Схема обережная вышивка для куклы параскева пятница. Параскева-пятница - народные обереговые куклы - мастер классы - каталог файлов - очумелкино

Нашему салону "Русские ремесла" испоняется 20 лет.Захотелось сделать подарок,да не простой, а со смыслом.Салон собрал всех мастеров и рукодельников,не только нашего городка Весьегонск,что в Тверской области но и весьегонского района.Помимо всего в салоне можно узнать.как жили в старину наши предки,что носили,чем себя украшали.
А собирала все по крупицам Валентина Николаевна Кузьмина.
Сама я с народной куклой немного знакома,но в поисках правильно Параскевы лучше обратится к знающим людям.Интернет в помощь.
Кукла Параскева - история и значение

Начнем, как обычно с имени. Кукла Параскева или Параскева Пятница получила свое имя от христианской великомученицы святой Параскевы, которая приняла ужасную мученическую смерть, но не отреклась от своих убеждений. В христианском календаре 28 октября/10 ноября отмечен, как день святой Параскевы Пятницы, которая является покровительницей рукодельниц и обеспечивала успех всем домашним женским заботам. В это время и делали куклу Параскеву, которая является оберегом рукоделия.

Куклу оберег делали локтевого размера или меньше и ставили возле своей прялки, где она находилась до весны, когда уже заканчивали прясть, ткать, шить и вышивать. Очень многие варианты изготовления такой куклы содержат шитые элементы одежды, более того, куклу используют в качестве игольниц или места для крепления мелких инструментов для рукоделия – булавок, наперстков, маленьких ножниц и т.д.

Была другая форма этой же куклы – обрядовая. Обрядовая кукла Параскева Пятница делалась ростом около полутора метров и являлась результатом общественного труда, то есть ее изготавливали все женщины, которые потом занимались вместе рукоделием. Такая Параскева очень напоминала куклу Купавку, как по внешнему виду, так и своей судьбой – в конце обряда ее сплавляли по реке отдавая дань древним богам. Различались эти куклы размером и временем использования.
что это за имя такое, откуда оно и что означает;
для чего нужно было делать еще один оберег для рукоделия, если есть Десятиручка и Филипповка, уже друг друга замещающие;
почему куклу Параскеву использовали в обряде поклонения древнеславянской богине Макоши;
как можно совместить обереговые свойства куклы и использование колющих и режущих предметов.
Итак, достоверно известно, что имя «Параскева» переводится с греческого, как «пятница». В связи с этим совершенно непонятна несуразная связка «Параскева Пятница». Даже если учесть тот факт, что святая Параскева родилась в пятницу, что и явилось причиной выбора ее имени, то все равно довольно странным кажется использование двух слов с одинаковым значением одновременно, пусть и из разных языков. Масло масляное, или по-научному – тавтология.

Но если копнуть глубже, то выясняется, что по одним сведениям, пятница – день рукоделия, по другим – день почитания богини Макоши, которая покровительствовала женщинам и их занятиям. Так что вполне вероятно, что у куклы просто раньше было другое имя, например – «Макошь Пятница», и это давало понять, что изготовили оберег для рукоделия, помогать в котором будет великая богиня. Во всяком случае это более логично и понятно. Замена божественной части в имени куклы произошло в период распространения христианства в нашей стране, когда многие древнеславянские традиции изменяли и подстраивали на свой лад. Мы с этим уже сталкивались, когда разговаривали про куклу Спиридон Солнцеворот и куклу Купавку. Это единственное доступное мне объяснение того, почему сохранилось у куклы такое двойное имя.

По поводу похожести по значению куклы Параскевы с Десятиручкой и Филипповкой – да не было изначально никакого сходства. Если первую делали для общения с богиней Макошь или для использования ее силы для защиты, то назначение вторых кукол было более специфичным и узкоспециализарованным, то есть цели в первом случае стояли гораздо значительнее и масштабнее. Это через столетия, когда истинное значение куклы позабылось, выбилось, стерлось, то осталось то, что на поверхности – благоволит святая Параскева рукодельникам, значит и кукла будет оберегом на все домашние женские дела. Ну вот как-то так.

По тем же причинам, по которым произошло изменение имени куклы, стало допустимым использовать тряпичный оберег в качестве места для хранения иголок, булавок, ножниц, наперстков и прочих инструментов. Думаю, что мои эмоциональные комментарии в этом случае будут излишними, скажу только, что это абсолютно несовместимые понятия.
Кукла Параскева – как сделать

Конструкция куклы Параскевы – это крест из двух палочек. Мы уже знаем такой вариант, например, кукла Крестец делается точно также. Объем головы набираем ветошью или очесом, покрываем квадратным белым лоскутом, закрепляем у шеи. Дальше – полная свобода выбора оформления рук, одежды и прически. Радикальная трансформация сути и значения куклы Параскевы полностью стерла срогие правила ее изготовления, поэтому в этом случае можно позволить себе не скромничать.

2.


Единственный обязательный элемент для куклы – это ленты или полоски ткани, которые навязывают на руки. Традиционные цвета – красный (для общения с предками) и синий (для обращения к высшим силам). Во всем остальном никаких требований нет. Мы, как обычно, на стали перегружать куклу декоративными элементами, что бы четко и ясно можно было понять, из чего она состоит и как делается. При создании же сувенирной Параскевы можно добавлять любые украшения, использование которых будет уместным в данном случае.
Найдено здесь;http://kuklastadt.ru/articles/kukla-paraskeva
Вот еще немного о Параскеве.
Кукла Параскева - берегиня женских рукоделий..Св. мч. Параскева - христианская покровительница женщин и женских ремёсел.
День Параскевы Пятницы отмечали на Руси в ноябре,когда закончены полевые работы и начиналось время пряденья,ткачества,вышивания и т.д... Девушки и женщины в этот день показывали своё рукоделие. В Северных областях изготавливали куклу Параскеву в русском народном костюме. На руки и голову куклы навешивали ленты,кружева,небольшие орудия женского труда: веретено,игольницы,пяльцы,ножницы,коклюшки,напёрстки.
Нашла здесь;http://stranamasterov.ru/node/385026
И еще картинки с Яндекса.Любуемся и вдохнов

Образ Макоши (часто его связывают с образом Параскевы-Пятницы) один из самых противоречивых.


У Б.Рыбакова в книге «Язычество древних славян» встречаем: «…обращение к летописи возвышало Макошь до ранга единственной, а следовательно, главнейшей богини; сосредоточение на этнографическом материале снижало её образ до простой покровительницы женского прядения. Тысячелетний диапазон между разрядами источников не учитывался». Обширный материал по Макоши в книге Б.Рыбакова .

Параскева-Пятница и Козьма и Демьян (МК по нему будет следующим) – это самые значимые и самые важные для меня куклы. В них отражена полнота мироустройства, охватывающая почти все основные стороны жизни.

Мастер-класс

1 Приготовим шерстяные или п/ш нитки (цвета, кроме белого для рубашки и телесного, по вашему усмотрению) и палочки для крестовины ⌀ 1 см, длиной 26 см для тела и 19 см для рук.

2 Наматываем заготовки. Везде указываю половину длины, т.к. они будут складываться пополам. Значит всю длину надо удваивать. Длина белой рубашки 22 см (т.е. вся длина 44 см), коричневые волосы 28 см, оранжевые (или др. цвета) для платья 18 см, бежевые для лица 12 см. Немного красных ниток для обережного креста.

3 Закрепляем руки. Получаем крестовину, основу многих традиционных кукол и обматываем бежевыми нитками. Лучше от шеи и назад во все 4 стороны.

4 Накладываем обережный крест.

5 Белые нитки перекидываем на крепкую нитку и распределяем вдоль.

6 Привязываем белую рубашку под самые руки. Нитки распределяем ровно вокруг тела и перед тем как завязать, перекидываем через плечи, чтобы при возможном растяжении ниток она не спадала.

7 Заготовку для лица накидываем сверху макушки.

8 Крепко завязываем, не захватывая шеи.

9 Сверху «лицевых ниток» накидываем нитки для волос.

10 Завязываем на том же уровне, что и лицевые.

11 Ровно собираем сначала волосы вверх, затем лицевые нити.

12 Завязываем на макушке, очень крепко.

13 Только если всё крепко и ровно завязано, аккуратно обрезаем лицевые (бежевые) нитки выше перевязки на 5-7 мм вокруг всей обозначенной уже головы.

14 Отделяем небольшую прядь волос.

15 Прядью закрываем лицевые нитки, аккуратно оформляем голову.

16. Заготовку для платья делим на две части, накидываем на плечи.

17. Перевязываем ниже рук. Полы платья не соединяем вплотную, оставляем распахнутыми.

18. Сплетаем или скручиваем пояс. Ваша Параскева Вам в поддержку и помощь!

Внеклассное мероприятие

Тема: Праздник Святой Параскевы Пятницы. Мастер-класс по изготовлению куклы-оберега Параскевы Пятницы.

Цель: Формирование интереса к коми и русской культуре, фольклору, традициям через изучение истории народного праздника.

Задачи:

    познакомить детей с историей возникновения праздника, традициями и обычаями коми народа.

    воссоздать народную куклу Параскеву-пятницу.

Возраст учащихся: 10-14 лет.

Оборудование для педагога: Видеоролик "Параскева Пятница", об Удорском районе, медиапрезентация "Изготовление куклы-оберега Параскевы Пятницы" (приложение), музыкальное сопровождение - записи коми народных песен.

Оборудование для детей: каркасы куклы, лоскуты ткани разного цвета и размера, кружева, тесьма, шерстяные и простые нитки.

Примечание: Мероприятие наиболее целесообразно проводить в канун праздника Святой Параскевы-Пятницы - 10 ноября

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

ВИДЕО ОБ УДОРСКОМ РАЙОНЕ

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу познакомить вас с одним из праздников, который отмечают в нашем районе. Это праздник Святой Параскевы Пятницы.

А вы знаете что-нибудь об этом празднике? Как он возник, где и когда его празднуют, почему праздник Параскевы Пятницы отмечают у нас, в Удорском районе?

А отмечают этот великий праздник в деревне Кривое.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

1.Деревня Кривое (Кривой Наволок) расположена на правом берегу р. Вашки и входит в Важгортский сельсовет. Первые сведения о погосте Кривой Наволок относятся к концу XVI в., известно также, что первая часовня во имя Прокопия Праведного была построена в 1646 г., вторая часовня, во имя св.Параскевы Пятницы, была построена в начале XVIII в. на месте первой. Престольными праздниками д.Кривое явялются Введение Пресвятой Богородицы во храм и день св.Прокопия Праведного. Среди образов часовенного иконостаса иконы Богородицы и Прокопия, наряду с иконой св.Параскевы Пятницы, входят в число наиболее почитаемых.

2.По официальным сведениям, причиной установления праздника св.Параскевы в д.Кривое считается явление ее образа. Судя по всему, явление иконы произошло на берегу р.Керью, где и был первоначально установлен обетный крест. На местном фольклорном материале подобная легенда сегодня не фиксируется, по сведениям информантов установление праздника подтверждается легендой о нарушении женщинами запретов пятничного дня на производство домашних работ. Параскева в грязной одежде будто бы сама являлась в деревню, запрещала стирать в пятничный день и наказала женщинам отмечать праздник в ее честь ежегодно в девятую пятницу по Пасхе.

3.К более поздним по происхождению текстам можно отнести рассказы о явлении Параскевы в сновидениях местным женщинам, в которых Параскева также утверждает некоторые запреты, такие, как запрет прикасаться после отправления малой нужды к нательному кресту (надо вымыть руки), запрет снимать нательный крест в бане, тем более оставлять его там и т.п.

4.Праздник Параскевы Пятницы известен как «заветный» женский день, главными действующими лицами которого являются женщины, дети и больные, причем, в качестве последних в празднике могли принимать участие и мужчины. Как женский день праздник был противопоставлен дню Прокопия Праведного, как сугубо мужскому.

5. Девятая Пятница начинала лето, считалось, что Параскева как бы открывает летние воды и с этого дня можно купаться, а первое воскресенье после девятой пятницы называлось Обсевным праздником (престольный праздник д.Острово), с которого начинали сев. Напротив, с Прокопия начиналась подготовка к жатве, этот праздник как бы закрывал лето, а с Ильина дня уже действовал запрет на купание. На праздник Прокопия из соседнего с. Важгорт приезжал священник, и к его приезду возле обетного креста в верхнем конце деревни собирались все мужчины деревни. Священника встречали с иконой св. Прокопия – самой большой в иконостасе часовни. Вместе с попом мужики обносили этой иконой свои земли, освящая каждый крестьянский надел, а затем шли в часовню на молебен. Сегодня едва ли помнят об этом сугубо крестьянском и мужском значении дня св. Прокопия, хотя и отмечают его как один из деревенских престольных праздников.

6. Праздник Параскевы начинается с того, что к 9 часам утра к часовне начинают подходить женщины. Молодые и пожилые, кто–то с ребенком на руках, они несут с собой бидончики, банки и прочую посуду под освященную Пятницкую воду. У некоторых на руках иконы – возможно, домашние, а может быть, и храмовые, взятые в дом на зимнее хранение. Собираются дети, но нигде не видно мужчин – праздник-то женский, заветный. 7. К половине десятого входят в часовню. Иконы установлены в ряд на специальных полках напротив входа в часовню. На многих из них висят тканые полотенца, платки, куски ткани. Женщины не спеша зажигают свечи под иконами, причем наибольшее количество зажженных свечей оказывается под образами Параскевы Пятницы и Николая Чудотворца – к ним сегодня будет обращено наибольшее количество молитв. Как правило, часовня полностью заполняется женщинами и детьми, в первый ряд проходят сама староста часовни и те, кто знает и поет молитвы. В руках у них старообрядческие лестовки (лествицы), по которым определяют количество исполненных молитв.

8.Около десяти часов, когда уже зажжены все свечи, староста часовни начинает службу. В прежние годы службу вели наставники, знавшие церковно–славянскую грамоту и читавшие старинные старообрядческие книги. Но традиция эта прервалась в конце 1980-х гг., и последней наставницей, которая вела службу по книгам, была Сорова Лидия Константиновна (Кoстя Ледя). После нее службу стала вести староста часовни Дарья Кирилловна Яковлева (Кирша Даро), которая вела уже службу по тетради, где были записаны молитвы святым.

9. Так что служба сегодня, уже при старосте часовни Капитолине Кирилловне Калининой, представляет собой простое пение молитв каждому из чинов небесной иерархии, представленных на иконах часовни. В последнюю очередь исполняются молитвы Параскеве Пятнице: «Святая Пякнича Парасковья, моли Бога о нас!..», и на этом часовенная часть службы завершается.

10. Женщины выносят иконы и становятся так, чтобы иконы образовали определенную иерархию: первая – икона Спаса, Воскресения Христова, затем икона Богородицы, Прокопия, а за ней уже икона Параскевы Пятницы и дальше все остальные. Наиболее авторитетными считаются образа Параскевы и Прокопия, поэтому их стараются нести по очереди.

11. Даже в суровые сталинские годы, когда православные праздники вообще оказались под запретом и участие в них для молодых колхозниц было предприятием, мягко говоря, небезопасным, они старались хотя бы по очереди тайком пронести к воде икону Параскевы Пятницы. Пожилая женщина рассказывала, как это происходило в конце 1930-х гг.: «Я пальто одела и под ним несла образ, так мы и пронесли его вчетвером. Я будто бы к амбарам только и ходила, а сама сбегала к воде с образом и обратно вернулась. Бежала, думала – душа из груди изойдет, чтоб только не арестовали. Стахановка, арестуют ведь, раньше ведь так и было. После мне и говорят: «Ты, Остапова, носила образ, Параскеву Пятницу». А я отвечаю: «Я не знаю, кто образ носил, у меня его нет, если бы нашли его у меня – другое дело. А так арестовывать меня не за что» . Даже и сегодня сквозь незатейливую браваду рассказа слышен страх этой женщины перед силами, препятствующими привычному, завещанному предками духовному деланию.

12.Иконы несут через все село по направлению к верхнему концу (катыд пом). Женщины, несущие икону св. Прокопия, самую большую в иконостасе часовни, меняются часто, но не только из-за естественного желания помочь, а еще и потому что считается, будто тем, кто нес ее на празднике Параскевы Пятницы Бог списывает семь грехов. Дети идут впереди процессии, нередко тоже с иконами в руках, грудных же детей женщины несут на руках. Шествие проходит по пойменному лугу к озеру Кoдж ты (старица р.Вашки) и дальше по мосткам через озеро и болото на сухой берег речки Керъю, где установлен деревянный обетный крест.

13. По–видимому, само шествие с несением икон с переходом озера вброд прежде входило в число трудов, положенных во славу Параскевы Пятницы. При этом «стоячая», а значит, нечистая вода озера противопоставлялась «текучей», чистой воде речки Керъю. В нечистую воду нельзя было не то что окунать иконы, ее нельзя было даже касаться образами при переходе озера вброд. В этом случае мог подняться северный ветер и заморозить посевы. Обычай, однако, забылся и сегодня через старицу и вытекающий из нее ручей Гагшор проложены мостки.

14. Иконы ставят к кресту, часть женщин становится на моление, а другие спускаются к воде и совершают омовение икон. Каждую икону по отдельности окунают в воду и моют глухариными крыльями. Вымытые таким образом иконы поднимают на берег и снова ставят к кресту. При этом исполняются молитвы в честь каждого из святых. Последней в воду окунают икону св. Параскевы, и с этого момента вода в реке как бы становится святой.

15. К воде подводят и моют больных, детей, набирают воду в принесенную посуду. Особенно целительной считается вода, набранная прямо с иконы Параскевы Пятницы, поэтому сам образ долго держат в воде, каждый раз подводя к ней детей и умывая их иконной водой. Некоторые женщины полностью окунаются в воду, а если погода не позволяет совершить купание, то многие просто заходят в воду и, подняв подолы юбок, приседают в воду. Образ Пятницы как бы «открывает» воду, и с этого момента на Вашке разрешено купаться в реках и озерах. Примечательно, что «закрывает» воду, и в целом купальный сезон праздник св. Прокопия праведного, как известно, дублирующий Ильин день.

16. Каждая из женщин приходит к Пятницкой воде, надеясь на чудо исцеления, недаром Параскева Пятница слывет покровительницей всех женщин, а ей посвященный праздник – заветный день всех больных. Рассказывает А.В.Сорова из с. Важгорт: «А я всегда хожу в Кривое и прошу Параскеву Пятницу: «Пусть мне здоровье Бог даст!» Пока ноги носят, буду ходить, а потом, может и не смогу уже. Для здоровья хожу, прошу здоровья, потому и хожу. Может, мне Пятница Параскева даст здоровья. Как-то в один год у меня очень болела пятка. А я попросила Пятницу Параскеву: «Пятница Параскева, дай мне здоровья, нога очень болит, шагу ступить не могу. Большую икону Параскевы Пятницы сама унесу на реку и принесу обратно». Сама спустила образ к реке, в воде по колено стояла. И я знаю, что мне от этого пришло здоровье. Польза была. Я знаю, что я от этого получила пользу. Я до этого чем только не лечилась, какие только лекарства не пробовала, а к бабушкам не ходила, и ничего мне не помогало и только Параскева Пятница сделала мне добро»

17. Наконец, все иконы вымыты и установлены возле креста, сюда же поставлена набранная в бидоны и в бутыли Пятницкая вода. Женщины становятся в полукруг к кресту и продолжают моление уже все вместе. Моление продолжается теперь уже недолго, женщины берут иконы и возвращаются в часовню. Иконы ставят на свои места, покрывают их полотенцами, платками, как прежними, так и вновь принесенными. Затем все становятся на отходную молитву, и после ее завершения расходятся по домам. По обычаю, служба Параскеве Пятнице завершается в полдень, и в прежние годы вторая половина дня считалась рабочей.

18. Кульминационным моментом Удорского праздника надо полагать мытье часовенных и домашних икон в р.Керью. С одной стороны, само мытье икон группируется вокруг помывки главной иконы праздника – иконы св.Параскевы, символизирующего ни что иное, как смывание грехов женщин, накопленных Параскевой в течение года. Одновременно совершается освящение речной воды, которая получает целебную силу от обновленного образа св.Параскевы. От этой освященной воды, видимо, наполняются благодатью и остальные помытые в этой воде иконы. Что касается участников обряда, то они имеют возможность также совершить омовение в благодатной пятничной воде и набрать в заранее приготовленную посуду для последующих медицинских целей. Ради этой воды до 1930–40-е гг. женщины из окрестных деревень совершали многокилометровые пешие паломничества на праздник в д.Кривое.

19. Сегодня праздник отмечается, главным образом, жительницами д.Кривое и с.Важгорт, однако в конце 1990-х гг. наставницы некоторых вашкинских деревень стали совершать пятничную службу с омовением икон. Нельзя сказать, что этот обычай стал постоянной практикой, но сам этот факт говорит о значении образа св.Параскевы для религиозности удорских коми.

20. Таким образом, праздник Параскевы Пятницы (Девятой Пятницы) в д.Кривое Удорского района Республики коми представляет собой вариант распространенного на Русском Севере и в целом в России культа Параскевы Пятницы По своему происхождению и содержанию праздник представляет собой вариант общероссийской православной традиции празднования Девятой пятницы по Пасхе, посвященной великомученице Параскеве. . Соответственно, есть отличия и в легендарных образах Параскевы: если в русских легендах она является, покрытая ранами от веретен, то в коми легендах одежда Параскевы покрыта коростой грязи от выстиранного в пятницу белья.

11. 10 ноября в России отмечают день Святой Параскевы Пятницы - покровительницы рукодельниц. По средневековому - "бабья святая"!
Святая Параскева Пятница на Руси почиталась как женская заступница, покровительница рукодельниц. В этот день женщины и девушки показывали друг другу свое рукоделие. В северных областях России было принято в этот день изготовлять куклу - Параскеву.
Сама Параскева является хранительницей мелких предметов рукоделия. Своеобразная игольница. На нее можно навязать кусочки тесьмы, жгутики, шнурочки, приколоть булавочки, иголки, пуговичек пришить - все мелочи, которые могут пригодиться в рукоделии.
В этот день мастерили куклу Параскевы и обряжали ее милыми безделушками, сделанными своими руками. На ее руки, юбку навешивали безделушки из бересты, глиняные игрушки, соломенные и тряпичные куклы, расписные яйца, плетеные лапотки, бусы, пояса.
Размером она небольшая, ведь, большую неудобно хранить и переносить, но и не маленькая, а то на ней места не хватит для всей рукодельной утвари.

Кукла "Параскева-Пятница" считается берегиней женских ремёсел.

Параскева-Пятница представляется в виде высокой, худой женщины с длинными распущенными волосами. Высоких и худощавых женщин еще и сейчас иногда называют "долговязая пятница".

Кукла-оберег традиционно должна была иметь распущенные волосы, символизирующие мольбы и просьбы наших предков к богам. В руках у куклы находится веретено, символ рукоделия. Руки ее перевязаны нитями, значение которых – обращение к высшим силам.

Так, красные нити – обращение к мудрости предков, а голубые – к высшему разуму. На развернутых ладонях обязательно сидят птицы, которые подчеркивают ее божество, воплощая собой хозяйку небес, небесную пряху.

Ведущий : Сегодня на нашем занятии мы с вами будем рукодельничать - делать своими руками куклу Параскеву-Пятницу.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ИЗГОТОВЛЕНИЕ КУКЛЫ-ОБЕРЕГА ПАРАСКЕВЫ ПЯТНИЦЫ»

Дети приступают к изготовлению куклы. Работа детей сопровождается звучанием коми народных песен. Дети подпевают. Таким образом происходит воссоздание обстановки старинных коми посиделок за рукоделием.

Итог занятия: Выставка готовых кукол. Рефлексия.

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики

«Шумерлинский политехнический техникум»

Министерство образования и молодёжной политики

Чувашской Республики

Утверждаю:

зам. директора по УВР

Осипова А.М.

« »___________ 2016 г.

Занятие кружка «Рукоделие» на тему:

Народная обрядовая кукла - Параскева Пятница

Дата проведения: 27.10.2016

Разработала: Кочеткова О.В. –

воспитатель общежития

г. Шумерля, 2016г.

Тема программы: «Рукоделие»

Тема проекта: «Неигрушечный мир – игрушечной куклы»

Тема занятия кружка: «Народная обрядовая кукла - Параскева Пятница».

Цели занятия кружка:

Образовательная:

Познакомить с историей традиционного русского праздника Параскева Пятница.

Научить технологии изготовления обрядовой куклы Параскевы Пятницы.

Воспитательная:

Формировать любовь к русской культуре, традициям через изучение истории народного праздника.

Воспитывать интерес к забытым видам декоративно-прикладного искусства.

Развивающая:

Развивать стремление к самостоятельному творчеству, зрительную память, эстетический вкус, навыки работы с кусочками ткани и другим подручным материалом.

Тип занятие кружка: комбинированный:

Методы обучения:

- словесный

Наглядно-демонстративный

Практический

Интерактивный

Объяснительно-иллюстративный

Репродуктивный

Групповой

Ключевые компетенции:

Готовность к саморазвитию

Речевая, мыслительная компетенции

Умения рефлексировать на собственную интеллектуальную деятельность, делать объективные выводы

Материалы и инструменты: кусочки различных тканей, тесьма, кружева, нитки, ножницы, деревянные палочки.

Наглядность : презентация «Народная обрядовая кукла – Параскева Пятница», образец куклы, инструкция по технике безопасности при работе с ножницами, заготовка из палочек связанных крест-накрест.

Литература

    Берестенёва Е.В., Догаева Н.В. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. – М.: Издательство «Белый город».

    Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и обычаи. Народная кукла. - СПб.: Паритет, 2005.

    Сайт http ://linda 6035.ucoz .ru /

Вводная часть

Организационный

момент

Мотивация обучающихся,

Сообщение темы, цели и задач занятия

5 мин.

Приветствие, проверка готовности обучающихся к занятию

Вступительное слово педагога.

Интерес к занятию

Основная часть:

Сообщения информации об истории традиционного русского праздника и обрядовой народной куклы;

Практическая деятельност ь

30 мин

Рассказ

Демонстрация приёмов работы изготовления куклы Параскевы Пятницы.

Выступление обучающихся;

Выполнение практического задания

Представление своих работ

Формирование речевой, мыслительной компетенции,

умения работать в группе, художественного вкуса, творческих способностей, воображения

Заключительная часть

Представление работ

Рефлексия

5 мин

Проверка выполненного задания и оценка деятельности обучающихся

Оценка своей деятельности на занятии

Формирование умений рефлексировать на собственную интеллектуальную и трудовую деятельность, делать объективные выводы

Структура занятия.

План занятия кружка

I Организационная часть

Здравствуйте, ребята и уважаемые эксперты. Я очень рада вас видеть на занятии кружка «Рукоделие».

Наше занятие мне хотелось бы начать с музыкальной паузы. (мелодия из сказки «Финист ясный сокол» Родина ясноглазая)

Родина – это отечество, отчизна, страна, в которой человек родился. Это наша история, культура, обычаи и традиции.

Деревенский быт наших предков – это тоже часть нашей истории и культуры, хотя современному человеку очень трудно представить быт наших предков.

Он был заполнен тяжелым каждодневным трудом. Но, тем не менее, разгульные деревенские праздники, приуроченные к церковным датам и сельскохозяйственным работам, были красочными и яркими, сопровождались многообразной символикой.

Крестьяне создавали легенды, образы и символы святых, наделяли их доступными для понимания простого человека качествами. Поэтому не последнее место в праздничной символике принадлежало традиционным обрядовым куклам. Считалось, что чем древнее способ изготовления куклы, тем действеннее ее роль в совершении обряда.

Обряды, проводимые на праздниках, по верованиям крестьян, должны были способствовать приплоду скота, обильному урожаю, здоровью и благополучию членов крестьянской семьи.

Символика многих праздничных обрядов со временем утрачивалась. Многие обряды соблюдаются по традиции, дошедшей до нас в пересказах бабушек внукам.

То, что мы сегодня знаем о традиционных русских праздниках, во многом является исторической памятью народа.

Девочки, а какие традиционные русские праздники с применением обрядовых кукол вы знаете?

10 ноября с незапамятных времён наши предки отмечают праздник Святой мученицы Параскевы, нареченной Пятницею. Эту Святую чествуют, как покровительницу семьи, брака и всех женских ремесел. Она приравнивается к христианской Богородице.

Сегодня я вам предлагаю познакомиться с этим праздником и изготовить обрядовую куклу Параскеву, к оторая является неотъемлемой его частью.

Техника изготовления куклы Параскевы очень экономична во времени, не дорогая в материальном плане, высокохудожественна, актуальна и красочна для современного интерьера. Вы научитесь из разнообразных кусочков ткани, ниток создавать хорошие сувениры и подарки, которые сможете подарить своим близким и знакомым к празднику Святой Параскевы Пятницы.

Основная часть

А сейчас давайте окунёмся в удивительный мир русской культуры!

О празднике нам расскажут Тишкина Виктория и Кожевникова Елизавета. История праздника

Вика: На Руси Святая Параскева Пятница особо почиталась женщинами. Ее так и называли - "Бабья Святая". Накануне праздника пекли обрядовый хлеб и угощали им соседей. Угощение доставалось и домашним животным. Дома украшали цветными лентами. А женщины в этот день приходили в храм, икону Святой Параскевы украшали вышитыми полотенцами, лентами, цветами, душистыми травами. День недели Пятница в честь покровительницы и помощницы всех женских ремёсел считался днём отдыха для женщин.

Лиза: В этот день было принято изготовлять куклу – Параскеву.

В доме, где собирались на посиделки, ставили куклу Параскеву в рост человека высотой 1,5 метра. Кукла эта была одна на всех. Представляла она собой крестец, две палки, связанные крестом. Одна, основание, обматывалась белой тканью. Вместо головы мог быть глиняный горшок. А могла быть и голова, сделанная из узла, набитого ветошью. На голову надевали головной убор - сборник и кичку. Одевали куклу в русский народный женский костюм. На руки куклы девушки и женщины навешивали пояса, ленты, кружева, небольшие орудия женского труда: веретено, наперсток, ножнички, коклюшки, подушечку с иголками и т.д.

Вкладывали в куклу свои "тексты" и заветные желания, обращенные и к предкам (красные ленты), и к Богам (голубые ленты).

В традиционной русской культуре значимость образа Параскевы Пятницы была соразмерна с христианской Богородицей.

Спасибо, Вика и Лиза за интересную информацию.

А сейчас девушки, приступаем к изготовлению куклы Параскевы Пятницы.

Практикум. Работаем в парах.

Для работы нам понадобятся:

Заготовки из палочек связанных крест- накрест, называемые «крестецом»;

Кусочки ткани разных цветов;

Ленточки, кружева, тесёмочки;

Шерстяные и простые нитки;

Ножницы.

При работе с ножницами необходимо соблюдать Технику безопасности:

    При работе внимательно следите за направлением резания.

    Не держите ножницы лезвием вверх.

    Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.

    Не режьте ножницами на ходу.

    Не подходите к товарищу во время работы.

    Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.

    Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.

Практическая часть

1. Берём нашу заготовку - «крестец», т.е. две палочки связанные нитками крест- на-крест. На верхнюю часть ложем вату и накрываем белым лоскутком. Формируем складочки так, чтобы лицо у куклы получилось без складок. Ткань закрепляем белой ниткой по линии шеи.


2. На куклу надеваем рубашку. Что мы делаем? Два одинаковой длины прямоугольных кусочка ткани вешаем с обеих сторон на ручки куклы, при этом боковые срезы подворачиваем. У нас получилась импровизированная нательная рубашка. Её закрепляем ниткой вокруг туловища, формируя линию талии.

А сейчас мы с вами побудим в роли кутюрье. Нарядим нашу Параскевушку в наряд.

Каждый на свой вкус выберет кусочки ткани для юбочек, для фартучков и платочков. А так же вам пригодятся ленточки для поясков и разноцветные нитки для украшения куклы.

Всё это находится на моем столе, к нему по очереди подходит каждая пара и выбирает нужные вам материал для работы.

3. Для формирования юбочки берём небольшой прямоугольный лоскуток, обёртываем им талию, присбориваем ткань, закрепляем ниткой юбку вокруг туловища.

4. Затем повязываем фартучек или поясок, скрывая не ровный край юбочки.

5. Следующий шаг. Повязываем на голову куклы первый платок, называемый «повойник», а потом покрываем вторым нарядным платком.

6. И последний шаг. На ручки вешаем разноцветные ниточки, ленточки, кружева. Так же можно на руки кукле повесить пуговицы, булавочки, импровизированные ножницы, игольницы.

Рефлексия

Молодцы девочки, хорошо потрудились! Покажите друг другу своих красавиц.

А сейчас давайте мы все встанем в круг, возьмемся за руки и каждый выскажем свое мнение о нашем занятии:

Как вы его оцениваете?

Что нового вы узнали на занятии?

Заинтересовала ли вас данная тема?

Будете ли вы в дальнейшем делать кукол?

И ещё мне хотелось бы знать, как вы распорядитесь своей куклой, оставите у себя или подарите кому-либо?

Обучающиеся высказывают свое мнение о проведённом занятии.

Спасибо, за интересные высказывания, за творчески выполненные вами работы. Мне бы очень хотелось, чтобы вы и в дальнейшем интересовались историей и культурой нашей Родины, ведь знание основ своей национальной культуры, родного языка и традиций, обычаев и обрядов своего народа способствует сохранению целостности нашей страны, нашей России.

В заключение нашего мероприятия я предлагаю вам сделать общее фото с нашими куклами Параскевушками.

Общее фото с куклами

Самоанализ занятия кружка «Рукоделие»

на тему «Народная обрядовая кукла - Параскева Пятница».

В рамках программы кружка «Рукоделие» и плана реализации проекта «Неигрушечный мир – игрушечной куклы» мною проведено занятие на тему «Народная обрядовая кукла - Параскева Пятница» по изучению технологии изготовления обрядовой куклы Параскевы Пятницы.

Исходя из типа (изучения нового материала) и вида (комбинированный-практический) занятия, сформулирована цель и продумана, на мой взгляд, наиболее рациональная структура занятия, для освоения нового материала отведено достаточно времени.

Цель занятия:

Ознакомить с историей традиционного русского праздника.

Научить технологии изготовления обрядовой куклы Параскевы Пятницы

Задачи:

Подготовить презентацию о традиционном русском празднике Параскева Пятница;

Научить приёмам работы с кусочками ткани и другими подручными материалами;

Развивать художественный вкус, творческие способности, воображение;

Воспитывать интерес к забытому виду декоративно–прикладного искусства.

На подготовительном этапе работы к занятию, обучающимися кружка проделана предшествующая работа по сбору и оформлению информации об истории праздника (подготовка презентации), где применен частично-поисковый метод – участие воспитанников в коллективном поиске, решение поставленной задачи, самостоятельная творческая работа обучающихся.

При ознакомлении с технологией изготовления обрядовой куклы мною использованы следующие методы: словесный (устное изложение, беседа, рассказ), наглядный (показ мультимедийного материала, образец работы). При обучении приёмам работы с кусочками ткани применён объяснительно-иллюстративный метод, который способствовал восприятию и усвоению готовой информации.

Мне удалось обеспечить работоспособность и обратную связь с обучающимися, то есть удалось их заинтересовать и повысить активность в решении проблемных ситуаций на занятии путём смены деятельности. Практический метод, использованный мною, позволил усвоить технологию изготовления обрядовой куклы, об этом свидетельствует ими выполненные задания (все справились). Значит, обучающиеся научились приемам работы с кусочками ткани и подручными материалами; следовать устным инструкциям; создавать изделия по технологии изготовления обрядовых кукол; применять коммуникативные способности и приобретенные навыки работы в коллективе, о чём говорит доброжелательная психологическая атмосфера в ходе занятия.

Занятие способствовало формированию следующих общих компетенций:

Готовности к саморазвитию

Речевой, мыслительной компетенции

Компетенции самоконтроля своей деятельности, самостоятельности мышления, ответственности, способности слушать, умения решать проблемы

Умений рефлексировать на собственную интеллектуальную деятельность, делать объективные выводы

В ходе занятия поставленные задачи удалось реализовать:

Цель занятия решена, что удалось определить на этапе реализации поставленных задач (дети активно и эффективно решали поставленные перед ними задачи) и на этапе контроля (успешно справились с практическим заданием и решением интеллектуального задания).

Вывод: обучающиеся усвоили приёмы работы по технологии изготовления обрядовых кукол; способны и готовы к дальнейшему изучению данного вида декоративно - прикладного искусства.

Созданная воспитателем доброжелательная рабочая атмосфера положительные эмоции поддержка дисциплины, знание взаимоотношений обучающихся друг с другом (т.к.работали в группах), использование поощрений обеспечили на уроке высокую работоспособность обучающихся в течение всего занятия.

Как сделать народную куколку Параскеву-пятницу - по следам осенней встречи "Заревницы"
http://maminsite.ru/forum/viewforum.php?f=316

Кукла Параскева-пятница считается берегиней женских ремёсел.

Святая Параскева Пятница на Руси почиталась как женская заступница, покровительница рукодельниц. В этот день женщины и девушки показывали друг другу свое рукоделие. В северных областях России было принято в этот день изготовлять куклу - Параскеву.

Параскева является хранительницей мелких предметов рукоделия. Своеобразная игольница. На нее можно навязать кусочки тесьмы, жгутики, шнурочки, приколоть булавочки, иголки, может, пуговичек пришить - все мелочи, которые могут пригодиться в рукоделии. Размера она небольшая (большую неудобно хранить и переносить), но и не маленькая (а то на ней места не хватит).

Мы будем делать интересный вариант этой куколки.
Для ее изготовления нам потребуется две прямые палочки- для рук и для туловища, которые крепятся накрест. И клубки разноцветных шерстяных ниток. Можно взять остатки разных клубков от вязания.
Еще если взять различные тесемки, тряпочки, кусочки ваты или синтепона для набивки - то можно сделать игольницу, или сумочку для мелочей и повесить кукле на плечо:-)
Если взять кусочек тряпочки и пуговички, то будет у куколки красивая юбочка:-)

А вот и наши Параскевы:

А также Параскева считалась покровительницей рожениц и браков. Именно поэтому день Параскевы - Пятницы получил название «бабьего» или женского праздника.

По народной примете, беременной женщине нельзя было расчесывать волосы в пятницу, опасаясь прогневать святую и лишиться ее помощи во время родов.

Заговор на благополучную беременность

"Рождество Богородицы, жена Мироносица, зародила невидимо и разроди невидимо. Милостивая Пресвятая Богородица, не оставь, не покинь меня, грешную, потерпи моим грехам."

Также Параскева считалась покровительницей женского рукоделия, в первую очередь, прядения - Параскева-льняница.

Приметы Прасковьи трепальницы:
Было еще одно название этому дню - Параскева Трепальница (лен треплют).
В пятницу не только нельзя прясть, но даже иметь в доме конопель.
В пятницу нельзя прясть, а шить можно.
Если грязь велика, лошадиное копыто заливается водой, то выпавший снег сразу устанавливает зимний путь.
Кола мять лен, так уж доминать.
Кто в пятницу много смеется, тот в старости много будет плакать.
Кто прядет в пятницу, у того на том свете слепы будут отец с матерью (кострицей забьет глаза).
Мни и толки льны с грязнихи.
Мни лен доле и волокно будет доле.
На Грязниху грязь - четыре смены (недели) до зимы.
На грязниху не бывает сухо.
На красивого глядеть хорошо, а с умным жить легко.
На Парасковию-льняницу начинают мять и трепать лен.

Параскева Пятница — бабья святая, «так как повсюду наши крестьянки считают ее своей заступницей».
Параскева Пятница представляется в виде высокой, худой женщины с длинными распущенными волосами.
Высоких и худощавых женщин еще и сейчас иногда называют «долговязая пятница».
Параскева считается покровительницей женской зимней работы, в первую очередь, пряжи.
Полагают, что с этого дня должно трепать лен.

Пятница, святая мученица Парасковея, пошли мне женишка-то поскорее!
С мужем — хужа, без мужа и того хуже; я вдовой да сиротой — хоть волком вой.
Хоть за старца, лишь бы в девках не остаться.
Христовым страстям причастница.