Грех. Духовная болезнь

При знакомстве с правилами церковной дисциплины нередко всплывает определение «епитимья», которое не всегда верующими людьми трактуется правильно.

Для чего нужна

Итак, что такое епитимья в православии? Это не кара за совершенный проступок, а лекарство, врачующее язву греха в душе.

Епитимья – это не наказание, а духовное лекарство.

В переводе с греческого «епитимья» означает «наказание по закону». Это есть добровольное исполнение православным христианином определенных ему священником исправительных действий: усиленное молитвенное правило , милостыня нуждающимся, строгий и длительный пост.

Детоубийство

За лишение жизни не родившегося на свет ребенка несут ответственность муж и жена вместе, особенно если они исповедуют православие и осознают тяжесть совершенного действа.

Важно! Епитимья за детоубийство, как правило, посылается Самим Отцом Небесным.

Этот грех может быть прощен, если человек сознательно и смиренно готов пронести через всю жизнь наказание. Это может быть:

  • полное бесплодие обоих супругов;
  • проблемы в семье;
  • болезни.

Важно понимать, что весь негатив, сопровождающий его житие на земле, послан за сделанные аборты.

Совет! Необходимо непрестанно каяться во грехах, выспрашивать прощения у Господа и более никогда не совершать подобного.

О деторождении в православной семье:

Блудодеяние

Всяческое прелюбодеяние запрещено седьмой Заповедью Слова Божиего.

Епитимьи. Борис Клементьев. Исповедь

Не допускается:

  • любое нарушение супружеской верности;
  • лесбиянство;
  • разврат и прочие блудливые связи.
Внимание! В качестве епитимьи возможно отлучение от Причастия на срок до 7 лет.

Если человек осознает тяжесть совершенного грехопадения и принимает епитимью, то результат его исправления будет действенным. Но отлучение от Причастия - это более трудное «наказание», нежели, например, чтение канонов или строгий пост.

Богохульство

Современные мужчины чаще впадают в грех богохульства.

Женщины же обычно проклинают, но по своей природе это та же хула. При наступлении «черной полосы» в жизни, дамы яростно негодуют против Промысла Божиего и Его Правосудия, считая Творца несправедливым. Часто они забываются и предаются воле диавола, как следствие - извергают сатанинские проклятия.

Все это богохульство, достойное адских мучений.

Клятвопреступление

Встречаются люди, дающие клятву на Библии или Распятии. Они считают, что совершают сие действо во имя Господа, Его Пречистой Матери или святого.

Клятвопреступление

На самом деле это согрешение направлено против Бога и ближних.

Важно! Этот смертный грех есть поругание величия Творца Неба и Земли.

Хищение

Присвоение в личную собственность чужих вещей без ведома их владельца.

Недостаточно лишь мыслей и желания вернуть украденное.

Важно! Необходимо не только возвратить вещь, но и возместить ущерб, который понес владелец за время отсутствия у него украденной вещи.

Ложь

Незначительная (малая) ложь не влечет тяжелых последствий.

Конечно, она есть грех, но не тяжкий. Но если же с помощью обмана человеку нанесен материальный или моральный ущерб, то грех становится тяжким.

Грешник обязан во что бы то ни стало исправить его и возместить. Только тогда Господь простит за зло, причиненное ложью.

Грех - это болезнь души, требующая срочного врачевания. Но до сих пор в мире не существует пилюли от душевных терзаний. Поэтому вместо таблеток существует епитимья.

Епитимия (от греч. эпитимион - наказание по закону) - добровольное исполнение кающимся по назначению духовника в качестве нравственно-исправительной меры дел благочестия (молитвы, милостыни, усиленного поста и др.).

Над человеком, исполнившим данную ему епитимью, священником, наложившим ее , должна быть прочитана особая разрешительная молитва, называемая молитвой над разрешаемым от запрещения.

