Почему нельзя бить детей ремнем! (советы психологов). Я бью своего ребенка: что делать? Искренний разговор на тяжелую тему

Екатерина Морозова


Время на чтение: 8 минут

А А

Учить (пороть) надо, пока поперек лавки лежит! Говорят родители, иногда понимая данное выражение буквально. Долгое время на Руси березовые розги были частью воспитательного процесса — в отдельных семьях детей даже пороли регулярно по пятницам «для профилактики». В наше время физическое наказание — сродни средневековой экзекуции.

Правда, для некоторых мам и пап этот вопрос остается открытым…

Почему родители бьют детей – основные причины, по которым мама и папа прибегают к физическому наказанию

Многие родители бьют своих детей, даже не задумываясь — плохо ли это, и какие могут быть последствия. Они привычно выполняют свой «родительский долг», отвешивая детям подзатыльники налево и направо, и для устрашения вешая ремень на гвоздик.

Что относится к физическому наказанию детей?

Физическим наказанием принято считать не только прямое применение грубой силы с целью «воздействия» на ребенка. Помимо ремня, мамы и папы применяют тапки и полотенца, раздают подзатыльники, шлепают по попе «на автомате» и по привычке, ставят в угол, толкают и трясут детей, хватают за рукава, дергают за волосы, насильно кормят (или же наоборот — не кормят), длительно и жестко игнорируют (семейный бойкот) и пр.

Список наказаний может быть бесконечным. А цель всегда одна — сделать больно, «показать место», продемонстрировать власть.

Чаще всего, по статистике , наказаниям подвергаются малыши до 4-х лет, еще не способные защититься, спрятаться, возмутиться справедливым «за что?».

На физическое воздействие дети отвечают еще более плохим поведением, что провоцирует мам и пап на новый всплеск наказаний. Так возникает «круговорот , где двое взрослых людей не способны даже задуматься о последствиях…

Можно ли бить ребенка или шлепать вообще – все последствия физического наказания

Есть ли у физического наказания плюсы? Безусловно, нет. Кто бы ни говорил, что иногда легкая «трепка» бывает эффективнее недели уговоров, и что к прянику обязательно нужен кнут — это не так.

Потому что каждое такое действие имеет определенные последствия…

  • Страх малыша перед родителем , от которого он зависит (и, вопреки всему, любит) со временем перерастает в невроз.
  • На фоне уже имеющегося невроза и страха перед наказанием ребенку будет сложно адаптироваться в обществе , заводить друзей, а после — строить личные отношения и карьеру.
  • Самооценка ребенка, воспитываемого такими методами, всегда занижена. «Право сильного» малыш запоминает на всю жизнь. Этим же правом он воспользуется и сам — при первой же возможности.
  • Регулярная порка (и прочие наказания) отражаются на психике малыша, следствием чего становится задержка в развитии .
  • Ребенок, которого часто наказывают, не способен сосредоточиться на уроках или на играх со сверстниками. Он постоянно ждет нападок от мамы с папой и внутренне сгруппирован в ожидании наказания.
  • Более 90% (по статистике), что избиваемый родителями ребенок будет так же относиться и к своим детям.
  • Более 90% преступников подвергались в детстве домашнему насилию. Вы же не хотите вырастить маньяка? Не говоря уже об отдельных случаях (увы, доказанные факты), в которых некоторые дети вдруг начинают получать удовольствие от порки, со временем превращаясь уже не в гипотетических, а в реальных мазохистов со всеми вытекающими последствиями.
  • Постоянно наказываемый ребенок теряет чувство реальности , перестает учиться, решать возникающие проблемы, испытывает постоянное чувство вины, страх, злость и жажду мести.
  • С каждым отвешенным подзатыльником ваше чадо все дальше и дальше от вас. Естественная связь малыш-родители нарушается. Никогда не будет взаимопонимания и доверия в семье, где есть насилие. Подрастая, ребенок, который ничего не забудет, доставит тиранам-родителям немало проблем. Что уж говорить о старости таких родителей — участь их незавидна.
  • Униженный и наказанный ребенок катастрофически одинок. Он чувствует себя забытым, разбитым, не нужным, выброшенным «на обочину судьбы». Именно в таком состоянии дети совершают глупости — уходят в плохие компании, начинают курить, связываются с наркотиками или даже лишают себя жизни.
  • Входя в «воспитательный раж», родитель не контролирует себя. Попавший под руку ребенок может случайно получить травму. И даже несовместимую с жизнью, если в момент падения от папиного (или маминого) тумака ударится об угол или некий острый предмет.

Имейте совесть, родители — будьте людьми! Хотя бы дождитесь, пока ребенок дорастет до одной с вами весовой категории, а потом уже думайте — бить или не бить.


Альтернативы физическому наказанию – всё-таки детей бить нельзя!

Следует четко понимать, что физическое наказание — это далеко не проявление силы родителя. Это проявление его СЛАБОСТИ. Его неспособности найти общий язык с ребенком. И, в целом, несостоятельности человека, как родителя.

Отговорки вроде «он по-другому не понимает» — лишь отговорки.

На самом деле, всегда можно найти альтернативу физическому наказанию…

  • Отвлечь ребенка , перевести его внимание на что-либо интересное.
  • Увлечь ребенка занятием , в процессе которого ему расхочется капризничать, шалить и пр.
  • Обнять ребенка, сказать о своей любви к нему и просто провести с ним лично хотя бы пару часов своего «драгоценного» времени. Ведь именно внимания малышу так не хватает.
  • Придумать новую игру. Например, кто больше соберет разбросанных игрушек в 2 большие корзины. А награда — длинная сказка на ночь от мамы. Это гораздо действеннее любого тумака и подзатыльника.
  • Использовать (лишить ТВ, ноутбука, отменить поездку или поход на каток и др.).

