Стишки игры для самых маленьких. Развитие речи и моторики

Ни для кого не секрет, что малыша чрезвычайно важно. Учеными уже давно установлено, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи. Поэтому стимулируя движения пальцев и рук малыша, мы здорово способствуем . Вот почему пальчиковые игры так ценятся педагогами и широко используются при занятиях с детьми.

Помимо огромного влияния на развитие речи, пальчиковые игры помогают развить координацию, внимание, память ребенка, способность сосредотачиваться, а также помогают развивать воображение (попробуйте-ка сразу понять, что руки, сложенные уголком над головой, — это крыша, а если помахать руками, то ты тут же превращаешься в бабочку). Ну и, конечно, пальчиковые игры дарят ребенку и маме целую бурю положительных эмоций, обогащают их общение яркими красками.

В этой статье я хочу представить вам свою подборку пальчиковых игр, которые лучше всего подходят для малышей с 6 месяцев до 1 года. Кроме того, в статье вы найдете стишки, которые помогут вашему малышу весело и быстро изучить основные части лица и тела. Мы с дочкой всегда с удовольствием играли под эти веселые стишки. И еще эти игры здорово помогали мне развлечь дочь во время автомобильных поездок.

Поначалу вы можете руками малыша сами делать необходимые движения, но вскоре он будет справляться и без вашей помощи. Также хочется заметить, что не стоит подолгу заниматься пальчиковыми играми, нужно заканчивать раньше, чем ребенку надоест игра (обычно не больше 5-8 минут).

Пальчиковые игры для малышей от 6 месяцев

Ладушки, ладушки! (хлопаем в ладоши)
Где были? У бабушки!
Что ели? Кашку!
Что пили? Бражку.
Кашка сладенька,
Брашка молоденька.
Попили, поели,
Кши-кши, полетели! (машем руками)
На головку сели! (прикладываем руки к голове)
Сели, посидели,
И опять улетели! (опять машем руками)
Молоточком я стучу, (стучим кулачком по кулачку)
Дом построить я хочу. (руки складываем над головой, изображая «крышу»)
Строю я высокий дом! (поднимаем ручки вверх)
Буду жить я в доме том! (снова складываем руки над головой, изображая «крышу»)
На дверях висел замок, (сцепляем пальчики в замок (если не получается, просто кладем кулачок к кулачку) и машем вверх-вниз)
Кто его открыть бы смог?
Мы ломали, мы крутили, (вертим сцепленными в замок ручками)
Били, били (трясем руками, не расцепляя пальцев)
И открыли! (разводим ручки)
Дарики-дарики, (хлопаем в ладоши)
Летели комарики. (складываем пальцы щепоткой)
Вились, вились, (показываем как летят)
В носик вцепились! (мама дотрагивается до носа малыша, вариант – в ручку, в ножку…)
Строим, строим, строим дом, (кладем попеременно свою руку и ручку малыша, потом опять свою и малыша)
Кубик к кубику кладем.
Вот дорога, вот гараж, (проводим пальчиками по телу ребенка, прокладывая какой-то «маршрут»)
Вот построен домик наш. (соединяем ладошки над головой, изображая крышу)
Ладошки вверх, (руки поднимаем вверх)
Ладошки вниз, (руки опускаем вниз)
А теперь их на бочок
И зажали в кулачок. (сжимаем руки в кулаки)

Стихи для изучения частей тела и лица

Произнося строки стихотворений, прикасайтесь к соответствующем частям тела малыша, либо показывайте на своем теле. Лучше делать то так, то так, чтобы ассоциации в голове малыша не ограничивались каким-то одним опытом.

Для чего дочурке ножки?
Чтобы бегать по дорожке!
Для чего дочурке ушки?
Чтобы слушать погремушки!
Для чего дочурке ротик?
Чтоб у мамы молоко пить!
Для чего дочурке глазки?
Чтоб смотреть на мира краски!
Для чего дочурке спинка?
Чтоб валяться на простынке!
Для чего дочурке попа?
Чтоб ее ладошкой хлопать!
Для чего родилась дочка?
Чтобы маму радовать! (целуем, обнимаем малыша)
Ротик мой умеет кушать,
Нос дышать,
А ушки слушать
Глазоньки – моргать, моргать
Ручки – все хватать, хватать.
Жил был зайчик
Длинные ушки,
Отморозил зайчик
Носик на опушке.
Отморозил носик,
Отморозил хвостик!
И поехал греться
К ребятишкам в гости!
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
Куда бежите, ножки?
Куда бежите, ножки?
По летней дорожке,
С бугра на бугор
За ягодой в бор.
Во зеленом бору
Тебе наберу
Черной черники,
Алой земляники.
Вот лежат в кроватке
Розовые пятки
Чьи это пятки
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай!
Это глазки, чтобы видеть.
Это носик, чтоб дышать.
Это ушки, чтобы слышать.
Это ножки, чтоб бежать.
Это ручки, чтобы маму
Очень крепко обнимать.
Котик лапкой умывается
Видно, в гости собирается
Вымыл носик.
Вымыл ротик.
Вымыл ухо.
Вытер сухо.

