Методики раннего развития детей домана. Глен Доман: методика раннего развития

Доброго дня, все тем, кто интересуется методиками раннего развития, которых существует огромное количество. У каждой методики есть свои плюсы и минусы. И каждый родитель сам решает как, когда и чему учить своего ребенка.

Многие из нас уже слышали о методике раннего развития Глена Домана. В данной статье вы узнаете как возникла данная методика, в каких областях происходит развитие по системе Домана, как нужно заниматься по данной методике, а также какие есть преимущества и недостатки у методики Домана.

Глен Доман (1920—2013)– американский врач-физиотерапевт, автор методики интенсивного интеллектуального и физического развития детей с самого рождения.

Глен Доман является основателем Института Развития Человеческого Потенциала (1955 год). Доман вместе со своей семьей занимался лечением детей, у которых наблюдались различные нарушения мозговой деятельности. Были созданы и разработаны различные уникальные методики, с помощью которых появилась возможность восстановить пораженные клетки. Занимаясь лечением и реабилитацией детей с поражениями центральной нервной системы, Глен Доман пришел к выводу, что наиболее активно мозг человека развивается до 6-7 лет. Наиболее активным периодом развития мозга Глен Доман считает период до 3-х лет.

Во время занятий с больными детками присутствовали также их здоровые братья и сестры, которые с удовольствием повторяли все упражнения и быстро добивались хороших результатов. Тогда Глен Доман решил разработать методику для здоровых деток.

Так возникла методика раннего развития детей Глена Домана, направленная на развитие и стимуляцию мозговой активности у здоровых детей.

Глен Доман показал нам, насколько огромен человеческий потенциал. Доман считал, что нужно “дать детям неограниченные возможности в жизни”. Дети, с которыми занимались по данной методике, в возрасте 2-4 лет свободно читали, осваивали математику, знали много различных фактов, имели хорошую физическую подготовку.

Глен Доман разработал свою методику для 3-4 летних деток, исходя из того, что в это время наиболее активно развивается мозг человека. Глен Доман доказал, что мозг активно развивается тогда, когда он работает и чем интенсивнее будет нагрузка в первые годы жизни ребенка, тем лучше разовьется интеллект ребенка.

В каких областях развивается ребенок по методике раннего развития Глена Домана?

  • Чтение. Карточки - на белом фоне изображены красные слова, которые также показываются ребенку по несколько раз в день, постепенно их усложняя. Вы показываете карточку и читаете что на ней написано, то есть ребенок учится читать сразу слова целиком. Ребенок запоминает слова механически.
  • Математика . Считается, что ребенок представляет количество, а не цифры и знаки. Следовательно, нужно учить ребенка с помощью показа карточек с определенным количеством чего-либо.

Важно начинать занятия тогда, когда ребенок уже понимает фразу “на столе лежит три апельсина, а рядом с ними два граната”.

Для показа были выбраны белые карточки с красными точками на них. Для обучения математике нужно показывать данные карточки ребенку регулярно и поочередно, уделяя на одну карточку 1-2 секунды, причем занятие должно длиться около 10-15 секунд, таких занятий должно быть несколько в день. Показывая карточку, нужно говорить, сколько точек на ней изображено.

  • Энциклопедические факты. На карточках показываем различную информацию в виде картинок. Факты — это основа любого знания, умения или профессии. Факты должны быть ясными, четкими, интересными и последовательными. Также Глен Доман считал, что факты необходимо обязательно систематизировать. Факты систематизируются по разделам (биология), категориям (растения, животные), битам – единицам информации (фото зебры, коровы).
  • Физическое развитие. Глен Доман считает, что необходимо уделять много внимания физическому развитию ребенка в первый год его жизни. Для этого он разработал систему физического развития детей.

Можно сделать ребенку собственную подборку карточек на определенную тематику либо сделать презентацию на компьютере. Примером послужит презентация «дикие животные».

Как нужно заниматься по методике раннего развития Глена Домана?

  • с ребенком нужно заниматься с раннего возраста;
  • показывать карточки и говорить их название. На каждую карточку отводится 1-2 секунды;
  • занятия должны быть короткими, чтобы они не надоели ребенку;
  • пополняйте карточки новыми ежедневно, одну и ту же карточку не нужно показывать более 3 раз в день;
  • настроение у малыша должно быть хорошее;
  • радуйтесь успехам ребенка;
  • проводите занятия систематически и регулярно;
  • учите только, если это нравится и Вам и вашему ребенку;
  • не проверяйте знания малыша.

Как и у любой методики, у методики Домана есть свои преимущества и недостатки.

Преимущества и недостатки методики Домана

Хочется добавить, что совсем необязательно скрупулезно следовать одной единственной методике, можно взять самое лучшее из каждой методики и воплотить в жизнь. Каждый ребенок — индивидуальность, со своими личными качествами, умениями и желаниями.

Если Вы всерьёз решили развивать ребенка по данной методике, могу Вам предложить приобрести карточки Домана на DVD . Данный набор включает в себя 5 дисков DVD и содержит первые слова, повседневные слова, животные и словосочетания (рассчитан на деток от 0 до 3-х лет).

Давайте делать жизнь наших деток интересной и разнообразной!

Вы использовали данную методику для своего ребенка? Каких результатов вы достигли? Нравится ли вашему малышу смотреть карточки?

P.S. Подпишитесь на обновления и узнайте много интересного о жизни блога первыми!

Об авторе Мама зануда

В недалеком прошлом инженер-программист. Любимые платформы ASP.NET, MS SQL. Стаж в области программирования 14 лет. В блогинге с 2013 (год рождения Яны). В 2018 превратила хобби в любимую работу. Теперь я - блогер!

Навигация по записям

Методика Домана целесообразность применения : 62 комментария

  1. Илья

    Я сначала с энтузиазмом отнесся к данной методике, но так как ребенок у меня здоровый, я взял только частичные моменты для воспитания. Тренировки вестибулярного аппарата и «ползалка» (с 3-4 месяцев), до года у ребенка в спальне постоянно играла классическая музыка, вечером без чтения книг спать не хочет. Сейчас (4 года) играет в лего для 5-6 лет, очень тщательно собирает апликации, мелкая моторика отличная просто, мозаики обожает, спокойно собирает огромные пазлы, на каруселях катается как космонавт. Но чтению и счету я не учил, согласен что это перегруз и не для русского языка. В будущем обязательно научу программировать и думаю в начальных классах освоим лего механикс. Самое главное не оставлять ребенка на откуп телевизору.

  2. Юлия

    К любой методике необходимо подходить разумно! Я работаю логопедом с детьми, у которых обнаруживаются разные нарушения (речевые, интеллектуальные, физические). Методику Домана мы используем для неговорящих детей, у которых не нарушен артикуляционный аппарат и речевые центры в головном мозге, которые могут говорить. При использовании данной методики ОБЯЗАТЕЛЬНО применение наушников, карточки должны сопровождаться правильным произношением названий.
    Эта методика используется для того, чтобы запустить речь и расширить словарный запас. Работает на ура! Если использовать ее правильно. Не «говорящие» дети нашего центра начинают говорить, после чего мы работаем над экспрессивной и импрессивной речью.

  3. Оксана

    Абсолютно бездарная статейка, пишет человек который не изучил тему. Хотя утверждает что всё изучено. Изначально метод создавался для детей с повреждениями мозга. Он и помогает именно им. Что касается «Ваш ребёнок гений» это уже более поздний вариант. Так что родители деток с ДЦП и аутизмом можете не сомневаться и применять метод. Если Вы не ленивы и реально хотите помогать развиваться своему ребёнку каждый день, это то что Вам нужно. Я для восстановления своего ребёнка очень многое применяю из этого метода. Знаю достаточно большое количество деток, которым при помощи этого метода очень качественно получилось сформировать связи. Метод подходит да же для очень сложных малышей, которым в силу анамнеза многое нельзя из классических методов. О неэффективности может писать только та мама, у которой ребёночек здоров. И слава Богу. Здоровым действительно не надо его применять. Просто нет смысла. А вот особятам очень рекомендую.

    1. Автор записи

      Оксана, интересно зачем вы комментируете статью, которую не читали? Почитайте, подумайте, сформулируйте мысль (не спешите, если что-то не дошло, перечитайте) и уже потом welcome в комментарии. 🙂 Обязательно предметно пообщаемся.

