Как приучить детей убирать за собой вещи. Как научить ребенка убирать за собой

Инструкция

Начинать приучать необходимо даже не с дошкольного, а с раннего возраста. Полуторагодовалый малыш с величайшим удовольствием помогает взрослым, ему это очень интересно. Правда, собирает кубики и расставляет игрушки он еще очень медленно. Проявите терпение и позвольте ему закончить уборку самому. Не забудьте похвалить своего помощника.

Распределите домашние обязанности. Малыш с самого начала должен знать, что игрушки, носочки, колготки - это его забота. Научите его аккуратно складывать . Вряд ли это сразу у него получится. Но не перекладывайте вещи при нем. Дождитесь, когда ребенок уснет, а потом все поправьте, как это обычно делают воспитатели в детском саду.

Необходимо добиться, чтобы ребенок чувствовал дискомфорт от беспорядка. Объясните малышу, что вещи могут обидеться, если к ним плохо относятся. Игрушки разбегутся, а носки потеряются. Дошкольнику можно рассказать, что никто вместо него убирать ничего не будет. Пусть все останется, как есть. Может случиться, что юный неряха пропустит ваши слова мимо ушей. Тогда настанет время действовать. Когда он уснет, уберите с глаз долой любимую игрушку, которой малыш утром точно хватится. Объясните, что зайчику надоел беспорядок и он обещал вернуться, как только в комнате станет чисто. Можете не сомневаться - через полчаса все игрушки будут на своих местах. Торжественно верните зайца на место.

Если ребенок тут же забыл о неприятностях и снова оставил после себя беспорядок, исчезнуть в неизвестном направлении могут уже все игрушки. И отсутствовать они должны дольше, чем в первый раз. Прочитайте нарушителю порядка сказку "Федорино горе" и спросите, что случилось . Очень может быть, что ребенок сам догадается, куда делись игрушки. Продолжайте игру, пока малыш не начнет убирать вещи без напоминаний.

Не забудьте, что все взрослые в семье тоже должны убирать за собой. Если ребенок видит, что папа бросает ботинки как попало, а мама имеет оставлять вязание в кресле, не удивляйтесь, что он начнет поступать таким же образом. Одними только словами вы ничего не добьетесь.

Приучайте ребенка готовиться к занятиям и убирать после них. Разводить краски нужно аккуратно, чтобы не заляпать раковину. Лепить необходимо на дощечке, иначе стол будет грязным, а чистить его трудно. Если дошкольник все-таки что-то пролил или выпачкал, не спешите тут же наводить порядок, даже если вас раздражает грязь. Объясните, что проще всего вытереть пятно на паркете сразу, потом краска въестся, и вывести ее будет нелегко.

Для занятий и домашней работы у малыша должна быть специальная одежда. Выделите для нее место. Это может быть крючок на кухне для фартука, полочка в шкафу для старого халата, который можно испачкать краской или пластилином. "Спецодежда" должна быть доступна.

Приучайте ребенка следить за уличной одеждой. После прогулки ее необходимо высушить. Если маленький хозяин делать этого не желает, примите экстренные меры. Выберите день, когда ему не нужно идти в детский сад, но наверняка захочется погулять. Брошенную в коридоре одежду не несите сушиться, а оставьте там, где она валяется. В мокрой одежде и обуви гулять нельзя, поэтому неряхе придется посидеть дома, пока остальные ребятишки весело катаются с горки. Обычно одной такой воспитательной меры бывает достаточно.

Знаете анекдот? Лучший будильник - это дети. Заводите один раз и…

И, как вариант, продолжительность безупречного порядка в вашем доме начинает исчисляться считанными минутами. Но это если пустить дело на самотек, а если и постепенно приучать его к порядку, то удастся значительно не только сэкономить и время, и нервы, а еще и удовольствие получить. Да-да, именно от уборки, а уж какой способ или их сочетание подойдет именно вам, выбирайте сами.

Способ №1 Личный пример лучше любых слов!

