Экологическо-патриотический проект для детей старшей группы «Русская береза-символ Родины моей. Проект для детей старшей группы «Березка русская моя Проекты в доу береза подготовительной группе

Педагогический проект для детей подготовительной к школе группы

Белоствольная березка –

Символ Родины моей.

Нету деревца другого

Сердцу русскому милей.

Н. Меркушова

Белая березка – дерево России, символ красоты русской природы, символ России, она прекрасно в любое время года. С давних времен о ней слагали песни, водили вокруг нее хороводы, сочиняли пословицы, загадки, стихи и сказки. Многие художники изображали березку на своих полотнах, а композиторы посвятили березке свои лучшие песни.

Задача воспитателя – сформировать эстетическое отношение к этому чудесному дереву, расширить представления о нем, воспитывать чувство гордости за родную природу, вызывать желание общаться с природой, оказывать посильную помощь в ее охране.

Тип проекта.

По доминирующей деятельности:

Информационный,

Исследовательский,

Творческий.

По времени проведения: долгосрочный (ежемесячно в течение учебного года).

По характеру проектирования: МБДОУ № 6 «Ромашка», семьи воспитанников.

Участники: дети подготовительной группы, педагоги, родители.

Актуальность:

Расширение кругозора дошкольника;

Повышение качества духовно-нравственного воспитания;

Формирование единого образовательного пространства, включающего ДОУ и семью;

Реализация творческих способностей коллектива ДОУ и семей воспитанников.

Цели:

Воспитание любви к природе родного края, желание сохранять ее;

Воспитание патриотических чувств;

Разработать цели занятий, направленных на формирование знаний о русской березе;

Повышение родительской компетентности.

Задачи :

Развивать познавательный интерес, мышление, творческое воображение и коммуникативные навыки;

Расширять кругозор на основе доступного материала;

Активизировать речь, расширить словарь;

Развивать творческие способности детей;

Активно привлекать родителей.

Формы реализации проекта:

Познавательно-игровая непосредственная образовательная деятельность;

Экскурсии;

Целевые прогулки;

Праздники;

Труд на участке ДОУ;

Изготовление поделок из природного материала;

Фиксация наблюдений (зарисовка, лепка, аппликация);

Изготовление плакатов;

Работа с родителями

Специфика работы с детьми заключается в том, что она проводится не только в ДОУ и на его участке, в сквере, парке, библиотеке и т.д.

Для выяснения отношения детей к определенному объекту и проверки знаний используются дидактические игры, загадки, викторина, изобразительная деятельность, беседы с детьми.

Роль педагогов заключается в организации и проведении воспитательно-образовательной работы по реализации проекта, организации совместной работы по данному направлению. Проведение анализа исполнения проекта.

Работа с детьми заключается в следующем :

Выявить знания детей о русской березе;

Заучивание стихов, потешек, песен, хороводов, народных примет, загадок;

Экскурсии в сквер, парк, аллею;

Рассматривание картин, иллюстраций;

Проведение дидактических игр;

Организация изобразительной деятельности;

Организация трудовой деятельности;

Фиксация наблюдений;

Сбор материала для создания мини-музея.

Родители оказывают помощь в организации:

Экскурсий в парк, лес;

Сбор экспонатов для мини-музея;

Праздника «Святая Троица»;

Чтения художественной литературы для детей.

:

Расширяет представления детей о природе, ее значении в жизни человека;

Повышает уровень педагогической культуры родителей;

Формирует такие нравственные понятия как любовь к Родине, гордость за ее природные богатства;

Развивает у детей инициативу, сообразительность, потребность общаться с природой.

Организационные формы работы над проектом

«Русская береза – символ России»

Формы работы

Методы работы

Непосредственная образовательная деятельность

1. Рассказ воспитателя о лечебных свойствах березы, знакомство с народными приметами, пословицами, поговорками.

2. Беседа о грибах (подберезовик, чага и другие), их использование. Лепка из соленого теста «Подберезовик».

3. Рисование акварелью «Золотая березка».

4. Чтение «Березовый лес» И.Бунин.

5. Беседа по картине «Березовая роща» А.И.Куинджи.

6. Рассказ воспитателя «Целебное дерево береза».

7. Заучивание наизусть стихотворения С.Есенина «Белая береза».

8. Творческое рассказывание «Березка и ее друзья».

9. Рисование по стихотворению «Белая береза» С. Есенина.

10. Совместная деятельность воспитателя и детей по теме «Что я знаю о березе».

11. Чтение «Цветут березки» М. Пришвин.

12. Открытие мини-музея «Русская березка – символ России».

13. Игровая деятельность:

    Упражнения с березовыми чурочками.

