Рисование богородские игрушки старшая группа конспект занятия. Конспект занятия «Знакомство с богородской игрушкой

Привет, друзья! Не секрет, что начальная школа - дополнительный источник творческого вдохновения не только для детей, но и для их родителей (по крайней мере, для тех родителей, которые не прочь помастерить-порукодельничать на досуге). Разнообразные конкурсы и творческие задачи (например, по оформлению класса к празднику) заскучать не дадут. А порой они подталкивают к весьма интересным экспериментам, которым в собственном графике вряд ли нашлось бы место.

Наш сын Володя учится в третьем классе, и сейчас в школе проходит конкурс на тему изготовления славянской игрушки своими руками из любых материалов. Конкурс — для учащихся, но участие родителей подразумевается. :)

Миссия поддержать честь класса в этом конкурсе выпала нам. С темой мы как-то сразу определились — знаменитая богородская игрушка"Кузнецы", та самая, где мужик и медведь кувалдами стучат по наковальне.

Кстати, собирая материал для нашей затеи, заодно почитала про историю богородской игрушки. Так вот, родиной этого народного промысла резных деревянных игрушек и скульптур является старинное подмосковное село Богородское. В конце XVI века село было передано Троице-Сергиеву монастырю, который являлся одним из крупных центров художественных ремесел Руси.

Считается, что именно благодаря влиянию Троице-Сергиева монастыря зародился и получил развитие Богородский промысел. Игрушке «Кузнецы» насчитывается уже более 300 лет, и она по праву является символом промысла.

Согласно упоминаниям в старинных документах Пётр I дарил «Кузнецов» своему сыну царевичу Алексею. А французский скульптор Огюст Роден, рассматривая эту богородскую игрушку, произнёс: «Народ, который создал эту игрушку, - великий народ.»

При желании Вы найдёте в сети много интересной информации об истории и современном развитии Богородского промысла.

А мы пока пойдём дальше. Конечно, о том, чтобы сделать игрушку «Кузнецы», как положено, из дерева, мы даже не помышляли. А вот выполнить её из более мягкого и податливого материала — гофрокартона — эта идея показалась нам вполне осуществимой.

Как оказалось впоследствии, в своих прогнозах мы не ошиблись, игрушка получилась что надо! Характерную особенность богородской игрушки — подвижность элементов — удалось воплотить на все сто: мужик и медведь весело колотят по наковальне, и звук при этом издаётся, почти как при стуке по дереву.

И вообще изделие вышло достаточно прочным благодаря многослойной конструкции.

Но давайте перейдём к самому процессу изготовления, и вы сами увидите все нюансы.

Мастер-класс: богородская игрушка «Кузнецы» из картона

Материалы и инструменты:

— листы офисной бумаги формата А4 (для печати шаблонов);
— микрогофрокартон;
— деревянные шпажки;
— канцелярский нож;
— ножницы;
— металлическая линейка;
— пробойник и молоток либо шило;
— клей «Момент Кристалл»;
— двусторонний скотч;
— акриловые краски и кисти.

Началось всё вот с этого рисунка игрушки «Кузнецы», найденного в сети.

На его основе были подготовлены шаблоны для вырезания из картона, и дело пошло. Шаблоны можете сразу скачать здесь:

Хочется отдельно остановиться на основном материале для изготовления игрушки. Мы использовали микрогофрокартон (это одна из разновидностей упаковочного гофрокартона). Он трёхслойный (два плоских, один гофрированный), его толщина 1,5-2 мм.

Почему именно микрогофрокартон? Помимо того, что с гофрокартоном у нас вообще давние тёплые отношения, этот материал очень удобен в обработке. Он легко режется, а при склеивании нескольких слоёв получаются довольно плотные и прочные детали.

В принципе в качестве альтернативы можно использовать, к примеру, переплётный картон толщиной 1,5 мм. Но резать его тяжелее. Особенно сложно будет вырезать головы мужика и медведя.