Более действенного способа, чем личный пример, никто еще не придумал. Маленьких подражателей и уговаривать не надо, малыши и сами активно орудуют метлой, вытирают пыль тряпочкой или тянутся к пылесосу. Ведь так делает мама. Показывайте ребенку на своем примере, как правильно убирать, где наводить порядок, куда развешивать вещи, как сортировать игрушки по коробкам и складывать книги на полки. Даже если вы устали и не в настроении на момент уборки, не показывайте это малышу. Негативные эмоции в подсознании малыша наложатся на процесс и он подумает, что уборка «делает маму сердитой». Делайте все легко, улыбайтесь помощнику, напевайте вместе песенку или включите музыку веселым фоном.

Начиная уборку в детской, не критикуйте ребенка за «бардак, который он тут развел» и «хлам, который он тут хранит». Он может сказать то же самое о содержимом вашего шкафа или косметички. Понятия удобства, красоты и полезности вещей у вас разные, поэтому позвольте ребенку руководить процессом.

Если ребенок построил железную дорогу или рыцарский замок на полкомнаты, не требуйте немедленно это все убрать. Поверьте, он вложил в свой творческий процесс не меньше сил и труда, чем вы в приготовленный обед или наглаженную стопку белья.

Всегда наводите порядок, чтобы было приятно и уютно находиться в доме, а не потому, что «гости придут». Иначе при очередной уборке вдруг услышите вопрос: «Мама, а зачем мы убираем? К нам кто-то сегодня в гости придет?»

Способ 2. Нам нужен план!

Призыв «быстро все убрать» не несет в себе для ребенка никакой смысловой нагрузки. Он просто не способен проследить за размахом вашей мысли. Намного эффективнее составить план и четко поставить задачи. Поставить книги на полки, убрать игрушки в ящики, протереть тряпочкой стол, полить цветы. Подбирайте задачи соответственно возрасту ребенка. Если ребенок уже читает, напишите список задач на листе, если нет – нарисуйте схематические рисунки. Давайте ребенку только одно задание за раз, и после каждой выполненной работы обязательно хвалите. В конце уборки обязательно вознаградите себя и малыша призом: вкусным десертом, совместным просмотром мультфильма, игрой или прогулкой.


Способ 3. Сколько мусорное ведро ни утрамбовывай - выносить все равно придется!

Хорошо бы, чтоб к такому нехитрому выводу ребенок пришел сам. После игры, рисования, чтения, прогулки — игрушки, книги, принадлежности, одежду нужно убрать на место. Объясните и покажите, что лучше такой маленький порядок наводить сразу, чем потом долго расставлять по местам и убирать по полкам разбросанные вещи.

Заведите ежедневный вечерний ритуал убирать игрушки на место. Но не тогда, когда пришло время спать, а перед ужином или просмотром мультфильма на ночь. Игрушкам тоже пора спать и валяться всю ночь на полу никому не хочется.

Такоймаленький уборочный ритуал должен стать ежедневным. Когда какое-либо действие повторяется регулярно, несмотря ни на какие сопутствующие условия, оно входит в привычку и становится частью режима дня. Ребенок понимает, что уборка становится неизменным пунктом ежедневной и еженедельной программы, и избежать ее не получится, поэтому принимает ваши правила игры. Самое главное тут не отступать от совместной договоренности. Если вы хоть раз поначалу разрешите «убрать игрушки утром», будьте готовы к частому повторению подобной ситуации и ежедневным уговорам и понуканиям. Будьте последовательны.


Способ 4. Вместе веселей!

Давайте ребенку задания по уборке в игровой форме. Дошкольники с удовольствием поддержат вашу игру. Спасите игрушки от злого колдуна, который выбирается на охоту ночью или устройте соревнование на то, кто быстрее соберет в доме-коробке мягких зверушек или загонит машинки в гараж. Когда вы не просто помогаете ребенку убирать или убираете вместо него, а именно находитесь рядом, поддерживая его, сотрудничая и подбадривая, создает ту самую доверительную и дружескую обстановку. Для ребенка это очень важно.

Если ваш ребенок любит, когда вы ему читаете, почитайте ему книгу в то время, пока он расставляет солдатиков на полке или складывает рассыпанные детали конструктора в коробку. Однажды уборка закончится на самом интересном месте, что побудит малыша продолжить чтение самостоятельно. Такой способ привьет ребенку не только любовь к уборке, но и .

Способ 5. Каждый дроздок знай свой шесток!

Каждая игрушка, каждая книжка должны иметь свое место. Для новых вещей и подарков находите место сразу и договаривайтесь об этом. Иногда причиной беспорядка становится просто отсутствие места для вещей. Малышу некуда их складывать, поэтому и комната имеет захламленный и неопрятный вид.

Подумайте об этом, когда планируете детскую и обустраиваете пространство для ребенка. Он должен знать, куда складывать грязное белье, куда бросать мусор, ему нужны коробки и ящики для игрушек, полки для книг и принадлежностей для творчества. При этом комната по возможности должна быть просторной, а не загроможденной. Идеально, когда ящики для игрушек в виде животных или героев мультфильмов не только функциональны, но и становятся украшением интерьера. Существуют самые разные ящики и контейнеры для детских комнат, настолько красивые, что малыш сам захочет тут же поселить туда все свои игрушки. Приобретите для малыша, маленькое мусорное ведерко для бумаги и обрезков, яркие коробочки для мелочевки и «холдеры» для дисков с мультфильмами, повесьте полочки на уровне, удобном для ребенка, а не для вас, проверьте, достаточно ли места в шкафу, научите пользоваться вешалками для одежды. На обустройство комнаты по вкусу ребенка не обязательно уйдет много средств, поищите купоны и скидки в интернете, воспользуйтесь сайтами промокодов, например, Cuponation предлагает купоны таких магазинов и брендов, как Детский мир, Дочки Сыночки, Kinderly, My Toys. Многие крупные торговые площадки устраивают акции и распродажи, например, Aliexpress.

Не забывайте время от времени проводить в детской ревизию. Игрушки, которыми ребенок не играет, соберите и отложите подальше, через несколько месяцев они будут восприняты на «ура», как новые. Те игрушки, из которых малыш «вырос», можно отдать деткам помладше, а сломанные и вовсе выбросить, если ремонту они не подлежат.


Способ 6. Бонусный!

Как бы вас не раздражал вечный беспорядок в детской, не выплескивайте ваше недовольство на ребенка. Всегда помните, что никто не идеален, и прежде всего, дайте малышу понять, что он для вас важнее порядка и чистоты. Если вы рассержены на разбросанные игрушки, это не означает, что вы перестали его любить. Не позволяйте беспорядку стать причиной ссоры и испорченного настроения. Просто помните, что малыш сам не научится содержать в порядке себя и окружающее пространство, если вы не поможете и не подадите ему пример.

Давайте те же подытожим, чего делать нельзя в попытках приучить ребенка к порядку :

  1. Не давайте ребенку много заданий сразу, дозируйте информацию.
  2. Если вы недовольны действиями вашего ребенка, всегда четко объясняйте, чем именно и как это можно исправить.
  3. Никогда не поручайте ребенку уборку в качестве наказания, так вы только воспитаете в нем стойкое негативное отношение к этому процессу.
  4. Если вы сами не отличаетесь особой любовью к порядку и редко разгребаете накопившиеся завалы в тумбочках, на полках и подоконниках, то не стоит требовать этого от ребенка. Прививайте чистоплотность на личном примере.
  5. Не говорите ребенку, что уборка в детской – это его обязанность. Лучше подчеркните, что это очень нужная «помощь», которая всегда будет высоко цениться.

Легких вам уборок и хорошего настроения!

Любая мама мечтает вырастить из дочки настоящую хозяюшку, а из сына – опрятного и чистоплотного человека. Но как приучить ребенка к порядку, если малыш любит разбрасывать игрушки и даже не думает убрать за собой?

Вопрос этот, конечно, непрост, но стоит учитывать то, что все дети немного неряшливы. А разве может быть иначе? Игры в песочнице, рисование, шумные домашние развлечения – все это требует колоссальных затрат энергии и поглощает все внимание. Увлеченный игрой малыш не способен следить за порядком. Тем не менее сделать из крохи чистюлю (в хорошем смысле этого слова) можно. Как? Читайте далее.

С чего начать?

Прежде всего, стоит сказать, что маленькие дети очень подвержены влиянию родителей. В возрасте 3-4 лет малыши склонны копировать маму и папу почти во всем. Родители для них – непререкаемый авторитет, образец для подражания, идеал. Это нужно использовать по максимуму, если вы хотите приучить кроху к чистоте и порядку.

Своим примером вдохновляйте малыша на уборку. Вместе разложите вещи по своим местам, помойте посуду, уберите игрушки после шумных игр. С более взрослым ребенком можно даже помыть пол или пропылесосить ковры.

Помните, что если вы сами не любите чистоту и не стремитесь ее поддерживать, требовать этого от малыша по меньшей мере несправедливо.

Также можно дать такой совет: никогда не оговаривайте малыша, если он что-то делает не так, а любую инициативу (мытье посуды, вытирание пыли) поощряйте похвалой и восторгом.

Нередко можно наблюдать такую картину: маленькая дочка пытается сама вымыть посуду, но получается плохо – где-то на чашке остался кофейный налет, где-то с тарелки не смыта пена, пол вокруг забрызган водой. Мама, желая все сделать быстрее и аккуратнее, отбирает у дочки губку и сама домывает посуду. Такое поведение в корне неправильно. Оно лишь отобьет у малыша желание приобщаться к уборке в дальнейшем.



Приучаем к порядку ребенка 2-3 лет

Именно в этом возрасте желательно начинать обучение чистоплотности, так как для малышей родительское слово все еще остается законом. Привить хорошие привычки и полезные навыки в 2-4 года очень просто.

  1. Поощряйте инициативу ребенка. Об этом уже было сказано выше. Остается лишь добавить, что любая попытка малыша помочь вам по хозяйству не должна остаться без внимания. На первых порах не стоит даже пытаться объяснять малышу, что он делает не так.
  2. Не давайте крохе сложные задания. Ясное дело, что помыть пол для двухлетнего карапуза – непосильная задача, а вот с уборкой игрушек в своей комнате он справится без труда. Главное, заранее расскажите ребенку (а лучше – покажите), что где должно лежать.
  3. Приучайте к порядку в игровой форме. «Постройте» домик для машинок, сделайте «садик для кукол». Привнесите сказку в обычную жизнь, и тогда крохе будет гораздо интереснее следить за чистотой.



Приучаем к порядку ребенка 5-8 лет

Если в раннем детстве вы заложили «хороший фундамент», то в 5-8 лет малыш же осознано начнет тянуться к чистоте и порядку. Он уже умеет убирать игрушки, протирать пыль, мыть посуду, пора переходить к более сложным заданиям.

Но так как в этом возрасте дети уже не считают уборку занимательным делом, могут возникнуть конфликты, когда чадо откажется выполнить ту или иную обязанность по дому. Не раздражайтесь, а следуйте приведенным ниже правилам.

Составьте список. Распишите на листе бумаги, что по силам сделать вашему ребенку. Примерный список дел для детей 5-8 лет:

  • вымыть посуду;
  • убрать игрушки;
  • протереть пыль в своей комнате;
  • застелить постель;
  • протереть зеркало в ванной;
  • убрать со стола после обеда;
  • поменять наполнитель в кошачьем лотке/опилки в клетке у грызуна;
  • полить цветы;
  • вынести мусор.

Не нагружайте чадо работой. Помните, что ребенок не домработница и не уборщица. Не нужно постоянно требовать от него помощи в домашних делах. Лучше определите ему несколько основных заданий, которые он должен выполните в течение дня, когда у него будет на это время.

Ни в коем случае не делайте работу за ребенка. Если он должен протереть пыль, но не делает это, напоминайте ему почаще о его обязанностях, но не делайте все сами.



Приучаем к порядку ребенка 9-14 лет

Все дети в этом возрасте ершисты и придирчивы. Уборка – это явно не то занятие, которым им хотелось бы заняться. Тем не менее приучение к порядку возможно даже в этом непростом возрасте.

Оговоримся сразу, что НАЧИНАТЬ приучать ребенка к порядку в этом возрасте поздно. Теоретически это возможно, но на практике результат не всегда удачный. Дети из принципа не хотят убираться, даже если видят, что уборка действительно требуется.

  1. Четко определяйте задание . Придержите эмоции и субъективные оценки при себе. Ребенок должен получить четкое руководство к действию. Например, вместо «С такого грязного пола даже собака есть не станет!» скажите «Пол должен быть помыт к сегодняшнему вечеру».
  2. Мотивируйте . Сделайте так, чтобы ребенок сам захотел убраться. Возможно, ему самому надоесть жить в грязной комнате, но неужели стоит дожидаться этого момента? Лучше создайте ему комфортные условия для уборки (моя посуду, он может послушать музыку; протирая пыль — посмотреть телевизор).
  3. Не высмеивайте и не учите . Больше всего подростки не любят, когда их выставляют маленькими и глупыми.



Радикальный метод приучения к порядку

Не все психологи согласятся с этим методом. Но он действительно работает!

Если ребенок не желает «понимать» обычный уговоры и просьбы, многие мамы решаются на крайние меры. Они ставят условие: если не уберешь вещи в своей комнате, то все, что лежит не на своем месте, окажется в мусорном ведре. Большинство детей думает, что это блеф, но тут важно действительно исполнить свое обещание. Даже если речь идет о довольно дорогих вещах. В следующий раз чадо трижды подумает, прежде чем оставить в комнате беспорядок.

  • С детства прививайте ребенку чувство ответственности за чистоту, а также уважение к труду других. Согласитесь, если малыш подмел пол и потратил на это уйму сил, он вряд ли захочет, чтобы пол испачкали грязными ботинками.
  • Не действуйте в одиночку – привлеките родных к воспитанию в малыше любви к чистоте. И, наоборот, не давайте бабушкам все делать за ребенка.
  • Пусть у каждого в семье будут свои обязанности по дому. У ребенка не должно возникать вопроса: почему я должен убираться, а папа ничего не делает?
  • Самая большая ошибка родителей – наказание за неубранные игрушки. Такой метод не даст ничего, а уж тем более не приучит малыша к порядку.

Заключение

Начинайте приучать детей к порядку как можно раньше. В 2-3 года наступает идеальный с психологической точки зрения возраст для приучения. Не наказывайте ребенка, но хвалите за любую инициативу. И, конечно, старайтесь быть для него образцом для подражания.

Как приучить ребенка убирать свои вещи и сделать это правильно?

Пока не поздно

Мама – главный пример для ребенка. Конечно, хорошо, если в семье все стараются поддерживать порядок и не пытаются переложить домашние дела друг на друга. Если малыш наблюдает, как родители тщательно следят за порядком, ему тоже захочется принимать в этом действе непосредственное участие. Когда вы попросите маленького хозяина такого образцово-показательного дома убрать за собой книжки или машинки, то вряд ли услышите бурные протесты. Он и все уберет с удовольствием, и даже помоет посуду… Но вот беда! Он, конечно же, не умеет мыть посуду! И в год, и в два года дети желают наводить порядок, но не могут сделать это так, как хотят их родители. С этого и начинаются проблемы. Взрослые стараются избежать разбитых тарелок, пролившейся из мойки воды и забирают у малыша право выполнять работу по дому. Ведь даже игрушки за собой он не может собрать «как следует»! А вот когда дети подрастают, родители возвращаются к вопросу порядка в доме, но уже с требованиями и возмущениями. Проявите терпение и позвольте ребенку убирать, пока он этого еще хочет.

Мала ли куча?

Прежде всего введите для ребенка простое правило, показывающее, когда нужно начинать уборку. Пусть кроха, наигравшись одной игрушкой, сначала уберет ее на место, а только после этого возьмет другую. Когда игрушек мало, проблемы нет. В этом случае главное только не брать инициативу в свои руки, а все-таки дать возможность малышу поставить на полку свою книжку или убрать все шесть кубиков в ящик. Просто покажите крохе, как он должен действовать. Больше объясняйте ему, зачем нужно убирать, как это делается, почему мама всегда сразу после прогулки прячет одежду в шкаф и т. д. Однако для полноценной игры ребенку может потребоваться и очень много игрушек. Он построил большую трассу из кубиков и конструктора, вывел для заезда десять машин, расставил игрушек-зрителей, устроил мойку автомобилей с тазиком воды и заправочную станцию. Не нужно ограничивать кроху. Конечно, он должен пользоваться своим богатством в полной мере. Итак, дело дошло до уборки. Игрушек, раскиданных по ковру, действительно получилось много. Кроха может начать капризничать, испугавшись, что у него не получится справиться с таким количеством работы. Помогите малышу разделить непосильный труд на простые и выполнимые задачи. Никогда не переделывайте при малыше его работу. Очень обидно, когда ты так старался – и все напрасно. Вы упустите момент раннего детства? В четыре года у малышей часто появляется чувство красоты, и они снова хотят приложиться к созданию приятной атмосферы в доме. Но у привычки соблюдать и поддерживать чистоту, выработанной в год или два, есть все шансы стать чертой характера.

Игровой момент

Убирать игрушки можно двумя способами. Просто скучно собирать их в коробки или затеять особенную игру. Вариантов можно придумать довольно много. Пусть это будут соревнования «Кто больше игрушек соберет?» или подготовка к ночному балу фей и гномов: к их появлению зал должен просто блистать. Можно попробовать собирать игрушки и разговаривать за каждую из них. Вы можете просить от имени куклы посадить ее на полку рядом с медведем, а от имени солдатиков дать команду быстро эвакуироваться в ящик. Есть вариант и для любителей слушать интересные сказки. Если малыш уже усвоил правила уборки и ему нужно только ваше присутствие, читайте крохе увлекательную книг, пока он прибирает в комнате. Если вдруг малыш заслушался и остановился, сделайте паузу и вы. Включайте во время наведения порядка веселую песенку или сами пойте вместе с крохой придуманные строки. В конце концов, кубики могут лететь в коробку, как в баскетбольную корзину, а книжки складываться в стопку, как колечки пирамидки, от самой большой до самой маленькой.

Все по местам!

Для того чтобы ребенок мог без затруднений прибирать за собой, нужно хорошо продумать место для игрушек. Удобно класть мягкие игрушки и куклы, книжки и настольные игры на открытые полки, а кубики, солдатики и прочие мелкие вещи в коробки или корзины. Можно отвести один большой ящик для всех машин и один большой ящик для всех зверюшек. Чтобы ребенок не путался, хорошо бы как-то пометить коробки – приклеить картинки. Само это занятие уже будет веселым и увлекательным для ребенка. Найдите подходящие изображения, вырежьте и обязательно вместе определите каждой вещи свое место.

Крайние меры

Малыш чуть повзрослел и вдруг отказался убирать свои сокровища? Он просто испытывает вас: могу ли я не делать того, что говорит мама? Что случится, если откажусь наводить порядок? Спросите, нужна ли ребенку помощь, и настаивайте на своем. Если кроха упрямится, сделайте паузу и займитесь своими делами. Рано или поздно упрямцу потребуется ваше внимание, и тогда вы сможете напомнить ему о непослушании. Есть еще один действенный способ. Если малыш так и лег спать, не убрав разбросанные игрушки, спрячьте их потихоньку в тайное место, а наутро скажите, что, видимо, они обиделись на ребенка и ушли. Ведь, как известно, игрушки, да и некоторые предметы, оживают, когда все спят. Прочитайте ему сказки К.И. Чуковского «Мойдодыр» и «Федорино горе». Уверьте малыша, что, если он твердо решит собирать свои вещи и пообещает всегда класть игрушки на место, все его друзья быстро вернутся обратно, потому что тоже скучают по крохе. Если игрушек у малыша слишком много и он даже не заметил пропажи, повторите сценарий «Мы уходим от неряхи» на следующий день. Не нужно ругать или наказывать ребенка за кавардак в комнате. Отрицательные эмоции вряд ли приведут к желанию его ликвидировать. Лучше хвалите ребенка за все попытки привести ваш дом в порядок. Слова одобрения – самый важный элемент на пути воспитания ребенка. Если крохе трудно дается уборка, попробуйте игру «Цветок». На листе бумаги размещайте «заработанные» малышом ромашки. Каждое цветок рисуется только тогда, когда ребенок уберет игрушки после игры. Когда на листе оказывается небольшой букет, например три ромашки, малыша ждет сюрприз, но не материальный: игра с папой, разрешение поиграть за компьютером и т. п.

Приучать ребенка к порядку необходимо с раннего детства. Об этом говорят психологи, это осознают и сами родители. Самодисциплина поможет малышу не только держать свою комнату в идеальном состоянии, но также быть стойким перед жизненными неурядицами. Чтобы воспитать эти качества, нужно знать, как приучить ребенка к порядку.

Избежать проблем с порядком в детской поможет своевременное приучение к чистоте малыша с самого раннего возраста

Когда и с чего начать?

Стоит отметить, что заставить убирать подростка невозможно, поэтому делать шаги в этом направлении нужно с самого рождения. Многие мамочки считают, что малыши до 2-х лет не поддаются воспитанию, но как только ребенок встает на ноги, его необходимо приучать к порядку. Главное, ставить перед ним разрешимые цели. В этом возрасте дети познают мир через игры, и процесс уборки необходимо сделать веселым.

Последовательность:

  1. Дети после 1 года, как правило, ходят неустойчиво, поэтому убирать полезно не только для дисциплины, но также для координации. Самый легкий прием – собирание игрушек.
  2. Малыша от 2-х лет необходимо задействовать на кухне. Можно доверить ему сервировку стола (пластиковую посуду, ложки, салфетки) и привлечь убирать после завтрака. Процесс приготовления еды тоже может стать интересным.
  3. В 3 года дети вполне способны помыть свою тарелку и чашку, протереть пыль на подоконнике, полить цветы, расставить книги, помочь маме вытащить носочки из стиральной машины. К этому времени систематические уборки должны выработать принцип «поиграл-убери».
  4. Ребенок в 4 года не ждет указаний, чтобы собрать постель после сна, сполоснуть кружку от остатков молока (см. также: ). В этом возрасте он должен сам понимать, что в комнате беспорядок, и его можно и нужно устранить без родителей. Необходимо позволять ему самостоятельно выбирать схему уборки. Если малыш желает расставить игрушки по цветам, пусть занимается. Это прививает желание убирать ради красоты, а не только ради порядка. Четырехлетнему малышу можно позволить стереть пыль, постирать свои носочки.
  5. В 7 лет ребенок должен перенять на себя часть домашних обязанностей. Его личная ответственность – цветы, состояние одежды и обуви. Убирать он должен без присмотра родителей. Ответственно мыть обувь после прогулки, прибирать в своей комнате, поливать мамины растения. В 7 лет человек знает зачем нужно умываться, купаться, причесываться и стирать одежду. Верное прохождений всех предыдущих стадий может привить желание ухаживать за собой.


Самой первой обязанностью малыша является уборка игрушек. Пускай она проходит в игровой форме

Действия родителей

Ребенку любого возраста необходимо устанавливать разумные требования. При этом они должны быть равны для всей семьи. Только в этом случае можно воспитать справедливую ответственность.

С особо упорными детьми может произойти борьба, в которой взрослым нельзя отступать. Неприступность родителей в вопросах дисциплины готовит малышей к будущей стойкости социума. Если родительская непреклонность идет им на пользу и не подразумевает плохого, то влияние посторонних всегда безжалостно и обманчиво. Приучение к порядку является лишь одним аспектом воспитания.

Процесс развития чистоплотности может проходить по разным путям, и родители сами решают как приучить детей к порядку и чистоте. В первую очередь им самим необходимо быть аккуратными, ведь родители представляют собой главный пример для подражания. Поэтому, когда неряшливая мама пытается втолковать, что нужно складывать свои игрушки, у малыша в голове происходит диссонанс: зачем мама, взрослая и правильная, заставляет его делает то, что не делает сама?



Родители – это наиболее авторитетные люди для маленьких детей, поэтому взрослые должны показывать личный пример чистоты и порядка

В доме обязательно должны быть условия для поддержания порядка. Очень важно, чтобы потенциальные объекты для уборки были доступны (книги стояли на нижней полке, не слишком высокий ящик с игрушками). Родители должны в доступной форме объяснить где должны лежать те или иные вещи. Как такового понятия о том, что собой представляет чистота, у малыша нет, а мама и папа в большинстве случаев ограничиваются лишь тем, что заставляют прибирать игрушки с пола. Родители должны придумать игру, квест или сказку, чтобы показать ребенку все места в доме, где должно быть чисто и как это выглядит. Наказывать за бардак «конфискацией» игрушек нельзя. Тогда малыш будет их прятать, а не расставлять.

Как научить: от игрушки до целой комнаты

Игра – детский способ познавать мир, и многие родители даже не догадываются о том, как игры можно использовать в полезных целях. Это самый действенный способ как приучить ребенка убирать за собой игрушки. Достаточно сделать квест: придумать какую-то историю, вовлечь имена игрушек, их характеры (а ребенок обязательно выстраивает свое отношение к каждой отдельной игрушке). Детки чуть постарше могут быть вовлечены в процесс общей уборки. Помогают таблицы лидерства, очки, их накапливание, обмен на карандаши, книжки, походы в зоопарк или игрушечный магазин. По такому же принципу можно научить убирать в комнате. Эффективны экспресс уборки перед ужином.

Еще один действенный способ как научить ребенка убирать игрушки – ограничить их количество. Это не значит, что нужно разом выбросить половину богатства малыша. Если так вышло, что в доме много игрушек, можно забирать их постепенно. Желательно все же изначально не переусердствовать с их количеством. Способ заключается не столько в ограничении, сколько в доступности. Ребенок изначально хочет аккуратности. Он легко поддерживает чистоту в комнате, если видит или знает, где стоит та или иная игрушка. Их большое количество рассредоточивает внимание, приходится хранить все в коробках, малыш будет разбрасывать все на пути к желаемой кукле, а ведь он даже не знает в какую коробку мама ее положила.


Для каждой вещи должно быть свое место в доме. Так же и с игрушками. А если их стало слишком много, пускай ребенок отдаст ненужные ему вещи кому-нибудь, например, в детский сад

Желательно ставить игрушки на видные места и открытые полки. Несколько кукол, пачка конструктора, плюшевый медвежонок и машинка больше помогут развиваться малышу, чем тонна пестрых игрушек. Они скорее нужны родителя, чтобы создать видимость заботы. Ребенку же все равно сколько у него развлечений.

В процессе помощи на кухне можно прибегнуть к правилу, которое большинство родителей используют наоборот. Вместо угрозы забрать предмет, который остался на столе, нужно сказать, что нельзя приступать к новому процессу, не прибрав за предыдущим. Это касается выпечки, мытья посуды и прочего.

Малышам свойственно искать рамки родительского терпения посредством баловства и непослушания. Только стойкость, внимание и спокойствие помогут приучить ребенка к дисциплине. Показывать слабость, раздражаться и кричать ни в коем случае не разрешается (подробнее в статье: ). В этом вопросе дети воспринимают лишь авторитет родителей, и смогут научиться только у достойного человека.



Маленькая помощница не хочет поливать цветы и вытирать пыль? Попробуйте иногда менять занятия для ребенка, чтобы дела не стали нудной рутиной

Общие советы психологов:

  1. Бороться с детским непослушанием можно одни простым способом – не заменять те вещи, которые ребенок портит, а давать возможность компенсировать поломку. Нельзя поддаваться на капризы, истерики и прочее. Достаточно объяснить малышу чем плох его поступок и как его исправить. В контексте прививания порядка, это может быть помощь по дому.
  2. Пожалеть ребенка, когда конфликт будет разрешен. Непреклонность родителей может показаться малышу жестокостью, создать ощущение, что его не любят. Проявляя нежные чувства, мама показывает, что даже плохие поступки не влияют на ее отношение. На самом деле это сложная задача: втолковать малышу, что его поступок неправильный, но не переусердствовать с поддержкой.
  3. Очень важно не наказывать малыша за то, что ему неподвластно. Школьника не стоит с порога отчитывать за плохие оценки. Всегда выясняйте причину, возможно какие-то обстоятельства повлияли на ребенка.
  4. В спокойной атмосфере воспитывать детей гораздо легче. Когда ребенок чувствует любовь и комфорт, с ним проще общаться.
  5. Схема «крик-наказание-действие» вырабатывает лишь условный рефлекс. Любовь к чистоте укореняется настолько глубоко, что даже выйдя из-под влияния родителей, подросток будет наводить порядок по своему желанию.

Многие родители очень часто допускают главную ошибку воспитания – они криками пытаются заставить убираться. На деле же ни один маленький человек не воспринимает громкий голос и раздражение. Это вызывает страх, но никак не искреннее желание вести себя хорошо. Боязнь наказания не станет основой привычки, только интерес, желание и уважение.

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог