О чтении для детей: зачем, со скольки лет, в каком возрасте начинать? Когда и что начинать читать ребенку? Когда начинать читать книжки ребенку.

Многие ревнители чтения утверждают, что читать ребенку можно с момента рождения, а еще лучше начинать это благородное дело до рождения. На последних месяцах беременности сидишь, поглаживаешь животик и читаешь какого-нибудь «Винни-Пуха». И потом, как нам говорят, родившийся ребеночек эту книжку непременно «опознает» как знакомую.
Я ничего не имею против. Я только «за». Будущей маме очень полезно читать талантливые детские книжки, особенно такие как «Винни-Пух», потому что они обладают всеми «волшебными» качествами искусства, да еще и настраивают на ребенка, тонко и ненавязчиво рассказывают об особенностях его мировосприятия.
Я даже полагаю, что женщине вообще полезно читать - не только во время беременности, но и без нее. А «читающая мама», к тому же, - важное обстоятельство для появления в будущем читающего ребенка. Что же касается малыша, то «опознает» он читанный ему в утробе текст или встретится с ним «на новеньких», не очень существенно. Существенно, чтобы встретился.
Но в результате оказывается, что рекомендация «начинайте читать до рождения» лишена всякого практического смысла, потому что не отвечает на вопрос, когда же начинать показывать ребенку книжки, в каком возрасте. И как это делать?

«Читающая мама» - важное обстоятельство для появления в будущем читающего ребенка.

Попробуем разобраться.
Что такое книжка? В первую очередь, это предмет. В отличие от камня или палки это предмет рукотворный, созданный для определенных, специфически человеческих надобностей. Как кастрюля создана, чтобы в ней варить, расческа - чтобы причесываться, стул - чтобы на нем сидеть, ложка - чтобы есть. Соответственно, существуют специальные правила употребления этого предмета.
Предмет «книга» адресован нашему воображению. Кроме действия по переворачиванию страниц он требует от нас еще и других, невидимых, внутренних действий.

Книга - это особый предмет, адресованный нашему воображению.

Вот эти два обстоятельства - специфическая «предметность» книги и способность ребенка к ее восприятию - определяют время книжного старта для самых маленьких.

* * *
Раз книжка - это «специфический предмет», значит, и его специфику ребенок сможет воспринять, когда достигнет определенной степени психической зрелости. Окружающие предметы начинают интересовать малыша довольно рано - когда он начинает тянуться к ним ручками. Но в течение некоторого времени (того, которое называется ранним детством) главная цель такого интереса - произвести над предметом какое-то действие: сунуть в рот, выкинуть из манежа, заставить издать какой-то звук. Восьмимесячного, годовалого и полуторагодовалого ребенка заботит не столько специфическое назначение предметов, сколько их свойства, проявляющиеся в ответ на действие.
Иными словами, если поставить перед ребенком кастрюлю с крышкой, он будет с удовольствием ее снимать и с шумом водворять на место. Но это манипулирование с крышкой еще не означает, что ребенок «постигает» истинное предназначение кастрюли. В данный момент он постигает принцип «входит-выходит». Как ослик Иа-Иа, получивший в подарок пустой горшок из-под меда. Если перед ребенком такого же возраста положить книжку - большую, красивую, с крепкими картонными страницами, он, скорее всего, обнаружит: страницы можно переворачивать. Это занятие - переворачивать страницы - и станет главным. Но оно пока имеет мало отношения к восприятию прекрасного, как бы мы ни убеждали себя, что все дело именно в магии прекрасного. Дело в толстом картоне и в объеме предмета. Переворачивание страниц для ребенка определенного возраста мало отличается от манипуляций с крышкой от кастрюли. Ничего плохого в этом нет. Это по-своему полезно - при условии, что книжка не рвется. Или если не происходит так, как у одной мамы: по совету прогрессивной подруги купила восьмимесячному сыночку дорогую модную книжку, а он ее грызет.
Так он в своем праве! Исследует окружающий мир доступными ему способами.

Переворачивание страниц книги для ребенка раннего возраста мало отличается от манипуляций с крышкой от кастрюли.

