Направление дружба и вражда герой нашего времени. Дружба и вражда: всегда ли вражда во вред

Тема "Дружбы и вражды" всегда будет животрепещущей. Рассматривать ее можно как в глобальном аспекте отношений между государствами, так и на уровне обычных человеческих отношений. Тема сложная, интересная, и всю жизнь, можно сказать ежедневно мы так или иначе с этими понятиями сталкиваемся.

Конечно, тут идет противопоставление "Дружба и Вражда". Хочется сказать, что в жизни часто есть еще и промежуточные формы отношений, например те же нейтральные отношения между людьми, а то и вовсе - равнодушие. Поэтому иной раз и не знаешь,что хуже - враг (он хотя бы движем каким то интересом к твоей персоне) или псевдодруг, которому по крупному счету все равно, что произойдет с человеком.

Из всех высказываний о дружбе мне особенно нравится высказывание Марка Твена.

"Настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой".

В действительности, это так и есть, потому как сложно оставаться другом тому, кто противопоставляет себя большинству, кто возможно заблуждается. И у человека есть простой выбор, или пытаться быть рядом, помочь чем можешь, пробовать общение, понимать мотивы поступков. Или опираясь на то, что человек не прав с общественной точки зрения, умыть руки, и принять сторону большинства. Ведь оно не осудит, раз человек не прав. А остаться с таким другом - значит навлечь на себя лишнее внимание, а возможно и порицание, за такую то дружбу.

Вообще, высказывания и афоризм великих о дружбе иногда заставляют сильно задуматься. А иной раз они даже вводят в ступор. Вот есть известное всем с детства выражение "Скажи мне, кто твой друг, и я скажу - кто ты". Это даже не пословица, это какой то закон жизни. " Не водись с Машей, она из "неблагополучных", Что про тебя подумают? Наберешься от нее всякого" И так ребенок не успев обзавестись другом, прислушивается к данному выражению и...он вполне может обзавестись врагом. В лице той самой обиженной гипотетической Маши.

Поэтому в противовес этой народной мудрости неожиданно на ум идут слова Поля Валери -" Никогда не судите о человеке по его друзьям. У Иуды они были безупречны". И прошу заметить, что данное правило работает в обе стороны.

Если говорить о литературных героях, на примере которых можно более детально рассмотреть понятия "Дружбы и вражды", то мне лично кажется, что Герой нашего времени и главный герой Печорин очень для этого подходит. К слову сказать, в школе, я как раз не любила это произведение, так как Печорин, как и обломов на меня навевал скуку. Но потом уже перечитывала книгу в более зрелом возрасте и удивлялась, до чего же этот образ современен. Даже еще более современен, чем чем допустим 100 лет назад. И причина в том, что люди стали на мой взгляд менее способны на искреннюю дружбу.

А Печорин, как раз такой. При ряде своих неоспоримых достоинств,он остается человеком, просто не умеющим дружить. Для дружбы важна некая жертвенность, хотя бы в минимальном проявлении. Тратить время на человека, чтобы его выслушать, напрячь голову, чтобы дать дельный совет, если нужно изменить свои планы - дружить на самом деле не просто.

Печорин видит в дружбе некое посягательство на его свободу, ведь если ты друг, то делать все как тебе заблагорассудится, ты не можешь. И исключив из своей жизни подобные привязанности, Печерин уж точно не становится счастливей. Для меня вообще его внутреннее состояние ассоциируется с болотом. Тягучим, медленно засасывающим, настолько медленным, что человек уже и не понимает, что пропущен тот момент, когда еще можно спастись.

И как мы видим, Печорин при таком умении дружить довольно быстро становится с Грушницким врагами.

И страшно то, что таких не умеющих дружить, эгоистичных, но по своему эффектных натур не так мало. Но они " не рыба, не мясо". Поэтому о Печорине и звучат эти строки " Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец. И то и другое будет ложно"

Темы итогового сочинения 2016 - 2017

«Дружба и вражда». Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.
Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.

