Интересный сценарий масленицы для начальной школы. Сценарий праздника масленицы в школе широкая масленица

Зима стремится продлить свое время царствования в природе. Чтобы этого не случилось, ребята пускаются в долгий путь и с достоинством обходят все преграды.

Растопить ледяную гору детям помогает Масленица.

Для этого она проводит забавные конкурсы и угощает блинами. Праздник она покидает вместе тетушкой-Зимой.

Цель: знакомство с некоторыми традициями праздника, воспитание уважения к фольклору, создание теплой и дружественной атмосферы.

Оформление зала

В зимне-весенних расцветках: цветы, снежинки в пределах досягаемости (они нужны будут для конкурса), яркое солнышко.

Реквизит:

  • Веревка,
  • Снежинки и две тучки,
  • Изображение ледяных гор,
  • Мешки,
  • Шапки,
    Бумажные снежки и корзина,
  • Канат,
  • Ватман и желтая краска для рисования солнца,
  • Блины в качестве угощения.

Костюмы:

  • Ведущий
  • – русский народный костюм

Ход мероприятия

Дети сидят в зале. На сцене ведущий.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы будем провожать надоевшую зиму и встречать долгожданную весну. Кто знает, какой сегодня праздник? Что вы знаете о нем? (Рассказывают о Масленице).

Входит Зима под звуки метели.

Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!

Ведущий: Здравствуй, Зимушка-Зима!

Решила встретиться сегодня с вами. Ребята, вам нравится зима? На лыжах, санках и коньках катаетесь? В снежки играете? Снеговиков лепите? А с горки нравится скатываться? Какие молодцы! Вижу, любите зимнее время.

Ведущий: А как его не любить? Ведь можно зимой и воздухом свежим подышать, и картинами морозными на окнах полюбоваться.

Пришла я сегодня к вам с радостной вестью: решилась я подольше побыть с вами – не хочется никуда уходить. Думаю, вы будете только рады – мы еще столько всего сможем сделать: ледяные замки построить, на лыжах покататься, в снежки поиграть, снежных баб вылепить!

Ведущий: А как же Весна? Как мы без нее будем?

Ну, подумаешь, попозже придет! Она и так постоянно опаздывает. Да и что от нее вы видите? Много грязи, да воды – больше ничего! То ли дело у меня – белоснежная чистота вокруг!

Ведущий: А еще жуткий холод и сильные ветры! Они нас заставляют дома у печки греться. В такую погоду носа на улицу нельзя высунуть, не то что погулять!

Потерпите, ничего страшного! Я так решила! И никуда вы от меня не денетесь! Я своих слуг расставила на всех постах до границы, поэтому даже не стоит и пытаться самостоятельно за Весной идти! Что-то вы меня уморили, пойду отдохну (уходит, позевывая).

Ведущий: Как нам быть, ребята? Еще Зиму терпеть? Может все-таки попробуем вырваться из ее цепких объятий? Пока она отдыхает, сбежим от нее? Ну, что ж, тогда в путь! Только тихонечко, на цыпочках, чтобы нас не услышала Зима.

Звучит музыка, дети имитируют движение на цыпочках, сидя на стульях.

Ведущий: Посмотрите, ребята, какая сильная метель поднялась. Как бы нам не затеряться. Что делают в таком случае путешественники? (Обматываются одной веревкой). Давайте тоже обмотаемся, чтобы не затеряться.

Формируется две команды по 10-15 человек. В каждой выбирается капитан, который под музыку должен «обмотать» всех членов команды одной веревкой. Побеждает команда, быстрее справившаяся с заданием.

Ведущий: Молодцы! Теперь мы точно не потеряемся. Не страшны нам метели зимние! Ребята, посмотрите, какой снегопад начался! Что же делать? Ничего вокруг не видно. Так и заблудиться можно. Давайте все снежинки в тучу соберем, чтобы они не мешали.

Проводится игра «Собери снежинки». Каждой команде нужно собрать как можно больше снежинок и приклеить их к тучке. Игра длится до того момента, когда будет приклеена последняя снежинка. Побеждает команда, у которой на тучке больше снежинок.

Поют песню. Появляются «горы».

Ведущий: Ребята, это что такое? Горы очень высокие, очень широкие. Что же делать, как же быть? Как нам горы обходить?