Способов — море! Была бы фантазия, и было бы родительское желание — найти альтернативу. И было бы четкое понимание, что детей категорически нельзя бить ни при каких условиях!

Были ли в вашей семейной жизни похожие ситуации с физическим наказанием ребенка? И как вы действовали? Поделитесь своими историями в комментариях ниже!

Вопрос психологу

Моему сыну 1,5 года. Он впринципе спокойный мальчик. Но иногда у меня просто возникает чувство злости и ненависти к нему, даже если он ничего такого не сделал. Я начинаю бить его по лицу, рукам. Просто так. Через минут 5 я чувствую раскаяние и плачу, долго, ругая себя за это. Прошу прощения, целую его. Он весь красный, плачет в захлёб. Я несколько дней его не трогаю, но потом снова. Я не пью, не наркоманка, просто он хнычет и я начинаю его бить пощечиной по лицу. Если узнает муж, то просто меня убьёт. Он может голос повысить на сына редко и то только когда тот сильно балуется. А я просто начинаю бить. Сижу и плачу. Осуждений ваших мне не надо, мне нужна помощь. Меня мама и папа не били никогда, папа ушел от нас, 8 лет мне было, сейчас мне 26. Мой муж меня любит, сына. Меня впринципе никто никогда не бил. Ребенок был не сильно таки желанным для меня, а муж очень хотел, ради него и оставила. Может поэтому у меня срывы агрессии? С деньгами в семье тоже особых проблем нет. Помогите, прошу!!!

Ответы психологов

Ольга, судя по всему на ребёнка "переносятся" чувства, не предназначенные для него. Возможно, вы "выплёскиваете" на ребёнка то, что на самом деле должно быть адресовано вашему мужу или кому-то ещё. Если хотите разобраться - поработайте с психоаналитиком.

Пётр Юрьевич Лизяев – помощь мед.психолога, психоаналитика в Москве

Хороший ответ 3 Плохой ответ 0

Здравствуйте, Ольга! давайте разберем, что происходит:

Вы обращаетесь за помощью, а значит сами осознаете, что что-то есть внутри Вас, что мешает Вам почувствовать себя мамой, которая может давать ребёнку чувство защищенности, Вы хотите разобраться и помочь себе и ребёнку - за это никто не может Вас осуждать. Главное, чтобы Вы не остановились на своем пути,а начали работу над собой, и понимая, что если Вам сложно и тяжело, и страдает ребёнок, то Вы можете его защитить даже от самой себя!

иногда у меня просто возникает чувство злости и ненависти к нему, даже если он ничего такого не сделал. Я начинаю бить его по лицу, рукам. Просто так. Через минут 5 я чувствую раскаяние и плачу, долго, ругая себя за это. Прошу прощения, целую его. Он весь красный, плачет в захлёб. Я несколько дней его не трогаю, но потом снова.

зачастую такое поведение говорит что Вы с чем-то сталкиваетесь внутри самой себя, с чем не можете справиться, рядом есть ребёнок - в нем Вы можете видеть источник своих чувств, и проецируя на него свои чувства, обвиняя его в том, что эти чувства приходят к Вам - Вы и выливаете на него этот поток. НО - это говорит о том, что причина НЕ ВО ВНЕ -а внутри! Нужно понять - с чем Вы сталкиваетесь внутри самой себя, что происходит, какие это ситуации - возможно, Вы не чувствуете себя комфортно в роли мамы и начинаете теряться, начинаете злиться НА САМУ себя, НО признаваться самой себе в это тяжело, поэтому опять и происходит проекция на ребёнка.

НО - такое поведение формирует образ мамы для ребёнка НЕБЕЗОПАСНЫЙ - и чем дольше так будет продолжаться, тем более нездоровые отношения будут между Вами складываться. Поэтому Вам нужно понять - над чем внутри себя Вы утрачиваете контроль, ЧТО начинаете чувствовать наедине с ребёнком (ведь такая реакция агрессии говорит о том, что в это время Вы НЕ чувствуете себя ВЗРОСЛОЙ, способной давать защиту, скорее маленькой девочкой, которая сама не может справиться с чем-то внутри себя) - поэтому предстоит Вам работа НАД САМОЙ СОБОЙ - наблюдение за собой, осознание своих чувств, встреча с самой собой, работа с позицией ВЗРОСЛЫЙ- РЕБЁНОК-РОДИТЕЛЬ, возврат чувства контроля над собой, изменение паттернов поведения - это сложный путь, НО другого НЕТ - само по себе все не исправится, а только усугубиться и Вы будете ещё больше от себя убегать - поэтому нужно остановиться! начать работать над собой!

Ребенок был не сильно таки желанным для меня, а муж очень хотел, ради него и оставила.

возможно, тогда Вы не чувствовали, что готовы к роли матери - и сейчас Вы столкнулись с этим чувством беспомощности внутри себя. Вы можете обвинять в этом чувстве ребёнка, мужа, так как боитесь встретиться с собой. Вам нужно понять - чего Вы так боитесь в роли матери, какие ситуации в общении с ребёнком фрустрируют Вас и обязательно поговорить с мужем - Вам будет нужна поддержка и от него! обязательно начинайте работать с психологом - ТОЛЬКО ОЧНО! так как такого рода проблемы предполагают глубинную работу и только в формате очной работы Вы сможете погрузить внутрь себя, а психолог сможет Вас направлять. Вы уже сделали один шаг - Вы смогли написать и признаться самой себе в том, что эта проблема есть - тогда Вы МОЖЕТЕ идти дальше! идите....

Шендерова Елена Сергеевна, психолог Москва

Хороший ответ 1 Плохой ответ 0

Мария, действительно ли в нашем обществе есть тенденция к «жесткому воспитанию»? И откуда она берет начало?

