Патриотическое воспитание детей с центром казачьей культуры. Люблю ли я свою Родину? О ежедневном патриотизме и современном казачестве

А главное: что же это такое - патриотическое воспитание?

На эти вопросы отвечает ректор Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, депутат Законодательного собрания Андрей Колесников .

Дырявое воспитание

Иван Сергеев, «АиФ-Прикамье»: Андрей Константинович, сегодня некоторые отождествляют понятие «патриотическое воспитание» с «военно-патриотическим». Это следствие милитаризации общества или норма?

Андрей Колесников: Что такое патриотизм в классическом варианте? Это любовь к Родине. А любовь предполагает тонкий механизм взаимных чувств. Гордиться страной - это правильное, «базовое» чувство. Но любой сознательный гражданин хотел бы видеть ответные проявления любви: развитие образования, здравоохранения и т. д. У нас же разговор о патриотизме на втором предложении часто сводят к военно-патриотическому воспитанию детей. Это не совсем правильно.

- Почему так происходит?

Так проще и тем, кто преподает, и тем, кого обучают. Не имея целостного представления о глобальных исторических событиях, из нашей богатой истории всегда можно выдернуть примеры потрясающих подвигов и выдать их за вершину проявления любви к Родине. При этом кто-то из слушателей даже готов будет поступить так же. Но только во время войны! А в мирное время можно жить и не тужить. Согласитесь, это очень удобно.

Мы живём в стране, в которой 9 Мая - один из самых главных народных праздников, что совершенно справедливо. И при этом у нас нет систематизированной истории Великой Отечественной войны как кульминации Второй мировой. Есть множество исследований различных фрагментов, есть мемуары. Но нет глобального осмысления войны.

Зачастую в школе о войне говорят, как о наборе героических элементов. Война - это место, где мужик может и должен совершить подвиг. Но ведь такие представления - это страшно! Мировая война - это глобальная планетарная катастрофа, обрушившая на мир множество трагедий. И главный вывод, который должен транслироваться всегда: война не должна повториться!

- А как вам автомобильные наклейки из серии «Можем повторить»?

Я не понимаю, что они собираются повторить? Миллионы потерянных жизней? Повторите для начала автомобили, которые делают на Западе, станки… Такие тезисы дискредитируют жертвы и весь человеческий опыт, который мир приобрёл во время войны. Это полная деформация представлений о конфликте.

Давайте не забывать о более сложных категориях для преподавания. Давайте больше говорить, например, о нашей науке. Кто стал Нобелевским лауреатом и что мы получили благодаря этим открытиям? Чтобы рассуждать об этом, нужно много знать. Важно рассказывать детям не только о гениальных полководцах, но и о выдающихся российских учёных, музыкантах, художниках. Важно говорить об ежедневных проявлениях заботы о своей Родине.

- Что вы имеете в виду?

Патриотическое воспитание должно сочетать в себе разные элементы. Надо прививать детям привычку делать что-то полезное ежедневно. Приведу пример. В Голландии мусор собирают уже в семь различных контейнеров: для стекла, пищевых отходов, бумаги, пластика и т. д. Голландцы сортируют мусор каждый день и очень этим гордятся. Для детей - это один из примеров того, как граждане заботятся о мире вокруг. Это проявление уважения и любви к своей стране.

Будущее не в прошлом

- В Прикамье работала программа патриотического воспитания. Насколько она эффективна?

Сложно дать оценку, ведь у этой программы нет чётких критериев эффективности. Если посмотреть на последние заявления краевых властей, то в них я нахожу много рациональных зёрен. Мне симпатичны тезисы губернатора края Максима Решетникова об изменении городской среды, перезагрузке отношений в паре власть-молодёжь. Когда молодой человек видит, что власть начинает к нему прислушиваться, видит, как улучшается городская среда, то он по-другому начинает относиться к малой родине. В сентябре в Перми проходил молодёжный форум, и я с удовольствием наблюдал, как студенты рассуждали и фантазировали о будущем города. При этом они не пытались разглядеть будущее в прошлом.

Человек чувствует динамику! Если он видит изменения, то внутри меняется взгляд на жизнь. Студент уже не мечтает, как бы быстрее «свалить» из Перми. Важный мостик к патриотическим чувствам - это вовлечённость. Инициативной молодёжи нужен сигнал: Родина их тоже любит и слышит. И нужны ответные импульсы. Иначе начинаешь искать любовь Родины на стороне: Москва, Питер, заграница.

Тех, кто идёт поперёк официальной линии, сегодня относят к пятой колонне. Быть в оппозиции - это непатриотично?

Здравомыслящий гражданин критически относится к тому, что происходит вокруг. Здесь вопрос в квалификации. Чтобы утверждать «надо делать так, а не иначе», нужно обладать большим объёмом информации. Считать, что «кухарка» в состоянии подсказать президенту, как нужно руководить страной, - иллюзия. При этом должен быть работающий механизм обмена мнениями. Важна обратная связь на всех уровнях. Прогресс не живёт там, где нет критики. Только в таких условиях возможно современное развитие.

Параллельный мир

С начала 90-х возрождается интерес к казачеству. Это вариант патриотизма или ролевая игра в силовую структуру?

В прошлом и нынешнем составе ЗС я оказался последовательным критиком законопроектов по казачеству. История казачества насчитывает 500 лет. В ней были и героические, и трагические страницы. Кем раньше был казак? Человек получал от государства землю и по зову государя императора должен был выставить опре-делённое количество обученных всадников. Это было время, когда земельный надел представлял для большинства граждан единственный источник существования. А человек с саблей на коне был серьёзной военной единицей. Сейчас земельный надел перестал быть доминирующим источником дохода. Человек с саблей давно не представляет военной угрозы. За пять веков истории накопилось много обрядов, а часть казаков начали считать себя отдельным этносом. Если относиться к казачеству, как к некоему этнокультурному наследию, то я выступаю за поддержку именно в таком ракурсе.

- Кстати, в Перми история казачества очень неоднозначна.

Казаки хотят особого правового статуса, хотят служить, охранять, регулировать и т. д. Если институционализировать их в таком качестве, то будет разрушаться и без того шаткая монополия государства на применение силы. Когда мы видим полицейского, понимаем, каким законом он руководствуется. В этом плане казаческие образования - некий параллельный мир со своей иерархией. Меня тревожит, что в последнее время участились случаи вмешательства казачьих объединений в культурную жизнь. Они громят выставки, раздают оплеухи направо и налево.

- Депутаты планируют внести изменения в краевой закон о казачестве. Вы подали свои по-правки. В чём их суть?

Краевой закон приняли в прошлом году. Благодаря в том числе и моим усилиям удалось сократить набор функций и полномочий, которые хотели получить казаки в крае. Не планировалось и финансирование из регионального бюджета. Сейчас же возник новый законопроект, лоббисты вышли на второй круг. Вновь казачьим образованиям пытаются придать особый статус, обеспечить материально и т.п. Впереди - заседание рабочей группы, где будут рассматривать поправки к этому законопроекту, в том числе и пакет моих предложений. Считаю, всё нужно оставить так, как есть. Я убеждён, что казачьи дружины должны подчиняться полиции, а не вести самостоятельную службу.

Казаки [Традиции, обычаи, культура (краткое руководство настоящего казака)] Кашкаров Андрей Петрович

Патриотизм

Патриотизм

Патриотическое воспитание граждан – деятельность, направленная на проведение мероприятий по организации поисковой работы и привлечению добровольцев к восстановлению памятников истории и культуры – активно ведется в казачьих обществах. Сегодня среди казаков – членов реестровых казачьих обществ многие имеют опыт боевых действий в Афганистане и Чечне; он передается молодежи на торжественных мероприятиях, в беседах, рассказах, при практическом обучении.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Любовь к истории автора Акунин Борис

НАСТОЯЩИЙ ПАТРИОТИЗМ 10.06.2011Слово «патриотизм» в сегодняшней России обычно ассоциируется с высококультурными, миролюбивыми, трогательно горячими в своей любви к Отечеству симпатягами, которые выглядят примерно вот так: И добиваются они вот этого: А я вам вот что скажу.

Из книги Любовь к истории (сетевая версия) ч.13 автора Акунин Борис

Патриотизм и «патриотизм» 11 апреля, 11:57Извините, что буду излагать вам азбучные истины, но сейчас такое время, когда приходится к ним возвращаться. Да и с терпением бывают перебои.Знаете, почему всякие брехуны и воры, вредящие собственной стране, у нас сегодня считаются

Из книги Русофобия автора Шафаревич Игорь Ростиславович

ЧТО ТАКОЕ ПАТРИОТИЗМ? Очевидно, это некоторая сила, сцепляющая народ, не дающая ему распасться на отдельные индивидуумы, так что вопрос лучше было бы сформулировать так: что такое народ, почему человечество делится на такие общности? Явления эти - народ и сцепляющая его

Из книги Смутное время автора Валишевский Казимир

I. Московский патриотизм Патриотизм, связанный со всем, что возбуждает интерес или очарование, прелесть или гордость существования сообществом, есть чувство весьма сложное и могущее принять самые разнообразные формы. В недрах Московии XVII столетия, этой страны без

Из книги Идея сибирской самостоятельности вчера и сегодня. автора Верхотуров Дмитрий Николаевич

Русский патриотизм или имперский патриотизм? Долгое время русский патриотизм был понятием достаточно абстрактным. Он распространялся на всю огромную державу, в одну шестую часть суши, на все ее самые разнообразные условия, ландшафты от субтропиков до субарктических

Из книги Призраки истории автора Баймухаметов Сергей Темирбулатович

Патриотизм: почему не боролись? Почему-то так сложилось, что сторонники «теории ига» как раз и причисляют себя к патриотам, называют себя патриотами. Хотя на самом-то деле все получается наоборот!А именно: говорить об иге - значит клеветать на русский народ. Ведь что же

Из книги Философия истории автора Семенов Юрий Иванович

1.8.14. Национализм и патриотизм Слово «национализм» имеет немало значений. Чаще всего под национализмом понимают идеологию движений, руководствующихся «национальной идеей», и совокупность действия, совершаемые людьми под влиянием этой идеологией.Возникновение нации с

Из книги Тайные смыслы Второй мировой автора Кофанов Алексей Николаевич

Патриотизм Война позволила Сталину вернуться к нормальному русскому патриотизму. Совсем выбрасывать марксизм было нельзя: революция бы грянула. Но Верховный сумел свести это вредное учение к минимуму.Вот некоторые вехи 1943 года.В РККА восстановили погоны

Из книги 5 O’clock и другие традиции Англии автора Павловская Анна Валентиновна

Английский патриотизм Англия, пожалуй, единственная страна, которая не хочет быть «Европой». Итальянцы и испанцы тайно комплексуют и мечтают приобщиться к этому славному имени, восточные европейцы хотят того же шумно и агрессивно, немцы делают вид, что они-то и есть

Из книги Исторические шахматы Украины автора Каревин Александр Семёнович

«Патриотизм» по сходной цене Позднее Степан Львович служил военным географом при штабах австрийских подразделений. В конце войны он вернулся во Львов. Там было неспокойно. С распадом Австро-Венгрии в ноябре 1918 года вспыхнули боевые действия между войсками

Из книги Казаки [Традиции, обычаи, культура (краткое руководство настоящего казака)] автора Кашкаров Андрей Петрович

Патриотизм Патриотическое воспитание граждан – деятельность, направленная на проведение мероприятий по организации поисковой работы и привлечению добровольцев к восстановлению памятников истории и культуры – активно ведется в казачьих обществах. Сегодня среди

Из книги Мифы и загадки нашей истории автора Малышев Владимир

Патриотизм – главное Стали думать, как это сделать? В районе Штутгарта в местечке Вайнхинген квартировал штаб 7-й полевой армии США. Стали искать к нему подход. И нашли! Через нашего агента, немца по фамилии Клем. Он и сообщил, что американцы периодически отправляют большие

Из книги Людовик XIV автора Блюш Франсуа

Почитание, пропаганда и патриотизм Пусть эти дифирамбы не удивляют. Двадцатый век был свидетелем гораздо более странных и непомерных восхвалений, адресованных главам государств, которые не стоили Людовика XIV. Кстати, наши предки не возводили это в некую философию.

Из книги Плаха. 1917–2017. Сборник статей о русской идентичности автора Щипков Александр Владимирович

Патриотизм прошлого и патриотизм будущего Государственно-политическая реабилитация патриотизма началась с артикуляции его в предвыборной статье Путина в избирательной кампании 2000 года в качестве одного из стержневых компонентов провозглашаемой политики. Сегодня

Казаки - патриоты

Казаки - скрепа народов России

«Идея единства России постоянно была маяком для всех атаманов, избранных Кругом, что подтвердили Межаков, Платов и другие. Положив на алтарь истории свою непризнанную республику, не проявив реализма и рационализма в управлении своей территорией, казачество Дона объединилось с другими народами России, признав власть московских государей, но сохранив самобытность. В этом типичная черта Донского казачества. Они добровольно отказались от организации республиканского строя и установили военное управление Областью войска Донского с местным самоуправлением… Донское казачество являлось (вместе с тем) протестом против всех тёмных сторон Московского государства… Создавая самостоятельные свои порядки, своё управление, свой казачий «присуд» - своё Войсковое право, казаки сохраняли тесную связь с Россией - связь религиозную, национальную, политическую и культурную. Казачья «республика» была независима, самостоятельна сносясь с иностранными государствами, вела борьбу против своеволия царей, воевод и угнетения крестьян», - эти слова принадлежат нашему современнику И. Золотарёву.

Воинское общество казаков имело свои уставы, но не имело своей Конституции как свода законов, и стихией его была война, главным правилом - вечная неприязнь к басурманам и необузданная воля. Атаман водил казаков в битвы, делил добычу, но имел весьма ограниченную власть: все дела важные решались общим приговором на Казачьих Кругах. В результате образовалось уникальное воинство «степных рыцарей» с самобытным демократическим самоуправлением… Веру и Отечество выбирали сами и довольно терпимо относились к различным религиям и народам. Что и влекло на Дон тех, кто хотел жить свободно, сообразно своим представлениям о счастье.

Абсолютно русским казачество не стало и никогда не будет. Формирование народа происходит при особых обстоятельствах, исключительно влияющих на генофонд нации. В организации республики и формировании народа под названием казаки участвовали разные социальные группы разных народов. Казачество представляет собой сплав из крови и плоти очень многих народов. Ведь когда зарождалось и развивалось на Диком Поле казачество, русская женщина туда проникнуть не могла, и вся женская половина казачества комплектовалась из представительниц древних народов, живших на Дону, и полонянок: турчанок, татарок, черкешенок, персиянок, калмычек и др. Да и мужская половина составлялась из представителей самых разнообразных народностей. Язык, культура в подавляющем большинстве была русской, вера - христианской. Образовалось первоначальное ядро казачества, а история умалчивает о его первоисточнике. Было ли в его основе славянское племя бродники? Очевидно, было.