К тому же микрогофрокартон гораздо дешевле. А если использовать б/у коробки, то он вообще обойдётся бесплатно. В коробки из микрогофрокартона обычно упаковывают кондитерские изделия, посуду, косметическую и фармацевтическую продукцию и многое другое.

Найти подходящие коробки не составит труда. А с учётом масштаба деталей, потребуется картона совсем не много.

1. Подготовка деталей игрушки «Кузнецы».

Вырезаем из картона по шаблонам все детали. Для удобства количество шаблонов равно количеству деталей.

Технология проста: вырезаем шаблон или группу шаблонов с небольшими припусками и прикрепляем к изнаночной стороне картона кусочками двустороннего скотча, после чего вырезаем детали. Более подробно и наглядно этот процесс продемонстрирован .

При размещении шаблонов на картоне обратите внимание на рекомендуемые направления волн гофрированного слоя (в файле есть соответствующие обозначения). От этого зависят и внешний вид, и механические характеристики деталей.

Вот вырезаны все детали наковальни:

Две трапециевидные детали (они нужны для заполнения зазоров между частями наковальни и планкой) необходимо сплющить.

Вырезаем детали кувалд. Ну, здесь вообще всё предельно просто.

В качестве рукояток будут отрезки деревянной шпажки длиной 30 мм . В данном случае лучше использовать шпажку потолще.
Далее вырезаем детали планок. Здесь для повышения жёсткости в среднюю деталь каждой планки на всякий случай вставлены кусочки деревянной шпажки (эта шпажка меньшего диаметра, чем шпажка для кувалд).

В принципе это делать не обязательно. Просто детали узкие и длинные, поэтому легко гнутся (особенно с учётом поперечного расположения волн гофрированного слоя). Не хотелось рисковать — на всякий случай укрепили.

Когда склеите слои планок даже без шпажек, прочность и жёсткость их заметно повысится. А поперечные усилия на планки при функционировании готовой игрушки «Кузнецы» прилагаться не должны. Думаю, в любом случае всё должно быть в порядке.

Но если всё же хочется большей надёжности, Вы знаете, как поступить. :)

На внешних деталях нижней планки сразу поставьте кончиком ножа небольшие отметки, где должна быть наковальня.

На всех деталях планок проделываем отверстия. Мы использовали пробойник из набора «Зубр».

Если же такого инструмента нет в наличии, то просто проколите отверстия шилом, а затем расширьте их шпажкой, кусочки которой будете использовать в качестве стержней при сборке игрушки.

Важный момент: шпажка должна свободно вращаться в отверстиях планки.

Переходим к самому сложному и ответственному этапу — вырезанию деталей мужика и медведя.

Здесь по 2 группы деталей в зеркальном отражении. Это сделано для того, чтобы у готовой фигуры с обеих сторон внешние детали располагались лицевым слоем наружу.

Поначалу мы даже прорисовали пальцы на лапах медведя и руках мужика. Но вырезать это слишком уж муторно. Хотя вроде даже получилось.

Итоговые шаблоны в этой части были упрощены, так что Вам будет чуть-чуть полегче. :)

Для тех, кто будет вырезать подобные фигурки из картона впервые, подсказка : сложные мелкие контуры (например, лицо мужика или морду медведя) следует прорезать короткими надавливающими движениями самым кончиком лезвия ножа. Сначала продавите таким образом контур участка, потом уже прорежьте линию на всю толщину картона.

И ещё на некоторых деталях сразу нужно проделать отверстия для стержней, на которых фигурки наших «кузнецов» будут крепиться.

Важный момент: а в этом случае шпажка должна входить в отверстие плотно.

2. Сборка игрушки «Кузнецы».

Склеиваем детали всех элементов игрушки.

В отверстие кувалды капаем чуть-чуть клея (для этого удобно использовать зубочистку) и вставляем рукоятку.

Склеиваем блоками детали наковальни, как показано на фото.

Затем склеиваем блоки. Прижмите рабочую поверхность наковальни к столу, чтобы она получилась ровной.

Склеиваем детали верхней и нижней планок.

Заодно подготовим 4 стержня. Длину определяем в зависимости от количества слоёв и толщины картона.

Наносим клей на трапециевидные детали наковальни и приклеиваем к нижней планке. Верхнюю планку тоже вставьте, чтобы удостовериться, что она двигается свободно.

Склеиваем детали мужика. Здесь соберите всю среднюю часть, приклейте к ней одну собранную сторону. Вторую сторону пока не присоединяйте.

Аналогично подготавливаем части медведя.

Ну вот, осталось только прикрепить наших «кузнецов» к подвижным планкам.

Вставляем в отверстия на ноге медведя и приклеиваем 2 стержня, как показано на фото.

Вставляем стержни в отверстия планок.

Смазываем клеем поверхность средней части медведя, а также отверстия на второй ноге. И приклеиваем оставшуюся часть фигуры так, чтобы стержни попали в отверстия.

Вставляем и приклеиваем кувалду.

Если планируете окрашивать игрушку, то кувалду можно пока не приклеивать. Даже лучше сначала окрасить части игрушки «Кузнецы», а потом уже приступать к сборке.

Аналогичным образом прикрепляем к планкам мужика.

Вот теперь всё. Наша картонная копия богородской игрушки «Кузнецы» готова!

Смешно сказать, но мы сами испытали детский восторг, когда опробовали её в деле. :) Работает ведь! Всё двигается, молоточки стучат — просто чудо))

Что и говорить про наших третьеклассников, которые, когда мы наконец предъявили результат, тоже рады были подвигать планочки и послушать звонкий перестук картонных кувалд.)

Кстати, в процессе подготовки описания появилась мысль, как сделать так, чтобы картонный «окрас» игрушки на торцах был более равномерный. Сейчас, как видите, одна половинка темнее, другая — светлее. Мелочь, конечно, но всё же...

Так вот, можно чередовать зеркальные слои: 1 слой из одной группы деталей, затем слой из второй группы и т.д.

На этом наша работа по созданию русской народной игрушки «Кузнецы» была завершена. Но точку пока ставить рано. Предстояло ещё игрушку раскрасить.

За выполнение этой задачи взялась артель художниц из нашего класса. А Володя взял на себя, скажем так, координационные функции. :)

Окрашивали игрушку акриловыми красками.

Девочки взялись за дело серьёзно, даже изучили образцы народных костюмов.

В итоге получилась вот такая нарядная и весёлая подвижная игрушка с традиционным сюжетом.

Теперь ждём итогов конкурса. :)

Друзья, как вам такое воплощение богородских «Кузнецов»? Мне кажется, такая игрушка вполне достойна того, чтобы использовать её по прямому назначению — для игр малышей.

Ультра-бюджетный вариант. Но это, конечно, не самое главное. Важнее всего то, что вы легко можете сделать игрушку своими руками и даже привлечь к этому занимательному процессу детей. Если в силу возраста вырезать-склеивать картонные детали ещё рановато, то уж для раскрашивания никаких возрастных ограничений нет.

* * *

PS. В преддверии праздника 8 Марта Оля Качуровская разработала новые тематические шаблоны для вырезания в продолжение серии праздничных шоколадниц.

Если Вы ещё не успели скачать бесплатные шаблоны в магазине Картонкино, забирайте наш подарок к празднику прямо сейчас:

С наступающим праздником, дорогие читательницы! Солнечного вам настроения! Пусть наступившая весна наполняет вас свежими силами, энергией, вдохновением! Пусть будет побольше поводов для радостных улыбок! Любви, счастья, семейного благополучия все вам!

До новых встреч на КАРТОНКИНО!

Ваша Инна Пышкина.