Под звуки бубенцов выходит Масленица.


Добрый день, ребята! Откуда путь держите, куда?

Ведущий: Здравствуйте! Мы убежали от Зимы, которая хочет дольше царствовать на земле. Ищем Весну, которая поможет прогнать ее.

Опять зима-проказница решила пошутить! Опять она грозится весну не пропустить! Не бойтесь, помогу я вам в нелегком вашем деле. Мне шуточки тети-Зимы порядком надоели!

Ведущий: Спасибо! Мы были бы очень благодарны за любую помощь! Как зовут тебя, красавица?

Простите, забыла представиться: Масленица – дочь Зимней Зари и Весеннего Солнца. От мамы у меня румянец, а от папы в награду я получила жизнерадостность – стараюсь помочь каждому человеку, попавшему в беду.

Ведущий: Масленица, помоги нам, пожалуйста, отыскать Весну, ведь без нее и Зима не уйдет!

Хорошо. Помогу вам, только не думайте, что тетушка злая. Ей просто веселья не хватает, вот и старается как можно дольше побыть с вами: нравится ей ваш смех!

Ведущий: На нашем пути встретились высокие горы, которые не обойти! Как справиться нам с этой преградой?

Да, справиться с ними сложно, но можно. Они сделаны изо льда, и чтобы их растопить, понадобится много смеха и тепла.

Ведущий: Мы так долго ждали Весну, что нам просто не терпится ее увидеть! А смеяться и веселиться мы любим, поэтому сможем справиться со всеми заданиями!

Замечательно! Можно и праздник тогда начинать, и гостей приглашать! Проверим ваши силовые способности и мыслительные особенности! А чтобы было интересней и завлекательнее, предлагаю разбиться на две команды – Смельчаки и Ловкачи.

Чтобы сильным быть и ловким, нужно… нет, не есть морковку, а очень быстро бегать! И первое испытание – бег в мешках!

Проводится эстафета «Бег в мешках».

Один из законов дружбы гласит: «Не бросай товарища в беде». А вы настоящие товарищи? Вот сейчас это и проверим: представьте, что вам нужно перейти ручей, а ваш друг подвернул ногу. Чтобы перебраться через препятствие, придется его нести на своей спине.

Проводится эстафета «Помоги товарищу».

Приглашаем всех гостей петушиный бой смотреть!

Два участника разных команд встают внутрь очерченного круга, на голове – шапка. Задача: снять с противника шапку, сохранив при этом свою.

Чтобы не замерзнуть нам сильнее, в снежки мы поиграем поскорее. Проверим меткость мы твою, дружок: закинешь ли в корзину ты снежок?

Проводится эстафета «Снежки в корзине».

Умение соображать нам также важно, чтобы шагать по жизни смело и отважно!

Проводится викторина:

Седая старушка, хранит метель в избушке, снегом землю укрывает, мусор часто выметает.
Нет рук, а рисует. Нет зубов, а кусает. (Мороз).
Веселая девица, землю красить мастерица: сначала красит черным по белому, потом зеленым по черному.
Светлое, яркое всем путь освещает, в холод согревает. (Солнце).
Белоснежная морковка растет вниз головою. (Сосулька).
Мы Весну-Красну встречаем, Зимушку мы провожаем, блинов объедаемся, как праздник называется?
Маленькие солнышки, вкусные, румяные, вкусом разные. Их на сковороде выпекают, а затем сгибают. (Блины).

А теперь исконно русское соревнование на силу, выносливость и старание!

Какие вы все смелые и ловкие, сообразительные, а главное – веселые! Однако вашего смеха не хватило совсем немножко, чтобы совсем растопить ледяные горы, отделяющие нас от Весны.

Ведущий: Что же делать? Неужели все наши усилия пропадут даром, и нам придется ждать, когда Зима смилостивится и разрешит Весне явиться?

Конечно, нет! Ведь не только смех способен растопить лед, здесь можно попросить о помощи солнышко. Но зимнее солнце не такое яркое и горячее, чтобы справиться с этим заданием. Придется вам, ребята, помочь ему – нужно дорисовать как можно больше лучиков, чтобы солнышко стало сильнее и ярче!

Дети рисуют солнышко под музыку. Для этого по очереди подходят к ватману с нарисованным кругом, окунают ладонь в емкость с краской и оставляют след на ватмане в виде луча. В итоге получается пышное ярко-желтое солнце.