Друзья! Это примерный список тем итогового сочинения 2016. Прочтите его внимательно и постарайтесь подобрать к каждой теме аргумент и тезис. Здесь направление "Дружба и вражда" раскрыто со всех возможных сторон. Вероятно, на сочинении вам встретятся другие цитаты, но они все равно будут нести такой же смысл. И если вы поработаете с данным списком, у вас не возникнут сложности при написании итогового сочинения.

  1. Врагов надо иметь, иначе ими станут друзья. (Г. Малкин)
  2. Почему друзья становятся врагами?
  3. Враг - потенциальный друг. (Я. Кротов)
  4. Почему рушится мужская дружба?
  5. Бескорыстность детской дружбы
  6. Есть ли польза от врагов?
  7. Можно ли уважать врага?
  8. Кто такой враг?
  9. Откуда берутся враги?
  10. Мало у бедняков врагов, но еще меньше у богача друзей. (Мейдани)
  11. Предательство друга.
  12. От дружбы до ненависти.
  13. Берегите дружбу.
  14. Враг занимает больше места в наших мыслях, чем друг — в нашем сердце. (А.Бужар)
  15. Что такое истинная дружба?
  16. Больше всего врагов наживает себе в свете человек, который прямодушен, горд, щепетилен и предпочитает принимать всех за то, что они есть, а не за то, чем они никогда не были. (Н. Шамфор)
  17. Если похвалы, расточаемые друзьями, иной раз дают повод усомниться в их искренности, то зависть врагов заслуживает полного доверия. (К. Иммерман)
  18. Если не желаете нажить себе врагов, то старайтесь не выказывать над людьми своего превосходства. (А. Шопенгауэр)
  19. Если у вас нет врагов, вам угрожает такое же положение и с друзьями. (Э. Хаббард)
  20. Из врагов всего опасней враг, прикинувшийся другом. (Ш. Руставели)
  21. У честных врагов бывает всегда больше, чем у бесчестных. (Ф. Достоевский)
  22. И в самом верном друге таится верный враг. (В. Георгиев)
  23. Враги наших врагов в конце концов наши друзья. (Э. Ренан)
  24. Как ни редко встречается настоящая любовь, настоящая дружба встречается еще реже. (Франсуа Ларошфуко)
  25. Худшие враги — из бывших друзей: бьют по твоим слабостям, им одним ведомым, по наиболее уязвимому месту. (Б. Грасиан)
  26. В счастье легко найти друга, в несчастье же в высшей степени трудно. (Демокрит)

С 2014-2015 учебного года в программе государственной итоговой аттестации школьников присутствует итоговое выпускное сочинение. Этот формат существенно отличается от классического экзамена. Работа носит внепредметный характер, опираясь при этом на знания выпускника в области литературы. Сочинение имеет своей целью выявить способности экзаменуемого рассуждать на заданную тему и аргументировать свою точку зрения. Главным образом, итоговое сочинение позволяет оценить уровень речевой культуры выпускника. Для экзаменационной работы предлагается пять тем из закрытого перечня.

  1. Вступление
  2. Основная часть - тезис и аргументы
  3. Заключение - вывод

Итоговое сочинение 2016 предполагает объем от 350 слов.

Время, отводимое для экзаменационной работы, - 3 часа 55 минут.

Темы итогового сочинения

Вопросы, предлагаемые для рассмотрения, обычно обращены к внутреннему миру человека, личным взаимоотношениям, психологическим особенностям и понятиям общечеловеческой морали. Так, темы итогового сочинения 2016-2017 учебного года включают следующие направления:

  1. «Дружба и вражда»

Здесь представлены понятия, раскрыть которые экзаменуемому предстоит в процессе рассуждения, обратившись кпримерам из мира литературы. В итоговом сочинении 2016 выпускник должен выявить отношения между данными категориями на основе анализа, построения логических взаимосвязей и применения знаний литературных произведений.

Одна из таких тем - «Дружба и вражда».

Как правило, произведения из курса школьной программы по литературе - этобольшая галерея разных образов и характеров, которые можно использовать для написания итогового сочинения по теме «Дружба и вражда».

