Тайны подсознания. Как управлять подсознанием

Киммерийцы - племена Северного Причерноморья, занимавшие территорию от Северного Кавказа до Фракии, ещё в III тысячелетии до нашей эры. Это самый древний народ Причерноморья, известный в истории тем, что Киммерийцы очень часто вторгались в Малую Азию и Северную Месопотамию. Во II тысячелетии до нашей эры, Греки, селившиеся по берегам Чёрного моря, и в особенности на Южном берегу Причерноморья в Синопе и Трапезунде, не рисковали удаляться далеко от побережья, в любую минуту готовые сесть на свои корабли и уплыть восвояси, опасаясь дикого Скифского народа и местных горцев Касков (Киммерийцев).

По словам Гомера (который сам был Киммерийцем, как и его герой Ахиллес), Киммерийцы - это выходцы с Крайнего Севера (Гипербореи), где всегда царит Мрак ночи. Об этом же самом очень красиво пишет Римский поэт Августова века Альбий Тибулл:

«Да будет мне позволено некогда познать Елисейские поля, плот Леты и Киммерийские озёра, когда моё лицо побледнеет от морщинестой старости, и я, старик буду рассказывать детям о тех стародавних временах… как пришёл к тёмным твердыням Киммерийским, которым никогда не появляется день на светлом Востоке… И где Гебр, и где Танаид орашает Гетов и Магинов…».

В Европе Киммерийцы известны под именем - Кимров (Кимвры, Кимбры). Ещё, Киммерийцев называли - ТавроСкифами, а Керченский пролив древние Греки именовали, как - «Боспор Киммерийский». Правильнее было бы говорить о Киммерийцах, как о Казачьем воинстве (именно так изображаются Киммерийцы на Древнегреческих и Этрусских вазах и рисунках). Есть достоверные источники, свидетельствующие о деятельности Киммерийцев, как в Закавказье, так и в Малой Азии. Об этом говорят документы Хеттского и Ассирийского царств, а так же, донесения спецслужб государства Урарту. В 1595 году до нашей эры, Хеттский царь Мурсали - I покоряет племя Касков (Киммерийцев), проживающих на Севере страны, в горах вдоль побережья Чёрного моря, разбив их войско во главе с царём Пиххуния. Правда, Каски терроризировали страну Хеттов на протяжении всего её существования, совершая набеги даже вглубь Анатолии. Но чаще всего это происходило в момент обострения политических отношений между Хеттами и государством Арсава (Русена), так как, Каски были союзниками Средиземноморской Руси (Союз Арийских государств Малой Азии и Ближнего Востока).

В 1270 году до нашей эры Египетский фараон Рамсес - II просит царя Хеттов Хаттусили - III прислать ему железа. На что Хеттский царь ответил сожалением, так как, сам получал железо из «Страны железных руд», из Скифии, а сейчас были не благоприятные времена. Грозные Каски перекрыли Северную границу. Своего могущества Киммерицы достигли в период X - VIII веков до нашей эры. Имея мощную лёгкую кавалерию со стальным оружием, они были грозной силой для соседей. Центром Киммерийской цивилизации была Таврия (Крым и Приазовье), где они построили несколько городов. Скотоводы занимали территорию от Буга, где спокойно уживались с Ализонами, и до Тамани, где было царство грозных Синдов на Кубани. В это время Синдские города были главными портами на побережье Чёрного моря, а во Фракии и на острове Лемнос жили их сородичи - Синты. В районе Анапы найдены останки каменных стен Синдского города. На Севере, в Приуралье, жили Кельтские племена, великолепные металлурги, с которыми Киммерийцы находили общий язык.

В период с 950 по 800 годы до нашей эры, Приднепровские Скифы-Сколоты (Борисфениты, как называли их Греки) укрепляют правобережье Днепра, выстроив по границе с лесостепью крепости, защищавшие их от набегов Киммерийцев. В этих городах-крепостях могло укрыться, в случае нападения, население всего окресного племени. Кроме укреплений, Сколоты переняли у Киммерийцев и их способ ведения боевых действий, создав такую же мощную конницу. Примерно с 770 года до нашей эры, между Скифами-Сколотами и Киммерийцами усиливаются противоречия. Набравшись сил, Скифы стали теснить Киммерийцев и их союзников Кельтов к Западу и к Югу. Однако, часть их не захотела уходить и смешалась со Скифами, а вот большая часть ушла в Западную Европу, став Галлами-Гэльцами, в Британии Кимбры известны нам под именем - Уэльсцы.

Ещё часть Кельтов и Киммерийцев ушла во Фракию, а некоторые, через Кавказ, хлынули в Малую Азию. Захватив плацдарм для своих завоеваний в юго-восточном Причерноморье, совместно со своими родичами Касками, в 720 году до нашей эры, под руководством вождя Тугдамма, Киммерийцы начинают свою экспансию в Малую Азию с нападения на Урарту, из района озера Севан. Царь Урарту Руса - I, в 718 году, попытался дать отпор пришельцам с Севера, но его войско было разбито, а многие знатные лица взяты в плен. Впоследствии царь Руса, потерпев очередное поражение, уже от Ассирийцев, в 714 году, окончит свою жизнь самоубийством, после чего, государство Урарту прекратило своё существование как самостоятельное царство. В начале VII века до нашей эры, на западе Малой Азии, Киммерийцы захватывают Фригию. Война шла в течение трёх лет, после чего Фригия, как и Урарту, вошла в состав нового Киммерийского царства - Гимир. Фригийский царь Мидас (тот самый из Древнегреческой мифологии), не вынеся позора поражения, попытался отравиться, но так как он в течении нескольких лет принимал противоядия, то организм уже не реагировал на яды, и Мидас не умер. Тогда он приказал заколоть себя своему телохранителю Кельту.

Сокрушив Фригийское царство, через Босфор Киммерийцы Гимира вышли к своим собратьям, Трерам (Фракийским Киммерийцам), и заключив с ними военный союз, стали совместно нападать на Греческие города. Затем, окрепнув ещё больше, в 654 году до нашей эры, Киммерийцы атакуют Лидию, и захватывают город Сарды, в сражении погибает Лидийский царь Гиг. В районе города Эфеса Киммерийцы сталкиваются с Греками, но это противостояние не даёт преимущества ни одной из сторон, после чего, Киммерийцы направляют свои взоры на юго-восток, и начинается противостояние с Ассирией. В процессе взаимных военных выпадов, какого-либо приимущества сторонами достигнуть не удалось. Тем не менее, в Ассирийских документах Киммерийский царь Сандакур упоминается как враг Ассирийского царя Ашшурбанипала.

Постепенно Киммерийцы смешиваются с народами Азии, теряя тем самым свой Дух, и растворяясь в общей массе Восточного этноса. В 640 году до нашей эры, царь Скифов Мадий, сын Прототия от Ассирийской жены, возглавил войско против Киммерийцев, двинувшись в Малую Азию, при поддержке Ассирии. В Малоазиатской битве с Киммерийцами, войско которых возглавлял сам царь Гимира Лагдомис, Скифы победили, а сын Скифского царя Мадия, царевич Сандакшатр, нанёс поражение ещё и Фракийскому царю Треров Кобосу на Балканах, как союзнику царства Гимира. Скифская конница подмяла царства Урарту и Манну, вновь сделав их вассалами Ассирии. Воспользовавшись ситуацией, против Гимира выступила и Лидия. Сын погибшего царя Гига, Ардис выдавил остатки Киммерийских войск из своих земель, сохранив в дальнейшем самостоятельность. С этого момента царства Гимир не стало, часть Киммерийцев смешивается с родственными племенами во Фракии, а часть уходит ещё дальше на Запад. Однако, некоторые вернулись в Южное Приазовье и в горы Северного Кавказа. А часть Киммерийцев ушла на Восток, став составной частью народа Юэчжи (в Китайском произношении) и Ятиев (на Греческом), впоследствии смешавшихся с Гуннами.

Византийский писатель Прокопий Кесарийский считал народ Булгар потомками Киммерийцев (может именно поэтому Болгары так естественно влились с Словянский этнос Балкан, как когда-то давно их Предки). А на смену Киммерийцам в Центральную Азию приходят Скифы-Саки. В Библии Киммерийцы упоминаются как народ Гомер, известный ещё с IV тысячелетия до нашей эры, и о могуществе которого в Библии есть следующие слова:

«Не будет в нём (народе) ни изнемогающего, ни утомлённого, он не будет дремать и не будет спать, пояс не снимет с чресел, и не разорвётся ремень у сандалий его, стрелы его заострены и все луки его натянуты, копыта коней его подобны кремнию, и колесницы его как вихрь…».

На Северном Кавказе жило племя больших и сильных Гумир, до прихода туда Алан, которых, от части, тоже можно считать потомками Киммерийцев. До сих пор у Алан слово «Гумир» означает - Большой, Сильный. Кстати, Русское слово «Герой» происходит от библейского - «Гомери» (Киммериец), прежде всего, ассоциируясь у Арийских народов, с героями Троянской войны, в которой Киммерийцы (например Ахиллес) сражались, как на одной, так и на другой сторонах противоборствующих сил, как самые Яркие, Героические личности, вовлечённые, в очередной раз Тёмными Силами, в братоубийственную междоусобицу. На Санскрите «Кумара» - наездник.

В древней книге «Патриарси» есть упоминания о Киммерийцах, как о предках Русов: «Аскольд - Тёмный воин, от Греков просвещён, что будто нет никаких Русов, а есть одни варвары. Можно только смеяться. Ибо Киммерийцы были нашими Предками, кои Рим потрясли и Греков гоняли, как напуганных поросят… Русь стократ разбита с Севера на Юг… Троекратно Русь падшая восстанет…».

Ульянов Юрий Александрович.

Такие шапки носили ингуши это Курхарсы.
КИММЕРИЙЦЫ Основное времяпрепровождение этого "подвижного отряда" - разбой. Киммерийцы - ярко выраженный агрессивный этнос. Они не задумываясь шли в бой с превосходящим по численности противником, разбивали его и грабили поселения.
Киммерийский язык — язык античных киммерийцев, обитавших около VIII век до н. э. в Приазовье и вытесняемых оттуда на запад и юг скифами. От языка сохранилось несколько имен собственных, встречающихся преимущественно в ассирийских текстах. Имена относят к иранскому происхождению и считают близкими скифам. Ассирийское Sandaksatru — имя киммерийского царя — соответствует авестийскому candra-csaqra «обладающий блестящей властью»; Dugdamme соответствует dugda-maesi «обладающий дойными овцами»; а Teuspa сопоставляют с древнеперсидским Caispis.

Sandaksatru — имя киммерийского царя

Sandaksatru- Сандак-садару "Звезда ингуш.тейпа Сандакхой/ингуш.имя Сандак. Звезда Сандака.(инг.яз. Сан-дака "Мой-труп")

авестийскому candra-csaqra «обладающий блестящей властью/ от ингуш.языка Цандара Сагара "Огненный, Чистый Жрец, Человек, Зажегнутый)

Dugdamme- с ингуш.яз. Дуг-дамме "Вечное Сердце"/ ингуш.яз. Горящий Прах

Само слово *kem-ro в таком случае дало начало слав. *sebrъ (крестьянин, член общины). Эта гипотеза позволяет локализовать прародину балтославянской общности в степях Причерноморья — там на рубеже I—II тыс. до н. э. могли происходить её контакты с киммерийцами. При этом протобалтийские диалекты находились дальше от киммерийцев, чем протославянские, так как в праславянском обнаруживается больше киммерийских заимствований, чем в прабалтийском.

По предположению Хольцера, это мог быть язык именно киммерийцев (kimbroi)

Кимброй - имеет аналог с ингушскими, чечен. родами Сибарой/ Сярбарой, Вашиндарой.

Камб-рой "ингуш.яз. къам "народ"/ингуш.яз. комбаро "чесаться"

Киммерийцы хозяйничали на территории Украины около 400 лет - с XI по VI век до нашей эры. Чего "набрались" от них предки украинцев? И "набрались" ли вообще чего-то? Если да, то осталось ли это что-то в джентльменском наборе современного украинца?

Для начала разберёмся, кто такие киммерийцы и какой у них был менталитет.

Киммерийцы - первый из восточноевропейских народов, который благодаря Гомеру стал нам известен по имени. В "Одиссее" поэт помещает их где-то на крайнем севере. Геродот уточняет: жили киммерийцы не только на севере, но и у Понта Эвксинского. А по мнению современных историков, они занимали всю территорию нынешней Украины - от Карпат до Донецкой области.

Основное времяпрепровождение этого "подвижного отряда" - разбой. Киммерийцы - ярко выраженный агрессивный этнос. Они не задумываясь шли в бой с превосходящим по численности противником, разбивали его и грабили поселения. В борьбе с киммерийцами потерпели поражение Фригия, Лидия, Вифиния; их набегам долгое время подвергались греческие города Малой Азии. В 714 г. до н.э. киммерийцы обнаглели окончательно - вторглись в Урарту, мощнейшее, сравнимое с Римом в период его расцвета, государство Передней Азии, владевшее Северной Месопотамией, Сирией, Закавказьем, нынешними турецкими и иранскими территориями. Против киммерийцев со всей Азии были собраны войска. Однако они нанесли всей этой объединённой мощи сокрушительное поражение.

За счёт чего киммерийцы одерживали победы? Осмелюсь предположить, не в последнюю очередь за счёт своего менталитета. В то время как военное искусство их ближних и дальних соседей базировалось на выучке, иерархии и дисциплине, ментальность киммерийцев отличалась анархизмом, наглостью, "беспределом". Киммерийские воины - холерики, психопаты, вели себя настолько дерзко, бесцеремонно и непредсказуемо, что ставили в тупик даже самых отъявленных хамов. Они побеждали за счёт необычной для своего времени тактики, основу которой составляла подвижность. У них не было пехоты - их войска состояли исключительно из конных отрядов лучников. Такое войско было необычайно маневренно. А стрелковое оружие отличалось небывалой дальнобойностью и пробивной силой - их стрелы держали противника на расстоянии. Стрельба велась на скаку, причём не через голову коней, а в обратную сторону. Это - фирменный стиль киммерийцев: кони, летящие от опасности, не нуждались в поводьях и могли управляться лишь ногами всадников - отряд вихрем проносился мимо противника, а ливень стрел косил врага наповал.

Вот почему громоздкие, хорошо экипированные войска никак не могли с ними совладать. Эту тактику у киммерийцев переняли скифы, которые и вытеснили их с "украинских" земель - часть киммерийских племён стала наёмниками своих бывших врагов, часть откочевала в лесостепные районы, ассимилировалась с оседлым земледельческим населением и стала одним из звеньев формирования славян.

Киммери?йцы (латин. Cimmerii, др.-греч. ?????????) — племена, вторгшиеся в Закавказье во второй половине VIII века до н. э. и в VII веке до н. э. завоевавшие некоторые районы Малой Азии. Также условное название так называемых «доскифских» народов Северного Причерноморья Железного века.

Кимери -с ингушского языка Смелые, Посмевшие"

др.иранский.яз. (херня- вонючий лживый потомок)/ Ингушский язык

qarik “ворона”/ от ингуш.яз. харга "ворона"/ кайг "ворон"

qure “гордый”/ от ингуш.яз. кура "гордый"/ курал "гордость"/ куриал-собрание патрициев в Риме

nar “огонь”/ ингушский язык Нар "у входа, у двери" "дверь"

semer “тьма/ от ингуш.яз. Самар "позавчера"/ сейр "вечер" Сей-мур "вечерний рог"

перс. cal “яма”/ ингушский язык кал "снизу" коаг "яма"/

cel “корова”/ ингушский язык кал "самка"/ кал-етт "самка-корова"/ кал-говр "лошадь"

tobe “клятва”/ от ингушского Ду буа "клятва" (сьем смертное)

bes/bis «лес»/ от ингушского беш, биш "сад"/ сербский язык башта "сад"

вост.иран.яз. abi-axsaya "наблюдать"/ от ингуш.яз. хаби-зий "делать наблюдение"

скифо-сарматскому *j"uvaya "живой"/ от ингуш.яз. ваха, яха "живой, живая"

авест.яз - debaes «враждовать»/ ингуш.яз. дабий из/давий из "убей его"

скифо-сарматского *tarvaya/ ингуш.яз. тарва "похожий"

к скифо-сарматскому *kata / ингушский язык ката "ударять" "пападать"

курд. berd "камень" - укр. бердо "скала, холм" / от ингуш.яз. берд "утес, берег"/ пралславян.яз. берд "берег, утес"

курд. qac "голень" - рус. гачи "ляжки, штаны", укр. гачи "подштанники", болг. гащи "штаны", пол. gacie "штаны" и др. слав. подобных значений./ От ингуш.яз. Хачи "штаны"

голень на инг.яз. голенга "гола, гона, го "колено"

укр. тягар «тяжесть, бремя» - курд. texar "вес";/ от ингуш.яз. Текхар "тащить"/ Вез тяжелый"/ Текъа "тащить"/русское текать

ЧУШЬ:
Самые ранние письменные источники древнейшим народом на территории России называют киммерийцев. В Библии Гомер (то есть "Киммериец" - Кимер или Кимр) признается старшим сыном Япета, родоначальника тех народов, которые сейчас принято называть "индоевропейскими" (арийской расой). Старшим сыном "Киммерийца" считался "Скиф". Киммерийский период длился с 1600 до 1000 гг. до н.э. Археологические исследования показали, что в позднем бронзовом веке степную и лесостепную зону Восточной Европы занимала так называемая Срубная культура, принадлежавшая земледельческо-скотоводческим народам "индоевропейского" (арийского) типа. Поскольку именно в этих местах письменные источники и помещают "место жительства" киммерийцев, надо полагать, что Срубная культура и представляет собой реальный след "киммерийского царства". Гитлер не знал, что название "арии", а правильнее "ории", произошло от слова "орать", что обозначало пахать. Пахарю приходилось кричать на лошадь, тянущую плуг - орать на нее: "Бороздкой, бороздкой!", чтобы лошадь шла бороздой, и плуг не захватывал слишком большой слой. Еще в XIX веке крестьяне на Руси, отправляясь в поле пахать, говорили: "Иду поле орать". Это говорит о том, что мы, русские, больше арии, чем немцы. В немецком языке слово "арии" не имеет смысловой нагрузки, поэтому фашисты и связали арийцев не с земледелием, а с войной.

Все ингушского разделили сранные потомки и выдают за арийское, шмарийское.

Начало I тыс. До н. е. ознаменовалось существенными изменениями в хозяйстве, культуре и быту древнего населения Украины. Это было время, когда на смену бронзовым кинжалом, пикам и серпы приходят железные орудия труда и оружие, а на широких просторах Южной Надчорноморщины появляются бесчисленные стада овец, табуны лошадей, стада крупного рогатого скота. Они принадлежали многолюдным и мощным кочевым племенам, кибитки и юрты которых на долгие века стали неотъемлемой частью степного пейзажа. Это был также и время, когда отряды вооруженных всадников покидали родные кочевья и, преодолев Кавказские горы, неудержимым потоком разливались по плодородных долинах и древних городах Передней Азии, а вблизи северного побережья Черного моря все чаще мелькали корабли греческих аргонавтов, которые искали не только золотое руно, но и удобные места для своих колоний. Так нелегко, в звоне мечей и отблесках пожаров, на арену мировой истории выходили народы, тогда заселяли территорию современной Украины. Память о них сохранилась не только в древних письменных показаниях, но и в фольклоре многих соседних народов. Назывались они киммерийцами, скифами, сарматами.
* * *
Киммерийцы – первый народ Восточной Европы, настоящее имя которого, зафиксированное в письменных источниках, дошло до нынешних времен. Самое раннее упоминание о нем содержится в бессмертной гомеровской «Одиссеи», где рассказывается о длительных путешествиях правителя острова Итака Одиссея и его верных сподвижников:
Брак конкретной информации в этом красочном поэтическом описании далекой северной страны загадочных киммерийцев во многом компенсируют документальные свидетельства совсем другого характера: сухие, лишенные каких-либо эмоций сообщение ассирийских разведчиков и дипломатов, вавилонская хроника и т. Они фиксируют, начиная с VIII в. до н. е., проникновение киммерийской конницы (а с начала VII в. до н. э.- и скифской) на земле, простирались на юг от Большого Кавказского хребта.
Исторические свидетельства о киммерийцев. В упомянутый время на территории Передней Азии и вокруг нее происходили достаточно бурные события. В частности, в конце VIII в. до н. е. крайне обострилось соперничество между двумя великими державами Древнего Востока – Ассирией и Урарту. Противники пристально следили друг за другом. Примерно в период между 722 и 715 pp. до н. е. ассирийские агенты сообщили в Урарту, обладатель этой страны Руса И потерпел тяжелое поражение от киммерийцев. Чуть позже – в 714 г.- войско ассирийского царя Саргона II нанесло решительный удар по Урарту, а Руса И ударом кинжала прервал свою жизнь. Однако счастливый победитель ненамного пережил своего врага – он погиб в 705 г. до н. Э. е. Не исключено, как считает известный знаток Востока И. М. Дьяконов, что свою смерть он нашел в битве с теми же киммерийцами.
В 679/678 pp. до н. е. киммерийцы напали на Ассирию, однако были разбиты. В 676-674 pp. до н. е. они уничтожили Фригийский царство, расположенное в центре современной Анатолии. Около 660 г. до н. Э. е. киммерийские отряды появляются в западной части Малой Азии – у границ Лидии. В битве с агрессорами погиб царь этой страны Гиг.
Опустошительная нашествие грозных северных кочевников, очевидно, произвела такое ужасное впечатление, а их вид был настолько необычным для современников, образ киммерийских воинов был воплощен не только в описаниях, но и в изобразительном искусстве. По мнению В. А. ионийскими, именно киммерийцы – времени первых их набегов на Переднюю Азию – изображены на одном из рельефов во дворце ассирийского царя Ашшурнасирпал II в Нимруд. Вероятно, они же представлены на одной из расписных этрусских ваз (хранится в Ватикане). Эхо тех бурных событий находим и в народной памяти, – не случайно этноним «киммерийцы» приобрел новый смысл в древнегрузинские языке, где слово «gmiri» соответствовало понятию «богатырь».
Точное указание на географические координаты первоначального местонахождения легендарных завоевателей есть в Геродота «Истории» (IV, II): «… страна заселена сейчас скифами, как говорят, с древними принадлежала киммерийцам». Казалось бы, этот «подсказка», дошедший до нас из глубины веков, значительно облегчил задачу археологов, и, дополнив скупые исходные данные весомым розкопковим материалом, они более или менее быстро воссоздадут картину жизни непосредственных предшественников скифов. Однако, как выяснилось, сделать это было очень и очень непросто. Ученым долгое время не удавалось соотнести письменные сообщения с конкретными находками.
Достопримечательности киммерийцев и их материальная культура. Через какие-то загадочные случайности киммерийские древности долго не попадались археологам. Вплоть только в послевоенное время ситуация изменилась к лучшему, и теперь в распоряжении исследователей есть несколько памятников киммерийского времени (IX – первая половина VII в. До н. Э.). Большая заслуга в этом принадлежит ленинградском ученому А. Иессену и основателю киевской школы скифоведения А. И. Тереножкин – они выделили основные черты киммерийской культуры, что позволяет достаточно легко определять захоронения Те носителей среди всей массы степных могил ранней железного века. Эти захоронения осуществлялись в прямоугольных или в овальных в плане ямах, перекрытых курганной насыпью (также захоронения, «впущены» в курганы предыдущих эпох). Иногда стенки ямы обшивались деревом, из этого же материала делалось и ее прекратить. Рядом с усопшими-мужчинами клали оружие, узду, иногда их сопровождали забиты боевые кони (так, два лошадиные скелеты найдены в кургане Гиреева Могила вблизи г.. Аксай Ростовской области); инвентарь женских захоронений гораздо скромнее состоит главным образом из лепной керамики.
Киммерийские захоронения – главное археологическое источник для изучения истории и культуры этого еще в значительной степени таинственного народа, поскольку поселений и городов после него не осталось. Основу его хозяйства составляло кочевое скотоводство, которое позволяло максимально использовать природные ресурсы Юга Восточной Европы. Ведущую роль в этой отрасли хозяйства играло коневодство, – оно не только обеспечивало «средствами передвижения» воинов и пастухов, и давало значительную часть продуктов питания (в гомеровской «Илиаде» жители дальних северопричерноморских степей называют «странными доителямы кобылиц» и «млекоидамы») .
Большую роль в жизни киммерийцев играла война. Походы в страны Передней и Малой Азии открывали перед ними широкие возможности для получения новых продуктов земледелия и ремесла. Постоянного давления со стороны северопричерноморских кочевников испытывало и оседлое население Украинской Лесостепи – именно в киммерийскую сутки в южных районах этой земледельческой зоны, прилегающие к пограничья двух крупных природно-климатических регионов, начали возникать укрепленные поселения с развитой фортификационной системой.
Конечно, кочевой образ жизни и воинственность киммерийских племен отразились в их материальной культуре, – речь идет прежде всего о первоклассные для своего времени образцы предметов вооружения и снаряжения верхового коня. Любимым оружием были дальнобойный лук и стрелы с бронзовыми двухлопастными наконечниками. В ближнем бою степняки использовали мечи – суцильнозализни или скомбинированы с железного клинка и бронзового древка. Длина их иногда достигала 1 м.
Недавно группа харьковских исследователей во главе с Б. А. Шрамко – известным специалистом по археологии ранней железного века, в частности по технологии тогдашнего производства – осуществила основательное Металлографическое изучения некоторых киммерийских мечей и кинжалов. Выяснилось, что металлурги киммерийской суток – а где, напомним, было только начало освоения черных металлов – могли производить не только простое кричного железо, но и высокоуглеродистой стали; кузнецы хорошо владели основными приемами и навыками своей профессии, – они уже могли различать виды стали и степень нагрева металла по цвету закаливание, искры, знали цементирования металла и кузнечное сварку.
Достаточно распространенным оружием были и каменные булавы и молотки (изображение этих предметов мы находим и на уже упоминавшемся Нимрудському рельефе). Изредка использовались копья с железными наконечниками.
По археологическим материалам и одиночными изображениями киммерийских воинов, последние в своей массе составляли легковооруженными конницу – каких достоверных данных о потреблении ими защитного доспеха мы не имеем. Однако не исключено, что на бой они все же надевали простые, но эффективные кожаные панцири, распространенные среди кочевников позднего времени, и брали с собой легкие щиты. Распространению защитного вооружения должны были способствовать и Ближнего походы, – не случайно же на Северном Кавказе в двух памятниках киммерийского времени открыты бронзовые нагрудники, которые могли «усиливать» кожаные панцири, и бронзовый умбоном от щита. Показательно: все эти предметы изготовлены мастерами Закавказья или Передней Азии.
Многочисленным находкам представлены детали конского снаряжения. Это, прежде всего, бронзовые удила с концами стреминцеподибнои или двокольчастои формы, прямые или плавно изогнутые трипетельчасти псалии, с помощью пары которых удила фиксировались в лошадиной пасти; при этом последние закреплялись в средних петлях псалиев (сюда же крепился и сообщений), а к крайним петель привязывались ремни оголовья, конечно украшены бронзовыми и костяными украшениями.
Интересно, что и эти элементы материальной культуры освещаемому времени свидетельствуют о Ближнего влияния на жителей Восточной Европы и дополняют свидетельства письменных источников по дальних походов киммерийцев. Так, в 1962 году. Киевская исследовательница Г. Т. Ковпаненко провела исследования разрушенного киммерийского кургана (близ с. Носачева Черкасской области). Среди найденных здесь бронзовых деталей узды особое внимание привлекают уникальные фигурные пряжки с желобчатыми боковыми пластинками. Ища им аналогии, Г. Т. Ковпаненко выяснила: именно такие пряжки украшали ремни верховых лошадей, изображенных на рельефах дворцов ассирийских царей Саргона II и Ашшурбанипала.
Однако киммерийцы не только заимствовали некоторые элементы материальной культуры у народов, с которыми они имели тесные контакты, но и, в свою очередь, сами глубоко влияли на них. Прежде всего это прослеживается благодаря распространению на соседних территориях киммерийских образцов оружия и конского снаряжения, что является лучшим доказательством их успешной конструкции и высокой эффективности. Они нередко встречаются, например, среди памятников местного населения Северного Кавказа, Украинской Лесостепи, Средней Европы. В археологии последней на этом основании даже выделен отдельный «фрако-киммерийский» этап развития аборигенных племен.
Социальное развитие и искусство киммерийцев. Кочевой образ жизни киммерийцев не только отражался на окружающих их вещах, но и сказывалось на их социальному развитию. Главной ценностью кочевников всегда была скот, стада которой могли достаточно легко переходить из рук в руки во время вооруженных столкновений, эпидемий, засух и сосредотачиваться в самых удачливых и мощных соплеменников. Последние забирали себе и львиную долю военной добычи, что также способствовало имущественному и социальному расслоению общества того времени. Археологически этот процесс фиксируется появлением могил военной аристократии, которые заметно отличаются от основной массы киммерийских захоронений своими размерами и пышным заупокойным инвентарем.
Следует непременно упомянуть о гробнице киммерийского вождя, открытую вблизи с. Билоградець в Болгарии. Она была сооружена в верхней части большого восьмиметрового кургана более ранних времен. В погребальной яме находился склеп из деревянных бревен, в котором обнаружен скелет мужчины в возрасте 40-45 лет. Рядом лежали железный кинжал в ножнах, украшенных золотой пластинкой (орнаментирована тонким узором), 108 стрел с бронзовыми и копье – с железным наконечниками, а также две большие глиняные корчаги биконической формы. Над могилой располагался мощеный площадка, служил фундамент для каменной статуи киммерийского воина. Высокий социальный статус киммерийского главаря, похороненного в другом болгарском кургане – вблизи с. Енджей, свидетельствовала золотая диадема, украшенная богатым орнаментом.
Киммерийские вожди упоминаются и в некоторых письменных документах, например, в работе Геродота «История» (IV, II), который называет их «царями». Известны имена трех из них – Теушпа, Тугдамме (Лигдамис Геродота) и Шандакшатра.
Все приведенные выше факты доказывают: киммерийское общество прошло уже большую часть пути к окончательной ликвидации первобытнообщинных отношений и стоял на пороге классообразования.
Киммерийское искусство мало прикладной характер – сложные орнаменты украшали рукоятки кинжалов и детали узды, наносились на посуду. Основу декора составляли разнообразные геометрические фигуры – спирали, ромбы, квадраты, комбинировались друг с другом в бага ти вариантах. Лучшими образцами киммерийского геометрического стиля является, пожалуй, резные костяные украшения конской узды из кургана вблизи с. Зольное в Крыму. До нас дошли и не очень многочисленные образцы киммерийской монументальной скульптуры – статуи, достаточно условно изображали воинов. Они выглядели каменных столбов высотой около 1,5 м, на которых рельефно изображены предметы военного доспеха и детали одежды – пояса, кинжалы, боевые цилиндрические молотки и др. Такие статуи устанавливались над захоронениями знатных кочевников, как это зафиксировано в упоминавшемся выше кургане у с. Билоградець.
Киммерийская культура складывалась и развивалась в период с X до начала VII в. до н. е. Те корни, по мнению большинства современных исследователей, следует искать в древностях срубных племен Северного Причерноморья, – их потомки, безусловно, стали одной из главных составных частей киммерийского народа. Значительную роль в формировании этого народа сыграл и переход в степи Восточной Европы достаточно больших групп населения с более восточных районов. Это событие хорошо прослеживается по археологическим материалам начала киммерийской суток. Родство киммерийцев с ираноязычными срубников, а также иранские имена киммерийских «царей» дают основания для более или менее определенного утверждения об иранской основу киммерийского этноса.
Жизнь и эволюция самобытной культуры киммерийцев были прерваны в начале VII в. до н. е. новой волной кочевников с востока – скифов, с которыми связан следующий этап в древней истории нашей страны.
Однако, прежде чем перейти к этим событиям, предлагаем читателю оставить на короткое время северопричерноморские степи и посмотреть, что происходило накануне скифской нашествия на территории Украинской Лесостепи.

Древнейшим народом, проживавшим на нашем полуострове, имя которого сохранилось в истории, были киммерийцы. Они населяли огромную территорию Степного Причерноморья от Дона до Днестра и Крым.

Киммерийцы появляются на исторической арене в весьма сложное время. По мнению многих исследователей, на происходившие с середины II тыс. до н.э. процессы значительное влияние оказало не только внутреннее социально-экономическое развитие, но и резкое изменение климата, который в этот период становится чрезвычайно засушливым. В сохранившихся письменных источниках сообщается, что засуха XIII-XII вв. до н.э. стала причиной неурожаев и голода в странах Восточного Средиземноморья. Чрезвычайно тяжелым положение оказалось в степной части Украины, здесь невозможно было заниматься земледелием, а скотоводство существовало только как кочевое.

Это приводит к тому, что, с одной стороны, в этом регионе сокращается численность населения, с другой — характерным явлением становятся процессы миграции, увеличивается количество вооруженных столкновений. Война становится для части населения ремеслом. Как в мировоззрении, так и в искусстве того времени важное место занимает воин. Многие погребения хранят оружие — наиболее распространенное и ценное изделие того времени.

Очевидно, миграция киммерийцев происходила волнами в различных направлениях. Прежде всего они устремлялись в те регионы, которые менее всего пострадали от засухи. Таким образом они появились в Крыму.

ДРЕВНЕЙШИЕ ИЗВЕСТИЯ О КИММЕРИЙЦАХ

История киммерийцев прослеживается и в археологических материалах и письменных источниках. Самые первые сведения об этом народе сохранились в переднеазиатской клинописи, в трудах греческих историков.

В древнейшей части Библии — «Книге Бытия» киммерийцы упоминаются под именем племени «гиммуру», что означает «слуги Господние» (имя «гиммир» киммерийцам дали ассирийцы).

Самые древние упоминания о киммерийцах сохранились в поэмах Гомера, написанных к VIII в. до н.э. Так в поэме «Одиссея» говорится: «Закатилось солнце и покрылись тьмою все пути, а судно наше достигло пределов глубокого Океана. Там народ и область людей киммерийских, окутанные мглою и тучами; и никогда сияющее солнце не заглядывает к ним своими лучами — ни тогда, когда восходит на звездное небо, ни тогда, когда с неба склоняется к земле, но непроглядная ночь распростерта над жалкими смертными».

Достаточно много сведений о киммерийцах находим в работах древних историков. Геродот, Страбон, Птолемей отмечают, что киммерийцы проживали до прихода скифов в Северном Причерноморье и степном Крыму. Рассказывая о появлении в этом регионе скифов, «отец истории» Геродот сообщает: «Скифы — кочевники, живущие в Азии, вытесненные во время войны массагетами, ушли, перейдя реку Араке, в Киммерийскую землю (именно ее теперь и населяют скифы, а в древности, как говорят, она принадлежала киммерийцам). При нашествии скифов киммерийцы стали держать совет, так как войско наступало большое, и мнения у них разделились. Обе стороны были упорны, но лучшим было предложение царей. По мнению народа, следовало покинуть страну, а не подвергаться опасности, оставаясь лицом к лицу с многочисленным врагом. А по мнению царей, следовало сражаться за страну с вторгающимися. И народ не хотел подчиниться, и цари не хотели послушаться народа. Первые советовали уйти. Отдав без боя страну вторгающимся. Цари же, подумав о том, сколько хорошего они здесь испытали и сколько возможных несчастий постигнет их, изгнанных из отечества, решили умереть и покоиться в своей земле, но не бежать вместе с народом. Когда же они приняли это решение, то, разделившись на две равные части, стали сражаться друг с другом. И всех их, погибших от руки друг друга, народ киммерийцев похоронил в реке Тираса, и могила их еще и теперь видна. Похоронив их, народ таким образом покинул страну, и скифы, придя, заняли безлюдную страну».

Великий историк пишет: «И теперь еще есть в Скифии Киммерийские стены, есть Киммерийские переправы,

есть и область, называемая Киммерией, есть и так называемый Киммерийский Боспор». Эти сведения подтверждает в своей «Географии» Страбон: «Киммерийцы некогда имели большую силу на Боспоре, вследствие чего и Боспор был назван киммерийским». Он также упоминает о городе Киммерик, Киммерийском поселении и горах Киммерий.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ КИММЕРИЙЦЕВ

Киммерийцы были многочисленным и сильным народом, объединившим целый ряд племен. До настоящего времени продолжаются споры о происхождении и языке киммерийцев. Однако большинство исследователей считают, что они говорили на одном или нескольких языках, относящихся к иранской группе индоевропейской языковой семьи. Сложнее вопрос о происхождении киммерийцев. Часть исследователей считает, что известные имена киммерийских царей (Теушпа, Лигдамис, Сандакшатру) имеют иранские корни, следовательно, и возглавляемые ими племена являлись ираноязычными.

Продолжается и дискуссия о происхождении имени «киммерийцы». Существует целый ряд предположений, в частности, от греческого слова «зимние», т.е. люди, живущие в «холодных» странах, от финикийского слова «темные», часть ученых допускает, что киммерийцы являлись восточной ветвью фракийских племен, а название «киммерийцы» переводится как «народ, который проживает на севере от кого-либо». Наиболее интересной (по мнению автора) является версия, объясняющая имя «киммерийцы» на основе древнеиранского языка как самоназвание «подвижный отряд ираноязычного кочевого населения евроазиатских степей».

ЗАНЯТИЯ КИММЕРИЙЦЕВ

Вероятно, первоначально киммерийцы вели оседлый образ жизни, однако целый ряд факторов способствовал тому, что они перешли к кочевому скотоводству. При этом резко возросла роль коневодства, неслучайно в поэме «Илиада» Гомер описывает этот народ как «удивительных дойщиков кобылиц, справедливейших из смертных».

Очевидно, киммерийцы одни из первых установили контакты с развитыми странами Восточного Средиземноморья, овладели техникой производства металлов. Они сыграли значительную роль в распространении железа и в Восточной, и в Центральной Европе.

По имеющимся данным, общественный строй киммерийцев характеризовался наличием патриархальных родов и семьи, которые объединились в племена, племенные союзы во главе с вождями царями.

КИММЕРИЙСКИЕ ЗАХОРОНЕНИЯ

До настоящего времени не решен однозначно вопрос, к какой археологической культуре отнести киммерийцев. Памятниками этой культуры являются прежде всего погребения, как правило курганы, в Северном Причерноморье. Археологами исследованы многочисленные захоронения, относящиеся к доскифскому времени. Среди них погребения, открытые у с. Зольное недалеко от Симферополя и в Джанкойском районе у с. Целинное.

«Впускное» захоронение у с. Зольное представляет собой глубокую (2,6 м) прямоугольную яму, которую перекрывает деревянный настил. Умерший был захоронен в вытянутом положении на правом боку головой на юго-запад. Погребальный инвентарь состоял из бронзовых удил, уздечки, железных и костяных наконечников стрел, короткого железного меча, точильного бруска, чернолощеного сосуда.

При исследовании кургана у с. Целинное было установлено, что умершего похоронили на левом боку в скорченном положении. Достаточно разнообразен погребальный инвентарь: железный кинжал, оселок, височные подвески в виде рогов барана, чернолощеная корчага. Рядом с погребенным — остатки напутственной пищи. В насыпи кургана нашли часть известковой стелы, на которой рельефом изображен пояс, горит с луком, кинжал и оселок.

КИММЕРИЙСКОЕ ВОЙСКО И ВОЕННЫЕ ПОХОДЫ

Мощь киммерийского войска объясняется многочисленностью этого народа, состоящего из целого ряда племен. Образ жизни, наличие огромных конных отрядов давало возможность осуществлять далекие военные походы. Силу этого войска вынужден был признать ассирийский царь Ашурбанипал, говоривший, что киммерийцы «моих предков не боялись и моих, царя, ног не обнимали». Еще откровеннее о могуществе киммерийцев говорится в Библии: «Не будет в нем (народе, дальнем от края земли) ни изнемогающего, ни утомленного; он не будет спать; пояс не снимется с чресл его, и не разорвется ремень у сандалий его; стрелы его заострены и все луки натянуты; копыта его подобны кремню, и колесницы его как вихрь».

В ближнем бою киммерийский воин использовал копье с железным наконечником, каменные молотки, высокого качества железные мечи и кинжалы. Но стихией киммерийцев был прежде всего «дальний» бой. Киммерийский воин — это, прежде всего, прекрасный наездник, великолепно владеющий оружием дальнего боя — луком со стрелами. Объединяясь в чрезвычайно мобильные, маневренные и в то же время огромные отряды, они представляли большую угрозу для любого противника.

Знаменитый киммерийский лук, достаточно известный по письменным источникам и памятникам изобразительного искусства, обладал прекрасной дальнобойностью. Основанная на многовековом опыте технология изготовления стрел позволила добиться высоких баллистических качеств. Вильчатые наконечники стрел из бронзы и кости имели разнообразную форму: ромбовидную, овальную, килевидную с остриями вниз и др.

Высокого уровня достигли стратегия и тактика ведения боевых действий. Киммерийцы умело использовали превосходство своего основного оружия. Находясь на расстоянии, не доступном для вражеских стрел, конный отряд киммерийцев, проносясь вдоль рядов противника, начинал обстрел противника не через голову коней, а назад по ходу скачки.

В VIII - первой половине VII вв. до н.э. киммерийцы воевали с Ассирией, Урарту, Мидией, Лидией, достигнув даже побережья Средиземного моря.

О киммерийцах перестают упоминать в исторических источниках после того, как Лидия смогла освободиться от их зависимости.