Игрушки которые надевают на руку. Куклы би-ба-бо

Игрушки на руку для домашнего театра бывают трех видов:

  1. Классические, с головой из ПВХ/пластизоля и матерчатым чехлом для руки. Кукла управляется тремя пальцами: один помещается в отверстие головы, два отвечают за движения кукольных рук. При этом кисть руки кукловода закрыта чехлом, стилизованным под одежду. Много перчаточных игрушек такого типа в ассортименте брендов « » и « ».
  2. Игрушки-рукавички с плотной манжетой. У них нет ножек, поэтому рукавички подходят для представления с ширмой или игры с самыми маленькими. Сшиты из безворсового велюра и х/б ткани, и безопасны даже для детей до 1 года. Качественные, яркие и симпатичные перчаточные игрушки этого типа выпускает .
  3. Куклы-перчатки с лапками. Рука кукловода вставляется в отверстие снизу или со спины игрушки. Ножки игрушки остаются на подставке ширмы или висят в воздухе. Управлять можно головой, в том числе движениями рта, и ручками куклы. У бренда есть замечательная серия мягких перчаточных зверюшек с детально проработанным туловищем и мордочкой.

Для игр с малышом или первых театральных опытов купите 1-2 перчаточных куклы. Лучше всего для этой цели подойдут одиночные, хорошо знакомые ребенку персонажи: мышка, котенок, курочка. Если вы видите, что ребенку нравится смотреть спектакли, можно подумать о расширении актерской труппы. В комплектах перчаточных игрушек на руку куклы подобраны по сказкам. Как правило, с одним набором получится разыграть одну сказку. Для малышей 2-5 лет выпускаются наборы по известным русским народным сказкам. Детям постарше можно купить комплект перчаточных кукол для представлений по авторским и зарубежным произведениям.

Если вы планируете инсценировать собственные истории, рекомендуем собирать кукольный театр из отдельных персонажей или приобретать их в дополнение к наборам. И совсем не обязательно покупать для детей перчаточных кукол одного типа. Плюшевые зверюшки, игрушки-рукавички и сказочные герои с резиновыми головами отлично смотрятся на одной сцене!

Из детской комнаты доносилось сопение, кряхтение, улюлюканье. Мой годовалый сын крутил ручками, рассматривая мамин подарок - пальчиковую куколку. Одеваешь на пальчик, и куколка оживает: начинает двигаться, танцевать, кивать головкой, поворачиваться. Ребёнок уже долгое время сидел, одевая на пальчик то одного пальчикового зверька, то другого. «Вот замечательные игрушки, - подумала я, - и, главное, такие простые!»

В детском магазине, где я искала пальчиковые мягкие игрушки, продавец уверяла меня: «Ну, вот же она, пальчиковая игрушка! В голову вставляете один палец и в ручки по пальцу! Пальчиковая же!». Но нет, пальчиковая игрушка – это игрушка на один палец. И только! Те игрушки, которые одеваются на руку, как варежки или перчатки, так и называются - перчаточные.

Как же и когда появились куклы перчатки и пальчиковые игрушки? История простой куклы исчисляется тысячелетиями. С течением времени игрушка потеряла своё первоначальное назначение. В древности кукла служила проводником между миром людей и миром духов. Главное предназначение древнерусской куклы, помимо забавы – оберегать детей от нечистой силы, сглаза и порчи.


В древние времена во многих странах кукольный театр занимал особое место в жизни людей. Поначалу ему отводилась религиозная роль. Первый самый древний сюжет старинного театра - Сказание о богах. Люди-актёры не могли позволить себе играть богов. Куда проще заменить людей куклами, не рискуя навлечь на свою голову гнев высших сил. А с приходом христианства кукольные представления с фигуркой богоматери разыгрывались даже в храмах. Но с течением времени кукольные актёры быстро перешли от религиозных тем к бытовым. В Средние века ходили по улицам скоморохи, имея при себе грубоватую куклу, отпуская рискованные острые шутки в адрес власть имущих. Кукла могла сделать и сказать всё то, что человек позволить себе не мог. И в случае чего скоморохи говорили: «Это ведь не я, а кукла!», и их прощали, потому что настолько сильна была в то время вера в отдельную жизнь кукол. Все кукольные герои были задорны, веселы и носили красные колпачки. Первую итальянскую перчаточную куклу и прозвали «Пульчинелла» («петушок») благодаря её яркому шутовскому головному убору. Потом в Англии появился Панч («пинок»), во Франции - Полишинель, в Голландии - Пиккельхерринг («копченая селёдка»).
и наш русский Петрушка не оттуда ли родом? Он был участником комедийных представлений на ярмарках и балаганах. Появляясь перед зрителями с длинным носом, звонким голосом и в своём красном колпаке, Петрушка собирал вокруг себя толпы народа. Среди актёров кукольного театра существовало несколько сюжетов представлений: женитьба Петрушки, покупка лошади и её испытание, лечение Петрушки и обучение солдатской службе. Ни у одного персонажа русского театра не было такой популярности, как у этой незамысловатой куклы перчатки!

В отличие от хохмача Петрушки пальчиковая игрушка имела другое предназначение. Она берёт своё начало от созданной в древней Руси детской куклы зайчика. Эту игрушку раньше родители давали детям с трёх лет, когда уходили из дома, и если малышу становилось скучно или страшно, он мог обратиться к зайчику как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть. Зайчик-на-пальчик, как его называли, был не просто куклой, а ещё и оберегом для маленького члена семьи. Поэтому и делали его из старой одежды мамы и папы. Выглядел он как типичная кукла-закрутка, одевающаяся ребёнку на пальчик. Такой друг всегда рядом: не убежит, не потеряется, всегда готов развлечь и выслушать самое важное и сокровенное – не зря же такие ушки длинные. Как и у всех русских национальных тряпичных кукол, у зайки-на-пальчик нет «лица». Считалось, что делать куколке лицо нельзя, опасно. Но такие безликие куклы полезны детям будут и в наш век, далёкий от суеверий. Ведь сила воображения ребёнка безгранична, и он без труда может «заставить» своего зайку смеяться или плакать.


Вряд кто-то не слышал о пользе развития мелкой моторики. Игрушки на пальчик будут полезны и интересны детям с шести месяцев (прикасаясь к игрушкам из разных материалов, ребёнок развивает тактильные ощущения), и до пяти лет. В старшем возрасте ребёнок может разыгрывать целые представления с участием своих куколок, развивая речь и память. Действительно, игры с пальчиками- это не только стимул для развития мелкой моторики, но и речи. Ребёнок, осваивая ролевую игрус пальчиковыми игрушками, озвучивает своего персонажа. Наши пальчиковые друзья очень выручали в дальних поездках. Всем своим составом они свободно помещались в мамин карман! А когда ребёнок начинал капризничать в автомобиле, карманные мягкие игрушки выпрыгивали из своего «домика» в помощь маме и разыгрывали перед глазами у малыша сказку, развлекая маленького пассажира. Сыну очень нравилось и самому принимать участие в постановке таких мини-сказок.

Сейчас существует великое множество пальчиковых игрушек из разных материалов. Можно сделать и самодельную игрушку из фетра, валеной шерсти, даже из бумаги. Игра наполнится особой энергетикой, если создать куклу на пальчик вместе со своим ребёнком.

Ирина Руденко, педагог, мама

www.i-igrushki.ru

Виды кукол .

    Марионетка (приложение 1). (от итал. marionetta) - разновидность управляемой театральной куклы, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей или металлического прута. Появление марионетки принято относить к XVI веку.

Слово «марионетка» происходит от средневековых кукол, изображавших Деву Марию и часто называвшихся уменьшительными вариантами имени Мария (фр. Marion, Mariotte, Mariolle); в Венеции, в частности, деревянные механические куклы появлялись в дни ежегодных церковных праздников). В старой литературе встречается утверждение, что название произошло от имени изобретателя, итальянца Мариони.

Устройство кукол-марионеток . Кукла как правило практически целиком состоит из ткани, но некоторые части делаются и из других материалов. Наиболее часто употребляемый материал - глина. К рукам, ногам, туловищу и голове куклы крепятся верёвки, продеваемые через отверстия так называемого «креста», посредством наклонений которого кукла делает человеческие движения.

    Перчаточная кукла (приложение 2).

Перчаточные куклы надеваются на руку актера, как перчатки. Основу такой куклы составляет чехол, к которому крепятся ручки и голова. Костюм пришивается к чехлу.

Рука кукловода может располагаться по-разному. Ручки делают длиннее, к ним крепят палочки или проволочки-трости. При такой конструкции кукла двигается более естественно и плавно.


Перчаточная кукла невелика размером, ручки у нее небольшие и торчат кверху. У куклы чаще всего отсутствуют ноги, но их можно приделать и в спектакле приводить в движение второй рукой. Ручки у куклы шьют как варежки, набивают и прошивают пальцы, вклеивают их к патронкам (в виде кольца, наперстка по размеру пальцев кукловода). Ручки с патронками крепят к чехлу куклы. В головку куклы также вставляют патронку.

    Кукла Петрушка (приложение 3)

Костюм для перчаточной куклы шьют из мягких тканей, свободного кроя. Не забывайте, что любая одежда для такой куклы кроится сразу с рукавами, обязательно торчащими немного кверху, иначе костюм будет плохо сидеть, связывать движения кукловода.

Перчаточных кукол, независимо от того, кого они изображают, называют куклой-петрушкой, так как первым персонажем этого типа кукол стал знаменитый Петрушка. По этому типу делают зверей-«петрушек» и птиц.

    Куклы на тростях (приложение 4).

Кукла на тростях имеет иное устройство: голова ее укреплена на стержне, который кукловод держит в правой руке. К запястьям рук куклы приделываются тоненькие, длинные, но негнущиеся стержни-трости. Левой рукой артист управляет руками куклы.


У тростевой куклы руки длинные, движения - более грациозные, чем у перчаточной. Зато у куклы-петрушки возможностей орудовать различными предметами больше: она может взять в руки любой предмет, поставить его, унести - конечно, это пальцы артиста помогают кукле.

Тростевая кукла крупнее перчаточной, работать с ней гораздо сложнее. Для кукольных спектаклей изготавливают довольно сложных кукол, трости маскируют с помощью скрытых механизмов, чтобы они не отвлекали зрителей.

    Пальчиковые куклы (приложение 5).

Эти куклы делаются очень просто. Основу их составляют две фетровые или драповые пластины, сшитые по краям но размеру пальца. Такие куколки подойдут вполне для домашнего представ­ления. Не обязательно делать декорации, а ширмой может стать задрапированная спинка стула.

Пальчиковую куклу можно сделать из мячика для настольного тенниса, шарика детской погремушки, футляра-яйца от киндер-сюрприза. Делаем отверстие для пальца и оформляем игрушку. На руку надеваем обычную перчатку или конус из лоскута ткани.

Используйте разные формы, не только круглые. В дело пойдут мелкие коробочки, кубики, пластмассовые крышки и коробки от флаконов. Фантазия безгранична, стоит только оглянуться вокруг - и вы найдете то, что поможет реализовать вашу идею.

    Куклы тени (приложение 6).

Театры теней есть во многих странах мира, но особенно ими славятся страны Востока - Корея, Китай, Япония, Индонезия, Индия. Отличительные особенности кукол этого театра в том, что они плоские. Кукла должна иметь четкий выразительный силуэт, поэтому ее изображают в профиль. А еще нужен плоский экран и освещение.

Представление дается за экраном. Актер-кукловод находится между экраном и источником света. Зрители видят темные силуэты персонажей. Кукла приводится в движение с помощью тонких тростей, или кукловод держит ее за ручку, а подвижные части дергает за веревочку или леску.

Теневой театр можно сделать и цветным, использовав в оформлении кукол цветные прозрачные пленки, пластмассы. Очень эффектно смотрятся кружева, сетки, ажурные материалы. Сама кукла выполняется из картона, кожи, синтетических материалов.

    Кукла из носка (приложение7).

Такая кукла называется мимирующей. Разрежьте мыс носка; из картона, фетра, драпа сделайте вкладыш и вшейте его в разрез. Глаза - пуговицы; нос, уши - из другой ткани, меха. Двигая пальцами внутри куклы, можно придавать ее лицу разное выражение.

Способы управления куклами в театре

Настольные театрализованные игры

Настольный театр игрушек (приложение 8). В этом театре используются самые разнообразные игрушки – фабричные и самоделки, из природного и любого другого материала. Здесь фантазия не ограничивается, главное, чтобы игрушки и поделки устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.


Настольный театр картинок (приложение 9). Все картинки – персонажи и декорации – двухсторонние, так как неизбежны повороты, а чтобы фигурки не падали, нужны опоры, которые могут быть самыми разнообразными, но обязательно достаточно устойчивыми. Это обеспечивается правильным соотношением веса или площади опоры с высотой картинки. Чем выше картинки, тем больше или весомее нужна площадь опоры. Действия игрушек и картинок в настольном театре ограничены. Но не следует их поднимать и переносить с места на место. Важно имитировать нужное движение: бег, прыжки, ходьбу и одновременно с этим проговаривать текст. Состояние персонажа, его настроение передает интонация ведущего – радостная, грустная, жалобная. Персонажи до начала игры лучше всего спрятать. Их появление по ходу действия создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.

Для того, чтобы создать представление о месте действия, используются элементы декорации: два-три дерева — это лес, зеленая ткань или бумага на столе -лужайка; голубая лента – ручеек.

Стендовые театрализованные игры

Стенд-книжка (приложение 10).
намику, последовательность событий легко изобразить при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Для игр типа путешествий удобно использовать стенд-книжку. Его нужно укрепить на нижней части доски. На верхней разместите транспорт, на котором состоится путешествие. По ходу поездки ведущий (сначала воспитатель, а потом и ребенок), переворачивая листы стенд — книжки, демонстрируют различные сюжеты, изображающие события, встречи, которые происходят в пути. Так же можно иллюстрировать эпизоды из жизни детского сада.

Фланеграф (приложение 11). Картинки хорошо показывать и на экране. Удерживает из сцепление фланели, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели, на картинки можно наклеивать и кусочки наждачной или бархатной бумаги. Рисунки подбираются вместе с детьми из старых книг, журналов. Это доставляет детям удовольствие. Можно использовать и природный материал.

Разнообразные по форме экраны позволяют создавать “живые” картины, которые удобно демонстрировать попарно одновременно все ребята во время занятий. Сценки на экранах получаются разные, и дети смогут убедиться в многообразии вариантов изображения одной и той же темы.

Этот вид позволяет легко изображать массовые сцены, например “Воздушный парад”, “Перелет птиц”, “Запуск космической ракеты” и др.

Теневой театр (приложение 12). Тут необходим экран из полупрозрачной бумаги, выразительно вырезанные черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Очень интересные изображения получаются при помощи пальцев рук. Например, можно сделать гуся, зайца, лающую собаку, сердитого индюка, дерущихся боксеров. Показ нужно сопровождать соответствующим звучанием.


Разновидности игр-драматизаций.

Игры драматизации с пальчиками . Атрибуты ребенок надевает на пальцы, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа, изображение которого на руке. По ходу действия ребенок двигает одним или всеми пальцами, проговаривая текст, передвигая руку за ширму. Можно обойтись и без ширмы и изображать действия, передвигаясь свободно по комнате.

Пальчиковый театр хорош тогда, когда надо одновременно показать несколько персонажей. Например, в сказке “Репка” друг за другом появляются новые персонажи. Такой спектакль может показывать один ребенок с помощью своих пальцев. Сказки: “Коза и семеро козлят”, “Двенадцать месяцев”, “Мальчиш-Кибальчиш”, ”Гуси-лебеди” и другие с множеством персонажей могут показывать двое, трое детей, которые располагаются за ширмой. Показ таких сказок с массовыми сценами возможен благодаря пальчиковым атрибутам.

Игры-драматизации с куклами бибабо (приложение 13). В этих играх на пальцы рук надевают куклу. Движение ее головы, рук, туловища осуществляются с помощью движения пальцев, кисти руки.

Куклы бибабо обычно действуют на ширме, за которой скрывается водящий. Но когда игра знакома или куклы водят сами дети, то есть момент загадочности исчез, то водящие могут выходить к зрителям, общаться с ними, подавать им что-то, брать кого-либо за руку, вовлекать в игру и т.д. Такое “разоблачение” не снижает, а скорее поднимает интерес и активность ребят.

studfiles.net

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Первые упоминания о кукольном театре связаны с праздниками древнего Египта. Разыгрываемые с помощью статуэток сцены из жизни Бога Осириса собирали толпы людей. В древней Греции делали огромные фигуры, которые украшали драгоценными камнями и приводили в движение по особым праздникам. В Греции кому-то пришла в голову мысль изобразить мир с помощью ящика, в котором нет передней стенки. На дне ящика придумали прорези, чтобы вставить палочки и управлять куклами. Из маленьких детских сценок выросли целые пьесы, и получился театр.

В каждой стране есть любимые куклы.

В Италии любимой куклой считают Пульчинеллу. Пульчинелла переводится как петушок, уж очень он задиристый и смешной.

Французы вырезали из дерева веселую куклу Полишинеля. У него огромные глаза и розовые щеки. Секрет настроения куклы зависит от поворота ее головы.

В Англии существует непобедимый Панч, который сражается с придворными, полицейскими, офицерами и палачами. Он всегда побеждает, а публика ликует.

Любимец немецкого народа - Касперле. Он - озорник и плут, играет в пьесах для взрослых и детей.

Судьба русского Петрушки тоже счастливая. Народ всегда любил весельчака, легко справляющегося с попами, чертями и другим злом.

Первое известие о существовании в России кукольного театра датировано 1636 годом, зафиксировано немецким путешественником. В 1700 году состоялись первые в России гастроли кукольников

Одним из самых известных кукольных театров России является Государственный Академический Центральный театр кукол им. С. В. Образцова. Он был организован в 1931 году. Большую часть спектаклей поставил С. В. Образцов, который с 1949 был директором театра. В 1937 году при театре был создан Музей театральных кукол, коллекция которого считается одной из лучших в мире.

Основные типы театров кукол

Театр кукол — одна из разновидностей кукольного вида искусства. В спектаклях театра кукол внешность и физические действия персонажей изображаются куклами-актёрами. Куклы-актёры обычно управляются и приводятся в движение людьми, актёрами-кукловодами. Следует отметить, что словосочетание «кукольный театр» является некорректным и обижает профессиональное достоинство кукольников, поскольку прилагательное «кукольный» ассоциируется с понятием «ненастоящий». Правильно говорить: «театр кукол», так, кстати, называются все профессиональные театры.

Различают три основных типа театров кукол:

1. Театр верховых кукол (перчаточных), управляемых снизу. Актёры-кукловоды в театрах этого типа обычно скрыты от зрителей ширмой.

2. Театр низовых кукол (кукол-марионеток), управляемых сверху с помощью ниток, прутов или проволоками. Актёры-кукловоды в театрах этого типа чаще всего тоже скрыты от зрителей, но не ширмой, а верхней занавеской.

3. Театр кукол срединных (не верховых и не низовых) кукол, управляемых на уровне актёров-кукловодов.

Многообразие форм представления в кукольном театре определяется разнообразием видов кукол и их систем управления.

Виды кукол

1. Марионетка — разновидность куклы, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей.К рукам, ногам, туловищу и голове куклы крепятся верёвки, продеваемые через отверстия так называемого «креста», посредством наклонений которого кукла делает человеческие движения.

2.Куклы перчаточного типа. Конструкция перчаточных кукол состоит из головы на пальце и перчатки на руке кукловода. Петрушка — один из представителей перчаточных кукол.

3.Гапитно-тростевые куклы -приводится в движение с помощью трости, на которую надета кукла. У таких кукол может быть не одна, а две трости, тогда и управляется она двумя руками.

4.Ростовые куклы. Кукла надевается на человека.Изготавливается на специальном каркасе и может быть самых разных размеров.

5.Куклы вертепа.Тело куклы насаживается на рукоятку, держа которую кукловод проводит куклу по щели вертепа. Обычно куклы вырезаются из дерева и обшиваются тканью или раскрашиваются.

6.Мимирующая кукла — верховая театральная кукла из мягких материалов. Пальцы актера, которые находятся в голове куклы, управляют глазами, ртом, носом куклы.

7.Куклы театра теней- плоскостные фигурки.Их показывают их на освещенном экране в виде силуэтов.

www.kuklaperchatka.ru

Глава 1. Куклы на руке (куклы-петрушки)

Предком всех разновидностей верховой куклы является так называемая кукла-петрушка, то есть кукла, надеваемая непосредственно на руку актера и не имеющая никаких дополнительных приспособлений для управления ею.

Имя свое она получила от героя старинных народных кукольных представлений - веселого озорника Петрушки.

У куклы-петрушки нет туловища: она состоит из твердой головы и прикрепленного к этой голове костюма. Когда актер вводит в костюм куклы свою руку, кукла приобретает туловище.

Рука кукольника может расположиться внутри куклы по-разному - от этого меняется устройство, а с ним и выразительные возможности куклы-петрушки. Наиболее часто встречаются два способа управления куклой-петрушкой:
1) указательный палец входит в голову куклы, большой и средний - в рукава костюма, мизинец и безымянный пригибаются к ладони (рис. 1 );
2) указательный и средний пальцы входят в голову, большой палец - в один рукав, безымянный и мизинец - в другой (рис. 2 ).

Сравнивая даже такие наиболее простые системы управления и обусловленные ими конструкции, мы видим, что и «жизнь» этих кукол несколько разнится. У куклы на рис. 1 очень подвижная шея, но поворот головы у нее связан с поворотом корпуса. Кукла на рис. 2 не обладает такой гибкой шеей, зато она свободно вертит головой, не поворачивая корпуса. Для этого достаточно пошевелить пальцами, вложенными в голову.

Можно управлять куклой так, как это показано на рис. 3 . Такая кукла по внешнему виду больше приближается к человеческой фигуре. Недостаток данного способа управления заключается в том, что подогнутый безымянный палец при мало тренированной руке затрудняет игру актера.

На рис. 4 изображена кукла, которая менее сковывает движения руки актера, чем предыдущая, так как безымянный палец пригибается к ладони вместе со средним.

Существуют разные способы управления куклой одновременно обеими руками (рис. 5 и 6 ). Каждый из них обуславливается теми или иными функциями куклы. Так, например, кукла, изображенная на рис. 5 , имеет очень подвижную левую руку, которая может вращаться даже в кисти.

Есть и такая редкая разновидность кукол (рис. 7 ), у которых верхняя часть корпуса образует единое скульптурное целое с головой, а руки двигаются только от локтя. Управляются эти куклы следующим образом: большой палец и мизинец актера являются руками куклы, а три остальных пальца поддерживают корпус.

Пальцы кукольника могут иногда входить не непосредственно в рукава костюма куклы, а в чехольчики, прикрепленные в свою очередь к рукавам куклы. Такая кукла требует особого покроя платья (рис. 8 ).

И, наконец, среди кукол, надеваемых на руку, следует отметить групповые куклы, иногда применяемые в массовых сценах на задних планах. В таких случаях на каждый палец исполнителя надевается по маленькой куколке (рис. 9 ) или же все пять персонажей соединяются на одной общей перчатке (рис. 10 ). Это помогает быстрее надевать кукол и увереннее управлять ими. Костюмы персонажей создаются посредством аппликации или раскраски отдельных частей перчатки.

Рис. 11 показывает групповую куклу, объединяющую три персонажа. Большой палец и мизинец актера управляют левой рукой одного из крайних персонажей и правой рукой другого. Остальные четыре руки остаются без движений (они могут даже отсутствовать вовсе).

Этим, конечно, не исчерпываются все возможности управления куклой, надетой на одну или на обе руки актера. Новые задачи порождают и новые разновидности театральной куклы. Каждая из них имеет свои достоинства и недостатки и используется в зависимости от того, насколько данный тип куклы помогает актеру и режиссеру выполнить задачи, которые они ставят перед собой при воплощении того или иного образа.

Туловище

Туловищем куклы-петрушки является рука актера, введенная в трехпалую перчатку, прикрепляемую к голове. Размеры и покрой перчатки зависят от системы управления куклой и от величины руки кукловода. Ясно, что каждая разновидность кукол требует своего покроя перчатки. Перчатка должна плотно облегать руку кукловода, вместе с тем не связывая ее движений. Поэтому перчатка шьется с примеркой, причем актер во время примерки держит свои пальцы в «рабочем» положении, то есть так, как будто он фактически управ ляет куклой. Материал для перчатки лучше брать прочный, но достаточно мягкий, чтобы он не затруднял движения руки. Таким материалом может служить, например, бязь.

Если перчатка является одновременно и костюмом куклы, то материал для нее подбирается соответствующего цвета и рисунка; часто на материю, из которой сшита перчатка, нашивается аппликация или наносится рисунок краской. Такая перчатка-костюм кроится не вплотную по руке кукловода, а несколько свободнее, чтобы замаскировать форму введенной в нее человеческой руки (рис. 12 ).

Это примитивный способ костюмировки, встречающийся, как правило, только в самодеятельных кружках. В профессиональных театрах поверх перчатки обычно надевается специальный костюм, скрадывающий неминуемую «кривобокость» петрушечной куклы, связанную с асимметричностью кисти человеческой руки. В некоторых случаях при помощи костюма стараются приблизить форму куклы к форме человеческого тела, подбивая ватой плечи, спину, грудь. Следует предостеречь от излишнего увлечения такими толщинками - они затрудняют движения пальцев кукловода и уменьшают выразительность куклы.

Для куклы, изображенной на рис. 8 , перчатка не шьется. Чтобы костюм сохранял форму, он делается из плотной материи или кладется на подкладку. Костюм прикрепляется к шее. Плечи делаются из туго набитых ватой мешочков, и к ним пришиваются руки, сделанные из картонных трубочек или из материи, туго набитой ватой. Рука имеет свободный сгиб в локте. Для большого пальца и мизинца к костюму пришиваются два чехольчика (в цвет платья) примерно на уровне талии. Концы их прикрепляются к запястьям рук куклы.

Материал для костюма куклы может быть еще более плотным, чем для перчатки. Однако и тут должны быть установлены известные границы. Для кукол, надеваемых на руку, следует избегать применения таких тяжелых материалов, как парча, атлас, толстый бархат, - они затрудняют жестикуляцию кукол, топорщатся, ложатся грубыми, некрасивыми складками.

Голова

Голова петрушечной куклы делается размером в среднем 8-10 см (в детских самодеятельных кружках этот размер соответственно уменьшается и может доходить до 5-6 см ).

Голову больших размеров не следует делать: это не только не увеличит, но, наоборот, уменьшит выразительность куклы. Дело в том, что туловище куклы-петрушки увеличить невозможно - оно соответствует размерам руки актера. А непомерно большая голова на маленьком туловище производит неприятное впечатление. Кроме того, большая голова заслоняет руки куклы и сковывает их движения.

Голову куклы лепят обычно вместе с шеей, причем с небольшим наклоном вперед. Особенно надо следить за тем, чтобы голова по отношению к шее не была задрана кверху: в ином случае зритель, который смотрит на куклу снизу, будет видеть ее лицо в неправильном раккурсе.

Когда требуется кукла с гибкой подвижной шеей, голову рекомендуется лепить без шеи, ее заменяет непосредственно палец кукловода, вставленный прямо в голову и прикрытый материей или трикотажем. В этом случае кукла управляется так, как показано на рис. 1 . Куклы животных (собак, зайцев) лепятся обычно без шеи. Это обуславливается иным расположением у них головы в отношении туловища, чем у кукол, изображающих людей.

Голова может быть сделана с большей или меньшей степенью условности, вплоть до того, что головой может служить шарик с наклеенными или нарисованными ушами, носом, ртом и глазами. Если куклы с головами-шариками применены к месту и выполнены талантливо, они могут обладать большой выразительностью (как, например, эстрадные куклы С. В. Образцова).

Трудно дать точные указания по скульптуре кукольной головы. Тем не менее существуют некоторые правила, проверенные временем и театральной практикой.

В кукольной голове прорабатываются только основные, наиболее характерные черты лица: мелкие детали, например морщины, зритель все равно не увидит.

Кукла на ширме почти все время повернута к зрителю профилем. Поэтому профиль у куклы должен быть ясный и выразительный. Если кукла «беспрофильная», для зрителя часто остается непонятным, в какую сторону она повернулась и в какую сторону смотрит.

Создавая у куклы характерную выразительность лица (маски), соответствующую тому или иному образу, нельзя придавать ей застывшее выражение какой-нибудь определенной эмоции, так сказать, «мимику данной минуты». Можно делать куклу веселой, но нельзя делать ее с застывшей улыбкой. Персонаж, непрерывно улыбающийся на протяжении всей пьесы, быстро надоедает.

Голову куклы делают чаще всего из папье-маше, а также из дерева, из материи или из трикотажа, набитого ватой.

Процесс резьбы деревянных голов сложен и требует опытной руки мастера-специалиста. К тому же голова из дерева значительно тяжелее, чем голова из папье-маше. В силу этих соображений деревянные головы применяются редко. Они предпочитаются только в тех случаях, когда в голове куклы надо смонтировать сложный механизм, который трудно укрепить в папье-маше.

Для приготовления деревянной головы берут выдержанную сухую липу. Дерево обрабатывают при помощи острых ножей и стамесок. Чтобы голова была легче, ее делают полой, выбирая дерево через затылок и шею (отверстие в затылке потом закрывают париком). Или же, распилив голову пополам, выбирают дерево из обеих половинок, а затем соединяют их между собой тонкими гвоздиками и столярным клеем.

Куклы с головой из ваты, обтянутой материей или трикотажем, применяются главным образом в самодеятельных кружках, да и то сравнительно редко. При этом примитивном способе поделки кукольные головы обычно не сохраняют нужную форму, и на них плохо ложится краска.

Чаще всего в практике театров кукол применяются головы из папье-маше. Существует два способа их изготовления: 1) обклейка бумагой глиняного или пластелинового слепка снаружи и 2) выклейка по гипсовой форме изнутри.

Первый способ значительно проще, но дает сильное искажение модели. Прибегать к нему лучше в тех случаях, когда голова настолько велика, что это затрудняет отливку гипсовой формы; кроме того, при больших размерах и искажения будут менее заметны. Наружную обклейку применяют также при изготовлении из папье-маше отдельных декоративных деталей и бутафории.

Модель, то есть первоначальную скульптурную форму, рекомендуется лепить из пластелина, так как в глине все время приходится поддерживать необходимую степень влажности.

Когда модель готова, заваривается клейстер. Для этого в холодной воде разводится ржаная или пшеничная мука до густоты сметаны. Клейстер варят на слабом огне, все время помешивая, чтобы он не пригорел.

Во время кипячения в муку добавляется немного очень жидкого столярного клея. Когда после непродолжительного кипячения клейстер загустеет, он считается готовым.

Применять для выклейки папье-маше столярный клей в чистом виде не следует - получится хрупкая голова, которую к тому же трудно раскрашивать.

Для изготовления папье-маше подходит любой сорт непроклеенной бумаги - газетная, оберточная и т.п. Глянцевая бумага для этого не годится.

Перед обклейкой модель смазывают вазелином или каким-нибудь иным жиром.

Предназначенную для обклейки бумагу рвут на маленькие кусочки (приблизительно 2 x 2 см ). Резать бумагу ножницами или ножом не следует: надо, чтобы края каждого кусочка были мягкими.

Первый слой, прилегающий непосредственно к модели, состоит из кусочков бумаги, смоченных в воде. Начиная со второго слоя, бумажки смазываются клейстером и накладываются слоями поверх обклеиваемой формы. При накладывании кусочки бумаги должны заходить краями один на другой. Каждый кусочек тщательно разглаживается, чтобы бумага не собиралась в морщинки. В тех местах, где на модели имеются неровности (глаза, нос, рот), бумажки крепко проминаются пальцем.

Таким образом, модель обклеивается четырьмя или пятью слоями бумаги. Если бумага тонкая, то количество слоев увеличивается до шести-семи. Чтобы не ошибиться в счете слов и не сделать в одном месте толсто, а в другом тонко, пользуются бумагой двух разных цветов: один слой накладывается одного цвета, другой - другого.

В тех случаях когда требуется повышенная прочность (особенно если голова делается больших размеров), количество слоев доводится до восьми-десяти.

Еще лучше, оставив обычные пять слоев бумаги, проложить между ними два слоя марли. Это не очень утяжелит голову, зато значительно увеличит ее прочность.

Голову после обклейки просушивают, только не прямо над огнем, иначе она покоробится. Для ускорения сушки можно воспользоваться духовкой, не очень сильно нагретой и непременно с открытой дверцей, чтобы пар мог свободно выходить.

Когда папье-маше высохнет, его разрезают острым ножом или бритвой, как указано пунктиром на рис. 13 , и осторожно снимают с глины обе половинки. Если форма носа или подбородка мешает снять папье-маше, то модель приходится разрушить.

Если форма лица не позволяет сделать разрез способом, показанным на рис. 13 , он делается так, как указано на рис. 14 . Однако к последнему способу прибегают лишь в случае крайней необходимости, так как продольный шов, сделанный через все лицо, при недостаточной опытности мастера может обезобразить куклу, к тому же голова с таким швом бывает менее прочной.

Сняв с глины обе половинки головы, папье-маше вновь соединяют по шву сначала нитками в двух трех местах, затем полоской тонкой материи на клею и, наконец, бумагой.

При втором способе с глиняной или пластелиновой модели сначала отливается гипсовая форма. Для этого модель смазывается вазелином или, лучше, подогретой смесью керосина со стеарином (в детских самодеятельных кружках последний способ применять не рекомендуется). Затем вокруг головы по линии разреза, показанной на рис. 13 , делается «барьер», то есть в глину втыкаются вплотную кусочки жести или картона (рис. 15 ). Такой барьер помогает точно отлить обе половинки гипсовой формы - одну для лицевой стороны, другую для затылочной (или одну для правой половины лица, другую для левой). Гипс разводится до густоты сметаны (на одну петрушечную голову идет от 0,5 до 1 кг гипса). Сначала заливают раствором гипса только одну сторону модели (до барьера), доводя толщину заливки по меньшей мере до 1,5 см . Для большей прочности толщину формы доводят иногда и до 3 см . Когда гипс хорошо застыл, но еще недостаточно затвердел, барьер удаляют и заливают гипсом вторую часть головы. Для этого сначала смазывается жиром верхний край первой половинки формы, то есть та поверхность гипса, которая соприкасалась с барьером из пластинок. Если этого не сделать, то в процессе заливки обе половинки могут наглухо соединиться, так что их невозможно будет разнять.

Когда гипс окончательно застынет, острым ножом отделяют одну половинку от другой и снимают их с глиняной модели (рис. 16 ).

Гипсовую форму изнутри покрывают шеллачным лаком. Это делает ее более прочной и дает возможность легче вынимать папье-маше.

Когда обе половинки гипсовой формы готовы, производится выклейка кукольной головы внутри формы точно так же, как если бы делалась обклейка головы снаружи: сначала укладывается слой бумаги, смоченный в воде, затем выклеиваются четыре-пять слоев, смазанных клейстером (бумага и в этом случае берется двух цветов). После просушки обе половинки головы вынимаются из формы, соединяются между собой, склеиваются и зачищаются по шву.

Таков самый простой способ изготовления папье-маше. Существуют более сложные рецепты, дающие повышенную прочность. Лицам, желающим подробнее ознакомиться с этим вопросом, рекомендуем обратиться к специальной литературе по театральной бутафории.

Прежде чем раскрашивать кукольную голову, папье-маше следует загрунтовать левкасом. Левкас приготовляется следующим образом: в разведенный жидкий столярный клей (200 г клея на 1 л воды) вливается немного олифы (одна столовая ложка на стакан клея), затем в него засыпают тонко просеянный мел или тальк (лучше всего мел пополам с тальком) так, чтобы получилась не очень густая тестообразная масса. Полученный таким образом левкас накладывают очень тонким слоем на папье-маше (толстый слой будет откалываться). Когда левкас высохнет, голову обрабатывают тонкой наждачной бумагой (шкуркой) до получения идеально ровной поверхности.

Для окраски головы следует применять только масляные краски. Клеевые, гуашь и другие - непрактичны, они пачкаются и стираются.

Чтобы окрашенная голова не блестела, ее, пока она не окончательно высохла, слегка припудривают тальком или мелом. В этих же целях масляную краску иногда наносят при помощи торца жесткой кисти для получения шероховатой поверхности.

Волосы, усы, брови, глаза прикрепляются к голове до окраски, так как на покрашенной поверхности они плохо держатся.

Волосы кукол делаются из веревок, мочалы, шелковых или бумажных ниток, меха и т.п. Выбор этих материалов зависит от вкуса художника и общей манеры решения куклы. В иных случаях волосы могут быть просто нарисованы или вылеплены одновременно с головой, то есть изображены чисто скульптурно.

Глаза делают из каких-нибудь блестящих предметов - кусочков стекла, бусинок, пуговиц и т.п. - или же просто рисуют. Но и в нарисованный глаз на место зрачка нередко вставляют какой-либо блестящий предмет.

Для того чтобы прикрепить глаз к голове, на его месте прорезаются две узкие щели. Кусочек материи с пришитой к нему пуговицей или бусинкой вклеивают в глазницу, а концы материл, смазанные столярным клеем, вводят в прорезанные щели и заделывают изнутри.

Если глаз нельзя пришить к материи, его вклеивают в углубление, сделанное для этого в папье-маше.

Прежде чем голову прикреплять к перчатке, надо приспособить ее к пальцам кукловода.

Шея куклы по диаметру должна соответствовать толщине пальца (или двух сложенных пальцев) кукловода. Если отверстие в шее слишком широкое, его суживают путем вклеивания картонной трубочки (так называемой патронки). Палец должен входить в шею до середины второго сустава. У головы, не имеющей шеи, снизу прорезается круглое отверстие, в которое вклеивается патронка для пальцев кукловода.

Перчатка прикрепляется к шее с наружной стороны так, чтобы приклеенная материя не выглядывала из-за воротника костюма. Соответствующая часть перчатки кроится с таким расчетом, чтобы она полностью обхватывала шею (рис. 17 ).

К голове, не имеющей шеи, перчатка прикрепляется следующим образом: к среднему пальцу перчатки, примерно в том месте, где приходится середина второго сустава, пришивается матерчатый кружок шириной до 2 см . После этого, надев перчатку на руку, вставляют палец в голову, а матерчатый кружок приклеивают к низу головы (рис. 18 ).

Руки

Руки - вернее, кисти рук - у петрушечной куклы делаются из разных материалов и разными способами в зависимости от тех задач, какие ставятся перед куклой. Руки могут быть жесткие, сделанные из дерева или папье-маше, могут быть мягкие, то есть сшитые из материи или трикотажа.

Жесткие руки имеют два существенных недостатка: во время игры они неприятно стучат одна о другую или при прикосновении к чему-нибудь жесткому и плохо берут предмет.

Мягкие руки кроятся в виде варежки, сшиваются, выворачиваются, подбиваются ватой и прострачиваются по линиям пальцев. Иногда делают каждый палец отдельно, причем петрушки часто ограничиваются четырехпалой рукой, так как издали зритель не видит, сколько у куклы пальцев.

Мягкие кисти рук пришиваются непосредственно к перчатке, так что палец кукловода входит в кисть кукольной руки, доходя приблизительно до середины ее ладони. Такими руками кукловод действует с наибольшей уверенностью. Он легко берет предметы, так как делает это почти непосредственно своими пальцами.

Однако у куклы, одетой в костюм, такая рука недостаточно видна, потому что она лишь немногим длиннее пальца кукловода. Для удлинения кукольной руки ее прикрепляют к картонной патронке, которую в свою очередь пришивают к перчатке (рис. 19 ). Но следует иметь в виду, что слишком длинная патронка не помогает, а, наоборот, стесняет жест куклы. Рука петрушечной куклы не имеет сгиба в локте, поэтому чересчур удлиненная рука, торчащая вперед или вбок, производит неприятное впечатление и выразительность жеста теряется.

Наиболее удобны руки на проволочном каркасе. Мягкая проволока (железная, медная, алюминиевая), выгнутая по контуру кисти кукольной руки, приделывается к патронке одним из способов, указанных на рис. 20 . Затем каркас обтягивается ватой и обшивается материей или трикотажем. Таким рукам можно придать любую форму, сгибая и разгибая каркас.

Обычно кукла-петрушка держит предмет обеими руками. При наличии проволочного каркаса кукла может держать предмет одной рукой (рис. 21 ), хотя брать его на глазах у зрителей она не сможет, для этого нужны особые приспособления.

Ноги

Ноги у кукол-петрушек бывают далеко не всегда. Кукла становится ногами на ширму лишь в очень редких случаях, так как при этом бывает видна рука актера. В некоторых случаях руку актера удастся более или менее удачно замаскировать длинным платьем или плащом (рука проходит между подкладкой и верхом). Но это допустимо, разумеется, далеко не в каждой пьесе и не для каждого персонажа. Кроме того, кукла, стоящая ногами на ширме, хуже передает походку человека, чем если она это делает условно, при помощи движения корпуса.

Чаще всего ноги у кукол-петрушек существуют для того, чтобы кукла могла ими играть сидя или лежа.

Нижняя часть ноги (до колена) делается из дерева, папье-маше или материи, набитой ватой. Верхней, бедренной частью ноги служит картонная патронка, прикрепленная к нижней части и образующая вместе с ней подобие коленного сустава. Ноги (или штаны вместе с ногами) прикрепляются к переднему краю перчатки (под рубашкой).

Управляет ногами вторая рука кукловода. Для ее маскировки в цвет костюма шьется рукав, достаточно широкий для того, чтобы в него могли пройти обе руки актера. Этот рукав пришивается к заднему краю штанов и к задней стороне перчатки под рубашкой (рис. 22 ).

Ногами можно управлять и при помощи проволочек, прикрепленных к каблукам (пяткам) куклы. Такие ноги могут делать, конечно, несколько иные движения, чем ноги, управляемые изнутри при помощи пальцев.

Иногда ноги изготовляются отдельно и только высовываются из-под костюма в тех случаях, когда это необходимо по ходу пьесы.

На рис. 23 изображена кукла, которая может стоять на грядке (передний верхний край ширмы), ходить, а также проделывать разнообразные акробатические номера: сгибаться в любую сторону, делать «шпагат» и т.д. Костюм этой куклы шьется с широкими шароварами - так, чтобы в каждую штанину могла поместиться рука кукловода.

Куклы-петрушки, изображающие животных

При помощи петрушечных кукол часто изображают не только человека, но и животных.

Общая схема устройства остается та же, однако у каждой куклы имеются свои особенности в зависимости от того, какого зверя или какое животное она изображает.

Когда кукла-животное должна выглядеть стоящей на четырех ногах, то патронка в голову вклеивается не вертикально, как у куклы, изображающей человека, а почти горизонтально.

Туловища зверей шьются из меха, плюша, бархата, трикотажа, байки и т.п.

Применяя мех, надо выбирать шкурки с мягкой кожей, чтобы не стеснять движения руки актера. Если мех подходит для данного животного по своему ворсу, но отличается цветом, его можно подкрасить анилиновой краской.

Применение естественного меха животного, изображаемого данной куклой, не всегда бывает удачным. Это допустимо главным образом в тех случаях, когда само животное и кукла, его изображающая, не очень разнятся между собой по величине. Так, если кукла, изображающая медведя, имеет рост в полтора метра, то лучше делать ее из настоящего медвежьего меха. Петрушечную же 40-сантиметровую куклу из медвежьего меха делать нельзя: длинный ворс исказит форму, и кукла перестанет походить на медведя. В этом случае куклу медведя лучше сделать из цигейки или бобрика.

Бархат и плюш хорошо имитируют мех таких животных, как обезьяна, олень, тигр и т.п. Но, вообще говоря, необязательно, чтобы материал, взятый для туловища животного, точно передавал натуральный вид шкуры этого животного. Хорошо сделанная трикотажная собака или корова из байки тоже достаточно правдиво выглядят на ширме.

В некоторых случаях байку или трикотаж для большей выразительности отделывают кусочками меха или подкрашивают анилиновой краской. Голова животного раскрашивается или же оклеивается тем материалом, из которого сделана и кукла.

Таких животных, как собаку, медведя, обезьяну, чаще всего делают простыми петрушками. Однако существует много животных, которых невозможно изобразить при помощи кукол, надеваемых на руку, и их приходится делать иным способом (см. главу 3).

Гусь (рис. 24 ). Кукла шьется из трикотажа. Клюв делается из папье-маше. Голова слегка подбивается ватой, чтобы лучше держалась форма; туловище, кроме шеи, целиком набивается ватой. Кисть руки кукловода вводится в голову куклы: большой палец вставляется в нижнюю челюсть, указательный и средний - в верхнюю. Таким образом, рука кукловода, обтянутая трикотажем, дает впечатление подвижной шеи гуся.

Змея (рис. 25 ). Голова делается так же, как и у гуся. Туловище управляется при помощи палки, которую кукловод поддерживает второй рукой.

Лягушка (рис. 26 ). Туловище шьется из материи, лучше всего из шелка, хорошо имитирующего поблескивающую кожу лягушки. Рот делается по тому же принципу, что и у змеи и гуся, но с таким расчетом, чтобы им можно было управлять при помощи указательного и среднего пальцев. Большой палец и мизинец вставляются в передние лапки куклы. Задние лапки делаются со сгибом в колене и соединяются с туловищем на шарнирах, образуя подвижные сочленения. К задним лапкам прикрепляется проволочная развилка, при помощи которой кукловод управляет ими, изображая прыжки лягушки.

«Би-Ба-Бо» - это кукла-рукавичка, которая состоит из твердой головы, а от нее отходит платье в виде перчатки (оно приклеено к голове). Голова имеет специальное отверстие под указательный палец, а в платье входит большой и средний пальцы, они служат для движения руками кукол.

Кукольное искусство считается довольно древним. Самый древний кукольный театр был найден при раскопках в Египте, он был основан в 16 веке до нашей эры. Там использовались механические куклы, которые двигались кукольниками при помощи ниток. В каждом отдельно взятом государстве кукольное искусство основывается на народных традициях и разновидностях кукол.

Так, например, в Индийском театре была популярна кукла, которая очень похожа на русского героя-куклу Петрушку. Звали его брахман Видушка. Хотя внешность его была довольно неприятная: он был горбатый, нос крючком, маленькие глазки, но благодаря его остроумию и доброте, он пользовался большой популярностью у народа.

Главное предназначение древнерусской куклы, кроме забав, было оберегать ребенка от порчи, сглаза. Но в средние века куклы вышли на площади и ярмарки, где они принимали активное участие в публичных представлениях. В основном это были куклы-рукавички. А самый любимый и популярный герой - это кукла Петрушка. Он был яркий, добрый, веселый и очень остроумный. Бродячие артисты-кукольники ходили по дорогам и показывали истории обо всем, что тревожило их души. Это были рассказы о дружбе, мечтах и страданиях. Затем куклы-артисты постепенно вошли в дом, где устраивались домашние спектакли почти каждые выходные. Дети сами придумывали спектакли, лепили кукол и шили для них платья, даже делали декорации. Эти потешные персонажи кукольного театра вызывали интерес и добрую улыбку не только у детей, но и у взрослых. Роль в таких спектаклях доставалась почти каждому члену семьи. С тех пор куклы-артисты прочно вошли в нашу жизнь и занимают в ней достойное место.

Простая игрушка на протяжении многих веков является не только забавницей, сказочницей, но и хорошим психологом. Терапевтическое воздействие на внутренний мир ребенка, которое оказывается куклами уникально и неоспоримо.
Часто родителям приходится сталкиваться с капризами малышей, упрямством. Как Малыша уговорить убрать за собой игрушки, вещи, которые он разбросал? Или ребенок не хочет идти в детский сад. Ведь он даже слушать ничего не хочет! И тут кукла «Би-Ба-Бо» может прийти к вам на помощь. Она умеет говорить, смеяться, плакать и обижаться, принимать разные позы. В руках взрослого она разговаривает с Малышом, как отдельное, самостоятельное существо. И тогда эта куколка станет просто волшебной, она сможет поговорить с ребенком по душам, успокоить его, учитывая его особенности характера. «Би-Ба-Бо» на маминой руке может стать хорошим помощником на различных занятиях, особенно когда речь будет идти о правилах хорошего поведения за столом, в детском саду, в общественном транспорте.


Глядя на вас, ваш Малыш берет в руки игрушку «Би-Ба-Бо», надевает ее на ручку, и она тоже оживает в его руках. Он отождествляет себя с персонажами, как правило, сказочными. Каждый персонаж имеет свои характерные черты. Они учат Малышей разбираться в характерах людей, дети получают представление о зле и добре.
Путешествуя в мир сказки и театра, у детей значительно расширяется кругозор, развивается речь, общение с другими детьми становится более легким и дружелюбным, ребенок становится увереннее в себе, он избавляется от собственных страхов.

В кукольных театрах существуют следующие куклы: верховые, низовые и срединные. Это зависит от того, как кукловод видит своих кукол и руководит ими. Перчаточные куклы относятся к верховым куклам - актер видит своих кукол снизу, руководит ими при помощи поднятых рук (т.е. куклы находятся наверху). Зритель не может видеть кукловодов, они находятся за ширмой.

Рассмотрим несколько разновидностей кукол «Би-Ба-Бо»:

КУКЛА ГРУППОВАЯ
На руку артиста-кукловода одевается несколько кукол.
Один вариант - на каждый палец одевается куколка. Это может быть пять кукол - на каждом пальце по одной.
Вариант второй - одевается перчатка на руку артиста, на которой уже имеется пять куколок.
Данные куклы чаще применяются на задних планах в массовых сценах.

МИМИРУЮЩАЯ КУКЛА
Если ребенок уже хорошо научился управлять игрушкой, ему можно предложить более сложный вариант - управлять мимирующей куклой или так называемой «куклой-рот». Все пальцы актера находятся непосредственно в голове куклы. Актер при помощи движений руки сможет управляет глазами, ртом, носом, может имитировать речь персонажа. Эти куклы сделаны из резины, трикотина и других мягких материалов.

ПЕРЧАТОЧНАЯ КУКЛА или кукла-петрушка. Она тоже относится к верховым куклам. Кукла одевается на руку актера, который управляет ее головой и руками. Эта кукла без ног, а ее туловище - рука актера. Голова может быть различных размеров, но не более большого яблока, так как слишком большая голова будет затруднять работу актера. Руки у них торчат вверх, но кукольники действуют ими ловко, и куклы от этого становятся очень подвижными и выразительными. Играть можно как с одной куклой, так и с целым театром. Обычно куклы «живут» на ширме, за которой скрывается актер. Бывает, что данная игра уже всем знакома, то дети могут выходить из-за ширмы и общаться со зрителями, куколки могут брать зрителей за руку, подавать им что-нибудь, вовлекать зрителей в игру. Это повышает активность детей.

Кукол «Би-Ба-Бо» можно купить как наборами, так и по одной. Они бывают в виде животных, так и в виде людей. Это может быть кукольный театр «Красная шапочка», «Козлята и волк», «Три поросенка», «Курочка ряба» и другие.

Если ваш Малыш заинтересовался такими куклами, и кукла оказалась для его ручки велика, можно в головку куклы вставить два пальчика, а не один. Попробовать укоротить рукава у кукол, чтобы ребенок мог легко руководить куклой. А можно смастерить «Би-Ба-Бошку» самому. Для начала обводим ручку малыша на листке, затем вырезаем. Выкройку переводим на ткань, на припуск прибавляем несколько сантиметров, вырезаем две половинки, сшиваем. Материал для игрушек можно выбрать любой, подойдут даже обрезки тканей. Совсем не обязательно создавать идеальные сходства образа, нужно уловить типичные черты героев.

Отдельно хочется отметить ДВУЛИКУЮ ПЕРЧАТОЧНУЮ КУКЛУ - два лица, два настроения. Ее лучше использовать для игры детям с неустойчивым эмоциональным фоном. Играя, ребенок может забыть обо всем, о реальном мире, в котором он живет. Он будет жить в мире фантазии и сказки, тем самым он весь раскрывается. Куклы помогают детям перевоплощаться: застенчивый малыш может взять на себя роль задиры и забияки, а агрессивный малыш возьмет роль нерешительного трусишки и почувствует на себе агрессию. Такие игрушки используются часто в психиатрии для выражения противоположных чувств.



Участие в играх с куклами «Би-Ба-Бо», дети развивают мелкую моторику, которая очень необходима для развития речи, мышления, улучшится координация движений, она станет увереннее и точнее. Нужно отметить, что маленький кукловод управляет игрушкой тремя пальцами (указательный, большой и средний), которые так необходимы при письме.
Маленькие актеры принимают участие в выступлениях, при этом они фантазируют, читают стихи, импровизируют, что очень важно для развития речи, она становится красивой и грамотной.
Малыши учатся перевоплощаться, учатся произвольности, развивают свое творческое воображение, учатся выступать перед публикой, тем самым улучшается общение друг с другом, дети становятся мудрее и добрее.
А любимую игрушку и друга «Би-Ба-Бошку» можно носить с собой повсюду, ведь она занимает совсем мало места!

Кукольный театр "Морозко"

Предлагаю вашему вниманию набор перчаточных кукол для постановки спектакля по русской народной сказке "Морозко". Такие куклы несложно сшить самим.

Обустройте свой маленький, домашний театр и расскажите своему ребенку с помощью перчаточных кукол любимую сказку. А также Вы можете придумать новую, увлекательную историю вместе с малышом. Возможно, скоро малыш сам порадует Вас веселым и интересным рассказом.

Такие игры развивают речь, воображение, внимание, мелкую и крупную моторику рук, а также способствуют обогащению словарного запаса.

Если вы решили создать свой домашний кукольный театр, несколько советов о том, как сделать куклу, вам не помешают.

Куклы - и главный инструмент, и основное действующее лицо, и содержание кукольного театра. Куклы интересны сами по себе, даже без движения. Движущиеся куклы, несомненно, явление чудесное. Или можно сказать так: куклы творят чудеса! Как только мама или папа надевают игрушку на руку, ребенок замирает в радостном ожидании. Перчаточная кукла Петрушка, к примеру, может вкрадчивым голосом спросить малыша, что у него случилось, почему кроха плачет. И родители удивятся – ребенок будет общаться с куклой! Расскажет перчаточной кукле о своей обиде на маму, несмотря на то, что эта игрушка надета на мамину руку!..
Конечно, перчаточные куклы существуют далеко не только для успокоения ребенка, хотя этот эффект и срабатывает гарантированно на приеме у врача, в поездке, или в любой ситуации, когда малыша необходимо успокоить. Но в первую очередь, игрушки на руку были придуманы для домашнего театра. Ведь с помощью самых незамысловатых перчаточных кукол можно дома создавать настоящие волшебные истории! При этом, совсем не обязательно быть мастером театрального искусства, - достаточно лишь перчаточных кукол и любимой сказки, а как сделать сказку живой – подскажет Ваше сердце и огромные глаза ребенка!..

ПЕРЧАТОЧНЫЕ КУКЛЫ ИЛИ КУКЛЫ БИБАБО.

На Руси издревле существовали петрушечники – актёры, выступавшие с куклами-Петрушками, надеваемыми на руку. Основой-туловищем такой куклы служит перчатка, сшитая по руке актёра.
Голова перчаточной куклы может быть размером от шарика для пинг-понга до крупного яблока. Слишком большая голова затрудняет работу актёра, ведь её вес приходится на его один палец. В то же время кукла должна быть хорошо видна в зрительном зале. И только в комнатном театре головки могут быть совсем маленькими.
Есть много способов изготовления кукольных головок. Чаще всего их делают из папье-маше. А для этого предварительно изготавливают головку из пластилина или глины.

Усы, бороду, брови на пластилиновой модели вылепливать не надо. Пока только вырежьте их из бумаги и приложите к модели, чтобы проверить точность образа. А уж потом вы сделаете их из соответствующего материала и наклеите на готовую головку.

Теперь надо выклеить головку из папье-маше прямо по пластилиновой модели. Для этого сварите клейстер: столовая ложка муки на полтора стакана воды. Можно добавить чайную ложку гранулированного столярного клея. Помешивая, чтобы не было комочков, поставьте на медленный огонь до закипания, но не кипятите. Пока клейстер остывает, возьмите мягкую бумагу двух цветов. Порвав её на мелкие кусочки, начинайте оклеивать пластилиновую модель. Слой одним цветом, слой другим, чтобы не сбиться. Всего пять-шесть слоёв. Теперь папье-маше должно высохнуть и затвердеть. Затвердевший слепок разрежьте, отделив лицевую часть от затылочной, снимите с пластилиновой модели и склейте полоской ткани.

Другой способ изготовления головы по пластилиновой модели – из марли с помощью клея ПВА и щетинной кисти. На пластилиновую скульптуру. Слой за слоем накладывайте полоски марли, пропитанные клеем ПВА. Время от времени лёгким нажимом кисти плотно прижимайте марлю к форме. Достаточно трёх-четырёх слоёв. После высыхания затвердевший марлевый слепок разрежьте на две половинки и снимите с модели. Половинки сшейте нитками.
На неокрашенную головку из папье-маше или марли с ПВА приклейте, если требуется, парик, усы, бороду, брови. Материал – какой подскажет ваша фантазия: мочалка, нитки, верёвка, тесьма, фетр, кожа, искусственный мех. Готовую головку загрунтуйте и распишите водоэмульсионной краской с добавлением гуаши нужных цветов.

Другие способы изготовления головок для перчаточных кукол – вырезать их ножом из плотного пенопласта или ножницами из поролона, а потом оклеить тканью. Такие головки тоже раскрашивают красками и при желании наклеивают на них выразительные детали лица: глаза, губы, нос, уши.
Очень просто сделать эффектную кукольную головку из плотной бумаги. Чаще всего это цилиндр с приклеенными сверху и снизу «крышечками». Но есть и другие интересные варианты. Головка разрисовывается яркими красками. Паричок, ресницы, бороду, усы делают из узких полосок бумаги и наклеивают. Отдельно можно приклеить нос и уши.
Руки – важная деталь для создания образа. Традиционно руки шьются по выкройке в форме варежек, выворачиваются наизнанку и набиваются ватой. Значительно сложнее. Но и гораздо интереснее изготовить кисти рук из пенопласта, оклеив их для прочности двумя слоями из папье-маше. Форма таких рук может быть гораздо выразительнее. Руки перчаточной куклы можно вырезать ножницами из поролона.
Если по действию спектакля кукла должна брать в руки какие-либо предметы, то к её ладошкам пришивают или приклеивают крючок, прищепку или липучку.
Ноги кукол делаются из тех же материалов, что и кисти рук. Их шьют в виде двух длинных мешочков и набивают ватой. В середине каждый мешочек простёгивают поперечным швом, чтобы образовался сгиб – колено.
Обувь куклы дополняет её образ, несёт свою изобразительную нагрузку. Башмаки, туфельки, сапожки выклеиваются из папье-маше или шьются из ткани и набиваются ватой. Всё это делается по предварительно разработанным и проверенным на бумаге выкройкам. Сверху кукольную обувь можно обтянуть искусственной кожей, фетром, сукном, трикотажем и подрисовать детали масляной или водоэмульсионной краской.
Корпус. Итак, готовы голова, руки, ноги куклы. Осталось сшить корпус, а точнее – специально скроенную перчатку. На плотной ткани, сложенной вдвое, обводится карандашом контур руки кукловода с загнутыми средним и безымянным пальцами.

У такой перчатки всего три пальца Мизинцем и большим пальцем кукловод будет управлять руками куклы, а указательным – головой. Возможно и другое расположение руки актёра в перчатке.

На четвертом рисунке ручки делают длиннее, к ним крепят палочки или проволочки-трости. При такой конструкции кукла двигается более естественно и плавно.
К нарисованному на ткани контуру руки делается припуск 1 см. Выкройку смётывают и примеряют по руке актёра. Если где-то тесно, припуск увеличивают. Очень важно, чтобы перчатка сидела удобно. После окончательной примерки перчатку сострачивают.

Концы пальцев отрезают. В них будут вклеены патронки для управления руками и головой куклы.
Патронки позволяют «оживить» куклу, привести в движение её голову, руки, ноги. Они соединяют все подвижные детали куклы с пальцами рук актёра-кукловода. Патронки – это трубочки из картона, склеенные столярным клеем либо клеем ПВА по толщине пальца. Они надеваются на палец до середины второй фаланги.

К тряпичным рукам-варежкам патронка крепится так: нижняя часть варежки, через которую её набивали ватой, надевается поверх патронки и привязывается к ней суровой ниткой или тонкой проволокой. Руки из пенопласта приклеиваются к патронкам столярным клеем, руки из поролона – клеем №88. Ноги перчаточной куклы редко бывают работающими. Если по действию необходимо, чтобы кукла ходила, свешивала ноги с ширмы, болтала ими, то в обувь вклеиваются патронки, которыми работает вторая кукла кукловода.
Костюм куклы надевается поверх перчатки. Желательно предварительно скроить его из бумаги. Сделайте примерку, заколов булавками на корпусе. Затем перенесите выкройку на материю и снова примерьте её на кукле. Во время примерки наденьте её на руку, подвигайте. Если всё в порядке, нигде не тянет, снимите и прострочите швы.
Одежда куклы играет очень важную роль в создании образа. Помимо внешнего вида в ней учитываются особенности фигуры персонажа. Если, например, надо изобразить толстяка или горбуна, то под костюм на перчатку пришиваются или приклеиваются толщинки из поролона.
Куклы-животные. Очень часто в кукольных спектаклях действуют персонажи-животные. Изготавливаются эти куклы так же, как и те, о которых уже рассказано. Можно лишь добавить, что перчатка зачастую служит и одеждой куклы. Она сшивается из двух половинок куклы (спинки и грудки) и выворачивается. Материал перчатки должен быть подобран по цвету и по фактуре. Лапки животного тоже учитываются в раскрое перчатки. Мордочки из папье-маше или пенопласта обтягиваются той же тканью, из которой сшит корпус-перчатка. Если кукла изображает белку, лису или обезьяну, то необходим хвост. Простейший способ – вырезать его ножницами из поролона и обтянуть тканью. Чтобы хвост был подвижным, в него вставляется металлическая проволока. Она служит и каркасом, придающим форму, и тростью управления. Так же делается и подвижный хобот слона. Для удобства конец проволоки согните в форме ручки. Для отделки корпуса кукол-животных можно использовать аппликацию из кусочков кожи, меха, фетра.