Что смотрит детский невропатолог. Детский врач: расписание посещений

Самое первое знакомство новорожденного с врачом происходит сразу же после появления на свет, при осмотре неонатолога. Встречи же с другими специалистами в белых халатах, при отсутствии иных показаний, происходят согласно календарю осмотра. И одним из первых в нем значится невролог (невропатолог).

Детский невролог (или врач-невропатолог) - специалист, который тщательно следит за развитием и созреванием нервной системы малыша. Состояние нервной системы человека - один из главных показателей состояния всего организма. И если с раннего возраста не уделять нервной системе и патологическим проявлениям с ее стороны должного внимания, то это может привести к задержке психомоторного развития малыша, нарушениям его поведения и многим другим «болезням от нервов».

Осмотр врача: когда, зачем и почему?

Каждый ребенок, даже абсолютно здоровый, должен наблюдаться неврологом. Врач вместе с родителями будет следить за соответствием психомоторного развития малыша возрастной норме, отмечать его новые успехи и достижения и давать мамам и папам индивидуальные рекомендации по воспитанию и уходу за ребенком. Неврологический статус малыша изменяется в течение первого года жизни (примерно каждые три месяца), поэтому профилактический осмотр (плановая диспансеризация) обычно проводится в 1 месяц, 3 месяца, 6 месяцев и 1 год. На втором году жизни привести ребенка к неврологу необходимо два раза - в 1,5 и 2 года, а далее осмотр необходимо проходить ежегодно. По определенным симптомам специалист во время каждого осмотра определяет, нет ли задержки в развитии ребенка, и при необходимости назначает дополнительные обследования или консультации других специалистов.

Визит к врачу

Осмотр малыша специалистом обычно состоит из нескольких этапов. Прежде всего, каждая мама поделится с врачом жалобами, расскажет об общем самочувствии ребенка и перенесенных им заболеваниях. На основании жалоб невролог составит детальный план обследования и приступит к осмотру малыша.

Исследование функций черепных нервов
Положение глаз в покое, определение размера зрачков, асимметрия лица, наблюдение реакции на звук, громкость голоса, положение языка во рту -все это позволяет специалисту оценить состояние каждой из пар черепных нервов.

Исследование двигательной сферы
Наличие и выраженность рефлексов - важный индикатор психомоторного развития. Исследование двигательной сферы включает в себя оценку:

  • мышечного тонуса (дистония - гипертонус или гипотония);
  • сухожильных рефлексов;
  • выявление патологических и постуральных (значение их состоит в создании статической позы, при этом происходит «обучение» мышц удерживать позу активно), а также безусловных рефлексов.

Исследование чувствительности
У детей грудного возраста эти исследования провести крайне трудно. Здесь врач обращается за помощью к родителям и их наблюдениям за малышом. Например, периодические жалобы родителей на беспокойство ребенка при надевании шапочки неврологи расценивают гиперестезию -повышенную чувствительность кожи на раздражение.

Оценка когнитивных функций
Это неотъемлемая часть неврологического осмотра. У детей до 6 месяцев патологическими проявлениями могут быть нарушения общения, которые определяются способностью фокусировать взор, следить за предметом и выделять взглядом знакомые лица. Различные проявления эмоциональной сферы (разнообразие проявлений мимики, улыбка, смех, лепет) - также вый показатель зрелости и состояния нервной системы ребенка.

Мамам на заметку
Во время визита к специалисту малыш должен находиться в состоянии максимального комфорта. Для этого в кабинете врача созданы все необходимые условия - здесь оптимальные освещение и температура воздуха и удобный пеленальный столик. Однако и мамы должны позаботиться о том, чтобы малышу было комфортно и спокойно. Для этого ребенку необходимо дать отдохнуть за пару часов до визита к неврологу, а за час до посещения врача не забудьте его покормить.

Что умеет наш малыш
Перед тем как отправиться на прием к врачу невропатологу, вы сами можете попробовать оценить психомоторное развитие своего ребенка. В этом вам помогут следующие подсказки:

  • В 1 месяц малыш сохраняет во сне утробное положение, но с 3-й недели при пробуждении потягивается. В вертикальном положении голову не удерживает. Кратковременно фиксирует взгляд на ярком предмете и прослеживает за его движением в горизонтальном направлении. С 3,5–5 недель возникает первая улыбка в ответ на обращенный к нему ласковый голос, появляются горловые звуки. Движения нецеленаправленны, хаотичны.
  • В 2 месяца ребенок может повернуться со спины на бок, повторяет улыбку матери и реагирует неумелой подражательной мимикой на выражение ее лица. Отмечаются первые проявления комплекса оживления.
  • С 3 месяцев, лежа на животе, малыш опирается на предплечья и хорошо поднимает и удерживает голову. Фиксирует взгляд на подносимом к лицу предмете, гулит. У крохи отчетливо выражен комплекс оживления, как на взрослого, так и на любой оптический раздражитель. Малыш играет со своими руками, ощупывает пальчики, тянет их в рот. Впервые появляется смех.
  • В возрасте 4 месяцев ребенок уверенно переворачивается со спины на живот, при подтягивании за руки садится, помогая движениями головы и плеч. Удерживает в руке погремушку, размахивает ею. Улыбка переходит в голосистый звонкий смех. Придерживает грудь матери или бутылочку во время кормления обеими руками.
  • В 5 месяцев ребенок долго лежит на животе, поднимая голову и плечевой пояс, опираясь на ладони выпрямленных рук, ползает на животе вбок и назад, реже вперед. Улыбается своему изображению в зеркале, узнает маму и по-разному реагирует на чужих.
  • В 6 месяцев активно переворачивается с живота на спину, передвигается по-пластунски. Перекладывает игрушку из одной руки в другую. Предпочитает некоторые игрушки другим. Появляется лепет.
  • С 7 месяцев малыш встает на четвереньки, пытается ползать. При появлении чужих людей возникают признаки страха, плач. Ищет и находит взором предмет, о котором спрашивает взрослый, протягивает руку своему отражению в зеркале.
  • В 8 месяцев кроха садится и ложится сам, уверенно сидит без поддержки. Ползает на четвереньках. Придерживаясь рукой, сам встает, стоит, опускается. По просьбе взрослого выполняет разученные движения («ладушки», «до свидания», «дай ручку»). Знает свое имя.
  • В 9 месяцев ходит при поддержке за руки или держась руками за опору. Сидя нагибается и поворачивается. Пьет из чашки. Ищет спрятанную или упавшую на пол игрушку.
  • В 10 месяцев делает шаги вперед, держась руками за подвижную опору. Совершает различные действия с предметами. Подражая взрослому, повторяет за ним разнообразные звуки и слоги. Рвет бумагу, газету, следит за движениями бросаемых предметов.
  • В 11 месяцев ребенок может недолго простоять без опоры. Ходит, держась за руку взрослого. При поддержке, приседая и наклоняясь, наги¬бается за игрушкой. Накладывает один предмет на другой, снимает и надевает кольца пирамиды на стержень. Может опустить мелкий предмет в кружку. Появляются первые осмысленные упрощенные слова.
  • К 12 месяцам малыш самостоятельно встает, стоит и ходит. Произносит до 10 слов. Начинает помогать, когда его одевают. Иногда использует горшок по назначению. Знает значение слова «нельзя». Появляются зачатки манипуляционных игр.

В течение первого года жизни невролог осматривает малыша несколько раз. И даже если во время осмотра врач обнаружит какие-либо «недостатки» в формировании нервной системы, не стоит пугаться: большинство из них при ранней диагностике поддаются коррекции. Вот почему откладывать визит к неврологу нельзя ни в коем случае.

Л.А. Козловская, врач-невролог Клиники «9+»
(Группа компаний «Мать и дитя»)

Первый прием у детского невролога позволяет диагностировать на ранней стадии некоторые нарушения нервной системы и головного мозга. Даже если младенца ничего не беспокоит, посещение невролога должно входить в обязательный медицинский осмотр малыша.

Первый приём детского врача-невролога: когда?

Беременность и тяжелые роды могут спровоцировать появление некоторых нарушений нервной системы и головного мозга. Особенно, если имели место быть:

  • частая угроза прерывания беременности;
  • наличие хронической инфекционной патологии;
  • приём лекарственных препаратов;
  • нарушение нормального протекания беременности;
  • нарушение внутриутробного развития плода.
Ранний срок диагностирования ряда заболеваний и патологий позволяет эффективно провести лечение.

Но даже если беременность протекала хорошо, а роды прошли без патологий и осложнений, убедиться что развитие малыша протекает нормально, необходимо. Родовой процесс - стресс для ребёнка, и в большинстве случаев реакции младенца на него полезны для адаптации к новым условиям жизни.

Первый приём у детского невролога должен состояться, когда ребёнку исполнится месяц. Частоту дальнейших посещений и консультаций врач определяет в индивидуальном порядке. Но для избавления от лишних переживаний на тему того, как развивается малыш и всё ли у него в порядке, специалисты рекомендуют посещать каждые 3 месяца.

Что проверяет детский невролог

Первый приём у детского врача-невролога всегда волнителен для родителей. Что он скажет после осмотра малыша? Может быть, выявит скрытые недостатки в развитии?

Для того, чтобы родители крохи были готовы к медицинскому приёму, расскажем, что проверяет детский невролог.

Первое посещение врача-невролога включает:

  • оценку мышечного тонуса малыша;
  • диагностику наличия и выраженность рефлексов;
  • оценку физического развития ребёнка;

Первый приём у невролога в месячном возрасте очень важен, так как можно выявить имеющиеся патологии и начать своевременное лечение.

Первое посещение детского врача-невролога: этапы

Неврологическое обследование, когда ребёнку месяц, состоит из двух основных этапов:

УЗИ головного мозга новорожденного

Перед консультацией специалиста рекомендовано провести УЗИ головного мозга новорожденного. Когда ребёнку месяц, такую процедуру можно сделать благодаря ещё не заросшему родничку, что позволяет выявить дефекты в развитии и патологии. Данный вид диагностики позволяет обнаружить кисты и гематомы, образовавшиеся во время родов. Проведенное исследование даёт возможность предотвратить возникновение серьёзных заболеваний, поэтому пренебрегать данной процедурой не стоит.

Хороший детский врач-невролог всегда рекомендует сделать УЗИ головного мозга новорожденного даже при отсутствии очевидных аномалий развития.

Осмотр общего состояния ребёнка

Перед заключительной оценкой моторного и психического развития новорожденного, врач должен получить ответы на ряд важных вопросов:

  • характер протекания беременности и родов;
  • наличие патологий и инфекции;
  • хороший ли аппетит у ребёнка;
  • характер сна: сколько спит, как часто просыпается - беспокойный ли сон;
  • активно ли малыш сосёт грудь;
  • как часто плачет, при каких обстоятельствах;
  • как ребёнок набирает вес;
  • как часто кроха срыгивает.

Во время неврологического обследования врач измеряет окружность головы, оценивает состояние родничков. Детский врач-невролог проводит первичную диагностику нервной возбудимости, эмоций и двигательной активности младенца - рефлекторной системы и мышечного тонуса. Во многих случаях проблемы с нервной системой у ребёнка напрямую связаны с психоэмоциональным состоянием мамы.

Симптомы, на которые стоит обратить внимание перед посещением детского врача-невролога

Для раннего выявление аномалий развития, а также устранения ряда неврологических состояний, маме следует с особым вниманием отнестись к наличию ряда симптомов:

  • беспокойное поведение новорожденного. Ребёнок быстро возбуждается и трудно успокаивается;
  • . Младенец спит мало, плохо, часто просыпается с плачем;
  • нарушение аппетита и недостаточная прибавка в весе;
  • большой родничок у ребёнка;
  • нарушение рефлекторного поведения: снижение сосательного, глотательного и др. рефлексов;
  • отсутствие фиксации возраста до 1 месяца;
  • ребёнок часто срыгивает;
  • повышенный или пониженный мышечный тонус;
  • снижение общей двигательной активности;
  • судороги;
  • плач без видимых причин (голод, дискомфорт, сон и т.д.).
Лучше всего посещать детского врача-невролога через 1-1,5 часа после кормления. До кормления ребёнок голоден и беспокоен, сразу после еды, скорее всего, малыш будет вялым и сонным. А это может повлиять на адекватность проведения обследования.

Быстрыми темпами идет физическое и нервно-психическое развитие, во многом определяющее здоровье ребенка в будущем. Вот почему посещать детскую поликлинику маме с малышом придется в течение первого года жизни регулярно, даже если кроха абсолютно здоров.

Целью визитов в поликлинику в первые месяцы после рождения является исключение различных врожденных болезней у ребенка, выявление ранних форм заболеваний, определение предрасположенности к ним, а также предупреждение риска развития патологий в будущем. В последующие месяцы основными задачами диспансеризации являются: динамическое наблюдение за развитием малыша, своевременное проведение профилактических и оздоровительных мероприятий.

На первом месяце жизни новорожденного осматривает врач-педиатр, как минимум, 3 раза. Эти посещения происходят на дому и называются .

Первый визит мамы с малышом в поликлинику должен состояться через 1 месяц после рождения крохи. Очень важно, чтобы в первый месяц ребенка осмотрел не только педиатр, но и другие специалисты - невролог, окулист, ортопед, хирург, ЛОР – для выявления незамеченных ранее врожденных заболеваний.

1 месяц жизни: педиатр

Самый главный врач для ребенка первого года жизни – это педиатр. Он должен осматривать ребенка от рождения до года ежемесячно.

Для детей 1 года жизни в поликлинике 1 раз в неделю выделяется специальный день, называемый «грудничковым». В этот день все врачи медучреждения стараются принимать только младенцев, чтобы оградить маленьких пациентов от контакта с больными детьми. Чтобы узнать, когда следует первый раз прийти на прием к врачу-педиатру, нужно позвонить в регистратуру и уточнить, какой день недели в вашей поликлинике – «грудничковый», а также выяснить часы приема вашего участкового врача.

Педиатр ежемесячно проводит антропометрическое обследование малыша, т.е. измеряет его рост, вес, окружность головы и груди. На основе полученных данных он делает заключение о том, насколько хорошо развивается ребенок, проводит оценку его физического развития в соответствии с показателями возрастной нормы. Во время приема врач осматривает малыша, оценивает функциональное состояние всех органов и систем и дает маме рекомендации по вскармливанию и режиму дня ребенка.

При отсутствии противопоказаний доктор выписывает направление на плановые прививки.

На первом приеме в поликлинике врач – педиатр должен объяснить маме, как и когда проводить профилактику рахита, рассказать про закаливающие мероприятия, при необходимости, – если малыш находится на искусственном вскармливании – выписать рецепт на молочную кухню.

Из дополнительных обследований доктор может назначить ребенку УЗИ брюшной полости, которое проводится для выявления патологии печени, желчного пузыря, поджелудочной железы, селезенки, почек и электрокардиограмму (ЭКГ).

ЭКГ проводится в качестве дополнительного исследования при наличии шумов в сердце. Кроме того, врач может дать направление на эхокардиографию (УЗИ сердца), что поможет исключить пороки сердца и сосудов. При дисфункции сердечно-сосудистой системы (нарушения ритма, пороки развития) ребенок должен наблюдаться и лечиться у кардиолога.

1 месяц жизни: невролог

При осмотре невролог оценивает мышечный тонус малыша, проверяет врожденные рефлексы, оценивает нервно-психическое развитие и становление моторных функций.

Посещение невролога в 1 месяц очень важно для здоровья малыша, так как именно в этом возрасте чаще всего выявляются перинатальные, т.е. возникшие в период беременности и родов, поражения центральной нервной системы, такие как: синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, синдром угнетения центральной нервной системы. При наличии неврологической патологии у ребенка важно начать лечение именно в первые месяцы жизни, так как в этот период происходит дозревание нервной системы, она обладает хорошей способностью восстанавливать нарушенные функции и, следовательно, отклонения в ее работе являются обратимыми и хорошо поддаются лечению.

Кроме того, врач-невролог дает направление на УЗИ головного мозга (нейросонография).

Это обследование чаще всего проводят детям в роддоме. Если требуется повторное обследование или ребенок не был осмотрен в роддоме – исследование проводят в 1 месяц жизни.

УЗИ головного мозга позволяет распознать изменения, имеющиеся в структуре мозга: сосудистые кисты, внутричерепные кровоизлияния, пороки развития, расширение желудочков мозга (гидроцефальный синдром), признаки повышенного внутричерепного давления (гипертензионный синдром).

1 месяц жизни: ортопед

Ортопед осматривает малыша с целью выявления врожденной патологии, в первую очередь – дисплазии тазобедренных суставов (их недоразвитие или неправильное развитие). Для этого он оценивает разведение ножек малыша в тазобедренных суставах и симметричность ягодичных складок. Дисплазия тазобедренных суставов, выявленная в раннем возрасте, когда сустав ребенка до конца еще не сформирован, как правило, хорошо поддается безоперационной коррекции и не приводит к неправильному формированию суставов и нарушению функций нижних конечностей. Также при осмотре ортопед исключает такие патологии как врожденная мышечная кривошея, вывихи, врожденная косолапость. Дополнительно к осмотру ортопеда всем малышам назначается УЗИ тазобедренных суставов для выявления или подтверждения диагноза дисплазии тазобедренных суставов.

1 месяц жизни: хирург

Хирург осматривает ребенка с целью выявления хирургической патологии, такой как: гемангиомы (сосудистая опухоль на коже), пупочная или паховая грыжи (выпячивание тканей или части органов через слабые места передней брюшной стенки), крипторхизм (неопущение яичек в мошонку) и фимоз (сужение крайней плоти) у мальчиков.

Важно как можно раньше диагностировать эти заболевания, для того чтобы вовремя провести хирургическое лечение и избежать осложнений. В случае наличия паховой или пупочной грыжи – это ущемление (сдавление грыжевого содержимого в грыжевых воротах), при фимозе – воспаление головки полового члена (баланит, баланопостит).

Часто в поликлиниках эти две специальности (ортопед и хирург) совмещает один доктор.

1 месяц жизни: окулист

Окулист проверит, как ребенок фокусирует взгляд на предмете, осмотрит глазное дно с целью раннего выявления патологии сетчатки, проверит проходимость носослезных каналов. Обнаружив заболевание на ранних стадиях, врач назначает малышу консервативное (неоперационное) лечение, что позволяет предотвратить дальнейшее нарушение функций зрительного органа и не допустить развития осложнений.

1 месяц жизни: ЛОР

ЛОР на первом месяце жизни может провести аудиологический скрининг для раннего выявления нарушений слуха у ребенка. Если врач заподозрил нарушение слуха у малыша, он должен дать направление в специальный (сурдологический) центр, где младенца тщательно обследуют с целью выявления тугоухости (снижение слуха). Чем раньше диагностировано снижение слуха, тем быстрее можно начать соответствующее лечение и реабилитацию, чтобы не допустить отставание в психическом и речевом развитии крохи.

2 месяца жизни

В этом возрасте малыш с мамой посещают только участкового педиатра для оценки состояния здоровья, показателей физического и нервно-психического развития.

3 месяца жизни: педиатр

При диспансеризации в 3 месяца ребенка, помимо педиатра, должны повторно осмотреть невролог и ортопед.

В 3 месяца врач-педиатр не только осматривает ребенка, но и дает направление на общий анализ крови и мочи. По их результатам доктор оценит, здоров ли ребенок и готов ли к первой плановой вакцинации АКДС и против полиомиелита. Кроме того, врач может рекомендовать малышу занятия в бассейне.

3 месяца жизни: невролог

При осмотре невролог оценивает нервно – психическое развитие малыша, мышечный тонус, освоение двигательных навыков. Если у ребенка в 1 месяц было выявлено неврологическое заболевание и назначено лечение, врач оценивает динамику заболевания и эффективность проводимой терапии. Доктор может назначить курс массажа и лечебной гимнастики для коррекции мышечного тонуса.

Осмотр невролога в этот период необходим для решения вопроса о возможности предстоящей вакцинации против дифтерии, столбняка, коклюша и полиомиелита. Осмотрев ребенка, врач должен дать свое разрешение на проведение вакцинации, если малыш не имеет противопоказаний со стороны ЦНС. Проведение этой прививки детям с неврологической патологией может усугубить течение заболевания в поствакцинальный период.
При затруднениях в постановке диагноза невролог может назначить младенцу повторное проведение УЗИ головного мозга.

3 месяца жизни: ортопед

Во время консультации врач-ортопед уточняет данные предыдущего осмотра, исключает первые признаки рахита у малыша. Рахит – заболевание, связанное с недостатком витамина D, которое ослабляет не только кости, но и мышцы ребенка.

4 и 5 месяцев жизни

В этом возрасте ребенок осматривается врачом – педиатром для оценки состояния здоровья, показателей нервно-психического и физического развития.

6 месяцев жизни: педиатр

В 6 месяцев, если ребенок не состоит на учете у специалистов, ему нужно пройти осмотр врача-педиатра и невролога.

Возраст 6 месяцев ознаменован началом прикорма, поэтому педиатр должен рассказать маме, с каких продуктов следует начинать прикорм, в каком количестве и в какое время его давать.

При отсутствии противопоказаний доктор разрешит сделать малышу третью (последнюю) вакцинацию против гепатита В, дифтерии, столбняка, коклюша и полиомиелита.

6 месяцев жизни: невролог

Невролог оценивает динамику психомоторного развития ребенка.

7 и 8 месяцев жизни

В этом возрасте ребенок в плановом порядке осматривается педиатром, который оценивает его физическое развитие, темпы росто-весовых прибавок. Также дает маме рекомендации по введению новых продуктов прикорма, корректирует общий график прикорма, учитывая индивидуальные особенности малыша.

9 месяцев жизни: стоматолог

В 9 месяцев, помимо педиатра, мама с малышом должны впервые посетить детского стоматолога, даже если у крохи до сих пор нет ни одного зуба. Именно в этом возрасте необходимо контролировать прорезывание и рост молочных зубов и оценивать правильность закладки еще непрорезавшихся зубов. Стоматолог осмотрит первые зубки малыша и скажет, правильно ли формируется прикус, даст маме рекомендации по уходу за полостью рта ребенка.

9 месяцев жизни: хирург

В этот период ребенка повторно должен осмотреть хирург. Он исключает такие заболевания, как паховая и пупочная грыжи. У мальчиков тщательно осматривают наружные половые органы с целью раннего выявления крипторхизма (неопущение одного или обоих яичек в мошонку), водянки яичек (скопление жидкости в мошонке), гипоспадии (аномального расположения отверстия мочеиспускательного канала). При выявлении какого?либо из данных заболеваний важно как можно раньше провести хирургическое оперативное лечение, для предупреждения развития воспалительных заболеваний и бесплодия у мальчиков.

10 и 11 месяцев жизни

В этом возрасте ребенок осматривается врачом-педиатром для оценки состояния здоровья, показателей нервно-психического и физического развития.

Годовалый малыш: педиатр

После 1 года педиатр будет осматривать ребенка 1 раз в 3 месяца. При наличии показаний или хронических заболеваний осмотр малыша специалистом проводится по индивидуальному графику, который устанавливает врач.
Итак, в 1 год младенец проходит последнее в раннем детстве комплексное обследование, которое включает в себя консультации следующих специалистов: невролога, ортопеда, хирурга, отоларинголога, окулиста и стоматолога.

Врач-педиатр на приеме проводит антропометрические измерения малыша, оценивает его физическое развитие, с помощью пальпации (прощупывание) и аускультации (прослушивание фонендоскопом) анализирует функционирование всех органов и систем и дает направления на дополнительные обследования.

В 1 год ребенку нужно сделать электрокардиографию, общий анализ крови, общий анализ мочи, исследование кала на яйца глистов и соскоб с перианальных складок на энтеробиоз.

Кроме этого, в 1 год малышу делают туберкулиновую пробу или пробу Манту. С этого возраста проба Манту должна проводиться ежегодно.

Годовалый малыш: ортопед

Ортопед проверит осанку, посмотрит, насколько правильно развит скелет у малыша, как работают суставы, как ребенок ставит стопу. Дает маме рекомендации по выбору правильной детской обуви.

Годовалый малыш: хирург

Хирург вновь осмотрит животик малыша для исключения паховой и пупочной грыжи. У мальчиков обязательно осматриваются наружные половые органы для исключения патологии их развития.

Годовалый малыш: стоматолог

Стоматолог оценивает количество прорезавшихся зубов, их состояние (отсутствие или наличие кариеса), формирование прикуса у малыша.

Годовалый малыш: окулист

Окулист осматривает глазное дно, выявляет предрасположенность или отклонения в остроте зрения от возрастной нормы (близорукость, дальнозоркость, астигматизм), косоглазие. При выявлении патологии врач назначает лечение или очковую коррекцию, чтобы избежать дальнейшего ухудшения зрения.

Годовалый малыш: ЛОР-врач

ЛОР-врач осматривает горло, носовые ходы и уши ребенка, дает рекомендации маме по уходу за слизистыми полости носа и рта с целью профилактики простудных и воспалительных заболеваний.

Годовалый малыш: невролог

Невролог оценивает психическое и двигательное развитие малыша.

Группы здоровья

По результатам обследования ребенка у специалистов врач- педиатр проводит комплексную оценку состояния здоровья, на основании которой определяет группу здоровья малыша.

Группы здоровья – это шкала оценки здоровья и развития ребенка, с учетом всех факторов риска, которые на него влияли во время беременности и родов, воздействуют на данный момент и прогнозируются в будущем.

Выделяют 5 групп здоровья:

  • первая – здоровые дети с нормальным физическим и нервно-психическим развитием;
  • вторая – здоровые дети, имеющие факторы риска по возникновению патологии, и дети с незначительными функциональными отклонениями;
  • третья – дети с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии (редкие обострения);
  • четвертая – дети со значительными отклонениями в состоянии здоровья: хроническими заболеваниями в стадии нестойкой ремиссии с частыми обострениями.
  • пятая – дети с хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации (частые обострения и тяжелое течение заболевания), дети-инвалиды.

Исходя из группы здоровья, для каждого ребенка устанавливаются сроки обязательного диспансерного наблюдения у профильных специалистов, разрабатывается индивидуальный план оздоровления (массаж, лечебная физкультура, закаливание) и лечения малыша. Учитывая группу здоровья и тяжесть заболевания, врач порекомендует соблюдение особого режима дня и методы физического воспитания, ориентированные на конкретного ребенка.

Развивается череп от жизни
Во весь лоб — от виска до виска. . .
О. Мандельштам

Вашему малышу скоро исполнится или уже исполнился 1 месяц!

Позади остался один из самых сложных периодов жизни новорожденного. Ведь первый месяц жизни ребенка становится для него первым критическим периодом после рождения: он характеризуется напряженной работой всех органов и систем организма, "ответственных" за адаптацию (приспособление) новорожденного к принципиально новым для него условиям окружающей среды. К концу этого периода все переходные процессы должны завершиться, однако под воздействием неблагоприятных условий внешней среды, при отягощенном течении беременности и родов естественные для новорожденного адаптационные процессы могут принять патологическую направленность и привести к неврологическому заболеванию ребенка.

Именно в это время и необходимо в первый раз посетить невролога — обычно просто для того, чтобы убедиться: у малыша все в порядке; но если это не так — чтобы выявить, "захватить" патологию в самом начале, не дать развиться заболеванию. Для определения уровня развития ребенка и исключения неврологической патологии имеет значение не только оценка сформировавшихся реакций на свет, звук, двигательной и психоэмоциональной активности новорожденного, но и его внешний вид (собственно, именно этой последней теме и будет в основном посвящена моя статья).

Итак, на что прежде всего обратит внимание невролог при осмотре месячного ребенка? На форму и размер его черепа, выражение лица, позу, вид кожных покровов. Почему это так важно? Почему часто наши волнения и переживания связаны с наличием отклонений именно со стороны внешнего вида ребенка, особенно если это изменение формы и размера черепа? Связано это прежде всего с тем, что такие изменения могут оказаться диагностическим признаком серьезных заболеваний — и микроцефалии.

Форма и размер черепа

Отклонение от нормы — возможная патология. . .

Гидроцефалия — это чрезмерное увеличение размеров черепа, родничков, вызванное увеличением количества спинномозговой жидкости в полости черепа. При этом заболевании изменяется и форма черепа — его мозговой отдел значительно преобладает над лицевым, лобная часть резко выступает вперед, в области висков и лба наблюдается выраженная венозная сеть.

Микроцефалия — это уменьшение размеров черепа и раннее закрытие родничков. При врожденной микроцефалии размеры черепа малы с рождения, черепные швы сужены, или закрыты, или небольших размеров. В дальнейшем отмечается замедленный темп прироста окружности головы, так что иногда у ребенка 2-3 лет размеры черепа почти такие же, как и при рождении. При микроцефалии череп имеет специфическую форму: мозговой отдел черепа меньше лицевого, лоб маленький, покатый, линия лба и носа скошена.

Такие состояния, как гидро- и микроцефалия, в дальнейшем приводят к задержке умственного и физического развития и поэтому требуют коррекции с самого раннего возраста!

. . .или повод для дальнейших обследований?

Но всякое ли отклонение от нормы однозначно должно свидетельствовать о патологическом состоянии? Конечно, нет! Клинические наблюдения показывают, что есть множество факторов, которые влияют на форму и размер головы. Конечно, даже небольшое увеличение или уменьшение окружности черепа у новорожденного по сравнению с возрастной нормой можно рассматривать как фактор риска в отношении развития гидроцефалии или микроцефалии, однако не следует впадать в панику, едва обнаружив, что головка ребенка немного больше или меньше нормы: это обстоятельство должно прежде всего стать сигналом к необходимости проведения дополнительных обследований для исключения патологических состояний. Какие же это обследования?

  • Абсолютно безопасным и достоверным методом является нейросонография (ультразвуковое исследование головного мозга через большой родничок). Это исследование поможет не только увидеть изменения структуры головного мозга и признаки повышения внутричерепного давления, но и оценить кровоток по основным сосудам головного мозга.
  • Еще более достоверным методом является ядерно-магнитный резонанс головного мозга (ЯМР), однако данное исследование для малышей осуществляется под общим наркозом, поэтому проводят его только по достаточно веским показаниям.
  • В данном случае также необходимы консультации окулиста и нейрохирурга.

"Домашнее задание" для родителей

Кроме того, прямо с рождения вы можете самостоятельно контролировать прирост окружности головы ребенка, который является одним из основных показателей нормы и патологии. Как это сделать грамотно?

  • Еженедельно измеряйте окружность головы ребенка и фиксируйте полученные цифры в специально заведенной тетради.
  • Сантиметровую ленту при измерении располагайте по наиболее выступающим точкам черепа (лобные и затылочные бугры).
  • Во избежание недоразумений измерение должен проводить один и тот же человек.

Помимо прироста окружности головы, можно контролировать прирост окружности груди, являющийся одним из общих антропометрических показателей развития ребенка. Для этого:

  • еженедельно измеряйте окружность грудной клетки в тот же день, когда измеряете окружность головы;
  • сантиметровую ленту располагайте на уровне линии сосков ребенка.

Для чего нужна такая "самодеятельность"? Проводя эти несложные измерения, вы поможете врачу составить объективную картину развития ребенка, да и сами сможете быть спокойны, исключив возможность развития серьезных заболеваний (в норме ежемесячный прирост окружности головы первые три месяца у доношенного ребенка не должен превышать 2 см в месяц; до года окружность грудной клетки больше окружности головы ребенка приблизительно на 1 см).

Ну, а теперь несколько слов о том, что может и должно быть в норме, а что является патологией. Разговор на эту тему я попыталась облечь в форму ответов на вопросы, чаще всего волнующие молодых родителей.


От чего зависит форма черепа?

В норме при прохождении ребенка по родовым путям происходит наложение костей черепа друг на друга. Особенности течения родового процесса влияют на изменение формы черепа. При осложненном родовом акте может возникнуть резкое нахождение костей черепа друг на друга, и это приведет к его деформации, которая будет сохраняться достаточно длительное время.

Изменение формы черепа может выражаться в сохранении припухлости мягких тканей головы в том месте, которым ребенок продвигался вперед по родовым путям. Припухлость исчезает в течение первых 2-3 суток. (кровоизлияние под надкостницу) также изменяет форму черепа. Она рассасывается медленнее, чем припухлость, и этот процесс требует наблюдения специалистов (невролог, хирург).

Изменение формы черепа связано и с возрастными особенностями. У новорожденного череп вытянут в переднезаднем направлении, а через несколько месяцев увеличится поперечный размер черепа, и форма его изменится.

Некоторое изменение формы и размера черепа может быть и при нормальном развитии у недоношенных детей, или при частом укладывании ребенка на один и тот же бок, или при длительном лежании ребенка на спине.

Как растет голова?

У новорожденного в среднем окружность головы равна 35,5 см (нормальным считается диапазон 33,0-37,5 см). Наиболее интенсивный прирост окружности головы у доношенных детей отмечается в первые 3 месяца — в среднем это 1,5 см за каждый месяц. Затем прирост несколько снижается, и к году окружность головы ребенка в среднем равна 46,6 см (границы нормы 44,9-48,9см).

Окружность головы у увеличивается быстрее, чем у доношенного, и прирост максимально выражен в период активной прибавки массы тела, а к концу 1-го года жизни достигает нормальных величин. Исключение составляют глубоко недоношенные дети.

Впрочем, всегда следует иметь в виду, что даже при нормальном могут быть физиологические отклонения от средних величин, которые часто связаны с конституциональными особенностями или воздействием окружающей среды.

Что такое роднички?

Роднички расположены в области схождения костей черепа. Передний, большой, родничок расположен между лобными и теменными костями. При рождении он имеет размеры от 2,5 до 3,5 см, затем постепенно уменьшается к 6 месяцам и в 8-16 месяцев закрывается. Задний, малый, родничок расположен между теменными и затылочными костями. Он имеет небольшие размеры и закрывается к 2-3 месяцем жизни.

При патологических процессах, сопровождающихся повышением внутричерепного давления, роднички закрываются позднее, а бывает, что и вновь открываются. Малые размеры переднего родничка могут быть вариантом нормы, если они не сопровождаются уменьшением окружности черепа, темпов ее прироста и задержкой психомоторного развития.

Вышеперечисленные признаки не ограничивают всего многообразия возможных вариантов отклонений у ребенка раннего возраста. Однако следует иметь в виду, что любой необычный вариант внешности ребенка требует тщательного обследования и наблюдения за его ростом и развитием.

Когда и как невролог должен осматривать ребенка?

Развитие ребенка раннего возраста — очень чувствительный признак состояния организма. Оно зависит как от наследственных особенностей, так и от сложного комплекса социальных условий и требует динамического наблюдения докторов. Не забывайте показывать своего малыша специалистам в установленные сроки — 1, 3, 6, 12 месяцев!

Если вы приглашаете специалиста на дом, то необходимо учесть следующее:

  • осмотр ребенка должен проводиться на пеленальном столике или другой мягкой, но не прогибающейся поверхности;
  • обстановка должна быть спокойной, по возможности исключите отвлекающие факторы;
  • осмотр желательно проводить через 1,5-2 часа после кормления;
  • температура воздуха в помещении должна быть около 25°С, освещение — ярким, но не раздражающим.

В заключение статьи хочу еще раз напомнить: не откладывайте визит к неврологу, помните — от правильной оценки состояния здоровья новорожденного зависит своевременность проведения всех оздоровительных, профилактических и лечебных мероприятий, направленных на обеспечение его нормального развития, а дать правильную оценку способен только специалист!

Инна Шаркова, детский невролог
"Гута-Клиник", г. Москва

Обсуждение

Здравствуйте! Моей дочке 2 месяца, педиатр порекомендовал сделать нейросонографию и обратится к невропатологу. по результатам нейроснографии поставили диагноз6 незначительное расширена межполушарная щель (3,7 при норме 2,1). Невпролог осмотрел и выявил: активная, улыбается, гулит, симптом Грефе периодически,опора на поджатые пальцы. Дочка вздрагивает, нарушен сон, периодически срыгивает. Врачом поставлен диагноз: с/м ПНРВ, СДН по гипертипу, с/м ЛДН.
Не совсем понятны диагнозы, чем они опасны, как расшифровать эти симптомы. Помогите, очень боюсь упустить время.

16.01.2008 21:33:04, Наталия

Здравствуйте.
Моей дочери 3 недели.Недавно заметил несимметричность ее черепа,т.е. у нее правая височная впадина больше/глубже,чем левая.Скажите,это опасно?Патология ли это или со временем симметричность восстановится?И как поспособствовать восстановлению/формированию нормальной формы черепа?
PS:чередуем стороны сна ребенка.

21.12.2007 11:03:55, Стас

zdrastvuyte. u menye docinka 8 let i ona mikrocefaliya .a kak mojna uznat kakie budeshe jdyot emu.u neqo kajdiy nideli spazmi bivayet.ona ne ustayot v meste.pomaqite pojalusta kokoy lekorstva mojet uspokoyet eqo?ya jdu iz vas otveti.

07.12.2007 21:53:24, Ramil

Ребенку 7,5 месяцев, мальчик. Родился в срок, естественным путем (без кесарева сечения). При рождении поставили диагноз гипоксия. Ребенок находится на грудном вскармливании.
У ребенка проблемы со сном. Ребенок спит только в коляске или с соском в груди (использует сосок вместо соски). Никаких лекарств не принимал и не принимает.
За последний месяц 4 раза проводилась процедура по расширению глазного канала.
Процедура болезненная. Первые 3 раза ребенок реагировал достаточно спокойно и успокаивался в течение 10 минут после окончания процедуры. На четвертый раз начал плакать сразу, после того как его привезли в поликлинику, и после окончания процедуры не мог успокоиться в течение часа.
По словам врача - окулиста (зав. отделением глазной поликлиники при Морозовской больнице) процедуру будут повторять до тех пор, пока не удасться расширить глазной канал. Возможно 20 раз.
Вопрос:
Могут ли процедуры повлиять на психику ребенка или он все забудет и проблем с психикой не возникнет?

08.11.2007 15:00:20, Вадим

Здравствуйте доктор
меня беспокоит размер моей головы
мне 21 год рост 180 вес 75
а диаметр головы 54см.
мой подбородок его почти НЕТ!
такое ощущение что голова это шея
только на ней выросли волосы и лицо
помогите пожалуйста подскажите чевонибуть

Здравствуйте Доктор!

Rebenku 5 mesyacev, pri podderjanii rebenka on derjit noqi na noskax, normalno lı eto?
Mi ocen bespokoimsya cto on ne smojet xodit. Posle osmotra doktor skazal cto u neqo porez na noqax i cerepnoe davleniee i naznacıl etı lekarstva:
Mojno li eti lekarstva prinimat pri takom diaqnoze.
Doktor cto bi vi posovetovali cto nam delat?
Zaranee blaqodaryu.
1 Флекситал N10

2 Диакарб N6

3 Эуфиллин N10

4 Глюферал N

5 Мидокалм N10

6 Кальций- маг

7 Аспаркам N10

03.05.2005 10:02:06, S

Подскажите, если ребёнку только месяц и невропатолог сказал что родничок 0.5 и что это ни есть хорошо! Это сильно плохо? И как это повлияет на развитие малыша?
[email protected]

05.04.2005 14:11:35, Роман

Мне 16 лет, у меня у меня
увеличенная лобная и теменная
кости черепа, может быть
это передалось по наследству,
как решить эту проблему,

другую терапию. Можно ли
проводить изменения на
генетическом уровне.
Напишите ответ

17.03.2005 06:48:03, Антон

Мне 16 лет, у меня у меня
увеличенная лобная и теменная
кости черепа, может быть
это передалось по наследству,
как решить эту проблему,
может можно применять лазерную или какую-нибудь
другую терапию. Можно ли
проводить изменения на
генетическом уровне.
Напишите ответ

17.03.2005 06:46:26, Антон

Моему сыну было около 4 месяцев, когда у него затормозилось психомоторное развитие. На осмотре невролог в детской поликлинике сказала, что ребёнок полностью здоров и никаких отклонений у него нет. Но (спасибо совету знакомого медика) мы обратились к мануальному терапевту. Мануальщик определила с первого взгляда нерасхождение швов костей черепа (причина была из-за переношенности в 3 недели и стремительные роды). После первого сеанса массажа косточки разошлись и ребёнок начал нагонять в развитии упущенное. Поэтому надежды на профосмотры никакой. Только собственные наблюдения...

07.12.2004 03:12:23, МамонтёнОК

Здраствуйте. Моей дочке 1,5 месяца. Иногда она смотрит "удивленно". Нервопотог направил нас на нейросонограмму. На направлении написано: "с-м ЛДН?" Что означает этот "удивленный" взгляд и ЛДН? Заранее спасибо за ответ

13.11.2004 01:02:21, Юля

Первый год жизни очень важен для малыша, ведь именно в этот период происходит становление всех систем и органов детского организма.

Быстрыми темпами развивается нервная система малыша и его физические параметры.

Эти показатели и определяют здоровье ребёнка. Регулярные посещения поликлиники в течение всего первого года жизни крайне необходимы, даже при условии, что ваш ребёнок абсолютно здоров.

Цель визита к врачам в возрасте 1 месяц

Основные задачи диспансеризации детей - это наблюдение за их развитием в динамике, своевременное проведение оздоровительных и профилактических мероприятий.

До одного месяца вас осматривал врач-педиатр на дому, а теперь вы должны совершить свой первый визит к нему в кабинет. Но ещё важнее, чтобы в этом возрасте вас проконсультировали и другие специалисты: невролог, ортопед, офтальмолог, ЛОР-врач, хирург.

Цель этих консультаций - выявление незамеченных ранее отклонений от нормы и болезней. Выявив какие-либо отклонения на ранних стадиях, можно не допустить развития заболевания, а при наличии уже имеющегося заболевания его можно начать лечить как можно раньше и, соответственно, эффективнее.

Невролог

Невролог проведёт комплексный осмотр вашего ребёнка: оценит мышечный тонус, нервно-психическое развитие, становление моторных функций, проверит врождённые рефлексы. Именно в возрасте от 1 до 2 месяцев наиболее часто выявляются перинатальные (возникшие в течение беременности и родов) поражения ЦНС (центральной нервной системы). К ним относятся: повышенная нервно-рефлекторная возбудимость и синдром угнетения ЦНС.

Очень важно диагностировать и начать лечение именно в первые месяцы жизни, поскольку в это время ещё происходит дозревание нервной системы, и её нарушенные функции легко поддаются восстановлению. Подавляющее большинство отклонений от неврологической нормы в возрасте одного месяца и чуть больше являются обратимыми.

Врач-невролог обязательно даст вам направление на нейросонографию (УЗИ головного мозга). Иногда такое обследование проводится ещё в роддоме, а в месяц его делают повторно по назначению доктора. УЗИ позволяет определить возможные изменения в структуре мозга: пороки развития, сосудистые кисты, расширение желудочков мозга (гидроцефалию), внутричерепные кровоизлияния, гипертензивный синдром (повышенное внутричерепное давление).

Ортопед

В первую очередь, специалист-ортопед должен проверить малыша на предмет дисплазии тазобедренных суставов, поскольку их неправильное развитие или недоразвитие у детей 1–2 месяцев - явление отнюдь не редкое.

Доктор осмотрит симметричность ягодичных складочек и оценит параметры разведения ножек вашего ребёнка в тазобедренных суставах. Если дисплазия тазобедренных суставов выявлена в столь раннем возрасте, когда суставы ещё только формируются, её вполне можно скорректировать безоперационным способом.

Если вовремя не сделать этого, то неправильное формирование суставов может привести к нарушению функций нижних конечностей ребёнка.

Кроме этого, ортопед исключает возможность развития таких врождённых и приобретённых патологий, как вывихи, косолапость, кривошея.

Хирург

Целью осмотра месячного малыша хирургом является выявление таких заболеваний, как гемангиома (сосудистая кожная опухоль), паховая или пупочная грыжа (выпячивание части органов или тканей сквозь слабые участки на передней брюшной стенке), у мальчиков - крипторхизм (неопущение яичек в мошонку) и фимоз (сужение крайней плоти).

Очень часто в поликлиниках специальности хирурга и ортопеда совмещаются одним врачом.

Окулист (офтальмолог)

В возрасте одного месяца малыш должен владеть навыком фокусирования взгляда на предмете. Эту способность проверит окулист. А кроме этого, специалист осмотрит глазное дно маленького пациента с целью выявления патологий сетчатки и проверит проходимость носослёзных каналов.

Изменения на ранних стадиях излечиваются консервативным (неоперационным) путём. Это позволяет избежать дальнейших нарушений функций глаз и развития осложнений со стороны органа зрения.

ЛОР-врач

На первом-втором месяце жизни врач, контролирующий правильную работу детских ушек, носика и горла, может назначить специальное исследование для выявления возможных патологий слуха. Ведь уже в этом возрасте ЛОР может заподозрить снижение слуха у малыша (тугоухость).

Ранняя диагностика этого заболевания очень важна, поскольку снижение слуха в будущем способно привести к отставанию в речевом и психическом развитии. Даже у таких маленьких пациентов успешно проводится лечение и реабилитация этого недуга.

Группы здоровья

По результатам обследования узкими специалистами педиатр оценивает здоровье ребёнка в комплексе и на основании этой оценки определяет группу здоровья.

Всего существует 5 групп здоровья:

  • Первая - ребёнок абсолютно здоров, физическое и нервно-психическое развитие соответствует возрасту;
  • Вторая - дети с незначительными отклонениями от нормы или имеющие риск возникновения патологий;
  • Третья - дети, имеющие хронические болезни в стадии ремиссии, с редкими обострениями;
  • Четвёртая - дети, имеющие хронические заболевания или значительные отклонения от нормы;
  • Пятая - дети-инвалиды или дети с хроническими заболеваниями (частыми обострениями и тяжёлым течением).

Исходя из этого, каждому малышу устанавливаются сроки наблюдения у лечащих врачей, разрабатываются меры по оздоровлению (массаж, закаливание, лечебная физкультура), даются индивидуальные рекомендации относительно режима дня, методов физического воспитания и т. д.

Нравится