Родительское собрание «Наш ребенок - левша. Презентация на тему "леворукий ребенок в доу" Игры для леворуких детей в доу

Страница 2 из 2

Глава 2. Воспитательно-образовательная работа с леворукими детьми дошкольного возраста

2.1 Психолого-педагогическая диагностика леворуких детей.

При определении леворукости, праворукости или двурукости следует провести дополнительное тестирование. При этом следует соблюдать следующие правила:

Каждое задание предлагать ребенку в игровой форме;

Не фиксировать его внимание на том, какой рукой он действует;

Все предметы перед выполнением задания класть строго перед ребенком.

Итак, для диагностики леворукости мы отобрали группу из 10 человек, посещающих (старшую логопедическую группу 03) МДОУ №7 «Колокольчик». С ними мы провели ряд диагностических методов:

1. Наблюдение за детьми в свободной деятельности.

2. Тестирование №1.

Тесты для детей младшего дошкольного возраста на определение ведущей руки.

А) Открывание коробочки.

Ребенку предлагается несколько разных небольших коробочек, например из - под спичек (можно окрасить их в разные цвета, чтобы повторение действий исключало случайность в оценке данного теста).

Задание: «Найдите спичку в одной из коробочек».

Ведущей считается та рука, которая совершает активные действия (открывает, закрывает).

Б). Развязывание узелков.

Заранее неплотно завязать несколько узлов из шнура средней толщины.

Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит узел).

В). Поднимание предмета.

Ребенка просят поднять лежащий на полу предмет. Правши очень редко берут его левой, левши – правой рукой.

Тесты для детей среднего и старшего возраста

А) Переплетение пальцев рук.

Задание: «Быстро, не думая, переплети пальцы обеих рук».

Сколько бы раз ни повторялась просьба, сверху всегда оказывается большой палец одной и той же руки, как правило, ведущей (правой у правшей и левой у левшей.

Б) Скрещивание рук.

Ведущей считается та рука, кисть которой первой направляется на предплечье другой руки и оказывается на нем сверху, тогда как кисть другой руки оказывается под предплечьем ведущей руки.

3. Задания для определения ведущей руки (результаты в приложении №1).

Задания для определения ведущей руки.

Нарисуй то, что хочешь,

левой рукой правой рукой

Нарисуй карандашом 10 крестиков

левой рукой правой рукой

Задание №4 (Приложение 2)

Цель: развивать точность движения руки ребенка.

Ход игры:

Игра начинается с того, что рисуются дорожки разной формы; в одном конце каждой дорожки – машину, а в другом - дом. Например, так:


Потом говорится ребенку: «Ты водитель, и тебе надо провести свою машину к дому. Дорога, по которой ты поедешь, не простая. Поэтому будь внимательным и осторожным». Ребенок должен карандашом, не отрывая руки, «проехать» по изгибам дорожек. Начинать лучше с относительно простых. В дальнейшем, когда ребенок освоится с игрой, можно сужать дорожки и менять ритм изгибов.

Например, так:


В результате у нас выявилось 2 леворуких детей: Миша В. и Артем Г. С ними мы провели индивидуальное тестирование.

Задание №5 (результаты представлены в приложении №3)

Определение ведущей руки

Ведущая рука

Рисование одинаковых рисунков (дом, человек, машина) правой и левой рукой

Рисование карандашом 10 крестиков правой и левой рукой

Раскладывание карточек, лото (в одной руке стопка, другой раскладываются карточки)

Развязывание 3-4 узелков, заранее завязанных на шнурке

Нанизывание на шнурок 5-10 пуговиц с разными отверстиями

Бросание теннисного мяча в цель на полу или стене (повторить несколько раз)

Откручивание и закручивание крышек на 3-4 баночках

Отвинчивание и завинчивание гайки из детского конструктора гаечным ключом

Складывание рисунка (мозаики, разрезных картинок и т.п.)

Складывание фигуры из кубиков

Переливание воды из одного флакона с узким горлом в другой

Застегивание и расстегивание пуговицы, застежки-молнии

Складывание мелких деталей (пуговиц, бусинок) в длинный цилиндр

Наматывание нитки на катушку или сматывание ниток в клубок

Наличие в семье леворуких родственников (родителей, братьев, сестер, бабушек, дедушек)

Задание №6 Рисование правой и левой рукой. (Приложение №4.)

Таким образом, индивидуальное тестирование и анализ детских работ подтвердили леворукость Миши В. и Артема Г. Для них были разработаны рекомендации по организации занятия, индивидуальной работы, составлены советы родителям.

Данные рекомендации необходимо соблюдать с начального момента обучения письму, однако, если это не сделано во время, то необходимо использовать данные советы в мягкой коррекционной работе с леворукими детьми, уже умеющими писать.

Посадка при письме: При правильной посадке леворукие дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью стола. Ноги всей ступней стоят на полу на подставке, голова немного наклонена вправо. В классе за партой леворукий ребенок должен всегда сидеть слева от своего соседа так, чтобы правая рука соседа по парте не мешала ему при письме. Настольная лампа располагается справа от ребенка.

Положение рук: Руки должны лежать на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола, чтобы левая рука свободно двигалась по строке сверху вниз, а правая - лежала на столе и придерживала лист.