Дон жил по своим принципам общественного и государственного строя, был прибежищем всякого гонимого за веру и человеческие права. Это выковывало особую породу людей. Таких людей, которые представляли опасность для тоталитарной власти. Во времена СССР Никита Хрущёв ещё раз раздробил бывшую область Войска Донского, создав Каменскую область и ещё Арзамасскую, Балашовскую, Липецкую и Белгородскую. Каменскую, в свою очередь, слепили из частей Ростовской, Волгоградской и Воронежской. А был ещё в составе Войска Донского и весь промышленный Донбасс, отданный им же Украине.

Так и ведётся, волюнтаристы разъединяют, разоряют Россию и её народы, а казаки - объединяют.

Казачество является феноменом русской истории. Лев Николаевич Толстой считал, что казакам Россия обязана всем хорошим, что у неё было. Он так и говорил с гордостью: «Вся история России сделана казаками».

Многовековая история казачества удивительно многогранна и плодотворна. Особенностью казачьей истории, проходящей через всю жизнь казачества, было и остаётся казачье самоуправление, которое строилось и строится свободными хозяевами.

Способность народов России к САМООРГАНИЗАЦИИ по принципу: «Голь на выдумку хитра», всегда нервировала российскую власть. «Голи» приходилось нелегко. Она искала место для сытого и спокойного проживания. Но таких мест в России не было и нет. Да и в остальном мире - тоже. Можно было, конечно, смириться, гнуть спину и жить батраками, но можно было уйти в Дикое поле и там жить жизнью полной опасностей, но на воле. Это был казачий путь. Вернее, путь в казаки, вольное ядро которых брало своё начало в глубокой древности.

У большинства россиян сложилось мнение, что казаки селились в основном по окраинам России: на Дону, на Днепре, на Урале, в Забайкалье, в Сибири. Это не совсем так: все народные войны, поднимаемые казаками, проходили прямо по сердцу России - Волжским берегам.

Другое дело, что самодержавная российская власть, вплоть до освобождения крестьян от крепостного права, создавала такие тяжелейшие условия своему народу, что он вынужден был бежать на окраины. Да и потом, вплоть до наших времён, власть не щадила народ. Всему миру известен пример середины ХХ века: расстрел жителей города Новочеркасска, большая часть которых была из потомственных казаков. Времена были хрущёвские. Оттепель, так сказать.

Сменившие заскорузлых крепостников большевики ничего нового в плане закабаления собственного народа не придумали. Многое в России поменялось, но гнёт остался. При тотальном гнёте процессы народной САМООРГАНИЗАЦИИ принимали самые разнообразные формы: от традиционных (старообрядчество, протестантизм) до таких экзотических, как «теневики», «воры в законе», диссиденты и т. д… Но всё это формы САМООРГАНИЗАЦИИ народа, их можно корректировать, лучше в выгодном для развития государства направлении, но их нельзя разрушать.

Только в этом случае будет стабильное развитие ГОСУДАРСТВА, а не резкие переходы от удельных княжеств к самодержавию, от самодержавия к большевизму, от большевизма к перестройке и т. д. Казачество во всех этих процессах выделяется одной неизменной особенностью: оно защищает свою волю и право на волю других.

Сегодня казачье движение набирает силу. Казачья идея вновь возвращается на исконные земли. Однако, у православных общинников и казаков порой не хватает опыта и знаний, которыми необходимо руководствоваться в создании казачьих организаций и их жизни. Не много и носителей казачьих традиций, особенно в центральной России, которые могли бы ответить на интересующие последователей казаков вопросы. Для пытливых и свободных умов предназначена наша книга.

Сразу заметим, что «приём» в казаки лиц не казачьего происхождения практиковался всегда и практиковался широко. Дело в том, что казаки защищали свои земли и обороняли их со всех чётырёх сторон. Были времена, когда в боях погибало более половины всего казачьего сословия. И тогда начинался новый набор, набор новых защитников своей земли, своего уклада жизни и самого права на свою собственную жизнь. Это важно понимать. Казацкий след, казацкое миропонимание можно найти практически во всех западных демократиях.

В казаки принимали лиц всех национальностей и всех сословий. Можно утверждать, что и российская демократия берёт своё начало из казачьего уклада жизни, в казацких поселениях. Демократичность казачьего самоуправления основывалась на историческом и многовековом опыте: самоуправляемое общество является совокупностью множества саморегулируемых организаций и общин. Главным достижением казачества является тот факт, что они определили для многих государств, а не только Российского, основы и пути народной САМООРГАНИЗАЦИИ. Именно народной САМООРГАНИЗАЦИИ.

Пытливые умы часто восхищаются рыцарями Круглого стола как носителями лучших демократических традиций. Но рыцарство - это узкий круг, это кастовость, это военная элита, это деньги, могущество, власть. Рыцарство, по некоторым исследованиям, берёт своё начало у гладиаторов Рима (больших «демократов»), которые с падением империи остались без работы, но с умением, а главное желанием зарабатывать себе деньги войной, уроками фехтования и т. п. Их на обломках Римской империи осталось так много, что они образовали отдельную касту. По нравам того времени, богатому человеку лучше было держать меч, чем плуг, поэтому желающих помахать мечом было сколько угодно. Но это был не духовный путь: это шло от власти и от её обломков. Скажу лишь, что всё хорошее идёт из народных глубин, если хорошо «покопать», то может статься, что Круглый стол - это даже не казачий Круг, а просто маленький казачий Сход.

