положительный эффект.

Вся изотерапия делиться на два основных вида:

  • Пассивный – он заключается в работе с уже созданными произведениями искусства (срисовка, создание уменьшенных копий и т.д.);
  • Активный – создание чего-то нового, своего собственного видения каких-то вещей и предметов и отражения их в рисовании или лепке. Этот вид позволяет выплеснуть накопившийся негатив или трагедию, случившеюся в жизни и отразить её, так как видит или чувствует человек.

По количеству участников выделяют:

  • Индивидуальные занятия;
  • Парные;
  • Групповые.

Для каждого пациента вид занятий подбирается индивидуально, в зависимости от его контактности или готовности к контакту с другим человеком.

Такие методы являются невероятно эффективными и помогают в самых тяжелых случаях. Ведь творческая черта присутствует в каждом человеке, необходимо только правильно раскрыть её.

Изотерапия для детей

У детей данный метод показывает наивысшие результаты . Это связано с тем, что дети более склонны к играм, они намного изобретательнее взрослых. Так как они смотрят на этот мир совершенно по-другому и видят то, на что взрослые не обращают внимания. Дети намного ярче видят окружающую обстановку и также ярко реагируют на её изменение. Их эмоции, выраженные в виде произведений искусства, являются максимально откровенными, что позволяет оценить психическое состояние.

Чаще всего в изотерапии, как методе психокоррекции, нуждаются дети имеющие некоторые особенности:

  • Дети-инвалиды;
  • С задержкой физического и психического развития;
  • С нарушениями и расстройством психики;
  • Имеющие физические особенности;
  • Дети, по той или иной причине, являющиеся изгоями в коллективе.

Все эти дети нуждаются в помощи и реабилитации. Перед данной терапией ставятся следующие цели:

  • Она дает детям возможность эмоционально разгрузиться и выпустить все отрицательные эмоции на бумагу или глину. Это позволяет избежать агрессии со стороны ребенка, которая может еще больше его травмировать;
  • Понять их душевное состояние. Ведь в работах детей отражается вся эмоциональная гамма, все переживания, которые они в себе носят;
  • Вывести ребенка на контакт, подружиться с ним и повысить его коммуникабельность;
  • Повышение самооценки;
  • Научить терпению и аккуратности.

В конечном итоге, результаты просто поражают, эта методика всегда приводит к положительным результатам: улучшение настроения, нормализация сна, повышение коммуникабельности и самооценки.

Положительная реакция всегда индивидуальна и зависит от проблемы, на борьбу с которой направленна терапия. Даже если окружающие не видят результатов, сам пациент все отмечает значительные улучшения.

Особенности занятий для дошкольников

  1. Переключение внимания. Дети дошкольного возраста легко отвлекаются и быстро переключают внимание. Эту особенность нужно обязательно учитывать. Для этого психолог должен быть готов поочередно предлагать ребенку несколько видов различной деятельности.
  2. Помощь в адаптации. Задачи психолога помочь детям установить контакт друг с другом, разрешить возникающие конфликты. В творческом процессе дошкольникам хорошо помогают парные занятия, когда двое детей общими усилиями создают «шедевр».
  3. Аспекты доверия. Для этого от психолога требуется непосредственное участие в работе. Ему нам нужно делать все то же, что и дети (рисовать, лепить, выполнять все здания). Терапевт, так же как и дети рассуждает по ходу работы, делиться с детьми своим настроением.
  4. Яркий и красивый материал. Маленькие дети чутко ощущают отношение к себе через предметы, которые им предлагаются. Краски, карандаши и другие предметы должны быть красивыми и яркими. Это поможет детям легче включиться в работу.
  5. Желание ребенка. Без желания нет ни творчества, ни доверительного диалога. Если ребенок не хочет заниматься, задача педагога побудить его к этому. В этом поможет: поощрение и благодарность, личный пример, наводящие и побуждающие вопросы.

Внимание! В ходе работы совершенно недопустимо сравнивать детей друг с другом, выносить оценки, критиковать .

Занятия по изотерапии

Занятия могут проводится как опытным педагогом, так и близкими друзьями или родителями. Ребенок должен доверять этому человеку и не бояться его.

Упражнения могут быть самыми разнообразными, их можно придумывать в ходе занятия. Можно использовать следующие упражнения:

  • Монотипия – она заключается в рисовании образов на стекле (красками), а затем прикладыванием к нему бумаги и дорисовка полученного отпечатка. После того, как рисунок будет готов дети дают ему название и придумывают историю, связанную с ним.
  • Пластилиновая композиция – детям выдается лист картона и пластилин. Они разминают его (пластилин) пока он не становится мягким, затем наносят его на картон, как бы размазывая. После этого им выдается крупа или макароны с помощью которых они создают рисунок, вдавливая их в слой пластилина.
  • Рисование историй – ребенок рисует рисунок на тему какой-либо истории, а затем рассказывает о ней.

Терапия рисунка использует множество методик, стабилизирующих психическое и эмоциональное состояние человека.