Ведущий: Молодцы, ребята! Теперь горы окончательно растаяли, и Весна сможет пройти. Давайте, вместе позовем Весну!

Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью,
С радостью великою, с милостью богатою.
Со льном высоким, с корнем глубоким,
С корнем глубоким, с хлебом обильным!

Появляется Весна.

Здравствуй, Масленица! Здравствуйте, ребята! А я уж совсем отчаялась – думала, что придется прийти позже. Моя сестра не первый раз пытается остановить меня. Но всегда у меня появляются веселые и жизнерадостные помощники. Спасибо вам, что и в этот раз расстроили коварные планы Зимы.

Здравствуй, славная Весна! Мы так рады встретиться с тобой. Но тетушка-Зима может явиться и заморозить все вокруг. Чтобы этого не случилось, нам нужно много солнышек. А что похоже на солнце? Правильно, блины! Будем их печь!

Поют песню «Ой, блины, блины, блины», имитируя выпекание блинов. На последнем запеве Масленица выносит блины, угощает всех присутствующих.

Ведущий: Давно мы ждали весеннего солнышка, мечтали услышать звук капели и радостное пение птиц. А тут Зима придумала такое, что нам и не снилось!

Да не со зла она! Просто скучно ей будет в темной и холодной избушке ждать, пока вновь наступит ее пора. Захотелось подольше радоваться детским забавам, блестящей красоте зимней природы, наслаждаться чистотой и порядком.

Входит Зима.

(печально): Удалось вам обойти все препятствия и открыть путь Весне. Придется уступить ей место. Ну, что ж, пойду в свою избушку, буду грустить и ждать новой встречи с вами. До свидания, ребята! (Уходит) .

Ребята, а ведь ей и правда будет одиноко и тоскливо. Я, пожалуй, составлю ей компанию, чтобы в следующий раз она не пыталась продлить свой срок! А солнышко ваше мы возьмем на память, чтобы греться в морозные деньки (догоняет Зиму).

Мне тоже пора, ведь еще столько дел нужно сделать – разбудить веселые ручейки, настроить сосульки, чтобы не фальшивили, разбудить весь лес. До свидания, ребята! (Уходит).

Ведущий: В народе масленичные гулянья длятся целую неделю – с понедельника по воскресенье люди веселятся и объедаются блинами. Завершается празднование сжиганием чучела Масленицы, олицетворяющего все плохое, что происходило в течение года. Мы не будем сжигать чучело, но обязательно проводим Масленицу веселыми играми.

Проводится народная игра «Горелки».

Ведущий: Вот и встретили Весну, проводили Зиму! Отгуляли Масленицу! Пора и честь знать. До свидания, ребята!

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Сценарий празднования Масленицы в начальной школе составлен для проведения праздника в общеобразовательных средних школах, предназначен для детей младшего школьного возраста и состоит из нескольких частей: представления и подвижных игр в помещении, гуляний и забав на свежем воздухе.

Цель праздника: ознакомить младших школьников с историей празднования Масленицы, приобщить детей к духовным ценностям наших предков.

Задачи праздника:

  • Образовательные: учить понимать и осмысливать традиции русского народа, обобщить их знания о праздновании Масленицы на Руси, о сезонных изменениях в природе, повадках зверей в зимний и весенний период; обогатить словарный запас младших школьников, тренировать умение отгадывать загадки, расширить знания о народном этикете.
  • Развивающие: развитие памяти, внимания, мышления, ловкости, чувства такта и ритма.
  • Воспитательные: воспитание патриотизма, основанного на уважении к укладу жизни, обычаям наших предков, воспитание чувства общности со своими истоками.
  • Социальные: направлять детское взаимодействие, коммуникацию, учить детей договариваться, не вступая в конфликт друг с другом.

Ход праздника

I. Представление и подвижные игры в актовом зале

Действующие лица: скоморохи, медведь-гармонист, Весна, Баба-Яга.

Реквизит: чучело Масленицы, веревки, бубен, ложки, шарики, обручи, снежки из ткани.

(Звучит музыка, появляются скоморохи.)

Скоморохи:

Скоморох, скоморох,
Выйди с дудкой за порог.
И народу от души
Спой частушку и спляши.
То ни лес, ни трава расстилается,
Праздник Масленицы начинается!

Ребята, а вы знаете, что это за праздник? Масленица – это веселые проводы зимы, радостная встреча близкого, весеннего тепла, обновления природы. Наши предки верили, что Зиму злую нужно помогать прогонять, а Весну – красавицу закликать, приманивать, «умасливать» угощениями – блинами. Отсюда и название праздника «Масленица». А чтобы Зима быстрей ушла, а Весна появилась, мы будем тоже веселиться, петь, играть от души, и блинками сладкими угощаться. Ребята, а какой зверь всю зиму спит, а весной просыпается? Правильно, медведь. Так вот в праздник Масленицы водили по ярмарке медведя, народ и малых ребят тешили. А у нас медведь тоже вас пришел позабавить, на гармошке нам поиграть. Праздник Масленицы длится неделю и каждый день недели имеет свое название.

Скоморох: Первый день – «Встреча». Главное в этот день – всем миром встречать Маслену, готовиться к празднику, печь блины да гостей зазывать. Давайте и мы позовем Масленицу (дети повторяют хором ):

Дорогая гостья Масленица,
Авдотьюшка, Изотьевна,
Дуня белая, Дуня румяная,
Коса длинная, трехаршинная,
Лента алая, двухполтинная,
Платок беленький, новомодненький,
Шуба синяя, латки красные,
Лапти частые, головастые,
Приезжай, Масленица, в гости
На широкий двор!

(Вносят чучело Масленицы, проносят по залу ).

Скоморох: А кто знает, ребята, почему именно блинами принято было угощаться на Масленицу? Конечно, блинок круглый, как солнышко. А еще он сытный, можно наесться перед Великим постом.

Игра «Бубен»

Посмотрите, а у нас бубен как блинок, передавайте его по кругу, «угощайте» соседа. У кого бубен после окончания музыки окажется, тот нам станцует и споет. И мы с вами тоже познакомимся.

Скоморох: Второй день – «Заигрыш». Начинается у женщин блинная баталия. К утру блины должны быть готовы. А мы сейчас посмотрим, какие у нас девочки хозяйки. Кто скажет, какие продукты нужны для теста?

Игра «Яичная эстафета»

Девочки делятся на две команды. Нужно пробежать с шариком от «пинг-понга» в ложке в другой конец зала и обратно, не уронив шарик, передать его следующему игроку. Выиграет та команда, которая придет к финишу первой.

Скоморох: Третий день – «Лакомка». Этим днем зять к теще на блины едет. Ради него, ради этого дня и собиралась к теще вся родня. А молодые люди про это и песни пели. Ребята, а кто такой зять? Да, это муж дочери. Мальчики у нас все будущие зятья. Давайте проверим их на силу и ловкость.

Игра «Петухи»

Выбираются два мальчика, они встают в круг из веревки, держатся левой рукой за левую ногу, стоят на правой, правую руку держат на поясе. Нужно попытаться вытолкнуть животом из круга соперника. Побеждает тот, кто не упадет и окажется в круге.

Скоморох:

На лакомую среду зазывай гостей к обеду!
Я блинов бы съел вершок! Глянь, в углу стоит мешок!
Что за чудо? Скок да скок! Вот и тронулся мешок!
Эй, хватай его, лови, ой, быстрее, убежит!

(Из мешка вылезает Баба Яга, доедая пряник).

Баба Яга:

Здорово, ребятки, Игори и Ванятки,
Наташки и Дашки, Веруньки и Машки,
Оленьки, Поленьки, Геночки, Коленьки.
Поклон вам, люди добрые,
Веселые, хворобые.
Привет вам от Лешего,
Тьфу ты, от Лета.
Встречалась я с ним на болоте,
Тьфу, ты – в полете, когда к вам спешила,
Всех насмешила, а зовут меня Веснянка…

Скоморох: Что-то тут не так. А паспорт, Веснянка, у тебя есть?

Баба Яга: Конечно, вот, глядите!

Вместе: «Назначается Весной на этот год». И печать есть. А подпись-то – «Кащей Бессмертный».

Скоморохи: Ах, уходи, ты не Веснянка, ты Баба Яга.

Баба Яга: Как же так? Я всю зиму готовилась, недоедала, угощение из мухоморов вам готовила, хочу тоже праздновать Масленицу.

Скоморохи: Ребята, оставим ее на празднике? Только пусть загадки сначала отгадает.

Баба Яга: Ну, это я враз! Давай, загадывай.

Скоморохи:

Тетушка крутая, белая да седая,
В мешке стужу везет, на землю холод трясет,
Сугробы наметает, ковром устилает. (Зима)

Баба Яга: Это я - Баба Яга.

Скоморохи: Нет, неправильно. Дети, а вы отгадали?

Баба Яга: Обманываешь бабушку, давай вторую.

Скоморохи:

Заря-заряница, красная девица.
Травку выпускает, росу расстилает.
Едет стороной – с сохой, с бороной,
Да с водою ключевой. (Весна).

Баба Яга: Да это тоже я, красавица.

Скоморохи: Нет, опять ошиблась. Ребята, кто это?

Баба Яга: Последнюю задавай.

Скоморохи: Что на свете слаще всего? (сон)

Баба Яга: Блин!

Скоморохи: Ступай же прочь, Весна липовая, ненастоящая!

Баба Яга:

Все! Вопросов больше нету!
Уезжаю… Эй, карету!

(Скоморохи Бабе Яге подают метлу).

Баба Яга:

Дырки в платье залатаю,
И от вас навеселе
Я, ребята, улетаю,
В лес дремучий на метле.

(Садится и улетает).

Скоморох: Четвертый день – «Разгуляй». В этот день был самый разгул веселья. С утра по селу катаются люди на лошадях, на ряженых, садятся в сани сами, сажают чучело Масленицы. А где и быка на сани взгромоздят. И мы с вами будем кататься на лошадках.

Игра «Лошадки»

Дети делятся на две команды, выбираются два мальчика посильнее, им дается в руки веревка, они должны обежать зал, вернуться обратно, подхватить второго игрока в команде, сделать с ним круг, вернуться за третьим ит.д., пока все игроки не возьмутся за веревку и окажутся запряженными в сани. Выиграет та команда, которая придет к своему месту первой и не потеряет в дороге ни одного игрока.

Скоморохи: Пятый день – «Тещины вечерки». В этот день молодая семья тещу встречала, да блинами угощала. По улице катили колесо, красивое, лентами украшенное, символ солнышка – у кого колесо дальше укатится, тому ждать года сытого, урожайного. А мы с вами тоже колесо покатаем.

Игра « Покати обруч»

Скоморохи: Шестой день – «Золовкины посиделки». В этот день молодая жена принимает у себя сестру мужа. А еще в этот день играют в игру «Взятие снежного городка».

Игра «Взятие снежного городка»

Дети разделяются на 2 команды слева и справа. Каждой команде даются снежки из ткани, которые нужно бросать на чужую территорию. Выиграет та команда, на стороне которой окажется меньше снежков.

Скоморохи: Седьмой день – «Прощеное воскресенье». Прощеный день называли его, а еще прощание, проводы. В этот день все от мала до велика просили друг у друга прощения. А вечером прощались с Масленицей, вывозили ее за околицу, поджигали. Ребята, мы все сегодня хорошо потрудились, веселились, играли, смеялись, провожали лютую зиму, и Бабу Ягу злую прогнали, которая не хотела Весну пускать на нашу землю. Ушли темные силы. А теперь Весну встречайте, хлебом-солью привечайте.

(Появляется Весна, поет русскую народную песню «Весна красна, на чем пришла», водит с детьми хоровод, уводит их в классы на чаепитие с блинами).

II. Угощение блинами в классе

III. Уличные гуляния

Куклу Масленицы выносят на пришкольный двор, водят вокруг нее хороводы, поют песни, играют в подвижные игры («Бояре, а мы к вам пришли», «Кошки-мышки» и т. п.)

В конце праздника поем песню «Прощай, Масленица» из оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка». (Выучивается с детьми заранее, первые две строчки хоровод идет медленно, потом на припеве быстрее и быстрее)


Все дети, независимо от их возраста любят отмечать праздник прощания с зимой, масленицу.

Праздничное настроение детвора ощущается в течение недели повсюду.

Дома родители пекут главный символ солнца – блины.

На улице проводят народные гуляния, поют песни и сжигают соломенное чучело, продают сладости. Дети катаются с гор на санках и строят снежные замки.

Масленицу также традиционно отмечают в стенах школ, где опытные преподаватели знакомят младших и старших школьников с истоками славянского праздника.

Многие ученики не обладают достаточными знаниями о масленичных традициях и обрядах. Чтобы погрузиться в атмосферу праздника, учителя и дети украшают школьные кабинеты плакатами и рисунками на праздничную тему.

Центральное место занимает плакат с изображением солнца. В игровой форме дети получают ответ на вопросы, почему пекутся блины, сжигают чучело, водят хороводы.

Рассказ о том, что чучело, как символ масленицы нужно сжигать для возрождения плодородия земли, воодушевляет детей. Они с восторгом наблюдают за пылающей соломенной куклой и верят, что на земле восторжествует добро и радость.

Ребята активно принимают участие в праздновании, наряжаются в костюмы скоморох и языческих богинь.

Те ученики, которые обладают музыкальными навыками, играют народные песни на музыкальных инструментах. Остальные дети водят хороводы и поют песни.

Преподаватели составляют сценарий праздника и готовят выступления. Старшеклассникам дается задание подготовить материал самостоятельно и раскрыть свои творческие способности.

Как отмечают день масленицы в школьных заведениях

На праздник часто приглашаются родители учеников, их бабушки и дедушки. Дети заранее готовят для них пригласительные, где изображают символы масленицы, пишут название праздника и дату, когда он будет отмечаться.

Ребята стараются показать себя только с лучшей стороны. Родители вовлекаются в мероприятие, участвуют в конкурсах и приглашаются за масленичный стол.

Школьникам также предлагается соревноваться в силе и ловкости. Команды выполняют упражнения с перетягиванием каната, бег в мешках или с обручем на скорость, бег с препятствием. Такие соревнования воспитывают в детях командный дух.

Учителя и ученики организуют масленичный стол. Украсить стол можно рушниками и вышитыми, красочными салфетками. Заранее обговариваются те продукты, которые разрешается употреблять в период масленицы перед постом.

Дети приносят из дома молочные продукты, сыр, яйца, рыбу, блины. В школьной столовой также пекутся блины и подаются с маслом, медом и сметаной.

Девочки делятся секретами приготовления блинов. В процессе выступления ребята едят вкусные угощения и пьют чай и одновременно знакомятся с обрядами масленицы.

В конце занятия подводятся итоги. Учителя задают вопросы о том, сколько дней празднуется масленица, что символизирует каждый день, какое традиционное блюдо готовят и что нельзя есть в масленичную неделю. В завершении празднования дети фотографируются в костюмах.

Из фотографий составляется стенгазета, где ребята пишут, как они провели этот веселый праздник и что они о нем узнали. Все благодарят друг друга за чудесный праздник.

Проведение мероприятий в школьных стенах на тему масленица носит только положительный характер. В игровой форме происходит ознакомление учеников с истоками возникновения славянского праздника. Школьники приобщаются к культуре русского народа. Дети вовлечены в творческую деятельность и проявляют свои способности и таланты.

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Сценарий празднования Масленицы в начальной школе составлен для проведения праздника в общеобразовательных средних школах, предназначен для детей младшего школьного возраста и состоит из нескольких частей: представления и подвижных игр в помещении, гуляний и забав на свежем воздухе.

Цель праздника: ознакомить младших школьников с историей празднования Масленицы, приобщить детей к духовным ценностям наших предков.

Задачи праздника:

  • Образовательные: учить понимать и осмысливать традиции русского народа, обобщить их знания о праздновании Масленицы на Руси, о сезонных изменениях в природе, повадках зверей в зимний и весенний период; обогатить словарный запас младших школьников, тренировать умение отгадывать загадки, расширить знания о народном этикете.
  • Развивающие: развитие памяти, внимания, мышления, ловкости, чувства такта и ритма.
  • Воспитательные: воспитание патриотизма, основанного на уважении к укладу жизни, обычаям наших предков, воспитание чувства общности со своими истоками.
  • Социальные: направлять детское взаимодействие, коммуникацию, учить детей договариваться, не вступая в конфликт друг с другом.

Ход праздника

I. Представление и подвижные игры в актовом зале

Действующие лица: скоморохи, медведь-гармонист, Весна, Баба-Яга.

Реквизит: чучело Масленицы, веревки, бубен, ложки, шарики, обручи, снежки из ткани.

(Звучит музыка, появляются скоморохи.)

Скоморохи:

Скоморох, скоморох,
Выйди с дудкой за порог.
И народу от души
Спой частушку и спляши.
То ни лес, ни трава расстилается,
Праздник Масленицы начинается!

Ребята, а вы знаете, что это за праздник? Масленица – это веселые проводы зимы, радостная встреча близкого, весеннего тепла, обновления природы. Наши предки верили, что Зиму злую нужно помогать прогонять, а Весну – красавицу закликать, приманивать, «умасливать» угощениями – блинами. Отсюда и название праздника «Масленица». А чтобы Зима быстрей ушла, а Весна появилась, мы будем тоже веселиться, петь, играть от души, и блинками сладкими угощаться. Ребята, а какой зверь всю зиму спит, а весной просыпается? Правильно, медведь. Так вот в праздник Масленицы водили по ярмарке медведя, народ и малых ребят тешили. А у нас медведь тоже вас пришел позабавить, на гармошке нам поиграть. Праздник Масленицы длится неделю и каждый день недели имеет свое название.

Скоморох: Первый день – «Встреча». Главное в этот день – всем миром встречать Маслену, готовиться к празднику, печь блины да гостей зазывать. Давайте и мы позовем Масленицу (дети повторяют хором ):

Дорогая гостья Масленица,
Авдотьюшка, Изотьевна,
Дуня белая, Дуня румяная,
Коса длинная, трехаршинная,
Лента алая, двухполтинная,
Платок беленький, новомодненький,
Шуба синяя, латки красные,
Лапти частые, головастые,
Приезжай, Масленица, в гости
На широкий двор!

(Вносят чучело Масленицы, проносят по залу ).

Скоморох: А кто знает, ребята, почему именно блинами принято было угощаться на Масленицу? Конечно, блинок круглый, как солнышко. А еще он сытный, можно наесться перед Великим постом.

Игра «Бубен»

Посмотрите, а у нас бубен как блинок, передавайте его по кругу, «угощайте» соседа. У кого бубен после окончания музыки окажется, тот нам станцует и споет. И мы с вами тоже познакомимся.

Скоморох: Второй день – «Заигрыш». Начинается у женщин блинная баталия. К утру блины должны быть готовы. А мы сейчас посмотрим, какие у нас девочки хозяйки. Кто скажет, какие продукты нужны для теста?

Игра «Яичная эстафета»

Девочки делятся на две команды. Нужно пробежать с шариком от «пинг-понга» в ложке в другой конец зала и обратно, не уронив шарик, передать его следующему игроку. Выиграет та команда, которая придет к финишу первой.

Скоморох: Третий день – «Лакомка». Этим днем зять к теще на блины едет. Ради него, ради этого дня и собиралась к теще вся родня. А молодые люди про это и песни пели. Ребята, а кто такой зять? Да, это муж дочери. Мальчики у нас все будущие зятья. Давайте проверим их на силу и ловкость.

Игра «Петухи»

Выбираются два мальчика, они встают в круг из веревки, держатся левой рукой за левую ногу, стоят на правой, правую руку держат на поясе. Нужно попытаться вытолкнуть животом из круга соперника. Побеждает тот, кто не упадет и окажется в круге.

Скоморох:

На лакомую среду зазывай гостей к обеду!
Я блинов бы съел вершок! Глянь, в углу стоит мешок!
Что за чудо? Скок да скок! Вот и тронулся мешок!
Эй, хватай его, лови, ой, быстрее, убежит!

(Из мешка вылезает Баба Яга, доедая пряник).

Баба Яга:

Здорово, ребятки, Игори и Ванятки,
Наташки и Дашки, Веруньки и Машки,
Оленьки, Поленьки, Геночки, Коленьки.
Поклон вам, люди добрые,
Веселые, хворобые.
Привет вам от Лешего,
Тьфу ты, от Лета.
Встречалась я с ним на болоте,
Тьфу, ты – в полете, когда к вам спешила,
Всех насмешила, а зовут меня Веснянка…

Скоморох: Что-то тут не так. А паспорт, Веснянка, у тебя есть?

Баба Яга: Конечно, вот, глядите!

Вместе: «Назначается Весной на этот год». И печать есть. А подпись-то – «Кащей Бессмертный».

Скоморохи: Ах, уходи, ты не Веснянка, ты Баба Яга.

Баба Яга: Как же так? Я всю зиму готовилась, недоедала, угощение из мухоморов вам готовила, хочу тоже праздновать Масленицу.

Скоморохи: Ребята, оставим ее на празднике? Только пусть загадки сначала отгадает.

Баба Яга: Ну, это я враз! Давай, загадывай.

Скоморохи:

Тетушка крутая, белая да седая,
В мешке стужу везет, на землю холод трясет,
Сугробы наметает, ковром устилает. (Зима)

Баба Яга: Это я - Баба Яга.

Скоморохи: Нет, неправильно. Дети, а вы отгадали?

Баба Яга: Обманываешь бабушку, давай вторую.

Скоморохи:

Заря-заряница, красная девица.
Травку выпускает, росу расстилает.
Едет стороной – с сохой, с бороной,
Да с водою ключевой. (Весна).

Баба Яга: Да это тоже я, красавица.

Скоморохи: Нет, опять ошиблась. Ребята, кто это?

Баба Яга: Последнюю задавай.

Скоморохи: Что на свете слаще всего? (сон)

Баба Яга: Блин!

Скоморохи: Ступай же прочь, Весна липовая, ненастоящая!

Баба Яга:

Все! Вопросов больше нету!
Уезжаю… Эй, карету!

(Скоморохи Бабе Яге подают метлу).

Баба Яга:

Дырки в платье залатаю,
И от вас навеселе
Я, ребята, улетаю,
В лес дремучий на метле.

(Садится и улетает).

Скоморох: Четвертый день – «Разгуляй». В этот день был самый разгул веселья. С утра по селу катаются люди на лошадях, на ряженых, садятся в сани сами, сажают чучело Масленицы. А где и быка на сани взгромоздят. И мы с вами будем кататься на лошадках.

Игра «Лошадки»

Дети делятся на две команды, выбираются два мальчика посильнее, им дается в руки веревка, они должны обежать зал, вернуться обратно, подхватить второго игрока в команде, сделать с ним круг, вернуться за третьим ит.д., пока все игроки не возьмутся за веревку и окажутся запряженными в сани. Выиграет та команда, которая придет к своему месту первой и не потеряет в дороге ни одного игрока.

Скоморохи: Пятый день – «Тещины вечерки». В этот день молодая семья тещу встречала, да блинами угощала. По улице катили колесо, красивое, лентами украшенное, символ солнышка – у кого колесо дальше укатится, тому ждать года сытого, урожайного. А мы с вами тоже колесо покатаем.

Игра « Покати обруч»

Скоморохи: Шестой день – «Золовкины посиделки». В этот день молодая жена принимает у себя сестру мужа. А еще в этот день играют в игру «Взятие снежного городка».

Игра «Взятие снежного городка»

Дети разделяются на 2 команды слева и справа. Каждой команде даются снежки из ткани, которые нужно бросать на чужую территорию. Выиграет та команда, на стороне которой окажется меньше снежков.

Скоморохи: Седьмой день – «Прощеное воскресенье». Прощеный день называли его, а еще прощание, проводы. В этот день все от мала до велика просили друг у друга прощения. А вечером прощались с Масленицей, вывозили ее за околицу, поджигали. Ребята, мы все сегодня хорошо потрудились, веселились, играли, смеялись, провожали лютую зиму, и Бабу Ягу злую прогнали, которая не хотела Весну пускать на нашу землю. Ушли темные силы. А теперь Весну встречайте, хлебом-солью привечайте.

(Появляется Весна, поет русскую народную песню «Весна красна, на чем пришла», водит с детьми хоровод, уводит их в классы на чаепитие с блинами).

II. Угощение блинами в классе

III. Уличные гуляния

Куклу Масленицы выносят на пришкольный двор, водят вокруг нее хороводы, поют песни, играют в подвижные игры («Бояре, а мы к вам пришли», «Кошки-мышки» и т. п.)

В конце праздника поем песню «Прощай, Масленица» из оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка». (Выучивается с детьми заранее, первые две строчки хоровод идет медленно, потом на припеве быстрее и быстрее)