Епитимия – это не наказание, а духовное лекарство, средство борьбы с укоренившимися благодаря долгому навыку страстями. Она назначается для помощи кающемуся в борьбе с грехом, искоренения навыка греха, для уврачевания ран, оставленных грехом в душе. Она помогает согрешившему обрести силы для истинного покаяния и духовно возродиться.

Необходимость епитимьи обусловлена тем, что тяжёлый грех наносит душе такие раны, для исцеления которых нужен особенный труд.

Св. Феофан Затворник пишет об этом:

«Грехи под действием разрешения духовного отца тотчас прощаются. Но след их остается в душе , - и он томит. По мере подвигов в противлении греховным позывам следы сии изглаждаются , а вместе с тем и томление то умаляется. Когда изгладятся совсем следы, - тогда и томлению конец. Душа будет в уверенности отпущения грехов. По сей-то причине - дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно - составляют основу чувств текущего путем спасения».

Иеромонах Иов (Гумеров):

"Когда речь идет о смертных грехах, необходимо различать: прощение грехов и врачевание души. В таинстве покаяния человек получает прощение грехов сразу, но здоровой душа становится не скоро. Можно провести аналогию с телом. Бывают болезни неопасные. Они легко лечатся и не оставляют никакого следа в организме. Но есть недуги тяжелые и опасные для жизни. По милости Божией и искусству врачей человек выздоровел, но к прежнему состоянию здоровья организм уже возвращается. Так и душа, вкусив яд смертного греха (блуд, занятие оккультизмом и проч.), серьезно подрывает духовное здоровье. Священники, которые имеют продолжительный опыт пастырства, знают, как трудно людям долго пребывавшим в смертных грехах, построить полноценную духовную жизнь на твердых основаниях и иметь плоды. Однако никто не должен унывать и отчаиваться, а прибегнуть Милостивому Врачу души и тела нашего…"

Возможные виды епитимий : поклоны во время чтения домашнего молитвенного правила, молитва Иисусова, духовное чтение (акафисты, жития святых), пост, милостыня - кому что нужнее. Епитимия всегда должна быть ограничена точным сроком и исполняться по твердому распорядку, например, чтение акафиста вместе с вечерним правилом в течение 40 дней.

К епитимье нужно относиться как к воле Божьей, высказанной через священника, принимая ее к обязательному исполнению.

Если грех совершался против ближнего, то необходимое условие, которое должно быть соблюдено перед выполнением епитимьи - это примирение с тем, кого обидел кающийся.

Святые отцы говорят, что совершенный грех врачуется противоположным воздействием.

Например, св. Иоанн Златоуст учит:

"Покаянием я называю не то, чтобы только отстать от прежних худых дел, но еще более то, чтобы делать добрые дела. «Сотворите, - говорит Иоанн, Предтеча Христов, - плоды достойные покаяния» (Лк. 3, 8). Как же нам сотворить их? Поступая напротив. Например, ты похищал чужое? - Вперед давай и свое. Долгое время любодействовал? - Теперь воздерживайся от общения со своею женою в известные дни и привыкай к воздержанию. Оскорблял и даже бил кого? - Вперед благословляй обижающих тебя и благодетельствуй биющим. Ибо для исцеления нашего не довольно только вынуть из тела стрелу, но еще нужно приложить лекарство к ране".

Поэтому добрые дела, назначаемые в качестве епитимьи, обычно противоположны совершённому греху. Например, сребролюбцу назначаются дела милосердия, ослабевающему в вере - коленопреклоненные молитвы, человеку невоздержанному назначается пост сверх положенного для всех; рассеянному и увлекающемуся мирскими удовольствиями - более частое хождение в храм, чтение Священного Писания, усиленная домашняя молитва и тому подобное.

Св. Феофан Затворник пишет о целительном действии епитимии:

"Чем показывается, что прощены кому-либо грехи? Тем, что он возненавидел грех... Как узда для коня, так и совершаемая епитимия для души человека. Она не дает ей снова приниматься за порочные дела, от которых кающийся еще только очищается. Епитимия приучает его к трудам и терпению и помогает видеть, до конца ли он возненавидел грех".