Татьяна Воронина
Конспект занятия «Знакомство с богородской игрушкой»

Тема «Знакомство с богородской игрушкой » .

Цель : познакомить детей с богородской игрушкой , привлечь внимание детей к игрушке , способствовать пониманию ее содержания.

Задачи : 1) формировать у детей интерес к народной игрушке ; познакомить с историей возникновения богородской игрушки ; 2) развивать память детей через повторение русских народных потешек; умение слушать сказку внимательно; 3) воспитывать интерес к народным промыслам.

Материал : богородские игрушки , иллюстрации с изображением богородских игрушек , села Богородское ; корзина, баранки для угощения детям.

Предварительная работа : просмотр презентации «Богородская игрушка » ; повторение русских народных потешек.

Ход занятия.

Воспитатель : Дети, отгадайте загадку

Зверь лохматый, косолапый,

Он сосет в берлоге лапу (медведь) .

Ответы детей.

(Воспитатель показывает игрушку Медведя ) .

Воспитатель : Эта игрушка создана народными умельцами. Близ старинного подмосковного города Сергиева Посада, на высокой горе, среди лесов и полей раскинулось село Богородское . Давным-давно в селе жила семья. Задумала мать позабавить своих деток. Вырезала она из чурбачка фигурку и назвала ее Аука. Дети порадовались, поиграли и закинули Ауку за печку. Раз муж собрался на ярмарку и говорит : «Возьму-ка я Ауку на базар и покажу ее там продавцам. Ауку купили и еще попросили сделать такие игрушки . С тех пор и появилась резьба игрушки в Богородском селе и стала она называться «Богородская игрушка » . С помощью игрушек рассказывают сказки . Но прежде, чем вы послушаете сказку, поиграем с пальчиками.

Пальчиковая игра «Мишка»

Туки-туки, мишка (постукивание кулаками друг о друга)

В свой бежит домишко (бегают пальчиками) .

Забегает во двор

И калитку на запор! (сцепить руки в замок)

Спрятался в домишко (руки над головой, изображая крышу)

Наш мохнатый мишка.

Мишка очень любит спать,

Лапу толстую сосать (обе руки складывают возле уха) .

Воспитатель : Ребята, посмотрите, что у меня есть (обращает внимание детей на корзину) . Эта корзина не простая, а волшебная. В ней живет сказка. Я знаю много сказок, а сегодня я вам сказку хочу не рассказать, а показать, а вы мне будете помогать.

Жили-были дед «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор» (показ иллюстрации «Дед едет на лошадке» ) и бабка «Тень-тень-потетень в огороде-то плетень. В избе печка топится, бабушка торопится». Бабушка хозяйничала по дому, вязала носки (показ иллюстрации «Бабушка вяжет носки» ). И были у бабушки курочки (показ иллюстрации «Курочки клюют зернышки» ). Жили дед с бабкой поживали, да вот беда, были они старые и все им было тяжело делать. А жили они на краю леса, на опушке. Узнали звери, что деду с бабкой тяжело справляться, и решили они им помочь. Михайло Потапыч вместе с дедом в кузнице работал, молотом стучал «Что за грохот, что за стук? Тук-тук, тук-тук» (показ иллюстрации «Дед с медведем молотами стучат» ). А Настасья Петровна решила сыночка-медвежонка в баньке попарить «Водичка-водичка, умой мое личико, чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок» (показ иллюстрации «Медведица купает медвежонка» ). Пока звери делами занимались, бабка напекла баранок. Вечером уселись все за стол «Ай, качи-качи-качи, глянь баранки-калачи, с пылу, с жару из печи, все румяны, горячи». (Воспитатель показывает детям баранки на подносе) .

Воспитатель : Трудолюбивые звери жили в этом лесу. Вот и сказке конец, а кто слушал-молодец. Ребята, интересная сказка?

Ответы детей.

Воспитатель : Дети, а как вы думаете, Михайло Потапыч, он очень сильный? А почему?

Ответы детей.

Воспитатель : Наверное, потому что он занимался физкультурой. Давайте и мы покажем, как мы можем заниматься

Физкультминутка

Я прошу подняться вас- это раз,

Повернулась голова- это два.

Руки вниз, вперед смотри – это три,

С силой их к плечам прижать – это пять.

А теперь тихонько сесть – это шесть.

Воспитатель : Дети, какая игрушка нам рассказала сказку?

Ответы детей.

Воспитатель : А из какого села умельцы сделали эту игрушку ?

Дети : Из Богородского .

Воспитатель : Из чего сделаны игрушки ?

Дети : Из дерева.

Воспитатель : Значит, они какие?

Дети : Деревянные.

Воспитатель : Эти вещи нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты древней красоты.

Чтоб ввести нас в мир добра.

Чтоб сказать, что есть в России чудо-мастера.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Знакомство с дымковской игрушкой» «Знакомство с дымковской игрушкой» Младшая группа. МБДОУ «Березка» Воспитатель: Мухаметшина Н. В. Виды детской деятельности.

Краткосрочный проект «Знакомство с дымковской игрушкой» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №14 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга.

Виды детской деятельности. Игровая, познавательно-исследовательская, речевая, коммуникативная, продуктивная, художественная. Задачи: 1.

Конспект открытого занятия «Знакомство с русской народной деревянной игрушкой-свистулькой, роспись птички свистульки» Цель: Познакомить с русской народной игрушкой – свистулькой. Учить детей на силуэте птички строить нарядный узор при помощи чередования.

Конспект занятия в 1 младшей группе «Знакомство с русской народной игрушкой матрешкой» Тема: «Знакомство с русской народной игрушкой матрешкой» Реализация образовательных областей: «Коммуникация», «Познание». Цели: Продолжать.

Конспект занятия «Знакомство с народной игрушкой-матрешкой» Цель: 1. Знакомство детей с дидактической народной игрушкой 2. Упражнять детей в умении группировать предметы по цвету и величине. Материал:.

Раньше она была во многих детских садах, а заказы на изготовление поступали даже сверху. Сейчас Богородской игрушке очень трудно. Государству на промысел пофиг. Совсем умереть ей не дают мастера, работающие на фабрике за копейки. Даже на частных заказах по дереву далеко не уехать, они больше поднимают настроение, чем дело. Работники фабрики до сих пор вспоминают, как однажды пришёл новый русский и попросил изготовить в подарок тёще ступу. С намёком)

Сегодня - фабрика Богородской игрушки.

Игрушке около 350 лет. Тогда под контролем Троице-Сергиевой лавры в расположенном недалеко селе Богородское начала развиваться обработка дерева. Вырезали инокостасы, наличники, деревянные скульптуры и игрушки. Позже появилась школа мастеров-резчиков и профессиональная артель, нынешняя фабрика.

Более романтическая версия говорит про крестьянина, детям которого надоело играть с деревянной куклой и они её бросили. Крестьянин отвёз куклу на ярмарку, где ему повезло - игрушку увидел купец и заказал партию. Так и начали жители Богородского заниматься "игрушечным бизнесом".

1. Изготавливают игрушку из просушенной за 3-5 лет липы. Это мягкое дерево хорошо подходит для резки

2. После просушки дерево отправляется на зарубку. Обрабатывают будущую игрушку вручную или на токарном станке

3. Заготовку изделия сначала вырубают топором или выпиливают ножовкой по шаблону

4. Потом обрабатывают инструментами - стамесками и специальными очень острыми богородскими ножами. Да, ножи тоже были местные. Когда-то пока одна часть села делала игрушки, вторая - готовила ножи и стамески для их изготовления. Сейчас мастера пользуются привозным инструментом или делают его сами, осталось только название

5. У работника с опытом на вырезку одной заготовки тратится 15-20 минут. Впрочем, рабочий день мастера на фабрике короткий - до обеда. Дальше многие идут домой на частную работу или выполнять заказ фабрики. Мы приехали как раз обеду, и все мастера уже разошлись. Пришлось всё показывать сопровождающей

6. В месяц по норме положено сдать 130-140 изделий. Порезы и ссадины - обычное дело при работе, но люди не унывают

9. После обработки игрушку собирают по частям

10. А это - будущие Карлсоны. Ниже будут раскрашенные

11. Хотя традиционно игрушку не расписывали, сейчас от этого правила иногда отступают. Получается не хуже)
Работают гуашью, а после покрывают безвредным масляным лаком

12. Раньше на фабрике дела шли отлично и работало несколько сотен человек. Теперь рабочих становится всё меньше и меньше, некоторые цеха даже пустуют. Говорят, что за 12 лет коллектив уменьшился в 2 раза и сильно постарел

15. Просто класс. Игрушка держится в руках, шарик вращается - Карлсон двигает рукой и ест варенье, банку с которым ему ещё не прикрепили

18. Есть игрушки и с героями других сказок. Здесь шарик крутится, а бабка с дедом пекут колобок

Встречаются разные подвижные сюжеты - кот ловит рыбу, куры клюют зерно. Такая игрушка развивает воображение и руки

20. Неокрашенная игрушка часто изображает быт крестьянина, "помогают" которому звери. Впрочем, сюжетов много, и чем будут заниматься герои, зависит от фантазии мастера. Есть тоже подвижные, как эта - самая известная - "Кузнецы"

21. Так и просто игрушки с животными

22. В основном с медведями

24. В музее при фабрике попадаются композиции на сказочные темы

25. Вырезают мастера и уникальные вещи, как эти шахматы "Северная война". Пётр и Карл XII со своими королевами

Большой проблемой фабрики являются новые кадры. Молодёжь после окончания местного художественного училища или уезжает, или занимается частной резкой. Иначе - не выжить. Вот и создаются мастерские на дому. Многим рабочим тоже выгоднее работать дома и получать процент с заказа фабрики, чем идти на неё за смешную зарплату в несколько тысяч.
Портят положение и "мастера", продающие подделки. Таких, по словам рабочих, много. Качество их низкое, а клиента можно легко обмануть.
Помогает фабрике тоже расположенная в Богородском Загорская ГАЭС. Отремонтировали музей и часть помещений, проводят фестивали промыслов, не дают традициям окончательно забыться.

Кроме игрушки мастера фабрики делают на заказ резную мебель, настенные деревянные панно с объемным изображением людей и животных.
С сырьем проблем нет. В селе торговцы продают липу с машин. Цены доступные - один кубометр стоит несколько тысяч, а хватит его на год работы.

Кто-то говорит, промысел погубило ещё создание единой фабрики. Изготовление игрушки - дело творческое, и сажать мастера в кабинет на рабочий день, требуя с него месячную норму - издевательство. В таких условиях никто не вспомнит про вдохновение, работать придётся для плана, а не для души. Что-то правдивое в этом есть.

А ещё вспомнилась недавно гуляющая по интернету Маша. Жаль, таким производителям сейчас лучше, чем доброму промыслу

Пестрые деревянные курочки на подставке, фигурки кузнецов, мужика и медведя, - потяни за планку, и они застучат молоточками по маленькой наковальне... Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времен, стали основным народным промыслом для жителей подмосковного села Богородское.

Старинное село Богородское расположено в 25 км от Сергиева Посада, близ Москвы. Народный промысел зародился под влиянием Троице-Сергиева монастыря - одного из крупнейших центров художественных ремесел Московской Руси

Уже в XV - XVI веках богородские крестьяне, в то время монастырские крепостные, заложили основы развившегося впоследствии художественного промысла обработки дерева. Село стало одним из центров народного творчества в истории русского прикладного искусства.

История богородской игрушки начинается с легенды. Говорят, в маленькой деревеньке близ современного Сергиева Посада жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину целую партию. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись “игрушечным” ремеслом.

Народными мастерами в селе Богородское Московской области создаются деревянные резные игрушки, которые так же, как и глиняные, относятся к народной пластике.

Традиционная богородская игрушка - это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц из липы, композиции из жизни русского крестьянина.

Самый знаменитый богородский сюжет – кузнецы. Они повсюду – и на воротах фабрики и даже на фасадах домов.Игрушке "Кузнецы" более 300 лет. Стоит подвигать планками и тут же начинается бойкая работа. В четком ритме двигаются фигурки, в такт стучат по наковальне молотки.


Народные мастера, работая примитивным инструментом, сумели создать из дерева правдивые, реалистические образы окружающей действительности.

Основное отличие богородской деревянной игрушки – щеповая резьба (маленькими кусочками отщипывается дерево).
Именно она создаёт фактурную поверхность, похожую на шерсть животных. Гладкие поверхности обрабатываются тонкой наждачной бумагой.

Большинство игрушек – движущиеся, а каждый тип движения имеет своё название.Особенно интересны игрушки с движением: на планках, с балансом, с кнопкой. Эти незамысловатые, но всегда остроумные по конструкции приспособления делают игрушку живой, выразительной и особо привлекательной.

Развод (разводятся планочки)

Баланс.Крутится шарик-баланс и игрушка совершает какие-то действия.

Кнопочная игрушка.Нажимаем на кнопочку – двигается.

Мастера резали из липы фигурки животных и людей из народной жизни, басен и сказок.

Самыми традиционными куклами, сделанными в Богородском, были барыни и гусары, няньки, кормилицы с детьми, солдаты, пастушки, мужики.

В игрушках отражены практически все этапы развития страны.


Богородские игрушки делаются не только для детской забавы, но и для украшения жилья, для уюта.

В 1923 году мастера объединились в артель "Богородский резчик" и была открыта профессионально-техническая школа, готовящая новые кадры мастеров художественной резьбы по дереву.

В 1960 году, в канун 300-летия зарождения народного промысла артель была преобразована в фабрику художественной резьбы.

Рассказывают, что во время Великой Отечественной войны знаменитых резчиков отзывали с фронта, потому что богородскую игрушку экспортировали в США в обмен на оружие.

Сейчас много игрушек вытачивается на токарных станках и раскрашивается вручную.

Деревянные игрушки считаются одними из самых полезных для развития мелкой моторики ребёнка. Кроме того, их можно грызть, даже раскрашенные, потому что покрывают их специальным масляным лаком. Надо сказать, что и многие взрослые «впадают в детство» при виде движущихся фигурок!

Богородские игрушки можно встретить в магазинах, музеях, на выставках, во многих домах не только наших городов, но и за рубежом.

Далеко за пределами Московской области известны православные мастера - чудодеи Н. И. Максимов, В. В. Юров, С. Бадаев, М. А. Пронин, А. Я. Чушкин, А. А. Рыжов, И. К. Стулов и другие.

Богородские мастера-художники - участники многочисленных выставок; их произведения отмечались золотыми медалями на всемирных выставках в Париже, Нью-Йорке, Брюсселе.

Игрушка "Крестьянин и курочка" находится в Историческом музее Москвы, композиция "Как мыши кота хоронили" - в музее народного искусства, игрушка "Кавалер и дама", "Царь Додон и звездочка" - в русском областном краеведческом музее. Есть игрушки и в Сергиево-Посадском музее-заповеднике.

Современная Богородская резьба - многообразна по сюжетам и формам художественного выражения. Она органически входит в художественную культуру, сохраняя древние традиции ремесла.

Богородская деревянная игрушка – это не только интересный сувенир, но и отличная игрушка для ребёнка: и руку развивает, и фантазию будит, и материал безопасный.

Французский скульптор Огюст Роден, увидев богородскую игрушку, сказал: Народ,который создал эту игрушку – великий народ.

Цели. Развивать эстетические чувства; закреплять графические умения и навыки в рисовании сложного объекта.

Оборудование. Матрешки, богородские игрушки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Вводная беседа

Учитель. Отгадайте загадку:

Мы хотя и небольшие,
Но такие славные:
Все цветами расписные,
А одна – за главную.
Есть средь нас и крошки.
Кто же мы?

Дети. Матрешки.

Показ матрешек.

У. Из чего делали матрешек?

Д. Из дерева.

У. А теперь послушайте историю о том, как появились другие игрушки из дерева.
Случилось это давным-давно, может, двести лет назад, а может, и больше, в селе Богородском, что под Москвой.
Зимой ночи длинные, темнеет рано. Скучно в крестьянской избе ребятам. И вот однажды захотела мать порадовать своих детей игрушкой. А купить не на что. Стала она думать: если из соломы сплести, так живо растреплют. Если из теста слепить – засохнет и развалится. И взяла она полено из-под печки, топором и ножиком вырезала куклу.
Дети игрушке были рады. Баюкали, приговаривали: «Ay, ay». И назвали ее Аука. А выросли – забросили свою Ауку.
Собралась как-то мать на базар, увидела игрушку, взяла с собой и продала.
Раз едет по селу телега, сидит в ней мужик и кричит:
– Кто на базаре деревянную игрушку торговал?
– Я торговала, – говорит женщина, – а тебе зачем?
– А не вырежешь таких еще? Все куплю.
– Ладно, приезжай к празднику.
Сделала баба игрушки и побежала по селу о своей удаче рассказывать, мастерство свое показывать. Односельчане стали вслед за ней разные игрушки делать и купцам продавать.

III. Знакомство с новым материалом

У. Лохматые ели, дубы, березы, липы плотным кольцом окружали село Богородское со всех сторон. В одних соседних селах плели на продажу кузовки и лапти, в других – делали деревянные ложки и посуду, а богородцы вырезали игрушки. Они считались лучшими игрушечниками. Привозили они игрушки на ярмарку не мешками, не корзинами, а целыми возами. Стоили игрушки недорого, но разве в цене дело? Главное – это радость, которую дарили богородские игрушки и детям, и взрослым.
Давайте рассмотрим изделия богородских мастеров. Чем эти игрушки отличаются от остальных?

Д. Они не раскрашены.

У. У мастеров выработалась своя художественная манера, свой стиль резьбы. Они увидели, что из неокрашенного дерева игрушки могут быть даже интереснее, и перестали их красить.
Тематика скульптур разнообразна: это крестьяне, охотники, звери и птицы, сценки из повседневной жизни, сказочные сюжеты.
Каких героев сказок вы узнали?

Д. Богатыря Илью Муромца на коне, Царя Додона и Звездочета из сказки «Золотой петушок»…

У. В Богородском научились мастерить игрушки с движением. Потянешь за две планочки – игрушка ожила. Тук-тук – звонко бьют молотом по наковальне кузнецы: мужик и медведь.
А вот на дощечке стоят куры – дерни за веревочку, и начнут они торопливо клевать зерна.
Солдаты маршируют, кони лихо скачут, медвежата играют на балалайках. Героем многих композиций является медведь, поэтому его мы и будем учиться сегодня рисовать.

IV. Самостоятельная работа

ЭТАПЫ РИСОВАНИЯ

1. Расположите лист вертикально. Проведите вертикальную линию. Легкими штрихами наметьте высоту медведя.
2. Отметьте место головы, установив, сколько раз высота головы укладывается в высоте всей фигуры.
3. Легкими прямыми линиями наметьте положение лап. Обратите внимание на симметричный характер фигуры.
4. В технике легкого наброска продолжите уточнять положение и величину лап, туловища.
5. Раскрасьте медведя в коричневый цвет.

Дети поэтапно выполняют работу.

V. Итог урока