Как аккуратно согнуть плотный лист а4. Работы с бумагой и картоном

Если Вы уже давно изготавливаете открытки, то этот мини мастер-класс Вас вряд ли заинтересует. А для новичков, надеюсь, данная информация окажется полезной.

Для начала немного болтовни...

Итак, Вы решили сделать открытку. На мой взгляд 50% (ну как минимум) красоты и успеха будущей поделки зависит от материала. Во-первых, Вы тратите своё время, прилагаете усилия, фантазируете, продумывая дизайн, чтобы получить прекрасный результат, или надеетесь на это, а если исходно взятый материал не качественен, то всё выше перечисленное будет напрасно. Во-вторых, если Вы раньше никогда не делали открыток, то вначале не нужно хвататься за сложное, а в простом, именно материалы придадут работе выигрышность.

Варианты:

1. Самый простой и незамороченный способ заполучить основу для открытки - купить готовую, из специально предназначенного для этих целей картона. Причем, продаются и наборы уже с подобранными по цветовой гамме детальками, с разнообразными скраповыми мелочами и конвертом впридачу!

2. Пойти в первый же магазин для художников и купить там бумагу, например, для пастели, формата А4. из такого листа получится одна большая открытка или две маленькие.

Лучше не брать для основы картон из наборов для детского творчества (его можно использовать, но для каких-то деталей), т.к. обычно он односторонний, т.е. внутренняя сторона открытки потребует обязательной доработки, это неудобно, лишние затраты времени и сил, короче - морока.
Прекрасно подойдет двухсторонняя бумага плотностью от 160 гр/м2, для сравнения - обычная бумага для принтера - 80 гр/м2.

3. В магазинах с направленностью "всё для творчества" или в специализирующихся на продаже бумаги фирмах (их можно найти в любом городском электронном справочнике) можно приобрести дизайнерский картон. Как правило, это листы размером 70х100 см. Но их нужно ещё умудриться привезти и не помять, потом ещё и нарезать! Я заказывала нарезку и бигование сразу нескольких листов в типографии... Кстати, это тоже способ получить сразу большое количество основ для открыток.

4. Ну если Вы, всё же приобрели лист дизайнерского картона (формата А4, А3 и больше) или простой бумаги, и твёрдо намерены всё сделать самостоятельно, предлагаю обзорный мастер-класс.
Вам может понадобиться, то на чем можно резать, не опасаясь повредить поверхность стола - специальный коврик. Большой площади или поменьше, они также бывают из жесткого материала или более мягкого. Смотрим фото.

Ещё понадобится инструмент для резки, например, обычный макетный нож или более продвинутая модель - нож для художественных работ, можно также использовать дисковые ножи (подходят те что и для ткани и для работ в стиле печворка). А для бигования (биговка -процесс нанесения прямолинейных углублений - бигов) подходит инструмент для тиснения.

Заменить инструмент для тиснения можно обычной вязальной спицей, или пустым стержнем от шариковой ручки. Но мне больше нравиться пользоваться инструментом, это удобно. Так же, знаю есть вариант, когда ножом слегка проводят по поверхности картона, рассекая верхний слой, что тоже позволяет легче сделать сгиб, но тут если перестараетесь, можно и дырку прорезать:))) Не применяю этот способ, ИМХО, работа, как бы сказать... теряет в прочности, особенно если таких сгибов будет много.

Можно воспользоваться для изготовления основы резаком для бумаги. Полезная в хозяйстве вещь:))
Бывают гильотинные, очень острые, легко режут плотный картон. С дисковым ножом, не пробовала, но по отзывам, тоже отличные.


И ещё такая модель:

У меня на формат А5 (3-е фото), тоже режет плотный картон, ножи сменные, для бигования удобный желобок и продается также сменная насадка.

Для нарезки картона используете любой из этих инструментов.

Основа для открытки готова. Можно творить дальше;)

Обработка картона и бумаги наиболее широко применяется учителями в практике обучения технологии. Эти материалы доступны, обладают прекрасными конструктивными особенностями, легки в обработке и имеют привлекательные внешние свойства. Для того чтобы учащиеся качественнее выполняли изделия из бумаги, необходимо научить их ориентироваться в разнообразии ее видов и сортов, различать важнейшие качественные особенности наиболее распространенных видов. Ознакомление со свойствами бумаги позволяет учащимся грамотно и по назначению использовать ее для письма, рисования, изготовления изделий или упаковки разных предметов. Наиболее подробно методика изучения свойств бумаги и картона освещена в пособии В.П. Кузнецова и Я.А. Рожнева . Приведем ее в кратком изложении.

В первом классе учащихся необходимо ознакомить с наиболее общими особенностями бумаги, которые можно установить рассматриванием или ощупыванием, а также мобилизацией собственного накопленного опыта.

В ходе опытов и наблюдений свойств бумаги учащиеся узнают, что бумага сделана из волокон древесины, соломы, камыша, тряпья с добавлением примесей природных минеральных (белая глина, тальк) и клеевых веществ. Они учатся определять направление волокон в листе бумаги.

Оценка толщины бумаги и картона - одно из наиболее важных умений по определению их свойств. С этим качеством ученики знакомятся в первом классе и выделяют его в процессе наблюдений свойств рисовальной, писчей, цветной и др. видов бумаги и наиболее распространенных видов картона.

Во втором классе совершенствуются умения определять наблюдаемые качественные особенности материалов. Знания детей дополняются сведениями о свойствах бумаги и картона: прочности, толщине, мягкости, гибкости. Свойства бумаги изучаются в сравнении со свойствами хлопчатобумажных, шерстяных и шелковых тканей. На уроках математики дети изучают разностное и кратное сравнение чисел и, следовательно, могут определить во сколько раз один вид бумаги толще или тоньше другого.

В третьем и четвертом классах изучаются важнейшие физические свойства бумаги и картона. Их свойства изучаются в сравнении со свойствами других материалов. Проводятся наблюдения по установлению причин изменения свойств бумаги и картона, выявлению наилучших способов обработки этих материалов. В ходе проведения опытов дети могут ознакомиться не только со свойствами бумаги и картона, но и с их конструктивными особенностями: плотность, гибкость, формообразование, со способами изменения некоторых ее свойств.

Учитель сообщает детям, что существуют науки, занимающиеся изучением свойств материалов: материаловедение, сопротивление материалов, технология обработки материалов. Полезно посетить цеха по изготовлению бумаги, переплетные мастерские, канцелярские отделы магазинов и др.

Специфические особенности бумаги и картона можно освоить только в ходе опытов и наблюдений. Методика проведения простейших наблюдений и опытов с бумагой и картоном освещена в методическом пособии Н.Е. Цейтлина и Я.А. Рожнева . Важные отличительные свойства бумагиможно наблюдать, искусственно изменяя их свойства (намокание, горение, сминание, разрывание и т.д.). К примеру, продольное или поперечное направление волокон в бумаге можно проверить, разорвав лист бумаги. В продольном и поперечном направлениях бумага обладает различными механическими и физическими свойствами, к паримеру, отрезанная полоска по поперечному направлению волокон при наклеивании дает морщинки, а в продольном - ложится гладко и хорошо приклеивается. Плотность и прочность бумаги и картона можно определить с помощью ощупывания или визуально - рассмотреть лист на просвет, рассмотреть через лупу место разрыва. Если лист бумаги имеет выраженную облачность, а волокна бумажной массы имеют разную окраску и толщину, это говорит о низком качестве материала.

Основные отличительные свойства бумаги выделены в методических рекомендациях, изданных Г.П. Калининой для учителей начальных классов . Рассмотрим некоторые их них.

Бумага - материал листовой, ее продают большими листами, в пачках, рулонах.

Структура - внутреннее строение бумаги, благодаря которому один может быть упругим, другой - мягким, пластичным. Бумагу с упругой, жесткой структурой используют для бумажной скульптуры, аппликации, для изготовления изделий в технике киригами. Материалы с мягкой структурой используют при изготовлении деталей, легко меняющих форму способом складывания, скручивания, скатывания.

Фактура - внешний вид поверхности бумаги, полученный в результате определенной технологической обработки. Фактурные свойства бумаги: тонкая и толстая; белая и цветная; гладкая и шероховатая; плотная и рыхлая; полупрозрачная и непрозрачная; украшенная рисунком или тиснением; с блестящей и матовой поверхностью и др. Фактура определяется с помощью осязания. На ощупь можно определить гладкость и шероховатость бумаги, ее мягкость, холодную или теплую ее поверхности и др. Фактура оказывает влияние на пропорциональное соотношение формы - крупный рисунок на поверхности бумаги зрительно уменьшает размеры детали, мелкий же, наоборот, увеличивает ее размеры. Эффектно использование в одном изделии разнородных фактур: легкой и тяжелой, матовой и глянцевой. Недостаточное внимание к фактуре бумаги при выборе ее для деталей может привести к неудачному сочетанию бумаги разной фактуры в одном изделии, что зрительно создает дисгармонию и дробность формы готового изделия.

Водопроницаемость - отношение бумаги к воздействию влаги. Это свойство необходимо учитывать при подборе бумаги в соответствии с назначением будущего изделия.

Прочность -сопротивление бумаги разрыву, сминанию, складыванию. Это свойство необходимо учитывать при выборе бумаги в соответствии со способом обработки бумаги и с назначением будущего изделия.

Пластичность - свойство бумаги сохранять форму после снятия нагрузки. Необходимо учитывать это свойство при конструировании объемных форм.

Мы рассмотрели только основные свойства бумаги, которые оказывают влияние на эстетические качества изделия и которые важно учитывать при освоении того или иного способа ее обработки. Эти же свойства необходимо учитывать в процессе обработки картона.

Для организации опытов и наблюдений необходимо подобрать коллекцию наиболее распространенных видов бумаги и картона. Коллекцию материалов подбирают и классифицируют по назначению, видам и сортам. В процессе ознакомления с видами и сортами бумаги и картона ученики получат представление о качественных особенностях материалов, усваивают знания о том, что им придают те или иные свойства в зависимости от назначения. Рассмотрим наиболее распространенные виды бумаги .

Писчая бумага или потребительская . Выпускают четырех сортов: бумага № 0 - высшего сорта, вес 80 г/м.кв., сделана из тряпья, целлюлозы; № 1 - 70-80- г/м.кв., сделана из беленой целлюлозы; № 2 - вес 65 г/м.кв., сделана из беленой и небеленой целлюлозы; № 3 - вес 60 г/м.кв., сделана из небеленой целлюлозы и бумажной массы. Такая бумага вполне пригодна для изготовления изделий способом сгибания и складывания и для оклейки объемных конструкций.

Чертежно-рисовальная бумага . Вырабатывается из тряпья и белой целлюлозы. Рисовальная бумага состоит преимущественно из целлюлозы, вес ее 130-160 г/м.кв., поверхность шероховатая, хорошо принимает краску. Такая бумага не вполне пригодна для конструирования бумажных изделий, так как она хорошо держит форму, но быстро пачкается. Для изготовления изделий в технике киригами и бумажной скульптуры наиболее пригодна чертежная бумага. Она обладает почти теми же свойствами, что и рисовальная, но эта бумага гладкая, более устойчива к намоканию и меньше пачкается при работе.

Печатная бумага . Различают ценные сорта - для изготовления лотерейных билетов, журналов, книг, также и менее ценные сорта этого вида бумаги - для изготовления брошюр, блокнотов.

Бумага для офисной техники. Относят к ценным сортам бумаги. Используют для работы с ксероксами и принтерами. Вес бумаги 80 г/м.кв., размер листа 210х297 мм. Так называемые «оборотки» - использованные листы этой бумаги часто используют для упражнений, для свободного рисования, для изготовления оригамных работ и др.

Обойная бумага . Раньше выпускалась из дешевого сырья. В настоящее время качество ее значительно улучшилось. За счет разнообразных добавок появились прочные обои разной толщины из белой, лощеной, шероховатой и других видов бумаги. Тонкие и прочные обои разнообразных расцветок подходят для аппликации и объемного конструирования.

Бумага техническая . Для работы с детьми наиболее подходит бумага для упаковки шоколадных плиток. Это тонкая, прочная бумага с глянцевой поверхностью. Такую бумагу хорошо сгибать, складывать, резать. Из нее получаются красивые объемные фигуры и изделия в технике оригами.

Знания свойств бумаги и картона позволят детям грамотно и по назначению использовать эти материалы в практических целях. Необходимо давать детям задания самостоятельно подбирать для работы материалы, обосновывать правильность своего выбора. К примеру, для изготовления изделий способом складывания лучше подойдет писчая или специальная бумага для оригами, которая достаточно прочная, сохраняет свои свойства даже после неоднократного сгибания и складывания. Для аппликационных работ подойдут разные виды бумаги: глянцевая, тисненая, «под мрамор», самоклеящаяся и др. Объемные изделия хорошо получаются из картона, ватмана, бархатной, рисовальной, настольной бумаги. Для снятия копий необходимо иметь копировальную, кальку или просвечивающие тонкие виды бумаги.

Для работы с бумагой и картоном нужно правильно подбирать инструменты .

В последнее время в продаже появились специальные резаки для работы с бумагой. Это макетный нож с полотном длиной 10-12см, коротким заточенным лезвием, срезанным под углом 45 градусов.

Шило необходимо для прокалывания отверстий, для скручивания бумажных полосок, нанесения клея в труднодоступные участки конструкции, оно должно иметь удобную ручку и иглу 2,5 – 3см длиной.

Ножницы подойдут как обычные канцелярские, также медицинские с закругленными концами (для вырезания небольших участков по криволинейному контуру).

Зажимы или канцелярские скрепки необходимы для предварительного соединения деталей при монтаже изделия.

Линейки разной длины - от 15 и до 100см, пластмассовые или металлические.

Трафарет и шаблон – приспособления, выполненные из плотной бумаги, фанеры, пластмассы и др. материалов, которые имеют сложную, необходимую для работы, форму. Эти приспособления для начальных классов могут иметь простую форму – квадрат, круг, овал и др. Разметка по шаблону выполняется по внешнему контуру. Разметка по трафарету выполняется по внутреннему контуру.

Пробойник - металлическая трубка с заостренным краем. Они потребуются для просечки отверстий. Просечка отверстий выполняется с помощью небольшого молотка.

Гладилка - округлая палочка, необходимая для проглаживания линии сгиба в процессе обработки картона, плотных видов бумаги, многослойном складывании.

Пресс - тяжелый предмет, предназначенный для придавливания чего-либо. В качестве пресса могут служить книги, доски, металлические пластины.

В процессе работы с бумагой и картоном учащиеся осваивают необходимые трудовые операции. Освоение трудовой операции можно начинать с выполнения ряда упражнений на заготовках, а затем применять освоенные способы в процессе изготовления конкретного изделия.

Рассмотрим основные способы обработки бумаги и картона.

Сгибание – операция, в результате которой отдельные части бумаги и картона располагаются под углом друг к другу. Сгибаться то же, что и гнуться, принимать изогнутую форму. Сгиб – место, по которому что-то согнуто или сгибается (сгиб локтя, переплета и др.) [Ожегов]. Способом сгибания бумаге придают форму конуса, цилиндра и др. Сгибание картона лучше выполнять на болванках, которые можно заменить банками, флаконами, бутылками.

Складывание (складывать, сложить) - перегнув, свернув положить, уложить в каком-нибудь виде, придать какую-нибудь форму (например, сложить лист пополам). В изделиях, выполненных способом складывания, сохраняется приданное сгибом направление, так как часть волокон при проглаживании линии сгиба согнулась или сломалась. Складывание листа выполняется «от себя», проглаживание сначала осуществляется ребром ладони, а затем гладилкой или кольцом ножниц.

Рицовка - надрезывание верхнего слоя волокон бумажного листа резаком с помощью линейки и без линейки для получения четкой или ровной линии сгиба на плотной бумаге или картоне. Выполнение такой операции требует хорошей кинестезической ориентировки, ловкости, умения правильно держать инструмент. Надрезы выполняют по прямолинейному контуру или по кривой. Затем по линии надреза выполняют сгибание и складывание.

Биговка - продавливание бумаги по линии сгиба для получения углубленных бороздок (бигов) с помощью острого конца гладилки, шариковой ручкой с пустым стержнем и т.д. для получения четкой линии сгиба. Обработанную таким способом бумагу легко согнуть и сложить в заданном направлении.

Фальцевание - заглаживание места сгиба с помощью гладилки. При выполнении данной операции развивается кинестезическая и зрительная ориентировки, т.к. приходится постоянно осуществлять контроль, чтобы при складывании края или углы заготовки были хорошо обработаны. Для упражнения используют прямоугольный лист рисовальной бумаги.

Гофрирование - прием складывания бумаги в 3, 4, 5 и более слоев так называемой «гармошкой». Необходимо научить складывать бумагу так, чтобы все грани и ребра «гармошки» были четкими и одинаковой ширины. Для упражнений используют тетрадную бумагу в клетку.

Просекание - выполнение отверстий разной ширины на заготовке с помощью просечек. При работе с этими инструментами необходимо соблюдать правила техники безопасности Края просеченного отверстия должны быть идеально ровными. Для упражнений используют небольшой лист чертежной бумаги или тонкого картона. Чтобы не испортить поверхность стола, под лист подкладывают пачку из 2-3 газет или журнал.

Скручивание - обработка бумажной полосы с помощью инструментов (ножницы, вязальные спицы и др.). Для упражнений используют бумажные полоски разной длины и толщины.

На уроках технологии учащиеся осваивают разные способы монтажа, сборки и соединения бумажных и картонажных конструкций. Для предварительной сборки изделий можно использовать скрепки, скобки, скотч. Окончательная сборка изделий выполняется разъемным и неразъемным способами с помощью специальных соединительных и крепежных материалов.

Неразъемные способы сборки

Соединение отгибами. Края деталей отгибают на определенную ширину и соединяют с помощью клея.

Соединение клапанами . В местах соединения деталей имеются небольшие клапаны. Клапаны намазывают клеем и приклеивают на внутренних поверхностях деталей.

Соединение деталей бумажной полосой . Бумажную полосу приклеивают на внутреннюю или внешнюю сторону стыков двух соединяемых деталей.

Разъемные способы соединения деталей.

Соединение «в щель». На деталях делают по месту разметки прорезь. В прорезь вставляют готовую деталь. Клей при сборке не используют.

Соединение «в замок». В первой детали по линии разметки делают прорезь (разрезают щель длиной 1-2см внутри детали) от точки А к точке В. На второй детали делают надрез (от наружного края детали - внутрь длиной 1-2см) от точки В (край детали) к точке А (внутри детали). Вторую деталь надрезом вставляют в прорезь первой детали и продвигают ее так, чтобы точка А на первой детали соединилась с точкой А на второй детали. Можно соединять детали и с помощью двух надрезов. Для этого достаточно соединить детали - щель в щель.

Соединение с помощью бумажного штифта и шплинта .Обе соединительные детали представляют собой бумажный стержень для неподвижного соединения деталей. Полоску бумаги скручивают в трубочку и вставляют в отверстие, равное толщине приготовленной трубочки. У шплинта один конец трубочки разрезан вдоль на 0,5-1,5см, а другой слегка сплющивают (как шляпку гвоздя). При соединении шплинтом разрезанный конец слегка раздвигают. Таким образом, шплинт надежно держится в отверстиях деталей.

Разметка на бумаге и картоне.

Разметка - исходная производственная операция. Это нанесение на бумагу или картон с помощью чертежно-измерительных инструментов или на глаз всех рабочих и вспомогательных линий деталей, выкроек. Вспомогательные и рабочие линии наносятся и на самих деталях (надрез, прокол, место нанесения клея, место сгиба).

Разметка на глаз выполняется рисованием без чертежно-измерительных инструментов.

Разметка по трафарету или шаблону применяется при разметке деталей сложной формы или при разметке большого количества деталей.

Разметка по клетчатой бумаге или, как еще ее называют по намеченным контурам , выполняется на первых этапах обучения разметке.

Разметка переводом выполняется через копировальную бумагу или кальку при разметке сложных деталей, имеющих много дополнительных обозначений и требующих точности в выполнении криволинейных контуров.

Разметка на просвет выполняется на специальном столе, имеющем прозрачную поверхность и подсветку или, при необходимости, на оконном стекле.

Разметка с помощью чертежно-измерительных инструментов - линейки, угольника, чертежного и измерительного циркулей выполняется как на бумаге, так же на картоне.

При выполнении любых видов разметки необходимо соблюдать следующие требования:

Все виды разметки выполняются с учетом экономии материалов;

Разметка осуществляется в верхнем левом углу на изнаночной стороне листа;

Разметку крупных деталей удобнее выполнять стоя;

Шаблон и трафарет придерживают так, чтобы он был прижат к материалу в нескольких точках;

Разметку по шаблону и трафарету выполняют следующим образом: разметку начинают от верхней точки в низ, с начала по левому краю шаблона, а затем от верхней точки в низ по правому краю шаблона, линия разметки должна быть хорошо видна работающему;

Придерживать линейку при разметке необходимо в нескольких точках, так, что бы линия разметки проходила с верху (над линейкой) или со стороны рабочей руки.

Резание бумаги и картона.

Резание бумаги и картона выполняется ножницами и макетным ножом (резаком) - это наиболее распространенный способ обработки бумаги.

Резать - разделять на части, отделять от целого чем-нибудь острым [Ожегов]. Резание выполняют ножницами или ножом. При резании ножом необходимо подкладывать под материалы подкладную доску или стопку газет. Детей необходимо учить резать по прямому и криволинейному контуру.

При обработке бумаги ножницами необходимо соблюдать следующие правила:

При резании по прямой линии надо смотреть на концы ножниц и направлять их вдоль намеченной линии;

При резании по внешнему криволинейному контуру ножницы передвигают против часовой стрелки, надо смотреть на место резания, поворачивая не ножницы, а заготовку;

По внутреннему контуру режут по часовой стрелке;

Большие листы бумаги удобнее разрезать ножом;

При резании бумаги нож держат наклонно, а при резании картона нож держат вертикально.

Резание макетным ножом по линиям разметки удобнее выполнять с помощью металлической или пластмассовой линейки, а еще лучше фальцлинейки (металлическая линейка с выступающим бортиком). При выполнении трудовой операции нож держат под углом 35-40 градусов к линии разреза, указательный палец должен находиться на тыльной стороне ножа, полотно ножа должно плотно прилегать к рабочей грани линейки, нажим не должен быть сильным. Выполнение данной трудовой операции способствует развитию кинестезической ориентировки, формирует ловкость и сноровку, умение экономить не только материалы, но и рабочие движения.

Ручные способы обработки бумаги.

Разрывание - деление на части листа бумаги; обрывание - отделение части от целого листа бумаги; вырывание - отделение небольшого кусочка бумаги от края листа. При обработке ручным способом необходимо знание таких свойств бумаги как направление волокон, пористость, толщина.

Склеивание бумаги и картона.

Для работы с бумагой в настоящее время применяются разные клеящие материалы. При сборке бумажных изделий можно использовать мучной клейстер, крахмальный клейстер (с добавлением борной кислоты 1г. на 15-30г. муки или крахмала), декстриновый или обойный клей, клей ПВА, казеиновый клей. Наиболее подходящим из них является клей ПВА. Одно из его преимуществ перед другими материалами - быстрота высыхания. При высыхании клей ПВА превращается в прозрачную пленку не видимую на бумаге. Силикатный клей не рекомендуется использовать в начальных классах.

Работая с клеем важно соблюдать следующие правила:

Под детали необходимо подкладывать лист бумаги или клеенку;

Кисть для клея должна быть жесткой, соразмерной размерам деталей;

При оклеивании картона бумагой, клей наносят на оборотную сторону бумаги, а не на картон, так как бумага тоньше и размокает быстрее и равномернее;

Клей наносят тонким равномерным слоем;

После нанесения клея надо подождать, чтобы бумага намокла и растянулась;

Намазанную клеем деталь осторожно накладывают на изделие более широкой стороной, затем ее накрывают чистой бумагой и протирают салфеткой, слегка разглаживая от центра к краям;

Плоские изделия просушивают под прессом.

Сшивание бумаги и картона .

Для работы потребуются иглы, шило, подкладные доски, нитки, леска, тонкая проволока. Способ соединения деталей сшиванием чаще всего используется при переплетных работах, при изготовлении карнавальных костюмов, сборке деталей оклеенных тканью.

Окрашивание бумаги и картона.

Окрашивать - покрывать или пропитывать краской, красящим составом[Ожегов]. Наиболее простой способ окрашивания бумаги выполняется анилиновыми красками. Краски разводят в тазу и опускают в него листы бумаги, а затем сушат, разложив на газетах.

Окрашивание «набрызгом» выполняют с помощью одежной или зубной щетки. Для окрашивания используют гуашь, акварель.

Для окрашивания кистью используют широкие (флейцевые) кисти.

Окраску «под мрамор» выполняют любой масляной краской, разведенной бензином или керосином.

Окантовка картона.

Окантовать, окаймлять кантом[Ожегов]. Чтобы изделия из картона были более прочными, их оклеивают переплетной бумагой, коленкором, лидерином, тканью. Оклеивание можно выполнять целым листом или полосой. Окантовка картона чаще используется при выполнении переплетных работ.

Лидерин - хлопчато-бумажная окрашенная или неокрашенная ткань. На лицевую сторону ткани нанесена пленка из нитроцеллюлозы, пластификаторов и разных наполнителей. По внешнему виду лидерин напоминает кожу, и выглядит более эстетично, чем коленкор.

Коленкор - окрашенная хлопчато-бумажная ткань, пропитанная составом из крахмалистых и минеральных веществ.

Работа с бумагой оказывает всестороннее влияние на развитие детей. В процессе изготовления изделий из бумаги и картона у учащихся формируются такие качества личности как усидчивость, трудолюбие, художественный вкус, эстетическое восприятие, умение анализировать, самостоятельно мыслить и др.

Работа с бумагой и картоном способствует развитию мышц кистей рук, формирует координацию и точность движений. Практические навыки, которые формируются у учащихся в процессе работы с бумагой и картоном позволяют успешно осваивать правила и приемы работы с другими материалами. Это объясняется типичностью операций, характерных для всех видов труда.

Например, работа над бумажной скульптурой предполагает аналитический характер деятельности и способность нестандартного мышления. В процессе конструирования из бумаги ориентировочная деятельность ребенка становится более целенаправленной, увлекает ребенка и приводит порой к нестандартным, творческим решениям конструкторских задач. Процесс работы над бумажной конструкцией развивает способность к созданию разных целостностей. Использование минимума средств при максимальной выразительности фактуры материалов приобщает к целостному видению как конкретной формы, создаваемой ребенком, так и всей решаемой конструкторской задачи.

Контрольные вопросы.

1.Какие отличительные особенности бумаги изучают учащиеся в 1, 2, 3 классах?

2.Назовите основные способы обработки бумаги.

3.Назовите инструменты, необходимые для обработки бумаги.

4.Какие материалы используют для окантовки картона?

Задания для самостоятельной работы.

1. Найти сведения о способах изготовления бумаги.

2. Изучить литературу по различным техникам обработки бумаги. Сделать сообщение об одной из технологий изготовления изделий из бумаги.

3. Сделать сообщение о видах бумаги, картона и их свойствах. Собрать коллекцию картона и бумаги для демонстрации учащимся на уроках технологии в начальных классах.

4. Изучить правила безопасного труда при работе с режущими инструментами.

Задания для лабораторной работы.

1.Проанализировать 3-4 образовательные программы по технологии. Выделить задачи по формированию технологических и трудовых умений и навыков, которые авторы рекомендуют формировать у учащихся 1, 2, 3, 4 классов в процессе работы с бумагой и картоном? Какие объекты труда авторы предлагают для практической работы?

2.Разработать фрагмент урока технологии, на котором в процессе опытнической работы учащиеся смогут наблюдать конкретные свойства бумаги.

3.На листах альбомной бумаги разработать схематические инструкционные карты, демонстрирующие способы соединения деталей из бумаги в конкретном изделии.

4.Продемонстрировать фрагмент урока по теме «Работа с бумагой», на котором учитель решает конкретную задачу формирования культуры труда.

5.Разработать инструкции по правилам безопасной работы при обработке бумаги и картона.

6.Разработать модель «Твое рабочее место» для демонстрации учащимся на уроках по обработке бумаги.

7.Изготовить образцы изделий из бумаги (в 4-5 техниках) для использования их на уроках технологии в начальных классах.


Скажите, как аккуратно согнуть картон на открытку?
У меня получается неаккуратный сгиб с заломами...

Есть несколько способов как сделать красивый сгиб (биговку):
1. Самый простой и экономичный: отмечаете середину листа (или то место, где должен быть сгиб), прикладываете линейку, проводите линию непишущей ручкой, шилом или спицей. Делать это лучше на специальном макетном коврике (можно попробовать подложить гофрокартон), чтобы линия не просто обозначилась, но и слегка продавилась. Складываете лист, по линии сгиба проглаживаете, например, пластиковой линейкой. Если бумага плотная и складывается не очень хорошо, можно на некоторое время положить под пресс (стопочку книг).
2. Использовать резак со специальным лезвием для биговки. Я пользуюсь резаком Fiskars "Nouveau Portable Trimmer 12inch" и к нему купила сменные лезвия (оранжевое - для резки, черное - для биговки).

3. Существует инструмент для создания сгибов - специальная костяная палочка, которой можно и проводить линию сгиба, и проглаживать для лучшей фиксации сгиба. Ею можно пользоваться как под линейку, так с резаком: просто с нажимом проводите линию по лунке, по которой идет лезвие. Видео по использованию этой полочки можно посмотреть .

4. Ну и самый приятный вариант - доска для создания сгибов. На ней уже есть разметка и палочка для биговки. Очень удобно и быстро! К тому же, можно делать сразу несколько сгибов (если это нужно для вашего проекта).


На ютубе есть много видео с примерами использования этого инструмента. Вы можете посмотреть их пройдя по ссылке . Видео по сравнению досок для биговки - Martha Stewart Score Board и Scor-Pal.

Если для основы вы используете плотный и толстый картон, то простая биговка вам не очень поможет. В таком случае, линию сгиба лучше немного надрезать - острием ножниц или канцелярского ножа.
В общем, экспериментируйте с бумагой для основы - разная по качеству, по плотности, она по-разному ведет себя на сгибах.

Вопрос от Lepesto4ex
В каких случая уместно обработать край бумаги ножницами или специальной штучкой от Тима Хольца.
И после обработки, обязательно ли делать декоративную строчку?

Край обрабатывается в том случае, если Вы хотите создать эффект потертости, состаренности. Чаще всего этот прием используют в работах в стиле винтаж, шебби-шик, херитаж. А в стиле Clean and Simple, в детских работах, это будет, пожалуй, лишним.
Декоративная строчка, конечно, не обязательна, но она придает работе особый шарм, и чаще смотрится более выигрышно. Хотя, например, известная польская мастерица Nimucha не всегда использует строчку в работах с состаренным краем. В таком случае, открытка кажется более легкой, не утяжеленной.

Материал для бесед в кружке

Прежде чем приступить к работам с бумагой и картоном, расскажите членам кружка «Умелые руки» о том, какое широкое применение в жизни имеет бумага, из чего и как она изготовляется.

На бумаге печатают книги и газеты, ею издавна пользуются для письма. Это главное назначение бумаги. В Советском Союзе, где наука и культура достигли небывалого расцвета, больше половины всей вырабатываемой бумаги приходится на печатную, газетную и писчую.

Много бумаги расходуется также на упаковку и завертку всевозможных товаров. Теперь даже мешки для перевозки тяжелых грузов часто делают из бумаги. Например, цемент перевозят в больших мешках, изготовленных из шести-восьми слоев прочной бумаги. Картонные ящики выдерживают тяжесть упакованных в них радиоприемников, разных других аппаратов.

Специальные сорта бумаги и картона широко используют в технике.

Бобины, намотанные из узкой бумажной ленты, вставляют в самозаписывающие аппараты. Лента движется в аппарате, и на ней буквами, знаками телеграфной азбуки (точками и тире) или пробиваемыми перфоратором отверстиями производятся необходимые записи. Так принимают, например, переданные издалека телеграммы. На бумажной ленте, покрытой железной ржавчиной, записывают звук - человеческую речь или музыку. Запись производится намагничиванием ленты в специальном аппарате - магнитофоне.

В фотографии пользуются светочувствительной бумагой, покрытой особыми составами. На ней с помощью света можно напечатать любой снимок, сделанный фотоаппаратом на пленке или на стеклянной пластинке. Для размножения чертежей изготовляется светокопировальная бумага разных сортов. А чтобы напечатать чертеж или рисунок в книге, его сперва переводят на цинковую пластинку (делают клише) или на литографский камень. Для этого нужна специальная переводная бумага. Она очень тонкая, в несколько раз тоньше папиросной.

Электрические провода, телефонные кабели и катушки в электрических приборах часто обматывают бумагой, которая не пропускает тока. Ее так и называют - электроизоляционной. Такой бумагой пользуются и при изготовлении важных деталей радиоприемников - конденсаторов.

В автомобилях, ткацких станках и других машинах некоторые детали сделаны из бумаги. При сооружении жилых домов иногда применяют карнизы, плафоны и плиты для перегородок, изготовленные из бумажной массы. Из смеси такой массы с асбестом делают асбестовый огнестойкий картон, а из смеси с гипсом - листы сухой штукатурки.

Простая бумага легко размокает в воде и рвется. А изготовленная из бумажной массы фибра прочнее фанеры. Из фибры делают части некоторых приборов, различные футляры и чемоданы.

Не промокают и бумажные стаканчики для мороженого, которыми часто пользуются ребята. Из такой же бумаги изготовляют бутылки для молока, дешевые тарелки. В магазинах можно купить красивые салфетки и скатерти из мягкой, но прочной бумаги. Из бумажной массы сделаны многие игрушки и украшения для комнат.

Если рассмотреть в сильный микроскоп бумагу любого сорта, то обнаружится, что она состоит из множества мельчайших волокон - очень тонких ниточек, тесно переплетенных между собой. Это растительные волокна. Для выработки бумаги их получают разными способами из древесины.

Оберточную и газетную бумагу вырабатывают главным образом из древесной массы. Очищенные от коры и распиленные на бревна стволы деревьев растирают на волокна круглыми вращающимися камнями в растирочных машинах - дефибрерах. Потоки воды смывают волокна с камня и уносят их в большие резервуары. Получившуюся массу насосами перекачивают из одного бассейна в другой и при этом очищают от мелких щепочек, сортируют по величине волокон, удаляют часть воды, тщательно перемешивают. В конце концов получается так называемая полумасса, которая состоит из волокон одинаковых размеров, смешанных с водой. Такую полумассу иногда приготовляют и из соломы.

Более прочную и лучшего качества бумагу - печатную (для книг) и писчую - делают из целлюлозы. Так называется вещество, из которого состоят клетки растений. Целлюлозу получают путем сложной химической переработки древесины на специальных заводах. Приготовляют л соломенную целлюлозу.

Бумажную полумассу готовят также из макулатуры - старой, негодной бумаги. Пионеры иногда занимаются сбором бумажной макулатуры. Этим они помогают снабжать сырьем бумажную промышленность. Собранную макулатуру на заводах очищают и разделяют на волокна.

Небольшая часть всей бумаги, особенно прочной, изготовляется из тряпочной полумассы. На такой бумаге, например, печатаются деньги. Ненужные обрезки хлопчатобумажных и льняных тканей, изношенную одежду и другое тряпье, обрывки веревок и рыболовных сетей очищают от грязи и краски, размельчают и превращают в волокна.

Чтобы получить бумагу нужного сорта, различные полумассы часто смешивают. Например, к древесной массе добавляют целлюлозу, к целлюлозе - тряпичную полумассу и т. д.

Всякая полумасса состоит из чистых волоконец, отделенных друг от друга. Но бумаги из нее еще сделать нельзя. Полумассу подвергают дальнейшей обработке.

Прежде всего ее пропускают через аппараты для размола. Они называются роллами или мельницами. В таком аппарате полумасса проходит между рядами острых стальных ножей. Одни ножи укреплены в ролле неподвижно, а другие - на вращающихся барабанах или дисках. Ножи можно переставлять ближе или дальше друг от друга. Это нужно для того, чтобы волокна получились требуемой длины и толщины. Несколько часов, иногда почти целые сутки, длится размол полумассы в ролле. Чем короче и тоньше волокна, тем больше времени их размалывают, тем прочнее и лучшего качества получается бумага. В готовой бумажной массе волоконца чаще всего бывают длиной от 0,1 до 1 миллиметра, а толщиной в 300 раз меньше.

Но даже после такого размола бумажная масса не вполне готова. Ее обрабатывают еще химическими веществами, чтобы бумага получилась чистая и белая. Для того чтобы получить цветную бумагу, в массу добавляют минеральные или анилиновые краски. Требуются и другие добавки.

Какие бы мелкие ни были волокна в бумажной массе и как бы тесно они ни переплелись потом, между ними останутся незаметные для глаз промежутки. Чтобы заполнить эти промежутки и улучшить цвет бумаги, в массу добавляют каолин (белую глину), мел или другие вещества. Писчую и печатную бумагу, кроме того, требуется проклеить - сделать менее промокаемой и более прочной. Для этого к бумажной массе прибавляют немного древесной смолы - канифольного клея.

Для каждого сорта бумаги есть свой рецепт приготовления бумажной массы.

Готовую массу по трубам направляют в мешальные бассейны. По пути особые аппараты проверяют густоту массы, если надо, добавляют воды. Перемешанную в бассейнах массу пропускают еще через несколько автоматов. Они проверяют состав ее, добавляют недостающие вещества, в последний раз перемалывают, вылавливают оставшиеся неразмолотыми комки волокон, песчинки и сор, разбавляют водой. Только теперь масса попадает в ящик бумагоделательной машины.

Бумагу вырабатывают на очень сложных, больших машинах. Например, машина для изготовления газетной бумаги имеет в длину 120 метров. В ней установлены 50 мощных электрических моторов, множество различных приборов. Такая машина может работать без остановки целыми сутками. За сутки она дает до 200 тонн и больше бумаги. Машина действует автоматически, ее обслуживают всего четыре-пять рабочих.

Быстро, со скоростью до 500 метров в минуту, движется на валиках машины бесконечная металлическая сетка с очень мелкими отверстиями. Сюда из ящика широкой ровной струей льется бумажная масса. Она растекается полосой, ширина которой достигает 7,2 метра, и быстро уносится сеткой вперед. Здесь, на сетке, начинается превращение массы в бумагу. Вода стекает сквозь сетку вниз, масса становится гуще, волоконца ее переплетаются. Легкий валик приглаживает и разравнивает густеющую массу сверху. А снизу, под сеткой, вступают в действие аппараты, которые продолжают высасывать воду. Новый валик прижимает влажную полосу массы вместе с сеткой к большому валу с отверстиями, внутри которого насос все время выкачивает воздух. Поэтому здесь масса особенно быстро теряет свою влагу. Бумажная полоса еще сырая, но она уже не растекается, ее можно отделить от сетки. Струя сжатого воздуха переносит ее на новую подстилку - на движущееся сукно. Так называют широкую полосу, сделанную из шерсти. Сукно увлекает бумагу в промежуток между двумя валами, которые продолжают отжимать влагу и одновременно приглаживают поверхность бумажной полосы. Выйдя из этого пресса, полоса попадает на новое сукно, вместе с ним - во второй пресс, потом в третий, четвертый.

Дальше и дальше движется в машине бумага. Теперь сукна прижимают ее к двум длинным рядам горячих цилиндров. Бумажная полоса змеей извивается между цилиндрами (вниз-вверх, вниз-вверх), становясь все светлее и прочнее. Шестьдесят, восемьдесят или даже больше сушильных цилиндров, наполненных паром, высушивают бумагу.

Сухая горячая бумага скользит по медному холодильному цилиндру (внутри него течет холодная вода), а затем, как по лесенке, спускается к полу по нескольким чугунным валам. Эта часть машины называется глезером. В глезере бумага приобретает гладкую, удобную для печати и письма поверхность.

Внизу, у заднего конца машины, бумажная полоса наматывается на стержень - получается огромный рулон шириной 7,2 метра. Когда он достигнет необходимой толщины, полосу обрезают, подъемный кран подхватывает рулон и переносит к автоматической бумагорезальной машине. Здесь широкую бумажную полосу разрезают на узкие полосы, свертывают их в рулоны или же режут на отдельные листы.

В Советском Союзе много древесномассных и целлюлозных заводов, много бумажных фабрик. Они расположены большей частью в лесных районах, где имеется достаточно древесины. А чтобы не перевозить на дальние расстояния древесную массу и целлюлозу, заводы для выработки их строятся обычно рядом с бумажными фабриками, образуя мощные целлюлозно-бумажные комбинаты. Крупнейший из них, самый большой в Европе - Балахнинский целлюлозно-бумажный комбинат имени Ф. Э. Дзержинского в Горьковской области.

Материалы и инструменты

Бумага и картон - самые доступные материалы для кружка «Умелые руки». Из бумаги и картона можно сделать множество разнообразных вещей: наглядные пособия и школьно-учебные принадлежности, модели и игрушки, другие полезные и интересные вещи. Картонажными работами могут заниматься все пионеры, начиная с учеников 3-го класса.

Сортов бумаги очень много. Они отличаются друг от друга прочностью и плотностью, толщиной, гладкой или шероховатой поверхностью, цветом и другими качествами. В кружке наибольшее применение найдут следующие сорта бумаги:

Газетная бумага - наиболее дешевая и распространенная. Она имеет слегка шероховатую поверхность, быстро изнашивается и трется на изгибах, сильно впитывает клей и всякую влагу. Но для многих работ юных техников газетная бумага имеет то преимущество, что она прочно склеивается в несколько слоев. Поэтому, например, бумажные трубки лучше всего делать из газетной бумаги, эта же бумага наиболее пригодна и для изделий из папье-маше.

Писчая бумага в изделиях кружка применяется чаще всего. Она проклеена, поэтому прочнее газетной, хорошо окрашивается, меньше боится влаги, имеет гладкую (глазированную) поверхность. Из писчей бумаги можно делать различные модели, ею хорошо оклеивать картон. Нужна она и для переплетных работ.

Чертежная бумага - самая прочная и плотная. Поверхность ее шероховатая, клеить ее труднее, чем писчую бумагу, зато лучше и легче раскрашивать.

Цветная альбомная бумага особенно необходима для работ в кружке. Ею почти всегда можно заменить писчую. Альбомная бумага бывает гладкая и шероховатая, разной плотности и цветов. Этим сортом бумаги часто оклеивают самодельные переплеты книг и другие картонные изделия. Однако для оклейки лучше все же применять специальную переплетную бумагу, которая окрашена только с одной стороны и имеет глянцевую поверхность.

Цветная глянцевая бумага более пригодна для оклейки коробок, а для оклейки книжных переплетов - мраморная, с пестрым узорчатым или полосатым рисунком.

Папиросная бумага , тонкая, прозрачная, также будет полезна кружку для некоторых работ.

Толстую бумагу, если 1 квадратный метр ее весит больше 250 граммов, называют картоном .

Сорта картона можно различить по его цвету.

Белый картон легко резать, но он очень непрочный, ломкий, часто расслаивается. Изделия из него для прочности обычно оклеивают бумагой. Этот картон сильно впитывает клей и коробится. Пользоваться им следует только для мелких изделий и для переплетов небольших брошюр.

Желтый картон гораздо прочнее белого, гибкий, хорошо режется, не коробится от клея. Он применяется для всевозможных работ.

Серый картон прочнее белого и желтого, но его трудно резать, так как нож быстро тупится о песчинки, которых много в массе этого картона. Серый картон хорош для изготовления больших вещей, когда требуется особенная прочность.

Цветной картон - тонкий, гибкий и с глянцевитой поверхностью разных цветов, легко обрабатывается и имеет красивый вид. Из него хорошо делать аккуратные небольшие вещи, папки и переплеты брошюр. Оклеивать такой картон не приходится.

Желательно, чтобы кружок располагал для своих работ несколькими сортами бумаги и картона.

Для картонажных работ в кружке инструменты потребуются очень несложные. Основной инструмент - это нож. Наиболее удобен специальный переплетный или сапожный нож, наглухо насаженный на рукоятку, не складывающийся. Лезвие ножа, а особенно конец его, должно быть хорошо наточено. Хороший нож для работ с картоном можно сделать из обломка полотна слесарной ножовки. Такой обломок дают заточить по форме переплетного ножа точильщику; тупой конец превращают в рукоятку, плотно обмотав его бумагой или лоскутом, а сверху шпагатом или прочной тесьмой. Таким же образом можно заточить сломанный кухонный нож. Для пионеров вполне достаточна и удобна длина лезвия рабочего ножа в 3-4 сантиметра. Можно пользоваться и перочинными ножами без всяких выступов на рукоятке. Листы бумаги и тонкого картона можно также резать лезвием безопасной бритвы, вставленным в металлический держатель для чинки карандашей.

Кроме ножа, потребуются ножницы - обыкновенные швейные или изогнутые; линейка - металлическая, в крайнем случае из пластмассы, Деревянная линейка пригодна для разметки, но неудобна при резке бумаги или картона.

Члены кружка могут сами сделать полезное приспособление для разглаживания складок на сгибах бумаги - гладилку, или косточку. На рисунке 4 (7) изображены гладилки разной формы. Гладилку выстрагивают ножом из дубовой или буковой дощечки или же вытачивают напильником из кусочка органического стекла, из ручки старой зубной щетки, поломанной расчески, толстого целлулоида. Поверхность гладилки делают с обеих сторон немного выпуклой посредине, края - тонкие, но не острые, а слегка закругленные. Готовую гладилку зачищают шкуркой и на точильном бруске.

Чтобы при резке бумаги и картона не портить крышку стола, на нее кладут подрезную доску. Длина доски - не менее 45 сантиметров, ширина - 30-35 сантиметров. Подрезную доску лучше всего взять не сосновую, а березовую или липовую. Поверхность доски тщательно строгают, делают гладкой и ровной. У одного длинного края ее прибивают невысокий упор - гладко выстроганную рейку. Подрезную доску можно заменить прямоугольным куском фанеры.

Располагая такими инструментами и приспособлениями, члены кружка могут приступить к любым картонажным работам. Дополнительные приспособления потребуются только для переплетных работ, о которых речь будет итти дальше.

Как резать и сгибать бумагу и картон

Бумагу и картон режут ножом, так как с помощью ножниц трудно получить прямую линию. К ножницам прибегают только при вырезывании кривых линий.

Проще всего разрезать лист бумаги на две части по прямой линии. Бумагу сгибают в нужном месте вдвое, линию сгиба приглаживают гладилкой или мягкой резинкой для карандаша, затем в сгиб вкладывают лезвие ножа и режут. Однако в этом случае разрезанные края получаются слегка ворсистыми.

Совершенно ровная линия обреза получается только при пользовании линейкой. Лист бумаги кладут на подрезную доску, по линии обреза укладывают линейку, сильно прижимая ее левой рукой. Нож берут правой рукой так, чтобы указательный палец лежал на тупой стороне лезвия. Сильно наклонив нож к себе, режут бумагу острым концом лезвия, прижимая его к кромке линейки. Ножом ведут только в одну сторону, к себе. Нельзя водить им взад и вперед, «пилить» бумагу, так как от этого она мнется и рвется. Таким же способом обрезают поля книги при переплетных работах.

Когда режут картон, нож держат иначе. Его берут за рукоятку всеми пятью пальцами, зажимают в кулак и держат почти вертикально, только слегка наклонив к себе. Чтобы разрезать картон, приходится проводить ножом по линии разреза несколько раз - все время в одном направлении, к себе. Следует избегать пользоваться для резки картона складным перочинным ножом, так как при малом наклоне он может закрыться и порезать пальцы.

Чтобы вырезать из картона круг с ровными краями, применяют несложное приспособление - кругорез . Из фанеры вырезают линейку длиной, например, 30 сантиметров и шириной 1,5-2 сантиметра. На одном конце линейки, по длине ее, сверлят или прокалывают несколько небольших отверстий, а на другом конце по ширине линейки делают прорез такого размера, чтобы в него входил заостренный кончик ножа.

Линейку кладут на картон и через одно из отверстий (ближе или дальше от конца - в зависимости от требуемой величины круга) закрепляют шилом, прикалывая картон к подрезной доске. В прорез на свободном конце линейки вставляют кончик ножа и начинают резать картон. Нож, удерживаемый линейкой, движется по окружности, вырезая правильный круг.

Бумагу и картон часто приходится сгибать под углом. Бумагу сгибают, складывая ее руками и приглаживая сгиб гладилкой. Чтобы согнуть картон, его предварительно надо надрезать ножом по линейке - приблизительно до половины толщины. После этого картон сгибают руками в сторону, противоположную надрезу. Линия сгиба получается ровная и аккуратная. Надо лишь следить за тем, чтобы надрез получился одинаковой глубины по всей длине: при резке нож необходимо нажимать с одинаковой силой.

Во время экскурсии в переплетный цех какой-нибудь типографии или в картонажную мастерскую члены кружка увидят, как с помощью специальных машин режут бумагу и картон.

Бумагорезальные машины обычно разрезают не отдельные листы бумаги и картона, а сразу целые пачки их. Самая простая машина, которую можно найти в небольшой типографии или картонажной мастерской, приводится в действие руками. Рабочий укладывает на гладкий стол машины пачку бумаги, зажимает ее прессом и опускает на нее тяжелый длинный нож, держа его за рукоятку и прижимая лезвие к бумаге. Нож действует, как лезвие ножниц: один конец его шарнирно закреплен в машине, а второй свободно движется вверх и вниз.

Чаще всего нож бумагорезальной машины приводится в действие электрическим мотором. На такой машине за один раз разрезают пачку бумаги высотой до 10-15 сантиметров.

В больших типографиях имеются интересные машины-стопорезки. С их помощью отпечатанные листы или сброшюрованные листы книги обрезают с трех сторон. Как только машина обрежет с одной стороны заложенную в нее пачку (стопку) бумаги, стол машины автоматически поворачивается и подставляет под нож другую сторону пачки, потом третью. Имеются в типографиях и другие автоматические машины-саморезки, разрезающие рулоны бумаги на отдельные листы. От рабочих требуется только вставить рулон в машину и включить мотор. Далее машина сама разматывает рулон. Нож, закрепленный на вращающемся барабане или опускающийся сверху, режет бумажную полосу на листы нужных размеров. Листы падают на движущуюся ленту и приносятся ею на стол, где складываются в пачки.

Самодельные коробки и фигуры

Многие изделия из бумаги и картона склеивают не из отдельных частей, а складывают из целого листа, соответственно вырезав его и сделав необходимые надрезы. Для этого на листе бумаги или картона предварительно чертят развертку. Так поступают, например, при изготовлении коробок и геометрических фигур. Их склеивают тремя способами.

Первый способ . От листа картона отрезают прямоугольник требуемого размера. На равном расстоянии от края вдоль всех четырех сторон проводят карандашом по линейке линии. Уголки, образовавшиеся пересечением линий, отрезают. По линиям делают надрезы, отгибают борта коробки и по углам склеивают их полосками бумаги или тонкой ткани. Чтобы борта не разошлись, коробку до высыхания клея обвязывают ниткой.

Второй способ . В данном случае углы не отрезают, а отгибают внутрь коробки. Для этого с одной стороны каждого уголка делают прорез, а с другой - легкий надрез. Затем углы приклеивают к бортам, пришивают ниткой или прикрепляют шпилькой из тонкой проволоки. Для этого можно использовать проволочные шпильки от старых тетрадей.

Третий способ чаще всего применяется при склеивании геометрических фигур из плотной бумаги или тонкого картона. На рисунке 6 для примера изображена развертка трехгранной призмы. По краям некоторых сторон развертки оставлены узкие полоски со срезанными уголками - припуски. Сложив фигуру по пунктирным линиям, эти припуски отгибают и приклеивают к внутренним стенкам призмы.

Оклеивание картона бумагой

Большинство картонажных изделий оклеивают цветной или белой бумагой, чтобы придать им красивую внешность и большую прочность. Клеить бумагу надо клейстером. Но цветную глянцевую бумагу лучше клеить жидким столярным клеем, так как от клейстера она размокает и на ее глянцевой поверхности появляются пятна. Столярным клеем рекомендуется клеить и толстую плотную бумагу 1 .

Клейстером или клеем всегда смазывают наклеиваемую бумагу, а не картон. Покрыв стол газетой, укладывают на нее вырезанный по нужным размерам лист бумаги. При помощи кисти смазывают его клейстером от середины к краям - сначала правую сторону, затем левую. Работать кистью следует быстро, проводя прямые полосы одну за другой без пропусков, стараясь накладывать клейстер ровным тонким слоем, не оставляя на бумаге комков его. Бумагу придерживают пальцами левой руки, смочив их чистой водой. Покрыв бумагу клейстером, поперек листа проводят чистой кистью, чтобы загладить границы полос.

Смазанную клейстером бумагу оставляют полежать одну-две минуты, чтобы клейстер лучше впитался. Затем бумагу берут обеими руками за края и аккуратно накладывают на картон. Сейчас же после этого бумагу разглаживают чистой тряпочкой, пальцами от середины к краям, чтобы на поверхности не осталось морщин. Сушат оклеенную вещь в теплом, сухом месте, но вдали от батареи отопления или от горячей печи: от сильного тепла картон покоробится. Если бумагой оклеена не объемная вещь, а плоские куски картона (например, таблица или крышки переплета книги), то сушить их лучше всего под прессом, положив между двумя досками и придавив каким-нибудь грузом.

После высыхания наклеенная бумага сжимается, волокна ее сокращаются. Оклеенный с одной стороны картон коробится, выгибается в сторону оклейки. Чтобы избежать этого, картон и изделия из него оклеивают бумагой одинаковой плотности с обеих сторон.

При двусторонней оклейке края бумаги, наклеенной на внешнюю поверхность, обычно загибают на внутреннюю сторону и приклеивают так чтобы придать острым ребрам более аккуратный вид.

Вот, например, как оклеивают простую картонную коробку. Измеряют длину всех четырех бортов коробки (периметр ее). Отрезают полосу бумаги немного длиннее и на 2-4 сантиметра шире, чем высота бортов. Края полосы отгибают по всей длине с обеих сторон так, чтобы ширина ее получилась равной высоте коробки. Этой полосой оклеивают все борта коробки, оставляя свободные каемки сверху и снизу. По углам каемок делают вырезы - срезают уголки. Затем верхние полосы завертывают внутрь коробки и приклеивают к бортам с обратной стороны; нижние полосы приклеивают ко дну коробки. Для оклейки коробки изнутри чертят на бумаге выкройку дна и бортов, уменьшив высоту их на 2-3 миллиметра. Вырезанной по такой выкройке бумагой оклеивают внутренность коробки. Края бумаги частично прикрывают отогнутые полосы внешней оклейки, оставляя сверху ровный узенький кант. Такой же кантик оставляют и на дне коробки (снизу), если его оклеивают. Но дно можно и не оклеивать снизу.

Обычно коробки снаружи оклеивают цветной бумагой, а внутри - белой. Следовательно, и кантик внутри коробки получается цветной.

Окантовка

Кружок выполнит полезную для школы работу, если наклеит на картон всевозможные таблицы по географии, истории, естествознанию и другие наглядные пособия, напечатанные на бумаге. Для украшения пионерской комнаты можно наклеить на картон красочные репродукции с картин, фотографические снимки. У себя дома каждый член кружка может так же оформить расписание уроков, табель-календарь, портрет любимого писателя. Края картонной подложки при этом оклеивают цветной бумагой, чтобы получились кантики. Этот способ так и называется - окантовка.

Из листа картона вырезают прямоугольник немного больших размеров, чем наклеиваемая таблица, - на 3-10 миллиметров со всех сторон, в зависимости от величины таблицы. Вырезают четыре полосы темной цветной бумаги - по длине сторон прямоугольника и приблизительно в три раза шире канта (то есть шириной 10-30 миллиметров). Полосы сгибают по длине пополам, уголки обрезают так, чтобы при наклейке концы двух полос - вертикальной и горизонтальной - не накладывались друг на друга. Этими полосками оклеивают края прямоугольника, вкладывая картон в сгибы.

На задней стороне картонной подложки укрепляют проволочное колечко для подвешивания таблицы на стену: берут узкую тесемку, надевают на нее проволочное колечко, концы тесемки разводят в стороны и приклеивают к картону. Колечко закрепляется точно по середине верхнего края картона и должно выступать над этим краем. Для прочности концы тесемки можно заклеить сверху бумажным прямоугольником. Колечко будет держаться еще прочнее, если в картоне ниже колечка сделать прорез, продеть в него тесемку на лицевую сторону, ниже сделать еще два прореза и продеть концы тесемки снова на заднюю сторону. В этом случае тесемка приклеивается с обеих сторон подложки, а концы ее закрепляются еще бумажными кружками. Для таблиц большого размера лучше сделать два колечка, расположив их на одинаковом расстоянии от боковых сторон подложки. К колечкам привязывается шнурок, за который таблица подвешивается на стену.

Закрепив колечко, заднюю сторону картонной подложки оклеивают бумагой примерно такой же плотности, как таблица. На лицевую сторону наклеивают таблицу. Она получается окаймленной цветным кантом. Окантованную таблицу сушат под прессом.

Цветную бумагу для кантов часто заменяют полосками плотной, но не толстой ткани, чаще всего коленкора. Приемы работы остаются те же.

Фотоснимки и художественные открытки обычно оформляют без окантовки. Их просто наклеивают на подложку из картона или плотной бумаги, оставляя широкие поля. Такую подложку называют паспарту. Вокруг снимка, на небольшом расстоянии от него, тупой стороной кончика ножа или гладилкой выдавливают линии, образующие как бы рамку.

При любом оформлении фотографических снимков их не следует наклеивать клейстером или так называемым конторским клеем: в этом случае на снимке могут появиться пятна. Лучше всего пользоваться фотоклеем, а при отсутствии его - декстриновым.

Бумажные трубки

Для телескопа, перископа и некоторых других поделок, описанных в этой книге, кружку потребуются трубки. Их лучше всего склеить из бумаги.

Подбирают круглую деревянную палку необходимого диаметра и немного длиннее требуемой трубки. Поверхность палки, если она недостаточно гладкая, зачищают шкуркой и натирают мелом или тальком. Палку обертывают один раз плотной (можно писчей) бумагой. Свободный край ее слеша приклеивают к другому, но так, чтобы бумага нигде не приклеилась к дереву. Один край трубки должен немного выступать за край палки.

Затем, подстелив газету, на столе раскладывают длинный лист бумаги такой ширины, какой длины требуется трубка. Лучше всего брать непро-клеенную газетную или оберточную бумагу. Смазав бумагу жидким клейстером, на один край ее кладут палку так, чтобы бумага приклеивалась к бумажной трубке на палке, и затем накручивают ее в несколько слоев. Чем большего диаметра и длиннее трубка, тем больше должно быть слоев бумаги. Прочная трубка получается уже из 5-7 слоев. Наматывая бумагу, следят, чтобы она хорошо натягивалась и укладывалась без морщин.

Готовую трубку, не снимая с палки, сушат в сухом, но не жарком месте и только после высыхания снимают с палки.

Для самодельного микроскопа или подзорной трубы требуются две трубки, одна из которых свободно входила бы в другую. В этом случае, сделав и просушив первую трубку, ее не снимают с палки, а на нее же накручивают вторую трубку - первый слой без клейстера, а последующие слои промазанные клейстером. Когда вторая трубка просохнет, обе трубки снимают с палки.

Если делается круглый пенал, отверстие с одного края трубки прикрывается дном. Для этого по диаметру трубки вырезают картонный кружок и накладывают его на край трубки. Полоску бумаги сгибают по длине пополам, на одной половине ее вырезают зубчики, как показано на рисунке 7 (4) . Сплошную половину полоски приклеивают к краю трубки, а зубчики отгибают и приклеивают ко дну. Чтобы прикрыть зубчики, сверху на дно можно наклеить бумажный кружочек.

Изделия из размельченной бумаги и бумажной массы

Пропитанная клейстером или каким-нибудь другим клеем и спрессованная в несколько слоев бумага становится очень прочной. Из такой бумаги в кружке можно сделать не только трубки, но и более сложные вещи: муляжи фруктов и овощей, рельефные географические карты, всевозможные макеты, модели и игрушки.

Однако вещи, имеющие сложную выпуклую поверхность, нельзя выклеить из целых листов бумаги, как, например, трубку. Бумагу требуется предварительно размельчить: разорвать на мелкие кусочки или превратить в жидкую массу. Такую размельченную и затем склеенную в несколько слоев бумагу или пропитанную клеем бумажную массу называют папье-маше .

Работают с размельченной бумагой так.

Прежде всего вырезают из дерева, отливают из гипса или, чаще всего, вылепливают из пластилина или из жирной глины модель той вещи, которую хотят выклеить из бумаги. Глину размельчают на кусочки, заливают на несколько часов небольшим количеством воды, а затем месят. Подготовленная для лепки глина не должна прилипать к пальцам и иметь комков. Лепят модель руками, а окончательно отделывают при помощи деревянных лопаточек - стеков. Чтобы предохранить незаконченную модель и оставшуюся глину от высыхания, ее хранят завернутой во влажную тряпку.

Если предмет, который хотят выклеить из бумаги, состоит из двух симметричных половин, то модель можно вылепить не целиком, а только одну ее половину. Снимать изделие с такой модели будет легче. В качестве модели можно использовать и какую-нибудь готовую вещь: гипсовую статуэтку, вазу, деревянную фигуру и т. д.

После того как модель готова, ее оклеивают бумагой. В этом случае модель служит формой.

Для оклейки модели бумагу берут рыхлую, непроклеенную, белую или цветную (газетную, оберточную, афишную). Ее разрезают на узкие полоски и на мелкие кусочки, заливают на несколько минут теплой водой, потом воду сливают. Заранее приготовляют также клейстер. Затем просохшую модель тщательно смазывают каким-нибудь растительным маслом или другим жиром и начинают оклеивать кусочками бумаги. Первый слой выкладывают влажными кусочками и полосками бумаги без клея. Кусочки бумаги накладывают на модель так, чтобы края одного кусочка прикрывали края соседних, не оставляя пробелов. Когда вся модель покрыта одним слоем бумаги, на него накладывают второй слой. Каждый кусочек или полоска бумаги смазывается теперь клейстером.. Затем таким же образом наклеивают третий слой и т. д. Количество слоев зависит от величины изделия, от необходимой прочности его, от толщины бумаги. Например, для небольших изделий достаточно бывает наклеить пять-восемь слоев. Если же из бумаги выклеивают корпус яхточки или другую модель, то число наклеенных слоев доводят до двенадцати-пятнадцати. В этом случае выклейку лучше производить в несколько приемов. Обклеив модель четырьмя-пятью слоями, их оставляют просохнуть на сутки, затем укладывают еще четыре-пять слоев, снова просушивают и т. д. Чтобы каждый слой был выклеен по всей поверхности модели, без пропусков, рекомендуется производить оклейку бумагой двух цветов: первый слой выклеить, например, белой бумагой, второй - синей, третий - снова белой и т. д. В этом случае всякий пробел сразу бросается в глаза, пропусков легко избежать.

Многие изделия, особенно имеющие неровную поверхность, удобнее изготовлять другим способом - из бумажной массы.

Для этого какую-нибудь рыхлую, непроклеенную бумагу разрывают на мелкие кусочки, кладут их в металлическую или глиняную посуду и заливают горячей водой. Сосуд с бумагой закрывают, обертывают тряпками и ставят на сутки в теплое место. На другой день размокшую бумагу подогревают на огне, пока вода не закипит, и во время нагревания перемешивают деревянной палочкой.

Затем разварившуюся бумагу укладывают в мешочек, отжимают из нее воду и пальцами окатывают в небольшие шарики, которые хорошо просушивают. Сухие шарики растирают в порошок.

Чтобы получить бумажную массу, берут какое-то количество бумажного порошка и добавляют к нему примерно столько же (по весу) толченого и хорошо просеянного мела, в четыре-пять раз меньше картофельной муки и приблизительно в десять раз меньше столярного клея.

Бумажный порошок и мел ссыпают вместе и тщательно перемешивают. Из картофельной муки приготовляют клейстер, в него добавляют разведенный столярный клей. Эту смесь вливают в сосуд с порошком и размешивают: получается не очень густое тесто. В случае необходимости добавляют горячей воды.

Можно приготовить массу без клейстера, только на столярном клее, увеличив количество его. Иногда в массу добавляют гипс, золу, немного муки, тальк. Чтобы быстрее в нужный момент приготовить бумажную массу, можно заранее размельчить бумагу и всегда иметь запас сухого бумажного порошка.

Приготовленной массой сейчас же покрывают модель. Чтобы уложить массу ровным слоем, можно предварительно раскатать ее скалкой на тонкие пласты. Особенно удобно пользоваться бумажной массой в тех случаях, когда хотят получить не пустотелую, а цельнолитую вещь. Для этого нужны вогнутые формы. Их смазывают жиром с внутренней стороны и заполняют массой. Полезно к жиру подмешать мыльный раствор.

Вогнутые формы для заполнения бумажной массой лучше всего отливать по моделям из гипса. Удобен, например, такой способ. Подбирают или делают из картона коробку, в которую свободно входит половина модели. Модель заранее подготовляют: отмечают точно половину ее и смазывают эту половину мылом. Затем в какой-либо посуде разводят гипс: его быстро засыпают в воду и непрерывно размешивают при этом палочкой. Когда раствор гипса достигнет густоты сметаны, его переливают в приготовленную коробку.

Далее берут модель и вдавливают ее в жидкий гипс до половины. Через 5-10 минут гипс затвердеет. Модель вынимают, картонную коробку отдирают от гипса, разрывая картон на куски. Форма готова. В том случае, если модель имеет несимметричную поверхность, изготовляют не одну, а две или три формы различных частей модели. Плоскую модель можно просто залить гипсом сверху.

Гипсовые формы следует делать также в тех случаях, когда требуется, чтобы изделие из размельченной бумаги точно передавало все изгибы, впадины и выпуклости на поверхности модели. При оклеивании модели бумажной массой сверху этого добиться бывает трудно.

Для отливки форм применяется так называемый жженый формовочный гипс. Он получается из природного кристаллического гипса путем нагревания и размельчения его. Следует иметь в виду, что разведенный водой и затвердевший гипс вторично развести нельзя.

Вогнутые формы сложных очертаний легко изготовить также из пластилина и парафина.

Готовое изделие, выклеенное из кусочков бумаги или выложенное из бумажной массы, оставляют подсохнуть на модели или в форме, положив его в сухом и теплом, но не жарком месте. Когда бумага просохнет, изделие разрезают на две половины лезвием безопасной бритвы, снимают с модели, сушат и затем разрезанные половины склеивают вместе. Если выклеивали две половины изделия отдельно, то края каждой половины выравнивают ножницами или ножом и зачищают шкуркой, точно подогнав к другой половине. Склеивать лучше всего столярным клеем.

Конспект урока по

технологии

Тема: «Сгибание и складывание бумаги»

Цель: изготовить «пароходик» в технике оригами

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить учащихся с историей оригами

2. Научить выполнять «Пароходик» в технике оригами

3. Познакомить с правилами сгибания и складывания бумаги

Воспитательные:

4. Воспитывать аккуратность и бережливость

Развивающие:

5. Развивать мелкую моторику рук

6. Развивать память и внимание

Содержание:

1.Орг. момент. Проверка готовности к уроку.

Здравствуйте, ребята. Выпрямите спины, расправьте плечи и потихонечку садитесь. Сегодня я проведу у вас урок технологии.

А сейчас проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

(Дети ставят правую руку локтем на парту, а левой загибают пальцы). Учитель перечисляет все предметы и инструменты для работы на уроке, а дети загибают пальчики: ножницы, лист бумаги, учебник и рабочая тетрадь по технологии, карандаши (фломастеры).

(обеспечение материалами и инструментами тех, кто забыл)

Все готовы, можно начинать?

2. Вводная беседа

5-7 мин.

Сегодня на уроке ребята, мы с вами попутешествуем.

А куда мы отправимся, догадайтесь сами, по иллюстрациям на доске и по музыке этого народа.

(на доске: фотографии Японии; звучит японская музыка)

Вы правы ребята, отправимся мы с вами в Японию, на родину одного замечательнейшего искусства.

А называется это искусство – оригами.

- «Ори» обозначает сложенный, а «Ками» - бумага.

Что же у нас получилось?

Как переведём название этого искусства? (складывание бумаги)

Верно ребята.

На доске: Оригами – искусство складывания и сгибания бумаги.

ОРИГАМИ - сгибание, складывание бумаги. Как вид искусства он возник в Японии более тысячи лет тому назад, а позднее нашёл активное распространение в других странах. Это искусство привлекает как взрослых, так и детей, которые с удовольствием делают игрушки из бумаги. Это всевозможные хлопушки, лодочки, шапочки, кошельки, рыбки, птички, цветы.

Оригамисты, так называют людей, которые занимаются оригами, делают в этой технике самые разнообразные фигурки: по форме, цвету и даже размеру!

*Самый большой журавль был создан из квадрата со стороной 33 метра! (иллюстрация)

*Самый компактный журавлик.

Его крошечный размер потрясает: в ход пошел квадрат со стороной всего 1 миллиметр! При работе использовались иглы и микроскоп.

*Бумажный микро-самолетик: 9 на 7 миллиметров!

Есть и количественные рекорды, масштабность которых поражает. Оригамисты из Канады сложила три тысячи бумажных бабочек. В качестве материала применялась обычная макулатура.

*В память о атомной бомбардировки Хиросимы японскими-оригамистами было сложено 200 тысяч журавлей, на каждом из которых было нанесено имя автора и пожелание мира.

Но мы сегодня с вами лишь познакомимся с этой техникой и кто знает, может быть и вы попадёте в историю, создав что-то необычное.

3. Выбор объекта изготовления

(на доске: иллюстрация, на которой дети пускают кораблик)

Ребята, посмотрите на иллюстрацию.

Что делают дети?

А у нас на улицах уже есть ручейки?

Я предлагаю вам сделать кораблик, чтобы запустить его, как только появятся первые ручейки.

4. Анализ образца

Ребята, посмотрите на мои кораблики. Чем они отличаются? (размером)

Давайте посмотрим, из какой фигуры сделан мой кораблик? (квадрат)

А как вы думаете, если я разверну другой (маленький) пароходик, какой по размерам квадрат будет в его основе? (маленький)

Какой можем сделать вывод? (размер кораблика зависит от размера квадрата)

Ребята, а каким должен быть материал, чтобы изготовить фигурку в технике оригами? Можем мы использовать картон? (нет, плохо сгибается)

Итак, ребята, что же мы заметили в результате наших экспериментов? (фигурки оригами мы делаем из бумаги, картон нам не подойдёт, а размер кораблика зависит от размера листа бумаги)

Молодцы ребята, совершенно верно!

5. Инструктаж по технике безопасности.

С каким опасным инструментом будем работать на сегодняшнем уроке?

Давайте вспомним правила пользования ножницами:

Как нужно правильно держать ножницы? (средним и большим пальцами, указательный, придерживает снизу)

Как нужно передавать ножницы? (сомкнутыми лезвиями, кольцами вперёд)

В каком виде храним ножницы на столе? (с сомкнутыми лезвиями)

6. Технологическая цепочка с объяснением этапов действий (+ совместное выполнение)

А теперь давайте приступим к изготовлению фигурки в технике оригами, но прежде обговорим правила работы: по сигналу колокольчика глазки поднимаем на меня, когда я объясняю (показываю) ни кто не работает.

Итак, приступим:

1. Для выполнения кораблика нам понадобиться квадрат, для этого выгибаем лист на уголок, обратите внимание на то, что бумагу мы складываем на столе, сгиб проглаживаем от центра к сторонам, а затем отрезаем остаток.

2. Затем снова складываем лист пополам (так, чтобы уголки совпали), разворачиваем.

3. Внимательно посмотрите на лист и найдите точку, в которой встречаются линии сгиба – это центр листа. Уголки квадрата сгибаем к намеченному центру.

4. Затем заготовку переворачиваем и повторяем операцию, выполните эту операцию самостоятельно.

5. Снова переворачиваем и повторяем операцию, выполните самостоятельно.

6. Переворачиваем и два противоположных кармана расправляем, из них получатся трубы.

7. Складываем фигурку пополам, при этом растягиваем углы в стороны.

8. Расправляем получившийся пароход.

А сейчас ребята, я расскажу вам сказку:

1. Жил-был один человек. Была у него земля (квадрат)

2. Решил он продать землю и на вырученные деньги отправиться в путешествие. Он продал часть земли (квадрат складывается по диагонали), но денег ему не хватило.

3. Тогда он решил продать другую часть земли (квадрат разворачивается и складывается ещё раз пополам по другой диагонали).

4. Но денег ему всё равно показалось мало. Тогда он решил продать побольше (квадрат разворачивается и каждый угол складывается к центру листа) …

5. …и ещё больше (сложенный квадрат переворачивается и складывается ещё раз так же)…

6. …а потом продал и всю остальную землю (квадрат опять переворачивается и складывается третий раз)

7. На эти деньги он решил отправиться в путешествие захотел на мир посмотреть (квадрат переворачивается)

8. Путешествовать он собрался на пароходе (квадрат разворачивается в пароход)

9. Много где побывал, в путешествии купил он себе красивую шляпу, (пароход берут двумя руками, на корму и нос парохода надавливают указательными пальцами и складывают их внутрь, прижимают большими пальцами)…

10. … и крепкие надёжные сапоги, (изделие складывается пополам справа налево)

11. Так наш путешественник объехал весь мир, много чего повидал, но особенно ему понравилось в Японии, где он познакомился с удивительным искусством оригами.

7. План действий

Итак, ребята, вы все сделали пароходики, просмотрели сказку о путешественнике. Давайте мы теперь с вами попробуем в нужном порядке расположить эти операции.

(на доске листы со схемой этапов выполнения «пароходика»)

8. Итог урока. Анализ результатов.

Ребята, как вы думаете, по каким критериям (признакам) оценивается работа, выполненная в технике оригами? (красота сгибов, правильность выполнения этапов, аккуратность)

Итак, давайте подведём итог нашего урока.

Что нового узнали на сегодняшнем уроке? (техника оригами)

Чему мы сегодня учились? (выполнять фигурки в технике оригами, складывать и сгибать бумагу)

Какие правила сгибания и складывания бумаги усвоили? (бумагу складываем на столе, линии сгиба разглаживаем от середины в стороны)

9. Оформление фигурки выполненой в технике оригами.

Ребята, оформите пожалуйста свои фигурки карандашами или фломастерами.

10. Рефлексия

Ребята, понравился вам урок?

Что новое узнали на уроке?

Если вам понравился урок, возьмите в руки красный парус, если не понравился – синий парус.

Свистать всех на верх!

Поднять паруса!

Молодцы ребята, спасибо за работу.

11. Резерв

Но чтобы освоить технику оригами, нужно знать некоторые обозначения и научиться выполнять основные приёмы складывания.

Возьмите учебник и откройте его на стр. 5 и 2 (запись на доске)

Найдите красную рамочку и покажите мне её пальчиком.

Хорошо, вижу, что все нашли.

Рассмотрите условные обозначения.

Такие обозначения используются в книгах по оригами.

(демонстрация книг по оригами)

Зная их, вы сможете понимать все схемы.