– Думаю, что правильно говорить не узко о физическом насилии, а о насилии вообще. Особенно в свете принятых на днях законов. Страна у нас с непростой историей. Тема насилия сопряжена с войнами, с длительной историей крепостного права – из которого мы вышли всего 150 лет назад. Близость России к Азии и азиатским культурным традициям, где уважение к личности человека ниже, чем в Европе. Отношение к личным границам у нас другое. Для нас превалирующие понятия, скорее, смирение, покорность. Старшее поколение часто говорит, что в воспитании детей нужна строгость, жесткость. Но люди часто путают жесткость и жестокость. Иногда думают, что страх наказания действительно является воспитывающим, но чему ты хочешь научить ребенка – бояться или научить милосердию, совести? Невозможно научить ребенка тому, чего ты не умеешь сам.

Очень часто приводятся слова из Евангелия о том, что «любящий свое дитя да биет его». Но почему люди думают, что это – буквальное руководство к действию? Нигде в Евангелии не описано, чтобы Сам Христос бил кого-то. Родитель может проявить строгость, ограничивая неправильное поведение ребенка, чтобы уберечь его от чего-то худшего – но нигде в Евангелии не пропагандируется битье детей.

Жизнь в парадигме «тиран-жертва»

Как влияет опыт битья, физического насилия на эмоциональную и нравственную сферу ребенка?

– Дети, которых били, утрачивают веру в любовь. Может быть, это странно звучит, но такие далеко идущие последствия, глобальные, важнее, чем физические последствия травм детей, которых били. Они теряют и способность доверять другим людям. Потому что любящий человек беззащитен перед тем, кого любит. И если тот, кого ты любишь, часто причиняет тебе боль –значит, чтоб избежать боли, не надо доверять, нельзя любить.

При этом много битые дети склонны ко лжи. И это понятно: чтобы избежать битья. Ведь в стрессе наступает паника. И в стрессовых условиях применяются самые простые эффективные средства, а мораль тут уже излишек. Очень часто задержка развития совести у детей из таких неблагополучных семей связана с целым комплексом причин, но в том числе и с опытом битья. Битье способствует развитию лживости, пренебрежения к моральным нормам, озлоблению.

Что происходит с физическим и ментальным развитием ребенка, испытывающего насилие, побои?

– У детей, которые растут в напряжении в ситуации насилия, зачастую затормаживается развитие. Проявляется это по-разному, в зависимости от формы насилия. Небрежение, скажем, тоже считается насилием. Но если при этом присутствует привязанность и нет физического и эмоционального насилия, то ребенок может отставать в физическом развитии, например, потому что его недокармливали, может отставать в социальном развитии, в интеллектуальном развитии – если ребенком не занимались специально. Но его эмоциональное развитие остается достаточно сохранным, в нем « сердце живо», и такие дети восстанавливаются довольно быстро.

Если было грубое физическое насилие, то тут тоже могут быть разные ситуации. Если это был разовый эпизод, например, со стороны какого-то постороннего, то ребенок испытывает шок, стресс, но есть защитная база – семья, и с помощью определенной терапии ребенок может довольно быстро восстановиться.

Если же дети растут в обстановке постоянных побоев, физического насилия, то они находятся в эмоциональной зависимости от насильника. И усваивают эту модель поведения. С высокой степенью вероятности, попадая в нормальные условия, они сами становятся насильниками. С таким человеком уже нужна специальная терапия, педагогическая работа. То есть медицинские последствия насилия снимаются быстрее и легче, чем психологические.

Может ли физическое насилие над ребенком сказываться на его учебе, на интеллекте?

– Грубое физическое насилие затормаживает интеллектуальное развитие. Стресс вообще блокирует развитие. И ребенок, живущий в ситуации хронического стресса, плохо развивается. Аффект тормозит интеллект. Если это были редкие эпизоды, то интеллект может и не пострадать.

Ребенок, которого бьют, склонен к жестокости или же, наоборот, к зависимому поведению?

– Это зависит от ситуации. Но вспышки неожиданной ярости, неадекватный ответ на какое-то действие, которое «битый» ребенок может ошибочно трактовать как агрессию, могут быть. Если ребенок сломлен, то он, наоборот, теряет способность защищаться. Это снова выбор ребенком для себя позиции тирана или жертвы. Если у ребенка сильный характер, он постепенно войдет в роль насильника и будет отыгрывать свои травмы, выплескивать накопившиеся эмоции, нанося травмы другим людям. Забитый ребенок будет еще и еще попадать в ситуации, в которых он будет жертвой.

В любом случае, работа с детьми, которые долгое время пребывали в ситуации насилия, очень долгосрочная, к которой периодически приходится возвращаться.

Мины, всплывающие на поверхность

– Предположим, ребенок попадает из своей неблагополучной семьи в детский дом, а потом его забирает приемная семья. Справятся ли приемные родители с такой непростой ситуацией? Что может происходить в таком случае?

– У ребенка складывается определенная модель взаимодействия со взрослыми. Битье это очень грубое воздействие. И когда потом такие дети попадают в иные условия, где его пытаются ставить в некие рамки, пытаются учить другими способами, мягкими, – они оказываются к таким методам нечувствительными. Дети, испытывавшие физическое насилие, существуют в дихотомии «тиран-жертва». Это означает, что они пасуют перед теми, кто их сильнее, но сами могут претендовать на лидерство перед теми людьми, которых они считают более слабыми. А сила для них – это именно грубое ее проявление. Поэтому такой ребенок либо провоцирует своих приемных родителей на проявление этой грубости, на битье, пытаясь выстроить из них образ и подобие кровных родителей. Либо может сам проявлять агрессию, в том числе физическую, в семье. И приемным родителям приходится проявлять действительную твердость духа и силу, чтоб противостоять этому и учить своего ребенка жизни без физического насилия. Это бывает невероятно трудно.