  • Роман Л.Н.Толстого «Война и мир»
  • Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
  • Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»
  • Роман М.Шолохова «Тихий Дон»
  • Повесть В.Л.Кондратьева «Сашка»
  • Повесть В.Г.Короленко «Дети подземелья»

Аргументы к этой теме

Аргументы для итогового сочинения на тему дружбы 2016:

  1. «Война и мир» Л.Н.Толстого

Дружба Андрея Болконского и Пьера Безухова - пример настоящей, искренней и прекрасной дружбы, которая основывалась не на выгоде, а на схожести духовных идеалов героев. И Андрей, и Пьер - чужды обществу, так как имеют более возвышенные мысли и нравственные ценности, чем их окружение. Болконский изначально уверен в своем собственном предназначении и особом месте в мире. Пьеру же понадобилось убедиться в этом на собственном опыте, во многом благодаря Андрею, поддерживающему его.

  1. «Капитанская дочка» А.С.Пушкина

Может ли враг стать другом?

История взаимоотношений главного героя - молодого офицера Петра Гринева и самозванца Пугачева - история двух врагов, которые могли бы стать приятелями, не окажись по разную сторону баррикад. Первая встреча между ними происходит, когда Гринев направлялся в Белогорскую крепость и заблудился из-за сильной пурги. Он встретил на пути разбойника, который подсказал Гриневу дорогу, за что получил в дар тулуп с барского плеча. Следующая встреча героев могла стать роковой для Петра Гринева - во время осад крепости Пугачев приказал вешать всех за неповиновение, но, вспомнив добро офицера, помиловал его.

  1. «Сашка» В.Л. Кондратьев а

Пример истинноймужской дружбы можно найтив произведении В.Л.Кондратьева «Сашка». Главный герой - Сашка - молодой парень, который застал Великую Отечественную войну. Он был ранен в руку после двух месяцев на передовой и отправлен в тыл. В дороге герой знакомится с парнем Володей, с которым они продолжат путь и впоследствии переживут вместе многое, привыкнув друг к другу.

В дальнейшем не раз между Сашкой и Володей возникнут ситуации, подтверждающие их дружбу. Например, когда им пришлось остаться на ночлег в деревне, радушная хозяйка предложила Сашке остаться и набраться сил, но он не бросил друга и продолжил путь вместе с ним.

Когда друзья попали в госпиталь, Володя был удивлен несправедливостью в распределении еды для больных и в одной ситуации в гневе швырнул тарелкуобедом в присутствии майора. Сашка, будучи рядовым, понимал, что с него спрос небольшой, а лейтенанта Володю могли отдать под трибунал, поэтому взял вину на себя.

Пример сочинения

Человек - социальное существо, которое постоянно живет в мире взаимоотношений с другими людьми. Поразительно, какими разными они могут быть - от истинной дружбы до настоящей ненависти. Психологические качества, жизненный опыт и условия непосредственно влияют на формирование личности и взаимоотношение человека с окружающими. Так как же именно рождается дружба, и, возможно ли сменить полюс отношений и превратить вражду в приятельское общение?

Чтобы увидеть, что такое настоящая дружба, стоит обратиться к произведениям классиков русской литературы. Произведение Л.Н.Толстого «Война и мир» предлагает нам образец верной искренней дружбы между героями - Андреем Болконским и Пьером Безуховым.

Оба персонажа - высокоразвитые духовно личности, которые понимают, что им не место в светском безнравственном обществе. Но при этом они совершенно разные характерами - сильный волевой Андрей и неуверенный в себе, рассудительный Пьер. Основа их взаимоотношения - схожие взгляды на жизнь и высокие духовные идеалы. Свою чуждость этому обществу Болконский осознает сразу, а Пьеру для этого требуется время, при этом друг его постоянно морально поддерживает.

Отношения между людьми - достаточно сложная часть нашей жизни, и не всегда их можно однозначно объяснить. Так, в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка» сложная цепочка отношений выстраивается между Петром Гриневым и самозванцем Пугачевым. Они - настоящие враги, между которым могли бы возникнуть приятельские отношения.

Первая встреча между ними происходит, когда Гринев направлялся в Белогорскую крепость и заблудился из-за сильной пурги. Он встретил на пути разбойника, который подсказал Гриневу дорогу, за что получил в дар тулуп с барского плеча. Следующая встреча героев могла стать роковой для Петра Гринева - во время осад крепости Пугачев приказал вешать всех за неповиновение, но, вспомнив добро офицера, помиловал его.

