Гармоничное развитие личности пути и условия осуществления. Воспитание гармоничной личности

Коренная реформа образования и воспитания - важное направление государственной политики. Повышение уровня образования и воспитания является основной задачей педагогов, так как умственное развитие и развитие личности влияют на уровень культуры, мировоззрение и интеллект человека. С первых шагов по пути независимости придается большое значение возрождению и дальнейшему развитию духовности, совершенствованию системы национального образования, укреплению его национальной основы, повышению их до уровня мировых стандартов в гармонии с требованиями времени, т. к. по-настоящему образованный человек может высоко ценить достоинства человека, сохранять национальные ценности, повышать национальное самосознание, самоотверженно бороться для того, чтобы жить в свободном обществе, чтобы наше государство заняло достойное, авторитетное место в мировом сообществе.

Главной целью и движущей силой реализуемых преобразований является человек, его гармоничное развитие и благосостояние, создание условий и действенных механизмов реализации интересов личности, изменение изживших себя стереотипов мышления и социального поведения. Важным условием развития является формирование совершенной системы подготовки кадров на основе богатого интеллектуального наследия народа и общечеловеческих ценностей, достижений современной культуры, экономики, науки, техники и технологий. Мы ставим перед собой цель - создать необходимые возможности и условия для того, чтобы наши дети росли не только физически и духовно здоровыми, но и всесторонне и гармонично развитыми людьми, обладающими самыми современными интеллектуальными знаниями, в полной мере отвечающими требованиям XXI века .

Воспитание должно быть не только всесторонним, но и гармоничным (от греч. harmonia - согласованность, стройность). Это означает, что все стороны личности должны формироваться одновременно и в тесной взаимосвязи между собой. Так как личностные качества формируются прижизненно, то вполне понятно, что у одних людей они могут быть выражены более ярко, у других - слабее. Встает вопрос: по каким же критериям можно судить о мере личностного развития человека? Психолог С. Л. Рубинштейн писал, что личность характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет ей сознательно управлять собственным поведением и деятельностью. Вот почему способность обдумывать свои поступки и отвечать за них, способность к автономной деятельности есть существенный признак личности.

Известный философ В. П. Тугаринов к числу важнейших характеристик личности относил 1) разумность, 2) ответственность, 3) свободу, 4) личное достоинство, 5) индивидуальность. Человек является непосредственно природным существом. В качестве природного существа он наделен природными силами, задатками и способностями, которые не могут не оказывать влияния на социальное развитие человека, на его формирование как личности. В чем же, однако, проявляется это влияние? Укажем на несколько положений .

Первое. Для формирования человека как общественного существа важнейшее значение имеет его природная способность к развитию. Проведенные опыты по одновременному воспитанию детенышей человека и обезьяны показали, что обезьяна развивается только по «биологической программе» и не в состоянии усваивать речь, навыки прямохождения, труда, нормы и правила поведения. Ее развитие ограничено биологическими возможностями, и за пределы этих возможностей она выйти не может.

Ребенок же, наряду с биологическим созреванием, оказывается в состоянии овладевать многим из того, что биологически в нем не «запрограммировано»: прямой походкой, речью, трудовыми навыками, правилами поведения, т. е. всем тем, что в конечном итоге делает его личностью. Второе. Биологическое сказывается в формировании человека также в том, что у людей имеется определенная природная предрасположенность к той или иной деятельности. Например, многие люди от природы имеют тонкий музыкальный слух, хорошие голосовые данные, способность к поэтическому творчеству, феноменальную память, математические задатки, особые физические свойства, выражающиеся в росте, мышечной силе и т. д. Третье. Не меньшее значение имеет также то, что биологически человек имеет весьма большие возможности к развитию, что свой потенциал в этом отношении он использует лишь на 10-12 %.

Наконец, четвертое. Нельзя не учитывать, что биологическое может проявляться в развитии личности самым неожиданным образом. Есть, однако, еще один фактор, оказывающий влияние на личностное развитие человека. Речь идет, естественно, о воспитании. В современных условиях уже трудно представить себе приобщение человека к жизни без продолжительного и специальным образом организованного обучения и воспитания .

Именно воспитание выступает в качестве важнейшего средства, с помощью которого реализуется социальная программа развития личности, ее задатков и способностей. Таким образом, наряду со средой и биологическими задатками воспитание выступает как существенный фактор развития и формирования личности. Однако, признавая роль этих трех факторов - среды, биологических задатков (наследственности) и воспитания - в развитии человека, существенно важно правильно уяснить то соотношение, в котором находятся между собой эти факторы.

Если, например, сопоставить формирующее влияние среды и воспитания на личность, то оказывается, что среда воздействует на ее развитие в известной мере стихийно и пассивно. В этом плане она выступает как возможность, как потенциальная предпосылка развития личности. Более того, внешние средовые влияния в современных условиях сами по себе не в состоянии обеспечить решение тех сложнейших задач, которые связаны с формированием личности и подготовкой ее к жизни.

Чтобы человек овладел наукой, способами профессиональной деятельности и сформировал в себе необходимые моральные и эстетические качества, требуется специальное и продолжительное воспитание. То же самое относится и к творческим задаткам человека. Для того чтобы эти задатки проявились, нужны не только соответствующие социальные условия и определенный уровень развития общества, но и соответствующее воспитание, специальная выучка в той или иной сфере общественной деятельности.

Подчеркивая это положение, выдающийся русский физиолог и психолог И. М. Сеченов писал: «В неизмеримом большинстве случаев характер психологического содержания 999/1000 дается воспитанием в обширном смысле этого слова, и только 1/1000 зависит от индивидуальности». Все это позволяет сделать важнейший вывод: определяющую роль в развитии и формировании личности играет воспитание. Только с помощью воспитания реализуется социальная программа развития человека, и формируются его личностные качества .

Важность данного понятия заключается в том, что воспитание обществом гармонично развитой личности, привитие ей общественных норм, правил, ценностей, обычаев и традиций является важным фактором развития гармоничного общества в целом. Гармонично развитая личность (в широком понимании этого термина) есть один из краеугольных камней мировоззрения человека. Он может послужить своеобразным базисом, над которым с течением времени надстраиваются прочие моральные принципы человека, определяющие его взаимоотношения с окружающими его людьми, и именно поэтому правильный выбор в данном случае чрезвычайно важен.

В психологии трактовка понятия «личность» неоднозначна. Так, Э. В. Ильенков считал, что для того, чтобы понять, что такое личность, надо исследовать организацию «совокупности человеческих отношений», их «социально-исторический, а не естественно-природный характер». О взаимоотношении общества и личности, о самостоятельности последней высказывался выдающийся русский педагог и мыслитель К. Д. Ушинский: «Правильно развитый человек и именно будет находиться в таком истинном отношении к обществу: он не утратит в нем своей самостоятельности, но и не оторвется от него своей самостоятельностью. Аристотель очень метко говорил, что человек, не нуждающийся в обществе людей, - не человек, он или животное, или бог. К этому, однако же, следовало бы прибавить, что человек, не выносящий в обществе своей самостоятельности, равняется нулю, стоящему с левой стороны цифр, а человек, не признающий в обществе ничего, кроме своей собственной мысли, желает один быть единицей, с тем, чтобы все другие оставались нулями, с правой стороны единицы. Дело же воспитания в этом отношении состоит именно в том, чтобы воспитать такого человека, который вошел бы самостоятельной единицей в цифру общества... Общество есть соединение самостоятельных личностей, в котором по принципу разделения труда сила общества увеличивается силой каждого и сила каждого силой общества» .

Воспитание современной молодежи должно быть ориентировано на формирование в их сознании стремления к самосовершенствованию, к определенной жизненной цели. В выборе жизненного пути ведущую роль играет мировоззрение. Под мировоззрением понимают систему взглядов человека на общество, природу и самого себя. Мировоззрение формируется в процессе практической деятельности и познания. Само собой разумеется, что при так называемых начетнических знаниях, то есть основанных на механическом, некритическом усвоении, у человека не вырабатывается научное мировоззрение, и знания остаются мертвым грузом. Когда же человек старается понять жизнь, осмыслить ее, тогда практический опыт и теоретические знания служат в качестве кирпичиков при построении научного мировоззрения.

Мировоззрение, представляет собой обобщенную систему взглядов, убеждений и идеалов, в которых человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде. Мировоззрение личности, являясь обобщением знаний, опыта и эмоциональных оценок, определяет “идейную направленность всей ее жизни и деятельности. Известно, что индивид сначала чувственно познает мир, затем на основе приобретенных знаний формируется индивидуальное мировоззрение (сознание мира), на основе которого формируется сознание самого себя. Все приобретенные знания о мире объединяется и формируется целое мировоззрение.

Расширение научного мировоззрения студентов влияет на развитие личности, что дает положительные педагогические результаты, а усвоение будущими специалистами общечеловеческих ценностей в процессе формирования у них научного мировоззрения служат основой формирования духовности.

Итак, формирование гармонично развитой, самостоятельно мыслящей свободной личности - это основная цель воспитания в современном демократическом обществе. Какими бы моральными нормами, правилами и установками государство и общество не влияло на индивидуум, т. е. на социальную единицу - личность, истина заложена лишь в внутри ее самой. Только от выбора самой личности зависит выбор ее пути, ее гармония с окружающим миром, ее созидательная роль и полезность обществу.

1

В статье рассматриваются теоретические основания концепции гармоничного развития личности. Понятие «гармония» характеризует предельное состояние отношений: природное – культурное (социальное); объективное – субъективное; социальное – индивидуальное. Проблема гармонизации в плане отношения «природного – социального» состоит в том, что возможны неблагоприятные для социализации сочетания врожденных свойств психодинамики. В отношении «объективное – субъективное» одна из важнейших проблем – теоретическое осмысление творческого потенциала формирующейся личности. В аспекте отношения «социальное – индивидуальное» гармоничное развитие предполагает достижение единства внешней стимуляции и внутренней мотивации. Понятие «гармоничное развитие личности» реализуется в представлениях о целях воспитания и стратегиях индивидуального развития. Существуют три основных варианта понимания ценности гармоничного развития: «успех», «общественная польза», «самореализация». Возможность и условия реализации гармоничного состояния определены характером связей природных и социальных свойств индивида. В статье формулируются методологические принципы гармонизирующей стратегии воспитания. В их числе: самоценность гармоничного развития, опора на психодинамические свойства индивида и его включенность в процесс становления собственной индивидуальности.

индивидуальность

субъектность

самореализация

гармоничное развитие

1. Колесников В.Н. Лекции по психологии индивидуальности / В.Н. Колесников. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1996. - 224 с.

2. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»): пер. с нем. / К. Лоренц. - М.: Прогресс,Универс, 1994. - 269 с.

3. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2006. - 352 с.

4. Мерлин, В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности / В. С. Мерлин. - М.: Педагогика, 1986. - 256 с.

5. Нескрябина, О. Ф. Индивидуальность: на границе Реального и Идеального / О. Ф. Нескрябина. - Красноярск: СибЮИ, 2001. - 160 с.

6. Русалов, В. М. Вклад биологической теории индивидуальности в решение проблемы социального и биологического в человеке / В. М. Русалов // Биология в познании человека. - М.: Наука, 1990. - С. 109-125.

«Гармония» относится к числу наиболее общих понятий, в которых издревле выражалось представление людей об устройстве мира и месте в нем человека. Идеал гармоничного развития глубоко укоренен в европейской культуре и демонстрирует многообразие форм - от античной калокагатии до российского образа интеллигентного человека. «Гармония» соединяет идею рационально устроенного мира с высшей способностью человека - способностью эстетического переживания. Объяснение красоты через категорию гармонии в антропологическом измерении отображает суть отношений чувств и разума человека. В самом общем значении гармония может быть представлена двумя основными вариантами состояний - согласованностью частей и их компенсаторностью. Дисгармония фиксирует состояние несоразмерности и декомпенсации.

Переходя с уровня «микрокосм - макрокосм» на бытийный уровень «человек - общество» гармония преобразуется в предельное состояние отношений: природного - культурного (социального); объективного - субъективного; социального - индивидуального. «Предельное состояние» означает, что в данных отношениях чаще реализуется проблемное противоречивое единство, а гармония существует как вектор возможных и желательных изменений.

В пространстве ценностных измерений «гармония» предстает в виде целей воспитания и выборе стратегий личностного развития. В современном мире меняется представление о целях и средствах гармоничного развития. Данные изменения, на наш взгляд, нуждаются в осмыслении.

В статье предпринята попытка рассмотреть проблему гармоничного развития в единстве методологического и аксиологического аспектов. Ставится задача выявить основные смыслы гармоничного развития, определить, в какие педагогические стратегии должно воплотиться знание о возможностях достижения гармонии личности.

Идеал гармоничного развития выражает гуманистическую систему ценностей. В рамках данной культурной матрицы смысл идеи гармоничного развития относительно постоянен в разные исторические периоды и подразумевает внутреннюю и внешнюю устойчивость, ясность, «симметрию»; соразмерность мира человека миру внешнему. Большей семантической определенности на этом уровне абстракции достичь не удается, о чем, в частности, свидетельствует опыт осмысления категории гармонии в теории эстетики. Обычно гармоничное развитие подразумевает всесторонность, т.е. развитие всех основных - физических, нравственных, интеллектуальных, эстетических - способностей личности. Судя по размешенным в интернете материалам и практическим предложениям, данное представление является господствующим в профессиональной среде педагогов-психологов.

В разных культурных контекстах идеалу гармоничного развития придавались своеобразные оттенки смысла в зависимости от ценностных оснований стремления к гармонии. Отчего, в свою очередь, зависит выбор конкретных целей и средств формирования гармоничной личности.

Логически возможны и фактически реализуются три основных варианта ценности гармоничного развития. Назовем эти ценности «успех», «общественная польза», «самореализация».

Первый вариант по сути своей прагматичен, т.к. гармоничное развитие представляется важной составляющей жизненного успеха. С позиции такого понимания актуальность проблемы гармоничного развития обусловлена ростом общественной потребности в конкурентоспособных личностях, поскольку динамичный и сложный мир предъявляет высокие требования к социальной адаптации индивида. Конкретные развивающие стратегии в этом случае строятся в зависимости от представлений субъектов воспитательного процесса о характере социального «заказа» и от амбиций «заказчиков», коими являются родители и воспитатели. Существует опасность, что данная идеология может породить завышенные притязания и обернуться перенапряжением физических и психических сил воспитуемого, что важно понимать, поскольку в современном российском обществе вариант «успех» пользуется особой популярностью.

Второй вариант: гармоничное развитие подчинено цели более «высокой», чем индивидуальное благополучие. Этой целью выступает общественное благо. В данном случае существует опасность невнимания к индивидуальным различиям при определении конкретных целей и методов воспитания. Данная концепция гармоничного развития исторически и логически связана с парадигмой социологизма. Последняя предполагает, что единая система воспитательных воздействий должна давать одинаковые результаты. И наоборот, общая конечная цель воспитания реализуема через единую педагогическую систему.

Третий вариант представляет собой воплощение идеи самореализации личности. В этом случае гармоничность понимается как максимально возможная реализация индивидуальных задатков. Данное представление смыкается с понятием о самоактуализации А. Маслоу . Оно реализуется в определении и осуществлении индивидуализирующего подхода к формированию личности.

Данная версия гармоничного развития в идеале является предпочтительной, однако и она имеет внутренние ограничения. Рассмотрим одно из них. Концепция самоактуализации, как известно, имеет практическое воплощение в субъектцентрированной педагогике и психотерапии. Ее важнейшим принципом является создание условий для формирования поведения, свободного от гнета внешних требований, ограничивающих творческие устремления личности. Данная ценностная установка, на наш взгляд, исходит из предположения, что в природе человека заложено естественное стремление к самореализации, которое не требует развития навыков подчинения своим собственным волениям. Другими словами, самореализация не требует развития способности к самоконтролю. Однако это предположение вряд ли обоснованно.

Гармония внутренних устремлений и внешних социальных требований не является предустановленной, но она есть необходимое условие для самореализации личности в социальной среде. В индивиде изначально нет мотивации на самоконтроль, на сдерживание своих телесных импульсов, биологических мотиваций, эмоций. К. Лоренц обосновал данный вывод в отношении агрессивного поведения человека . Самоограничение первоначально возникает в результате подкрепления мотивации одобрения со стороны старших - первый уровень развития морального суждения по Кольбергу. Прежде чем научиться самодисциплине и самоконтролю, индивид должен постичь науку подчинения внешним требованиям. Если нет этого умения, то и способность к самоконтролю оказывается несформированной.

Рассмотренные подходы к гармонизации личности могут вполне продуктивно сосуществовать. Но при условии, что отношения между разными педагогическими стратегиями будут осознаны. Если же процесс протекает стихийно, без должной рефлексии, то это может привести к непоследовательности и к тому, что из разных стратегий будут взяты не сильные, а их слабые стороны.

Положительным свойством варианта «самореализация» является установка на самоценность гармоничного развития, его субъектную значимость. Что отличает его от прагматичного подхода, в соответствии с которым детская игра, или какая-либо другая деятельность, рассматривается преимущественно в качестве средства формирования полезных социальных навыков. Ранний возраст - не просто база для дальнейшего роста способностей и характера. Детство есть, прежде всего, время жизни, время, которое человек помнит и считает своим самым ценным достоянием.

Стратегия самореализации утверждает субъектность как участие в создании собственной индивидуальности. Можно думать, что с момента своего появления мышление обладает таким качеством, как креативность. Она выражается не только в детском творчестве: языковом, изобразительном или игровом. Креативность проявляется в решении поведенческих задач, результаты которых, закрепляясь в привычках, создают неповторимый рисунок человеческой индивидуальности.

Разнородность влияний и требований внешней среды является стимулом когнитивной активности. В условиях противоречивых установок ребенок нередко вынужден решать поведенческие задачи. В процессе таких решений развиваются мыслительные способности, вырабатываются навыки саморегуляции, формируются черты характера. Однако конкретные механизмы данных процессов ускользают от анализа.

В современной науке утвердилось представление о человеческой индивидуальности как органической системе, что означает неоднозначность уровневых связей и относительную самостоятельность элементов . В методологическом плане онтология органической системы выражается в вероятностном характере прогнозов относительно личностного развития, сделанных на основе знания о природных задатках индивида. Эти принципиальные положения, однако, еще не вполне конкретизированы.

Важнейшей проблемой современного психологического знания продолжает оставаться характер связей психодинамических свойств и личностных качеств индивида. Психодинамика или темперамент считается ответственной за стилевые, т.е. формальные характеристики поведения. При этом далеко не всегда понятно, как сказываются эти характеристики на содержательной стороне поведения и на формировании характера или личности. (В данном контексте понятия «характер» и «личность» синонимичны).

Остается нерешенным вопрос о связи нейродинамических свойств и темперамента. В учении о темпераменте признается практически бесспорным, что темперамент является наследуемой характеристикой психики. Однако по определению темперамент проявляется во внешних чертах поведения человека, следовательно, в становлении темперамента значительную роль может играть научение, поскольку темперамент не сводится к простым рефлекторным формам реагирования. Механизм связи генотипа и фенотипа для свойств темперамента, видимо, до конца еще не ясен.

О недостаточности наших представлений, касающихся свойств темперамента и их системных отношений, косвенно свидетельствует различие списка черт детского и взрослого темпераментов, а главное - отсутствие обоснования данных различий. Еще не так давно господствовало мнение о том, что не бывает плохих и хороших темпераментов. Согласно этой схеме каждый тип темперамента обладает «положительными» и «отрицательными» свойствами, обеспечивая преимущества в каких-то определенных типах психической активности. Например, считалось, что слабая психическая выносливость положительно коррелирует с повышенной сенситивностью и тем самым компенсируется. Таким образом, природе человека приписывалась некая «предустановленная гармония».

Сегодня можно считать установленным, что связи внутри системы свойств темперамента неоднозначны и, следовательно, возможны разные их сочетания. Поэтому существует вероятность соединения у одного индивида свойств, неблагоприятных с точки зрения социальной адаптации. Более или менее благоприятными могут быть как психические, так и соматические индивидуальные данные. Соотношение нейродинамики и психодинамики, с одной стороны, и психодинамики (темперамента) и личности - с другой... имеет прямое отношение к выявлению возможностей и определению способов индивидуальной стратегии гармоничного развития.

Достижение гармонии в системе «темперамент - личность» является психолого-педагогической проблемой. Для ее решения необходимо создание оптимальных условий для развития желательных физических и психодинамических качеств и коррекции и компенсации качеств неблагоприятных. При этом следует исходить из той предпосылки, что полная компенсация далеко не всегда возможна, а это значит, что люди имеют разные стартовые условия для осуществления своих индивидуальных и социальных целей. В ценностном аспекте данная ситуация оборачивается проблемой применения единых норм и требований к индивидам с разными врожденными свойствами.

В качестве выводов из предшествующего анализа сформулируем методологические основания, на которые должна, по мнению авторов, опираться концепция гармоничного развития личности. Они в основном могут быть сведены к следующим положениям:

Во-первых, теория гармонизации опирается на принцип соответствия воспитательных воздействий природным индивидуальным задаткам ребенка. Гармонизация в качестве психологической стратегии должна присутствовать уже на ранних этапах жизнедеятельности, поскольку индивидуальные задатки начинают проявляться в раннем онтогенезе.

Во-вторых, принцип гармонического развития предполагает выработку индивидуальной стратегии воспитания, учитывающей не только эффективность, но и психологическую цену полученных результатов.

В-третьих, принцип гармонизации требует при определении педагогической стратегии учета особенностей и результатов саморазвития ребенка.

Стремление к гармонии природного и культурного в осуществлении воспитательного процесса - одна из основных тенденций развития современной психологии и педагогики. Но самое главное, что в системе факторов гармоничного развития присутствует активность самой личности, и этому реальному обстоятельству требуется адекватное теоретическое признание.

Рецензенты:

Кудашов В.И., д.филос.н., профессор, заведующий кафедрой философии Гуманитарного института Сибирского федерального университета, г. Красноярск.

Копцева Н.П., д.филос.н., профессор, заведующий кафедрой культурологии Гуманитарного института Сибирского федерального университета, г. Красноярск.

Библиографическая ссылка

Любимова Н.Н., Нескрябина О.Ф. ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ЦЕННОСТНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=11735 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Традиционно главным институтом воспитания является семья. Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребёнку социально-исторического опыта, и прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребёнка.

То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей своей последующей жизни. Влияние семьи отличается особой продолжительностью во времени, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Поэтому, семейная педагогика считается составной частью теории семейного воспитания -- планомерного, целеустремлённого, и систематического развития и формирования всесторонне и гармонично развитой личности. Это наука о закономерностях воспитания детей в условиях семьи. В современном обществе семейное воспитание перестало быть только личным делом матерей и отцов. В Конституции РФ упоминается о том, что граждане обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами общества .

В семье закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Родители постоянно задумываются о том, как лучше определить для самих себя цели работы по воспитанию своего ребёнка. Цель и мотив воспитания ребёнка - счастливая и полноценная жизнь этого ребёнка. На создание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.

Семейное воспитание - общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Определяющая роль семьи обусловлена её глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребёнка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребёнка намного превышает другие воспитательные воздействия. Успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьёй. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты умственного, нравственного, трудового воспитания личности. Роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек.

Влияние семьи на ребёнка сильнее всех других воспитательных воздействий. С возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью:

  • · в семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут;
  • · семья осуществляет социализацию личности; из семьи выходят члены общества: какая семья - такое общество;
  • · семья обеспечивает преемственность традиций;
  • · важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества;
  • · существенное влияние оказывает семья на выбор профессии .

Содержание воспитания в семье обусловливается генеральной целью демократического общества. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Составные компоненты содержания семейного воспитания: физическое (здоровый образ жизни, правильная организация распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма), нравственное (воспитание непреходящих моральных ценностей - любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга), интеллектуальное (заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребности их приобретения и постоянного обновления), эстетическое (развитие талантов и дарования детей, представления о прекрасном, существующем в жизни), трудовое (закладывает основу будущей праведной жизни детей) воспитание. Они дополняются экономическим, экологическим, политическим, половым образованием подрастающих поколений.

Методы воспитания детей в семье - это пути (способы), с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей. Они имеют свою специфику: влияние на ребёнка индивидуальное, основанное на конкретных поступках и приспособлено к личности; выбор методов зависит от педагогической культуры родителей (понимания цели воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье. Методы семейного воспитания: убеждение (объяснение, внушение, совет); личный пример; поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива); наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания). В некоторых семьях по совету педагогов создаются и используются воспитывающие ситуации .

Разнообразны средства решения воспитательных задач в семье: слово, родительский авторитет, учение, природа, домашний быт, национальные обычаи, традиции, общественное мнение, духовный и моральный климат семьи, режим дня, литература, спорт, праздники, символы, атрибуты, реликвии и т.д.

В современном обществе всё заметнее становится кризис семьи, пути выхода из которого пока не ясны. Кризис выражается в том, что семья всё хуже реализует свою главную функцию - воспитание детей.

Причины кризиса: ухудшение экономической ситуации в стране (основное время родителей тратится на добывание средств к существованию); низкая культура общественной жизни (двойная мораль, лицемерие властей, социальная напряжённость, неуверенность в завтрашнем дне); двойная нагрузка на женщину в семье; высокий процент разводов (как следствие многих социально-бытовых и моральных причин); нарушение на практике объявленного законом равного права отца и матери в воспитании детей; обострение конфликтов между поколениями; увеличение разрыва между семьей и школой; непрестижность обычной общеобразовательной школы .

Пути повышения воспитательного воздействия семьи: гуманизация отношений в семье (не авторитарные влияния, а доброта, милосердие); объединение усилий школы и церкви в духовном спасении людей, направления этих усилий на разрешение конкретных проблем в конкретных семьях; координация педагогических усилий с гуманитарными фондами, обществами.

В современном обществе цель семейного воспитания - заложить основы формирования личности, а также её всестороннего развития: умственного (интеллектуального), нравственного (эмоционального), эстетического; приучить детей к труду, развивать у них интерес к самостоятельной творческой деятельности. Семейное воспитание должно предусматривать организацию разнообразной деятельности ребёнка (домашнего труда, учёбы, игры и т.д.), постепенное увеличение информации и усложнение её содержания, повышение требований к детям в зависимости от возраста. Выделенные задачи настолько обширны, что составляют отдельные пласты педагогической теории и практики.

Умственное воспитание направлено на развитие интеллекта, познавательных возможностей, склонностей и дарований ребёнка.

Правильно поставленное умственное воспитание в семье раскрывает перед детьми широкий простор для накопления знаний как базы для формирования научного мировоззрения; овладение основными мыслительными операциями (анализом, синтезом, сравнением; выработки интеллектуальных умений (читать, слушать, высказывать свои мысли устно и письменно, считать, работать с книгой, компьютером) готовит их к умственной деятельности.

В раннем детстве у ребёнка память, внимание, воображение носят непроизвольный характер и как бы вплетены в их деятельность. Наиболее общий и верный путь интеллектуального развития ребёнка - введение его в возможно более широкий круг доступной его возрасту деятельности, достаточно продолжительное общение со взрослыми и старшими детьми, способствующее развитию речи .

Развитие детского ума происходит постоянно: во время повседневного общения с родителями, во время игр и занятий со взрослыми, выполнения общих домашних дел, на прогулках. Самые обыденные занятия - еда, умывание, одевание и другие - несут ребёнку массу сведений. Чрезвычайно важны ответы взрослых на детские вопросы, их разъяснения. Родители, обращая внимание детей на окружающие их предметы, учат их видеть и сравнивать. Обращая внимание ребёнка на то, что происходит в природе, взрослые, как правило, употребляют новые слова, которые характеризуют предметы, что в свою очередь расширяет кругозор и словарный запас ребёнка.

Для умственного развития дошкольника чрезвычайно важны игры-занятия. Полезны игры, в которых используются одинаковые по форме, но разные по величине предметы, игры на выбор предметов определённого цвета.

Необходимо иметь в виду, что длительное время играть в одиночестве ребёнок младшего дошкольного возраста не может. У него иссякает воображение, он начинает скучать, использует игрушки не по назначению. Своевременная подсказка темы игры взрослым, даже его простое внимание к игре побуждает ребёнка к новым действиям, что способствует и более успешному умственному развитию.

Незаменимым средством умственного воспитания является художественная литература. Читая сказку, рассказ, стихотворение, родители должны обращать внимание своего ребёнка на отдельные слова и выражения, задерживать его внимание. Важно научить его пересказывать короткие литературные тексты (сказки и рассказы). Сначала ребёнок привыкает слушать литературное произведение, после - отвечать на вопросы, поставленные взрослым, включать в рассказ отдельные слова и предложения. Так ребёнок подводится к самостоятельному воспроизведению литературного произведения. Важно также научить ребёнка находить в произведении главную мысль («О чём эта сказка?», «Что ты узнал из этого рассказа?»). Для развития связной речи и обогащения словаря особое значение имеет рассказ малыша по картинке. Интенсивному развитию сообразительности дошкольника способствуют конструирование, изобразительная и трудовая деятельность.

Могучим стимулом дальнейшего умственного развития становится учёба ребёнка в школе. К. Д. Ушинский отмечал, что умственный труд едва ли не самый тяжёлый, ребёнка следует приучать к нему постепенно. Процесс систематического учения невозможен без воспитания у школьника культуры умственного труда. Семья в состоянии оказать существенную помощь детям в организации их умственной деятельности, в воспитании наиболее рациональных приёмов и методов познания. При отсутствии помощи и контроля со стороны родителей учащиеся нередко вырабатывают неудачные, а порой и неправильные методы и приёмы учебной работы, которые иногда сводятся к простому, неосмысленному заучиванию заданного урока, хотя есть и такой материал, который необходимо просто запомнить. Такая подготовка уроков может в дальнейшем привести к потере интереса к учению, к неуверенности в своих силах. В семье необходимо учить детей рациональным методам и приёмам работы, в частности умению работать с учебником. Работу над текстом учебника целесообразно организовать в такой последовательности:

  • 1) чтение всего параграфа про себя или вслух с целью общего знакомства с его содержанием;
  • 2) деление текста на смысловые части;
  • 3) выделение из каждой части главной идеи;
  • 4) выяснение смысла непонятных слов и терминов;
  • 5) пересказ текста своими словами.

При подготовке домашних заданий школьники, читая учебники, другую литературу, встречают слова, смысла которых не знают. Младших школьников необходимо убедить, что, встретив при чтении непонятное слово, нужно обратиться за разъяснением к взрослому. Также следует приучить школьника пользоваться справочной литературой. Контролируя выполнение домашнего задания, родители должны не только интересоваться выученными уроками, но и обращать внимание на то, как ребёнок уяснил сущность новых понятий.

Необходимо, чтобы ребёнок приобретал навыки самоконтроля - сознательной оценки своих действий, поступков, самостоятельного исправления ошибок. Задача родителей - помочь ему в формировании этих навыков. Вот почему овладение знаниями, совершенствование мышления, памяти и сообразительности, ребёнка должно выступать в качестве сердцевины всестороннего развития личности.

Нравственное воспитание - процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения. Основополагающая базовая категория нравственного воспитания - понятие нравственного чувства (постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий).

Нравственное сознание - активный процесс отражения ребёнком своих нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление - процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Нравственные переживания, мучения совести порождаются единством чувственных состояний, отраженных в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением. Нравственность личности складывается из субъективно освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в системе отношений и постоянно пульсирующего нравственного мышления. Нравственные чувства, сознание и мышление - основа и стимул проявления нравственной воли. Нравственность человека проявляется в сознательном следовании нравственным принципам и в привычных формах нравственного поведения .

Успех нравственного воспитания детей зависит от характера субъективного нравственного пространства, в котором они живут. В него входят отношения и общение в коллективе, семье, на улице с товарищами и друзьями, родителями, учителями, отношение к себе, к природе, к внешнему миру, труду, образу жизни, к общественным требованиям.

Главный путь нравственного воспитания маленького ребёнка - общение со взрослыми. Чем богаче общение, тем активнее эмоциональное восприятие ребёнком окружающего мира, шире возможности нравственного воспитания. Однако было бы проявлением педагогической безграмотности родителей их поведение, продиктованное стремлением не спускать с ребёнка глаз и бежать к нему по первому зову. Нужно уметь различать потребности ребёнка и его капризы, чтобы первые удовлетворять, а вторые пресекать .

Родителям не следует скупиться на ласку. Это, однако, не означает отсутствия требовательности по отношению к малышу. Ласковое, заботливое отношение важно сочетать с разумной требовательностью. Причём эта требовательность доброжелательна: взрослый выражает уверенность, что дело, за которое берётся малыш, будет им выполнено успешно, что неблаговидный поступок, который он позволил себе, больше не повторится и т. д. На ребёнка надо смотреть как на самостоятельную личность, он умеет чувствовать так же, как и взрослый. За старание ребёнка надо похвалить даже в том случае, если достигнутые результаты незначительны.

В дошкольный период незаменимым источником активного накопления ребёнком представлений о нормах морали являются сказки, рассказы, беседы, разъяснения взрослых, раскрывающие в доступной форме понятия доброты, честности, чуткости и др. Когда малыша знакомят с окружающим миром, читают ему или рассказывают, взрослые стараются подчеркнуть нравственную сторону происходящего .

Нравственное воспитание, таким образом, включает в себя вооружение ребят знанием нравственных норм и формирование у детей поведения в соответствии с этими нормами. Однако в нравственном воспитании недостаточно знание ребёнком моральных норм, требований и даже сознательное следование им в своём поведении.

Исследования советских педагогов и психологов показали: чрезвычайно важно, чтобы ребёнок ощущал от своего поведения и отношения к другим внутреннее удовлетворение. Лишь в этом случае моральные принципы общества становятся его личным достоянием, и поведение такого ребёнка становится устойчиво нравственным. Поэтому важнейший путь совершенствования нравственного воспитания детей любого возраста состоит в создании условий, при которых следование моральной норме становится эмоционально притягательным, переходит из сферы должного в область личного желания.

Одним из таких условий является создание и поддержание эмоционально-положительного отношения детей к лицу, предъявляющему моральные требования, в частности к родителю. Родительский авторитет может быть истинным и ложным. А. С. Макаренко различал несколько разновидностей ложного авторитета: авторитет доброты, выражающийся в постоянном захваливании детей, авторитет подавления, поддерживающийся страхом перед физическим наказанием, авторитет педантизма и резонёрства, основанный на бесплодном морализировании, авторитет панибратства, вытекающий из ложного понимания «свободного» воспитания.

Кроме того, В. А. Сухомлинский указывал на 3 разновидности уродливой любви родителей: любовь умиления, любовь деспотическая и любовь откупа. В первом случае, слепо восхищаясь своим ребёнком, родители создают условия для вседозволенности и теряют нити управления его развитием. Деспотическая любовь основана на убеждении, что наказать ребёнка лишний раз не помешает, а слёзы, страх и слепое повиновение детей такие родители считают достижениями в воспитании. Любовь откупа также основана на заблуждении, будто долг родителей заключается в том, чтобы накормить и одеть детей. В таких семьях дети лишены эмоциональных контактов, их нравственный мир опустошён и обездолен .

Подлинные родительские любовь и авторитет основаны на справедливой требовательности и одновременно глубоком уважении к детям. Другим условием совершенствования нравственного воспитания является формирование у ребёнка положительного образа самого себя. С этой целью эффективно применение приёма, предложенного А. С. Макаренко, который можно назвать приёмом авансирования, то есть приписывание ребёнку авансом тех качеств, которых пока нет.

Задача родителей - учить детей сочувствовать человеку, понимать его переживания, уметь поставить себя на место другого. Для её решения возможны разные варианты.

Нужно рассказывать детям о тех переживаниях, которые родители испытали в связи с тем или иным отношением окружающих. Такие разговоры старших развивают восприимчивость детей к душевному состоянию других людей.

Интересен приём, который придумал английский писатель Джеймс Олдридж для своих сыновей. Он предлагал им, взглянув на случайного прохожего, представить себе, кто он, куда идёт, о чём думает, что делал вчера и т. д. Это упражнение развивает в детях внимание к людям, умение поставить себя на место другого человека.

Родители могут стимулировать эмоционально-нравственное отношение своего сына или дочери к действительности, помогая им сравнивать свое поведение с отрицательным и положительным эталоном поведения. Причём наилучший воспитательный эффект будет достигнут тогда, когда в сравнении себя с отрицательным эталоном, в констатации отрицательного в себе инициатива принадлежит самому ребёнку, а в констатации положительных черт инициатива находится в руках взрослого.

Весьма велика роль моральных принципов в формировании и развитии личности. Огромное значение придается духовному росту членов общества, приобщению их к сокровищам литературы, искусства, формированию у них высоких эстетических чувств и качеств. Всё это, естественно требует, эстетического воспитания.

Эстетическое воспитание - один из видов воспитания личности, цель которого - формирование эстетического вкуса и эстетического отношения к действительности. Эстетическое воспитание включает в себя:

  • · эстетическое развитие - организованный процесс становления в ребёнке природных сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, чувствования, творческого воображения, эмоционального переживания, образного мышления;
  • · формирование духовных потребностей.

Основой эстетического воспитания является воздействие средствами искусства, и на его основе осуществляется художественное воспитание (целенаправленный процесс формирования у детей способности воспринимать, чувствовать, переживать, любить, оценивать искусство, наслаждаться им и создавать художественные ценности), художественное образование (процесс освоения детьми совокупности искусствоведческих знаний, умений, навыков, формирования у них мировоззренческих установок отношения к искусству и художественному творчеству) и художественно-творческое развитие (целенаправленное формирование способностей и дарований детей в различных областях искусства) детей .

Эстетическое воспитание имеет целью развитие творческих способностей, умения понимать и ценить прекрасное в жизни и искусстве, обогащение духовного мира ребёнка. Родители учат детей замечать красивое в природе, общественной жизни, искусстве, помогают им выработать правильные эстетические суждения и оценки, а также развить способности, содействуют приобщению их к художественному творчеству.

Огромные возможности для эстетического воспитания заложены в окружающей ребёнка действительности. Задача родителей раскрыть красоту окружающего мира. Особенно большая роль в воспитании эстетического вкуса принадлежит первым игрушкам. Они учат познавать жизнь и являются источником первых эстетических впечатлений. Привлекая детей к участию в наведении чистоты и порядка, к созданию уютной обстановки в квартире, родители также воспитывают эстетические вкусы. Однако сердцевиной эстетического воспитания в семье является приобщение детей к творчеству (художественное воспитание).

Дети очень рано обнаруживают потребность рисовать и лепить. Родители должны помочь своим детям приобрести определённые навыки в рисовании. Умение ребёнка читать чужой рисунок - первое условие его готовности к изобразительной деятельности. Ребёнок очень рано, ещё до того, как научится читать, любит листать иллюстрированные книжки. Это занятие нужно поощрять, помогая понять изображение.

Родители приобщают детей к рисованию с натуры, по памяти, подключают декоративное рисование, составление узоров, лепку. Особенно следует поощрять трудолюбие, настойчивость, самостоятельность - качества, являющиеся залогом развития художественных способностей.

В эстетическом воспитании детей большое значение имеет развитие чувства любви к природе. В связи с усилением природоохранительной деятельности, с необходимостью рационального использования природных богатств становится актуальной такая грань личностного развития ребёнка, как экологическая воспитанность.

Экологическое воспитание призвано формировать отношение к природе как к общественной ценности, научить ребёнка бережно к ней относиться. С точки зрения экологического развития многое дают походы и экскурсии по родному краю, участие семьи в таких мероприятиях, как День птиц, День леса, всякое разумное общение семьи с природой.

Эстетически развитый ребёнок способен не только наслаждаться красотой и творить по законам красоты, но и активно бороться со всякими проявлениями безобразного, низменного, фальшивого.

Важнейшей задачей семейного воспитания и важнейшей предпосылкой всестороннего гармонического развития личности ребёнка является его трудовое воспитание.

Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные, организованные виды общественно полезною труда с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развития у них творческого практическою мышления, трудолюбия и сознания рабочего человека.

Задача трудового воспитания - это и осуществление начального профессионального образования и профориентации, формирование трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатам труда.

Условия эффективности трудового воспитания:

  • * чем раньше ребёнок будет приобщен к труду, тем успешнее будет проходить его трудовое воспитание;
  • * трудовая деятельность детей должна иметь общественную значимость и нравственную основу;
  • * радость доставляет только труд, который вызывает чувство усталости и утомления (легкий труд без напряжения не оказывает положительного воспитательного эффекта);
  • * контроль со стороны взрослых за трудом детей должен быть тактичным, поддерживающим уверенность ребёнка в своих силах;
  • * труд должен сменяться отдыхом, утомление снимается также чередованием видов труда;
  • * каждое трудовое задание, должно заканчиваться полезным и по возможности осязаемым результатом. Чем большее значение имеет этот результат для общества и самого работающего, тем сильнее воспитательное воздействие труда;
  • * в производительном труде не следует отрицать личную материальную заинтересованность ребёнка, только через личную заинтересованность ребёнок может научиться работать в полную силу, включиться в работающий коллектив;
  • * организация трудовой деятельности должна быть тесно связана с нравственным воспитанием, чтобы ребёнок переживал радость труда на общую пользу, в интересах коллектива;
  • * труд должен соответствовать возрастным психофизиологическим особенностям детей;
  • * в процессе трудовой деятельности дети должны не только выполнять порученную им работу, но и учиться самостоятельно организовывать свой труд.

В раннем возрасте трудовая деятельность ребёнка тесно связана с играми. Дети младшего дошкольного возраста ещё не осознают, почему им хочется помогать взрослым. Малыши, как правило, выполняют несложные работы, подражая старшим, особенно если последние разумно организуют и поощряют такую работу. Ребёнку нравятся поручения, выполнение которых содержит элементы игры или доставляет эстетическое наслаждение. Для взрослых здесь заложена возможность воспитать у ребёнка понимание необходимости труда, его пользы. Однако неправильно было бы превращать труд в игру во всех случаях .

Для детского труда необходимо создать условия. Следует отвести специальное время для трудовых занятий, позаботиться, чтобы у детей было оборудование, соответствующее их возрасту, силам и возможностям (лопатки, грабли, лейки, ножницы и др.). Нельзя заставлять ребёнка производить непосильную, не соответствующую его знаниям и подготовке работу, которая, естественно, не даст хороших результатов, или работу, угнетающую детей однообразием, утомительными действиями. Это только вызовет отрицательные эмоции и может отвратить ребёнка от труда. Только тогда дети полюбят труд, если ему сопутствует оптимистическое настроение, если радуют как сам процесс труда, так и его результаты. Это в значительной степени зависит от умения родителей вовремя поощрить ребёнка, помочь, если он испытывает затруднения, предложить ещё раз попытаться сделать, если ясно, что ребёнок не приложил необходимых усилий.

У ребёнка постепенно складывается положительное отношение не только к тем видам труда, которые связаны с игрой и эстетическим наслаждением, но и к тем, которые не столь занимательны, но необходимы, то есть происходит осознание важности любого вида трудовой деятельности. Ребёнка в дошкольном возрасте следует подводить к пониманию необходимости выполнения такой работы, в которой нуждаются другие люди. Трудовые действия ребёнка должны происходить в обстановке внимания, любви, моральной поддержки взрослых. Стремление ребёнка хорошо выполнить поручение должно быть одобрено родителями, вызывать у ребёнка положительные эмоции. При этих условиях воспитывается истинное трудолюбие.

Младший школьник тяготеет к выполнению такой работы, которая отличается разнообразием, непродолжительностью и наглядной результативностью. Основным видом деятельности младшего школьника является учёба. Однако она не должна вытеснять все остальные виды труда, в том числе и такого важнейшего в условиях семьи, как труд по самообслуживанию.

Успешное воспитание у детей нравственно-трудовых качеств во многом зависит от организации семейного быта. В семье, где правильно организовано хозяйство, в доме всегда чисто, каждой вещи отведено своё место, для каждого вида работы есть необходимые орудия труда. Трудовые обязанности в такой семье распределены так, что каждый её член загружен соответственно его силам и возможностям, тяжёлые работы выполняются сообща, неприятные - по очереди.

В процессе воспитания у ребёнка привычки к труду важен постоянный контроль взрослых. Характер контроля зависит от возраста и индивидуальных особенностей ребёнка. Работу дошкольника и младшего школьника необходимо проверять и в процессе её выполнения, и после окончания. Нельзя допускать, чтобы он выполнял какую-либо трудовую операцию неверно или кое-как. Это может стать началом накопления отрицательного опыта. Работу старших детей, в частности подростков, которые нуждаются в большем доверии, целесообразно в основном контролировать по её окончании. Традиции семьи, следуя которым ребёнок рано становится участником общего труда, дают значительный воспитательный эффект. Важнейшим критерием воспитанности человека является его отношение к труду.

Таким образом, отношение детей к семье, людям, обществу, труду, учёбе, природе, искусству формируется в процессе многостороннего их просвещения - умственного, нравственного, эстетического, трудового. Первостепенную роль в этом играет слово родителей. В процессе общения с сыновьями и дочерьми они призваны внушать им передовые взгляды, разъяснять правила поведения в обществе, убеждать следовать принципам морали, расти патриотами, быть трудолюбивыми, скромными, порядочными, культурными.

Итак, семья является тем социальным институтом, той ячейкой общества, в которой происходит формирование и развитие личности ребенка. В семье ребенок получает первые жизненные уроки, поддержку и помощь. Процесс воспитания в семье носит характер обратной связи и, воспитывая своих детей, родители воспитывают тем самым и самих себя. В зависимости от характера воспитания, отношения родителей к ребёнку происходит формирование определенных взаимоотношений между ними. И если деспотичное, авторитарное поведение родителей и подавление интересов ребёнка своими интересами, насильственное навязывание ему своих взглядов, игнорирование интересов ребёнка, полное отсутствие заинтересованности к его жизни формируют слабую, несамостоятельную, неуверенную в себе личность, то сочетание внимательного, заботливого отношения в своему ребёнку без излишней навязчивости, стремления поддержать в трудных ситуациях становятся залогом формирования полноценного, готового и способного помочь окружающим человека.

Гармоничное развитие личности ребёнка как результат взаимодействия семьи, школы и общественности

Объективные и субъективные факторы развития личности .

К объективным факторам развития личности относятся: все предметы и явления окружающей действительности; преобразованная человеком природа; созданное человеком общество; культура в широком её понимании. А также: обучение и воспитание. К субъективным: наследственность; установки и ценности человека; индивидуальные психологические особенности (характер, способности, обучаемость, воспитуемость и т.д.) . В целом можно выделить три основных фактора, влияющих на развитие человека:

    Наследственность.

    Среда.

    Воспитание.

Влияние наследственности проявляется в степени и скорости развития человека на разных возрастных этапах. Влияние среды проявляется в особенностях усвоения типичных моделей поведения. Воспитание рассматривается как целенаправленное, специально организованное педагогическое взаимодействие воспитателя и воспитуемого, целью которого является развитие и формирование личности человека.

Существует свой особый стиль воспитания в каждой социокультуре, он определяется тем, чего ожидает общество от ребенка. На каждой стадии своего развития ребенок либо интегрируется с обществом, либо отторгается. Известный психолог Э. Эриксон ввел понятие «групповая идентичность», которая формируется с первых дней жизни, ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется и «эгоидентичность», чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на то, что идут многие процессы изменения. Формирование эгоиндентичности - длительный процесс, включает ряд стадий развития личности. Каждая стадия характеризуется задачами этого возраста, а задачи выдвигаются обществом. Но решение задач определяется уже достигнутым уровнем психомоторного развития человека и духовной атмосферой общества, в котором человек живет. На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру. Базовое доверие проявляется в легкости кормления, хорошем сне ребенка, нормальной работе кишечника, умении ребенка спокойно ждать мать (не кричит, не зовет, ребенок как бы уверен, что мать придет и сделает то, что нужно). Динамика развития доверия зависит от матери. Сильно выраженный дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психического развития ребенка. 2-я стадия раннего детства связана с формированием автономии и независимости, ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за «мокрые штанишки». В возрасте 3-5 лет, на 3-й стадии , ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Игра очень важна для развития ребенка, т.е. формирует инициативу, творчество, ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, память, мышление и пр. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, то это отрицательно сказывается на развитии ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины. В младшем школьном возрасте (4-я стадия ) ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический эгос культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе. В подростковом возрасте (5-я стадия ) формируется центральная форма эгоидентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения - вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к подростку о самоопределении. На 6-й стадии (молодость) для человека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество. 7-я - центральная ст адия - взрослый этап развития личности. Развитие идентичности идет всю жизнь, идет воздействие со стороны других людей, особенно детей: они подтверждают, что ты им нужен. Положительные симптомы этой стадии: личность вкладывает себя в хороший, любимый труд и заботу о детях, удовлетворена собой и жизнью. После 50 лет (8-я стадия ) происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек должен понять, что его жизнь - это неповторимая судьба, которую не надо переплывать, человек «принимает» себя и свою жизнь, осознает необходимость в логическом завершении жизни, проявляет мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти.

Пути и условия осуществления гармоничного развития личности.

Гармоничное развитие личности - процесс согласованного обогащения рационально-логической и эмоционально-психологической сфер духовного мира человека, предполагающий достижение единонаправленности его разума, воли и чувств. Воспитание «гармонически свободного человечества» было педагогическим идеалом И.В. Гёте («Вильгельм Мейстер») - развитие всех ценных человеческих способностей в прекрасном равновесии.

Воспитание личности. Воспитанность и воспитуемость. Самовоспитание . В отличие от социализации, в процессе которой влияние на личность происходит во многом неорганизованно или стихийно, воспитание - это целенаправленное действие на личность.

Воспитание в узком смысле слова направлено на достижение определенной воспитанности человека, то есть оно связано со специфическим процессом формирования нравственных, эстетических, санитарно-гигиенических и других свойств личности.

Различные типы обществ в различные времена по-разному понимали смысл и цель воспитания. В современную эпоху целью воспитания является формирование личности, которая высоко ставит идеалы свободы, демократии, гуманизма, справедливости и имеет научные взгляды на окружающий мир.

Ориентированная на идеал всесторонне и гармонично развитой личности, воспитательная работа в образовательно-воспитательных учреждениях Республики Беларусь призвана сосредоточиться на достижении следующих целей: — формирование самосознания гражданина, ответственного за судьбу своей Родины; — приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям, формирование соответствующего поведения; — развитие у подрастающего человека креативности, то есть способности к творчеству; — помощь в формировании «Я-концепции» личности в ее самореализации. В отличие от технократической, авторитарной педагогики гуманистическая система воспитания провозглашает следующие принципы: — уважительные отношения между педагогами и воспитанниками, терпимость к мнению воспитанников, доброе и внимательное отношение к ним. Это создает психологический комфорт, в котором развивающаяся личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой; — природосообразность воспитания, которая предполагает обязательный учет половозрастных и других природных особенностей воспитанников; — культуросообразность воспитания, то есть опора в воспитательном процессе на национально-культурные традиции своего народа, национально-этническую обрядность, привички; — гуманизация и эстетизация внутренней и внешней среды образовательно-воспитательного заведения, среды жизнедеятельности и развития воспитанников.

Основу содержания такой системы воспитания, по мнению известного российского педагога В. А. Караковского, должны составлять общечеловеческие ценности: Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир. Усвоение этих ценностей должно рождать в человеке добрые черты, высоконравственные потребности и поступки. Суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию ребенка выражена в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта воспитания. Собственная активность ребенка — есть необходимое условие воспитательного процесса. Важно так строить педагогический процесс, чтобы воспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Условие эффективности воспитания — самостоятельный выбор или осознанное принятие детьми содержания и целей воспитания. Воспитывать - это значит направлять развитие субъективного мира человека, с одной стороны, действуя в соответствии с тем нравственным образцом, идеалом, который воплощает требование общества к растущему человеку, а с другой стороны, преследуя цель максимального развития индивидуальных особенностей каждого ребенка. Современные подходы к воспитанию. В современной педагогике существуют следующие подходы к воспитанию: системный, деятельностно-отношенческий, личностно-ориентированный и другие. Системный подход к воспитанию заключается в том, что воспитательная деятельность рассматривается и организуется как система взаимосвязанных условий и факторов формирования личности. Целесообразность его применения объясняется следующим образом: — поскольку формирующаяся личность - это целостное образование, то и воспитываться она должна в интегрированном педагогическом процессе, где целевой компонент, содержательный, организационно-деятельностный и оценочно-результативный в максимальной степени взаимосвязаны; — при таком подходе специально моделируется система условий, необходимых и достаточных для самореализации, творческого самовыражения и личностного роста воспитанников; — формируется неповторимый облик образоавательно-воспитательного учреждения за счет расширения природной и социальной среды жизнедеятельности воспитанников; — оптимально используются кадровые, финансовые и материально-технические ресурсы воспитательного заведения. Деятельностно-отношенческий подход состоит в том, что включая воспитанника в разнообразные виды деятельности по овладению общественным опытом и умело стимулируя его активность или отношение к этой деятельности, можно осуществлять его эффективное воспитание. Сторонники этого подхода (Харламов И.Ф. и др.) считают, что само собой по себе внешнее воспитательное воздействие не всегда ведет к желательному результату. Оно может вызывать у воспитываемого как положительную, так и отрицательную реакцию, или может быть нейтральным. Только при условии, когда воспитательное воздействие вызывает у личности внутреннее эмоционально-чувственное переживание (отношение) и возбуждает ее собственную активность в работе над собой, оно оказывает на личность развивающее влияние. Закрепляясь и становясь привычными, такие отношения определяют устойчивое поведение человека в любых условиях, то есть становятся личностными качествами. Личностно-ориентированный подход основан на идеях гуманистического направления в психологии и педагогике. Например, К. Роджерс, выражая свои педагогические взгляды, утверждал, что основой изменений в поведении человека является его способность расти, развиваться и обучаться, опираясь на собственный опыт. Нельзя кого-либо изменить, передавая ему готовый опыт. Можно создать атмосферу, способствующую развитию человека. Личностно-ориентированный подход обеспечивает и поддерживает процессы самопознания, самосозидания, самореализации личности, развитие ее неповторимой индивидуальности. Воспитатель в русле данного подхода побуждает воспитанников к нравственному выбору, представляя материал для анализа. При этом средствами воспитания являются дискуссии, ролевые игры, обсуждения ситуаций, анализ и разрешение моделируемых конфликтов. Несмотря на то, что любое воспитание ориентировано на личность, правомерность названия данного подхода оправдана тем, что здесь приоритет отдается не внешним факторам воспитательного воздействия, а развивающейся, самоактуализирующейся личности в процессе воспитания. Методы воспитания - это пути достижения заданной воспитательной цели. Это способы воздействия воспитателя на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них убеждений и навыков поведения.

В соответствии с одной из существующих классификаций методов воспитания выделяют три группы методов: 1) методы формирования сознания личности (рассказы на этические темы, беседы, внушения, диспуты, пример и др.); 2) методы организации деятельности (упражнение, требование, приучение, метод поручений и др.); 3) методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание и др.). К использованию каждого метода воспитания выдвигаются отдельные правила и условия, при этом необходимо учитывать индивидуальные особенности воспитанника, чтобы последовал положительный воспитательный эффект. Так, например, существуют правила грамотного использования такого метода как наказание: — ребенок должен понимать, за что его наказывают; — наказание должно быть соразмерно проступку; — наказание не должно оскорблять достоинство ребенка (не должно быть унизительным); — если есть выбор наказывать или нет, лучше не наказывать; — наказание не должно наносить физического вреда. Педагогика рекомендует тем, кто стремится стать хорошим воспитателем, следовать последовательно и неукоснительно следующим заповедям. Заповеди современного воспитателя : — никогда не занимайтесь воспитанием в плохом настроении; — ясно определите, что вы хотите от ребенка и объясните ему, узнайте, что он думает по этому поводу; — предоставляйте самостоятельность. Воспитывайте, но не контролируйте каждый шаг; — лучше всего не подсказывайте готового решения, а показывайте пути к нему; — когда достигается успех, не забывайте хвалить ребенка. Хвалите не вообще - а конкретно; — любое замечание надо делать сразу после ошибки; — главное - оценить поступок, а не личность; — прикоснитесь к ребенку и тем самым дайте почувствовать, что сочувствуете его ошибке, верите в него несмотря на оплошность; — воспитание должно быть поэтапным. Задача воспитателя - своевременно и точно поднимать планку, руководствуясь системой перспективных целей; — воспитатель должен быть строгим, но добрым. Воспитанность - это вся совокупность личностных качеств, содержащая разнообразные черты и свойства, сформированные в процессе воспитания. Например, вежливость как элемент воспитанности формируется на основе интеграции вырабатываемых привычек здороваться, уступать место взрослым, благодарить за те или иные услуги. Затем вырабатываются более сложные черты этого качества: умение проявлять предупредительность, знаки внимания и учтивости; готовность к взаимопомощи; необходимая культура речи, общения и т. д. Критерии воспитанности подразделяются на жесткие и мягкие: — жесткие критерии - это статистические показатели, характеризующие общий уровень воспитанности молодежи: число совершаемых правонарушений; число молодых людей, отбывающих наказание за преступления; число разводов и распавшихся семей; число детей, брошенных родителями; темпы распространения пьянства, курения, наркомании, проституции и т. д.; - мягкие критерии помогают воспитателям получить общие представления о ходе и результатах воспитательного процесса. Например, критериями эстетической воспитанности могут быть: полнота и разносторонность эстетических знаний, эстетические интересы и потребности, потребность в общении с искусством, проявления эстетических чувств при общении с прекрасным, глубина восприятия произведений искусства, способность и потребность эстетически преобразовывать окружающую действительность. Методы диагностики воспитанности: наблюдение, анкетирование, тестирование, беседы с воспитанниками и их родителями, анализ результатов деятельности воспитанников, социометрические методы и педагогический консилиум. Результаты воспитания чаще всего имеют отсроченный характер. А имеющиеся сегодня в педагогике критерии и методы не дают возможности достаточно глубоко и надежно диагностировать часто скрытые качества личности. Поэтому в основу оценки воспитанности, по мнению российского профессора И. П. Подласого, должна быть положена общая нравственная направленность личности, а не отдельные ее качества. При этом поведение воспитанника не должно рассматриваться вне связи с его мотивацией. Иногда даже самые гуманные поступки, якобы свидетельствующие о воспитанности человека, на самом деле бывают обусловлены не самыми лучшими побуждениями. Наряду с воспитанностью, среди характеристик личности выделяют воспитуемость, определяемую как потребность и способность к самовоспитанию. Самовоспитание - это деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития самосознания, способности к анализу и сопоставлению своих поступков с поступками других людей. Самовоспитание должно базироваться на адекватной самооценке, соответствующей реальным способностям человека, на критическом анализе своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. По мере повышения степени осознанности самовоспитание становиться все более значимой силой саморазвития личности. Оно находится в неразрывной взаимосвязи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности. Самовоспитание осуществляется на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов и самокоррекции. Методы самовоспитания: — самопознание, включающее в себя самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение; — самонаблюдение, опирающееся на самоубеждение, самоконтроль, самокаприз, самовнушение, самоукрепление, самоисповедь, самопринуждение; — самостимулирование, предполагающее самоободрение, самопоощрение, самонаказание и самоограничение.

Социализация личности. Развитие личности — это процесс количественных и качественных изменений в организме и психике человека, это процесс его духовного становления. Развитие происходит в трех основных сферах:

    в анатомо-физиологической сфере (развивается нервная система, костно-мышечная, все физиологические процессы);

    в психической сфере (происходит обогащение фонда условных рефлексов, развитие психических процессов);

    в социальной сфере (развитие ребенка как члена общества, накопление им разного социального опыта).

Развитие личности - это не только результат наследственности и целенаправленного воспитательного воздействия на нее со стороны семьи, школы и других общественных институтов. На развитие личности также влияют неформальные объединения, трудовые коллективы, друзья, знакомые и множество других социальных факторов. Наиболее адекватным понятием, охватывающим все пространство социальных влияний на формирующуюся личность, является понятие социализации. Социализация личности - это процесс усвоения человеком социального опыта, то есть социальных норм, ценностей, установок, ролей и правил поведения, присущих данному обществу или социальной группе. При этом личность сохраняет свою автономию по отношению к обществу. Она избирательно вводит в свою систему поведения, предлагаемые или навязываемые социальные нормы. Осуществляя тот или иной выбор, личность как бы творит сама себя. Все это происходит в процессе активного преобразования социального опыта в свои личные ценности и ориентиры.

Стадии социализации : — первичная социализация, или стадия адаптации - от рождения до подросткового возраста, когда ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает; — стадия индивидуализации - появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения. В подростковом возрасте эта стадия характеризуется как промежуточная социализация, так как не все еще устроилось в мировоззрении и характере подростка. Зато в юношеском возрасте (18-25 лет) стадия индивидуализации характеризуется как устойчиво-концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности; — стадия интеграции - появляется желание найти свое место в обществе. Интеграция проходит благополучно, если свойства личности принимаются группой или обществом. Если же не принимаются, то возможны два исхода: а) сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимоотношений с людьми и обществом; б) изменение себя, стремление стать «таким как все», конформизм, соглашательство, адаптации. — трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, когда он не только усваивает социальный опыт, но и обогащает его в процессе активной социальной деятельности. Таким образом, процесс социализации осуществляется на протяжении всей жизни человека, а не только в детстве или юности. В социализации молодых людей особенно важную роль играют родители и сверстники. Родители при этом закладывают базисные устои и долговременные цели, а сверстники влияют больше на сиюминутное поведение, внешность, выбор места отдыха, друзей и др. Компании сверстников облегчает также переход молодых людей от состояния зависимости к независимости, от детства к взрослости. Социализация имеет свои издержки. С одной стороны, личность, которая легко адаптируется во все новых и новых социальных общностях, может также легко утратить свою индивидуальную неповторимость. Постоянное стремление соответствовать ожиданиям других может привести к ее отчуждению от своей сущности. С другой стороны, нарушения могут приводить к социальному или девиантному поведению, то есть отклоняющемуся от культивируемого в данном обществе. Причины девиаций в поведении молодых людей возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в ценностных ориентациях молодежи, и в результате неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением в силу чрезмерной занятости родителей и других социальных факторов. Разновидности девиантного поведения: — делинквентное поведение - характеризуется склонностью к правонарушениям или преступлениям; — аддиктивное поведение - предполагает использование каких-либо веществ или специфической активности с целью ухода от реальности и получения желаемых эмоций.

Рождение ребенка - это не только огромное счастье, но и большая ответственность для родителей. Ведь именно от мамы и папы зависит, насколько развитым в физическом, психическом и эмоциональном плане вырастет их малыш. Задача родителей состоит не в том, чтобы просто постоять в сторонке, наблюдая за тем, как растет их ребенок. Им нужно постараться помочь малышу в том, чтобы он вырос разносторонней личностью. В нашей статье рассмотрим, что такое гармоничное развитие детей. Обязательно остановимся на методах и принципах воспитания, расскажем о необходимости создания условий для всестороннего развития ребенка, представим советы и рекомендации от психологов.

Что такое гармоничное развитие личности ребенка?

Воспитание детей представляет собой сложный и ответственный процесс. А главной целью, так называемым идеалом, является «создание» гармонично развитой личности. Вот только подобрать какой-то единый шаблон, который подойдет именно конкретному ребенку, невозможно, поскольку каждый человек, начиная с момента его появления на свет, - это индивидуальность.

Гармоничное развитие личности ребенка как цель предполагает воспитание всесторонне развитого человека: физически, психологически, интеллектуально. Все эти стороны одинаково важны и всячески дополняют друг друга. Невозможно достичь гармонии в целом, если не уделить достаточно внимания каждой составляющей:

  1. Физическое развитие предполагает развитие тела. Здоровый, сильный и выносливый человек будет легко воспринимать разные энергетические потоки.
  2. Психологическое развитие затрагивает эмоциональную сферу, душу. Начиная с детских лет, человек учится овладевать искусством, ценить красоту и т. д.
  3. Интеллектуальное развитие. В течение своей жизни человек должен познать мир и себя. Задача мамы и папы состоит в том, чтобы помочь ребенку реализовать свои умственные способности по максимуму.

Родители должны объединить все три составляющие воедино и создать все необходимые условия для всестороннего развития их чада.

Когда начинать воспитывать ребенка?

Младенческий возраст является первой ступенью на пути к гармоничному развитию. Дети впитывают всю информацию как губка, поэтому заниматься их воспитанием и формированием интеллектуальных способностей следует с самого рождения - в три или пять лет может быть уже поздно. Ученые, исследующие человеческий потенциал, пришли к выводу, что 1,5-2 года - это оптимальный возраст, чтобы научить ребенка читать.

Общепринятые методики, применяемые сегодня, направлены не на гармоничное развитие личности, а на воспитание человека, удобного обществу. Они основаны на том, чтобы буквально вбить в голову ребенка знания, сделать его послушным для родителей, вежливым для учителей и т. д. При этом родителям, которые хотят, чтобы их малыш рос гармонично развитым, не стоит особо надеяться на детские сады и школы. Нужно не возлагать обязанности по воспитанию на государственные структуры, а заниматься этим самостоятельно. Но главное, что делать это нужно с любовью к своему ребенку.

Общие принципы гармоничного развития

При воспитании детей следует придерживаться следующих принципов:

  1. Не нужно внушать ребенку мысль, что взрослые умнее детей, только потому, что они их старше.
  2. Не учить детей, а побуждать у них интерес к обучению, чтобы они смогли научиться этому сами.
  3. Не заставлять детей заниматься чем-либо без их желания, стараться не использовать меры принуждения по отношению к ним, за исключением тех случаев, когда без этого никак не обойтись.
  4. Взрослые должны считаться с выбором ребенка и соглашаться с ним, только если он (выбор) не способен навредить их здоровью.
  5. Процесс получения знаний важнее результата.

Для всестороннего гармоничного развития ребенка важно уделить достаточно времени образованию души. Это понятие включает в себя занятие искусством, общение с природой, познание законов природы и законов, по которым живут люди, умение любить себя и близких. В этом отношении не стоит особо полагаться на учреждения образования. Самое хорошее воспитание и развитие ребенку могут дать его любящие родители.

Методы воспитания

В процессе гармоничного развития детей применяются следующие методы воспитания:

  1. Внушение. Метод предполагает воздействие на эмоции, чувства ребенка, а через них на его волю и ум. В результате внушения или самовнушения человек начинает переживать за свои поступки, анализировать их.
  2. Убеждение. В основе этого метода лежат логические выводы, сделанные ребенком. Убеждение способствует формированию взглядов или понятий. Для реализации метода используются басни, отрывки из литературных произведений, исторические аналогии.
  3. Упражнение. Цель этого метода - формирование навыков и привычек в результате многократного повторения аналогичных действий, доведения их до автоматизма.
  4. Поощрение. Метод представляет собой положительную оценку действиям ребенка. Это одобрение, похвала, благодарность, награда. Поощрение воспитывает уверенность в себе и в собственных силах.

При выборе того или иного метода воспитания важно учитывать возраст ребенка, его возрастные и личностные особенности.

Гармония представляет собой развитие всех сторон деятельности человека. И тело, и душа должны развиваться в равной степени. Если родители хотят, чтобы их малыш был здоров, умен и жизнерадостен, в процессе его воспитания они обязательно должны уделить внимание его гармоничному физическому развитию.

Ребенок, которые получает посильные физические нагрузки, увеличивает свои функциональные возможности. Он учится рационально использовать свои внутренние запасы энергии и успевать гораздо больше сверстников. Одновременно с физическими нагрузками происходит развитие интеллекта. Совсем необязательно (хотя это пойдет только на пользу) отдавать ребенка на спортивные секции. Достаточно заменить их ежедневной зарядкой и активными прогулками (с велосипедом, самокатом, роликовыми коньками и т. д.).

Что нужно для всестороннего развития ребенка 1 года жизни?

У малыша, которому еще не исполнилось и 12 месяцев, уже имеется огромный потенциал для развития. Поэтому задача родителей состоит в том, чтобы использовать его в полной мере. А для этого им следует соблюдать некоторые правила:

  1. Создать для ребенка развивающую атмосферу. Речь идет не только о дорогих и функциональных игрушках, но и о совместных прогулках с изучением всего, что окружает малыша вокруг: деревьев, насекомых и т. д.
  2. Носить ребенка на руках. В непосредственной близости от мамы малыш чувствует себя в безопасности, а значит, растет более психологически устойчивым и спокойным.
  3. Много разговаривать с ребенком. Для гармоничного развития детей в семье важно с рождения формировать у ребенка позитивное отношение к миру. Сначала это происходит через ласковые обращения к крохе, а немного позже через веселые песенки, потешки и прибаутки.
  4. Не сравнивать своего ребенка с другими детьми. В каждом малыше заложены свои врожденные способности, поэтому не стоит пытаться кого-то перегнать в развитии и требовать непосильных результатов.

Условия гармоничного развития ребенка дошкольного возраста

К таким условиям относятся:

Начиная с девятилетнего возраста с ребенком происходят как физические так и эмоциональные перемены. Все чувства и эмоции проявляются очень бурно. Подростки становятся слишком раздражительными, обижаются по пустякам. Следует знать, что такие изменения вполне естественны для этого возраста.

В подростковом возрасте могут возникнуть сложности в общении со сверстниками и с родителями. В этот период важно не оказывать сильного давления на ребенка (особенно путем внедрения системы запретов), постараться найти с ним общий язык. Для гармоничного развития подростка необходимо:

  • научить его управлять своими эмоциями;
  • избегать категоричности и максимализма;
  • мыслить позитивно;
  • обеспечить рациональное питание, достаточное время для сна и отдыха;
  • контролировать учебу;
  • следить за соблюдением распорядка дня.

Несмотря за загруженность, постараться найти время на общение с ребенком, прогулки на свежем воздухе, отдых на природе, занятия физкультурой и спортом.

Рекомендации по воспитанию и гармоничному развитию личности

Следующие советы психологов будут очень полезны для родителей детей любого возраста:

  1. Принимать ребенка таким, какие он есть.
  2. Не считать, что ребенок является его собственностью.
  3. Любить своего ребенка, быть честным с ним и терпеливым по отношению к своему малышу.
  4. Не относиться к воспитанию слишком серьезно.
  5. Уважать своего ребенка.
  6. Предоставить ребенку свободу в его развитии и в выборе того, чем он хочет заниматься.

Использование самых лучших современных методик будет совершенно бесполезным для гармоничного развития детей при отсутствии любви и понимания со стороны его родителей.