"Говорят выздоровевшему: “того не ешь, этого не пей, туда не ходи”. Не послушает и раздражит опять болезнь. Так и в духовной жизни. Надо трезвиться, бодрствовать, молиться: болезнь греховная и не воротится. Не станешь внимать себе, все без разбору позволишь себе и видеть, и слышать, и говорить, и действовать, - как тут не раздражиться греху и не взять силу снова? Господь велел прокаженному все исполнить по закону. Это вот что: по исповеди надо брать епитемию и верно ее исполнять; в ней сокрыта великая предохранительная сила. Но отчего иной говорит: одолела меня греховная привычка, не могу с собою сладить. Оттого, что или покаяние и исповедь были неполны, или после предосторожностей слабо держится, или блажь на себя напускает. Хочет без труда и самопринуждения все сделать, и посмеваем бывает от врага. Решись стоять до смерти и делом это покажи: увидишь, какая в этом сила. Правда, что во всякой непреодолимо являющейся страсти, враг овладевает душой, но это не оправдание; ибо он тотчас отбежит, как только произведешь, с Божиею помощию, поворот внутри".

Учение православной церкви о епитимье существенно отличается от учения о ней католической церкви, по которому епитимья - это не нравственно-исправительная мера, а именно наказание или возмездие за грех.

Православная Церковь, напротив, с древних времён видела в епитимье не что иное, как одно из врачебных средств. У св. Василия Великого для епитимии почти и нет никакого иного названия, как только врачевание; вся цель епитимии в том, чтобы согрешивших "извлещи из сети лукавого" (Василий Великого Правило 85) и чтобы "грех всячески низпровергати и истребляти" (Василия Великого Правило 29).

Точно такой же взгляд на покаяние найдем мы и у других святых отцов.

В древних иноческих уставах, например, в уставе Тавеннисиотского общежития, епитимия и покаяние рассматриваются как меры исправления и врачевания.

Преп. Иоанн Лествичник говорит:

"Каждая из страстей упраздняется одною какою-нибудь противной ей добродетелью".

2. Мера епитимьи - уврачевание ран души

Епитимия назначается по усмотрению священника в зависимости от тяжести грехов, от физического и духовного возраста и от меры раскаяния. Как нельзя телесные болезни лечить одним и тем же лекарством, так и духовные прещения имеют разнообразный характер.

"Как нет одного врачевания для телесных недугов, так нет и для душевных", - говорит Исаак Сирин.

Епитимия бывает единственным средством для исцеления болезней души, без которого она может погибнуть, и важно, чтобы кающийся смог её исполнить.Поэтому епитимья должна не только соответствовать силе греховной болезни души и быть средством, достаточным для исцеления, но и учитывать возможности и немощи человека.На кающегося возлагаются такие обязательства, исполнение которых и было бы ему по силам, и исправляло бы его, помогая ему победить свою страсть.

Кипрский старец Герман Ставровунийский учил:

"Епитимия есть лекарство, которое накладывает духовный отец, чтобы закрыть рану, излечить болезнь своего духовного чада". "Как врач не должен отшучиваться в беседе с больным, скрывая от него всю серьезность недуга, но прописывать необходимые пилюли, так должен поступать и духовный отец. Невозможно привести человека ко спасению, оправдывая в его сознании некоторые прегрешения, которые иной раз являются смертельными".

В Древнем патерике есть рассказ о монахе, который сделал страшный грех и его духовный отец дал ему небольшое наказание. Монах этот скоро умер и во сне явился своему духовному отцу: "Что ты наделал. Ты погубил меня, я в аду". Этот священник пришел на службу, лег у порога и сказал: "Пусть каждый наступит мне на грудь. Я убил человека".

