Тестопластика для дошкольников. Цветочная полянка

Я уже неоднократно писала о том, как важно малыша. Да, думаю, вы и без меня это отлично знаете. Поэтому сегодня без лишних предисловий хочу рассказать еще об одном увлекательном и очень полезном занятии – о лепке с малышами и о том, как можно поиграть, если у вас под рукой есть кусочек теста. Все эти игры полезны не только для развития мелкой моторики, но и для развития воображения, мышления, усидчивости малыша.

Нередко мамы задаются вопросом: «Что лучше выбрать для занятий с малышом: тесто или пластилин?» По моему мнению, лучше будет если вы предоставите ребенку возможность познакомиться с разными веществами и ощущениями, будете проводить занятия как с тестом, так и с пластилином. Но вот для самых маленьких (от 1 года) на занятиях по лепке лучше использовать тесто и вот почему:

    Тесто намного мягче и податливее, чем пластилин, а для малышей, которым еще сложно разминать пластилин, это важно.

    Учитывая тот факт, что многим малышам захочется попробовать массу для лепки на вкус, тесто (домашнего приготовления) с этой точки зрения намного безопаснее, так как основными его компонентами являются мука, соль и вода, а пластилин – это все-таки соединение химических компонентов.

Тесто можно приготовить самостоятельно, а можно приобрести в магазине (например, «Play Doh»). Но если вы хоть однажды замесите тесто в домашних условиях, то, наверняка, с покупным вам больше не захочется иметь дело. Домашнее тесто пластичнее, мягче, приятнее, а еще его много! К тому же процесс приготовления теста довольно простой и не занимает много времени.

Итак, как сделать тесто для лепки? Приведу два рецепта теста, которые неоднократно мною проверены и мне очень нравятся. Первый рецепт можно назвать классическим рецептом соленого теста. Тесто по нему готовится очень быстро и просто, часто его используют для создания долговечных поделок, после высушивания его можно покрасить.

Соленое тесто для лепки — классический рецепт

1 стакан муки

½ стакана соли (желательно «экстра»)

½ стакана воды

1 ст.л. растительного масла

Все ингредиенты смешиваем и хорошенько вымешиваем до однородности.

Рецепт очень пластичного теста

И еще один рецепт очень-очень мягкого, пластичного, однородного и, я бы даже сказала, идеального теста!:) Для высушивания и покраски оно не годится, но для веселых игр с тестом подходит как нельзя лучше.

1 стакан муки

1 стакан воды

¼ стакана соли

1 ст.л. растительного масла

2 ч.л. лимонной кислоты

Соединяем все ингредиенты в кастрюльке, перемешиваем, затем ставим на средний огонь. После этого начинаем активно мешать тесто ложкой до тех пор, пока оно не образует шар и перестанет прилипать к рукам. Мешать нужно будет не больше 3 минут. После того, как тесто остынет, с ним можно начинать играть.

Не пренебрегайте таким, казалось бы, незначительным ингредиентом, как лимонная кислота! Если ее не добавить, то после хранения в холодильнике тесто начнет прилипать к рукам.

В любой вариант теста можно добавить пищевой краситель. Если у вас нет красителя, чтобы подкрасить тесто, можно использовать свекольный или морковный сок, куркуму, зеленку, гуашь. Ну а если разделить тесто на несколько частей и окрасить их в разные цвета, то будет еще интереснее!

И то и другое тесто хранится в холодильнике в закрытом контейнере довольно долго (несколько недель).

Игры с тестом

Итак, тесто у вас есть, что делать с ним дальше? В первую очередь, конечно, нужно познакомить малыша с тестом. Дать ему возможность потрогать, помять его. Можно слепить какого-нибудь колобка или зайчика, дабы показать на что тесто способно. Если знакомство прошло удачно, можно и к играм переходить.

Помните, что все занятие не должно затягиваться дольше 5-10 минут. Не стремитесь включить все игры в одно занятие, наблюдайте за малышом и прекращайте всегда прежде, чем он устанет от занятия. Если малыш теряет интерес к какой-то конкретной игре, возможно, она слишком простая или слишком сложная для него. Постарайтесь упростить или облегчить задание.

