Леворукие дети презентация. Презентация "особенности обучения леворуких детей" презентация к уроку на тему

Леворукий первоклассник

Выполнила

Рыбак Мария


  • Актуальность
  • Основные понятия
  • Особенности познавательной сферы у леворуких
  • Организация учебной деятельности леворуких
  • О переучивании
  • Вывод

Актуальность

Число леворуких людей в мире имеет положительную динамику. Возрастание количества леворуких учащихся актуализирует необходимость проведения специальной работы по их адаптации к праворукому миру. Особо остро она проявляется у первоклассников, которых до настоящего времени продолжают обучать по методикам, ориентированным на праворуких школьников.


Статистические данные



Основные понятия

Леворукость - доминирование левой руки, каторая становится ведущей прежде всего в силу врожденного доминирования правого полушария головного мозга. (Большая психологическая энциклопедия)

Леворукость – это не просто предпочтение левой руки, но и совершенно отличное от нормы распределение функций между полушариями мозга. (Л. С. Славина)


  • Генетический – родитель левша;
  • компенсаторный – поражение левого полушария головного мозга;
  • вынужденное – травма правой руки, подражание взрослым;
  • скрытое – смена доминирующего полушария.

  • Центр речи в левом полушарии;
  • центр речи в правом полушарии;
  • центр речи в обоих полушариях.

  • Хлопать в ладоши (ведущая рука сверху);
  • погладить игрушку (гладит ведущая рука);
  • найти спичку в одном из коробков (открывает и закрывает коробок ведущая рука);
  • протереть тряпкой классную доску (держит тряпку и протирает ведущая рука);
  • переплетение пальцев рук (сверху при переплетении большой палец ведущей руки);
  • «поза Наполеона» (скрещивание рук; кисть ведущей руки оказывается на предплечье другой руки)..

Сниженная способность зрительно- двигательных координаций


Особенности познавательной сферы у леворуких

Недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти, трудности при анализе пространственных соотношений


Особенности познавательной сферы у леворуких

Особая стратегия переработки информации, аналитический стиль познания


Особенности познавательной сферы у леворуких

Слабость внимания, трудности переключения и концентрации


Особенности познавательной сферы у леворуких

Речевые нарушения


Ставить руку так, чтобы строка была открыта. Правонаклонный разворот тетради и прямое (безнаклонное) письмо. Держание ручки: обычное или инвертированное.


Организация учебной деятельности леворуких

Способ написания удобный ребенку, письмо может быть отрывным


Организация учебной деятельности леворуких

Сажать ребенка так, чтобы окно было слева


  • правильно сидеть;
  • правильно держать ручку и бумагу;
  • рисовать прямые линии – вертикальные, горизонтальные, наклонные;
  • рисовать прямые и наклонные параллельные линии;
  • рисовать полуовалы – верхние, нижние;
  • рисовать круги и овалы;
  • рисовать зигзаги (плавно передвигая руку);
  • рисовать линии, полуовала, овалы определенной величины (вводим ограничительную линейку – строку);
  • печатные буквы и учимся писать их правильно;
  • элементы письменных букв.

Тренировка зрительной памяти и внимания


Развитие мелкой моторики


Развитие речи


О переучивании

На I Всесоюзный семинар 1985 года «Охрана здоровья леворуких детей» были приняты следующие решения:

  • отказаться от переучивания леворуких детей;
  • разработать методические рекомендации по учебной работе левшей;
  • выявлять леворукость при диспансеризации детей с внесением данных об этом в амбулаторные карты;
  • категорически противопоказано «двойное» переучивание после.

  • Истерический нервоз.
  • Невротические тики.
  • Невротическое заикание.
  • Энурез.
  • Нервоз навязчивых состояний.
  • Астенический нервоз.

  • Не переучивайте леворукого ребенка.
  • Леворукость – достоинство ребенка, его уникальность и неповторимость.
  • Обучение должно быть более ярким и красочным.
  • Леворукий ребенок раним, требует бережного, внимательного и доброго отношения.
  • Необходимо учитывать особенности развития.

  • Запрещено просить переписывать, перерисовывать.
  • При выполнении домашнего задания соблюдайте принцип постепенности и умеренности нагрузки.
  • Запрещено требовать правонаклонное и безотрывное письмо.
  • При трудностях в обучении необходимо обращаться к специалистам.

Вывод

Рассмотрев особенности леворуких детей, мы выяснили, что ребенок нуждается в педагогическом сопровождении на протяжении всего обучения.

Важно, чтобы ребенок видел важность и понимание его леворукости со стороны взрослых.


  • Безруких, М.М. Леворукий ребенок: Тетрадь для занятий с детьми. Методические рекомендации./ М.М. Безруких // - М.:Вентана-Граф, 2001. – С. 64
  • Большая психологическая энциклопедия // под ред. Н. Дубенюк/ – Эксмо, 2007. – С. 720
  • Психическая психология образования: учеб. для высших и средне специальных учебных заведений //А. Д. Андреева, А. Д. Воронова, Т. В. Вохмянина и др.; под ред. И.В. Дубровиной / – М.: Сфера, 2000. – С. 526

Леворукий ребенок в праворуком мире.

  • Выполнил: учитель технологии Сафронов А.П МКОУ «Усть-Волчихинская СШ

Из словаря Вебстера значение слова леворукий:

  • отмеченный неуклюжестью и неумением;
  • проявляющий неискренность или уклончивость, то есть непрямой, говорящий не то, что думает;
  • склонный к интриганству или зловредным затеям, злой, подлый.
  • Французское слово gauche –левый – означает еще и неуклюжий, неловкий, нечестный.

    Итальянское слово manka значит не только левый, но и испорченный, дефектный, лживый.

    Смысл немецкого слова link -левый, а производного

    от него linkisem - неловкий, неуклюжий;

    Латинское слово sinister - левый, пагубный.

Праворукому большинству человечества трудно представить себе, с какими проблемами сталкиваются левши в повседневной жизни. Практически все бытовые предметы, профессиональные инструменты, приборы приспособлены к оперированию ими правой рукой. Каждому левше приходится приспосабливаться к этому "правому" миру, переживая при этом дискомфорт.

Каждое полушарие отвечает за свой особый

тип обработки информации:

Правое – «образное»

полушарие, обрабатывает

информацию мгновенно,

воспринимая ее как

целостный образ;

Левое – «логическое» –

обрабатывает информацию последовательно, перебирая

все возможные варианты

и у него другие эмоциональные

реакции на эту самую информацию

Особенности мышления левшей и правшей

Левое полушарие

1.Контролирует правую

сторону тела.

2.Отвечает за развитие речи.

3.Овечает за устное усвоение иностранных языков.

4.Отвечает за логическое мышление.

5.Отвечает за грамотность.

6.Отвечает за способности к вычислениям.

Правое полушарие

1.Контролирует левую сторону тела.

2.Отвечает за формирование зрительных образов.

3.Обеспечивает ориентирование в пространстве.

4.Отвечает за способности к чтению.

5.Отвечает за музыкальные способности.

6.Отвечает за способности к рисованию.

7.Несет большую часть ответственности за человеческие эмоции.

Психологические особенности

леворуких детей:

  • Левши обладают прекрасной пространственной ориентацией, «чувством тела», отличной координацией движений, более подвижны, чем правши;
  • Они более успешны в изучении геометрии благодаря ее пространственной природе, а вот с арифметическим счетом у них проблемы, т.к. эти действия требуют логики, последовательного мышления, а это функция левого полушария;
  • Они прекрасно справляются с различными заданиями на обобщение, но «схватывание» целостного образа изображения вместо его поэтапного анализа мешает им овладевать чтением;
  • Левшам сложнее овладеть грамотной устной и письменной речью (способность к активному воспроизводству речи у них выражена гораздо слабее, чем к пониманию слов);
  • Они плохо выполняют деятельность, требующую постоянного самоконтроля;
  • Более (чем правши) эмоциональны, впечатлительны и ранимы, в связи с чем чаще могут испытывать чувство обиды, гнева, быть раздражительными, особенно
  • в ситуации затруднений, которые встречаются у них нередко;

  • Левши наделены богатым воображением, склонны к фантазированию;
  • Иногда у левшей можно заметить небрежность и неаккуратность при рисовании, лепке и других занятиях. Категорически не рекомендуется это пресекать, потому что левши в своем большинстве – люди творческие, а, как известно, им свойственна некоторая небрежность;

Сложнее леворукий ребенок осваивает технику написания букв и все известные виды рукоделия, а это может вызвать трудности в школе. Эти трудности зачастую разрешаются естественным путем или при помощи подготовленного педагога. В настоящее время этой проблеме уделяется достаточно большое внимание: составляются методики обучения письму левой рукой, налаживается производство специальных прописей, выпускается специальная литература для педагогов и родителей, однако практически совершенно ничего не делается для того, чтобы научить левшу пришить пуговицу или научиться строгать.

Если хотите понять, каково живется левшам, попробуйте перевернуть все предметы, как бы наоборот. Скорей всего вы будете испытывать огромные трудности при обращении с самыми простыми вещами.

Сложность положения усугубляется тем, что нет методик обучения. В литературе больше обсуждается вопрос о воспитании таких детей, но нет конкретных разработок практических методик по трудовому обучению.

Но первоначально хочу предложить вам сравнительную таблицу, выполненную компьютерным методом зеркального отражения объекта, которая даёт наглядное представление о том, как видит процесс вышивания и выполняет его праворукий и леворукий человек.

Возникает необходимость индивидуального подхода к обучению леворуких учеников на уроках технологии. Поэтому целесообразно модифицировать методику выпиливания, существующую для “правшей” в специальную систему обучения “левшей”, учитывая их различия между собой.

Все вышесказанное, на мой взгляд, убеждает в том, что нельзя пытаться изменить природу так, как удобно учителям и родителям. Вероятно, в этой ситуации лучший выход - приспособиться к особенностям леворукого ребенка самим и помочь ему адаптироваться в правоориентированном мире. К сожалению, в нашей стране еще нет научно разработанной методики обучения письму леворуких детей, нет и методики их работы на уроках труда (ведь даже ножницы ему нужны другие). Поэтому наши левши учатся выполнять все учебные действия также, как и правши. И все-таки существует ряд рекомендаций, реализуя которые в практике школьного обучения можно облегчить жизнь таким детям:

Специальные материалы для леворуких детей

Точилки с резьбой против часовой стрелки

Ножницы, у которых лезвие расположено с другой стороны, ручки с углублениями под пальцы левой руки

Линейки, цифры на которой нанесены в обратном порядке.

Клавиатура для компьютера

Необходимо помочь левше организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа;

не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо;

любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно;

желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию;

необходимо вести работу с родителями леворукого ребенка, объясняя им причины и следствия особенностей их сына/дочери, советуя, как помочь ребенку преодолеть те объективные трудности, которые уже имеются и сохранить психическое и физическое здоровье ребенка;

никогда не проявлять негативного отношения к леворукости, использовать особенности такого ребенка в классе для привития детям уважения индивидуальных особенностей каждого человека, терпимости по отношению к проявлению свойств, не характерных большинству.

Как помочь леворукому ребенку

Не стоит подчеркивать эту его особенность, тревожиться (тревога взрослых всегда передается ребенку) и заранее волноваться из-за каких-то неудач, которые могут возникнуть. Важно договориться с малышом, что для письма и рисования он всегда будет использовать только левую руку (не стоит перекладывать ручку из одной руки в другую, лучше передохнуть, если рука быстро устает). Для того чтобы в будущем у него не возникали проблемы при обучении письму, нужно еще до школы (после 5 лет) научить его правильно сидеть за столом, держать ручку и тетрадь. Для правильной позы при письме необходимо:

  • сидеть прямо;
  • опираться спиной на спинку стула;
  • не касаться грудью стола;
  • ноги держать прямо, стопы поставить на пол или подставку;
  • туловище, голову, плечи держать ровно;
  • обе руки в области предплечья опереть о край стола, при этом локти должны выступать за край.

Советы родителям леворуких детей:

1.Никогда и ни при каких обстоятельствах взрослые не должны показывать ребенку негативное отношение к леворукости.

2.Следует помнить, что леворукость - индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у леворуких детей, чаще всего не связаны с этим явлением. Такие же проблемы могут быть и у любого другого ребенка.

3.Не стоит даже пробовать обучать леворукого ребенка работать правой рукой, тем более, настаивать на этом. Переучивание может привести к серьезным нарушениям здоровья.

4.Определять ведущую руку целесообразно в 4-4,5 года.

5.Леворукий ребенок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребенок уникален и неповторим.

История знает огромное количество гениальных людей, которые были левшами, и возможно, благодаря именно этой своей особенности, создали свои вечные шедевры.

Возможно, и у наших воспитанников скрыты какие-то таланты, которые им необходимо помочь развить

Если ребенок – левша, то нам просто необходимо знать психологические и другие особенности таких детей. Это позволит нам правильно его воспитывать, обучать, не привив ребенку комплекс «леворучки».

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Леворукость - это индивидуальный вариант нормы. - левши составляют примерно 10% населения и 20% всех известных талантливых людей; - среди мужчин они встречаются чаще, чем среди женщин; - у них часто встречаются речевые нарушения; - при изучении влияния домашних животных на воспитание детей был сделан вывод о том, что в семьях левшей собаки встречаются почти в два раза чаще, чем кошки.

Леворукость (а точнее - леволапость) встречается и у животных, предпочитающих, как выяснено, в 50% случаев манипулировать левой передней лапой; Все полярные медведи рождаются леворукими. То есть леволапыми

Леворукость определяет только ведущую руку, тогда как левшество - комплексная характеристика, отражающая большую активность правого полушария головного мозга. Таким образом, если ребенок предпочитает все делать левой рукой, то с уверенностью можно утверждать, что он леворукий. Однако, является ли он левшой в целом, можно судить только после выявления у него ведущего глаза, ведущей ноги ведущего уха. Обычно для этого проводят специальные тесты, но иногда можно понять это, внимательно понаблюдав за ребенком (взрослым) во время деятельности, например во время занятий спортом. Человек чаще будет использовать в более активной форме только один из парных органов: отталкиваться одной ногой; прицеливаться, прищурив один глаз, а другой оставив открытым; когда плохо слышно, поворачиваться к источнику звука одним ухом и т.п.

Леворукость и левшество - это результат одного из вариантов структурно-функциональной асимметрии головного мозга. Функции каждого полушария головного мозга представляют целостную, законченную систему. Левое служит для смыслового восприятия и воспроизведения речи, письма, счета, логического, аналитического, абстрактного мышления, самосознания, положительных эмоций. Правое предназначено для пространственно-зрительных функций, интуиции, музыки, ситуативного мышления, отрицательных эмоций. Но на деле столь четкого разделения между полушариями не существует.

генетическое левшество леворукость передается по наследству леворукость в 10 - 12 раз чаще встречается в семьях, в которых левшой является хотя бы один из родителей. Обычно у генетических левшей не наблюдается ярко выраженных проблем с обучением, адаптацией.

« компенсаторное» левшество, Связано с каким-либо поражением мозга, чаще - его левого полушария, когда в праворукоориентированной семье рождается леворукий ребенок. В результате беременности и родов, протекающих с осложнениями, в случае какой-либо травмы, болезни на раннем этапе развития ребенка, у него могут возникнуть микропоражения левого полушария головного мозга, тогда за счет механизмов компенсации правое полушарие берет на себя дополнительные функции левого, как следствие, возникает патологическое или компенсаторное левшество. Таким образом, левая рука становится ведущей, то есть более активной при выполнении бытовых действий, а впоследствии, чаще всего и при письме. У таких детей почти всегда наблюдаются отклонения в развитии речи, сложности при овладении навыками письма и т.п. Чем раньше родители обратятся к нейропсихологу, тем больше возможности будет у специалиста помочь подобному ребенку. Однако, леворукость в этом случае нельзя рассматривать как причину этих отклонений.

« вынужденное» левшество. Выбор ведущей руки у таких левшей обычно связан с травмой правой руки, но может быть и результатом подражания родным или друзьям

псевдолеворукость. К определенному возрасту (окончательно примерно к 5 годам) у ребенка какое-то из полушарий формируется как доминантное по отношению к данной руке (например, у правшей - левое полушарие). Так происходит в норме. Но нередко встречается и нетипичное психическое развитие, когда в соответствующих структурах головного мозга не происходит развития, достаточного для организации специализации полушарий и их взаимодействия между собой. В таких случаях у детей не формируется доминирующее полушарие по отношению к руке. Тогда наблюдается псевдолеворукость или, что бывает чаще, примерно равное использование обеих рук. Если есть основания предполагать, что леворукость (или «двурукость») ребенка именно такой природы, то лучше обратиться к специалистам и организовать специальные занятия для коррекции межполушарных связей.

« скрытое левшество » (смена доминирующего полушария) Момент смены является тем критическим периодом, когда основные функции центральной нервной системы равномерно распределены между двумя полушариями, после чего уже начинает доминировать правое полушарие. Таких людей можно условно назвать "психическими" левшами или "скрытыми" левшами, в том смысле, что их признаки левшества не связаны с доминированием левой руки.

социальное левшество младший ребенок в семье, где практически все – и дед, и отец, и старший брат – леворукие, тоже предпочитает действовать левой рукой, стремясь во что бы то ни стало походить на своих родных.

Бытовые левши Детей, использующих при письме правую руку, а в выполнении бытовых действий - левую. Выбор правой или левой руки – не каприз ребенка. Он связан c распределением ролей между полушариями головного мозга. Это заложено в человеке от рождения. Многие левши, переученные с детства, всю жизнь пишут и едят правой рукой. Зато все, чему обучаются самостоятельно, они делают левой. Правая рука остается менее ловкой, менее приспособленной к труду.

Категория "леворукие дети" совсем не однородна и любые стереотипы восприятия могут загородить от нас реального ребенка с его совершенно индивидуальными особенностями. Пока нет четкого и однозначного ответа на многие вопросы о леворукости. Еще не открыты загадки ее происхождения, мы очень мало знаем о психологических и физиологических особенностях леворуких людей, но с уверенностью можно сказать, что леворукость не может быть причиной каких-то отклонений в развитии или снижения умственных и физических способностей.

Что отличает леворуких детей?

Психологические особенности леворуких детей.

Известные левши. Пётр I Барак Хусейн Обама, 44-й президнет США

Известные левши. Lincoln, Abraham , 1809–65, 16th President of the United States (1861–65) Бенджамин Франклин

Известные левши. Марк Твен Людвиг ван Бетховен

Известные левши. Гарри Каспаров П ЛИСЕЦКАЯ Майя

Известные левши. Сергей Прокофьев Бах

Известные левши. Исаак Ньютон Иван Павлов

Известные левши. Генри Форд Уинстон Черчилль

Известные левши. Льюис Кэрол Ге́рберт Джордж Уэллс

Известные левши. Питер Пауль Рубенс Лев Толстой

Известные левши. Александр Сергеевич Пушкин Владимир Даль

Известные левши. Джон Рокфеллер Горацио Нельсон Horacio Nelson

Известные левши. Королева UK - Елизавета Адольф Гитлер

Известные левши. Альберт Эйнштейн Вольфганг Амадей Моцарт

Известные левши. В.Маяковский Билл Гейтс

Трудности при формировании навыков письма, чтения и счета. Сложность формирования зрительного образа букв и цифр (ребенок начинает путать схожие по виду буквы и цифры, пишет лишние элементы или наоборот, не дописывает части букв и цифр). выделения и различения геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг - овал, квадрат - ромб- прямоугольник); копирования; неустойчивый почерк (неровные штрихи, большие, растянутые, разнонаклонные буквы); зеркальное написание букв, цифр, графических элементов; . очень медленный темп письма, чтения.

Уже в юные годы Леонардо усвоил привычку свои записи вести зеркальным письмом, удивлявшим его современников и доставляющим немало хлопот многим поколениям исследователей, расшифровывающих рукописи художника. Привычку эту Леонардо сохранил на всю жизнь. Зеркальное письмо Леонардо принял по ряду причин. Во-первых, он был левшой: писал и рисовал левой рукой, хотя умел почти столь же хорошо работать и правой. Левой рукой и штриховать рисунок и писать удобнее справа налево. Этот способ и принимает Леонардо, рисунки и записи которого легко отличить от рисунков и записей его современников. Из книги: Гуковский М.А. Леонардо да Винчи. М., 1967. -180 с.

Обучая левшу, следует максимально автоматизировать извне как можно больше операций, используемых им в повседневной жизни. Не требуйте, чтобы маленький левша срисовал нечто, глядя на образец. . Лучше сразу взять его руки в свои и несколько раз вместе с ним повторить нужное движение. Ваша задача – буквально заставить тело ребенка запомнить ту или иную операцию, взаиморасположение в каждом случае его пальцев рук, ног, туловища, головы.

Организация рабочего места В школе левша должен сидеть так, чтобы доска находилась от него как можно правее. Расположение парты должно соответствовать его ведущему глазу и уху, то есть быть как можно левее, ведь чаще всего поле зрения левши сдвинуто именно вправо. Сидеть леворукий малыш должен так, чтобы его не толкали под руку, значит, на парте слева. Не стоит сажать левшу на проходе, он очень чувствителен к постоянному движению между партами, да и порядок на его рабочем месте часто оставляет желать лучшего. При письме, рисовании, чтении свет должен падать с правой стороны. Рекомендуется повернуть тетрадь или лист бумаги так, чтобы верхний правый угол лежал с наклоном вправо, а верхний левый угол располагался напротив груди.

Положение руки во время письма. Рука ребёнка-левши должна лежать на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола и левая рука свободно двигалась по строке вниз, а правая – лежала на столе и придерживала лист, чтобы он не ёрзал

Кисть левой руки должна быть обращена к поверхности стола. Точками опоры для кисти служат ногтевые фаланги несколько согнутых мизинца и безымянного пальца, а также нижняя часть ладони. Неправильная постановка правильная постановка руки.

Положение руки

Положение руки. неправильное правильное

Кисть левой руки с карандашом находятся под строкой. Это наиболее удобный способ письма, так как ребёнку не приходится « выворачивать» кисть руки, хорошо виден образец, не смазывается ранее написанное, ребёнок может контролировать своё письмо. Естественно, буквы будут писаться с наклоном влево. тетрадь лежит с наклоном вправо, правый нижний угол страницы направлен к середине его груди. Карандаш или ручка кладётся на верхнюю, ногтевую часть среднего пальца, а ногтевые фаланги большого и указательного пальцев придерживают карандаш на расстоянии 1,5 – 2 см. от пишущей части карандаша. В процессе письма у левши происходит движение слева направо (направление ручки – влево, а движение кисти и пальцев - вправо).

Тесты для определения «рукости».

При определении моторной системы используются следующие тесты: Переплетение пальцев рук Аплодирование Одновременное действие обеих рук. Скорость движений и сила ведущей руки больше, чем неведущей. Сила каждой руки.

Скрещивание рук, или "Поза Наполеона"

При определении слухо-речевой системы используют тесты: "Шепот" "Тиканье часов "

Для определения зрительной системы можно использовать тесты: Моргание одним глазом Рассматривание в подзорную трубу Проба Розенбаха Карта с дырой

Необходимо помочь левше организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа.

2. Не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо.

3. Категорически противопоказано требовать от него безотрывного письма. 4. Любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно. 5. Желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию.

6. Необходимо вести работу с родителями, объясняя им причины и следствия особенностей их сына/дочери, советуя, как помочь ребенку преодолеть те объективные трудности, которые уже имеются, и сохранить психическое и физическое здоровье ребенка. 7. Никогда не проявлять негативного отношения к леворукости, использовать особенности такого ребенка в классе для привития детям уважения индивидуальных особенностей каждого человека, терпимости по отношению к проявлению свойств, не характерных большинству.

Пожелания учителю. Уделите леворукому ребенку немного личного времени: Полюбите левшу. Внесите в отношения с ним как можно больше доверительности и тепла, но не панибратствуйте. Держите дистанцию. Будьте ему не приятелем, а учителем – лицом, на которое возложена организация обучения и контроль за ним.

Не торопите левшу. Если он не успевает делать задания вместе со всеми, попробуйте давать ему индивидуальные задания на карточке. Постарайтесь сделать так, чтобы он при детях не демонстрировал свою несостоятельность – например, не читал вслух, если у него с этим плохо. Остерегайтесь резких высказываний в его адрес. Левша легко освоит материал, если попросить его «додумать» самому: например, придумать концовку рассказа, а затем рассказать, как развивался сюжет у автора. Кстати, остальным детям это тоже понравится.

Левша усваивает все, что он потрогал руками, понюхал, зарисовал. Расскажите об этом родителям, разрешите ему на отдельном листочке, когда вы рассказываете устно, рисовать что-либо связанное с темой вашего объяснения. Воздержитесь от эмоциональных пометок в школьных тетрадях или дневнике ручкой с толстым нажимом. Хвалите левшу за все, что у него получается. При похвале эти дети буквально расцветают


Слайд 2

! ЛЕВОРУКОСТЬ (левшество)

Функциональное преобладание левой руки над правой. Леворукость не может быть препятствием для достижения цели.

Слайд 3

Леворукость – это не патология и не недостаток развития. Это очень важная индивидуальная особенность ребенка, которую необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.

Слайд 4

Виды леворукости:

1.Генетическая, передающаяся по наследству. 2.Патологическая, является следствием повреждение мозга в процессе внутриутробного развития, либо при рождении. 3.Социальное, когда происходит насильственное переучивание

Слайд 5

Ведущую роль в работе мозга у левшей, берёт на себя правое полушарие, и это соответствует определённому устойчивому типу работы нервной системы и головного мозга.

Слайд 6

Полушария мозга человека ответственны за различные сферы психической деятельности

Левое полушарие 1. Конкретное мышление 2. Математические вычисления 3. Сознательное 4. Правая рука 5. Речь 6. Правый глаз 7. Чтение и письмо 8. Двигательная сфера Правое полушарие 1. Абстрактное мышление 2. Образная память 3. Бессознательное 4. Левая рука 5. Ритм, восприятие музыки, интонации 6. Левый глаз 7.Ориентировка в пространстве8. Чувственная сфера

Слайд 7

пробовать научить ребенка работать правой рукой, тем более настаивать на этом. Переучивание может привести к серьезным нарушениям здоровья!

Слайд 8

Эмоциональная чувствительность;-повышенная ранимость;-тревожность;-сниженная работоспособность;-повышенная утомляемость;- заикание;- тики (облизывание губ, мигание, подергивание носа

таких как:

Слайд 9

Леворукие дети нуждаются в специальных занятиях, направленных на развитие:

Зрительно-моторной координации; - точности пространственного восприятия; - зрительной памяти; - наглядно-образного мышления;

Слайд 10

Способности к целостной переработке информации;- фонематического слуха;- моторики;- речи.

Слайд 11

Леворуким детям полезны игры: вкладыши, пазлы, мозаика, шнуровки, пирамидки, нанизывание бус. Дети должны больше рисовать, лепить, конструировать, выреза.

Слайд 12

Главная задача взрослых: - Развивать в нем чувство оптимизма, уверенности в себе; самоценности, активного отношения к жизни!


ЛЕВШЕСТВО – ЭТО ПРЕДПОЧТЕНИЕ НЕ ТОЛЬКО РУКИ, НО И НОГИ, ГЛАЗА, УХА И ДАЖЕ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ ЛЕВОЙ ПОЛОВИНЫ ТЕЛА ЛЕВОРУКОСТЬ – ЭТО НЕ ПРОСТО ПРЕИМУЩЕСТВЕННОЕ ВЛАДЕНИЕ ЛЕВОЙ РУКОЙ, НО И ОТРАЖЕНИЕ МЕЖПОЛУШАРНОЙ АСИММЕТРИИ, ОТЛИЧНОЕ ОТ ПРАВОРУКИХ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ МЕЖДУ ПРАВЫМ И ЛЕВЫМ ПОЛУШАРИЯМИ ГОЛОВНОГО МОЗГА






ВЫДАЮЩИЕ ЛЕВОРУКИЕ ЛИЧНОСТИ: Ю. ЦЕЗАРЬ, ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ, МИКЕЛАНДЖЕЛО П.ПИКАССО, Л.БЕТХОВЕН, Ч.ЧАПЛИН, А.МАКЕДОНСКИЙ, Л.НАПОЛЕОН, КАРЛ ВЕЛИКИЙ, В.И.ДАЛЬ, ЖАННА Д АРК, П.МАККАРТНИ, У.КЛИНТОН ЛЕВОРУКИЕ СОСТАВЛЯЮТ 20% ВСЕХ ТАЛАНТЛИВЫХ ЛЮДЕЙ С ВЫСОКИМ КОЭФФИЦИЕНТОМ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ


ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛЕВОРУКОГО РЕБЁНКА * СНИЖЕННАЯ СПОСОБНОСТЬ ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ КООРДИНАЦИИ * НЕДОСТАТКИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ И ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ * ОСОБАЯ СТРАТЕГИЯ ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ * СЛАБОСТЬ ВНИМАНИЯ * РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ


МОТИВЫ ДЛЯ ПЕРЕУЧИВАНИЯ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ * ВЕСЬ БЫТОВОЙ МИР ПРАВОРУКИЙ И, ПЕРЕУЧИВ РЕБЁНКА, ВЗРОСЛЫЕ ПОМОГУТ ЕМУ ИЗБЕЖАТЬ МНОГИХ ПРОБЛЕМ И НЕУДОБСТВ * ПРОСТО ПОТОМУ, ЧТО ВСЕ ПИШУТ ПРАВОЙ РУКОЙ * ПОТОМУ ЧТО СЧИТАЮТ НЕВОЗМОЖНЫМ В ДАЛЬНЕЙШЕМ ПРИОБРЕТЕНИЕ КАКОЙ-ТО ПРОФЕССИИ * ПОТОМУ ЧТО САМИ - ПЕРЕУЧЕННЫЕ ЛЕВШИ


ЛЕВОРУКОСТЬ – ДОСТОИНСТВО РЕБЁНКА, ЕГО УНИКАЛЬНОСТЬ И НЕПОВТОРИМОСТЬ - НЕ ПЕРЕУЧИВАЙТЕ ЛЕВОРУКОГО РЕБЁНКА – ДЕЛО НЕ В РУКЕ, А В ОРГАНИЗАЦИИ МОЗГА. ПЕРЕУЧИВАНИЕ ПРИВЕДЁТ К НЕВРОТИЗАЦИИ РЕБЁНКА - ДЛЯ ЛЕВОРУКОГО РЕБЁНКА ЖЁСТКОЕ СОБЛЮДЕНИЕ РЕЖИМА ДНЯ МОЖЕТ БЫТЬ НЕПОМЕРНО ТРУДНЫМ - ОБУЧЕНИЕ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ ДОЛЖНО БЫТЬ БОЛЕЕ ЯРКИМ И КРАСОЧНЫМ


10 СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ ЛЕВОРУКОГО РЕБЁНКА 1. ВЗРОСЛЫЕ НЕ ДОЛЖНЫ НИКОГДА ПОКАЗЫВАТЬ ЛЕВОРУКОМУ РЕБЁНКУ НЕГАТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛЕВОРУКОСТИ 2. СТАРАЙТЕСЬ ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ ЕДИНОЙ ТАКТИКИ ОТНОШЕНИЙ С РЕБЁНКОМ. РАЗДОРЫ В СЕМЬЕ И НЕСОГЛАСОВАННОСТЬ ТРЕБОВАНИЙ РОДИТЕЛЕЙ К РЕБЁНКУ ВСЕГДА ОСЛОЖНЯЮТ СИТУАЦИЮ 3. НЕОБХОДИМО НАУЧИТЬСЯ ВНИМАТЕЛЬНО НАБЛЮДАТЬ ЗА СВОИМ РЕБЁНКОМ, ВИДЕТЬ И РАЗЛИЧАТЬ ЕГО СОСТОЯНИЯ, ЗНАТЬ ПРИЧИНЫ ЕГО ОГОРЧЕНИЙ И РАДОСТЕЙ, ПОНИМАТЬ ЕГО ПРОБЛЕМЫ, ПОМОГАТЬ ЕМУ ИХ ПРЕОДОЛЕВАТЬ


4. ПОМНИТЕ, ЧТО ЛЕВОРУКОСТЬ – ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ НОРМЫ, ПОЭТОМУ ТРУДНОСТИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ У ЛЕВШИ, СОВСЕМ НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО СВЯЗАНЫ С ЕГО ЛЕВОРУКОСТЬЮ, ТАКИЕ ЖЕ ПРОБЛЕМЫ МОГУТ БЫТЬ И У ПРАВОРУКОГО РЕБЁНКА 5. НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ «ПРОБОВАТЬ» НАУЧИТЬ РЕБЁНКА РАБОТАТЬ ПРАВОЙ РУКОЙ, ТЕМ БОЛЕЕ НАСТАИВАТЬ НА ЭТОМ. ПЕРЕУЧИВАНИЕ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К СЕРЬЁЗНЫМ НАРУШЕНИЯМ ЗДОРОВЬЯ 6. ОПРЕДЕЛИТЬ ВЕДУЩУЮ РУКУ ЦЕЛЕСООБРАЗНО В 4 – 4,5 ГОДА И НЕ МЕНЯТЬ ЕЁ, ДАЖЕ ЕСЛИ КАЧЕСТВО ПИСЬМА И РИСОВАНИЯ БУДЕТ НЕ ОЧЕНЬ УДОВЛЕТВОРЯТЬ ВАС


7. НАУЧИТЕ ЛЕВОРУКОГО РЕБЁНКА ПРАВИЛЬНО СИДЕТЬ ЗА РАБОЧИМ СТОЛОМ, ПРАВИЛЬНО ДЕРЖАТЬ РУЧКУ, РАСПОЛАГАТЬ ТЕТРАДЬ. ПОМНИТЕ, СВЕТ ПРИ РАБОТЕ ДОЛЖЕН ПАДАТЬ СПРАВА 8. ПРИ ОБУЧЕНИИ ПИСЬМУ ИСПОЛЬЗУЙТЕ «ПРОПИСИ ДЛЯ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ». ПОМНИТЕ, МЕТОДИКА БЕЗОТРЫВНОГО ПИСЬМА НЕПРИМЕНИМА ПРИ ОБУЧЕНИИ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ 9. НЕ ЗАСТАВЛЯЙТЕ ЛЕВОРУКОГО РЕБЁНКА ЧИТАТЬ, ЕСЛИ ОН САМ ОТКАЗЫВАЕТСЯ, ДАЖЕ ЕСЛИ ВЫ УВЕРЕНЫ, ЧТО ОН ЗНАЕТ ВСЕ БУКВЫ. СКЛАДЫВАЙТЕ БУКВЫ ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ, ПИШИТЕ БУКВЫ, ИГРАЙТЕ С БУКВАМИ – ЭТА РАБОТА ОБЛЕГЧИТ РЕБЁНКУ РАСПОЗНАВАНИЕ БУКВ И ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