      1. Оксана

        Я внимательно ознакомилась с информацией. Привычка читать внимательно и делать выводы. Метод Домана для особят, особенно сложных очень хороший. В принципе это всё, что я хотела бы прокомментировать. Это важно, не для Вас конечно, для них. Вы не смогли, к сожалению, даже грамотно объяснить читателю как и кем был создан метод. Из чего делаю свой вывод, Вы плохо изучали тему. Остальное вообще «вилами по воде». Я что бы начать применять этот метод очень много времени посвятила этому вопросу. У меня уже просто не было выбора. У Вас он есть, поэтому подход не такой тщательный. Но это детали. В любом случае спасибо Вам за проделанную работу и отрицательный отзыв о методе, их не так уж и много, но такие отзывы и выводы как Ваш то же имеют место быть:)

  4. Вика

    Мама Зануда! Я прочитала только первую строчку и решила сразу перейти к комментарию. Наши дети и мой лично будет управлять завтрашним днем. а вот дети вашего мировозрения к сожалению будут лишь рабами. тех детей с которыми вовремя занимались.

  5. Sergeev

    Честно говоря, не очень понимаю, как эту методику можно применять для обучения русскому чтению. В английском языке обучение изначально идет целым словом. Там имеет смысл показывать карточку и называть предмет. Даже так скажу по-другому и не научишь. А русское слово состоит из слогов, у нас прослеживается буквослагательный принцип, поэтому проще объяснить мучительно перетекание согласного в гласный, чем показывать длинные слова. Не согласны?

  6. Автор записи

    Спасибо, Ольга, но о купании новорожденных я уже на своем опыте писала пост . Собственно ничего нового еще не придумано — пеленки, совместное купание с мамой.

    П.С. позже весь оффтоп будет перенесён в соответствующие темы.

  7. Криси

    Мама зануда, вопрос о естесственности тоже очень спорный. У человеческих детенышей, родившихся в юрте и у младенцев тропиков совершенно иные представления об естесственносии или необходимости определенных навыков. Минус образовательной системы,на мой взгляд, в том, что кто-то решил,что все дети в этот момент должны изучать именно это. Не учитываются личные предпочтения и уровень развития. Я тоже против домашнего обучения, даже самые маленькие дети,на мой взгляд,нуждаются с общении с другими детьми,совершенно разных возрастов. Но речь не идет о группе 20 человек.

    1. Автор записи

      Криси, Вы, видимо, неправильно меня поняли. Я «за» индивидуальное воспитание и обучение, но с правильным подходом! Думаю любая современная мама знает важность социализации и при выборе индивидуального подхода обязательно позаботится о том чтобы у малыша были сверстники с которыми он может регулярно общаться. Если бы была у меня такая возможность большая вероятность, что я бы ей воспользовалась).

      Различие в географическом положении не дает утверждать, что плавание естественный вид занятия для человека. В соответствии с приспособленностью к жизни в определённой среде среди млекопитающих выделяют следующие адаптивные типы: наземные, подземные, водные, древесные и летающие формы (еще есть переходные группы). И человек относится к наземному типа вне зависимости от широт. Нет такой широты, где люди вынуждены регулярно хоть сколько-нибудь времени проводить в воде. А вот чувство опасности от воды вполне естественно и я склоняюсь, что именно генетическая память об опасности доставляет столько слез при водных процедурах. Когда малыш подрастает, то полученные о воде знания вытесняют бессознательные страхи основанные на генетической памяти и купание становится приятным процессом.
      И кстати, особенности физиологии все-таки зависят в какой-то степени зависят от географии — младенцам в тропиках нужно совершенно другое количество того же витамина Д и предполагаю что существуют и другие различия.

  8. Криси

    Ольга, действительно, нет никакого смысла насильно пичкать знаниями ребенка, которого отдадут в обыкновенную школу. Разница между «своевременностью» и ее противоположностью субъективна. Большинство людей доверяют программам детских садов, так так,видимо,плохо представляют себе, насколько ограниченно она приводится в реальной ситуации.
    Методики раннего развития направлены на расширение кругозора ребенка и удовлетворении и поддерживании врожденной любознательности (Монтессори). Это альтернативный взгляд,в сравнении с садами-пережитками коммунизма. Попытка выявить истинные нужды ребенка,развить индивидуальность, а не шаблонность и бездумное послушание.

    1. Автор записи

      При использовании методик каждый родитель преследует свои цели и в лучшем случае это —
      «Попытка выявить истинные нужды ребенка,развить индивидуальность, а не шаблонность и бездумное послушание.» , но в методике Домана я этого ни не увидела.
      На мой взгляд, Домановская методика — навязывание определенных видов занятий. «Главное условие всех методик раннего развития-ребенку должно нравиться» — при правильной подаче занятий малышам может, что угодно понравиться и задача родителя выбрать, что требуется конкретно его малышу, а не бросаться на лозунги о самой эффективной методике.

      1. Криси

        Выбор приходит с практикой 🙂 Кстати, я тоже со многим не согласна у Домана, но это не делает меня его ярым ненавистником. Конечно, динамическая гимнастика-это явно не для всех, но, например, умеренное ползание, раннее плавание и обучение знакам выглядят лично для меня интересными решения, так как очевидна дальнейшая польза данных умений.

      2. Криси

        Что еще хотелось бы добавить относительно мнений экспертов. Моими преподавателями в университете были сплошь доктора и кандидаты.Психолог,имеющий докторскую степень,не считал зазорным унизить студентов,что говорит о проф непригодности.Ученая степень,тем более теоретика-это далеко не последняя инстанция,может,он и ребенка в глаза не видел.У педагов, логопедов и психологов классическая база.Часто мнение педагога о выборе и подаче материала консервативно,субъективно и подается как непреложная истина. Вот почему так много времени специалистов бездумно продолжают традиции воспитания,даже не попробовав алттернативные методы обучения.

        1. Ольга

          Криси, тогда у нас и школа тоже далека от «идеала». И вообще вся система, получается, несовершенна. А знаете, я в стиле хозяйки сайта, хочу пойти против стереотипов и заступиться за детский сад. Вполне все там нормально. И опять же, пресловутый человеческий фактор играет главную роль. Нормальные занятия, по возрасту. Можно их проводить формально, а можно с интересом. И классические занятия это не есть плохо. Монтессори - это конечно хорошо, но детям в обществе жить и идеалы у всех свои. А опекать свое чадо и оберегать от всего всю жизнь не получится. И надо уметь приспосабливаться жить среди людей, «социализироваться».

          Кстати, раннее плавание весьма сомнительный элемент развития (особенно в первые месяцы жизни). Даже ужасно-травмирующий порой. Советую изучить этот вопрос прежде чем начинать.

          Еще один аргумент за детский сад - если человек генетически нормален, никакой детский сад его не испортит. Почти все советские дети выросли с раннего возраста в детском саду, от чего не перестали быть нешаблонно мыслящими людьми (к коим я и себя отношу). И строем всю жизнь не ходят. Так что дело явно в другом. Что вообще подвергает сомнению современные развивающе теории. Сейчас если ты с ребенком не занимаешься по теориям и вообще не занимаешься «ранним развитием» в тебя чуть ли не пальцем тыкают, настолько это вошло в головы современных мам. А в результате ребенок всё равно впитает то, что видит в своем окружении. Яблоко от яблони.

        2. Автор записи

          Криси, утверждение «нет никакого смысла насильно пичкать знаниями ребенка, которого отдадут в обыкновенную школу » перечит теориям сензитивных периодов Монтессори, зон ближайшего развития Выготского и гипотезе о необратимом угасании возможностей эффективного развития способностей. Как раз правильно развивая малышей мы «закладываем фундамент» , иначе можно упустить момент. Кстати, давайте отличать понятия «пичкать знаниями» и гармоничное развитие. Это разные понятия и зачастую взаимоисключающие)).
          Согласна с замечанием Ольги по поводу раннего плавания, его польза, как и других неестественных для человеческих детенышей занятий вопрос спорный. Знаю из опыта инструкторов, что первые занятия это всегда стресс и если делать даже небольшие перерывы в регулярных занятиях, то возвращения к занятиям сопровождаются повторным стрессом. На данный момент, я придерживаюсь мнения, что для малышей, которые легко воспринимают всё новое, польза от плавания превышает вред от стрессов, но для большинства это не так. Приведу личный пример про сензитивные периоды, еще месяц назад дочка плакала при появлении бабушек (достаточно редко они у нас гостят), а сейчас появление ЛЮБОГО гостя в доме это повод для неудержимой радости. Для водных процедур, я считаю, у каждого малыша тоже есть свой возраст.
          Что касается воспитания без детсада и обучения без школы при ГРАМОТНОМ подходе,то безусловно, это имеет массу преимуществ, но давайте будем реалистами для абсолютного большинства (как и для экономики в целом) непозволительная роскошь, чтобы мама не работала, а занималась детьми поэтому домашнее воспитание и обучение не может быть альтернативой в современном обществе.

  9. Криси

    Мама зануда, как говорилось в Вашей статье, чтение (и счет) по методике Домана является запоминанием картинок (именно так ребенок воспринимает слова и цифры). Так что мнение о вреде подаваемого материала необосновано.
    Главное условие всех методик раннего развития-ребенку должно нравиться. И Доман особенно подчеркивал, что занятия нужно заканчивать всегда чуть раньше, чем хотелось бы ребенку, чтобы поддерживать его интерес. Я «за» методики раннего развития, но необходимо разработать собственный «симбиоз», так как ни одна методика лично для меня не является полноценной, это и нормально, так как каждый из ее создателей преследовал свои цели.
    Кстати, целью Домана было выявить максимальные возможности человека. Он показывает, чего и как можно добиться, но это не значит, что именно Вам все это нужно.

    1. Автор записи

      Криси, Во-первых, Вы не учли много информации о вреде раннего обучения, которую я уже достаточно подробно расписала в комментариях к этой статье, в том числе о важности определенной последовательности созревания различных отделов мозга и различные последствия непропорционального развития мозга при чрезмерной стимуляции одной из областей мозга.
      А во-вторых, прошу ознакомится с моими взглядами о развитии прежде чем делать какие-либо выводы о моем мнении , потому как я именно за микс методик, но Домановская мне симпатизирует в меньшей степени.

  10. Ольга

    Очень понравился ваш сайт. Ваши доводы я нахожу разумными. Были интуитивные сомнения (кстати, ни у меня одной). Большой вопрос: зачем? Научится ребенок читать в три года и что? Единственный момент, если ребенок сам хочет научиться и проявляет явный интерес (вариант: гений Ломоносов, который за обозом в Москву пришел — жажда знаний:)). Но я таких не встречала, потому что это редко. Примеры с супер-развитыми детьми, которые в пять лет знают кучу языков, и читают, и пишут и т.д. ни о чем не говорят, кроме понтов родителей этих детей. Ибо разницу между «развитым» ребенком и тем, кто научился читать в 7 лет, в 20 можно и не заметить. Неизвестно, каков был бы выбор ребенка, будь у него выбор. До всего нужно дозреть, и морально и физически. Здравый смысл никто не отменял. Единственный критерий, это кто из этого ребенка вырастет в итоге. А вот здесь у меня уже много личных примеров взрослых людей, которых в детстве дрючили «развитием». Умные, но есть в человеке при этом какая-то «долбанутость».

  11. Мария

    И я добавлю свое мнения, кстати, впервые на подобном сайте.
    Уважаемая мама Зануда, стала читать ваш сайт только потому, что вы описали почему вы зануда и я увидела себя (пеленки, голопопость)),сама готовлю прикорм и пр.). А вот в вопросе Домановской методики мы разошлись во мнениях.
    Я не фанатично с рождения делала упражнения по его методике. И в наши 7,5 мес. с весом в 11.5 кг мальчик очень подвижный, активный, интересующийся. Врачи предрекали «колбасу» в связи с сильными набором веса. Массаж прошли только 1 курс (поэтому двигат.активность обосновывать им не считаю актуальным).
    При этом папа ребенка был ленивый, ползать не любил, сел ок.8 мес. Я тоже не отличалась активность. (Ремарка о наследственности, т.к. считаю, что часто это влияет).
    А вот наша родственница в свои 6 мес. не ползает, с трудом переворачивается, мало держит торс на руках находясь на животе, о другом и речи не идет. При этом по заверению врачей очень здоровый ребенок, по шкале Апгар 10 баллов, кстати.
    Мы видим разницу в интересах детей-не нужно ей ползти к игрушкам, не интересно ей пощупать розетки и провода и пр.
    А я считаю, что только от познания будет развит ум, интеллект, смекалка ребенка.
    Читать по Доману учить не буду, а вот карточки с картинками показывать начала. Ребенок проявляет к ним интерес. Показываю не все из наборов, а только то, с чем ребенок может встретиться в окружающем мире (например, тигр, без разновидностей уссурийс., бенгальск).
    И согласна с девочками, которые писали, что просто нужно заниматься своими детьми, самое важное контакт, а уж методику не принципиально какую выбирать.
    И по поводу лобных долей:муж начал говорить в 6 месяцев, еще не сидел сам, к году дикламировал стихи. Читать начал рано. Его мама не знала никаких методик-а просто много с ним говорила и бабушки активно играли,а не оставляли его одного в кроватке. И здоровый мужчина, скажу я вам, вырос!
    И самое главное: ЛИШЬ БЫ ДЕТКИ БЫЛИ ЗДОРОВЫМИ! И вам того-же)))!

  12. Оля

    все хорошо в меру. мы занимались по Доману сначала прям фанатично, вскоре в сильно усеченном варианте (т.к. готовить все материалы и их демонстрировать именно «по-домански» — нереально) и в итоге без особых усилий (ну вот правда, макс 10 мин в день занимали «показы» карточек) сын к 2м годам вышел в чтение (именно чтение любых слов, с полным пониманием (если оно ему уже по жизни знакомо), а не «запоминание вместо чтения».

    я очень даже разделяю ваше волнение, т.к. и правда лонгитюдных нормальных исследований нет (да и невозможно провести), а потому и research по эффективности мы вряд ли увидим. и да, встречала (виртуально) множество излишне сфокусированных на РР мамочек. вот это перебор…

    я лишь могу сказать, что раннее чтение открыло моему ребенку еще один канал восприятия мира: там где обычный двухлетка пройдет мимо, наш прочтет название станции метро, название продукта в магазине, сам прочтет и запомнит стихотворение в книге.

    я не утверждаю, что это (раннее чтение/математика/ЭЗ) обязательно каждому ребенку, но в вашей статье серьезных аргументов против не увидела.

  13. Елена

    Екатерина, к сожалению я не имею личного опыта, чтобы высказать свое «за» или «против», но тема меня заинтересовала, не могу пройти мимо 🙂 Перед глазами есть пример девочки, которую развивали по разным методикам, в том числе использовали карточки Домана. Все с ней в порядке, ребенок хорошо развит, но вы правы — это была не полная версия, а упрощенный вариант. Интересные факты приведены в этой статье. Прослеживается авторская позиция, которую я считаю разумной — не стоит слепо и в точности следовать какой либо развивающей методике, что-то можно применить, от чего-то следует отказаться в пользу естественного развития малыша. Я правильно поняла основную мысль? 🙂

  14. Мария Ледда

    Я «за» методику Домана, потому что применила ее на практике для своей 8мимесячной дочери.

    Статья несколько категорична и однобока, поскольку не учла положительный опыт мам от применения методики Домана. А общая повальная проблема мам-зануд в том, что зацикливаются на одной методике и ставят обучение превыше ребенка.

    Я с дочкой применяла многие программы раннего развития и не учитывала мнения «горе-специалистов», а руководствовалась исключительно своим здравомыслием. Очевидно без всяких ученых, что динамическая гимнастика — это бред и вред, показывание карточек по миллион раз тоже. Я выбрала для себя свой ритм обучения, исходя из возраста и потребностей моего малыша и занималась. При этом мы занималась многими другими играми и проводили на улице по 5-6 часов ежедневно.

    Сейчас дочке 5,5 лет. Она развита не по годам — это отмечают и воспитатели, и другие мамы, и все, кто с ней знаком. Говорит свободно на 2-х языках, немного на третьем: играет на ф-но, умеет читать на одном языке, умеет писать на 2х языках, знает счет и простую математику на трех языках, любопытная, любознательная, спортивная, гибкая как в мышлении, так и в теле. Безусловно, можно сказать, что родилась такой. Но я убеждена, что развивающие программы сыграли свою роль. Единственный секрет — нет фанатизму!!!

  15. мама

    Дорогие мамочки поверьте, чем бы Вы не занимались с ребенком это принес только пользу. Никто не просит Вас тупо следовать методике, добавляйте свое,»»вкладывайте душу» , так сказать. Результаты будут. ни одна из методик, поверьте не основана на пустом месте.

    1. Автор записи

      Мама, будем реалистками, есть много занятий с ребенком, которые при их НЕСВОЕВРЕМЕННОМ использовании могут навести вред. «Результаты будут. ни одна из методик, поверьте не основана на пустом месте» — согласна, но результаты могут быть самыми разными, в том числе негативными! Именно поэтому я так внимательно отношусь к использованию методик.

    2. Кристина

      полностью согласна.

  16. Кристина

    И тут Остапа понесло… 🙂
    Я, наверное, сейчас буду закидана помидорами, но собственное мнение напишу, раз уж данная статья открыта для комментариев.
    После прочтения этой статьи у меня волосы встали дыбом! Представляю какая картинка видится маме, которая не знакома с методикой: маленький несчастный ребенок затюкан родителями, которые, невзирая ни на что, хотят сделать его гением. Ребеночку весь день показывают карточки, отчего кровь постоянно приливает к маленькой головке, вызывая болезни. Причем кроме карточек мама больше ничем с малышом не занимается, ограничивая общение только обучением. Ребенок от всего этого пытается уползти, его настигают со словами» а теперь мы будем считать!» Бррр! Мамы, уважаемые, ну почему же вы так любите сгущать краски? Да, методика Домана тут описана механически. Но, своя голова то есть? Посмотрите еще раз на физическое развитие по Доману. Неужели вы никогда не подталкивали малыша за ножки, когда он лежал на пузе? Он пытается отталкиваться и каждая (да 100%) мама с улыбкой хоть раз, да попробовала помочь. Поставить упор под ножки, чтоб маленькая гусеничка сдвинулась на несколько см. Просто у Домана это нормальная зарядка. Не обязательно же следовать всем рекомендациям. Пусть ползет, устал — перевернули, а не выжидаете нужное расстояние. Не хочется вам по 250 раз заставлять его ползать, так не заставляйте. Не забывайте, методика Домана направлена на обучение особых деток. Ваши то здоровые. Неужели в комнате здорового ребенка, на массажах, у ортопеда, педиатров вы не видели, как врачи и массажисты берут ребенка за ручки и начинают приподнимать (это с месячного возраста упражнение). Это норма и проверка рефлексов. Вы никогда не поднимали ребенка над головой, не крутились с ним, не покачивали? Это и есть упражнение на вестибулярный аппарат. Все это Вы делаете, я уверенна. Просто не методично. Скорее интуитивно. Так что-физическое развитие по Доману, та же самая зарядка у нас для грудничков и младенцев. на счет интеллектуальной части. Доман — Американский врач. Нельзя его методику переносить на рускоязычных детей. Начнем с того, что наш язык намного сложнее, нежели английский. У нас же есть переработанная методика. Те, кто комментировал — с ней знаком.
    Я сама занимаюсь со своим малышом по «Умнице» и точно знаю, что это все совсем не так. Почему раннее развитие противопоставляется обычным детским радостям, когда занятия включены в эти детские радости? Мы и карточки смотрим, и сказки слушаем, и плаваем, и обнимаемся вволю — ребенок и я полностью счастливы. По сути, мы ведь даже не делаем ничего такого, что не делала бы среднестатистическая мама. Вы что, никогда не читали ребенку книжек, не играли в потешки, не смотрели животных на картинках? А если делали, то бросьте немедленно — это же жутко вредно! Пусть ребенок развивается гармонично сам. Простите мои эмоции, но, честно, устала от всевдонаучных и лжеавторитетных заявлений по поводу обучения ребенка от тех людей, кто никогда сам не занимался. Я уважаю ваш труд, вы переработали большой объем информации,и сделали вывод, что лучше для вашего малыша. Я уважаю ваш выбор, хотя и не согласна в корне с критикой методики. Нужно просто разобраться в занятиях. На первом этапе ребенок зрительно запоминает карточки. Согласна. Но, на этом обучение не останавливается! Вы же потом начинаете играть с ребенком в словообразование. Составлять словосочетания, предложения. Ребенок, зрительно запомнивший слово мама, заметит изменения, когда в словосочетании оно станет мамУ. . Через некоторое время ребенок САМ приходит к выводу, что все слова состоят из одних и тех же значков (букв). Воспринимая одновременно устную и письменную речь, малыш начинает самостоятельно выстраивает логические взаимосвязи между увиденным и услышанным, выходит в понятие буквы, т.е. понимает, что звук «а» на карточке обозначается значком «А». Впоследствии малыш уже может прочитать короткие простые слова (например, «дом», «кот», «мама»), а затем длинные и даже незнакомые слова. А то, что написано тут — просто вырвано из контекста методики.
    Согласна, фанатичное следование методике, действительно, принесут мало пользы, т.к. совсем не учитывают желание и настроение ребенка. Но, если Вы смотрите за реакцией малыша, если прислушиваетесь к его желаниям, то такой проблемы не возникнет.
    Да и в этом возрасте ребенка перегрузить информацией очень сложно. Малыши не будут смотреть то, что Вы показываете, только из уважения. Если они устали или им скучно, они просто уйдут, уползут, отвернутся. Все. Никакого перегруза, если мама смотрит на реакцию. А вот если она насильно пытается впихать в него всю запланированную информацию, то тут уже амбиции мамы играют, которая хочет из ребенка гения сделать.
    Методика не действительна? А вы спросите у этих 9000 мам, которые ежедневно делятся уроками, наработками, советами, т.к. пришли к своей конечной цели. http://club.umnitsa.ru/ Просто поговорите с ними, спросите совета у них.
    Хотите разобраться в чем смысл методики, так прежде чем начать заниматься почитайте, посмотрите что говорят специалисты. Хотя бы тут. Ну вебинары специально же придуманы для нас, чтоб на вопросы отвечать. http://vk.cc/2i8so3
    И никто методику не заставляет покупать. Можете сами делать. Просто мне лень. мне проще купить готовое.
    Уф, на этом все. спасибо тем, кто дочитал до конца. Надеюсь, моя мысль понятна.

    1. Автор записи

      Уважаемая, Кристина! Во-первых, на мой взгляд, методика Домана-Маниченко имеет слабое отношение к методике Домана. И если Вы впервые с ознакомились с методикой Домана действительно было от чего волосам встать дыбом. Взять тот же основополагающий факт Домановской методики — огромное количество физических упражнений не соответствующих возрасту. В целом эта статья только косвенно затрагивает методику Домана-Маниченко — в части раннего чтения. Ваша позиция насчет чтения словами (запоминаю слов) ясна, но у меня больше вызывают доверия специалисты указанные в статье. И Вы забыли откомментировать «преждевременное развитие лобной зоны мозга при раннем чтении и счете» , для нас — мам это очень критичный момент.

      1. Аля

        Я прошу прощения, а как диагностируется преждевременное развитие лобной зоны мозга? Можете кинуть ссылку на исследования детей раннего возраста (не мнения, а результаты исследований), где это четко прописано? Каковы критерии или симптомы преждевременного созревания лобных долей? Или как отличить, например математические или лингвистические задатки ребенка от последствий преждевременного развития лобных долей? Я погуглила, статьи о нейрофизиологии лобных долей у детей школьного возраста, обучающиеся по школьной программе в основном касаются НЕЗРЕЛОСТИ разных центров этой области мозга у детей с неуспеваемостью и другими трудностями обучения. А из бытовых наблюдений я не замечаю особой социализированности и эмоциональной зрелости, равно как и творческой выразительности у современных дошколят, торчащих у телевизора с мультиками, игрушками в планшетах, но да, освобожденных от «вредоносных» методик.

      2. Кристина

        На счет методики чисто — Домана. Ау! Она для особых детей! Разумеется, чтоб особого ребенка подтянуть на нужный уровень, его нужно заставлять работать. Таких деток нельзя жалеть, иначе результата в их развитии не будет. Поэтому и задания для них сложные, чтоб тянуть в обучении.
        Но, у вас же нормальные детки. Поэтому чистую методику Домана никто не применяет. Это даже глупо (простите меня за это, закидайте тапками). Зачем ребенка заставлять много ползать, если у него все в порядке с двигательной системой? Поползали немного и хватит. Всего остального то же касается. Ну да, во время занятий детки выглядят не так красиво, как на фото. Но, у меня дочь уже в месяц уверенно голову смогла держать. И не пару минут. Соответственно кругозор расширился. Что в этом плохого? Врачи единогласно на комиссии сказали НИЧЕГО.
        На счет лобных долей… Если у мамы стоит цель сделать из ребенка — гения, то тут хоть что сделай, хоть каких авторов и ученых ей приводи в пример. Бесполезно. Это амбиции. А если мама адекватна, то не будет она целыми днями ребенка своего только по чтению и математике гонять. Все равно будет и петь, в свое время рисовать станут. так что у ребенка явно будет развитие идти гармонично. Да и физиологические особенности возраста, волнообразное внимание — их еще никто не отменял. Я, честно, пока вы не сказали, даже о лобных долях и не задумывалась. Играла и играла с ребенком. Так что, меня данный вопрос не волновал и не волнует. И, судя по комментирующим мамам, их тоже не шибко интересует данный вопрос.
        Как и в предыдущем посту еще раз конкретно выражу свою мысль: Доман — для «особых» деток с нарушениями. У кого здоровые детки — включайте головы и оставляйте амбиции. Дети-не игрушки. Если уж беретесь за обучение, то от желаний и интересов ребенка идите. Тогда и проблем с лобными долями, перегрузами, нервными засыпаниями не будет. Так как если ребенок берет ровно столько, сколько ему надо в данный момент, то он счастлив. А если дает мама, столько-сколько запланировала, то это уже ее проблема.

    2. машер

      Я вот что-то засомневалась. Мы уже 3 недели занимаемся чтением. После вашей статьи появилось желание отложить на время его. И поизучать цвета, картинки порассматривать.

      А может вы и про методику лупан напишите статью? а тотак лень книгу читать)))

      1. Автор записи

        Я сейчас карточки наши отложила, переживаю свое разочарование в методике:). Изначально их приобретала с целью познакомить с окружающим миром - т.е. не по 1-2 секунде показывать как по Доману, а полноценно по нескольку минут с обсуждениями изображения. Наверно, в таком полноценном режиме и буду дальше знакомить с картинками. Чтение однозначно отложу лет до 3-ех-4-ех, если не найду опровержение информации о его раннем вреде(а этот момент для меня критический - я очень хотела, чтобы дочка рано читать начала). Про Лупан обязательно напишу, когда сама разберусь. Также много хорошего о монтесори начиталась. Согласна с мнениями специалистов о вреде использовании методик. По сути использование одной методики подразумевает однообразие - а это уже неверный шаг. Считаю, что некоторые методики могут быть источниками занятий, чтобы вносить разнообразие в будни, поэтому буду подбирать занятиями, которые нам подходят у разных методик.

        1. Ирина

          мужу очень понравилась ваша статья. сказал что для женщины)))) очень логично и без эмоций изложено. а у вас гуманитарное образование?

          а карточки от умницы у вас или какие-то другие? мне очень понравилось описание к их комплектам мир на ладошке, я думала их купить чтобы знакомить с животными, географией. можно конечно и по телевизору все это смотреть, но мне кажется лучше с ребенком больше общаться.

          и кстати, я стала чтением с сыном заниматься не для того чтобы он читать научился или стал гением, а просто потому что не знала как убить время. сыну скучно делать одно и то же. и мне тоже тяжело без интеллектуальной деятельности, поэтому очень загорелась идеей раннего развития. получается это ирга больше для родителей.

Большинство современных родителей считают, что с самых первых дней жизни ребенка необходимо всесторонне развивать. Сегодня существует множество педагогических систем, разработанных как иностранными, так и отечественными специалистами, направленных на раннее развитие ребенка.

В этой статье мы расскажем об одной из них, популярной уже несколько десятилетий, автором которой является врач-нейрохирург из США Глен Доман. Методика этого автора, способствующая более раннему развитию детей, сегодня широко применяется во всем мире. По ней занимаются как со здоровыми детьми, так и с теми, какие-либо проблемы развития.

Кто такой Доман?

Прежде чем начнем рассматривать методику, скажем несколько слов о ее авторе - Глене Домане. В 1940 году он успешно окончил Пенсильванский университет в Филадельфии, после чего недолгое время проработал в больнице врачом-физиотерапевтом. Всю Вторую мировую войну он прослужил в пехоте, пройдя путь от рядового до командира роты.

Вернувшись к мирной жизни, он возобновил медицинскую практику, а впоследствии занялся реабилитацией детей с серьезными патологиями и заболеваниями нервной системы, а также с различными дисфункциями головного мозга. В 1955 году он создал, а затем длительное время и руководил филадельфийским Институтом развития человеческого потенциала. В результате многолетних исследований и практической работы как с больными, так и со здоровыми детьми, было сделано множество открытий и создана методика развития Глена Домана.

Базовые положения

При разработке системы раннего развития Доман и коллектив возглавляемого им института опирались на следующие принципы:

  1. Только при постоянной работе может расти и развиваться.
  2. Интеллект ребенка лучше всего развивается при интенсивной загрузке мозга с первых дней жизни и до трех лет.
  3. Хорошее физическое развитие маленького человека способствует более интенсивному формированию мозга и двигательного интеллекта.
  4. В фазе активного роста, длящейся с момента рождения и до 3-5 лет, мозг ребенка запрограммирован на обучение и не требует дополнительных мотиваций.

Когда начинать?

Исходя из базовых положений, которые разработал Глен Доман, методика раннего развития может использоваться начиная с 3 месяцев, когда ребенок уже реагирует на предметы. Начинают занятия с демонстрации карточек, на которых изображены разнообразные реальные объекты - фрукты, животные, игрушки, птицы, транспорт и другие. Благодаря таким занятиям развивается речь, внимание, фотографическая и аудиальная память. Родители, на которых использовалась методика Глена Домана, отзывы оставляют положительные, так как для малыша это увлекательная игра, а не скучное обучение. Эта методика рассчитана на детей в возрасте до трех лет, так как позже, отметил Доман, способности к усвоению новой информации значительно снижаются.

Двигательный интеллект

Чем интенсивнее нагружается мозг ребенка, тем быстрее он развивается, выяснил в результате исследований Глен Доман. Методика, которую он разработал, предлагает развивать умственную деятельность малыша через формирование «двигательного» интеллекта, то есть путем освоения разнообразных двигательных навыков. Для «форсирования» развития движений Доман разработал специальный тренажер - трек для ползания. Это узкое пространство, с двух сторон ограниченное бортиками. Ширина трека должна быть такой, чтобы бедра и предплечья малыша касались бортиков. Все это направлено на создание имитации внутриутробного пространства и пробуждении в памяти ребенка «первого рефлекса», благодаря которому он смог появиться на свет. Такой тренажер позволяет малышу уже к 4 месяцам активно ползать и «покорять» довольно большие дистанции, тем самым развивая его двигательный интеллект, головной мозг и способности к восприятию новой информации.

Сделать подобную конструкцию можно и из двух готовых книжных полок, укрыв стенки и пространство между ними мягким одеялом или пледом. Чтобы заинтересовать малыша, в конце «пути» можно устанавливать яркую игрушку.

Главный инструмент

Параллельно с треком-тренажером для раннего развития детей используются специальные карточки.

Они делаются определенного размера и содержат реалистичные изображения и надписи, что помогает ребенку воспринять информацию и получить необходимую для развития нагрузку мозга. Малышу достаточно показать карточки с изображениями изучаемых понятий, а правила, которым они подчиняются, ребенок найдет сам. Как утверждал сам Глен Доман, эта методика при правильном применении сможет воспитать вундеркинда и гения.

Где их взять?

Если возникли заинтересованность и желание позаниматься со своим чадом, то можно:

  • купить;
  • найти комплекты в Интернете и распечатать их;
  • подобрать картинки и сделать карточки самостоятельно.

Только важно помнить, что если используется методика Глена Домана, карточки должны быть с белым фоном, на котором размещается крупное, а самое главное, как можно более реалистичное изображение объекта.

В нижней части красным крупным шрифтом пишется слово, которое обозначает изображенный на картинке предмет, объект или явление.

Правила создания

Для тех, кто решил смастерить карточки Домана своими руками, приведем их основные параметры и характеристики:

  1. Размеры: 28 x 28 см. Как отмечают многие родители, уменьшение на пару сантиметров не сказалось на занятиях.
  2. На каждой карточке - одно изображение.
  3. Фон - только белый.
  4. Изображение должно быть четким и максимально реалистичным.
  5. Название предмета, изображенного на карточке, пишем под ним большими красными печатными буквами. На обратной стороне дублируем надпись карандашом. В дальнейшем там же можно будет записать интересные факты и информацию.
  6. Предлагаемые сведения должны быть новыми и незнакомыми для ребенка, иначе он быстро потеряет интерес.

Как проводить занятия?

Как часто и сколько по времени будут продолжаться занятия, родители решают сами, ориентируясь на физическое и малыша и его режим. Заниматься стоит только тогда, когда ребенок спокоен и бодр, выспался и сыт.

Для занятий нужно подобрать 5 карточек, относящихся к одной теме и демонстрировать малышу каждую по несколько секунд, одновременно произнося название предмета, рекомендует Глен Доман. Методика предусматривает через три занятия замену одной карточки из набора новой. Таким образом, все картинки будут заменены. Примерно за неделю можно неспешно познакомиться и с самим методом, и с карточками.

  • заранее подготовить 5 наборов слов одинаковой или разных тематик;
  • во время каждого занятия один раз демонстрируется один набор;
  • время занятия около 10-15 секунд;
  • в день проводится до 15 демонстраций;
  • каждый набор и карточка показывается ребенку три раза в день.

Учимся читать

Методика чтения Глена Домана основывается на механическом запоминании малышом всего слова сразу, а не складывании его из отдельных букв и слогов.

Сначала ребенку показывают и озвучивают отдельные слова, затем словосочетания, а потом простые предложения. По тому же принципу, что и работа с карточками, строится чтение книг. На протяжении нескольких дней взрослый читает книгу два-три раза за день. В какой-то момент у ребенка возникнет желание прочитать книжку самостоятельно. Так как малыш запоминает слово целиком, а не складывает из букв слоги, видя его в тексте, он узнает и воспроизводит его звучание.

Иностранные языки

Если ваш малыш овладевает родным языком без каких-либо трудностей, то методика Глена Домана английский, да и другой иностранный язык также поможет освоить. Начинать заниматься можно с двухлетнего возраста.

Прежде чем приступить к освоению с ребенком какого-либо иностранного языка, родители должны адекватно оценить свой уровень владения им. Хорошо поставленное произношение и знание грамматических основ будет достаточным, чтобы помочь малышу в изучении нового языка. Если вы сомневаетесь в собственном произношении или знаниях, то лучше найти педагога.

Независимо от того, есть педагог или нет, можно организовать для ребенка следующие потоки информации, которые будут способствовать изучению выбранного языка:

  • Песенки и аудиосказки, телевизионные передачи на этом языке, которые можно включать в качестве фона при играх или укладывании деткам с рождения и до двух лет. Ребенок, вероятнее всего, на экран смотреть не будет, а вот его мозг будет «записывать» слова и звуки.
  • Начиная с двух лет, когда ребенок уже может довольно длительное время фокусировать внимание на движущемся изображении, можно начинать просмотр мультипликационных фильмов, сказок, театральных постановок для детей на иностранном языке. Это поможет малышу соотносить ситуации, движения и предметы со звуками и понимать их смысл.
  • С трех лет можно учить ребенка пользоваться обучающими языковыми интерактивными программами на компьютере или другом устройстве.

Благодаря огромной работе, которую проделал Глен Доман, стала очень популярна. Многие родители берут ее за основу и оптимизируют под развития и состояние здоровья своего малыша, зачастую комбинируя с элементами других систем. Помните, что для ребенка это - игра, и она должна быть веселой, интересной и увлекательной.

Сегодня раннему развитию детей уделяется особое внимание. Разработаны авторские программы, которые с успехом применяются родителями, педагогами и воспитателями во всём мире. Одной из них является система Глена Домана, построенная на принципе донесения большого объёма информации через визуальное восприятие. Как с помощью наборов карточек вырастить эрудита? Есть ли недостатки в этой методике?

Цели и принципы методики Глена Домана

Американский врач-нейрофизиолог Глен Доман посвятил около двадцати лет жизни изучению того, как помочь детям, страдающим повреждением мозга и нарушениями в работе нервной системы, развиваться, воспринимать окружающий мир или полностью излечиться. Он утверждал, что физическое здоровье напрямую связано c уровнем интеллекта. Поэтому для малышей в первую очередь разрабатывался индивидуальный комплекс упражнений. Ребёнок тренировался фокусировать взгляд на предмете: врач показывал карточки с нарисованными на них красными точками на белом фоне. Позже на месте красных точек появились изображения предметов, животных и букв. Также дети подражали взрослым, повторяли повороты головы, движения рук и ног. Затем их учили ползать.

Вместе с регулярными физическими упражнениями с детьми занимались дыхательной гимнастикой и мануальной терапией. Главное условие - проводить комплексные занятия регулярно. Через некоторое время врач заметил, что его подопечные стали догонять здоровых сверстников. Они научились не просто повторять движения, но и запоминали последовательность действий. Глен Доман сделал вывод, что постоянные активные физические тренировки способствуют развитию мозга. И чем больше ребёнок занимается физически, тем быстрее происходит его интеллектуальное развитие.

Через некоторое время Доман начал разрабатывать методику обучения и для здоровых карапузов. Интерес к изучению деятельности мозга детей, которые развивались в соответствии со своим возрастом, появился случайно. Во время реабилитации проблемных малышей, их здоровые сестры и братья присоединялись к занятиям и с удовольствием воспринимали информацию. Автор подготовил несколько программ, которые были усложнены, и результаты превзошли все ожидания. Дети в два года уже отлично читали, считали и были интеллектуально развиты намного больше своих сверстников.

Глен Доман настаивал, что в каждом ребёнке заложен огромный потенциал возможностей, которые нужно раскрывать с самого раннего возраста. Согласно его методике, с младенцем можно начинать заниматься с самого рождения, активно побуждая его к физическим упражнениям. С шести месяцев следует подключать интеллектуальное развитие с помощью наборов карточек.

Принципы развития ребёнка по методике Глена Домана

Что включает гармоничное раннее развитие ребёнка

Способности малыша будут расти с каждым днём, если с ним заниматься регулярно. Доман объяснил это тем, что мозг развивается только при постоянной тренировке и обучении. Но этот процесс не продолжается всю жизнь: до трёх лет нужно заложить детям как можно больший объем информации, а последующие три года - до шести лет - регулярно поддерживать эти знания и дополнять их новыми.

Глен Доман объяснял, что у взрослых не так много времени, чтобы запустить и раскрыть заложенные природой невероятные возможности ребёнка: всего первые три года жизни.

Глен Доман выделил основные принципы своей методики.

  1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие.
    • Физические упражнения нужно начинать с малышом сразу после рождения. Можно побуждать его ползать, хвататься, стоять на ножках с помощью взрослых. С самого раннего возраста рекомендуется учить кроху плавать и ходить. Глен Доман утверждал, что все эти рефлексы заложены природой, а для их быстрого и успешного раскрытия нужно стимулировать ребёнка как можно раньше.
    • Развитие интеллекта происходит посредством разных наборов карточек: карапуз как бы фотографирует изображение и запоминает его на подсознательном уровне, получая огромные объёмы информации каждый день.
  2. Регулярность занятий. По этой методике родители должны обучать ребёнка каждый день без пропусков. Только при этом условии мозг малыша работает и развивается.
  3. Подход к каждому ребёнку. Самые подходящие учителя для детей - это их родители. Малыши лучше воспринимают родных людей и охотнее запоминают информацию, поданную ими. Согласно методике, с крохой можно заниматься только тогда, когда ему этого хочется и вызывает интерес. Если он отвлекается или недоволен, занятие лучше отложить, но не на несколько дней, а на пару часов, по истечении которых попытаться снова. Карапуза обязательно нужно хвалить и радоваться его успехам.
  4. Создание подходящей обучающей среды. Главное в этой системе - наборы карточек. Они должны быть крупными, с яркими и понятными изображениями: картинками, точками или буквами. Глен Доман сравнивал мозг ребёнка с машиной, которая может запоминать и обрабатывать данные визуально в самом раннем возрасте. Часто родители совершают ошибки и повторяют один и тот же материал целый месяц. Автор методики настаивал, что нужно как можно чаще вводить новую информацию и показывать её малышу с помощью карточек. Он быстро всё запомнит.

Каждый ребёнок может стать гением, а ранее развитие - это ключ к его гениальности.

книга Глена Домана «Гармоничное развитие ребёнка»

Ребёнок запоминает информацию, визуально её воспринимая

Методика Глена Домана - видео

Чему можно научить ребёнка с помощью системы Домана

Глен Доман утверждал, что, занимаясь по его методике, малыш может научиться запоминать новую информацию, читать, считать и даже осваивать иностранные языки. Учебного материала получается множество, его количество исчисляется тысячами. Принцип обучения всегда одинаков - показывать ребёнку карточки с картинками, словами или точками.

Но родителям не стоит забывать, что наравне с умственным развитием карапузу необходимы физические нагрузки. Для этого Глен Доман рекомендует не менее трёх-четырёх часов в день оставлять малыша на полу или на мате, где у него будет большое пространство. Одевать детей в это время следует по минимуму: чем больше свобода движений, тем лучше для их здоровья. Также кроху нужно ставить на ноги, вертеть, крутить и подбрасывать, чтобы он учился ориентироваться в пространстве и держать равновесие. Обязательно наличие трека для ползания, на котором ребёнок тренируется передвигаться и ползать.

На таком треке новорождённые дети учатся ползать

Трек для ползания по Доману - видео

Учимся читать

По методике Домана начинать учить ребёнка читать можно с трёх-шести месяцев. На белых карточка нужно показывать не отдельные буквы, а целые слова. При этом они должны быть написаны только красным цветом и никаким другим.

Показывая карточку, родители должны громко и чётко сказать написанное на ней слово. Глен Доман утверждал, что малыш не понимает надписей, а вот если их произнести вслух, то визуальное и звуковое восприятие помогает мозгу быстро запомнить изображённую последовательность букв и понимать её в дальнейшем .

Обучение глобальному чтению происходит по принципу запоминания ребёнком целого слова, а не отдельных букв или слогов.

Глобальное чтение по методике Домана - видео

Счёт по Глену Доману

Глен Доман говорил, что, произнося определённую цифру, взрослые представляют себе то, как она выглядит. А вот дети воспринимают всё по-другому: они в первую очередь считают количество предметов, которые видят. Поэтому на карточке белого цвета нужно расположить красные точки. Показывая их, говорите вслух соответствующее число: так ребёнок будет запоминать счёт .

Обучение ребёнка счету по методике значительно отличается от того, к чему привыкли взрослые. Все дело в том, что на карточках написаны не цифры, а изображены красные точки, которые и запоминает кроха.

Количественная математика - видео

Знакомство с иностранными языками

По программе Домана можно изучать заграничные языки с детьми: английский, французский или любой другой. Автор говорил, что мозг малыша - совершенный компьютер, который может усвоить предоставляемый ему объём информации. Поэтому родителям нужно написать на карточках иностранные слова и показывать их крохе, одновременно произнося вслух. Ребёнок будет запоминать их, а затем и озвучивать.

Карточки Глена Домана - фотогалерея

Карточки могут быть самой разной тематики Наборы карточек для раннего развития Изучаем продукты питания Изучаем действия Учимся считать с карточками Домана Учим ребёнка читать по методике Домана Карточки для изучения фигур и цветов Набор карточек «Космос» Набор карточек «Профессии» Набор карточек «Достопримечательности» Набор карточек «Страны мира»
Набор карточек «Деревья»

Описание карточек - видео

Как сделать карточки в домашних условиях

Карточки Глена Домана можно приобрести в магазине или сделать самому. Родители чаще предпочитают второй вариант, ведь в процессе обучения насчитывается несколько сотен, а то и тысяч единиц обучающего материала. Для их изготовления:

  • возьмите плотный лист картона белого цвета, или обычную белую бумагу;
  • распечатайте на бумаге цветную картинку и наклейте её на основу.

Если вы готовите карточки для обучения чтению или счету, слова и точки должны быть написаны только красным цветом.

Карточки своими руками - видео

В помощь родителям: как правильно заниматься по карточкам Домана с детьми разного возраста

С детьми до года можно и даже нужно заниматься по методу Домана. Родителям рекомендуется подобрать такое время, когда малыш не голоден, не хочет спать и чувствует себя здоровым. Только в этом случае он сможет сфокусировать внимание на картинках и подсознательно будет запоминать новую информацию. Если мама и папа видят, что кроха отвлекается, начинает плакать или капризничать, показывать карточки нельзя.

Методика раннего развития Глена Домана предусматривает правила, по которым проходят занятия.

  1. Ребёнка нужно посадить, если он уже уверенно сидит, или положить на поверхность, где его ничто не будет отвлекать.
  2. Родители за одно занятие показывают не более пяти карточек. По мере взросления крохи это количество увеличивается до десяти.
  3. Давать карточки в руки карапузу категорически запрещается: малыш не рассматривает и не изучает их сам, он просто зрительно воспринимает информацию, слушая произносимые взрослыми слова.
  4. Каждая карточка показывается ребёнку одну-две секунды, затем берётся новая. Одно занятие занимает 7–10 секунд.
  5. Ежедневно нужно проводить занятия по пяти таким наборам. Каждый набор состоит из пяти карточек, поэтому в день кроха запоминает двадцать пять новых слов.
  6. С каждым набором в день проводится три занятия. В общей сложности с малышом занимаются по пятнадцать раз ежедневно.
  7. Занятия с одним набором карточек проходят на протяжении пяти дней подряд. Потом одна карточка из набора убирается, а на её место подбирается другая.
  8. Во время занятий карточки нужно показывать ребёнку в разном порядке.

Как правильно показывать карточки Домана - видео

Обучение чтению

Обучение чтению по методике Глена Домана проходит в несколько этапов.

  1. До полутора лет ребёнку показывают только отдельные слова, которые он запоминает и учится находить среди предложенных карточек. При этом они должны быть написаны крупными заглавными буквами, чтобы кроха не отвлекался на их размер.
  2. Когда ребёнок уже знаком со многими словами, из них можно складывать словосочетания. Например, малыш знает цвета и названия фруктов. Родители могут предложить ему две карточки вместе - оранжевый апельсин, жёлтый банан, красное яблоко. Дети быстро запоминают такие пары.
  3. Следующим этапом после запоминания минимум 75–85 слов идёт изучение простых предложений. Родителям рекомендуется составлять их с действиями самого малыша. Например: Диана играет, Саша спит, Денис рисует. Ребёнку интересно все, что связано с его именем. Немного позже задачу можно усложнить: Диана играет в мяч, Саша спит в кроватке, Денис рисует корабль. Таким способом постепенно кроха научится читать не только отдельные слова, но и целые предложения.

Счёт

Для обучения ребёнка счёту, родителям нужно приготовить 100 карточек, на которых в произвольном порядке будут изображены точки красного цвета от одного до ста. Занятия проводятся в несколько этапов (так же, как при обучении чтению). В самом начале с крохой изучают цифры от нуля до пяти, и от шести до десяти. Когда малыш запомнит их (в среднем через пять дней), можно добавлять новые.

Счёт от 1 до 30 + чтение - видео

Мнения о плюсах и минусах методики

Многие родители, воспитатели в детских садах и педагоги в развивающих центрах используют методику Глена Домана для интеллектуального развития детей. Конечно, занимаясь по ней, взрослые уделяют большое внимание малышу, проводя много времени за показом карточек. Ребёнок, в свою очередь, заинтересован яркими картинками, буквами и точками. Все новое привлекает его внимание, и он готов запоминать информацию, которая ему предлагается. Но существуют и минусы системы.

  1. Методика основана только на зрительном и звуковом восприятии: ребёнок выступает пассивным наблюдателем, который запоминает информацию, не анализируя её.
  2. Не предусматривается раскрытие творческих способностей. Доказано, что развитие мелкой моторики способствует росту интеллекта ребёнка. Но при работе с карточками, малыш не учится рисовать, лепить из пластилина, не осваивает другие виды деятельности.
  3. Трудности с обучением в школе. Изучая чтение по карточкам, ребёнок запоминает слова визуально, он не знает букв, не умеет составлять из них слова и разбивать их по звукам. В его подсознании слово - это просто одна картинка и ничего больше. Когда дети идут в школу, им намного сложнее приспособиться к программе обучения.
  4. Отсутствие индивидуального подхода. Каждый ребёнок - это личность со своими желаниями и интересами. Одни малыши хотят рисовать. Они через творчество знакомятся с окружающим миром, запоминают цвета, предметы, пытаясь их изобразить на бумаге. Другим интереснее собирать пазлы, играть со шнуровкой или проводить время, исследуя бизиборд. Не каждый карапуз будет наблюдать за карточками, ничего не делая сам.

Далеко не все психологи, педагоги и родители положительно отзываются о занятиях по методике Глена Домана. Многие врачи-неврологи и психиатры являются противниками этой системы, говоря о том, что все дети индивидуальны, и для некоторых такой объем информации в столь раннем возрасте не приносит пользы.

Мозг ребёнка созревает постепенно: сначала нервные центры, отвечающие за дыхание и пищеварение, потом - за движение и только после этого - за эмоциональный контроль, волю и чтение. Если принудительно нарушить эту последовательность, становление крохи может отклониться от нормы.

Чрезмерное интеллектуальное напряжение вызывает приток крови к коре головного мозга, в результате чего возникают спазмы сосудов и, соответственно, малыш получает целый букет заболеваний. Перегружаясь знаниями, ребёнок испытывает головные боли, становится неспокойным, страдает от тиков (непроизвольных движений) и недержания мочи. Ранее развитие, кроме того, может послужить причиной возникновения психических нарушений, если кроха имеет к ним склонность. Обычно симптомы появляются в течение месяца от начала какого-либо вида интеллектуальной деятельности и проходят только тогда, когда родители решаются изменить режим дня и отдыха своего чада и снимают с него львиную долю умственной нагрузки.

Врачи говорят о том, что все знания хороши в меру и в своё время. По мере взросления ребёнок начнёт осваивать нужную информацию.

Дети, воспитанные по системе Глена Домана, выполняют невероятные гимнастические упражнения в самом раннем возрасте, умеют читать с двух, трех, четырех лет, отменно общаются на нескольких иностранных языках, превосходно осваивают математику, играют на музыкальных инструментах – иными словами, показывают способности, присущие только гениям. В чем же секрет?

Из истории

Все началось, когда в конце сороковых годов молодой военный врач Глен Доман начал заниматься лечением детей с травмами мозга. Им были разработаны методики, дающие поразительные результаты. «Приговоренные» дети быстро развивались и даже обгоняли своих здоровых сверстников. В основу всех разработок легло открытие: через здоровые участки мозга можно воздействовать на поврежденные.

Добившись удивительных результатов, Доман опробовал систему, разработанную для больных, в работе со здоровыми детьми. Он возглавил Институт достижения человеческого потенциала в Филадельфии. Его методику используют родители в разных уголках планеты, с 1964 года его книги издаются на разных языках.

Функции мозга

Глен Доман выделил шесть функций головного мозга, благодаря которым человек отличается от всех других созданий. Три из них: моторные (ходьба, бег, прыжки), речь, письмо – полностью зависят от остальных трех, сензитивных: зрения, слуха, ощущений. Только человек способен к прямохождению, может общаться на символическом, абстрактном, искусственно придуманном языке, записывать этот придуманный язык, читать написанное, понимать устную речь и узнавать предмет через прикосновение.

«Именно осуществление шести этих функций и служит жизненным тестом на недоразвитость, нормальность, одаренность. Более того, превосходство в выполнении этих функций почти неизбежно приведет и к превосходству в жизни». Каждая из перечисленных функций от рождения и до шести лет проходит семь стадий развития мозга. Это основа, на которой построена вся методика обучения Домана.

Важно отметить, что, по утверждению Домана, основной из этих шести является двигательная функция (ходьба, бег, прыжки). Каждый родитель, желающий видеть ребенка физически совершенным, должен помогать ему как можно больше двигаться.

Ползком к рекордам

Подвижность и деятельность рук дает возможность ребенку быстрее повышать свой умственный потенциал. А начинать развитие малыша нужно с самого рождения. Что предлагает Доман? Прежде всего перевернуть новорожденного на живот. Младенцев обычно кладут на спинку, в этом положении они беспомощны и не могут нормально двигаться. Но ни один детеныш животного не находится в положении лапками или копытами вверх. Это главная и первая ошибка, ограничивающая подвижность новорожденного. Положив кроху на животик, мы следуем природе: мягкое подбрюшье защищено полом, а спина – естественным каркасом скелета, малыш свободно двигает руками и ногами, пытается удержать голову.

Вторая ошибка – кутать малышей в теплые одежды, которые мешают им двигаться. Во время беременности малыш находился при температуре 36,6 °С, и ему не подходит прохладная взрослая атмосфера 20 °С. Нужно планировать детскую как комнату для детей, а не для воспитателей-родителей – следовательно, сделать ее теплее.

Познание, по мнению Домана, – это тот же инстинкт самосохранения; познание – это тот фактор, который необходим для выживания.

Доман предлагает специальные треки для ползания, которые можно использовать с первого дня рождения. Они напоминают длинные ящики, стенки которых касаются предплечий и бедер лежащего на животе малыша. Отталкиваясь ножками, следуя врожденному рефлексу, кроха сможет проползать достаточно большие расстояния. Ползание ничком и на четвереньках играет важную роль в развитии зрения, речи и интеллекта. Поэтому эта методика рекомендует даже старшим детям принять участие в обучении малыша – ползать вместе с ним!

Глен Доман готов поместить ребенка для двигательной активности на теплый, ровный, безопасный пол хоть на 24 часа в сутки. Тут, конечно, появляется множество противников такого подхода. Никакой физический интеллект никогда не заменит живого эмоционального контакта, скажут они и будут по-своему правы. Однако они не учитывают, что на полу вместе с ребенком должны быть и его родители!

Кроме ползания, нужно развивать у малыша хватательный рефлекс, просто поднося 10 раз в день по 1 минуте свои пальцы к его ручкам. А программа развития вестибулярных навыков ускорит рост отделов мозга, ответственных за равновесие. Доман предлагает 15 видов такой стимуляции.

Итак, перемещение на животе перерастет в 2,5 месяца в осознанное ползание, в 3–4 месяца в ползание на четвереньках, затем в ходьбу, бег, спринтерский бег и бег на длинные дистанции. Тренируясь по программе Домана, малыш уже в шесть лет будет пробегать 20 метров вниз, с холма, потом 100 метров и т. д. вплоть до 5 километров без остановки.

Изучая методику Глена Домана, берите то, что подходит именно вам и вашему малышу, не ограничивайтесь только рамками этой программы, даже если она абсолютна ваша. Слушайте с ребенком песенки, читайте стихи, играйте в ролевые игры и игрушки, занимайтесь творчеством. Прислушивайтесь к своему ребенку и занимайтесь тем, что вам обоим доставляет удовольствие. Каждый раз подкрепляйте процесс обучения ребенка какой-нибудь лаской, например поцелуем или поглаживанием.

Чтение с рождения

Обучение чтению Доман считает самой главной и наиважнейшей задачей. С помощью чтения ребенок может получать «в наследство знания другого человека, жившего в другой стране и лет за 100 до него». Научившись читать, малыш становится свободным, он уже не ограничен тем, что знают и дают ему родители. Обучение чтению, математике и разным другим наукам строится в системе Глена Домана по одному принципу. Нужно быстро показывать ребенку в течение дня карточки определенного размера с целыми словами и предложениями, точками от 1 до бесконечности, животными, планетами, историческими деятелями и т. п. и четко произносить названия изображаемого. Причем чем раньше начато такое обучение, тем лучше. «Годовалого ребенка учить легче, чем семилетнего», – утверждает Глен. А на вопрос: «С какого же возраста следует начинать обучение?» – отвечает: «С самого рождения!»

Методика обучения чтению начинается со слов, разделенных на тематические группы, первая из которых «Части тела». Многие педагоги отмечают, что, должно быть, эта система хороша для тех языков, где отсутствуют окончания, но русский язык ребенок усвоит неверно, будет при чтении игнорировать окончания или проглатывать их. С другой стороны, на втором этапе (после усвоения порядка 50 слов) малыш получает возможность видеть словосочетания (где он обнаруживает изменения окончаний), позже простые предложения, распространенные предложения.

Доман не начинает обучение детей с букв. «Читать буквы очень сложно, поскольку никто и никогда не ел, не ловил, не носил и не открывал «А». Зато каждый ел банан, ловил мяч, носил шапку и открывал книгу. Буквы, составляющие слово «мяч», являются абстракциями, зато сам мяч вполне конкретен, поэтому легче выучить слово «мяч», чем букву «М». Это противоречит традиционному подходу, когда детей прежде знакомят с буквами, звуками, слогами и складами, а только потом со словами и предложениями. Доман же утверждает, что мозгу, словно компьютеру, нужно дать набор сведений и фактов, а законы, которым они подчиняются, он откроет сам.

Дети любят познавать, любят учиться, и чем младше они, тем больше их тяга к знаниям. При-глушить эту потребность мы можем, проверяя и тестируя детей для выяснения того, что они еще не знают. Доман выступает против проверок: ребенок должен показывать, что он знает, быть победителем, а не побежденным, которому указывают на его ошибки и проблемы. Чаще хвалите своего маленького гения, создавайте ситуации успеха, говорите, что он делает все правильно!

Энциклопедия малыша

Спустя несколько недель или месяцев после начала обучения чтению Доман добавляет энциклопедические знания. Программа построена идентично. Серии карточек включают знания из различных областей науки. Здесь даже не важно, что ребенок запомнит большое количество информации, ведь, покупая энциклопедию, мы тоже не прочитываем ее от корки до корки. Учась, малыш позволит расти своему мозгу, а также сможет анализировать объекты и, как настоящий ученый, делать выводы и находить закономерности. Сами «уроки» не занимают много времени, хотя и требуют организованности. Время тут исчисляется минутами: одну карточку следует показывать 1 секунду, и так по 10 штук 3 серии. Следовательно, скажем, даже при 20 подходах это займет у вас всего-навсего 10 минут в день. Однако изготовление карточек – достаточно кропотливая работа. Ведь чтобы завершить, например, усвоение энциклопедических знаний и приступить к интеллектуальной программе, у вас должно быть уже около 1000 карточек. Глен Доман же говорит о том, что не обязательно выполнять все полностью и, если родители дадут хоть какую-то часть материала, это будет гораздо лучше, чем ничего.

Множество точек

Математику ребенок начинает познавать с количества предметов, а не со знаков (цифр), как это принято в традиционной педагогике. Действительно, сначала нужно познакомить малыша с понятием количества, и только когда он будет иметь четкое представление, что такое 5 машин или 10 гусей, его можно знакомить с цифрами. Доман не показывает детям гусей и груши и даже не считает с ними яблоки и кошек, он демонстрирует карточки с точками. Он утверждает, что по его методике дети легко смогут на глаз определять с ходу количество точек, будь их хоть 50, не пересчитывая, и это поможет им выполнять арифметические действия с большими числами в уме.

И в математике, как видите, можно достичь результатов, которые мы называет гениальными. А все потому, что все дети гениальны, по мнению Домана, с рождения, и каждый кроха обладает умственным потенциалом ничуть не меньшим, чем у Леонардо да Винчи.

«Мы пытались понять происхождение гения, – пишет Доман, – и вдруг поняли, что это «происхождение» заключено во временном отрезке от рождения и до шести лет. Появление гения зависит от предоставленной ребенку возможности развиваться!