Когда герои снова встретились, Пугачев предложил помощь Гриневу. Но у офицера были смешанные чувства - ведь положение его зависело от отношения к недавнему врагу. В этой ситуации герои раскрывают друг перед другом душу в откровенном разговоре.

Оба героя - волевые и бесстрашные мужчины, что и делает их похожими, давая основания для возможных приятельских отношений.

Таким образом, стоит сказать, что сфера человеческих отношений - почва, где может родиться как искренняя настоящая дружба, так и вражда в силу обстоятельств и условий.

Остались вопросы? Задавайте их в нашей группе в вк:

Тема "Что такое вражда?".
Литературные произведения, использованные в аргументации:
- роман А.С. Пушкина "Евгений Онегин ";
- роман А.С. Пушкина "Капитанская дочка ".

Введение.

Что же такое вражда? Мне кажется, это плохое отношение людей друг к другу, нежелание или невозможность пойти на компромисс для примирения. Вражда бывает разная: начиная от мелких ссор, зависти и неприязни, заканчивая кровной местью, ненавистью и даже убийством своего неприятеля.

Для возникновения вражды иногда и не нужны серьёзные причины. Может произойти мелкая ссора, возникнет недопонимание - и все, люди уже враги на целую жизнь. Иногда причины конфликта серьезные. Это может быть борьба между мужчинами за любовь женщины, радикально разные взгляды на мир между политическими деятелями и так далее.

Мне кажется, самые худшие враги - это люди, которые раньше были друзьями. Ведь, зная всё друг о друге, они могут сознательно давить на больные места бывшего товарища, использовать его тайны в подлых целях.

Аргумент.

Примером серьёзной вражды, начавшейся из-за глупости и недопонимания, служит роман А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Онегин и Ленский - люди, на первый взгляд, разные становятся друзьями. Ленский влюблён в Ольгу Ларину. На именинах в честь её сестры Татьяны Евгений пребывает в плохом расположении духа. Назло своему другу Онегин несколько раз приглашает Ольгу на танец. Ленский, по молодости своей, из-за подступившей ревности не видит другого выхода, кроме как вызвать на дуэль своего уже бывшего друга. Поединок заканчивается смертью Ленского. Из данного примера мы видим, из-за наших глупых поступков и недопонимания люди, ладившие друг с другом, становятся врагами.

Иногда вражда случается потому, что один человек настолько подлый сам по себе, что просто не способен на дружбу. Такого героя можно найти на страницах романа А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Поначалу Алексей Швабрин и Пётр Гринёв дружили. Ранее Швабрин сватался к девушке Марии, но получил отказ. Узнав, что Гринёву тоже небезразлична Маша, Алексей стал наговаривать на девушку. Не выдержав такого отношения к своей возлюбленной, Пётр вызывает Швабрина на дуэль. К счастью, поединок окончился лёгким ранением Гринёва, но о продолжении дружбы после таких событий не может быть и речь. Более того, позднее, Швабрин оклеветал Гринёва, сказав, что тот перешёл на сторону Пугачёва, хотя являлся предателем сам.

Заключение.

Мне кажется, вражда исходит из-за несовпадения во взглядах, ведь в соответствии с ними, люди обычно и совершают свои поступки. В любом случае, конфликт всегда приносит много несчастья. Так что, как говорил знаменитый герой мультфильма Кот Леопольд: "Давайте жить дружно!".

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Итоговое сочинение по тематическому направлению « Дружба и вражда» Работа учителя русского языка и литературы Репиной Екатерины Кирилловны (Москва)

2 слайд

Описание слайда:

Дружба и вражда.Базовое сочинение Данное сочинение является базовым по данному направлению, так как конкретные темы ИТОГОВОГО сочинения будут известны по всем регионам только за 15 минут до начала работы. По каждому направлению будет дана одна конкретная тема. Всего будет 5 тем. Готовясь к данной работе, выпускник должен тренироваться и написать 3-4 сочинения по каждому тематическому направлению. И тогда всё получится!

3 слайд

Описание слайда:

1.Вступление к сочинению Дружба и вражда…Что же это такое? Это постоянные спутники человека в жизни. Каждый из нас, взрослый или ребёнок, нуждается в друге. Настоящая дружба-награда редкая и драгоценная. Дружба-это бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на полном доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. ДРУЖБА - ВРАЖДА

4 слайд

Описание слайда:

Основная часть. Раскрываем тему сочинения В мировой художественной литературе, в том числе и в русской, можно найти немало примеров, раскрывающих тему «Дружба-вражда». Так, в романе Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский» мы видим двух старых друзей- Кирилу Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского. Когда-то они были товарищами по службе. Дубровский отличался гордостью и решительностью характера. За это его и уважал Троекуров. Андрей Гаврилович был интересным собеседником, и в его отсутствии Троекурову было скучно.

5 слайд

Описание слайда:

Основная часть.Раскрываем тему. Автор объяснил их дружбу тем, что оба они были ровесниками, получили одинаковое воспитание, рано овдовели и воспитывали по одному ребёнку. Все соседи завидовали их согласию. Но в их отношениях наступила пора раздора, вражды, когда Парамошка, слуга Троекурова, во время осмотра псарни оскорбил Дубровского, «нечаянный случай всё расстроил и переменил». Оставив Покровское, Андрей Гаврилович потребовал слугу на его суд. Но своенравный Троекуров решил унизить друга. Почему же дружба помещиков оказалась непрочной?

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

Основная часть. Раскрытие темы. Троекуров начал изливаться в оскорблениях. Удовлетворённый жаждой мести, Троекуров понимает, что он натворил. Он едет к Дубровскому, которого довёл до сумасшествия. Читая роман, мы понимаем, что настоящие друзья так не поступают. Смерть Дубровского заставляет нас задуматься над самыми важными вопросами. В чём же заключатся ценность человеческой дружбы? Знать меру следует в дружбе и вражде. Читая роман Пушкина, мы ещё раз убеждаемся в том, что вражда не делает добра.

8 слайд

Описание слайда:

Основная часть.Раскрытие темы В романе Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» мы тоже видим пример дружбы-вражды в отношениях между Печориным и Грушницким. Они сверстники, сослуживцы. Печорин заявляет: «В дружбе один раб другого». В душе герои не питают тёплых отношений друг к другу. Печорин по отношению к Грушницкому безжалостен, не умеет прощать слабости. Григорий Александрович-человек уверенный, рассудительный, эгоистичный, язвительный. Он насквозь видит Грушницкого и смеётся над ним. « Я его понял, и он за это меня не любит, хотя наружно мы в самых дружеских отношениях». А Грушницкий – совсем другой человек: восторженный, многословный, мягкотелый, не обладает яркими чертами характера. Завистливый, злобный, тщеславный. «Говорит он скоро и вычурно». Грушницкий- юнкер, ему двадцать один год. О чём мы можем размышлять, читая страницы произведения Лермонтова, показывающие отношения этих двух героев? Как мы можем назвать эти отношения? Это очень интересный вопрос! Встречаются они как старые приятели. Их противостояние автор показывает в главе «Княжна Мери».

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

Основная часть. Раскрытие темы. Когда же отношения между героями дали трещину? Когда княжна Мери увлекается Печориным, пропасть в отношениях приятелей становится шире, обстановка сильно накаляется, неприязненные отношения растут…Дуэль является развязкой отношений. Печорин убивает бывшего приятеля и уходит. Смерть бывшего приятеля не вызывает в нём никаких чувств и эмоций. Правильно ли понимал дружбу Печорин? На мой взгляд, конечно, неправильно. Что ему мешало? Никаких рабских отношений в дружбе быть не может! Дружба существует только на доверии и на взаимопонимании. Главное в дружбе-поддержка, искренность, стремление помочь, а не рабские отношения. А мешало ему прежде всего своеобразное отношение к людям. Читая роман Лермонтова, мы приходим к выводу, что человек должен сам готов быть другом, что дружбу надо ценить, что только тёплые человеческие отношения способны укреплять дружбу, а не превращать её во вражду. А у Печорина этого нет, поэтому и не было у него настоящих и преданных друзей.

12 слайд

Описание слайда: