Дымковская роспись в средней группе по фгос. Конспект НОД«Декоративное рисование на прямоугольном листе по мотивам дымковской росписи»в средней группе

Задачи:
1. Формировать умение самостоятельно составлять узор из элементов дымковской росписи (точки, кружочки, колечки, волнистые линии.
2. Расширять и углублять знания детей о дымковской игрушке.
3. Закреплять цветосочетание, характерное для дымковской росписи.
4. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
Словарная работа.
Активный словарь: ярмарка, барышня, козел, баран, лошадь, индюк, узор, колечки, кружочки, точки, птички.
Пассивный словарь: честные господа, горные отроги, дымковские игрушки, задорные, коробейник, мастерская, короб.
Материалы.
Демонстрационный материал: иллюстрации, дымковские игрушки, короба.
Раздаточный материал: глиняные птички на каждого ребенка, подставки, палитра, гуашь, салфетки, кисточки, фартуки и нарукавники на каждого ребенка.
Предварительная работа.
Рассматривание иллюстраций с изображением дымковских игрушек, рассказ о селе Дымково, о мастерах, рассматривание дымковских игрушек.

Воспитатель. Ребята, к нам сегодня пришли гости давайте с ними поздороваемся.
Дети. Здравствуйте.
Воспитатель. Посмотрите ребята у нас в группе красиво как на ярмарке.
Коробейник.

Эй, честные господа!
К нам пожалуйте сюда!
Как у нас ли тары-бары,
Всяки разные товары.

Кони глиняные мчатся
На подставках что есть
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустили.

Через горные отроги
Через крыши деревень
Красноногий, желторогий
Мчится глиняный олень.

Фью-ти, фью-ти гнезда вью.

Воспитатель.

Здесь в ярком узоре в раскраске весенней
Остались умельцев черты:
Внезапная грусть и легкое веселье
Которые с виду просты.

Сегодня мы с вами попали на ярмарку. Кто знает, что такое ярмарка?
Дети. Ярмарка - это большие торги, которые устраивают в одном месте и в одно время с весельем, развлечениями.
Воспитатель. На ярмарке люди покупают товар, веселятся недаром в народе говорят: «Шум как на ярмарке».
А в какое время устраивались ярмарки игрушек?
Дети. Ярмарки игрушек устраивались весной.
Воспитатель. Перечислите, какие игрушки вы видите на нашей ярмарке?
Дети. Козел, баран, лошадь, барышня, индюк.
Воспитатель. Из какого материала они сделаны?
Дети. Эти игрушки сделаны из глины.
Воспитатель. Как называются эти игрушки?
Дети. Глиняные.
Воспитатель. Давайте с вами вспомним, где делали эти игрушки?
Дети. Село Дымково.
Воспитатель. Жили в одном селе люди. Когда на улице было холодно и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливались печи, дым окутывал крыши, да так, что ничего не было видно. Один дым. Вот и назвали то село Дымково. Трудились взрослые в том селе с утра до вечера позднего: копали землю, готовили еду, пасли скотину, а дети шутили играли на лугу, песни пели. Не было у них таких игрушек, как у вас.
И задумались взрослые: чем порадовать детишек. Набрали на берегу реки глины, вылепили разные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом, разведенным на молоке, расписывали красками. Так появились дымковские игрушки. Яркие, веселые, задорные - полюбились они детям. Посмотрите на наши игрушки и скажите, какое настроение создают они?
Дети. Веселое.
Воспитатель. А как мастера передали нам радостное настроение?
Дети. Игрушки яркие, светлые.
Воспитатель. Давайте ребята получше присмотримся к ним полюбуемся яркими игрушками. Скажите, какие цвета использовали мастера для росписи дымковских игрушек?
Дети. Желтый, синий, красный, золотистый.
Воспитатель. На каком фоне расположены элементы росписи?
Дети. Белом.
Воспитатель. Какими узорами украшены игрушки?
Дети. Колечки, кружочки, точки.
Воспитатель. Берет в руки игрушку и спрашивает: «Как расположены узоры?»
Дети. Рядами.
Воспитатель. Какой крупный элемент встречается в узоре каждой игрушке?
Дети. Кольцо.
Воспитатель. А какой самый мелкий элемент встречается в узоре игрушки?
Дети. Точки.
Воспитатель. Какие у нас яркие, веселые, задорные игрушки а ярмарке. А еще на ярмарке было веселье. Мы сейчас с вами тоже повеселимся и поиграем в игру «Карусель» .

Еле-еле, еле-еле
Закружились карусели
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом
Тише-тише, не бегите,
Карусель остановите
Раз, два, раз, два-
Вот и кончилась игра.

Понравилось вам кататься на веселой карусели. Ой смотрите, какой грустный коробейник. Что с тобой случилось, расскажи нам. Короб. Я нес в подарок малышам игрушки, но они такие грустные. У вас игрушки веселые, разноцветные, задорные. А у меня игрушки грустные, как я подарю их малышам.
Воспитатель. Ребята давайте подумаем, чем можем помочь коробейнику?
Дети. Расписать игрушки.
Воспитатель. Давайте превратимся в дымковских мастеров и распишем глиняных птичек. «Раз, два, три покружились в дымковских мастеров мы превратились». А вот наша мастерская и рабочая одежда. Давайте оденем рабочую одежду и приступим к работе. Занимайте свои рабочие места и как настоящие мастера мы будем расписывать птичек для малышей. Не забудьте, что нужно правильно держать кисточку, и правильно выбирать элементы узора, а ты коробейник присоединяйся и помоги нашим мастерам. (В процессе росписи птичек оказывать индивидуальную помощь тем детям, которые в ней нуждаются . Одобрять тех кто самостоятельно выполняет задание.)

Полюбуйтесь Какие у вас красивые, веселые, задорные, пестрые птички получились. Вот за это и любит народ дымковскую игрушку.
А теперь ребята поставим птичек коробейнику в короб и превратимся опять в ребят. «Раз, два, три покрутились и в детей мы превратились».

Спасибо ребята за красивых птичек. А сейчас я пойду к малышам и подарю красивых птичек и расскажу им какие вы настоящие мастера. До свиданья ребята, до свиданья гости дорогие!
Воспитатель. До свиданья приходи к нам еще.

Солнце закатилось
Наша ярмарка закрылась.

Ребята, где мы с вами сегодня были? Что видели? Чем занимались?
Мы сегодня с вами сделали доброе дело. Расписали птичек для малышей: Какие они красивые. Молодцы ребята. Сегодня мы еще раз побывали дымковскими мастерами, и вы очень хорошо справились с этой работой. Ребята давайте попрощаемся с нашими гостями.
Дети. До свиданья!

МАДОУ

«Двуреченский детский сад

«Семицветик»

Конспект открытого занятия

в средней группе

Тема: «Чудо – дымка»

Подготовила воспитатель:

Март 2014 г.

Декоративное рисование

«УКРАШЕНИЕ ЮБКИ»

Программное содержание:

Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой. Закреплять знания по технике ее изготовления (лепят, закаляют в печи, покрывают белой краской, потом раскрашивают).

Уметь выделять элементы дымковской росписи: круги, точки, полоски, клеточки, закреплять представления о ярком, праздничном, нарядном колорите игрушек, закреплять приемы росписи кистью.

Предварительная работа6

  • Познакомить с русской народной песней «Пошла млада за водой», «Скок – поскок».
  • Рисование элементов дымковской росписи: круг, прямые линии, точки.
  • Закреплять знания некоторых образцов устного фольклора.

Материалы к занятию:

  • Бумага белая в форме конуса.
  • Гуашь желтого, красного и зеленого цветов на каждый стол.
  • Фигурки дымковских барышень на каждого ребенка, фигура водоноски и игрушки.

Ход занятия:

  • На стене – картинка зимнего пейзажа (старинные избы, из труб идет дым, на переднем плане березка в зимнем наряде). Звучит спокойная музыка.
  • Воспитатель спрашивает: «Какое время года сейчас?» Обращает внимание детей на картинку и предлагает подойти к ней поближе и рассмотреть, рассказать о ней.

1 й ребенок. Ели спят у большака

В инее седом.

Спят деревья, спит река

Скованная льдом.

2 й ребенок. Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок.

Дым идет из труб столбом

Точно в дымке все кругом.

3 й ребенок. Голубые дали

И село большое

«Дымковской» назвали.

4 й ребенок. Там любили песни, пляски.

В селе рождались чудо – сказки.

Вчера зимою длинны,

И лепили там из глины

Все игрушки непростые,

А волшебно-расписные.

  • Воспитатель обращает внимание детей на игрушки.

5 й ребенок. Белоснежны, как березки,

Кружочки, полоски –

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

6 й ребенок И пошла о «Дымке» слава,

Заслужив на это право,

Говорят о ней повсюду,

Удивительному чуду.

  • Воспитатель обращается к детям:
  1. Почему эти игрушки называются дымковскими? (Их делают в селе Дымково).
  2. Из чего их делают? (Из глины и песка).
  3. А затем, что делают? (Красят белой краской и расписывают).
  4. Какими узорами расписывают игрушки? (Кружочками, точками, полосками, кольцами).
  • Воспитатель обращает внимание на Водоноску и читает стихи:

За студеною водицей

Водоноска – молодица

Как лебедушка плывет,

Ведра красные несет

На коромысле не спеша.

Посмотри, как хороша –

Эта девица краса,

Тугая черная коса.

Щечки алые горят

Удивительный наряд!

Водоноска так красива

Как лебедушка плывет,

Песню тихую поет.

Аудиозапись песни: «Пошла млада за водой» (дети под пение выполняют движения)

Воспитатель говорит: «Водоноска пришла не одна. Подруг своих привела. Она очень огорчена, тем, что у нее красивый наряд, а у подруг нет. Как бы им помочь, вы не знаете дети? Сможем им помочь? Как?» Дети выказывают свои предложения.

Воспитатель предлагает нарисовать на юбках красивые узоры и подарить Водоноске.

Дети играют в игру «Скок - поскок».

По окончании работы дарят юбочки Водоноске.


Кононова Виктория
Конспект занятия по декоративному рисованию в средней группе «Дымковская птичка»

Конспект занятия в средней группе по декоративному рисованию на тему : «Дымковская птичка » .

Кононова Виктория

Программное содержание : Продолжать учить детей составлять узор из элементов дымковской росписи : точек, прямых горизонтальных линий, примакиваний, колец, кругов. Учить правильно, держать кисть, регулировать силу нажима, осуществлять последовательность операций. Развивать любознательность, эстетическое восприятие, интерес к изобразительной деятельности, способность внимательно рассматривать дымковскую игрушку и любоваться ей.

Материал : Дымковская игрушка – птичка ; силуэты птичек , вырезанные из бумаги. Кисти, подставки для кистей, салфетки, краска-гуашь 3-х цветов, образцы.

Предшествующая работа :Рассматривание элементов узора на дымковских игрушках . Лепка птичек .

Ход непосредственно образовательной деятельности :

Дети входят в зал под русскую народную мелодию и становятся полукругом.

В.:Ребята посмотрите,сколько у нас сегодня гостей, давайте поздороваемся.

Разминка-приветствие «Здравствуй»

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!

В.:Сегодня у нас необычное занятие . Садитесь на коврик и послушайте загадку :

Веселая белая глина

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы,

А ну, назови-ка меня! (дымковская игрушка )

В.:Молодцы, угадали!Сегодня мы с вами поговорим о дымковских игрушках . Ребята скажите, пожалуйста, какого цвета краски используют дымковские мастера в своей росписи? (синюю, красную, зелёную, жёлтую, оранжевую) .

А какие элементы узора, используются в росписи? (точки, прямые линии, мазки, круги, кольца) .

В.:Мне очень нравятся дымковские игрушки . Вот одна из них (показ дымковской птички ) Посмотрите, ребята,какая она красивая. Какие элементы росписи есть на этой птичке ? А какие цвета здесь использованы? Какого цвета здесь больше?

Послушайте про нее потешку и повторяйте за мной движения :

Летели птички

Птички-невелички ,

Как они летели

Все люди глядели,

Как они садились

Все люди дивились!

Дети изображают птичек : летают, машут крылышками. Затем садятся за столы,у каждого на столе лежит птичка ,вырезанная из бумаги.

В.: Посмотрите, а на ваших птичках дождь смыл все узоры и от этого им очень грустно. Давайте мы с вами им поможем. Разрисуем наших птичек и тогда они станут веселыми и красивыми.

А сейчас закройте глаза, представьте, каким узором вы будете расписывать свою птичку , цвет узора, как расположите, с чего начнете рисовать . А теперь откройте глазки,но прежде, чем начнем рисовать , давайте разомнем пальчики, подготовим их к работе.

Пальчиковая гимнасттика : «Птичка крылышки сложила »

Птичка крылышки сложила , руки положить на стол

Птичка крылышки помыла , погладить одной ладошкой другую

Птичка клювом повела , соединить пальцы в замок, а указательные "клюв" -выпрямить

Птичка зернышки нашла , Повести руками в замке влево – вправо,

Птичка зернышки поела , постучать «клювом» по столу.

Птичка песенку запела . Дети говорят «чик – чирик» ,

Птичка крылышки раскрыла руки развести в стороны,

Полетела, полетела. Плавные махи руками.

Вот, мы размяли пальчики, теперь можно рисовать .

Самостоятельная работа детей Помощь затрудняющимся детям, индивидуальная работа.

В.:Вот птички наши засветились , стали красивые, нарядные и веселые. И у нашей гостьи теперь много подружек. Спасибо за вашу работу.

Публикации по теме:

Дымковская игрушка Конспект комплексного занятия в средней группе Воспитатель Сычевник А. В. Программные задачи: 1. Образовательная: формирование.

Программное содержание: продолжать знакомить детей с народным декоративным искусством (дымковской росписью).Учить детей составлять узор из.

Конспект НОД по рисованию во 2 млад. группе «Украшение лошадки» (дымковская роспись). Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»,.

Цель: Приобщать детей с ЗПР к народной культуре,народным промыслам. Задачи: 1. Коррекционно-образовательные. Закрепить знания детей о народных.

Конспект образовательной деятельности по декоративному рисованию в подготовительной группе «Роспись жостовского подноса» Программное содержание: 1. Продолжать знакомить детей с народным искусством на примере мастеров Жостова. 2. Учить различать оттенки настроения.













Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель : Создание аппликации по мотивам дымковской росписи.

Задачи:

  • Продолжать расширять представления детей о дымковской игрушке и элементах росписи.
  • Формировать знания о том, какими материалами пользуются мастера при изготовлении народной игрушки.
  • Формировать умение детей выделять элементы и цвет дымковской росписи; составлять узор на готовой форме из кругов, полосок, волнистых линий.
  • Формировать умение правильно держать кисточку, пользоваться клестером, совершенствовать навыки наклеивания.
  • Активизировать употребление в речи название элементов дымковской росписи, развивать умение детей участвовать в беседе, совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
  • Воспитывать интерес к народному искусству, неразрывно от народной музыки, народного творчества.
  • Развивать мелкую моторику, глазомер, чувство цвета и ритма.

Предварительная работа:

Чтение рассказа Ушинского “Лошадка”, знакомство с дымковской игрушкой, рассматривание иллюстраций, знакомство с элементами росписи и рисование их на готовых формах, заучивание стихотворений и загадок о дымковских игрушках.

Материал и оборудование: оформление выставки – оригинальные образцы дымковской игрушки, выполненные мастерами промысла, иллюстрации; мультимедийная презентация “Дымковская игрушка”, музыкальный центр, костюмы для детей в народном стиле, русский народный костюм для воспитателя, вожжи-ленточки, карусель для игры, плакат – карусель для выставки детских работ.

Работа с родителями: предложить родителям приобрести раскраски с изображениями дымковской игрушки и рассмотреть их с детьми; предложить посетить с детьми выставку дымковской игрушки во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.

Ход занятия

I часть. Организационный момент.

Дымковская барышня встречает детей около зала.

Ой, вы гости господа,
К нам пожалуйте сюда
Проходите, размещайтесь
И услышать все старайтесь.
Будем многое узнавать,
Будем с вами мы играть.

Барышня: - Здравствуйте, ребята и уважаемые гости, я очень рада видеть вас!

Я барышня Наталья
Посмотрите, как я хороша
Я девица - краса,
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.

Я из села Дымково, где живут замечательные мастера, которые делают из глины забавные игрушки.

Давайте отправимся с вами в гости. Кто нас повезёт? Отгадайте?

Грациозна и красива.
Ножки, спинка, шейка, грива.
Резво скачетпо утру,
Хвост как шарфик на ветру.
Прокатись на спинке шаткой.
Кто красавица?... (Лошадка.)

Мы поедем на красивой лошадке! Занимайте места!

Дети берут в руки ленточки и имитируют движения лошадки, поднимая высоко ноги, идут вслед за барышней. (Муз.Л.Банникова)

Громко цокают копытца
Цок, цок, цок!
Мы к Наташе в гости мчимся
Цок, цок, цок!

Ребята, мы с вами оказались в селе Дымково. Я вам расскажу удивительную историю, как появилась Дымковская игрушка.

II часть. Рассматривание игрушек.

Слайд 2: - Жили в этом селе люди. Зимой на улице было холодно, в домах топились печи, дым окутывал крыши, так, что ничего не было видно. Вот и назвали село Дымково. В старину у детей не было игрушек, и взрослые делали игрушки из глины своими руками.

Слайд 3: - Набирали на берегу реки глины.

Слайд 4: - Лепили разные забавные фигурки.

Слайд 5: - Обожгли их в печи. От огня и жара фигурки высыхали и становились твердыми, как камень.

Слайд 6: - После огня их покрывали мелом. Игрушки были белые, но неинтересные.

Слайд 7: - Тогда взрослые решили украсить игрушки разноцветной росписью. А людей, которые делают такие игрушки, называют мастерами.

А сейчас посмотрим, какие получаются игрушки. Дети, кто это?

Слайд 8: - Олень.

Слайд 9: - Индюк.

Слайд 10: - Конь.

Слайд 11: - Петух.

Слайд 12: - Барышня.

Слайд 13: - Вот так и появились яркие, весёлые, задорные, нарядные игрушки, которые делают дымковские мастера!

Барышня: Вам понравились и игрушки? А вы обратили внимание,какими цветами расписаны игрушки? (красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый), в небольшом количестве (коричневый и черный).

Барышня: Ребята, эти цвета делали игрушки настолько красивыми и праздничными, что даже я украсила свою юбку дымковскими узорами. Посмотрите, какими элементами украшена моя юбка? (круги, клетка, прямые и волнистые линии).

Барышня: В селе Дымково дети очень любят играть, а вы любите? Вставайте, я приглашаю вас поиграть.

Игра “Карусель” (Рус. нар. мелодия обр.Е.Тиличеевой)

Еле, еле, еле, еле,
Закружились карусели.
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, тише, тише,
Карусель остановите.
Раз и два, раз и два –
Вот и кончилась игра.

III часть. Аппликация узора на шаблонах.

Ребята, карусель нас перенесла в мастерскую дымковских умельцев.

А вы хотите стать мастерами дымковской игрушки? (Да)

Проходите за столы.

Мы с вами будем делать аппликацию по мотивам дымковской росписи.

У вас у каждого на столах лежат шаблоны и готовые элементы для выполнения аппликации. Вы должны придумать и наклеить свой узор. Вы готовы?

Перед тем, как начнем работать, мы с вами разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

Барышня: Ребята, кто затрудняется, может посмотреть на образец.

Дети выполняют аппликацию.

Барышня: Ребята, кто сделал, несите игрушки, оформим с вами выставку.

Подведение итогов:

Какие игрушки получились? (Ответы детей)

Какое у них настроение? (Ответы детей)

Кто сделал эти игрушки? (Мы)

А кем вы сегодня были? (Мастерами)

А теперь мы сядем на лошадку, нам пора возвращаться в детский сад.

Дети берут в руки ленточки и имитируют движения лошадки, поднимая высоко ноги, идут вслед за барышней.

Громко цокают копытца
Цок, цок, цок!
В детский садик лошадь мчимся
Цок, цок, цок!

Конспект занятия в средней группе по декоративному рисованию на тему: «Дымковская птичка».

Программное содержание: Продолжать учить детей составлять узор из элементов дымковской росписи: точек, прямых горизонтальных линий, примакиваний, колец, кругов. Учить правильно, держать кисть, регулировать силу нажима, осуществлять последовательность операций. Развивать любознательность, зстетическое восприятие, интерес к изобразительной деятельности, способность внимательно рассматривать дымковскую игрушку и любоваться ей.Расширение словаря: весна, теплые края, дымковская игрушка.

Материал: Дымковская игрушка – птичка; силуэты птичек, вырезанные из бумаги. Кисти, подставки для кистей, салфетки, краска-гуашь 3-х цветов, образцы.

Предшествующая работа: Рассматривание элементов узора на дымковских игрушках. Лепка птичек.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Д ети входят в зал под русскую народную мелодию и становятся полукругом.

В.: Ребята посмотрите,сколько у нас сегодня гостей, давайте поздороваемся.

Разминка-приветствие «Здравствуй»

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!

В.: Сегодня у нас необычное занятие. Садитесь на коврик и послушайте загадку:

Веселая белая глина

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы,

А ну, назови-ка меня! (дымковская игрушка)

В.: Молодцы, угадали!Сегодня мы с вами поговорим о дымковских игрушках. Ребята скажите, пожалуйста, какого цвета краски используют дымковские мастера в своей росписи? (синюю, красную, зелёную, жёлтую, оранжевую).

А какие элементы узора, используются в росписи? (точки, прямые линии, мазки, круги, кольца) .

В.: Мне очень нравятся дымковские игрушки. Вот одна из них (показ дымковской птички) Посмотрите, ребята,какая она красивая. Какие элементы росписи есть на этой птичке? А какие цвета здесь использованы? Какого цвета здесь больше?

Послушайте про нее потешку и повторяйте за мной движения:

Летели птички
Птички-невелички,
Как они летели
Все люди глядели,
Как они садились
Все люди дивились!

Дети изображают птичек: летают, машут крылышками. Затем садятся за столы,у каждого на столе лежит птичка,вырезанная из бумаги.

В.: Посмотрите, а на ваших птичках дождь смыл все узоры и от этого им очень грустно.Давайте мы с вами им поможем. Разрисуем наших птичек и тогда они станут веселыми и красивыми.

А сейчас закройте глаза, представьте, каким узором вы будете расписывать свою птичку, цвет узора, как расположите, с чего начнете рисовать. А теперь откройте глазки,но прежде, чем начнем рисовать, давайте разомнем пальчики, подготовим их к работе.

Пальчиковая гимнасттика: «Птичка крылышки сложила»

Птичка крылышки сложила, руки положить на стол
Птичка крылышки помыла, погладить одной ладошкой другую
Птичка клювом повела, соединить пальцы в замок, а указательные "клюв" -выпрямить
Птичка зернышки нашла, Повести руками в замке влево – вправо,
Птичка зернышки поела, постучать «клювом» по столу.
Птичка песенку запела. Дети говорят «чик – чирик»,
Птичка крылышки раскрыла руки развести в стороны,
Полетела, полетела. Плавные махи руками.