1. Раскатывать тесто скалкой

Малыш, скорее всего, с удовольствием примется раскатывать тесто, ведь он не раз видел, как это делает мама. Если у крохи плохо получается орудовать скалкой, помогите ему, обхватив его ладошки своими.

Для игры подойдет как игрушечная, так и настоящая кухонная скалка. Моей дочке катать большой скалкой нравится даже больше.

2. Вдавливать в тесто различные предметы

Далее можно объявить, что получившаяся лепешка – это не просто лепешка, а пицца или торт, который теперь нужно украсить. И для этой цели можно использовать самые разные предметы: спички, макароны, фасоль, счетные палочки, небольшие игрушки, крышки и т.п. Старайтесь использовать предметы разные по форме и по величине, чтобы разнообразить тактильные ощущения ребенка.

3. Создавать простые поделки, основанные на вдавливании предметов в тесто

Приведу несколько примеров:

  • Ежик

Для самых маленьких зубочистки можно заменить спичками или счетными палочками.

  • Человечек

Обязательно привлекайте ребенка к раскатыванию туловища и головы. Если у малыша пока плохо получается, возьмите его ладошки в свои и вместе совершайте вращательные движения.

4. Отщипывать маленькие кусочки теста, складывать их в баночку/мисочку

Это занятие очень полезно для развития мелкой моторики, так как тренирует «щипковый» захват. Обыграть занятие довольно просто: предложите малышу накормить любимого мишку конфетками. Игра, скорее всего, понравится самым маленьким – деткам около года. В этом возрасте малышам очень нравится возиться с мелкими предметами, складывать и перекладывать их.

5. Накалывать тесто на вилку

Эти же самые конфетки, которые вы сделали для мишки, попробуйте еще и натыкать на вилку. Можно сказать малышу, что мишка предпочитает есть только с вилки, а по-другому отказывается. Так в игре мы незаметно будем отрабатывать очень полезное умение.

6. Резать ножиком

В этом занятии главное – научить ребенка правильно держать нож и, что немаловажно, самостоятельно придерживать тесто левой рукой (если малыш – правша). Для игры хорошо подойдет игрушечный пластиковый ножик, специальный пластиковый нож для теста или нож для масла. Занятие будет интересно малыша примерно с 1 года 3 месяцев.

7. Оставлять отпечатки на тесте

Вдавливаем игрушку в тесто, аккуратно убираем и але-оп, на тесте получается красивый узор! Таисия была просто в восторге от этого занятия, и могла надолго увлечься, отпечатывая макароны на тесте.

Для отпечатывания хорошо подойдут фигурки от сортера, макароны-трубочки, маленькие игрушки, детали конструктора, вилка, расческа . Ну а если по тесту, оставляя следы, проедется машина (желательно, с большими колесами и протекторами на них), то малыш, скорее всего, это оценит.

И, конечно же, отдельно стоит упомянуть о формочках для печенья. При помощи них можно не только делать красивые отпечатки. С малышами постарше можно попробовать убирать «лишнее» тесто вокруг формочек так, чтобы получились «печеньки».

Отпечатки можно делать и просто пальчиком. После чего в получившиеся дырочки очень интересно будет «посеять» семена. Получится еще одно замечательное упражнение для развития «пинцетного» захвата.

8. Пропускать тесто через пресс для чеснока

9. Накладывать тесто в формочку – делать пироженку

Для этой игры можно использовать как формочки для кексов, так и чистые формочки из песочного набора. Накладывая тесто в формочку, стараемся хорошенько утрамбовать каждый кусочек. Доставать пироженку из формы, скорее всего, придется с маминой помощью, т.к. это занятие не из легких.

10. Прятать в тесто сюрпризы и находить их

У нас эта игра самая любимая. Думаю, все дети любят, когда в игре присутствует сюрпризный момент. Они готовы открывать замысловатые замочки, откручивать неподдающиеся крышки, лишь бы только увидеть, что же за ними спрятано. Дети с удовольствием находят сюрпризы, даже если сами их спрятали!

Поэтому в этом занятии сначала вместе с малышом мы прячем игрушку в тесте, положив ее на одну половину лепешки и закрыв второй. Малышам постарше можно предложить защипать края, как при лепке пирожка. За деток помладше это может сделать мама. Ну а затем задаемся вопросом «Где же наш ежик?» или «Ой, кто же тут спрятался?». Возможно, при первых играх малышу придется показать, как «докопаться» до игрушки. Скорее всего, кроха все очень быстро уловит и впоследствии будет с нетерпением сам расковыривать тесто.

Даже такое, казалось бы незамысловатое занятие, невероятно полезно для детских пальчиков.

11. Лепить с маминой помощью колбаски, колобки и простые фигурки.

На этом у меня все, я желаю вам приятных совместных игр и побольше счастливых улыбок на лице вашего малыша! Буду вам очень благодарна, если вы поделитесь этой статьей со своими друзьями в социальных сетях (для этого внизу статьи есть специальные кнопки). Ну а чтобы не пропустить новые статьи, подписывайтесь на обновления в Инстаграм ,

Мастер - класс «Цветочная полянка» (тестопластика)

Мастер - класс рассчитан для детей среднего возраста. Создавайте свои картины, играйте, фантазируйте, творите!

Назначение мастер - класса: с помощью использования теста создавать замечательные картины своими руками, которые можно использовать в качестве подарков для друзей и близких.

Описание:

Развивать чувства радости и удовлетворения от создания прекрасных поделок своими руками, самореализация каждого ребёнка как индивидуальной личности в процессе деятельности.

Цели : развитие мелкой моторики, фантазии, творческого потенциала, логического мышления и внимания.

Необходимые материалы и инструменты:

Цветной картон;

Простой карандаш;

Супер тесто разных цветов;

Пластмассовая трубочка с двумя круглыми отверстиями (с разными диаметрами);

Шпатель;

Клей с блёсками.

На цветочной полянке,

Куда не посмотри

Ярко солнце светит

И вокруг - цветы:

Бабочки порхают,

Стрекозы тут летают,

Пчёлы мёд собирают,

Детвора играет.

Наступило лето -

Какие чудеса,

В гости приглашает

Цветочная страна!

Пошаговый процесс работы

1. Подготавливаем необходимый материал.

2. Выбираем картон любого цвета и с помощью простого карандаша рисуем силуэты цветов.

3. Наносим тонкий слой клея на полученные изображения.

4. Распределяем клей по всей картине равномерно (используя шпатель), аккуратно, не выходя за контур. Затем нужно подождать 10 - 15 мин., чтобы наша картина подсохла на воздухе, для того чтобы супер тесто лучше присоединялось к бумаге.

5. Раскатываем супер тесто в небольшие лепешки.

6. С помощью пластмассовой трубочки, путем надавливания, получаем маленькие кругленькие шарики.

7. Прижимаем трубочку к картине, затем убираем инструмент, и наш шарик - прилип. Выбираем жёлтый цвет и наносим новые шарики, чтобы заполнить сердцевинки наших цветочков.

8. Аналогично, используя тесто синего цвета, изготовляем наш первый цветочек.

9. Точно таким же образом, используя тесто белого цвета, формируем второй цветок.

10. Заканчивая нашу композицию, аккуратно изготовляем третий цветок, используя тесто красного и оранжевого цветов.

11. Заключительным этапом производим формирование рамки: для этого мы чередуем тесто жёлтого и зелёного цветов, по очереди приклеивая наши чудо шарики к поделки.

12. Наша «Цветочная полянка» готова. Она такая яркая, красочная и яркая, словно горячий привет жаркого и удивительного лета.

13. Используя такую же технику чудо - шариков, можно изготовить и другие поделки. Главное это желание и фантазия Вашего ребёнка. Родителям я рекомендую во время совместной деятельности с малышом закреплять цвет, количество, форму, порядковый и обратный счет, а так же знания об окружающем мире, используя загадки, стихи, пословицы и поговорки.

«Истоки способностей и

дарований детей

– на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря,

идут тончайшие ручейки,

которые питают

источник творческой мысли.»

В.А. Сухомлинский

В детском саду работаю более 25-ти лет, свою деятельность строю в соответствии с программой детского сада. Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (2011 г.).

Наблюдая за детьми я заметила, что уровень развития моторики руки, и уровень речевого развития заметно снижен. Я считаю, что дети редко делают что-то своими руками, так как современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития мелкой моторики (одежда и обувь с липучками, вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками, вместо картинок для вырезания), а также дети не стремятся к «живому» общению, заменяя его просмотром телепрограмм, играми на компьютере или планшете.

А о важности развития мелкой моторике руки говорится очень много. Это стало одной из не многих актуальных проблем при поступлении ребенка в школу. Уровень развития мелкой моторики рук - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связанная речь. По данным исследования ученых доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Работа с тестом своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе с маленькими детьми. Ведь известно, насколько велика роль рук в развитии умственной деятельности человека. Наши рецепторы (тонкие окончания чувствующих нервов, расположены в мышцах) - это своего рода маленькие, чуткие исследователи, особо воспринимающие устройства, с помощью которого дети ощущают мир в себе и вокруг себя. Значительную часть коры головного мозга занимают представительства наших рук. И это естественно - ведь сведения о мире мы получаем именно через руки, через наш рабочий орган, с помощью которого мы исследуем, творим, строим. Поэтому я решила заниматься тестопластикой с детьми дошкольного возраста.

Тестопластика сегодня актуальна, так как она помогает детям разного возраста отражать свою неповторимую самобытность, помогает реализовать свой творческий потенциал и развить свои способности и возможности в декоративно-прикладной деятельности. Все начинается с детства. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое мышление, внимание, наблюдательность, воображение.

Целью моей работы стало формирование системы работы по тестопластике, развитие элементарных навыков и умений, усвоение знаний о разнообразных материалах, используемых в тестопластике.

Исходя из этого, возникли следующие задачи:

Обучающие:

  • Пробудить интерес у детей к творческому труду, сформировать у них желание в свободную минуту сделать что-то своими руками;
  • Обучить детей работать с соленым тестом: замешивать, сушить, раскрашивать, экономно использовать, хранить.
  • Научить правильным способам выполнения приемов лепки и умение наблюдать, выделять главное, существенное;
  • Развить мелкую моторику рук, глазомер.

Воспитательные:

  • Воспитать усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца;
  • Приучить к аккуратности в работе, сформировать стремление поддерживать порядок на рабочем месте;
  • Сформировать умение работать в коллективе.

Развивающие:

  • Развить самостоятельность, аккуратность;
  • Сформировать потребность в саморазвитии.

В начале своей работы я составила план, которой способствовал эффективному и системному усвоению знаний. Для реализации плана, работу проводила как в организационных формах обучения, так и в процессе кружковой совместной деятельности с детьми, которые проводились 1 раз в неделю во второй половине дня. На занятиях по тестопластике широко использовала пальчиковые игры, гимнастику, массаж пальцев и упражнения для рук с предметами

В своей работе опираюсь на принципы:

1. Принцип систематичности. Результат воспитательно–образовательного процесса будет выше, если занятия будут проходить регулярно.

2. Принцип сознательности. Ребенок должен понимать цель учебной задачи, которую перед ним поставили, и осознавать, каким образом он будет решать эту задачу.

3. Принцип поэтапности. От простого к сложному

4. Принцип наглядности. Зрительная наглядность рассчитана на желание его сотворить.

5. Принцип доступности и индивидуальности. Обучаю ребенка не только тому, что он сможет без труда усвоить, но и тому, что ему сегодня не под силу: сегодня он выполняет работу с помощью взрослого, а завтра это может сделать сам.

Методы, которые использую в своей работе, это словесный метод, наглядность, интеграция с другими видами деятельности.

На занятиях использую различные приемы:

Разминание - надавливание руками и пальцами на кусочек теста.

Отщипывание - отделение от большого куска пластилина или теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек пластилина или теста, а затем отрывают его.

- «Шлепанье» - энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать.

Сплющивание - сжимание куска теста с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющить при помощи пальцев.

В своей работе я всегда замешивала тесто в присутствии детей. Давала возможность принять участие самим воспитанникам: потрогать, понюхать, помять, высказать свое впечатление о тесте (твердое, белое, холодное, можно сделать ямки, скатать колбаски, оторвать кусочек и т.д.). С тестом справится любой ребенок, при правильном приготовлении теста оно не пачкает руки. Как усложнение к работе можно сделать тесто цветным, работать с ним также просто, как и с обычным. Хотя и это не проблема, ведь после сушки тесто легко можно разукрасить гуашевыми красками.

Целью моей работы, на первом этапе, стало создание условий для развития мотивации и интереса у детей к художественно-творческой деятельности посредством тестопластики; развитие простых формообразующих движений, знаний, умений и навыков в работе с пластичным материалом.

Для этого я использовала беседы, красочные иллюстрации, открытки, любительские фотографии. На эмоциональном уровне развивала интерес и внимание к тестопластике. Все увиденное и услышанное мы закрепляли в продуктивной деятельности. Используя такие методы работы, я видела, как ребенок изумляется, восхищается своими работами, это вызывает в его душе отклик, и хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но они уже пропущены через детское восприятие и играют огромную роль в становлении личности.

Заниматься начала со средней группой. Сначала дети учились лепить и украшать плоские фигурки: декоративные пластины с налепом, сердечки, прянички, печенье, бублики, и т.д. Для раскатывания использовались скалочки, а для вырезания - формочки для печенья, вареников, крышки от бутылок. Для украшения используем различные крупы, бисер, мелкие бусинки. При надавливании на тесто предметами с выпуклым рисунком на поверхности возникают различные отпечатки.

В старшей группе формировала представление об истории образования тестопластике, о традициях, расширяла знания о работе с тестом.

Целью второго этапа стало развитие воображения, художественного вкуса, творческих способностей старших дошкольников.

Здесь мы учились лепить объемные формы: скрепляя между собой при помощи деревянного стержня (спички или зубочистки). А потом к основе добавлялись характерные признаки: ушки, носик, глазки, хвост и т.д.

На этом этапе с детьми старшейгруппы, мы облепляли тестом разнообразные объемные формы: бутылочки из-под детского питания, сока; баночки, киндер –сюрпризы и т.д. Дети, сначала облепляли форму, а затем придумывали интересные игрушки, добавляя характерные детали и мелкие декоративные элементы. Одним из этапов изготовления поделок является - раскрашивание. Для этого используем краски-гуашь, акварель, фломастеры. Работы стали получаться интересные, выразительные.

Чтобы разнообразить работу с тестом предлагала такой прием-украшение сырых изделий мелким бисером, красивыми бусинками, стразами, пуговицами, косточками, крупами, макаронными изделиями.

Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда использую игровые мотивации. А в конце занятия предлагаю детям обыграть свою поделку. Использование диалогической речи в игре позволяет не только развивать речь у ребенка, но и облегчить общение друг с другом, способствует развитию коммуникативных и творческих способностей.

После того, как дети освоили лепку из простых элементов, перешли с ребятами к более сложному, лепили сюжетные панно. На этих занятиях анализировала степень усвоения материала, как дети самостоятельно применяют те навыки и приемы, которые усвоили на занятиях кружка. В этом случае уместно использование совместно-индивидуальной формы работы, где дети вначале работают индивидуально, с учетом общего замысла, и лишь на завершающем этапе работа каждого становится частью общей композиции.

Хочется отметить такую особенность занятий: все игры, упражнения и техники подчинены единой теме, осваиваемой на данном этапе. Например, если мы лепим цыплят, то играем в игру «Наседка и цыплята», слушаем песенку «Вышла курочка гулять…», представляем себя цыплятами и говорим от имени их, т.е. выдерживаем общую тематику. В процессе лепки дети делятся своими впечатлениями, придумывают истории по теме.

Занимаясь с детьми тестопластикой, я заметила как у детей формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. Это способствует развитию личности ребенка. Коллективное творчество детей формирует у них умение планировать свою деятельность с учетом общей цели. Распределяя действия с тестом, побуждает ребенка высказывать свое мнение, отношение к предстоящей работе, планировать последовательность, во время работы ребенок также учится синхронизировать работу обеих рук, а при лепке точных деталей улучшается их мелкая моторика. В процессе занятий учу грамотно строить предложения, использовать разнообразные формы речи.

Работая с детьми, я пришла к такому выводу, что нужно начинать развивать мелкую моторику посредством тестопластики как можно раньше. и проводить регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от занятий и упражнений.

Работа над темой была бы не полной, если бы не было тесного сотрудничества с родителями, Стараюсь устанавливать доверительные отношения с родителями. Каждый успех ребенка в творчестве и в личном плане доводится до сведения родителей, благодаря чему ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно.

Проводила с родителями семинары-практикумы, собрание по теме, где рассказывала о важности и значении развития мелкой моторики и показывала способы, приемы работы с соленым тестом, чтобы дети могли и дома заниматься тестопластикой.

Я не буду останавливаться на достигнутом и буду продолжать работу по тестопластике.

Работы родителей:

Тесто – это уникальный материал, с помощью которого можно сделать самые разные поделки вместе с детьми. Оказывается, что при работе с тестом у детей исчезает нервозность и улучшается концентрация внимания. Если вы правильно приготовите тесто, то сможете быстро освоить это направление в искусстве тестопластики по фото и интересно провести досуг.

Простой рецепт теста для поделок

Чтобы приготовить соленое тесто для рукоделия, вам нужно взять в равных количествах по массе муку и соль. Например, 150 гр муки, 150 гр соли и 100 гр воды. Желательно не использовать блинную муку, так как из нее очень трескаются поделки, поэтому изделия получатся не очень красивыми. Чтобы тесто для тестопластики получилось однородным, попробуйте соль экстра, а не обычную каменную.

Опытные рукодельницы совершенствуют рецепты для тестопластики, добавляя в них крахмал или обойный клей. Первое вещество увеличивает пластичность теста, а второе — прочность. Вы можете добавить красители, чтобы поделки получились более разнообразными и креативными. Кроме теста для приготовления поделок в технике тестопластика, вам понадобятся природные материалы, ленты и бусины, с помощью которых вы сможете украсить свои поделки.

Идеи поделок в технике тестопластика

Забавная гусеница станет настоящим украшением детской комнаты, при этом вы сможете ее сделать без проблем вместе с ребенком. Используйте яркие красители во время приготовления теста, тогда получится вполне уникальная поделка.



Еще один вариант – сделать поделку из соленого теста, а потом просто покрасить ее гуашью. Ваш ребенок сделать забавную свинку сможет самостоятельно. Мелкие детали хорошо влияют на мелкую моторику рук, однако, в некоторых моментах придется помочь вашему ребенку.

Фото поделки из теста

Дети от 3 лет смогут сделать крупные поделки из соленого теста, а потом самостоятельно их разукрасить. Чтобы облегчить задачу, пусть сначала ребенок сделает аппликацию на картоне, а уже потом сможет перейти к более сложным поделкам.

Тестопластика для детей от 2 лет

Оригинальные пингвины получатся из обычного соленого теста. Если хотите, чтобы изделия были такие же насыщенные, то нужно будет приготовить тесто разного цвета. Такие пингвинчики можно подарить молодоженам или супружеской свадьбе.

Получится забавный барашек, если вы доверите ребенку скручивать колбаски. После этого с помощью формы вырежьте из теста круги и выложите колбаски в форме улиточек. Не забудьте сделать глазки и носик вашей милой овечке.

Фото тестопластики

Тестопластика – это направление в рукоделии, которое понравится не только детям, но и пожилым людям. Сегодня открываются разные кружки, в которых могут люди разного возраста делать уникальные поделки из дешевого и экологически безопасного материала.

Тестопластика кружок

Фото поделок в технике тестопластика помогут вам представить, что можно сделать из соленого теста. Засушить готовые изделия попробуйте в духовке или на свежем воздухе, в зависимости от того, насколько срочно вам они нужны. Вдохновляйтесь новыми идеями, тогда сможете в полной мере освоить тестопластику с вашими детьми.

(Консультация для родителей)

Ученые утверждают, что дошкольный период развития человека один из наиболее важных и ответственных. Уже в этот период жизни у детей возникает потребность и стремление постигать мир и себя в этом мире. Самые любимые занятия дошкольников – это лепка и рисование. Сначала дети познают мир чувственным образом, затем мир раскрывается на листе бумаги в процессе рисования.

Лепка – процесс создания скульптурного произведения, связанный с работой над мягким пластическим материалом.
Можно лепить из глины и пластилина, но интересно освоить что-то новое. Солёное тесто – это самый экономичный и безопасный способ попробовать свои силы в развитии фантазии, ведь слепить из него можно всё что угодно. Тесто – доступный всем, дешёвый и лёгкий в применении материал, его можно заготовить заранее (впрок). Тесто можно окрасить и лепить уже цветное изделие, а можно расписать готовую работу после окончательного высыхания. Красота и изящество «солёных поделок» дадут пищу для творческого размышления. Работы отличаются легкостью, прочностью.

Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства. Лепка – полезное занятие для пальчиков, так как развитие мелкой моторики рук у детей напрямую связано с развитием речи и мышления. Работа с тестом – это, своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений детей. Наши рецепторы (тонкие окончания чувствующих нервов, расположенные в мышцах) – это маленькие, чуткие исследователи, особые воспринимающие устройства, с помощью которых дети ощущают мир вокруг себя. На кончиках пальцев находятся нервные окончания, которые связаны с центрами головного мозга, влияющими на формирование речи человека. Значительную часть коры головного мозга занимают представительства наших рук.

И это естественно, ведь сведения о мире мы получаем именно через руки, через наш рабочий орган, с помощью которого мы исследуем, творим, строим. Самое важное и ценное заключается в том, что занятия лепкой из соленого теста, наряду с изобразительным искусством (раскрашиванием готовых изделий), развивает ребенка эстетически. Раскрашенные изделия выглядят керамическими. Экологическая чистота и безвредность материала позволяет широко использовать его в работе с детьми.

Занятие лепкой является одной из начальных форм художественного воспитания детей. Всему, что так необходимо ребенку в школе: воспитанию усидчивости, аккуратности, терпению; развитию ловкости рук и точности глазомера; овладению технологическими операциями и, прежде всего, творческому подходу к любой работе – поможет тестопластика.

Тестопластика выполняет следующие функции:

  • Коррекционно-развивающую — развитие и коррекция всех психических функций (восприятия, внимания, мышления, моторики и координации движений и т.д.)
  • Обучающую — расширение знаний и представлений о самом себе, других, окружающем мире, раскрытие творческих способностей детей, умения видеть необычное в предмете исследования.
  • Коммуникативную — развитие умения позитивного общения и сотрудничества.
  • Релаксационную — преобразование деструктивных форм энергии в социально-адаптивную форму деятельности, снятие психоэмоционального напряжения.
  • Воспитательную — развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду, процессу творчества и познания.

Из истории тестопластики.

Соленое тесто стало в последние годы очень популярным материалом для лепки: оно доступно, очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из такого материала долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость.

Поделки из теста – очень древняя традиция, но и в современном мире высоко ценится все, что сделано своими руками. Изделия из соленого теста имеют свою популярность не только в нашей стране

Древние египтяне, греки, римляне использовали фигурки из соленого теста для религиозных ритуалов.

В Германии и Скандинавии было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца вывешивались в проеме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома удачу и благополучие.

В Китае из соленого теста изготавливались марионетки для кукольных представлений.

В странах Восточной Европы популярны большие картины из соленого теста. У славянских народов такие картины не раскрашивались и при выпечке не меняли цвета, считались особенно привлекательными.

Из истории русской тестопластики.

На Руси, когда Новый год праздновали 1 сентября, а заодно и играли свадьбы, было принято дарить фигурки из соленого теста. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме – символ богатства и благополучия в семье.

На Русском Севере, в хлебосольных и приветливых поморских домах на видных местах всегда стояли рукотворные диковины в виде маленьких фигурок людей и животных. Это мукосольки – поделки из муки и соли. В старину такие игрушки служили оберегами. На рождество поморки обязательно лепили такие фигурки и, раздаривая родным и знакомым, приговаривали: «Пусть у вас хлеб – соль водится, никогда не переводится».

ПРИГОТОВЛЕНИЕ ТЕСТА

1 рецепт «Традиционный». Смешать 2 стакана муки, 1 стакан соли, 1 стакан воды, 2 столовые ложки растительного масла и хорошо вымесить до получения пластичной однородной массы.

2 рецепт «Классический». Смешать 150 г муки, 300 г соли, 3 ложки любого обойного клея (сухого), добавить 100 мл воды и вымешать до получения крутого теста.

3 рецепт «Нежный» — для тонких декоративных изделий. Взять 200 г соли, 200 г муки, 1 столовую ложку обойного клея и 125 мл воды, все эти компоненты соединить, вымесить до консистенции пластилина и поместить в холодильник на 1 час.

Лепить поделки можно из натурального и окрашенного теста. Неокрашенное тесто можно запечь в духовке до золотистого цвета или раскрасить после сушки. Для окрашивания теста нужно приготовить пищевые красители или краски (гуашевые, акриловые). Удобнее сразу приготовить несколько цветов. Поделки из соленого теста можно оформлять бисером, бусинами, блестками, перышками, листьями, покрыть лаком и хранить много – много лет.

Инструменты и дополнительные материалы

для тестопластики:

Скалка, доска разделочная, формочки для выпечки, противень, чесночница, чайное ситечко, пилочка для ногтей, вилка, расческа, зубочистки, трубочки для коктейля, краски гуашевые и акриловые, кисти, клей, лак, пуговицы, бусины, природный материал, шаблоны.

Шпаргалки для взрослых

  1. Готовое тесто поместите на 2 часа в холодильник. После этого из теста можно лепить.
  2. Чтобы тесто не прилипало к рукам, смочите их подсолнечным маслом.
  3. Поверхность теста на воздухе очень быстро сохнет. Поэтому на рабочем столе тесто должно находиться в плотно закрытой банке или в полиэтиленовом пакете. Каждый раз берите оттуда столько теста, сколько вам нужно, а излишки сразу же складывайте обратно.
  4. Тесто можно окрашивать, добавляя краски при замешивании и получая цветную массу. Раскрашивать можно и готовые изделия.
  5. Для раскрашивания можно использовать художественную гуашь, в которую добавлено немного клея ПВА.
  6. Крупные изделия рекомендуется сначала подсушить на батарее или на солнце.
  7. Чтобы изделие не прилипало при обжиге, сушке надо использовать фольгу.
  8. Обжиг надо проводить при не очень высокой температуре, иначе изделия могут обгореть, вспучиться или изменить цвет. Время обжига, в зависимости от толщины изделия, — 30 — 60 мин.
  9. В работе могут использоваться любые инструменты: колпачки от фломастеров, формочки, ситечко, трубочки для коктейлей, объёмные пуговицы и всё то что вы захотите использовать в работе.
  10. Секрет этого теста заключается в том, что в него добавляют много соли, что делает изделия достаточно прочными и, естественно, несъедобными. Храниться такие изделия могут годами, не меняя первоначальной формы.