    Словесные игры «Составь предложение со словом«береза», «Подбери родное слово» (подбор однокоренных слов).

    Дидактические игры «Найди лишний предмет», «Подбери пару».

сентябрь

сентябрь

сентябрь

в течение года

Экскурсия

в городской парк

1. Наблюдение за деревьями в летнем парке.

2. Сбор листьев для гербария.

3. Заучивание стихотворения «Люблю березку русскую» А. Прокофьева.

Целевая прогулка

1. Наблюдение за осенними березками в сквере железнодорожников.

2. Наблюдение за зимней березкой на аллее.

сентябрь

Праздник

«Святая Троица»

    хороводы

    подвижные игры

    чтение стихов

    игра-драматизация

Викторина «Русская березка»

    использование малых фольклорных форм

    познавательные игры

Труд на земле

    Уборка листьев на участке ДОУ. Сбор листьев для гербария

    Посев растений. Высадка рассады цветов.

май – июнь

Изготовление поделок из листьев березы и природного материала

Составление панно с различными узорами из листьев березы и природного материала.

Развлечение

Вечер загадок о березе с использованием малых фольклорных форм, хороводов, подвижных игр.

Фиксация наблюдений за березкой

    Изготовление гербария.

    Зарисовка березы, листьев березы, веток березы с сережками.

Изготовление плакатов

Рисование плаката «Сохраним русскую березку».

Работа с родителями

    Папка-передвижка «Все о русской березе».

    Родительское собрание.

    Прогулки с детьми в природу.

    Сбор материала для мини-музея «Русская березка – символ России».

    Подготовка праздника «Святая Троица».

сентябрь

сентябрь-июнь

Перспективный план проекта
«Русская береза – символ России»

Август

Экскурсия в городской парк, наблюдение за березой.

Сбор листьев для гербария и ручного труда.

Подвижная игра «Найди свое дерево».

Заучивание стихотворения А. Прокофьева «Люблю березку русскую».

Сентябрь

Рассказ воспитателя о лечебных свойствах березы.

Знакомство с русским фольклором, посвященным русской березе (пословицы, поговорки, загадки, песни).

Беседа о грибах, рассматривание грибов подберезовика и чаги, повторение загадок о грибах.

Целевая прогулка в сквер, наблюдение за осенней березкой.

Рисование акварелью «Золотая березка».

Родительское собрание, знакомство с проектом.

Октябрь

Чтение: «Березовый лес» И.Бунин.

Лепка из соленого теста «Подосиновики».

Беседа по картине А.И. Куинджи «Березовая роща».

Труд на участке, сбор листьев.

Разучивание хоровода «Во поле береза стояла».

Изготовление папки-передвижки для родителей воспитанников «Все о русской березе».

Ноябрь

Рассказ воспитателя «Ценное дерево – береза». Знакомство с предметами быта из бересты и продуктами переработки березовой древесины, листьев, грибов.

Изготовление поделок из листьев березы (Панно «Осенний ковер»).

Заучивание песни-хоровода «Ай да, березка!»

Дидактическая игра по карточкам «Составь предложение со словом «береза».

Декабрь

Наблюдение за зимней березой на участке ДОУ.

Заучивание стихотворения «Белая береза» С. Есенина.

Рисование «Белая береза» по стихотворению С. Есенина.

Слушание песни «Березы» в исполнении С. Безрукова и ансамбля «Любэ».

Январь

Составление детьми творческих рассказов «Березка и ее друзья».

Рисование плакатов «Сохраним русскую березку».

Презентация дидактической игры «Собери пару».

Февраль

Викторина «Русская березка» (использование малых фольклорных форм).

Наблюдение за березкой на участке ДОУ, чтение детьми стихотворения «Белая береза» С. Есенина.

Словесная игра «Подбери родное слово» (подбор однокоренных слов к слову «береза»).

Изготовление гербария.

Март

Чтение: «Елочки-метолочки» Е. Тимошенко.

Комплексна совместная деятельность детей и воспитателя по оформлению экспонатов для мини-музея.

Дидактическая игра по карточкам «Найди лишний предмет».

Апрель

Чтение: «Цветут березки» М. Пришвин.

Изготовление макета «Березовая роща».

Сбор и оформление экспонатов для мини-музея «Русская березка – символ России» (участники: воспитатели, дети, родители).

Труд на земле.

Наблюдение за весенней березкой.

Сбор и оформление материалов для мини-музея.

Рисование акварелью «Май сережки дарит ей…»

Труд на земле.

Открытие мини-музея «Русская березка – символ России».

Июнь

Праздник «Святая Троица» (использование малых фольклорных форм, чтение стихов, хороводы вокруг березки, игра-драматизация).

Труд на земле.

Результат проектной деятельности

Расширяет представления о родной природе.

Формирует эстетическое отношение к русской березе.

Развивает потребность общаться с природой, оказывать посильную помощь в ее охране.

Заинтересованность родителей к проекту.

Организация педагогического поиска через реализацию инновационных форм.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 48 г. ТОМСКА

«ЛЮБЛЮ БЕРЕЗУ РУССКУЮ»

Выполнили воспитатели:

Павлова Н.А.

Пшеничникова Т.Н.


«ЛЮБЛЮ БЕРЕЗУ РУССКУЮ»

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ

Детский сад № 48, города Томска.

ВИД ПРОЕКТА

Познавательно – исследовательский.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ

Кратко срочный 29.04 – 15.05.2013 года.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

Дети подготовительной группы, педагоги группы, родители, педагоги дополнительного образования.

ПРОЕКТНАЯ ИДЕЯ

Повысить у детей знания о березе, усвоить нормы правильного обращения с ней, узнать о пользе дерева для здоровья и использования древесины в промышленных целях. Привлечь родителей к участию проекта.

АККТУАЛЬНОСТЬ

Любовь к природе - это чувство, которое включает в себя эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства. Но дети часто видят, как взрослые нарушают элементарные нормы поведения в местах отдыха, оставляют мусор, включают громко музыку, вырезают надписи на стволах деревьев, обижают бездомных животных.

Наблюдая за детьми, я обратила внимание на то, что они проявляют заботу о животных, интересуются растительным миром, рассматривают книги о природе, о растениях, делятся впечатлениями, расспрашивают о деревьях, цветах.

Большой интерес у детей вызвало познавательное занятие «Люблю тебя, березка русская», на котором рассказывалось о разновидностях березы, о лечебных свойствах дерева, о ее значении в жизни человека.

Учитывая интерес детей и то, что береза распространена в нашем крае, мы решили выбрать проект о березе, с целью углубления естественнонаучных знаний детей о березе, привлечения знаний детей не по одному предмету, а из разных областей, развитие их творческого мышления, исследовательских навыков и практической жизни.

На основании наших наблюдений можно сделать следующие выводы:

1. Дети проявляют большой интерес к природе. Дети имеют поверхностные знания о пользе деревьев, о взаимосвязях их с живой и неживой природой.

2. Дети не знают, почему берёза - самое почитаемое дерево в России.


ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Создать возможность для творческого развития детей.

Продолжить работу по нравственному воспитанию дошкольников.

Формировать эстетические представления.

Развивать у детей стремление к здоровому образу жизни с помощью системы знаний о роли деревьев в жизни человека.

Развивать речь детей в процессе защиты проекта и его подготовки.


ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Воспитание бережного отношения к природе, способность чувствовать ее красоту.

Воспитание любви к родному краю, Родине.

Использование исследовательских методов.

Познакомить детей с русскими народными традициями, связанными с березой.


ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Использовать в жизни полученные знания о березе.

Развитие патриотических чувств у детей.

Умение организовывать творческие, народные игры.

Чтение наизусть отрывки из стихотворений русских писателей: А.Прокофьева, С.Есенина, В.Степанова.

Выставка детских работ: «Белая береза под моим окном…»

Воспитательно-образовательное мероприятие для детей и родителей «Люблю березу русскую»


  • Наблюдения.
  • Беседы.
  • Занятия.
  • Чтение художественной и публицистической литературы.
  • Рассказы воспитателей и родителей детей.
  • Разучивание песен, стихотворений, пословиц, поговорок.
  • Просмотр видеоинформации.
  • Прослушивание аудиозаписей.
  • Дидактические, подвижные игры.
  • Практическая деятельность детей, детей – родителей, детей – воспитателей.

  • Механизм отслеживания результатов:
  • Анализ детской деятельности (рассказы, рисунки)
  • Наблюдение за деятельностью детей.
  • Беседы с родителями.
  • Реализация проекта.
  • 1. Подготовительный этап.
  • Составление перспективного плана.
  • Подбор детской, педагогической литературы.
  • Подбор картин, иллюстраций о БЕРЕЗЕ.
  • Подбор дидактических игр.
  • Подготовить материал для творческой деятельности.
  • Разработка конспектов занятий, игр, наблюдений.

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ЦЕЛЬ: учить самостоятельно организовывать игры. Активизировать у детей воображение, стимулировать творчество, развивать двигательную активность.

  • Проблемно-игровые ситуации:

«Я пойду березку заломаю»

«За березовым соком»

Сюжетно - ролевые игры:

«У бабушки в гостях»

«Путешествие в лес»

Дидактические игры:

«Угадай с какого дерева лист»

«Что береза делает»

Подвижные игры:

«Горелки»

«Ручеек»

«Плетень»


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЦЕЛЬ: воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него.

  • Загадки о березе.
  • Л.И.Горошкина «Березка»
  • Н.И.Птухина «Ода березе»
  • П.Воронько «Береза»
  • С.Есенин «Белая береза»
  • К.Паустовский «Подарок»
  • А. Прокофьев «Березка»
  • В.Степанов «Флаг России»

МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ЦЕЛЬ: разностороннее развитие музыкальных способностей детей, объединить детей общими радостными, эстетическими переживаниями, совместными действиями.

  • Слушание «Ах ты, береза» обработка Раухвергера.
  • Пение «песня о родине» слова Е.Карасевой, музыка В.Елинек.
  • Хоровод «Ай, да береза» музыка Т.Попатенко.
  • Хоровод «В золоте березонька» слова и музыка Г.Вихаревой.
  • Пение без сопровождения «Во поле березонька стояла«.


ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ

ЦЕЛЬ: развивать умения детей взаимодействовать с исследуемыми объектами, как средствами познания окружающего мира.

  • Рассматривание бересты под лупой.
  • Какой стороной дышат листья.
  • Вода в жизни.
  • Жизненный цикл растений.







РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

Занятия познавательного цикла:

  • Наблюдение на прогулке «Встреча с русской красавицей».

Цель: формировать представление о березе; уметь назвать деревья, растущие в нашем поселке; обогащение знаний детей о деревьях и раскрытии связи между состоянием живой и неживой природы и жизнью растений и насекомых; поддерживать и развивать желание узнать о деревьях больше информации.

  • Беседа «Почему березы белые?»
  • Занятие «Береза-символ России».

Цели и задачи:

1. Способствовать формированию экологической культуры воспитанников.

2.Способствовать расширению кругозора воспитанников, через пополнение знаний по биологии и литературе.

3.Привитие интереса к изучению природы родного края и любви к своей малой Родине.

4.Способствовать развитию коммуникативных способностей учащихся, через совместную деятельность, взаимовыручку, взаимопомощь и др.

  • Наблюдение на прогулке «Снятся ли березе сны».
  • Занятие о лекарственных свойствах березы «Люблю тебя, берёзка русская!»

Цель: Способствовать формированию у детей патриотических чувств, любви к родной природе посредством расширения знаний о берёзе.

  • Занятие «Белая береза, под моим окном...»?

ЦЕЛЬ:

Познакомить детей с березой - символом России. Учить детей относить конкретное дерево к той или иной

разновидности леса. Развивать наблюдательность, внимание, мышление. Развивать связную речь у детей.

Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.

«БЕРЕЗА»

ЦЕЛЬ : формировать умения изображать берёзу с характерными для неё признаками.

Развивать эстетическое восприятие окружающего мира, наблюдательность.

Воспитывать любовь к родному краю, к бережному отношению к природе, осторожному обращению с огнём.

«БЕРЕЗА ВЕСНОЙ»

ЦЕЛЬ: формирование знаний у учащихся о пейзажной живописи; представления о строении деревьев.

Познакомить с разнообразными изобразительными материалами. Воспитание у детей художественного вкуса.

Аппликация

«ЛЮБЛЮ БЕРЕЗКУ РУССКУЮ»

ЦЕЛИ:

Дать представление о березе, как о символе России;

Расширить представления детей о березе, почему на Руси ее называют «берегиня»;

Развивать доказательную речь, используя схему;

Упражнять в умении согласовывать прилагательные с сущ. разного рода;

Научить детей делать березу из салфеток, газеты и украшая бисером;

Закрепить умение пользоваться кисточкой и клеем;

Развивать мелкую моторику рук при использовании способа «обрывание»;

Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, прививать любовь к окружающему миру.

ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Рисование





Прослушивание аудиодиска

сказка « Береза и три сокола»


ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

ЦЕЛЬ: привлекать родителей к различным формам совместной с детьми деятельности, раскрыть актуальность развития интереса к эстетической стороне окружающей действительности, развития творческих способностей детей.

  • Подбор иллюстраций, открыток, фото, вырезок из газет и журналов, загадок, пословиц и поговорок о березе.
  • Изготовление книжек-малышек «О березе».
  • Изготовление кроссворда «Береза».
  • Совместные беседы с детьми «Береги зеленого друга».
  • Организация творческой выставки «Береза – символ России».
  • Воспитательно – образовательное мероприятие для детей и родителей «Люблю березу русскую».

Книги – малышки

Создавали родители с детьми


Что же дает человеку БЕРЕЗА?

Самое главное береза обогащает воздух кислородом, без которого человек не смог бы жить.

А еще применяли бересту и как ранозаживляющий пластырь при ранах и ожогах.

Кора березы – береста, в древности на ней писали.

Из березы изготавливают мебель, плетут корзины, вяжут веники.







В Древней Руси существовало множество обычаев, связанных с березой.

По случаю рождения ребенка сажали у дома молодую березку.

Этот обряд должен был сделать дитя счастливым, а семью, живущую в этом доме, оградить от напастей.

С помощью ветвей березы девушки гадали на суженого.


ПОСЛОВИЦЫ ПРО БЕРЕЗУ

Бела береста – да дёготь чёрен. Берёза не угроза – где стоит, там и шумит. Берёза ума даёт (о розгах). Берёзоньки, как девоньки, в сарафанчиках беленьких. Березовицы (березового сока) на грош, а лесу на рубль изведешь. Берёзой обогреешься, а не оденешься. Где дубняк, там и березняк. Для врага и берёза – угроза. И у берёзки слёзки текут, когда с неё кору дерут. Каковы берёзки, таковы и отростки. Кривая берёза не удержит снега, плохой человек не сдержит слова.


(Береза) .

Стоишь на белой ножке На веточках серёжки Нас соком угощаешь. Тебя всегда узнаешь. (Береза)

Стройная девица, платьице из ситца, черные сапожки, по весне – сережки. (Береза) Одела блондинка зелёный платочек, Для путников сделав в дороге тенёчек. Одела серёжки и птиц приютила, А кто хотел пить, тех соком поила. (Берёза)

Это дерево раз в год Сок, как будто фрукт, дает.

(Береза )

ЗАГАДКИ ПРО БЕРЕЗУ

И красива, и стройна Средь подруг стоит она. Вся в кудряжках и серёжках. Это белая...(Березка )

Весной на белой ножке Растит в листве серёжки, А из коры в надрезах Мне дарит сок полезный! Что в розовом тумане Шуршит мне утром ранним?

(Береза)

Красила весной и летом Волосы зелёным цветом. Но видать перестаралась; Без волос зимой осталась. Только белый сарафан Облегает стройный стан.




Экологический проект для дошкольников «Люблю березку русскую! »

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

"Центр развития ребёнка - детский сад №33 "Радуга"

города Губкина Белгородской области

Проект «Люблю березку русскую!»

(по повышению экологической культуры дошкольников через воспитание бережного отношения к природе. )

Информационная карта проекта

Вид проекта :

коллективный, творческий, долгосрочный (период 2015-2016учебный год)

Участники проекта:

  • Лубышева Е.Е. - заведующий МАДОУ
  • Радченко А.В. - старший воспитатель
  • Ткач Ю.Б. - педагог-психолог
  • Лазарева О.Ю. - музыкальный руководитель
  • Курчина В.В. - музыкальный руководитель
  • Васильева С.Н. - воспитатель средней группы
  • Анахина Т.А. - воспитатель средней группы
  • Канунникова И.М. - воспитатель
  • воспитанники ДОУ
  • родители воспитанников

Введение

Актуальность

Березка белая, березка чистая,

Всегда веселая, всегда лучистая.

К теплу и свету ветвями тянется,

Весне и лету все улыбается.

Станислав Брандис

Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Современные городские дети редко общаются с природой. Они неплохо знают растения, животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. Экологическое образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.

С чего начинается Родина? С речки, с песчаного берега, с неприметного бугорка на полянке, с семьи, с маленького дворика, где мы живем, а может она начинается с той березки, которая растет на территории нашего детского сада, во дворе нашего дома?

Красавицей русских лесов называют люди березку. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, символ и гордость русского народа. Это «счастливое» дерево оберегает от зла, приносит удачу и благополучие в семьи. В старину березу называли «дерево четырех дел». Первое дело – мир освещать, второе – крик утешать, третье – больных исцелять, четвертое – чистоту соблюдать.

Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Береза приносит людям радость и свет!

Поэтому в наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.

Проблема:

1. Недостаточные знания о самом почитаемом дереве в России – берёзе, о ее оздоровительном, хозяйственном и эстетическом значении в жизни человека.

2. Несоблюдение правил экологически грамотного поведения.

Цель проекта: содействие формированию экологической культуры дошкольников через воспитание бережного отношения к природе.

Задачи проекта:

  • Приобщение детей к традициям русского народа, связанных с березой.
  • Познакомить детей с приметами, поговорками, песнями, стихами, музыкальными произведениями и творчеством художников, связанными с березой.
  • Окружить дерево (березу) на участке детского сада заботой и вниманием, развивать исследовательский интерес детей.
  • Психогимнастика «Свет родных берез» (Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц) .
  • Привлекать родителей к совместной деятельности: изготовлению пособий, поделок, рисунков и т. п.

Адресная группа:

Воспитанники подготовительной группы ДОУ

Формы реализации проекта:

Познавательно-игровая непосредственная образовательная деятельность;

Экскурсии;

Целевые прогулки;

Праздники;

Труд на участке ДОУ;

Изготовление поделок из природного материала;

Фиксация наблюдений (зарисовка, лепка, аппликация);

Изготовление плакатов;

Работа с родителями.

Индикаторы:

Развитие познавательного интереса, мышления, творческого воображения и коммуникативных навыков;

Активизация речи, словаря;

Развитие творческих способностей детей;

Активное привлечение родителей.

- познавательная информацию о березе, как о дереве(биологических особенности, разновидности, места произрастания, значение для человека)

Воспитание интереса к березе, как к символу России и бережное к ней отношение.

ИТОГ: В результате проведенной работы дошкольники понимают и осознают насколько ценно дерево береза и почему необходимо.

По итогам работы было отмечено:

1. Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей.

2. Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к деревьям.

3. Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения проекта «Люблю березку русскую».

4. Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

Первый этап. Сбор банка данных.

1. Сформулированы проблемные вопросы совместно с детьми: «Березка живая или нет?», «Кто сажает растения в городе? Для чего?», «Как посадить березку на участке детского сада?», «Почему так много берез в России?».

2. Разработаны учебные вопросы для детей: «Какую роль играет береза в жизни человека?», «Как помочь березовой роще?», «Какие ассоциации вызывает слово береза?», «Почему береза называется березой?»

3. Подбор художественной литературы (сказки, стихи, загадки, считалки, пальчиковые игры, потешки), подвижных игр, игр - упражнений, дидактических игр, комплекса утренней гимнастики «Поход в березовую рощу».

Второй этап. Разработка проекта.

1.Определение конкретной темы проекта.

2.Обсуждение проблемы с группой специалистов и родителей.

3.Сбор информации, литературы, дополнительного материала по теме проекта.

4.Составление плана реализации проекта.

Третий этап. Работа над реализацией проекта.

1.Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников в соответствии с планом проекта.

2. Взаимодействие ДОУ с социумом: представителями культурно - досуговых организаций города..

Четвёртый этап. Подведение итогов реализации проекта.

1.Презентация проекта в рамках работы ГМО (секций).

2.Представление и размещение итогов реализации проекта на сайте детского сада.

Оценка успешности проекта

  • Повышение уровня педагогической компетентности родителей дошкольников – не менее 80%;
  • активное участие родителей в реализации проекта – не менее 80%;
  • результаты продуктивной деятельности.

ПЛАН

работы по проекту «Люблю березку русскую! »

Кол-во

(мероприятия)

Сроки

Ответственные

1. Наблюдение за осенними березками в сквере. Рассказ воспитателя о лечебных свойствах березы, знакомство с народными приметами, пословицами, поговорками.

2. Беседа о грибах (подберезовик, чага и другие), их использование. Лепка из соленого теста «Подберезовик».

3. Рисование акварелью «Золотая березка».

4. Сбор материала для мини-музея «Русская березка – символ России».

Заполнение индивидуальных паспортов здоровья

сентябрь

члены рабочей группы

воспитатель

члены рабочей группы

1. Чтение «Березовый лес» И.Бунин.

2. Беседа по картине «Березовая роща» А.И.Куинджи.

3.Уборка листьев на участке ДОУ. Сбор листьев для гербария.

октябрь

воспитатель,

педагог-психолог,

воспитатель

9-12

1. Рассказ воспитателя «Целебное дерево береза»

2.Составление панно с различными узорами из листьев березы и природного материала..

3.Оформление книжек-малышек «Моя березка»

4. Конкурс чтецов «Люблю березку русскую.»

ноябрь

Воспитатель

Музыкальный руководитель

Воспитатель

Старший воспитатель

13-16

1. Рисование по стихотворению «Белая береза» С. Есенина.

2. Заучивание наизусть стихотворения С.Есенина

3. Наблюдение за зимней березкой на аллее.

4.Сбор материала для мини-музея «Русская березка – символ России».

декабрь

члены рабочей группы

17-19

1.Творческое рассказывание «Березка и ее друзья».

2.Вечер загадок о березе с использованием малых фольклорных форм, хороводов, подвижных игр.

3.Рисование плаката «Сохраним русскую березку».

январь

Старший воспитатель,

Музыкальный руководитель

члены рабочей группы

20-23

1.Викторина «Русская березка»

2.Изготовление гербария.

3.Фиксация наблюдений за березкой: зарисовка зимних изменений в образе русской березки.

4.Познавательные игры. «Подбери слово», « Составь предложение».

Февраль

Старший воспитатель,

члены рабочей группы

24-27

1. Совместная деятельность воспитателя и детей по теме «Что я знаю о березе».

2.Подготовка праздника «Святая Троица».

3.Экскурсия в городской парк.

4. Развлечение «Во поле березка стояла».

Март

Члены рабочей группы

Музыкальный руководитель

Музыкальный руководитель

28-31

  1. Чтение «Цветут березки» М. Пришвин.
  2. Наблюдение за деревьями в весеннем парке.
  3. Экскурсия в краеведческий музей.
  4. Консультация для родителей «Сохраним красоту березовых рощ.»

апрель

Члены рабочей группы

Заведующий ДОУ,

старший воспитатель, педагог-психолог

32-35

  1. Открытие мини-музея «Русская березка – символ России».
  1. Труд на земле: Посев растений. Высадка рассады цветов.
  1. Фиксация наблюдений за березкой. Зарисовка березы, листьев березы, веток березы с сережками.
  1. Праздник «Святая Троица».

май

Заведующий ДОУ

Старший воспитатель,

Музыкальный руководитель,

педагог-психолог, члены рабочей группы

Заключение

Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали увядание березы, отметили ее роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березке, потому что она красива и целебна.

Обработка материала по данной теме позволила создать «Паспорт дерева». Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.

Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к березке. Педагогический коллектив нашего учреждения и дальше будет проводить проекты экологической направленности.

Литература

1. Бесова М.А. Шутки, игры, песни соберут нас вместе.- Ярославль, 2000

2. Беспалов Ю.А. Зыкина – легенда века. М.: 2011

3. Брем А. Жизнь растений. Новейшая ботаническая энциклопедия. М.: Эксмо, 2005.

4. С.А.Веретенникова, А.А.Клыков «Четыре времени года».

5. Данилков Н. Дерево жизни. Все о целебных свойствах березы.

6. Данкова Р.А. Стихи русских поэтов. М.: Олма Медиа Групп, 2013.

7. Леокум А. Детская энциклопедия «Скажи мне почему?..»: авториз.пер. Я. и А. Огуреевых.-М.:Мол. гвардия, 1992

8. Мазин И.А. 500 загадок для детей.-М. развитию речи».2002

9. Нуждина Т.Д. Энциклопедия для малышей: Чудо-всюду. Мир животных и растений.- Ярославль –Академия развития, 2001

10. Плешаков А.А. Зеленые страницы.М.: Просвещение, 1994

11. Плешаков А.А. Великан на поляне. М.: Просвещение, 2012

12. Плешаков А.А. От земли до неба. М.: Просвещение, 1998

13. Подрезова Т.И. «Материал к занятиям по развитию речи». М.: Педагогика пресс. 1993

14. Растения России: Школьный словарик / сост. Н.Ю. Васильева. М.:ВАКО 2011.


Проект для младших дошкольников «Белоствольная берёзка»

Паспорт проекта.
Тип проекта: познавательно – творческий.
Продолжительность проекта : проект средней продолжительности, июнь – август 2016 .
Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, воспитатель, родители.
Возраст детей : 3-4 года.
Продукт проекта : коллаж «Русская красавица»

Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект.
Недостаточно знаний о самом почитаемом дереве в России – берёзе, о её эстетическом, хозяйственном, оздоровительном значении в жизни человека. Несоблюдение правил экологически грамотного поведения в природе (дети часто ломают деревья, не понимая, что они живые и какую пользу они приносят).

Актуальность проекта.
Проект «Белоствольная берёзка» направлен на расширение кругозора и осознание детьми значения берёзы как уникального дерева в жизни человека, экологически – грамотное отношение к природе.

Цель: формирование представлений детей о значимости берёзы в природе и жизни человека, бережного отношения к деревьям.

Задачи:
1.Обогатить представления детей о берёзе, как о живом существе (строение, условия роста).
2. Познакомить детей с тем, как издавна русские люди проявляли интерес к русской берёзке, сочиняли о ней стихи, песни, водили хороводы, отмечали праздник «Русской берёзки».
3. Воспитывать любовь к русской природе и бережное отношение к ней (правила поведения в природе – эмоционально откликаться, переживать радость, восхищение от общения с берёзкой, не причинять ей вред).

Этапы проекта
Подготовительный
Составление плана проекта, определение сроков реализации.
Разработка бесед, образовательных ситуаций, плана экскурсий по « экологической тропе», в музей «Русской избы», наблюдений на прогулке, сценария итогового мероприятия «Праздник русской берёзки».
Подготовка иллюстрированного материала: альбомов « Всё о берёзке», « Берёза прекрасна во все времена года», « Репродукции картин о берёзе».
Подбор загадок, пословиц, поговорок о берёзе, художественной литературы.
Оформление уголка «Русская берёзка».


Работа с родителями.
Познакомить родителей с целью и задачами проекта. Заинтересовать родителей.
Наглядные консультации по теме проекта: « На прогулке и дома расскажите детям про берёзу», « Стихи, загадки, игры о берёзе»
Подбор иллюстраций, загадок, пословиц и поговорок о березе в альбом « Всё о берёзе».
Привлечь к изготовлению коллажа « Русская красавица».
Выставка рисунков и поделок совместно с детьми «Моя берёзка»



Основной этап.
Тематические беседы.
«Что я знаю о берёзке»
Цель: выяснить, что дети знают о деревьях вообще и о берёзе в частности. Вызвать интерес к берёзе, подвести к мысли, что берёзе хочется дружить с людьми.

«Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой»
Цель: углубить представление о взаимосвязях живой и неживой природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность берёзы.

«Родное дерево»
Цель: продолжать формировать интерес детей к родной природе; расширять представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства.

«Какую пользу приносят деревья? Как берёзу использовали в древности?»
Цель: подвести детей к пониманию того, что деревья имеют огромное значение в жизни человека. Познакомить с тем, как берёзу использовали в древности.


Наблюдение на прогулке: «Встреча с русской красавицей» (познакомить с деревом).
Цель: продолжать знакомить с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные с временем года; воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы.


Экскурсия по «Экологической тропе».
Цель: расширить представления детей о характерных признаках лета; уточнить представления об изменениях, происходящих летом в жизни деревьев. Обратить внимание на красоту берез.


Рассматривание альбомов «Всё о берёзе», « Берёза прекрасна во все времена года», « Репродукции картин о берёзе». Цель: вызвать интерес к рассматриваемому объекту.



Ознакомление с художественной литературой.
Чтение: В. Бианки «Волшебная берёза», И. Соколов-Микитов «Берёза».Пересказ русской народной сказки «Как коза избушку построила». Цель: воспитание бережного отношения к деревьям, прививать любовь к природе, березе. Загадки, пословицыЦель: обогащать знания детей посредством художественного слова.


Заучивание: А.Прокофьев «Люблю берёзку русскую»
Цель: выразительно читать наизусть стихотворение, понимать, а затем воспроизводить образный язык стихотворения, упражнять в подборе эпитетов, сравнений, воспитывать любовь к природе, деревьям, березе.Составление рассказов с детьми «Сказка о берёзке», «За что я люблю берёзку».
Цель: выражать отношение к берёзе в слове, воспитывать положительные эмоциональные чувства.

Играли в дидактические игры:
«Укрась дерево листочками».
Цель: формировать композиционные умения и чувство цвета при восприятии красивых летних и осенних цветосочетаний.
«Собери целое дерево».
Цель: формировать представление о строение дерева.
«С кем дружит дерево»
Цель: формировать представления о связи дерева с другими живыми организмами.«Что нужно дереву?»
Цель: формировать представления о жизни дерева, его развитии.



Для самостоятельной деятельности детям предлагали раскраски с изображением берёзки.


Экскурсии в музей ДОУ«Русская изба»(Применение берёзы в старину, предметы обихода).


Разучивание и песен хороводов "Во поле береза стояла" - пение без сопровождения (рус. нар. мелодия), "Ай да березка" - хоровод (муз. Т.Попатенко).
Цель: вызвать эмоциональную отзывчивость к красоте народного языка и музыке, желание их петь.


Играли с детьми в народные игры «Печка и дрова».
Подвижные игры: «Кто больше соберет берёзовых листочков», « Кто быстрее добежит до берёзы», « У медведя во бору».


Заключительный этап
Создание коллажа «Русская красавица»Цель: способствовать развитию творческих навыков в процессе изготовления коллажа из природного материала.



Итогом проделанной работы стало развлечение «Праздник русской берёзки». Цель: продолжать формировать интерес детей к родной природе; обобщать знания о берёзке; расширять представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке; воспитывать любовь к русской берёзке.



Результат проекта
Дети: Дети расширили свои представления о берёзе, как о живом существе.
Узнали о пользе берёзы для человека.
Прониклись заботой и любовью к берёзе, и стали бережно относиться к деревьям.

Воспитатель:
- подобрала методическую и детскую литературу
- разработала конспекты образовательной деятельности, сценарий итогового мероприятия
- наработала рекомендации для родителей по теме проекта
-составила картотеки пословиц и поговорок, загадок о берёзе.

Родители: - проявили интерес и участвовали в реализации проекта- приняли участие в оформлении альбома « Всё о берёзке».

В развивающую среду были внесены:
- иллюстрированные альбомы
-дидактические игры « Укрась дерево листочками», « Собери целое дерево», « С кем дружит дерево», «Что нужно дереву?».
- оформлен уголок « Русская берёзка»