Первыми признаками того, что уже «пора», нужно показывать малышу книжки, могут служить его попытки использовать другие предметы по назначению. К примеру, возить расческой по волосам (а не только пересчитывать ею появившиеся зубки). Или самостоятельно подносить ложку ко рту, пользоваться чашкой. Надевать на головку разные головные уборы - собственные и чужие, но именно на головку. Это сигнал к тому, что и книжка может быть воспринята в ее специфическом назначении - как предмет для особого действия.

Первыми признаками того, что уже настала пора показывать малышу книжки, могут служить его попытки использовать другие предметы по назначению.

Но сам малыш, без взрослого, еще не может совершать это специфическое действие. Оставлять маленького ребенка один на один с книжкой (даже если она из толстого картона) - это значит создавать условия для превращения книжки в предмет произвольных манипуляций, ставить ее в один ряд с кастрюлей или кубиками.
- Смотри-ка, Ксюшенька, кто это тут нарисован? Это котик. Видишь, какой котик? Ах ты, котенька-коток, котя, серенький лобок. Приди, котик, ночевать, нашу Ксюшеньку качать (слово «деточка» очень правильно заменяется именем малыша). Смотри, что котик делает? Колыбельку качает. Кто в колыбельке лежит? Ксюшечка. Вот она, моя Ксюшечка. Как я ее покачаю? Вот так…

В истинном своем назначении книжка выступает для ребенка лишь тогда, когда он общается по поводу нее с взрослым.

Можно ли назвать это чтением в чистом виде? Это скорее родительское «камлание» над книжкой.
Речевая импровизация, то и дело уходящая от написанного текста, постоянно апеллирующая к малышу, к его опыту, к взаимодействию с ним. Одна замечательная мама, которая очень рано начала показывать своей дочке книжки, так описывала этот процесс: «Как мы читаем? А вот как. Открываем книжку, смотрим на картинку. Я что-нибудь про эту картинку рассказываю. Показываю, где кто, как называется, что делает. И Ксюша мне показывает, где кто. Она хорошо запоминает, что здесь нарисовано, и ей очень нравится рассматривать картинки и слушать, как я в это время что-то рассказываю. А вот когда я начинаю читать то, что написано, она меня останавливает. Ей больше нравится слушать, как я выдумываю что-то свое».
Такое поведение характерно для еще не говорящих или только начинающих говорить детей. Оно обусловлено законами речевого развития ребенка.
Речь - важнейшее достижение малыша и его важнейший жизненный инструмент - вырастает из общения с взрослым, который в психологии называется «близким взрослым». Чтобы малыш к полутора годам заговорил, он с рождения должен слышать человеческую речь. Причем не речь вообще, не фоновую речь, а речь близкого взрослого, обращенную лично к нему.

Чтобы малыш к полутора годам заговорил, он с рождения должен слышать человеческую речь, обращенную лично к нему.

Наблюдения за малышами в домах малютки приводят к печальным выводам: на развитие младенцев не оказывает никакого влияния «техническая речь». Магнитофон может работать двадцать четыре часа в сутки - «петь» колыбельные и рассказывать потешки. Это никак не продвинет бессемейных детей в речевом развитии. Даже постоянно говорящие нянечки очень немногое могут изменить в ситуации. Их слишком мало на такое количество воспитанников. Они слишком редко обращают свои слова к конкретному ребенку. Так что младенцы-сироты испытывают дефицит общения вообще, и дефицит речевого общения в частности. Это одна из важнейших причин, по которой такие дети отстают в развитии от сверстников. Доктор психологических наук Елена Смирнова в своей книжке «Ползунки и ходунки» пишет, что к малышам раннего возраста (это дети в возрасте от года до трех), когда они, к примеру, находятся в детском саду, совершенно бесполезно обращаться словом «дети». Они попросту «не слышат», не относят к себе такого «собирательного» обращения. Каждого нужно назвать по имени.
Книжная речь - это обобщенное обращение. Ведь она писалась не для данного, конкретного ребенка. Чтобы ее воспринимать, ребенок должен научиться «слышать» слово «дети». Это происходит, как правило, в возрасте между двумя и тремя годами. Умение причислять себя к группе «дети» тесно связано с пробуждением индивидуального самосознания (чтобы причислять, нужно сначала научиться себя выделять). О том, что оно «пробудилось», мы узнаем по появлению в речи малыша местоимения «я», которое, как правило, знаменует собой важнейшее событие - «кризис трех лет». Понятно, что отметка «три» достаточно условна. Одни дети переживают кризис на полгода раньше, другие - на полгода позже. С точки зрения чтения главное - появление у ребенка нового самоощущения, связанного с «я».
С появлением «я» начинается новый этап социализации, т.е. возможно расширение круга общения, возможно установление новых отношений с самыми разными людьми - не только с близкими взрослыми. В расширяющийся круг общения, безусловно, попадают и такие «собеседники», как авторы детских книжек. Это и есть момент, знаменующий собой начало нового, «книжного» периода - когда способность малыша воспринимать тексты резко возрастает, количество доступных для понимания текстов сильно увеличивается.
Но читать малышу мы начинаем значительно раньше, ориентируясь на речевые возможности ребенка.