Еще немного стишков для веселого и яркого общения с малышом

Игровой массаж

Собака на кухне пироги печет. (глубокое разминание спинки ладонями)
Кот в углу сухари толчет. (постукивание по спинке)
Кошка в окошке платье шьет. (пощипывание)
Курочка в сапожках избушку метет. (поглаживание)
Придет киска неспеша
И погладит малыша.
«Мяу-мяу, — скажет киска, —
Наша детка хороша!»
Едем-едем на лошадке
По дорожке гладкой-гладкой.
В гости нас звала соседка
Кушать пудинг сладкий.
Мы приехали к обеду,
А соседки дома нету.
Две собачки у порога
Нам сказали очень строго:
Ав-ав-ав,
Гав-гав-гав.
Еду-еду
К бабе, к деду
На лошадке
В красной шапке,
По ровной дорожке,
На одной ножке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Все прямо и прямо,
А потом вдруг… в ямку
Бух!
Расти, Тая, выше,
До хором, до крыши.
Расти, не бАлуй,
Маму с папой жалуй.
Расти с брус толщины
Да с дом вышины!
Много пальчикам хлопот:
То играют в ладушки,
То зачем-то лезут в рот,
Книжки рвут у бабушки…
Переделав все дела,
Тянут скатерть со стола.
Лезут в соль и в компот,
А потом наоборот.
Пальчики дружные
Все такие нужные!
Застучали ножки
По ровненькой дорожке,
Застучали много раз –
Будет весело у нас.
Кулачком сильнее бей,
Только ручки не жалей,
Постучим мы кулачком
И покружимся волчком.
Шла коза по мостику
И болтала хвостиком,
Зацепилась за перила –
Прямо в речку угодила!
Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснется Васька-кот,
Разобьет весь хоровод!
На лужайке по ромашкам
Жук летел в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо на ветру качаюсь,
Низко-низко наклоняюсь.

Также обратите внимание на следующие статьи. В них вы также найдете много замечательных стишков, которые помогут интересно общаться с малышом до года и чуть старше.

Маленький ребенок еще не понимает, что «движение – это жизнь» и залог здоровья, а заставить его двигаться помогают различные веселые игры. Вот такими задорными стихотворными играми являются детские с движениями. Это могут быть веселые стишки или песенки, которые заставляют малыша двигаться, повторять отдельные слова или звуки, а также вызывают массу положительных эмоций. Далее мы рассмотрим, какую пользу приносят потешки с движениями для малышей, и как с ребенком следует их проводить?

Для чего нужны детские потешки и стихи с движениями?

Как мы уже говорили, такие веселые стишки и песенки способствуют физическому развитию ребенка, заставляя его совершать движения. Под веселую песенку малыш охотно будет выполнять утреннюю зарядку. Если изо дня в день грудной ребенок будет слышать те же песенки или стишки, то он будет их запоминать, следовательно, у него развивается память. Так, при словах «ладушки-ладушки» малыш будет начинать хлопать, а «сорока-ворона кашу варила» водить пальчиком одной ручки по ладошке другой руки.

Потешки для детей с движениями улучшают эмоциональный фон, поднимают настроение, способствуют развитию слуха и зрения, тренируют функцию слуха и зрения, формируют чувство ритма, развивают воображение и фантазию. Выполнение упражнений пальчиками способствуют развитию мелкой моторики малыша. И все это благодаря небольшому веселому стишку!

Детские потешки с движениями до года

Чем младше ребенок, тем короче и проще стишок или песенка, ведь совсем крошка может быстро устать и потерять интерес. Очень важно, чтобы такие потешки читались эмоционально и с выражением. Так, для самых маленьких деток следует читать следующие:

  1. «Сорока-ворона», при этом берут одну ручку малыша и ладошку открывают вверх, а указательным пальчиком другой ручки водят по открытой ладони. В конце перебирают пальчики ребенка и объясняют почему кто-то получил кашу, а кто-то нет. Когда ребенок подрастет, он сам будет это выполнять:

    Сорока-ворона

    Кашу варила,

    Деток кормила;

    Этому дала,

    Этому дала,

    Этому дала,

    А этому - не дала.

    Ты малец-удалец

    Воду не носил, печку не топил

    Позже всех приходил.

  2. «Ладушки». Во время этой потешки хлопают ладошками малыша, а когда произносят «на головку сели» ладошки ребенка кладут на голову ребенка. При слове «полетели» помогают малышу махать ручками как крылышками.

    Ладушки-ладушки,

    Где были? У бабушки!

    Что ели? Кашку!

    Что пили? Бражку!

    Полетели, на головку сели,

    Ладушки запели.

  3. «Идет коза рогатая» - двумя пальцами имитируют рога козы:

    Идет коза рогатая

    За малыми ребятами.

    Кто кашу не ест,

    Молока не пьет

    Забодает-забодает!

Детские потешки с движениями после года

Малышу старше года уже не нужно помогать, он может сам выполнять выученные упражнения под знакомые ему стишки и песенки. Годовалому ребенку можно читать уже более длинные потешки, которые требуют выполнения более сложных движений. Читая, взрослый сам показывает, что следует делать, а ребенок повторяет за ним. Приведем пример потешек для детей этого возраста:

Таким образом, главная задача детских потешек с движениями - развлечь ребенка, поднять его настроение и заставить выполнять физические упражнения. Но, как мы убедились, значение потешек гораздо более глубокое, ведь они оказывают положительное влияние на психическое и ребенка.

Потягунюшки, порастунюшки,

Поперек толстунюшки,

А в ножки — ходунюшки,

А в ручки — хватунюшки,

А в роток — говорок,

А в умок — разумок.

Птички, птички полетели,

На головку сели.

Сели, сели, посидели

Да опять полетели.

Птички, птички, птички...

Гуси летели,

Лебеди летели,

Гуси летели,

Лебеди летели...

Гуси летели,

На головку сели.

Сели, сели, посидели

Да опять полетели.

Вода тягучая,

Дитя растучее.

С гуся — вода, с тебя — худоба.