Эта книга написана на русском языке - языке общения всех казаков. И это не оговорка. От Камчатки и до Сахалина, от Дона и до Кубани казаки в обиходном языке имеют много слов, разнящихся в произношении и понимании, но русский язык понимают все. Поэтому русский язык - язык родной.

То же касается и обычаев. Донцы на своих Кругах кричат «Любо». А, например, в Забайкалье казаки на Кругах и Сходках не кричат «Любо», а голосуют поднятием фуражек и папах. Это и есть САМООРГАНИЗАЦИЯ, различие форм при сохранении Духа свободы, равенства и братства.

Надеюсь, что эта часть книги станет для казаков и атаманов всех казачьих округов хорошим подспорьем в организации казачьих обществ и их деятельности. Руководствоваться данными материалами необходимо вместе с восстановлением своих, местных традиций и обычаев.

Тема: « Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста, посредством казачества ».

Воспитатель: Звездарска Л.В.

Меняются эпохи, люди, времена, но вечным остаётся стремление человека к добру, свету, красоте, любви, истине. Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей. Дошкольный возраст – старт общего развития ребёнка, период всех высоких человеческих начал. Важнейшей нравственной ценностью является возрождение в российском государстве чувства истинного патриотизма, формирование в молодом человеке граждански активных, социально – значимых качеств. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – это основные задачи образовательных учреждений, в том числе и дошкольных. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, внимания и чуткости к каждому ребёнку, так, как в молодых семьях вопросы воспитания вообще и патриотизма, гражданственности в частности, не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Желание стать защитником Отечества имеет каждый мальчик, а заслужить это звание может лишь лучший. Стать хорошей хозяйкой, хранительницей очага, хочет каждая девочка, но возможности для этого есть не у всех.

В.А. Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтоб оно, прежде всего, стало познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Родина, Отечество…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, семья, дом, улица, город… Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания. Одним из направлений развития и воспитания патриотических чувств в наше время является возрождение казачества. "Мне очень приятно, что происходит возрождение казачества, возрождение уникальной и самобытной культуры казаков, повышается их роль в жизни государства российского и, что, может быть, самое главное - растет чувство патриотизма, которое всегда было присуще казачеству", - сказал наш президент В.В. Путин. Что же ценного в нынешних условиях можно перенять от такого культурного наследия как казачество? Основную ценность воспитания в казачьей семье несут этические принципы. В духовной культуре казаков особо выделяется «народная нравственность», то есть моральное сознание. Народ как духовная общность выступает носителем нравственной жизни, закрепляя его в будущих поколениях. Так как основы будущей личности закладываются в семье важным был и остаётся культ семьи, который ведёт за собой стремление к созданию семьи, своего дома. Авторитет родителей непререкаем, они стремились воспитывать в детях правдивость, смелость, вежливость, почтительное отношение к старшим, любовь к Родине, а также старались развивать чувство собственного достоинства, самостоятельность. Величайшим пороком считалась трусость. В труде ковалась сила духа, умение справляться с трудностями. С ранних лет дети усваивали мудрость: «Работящим рукам нет цены». Ценили они трудолюбие и презирали лень: «Труд – богачество, а лень – дурачество». Честный труд, честная служба являлись показателем духовной силы, порядочности и благородства. Учитывая, что игра – это основной вид деятельности детей в дошкольном возрасте, то приемущества казачьих игр это-лаконичность, выразительность и доступность. Они способствуют расширению кругозора, совершенствованию психических процессов, а также вызывают активную работу мысли, не требуют специального спортивного инвентаря. В большинстве случаев для них достаточно подручного материала. Это могут быть различные веревки, камешки, тряпичные мячи или палки. Также нет необходимости в специально оборудованном месте. Такие игры можно проводить как на лужайке, так и в спортзале.

Испокон веков в этих играх отражался образ жизни людей, их представления о смелости и чести, желание обладать ловкостью, силой, быстротой и выносливостью, проявлять смекалку, волю и стремление к победе. Нельзя забывать и то, что игровая деятельность вызывает много положительных эмоций и улучшает работу внутренних органов. Во время игры часто возникают неожиданные ситуации, в которых дети учатся правильно использовать приобретенные навыки. Кроме того, в казачьих играх ребенок часто сам решает, как действовать, чтобы достичь цели. Смена условий учит искать нестандартные решения возникающих задач. Таким образом, у детей развиваются самостоятельность, активность, творческое мышление и сообразительность. А главное, дети, увлеченные сюжетом игры, могут много раз выполнять одни и те же движения, забывая об усталости. Так у детей развивается выносливость.


Честь и достоинство занимают заметное место среди понятий нравственного самосознания личности. Понятие достоинства тесно связано с понятием гордости. Гордость – прекрасное моральное качество, позволяющее личности реализовывать в полной мере человеческое в себе. Долг, честь, достоинство и гордость воспитывались в казаках с раннего детства. «Быть честным – значит держать данное слово» – внушали старшие казачатам. Быть порядочным – не нарушать общественных этических норм; соблюдать достоинство – значит не пресмыкаться перед начальством, перед любым «благодающим», не подлаживаться к чужому мнению. Казачья семья развивалась по законам этики, в ней царили мир и согласие, добро и справедливость. Казаки справедливо считали главным богатством человека доброту и щедрость. С раннего детства родители внушали детям, что быть добрым, значит, соблюдать Божьи заповеди: не убий, не укради, не лги, почитай родителей, люби ближнего, как самого себя. Они считали: быть добрым – значит поступать всегда по совести и защищать справедливость, стремясь к истине. Применив на практике элементы приёмы и игры культуры казачества очень заметна настоящая, искренняя заинтересованность детей. Одним не мало важным аспектом можно заметить гендерный подход так как приёмы,методы и игры для девочек значительно отличаются от методов, приёмов и игр мальчиков. Поэтому, иногда целесообразно проводить организованную деятельность раздельно. На ряду с ведением работы по воспитанию патриотических чувств должна изменяться и пополнятся окружающая среда: фотографии, альбомы, иллюстрации, предметы одежды, быта, доступное игровое оборудование. Очень важную роль должны принимать и родители, необходимо их заинтересовать, привязать к воспитательно-образовательному процессу: беседы, открытые показы организованной деятельности, выставки, чаепития, совместные игры, праздники, проекты дают возможность сотрудничать,делая общее дело.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, воспринимаемым в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова. Патриотизм в современных условиях – это с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, - сохранение самобытности каждого народа, входящего в состав России.


В.В. Озерова
учитель истории и обществоведения
МОУ СОШ № 11 Майкопского района Республики Адыгея

Сейчас в эпоху больших изменений в социально-политической жизни страны, требуется переосмысление положения различных национальностей, социальных слоёв населения России, более глубокое изучение их прошлого, настоящего и поисков путей в будущее. Особое место занимает Северный Кавказ с его многонациональной культурой, к которой принадлежит и казачество. Знания о нравственных нормах, устоях казачества помогут осознать духовно-нравственную атмосферу региона Северного Кавказа.

Жизненный мир казаков зависел от целого ряда объективных и субъективных условий и обстоятельств. Казаки во все времена являлись защитниками Отечества. Отношение к Родине как к моральной ценности выдержало проверку временем. Если без Родины человек не может жить, тоскует и мучается вдали от неё, если за свободу и честь он готов отдать собственную жизнь, значит, это действительно ценность очень высокого ранга. Казаки заботились о благе Отечества, а значит, им был присущ патриотизм.

Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.

Высокое чувство единства человека с Родиной и народом находили своё отражение в жизни казачества. В старину казак был исключительно воином. Земледелие и вообще мирные занятия запрещались войсковым правительством под страхом тяжких наказаний. Постепенно из казака-воина формировался казак-гражданин. Он представлял собой преимущественно земледельца. Помимо земледелия казаки занимались охотой и рыболовством, огородничеством и виноградарством, скотоводством и коневодством, сплавом леса и судоходством.

Говоря о жизни казаков, следует помнить, что они являлись людьми вольными, не знавшими крепостного права. Главной и основной обязанностью казака была защита своего Отечества, символами которого являлась православная церковь, русский государь и родные станицы. Донские казаки любили свой Дон и называли его «батюшкой и кормильцем родимым». В плену или на чужбине, умирая, сражённый вражеской пулей казак всегда мысленно взывал к своему кормильцу: «Прости, мой батюшка Тихий Дон Иванович! Мне по тебе теперь не ездити, дикого зверя не стреливати, вкусной рыбки не лавливати». Эта же страстная любовь к своему кормильцу Дону сквозит во всех старинных песнях и даже в войсковых грамотах по Дону и отписках в Москву. Даже в соседних странах, где лежали кости павших геройской смертью донцов, защищавших честь России, как-то: в Финляндии, Швеции, островах балтийского моря и теперь существует древняя легенда о том, что во время осенних ночных бурь, когда вся северная природа стонет от непогоды, донские витязи встают из своих могил, садятся на своих боевых коней и с воем и стоном несутся в облаках на родимый им Дон. Тяжело им лежать в могилах на чужой стороне вдали от своего кормильца Тихого Дона Ивановича. Скорбным и пылающим старым казацким огнём их души спешат слиться со своим братством-товариществом и просят перенести их кости на дорогую родину. Жители этих северных стран не раз во время бурь видели это явление и в суеверном страхе прятались в свои дома.