Вообще, иллюзия – считать, что ребенок это белый лист бумаги, а вы создаете из него то, что считаете нужным. Взаимные отношения – это приспособление друг к другу, путь ошибок, компромиссов, который цементируется любовью, когда мы ищем пути для близости друг к другу. Дети, которых били, пытаются выстроить с вами понятные им прежние жесткие отношения – потому что это им понятно, а непонятное – это наихудшая угроза. Применение грубой силы им понятно. Лучше знать, чего ты боишься, чем испытывать панику и напряжение, ожидая неизвестной реакции. Если такой ребенок осознает, что не может добиться от приемных родителей такой грубой модели поведения, он решает, что сам будет давить, и сам становится тираном.

Можно ли выправить такие усвоенные ребенком нормы поведения?

В каких-то случаях исправить такое поведение реально, в каких-то – затруднительно. Это зависит от многих факторов. В частности, насколько серьезным был опыт насилия, опыт травмированности. Была ли у ребенка в этом опыте любовь, какая-то бабушка, может быть, – хоть кто-нибудь, кто его любил и эта любовь была противовесом насилию. Зависит от индивидуальных особенностей ребенка – характера, склада нервной системы. Важна профессиональная реабилитационная (психологическая,социальная) работа с травмой.

Иногда кажется, зачем «ворошить прошлое» – травматическая ситуация как будто «забывается». Но через какое-то время, когда ребенок уже в безопасности, воспоминания о болезненных событиях сами могут всколыхнуться, подняться. Это как глубоководная мина. Может повлиять какая-то ситуация, напоминающая о прошлом. Так бывает со случаями сексуального насилия – ребенок вроде «не помнит» о том, что с ним/ней было, но потом в какой-то ситуации может начать демонстрировать сексуальное поведение.

Помню историю девочки, которую в 4 года выбросили из окна пятого этажа. Она жила в семье, где пили, она была свидетелем каких-то пьяных оргий, она, скорее всего, подвергалась побоям. После трагедии врачи семь месяцев собирали ее буквально по кусочкам. В этом случае ребенок не помнил, как это произошло, она не могла рассказать ничего ни врачам, ни милиции. Происходит вытеснение – память отторгает воспоминания о каких-то ужасных событиях. С помощью определенных методик можно вытащить эти воспоминания, но тут уже вопрос – стоит ли это делать.

Эта девочку перевели из больницы в приют, затем в детский дом, а вскоре нашлась новая любящая семья. Ребенок отставал и в физическом, и в эмоциональном, социальном развитии. Были проблемы с нервной системой. С девочкой работали специалисты- медики, психологи, педагоги. Но решающую роль в ее судьбе сыграла новая семья. Приемные родители знали всю историю девочки, понимали серьезность проблемы. Это были зрелые, эмоционально теплые люди. Им ребенок не нужен был для того, чтобы сплотить семью, реализовать себя или выполнить какие-то прочие их задачи. Они понимали, что это – «ребенок-чертополох». Но они взялись за дело с открытым забралом. И преодолели все. Сейчас эта девочка уже взрослая, замужем, сама стала мамой, у нее все хорошо. Она все знает о своем прошлом. Да, у нее бывают какие-то проблемы, растущие из детства, с которыми она борется. Но важно, что любящие люди помогли ей выправиться.

Есть другая история. В семье росли два мальчика. Мать была взрывная, жестокая. У нее периодически появлялись разные мужчины. Бабушка любила старшего внука, а к младшему почему-то относилась холодно, и от матери младшему доставалось больше. Этот мальчик не получил никакого опыта любви в семье, в отличие от старшего брата. Братья попали позже в приют, их физическое и интеллектуальное состояние выправилось довольно быстро.Вскоре им нашли приемную семью – хорошую, любящую. В решении возникавших у них проблем – социальных, психологических – принимали участие специалисты. Но младшему брату это не помогло. У старшего брата во взрослой жизни все сложилось благополучно, а у младшего постоянно были конфликты, провокации окружающих на агрессию, нарушение правил, и уже в подростковом возрасте он вел полукриминальный образ жизни.

С какими проблемами может столкнуться человек, которого били в детстве, уже во взрослом возрасте?

– Физическое насилие для детей – это, во-первых, образец поведения. Они учатся относиться так к другим людям, в том числе к своим собственным детям. Позже таким людям стоит большого труда сдерживаться, они легко впадают в ярость в конфликтных ситуациях. Это результат собственной травмированности и усвоенная модель поведения. Чтобы разорвать этот порочный круг, человеку нужно сначала осознать, что это неправильно, а потом – еще более сложная вещь – понять, как же возможно по-другому.

Что такое физическое насилие? Это, во-первых, способ выместить на ребенке свой гнев. Во-вторых – стремление его напугать. Страх – это самый простой способ воздействия, принятый в обществах тоталитаризма и диктатуры. Гораздо труднее думать, искать подходы. Понятно, что быть родителем не так просто. И даже у самых прекрасных родителей бывают моменты усталости, злости, и они могут не выдержать, шлепнуть. Но когда это разовый случай, он таким и запечатлевается в душе ребенка – и даже, в общем-то, имеет значение, ведь ребенок осознает, что его любящий и любимый родитель был выведен из себя.

Но если родитель систематически бьет ребенка, это запечатлевает в нем образец такого поведения, а еще – учит бояться родителей. И когда уже работаешь с такими взрослыми людьми, некоторые из них говорят: у меня были замечательные родители, да, они меня били, но зато я вырос порядочным человеком (хотя таких людей немного). В этих случаях люди объединяют любовь к своим родителям и лояльное отношение к их действиям. Возможно, считая, что неправильно их критиковать. Любить, прощать- это одно, одобрять неправильные поступки – это совсем другое. Надо это разделять. И понимать, что ты именно из любви к своим родителям осознаешь, что какие-то их действия были неправильными и повторять их ты бы не хотел. Это не отказ от своих родителей, это означает лишь, что ты взял все хорошее, что в них было, но хочешь научиться чему-то большему, чего может быть хотели, но не могли они.