Потешки

Особенно важно развивать у младенцев моторику, координацию. Для этого с ребенком играют в старинную игру «Потешки». Потешки — это моторная игра с проговариванием забавных стишков. Во время игры все строчки потешки сопровождаются соответствующими движениями. Хлопают вместе с ребенком в ладошки, поднимают его ручки к головке, перебирают пальчики, сгибают и разгибают ножки, покачивают ребенка, слегка подкидывают его и т. д. Эта игра развивает точные, координированные движения ребенка, способствует развитию мышц, сопровождается элементами массажа. В такую игру с удовольствием включаются как младенцы, так и дети одного — полутора лет.

«Ладушки»

— Ладушки, ладушки,

Где были?

— У бабушки.

— Что ели?

— Что пили?

— Бражку.

Поели, попили,

Ручки помыли.

У-У-У — полетели,

На головку сели,

Ладушки запели!

«Кошка»

Та, та, та, та, та, та,

Вышла кошка за кота:

Кот ходит по лавочке,

Водит кошку за лапочки,

Топы-топы по лавочке,

Цапы-цапы за лапочки.

«Маленькие ножки»

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ, топ, топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ, топ, топ, топ, топ

Топ, топ, топ, топ, топ!

«Сорока»

— Сорока, сорока,

Где была?

— Далеко:

В лесу на опушке,

В маленькой избушке,

Кашу варила,

Деток кормила.

Гостей собирала,

Всех угощала:

Одному — ложечку,

Да другому ложечку,

А милому Ванечке — целую поварешечку.

«Коза-дереза»

Идет коза рогатая

По лесу бодатая.

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп.

Кто кашу не ест?

Кто молоко не пьет?

Забодаю, забодаю, забодаю!

Можно слегка «пободать» ребенка двумя пальцами, словно рогами. Обычно это вызывает восторг у малыша.

«Сорока-ворона»

Сорока-ворона

Кашу варила,

Деток кормила:

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:

— Он в лес не ходил,

Дрова не рубил,

Воды не носил,

Печь не топил.

Каши не получил!

Во время этой игры вначале по ладошке ребенка делаются круговые движения, а затем по очереди загибаются его пальчики с приговоркой «этому дала», а пятый слегка потеребите. Так проводится массаж ладошки с активизацией физиологических точек, что очень полезно малышу.

Аналогичные цели преследует и игра «Пальчик»

Мальчик-пальчик,

Где ты был?

— С этим братцем

В лес ходил.

С этим братцем

Щи варил.

С этим братцем

Песни пел.

С этим братцем

Игра «Пальчик» не только развивает осознанно контролируемые движения пальцев, но и способствует развитию мышц, задействованных в формировании навыков письма или каких-то точечных действий.

Потешки — забавные игровые стихи. Они помогают ребенку, вслушиваясь в слова, включаться в общую со взрослым деятельность. Ребенок с восторгом повторяет движения, которые называются в потешках.

Ути-ути

Рано, рано утречком

Вышла мама-уточка

Поучить утят.

Уж она их учит, учит!

— Вы плывите, ути-ути,

Плавно, в ряд.

Хоть сыночек не велик,

Не велик,

Мама трусить не велит,

Не велит.

— Плыви, плыви,

Не бойся,

Не утонешь.

А. Барто

Купальная

Ой, с гуся вода —

С моей рады худоба!

Льётся водичка

На ручки и личико,

Льётся-разливается,

Смехом заливается.

Утекут с тобой, вода,

Хворобы и худоба.

Т. Давыдова

Мы не ляжем рано спать:

Дочку надобно купать.

Тёплую водичку

Льём на нашу птичку.

Ой, с гуся вода,

С Алёнушки худоба!

Дайте-ка пелёнку

Завернуть Алёнку!

Е. Благинина

❧ Расчёсывать малыша нужно уже сейчас. А чтобы ему понравилось причёсываться, расскажите ему прибаутку.

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косынька, до пят —

Все волосыньки в ряд.

Расти, коса, не путайся —

Маму, дочка, слушайся!

Поддерживая малыша, дайте ему попрыгать на диване или кроватке.

Прыг-скок!

На воробьиный

Прибавился

Подрос и наш

На воробьиный

Прыг-скок!

Прыг-скок!

Вырос, вырос

Прыг-скок!

Прыг-скок!

Посмотрите,

Как высок!

Н. Пикулева

Ладушки

Ладушки-ладушки,

Едем в гости к бабушке.

Едем в гости к деду,

К званому обеду.

Едем мы на кошке

По смешной дорожке.

Едем на собачке

В красной тачке.

Для всех готовит бабушка

Румяные оладушки.

Т. Давыдова

Малыш сидит у вас на коленях, а вы вместе с ним ладошками хлопаете в ритм стишку.

Говорилки

❧ Ваш малыш уже начал говорить. Не верите? А вы прислушайтесь! Ведь его первое «агу» — это самое настоящее первое слово. Поговорите с ним. Покажите малышу игрушку, расскажите о ней и поиграйте вместе с ним. А чтобы вам было легче это сделать, мы подобрали стихотворения.

Подари словечко

Кто гулит со мной,

Агу да агу?

Говорит, а я — понять

Говори, мой говорун,

Подари словечко мне,

Н. Пикулева

Лиза, Лизонька, Лизок,

Ну скажи еще разок:

«Ма-ма... па-па...

Ба-ба... де-да...»

Ну куда ты, непоседа?

Н. Пикулева

Первые слова

У всех есть первые слова:

У лягушонка — ква-ква-ква!

У поросёнка — хрю-хрю-хрю -

Тебе я песенку дарю!

У жеребёнка — иго-го! —

Бежать за мамой нелегко.

У воробья — чирик-чирик! —

Он с детства к этому привык.

Есть очень сонные слова —

Поёт их нам усни-трава.

А я весь день твержу слова:

Т. Давыдова

Подарки

Ой, люли-люли-люли!

К нам с подарками пришли:

Заинька с капустой

И морковкой вкусной.

Целую колоду

Тащит мишка мёду.

Белочка в тележке

Нам везёт орешки.

Даже рыжая лисичка

Принесла грибы-лисички.

А в подарке злого волка

Никакого нету толка:

В лапах волка — пусто.

Мы его не пустим!

Т. Давыдова

Разговор с мамой

Сын зовёт: — Агу, агу! —

Мол, побудь со мною.

А в ответ: — Я не могу,

Я посуду мою.

Но опять: — Агу, агу! —

Слышно с новой силой.

И в ответ: — Бегу, бегу,

Не сердись, мой милый!

А. Барто

Погремушка

Как большой, сидит Андрюшка

На ковре перед крыльцом.

У него в руках игрушка —

Погремушка с бубенцом.

Мальчик смотрит — что за чудо?

Мальчик очень удивлён,

Не поймёт он: ну откуда

Раздаётся этот звон?

А. Барто

Пальчиковая игра

Водим пальчиком по ладошке малыша круговыми движениями.

Пока ребёнок маленький, помогите ему работать пальчиками. Когда он подрастёт, он научится это делать самостоятельно.

Сорока-ворона

Сорока-ворона

Кашку варила,

На порог скакала,

Гостей созывала.

Гости не бывали,

Каши не едали,

Всю свою кашу

Сорока-ворона

Деткам отдала.

Загибаем его пальчики, словно считая

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:

— Зачем дров не пилил?

— Зачем воду не носил?

Заботы

Ножкой — топ,

Ладошкой — хлоп,

Погремушкой — прямо в лоб.

Шаг шагнул —

На попу сел, —

Много у ребёнка дел.

Карапуз ведёт беседу:

А ещё: «Агу, уа» —

Вот и кончились слова.

Т. Давыдова

Приятного аппетита

Малыш капризничает за столом? Расскажите ему такие стишки.

Варись, варись, кашка

Варись, варись, кашка,

В голубенькой чашке,

Варись поскорее,

Булькай веселее!

Варись, кашка, сладка

Из густого молока,

Из густого молока

Да из манной крупки.

У того, кто кашку съест,

Вырастут все зубки!

А. Рождественская

Это — я. А это — ложка.

Ложкой кашу понемножку

Кушаю сама я.

Я уже большая.

Т. Давыдова

Прибаутка к обеду

Утка — утенка,

Кошка — котёнка,

Мышка — мышонка

Зовут на обед.

Утки — поели,

Кошки — поели,

Мышки — поели

А ты — ещё нет?

Где твоя ложка?

Приятного аппетита!

СТИШКИ-ПРИБАУТКИ для самых маленьких

ДОЖДИК-ОЗОРНИК

Кап да кап, да кап... С дождем
Не пойти играть с мячом...
И в песочнице песок
Потемнел и весь промок.
До качелей не дойти -
Лужи мокнут на пути.
Ну, а дождик все гуляет,
Уходить не помышляет!
Неужели одному
Хорошо гулять ему?

ЗАСЫПАЛОЧКА

Раз, два, три, четыре, пять!
Мама с Полей (Катей, Мишей...) будут спать.

Раз, два, три, четыре!
Стало тихо вдруг в квартире.

Раз, два, три!
Ничего не говори.

Раз, два!
На подушке голова...

Закрываются глаза и...
Раз! Сладкие сны для нас...

ПРОСЫПАЛОЧКА

Вот и мой сладкий
Проснулся в кроватке!
Дом тебя встречает,
Птички напевают,
Солнышко голубит,
А мама - просто любит!

БУДЬ ЗДОРОВ!

Я шепчу почти неслышно:
"Я люблю тебя, малышка!
Каждый пальчик сладкий твой,
Носик кнопочкой смешной,
Он чихает, как большой!
Будь здоров, мой золотой!"

БЕЛКИ С ХОРОШИМ АППЕТИТОМ

Погляди, к твоей тарелке
Из лесов сбежались белки!
Съели булку, съели кашу
И глядят на дочку нашу!
С аппетитом белки ели
И Полюшеньке (Наташеньке, ...) велели:
(или: И всё Насте (Пете,...) съесть велели!)
Доченька послушала
И всю кашку... скушала!

ЛЮБИМАЯ ВНУЧКА

Нашу детку ласточкой
Называет мамочка.
Нашу детку лапочкой
Называет папочка.
Нашу детку заюшкой
Называет бабушка.
Только дедушка сказал
Строго всем и громко:
"Вы избалуете так
Нашего ребенка!
Ничего особенного
В нашей ляльке нет!"
Только млеет почему-то
Глядючи на внучку дед.
Шарик Мурку увидал
И залаял, закричал:
"Эй, киска, не подходи близко!
А не то сорвусь с цепи,
Догоню тебя в степи"
Отвечала киска: "Ясно,
Только ты грозишь напрасно.
Степью я бежать не стану,
От тебя я чуть отпряну,
Да и кинусь прямо к лесу.
Там на дерево залезу!"
Умывались так:
Водичка, водичка, умой мое личико.
Чтобы глазки блестели, чтобы щечки алели,
Чтобы смеялся роток, чтоб кусался зубок.

Ну, меня прорвало. Всегда думала, что у меня память плохая.
Солнышко-вёдрышко
Всем нам улыбается.
День погожий на дворе
Вёдро называется.

Совсем древнее, еще из моего детства:
Дождик-дождик, пуще.
Дадим тебе гущи.
Дадим тебе ложку.
Хлебай понемножку.

Наш сыночек маленький.
Купим ему валенки,
Наденем на ножки,
Пустим по дорожке.
Будет наш сынок ходить,
Новы валенки носить.

Сидит Ваня на диване,
Сидит ворон на дубу.
Сидит ворон на дубу
И дудит в свою трубу,
Говорит он: "Ваня, Ваня,
Что расселся на диване?
Приходи-ка, я тебе ]

Поиграю на трубе".

Еще очень нравился моим стишок про бурундучка, особенно если его еще и показывать или их за щечки легонько потрепать.
Бурундук - смешные щечки.
На спине полосок пять.
А за щечками - мешочки,
Чтобы семечки таскать.
1111

Дождь идёт на улице,
Мне нельзя гулять,
И решил я капельки
На стекле считать.

Капельки, капельки -
Три, четыре, пять.
Капельки, капельки
Мне не сосчитать.
7777
Орешек

Как-то раз, ну просто смех,
Взялся Зайка грызть орех.
Да орешки - не морковка,
Чтобы грызть нужна сноровка.
Толстый Мишка прибегал,
Мишка Зайке помогал.
И сопел он и пыхтел,
А орех остался цел.
Прибегал на помощь Волк,
Да какой от Волка толк?
Видно тоже неумеха:
Не разгрызть ему ореха.
И для Мышки, для соседки,
Был орешек слишком крепким,
Ведь в скорлупке костяной
Рос орех в тиши лесной.
И Лиса разгрызть не может,
Зря старается она.
Кто же Зайчику поможет?
Только Белочка одна.
Ей орешки грызть привычно,
Их грызёт она отлично!
Козушка-Белоногушка
По лесу ходила,
Волка дразнила:
- А я волка не боюсь,
Я серого не страшусь:
Я от серого от волка
Под берёзой схоронюсь.

Ах ты, Домнушка -
Красно Солнышко!
Вставай с печи,
Гляди в печь -
Не пора ли блины печь?

Свинка Ненила
Сыночка хвалила:
- То-то хорошенький,
То-то пригоженький
- Ходит бочком,
Уши торчком,
Хвостик крючком,
Нос пятачком!

Пошли коровушки
Около дубровушки,
Овечки - около речки,
Свиночки - около нивочки,
А кошечки - около горочки!

Вдоль по реченьке лебёдушка плывёт,
Выше бережка головушку несёт.
Белым крылышком помахивает,
На цветы водичку стряхивает.

Медведь топучий,
Разгони тучу,
Разгони тучу -
Дам овса кучу.
Разгони туман -
Дам пирог румян!

Гуси, гуси!
- Га! Га! Га!
- Есть хотите?
- Да! Да! Да!
- Ну летите!
- Нет! Нет! Нет!
Серый волк под горой
Зубы точит,
Есть нас хочет!
- Ну летите, как хотите,
Только крылья берегите!

Привяжу я козлика
К белой берёзке,
Привяжу рогатого
К белой берёзке.
- Стой, не бодайся!
Белая берёзка,
Стой, не качайся!

Лиса-лисонька-лиса,
Лиса - рыжая краса,
У амбара пробегала,
Крынку с маслом увидала.
Стоит крынка в холодке
В огороде, в уголке.
- Как бы в крынку влезть,
Как бы масло съесть?

Дай молочка, бурёнушка,
Хоть капельку - на донышко.
Ждут меня котята,
Малые ребята.
Дай им сливок ложечку,
Творогу немножечко!

Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду!
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу,
Труба точёная
- Позолочёная.
Утром он в трубу трубит,
А к ночи сказки говорит.
Сбегаются зверюшки -
Ушки на макушке
Ворона послушать,
Пряничка покушать.

Иголка, иголка,
Ты остра и колка!
Не коли мне пальчик,
Шей сарафанчик!

У волка болИ,
У зайца болИ,
У медведя болИ,
А у Ани заживи!

Зайчишка-трусишка
По полю бежал,
В огород забежал,
-Морковку нашёл -
Сидит грызёт,
«Ай, кто-то идёт!»

Наша-то хозяюшка
Сметлива была -
Всем в избе работушку
К празднику дала!
Чашечку собачка
Моет языком,
Мышка собирает
Крошки под окном,
По столу котище
Лапою скребёт,
Половичку курочка
Веничком метёт!

Тили, тили, тили бом!
Загорелся кошкин дом.
Кошка выскочила,
Глаза выпучила.
Бежит курица с ведром,
Заливает кошкин дом.
А собачка только лает,
Ничего не помогает.

Летели кукушки
Через три избушки.
Как они летели,
Все люди глядели,
Как они садились,
Все люди дивились.

Волк-волчок,
Шерстяной бочок
Через ельник бежал,
В можжевельник попал,
Зацепился хвостом -
Ночевал под кустом.

Тюшки, тюшки!
На горе пичужки.
Подниму дочушку
На крутую горку.
Бух! Покатились -
С горки свалились.

Баю-баюшки-баю,
Живёт мельник на краю;
Он не беден, не богат,
Полна горница ребят,
И все на лавочке сидят,
Кашу маслену едят,
Каша масленая,
Ложка крашеная;
Ложка гнётся,
Рот смеётся,
Душа радуется.

Ай, люли-люли-люли!
Прилетели журавли,
Журавли-то мохноноги
Не нашли пути-дороги.
Они сели на ворота,
А ворота скрип, скрип...
Не будите у нас Аню,
У нас Аня спит, спит.

Кач, кач, кач -
Купим Анечке калач
Да конфетинку -
На заединку!

Пошёл котик во лесок,
Нашёл котик поясок.
Нарядился,
Воротился,
Стал он люлечку качать: -
Баю-бай, Баю-бай,
Ляг, Анютка, скоренько,
Встань, Анютка, с зоренькой
Ай, баиньки-баиньки -
Купим доче валенки,
Купим доче валенки -
Бегать по завалинке,
А еще сапожки,
Сапожки на ножки
- Бегать по дорожке.

ПЕСЕНКА
Помогает заучивать части тела. Поем и поглаживаем у малыша те части тела, о которых поем.
- Где же наши ручки? А вот наши ручки!
Где же наши ножки? А вот наши ножки!
А вот это Анин нос.
Весь козюльками зарос.
Ну, а это что? Живот.
А вот это Анин рот.
А вот это глазки, а вот это ушки.
А вот это щечки - толстые подушки.
Покажи мне язычок.
Пощекочем твой бочок.

А теперь пляшем с малышом:
- Ай, люли, люли, люли
Тимку маме принесли
Тима маааленький
Тима маааменькин.

НАШИ ПАЛЬЦЫ
Пальцы встали дружно в ряд - покажите ладони.
Десять крепеньких ребят - сожмите пальцы в кулак.
Эти два- всему указка - ударьте указательный палец о указательный
Всё подскажут без подсказки.
Эти два- середнячка - ударяем средний палец о средний.
Два здоровых бодрячка.
Ну, а эти безымянны - ударяем безымянные пальцы друг о друга.
Молчуны, всегда упрямы.
Два мизинца-коротышки - ударяем мизинчики друг о друга.
Непоседы и плутишки.
Пальцы главные средь них - ударяем большие пальцы друг о друга.
Два больших и удалых. Во! - показываем Во!

ПТИЧКА
По ладошке стучим указательным пальчиком и говорим:
- Села птичка на ладошку,
посиди у нас немножко.
посиди не улетай.
улетела птичка, ай!
На последнем слове прячем руки за спину.

ПАЛЬЧИКИ
Загибаем пальчики, по порядку начиная с мизинчика:
- Этот пальчик маленький.
- Этот пальчик слабенький.
- Этот пальчик длинненький.
- Этот пальчик сильненький.
- Ну, а это-толстячок.
- А все вместе кулачок

ПРОСЫПАЛКА
Просыпаемся так с самого рождения:
- Мы проснулись, мы проснулись.
Руки в стороны, скрестить.
- Сладко, сладко потянулись.
Тянем ручки вверх
- Маме с папой улыбнулись.
Смеемся.

НА БЛИНЫ
Гостей собирать - хлопайте в ладоши.
И Иван приди - кончиком полусогнутого указательного пальца правой руки проведите по всем пальцам левой руки по очереди; начните с большого пальца,
И Степан приди,
Да и Андрей приди,
Да и Матвей приди,
А Митрошечка
Ну, пожалуйста! - указательным пальцем правой руки четыре раза покачайте мизинец левой руки.
Стала Маша Гостей угощать - хлопайте в ладоши.
И Ивану блин - Левую кисть поверните ладонью вверх, большим пальцем правой руки нажимайте на подушечки каждого пальца по очереди,
И Степану блин,
Да и Андрею блин,
Да и Матвею блин,
А Митрошечке
Мятный пряничек - большой палец правой руки нажимает на мизинец левой руки четыре раза.
Стала Маша гостей провожать - хлопайте в ладоши.
Прощай, Иван! - по очереди загибайте пальцы на левой руке.
Прощай, Степан!
Прощай, Андрей!
Прощай, Матвей!
И Митрошечка,
Мой хорошенький!

СТРЕЛКИ
Нужно хотя бы три игрока. Игроки встают в круг и соединяют руки таким образом, что бы правая кисть руки каждого из участников повернутая ладонью вверх была на раскрытой ладони левой руки игрока-соседа. Разобрались? Тогда начинаем. Первый игрок, по договорённости, начинает: хлопает правой ладонью по правой ладони соседа, тот в свою очередь после хлопка, также хлопает своего соседа. И т.д. по кругу при этом все говорят такие слова:
Чёрные стрелки обходят циферблат,
Быстро, как белки колёсики стучат.
В каждой минуте по шестьдесят секунд,
Бегут, бегут колёсики. Бегут, бегут, бегут.
На последнем слове, если не одёрнешь руку и тебя хлопнут по ладони - ты проиграл и выходишь из круга.

ЦВЕТЫ
Наши красные цветки Раскрывают лепестки. - Обе руки кладутся локтями на стол, пальцы собраны в горстки-цветки. Когда цветки раскрываются, то пальцы раздвигаются.
Ветерочек дышит, Лепестки колышет. - Пошевелили пальчиками.
Наши красные цветки Закрывают лепестки. - Пальцы опять собираются в горсти. Головой качают,
Тихо засыпают. - Покачали горсточками и положили их на стол.

МАССАЖ
Укладываем ребенка
на живот и начинаем массаж:
Рельсы, рельсы - рисуем на спине продольные линии
Шпалы, шпалы - рисуем поперечные полосы
Едет поезд запоздалый - стучим легонько кулачками вдоль спины
Из последнего вагона высыпается крупа - стучим пальцами по всей поверхности спины
Куры поклевали - стучим указательными пальцами
Утки пощипали - щиплем всю поверхность спины.
Пришел дворник и все подмел - гладим спину
А из зоопарка сбежали все звери:
Убежали слон, слониха и слоненок - стучим кулаками по спине (на слона сильно, на слоненка совсем легонько)
Убежали медведь медведица и медвежонок - вкручиваем кулаки в кожу.(на медведя сильно, а потом по убыванию)
Убежали заяц, зайчиха и зайчонок - похлопываем по спине (так же от сильных хлопков до более слабых)
Пришел директор зоопарка поставил стол, стул и печатную машинку - с каждым словом похлопываем по спине
И стал печатать: "Я купил себе и сыну просто классную машину" - печатаем пальцами по спине
Вжиик - проводим пальцами поперек спины. Точка - щекочем, вжик, точка.
"А жене и дочке красные чулочки" - снова печатаем
Вжик, точка, вжик, точка.
Написал, запечатал и послал - погладили по спине и хлопнули по попке.

ЧАСИКИ
Ребенок машет прямыми руками вперед назад
Ходят часики вот так:
Тик-так, тик-так.
Не спешат, не бегут.
Ровно в полдень громко бьют:
Топает ножкой.
Бом-бом-бом.

МИРИЛКА

- Мирись, мирись, мирись.
Больше не дерись.
Если будешь драться -
я буду кусаться.
А кусаться не причем
буду драться кирпичом.
А кирпич ломается

МЫШЬ
говорится, когда друзья поссорились. Друзья сцепляются мизинчиками правой руки, трясут ими и приговаривают:
- Мирись, мирись, мирись.
Больше не дерись.
Если будешь драться -
я буду кусаться.
А кусаться не причем
буду драться кирпичом.
А кирпич ломается
дружба начинается. - На этом мизинцы расцепляют.

ЧЕЛОВЕЧЕК
Игра подобная предыдущей.
- Человечек шел, шел, человечек шел, шел
И до Васи (Тимы, Маши и т.п.) дошел.
шагаем по подбородку и губам малыша, как по ступенькам.
- Раз, два, три.
нажимаем на носик:
-дззззииииииииинь!

ПОЕХАЛИ-ПОЕХАЛИ
Ребенок прыгает у мамы на коленках:
- Поехали-поехали в лес за орехами.
По кочкам, по кочкам.
По узеньким дорожкам.
В ямку БУХ!
Раздвигаем колени:
- Раздавили сорок мух!

ГУСЬ
Предплечье поставлено вертикально на локоть. Ладонь под прямым углом. Указательный палец то опирается на большой палец, то поднимается, имитируя движения клюва гуся. Все пальцы прижаты друг к другу:
- На лугу гуляет гусь.
Головой мотает - показываем, как он это делает.
Я его чуть - чуть боюсь:
- Он за ноги щипает.

ЗАЙЧИК И БАРАБАН
Делаем зайчика: кулачок с поднятыми в верх указательным и средним пальцем:
- Зайчик прыгал по полянке - шевелим заячьими ушками
И увидел барабан.
Он схватил его за лямки,
На траве нашел две палки
И стал бить: тарам-тарам - показываем, как бьют в барабан
Он три круга с ним пропрыгал,
Бил в него, ногами дрыгал - дрыгаем ногами и прыгаем.
А когда, сильнее хлопнул,
Барабан наш взял и лопнул! - хлопаем громко в ладоши

МИШКА КОСОЛАПЫЙ
Показать, как идет, переваливается медведь:
- Мишка косолапый
По лесу идет.
Делаем вид, что собираем шишки в карман:
- Шишки собирает
И в карман кладет.
Вдруг упала шишка
Мишке прямо в лоб.
Стучим кулаком в лоб:
- Мишка рассердился
И ногою - топ!
Рычим и топаем ногой.

ПАЛЬЧИКИ ГУЛЯЮТ
В этой игре все пальчики обеих рук по очереди, начиная с больших пальцев, согласно стишку прыгают по столу.
Вышли пальчики гулять.
А вторые догонять.
Ну а третьи бегом.
А четвертые пешком.
А мизинчик поскакал и в конце пути упал. - Мизинчики прыгают, а потом ладошки ложатся на стол

ДОМ НА ГОРЕ
На горе мы видим дом - сложите домик из ладоней.
Много зелени кругом - сделайте волнообразные движения руками.
Вот деревья, вот кусты - изобразите руками ветки деревьев.
Вот душистые цветы - сделайте из рук "бутон".
Окружает все забор - покажите руками забор - кольцо рук.
За забором - чистый двор - сделайте разглаживающие движения руками.
Мы ворота открываем - показываем, как открываются ворота.
К дому быстро подбегаем - изображаем пальцами бегущего человечка.
В дверь стучимся: стучим кулак о кулак,
Тук-тук-тук.
Кто-то к нам идет на стук? - приложите ладонь к уху, как будто прислушиваетесь.
Мы к вам в гости пришли и гостинцы принесли - сделайте из ладошек горсть, как будто вы что-то несёте.

СОРОКА-ВОРОНА
Водим пальцем по ладошке и приговариваем:
- Сорока-ворона печку топила, кашку варила!
А, теперь начиная с мизинчика трясем пальчики:
- Этому дала!
- Этому дала!
- Этому дала!
- Этому дала!
- А этому не дала!
Ты дров не носил, печку не топил.
Не будет тебе кашки!!!

СОВА
Машем ручками:
- Летела сова.
Большая голова.
Летела, летела
На пенек села.
Приседаем.
- Глазками хлоп-хлоп
Моргаем.
- Ножками топ-топ
Топаем ногами.
- Головой повертела
И дальше полетела.
Вертим головой и машем руками.

ПАУЧОК
Указательный палец правой руки соединяем с большим пальцем левой, а указательный палец левой руки с большим пальцем правой. Получилось? А теперь пытаемся поворачивать руки так чтобы верхнее соединение пальцев оказалось в низу и наоборот. Поворачиваем и говорим:
Паучок из паутинки
Нам плетет свои картинки.
Он плетет, плетет, плетет.
Паутиночка растет.
Вот он сплел большую шаль,
А в ней бабочка - как жаль.
Но мы бабочку спасем!
Паутиночку порвем!
На этом руки разводим в стороны.

РАЗГОВОРЧИК С МАЛЫШОМ
Как папа деньги зарабатывает? - малыш на этот вопрос стучит кулак о кулак.
А как мама их тратит? - малыш показывает, как сдувает купюры с раскрытой ладошки.

СОЛНЦЕ
Солнце ярко-ярко светит, - кисти в кулак, потом растопырить пальцы и снова в кулак - делать быстро быстро.
Не замёрзнем летом мы. - обнять себя
Согревает всё на свете - кисти в кулак, потом растопырить пальцы и снова в кулак
И быстрей растут цветы. - делаем "фонарики"

ПИРОЖКИ
Тесто с бабушкой катаем, - движениями показываем, как катаем тесто скалкой.
С мамой лепим пирожки, - как обычно - ладошка на ладошку в одну сторону в другую.
Ну, а с папой уплетаем
Пирожки за две - указательный палец левой руки на левую щёку - щеки. - указательный правый на правую.

ПРЫЖКИ
Прыгаем где угодно и как угодно. Можно ножками у мамы на коленках:
Прыг-скок, прыг-скок.
Через речку на мосток.
Через поле и лесок.
Прыг-скок, прыг-скок.

КОЗА
Показываем ребёнку "козу" из пальцев и надвигаясь, говорим страшным голосом:
Идёт коза рогатая,
Идёт коза бодатая,
Кто кашу не ест, молока не пьёт -
Забодает, забодает - щекочем малыша.

ЗАЙЧИК
Игра на реакцию.
Мама делает решётку из перекрещенных указательных и средних пальцев обеих рук. И говорит такие слова:
- Зайчик, зайчик, сунь свой пальчик!
Малыш после этих слов должен в решётку засунуть свой указательный пальчик и быстро высунуть, пока мама пальцы не сомкнула. Если удалось, мама снова начинает.

ПЕТУШОК
Соединяем кончики указательного и большого пальцев вместе, изображая клюв. Остальные пальцы распрямляем в разные стороны изображая петушиный гребешок. И стучим "клювом" об стол.
Петушок клюёт зерно
Очень мелкое оно.
Петушок клюёт, клюёт,
Клювом зёрнышки берёт.

ЕДУ-ЕДУ
Одна из вариации на тему: "поехали-поехали".
Ребёнок скачет на коленках у мамы.
Еду, еду
К бабе, деду.
На лошадке
В красной шапке.
По дорожке,
На одной ножке
в ямку - Бух! - раздвигаем колени.
Раздавили сорок мух.

БАРАШКИ
сажаете ребенка перед собой, можно на коленки лицом друг к другу:
- Два барашка на мосту
спорят и ругаются
уступить никто не хочет
целый день бодаются
Бодаем друг друга лбами:
Забодаю, забодаю...
(если малыш еще не сидячий можно его лежачего бодать головой в животик, моему Тимке нравится. Только за ручки его держите, а то не разумное дитя вцепится вам в волосы и никакого бодания не получится).

ЭТОТ ПАЛЬЧИК
Загибать поочередно пальчики, начиная с мизинчика на каждую новую строчку стихотворения.
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел -
Оттого и потолстел!

ЖУК
Под этот стишок можно что-нибудь изображать с пальчиками, сжимать-разжимать кулачки, наклонять ручки в такт строчек про ветер.
На лужайке, по ромашкам,
Жук летал в цветной рубашке;
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо на ветру качаюсь,
Низко-низко наклоняюсь.

МЫШИ
Игра с одним или несколькими малышами, в год - полтора детки уже понимают, что к чему. Мама выставляет руку ладонью в низ, а малыш ставит свой указательный пальчик маме под ладошку.
- Под моею крышей,
Собралися мыши!
Стала мама их считать:
- Раз, два, три, четыре, пять - на "пять" мама сжимает ладонь в кулак и ловит пальчик, а малыш должен успеть пальчик убрать.

ЗАМОК
На двери висит замок. - Обе ручки складываются в замочек.
Кто его открыть бы смог?
Потянули. - Локти развести в разные стороны и как будто бы потянуть руки, но не разжимать пальцы.
Покрутили. - В этом же положении покрутить сложенные кисти перед собой
Постучали. - Опять свести локти и постучать ладошкой об ладошку, при этом не разжимая пальцев.
И... открыли. - Дунуть на замочек и он откроется, ручки разомкнуться

РУЧКА
Ручка в зеркальце глядит,
Ручка пальчикам велит: - Ладошки кладутся на ребро одна напротив другой.
Загибайтесь. - Сгибаются пальцы в кулачки.
Выпрямляйтесь. - Пальчики выпрямляются.
Снова в горстку собирайтесь - Пальчики обеих рук складываются в горсточки.
Разбегитесь, распрямитесь. - Снова ладошки друг напротив друга, только руки широко разведены.
В кулачки опять сожмитесь.
Кулачок на кулачок. - Один кулак ставится на другой сверху
Вновь ладошки на бочок. - Первоначальное положение
А теперь лежат ладошки,
Отдохнут они немножко. - Руки кладутся на стол ладонями вниз.
Положили их на стол
И конец игре пришёл. - Положили руки на стол ладонями вверх

КОЛЕЧКИ, УШКИ, РОЖКИ,
Она показала мне тестовое упражнение для ребёнка при поступлении в школу. На владение координацией и ещё чего-то там, я уже не помню, а упражнение мне показалось очень забавным, вот делюсь. Говорим:
- Колечки - и при этом на обоих руках соединяем большой и указательный пальцы, синхронно, образуя колечко.
- Ушки - показываем пальцами обеих рук латинскую букву "V", так же синхронно.
- Рожки - руки в кулак, подняты вверх только мизинцы и указательные пальцы, синхронно.

Упражнение повторять убыстряя темп.