Казаки не только охраняли границы Российского государства. В истории России нет ни одной войны, где не участвовали бы казаки. В XVI веке казаки принимали участие во взятии Казани, самостоятельно завоевали Астраханское ханство; в начале XVII века участвовали в изгнании поляков из Москвы. В Северной войне (1700 – 1721гг.) Пётр I для участия в военных действиях вызвал вольных казаков с Дона, Терека и Гребней. Казаки принимали участие и в Полтавской битве (1709 г.). Участие казаков в русско-турецких войнах было весьма значительным. В русско-турецкой войне 1877-1878 годов казаки не только защищали интересы России, но и освободили Болгарию от турецкого ига, действуя в составе русской армии. И в XIX, и в XX столетиях казачество стояло плечом к плечу с русскими войсками в борьбе против внешних и внутренних врагов. При нашествии Наполеона на Россию в 1812 году казаки вышли на службу поголовно, от 17 до 60 лет, во главе с атаманом М. И. Платовым. Казачьи войска выставили против Наполеона громадное по тогдашним условиям число в 88 тысяч всадников. В первых же сражениях Отечественной войны 1812 года донские казаки, громя авангардные части наступающего противника. Продемонстрировали высочайшее искусство и нацеленность на победу. Они прикрывали отступление соединившихся русских армий Барклая-де-Толли и Багратиона, неся основную тяжесть арьергардных боёв на пути от Смоленска к Бородину. После изгнания Наполеоновской армии из России казаки в составе русской армии участвовали в заграничном походе. Триумфом стало вхождение казачьих полков в Париж. За храбрость в войне с Наполеоном получили боевые награды не только казаки-герои, но и многие казачьи воинские части. Георгиевские знамёна получили 7 казачьих полков, а Лейб-гвардии казачий полк и собственный Его Величества конвой получили серебряные трубы и Георгиевский штандарт.

Казачьи части отличались высокой храбростью и стойкостью, а также высочайшей военной выучкой. Так как казаки несли поголовную воинскую повинность, им было у кого учиться воинским наукам. Командирами в войске были также казаки. И офицер, и рядовой вместе вырастали в станицах, так же как их отцы и деды. Командир обычно хорошо знал психологию своих подчинённых, на что способен каждый казак, а они, в свою очередь, верили своему командиру и знали, что он не даст им непосильной задачи и не пошлёт их на убой.

Казаки не только участвовали в войнах, которые вело Российское государство, но и самостоятельно боролись с могущественной Турецкой империей, с Польским королевством и Крымским ханством. А.И. Куприн писал: «Казак – драгоценный союзник в охране государства. Многовековое обращение с лошадью сделало из него природного кавалериста. Но он и прирождённый воин: со времён седой древности он стоял на рубежах земли Русской, на передовых её постах как страж и разведчик, всегда готовый к первому наступлению и к первой обороне». Казачество не только служило России как застава и часть Войска, но и как своеобразное явление русской жизни, участвовало в строительстве и жизни великого Российского государства.

В жизни казачества был период, о котором нельзя умолчать – это эмиграция. И везде, по всему миру, фактически лишившись Родины, казаки сохранили твёрдость духа, стремление к возрождению России.

У казаков в изгнании было главное призвание – бороться за воссоединение и возрождение национальной России и казачества. Бороться приходилось по-всякому и во всех направлениях. И в жертвенном порыве, в котором приходилось разом отдавать всё, вплоть до жизни включительно. И в упорном ежедневном отстаивании своего национального бытия, своих казачьих идеалов и идей.

Сербский писатель Бронислав Нушич, во время вручения ему диплома почётного казака кубанской Шабацкой станицы, чем он гордился всю жизнь, сказал: «Всем известно, что в организме Российского государства казаки представляли самый здоровый элемент. Казаки – это здоровая и горячая артериальная кровь, это сердце, которые давали импульс жизни и роста всему Российскому государству. Это они раздвинули пределы своего государства от Москвы до Чёрного моря и от Карпатского хребта до Великого океана. Это они освоили прекрасные южнорусские степи и грозный Кавказ, знойный Туркестан, необъятную суровую Сибирь. И везде они несли с собой русскую культуру, своеобразный казачий уклад жизни и величие русского имени, являясь искусными и способными культуртрегерами среди полудиких народов ближнего и дальнего Востока».

Беспримерное по героизму «Азовское сидение» донских казаков кроме твёрдости веры и духа являет собой удивительный образец военного мастерства, стойкости и мужества.

Мужество – добродетель, которая во все времена почиталась в обществе. Благодаря мужеству человек преодолевает страх, превозмогает боль, усталость, голод, холод, стойко переносит удары судьбы, действует решительно в условиях опасности.

Казакам присуще мужество, то есть большая воля и важное моральное качество, ассоциирующееся с силой нравственных позиций и устремлений личности или, как говорил ещё Платон, со «стойкостью в исполнении должного».

Мужественный казак рисковал благополучием, здоровьем или жизнью осознанно, чтобы исполнить свой долг, сохранить доброе имя. В одной из песен казаков есть такие слова: «Но назад не пяться, нельзя отступать. Ради русской чести лучше умирать». В таких случаях мужество выбирает второе – гибель и честь, и отвергает первое – жизнь и бесчестье. И умирали казаки всегда с достоинством, мужественно, со стоическим презрением к своим мучителям. О бесстрашии и мужестве казаков можно судить по старинному боевому воинскому клику: «Кто хочет за веру христианскую быть посажен на кол, кто хочет быть четвертован. Кто готов претерпеть всякие муки за святой крест. Кто не боится смерти – приставай к нам. Не надо бояться смерти – от неё не убережёшься. Такова казацкая жизнь».

Проявляли мужество казаки и в походах. Они отрекались от всех земных радостей, от семейной жизни, от благоустроенного жилья, подолгу без движения сидели в засаде, не разводя огня зимой и мучаясь от жажды летом, питаясь, когда рыбой, когда птицей, выжидая единственного необходимого для победы мгновения.

Много казаков пало в горах и долинах Кавказа в борьбе с турками и горцами. Погибали на лесных завалах, поймав пулю в грудь, в сабельных рубках, падали под ноги коней, сражённые пиками и турецкими ятаганами, от удара кинжала в ночи; гибли днём и ночью, вместе и поодиночке в ночном поиске. Умирали от ран в горах среди павших товарищей в неравных схватках.

Казачество было напрямую связано с государственной службой, и сама служба влияла на систему воспитания. Основой патриотического воспитания в казачьих семьях считались веками проверенные заповеди, знание и соблюдение которых было необходимым условием воспитания казака-гражданина и патриота:

Люби Россию, ибо она мать твоя, и ничто в мире не заменит тебе её;
- люби свою землю, ибо она – колыбель твоей свободы;
- люби правду, ибо она единственный маяк в жизни человека;
- все, кто идёт против Отчизны твоей, – враги;
- только в борьбе за счастье Родины ты обретёшь своё утерянное право;
- веруй твёрдо в правоту своего дела, ибо вера - единственный камень, на котором ты построишь новую Отчизну свою;
- люби всё, что с ранних лет ты впитал в кровь и плоть в вольных степях твоей Родины;
- мир, красота, любовь и правда - вот лозунги на твоём знамени.

Уклад жизни казачества обусловливался соблюдением традиций, которые отражали общественные интересы, регулировали поведение людей, находили более полное и разностороннее выражение в этических нормах, эстетических воззрениях. С помощью традиций создавались основы трудового и нравственного, умственного, физического, эстетического и религиозного воспитания. Обычаи, обряды, традиции строго регламентировали поступки в конкретных ситуациях, регулировали поведение людей в различных сферах их деятельности, определяли характер межличностных отношений, выступали как взаимосвязанные формы воспитательного воздействия на подрастающее поколение. Казачьи традиции представляли собой нормативную основу жизнедеятельности казачьей общины и семьи.

Воспитание в семье было начальным этапом приобщения молодого поколения к полноценной казачьей жизни. Деды и прадеды казаков считали, что наилучший возраст для развития человеческих способностей – это раннее детство (до пяти лет), когда интенсивно формируются способности у детей, когда ребёнок быстро развивается физически, умственно, нравственно. С трёх лет маленького казака сажали на коня. С этого возраста старики в шутках-играх передавали ему воинские мудрости. С малолетства начинали родители собирать ребёнку будущее снаряжение. С десяти лет мальчик присутствовал на казачьем кругу. В четырнадцать лет ему докупали жеребёнка, и дальше они росли уже вместе: казак и его будущий конь. В девятнадцать лет молодой воин имел полное снаряжение: мундир с околышем на фуражке и лампасами по цвету своего войска и всю экипировку, кроме винтовки и пики – последнее им выдавала казна. Украшением казака, его гордостью была шашка. Её, как правило, передавали по наследству. На пять лет постоянной строевой службы казак уходил подготовленным и закалённым юношей.

Проводы казака на службу и встреча с войны – большой станичный праздник. Все жители спешили разделить эту радость, подчёркивая тем самым, что быть воином и стоять на страже семьи и Отечества – почётная обязанность и долг каждого настоящего казака. Это оказывало огромное воспитательное воздействие на юную смену.

В среде казаков обычаи служили средством приобщения молодёжи к культурному опыту прошлого и настоящего, регламентировали поведение и поддерживали внутригрупповую сплочённость. Многие специфические, присущие только казачеству, методы и приёмы воспитания, передаваясь из поколения в поколение, становились традициями.

Семья выступала своеобразным форпостом, оберегающим вековые традиции, сформировавшиеся столетиями устои общества. В особенности нравственные устои. Патриархальный стиль жизни семьи предполагал, что главой семьи должен быть муж, отец. В отсутствие мужа главой семьи становилась жена-казачка. Часто вместе с мужем казачка отстаивала свою станицу от врагов. Бесстрашная, сильная, работящая казачка была верным союзником мужа в борьбе с неприятелем. В случае необходимости казачка могла сесть на коня верхом, стрелять из ружья, словом, защищать станицу, свой дом.

Так с молодых лет воспитывалась в казаках любовь к Родине, неравнодушие к судьбам Отечества.

В последнее время всё больше очевидной становится настоятельная необходимость возрождения общечеловеческих нравственных ценностей, имеющих непреходящее значение. Это касается как народных обычаев и традиций, верований, так и таких чисто человеческих качеств, как любовь к Родине, служение Отечеству, патриотизм, мужество и т.д.

Теперь стало понятным, что отшлифованные веками народные обычаи и традиции – это кладезь мудрости, согласия, человеческих взаимоотношений. С забвением народных традиций были утрачены особенности воспитания подрастающего поколения. Изучая и восстанавливая обычаи и традиции казачества, есть все основания полагать, что возвращение казачества к его корням и истокам позволит бороться с бездуховностью и нравственной деградацией в современном обществе.