Положение кисти руки: Кисть левой руки большей частью должна быть обращена к поверхности стола. Точками опоры для кисти служат ногтевая фаланга несколько согнутого мизинца и нижняя часть ладони.

Приемы захвата ручки: Ручка кладется на средний палец, на его верхнюю ногтевую часть. Ногтевая фаланга большого пальца придерживает ручку, а указательный палец легко кладется сверху ручки на расстоянии

1,5 – 2 см от пишущего шарика и управляет движением пальцев. В процессе письма происходит движение слева направо (направление ручки – влево, а движение кисти пальцев – вправо).

Ориентация в тетради: Тетрадь лежит с наклоном вправо так, чтобы правый нижний угол страницы, на которой пишет ребенок, был направлен к середине его груди. Леворукому ребенку трудно ориентироваться в тетради, в строке. Он не может сразу определить сторону, с которой нужно начинать писать, путает направления. В таких случиях левую сторону листа следует маркировать цветным карандашом.

Как надо вести себя родителям с ребенком – левшой:

Учитывая повышенную эмоциональность и крайнюю впечатлительность такого ребенка, быть чутким и доброжелательным с ним.

Создать для него благоприятный климат в семье.

Принять как должное особенность ребенка и не пытаться превратить его в «правшу», объясняя всем и ему, что «леворуких» людей очень много и это тоже разновидность нормы.

Не предъявлять к нему завышенные требования и не противопоставлять его другим, обычным детям.

Ни в коем случае не обучать ребенка до школы чтению, письму и иностранным языкам, т.е. тому, где его поджидают неудачи, снижающие уровень самооценки малыша.

Любить его таким, какой он есть.


З аключение

Изучив психолого-педагогическую литературу по данному вопросу, мы узнали и убедились в том, что леворукость является разновидностью нормы.

Как мы выяснили, леворукие дети – неоднородная группа. Поэтому и подход к каждому ребенку должен быть индивидуальным. Проявление тех или иных нарушений в развитии связано с преобладанием, какого – либо фактора в развитии леворукости. В любом случае родители леворукого ребенка не должны настороженно, тем более, отрицательно, относиться к леворукости.

Большое влияние в развитии способностей у ребенка оказывает нецелесообразность и пагубность переучивания, так как именно это может стать причиной возникновения неврозов. Наиболее частыми встречающимися невротическими симптомами у переученных левшей являются: нарушение сна, аппетита, головные боли, боли в животе, страхи, заикание, тики, навязчивые движения, укачивание в транспорте, вялость, заторможенность, резкая смена настроения.

Итак, неврозы, возникающие у леворуких детей при переучивании, - это серьезные заболевания, проявления которых необходимо вовремя заметить, чтобы без промедления начать лечение.

Постоянная поддержка, одобрение, исключение насмешки, обид, недовольства помогают избежать главного, что приводит к неврозу - чувства несостоятельности, неудачи.

Совершенно очевидно, что ни в коей мере нельзя подчеркивать леворукость ребенка и не следует предпринимать никаких попыток что-то изменить. Просто спокойно объяснить ребенку, что это разновидность нормы.

Наряду с мнением о значительных сложностях развития леворуких детей есть и прямо противоположное представление об уникальных способностях леворуких людей. Считается, что леворукие - дети творческие, эмоциональные.

Главное – это вселить в ребенка уверенность в его полноценности, «нормальности», постараться, может быть, найти и преимущества его леворукости. Воспринимать ребенка нужно таким, каков он есть, и тогда леворукость не станет проблемой.

Список литературы:

1. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. - М.: АСТ - ПРЕСС, 2001. – 432с.

2. Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и дома. - М.: Вентана – Граф, 2005.- 240 с.: ил.- (Ваш ребенок).

3. Безруких М.М. Леворукий ребенок – 2-е изд., доп. - М.: Вентана – Граф,

2006. – 64с.: ил. – (Будущий первоклассник).

4. Безруких М.М., Князева М.Г. Если ваш ребенок левша. – Тула,

1996. - 79с.

5. Доброхотова Т.А. , Брагинина Н.И. Левши. – М., 1994. – 93с.

6. Кутепова И. Левша в мире праворуких. // Дошкольное воспитание, 2002.-№4. – 64-69с.

7. Майская А. Ребенок – левша: как достичь гармонии с «правым» миром. – СПб.: Питер, 2006. – 96с.

8. Макарьев И.С. Если ваш ребенок – левша. 2-е изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань», 2003. – 80с.

9. Павлова Л.Н. Левша: подарок природы или издержки //Педагогический вестник.-1996, №6.- С.7.

10. Усова А.П. Обучение в детском саду.- М., 1976.

11. Умственное воспитание детей дошкольного возраста /под ред. Подъякова Н.Н., Сохина Ф.А. – М., 1994.

12. Щербакова Е.В. К вопросу о развитии познавательной активности //ДВ, №10, 1991.

Леворукий ребенок в праворуком мире.

  • Выполнил: учитель технологии Сафронов А.П МКОУ «Усть-Волчихинская СШ

Из словаря Вебстера значение слова леворукий:

  • отмеченный неуклюжестью и неумением;
  • проявляющий неискренность или уклончивость, то есть непрямой, говорящий не то, что думает;
  • склонный к интриганству или зловредным затеям, злой, подлый.
  • Французское слово gauche –левый – означает еще и неуклюжий, неловкий, нечестный.

    Итальянское слово manka значит не только левый, но и испорченный, дефектный, лживый.

    Смысл немецкого слова link -левый, а производного

    от него linkisem - неловкий, неуклюжий;

    Латинское слово sinister - левый, пагубный.

Праворукому большинству человечества трудно представить себе, с какими проблемами сталкиваются левши в повседневной жизни. Практически все бытовые предметы, профессиональные инструменты, приборы приспособлены к оперированию ими правой рукой. Каждому левше приходится приспосабливаться к этому "правому" миру, переживая при этом дискомфорт.

Каждое полушарие отвечает за свой особый

тип обработки информации:

Правое – «образное»

полушарие, обрабатывает

информацию мгновенно,

воспринимая ее как

целостный образ;

Левое – «логическое» –

обрабатывает информацию последовательно, перебирая

все возможные варианты

и у него другие эмоциональные

реакции на эту самую информацию

Особенности мышления левшей и правшей

Левое полушарие

1.Контролирует правую

сторону тела.

2.Отвечает за развитие речи.

3.Овечает за устное усвоение иностранных языков.

4.Отвечает за логическое мышление.

5.Отвечает за грамотность.

6.Отвечает за способности к вычислениям.

Правое полушарие

1.Контролирует левую сторону тела.

2.Отвечает за формирование зрительных образов.

3.Обеспечивает ориентирование в пространстве.

4.Отвечает за способности к чтению.

5.Отвечает за музыкальные способности.

6.Отвечает за способности к рисованию.

7.Несет большую часть ответственности за человеческие эмоции.

Психологические особенности

леворуких детей:

  • Левши обладают прекрасной пространственной ориентацией, «чувством тела», отличной координацией движений, более подвижны, чем правши;
  • Они более успешны в изучении геометрии благодаря ее пространственной природе, а вот с арифметическим счетом у них проблемы, т.к. эти действия требуют логики, последовательного мышления, а это функция левого полушария;
  • Они прекрасно справляются с различными заданиями на обобщение, но «схватывание» целостного образа изображения вместо его поэтапного анализа мешает им овладевать чтением;
  • Левшам сложнее овладеть грамотной устной и письменной речью (способность к активному воспроизводству речи у них выражена гораздо слабее, чем к пониманию слов);
  • Они плохо выполняют деятельность, требующую постоянного самоконтроля;
  • Более (чем правши) эмоциональны, впечатлительны и ранимы, в связи с чем чаще могут испытывать чувство обиды, гнева, быть раздражительными, особенно
  • в ситуации затруднений, которые встречаются у них нередко;

  • Левши наделены богатым воображением, склонны к фантазированию;
  • Иногда у левшей можно заметить небрежность и неаккуратность при рисовании, лепке и других занятиях. Категорически не рекомендуется это пресекать, потому что левши в своем большинстве – люди творческие, а, как известно, им свойственна некоторая небрежность;

Сложнее леворукий ребенок осваивает технику написания букв и все известные виды рукоделия, а это может вызвать трудности в школе. Эти трудности зачастую разрешаются естественным путем или при помощи подготовленного педагога. В настоящее время этой проблеме уделяется достаточно большое внимание: составляются методики обучения письму левой рукой, налаживается производство специальных прописей, выпускается специальная литература для педагогов и родителей, однако практически совершенно ничего не делается для того, чтобы научить левшу пришить пуговицу или научиться строгать.

Если хотите понять, каково живется левшам, попробуйте перевернуть все предметы, как бы наоборот. Скорей всего вы будете испытывать огромные трудности при обращении с самыми простыми вещами.

Сложность положения усугубляется тем, что нет методик обучения. В литературе больше обсуждается вопрос о воспитании таких детей, но нет конкретных разработок практических методик по трудовому обучению.

Но первоначально хочу предложить вам сравнительную таблицу, выполненную компьютерным методом зеркального отражения объекта, которая даёт наглядное представление о том, как видит процесс вышивания и выполняет его праворукий и леворукий человек.

Возникает необходимость индивидуального подхода к обучению леворуких учеников на уроках технологии. Поэтому целесообразно модифицировать методику выпиливания, существующую для “правшей” в специальную систему обучения “левшей”, учитывая их различия между собой.

Все вышесказанное, на мой взгляд, убеждает в том, что нельзя пытаться изменить природу так, как удобно учителям и родителям. Вероятно, в этой ситуации лучший выход - приспособиться к особенностям леворукого ребенка самим и помочь ему адаптироваться в правоориентированном мире. К сожалению, в нашей стране еще нет научно разработанной методики обучения письму леворуких детей, нет и методики их работы на уроках труда (ведь даже ножницы ему нужны другие). Поэтому наши левши учатся выполнять все учебные действия также, как и правши. И все-таки существует ряд рекомендаций, реализуя которые в практике школьного обучения можно облегчить жизнь таким детям:

Специальные материалы для леворуких детей

Точилки с резьбой против часовой стрелки

Ножницы, у которых лезвие расположено с другой стороны, ручки с углублениями под пальцы левой руки

Линейки, цифры на которой нанесены в обратном порядке.

Клавиатура для компьютера

Необходимо помочь левше организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа;

не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо;

любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно;

желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию;

необходимо вести работу с родителями леворукого ребенка, объясняя им причины и следствия особенностей их сына/дочери, советуя, как помочь ребенку преодолеть те объективные трудности, которые уже имеются и сохранить психическое и физическое здоровье ребенка;

никогда не проявлять негативного отношения к леворукости, использовать особенности такого ребенка в классе для привития детям уважения индивидуальных особенностей каждого человека, терпимости по отношению к проявлению свойств, не характерных большинству.

Как помочь леворукому ребенку

Не стоит подчеркивать эту его особенность, тревожиться (тревога взрослых всегда передается ребенку) и заранее волноваться из-за каких-то неудач, которые могут возникнуть. Важно договориться с малышом, что для письма и рисования он всегда будет использовать только левую руку (не стоит перекладывать ручку из одной руки в другую, лучше передохнуть, если рука быстро устает). Для того чтобы в будущем у него не возникали проблемы при обучении письму, нужно еще до школы (после 5 лет) научить его правильно сидеть за столом, держать ручку и тетрадь. Для правильной позы при письме необходимо:

  • сидеть прямо;
  • опираться спиной на спинку стула;
  • не касаться грудью стола;
  • ноги держать прямо, стопы поставить на пол или подставку;
  • туловище, голову, плечи держать ровно;
  • обе руки в области предплечья опереть о край стола, при этом локти должны выступать за край.

Советы родителям леворуких детей:

1.Никогда и ни при каких обстоятельствах взрослые не должны показывать ребенку негативное отношение к леворукости.

2.Следует помнить, что леворукость - индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у леворуких детей, чаще всего не связаны с этим явлением. Такие же проблемы могут быть и у любого другого ребенка.

3.Не стоит даже пробовать обучать леворукого ребенка работать правой рукой, тем более, настаивать на этом. Переучивание может привести к серьезным нарушениям здоровья.

4.Определять ведущую руку целесообразно в 4-4,5 года.

5.Леворукий ребенок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребенок уникален и неповторим.

История знает огромное количество гениальных людей, которые были левшами, и возможно, благодаря именно этой своей особенности, создали свои вечные шедевры.

Возможно, и у наших воспитанников скрыты какие-то таланты, которые им необходимо помочь развить

Если ребенок – левша, то нам просто необходимо знать психологические и другие особенности таких детей. Это позволит нам правильно его воспитывать, обучать, не привив ребенку комплекс «леворучки».

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


ЛЕВШЕСТВО – ЭТО ПРЕДПОЧТЕНИЕ НЕ ТОЛЬКО РУКИ, НО И НОГИ, ГЛАЗА, УХА И ДАЖЕ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ ЛЕВОЙ ПОЛОВИНЫ ТЕЛА ЛЕВОРУКОСТЬ – ЭТО НЕ ПРОСТО ПРЕИМУЩЕСТВЕННОЕ ВЛАДЕНИЕ ЛЕВОЙ РУКОЙ, НО И ОТРАЖЕНИЕ МЕЖПОЛУШАРНОЙ АСИММЕТРИИ, ОТЛИЧНОЕ ОТ ПРАВОРУКИХ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ МЕЖДУ ПРАВЫМ И ЛЕВЫМ ПОЛУШАРИЯМИ ГОЛОВНОГО МОЗГА






ВЫДАЮЩИЕ ЛЕВОРУКИЕ ЛИЧНОСТИ: Ю. ЦЕЗАРЬ, ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ, МИКЕЛАНДЖЕЛО П.ПИКАССО, Л.БЕТХОВЕН, Ч.ЧАПЛИН, А.МАКЕДОНСКИЙ, Л.НАПОЛЕОН, КАРЛ ВЕЛИКИЙ, В.И.ДАЛЬ, ЖАННА Д АРК, П.МАККАРТНИ, У.КЛИНТОН ЛЕВОРУКИЕ СОСТАВЛЯЮТ 20% ВСЕХ ТАЛАНТЛИВЫХ ЛЮДЕЙ С ВЫСОКИМ КОЭФФИЦИЕНТОМ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ


ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛЕВОРУКОГО РЕБЁНКА * СНИЖЕННАЯ СПОСОБНОСТЬ ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ КООРДИНАЦИИ * НЕДОСТАТКИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ И ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ * ОСОБАЯ СТРАТЕГИЯ ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ * СЛАБОСТЬ ВНИМАНИЯ * РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ


МОТИВЫ ДЛЯ ПЕРЕУЧИВАНИЯ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ * ВЕСЬ БЫТОВОЙ МИР ПРАВОРУКИЙ И, ПЕРЕУЧИВ РЕБЁНКА, ВЗРОСЛЫЕ ПОМОГУТ ЕМУ ИЗБЕЖАТЬ МНОГИХ ПРОБЛЕМ И НЕУДОБСТВ * ПРОСТО ПОТОМУ, ЧТО ВСЕ ПИШУТ ПРАВОЙ РУКОЙ * ПОТОМУ ЧТО СЧИТАЮТ НЕВОЗМОЖНЫМ В ДАЛЬНЕЙШЕМ ПРИОБРЕТЕНИЕ КАКОЙ-ТО ПРОФЕССИИ * ПОТОМУ ЧТО САМИ - ПЕРЕУЧЕННЫЕ ЛЕВШИ


ЛЕВОРУКОСТЬ – ДОСТОИНСТВО РЕБЁНКА, ЕГО УНИКАЛЬНОСТЬ И НЕПОВТОРИМОСТЬ - НЕ ПЕРЕУЧИВАЙТЕ ЛЕВОРУКОГО РЕБЁНКА – ДЕЛО НЕ В РУКЕ, А В ОРГАНИЗАЦИИ МОЗГА. ПЕРЕУЧИВАНИЕ ПРИВЕДЁТ К НЕВРОТИЗАЦИИ РЕБЁНКА - ДЛЯ ЛЕВОРУКОГО РЕБЁНКА ЖЁСТКОЕ СОБЛЮДЕНИЕ РЕЖИМА ДНЯ МОЖЕТ БЫТЬ НЕПОМЕРНО ТРУДНЫМ - ОБУЧЕНИЕ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ ДОЛЖНО БЫТЬ БОЛЕЕ ЯРКИМ И КРАСОЧНЫМ


10 СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ ЛЕВОРУКОГО РЕБЁНКА 1. ВЗРОСЛЫЕ НЕ ДОЛЖНЫ НИКОГДА ПОКАЗЫВАТЬ ЛЕВОРУКОМУ РЕБЁНКУ НЕГАТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛЕВОРУКОСТИ 2. СТАРАЙТЕСЬ ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ ЕДИНОЙ ТАКТИКИ ОТНОШЕНИЙ С РЕБЁНКОМ. РАЗДОРЫ В СЕМЬЕ И НЕСОГЛАСОВАННОСТЬ ТРЕБОВАНИЙ РОДИТЕЛЕЙ К РЕБЁНКУ ВСЕГДА ОСЛОЖНЯЮТ СИТУАЦИЮ 3. НЕОБХОДИМО НАУЧИТЬСЯ ВНИМАТЕЛЬНО НАБЛЮДАТЬ ЗА СВОИМ РЕБЁНКОМ, ВИДЕТЬ И РАЗЛИЧАТЬ ЕГО СОСТОЯНИЯ, ЗНАТЬ ПРИЧИНЫ ЕГО ОГОРЧЕНИЙ И РАДОСТЕЙ, ПОНИМАТЬ ЕГО ПРОБЛЕМЫ, ПОМОГАТЬ ЕМУ ИХ ПРЕОДОЛЕВАТЬ


4. ПОМНИТЕ, ЧТО ЛЕВОРУКОСТЬ – ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ НОРМЫ, ПОЭТОМУ ТРУДНОСТИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ У ЛЕВШИ, СОВСЕМ НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО СВЯЗАНЫ С ЕГО ЛЕВОРУКОСТЬЮ, ТАКИЕ ЖЕ ПРОБЛЕМЫ МОГУТ БЫТЬ И У ПРАВОРУКОГО РЕБЁНКА 5. НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ «ПРОБОВАТЬ» НАУЧИТЬ РЕБЁНКА РАБОТАТЬ ПРАВОЙ РУКОЙ, ТЕМ БОЛЕЕ НАСТАИВАТЬ НА ЭТОМ. ПЕРЕУЧИВАНИЕ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К СЕРЬЁЗНЫМ НАРУШЕНИЯМ ЗДОРОВЬЯ 6. ОПРЕДЕЛИТЬ ВЕДУЩУЮ РУКУ ЦЕЛЕСООБРАЗНО В 4 – 4,5 ГОДА И НЕ МЕНЯТЬ ЕЁ, ДАЖЕ ЕСЛИ КАЧЕСТВО ПИСЬМА И РИСОВАНИЯ БУДЕТ НЕ ОЧЕНЬ УДОВЛЕТВОРЯТЬ ВАС


7. НАУЧИТЕ ЛЕВОРУКОГО РЕБЁНКА ПРАВИЛЬНО СИДЕТЬ ЗА РАБОЧИМ СТОЛОМ, ПРАВИЛЬНО ДЕРЖАТЬ РУЧКУ, РАСПОЛАГАТЬ ТЕТРАДЬ. ПОМНИТЕ, СВЕТ ПРИ РАБОТЕ ДОЛЖЕН ПАДАТЬ СПРАВА 8. ПРИ ОБУЧЕНИИ ПИСЬМУ ИСПОЛЬЗУЙТЕ «ПРОПИСИ ДЛЯ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ». ПОМНИТЕ, МЕТОДИКА БЕЗОТРЫВНОГО ПИСЬМА НЕПРИМЕНИМА ПРИ ОБУЧЕНИИ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ 9. НЕ ЗАСТАВЛЯЙТЕ ЛЕВОРУКОГО РЕБЁНКА ЧИТАТЬ, ЕСЛИ ОН САМ ОТКАЗЫВАЕТСЯ, ДАЖЕ ЕСЛИ ВЫ УВЕРЕНЫ, ЧТО ОН ЗНАЕТ ВСЕ БУКВЫ. СКЛАДЫВАЙТЕ БУКВЫ ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ, ПИШИТЕ БУКВЫ, ИГРАЙТЕ С БУКВАМИ – ЭТА РАБОТА ОБЛЕГЧИТ РЕБЁНКУ РАСПОЗНАВАНИЕ БУКВ И ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ






Это преимущественное пользование левой рукой при выполнении двигательных действий. Распространенность л., по данным разных авторов, от 5 до 35 %. Выделяются три варианта л.: генетически закрепленная, компенсаторная (патологическая), вынужденная (механическая). Доказана генетическая зависимость л.: если в семье оба родителя леворукийй, то до 50 % детей тоже леворукийй. Однако механизм наследования до конца не ясен. Одна из последних моделей наследования л., известная как «Теория правого сдвига», предложена английской ученой М. Аннет, согласно этой модели фактор правого сдвига определяет вероятность доминирования левого полушария как для речевых, так и для моторных функций (т. е. определяет правору-кость). Леворукость. же объясняется отсутствием гена, содержащего фактор правого сдвига, и тогда возможен инвариантный случайный выбор, т. е. фактически праворукость наследуется, а леворукость нет.


Можно использовать систему тестов для определения ведущей руки разработанную М.Г. Князевой и В.Ю. Вильдавским. 1. Лучше, чтобы ребёнок не знал, что вы что-то проверяете, поэтому предложите ему позаниматься или поиграть. 2. Это должна быть игра по правилам: взрослый должен сидеть строго напротив ребёнка, а все приспособления, пособия, предметы следует класть перед ребёнком на середину стола, на равном расстоянии от правой и левой руки. Лучше, если коробочки, бусины, мяч, ножницы и т.д. будут разложены рядом со столом на низком столике, чтобы ребёнок не видел их, не отвлекался.


Первое задание: "РИСОВАНИЕ". Положите перед ребёнком лист бумаги и карандаш, предложите ему нарисовать то, что он хочет. Не торопите ребёнка. После того как он закончит рисунок, попросите его нарисовать то же самое другой рукой. Часто дети отказываются: "Я не умею, у меня не получится". Можете успокоить малыша: "Я знаю, что трудно нарисовать такой же рисунок правой (левой) рукой, но ты постарайся". Подбодрите его, скажите, что он делает всё верно. В этом задании нужно сравнивать качество выполнения рисунков. Проследите за тем, чтобы ребёнок правильно и удобно держал ручку или карандаш, не напрягался при выполнении задания, правильно сидел. Во всех заданиях, приведённых ниже, ведущей рукой следует считать ту, которая выполняет более активные действия. Второе задание: "ОТКРЫВАНИЕ НЕБОЛЬШОЙ КОРОБОЧКИ". Для выполнения этого задания можно использовать спичечный коробок или коробочки со счётными палочками. Ребёнку предлагают несколько коробков, чтобы повторение действия исключало случайность в оценке этого теста. Задание: "Найди спичку (фигуру) в одной из коробочек". Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробочки.


Третье задание: "ПОСТРОЙ КОЛОДЕЦ ИЗ ПАЛОЧЕК". Сначала из палочек строится четырёхугольник, а затем выкладываются второй и третий ряды. Четвёртое задание: "ИГРА В МЯЧ". Нужен небольшой мяч (теннисный), который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладётся на стол прямо перед ребёнком, и взрослый просит бросить ему мяч. Задание нужно повторить несколько раз. Можно бросить мяч в цель, например, в корзину, ведёрко, круг. Пятое задание: "ВЫРЕЗАНИЕ НОЖНИЦАМИ РИСУНКА ПО КРУГУ". Можно использовать любую открытку (вырезать цветок, зайчика, узор и т.п.). Учтите, что более активной может быть рука, которой ребёнок держит ножницы, и та, которой он держит открытку. Ножницы могут быть неподвижны, а открытку ребёнок будет поворачивать, облегчая процесс вырезания. Вы можете получить неверный результат, если размер и форма ножниц не соответствует руке ребёнка. Это задание можно заменить раскладыванием карточек лото (карт). Все карточки (10-15 штук) ребёнок должен взять в одну руку, а другой (как правило, эта рука ведущая) раскладывать карточки. Можно использовать карточки детского лото. Карточки стопкой нужно положить строго на середину стола перед ребёнком и только после этого ещё раз сформулировать задание: " Возьми все карточки в одну руку, а другой разложи их перед собой". Для того, чтобы ребёнку было интереснее, попросите его называть то, что нарисовано на карточках.


Шестое задание: "НАЙДИ ДЫРОЧКУ" Предложите ребёнку нанизывать бисер или пуговицы на иголку с ниткой или шнурок. Седьмое задание: "ВРАЩАТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ" Ребёнку предлагают открыть несколько флаконов, баночек (2-3 штуки) с завинчивающимися крышками. учтите, ребёнок может держать флакон или баночку за крышку, а крутить сам пузырёк. Восьмое задание: "РАЗВЯЗЫВАНИЕ УЗЕЛКОВ" Заранее неплотно завяжите несколько узлов из шнура средней толщины. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая рука держит узел). В этом задании бывает сложно выделить ведущую руку, т.к. развязывание узелков процесс довольно сложный и ребёнок, как правило, использует обе руки. Можно использовать иной вариант этого задания - составления цепочки из скрепок. Как правило, ребёнок в одной руке держит скрепку, а другую скрепку пытается присоединить. Девятое задание: "ПОСТРОЕНИЕ ДОМА ИЗ КУБИКОВ" Ведущей является рука, которая чаще берёт, укладывает и поправляет кубики. При складывании кубиков чаще используются обе руки. Кроме того, это довольно привычный вид деятельности для любого ребёнка, поэтому можно продублировать задание, предложив, ребёнку конструктор, мозаику с конкретным заданием.


Десятое задание: ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. Это данные о семейной леворукости. Если в семье у ребёнка есть леворукиййе родственники - родители, братья, сёстры, бабушки, дедушки, нужно поставить "+" в графу "Левая рука", если нет - в графу "Правая рука". Если вы получили больше семи плюсов в графе "Левая рука", то, скорее всего ребёнок леворукиййй. Внимательно проанализируйте результаты. Если вы получили все плюсы в графе "Левая рука" за задания 2-9, а за первое задание - рисование плюс будет стоять в графе "Правая рука", то это означает, что бытовые действия ребёнок действительно может лучше выполнять левой рукой, а графические - правой. В этом случае, выбирая руку для письма, следует учесть преимущество правой руки в выполнении графических заданий. Если при выполнении задания ребёнок активнее работает левой рукой, то ставится знак "+" в графу "Левая рука", при предпочтении правой - в графу "Правая рука". Если одинаково использует как правую, так и левую руку, знак "+" ставится в графу "Обе руки". Задани е Левая рука Обе руки Правая рука


Что только не приходится слышать о левшах, чуть ли не то, что их посылают на землю инопланетяне! Не верьте, если вам говорят, что левши чаще болеют, плохо спят, отличаются слабым интеллектом, грубостью, застенчивостью, неуверенностью в себе, эмоциональной неуравновешенностью, тревожностью и боязливостью. Все это не более, чем мифы, которые возникают вследствие незнания этого вопроса. Если подобное и наблюдается у леворукого ребенка, то уж точно не по причине того, что он левша, а вследствие других факторов: неправильного воспитания, особенностей психики и темперамента ребенка и других.


Ряд проведенных научных исследований практически, а не теоретически показали, что: Интеллектуальное развитие леворукиййх детей ничем не отличается от интеллектуального развития праворуких детей, причем в ходе исследования многие левши показывали более высокий результат. В стрессовых ситуациях леворукиййе дети проявляют большую деликатность и менее подвержены негативному влиянию стресса, у них лучше получается сохранять самообладание и спокойствие, при этом не теряя оптимистичный настрой. А это очень актуально в нашем современном мире, когда каждый день человеку приходится переживать множество стрессов. В затруднительных ситуациях левши быстрее находят путь решения проблемы, чем праворукие дети


1. Не переучивайте левшу сами и не давайте это делать другим. Перед тем, как ваш ребенок пойдет в первый класс, поговорите с учителем, чтобы он был в курсе и помогал вам в воспитании и обучении ребенка-левши. 2. Если ваш ребенок чрезмерно эмоционален и в чем-то неаккуратен, то не кричите и не наказывайте его за это. Помните, что в этом виноват не он сам, а особенность его головного мозга, вследствие которой, он, например, может расплакаться и эмоционального переживать за героев мультфильма. 3. Левши – творческие дети и их фантазия просто безгранично. Не смейтесь над его небылицами, которые он может рассказывать вам взахлеб. Например, что ночью он был на Марсе, на прогулке в детском саду виделся с загадочным животным и так далее. 4. Помните, левша мыслит и запоминает образами, поэтому во время обучения для лучшего запоминания используйте картинки и другие наглядные пособия. 5. Ребенка-левшу не рекомендуется отдавать в кружки и другие детские объединения, где большое количество детей. Это связано с тем, что леворукиййе дети с трудом подчиняются жестким правилам. 6. Как можно раньше научите ребенка-левшу правильно держать ручку – так, как это необходимо именно леворукому ребенку. Воспользуйтесь специальными прописями для левшей. 7. Не перегружайте ребенка домашними делами и занятиями, но при этом следите, чтобы он не болтался просто так. Ребенок-левша очень ранимый и чувствительный, старайтесь не кричать и не наказывать его, выберите другую тактику воспитания, способную привести к желаемому результату. Если вам это затруднительно, не бойтесь обращаться к детским психологам за помощью и консультацией.


Если ваш ребенок – левша, то вы просто обязаны знать психологические и другие особенности таких детей. Это позволит вам правильно его воспитать, не привив своему малышу комплекс «леворучки». История знает огромное количество гениальных людей, которые были левшами, и возможно, благодаря именно этой своей особенности, создали свои вечные шедевры. Среди таких людей множество ученых, композиторов, художников, писателей, полководцев и президентов, актеров и других. Левшами были Ньютон и Эйнштейн, Бах и Бетховен, Пикассо и Микеланджело, Леонардо да Винчи и Маяковский, Македонский, Бонапарт и Юлий Цезарь, Авраам Линкольн и Чарли Чаплин, Мерилин Монро и многие, многие другие. Согласитесь, при таком внушительном звездном списке, наверно, не так уж и плохо быть левшой! Обратите внимание, и возможно, в вашем ребенке-левше скрыты какие-то таланты, которые ему необходимо помочь развить

Леворукий первоклассник

Выполнила

Рыбак Мария


  • Актуальность
  • Основные понятия
  • Особенности познавательной сферы у леворуких
  • Организация учебной деятельности леворуких
  • О переучивании
  • Вывод

Актуальность

Число леворуких людей в мире имеет положительную динамику. Возрастание количества леворуких учащихся актуализирует необходимость проведения специальной работы по их адаптации к праворукому миру. Особо остро она проявляется у первоклассников, которых до настоящего времени продолжают обучать по методикам, ориентированным на праворуких школьников.


Статистические данные



Основные понятия

Леворукость - доминирование левой руки, каторая становится ведущей прежде всего в силу врожденного доминирования правого полушария головного мозга. (Большая психологическая энциклопедия)

Леворукость – это не просто предпочтение левой руки, но и совершенно отличное от нормы распределение функций между полушариями мозга. (Л. С. Славина)


  • Генетический – родитель левша;
  • компенсаторный – поражение левого полушария головного мозга;
  • вынужденное – травма правой руки, подражание взрослым;
  • скрытое – смена доминирующего полушария.

  • Центр речи в левом полушарии;
  • центр речи в правом полушарии;
  • центр речи в обоих полушариях.

  • Хлопать в ладоши (ведущая рука сверху);
  • погладить игрушку (гладит ведущая рука);
  • найти спичку в одном из коробков (открывает и закрывает коробок ведущая рука);
  • протереть тряпкой классную доску (держит тряпку и протирает ведущая рука);
  • переплетение пальцев рук (сверху при переплетении большой палец ведущей руки);
  • «поза Наполеона» (скрещивание рук; кисть ведущей руки оказывается на предплечье другой руки)..

Сниженная способность зрительно- двигательных координаций


Особенности познавательной сферы у леворуких

Недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти, трудности при анализе пространственных соотношений


Особенности познавательной сферы у леворуких

Особая стратегия переработки информации, аналитический стиль познания


Особенности познавательной сферы у леворуких

Слабость внимания, трудности переключения и концентрации


Особенности познавательной сферы у леворуких

Речевые нарушения


Ставить руку так, чтобы строка была открыта. Правонаклонный разворот тетради и прямое (безнаклонное) письмо. Держание ручки: обычное или инвертированное.


Организация учебной деятельности леворуких

Способ написания удобный ребенку, письмо может быть отрывным


Организация учебной деятельности леворуких

Сажать ребенка так, чтобы окно было слева


  • правильно сидеть;
  • правильно держать ручку и бумагу;
  • рисовать прямые линии – вертикальные, горизонтальные, наклонные;
  • рисовать прямые и наклонные параллельные линии;
  • рисовать полуовалы – верхние, нижние;
  • рисовать круги и овалы;
  • рисовать зигзаги (плавно передвигая руку);
  • рисовать линии, полуовала, овалы определенной величины (вводим ограничительную линейку – строку);
  • печатные буквы и учимся писать их правильно;
  • элементы письменных букв.

Тренировка зрительной памяти и внимания


Развитие мелкой моторики


Развитие речи


О переучивании

На I Всесоюзный семинар 1985 года «Охрана здоровья леворуких детей» были приняты следующие решения:

  • отказаться от переучивания леворуких детей;
  • разработать методические рекомендации по учебной работе левшей;
  • выявлять леворукость при диспансеризации детей с внесением данных об этом в амбулаторные карты;
  • категорически противопоказано «двойное» переучивание после.

  • Истерический нервоз.
  • Невротические тики.
  • Невротическое заикание.
  • Энурез.
  • Нервоз навязчивых состояний.
  • Астенический нервоз.

  • Не переучивайте леворукого ребенка.
  • Леворукость – достоинство ребенка, его уникальность и неповторимость.
  • Обучение должно быть более ярким и красочным.
  • Леворукий ребенок раним, требует бережного, внимательного и доброго отношения.
  • Необходимо учитывать особенности развития.

  • Запрещено просить переписывать, перерисовывать.
  • При выполнении домашнего задания соблюдайте принцип постепенности и умеренности нагрузки.
  • Запрещено требовать правонаклонное и безотрывное письмо.
  • При трудностях в обучении необходимо обращаться к специалистам.

Вывод

Рассмотрев особенности леворуких детей, мы выяснили, что ребенок нуждается в педагогическом сопровождении на протяжении всего обучения.

Важно, чтобы ребенок видел важность и понимание его леворукости со стороны взрослых.


  • Безруких, М.М. Леворукий ребенок: Тетрадь для занятий с детьми. Методические рекомендации./ М.М. Безруких // - М.:Вентана-Граф, 2001. – С. 64
  • Большая психологическая энциклопедия // под ред. Н. Дубенюк/ – Эксмо, 2007. – С. 720
  • Психическая психология образования: учеб. для высших и средне специальных учебных заведений //А. Д. Андреева, А. Д. Воронова, Т. В. Вохмянина и др.; под ред. И.В. Дубровиной / – М.: Сфера, 2000. – С. 526