С появлением «я» способность малыша воспринимать тексты резко возрастает.

Как только малыш начинает говорить предложениями (пусть коротенькими) и облекать свои желания в слова, он может уже не только участвовать в «камлании» над книжкой, но и слушать «жесткий», заданный книжный текст. Способность к восприятию книжного текста у каждого малыша развивается в своем темпе, как и его речь.
Но эта способность вырастает из речевого общения с близким взрослым, из общения вокруг книги, построенного на речевой импровизации. Чем меньше ребенок, тем более адекватным для него является речевое общение в форме рассказывания.
Так что «камлать» над книжками надо.

Марина Аромштам

Каждая мама читает своему любимому малышу. Будь то сказки, детские книжки, или просто глянцевый журнал – малышу нравится слушать все. Главное для него, не столько содержание услышанного, сколько любимый мамин голос, обращённый к нему с чтением.

У каждого свой подход, я же поделюсь с вами своим.

Глебовы книжки

Читать Глебу я начала ещё будучи беременной. Вроде, ему нравилось – активно толкался и бил по почкам. Старалась все то, что читала в те месяцы — читать вслух. Из детских книжек читала только любимого мною Винни-Пуха, а все остальное — то, что интересовало меня. Таким образом, мой ребёнок знаком с основами квантовой механики, выпечкой в аэрогриле и шедеврами Франсуазы Саган.

Книги нам дарили родственники и друзья, иногда покупала сама. Таким образом, на данный момент, у нас собралась неплохая коллекция – у Глеба уже есть целая собственная книжная полка. Там есть и детские книжки-развивалки, и сказки, и обучающие материалы. Есть ещё мои детские книжки, которые бережно сохранила моя мама, а также мягкие плюшевые книжки и прорезиненные книги для купания.

Глебу книжки нравятся очень . Во-первых: их можно погрызть, обсосать и облизать, во-вторых: с ними можно весело играть – класть одну книжку на другую, собирать из них пирамидки, в-третьих: мама, глядя в них, начинает весело что-то рассказывать (это, конечно, не так интересно, как предыдущие два достоинства книг, но тоже неплохо). Слушать в моем исполнении Глеб любит Корнея Чуковского («Телефон», «Мойдодыр» и «Тараканище») и Пушкина (собрание сказок) — сын любит классику. Думаю, такая любовь обусловлена ритмичностью стихов, так как содержание он вряд ли ещё понимает.

Недавно в коллекции появились «Рукавичка», «Гадкий утёнок» и «Кошкин дом», подаренные бабушкой. Там очень замечательные яркие иллюстрации, привлекающие детское внимание всецело и надолго.

Найди героя

Как-то во время чтения очередной книжки, мне в голову пришла идея новой развивающей игры для сына. Назвали мы её «найди героя» . Суть её, как вы уже догадались по названию, заключается в поиске определённого героя книжки. Работает это так: показываем на обложке малому, например, в книжке о гадком утёнке главного героя – непосредственно самого утёнка, а потом просим малыша найти утёнка на других страницах.

Желательно выбрать такого героя, чтоб он встречался на каждой странице книжечки, тогда интереснее получается процесс поисков. Благодаря этой игре мы во-первых: учимся самостоятельно переворачивать странички (надо же и дальше находить утёнка), во-вторых: развиваем наблюдательность (ищем утёнка среди остальных героев), в- третьих: учим новые слова (само слово «утёнок», а также параллельно – названия всех остальных героев, с которыми сынуля, поначалу, путает утёнка).

Игра очень забавная и развивающая, у сына — восторг полнейший, когда наконец-то, заветные утёнок или котёнок оказываются найденными. Можно совмещать с параллельным чтением книги, тогда задействуется и слуховое восприятие. В общем, в этой игре есть огромное поле для совершенствования.

В заключение

Читать или не читать малышу? Судя по моему опыту — однозначно читать! Это отличное времяпрепровождения и для ребёнка и для его родителей, весёлое и полезное. И не важно, когда начинать читать своему чаду: ещё во время беременности, или когда малышу исполнится год. Важно мамино и папино внимание и совместное весёлое времяпрепровождение, которое легко может обеспечить чтение. Нет ничего лучшего для ребёнка, нежели родительская любовь и ласка! Читайте на здоровье!

Хорошего вам чтения и времяпрепровождения!

Принято выделять для книг категорию "от года до трёх". На мой взгляд, это неправильно. Между годовасиком и трехлеткой лежит огромный путь развития человека, поэтому и книги им нужны разные.

Давайте посмотрим на процесс развития малыша и разберем, когда же в нем появляется место для книг.

Иногда можно встретить советы читать малышу еще тогда, когда он находится у мамы в животике. Говорят, что ребенок лучше узнает эту книгу в будущем и т.д. Не знаю, как на счет узнавания книги, но совет хороший. Ну, во-первых, вообще хорошо, когда женщина читает. Читая, к примеру, Карлсона или Незнайку, она погружается в мир детства, который ее ждет. Настраивается на "детскую волну". Во-вторых, спокойный мамин голос, вибрации от него, приятны для малыша.

А потом малыш рождается. И ему не до книжек совсем. Ему нужна мама, ее тепло, забота и еда. В это время обычно даже те мамы, которые раньше никак не обнаруживали в себе способности петь, начинают-таки напевать малышу песенки, потешки, прибаутки... Те самые, которые пели нам наши мамы. Сейчас выпускаются книги, где собраны потешки и песенки, накопленные поколениями мам и бабушек. Они помогут разнообразить репертуар мамы.

В качестве примера, назову книгу "Чижик знает песенку". В ней собраны русские народные потешки в сказочном воплощении Васнецова – это детская классика на века. Позже, когда малыш чуть подрастет, ее можно будет читать вместе с ним - книга прекрасно иллюстрирована.
Такая книга станет отличным подарком маме на рождение малыша.

Приходит время и маленький человек начинает исследовать мир. Он учится брать предметы в руки, трогать, грызть, совершать с ними какие-то действия. Малыша интересует не истинное назначение предметов, а что с этим предметом можно сделать.

К примеру, если мы поставим перед малышом кастрюлю с крышкой. Он скорее всего попробует крышку на вкус, постучит этой крышкой по кастрюле - весело же! И его совершенно не заботит, для чего эта кастрюля нужна на самом деле.

Так же и с книжкой. Ага, ее можно листать, грызть опять же, бабахнуть об пол...

На этом этапе уже можно предлагать малышу книги. Пусть это будут книги с толстыми картонными страницами. Но не расстраивайтесь, если он не окажет им внимания.

Вот это - самый лучший момент для знакомства с книгами, т.к. книга интересна именно из-за содержания, а не как предмет.

В первых книжках обязательно должен быть элемент игры. Тут кто-то прячется, тут выдвигается, тут отковырять можно, тут на ощупь что-то новое.

Хорошим способом познакомить ребенка с книгой будет мягкая тканевая книга . В ней элементы выпуклые, есть пищалки-шуршалки. Можно, к примеру, взять пчелку, полетать-полетать-и посадить снова на цветочек.

Не держите книгу в корзине с игрушками, даже если она игровая. Старайтесь выделить для книг отдельное место. Так малышу будет проще понять, что книга - не игрушка, что у нее другое назначение (и что грызть ее - не самая лучшая идея).

Здесь хотелось бы более подробно остановится именно на процессе общения с книгой.

Я употребила термин "общение с книгой" , а не "чтение" поскольку как такового чтения еще нет. Есть процесс рассматривания-взаимодействия с книгой вместе с родителем. Взрослый показывает картинку и рассказывает о ней. Важно делать это вместе с ребенком и не оставлять малыша с книгой наедине, т.к в последнем случае велика вероятность, что ребенок придумает книге другое применение и будет играть с ней по-своему. Взрослый же мягко направляет малыша, показывает, "как играть с книгой правильно".

Про картинки:

Знакомясь с картинками в книге, малыш учится понимать язык знаков. Что это значит? Рисунок кошки в книге - это не сама кошка, это ее знак. Вы показывали ребенку кошку на улице, она другая. Понимание знаков - важный навык, т.к. влияет на обучение чтению в будущем. Буквы - знаки звуков.
Поэтому важно, чтобы рисунки были, с одной стороны, понятными, а с другой - реалистичными . Стилизованное существо в розовом платье и шляпе, в котором и вы то с трудом узнаете кошку, - не лучший вариант.

Это не значит, что нужно показывать ребенку только знакомые предметы, нет. Вот крокодила ребенок вряд-ли видел, показывайте его в книжке. Только пусть это будет для начала не крокодил Гена в пиджаке и шляпе, а кто-то зеленый с большим ртом и хвостом и на четырех лапах.

Еще хорошо бы, чтобы картинки изображали какое-то действие . Кошечка играет с клубком, курочка клюет зерно... Ребенок познает мир через движение. Если движение есть на картинке - проговариваете его, так понятнее.

Хорошим примером правильных иллюстраций служит книга "Лис и мышонок" .

Про текст:

В книгах для малышей как правило очень мало текста. И это правильно. Потому, как основная нагрузка по звуковому сопровождению книги ложится на взрослого. Он фантазирует и проговаривает текст языком, понятным ребенку. Чтение готового текста, без адресации ребенку, пока вряд-ли будет интересно. Интерес именно к сюжету просыпается годам к 2-3.

Исключение составляют стихи. Короткие звонкие четверостишия, в сопровождении качественной картинки, имеют большой успех у малышей. Но опять же: прочитали стишок, и можно обсудить, что на картинке нарисовано.

В заключении хочется сказать, что как всегда, для каждого человечка все индивидуально. Если ребенок в 4 месяца внимательно слушает Хармса - отлично. Если в год отношения с книгами еще не сложились - тоже не беда. Всему свое время.

Вовсе не обязательно делать все "по науке". Делайте так, как считаете нужным. Это ваш ребенок. Вы знаете и чувствуете его лучше чем любой другой.

Главное, искренне хотеть и стараться показать малышу удивительный мир книг.

Каждый человек помнит, как родители или воспитатели читали им в детстве сказки. Сказка - это общение с малышом на волшебном, хорошо понятном ему языке, это маленькие безопасные уроки жизни. Маленькие дети отождествляют себя с главным героем сказки и живут вместе с ними, учатся на его ошибках. С помощью рассказов сказок родители учат ребенка, как вести себя в разных жизненных ситуациях. Сказки учат малыша сочувствию и состраданию, слушая сказки, они становятся более внимательными и усидчивыми.

Начинать читать сказки можно практически с пеленок, только хорошо воспринимать их научится не раньше 4 лет. Малышу, которому нет еще полтора годика, необходимо читать сказки "Репка", "Колобок", "Курочка Ряба" и сказочки в стихах. В этих сказках присутствуют животные и незначительные переживания за судьбу персонажей сказок, переносимые для малыша. Главная задача родителей при чтении сказок малышам ясельного возраста учит их слушать. Пусть ребенок садиться к маме или папе на колени и слушает пока непонятные ему фразы и слова.

Если родители читают сказку с мягкой интонацией и спокойным голосом, то малыш ощущает как из книги, которую они держат на руках, идет тепло и радость. Негативные впечатления от услышанной печальной сказки могут вызвать у ребенка чувство страха. А если переживания сказки стрессовые, то малыш инстинктивно защищается от них и стремиться добраться поскорее до счастливого конца. Поэтому не следует читать малышам до 4 летнего возраста сказки Корнея Чуковского "Тараканище" и "Муху-Цокотуху", хоть у этих сказок и хорошая рифма.

Смысловые выражения , такие как "проглотили", "порвали", "растоптали", "испугались", могут произвести травму психики ребенка. Аналогичные сказки других авторов, где есть подобные фразы, не надо читать малышам, пусть он немного подрастет и когда ему будет понятен сюжет сказки, можно ознакомить с этими всемирно известными детскими произведениями. Для самых маленьких детей лучше читать сказки В.Г.Сутеева, стихи и сказки В.М.Степанова, стихи Маршака, Агния Барто, Михалкова, Благиной и другие. Родителям необходимо тщательно фильтровать сказки, прежде чем читать их маленькому ребенку. Покупая книжку для своего малыша, обратите внимание на то, с какого возраста рекомендуется их читать детям. Если такой информации на книжке нет, то перелистайте ее сами.

Иллюстраций и картинок на книге должно быть каждый раз, как только вы открыли новую страничку. Они помогают лучше воспринимать сюжет сказки. Страшных изображений на обложке и внутри книжки не должно быть, многие дети боятся их. Маленьким детям лучше купить картонные книжки, чтобы они не могли рвать их листочки. Внимательно прочитайте сюжет сказки или стихотворения. Детская сказка малышам должна быть короткой и простой, со счастливым концом и нести ту идею, которую родители хотят донести до своего малыша. Если вы считаете, что там присутствуют негативные элементы, то пока откажитесь от покупки этой книжки.

Чтобы малыш запомнил сказку лучше, психологи советуют не читать, а рассказывать их. Дело в том, что когда человек рассказывает сказку у него голос более доверительный и теплый. При рассказе малыш больше чувствует отношение самого родителя к герою сказок и легче понимает, осуждает он героя или восхищается им. Однако не стоит перестараться и слишком увлекаться, рассказывая сказку страшным голосом и рыдая, жестикулируя руками и показывая сцены из сказки. Задача родителей не испугать, а передать состояние героя тихим и спокойным голосом. Показывайте малышу иллюстрации, дети надолго запоминают то, что увидели. Задавайте малышу вопросы, хотя он еще не умеет на них отвечать. Вопросы заставляют его задуматься и побуждают в нем желание самому спрашивать вас об интересующих его моментах сказки.


Читать сказки необходимо в соответствии с возрастом ребенка . Начиная с двухлетнего возраста можно прочесть ребенку сказки с более сложным сюжетом. Например, Заяц и лиса", "Теремок", Зайка-зазнайка" и тому подобные. Детям старше 3-х лет рассказывайте сказки, где наряду с животными присутствуют люди. Это сказки "Маша и медведь", "Кот в сапогах", "Гуси-лебеди", "Раковая шейка" и другие. Сказки, где присутствуют персонажи волшебники и колдуны, лучше начинать читать после 5-летнего возраста.

У детей до пяти лет преобладает логическое мышление, они действительно верят в чудеса. Для детей старше пяти лет полезны сказки "Снежная королева", "Русалочка", "Дюймовочка", "Двенадцать месяцев", "Щелкунчик" и другие.

Маленьким детям лучше читать русские народные сказки , так как они учат ребенка доброте и сочувствию. Если даже сказка не русская, надо учесть, чтобы она заканчивалась хорошо. Какие бы приключения не происходили с героями сказки на протяжении всего сюжета в конце добро обязательно должно победить.

- Вернуться в оглавление раздела " "

Если говорить о детском развитии, нельзя не переоценить значение книги. Читать для детей родители обычно начинают уже в самом раннем возрасте.
В каком возрасте начинать читать?

#Книги для детей, что выбрать для чтения?#

И это правильно. Детям важно, чтобы родители читали им вслух, даже когда они сами научатся читать. Многие уже взрослые люди с удовольствием вспоминают, как мама или бабушка читали им сказки. Ведь детские впечатления остаются с человеком на всю жизнь! Но многие неопытные родители задаются вопросом — когда начинать читать ребенку сказки? Ответ прост — как можно раньше. Конечно, детская книга должна соответствовать возрасту.

Лучше всего кроху знакомить с книгой с шести месяцев. Для совсем маленьких хорошо подойдут песенки и стихи — они познакомятся со стихотворным и музыкальным ритмом. А в 6 месяцев уже можно показывать книжки-игрушки. Яркие картинки, хороший материал, из которого они изготовлены, будут способствовать развитию моторики рук, тактильной памяти, воображения и образного мышления. Тогда же можно начинать читать первые книжки.

Вот в это время и можно познакомить малыша с первыми сказками. Пусть он не понимает их содержания, но мамин ласковый голос, читающий несложную сказку, будет способствовать развитию у ребенка эмоциональной связи с матерью. Для этой цели хорошо подойдут народные сказки для самых маленьких. Позже малыш уже начинает узнавать любимые сказки и радоваться, когда мама или бабушка их снова и снова рассказывают.

Когда ребенок немного подрастет, ему можно читать более сложные авторские сказки, стихи и истории, написанные специально для этого возраста. Более сложные сказки менее ритмичны, их сюжет сложнее, и они просто не будут понятны малышу. Вообще содержание детской книги должно соответствовать возрасту, иначе ребенку будет просто неинтересно. Поэтому специально обращайте внимание на то, для какого именно возраста написана та или иная сказка. Со стихами проще — даже если ребенок не поймет их содержания, мелодика и ритм стихотворения его зачаруют.

Давайте рассмотрим этот вопрос.

В первую очередь, чтение вслух — это не только познание малышом мира, но и общение родителей и детей. Для гармоничного, здорового развития ребенка крайне важно общение со взрослым, когда внимание уделяется только ему одному. Именно при совместном чтении возникает такая возможность. Кроме того, когда крохе с самых ранних месяцев жизни читают книги, то он учится говорить, пусть и не понимает еще значения слов. Зато он запоминает новые слова, звучание и мелодию родного языка. А яркие картинки помогают ребенку понять, о чем идет речь, и он начинает связывать сказку с тем, что нарисовано на иллюстрации.

Очень хорошо чтение ребенку вслух развивает его память и воображение. Сначала он учится узнавать на картинках сказочных героев, а позже начинает играть в персонажей любимых сказок. Многие сказки дети запоминают наизусть, и очень возмущаются, когда тот, кто им читает, изменяет что-то в знакомом им сюжете. Ведь для маленького ребенка очень важны предсказуемость и безопасность, а неизменный сюжет любимой истории дает ему эти ощущения. Конечно же, у сказки при этом должен быть счастливый конец!

Очень хорошо сказки воздействуют на формирование ценностей и нравственных идеалов у малыша. С помощью них он учится различать добро и зло, усваивает многие нравственные понятия. Кстати, для этой цели подойдет не только известная детская классика, но и персонализированные сказки, которые можно сочинять даже самим. Хорошо подходят сказки и для обучения новым моделям поведения — ребенок учится тому, как действовать в той или иной ситуации.
Во сколько дети начинают читать?

Обычно обучение чтению в современном мире начинается с 4-5 лет. В прошлом читать дети обычно начинали позже, но время идет вперед, и методики обучения чтению — тоже. Существуют методы обучения, при которых малыш уже в 2 года и может читать простые книжки. Хорошо это или плохо — каждый решает сам, об этом вопросе давно спорят сторонники и противники раннего развития. Но имейте в виду, что если кроха рано научился читать, его кругозор, его интеллектуальные способности развиваются быстрее. Так почему не дать ему наилучшие возможности развития?

Правда, тут есть одно «но». Даже если кроха уже читает сам, очень важно продолжать совместное с родителями чтение вслух. сказок, стихов, рассказов. Это улучшит ваш эмоциональный контакт, обеспечит широкие возможности для общения, ребенок сможет задать вам интересующие его вопросы. Кроме того, вы сможете обсуждать прочитанную сказку и историю, а значит, ребенок сможет больше извлечь из каждой книги для себя. Некоторые специалисты советуют продолжать читать ребенку вслух как можно дольше. Тогда любовь к книге, да и взаимопонимание с родителями, сохранится в нем на долгие годы. Читайте больше, читайте вместе с детьми!