Кружок «Веселый этикет. Рабочая программа

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Заревская основная общеобразовательная школа»

«Утверждено»

Директор МБОУ «Заревская ОШ»

Зайцева О.В.

«___» _________ 2014г.

Рабочая программа кружка

«Мир этикета»

Составитель программы:

учитель

Дольникова Наталья Владимировна

1 квалификационная категория

2014-2015

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основании:

    Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения

    ООП НОО и ООП ООО МБОУ «Заревская ООШ»

    Программы по этикету В.Н. Суслова Этикет. Учусь правилам поведения

    Федерального перечня учебников

Цели и задачи курса

Цель курса - формирование и развитие у учащихся умений и навыков использования формул речевого этикета в различных ситуациях общения.

Основные задачи :

1) познакомить учащихся с правилами речевого поведения в различных ситуациях общения;

2) формировать умения чувствовать себя уверенно в различных ситуациях общения;

3) сформировать адаптивный тип взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

4) формировать уважительное и тактичное отношение к личности другого человека;

5) формировать устойчивый интерес к наблюдениям за собственной речью;

6) формировать устойчивую положительную самооценку школьников.

Общая характеристика учебного предмета

Одной из актуальных задач современной школы является формирование нравственно-этической культуры обучающихся. Как известно, навыки и привычки морального поведения наиболее устойчивы тогда, когда они выработаны ещё в младшем школьном возрасте.

В школе на уроках и во время внеурочной работы дети получают определённые знания и представления по этикету. К ситуациям речевого этикета, поведению в которых разумно начать обучать уже с младшего школьного возраста, относятся: обращение и привлечение внимания, приветствие, прощание, извинение, благодарность, поздравление, приглашение, просьба и др.Эти темы предусмотрены программами по окружающему миру, русскому языку, основам светской этики, а также рассматриваются на классных часах и других внеурочных занятиях.

Этикет – это нормы поведения, принятые в современном обществе. Они не выдуманы, а выработаны веками. Нормы поведения помогают нам взаимодействовать с людьми, уверенно чувствовать себя в любой ситуации.

Эксперимент, проведенный нами в МБОУ «Заревская ОШ», целью которого было выявление уровня умений и навыков по речевому этикету у учащихся, показал, что лишь 10 из 20 учащихся имеют высокий уровень сформированности умений и навыков по речевому этикету. На основании этого мы разработали примерную программу курса по речевому этикету для 1-5 классов.

Основные критерии необходимости внедрения программы:

    Новизна содержания программы для учащихся (получение новых знаний).

    Мотивирующий потенциал (сведения, вызывающие познавательный интерес).

    Развивающий потенциал (содержание способствует творческому, эмоциональному развитию детей).

    Практическая направленность содержания программы (итогом темы является проект или другой вид практической деятельности).

    Наличие здоровьесберегающих характеристик (объем содержания соответствует заявленному на ее реализацию времени и возрасту обучающихся).

Методы обучения чаще всего применяются в комплексе.

    методы устного изложения знаний учителем (рассказ, объяснение, беседа, игра, диспут; методы иллюстрации и демонстрации);

    методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала (работа с дополнительными материалами, словарями, видеоматериалами);

    методы учебной работы по применению знаний на практике (упражнения, творческие работы);

    методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся (устный опрос, проверка домашней работы учащихся, выставки, конкурсы, викторины, проекты, тестирование и другие).

Формы проведения занятий:

    беседа;

    сюжетно-ролевая игра;

    игра-спор;

    подвижная игра;

    учебная игра;

    конкурс;

    праздник.

Средства организации обучения:

При проведении занятий используются произведения искусства, средства наглядности (репродукции картин), аудио-видео материалы, дидактические материалы, методические разработки по предмету, книги-первоисточники.

Содержание учебного предмета

Культура общения (7 ч)

Телефонный разговор. Приветствие. Правила обращения. Представление при знакомстве. Правила беседы и культура речи. Мимика и жесты. Знакомство с предметом изучения: этикетом.

Культура поведения (14 ч)

Поведение на улице. Поведение в общественном транспорте. Поведение в школе. Поведение на природе. В театре. Танцевальный этикет. Посещение музея. Этикет казака. Поведение в мечети. Этикет народов Северного Кавказа. Поведение в православном храме.

Повседневный этикет (7 ч)

Приём гостей. Внешность. Как вести себя за столом. Как правильно есть. Правила сервировки стола.