Как проходят занятия?

Помещение должно быть удобным, светлым и уютным. Ничто не должно давить на пациента. Ему нужно освоиться, познакомиться с творческим процессом. От терапевта требуется внимательность, умение ответить на вопросы о материалах и ходе занятия. При этом он не должен давить на пациента и вмешиваться в работу с позиции авторитета.

Что можно использовать:

  • Краски.
  • Карандаши.
  • Фломастеры.
  • Нитки.
  • Макароны.
  • Пластилин.
  • Ленты.
  • Цветная бумага.
  • Природные материалы.

Упражнения изотерапии

«Каракули»

Одна из любимейших методик, которая выводит ребятишек на позитивные эмоции, расслабляет, пробуждает интерес к общению.

Необходимые материалы:

  • Мелки.
  • Бумага.
  • Фломастеры.

Цель методики:

  • Повышение самооценки.
  • Изучения своих чувств.
  • Снятия напряжения.
  • Развитие навыков общения.

Суть методики в том, что человеку предлагается быстро нарисовать на бумаге хаотичные непрерывные линии, другой участник группы пытается продолжить (дорисовать) рисунок, затем снова включается первый участник . Так происходит до тех пор, пока один из участников не решит, что рисунок закончен. На следующем этапе «произведение» обсуждают. Каждый высказывать свое мнение о рисунке, делится эмоциями и ощущениями. На заключительном этапе участники сочиняют сюжетную историю рисунка.

«Рисование пальцами»

Методика помогает избавиться от влияния стандартных шаблонов, выпустить деструктивные чувства в социально приемлемой форме. Материалы:

  • Бумага для рисования.
  • Акриловые краски.

Творческий процесс здесь произвольный, нет ни правил, ни ограничений. Уместно все — любые цвета, формы, линии. Процесс создания рисунка индивидуален и непредсказуем. Методика всегда находит эмоциональный отклик в душе как детей, так и взрослых. Это мощная профилактика психологических проблем связанных с тревожностью, страхом социальной подавленностью.

Важно! Изотерапия не имеет отрицательных сторон и никогда не дает побочных эффектов, она не может причинить вреда пациенту.

«Сюжетные и предметные рисунки»

Пациенты выполняют работу на заданную тему по просьбе терапевта. Занятия представляют собой экспромт. Единственное условие — выдержать тему рисунка. Выполняя работу, люди не задумываются, а выражают эмоции и ощущения. Такие рисунки - огромный кладезь информации для диагностики.

Пример такой методики – упражнение «Несуществующее животное». По деталям рисунка специалист делает вывод о состоянии человека, его качествах, психологических проблемах.

Упражнение «Изобразим радость»

Его цель - улучшать эмоциональный фон при помощи цвета и концентрации на своих чувствах.

Материалы:

  • Бумага.
  • Акварельные краски.
  • Кисти.

Для работы нужно сесть, расслабиться, закрыть глаза и представить самые радостные моменты своей жизни, прочувствовать все ощущения. После этого следует представить свои чувства в виде цветов и фигур. Не стоит напрягаться, здесь важны только эмоции и ощущения. Достаточно побыть в таком состоянии 10–15 минут. После этого увиденные образы можно перенести на бумагу.

Упражнение «Рисование музыки»

Цель - восстановление сил, расслабление, успокоение.

Что для этого нужно:

  • Спокойная мелодия.
  • Листы бумаги.
  • Акварель.
  • Кисточка.

В начале занятия (первые 10 минут) нужно закрыть глаза и погрузиться в музыку. Затем можно брать кисть и рисовать. В процессе работы рука должна спонтанно следовать за музыкой. При выполнении упражнения нужно сосредоточиться на своих чувствах и картинах, которые возникают перед глазами. Результат - яркое позитивное настроение, прилив сил, снятие напряжения. В отдельных случаях пациенты чувствуют, как уходит напряжение и зажатость отдельных мышц.

Упражнение «Цветок»

  • Развить воображение.
  • Снять эмоциональное напряжение.
  • Развития мелкой моторики рук (для детей).

Материалы:

  • Бумага.
  • Краски.
  • Карандаши.
  • Фломастеры.
  • Кисти.

Перед началом работы следует закрыть глаза, расслабиться и представить прекрасный цветок. Как он выглядит? Сколько у него лепестков? Какого он цвета и формы? Как он пахнет? Что его окружает? После того как воображение нарисовало картину можно открыть глаза и изобразить все что пришло в голову. У кого-то цветок будет радостным, у кого-то – грустным. Желательно, чтобы пациенты поделись своими чувствами и ощущениями. Но самое главное – закончить занятие на позитивной ноте. Если история получилась грустной, терапевт предложит изменить ее так, чтобы настроение улучшилось.

Почему стоит попробовать изотерапию? Во-первых, потому что вы ничего не теряете. Во-вторых, вы никогда не получите отрицательного эффекта. Изотерапия не имеет противопоказаний, подходит всем без исключения, не требует больших затрат. В то же время польза от нее очевидна.