«Защита детей не должна быть войной против родителей»

Каким образом можно вскрывать подобные случаи издевательств над детьми, физического насилия?

– Такую работу должны проводить специально подготовленные социальные работники, психологи, юристы, врачи, и есть специальные техники, в ходе применения которых факты насилия определяются. Это должна быть комплексная работа разных специалистов с учетом возрастных, в том числе интеллектуальных, особенностей детей. Все эти специалисты должны иметь навыки ведения специальных интервью, когда с помощью определенных вопросов можно понять ситуацию. Например, ребенок не сможет назвать то, чего нет в его практическом жизненном опыте, если он чего-то не знает – он не может это сочинить. Есть общие слова – а есть конкретные действия и их описание. Работа специалистов направлена на выявление фактов, подробностей, определенных деталей, дающих основание предполагать, что сказанное – правда.

Факты избиения ребенка могут вскрыться и на медицинском осмотре. Либо же об этом становится известно со слов ребенка. Он может рассказать друзьям, учителю….

Как разграничивать реальные и нереальные жалобы детей и как это вообще вскрыть?

– В работе с ребенком применяются дополнительные исследования. Важен возраст ребенка, его интеллектуальное развитие и его понимание социальных последствий того, что он говорит. Вот конкретный случай: девочка-подросток жаловалась на своего отчима, заявляя, что он проявляет насилие по отношению к ней. Органы опеки стали разбираться. Я консультировала специалистов, девочку опросили, задавая конкретные подробные вопросы. Выяснилось, что на самом деле никакого сексуального насилия не было, девочку «достало», что отчим заставляет ее делать уроки. Но она не преследовала цели очернить отчима, посадить его – она была совершенно далека от этой мысли. Просто «жаловалась».

Собственно, сейчас есть две крайности. В школу приходят такие «правозащитники» в кавычках, и говорят: «Если вас дома обижают, сразу жалуйтесь, мы вас защитим». Или наоборот, ребенок рассказывает достоверные подробности о своей тяжелой ситуации, а ему просто не верят или стыдят, обвиняют в том, что он «предатель, разваливает семью».

В итоге ребенок подчас вообще не знает, как себя вести. Поведение родителей тоже важно в этих ситуациях. Есть редкие случаи, когда в случае грубого насилия второй родитель встает на сторону ребенка: я буду с тобой, я защищу тебя, мы разберемся с этой проблемой, я не позволю ему тебя обижать. Дети ждут именно этого, защиты. Но в 80 процентах случаев второй родитель встает на сторону первого, и говорит ребенку: «Ты врешь» или «Ну, терпи». Тогда у ребенка, если он восстал против насилия, остается ощущение, что он предал свою семью.

В большинстве случаев детям тяжело, стыдно обсуждать тему насилия в семье. И когда они говорят об этом, их цель – вовсе не причинение вреда родителям. Они хотят другого – прекращения насилия со стороны близких. И восстановления возможности жить со своей семьей в любви. Как ни странно это покажется кому-то, но дети тоже хотят уважения, это в их представлении справедливо..

Изъятие же из семьи – это колоссальная травма для ребенка. В условиях недостатка профессионализма у специалистов, работающих в социальной сфере и сфере защиты детей, никому не хочется разбираться, проще сбросить проблему с плеч – найти виноватого и наказать. Но в случае лишения родителей прав«наказанными» нередко оказываются дети, которые теряют семью. Реальная работа по защите детей – это работа по профилактике, раннему выявлению и предотвращению насилия. Реабилитационная работа с последствиями травм. Помощь семьям в трудной жизненной ситуации, просветительская работа в обществе…То есть конечная цель – это сохранение ребенка в семье, помощь родителям тогда, когда это возможно. Ничего хорошего нет для ребенка в том, что его семья разрушится и он попадет в детский дом.

Как же избежать крайностей в разборе подобных ситуаций?

– Если мы хотим научить наших детей жить по гуманным принципам, не быть насильником, то нельзя быть насильниками и по отношению к родителям. Если сейчас по щелчку пальцев будут хватать родителей, это очень опасная перспектива. На мой взгляд, меры, которые принимаются в отношении родителей на Западе, слишком категоричны. Кому-то показалось, что родитель не так себя повел – и непроверенного подозрения достаточно, чтобы на родителя сразу надели наручники, ребенка отправили в приют, потом в новую семью… Непонятно, как это стыкуется с принципом неприкосновенности частной жизни, уважением к правам человека – ведь это огромная травма, ощущение своей беззащитности и зависимости. Очевидно, это намеренное формирование у граждан представления, что законы государства выше семейных правил и границ, и у государства больше прав на твоих детей, чем у тебя.

Что будет в нашем государстве? Надо не защищать детей от родителей, а защищать семейные ценности от их разрушения. Защищать интересы детей – не значит нападать на родителей. Нужно разделять ситуации, которые происходят в среднестатистической нормальной семье, где кто-то из родителей сорвался на ребенка, и это разовый эпизод, и ситуации, когда насилие в семье носит хронический характер.В нашем обществе любят искать виноватых, наказывать, а не менять ситуацию и решать проблему. Но защита детей не должна быть войной против родителей.

Университет. Аудитория. Третий курс. Идет занятие по основам психологии и педагогики. Тема «Воспитание». Преподаватель задает студентам вопрос: «Как вы считаете, можно ли бить детей?» Отвечают по-разному, немного спорят, но приходят к этакому конформистскому варианту, что «в принципе, нельзя, но иногда можно» . Причем, границы этого «иногда», судя по ответам, широки и извилисты.

Занятие продолжается:

- Поднимите, пожалуйста, руки, кого из вас родители били в детстве...

Студенты начинают переглядываться, хихикать. Один из них задает уточняющий вопрос: «А что считается? Только ремень? А рука?» . После утвердительного ответа следуют вопросы, от которых волосы встают дыбом: «Резиновый шланг считается?», «А грелка считается?», «А крапива?», «А головой об стену?», «А если не били, а только на гречку ставили коленками, считается?» Ответ таков: «Считается все, когда родители наказывали физически и было больно» .

Поднимают руки, сначала несмело, потом все более уверенно. Замечаю отчетливую тенденцию: при ответе студентов на этот вопрос результат очень зависит от общего уровня группы. Если ребята умные, активные, дружные, то « битых в детстве» в такой группе оказывается немного - 3-4 человека. Когда группа пассивная, недружная, без познавательного интереса, то битых оказывается добрая половина, а то и больше.

- Опустите руки те, кто считает, что такое наказание было неправильным.

К моему крайнему удивлению, половина рук остается вверху. То есть те, кто не опустили руки, считают, что родители правильно делали, что били их в детстве.

Провокационный вопрос:

- За что попадало?

Начинается самое интересное. Студенты-третьекурсники рассказывают про свои детские поступки, за которые они получали физические наказания. Причем особых различий в «тяжести преступлений» не замечается. Одни, кого били в детстве, считают, что по-другому с ними было нельзя, что детей бить можно и даже нужно для их же блага. Другая часть битых в детстве ребят считает, что это было неправильно, несправедливо, что это нанесло им сильную душевную травму, которая влияет на них до сих пор, и своих детей они никогда бить не станут.

Так в чем же разница?

Получается, что одних детей бить нельзя, а других можно?

И как их различать? На тренинге «Системно-векторная психология» Юрий Бурлан отвечает на этот вопрос. Существует всего восемь векторов, которые различаются способом восприятия мира, чувствительностью к внешним воздействиям и своей реализацией во взаимодействиях с другими людьми и внешнем мире.

Многие люди воспитывают своих детей так же, как воспитывали их. Его били в детстве - он вырос нормальным человеком, он бьет своих детей - чтобы они выросли нормальными людьми. Безо всякой задней мысли и злого умысла. Но если еще сотню лет назад такие методы воспитания могли и не нанести вред развитию ребенка, то в наше время объем психики современного ребенка значительно вырос, и такие грубые воздействия на него стали недопустимы.

Как влияют физические наказания на детей?

Оказывается, очень по-разному, в зависимости от наличия и сочетания векторов. В современных условиях рождаются дети с сочетанием 4-5 и даже 6-7 векторов.

Битый ребенок с кожным вектором - подвижный, шустрый, с тонкой и нежной кожей от природы - научится обманывать, юлить, сваливать вину на другого. За счет прекрасной адаптивности (кожный вектор легко приспосабливается к любым внешним воздействиям, даже «научается» получать удовольствие от боли) у регулярно битых кожных детей формируется жизненный сценарий на неудачу .

Если бить девочку с кожным вектором, то будьте готовы к тому, что либо в браке ей попадется муж-садист, либо в карьере она всегда будет останавливаться в одном шаге от успеха, оставаясь несчастной неудачницей всю жизнь.

Кроме того, подобный стресс в кожном векторе останавливает развитие кожного ребенка, оставляя его на архетипичном уровне. Вместо гениального организатора, рационализатора и изобретателя, менеджера, офицера или бизнесмена вырастает мелкий, эгоистичный жулик, склонный к покражам или взяткам, вечно озлобленный и завидующий.

Ребенка с анальным вектором бить - себе дороже. По природе спокойный и послушный, нуждающийся в похвале и одобрении, такой ребенок превращается в упрямого твердолобого барана. Он обязательно затаит тяжелую обиду , которая будет неосознанно проявляться всю его жизнь не только в отношениях с родителями, но и со своим будущим супругом, детьми, коллегами по работе, соседями, друзьями.

Как раз анальные мужья и отцы с удовольствием и внутренним удовлетворением «выбивают дурь» из своих жён и детей, рационализируя это тем, что «я не бью, я жизни учу!» . Фрустрации в анальном векторе провоцируют такие страшные вещи, как садизм и педофилия.

Применяя физические наказания к природному вождю - ребенку с уретральным вектором - человеку, который призван, чтобы вести за собой других, родители надеются, что хоть это научит его подчиняться. Но вождь не должен уметь подчиняться! Его задача - брать ответственность за других на себя, проявлять милосердие к слабым, не бояться сильных и вести свою команду в светлое завтра.

Если такого ребенка бить, насильно добиваясь подчинения, он обязательно выйдет из-под контроля. Сбежит из дома, организует дворовую банду, позже - преступную группировку, и закончит свои дни во цвете лет с пулей в груди (или в тюрьме паханом, как лучший вариант). Битые девочки с уретральным вектором (разбойник в юбке) также легко сбегают из дома со всеми вытекающими из этого последствиями.

Дети со зрительным вектором , от природы самые впечатлительные и эмоциональные, чрезвычайно восприимчивы ко всему, что происходит с ними и вокруг. Они рождены для того, чтобы нести в этот мир любовь и культуру. Для них битье - это не только физическая, а в первую очередь тяжелейшая психологическая травма.

Неосознаваемый страх прочно поселяется в жизни зрительного ребенка, останавливая развитие вектора. Страх этот проявляется порой самым причудливым образом: от распространенного заикания после испуга у детей до всевозможных фобий, панических атак и полноценного комплекса жертвы. Вместо человека с развитыми чувствами, с большим и добрым сердцем получается трусливый истерик или пугливая истеричка.

Бесконечно болтливый ребенок с оральным вектором нуждается в говорении, как мы - в пище. Он начинает гениально привирать не потому, что порочен, а затем, чтобы своим фантастическим сюжетом привлечь внимание родителей, лишь бы его послушали. Таким детям надо давать возможность высказаться, просить пересказывать прочитанное и увиденное, давать вести школьные вечера и комментировать футбольные матчи. А родительское битье по губам «за вранье» вместо гениального оратора, преподавателя или ведущего телешоу сделает из него шепелявого заику либо жалобщика, кверулянта и сплетника.

Ребенка со звуковым вектором бить в детстве вообще-то бывает не за что. Может, за то, что не может по утрам быстро встать, бывает рассеян и ничего не ест. В подростковом возрасте, за то, что не хочет снять наушники, оторваться от компьютера и помогать по дому. Позже - потому, что пристрастился к тяжелой музыке и наркотикам и не пускает родителей в свою комнату.

Самым травмирующим для звукового ребенка становится не столько само битье, сколько крики, сопровождающие конфликтные ситуации в семье. Травма звукового вектора - это самое страшное, что может быть. Наделенные от природы гениальными способностями к генерации идей и мыслей на благо общества, травмированные звуковики становятся величайшими эгоцентриками, замкнутыми в себе от внешнего мира. Депрессия и ненависть ко всему миру - вот что ведет их по жизни и приводит к крайне трагическому финалу.

В современном мире, где уровень технологий никак не может перегнать величину неприязни между людьми, БИТЬ ДЕТЕЙ НЕЛЬЗЯ! ЭТО ОПАСНО ДЛЯ НАШЕГО С НИМИ ОБЩЕГО БУДУЩЕГО.

Как же воспитывать, чтобы не бить?

Современный мир и современные дети требуют от родителей безошибочного и сознательного подхода к вопросам воспитания. Распознавая и дифференцируя на отличиях векторальные свойства себя и своих детей, очень легко понять, что и как каждому из них необходимо для правильного и полноценного развития.

Что делать, когда ребенок ворует?

Как справляться с упрямством и обидчивостью?

Где взять управу на маленького своевольника?

Как успокоить вечную плаксу?..

Как заставить его есть?

Что сделать, чтобы ребенок перестал врать?..

Каждому вектору соответствуют свои, только ему присущие проблемы развития, которые требуют для их устранения точного и заданного подхода.

ДЕТЕЙ БИТЬ НЕЛЬЗЯ!

Студенты сидят притихшие, их взгляд устремлен внутрь. Даже те, которые считали, что битье в умеренных дозах полезно, крепко задумываются и в конце все-таки соглашаются с доводами преподавателя.

Есть надежда, что их дети не будут биты собственными родителями. Узнать больше о том, как правильно воспитывать своих детей, можно на «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Татьяна Сосновская, педагог, психолог

Статья написана с использованием материалов тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Раздел:

17 Сен, 2015

Вы столкнулись с ситуацией: мать бьет ребенка. Быть может это ваша соседка или коллега, а может и родственница. Или вы увидели такое прямо на улице. Что делать? Можно отвернуться и пройти мимо, не заметить и забыть. Можно годами игнорировать такое поведение женщины. Так и делают очень многие. Но может быть стоит что-то сделать, ведь, как известно, нет чужих детей и чужих судеб? Если у вас есть желание предпринять какие-то действия, это похвально и хорошо - возможно, вы действительно сможете оказать ребенку помощь. Но прежде чем что-то предпринимать, необходимо все же разобраться в причинах и последствиях насилия от матери. Чтобы совершенное вами действие было точным и действительно помогло.

Мать бьет ребенка: что делать в такой ситуации?
Каковы настоящие причины домашнего насилия? Что толкает маму бить собственных детей?
Что будет с ребенком, если мама его бьет? Как это отражается на его психологии?

Для кого-то это лишь простые слова, а для кого-то домашняя ситуация, от которой никуда не деться и не убежать. Мама бьет ребенка... Что делать? Куда обратиться? Для начала надо разобраться в ситуации, понять, откуда берется насилие, побои. А потом, очень желательно, оказать психологическую помощь. И не только ребенку, а и матери, для которой избиение ребенка - это скрытый стресс, но, к сожалению, и действие, от которого она не в силах отказаться .

Насилие в семье - мама бьет ребенка, хотя хорошо бы стукнуть мужа

Все в этом мире имеет свои причины. Не бывает так, чтобы случилось действие без какого-либо начала. Нам свойственно искать корни в окружающей действительности. Ребенок сделал плохо, мама его ударила. Ребенок украл, мама его побила, наказала. Кажется, все на поверхности, все просто. Но на самом деле именно так мы подменяем причины и следствия, ведь поведение ребенка - это лишь повод для женщины выпустить пар, согнать свое напряжение на ком-то. А вот причина ее напряжения всегда лежит не в поведении ребенка, а очень глубоко в ней самой.

Сегодня у нас уже есть возможность по-настоящему раскрыть причины насилия в семье. Как от отца , так и от матери. А для этого необходимо посмотреть на ситуацию не через себя, свои свойства и понимание жизни, а через призму нового уникального знания - системно-векторного мышления . Так мы увидим, что все насилие в семье, жестокие побои, создаются исключительно людьми с анальным вектором в состоянии их личных нехваток .

Другие люди тоже могут ударить ребенка, но это не то насилие, которое может причинить психологический вред. Человек с кожным вектором в злости может стукнуть малыша, но скорее запретит ему или лишит развлечений или игрушек. А вот целенаправленное избиение совершают всегда только люди с анальным вектором в состоянии накопленных социальных или сексуальных фрустраций .

Чтобы понять причины женского насилия над ребенком в семье, необходимо разобраться в двух аспектах. В анальном векторе человека и в ментальной надстройке, которая есть у всех нас.

Итак, женщина с анальным вектором , как правило, хорошая жена и мать. По своей природе она не карьеристка и стремится создать семью, родить детей, формировать уют в доме - это ее роль, это для нее радость. Также у нее имеется высокое сексуальное либидо, а значит - требование к интимным отношениям у нее довольно большое. Для анальной женщины очень важно, чтобы муж проявлял заботу к ней, был внимательным, не забывал хвалить за вкусный ужин, чистоту и порядок во всем. Именно при сочетании всех вышеперечисленных условий из анальной женщины и получается отличная жена и мать.

Но жизнь не всегда все устраивает идеально. Как правило, влюбляются и женятся на анальных женщинах мужчины с кожным вектором , совершенно обратные по своим свойствам. И самое главное - сексуальное либидо у них ниже, чем у их жен. Кожный мужчина имеет самое низкое либидо из всех других, и стремится скомпенсировать его хорошим заработком. Так и получается, что часто кожный мужчина трудится и получает приличные деньги, но не удовлетворяет жену в постели. Кроме того, в современном мире растет количество разводов и анальная женщина и вовсе может остаться без мужа, а значит - и без интимных отношений. Если другая, например, кожная женщина с легкостью может входить в близкие отношения с новыми знакомыми за очень быстрое время, но для анальной женщины такое поведение - стресс. Ей тяжело строить новые отношения, особенно, если за спиной стоит тяжелая обида на предыдущего избранника.

В любом случае с течением времени у анальной женщины начинают накапливаться сексуальные фрустрации, о которых неприлично говорить. Да она и сама часто не особенно отдает себе отчет в своих нехватках.

Что происходит с человеком, когда у него растут внутренние нехватки? У разных людей по-разному, каждый справляется со стрессом в зависимости от своего векторального набора . Звуковики уходят в депрессию, зрительники - падают в тоску, кожники - с головой окунаются в работу и заработок денег. В анальном векторе нехватки долгое время накапливаются в виде фрустраций, которые рано или поздно прорываются садизмом и насилием . Чаще это бывает у анальных мужчин, реже - у женщин.

Анальный муж вымещает свою жестокость на жене - избивает ее, душит, унижает . Казалось бы, если ситуация обратная, герои должны просто поменяться ролями. На Западе это так и есть. Там мужчина и женщина равноправны, в аналогичной ситуации анальная жена занимается рукоприкладством - бьет кожного мужа. У нас, на фоне уретрального менталитета , ситуация усложняется. В нашей стране не принято, чтобы женщина била мужчину, это считается ненормальным, неприемлемым, даже странным и умалишенным. Поэтому наши жены своих мужей бьют крайне редко. Куда же они девают свои фрустрации? К сожалению, на собственных детей. Так мать начинает бить ребенка, сначала потихоньку, потом - сильно, может прилюдно, прямо на улице, но всегда - жестоко.

Иногда бывает, что аналогичная неудовлетворенность женщины с анальным вектором бывает не от сексуальных нехваток, а от социальных. Но это скорее исключение. Но и в таком случае "на орехи" достается именно детям. И это всегда - трагедия, так как побои от матери - самое худшее, что может случиться с ребенком. В такой момент он теряет ощущение защищенности и перестает развиваться. И в зависимости от силы и частоты избиения, это кошмарным образом отражается на всей его жизни.

Причины для побоев: в чем виноват ребенок?

Конечно, дети непоседливы, и часто - просто нестерпимы. Нет такого ребенка, которого не за что наказать. Они бегают, прыгают, кричать, не хотят учиться. Или наоборот, слишком отстранены, не идут на контакт, замкнуты и молчат. У любой мамы всегда найдется причина наказать ребенка за поведение, которое не вписывается в ее представление о жизни.

Но, чтобы избивать ребенка, маме нужны веские причины. В первую очередь для себя, для оправдания своих действий. Мы все так устроены: нам необходимо в собственных глазах иметь чистую совесть. И мать, которая пребывает в собственных фрустрациях, всегда такие причины находит.

Очень часто, причиной для физического наказания ребенка становится детское воровство, которое проявляется у детей с кожным вектором . Для человека с анальным вектором такое преступление смерти подобно - это позор и стыд. И воровство ребенка - действие, которое оправдывает любое наказание, в том числе и сильные побои.

Кожный ребенок, которого мама ударила один раз за воровство, никогда не прекратит свои действия, а наоборот - будет продолжать делать это. Теряя от таких действий мамы ощущение защищенности, он пытается действовать сам через свой архетип. Причем если поначалу это было похоже на простую игру, воровство мелких вещей, то со временем приобретает серьезный оборот: мобильный телефон у одноклассника, деньги из кошелька у той же матери. То, за что уже может наказать не мама, а государство. Вместе с увеличивающимся воровством у него формируется мазохизм , стремление к боли, которое в будущем приведет к печальным сценариям жизни: из дочки рискует вырасти проститутка, из мальчика - настоящий уголовник-вор или просто неудачник, у которого в жизни никогда, ничего не получится.

Анальная мама бьет ребенка не только за воровство. Причины всегда находятся, но все они будут лежать в негативных для анального вектора характеристиках и вещах (как истолковывает их анальная мать): за непослушание, за упрямство, за неусидчивость и др.

Мама бьет ребенка: печальные последствия

Наказывая ребенка, избивая его, мама всегда добивается обратного эффекта. По-простому говоря, чем больше мама жестоко бьет ребенка, тем хуже и хуже он становится. С другой стороны, у нее возникает все больше поводов согнать свои фрустрации. Но ведь это не решает ее основной проблемы , сексуальных или социальных фрустраций, а значит, они будут только увеличиваться.