Повторение и обобщение (4ч)

Описание места учебного курса в учебном плане

Традиционно считается, что первые две недели сентября – «установочные» и кружковые занятия начинают проводиться с середины месяца. В связи с этим обучение в «Школе этикета» предполагает проведение раз в неделю одного занятия в течение учебного года по 45 минут (1 академический час). Программа рассчитана на 32 часа.

Планируемы результаты достижений обучающихся

Требования к уровню подготовки учащихся .

Ученик научится :

    применять правила этикета и социального быта: вежливые слова, как вести себя в школе, классе, столовой;

    как помочь товарищу в учебе и как принять эту помощь;

    понимать сущность понятий: добро и зло, уважение, добрый человек, честность, любовь к родителям и близким, интерес, любовь к ближнему, вежливость, самолюбие, себялюбие, грубость, наушничество, подлость, обман, черствость души, щедрость души.

    применять "золотое правило нравственности" в повседневной жизни при общении с людьми;

    овладевать основами вежливого обращения и знакомства с людьми;

    согласно правилам этикета здороваться и прощаться с людьми;

    овладевать культурой поведения в школе, семье, на улице, общественном транспорте, в театре;

    овладевать культурой разговора, искусством спора;

    использовать в речи вежливые интонации и не допускать использования грубых слов.

Ученик получит возможность научиться :

    сохранять здоровье через соблюдение личной гигиены;

    беречь учебные и личные вещи, приводить их в порядок;

    соблюдать правила дорожного движения.

    достойно вести себя в кинотеатре, театре, клубе, музее, библиотеке.

По окончании изучения курса учащиеся смогут сформировать собственный взгляд на окружающий их социум, самостоятельно искать решения, работать с информацией: накапливать, систематизировать, обобщать. Занятия должны оказать влияние и на атмосферу в классе.

Формируемые ключевые компетентности:

Компетентность ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни;

Компетентность гражданственности: знания и соблюдения прав гражданина; свобода и ответственность, уверенность в собственных силах;

Компетентность социального взаимодействия: с обществом, коллективом, сотрудничество;

Компетентность познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации – их создание и решение;

Компетентность информационных технологий: приём, переработка, выдача информации; мультимедийные технологии, компьютерная грамотность;

Планируемы результаты

Личностные результаты

    проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей;

    принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика»;

    внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков;

    выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;

    внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства;

    адекватно воспринимать оценку учителя.

Метапредметные результаты

Познавательные УУД:

1. о риентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание);

2. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя);

3. понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;

4. сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;

5. группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Регулятивные УУД:

1. организовывать свое рабочее место под руководством учителя;

2. осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;

3.вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом);

4. в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа»;

5. умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

Коммуникативные УУД:

1. соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;

2. вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

3. сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;

4. участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

5. сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности

Предметные результаты:

    обогащение личного опыта общения детей;

    ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;

    овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.

Ожидаемые результаты :

    1. Введение в активный словарь детей достаточного количества этикетных формул.

      Умение выбирать нужную этикетную формулу с учетом ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говоришь).

      Освоение общих правил культуры речи и поведения.

Формы и виды контроля достижений обучающимися

Представленный в примерной программе материал разделён на три части: культура общения, культура поведения и повседневный этикет. Для оценки достижений обучающихся разработаны группы тестовых заданий по различным темам. К каждому небольшому тесту предлагается 12 вопросов. Такая модель даёт возможность учителю проверить знания учащихся в конце каждого занятия и провести итоговое тестирование после изучения всех предложенных тем.

Представленные тесты по этикету разработаны с учётом характеристики деятельности, предусмотренной новыми ФГОС. Она включает следующие элементы: моделирование и оценивание ребёнком различных ситуаций поведения в школе, других общественных местах, умение различать допустимые и недопустимые, а также оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

В ходе такой работы формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, эффективно работать с текстом, пользоваться толковым словариком. Чтобы верно ответить на некоторые вопросы, ребёнку потребуется найти соответствующий текст в дополнительной информации (поисковая деятельность).

К некоторым занятиям учащиеся могут подготовить групповые или индивидуальные проекты. Работу с проектами рекомендуется разделить на этапы (собрать – показать – рассказать) и распределить между детьми роли в подготовке группового проекта, учитывая умения и навыки каждого ребёнка.

Система оценивания достижений обучающихся

При проведении занятий предполагается безотметочная система оценивания достижений обучающихся, которая основана на словесной оценке деятельности. В случае участия в различных конкурсах, викторинах и пр. достижения оцениваются согласно положения о данном мероприятии.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Техническое оснащение и наглядные пособия:

    компьютер;

    проектор;

    экран;

    художественные рисунки и иллюстрации;

    настольные игры;

    книги со сказками.

Для учителя:

    Мир общения. Этикет для детей. «Каро». Санкт Петербург 2003

    Смирнова Е.А. Воспитательная работа во 2 классе. «Экстремум». Волгоград 2005.

    Шемшурина А.И. Основы этической культуры: книга для учителя. М: Владос, 2008

    Шемшурина А.И. Этические диалоги с детьми 1 – 4 - х классов: в помощь учителю. Москва 2006

    Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества. Москва «Вако» 2009-175с.

    Большая книга по этикету.- М: АСТ, 2000.-711с.,ил.

    Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности: книга для уч-ся.-изд.2-дораб.-М:Просвещение, 1988.-144с.,ил.

    Зеньковский В. Психология детства.- М: 1996.

    Как красиво накрыть стол.- М: АСТ-ПРЕСС, 2001.-156с.,ил.

    Кобзева В.В. Этикет в вопросах и ответах.-М: Фаир-пресс, 2002.-208с.

    Кругляницо Т.Ф. и др. Этика Т.Ф. Кругляницо. Л.Е. Гаркушина, Н.А.Селиверстова. М: Спектр,1994 Правила этикета.- М: Русское слово, 1996.-126с.

    Смирнов Н.А. Этика и этикет младших школьников: Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов.- М.: Школьная пресса, 2002.-112с.

    Чиненный А.И., Стоян Т.А. Этикет на все случаи жизни.- М: Акалис, 1996.-152с.,ил.

    Энциклопедия этикета: правила поведения в обществе и дома. М: Россия молодая. 1996.-192с.,ил.

    ФГОС Примерные программы начального образования. – «Просвещение», Москва, 2009

    ФГОС Планируемые результаты начального общего образования. – «Просвещение», Москва. 2009.

    DVD «Уроки тётушки Совы» - ТО «Маски», Москва, 2009.

    DVD «Азбука безопасности на дороге» - ТО «Маски», Москва, 2009.

    «Воспитательная работа в начальной школе» - С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина, ТЦ «Учитель», Воронеж. 2006.

    «Как себя вести» - В.Волина. «Дидактика плюс», Санкт-Петербург 2004.

Для учащихся:

    Тематическая литература.

    Рассказы.

    Сказки.

    Видеофильмы.

    Учебные фильмы.

    Папка для труда.

    Альбомы для рисования.

    Игрушки для игр в помещении и на улице.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

занятия

Дата

Тема занятия

Содержание обучения

Характеристика

деятельности

учащихся

Домашнее задание

Примечания

Культура общения (7 часов)

Вводное занятие. Знакомство с предметом изучения: этикетом.

Что такое этикет. Как построен курс работы. Стартовая диагностика.

Приветствие.

Значение этикета в жизни человека. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения. Использование приветствия с древнейших времён. Формы приветствия. Правила рукопожатий и приветствий для мужчин и женщин. Приветствия в повседневной жизни.

Наблюдать над использованием в повседневной жизни норм приветствия.

Анализировать успешность использования приветствий.

Подготовить сообщение о всемирном празднике, который отмечается ежегодно 27 ноября.

Тест №1

Правила обращения.

Обращения на «ты» и на «Вы». Обращение старшего к младшему и младшего к старшему. Обращение к незнакомому человеку. Как говорить о человеке в третьем лице. Дурные привычки при обращении.

Обосновывать целесообразность тех или иных обращений в конкретной ситуации.

Анализировать успешность использования обращений.

Подготовить инсценировку по правилам обращения.

Тест №2

Представление при знакомстве.

Значение в жизни человека представления при знакомстве. Правила представления по возрасту и по полу. Представление гостей, официальных лиц, родителей и детей.

Оценивать правильность выбора ситуаций при представлении.

Подготовить диалог по представлению (знакомству) твоих друзей с родителями.

Тест №3

Правила беседы и культура речи.

Оценивать умение слушать собеседника.

Анализировать и корректировать устную речь, находить речевые ошибки.

Тест №4

Мимика и жесты.

Мимика и жесты – понятия. Выражение эмоций положительными или отрицательными жестами. Использование жестов в разных странах. Лучшая мимика – это улыбка.

Оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств общения.

Нарисовать грустное, весёлое, удивлённое, испуганное лица (конкурс раскрашенных лиц «Весёлый (грустный) клоун-мим).

Тест №5

Телефонный разговор.

Правила общения по проводному телефону. Значение приветливости в телефонном разговоре. Умения пользоваться сотовым телефоном. Деловой разговор. Уважительное отношение к старшим и окружающим.

Моделировать правила участия в телефонном диалоге (умения слушать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор по телефону).

Подготовиться к занятию-практикуму «Телефонный диалог»

Тест №6

Культура поведения (14 часов)

8(1)

Поведение на улице.

Улица – общественное место. Проявление вежливости на улице. Отношение к пожилым людям и женщинам. Правила передвижения по тротуарам. Беседа на улице, элементарные требования к поведению.

Оценивать правильность выбора ситуаций при поведении на улице.

Обосновывать целесообразность поступков в конкретной ситуации.

Изображать путь от школы до дома с помощью условных обозначений.

Подготовиться к занятию-практикуму «Я по улице иду».

Тест №7

9(2)

Поведение в общественном транспорте.

Правила, сложившиеся в общественном транспорте: вежливость, услужливость, любезность, предусмотрительность. Приветствия, беседа в транспорте.

Моделировать в ходе практических ситуаций применение правил поведения.

Обсуждать и объяснять правила поведения человека в различных ситуациях на транспорте.

Подготовиться к занятию-практикуму «В общественном транспорте».

Тест №8

10(3)

Поведение в школе.

Поведение в школе до начала занятий, на уроках, на переменах. Уважительное отношение к учителям, забота о младших. Ответственность ученика и школы. Запретительное поведение школьника.

Различать положительные и отрицательные поступки в школе.

Сравнивать одни и те же поступки в школе, на улице и дома.

Подготовить инструкцию (по выбору) «Обязанности дежурного по классу», «Забытую вещь – хозяину!»

Тест №9

11(4)

Поведение на природе.

Экология как наука о сохранении природы. Полезность совершения походов на природу. Хозяева в доме и на природе. Бережное отношение к природе во время походов и экскурсий. Организация безопасности жизнедеятельности на природе.

Сравнивать правила поведения в разных ситуациях (в школе, на улице, на природе).

Приводить примеры положительного и отрицательного поведения человека на природе, его последствия.

Прими участие в экологической экспедиции.

Тест №10

12(5)

В театре.

История театра, балаган. Уважение к зрителю. Правила поведения в театре до начала спектакля, во время спектакля, во время антракта и после окончания спектакля. Театральные термины: партер, авансцена, ложи.

Моделировать в ходе практических ситуаций применение правил поведения в театре.

Проявить умение без ошибок по билету отыскивать своё место в зале.

Сделай план театрального зала и обозначь на нём: амфитеатр, партер, балконы, ложи, оркестровую яму, сцену, авансцену.

Тест №11

13(6)

Посещение виртуального театра.

14(7)

Танцевальный этикет.

История танца. Танцевальный этикет: поведение мужчины, женщины. Современные танцевальные вечера. Занятие танцами и развитие музыкальных чувств и тела.

Обсуждать и объяснять правила поведения человека на танцевальной площадке, на балу, школьном вечере.

Принять участие в танцевальном празднике школы и научиться танцевальному этикету.

Тест №12

15(8)

Посещение музея.

Музей – что это? Музеи мира. Уважительное отношение к посетителям музея. Правила передвижения по залам. Отношение к экспозициям. Получение в музее эстетического удовольствия, ценной информации.

Приводить примеры положительного и отрицательного поведения человека в музее.

Оценивать правильность выбора ситуации при посещении музея.

Повтори правила поведения при посещении музея.

Тест №13

16(9)

Экскурсия в музей.

17(10)

Поведение в православном храме.

Культура и религия. Священное писание. Верующие.православный храм, его значение для верующих. Что можно и что нельзя делать в православном храме.

Обсуждать и объяснять правила поведения человека в православном храме.

Повтори правила поведения при посещении православного храма.

Тест №14

18(11)

Экскурсия в православный храм

19(12)

Поведение в мечети.

Ислам. Священный Коран. Для чего построена и как устроена мечеть. Исламские праздники.поведение в мечети.

Обсуждать и объяснять правила поведения человека в мечети.

Рассказать о мусульманских праздниках.

Тест №15

20(13)

Этикет народов Северного Кавказа.

Разные народы Кавказа – общий этикет. Особенность поведения в быту горских народов. Отношение к старшим, к женщине. Честь и достоинство горца.гостеприимство и щедрость горских народов.

Находить на карте России республики Северного Кавказа.

Сравнивать кавказский этикет с правилами поведения людей родном селе, городе.

Подготовить небольшое устное сообщение о природе (достопримечательностях) Северного Кавказа.

Тест №16

21(14)

Этикет казака.

Казаки России. Воспитание в казачьей семье. Уважение к старшим и к женщине. Глава семьи, семейные устои.

Сравнивать казачий этикет с правилами поведения людей в родном селе, городе.

Подготовить устный рассказ об атамане Ермаке Тимофеевиче.

Тест №17

Повседневный этикет (7 часов)

22(1)

Приём гостей.

Особый этикет приглашения в гости в старину и в наше время. Уважение к хозяину и хозяйке дома. Поведение в гостиной.обязанности хозяев и гостей. приглашение к ответному визиту.

Моделировать в ходе практических ситуаций применение правил поведения в гостях.

Подготовить инсценировку по приёму гостей.

Тест №18

23(2)

Правила сервировки стола.

Сервировка крестьянского стола в старину. Значение скатерти при сервировки стола. Посуда и столовые приборы. Особенности сервировки чайного стола. Как подаются блюда.

Наблюдать за сервировкой стола и оценивать правильность расположения предметов на столе.

Подумать, как накрыть стол к чаепитию.

Тест №19

24(3)

Практическая работа «Сервировка стола»

25(4)

Как вести себя за столом.

Правила рассаживания. Поведение за столом. Предназначения столовых приборов. Правила еды.

Моделировать в ходе практических ситуаций применение правил поведения за столом.

Тест №20

26(5)

Как правильно есть.

История культуры еды.предназначение салфеток. Как правильно есть за столом и пользоваться столовыми приборами во время еды и после неё.

Наблюдать за тем, как едят за столом, и оценивать культуру питания.

Подготовить сообщение об истории ложки (другого предмета).

Тест №21

27(6)

Внешность.

Понятие внешности. Опрятная внешность, уход за телом и волосами. Умение беречь одежду, обувь и ухаживать за нами.рациональность в выборе одежды. Внешность делового человека. Школьная форма.

Обсуждать и объяснять правила использования и ношения одежды.

Оценивать правильное использование одежды и обуви в зависимости от обстановки и времени года.

Подготовиться к дискуссии «Школьная форма – «за» и «против».

Тест №22

28(7)

Практическая работа-игра «Внешность делового человека»

Повторение и обобщение (4часа)

29(1)

Знаете ли вы этикет?

Повторение и обобщение знаний, полученных за год в форме игры «Колесо фортуны».

30(2)

Итоговое тестирование за год.

Повторение и обобщение знаний, полученных за год в форме итогового теста за год.

Тест №23

31(3)

Демонстрация и защита проектов.

32(4)

Итоговое занятие.

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка рассчитана для обучающихся начальной школы.

Занятия проводятся 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год.

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.

«Уроки нравственности» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.

Задачи:

1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.

2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.

3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

Занятия позволяют школьникам приобретать опыт нравственного поведения.

Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.

Программа составлена на основе принципов духовно –нравственного развития и воспитания.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Уроки нравственности»

- приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе

- получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

- получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения.

В результате прохождения программного материала к концу учебного года обучающиеся должны

Знать:

1. Отличие понятий «этика» и «этикет».

2. Правила вежливости и красивых манер.

3. Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями.

4. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках («Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X.Андерсена).

Уметь:

1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.

2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.

3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.

4. Быть доброжелательными.

5. Соблюдать заповеди.

6. Сострадать животным, не обижать их.

7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.

8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.

9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.

10. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.

11. Выполнять общение.

12. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки.

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

Личностные универсальные учебные действия:

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

Развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им

Ученик получит возможность для формирования:

Морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

Эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия:

Ученик научится:

Принимать и сохранять учебную задачу;

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата;

Познавательные универсальные учебные действия:

Ученик научится:

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве;

Строить сообщения в устной и письменной форме;

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Ученик научится:

Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

Формулировать собственное мнение и позицию;

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

Календарно-тематическое планирование на 2014/2015 учебный год.

п/п

Наименование разделов и тем.

Количество часов

Сроки

Дата

Правила поведения в школе

Правила поведения на уроке и на перемене

6.09

Правила поведения в общественных местах

13.09

Правила поведения в гардеробе, в столовой,

в библиотеке.

20.09

Правила поведения в школьном дворе.

27.09

О добром отношении к людям

Что такое «добро и зло».

Чтение книг о доброте и отзывчивости.

4.10

«Ежели вы вежливы».

11.10

Добрые и не добрые дела.

18.10

Ты и твои друзья.

25.10

В дружбе – сила.

Помни о других – ты не один на свете.

15.11

10.

Как ты говоришь.

22.11

Как стать трудолюбивым

11.

«Ученье-свет, а не ученье - тьма».

29.11

12.

«Как быть прилежным и старательным».

6.12

13.

Наш труд в классе.

Терпенье и труд всё перетрут.

13.12

14.

Мой труд каждый день дома

20.12

15.

Цена ломтика.

27.12

16.

Игра «Кем вы хотите стать?»

17.01

Правила опрятности и аккуратности.

17.

Культура внешнего вида.

24.01

18.

Правила личной гигиены, аккуратности и опрятности.

31.01

19.

Умейте ценить своё и чужое время.

7.02

Правила поведения на улице и дома.

20.

Как вести себя на улице и дома.

14.02

21.

Правила поведения в гостях.

21.02

22.

Правила поведения в общественных местах.

28.01

Общечеловеческие нормы нравственности

23.

О сострадании и жестокосердии. Чтение книг.

7.03

24.

Лгать нельзя, но если...?

14.03

25.

Спешите делать добро.

21.03

26.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

4.04

27.

«Чем ты сильнее, тем будь добрее».

11.04

28.

Россия – наша Родина

18.04

29.

Твоя малая родина.

25.04

30.

Пословицы о совести, о родине, о дружбе.

16.05

31.

Песни о дружбе и Родине.

23.05

32.

Чему нас научили уроки нравственности?

30.05

33-34

Резерв

Список литературы

    Белопольская Н.А. и другие. “Азбука настроения: Развивающая эмоционально-коммуникативная игра”.

    Богданова О.С Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г.

    Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998.

    Буйлова Л.Н. “Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей”. М.: ЦРСДОД, 2000.

    Горбунова Н.А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.

    Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005. – 62с.

    Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006.

    Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Современный урок”. Часть 1. Научно-практ. пос. для учителей, методистов. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2006

    Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Совсем не обычный урок”. Практ. пос. для учителей. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2001.

    Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне - Уральское издательство, 1996.

    Максимова Т.Н. Классные часы 1 класс Москва «Вако», 2009г.

    Малкова Ю. “Умный читатель”. Серия “Через игру к совершенству”. М.: “Лист”, 1999.

    Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: «Русский язык», 1986.

    Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб, 2006. -88с.

    Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010

    Русские народные сказки Афанасьева. – Л.: Лениздат, 1983.

    Сказка как источник творчества детей”. Пособие для педагогов дошкольного учреждения. М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2001.

    Симановский А.Э. “Развитие творческого мышления детей”. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Гринго,1996.

    Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г.

    Сухомлинский В.А. Хрестоматика по этике. – М.: Педагогика, 1990.

    Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть1 – 2. - М.: Школа-Пресс, 1999.

    Шорыгина Т.А. Беседы об этике с детьми 5 – 8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

    Энциклопедия этикета. – СПб.:Мим-Экспресс, 1996.

    Этикет от А до Я для взрослых и детей. М., Издательство “АСТ”, 1998.

    Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.

«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Замдиректора по УВР Директор

МКОУ «Оленская ООШ» МКОУ «Оленская ООШ»

Дианова С. В. _________Герасимова С. И.

«____»________2012 г «____»________2012 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КРУЖКА «ВЕСЁЛЫЙ ЭТИКЕТ»

Учитель начальных классов Емельянова Елена Викторовна

2012г

КРУЖОК « ВЕСЁЛЫЙ ЭТИКЕТ»

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка рассчитана для обучающихся начальной школы. Занятия проводятся 3 часа в неделю, что составляет 51 час в год.

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.

«Уроки нравственности» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.

Задачи:

1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.

2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.

3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

Занятия позволяют школьникам приобретать опыт нравственного поведения.

Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.

Программа составлена на основе принципов духовно –нравственного развития и воспитания.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Уроки нравственности»

Приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе

Получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения.

В результате прохождения программного материала к концу учебного года обучающиеся должны

Знать:

1. Отличие понятий «этика» и «этикет».

2. Правила вежливости и красивых манер.

3. Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями.

4. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках («Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X. Андерсена).

Уметь:

1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.

2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.

3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.

4. Быть доброжелательными.

5. Соблюдать заповеди.

6. Сострадать животным, не обижать их.

7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.

8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.

9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.

10. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.

11. Выполнять общение.

12. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки.

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

Личностные универсальные учебные действия:

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

Развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им

Ученик получит возможность для формирования:

Морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

Эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия:

Ученик научится:

Принимать и сохранять учебную задачу;

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках

Познавательные универсальные учебные действия:

Ученик научится:

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

Строить сообщения в устной и письменной форме;

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Ученик научится:

Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Формулировать собственное мнение и позицию;

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

п/п

Наименование разделов и тем.

Количество часов

Сроки

Правила поведения в школе

Правила поведения на уроке и на перемене

Правила поведения в общественных местах

Правила поведения в гардеробе.

Правила поведения в столовой.

Правила поведения в библиотеке.

Правила поведения в школьном дворе.

О добром отношении к людям

Что такое «добро и зло».

Чтение книг о доброте и отзывчивости.

«Ежели вы вежливы».

Вежливый отказ.

Добрые и не добрые дела.

Зависть.

Ты и твои друзья.

В дружбе – сила.

Помни о других – ты не один на свете.

Как ты говоришь.

Как стать трудолюбивым

«Ученье-свет, а не ученье - тьма».

Наш труд в классе.

Терпенье и труд всё перетрут.

«Как быть прилежным и старательным».

Наш труд в классе.

Мой труд каждый день дома

Цена ломтика.

Правила опрятности и аккуратности.

Культура внешнего вида.

Правила личной гигиены, аккуратности и опрятности.

Умейте ценить своё и чужое время.

Каждой вещи своё место.

Правила поведения на улице и дома.

Как вести себя на улице и дома.

Правила поведения в гостях.

Правила поведения в общественных местах.

Школьный этикет.

Как приветствовать людей и знакомиться с ними.

Устное и письменное приглашение на день рождения.

Как дарить подарки.

Общечеловеческие нормы нравственности

О сострадании и жестокосердии.

О сострадании и жестокосердии. Чтение книг.

Лгать нельзя, но если...?

Всегда ли богатство счастье?

Спешите делать добро.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Совесть - основа нравственности.

«Чем ты сильнее, тем будь добрее».

«Досадно мне, что слово честь забыто».

Россияне о любви к Родине.

Твоя малая родина.

«Мой первый друг, мой друг бесценный».

Пословицы о совести, о родине, о дружбе.

«Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей».

Песни о дружбе и Родине.

Чему нас научили уроки нравственности?


Эльмира Исмагилова
План работы кружка в старшей группе «Веселый этикет»

Пояснительная записка.

Воспитание культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе культуры поведения, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.

Известно, что все начинается с детства. Воспитание нравственности начинается с колыбели. Когда мать улыбается ребенку, радуется ему – это уже воспитание самой глубокой нравственности, его дружеское отношение к миру. Формировать у детей навыки поведения, воспитывать сознательно активное отношение к порученному делу, товарищество, нужно начинать с дошкольного возраста.

В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими . Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.

Возраст 5 - 6 лет имеет решающее значение для морального развития детей. Он являетсяособо чувствительным. Одновременно он весьма благоприятен для формирования морального облика, черты которого нередко проявляются в течение всей последующей жизни ребёнка.

То, как будет протекать моральное развитие в этот период, во многом определяет последующее моральное становление человека.

Этикет – очень близкая и очень важная часть общечеловеческой культуры, нравственной морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной.

Вся жизнь ребенка, как и любого взрослого, связана с правилами этикета , и от того насколько правильно себя ведет, зависят его личное самочувствие, общение со сверстниками и взрослыми, успешность его деятельности.

Нравственное воспитание рассматривается, как одно из важнейших сторон общего развития ребенка дошкольного возраста. В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально-общественные качества, уважение к взрослым, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.

Старший дошкольный возраст – это тот возраст, когда у детей формируется гибкое отношение к выполнению правил этикета , стремления понять их. Ребенок собственным трудом ума, сердца, духа удовлетворяет свои желания и развивает свои способности.

Воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нем лежит огромная ответственность за настоящую и будущую жизнь воспитанника, требующая от педагога огромных душевных сил.

Общая цель детского сада и семьи – воспитание хорошо воспитанного, культурного и образованного человека, которого мы вместе формируем, являясь сотрудниками в этом важнейшем деле.

Данный кружок «Веселый этикет » представляет собой последовательную систему по ознакомлению детей 5-6 лет с основными нравственными показателями, установленным, принятым порядком поведения, форм обхождения (этикетом , принятыми в современном обществе, формированию нравственной воспитанности дошкольников.

Основной формой работы с детьми дошкольного возраста в рамках кружка является игра .

Цель кружка :

Знакомить детей 5-6 лет с основами этикета (понятие, история возникновения, нормы и правила в области культуры речи, правилах общения со взрослыми и сверстниками, поведения в общественных местах, транспорте, за столом); повышение уровня коммуникативной компетентности детей.

Задачи :

Закреплять знания детей о речевом этикете в определённых бытовых ситуациях;

Развивать психические процессы как воля, память, внимание, мышление, нравственно-волевых качеств личности как ответственность, целеустремленность, умение добиваться поставленных целей, доброжелательность, сострадание и т. д.

Формировать навыки этического поведения;

Воспитывать дружеские взаимоотношения, эмпатию, бережное отношения к чувствам других людей;

Дать понятие об этической, нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на поступки детей, образы художественной литературы и других видов искусства.

Способствовать накоплению и обобщению эмоционально – положительного отношения к образам добрых героев и их поступкам.

Формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей («можно» - «нельзя» , «хорошо» - «плохо» ).

Научить детей видеть этическую, нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть.

Ожидаемый результат кружка «Веселый этикет » .

Освоения детьми программы кружка - овладение такими интегративные качествами, как :

Эмоционально отзывчивый.

Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо» . Ребенок способен планировать свои действия , направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила, в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.) .

Сентябрь «Мои друзья»

Консультация для родителей

«Этикет » . Знакомство с правилами этикета , закрепление и расширение имеющихся знаний.

1 час. Почему говорят «Здравствуй» .

Чтение отрывка из произведения

С. Козловой «Трям! Здравствуй!» ). Ввести в рабочий обиход вежливые формы приветствия. Умение приветствовать друг друга, используя вежливые слова («здравствуйте» , «добрый день» , «доброе утро» и т. п.); первыми приветствовать старших ;

уметь вести разговор по телефону (начинать с приветствия, представляться, сообщать цель своего звонка; если звонишь сам, заканчивать разговор первым).

Продолжать учить детей использовать в речи слова приветствия и прощания.

1 час. Фея учит вежливости.

Чтение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» Формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими :

доброжелательности, честности, правдивости. Учить детей оценивать свои поступки и у сверстников.

1 час. «Лучше дома места нет!»

Сюжетно-ролевая игра «Семья» Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

Продолжать формировать представление о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете; воспитывать заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.

Октябрь. Чтение художественной литературы : «Телефон» Н. Носов.

Консультация для родителей «Учим ребенка общаться» . Учить детей понимать эмоционально-образное содержание стихотворения; развивать образность речи детей. 1 час. Д/и :

«Кто знает больше вежливых слов» .

Отгадывание загадок о вежливости. Развивать экологическое мышление и творческое воображение, связную, интонационную выразительную речь.

Развивать внимание, память; умение внимательно слушать воспитателя; активизировать словарь.

1 час. Беседа «Культура поведения в общественных местах» .

Чтение художественной литературы «Торопыжка» . Учить культуре поведения в общественных местах; воспитывать культуру общения, расширить словарный запас детей. Знать правила поведения на занятиях в детском саду; выполнять правила поведения в общественном транспорте; на выставке, в музее громко не разговаривать, экспонаты руками не трогать, не мешать другим, приходить в опрятном виде; в магазине уметь чётко излагать свою просьбу, в супермаркете пользоваться специальными корзинами.

Учить детей понимать эмоционально-образное содержание стихотворения; развивать образность речи детей.

1 час. Рассматривание дорожных знаков.

Сюжетно-ролевая игра

«На дорогах города» . Развивать речь детей, память, внимание, закрепить знания по правилам дорожного движения.

Закрепить знания детей о правилах дорожного движения, познакомить с новой ролью – регулировщик, воспитывать выдержку, терпение, внимание на дороге.

Ноябрь. Беседа «Принимаем гостей» .

Сюжетно-ролевая игра «День рождения Степашки» . Формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими . Умение вести себя в гостях и принимать гостей.

Расширить знания детей о способах и последовательности сервировки стола для праздничного обеда, закрепить знания о столовых предметах, воспитывать внимательность, заботливость, расширять словарный запас.