Статью прочитали: 10 719

МАДОУ д/с «Буратино» с. Кыра

Вашему вниманию представлен опыт применения нетрадиционных методов обучения детей с использованием изотерапии.

Выбор обусловлен несколькими факторами:

Освоение нетрадиционных техник рисования помогает раскрыть личность детей, их творческие способности;

На занятиях дети находятся в постоянном процессе открытия новых знаний;

Каждый ребёнок может раскрыться, проявить, показать себя в полной мере;

Данная технология предусматривает проведение совместной и самостоятельной деятельности педагога с детьми, которая позволяет развивать у детей коммуникативные способности, внимание, мышление, моторику рук. Особенность технологии заключается в том, что вся деятельность носит игровой и занимательный характер.

Цель данной работы - определить эффективные пути коррекции связной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных методов. Практическая значимость заключается в её направленности на оказание помощи детям, работающим с ними педагогам и родителям.

В своей работе использовала разработанный комплекс методик по развитию связной речи у детей посредством сказки, мнемотехники, игровых упражнений, наглядного моделирования, нетрадиционных приёмов и методов работы с элементами изотерапии, направленный на развитие связной речи.

Например, использование сюжетного нетрадиционного рисования в коррекционной работе часто используется в практике с детьми, имеющими эмоциональные нарушения, напряжённость, тревожность.

Коррекционно-развивающие занятия с элементами изотерапии способствуют психическому и личностному росту детей, помогают в раскрытии интеллектуального потенциала, творческого, нравственного, развития навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми через создание «зоны ближайшего развития».

Рисование на сюжет рассказа с последующим оречевлением своего рисунка - эффективный приём работы над связной речью детей. Рисование на определённый сюжет способствует лучшему его осмыслению и повышает качество пересказа: его связность, последовательность, полноту, информативность.

Занятия с детьми по картинкам принадлежит методике развития речи детей первенствующее место. Свои переживания ребёнок охотно претворяет в речь. Эта потребность является пособником в деле развития его языка.

Особое внимание уделялось использованию художественного слова при создании рисунков, учили детей отвечать на вопросы, формировали практические умения, развивали речь.

Дети быстрее и полнее усваивают речевой материал, если в качестве наглядной опоры используются рисунки, которые создаются детьми, так как они выполняют роль наглядной опоры для речевых упражнений.

Учитывая, что ведущей деятельностью дошкольного возраста является игра, необходимо стремиться к тому, чтобы каждое логопедическое занятие носило характер учебно-игровой деятельности, было эмоционально окрашено. Необходимо проводить следующие виды занятий по обучению рассказыванию: занятия по пересказу, рассказывание по картинкам, рассказывание с элементами творчества. При рассказывании дети могут составлять текст коллективно, при этом они могут сами распределять функции: кто будет рассказывать по первому рисунку, кто по второму и третьему, кто будет завершать рассказ. При таком распределении в рассказывание включается вся группа детей. Развитие умений выстраивать сюжетную линию в рассказе, использовать разнообразные средства связи между смысловыми частями высказывания формирует у детей элементарное осознание структурной организации текста, влияет на развитие у них наглядно-образного и логического мышления. Развивая моторику через рисование, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению.

В системе работы использовались нетрадиционные средства и методы в развитии связной речи с элементами изотерапии:

Рисунки в технике «Волшебные листья»

Рисунки в технике «Монотипия»

Рисунки в технике «Портреты-натюрморты»

Рисунки в технике «Волшебные ладошки»

Рисунки в технике «Ниткография»

Рисунки в технике «Выдувание рисунков»

Большим успехом пользуется техника «Монотипия» - нанесение рисунка красками на стекло и последующее отпечатывание картинки на бумаге. В результате получаются непредсказуемые кляксы, которые мы старались «довести до ума». Делали несколько отпечатков, обменивались мыслями и ассоциациями по поводу каждого рисунка. Такие обсуждения хорошо развивали воображение детей, речь, стимулировали их на общение друг с другом.

Интересен приём кляксографии (выдувание рисунков). На глазах детей капали на листы бумаги кляксы тушью или гуашью, предлагали им подуть в трубочку для коктейля, « погонять» капельку по листочку, поворачивая его. Дети наблюдали, как сливаются цвета. Поворачивая и рассматривая то, что получилось, дети проявляли свою фантазию, дорисовывали только мелкие детали.

В результате выявления особенностей связной речи был сделан вывод о необходимости разработки и внедрения нетрадиционных форм и методов развития связной речи. Были выявлены особенности таких нетрадиционных форм, как игровые упражнения с элементами ИЗО, наглядное моделирование, ТРИЗ.

Перспективы дальнейшей работы по данной теме мы видим в разработке методических приёмов и форм работы с детьми по формированию связной речи с использованием приёмов формирования рассказывания с элементами творчества, а также повествовательной формы связного высказывания.