Главный индийский праздник. Индийские праздники

Индийский календарь представляет собой практически непрерывную череду государственных, религиозных, народных и других праздников и фестивалей. В течение одного дня может проходить сразу несколько различных торжеств. А так как многие из них отмечаются по особому графику (лунному или религиозному календарю), то зачастую в разные годы один и тот же праздник может отмечаться в разные месяцы.

1 января - Новый год.
26 января - Гантантра-Дивас, День республики, основной национальный праздник Индии.
4 февраля - День рождения Свами Вивекананды.
17 февраля - праздник в честь Сарасвати Васант Пачами.
26 февраля - праздник Пурим.
28 февраля - Национальный день науки.
февраль-март - Холи, праздник наступления весны.
8 марта - Международный женский день и День рождения Свами Дайянанда Сарасвати.
17 марта - День святого Патрика.
21 марта - Новый год у бахаистов.
21-22 марта - Навруз (Джамшед-Навароз), Новый год у зороастрийцев.
24 марта - Вербное воскресенье.
март-апрель - Махавира-Джаянти, день рождения основателя джайнизма.
март-апрель - Пасха.
21 апреля - праздник Рамнавани в честь Рамы.
апрель-май - Буддха-Джаянти, день рождения Будды, основной праздник буддистов.
апрель-май - Байсаки, первый день индуистского нового года и один из основных праздников сикхизма.
апрель-май - Ид ул-Азха (Ид уль-Зуха, Бакр-Ид), Праздник жертвоприношения - один из двух главных праздников мусульман.
1 мая - День труда.
9 мая - День рождения Рабиндраната Тагора.
11 мая - Национальный день техники.
май - Троица.
май-июнь - Ид е-Милад (Мавлид аль-Наби), день рождения пророка Мухаммеда.
май-июнь - Мухаррам (Таджийя), день траура у мусульман.
24 июля - Гуру-Пурнима, День почитания гуру.
15 августа - День независимости, Сватантрата-Дивас - национальный праздник.
20 августа - День рождения Раджива Ганди.
август-сентябрь - Джанмаштами, день рождения Кришны.
август-сентябрь - Ганеш-Чатурти (Винаяка), день рождения Ганеша.
август - Кхордад-Сал, день рождения Заратуштры - основной праздник общины парсов.
начало сентября - иудейский Новый год, или праздник Рош ха-Шана.
5-7 сентября - День учителя.
16 сентября - праздник Йом-Киппур.
сентябрь-октябрь - Дашахра (Дуссера, Душера, Дурга-пуджа), день поклонения Деви, один из самых популярных праздников.
октябрь - 10-дневные торжества Наваратри и Дасера.
2 октября - Ганди-Джаянти, день рождения Махатмы Ганди.
октябрь - Ид ин-Милад (Ид ин-Миляд, Барах-Вафат), дни памяти пророка Мухаммеда.
октябрь-ноябрь - Дивали (Дипавали, Банди-Кхор-Дивас), Фестиваль огней и богини процветания Дивали, один из самых популярных народных праздников и последний день года по индуистскому календарю.
октябрь-ноябрь - Аннакут или Бесту-Варш, Новый год по индуистскому календарю.
сентябрь-ноябрь - начало священного месяца Рамадан у мусульман.
2 ноября - Дан-Терас, день поклонения Лакшми, богине благосостояния и богатства.
12 ноября - День рождения основоположника бахаизма Баха-Уллы.
14 ноября - День детей (Бал-Дивас) и День рождения Джавахарлала Неру.
19 ноября - День рождения Индиры Ганди и Дев-Дивали (Трипурари-Пурнима) праздник в честь Шивы, день внутреннего очищения.
17 декабря - Рамазан-Ид (Иду"леттер-Фитр, Ид уль-Фитр), праздник окончания месяца Рамадан. 25 декабря - Рождество.

В 2008 году Рамадан приходится на период с 1 по 29 сентября, в 2009-м - с 21 августа по 20 сентября. Следует учитывать, что все даты религиозных событий в исламском календаре начинаются с заходом солнца и длятся до следующего заката.


В этой статье я расскажу вам, какие праздники есть в Индии и как они отмечаются.

В Индии придерживаются принципа, что хорошего праздника должно быть много!!!

НОВЫЙ ГОД в Индии, празднуют несколько раз в году. Это стало уже нормой жизни. У индийцев праздничные традиции напрямую связаны с религиозными течениями.

Вместе с западным миром, Индия отмечает Новый год первого января. В этот день, по традиции, рано утром разжигают большой костёр, вокруг которого садятся люди. Все поют мантры, повсюду царит одухотворение. Дым от костра поднимается ввысь и рассеивая неудачи прошлого, растворяется в вечности, унося с собой грусть и печаль.

По религии индуизма, которая является в стране основной, индийский год называется Гуди Падва . Его отмечают каждую весну, в разные дни по лунному календарю. Этот праздник начинается сразу после представления: когда бумажного змея уничтожают огненной стрелой. В этот день, по традиции нужно жевать очень горькие листья дерева НИМ-НИМ. Согласно поверьям, жизнь после этого ритуала станет счастливей и слаще.

Ещё в Индии отмечают Тибетский Новый год «Лосар», его празднуют на месяц позже китайского. Накануне «Лосар», монахи из монастыря «Гьюмед» создают скульптуры из масла. А чтобы сохранить их в жаркой Индии, они прибегают к различным хитростям. Но, после подношения богам, масляные скульптуры уничтожаются. Только самые красивые и совершенные скульптуры сохраняются до следующего года.

На западе Индии Новый год празднуют в октябре . В этот день исполняется ритуал для богини богатства Лакшми, все люди стараются зажечь свечу на крыше своего дома. В это время города становятся очень красивыми, словно покрыты звёздами – прекрасными огоньками.

Все праздники в Индии проводятся очень нарядно. Люди всех возрастов, от малышей до стариков украшают себя яркими цветами. И совсем не важно, что у человека за спиной, ведь впереди красочный мир и миллионы возможностей, когда праздник в душе, то и в жизни появится место чудесам.

Ежегодно 13 января в Северной Индии отмечается праздник Лори. Праздник окончания зимы. Разжигаются большие костры, которые ассоциируются с богом Агни (т.е. – огонь). Все ходят вокруг костра по часовой стрелке и повторяют фразу: «Придёт благополучие и нужда будет изгнана». Такой хоровод называется – парикрама. После этого всем раздают пищу и подарки, и устраивают праздничный пир. Всю ночь вокруг костра продолжаются песни и танцы. А утром дети ходят по дворам, поют песни и собирают «выкуп» — деньги или сладости. Это очень похоже на нашу традицию колядования.

Следующий за Лори день, называется Маги и знаменует приход месяца Мага (т.е. марта). В этот день нужно обязательно совершать омовения в реке Ганг. Это считается благоприятным. И желательно вкусить сладости.

С 1950 года введён и отмечается ежегодно 26 января День Республики . Этот день празднуется очень широко в стране, и проходит в виде праздничных процессий в Дели и столицах всех штатов. В Дели процессия проходит по центральному проспекту Радж Патх от Президентского дворца к Воротам Индии. Перед началом праздника на площади появляется президент, премьер-министр страны и военный парад войск гарнизона.

Демонстрируется современное вооружение, а над Площадью Победы проносятся эскадрильи самолётов Индийских ВВС.

В празднике так же участвуют колонны школьников, бой-скаутов, народные танцоры и оркестры. Вообще танцами сопровождается всё празднование Дня Республики.

После 26 января, в следующие дни, устраивается двухдневный фестиваль народных танцев, в котором участвуют представители практически всех штатов Индии.

Своего рода послесловием к празднованию Дня Республики является церемония «Сигнал отбоя», в которой участвуют гвардейцы президентской охраны в живописных мундирах чуть ли не со времён наполеоновских войн. Церемония проходит на второй день после праздника на Площади Победы. На ней обязательно присутствуют руководители правительства и члены дипломатического корпуса. На закате сводные армейские духовые оркестры исполняют марши и лирические произведения. Корни свои эта церемония берёт из средневековья, когда на закате дня войска прекращали боевые операции и трубили отбой. С последними лучами солнца затихает музыка, и темнеющее небо озаряется фейерверком.

Ещё один необычный праздник – это праздник Маха Шиваратри , который ещё называют «Великой ночью бога Шивы». Отмечается он в месяц Магха (январь- февраль).

Предшествует этому празднику бессонная ночь, на протяжении которой в храмах и площадях прославляют Шиву и поют священные гимны в честь Бога-разрушителя.

Незамужние девушки в эту ночь постятся и возносят молитвы Шиве, с просьбой дать им хороших мужей. Утром совершаются ритуальные омовения. Праздник широко отмечается по всей стране.

В 57 километрах от Калькутты в храме Таракишвар босоногие паломники выливают принесённую из священной реки Ганг, воду на каменную статую Бога Шивы, и украшают её цветами.

В Дели и во многих районах страны, в эту ночь можно увидеть горящие в домах огоньки и услышать в украшенных цветами храмах гимны, прославляющие великого Бога.

Каждый год в Индии празднуют возвращение весны. Настаёт время истинной радости и веселья, музыки и танца, игр и розыгрышей, и конечно же множество ярких красок.

Так в Индии празднуют самый светлый и самый яркий праздник – ХОЛИ . Таким образом, индийцы прославляют хороший урожай и плодородие земли. Во время праздника люди ведут себя более раскрепощённо, чем в обычные дни, распыляют воду на прохожих, шумно веселятся с друзьями. Женщины ведут себя более свободно и раскованно.

Холи имеет свою предысторию, основанную на легендах и мифах.

Первая легенда – это легенда о Камадеве (Боге любви). Древнее поверье гласит, что однажды Бог Шива рассердился на Камадеву и открыв свой третий глаз, испепелил его и Камадева умер. Но, позже он воплотился в сына Бога Кришны. Теперь в дни праздника, многие индийцы поклоняются Камадеве и приносят ему в жертву цветки манго и пасту из сандалового дерева.

Вторая легенда гласит о бессмертной любви Бога Кришны и его супруги Радхи. Юный Кришна однажды спросил у своей матери Яшоды, почему Радха такая светлая, а он такой тёмный? Мать посоветовала ему окрасить лицо Радхи разноцветным порошком, и посмотреть, как изменится цвет лица. И сегодня в праздник холи изображения Кришны и Радхи выносятся на улицу и окрашиваются разноцветным порошком. А в деревнях вокруг Матхуры места рождения Кришны, он празднуется особо весело.

Одетые в белое люди, выходят на улицу и окрашивают друг друга разноцветным порошком и распыляют подкрашенную воду из ручных насосов. Здесь отходят на задний план и кастовые различия, и цвет кожи, и социальное положение.

Празднуется Холи, три дня

Первый день – день полнолуния. Порошок разложен на подносах а подкрашенная вода разлита в медные горшочки. Люди обсыпают друг друга в семье по старшинству.

Второй день называется «Пуно», тогда сжигаются изображения Прохлада приверженца Бога Кришны. В индийских деревнях жгут большие костры, все жители собираются вместе у огня, поют и танцуют.

Третий день – самый бурный день празднования называется «Парва», когда люди посещают дома друг друга, бросают в воздух разноцветный порошок, окрашивая друг друга, и окрашивают лица Кришны и Радхи и лица других божеств.

Вначале месяца Чайтра (апрель-май), начинается празднование Васанта Наварати – весенние девять ночей Богини Матери. По мифологическому эпосу, Великая Богиня Дурга, олицетворение всех богов, девять дней и ночей сражалась с демонами, победив наконец самого могущественного из них Махишасуру. Рассказывается об этом в различных индийских писаниях. Этот весенний праздник, отмечается как победа светлых сил олицетворённых Богиней Матерью, над злом. В некоторых областях Индии во время праздника, большое внимание уделяют фигуре Рамы и разыгрывают мистерию Рамаяны.

Рама – это герой древнегреческого эпоса Рамаяна. Этот классический эпос широко вошёл в обиход, стал одной из основ индийской культуры в период формирования индуизма. Рамаяна любимая поэма индийцев. Многие её стихи знают с детства и пересказывают её.

Обычно вспоминают героизм, любовь и преданность Ханумана, а так же про разные испытания, выпавшие на долю Рамы и Ситы.

Есть в Индии и такой праздник как Католическая Пасха . Представляете себе такое?

Праздновать Пасху в Индии начали со времени колониального порабощения страны англичанами. Но, свой вклад так же, внесли португальцы и французы. Хотя число христиан в Индии составляет примерно 2,5% страны. Но, Пасха отмечается с особой пышностью и религиозностью. По всей стране верующие посещают церкви, возносят особенные молитвы и определённые ритуалы.

Во время пасхи, крашеные яйца и специальные булочки продаются в магазинах, и верующие обмениваются ими друг с другом.

А 13 апреля в Индии снова отмечают Новый год. На этот раз – это Новый Солнечный год . Почему именно 13-го числа? По древнему преданию, именно в этот день, много тысяч лет назад на индийскую землю сошла богиня Ганга. В индийской мифологии она ещё зовётся небесной рекой, которая чудесным образом переместилась с неба на землю.

По имени этой богини, названа священная для индийцев река – Ганг.

И 13 апреля многие индусы приходят к берегам реки, чтобы совершить ритуальное купание в честь богини. В этот день индийские дома украшены цветами, гирляндами, флагами с изображением богов, картинны с религиозными сюжетами. Дети выходят на улицу, поздравляют прохожих. В честь праздника устраивают фейерверки и представления.

Самый священный праздник буддийского календаря – День рождения БУДДЫ – основателя буддизма, или Будда Пурнима. Согласно легенде Будда родился в 623 году до н.э., в этот же день достиг просветления и в этот же день в 543 году до н.э. умер достигнув полной нирваны. Таким образом одновременно отмечаются три важнейших праздника в жизни Будды.

Будда из рода Гаутамов родился в деревне Лумбини, в возрасте 29 лет оставил светскую жизнь и отправился на поиски истины. Аскетизм и подвижничество не привели его к цели, тогда он избрал «Срединный путь».

В 35 лет, сидя на циновке из травы КУШ, под священным баньяном, на берегу Ганга, он внезапно достиг просветления. Тогда он стал называться Буддой, т.е. просветлённым .

Он обратился с призывом к самосозерцанию, самопознанию и самосовершенствованию.

Ибо только так можно спастись от страданий в мире суетных страстей и достичь цели жизни – о
свобождения от перерождений. При этом самоотречение не должно переходить в жестокость, из этого происходит буддийская проповедь мира, отрицание жертвоприношений.

Будда не верит в единого бога, но признаёт карму и переселение душ. Его проповеди стали основой учения, получившего название буддизма. Умер Будда в возрасте 80 лет, достигнув полной нирваны.

Через 300 лет после смерти Будды, в эпоху правления императора Ашоки, буддизм становится господствующей религией в Индии. Император посылает миссионеров в соседние страны, распространяя буддизм на Цейлоне и в Бирме, Средней и Центральной Азии. После чего буддизм проникает в Китай, Корею и Японию, в Индонезию и в Тибет, превращаясь в мировую религию. Однако в самой Индии, буддизм просуществовал до 4 века н. э. и постепенно уступил место главной религии – индуизму.

Паломники со всего мира приходят в Храм Будды, читают молитвы, проповедуют и ведут религиозные дискуссии, декламируют священные писания, медитируют и поклоняются статуе Будды.

Ещё один яркий и необычный праздник в Индии – это Рат Ятра – праздник колесниц .

По старинному индийскому поверью, каждый год, в середине лета Бог Джаганнат со старшим братом Балабхардом и сестрой Субхатрой, отправляются в путешествие на колесницах. Индусы верят в то, что Джаганнат был аватаром – воплощением Бога Вишну, и правителем Пури, прибрежного городка на востоке Индии.

Праздник начинается утром, церемонией призывания Богов с помощью мантр. Самая волнительная часть праздника – это церемония катания божественных колесниц.

Каждая колесница имеет свои особенности:

— колесница Бога Джаганната имеет 18 колёс, её высота 10,5 метров;

— колесница его брата имеет 16 колёс и высоту 10 метров;

— а колесница Субхатры имеет 14 колёс и высоту 9,5 метров.

Все колесницы сделаны из дерева, изображения самих божеств так же деревянные, они меняются на новые каждые 12 лет.

Праздник Рат Ятра знаменит по всему миру. На его празднование приезжают люди со всех концов земли – это верующие, туристы, паломники.

Следующий праздник – праздник Гуру Пурнима .

Индусы придают величайшее значение духовным Учителям – ГУРУ. Их приравнивают к Богу и считают посредниками между человеком и всевышним.

Это день памяти великого мудреца Вьясы, который отредактировал ВЕДЫ(сборник высших сакральных знаний).

Вьяса был Учителем мудреца Даттатрейи, который почитается как Учитель Учителей.

В этот день все духовные наставники и их приверженцы поклоняются Вьясе, воздают почести его божественной личности и совершают «пуджу» (подношения божеству, как живому существу скромных даров – продуктов питания и цветов).

Каждый год 15 августа Индия отмечает самый большой праздник в стране – ДЕНЬ НЕЗАВИСИМОСТИ.

Этот праздник отмечается с 1947 года, в этот день вступил в действие Акт Независимости Индии от Великобритании. Над стенами Красного форта в Дели, при огромном стечении народа, первый премьер – министр страны Джавахарлал Неру поднял трёхцветный флаг Независимости Индии. Этим ознаменовался новый этап в истории Индии.

Церемония поднятия флага проводится во всех населённых пунктах Индии, и в больших городах и в самых отдалённых маленьких деревеньках. Местными политическими деятелями произносятся традиционные речи, проводятся исторические экскурсы, напоминающие людям о нелёгком пути страны к достижению независимости, о славных традициях национальной – освободительной борьбы.

В этот день губернаторами штатов устраиваются праздничные приёмы, торжественные собрания. С 1949 года по случаю этого праздника в стране проводится военный парад. День Независимости – национальный праздник Индии, официальный выходной день. Так же как и День Республики, этот праздник отмечается массовыми торжествами. Празднуют его все граждане страны, вне зависимости от национальности и религии.

Праздник Ракша-бадан, или как его ещё называют Ракхи, празднуется в день полнолуния месяца шваран (июль – август). В этот день на берегах рек и озёр совершаются ритуальные омовения, а в море, в качестве подношения Богу вод Варуне, бросают кокосовые орехи.

Этот день имеет огромное значение для братьев и сестёр. Сестра желая благополучия и процветания брату, завязывает ему на запястье освещённый шнурок «ракхи», а брат клянётся защищать её от всех бед и помогать в решении всех проблем.

Ракша-бадан отмечается с особой радостью во всей стране. Готовится к празднику, начинают с самого утра, люди надевают национальную одежду, готовятся национальные блюда. Для высших каст и для брахманов в особенности, этот день имеет очень важное значение. Священные шнуры, главный кастовый признак брахманов, заменяются на новые.

Фестиваль ОНАМ – красочный праздник урожая, отмечается в штате Керала. Согласно древней легенде, мифический царь Махабали приходит в этот день на землю Кералы. Махабали, глубоко преданный своему народу навещает этот штат каждый год в праздник Онам. У порогв домов, в этот день выкладываются красивейшие узорчатые ковры из множества цветов. Эти прекрасные произведения искусства поддерживаются всего десять дней. Каждый день девушки добавляют новые цветы и поют народные песни.

В этот день. так же надеваются национальные одежды и готовятся традиционные национальные блюда.

Одиннадцатого сентября, празднуется рождение Слоноликого божества Ганеша Чатурти , которого в Индии называют Мудрым и Радостным. Ганеша считается не только божеством, который отвечает за разум человека, но и покровителем Ведов, йоги, стремится совершенствовать себя, создавая гармоничную личность.

Является Ганеша предводителем ганов, устранителем препятствий.

Считается это божество сыном Бога Шивы и его супруги Парвати.

Почему он изображается с головой слона? Существует несколько версий этого.

Первая версия – по древней легенде, мудрец Вьяса (о котором вы узнали в описании праздника Гуру Пурнима), собирался передать людям Высшее Знание. Но, Ганеша понял, что ТАКОЙ текст нельзя записывать обычными человеческими перьями, тогда он сломал себе бивень и изготовил из него специальный стилус для написания священного текста. А на месте бивня вырос хобот.

Вторая версия – гласит, что Ганеша потерял голову в конфликте со своим отцом Шивой, когда отец отсёк сыну голову. А чтобы утешить его мать Парвати, он приставил Ганеше голову слона.

Третья версия, говорит о том, что бог Шани из-за обиды испепелил голову Ганеши взглядом, после чего Шива приставил на пустующее место на шее сына, голову слона.

Рождение Ганеши отмечается с большим размахом. В день праздника лепится из глины скульптура Ганеши, после чего к его ногам подносятся молоко, орехи кокоса, фрукты, цветы. В завершение праздника скульптуру божества торжественно опускают в пресную воду (реку или озеро).

Ганеша является покровителем учёных и науки в целом, поэтому он часто изображается с пером и пергаментом в руках. Так же он благосклонно относится к купцам и путешественникам. Он постоянно изобретает для людей различные жизненные препятствия (затмевает им разум странными идеями, заставляет проявлять жадность и алчность, потворствовать земным порокам). Чтобы каждый противостоящий испытаниям, становился сильнее и мудрее. А те, кто смог преодолеть все препятствия и искушения, достойны, достичь небесной обители Шивы.

Ещё один национальный праздник в Индии, это Ганди Джаянти . День рождения выдающегося руководителя национально – освободительного движения индийского народа Мохандаса Карамчанда Ганди, известного миру под именем Махатма Ганди (великая душа). Ганди официально назван в Индии Отцом нации. Праздник отмечается по всей стране 2 октября и является одним из трёх официально провозглашённых национальных праздников. Махатма Ганди родился 2 октября 1869года в городе Порбандар, штат Гуджарат. С 1893 по 1914 годы жил в Южной Африке, руководил движением против расовой дискриминации.

В 1915 году вернулся в Индию и возглавил освободительную борьбу. Ганди был идейным руководителем партии Индийский Национальный Конгресс, неоднократно избирался его президентом. Проповедовал ненасилие, выступал з
а единство индусов и мусульман, за отмену неприкасаемости.

В 1942 году Ганди возглавил антианглийское движение, за что, несколько раз арестовывался английскими властями. Написал автобиографическую книгу «Моя жизнь». В 1948 году вовремя молитвы был убит индусским фанатиком.

Ганди Джаянти отмечается всенародно. В Дели основным местом, связанным с памятью Ганди является его могила Ганди Самадхи в Раджгхате, на берегу Джамны, в районе Красного форта. Там захоронена часть его праха. В этот день, здесь собираются руководители Индийской Республики, религиозные лидеры различных конфессий и просто жители Дели. Все возлагают гирлянды цветов к могиле, а специальные хоры поют религиозные гимны.

Каждый год в середине месяца Картика (конец октября – начало ноября) в Индии отмечается праздник Дивали , что означает «огненная гроздь», «огненный плод». Этот праздник провозглашает победу света над тьмой, добра над злом, знания над невежеством. Его ещё называют фестивалем огней.


Во время праздника улицы всех городов и деревень Индии озаряются мириадами гирлянд, ламп и фонарей. Взрываются бесчисленные хлопушки и петарды. В небо взвиваются ракеты, во дворах раскручиваются вертушки фейерверков. Веселье длится пять дней.

В разных областях страны Дивали отмечают по-разному. Для северной Индии этот день – фестиваль в честь возвращения домой бога Рамы, после 14 летней ссылки.

На юге Индии в дни Дивали почитают бога Кришну, а на востоке – грозную богиню Кали.

Но, всё же для всего народа Фестиваль огней – праздник любви и добра. В эти дни забываются обиды и распри, укрепляются дружеские и родственные отношения. Вэто время мир становится намного светлее и радостнее.

Праздник жертвоприношения (Курбан-Байрам) является частью мусульманского обряда паломничества в Мекку. Отмечается он в долине Мина вблизи Мекки в 10-й день 12-го месяца мусульманского лунного календаря и длится 3- 4 дня.

Праздновать Курбан-Байрам начинают с раннего утра, спозаранку мусульмане идут в мечеть к утренней молитве. Но, перед этим совершают полное омовение, надевают новую одежду и наносят на себя благовония. После утреннего намаза верующие возвращаются домой либо собираются на улице и хором поют восхваление Аллаху. Затем снова идут в мечеть или на специально отведённую площадку, где мулла произносит проповедь. После проповеди мусульмане обычно идут на кладбище, где молятся за умерших, по возвращении с кладбища приступают к жертвенному обряду, в знак готовности служить богу.

Совершив заклание мусульманин не должен скупится на угощение, необходимо обязательно накормить бедных и голодных. Ритуальное угощение, устраивается так же во избежание всевозможных несчастий и болезней.

В дни праздника обязательно делаются подарки близким, друзьям и родственникам, а так же наносятся визиты к родным и близким. Это считается благословенным и желательным.

А 4-го декабря отмечается День военно-морского флота Индии . В этот день в 1971 году в процессе индо-пакистанской войны военно-морской флот сыграл значительную роль в бомбардировке портовой территории в Карачи.


Празднование дня военно-морского флота Индии продолжается неделю. За это время проходят показательные выступления войск, развлекательные мероприятия, демонстрация военной мощи Индийского флота, музыкальные выступления, футбольный чемпионат и многое другое. Всё празднование завершается грандиозным балом и фейерверком.


И наконец 25 декабря в Индии празднуется католический праздник Рождество. Это самый значимый праздник для индийских христиан.

В этот день вместо традиционной ели (в связи с её отсутствием), украшаются банановые и манговые деревья, на которых развешиваются маленькие масляные лампочки. Церкви украшают красными цветами и свечами. Люди обмениваются поздравлениями и пожеланиями, наносят визиты родным и близким, раздают деньги нищим. В соборах проводятся полуночные мессы, в церквах идут рождественские службы. На улицах и в домах раздаются рождественские песнопения.

Вот мы с вами и рассмотрели, какие праздники есть в Индии и как они празднуются. Как видите праздников в этой стране великое множество. Я рассказала вам вкратце, лишь о немногих из них, о самых основных и значимых для жителей Индии.

Статья получилась довольно длинной, но, надеюсь, что она поможет вам, хотя бы посредством праздников, глубже познать эту уникальную, удивительную и необыкновенную страну под названием Индия .

В настоящее время Новый год по григорианскому календарю, т.е. 1 января, отмечают в Индии главным образом христиане. В этот день в церквах звонят колокола, а в крупных портовых городах в полночь пароходные гудки возвещают наступление Нового года. Родственникам и друзьям направляют новогодние открытки, люди при встрече обмениваются поздравлениями.

День рождения десятого и последнего Гуру Гобинда Синха (Guru Gobind Singh) празднуется сикхами. В этот день устраиваются большие процессии и особенные молитвы произносятся во всех сикхских храмах - гурудварах.

Индусы никогда сами не называют себя индусами, точно также как китайцы никогда не называли себя китайцами, а арабы - никогда не называли себя арабами. Подобно тому, как англичане видели в китайцах торговцев фарфором (chinа с английского переводится как фарфор), а месопотамцы в представителях племен, вторгавшихся в Междуречье с юга, жителей пустыни, бродяг и кочевников (именно так можно перевести слово al-arab), индусов так называли персы (hindu происходит от названия реки Синдху - современный Инд).

Сами же индусы называют свою страну Бхарата-варшей, а себя бхаратами или ариями. «Ария» несет в себе изначально «тот, кто знает истинный смысл жизни», а «бхарат» означает «потомок Бхараты», великого императора всей Земли в далекой древности. Традиция празднования Путрада Экадаши (Putrada Ekadashi) такая же древняя, как и история самого императора Бхараты, описанная в Ведах и Пуранах (считается, что в Пуранах содержится описание исторических хроник за последние 60 кальп, продолжительность одной кальпы составляет 4 320 000 000 лет).
13 января. Лори

Лори (Lori или Lohri) празднуется ежегодно 13 января в Северной Индии. Во время этого праздника зажигаются костры как символ окончания суровой зимы. Костер ассоциируется с господом Агни (Agni - огонь).

Фестиваль урожая Понгал (Pongal) празднуется в январе после дня зимнего солнцестояния. Дата Понгала определена на основе солнечного календаря, поэтому она неизменна из года в год. Дни Понгала чрезвычайно благоприятны для индусов. Подробнее о Понгале

День Республики (Republic Day) введен в 1950 году и отмечается ежегодно 26 января. День празднуется самыми широкими слоями населения страны. Характерной чертой этого праздника является организация праздничных процессий в Дели.

Праздник Джая Экадаши (Jaya Ekadashi) несет в себе идею любовного служения (бхакти), полностью противоположную идее сексуального удовлетворения (кама). Очень часто Кришну, чье имя переводится как Источник Вечного Наслаждения, являющегося олицетворением Чистой Любви, путают с божеством вожделения и страсти, который, согласно словарю Амара-коша, имеет пять имен: Кандарпа - «божество влюбленности», Дарпака - «предотвращающий события», Ананга - «не имеющий физического тела», Кама - «олицетворенная страсть», Панча-шарайх - «держащий пять стрел (вкус, прикосновение, звук, запах и образ)». Правила и ограничения Джая Экадаши существуют для того, чтобы вовлечь человека в чистую деятельность, которой можно порадовать Кришну. Помимо того, что Джая Экадаши уничтожает все последствия грехов и облегчает тяжелое бремя материального существования, этот древнейший праздник является «матерью любовной преданности».

В древних Ведах указываются несколько путей получения знаний: пратйакша, анумана, шабда. Пратйакша (от санскр. «акша» - глаз) - это путь эмпирического знания, путь опыта

Виджая Экадаши дарует результат, о котором говорит его название («виджая» означает «победа»). В Индии каждый человек с детства знает историю «Рамаяны», повествующую о божественной любви Рамы и Ситы. И связан он с индийским эпосом «Рамаяна», которая повествует о победе Рамы над демоном Раваной. Каждый, кто соблюдает пост Виджая Экадаши, тоже всегда будет победителем в этом бренном мире, а после вернется в царство Бога. Считается, что сила этого поста может уничтожить все греховные реакции даже самого отвратительного человека. Также Шри Кришна заключил, что каждый читающий и слушающий эту историю, получит то же благо, что и совершающий жертвоприношения.

Праздник Маха Шиваратри (Maha Shivaratri) называют еще «Великой ночью Бога Шивы», отмечается в честь бракосочетания Шивы и Парвати. Он приходится на месяц Магха (февраль-март)

Празднование Амалаки Экадаши (Amalaki Ekadashi) - очень древняя традиция, которая берет начало с незапамятных времен. Она описана еще в Брахманда Пуране (Пураны называют Пятой Ведой).
23 марта 2016, 13 марта 2017. Холи

Праздник красок Холи (Holi) - самый красочный и яркий праздник Индии.
25 марта 2016, 14 апреля 2017.

Католическая Страстная пятница (Великая пятница) Христиане пятницу Страстной недели – последней недели Великого поста – посвящают воспоминаниям о страданиях Спасителя. Христиане Индии отмечают этот день по всей стране, но особенно в Мумбаи, Гоа и Северо-Восточных штатах Индии.

Хотя численность христиан в Индии составляет примерно 2,5 % от общего населения страны, праздник Пасхи отмечается с пышностью и религиозной одержимостью.

Древние Веды передают, что Папамочани Экадаши (Papamochani Ekadashi) препятствует влиянию духов и демонов на искреннего человека, исполненного веры. Цель празднования Папамочани Экадаши - утвердить человека в добродетели, которая в равной степени приносит благо человеку и обществу, а также радует Бога. История этого праздника связана с понятием кармы («деятельность»). Закон кармы прост и неумолим: настоящее - это следствие прошлого и причина будущего. Если человек неудовлетворен своим настоящим, он должен понимать, что такое положение - результат его деятельности в прошлом, который, однако, можно преодолеть добродетельными поступками.

Васанта Наваратри - весенние девять ночей Богини Матери. На амавасью (новолуние) в начале месяца Чайтра (март-апрель) начинается празднование Васанта Наваратри (Vasanta Navaratri) - девяти весенних ночей, посвященных Богине Матери. Осенние девять ночей празднуются в начале месяца Ашвина (сентябрь-октябрь). Согласно мифологическому повествованию в Пуранах, Великая Богиня Дурга, олицетворение Шакти всех богов, в течение девяти дней и ночей сражалась с демонами, победив, наконец, самого могущественного из них Махишасуру. Рассказывается об этом в Маркандея Пуране, Дэвибхагавата Пуране, Чанди Пуране и в других Писаниях. Важнейшей частью Маркандея-пураны является знаменитая Дэви-махатмья (Величание Богини), читаемая ежедневно в ночи праздника Наваратри. Оба праздника - и весенний, и осенний - празднуются как победа светлых сил, олицетворенных Богиней Матерью. В некоторых областях Индии во время весеннего праздника большее внимание уделяется фигуре Рамы и разыгрыванию мистерии Рамаяны, с особенным почитанием девятого дня - Рама-навами.
Рам Навами
В последний день Вананта Наваратри отмечается Рам Навами. День рождения седьмого воплощения могущественного Вишну – легендарного царя Рамы – празднуется в месяце Чайтра. Герой «Рамаяны» является идеальным и при этом вполне реальным человеком – царем, и верным сыном и братом.

В индийском штате Пенджаб 14 апреля отмечают один из самых любимых сикхских праздников - Вайсаки (Vaisakhi). Для сикхов, которые населяют Пенджаб, это одновременно и религиозный праздник, и праздник урожая, и новогодний день.

Чистота и совершенство - вот отличительные характеристики изначальной поэзии древних Вед. Первые стихи-гимны, воплощённые в песне и танце, были исполнены на санскрите (дословно - это «очищенное до совершенства»). Сказать, что на этом языке были «записаны» первые стихи было бы ошибкой, поскольку в древности не требовалась письменность: гимны были настолько совершенны, что их нельзя было не запомнить из-за того яркого впечатления (самскара), которое они оставляли в душе однажды услышавшего их. Так возникла ведическая традиция - традиция устной передачи поэтических гимнов, являющихся не только образцом эстетического, но и этического совершенства. Это – праздник древней традиции устной передачи ведических гимнов. Желания каждого постящегося в этот день выполняются.

День рождения основателя религии джайнизма Махавиры (Mahavir Jayanti), 24 и последнего тиртханкара (санск. «ведущий через океан», то есть пророк, который ведет за собой по жизни) - главный праздник джайнов.

В соответствии с древнейшей традицией празднование Варутхини Экадаши (Varuthini Ekadashi) описывается следующим образом. Во-первых, празднование может облегчить или полностью избавить человека от страданий, а, во-вторых, празднование может стать фундаментом достижения постоянства удачливой и счастливой жизни. Древние Веды гласят: «Все блага соблюдения аскез и покаяний в течение тысячи лет достигаются тем, кто празднует Варутхини Экадаши».

Мохини Экадаши (Mohini Ekadashi), как и остальные праздники «одиннадцатого дня», является древнейшей духовной традицией. Суть этого праздника, вокруг которого существует целая философия, сводится к тому, чтобы так или иначе возвысить человека над его повседневностью, обыденностью. Человек склонен распыляться, забываться и окончательно забывать - такова природа человека, однако природа души своершенно иная! Празднование Мохини Экадаши направлено на то, чтобы человек вспомнил себя душой посредством совершения естественной для души деятельности.

В этот день отмечается самый священный праздник буддийского календаря - День рождения Будды (Buddha Purnima), основателя буддизма. Согласно легенде Будда родился в этот день в 623 году до н.э., в этот же день достиг просветления и в 543 году до н.э. в этот же день умер, достигнув полной нирваны. Таким образом, одновременно отмечаются все три важнейших события в жизни Будды.

Апара Экадаши - это топор, которым срубают созревшее дерево греховных поступков. Апара Экадаши - это солнце, вспыхивающее перед чьим-то чёрным злодеянием. Апара Экадаши - это эго-лев, крадущийся за ланью безбожия. Чтобы освободиться от мирского и греховного, от телесного и чувственного, от эгоистичного и демонического, разумный человек стремится использовать благоприятную возможность использовать бесценную жизнь для удовлетворения Бога. Изучение священных писаний, служение святым и учителям, а также помощь нуждающимся являются теми поступками, которые привлекают внимание Бога, способного одним Своим взглядом очистить предавшуюся ему душу.

Йогини Экадаши (Yogini Ekadashi) – это праздник, который отмечается каждый одиннадцатый лунный день лунного цикла всеми теми, кто знает традиции и культуру Древнего Востока. Жизнь дана для того, чтобы возвыситься через служение Высшему. Празднование Йогини Экадаши – это прямой путь к тому совершенству, которое когда-то было нами утеряно.

Рат Ятра (Rath Yatra) (буквально «парад колесниц»), ежегодный религиозный праздник вывоза Бога Джаганнатха (одна из форм Кришны-Вишну) из храма на гигантской колеснице. Отмечается в месяце Ашадха (июнь-июль).

Индусы придают величайшее значение духовным Учителям (Гуру). Их часто приравнивают к Богу и считают посредниками между человеком и Всевышним.

Ежегодно 15 августа Индия отмечает самый большой праздник - День Независимости (Independence Day in India) - годовщину провозглашения независимости Индии от Великобритании. День Независимости отмечается с 1947 года.

Праздник Ракша-бандан (Raksha Bandhan) или, как его чаще называют, Ракхи (Rakhi) приходится на день полнолуния месяца шраван (июль - август). В этот день на берегах рек, озер и прудов совершаются ритуальные омовения, в море, в качестве поношения Богу вод Варуне, бросают кокосовые орехи. Ракша-бандан имеет огромное значение для братьев и сестер. Главный ритуал праздника состоит из завязывания освященного шнурка «ракхи» на запястье брата. Этим сестра желает благополучия и процветания ее брату, брат же клянется защищать ее от всех бед и помогать во всех проблемах.

Праздник отмечается в честь дня рождения Кришны (Krishna Janmashthami) - восьмого воплощения бога Вишну. По преданию он появился на свет в полночь восьмого дня месяца Шраван (июль-август).

День рождения Бога мудрости и изобилия Ганеша Чатурти (Ganesh Chaturthi / Vinayaka Chaturthi) с туловищем человека и головой слона - устранителя препятствий, сына Шивы и его супруги Парвати - отмечается в месяце Бхадра (август-сентябрь).

Фестиваль Онам (Onam Festival) - красочный праздник урожая, отмечаемый в штате Керала (Kerala). По легенде мифический царь древней Кералы - Махабали, или Мавели, приходит на ее земли в день Тхирувонам, и его преданные празднуют Золотую Эру, которая длилась в те времена. Перед домами выкладываются узорчатые цветочные ковры, называемые Пукалам (Pookalam). Традиция выкладывания цветов у порогов домов очень популярна в Керале, и эти прекрасные недолговечные произведения искусств поддерживаются на протяжении всего десятидневного празднества ежедневным добавлением множества свежих цветов различных окрасок, выкладывая которые девушки поют народные песни. Богатый фольклор жителей Кералы полностью нашел свое отражение на фестивале Онам. Здесь можно увидеть национальный костюм, попробовать народную кухню, посмотреть традиционные игры и танцы, увидеть парад слонов и гонки на лодках, и, конечно же, услышать народные песни.

Вижвакарма - этого бога почитают люди физического труда, которые работают с инструментами. Вишвакарма – главное божество всех мастеров и архитекторов. Сын Брахмы, он - божественный чертежник вселенной и строитель дворцов всех богов. Он также проектировщик всех летающих колесниц богов и оружия.

Ганди Джаянти (Gandhi Jayanti) - национальный праздник в Индии в честь Дня рождения выдающегося руководителя национально-освободительного движения индийского народа.

Дашахра (Dussehra) - один из самых популярных и красочных индуистских праздников отмечается в месяце Ашвин (сентябрь-октябрь) в течение 10 дней, из которых 9 ночей отводятся богослужению (отсюда происходит еще одно название праздника - Наваратри.

Один из самых популярных мусульманских праздников, посвящается принесению в жертву Ибрагимом своего сына Исмаила. Приходится на десятое число последнего месяца мусульманского календаря зу-уль-хидджа и длится три - четыре дня.

Дивали или Дипавали (Diwali или Deepavali), что на санскрите означает «огненная гроздь» - фестиваль огней, повсеместно отмечаемый в Индии и символизирующий победу света над тьмой, добра над злом. Приходится на начало месяца Картик (октябрь-ноябрь).

День рождения выдающегося государственного деятеля, первого премьер-министра независимой Индии Джавахарлала Неру (Jawaharlal Nehru, 14 ноября 1889 - 1964) отмечается всей страной как День детей (Children’s Day).

Экадаши (от санскр. «эка» - один, «даша» - десять) наступает за трое лунных суток до новолуния и полнолуния. Древнейшая ведическая традиция гласит: «Экадаши - мать преданности», поскольку именно в этот день каждый получает возможность сосредоточиться на своих отношениях с Богом.

11-12 декабря 2016, 30 ноября – 1 декабря 2017. Маулид ан-Наби (Рождество Пророка Мухаммеда)

День рождения Пророка Мухаммеда отмечается по всей Индии традиционным празднованием и религиозным пылом. Мухаммед родился в 570 г. н.э. и его почитают как последнего Пророка ислама. Мусульманская эра началась с его иммиграции из Мекки в Медину в 622 г. н.э., где он провозгласил себя вестником Бога и получил Коран, святой текст исламской веры, от Всевышнего в сорокалетнем возрасте. Несколько лет спустя, он вернулся в Мекку, где была установлена «Кааба» как цель для паломничества приверженцев ислама. Пророк умер в 632 г. н.э.

Рождество – христианский праздник, который отмечается 25 декабря. Является одним из самых значимых праздников индийских христиан.

Праздники Индии

Индийский календарь — это непрерывная череда различных праздников и фестивалей: государственные праздники, отмечаемые по всей стране, региональные и религиозные. Индийские праздники имеют древнюю историю и являются частью богатой индийской культуры. Большинство из них рассчитываются по лунному календарю и имеют подвижную дату. Год начинается с конца марта (месяц Чаитра).
Индийские праздники хороший пример гостеприимства, привлекающего людей со всех уголков мира. Одни и те же индийские праздники, отражающие бесчисленные легенды, отмечаются в различных регионах под разными названиями. Праздники Индии — это красочный калейдоскоп, именуемый Индия.
Кухня, музыка, театрализованные представления, танцы, традиционная праздничная одежда, пёстрая гамма красок, яркая иллюминация — всё это праздники Индии.

Чаитра (март-апрель)

Чаитра Шуклади — Новый год в Северной Индии, отмечаемый в первый день месяца чаитра. Согласно "Брахма Пуране", в это день творец Брахма создал наш мир.

Гуди Падва — Новый год в штате Махараштра. Празднуется в тот же день, что и Чаитра Шуклади.

Угади (букв. "начало эпохи") — Новый год в штатах Южной Индии, Карнатаке, Тамил-Наду, Андхра-Прадеше. Отмечается в тот же день, что и Чаитра Шуклади.

Васанта Наваратри — весенний праздник, посвященный поклонению и прославлению Божественной Матери. Он начинается на амавасью (новолуние) в начале месяца Чаитра. Первые три дня почитают Богиню Дургу в Ее гневных формах. Ее просят об уничтожении внутренних демонов, о разрушении несовершенства и невежества. Следующие три дня почитают Лакшми, дарующую удачу и благополучие. Последние три дня посвящены Богине Сарасвати. Именно она дарует знание и мудрость.

— день явления Рамы, героя древнеиндийского эпоса "Рамаяна", которому поклоняются как седьмой аватаре Вишну. Праздник отмечается на 9-ый день растущей луны месяца Чаитра и знаменует собой окончание девяти дней Васанта Наваратри. Торжества проходят по всей Индии, в том числе в Айодхье — городе, где родился Господь Рама. Богослужение начинается с утра пением Ведических мантр и предложением цветов и фруктов Божеству. В некоторых штатах Индии, особенно в Бихаре и Уттар-Прадеше, на общественных собраниях проводятся Сатсанги (чтение священных писаний, в частности "Рамаяны"— сказаний, прославляющих Господа Рамачандру). Люди всех каст и вероисповеданий участвуют в этих встречах. Верующие постятся целый день, прерывая пост только в полночь фруктами. Рама Навами достигает своей кульминации в полночь под звук колокольчиков и раковин.

Хануман Джаянти — день явления Ханумана, бога-обезьяны, великого преданного Рамы. Праздник отмечается в полнолуние (пурнима) месяца Чаитра.

Вайшак, Вайсакха (апрель-май)

Вайшак (Байсакхи, Байшакхи) — день, знаменующий собой начало нового солнечного года. Он приходится на 13-е апреля. Один из немногих праздников индийского календаря, имеющий статичную дату. Вайшак — это также древний праздник сбора урожая в Северной Индии, особенно в районе Пенджаба.

Буддха Джаянти (Буддха Пурнима, Весак) отмечается в день полнолуния месяца Вайшак. Буддха Пурнима имеет важное значение для буддистов т. к. в этот день празднуется сразу три события: явление Будды, просветление Будды и его уход (смерть). Особо торжественно праздник отмечается в Лумбини (совр. Непал) — месте его рождения и в Бодхгае — месте, где принц Гаутама достиг просветления, сидя под священным деревом Ашватта (дерево Бодхи), и стал известен как Господь Будда.

Джешта (май-июнь)

Ганга Дашахара (Ганга Пуджа, Ганга Душера) — праздник, посвященный поклонению священной реке Ганге. Это день явления матери Ганги, день, когда священная река сошла с небес на Землю. Существует древнее предание, повествующее о том, как Ганга сошла с небес.
Когда-то великий царь Бхагиратхи пришел к горе Химаван, чтобы предаться там суровому подвижничеству. Движимый желанием спасти своих предков, не достигших небес, он провёл в покаянии тысячу лет. А по прошествии тысячи небесных лет, приняв телесный облик, явилась ему сама великая река, Богиня Ганга. Она спросила у царя, что он хочет. И царь ответил, что его предкам не будет дано места на небе до тех пор, пока она не омоет их тела своими водами. Услышав эти слова царя, Ганга, чтимая всем миром, сказала Бхагиратхе, что исполнит его желание. Но только напор её, когда станет падать с небес, трудно будет сдержать. Лишь Господь Шива сможет сдержать её воды. Услышав эти слова, царь Бхагиритхи отправился к горе Кайлас и принялся ублаготворять Шиву. Довольный подвижничеством царя, Бхагаван обещал сдержать Гангу при её падении с небес. Так Ганга, дочь Химавана, снизошла в это мир.
Ганга Дашахара начинается с Амавасьи (новолуния) месяца Джешта и длится 10 дней. Поклонение сопровождается пением мантр и подношением огненных светильников. По вечерам тысячи листьев-лодочек с зажженными огоньками, цветами и сладостями предлагаются Ганге под звуки колокольчиков. Тысячи верующих собираются в Ришикеше, Харидваре, Варанаси, Праяге, чтобы принять омовение и предложить свои молитвы матери Ганге.

Ват-Савитри Пурнима (Свитри Пурнима, Ват- Савитри Врат, Ват- Савитри Пуджа) — очень популярный фестиваль в Индии, который отмечается по всей стране и особенно в штатах Махараштра, Бихар, Уттар-прадеш и Орисса. Он празднуется женщинами в полнолуние месяца Джешта. В этот день женщины молятся о благополучии и долгой жизни своих мужей. Значение Ват-Савитри Пурнимы связано с историей из "Махабхараты" о Савитри и Сатьяване, в которой рассказывается как наделенная всеми добродетелями и преданная своему мужу Савитри, вернула своего умершего мужа из обители Ямы (Бога смерти). И сейчас сила Савитри и ее преданность остаются примером для индийских женщин. Накануне Ват-Савитри Пурнимы женщины постятся, а утром, совершив омовение и надев новую одежду, они приходят к священному дереву баньян. Полив дерево и совершив пуджу — подношение цветов и фруктов, они посыпают священный баньян красным порошком кумкума. Женщины обвязывают ствол дерева красной хлопковой нитью и, обходя его семь раз, совершают парикраму.

Ашадха (июнь-июль)

Или Праздник колесниц проходит ежегодно в Пури (штат Орисса). Он связан с Господом Джаганнатхой (одной из форм Кришны). Фестивальпроводится на второй деньмесяца Ашадха, и символизирует путешествие Кришны из Гокула в Матхуру. Джаганнатх (Кришна), его брат Балабхадра (Баларама) и сестра Субхадра восседают на своих огромных колесницах (ратхах). Главная колесница Джаганнатхи сооружается в четырнадцать метров высотой. Она стоит на шестнадцати колёсах. Четыре тысячи мужчин, служителей храма, тянут колесницы за толстые канаты, прилагая огромные усилия. Толпы паломников приходят на этот праздник. Божества на колесницах везут в Гундича Мандир, где они остаются на целую неделю до их возвращения в Храм Джаганнатхи.

Гуру Пурнима — день почитания духовного учителя, отмечается в день полнолуния (пурнима) месяца Ашадха. Также является днем рождения Вьясы — легендарного мудреца,считающегося составителем (редактором) Вед, Пуран и знаменитого эпоса "Махабхарата".

Шравана (июль-август)

— праздник поклонения змеям. Его празднуют на пятый день светлой половины лунного месяца Шравана. В этот день люди предлагают молоко и серебряные украшения кобрам, чтобы защитить себя от всех бед. Разноцветные изображения змей вешают над входом в дом, и это делают не только в знак уважения к змеям, но и для сохранения благополучия домашнего очага.

Махалакшми-врата — поклонение, совершаемое замужними женщинами ради обретения благословений Махалакшми — Богини благополучия и богатства. Этот праздник проводится в пятницу перед полнолунием месяца Шравана. В этот день женщины убирают свои дома и украшают дворики красочными рисунками ранголи . Затем, надев красивые одежды и украшения, приступают к совершению враты.
(калаша) — украшенный свастикой ритуальный горшочек, сделанный из золота, серебра, бронзы или меди, у простонародья из глины, иногда обёрнутый пёстрой тканью, наполняют рисом и водой. Сверху кладут листья манго и бетеля. На листья ставят, смазанный куркумой и убранный тканью кокос.
Пуджа начинается с поклонения Господу Ганеше — слоноголовому Богу удачи и мудрости. Позже, Богиня Махалакшми призывается в калаш. Ей предлагают девять разновидностей изысканных блюд, включая сладости и острую пищу. Женщины поют гимны в честь богини Махалакшми и возносят ей свои молитвы.

Ракша-бандхан (Ракхи Пурнима) — сердечный, радостный праздник, отмечаемый в Северной Индии. День празднования уз любви между братом и сестрой приходится на полнолуние месяца Шравана. Главный ритуал праздника состоит в завязывании сестрой освященного шнура «ракхи» на запястье брата. Этим сестра желает благополучия и процветания своему брату. Старший брат в свою очередь предлагает подарок для своей сестры и клянется защищать ее от всех бед и помогать во всем. По обычаю, брат и сестра кормят в этот день друг друга сладостями.
В западной Индии, а именно в Махараштре и Гуджарате, этот день празднуется как Нариял Пурнима . Жители этих штатов, бросая в море кокосы, совершают подношение Богу вод Варуне.
В южной и центральной Индии, включая штаты Керала, Андхра-Прадеш, Тамил Наду, Махараштра и Орисса, брахманы совершают обряд упакарман — замена старого священного шнура на новый.

Кришна Джанмаштами — день явления Кришны — аватары Господа Вишну, который отмечается на восьмой день (аштами) уходящей луны в месяц Шравана. Джанмаштами с особой пышностью празднуется в тех местах, где почитают Кришну, особенно в Матхуре и Вриндаване.

Бхадрапад (август-сентябрь)

Ганеш Чатуртхи — праздник в честь явления слоноголового Бога удачи и мудрости Ганеши, сына Шивы и Парвати. Празднования начинаются на четвертый день пребывающей луны месяца Бхадрапад и длятся 10 дней. Ганеш Чатуртхи отмечается по всей Индии, но особенно пышно он проходит в штатах Махараштра, Гуджарат, Карнатака и Андхра-Прадеш. Господу Ганеше подносят фрукты, молоко, цветы, кокосовые орехи и сладости. В Махараштре и Тамил Наду к этому дню из глины делают множество изображений Ганеши, которые украшают цветочными гирляндами, порошком кумкума и сандаловой пастой. После 10 дней поклонения Божество погружают в океан.

Онам — крупнейший праздник урожая риса, отмечаемый в южно-индийском штате Керала. Празднование Онам начинается в день Атхам и длится 10 дней. Женщины украшают двор перед домом ковром из цветов, называемым пуккалам. Последний день праздника — Тхирувонам является наиболее важным, т.к. он символизирует возврвщение в Кералу могущественного царя асуров Бали (Махабали), внука Прахлады и правнука Хираньякашипу, в период правления которого, согласно Пуранам, эта местность достигла наивысшего процветания.

Ашвин, Ашваюджа (сентябрь-октябрь)

Питр Пакша (Питри Пакша, Питру Пакша, Сола Шраддха, Канагат, Джития, Махалая-Пакша и Апара-Пакша).
Питри Пакша букв. «полмесяца, посвящённых предкам» — это период проведения регулярных церемоний, называемых шрадха , продолжительностью в 16 лунных дней, во время которого воздаются почести усопшим предкам — питарам, питам.
В этот период предкам (питары , питы ) подносится пища, проводится ритуал священного возлияния воды, называемый тарпан, а также совершается агнихотра, или хома — жертвоприношение огню. Пища, которую подносят предкам, должна включать кхир (сладкая молочная рисовая каша), лапси (сваренная на воде сладкая каша из зёрен пшеницы (коливо или кутья)), вареный рис, дал и жёлтую тыкву. Неотъемлемой частью шрадхи является церемония пинда даан или пинд дан — букв. "подношение пинды". Пинда представляет собою скатанную в шарики смесь из отварного риса, ячменной муки, гхи и черного кунжута. В эти дни соблюдают строгое воздержание от приёма животной пищи, чеснока и лука, половых отношений, алкоголя, сигарет, одурманивающих средств. Благоприятным действием считается раздача поднесённой пищи.

В Северной Индии, а также Непале этот период выпадает на светлую половину месяца ашвин (сентябрь-октябрь) и начинается с амавасьи (новолуния).
В Южной и Западной Индии этот период выпадает на тёмную половину месяца бхадрапад (август-сентябрь), начинаясь с полнолуния (пурнимы ) и завершаясь в день новолуния, известного как Сарвапитри Амавасья, Махалая Амавасья или просто Махалая.

Маха Наваратри (Навратри, Шарад Наваратри) — один из самых больших и красочных праздников в Индии, самый важный из всех пяти Наваратри: 1) Васанта Наваратри, отмечаемый в месяце чаитра; 2) Гупта Наваратри — месяц ашадха; 3) Маха Наваратри — месяц ашвин; 4) Паушья Наваратри — месяц пауш; 5) Магха Наваратри — месяц магх.
Слово "наваратри" в переводе с санскрита буквально означает "девять ночей".
Праздник начинается на амавасью (новолуние). На протяжении 9 дней и ночей светлой половины месяца ашвин почитается Богиня-Мать в её различных проявлениях. Праздник включает в себя поклонение богине Дурге, Лакшми и Сарасвати, каждую из которых почитают в течение трех дней. Наваратри завершается Душэхрой, отмечаемой на десятый день фестиваля. В различных частях Индии поклонение трём аспектам Богини-Матери может проводиться в разное время. Маха Наваратри включает в себя Маха Саптами, Маха Аштами, Кумари Пуджу и Сандхи Пуджу.

Является важной частью фестиваля Наваратри. Проводится она в последние три дня Маха Наваратри. В начале праздника совершается ритуал Сарасвати Авахан, букв. "призыв богини Сарасвати". Затем Сарасвати Прадхан Пуджа, во время которой богине Сарасвати — покровительнице искусств и знаний преподносят фрукты, рис, пальмовый сахар и сладости. На алтарь кладут красиво обёрнутые книги. В этот день дошкольников впервые знакомят с буквами алфавита.

Душэхра (Дассера, Дасара, Виджая Дашами, Дурга-пуджа) — десятый день Наваратри является кульминационный моментом поклонения Деви,которая персонифицируется как Шакти, Дурга, Кали, Парвати, Лакшми и Сарасвати.
В различных регионах Индии этот праздник отмечается по-разному. Тем не менее, все празднуют победу добра над злом.
В Северной Индии (особенно в Уттар-Прадеше) отмечают Душэхру как победу Бога Рамы, царевича Айодхьи, над демоном Раваной. В эти дни устраиваются театрализованные представления, читается "Рамаяна". А в конце праздника сжигают огромное изображение десятиголового демона Раваны, что символизирует победу добра над злом. В Бенгалии, фестиваль проводится как поклонение богине Дурге.

Шарад Пурнима — это праздник урожая, отмечаемый в день полнолуния месяца Ашвин. Сезон дождей закончен, и яркость полной луны приносит особую радость. Это традиционное празднование также называется Каумуди, что означает "лунный свет". Повсюду совершают церемонию поклонения (пуджу) богине Лакшми. Существует поверье, что в эту ночь Лакшми ходит от дома к дому, одаривая благословениями бодрствующих. Поэтому люди всю ночь сидят при лунном свете, прославляя песнопениями Богиню.

Картик (октябрь-ноябрь)

Или Дипавали (букв. "ряд огней") — праздник огней, символизирующий победу добра над злом, света над тьмой. Приходится на новолуние месяца Картик и празднуется в течении пяти дней. По легенде, начало празднования Дивали связано с возвращением на родину царевича Рамы после 14-летнего изгнания в лесу, и его победой над демоном Раваной. Жители Айодхьи (столицы его царства) приветствовали Раму огнем лампадок.
Улицы, как крупных городов, так и поселков во время Дивали с наступлением темноты освещаются тысячами огней: перед домами и в храмах зажигают множество масляных лампадок; ярко горят фонари на террасах, крышах, балконах и деревьях; на воду спускают глиняные чашечки с зажженными огоньками; кругом многочисленные фейерверки и бенгальские огни.
Дивали знаменует собой окончание сезона сбора урожая, поэтому посвящается также Богине богатства и благополучия Лакшми, супруге Бога Вишну. Дома тщательно убирают, зажигают огни, обращаются к Богине с молитвой и подносят ей молоко.
На Востоке Индии (особенно в Бенгалии) Дивали посвящен поклонению черной Богине Кали.

Бхай Дудж (Бхай Бидж) — праздник братьев и сестёр, имеющий большое сходство с Ракша-бандхан. Он выпадает на второй день прибывающей луны месяца Картик. В этот день сестры ставят на лоб своим старшим братьям священную тику (красную точку из порошка кумкума), молятся за их долгую жизнь и предлагают им их любимые блюда. Братья благословляют своих сестер и обещают защищать их от всех трудностей. В знак любви и признательности братья и сестры обмениваются подарками.

— древний индийский праздник, посвященный Сурье, Богу Солнца. Чхатх, отмечаемый в шестой лунный день месяца Картик, особо популярен в Бихаре, Мадхья-Прадеше и Уттар-Прадеше. Сурья-пуджа начинается до восхода Солнца. Верующие, совершив ритуальное омовение в священных реках, приветствуют Солнце пением мантр и гимнов, молитвенно сложа руки. Индусы предлагают Сурье подношение, включающее сандал, киноварь, рис и фрукты. Чхатх длится четыре дня.

Картик Пурнима (Трипури, Трипурари Пурнима) — праздник, отмечаемый в день полнолуния месяца Картик. Считается, что именно в этот день Шива (Трипурантака) одержал победу над демоном Трипурасурой. Трипурари — одно из имён бога Шивы, означающее "тот, кто сокрушил демона Трипурасура". Согласно легенде, Трипурасура завоевал весь мир и победил богов. Тогда боги обратились к Шиве с просьбой о помощи. Шива в битве одолел демона, отрубив ему голову своим трезубцем.
В Картик Пурниму также отмечают и день явления Матсьи — воплощение бога Вишну в образе рыбы.
Этот день благоприятен для проведения шраддхи — обряда поминовения усопших предков. Считается благоприятным принятие омовения в священных реках и озерах, воды которых в этот день обладают особой очистительной силой.

Карва Чаутх — традиционный индуистский праздник замужних женщин, отмечаемый на четвертый день после полнолуния месяца Картик. В этот день женщины постятся и молятся в храмах о благополучии и долгой жизни своих мужей. Вечером они надевают свадебные одежды и украшения и прекращают пост с восходом луны.

Аграхаяна, Маргаширша (ноябрь-декабрь)

Гита Джаянти празднуется в одиннадцатый день светлой половины месяца Маргаширша. Именно в этот день была поведана Бхагавад Гита ("песнь Бога") — великое откровение, представляющее собой диалог между Господом Кришной и Арджуной, который произошел перед началом великого сражения на Курукшетре, описанного в "Махабхарате", в одном из самых древних священных писаний Индии. Множество верующих приходят на Курукшетру и читают "Бхагавад Гиту". Во всех индуистских храмах, посвященных Господу Вишну и Господу Кришне проводятся праздничные пуджи.

Пауш,Пушья (декабрь-январь)

Макар Санкранти — день, когда солнце входит в знак Козерога (Макара ) и начинает свой путь на север, знаменуя собой начало постепенного увеличения продолжительности дня. Праздник выпадает на 14 января. Во время этого фестиваля принято принимать омовение в Ганге или других священных реках, и предлагать воду Богу Солнца — Сурье.

Праздник первого урожая риса, как правило, проводится 12 - 15 января (по григорианскому календарю). Он выпадает в период после зимнего солнцестояния и знаменует вступление солнца в благоприятную фазу. Согласно мифологии, в этот день боги приходят на землю после шести месяцев длинной ночи. «Понгал» означает «перекипающий», т.е. перекипающий сладкий рис, который готовится в честь праздника. Фестиваль отмечается в штатах Андхра-Прадеш, Карнатака и Тамил Наду. Понгал продолжается три дня. Первый день, называемый Бхоги Понгал, люди проводят дома. В этот день выбрасываются или сжигаются все старые вещи. Второй день — Сурья Понгал посвящен Богу Солнца Сурье. В этот день принято совершать подношение риса Солнцу и другим почетаемым божествам. Рис варят в молоке, добавляя пальмовый сахар, орехи кешью и изюм. Для приготовления используют новые горшки. Женщины украшают внутренние дворики своих домов красивыми узорами из рисовой муки. Третий день — Матту Понгал — день поклонения коровам.

Панча Ганапати — это пятидневный индуистский фестиваль в честь Бога Ганеши (Ганапати), празднуемый с 21 по 25 декабря. Во время всех 5 дней в семьях соблюдаются определённые ритуалы. В украшенной по случаю праздника гостиной устанавливают большое изображение (изваяние) Бога Ганеши. Каждое утро дети облачают Ганешу в одеяния разных цветов, символизирующих проявления его шакти (энергии): первый день — в золотые, второй — в синие, третий — в красные, четвёртый — в изумрудные и пятый день — в оранжевые. Божеству предлагают всевозможные сладости (в приготовлении которых участвуют дети), фрукты и благовония. Отовсюду доносятся песнопения и бхаджаны, прославляющие деяния Ганапати. После пуджи раздаётся прасад (пища, поднесённая Божеству). Каждый день детям дарят подарки, которые откроют только на пятый день праздника.

Лори знаменует собой окончание зимы и приходится на последний день месяца Пушья. Этот праздник популярен в Северной Индии, особенно в Пенджабе. Приход Лори отмечается в семейном кругу. Вечером разжигают большие костры, вокруг которых совершается парикрама — обход по часовой стрелке, а также подношение огню (Богу Агни) зёрен риса и кунжута. После чего раздается прасад (пища, предложенная Богу) и подарки.
В этот праздник можно увидеть традиционный пенджабский танец Бхангра, в котором принимают участие только мужчины.

Магх (январь-февраль)

Васант Панчами (Басант Панчами, Шри Панчами, Сарасвати Пуджа) — праздник в честь Богини Сарасвати. Он приходится на пятый день прибывающей луны месяца Магх. Сарасвати — покровительница знаний, мудрости, искусства и музыки. В храмах, посвященных Богине, в этот день совершается праздничное подношение. Желтому цвету придается особое значение в Васант Панчами. Богиню Сарасвати одевают в желтые одежды и возносят ей молитвы. Люди в этот праздник также предпочитают носить желтую одежду. Друзей и родственников угощают желтыми сладостями.
Васант Панчами — это благоприятное время для начала обучения детей. Традиционно в этот день детей начинают учить писать свои первые слова, а в школах и университетах организовывают праздничное поклонение Богине Сарасвати.

Маха Шиваратри или «Великая ночь Бога Шивы» — праздник, отмечаемый ежегодно в ночь с 13 на 14 день убывающей луны месяца Магх. Люди проводят всю ночь в молитвах, чтении мантр, пении гимнов и поклонении Шиве. Считается, что искреннее соблюдение ритуалов Шиваратри Пуджи всю ночь освобождает человека от всех грехов и освобождает от цикла рождений и смерти.
Незамужние женщины в эту ночь бодрствуют, постятся и молят Шиву о хорошем замужестве и семейном благополучии.

Пхалгуна (февраль-март)

— праздник весны — один из наиболее красочных праздников Индии. Празднование начинается за день до полнолуния месяца Пхалгуны и длится 2 дня. В первый день фестиваля (Холика Дахан), ближе к ночи, разводится костёр, символизирующий сожжение Холики (сестра демона Хираньякашипу). В день полнолуния, известный также как Дхуленди (Дхуланди), люди обсыпают друг друга цветным порошком и поливают водой.

Попасть на праздники Индии можно в любое время года и вы окажетесь в гуще событий. Дома, машины, повозки украшают цветочными гирляндами на индийские праздники. Женщины надевают свои лучшие сари во время индийских фестивалей. А из храмов раздается невероятный запах благовоний. В продолжении цикла статей об Индии расскажем о них подробней.

Фестивали Индии объединяют общество, разделенное традициями и кастами, а еще помогают забыть о тяжелой действительности и дают надежду, что боги облегчат участь если не в этой жизни, то в следующей. Ну а для туристов это лучшая возможность ближе познакомиться с культурой страны. Все торжества яркие и очень необычные для простого европейца, особенно стоит отметить фестиваль красок Холи и праздник Дивали . О других праздниках расскажем подробнее ниже.

День независимости Индии

15 августа 1947 года страна провозгласила независимость от Британской империи. И каждый год в эту дату премьер-министр поднимает национальный флаг над Лал-Кила – исторической крепостью в Дели – и читает обращение к гражданам.

День республики Индии, принятие конституции Индии

26 января индийцы отмечают появление основного закона страны. Неотъемлемая черта торжества – яркие уличные процессии во всех уголках Индии. В столице проходит военный парад, костюмированные шествия школьников и фестивали танцев и музыки.

Ганди Джаянти, день рождения Ганди

2 октября 1869 года родился Махатма Ганди. Эта дата отмечается во всех штатах и союзных территориях, но основные события – в Дели, возле могилы Ганди. Почтить память собираются самые разные люди: от руководителей Республики до обычных индийцев.


Махашиваратри, Шиваратри, Маха шиваратри

Перед новолунием последнего лунного цикла зимы не спит вся страна. В ночь Шивы не принято спать. В это время индуисты вспоминают мифы о древнем божестве и воспевают его подвиги. Не удивляйтесь, если гуляя по улицам, увидите много лингамов – это символ празднества.

Ратха ятра - великий фестиваль Божества, праздник колесницы

В июне-июле (по ведическому календарю – Ашадха) статую Господа Джаганнатхи вывозят из храма города Пури на большой колеснице. Это божество – одно из воплощений Кришны-Вишну, а его "путешествие" воспроизводит событие из индийской мифологии. Повозки с Джаганнатхой, его братом Баларамой и сестрой Субхадрой везут через весь Пури. Причем тащат их не слоны или лошади, а сотни индусов. Считается благословением дотронуться до повозки, верёвок и любым другим атрибутам процессии.

Гуру пурнима

День памяти мудреца Вьясы – редактора Вед и автора "Махабхараты" отмечают как праздник, посвященный учителям. Индусы посещают своих гуру, чтобы вручить подарки и получить благословение. Во многих храмах в честь торжества угощают гостей и читают священные тексты.


Наваратри

Девятидневное торжество, посвященное всем женским божествам, отмечают дважды: в светлую половину весеннего месяца Чайтра (апрель-май) и осеннего Ашвина (сентябрь или октябрь) . На улицах можно увидеть яркие процессии, побывать на ярмарках, заглянуть в индуистские храмы или поучаствовать в местных обрядах. Так, в Гуджарате танцуют ритуальные танцы, а в Бенгалии готовят настоящие демонстрации в честь суровой Кали.

Угади, Гуди падва, Югади

В марте-апреле в Южной Индии наступает Новый год. Его дату вычисляют астрологи. А подготовка начинается задолго до торжественной даты. Во всех домах устраиваются уборки, жилища украшаются ранголями – цветными орнаментами на полу, а перед входом рассыпают листья манго. Праздничный день начинают с ритуала омовения и молитв. Затем семьи собираются на праздничный обед. А еще все ждут предсказаний ученых брахманов о том, каким будет год.

Тайпусам

Тамильский праздник, который приходится на полнолуние месяца Тай (январь-февраль) . В знак поклонения богу войны Муругане местные жители танцуют танец кавади (его одновременно исполняет 10 тысяч человек), а также прокалывают языки и кожу маленькими копьями и крючками.

Ганеша чатуртхи

Любимого индусами бога с головой слона чествуют по всей стране на 4-е сутки прибывающей луны в Бхадрапада (август-сентябрь) . В Мумбаи приезжают тысячи паломников, чтобы поднести Ганеше сладости и молоко. За это они рассчитывают получить благословение бога изобилия, мудрости и удачи.


Карвачот, Карва чаутх

Карвачот посвящен замужним женщинам, демонстрирующим преданность мужу. Дата приходится на четвертые сутки убывающей после полнолуния луны месяца Картик (октябрь-ноябрь) . Жены постятся и молятся за здоровье своих мужей, а затем посещаю родных. Вечером, украсив себя, принимают пищу из рук мужа.

Кришна джанмаштами, день явления Кришны, день рождения Кришны, Джанмаштами

Ведический праздник рождения Кришны отмечается в августе или сентябре – на восьмые сутки убывающей луны месяца Шравана . На улицы выходят детские парады, а в полночь в храмах делают жертвоприношения новорожденному богу. Не пропустите ритуал с горшком "ханди". Глиняную емкость, наполненную смесью из творога, масла, молока, меда и фруктов, подвешивают на высоте 12 м, а молодые люди становятся друг на друга, образуя пирамиду, чтобы разбить сосуд кокосом.

Дурга пуджа

Дурга-Пуджа посвящен богине Дурге – хранительница покоя и благополучия. Особенно ее почитают в Западной Бенгалии, где, по верованиям индусов, она получила воплощение. Праздник длится пять суток: богине преподносят дары и сооружают временные храмы – пандалы, соревнуясь в искусности. Люди дарят друг другу подарки, готовят праздничные сладости, танцуют и поют. Дату каждый год определяют в соответствии с индуистским календарем.

Питру пакша

Название переводится как "полмесяца для предков". Индусы считают, что их мертвые родственники в две недели месяца Махалайя (сентябрь-октябрь) , живут рядом с ними. Поэтому начинать новое или играть свадьбы в это время не принято. Лучшее занятие на Питру пакша – молитвы и поминальные обряды, весьма колоритные. Например, предложенные умершим угощения бросают в реку и на землю: их подберут рыбы и вороны и передадут угощения.


Ракша бандхан, Ракшабандхан

В июле или августе индуисты отмечают Ракша бандхан. Он известен необычной церемонией: сестры повязывают на руки своим братьям обереги "ракха", а братья делают сестрам подарки, обещая быть защитниками. Затем все обмениваются сладостями и устраивают пир.

Праздник слонов в Индии

В начале весны в Джайпуре проводят фестиваль слонов. Раскрашенные яркими красками животные проходят по городу. А музыканты и танцоры показывают представления для толп туристов.

Макара санкранти

Праздник урожая отмечают во время зимнего солнцестояния . Верующие индуисты купаются в Ганге или других священных реках. А несколько плодов из первого в году урожая местные жители обязательно предлагают Солнцу.

Васанта панчами, Пуджа сарасвати, Шри панчами

Супруга Брахмы – Сарасвати – почитается индуистами как покровительница мудрости и искусства. И это ее праздник, который отмечают на пятые сутки лунного месяца Магх (январь-февраль) . В период торжества детей учат писать первые слова и радуют, запуская воздушных змеев.


Радхаштами

Во время этого торжества, которое отмечается на 8-й день восходящей луны месяца Бхадрапада (август-сентябрь) вайшнавы чествуют Радхарани – возлюбленную Кришны. Храмы украшаются гирляндами и готовят сотни блюд, надеясь снискать благосклонность своего божества.

Виджая дашами, Виджаядашами

Виджая Дашами – праздник победы Рамы над демоническим правителем Ланки Раваной, который похитил его жену Ситу. Эти события описаны в "Рамаяме" и служат основой для многочисленных театральных представлений, которые разыгрываются на улицах. В завершение чучело Раваны сжигают.

Дасара

Дурги, Лакшми, Сарасвати – божественная мать во всех ее воплощениях чесвтуется в сентябре-ноябре , в новолуние Ашвина. Это время победы Дурги в десятидневной схватке с демоническим Махишей. К торжеству тщательно готовятся (ведь оно продолжается декаду). Причем, везде по-разному. В южной Индии каждому воплощению посвящается один день. В Северной – устраиваются уличные представления. А в восточных штатах (например, в Бенгалии) на десятый день украшенное цветами изображение богини с молитвами опускают в воду.

Рама навами, Рамнавами

Рождения Рамы приходится на окончание Наваратри. Дату определяют по календарю, вычисляя девятые сутки растущей луны Чайтра (март-апрель) . Обязательный элемент торжеств – чтение "Рамаяны". Особенно интересно будет в городах, которые, по верованиям индуистов, связаны в мифологии с жизнью Рамачандры. Например, в храмах южной Индии устраивают свадьбу Рамы и Ситы.