Св. Феофан Затворник пишет о важности соблюдения установлений Церкви и о спасительности епитимьи:

"Если бы спасительность учения зависела от нашего воззрения на него и согласия вразумляемых, то был бы еще смысл, когда бы кто, из снисхождения к немощам или по каким-либо притязаниям века, вздумал перестраивать христианство и применять его к похотям сердца лукавого, а то ведь спасительность христианского домостроительства зависит вовсе не от нас, а от воли Божией, от того, что Сам Бог устроил именно такой путь спасения, и притом так, что другого пути нет и быть не может. Стало быть, учить как-нибудь иначе значит сбивать с пути правого и губить себя и других – какой же в этом смысл?

Горе, то есть, тем, кои прописывают всякие льготы и предлагают такие нежные порядки, чтобы никому не было неприятности ни сверху, ни снизу, не обращая внимания на то, спасительно ли то, или пагубно, угодно ли Богу, или нет. Вот что глаголет Господь таковым: «возглавия ваши и покрывала, то есть льстивыя, льготныя учения, которыми вы развращаете души, и души, развратившиеся таким учением, рассыплю, и вас, развратителей, погублю» (Иез.13, 17-18).

Вот вам и польза от льгот и снисхождений, которые знакомые ваши желают слышать от меня!

Расскажу вам один случай, которого я был почти что свидетелем на востоке. Согрешил один христианин, приходит к духовному отцу, кается и говорит: «Поступи со мною так, как закон велит. Я открываю тебе рану – уврачуй ее и, не жалея меня, делай что следует». Разжалобился духовник искренностью его раскаяния, да и не наложил того пластыря на рану, какой положен Церковию. Умер тот христианин. Через несколько времени является он во сне духовнику своему и говорит: «Я открыл тебе рану и попросил пластыря, а ты не дал мне его – вот за это меня и не оправдывают!» Скорбию объялась душа духовника по пробуждении от сна, не знал он, что и делать, а покойник снова является и в другой, и в третий раз, и много раз, то каждый день, то через день, то через неделю, и все повторяет те же слова: «Я просил пластыря, а ты мне не дал его, и вот мне худо за это». Истомился духовник от скорби и страха, пошел на Афон, наложил на себя по совету тамошних подвижников строгую епитимию, несколько лет провел в посте, молитве и трудах до тех пор, пока не получил извещения, что ради его смирения, сокрушения и труда прощен и он, и тот христианин, которого не уврачевал он по ложной снисходительности. Так вот до чего доводят поблажки и льготы! Да и кто дал нам власть прописывать их?"

Св. Феофан Затворник пишет, что Бог Сам налагает епитимью на согрешившего:

""Драл себя за волосы, бил по щекам до синяков и проч." И это сойдет. Но это не прочно. Тут много самости. Как это - так мы с колокольни в бурово болото... срам! А что Господа оскорбили и помина нет! Надо чувство сокрушения на эту сторону перевести, а не на себе останавливать, и переводите, и молите Бога не лишить прежней милости и помощи. И не лишит. Но будет епитимия. У Господа своя на всякого согрешившего налагается епитимия, которая состоит в том, что Он кающегося тотчас принимает в милость, но прежнего не ворочает ему тотчас, а ждет, как пойдет сокрушение и смирение. Если кто безжалостно помучает себя, то скоро возвращает, а если поблажку себе дает, то не скоро. Есть термин (предел) когда сие бывает. Душа услышит глас Господа: "отпущаются тебе греси твои"".

Архим. Иоанн (Крестьянкин) пишет о епитимье, посылаемой Самим Богом:

"Вы спрашиваете о нераскаянных грехах. Но есть такие грехи, за которые словесного покаяния мало, а попускает Господь скорби, это и есть покаяние делом. И враг на согрешающих смертными грехами предъявляет свои права. Результат этого Вы реально ощущаете в своей жизни. Наберитесь терпения в молитве и в сознании, что несете от Господа данную Вам во спасение епитимию".

При сознании спасительности епитимьи, Церковь всегда соразмеряла её меру с мерой покаяния человека , как врач выбираем лекарства, учитывая силу болезни.

Св. Василий Великий назначает для кающегося весьма продолжительные епитимии, но срок епитимий, по его взгляду, не есть что-либо самодовлеющее, а всецело определяется пользой кающегося. Епитимия должна простираться только до тех пор, пока она нужна для душевной пользы согрешившего человека, врачевание надо измерять не временем, но образом покаяния:


Аще кто бы то ни был из падших в вышеписанные грехи, исповедавшись, сделается ревностным в исправлении, то приявший от человеколюбия Божия власть разрешати и связывати не будет достоин осуждения, когда, видя крайне усердное исповедание согрешившего, соделается милостивее и сократить епитимию (Василия Великого Правило 74).

Все сие пишем ради того, да испытуются плоды покаяния. Ибо мы не по одному времени судим о сем, но взираем на образ покаяния (Василия Великого Правило 84).

Врачевание измеряти не временем, но образом покаяния (Правило 2).

В этих словах кратко и вполне ясно выражен взгляд св. Василия Великого на сущность покаяния и епитимии: покаяние и епитимия имеют одну высокую цель - совершенствование христианской личности.

Так же учит и святитель Иоанн Златоуст:

"У меня вопрос не о продолжительности времени, а об исправлении души. Покажи же мне (исправление); если они пришли в сокрушение, если переменились, то все сделано; а если нет этого, не поможет время. Уврачевание связанного пусть будет сроком к разрешению".

Св. Иоанн Златоуст подчёркивал необходимость рассудительного и мудрого назначения епитимии:

«Я могу указать на многих, дошедших до крайней степени зла, потому что на них было наложено наказание, соответствующее их грехам. Определять наказание по мере грехов до́лжно не просто, но соображаясь с расположением грешников, чтобы, зашивая разрыв, не сделать бо́льшей прорехи и, стараясь поднять падшего, не причинить еще бо́льшего падения».

Совершенно таков же взгляд на сущность покаяния и значение епитимии, выраженный в послании св. Григория Нисского.

Св. Григорий пишет:

«Как в телесном врачевании цель врачебного искусства есть едина - возвращенье здравия болящему, а образ врачевания различен, ибо по различию недугов в каждой болезни прилагается приличный способ врачевания; так и в душевных болезнях, по множеству и разнообразию страстей, необходимым делается многообразное целебное попечение, которое соответственно недугу производит врачевание».

Церковь заботится только о пользе своих членов, которые могут иногда болеть. Грех св. Григорий Нисский и называет болезнью (Правило 6), которую нужно врачевать покаянием, соответствующим греху.

Время покаянной епитимии само по себе и для св. Григория Нисского не имеет никакого значения. "Во всяком роде преступления прежде всего смотрети должно, каково расположение врачуемого, и ко уврачеванию почитати достаточным не время (ибо какое врачевание может быти от времени?), но произволение того, который врачует себя покаянием " (Григория Нисского Правило 8).

Эти именно взгляды "со услаждением" приняли отцы Седьмого Вселенского собора, которые определили правилам св. Василия Великого и Григория Нисского "пребыть на веки несокрушимы и непоколеблемы" (Седьмого собора Правило 1). Отцы Первого Вселенского собора 12-м правилом постановили: "надлежит приимати в разсуждение расположение и образ покаяния». Шестой Вселенский собор, канонизовавший покаянные правила Василия Великого и Григория Нисского, как бы в подтверждение их, выразил и свой взгляд на покаяние:

Приявшие от Бога власти решити и вязати должны рассматривати качество греха и готовность согрешившего ко обращению, и тако употребляти приличное недугу врачевание, дабы, не соблюдая меры в том и другом, не утратити спасения недугующего... У Бога и у приявшего пастырское водительство все попечение о том, дабы овцу заблудшую возвратити и уязвленную змием уврачевати.

Не должно ниже гнати по стремнинам отчаяния, ниже опускати бразды к расслаблению жизни и к небрежению; но должно непременно которым либо образом или посредством суровых и вяжущих, или посредством более мягких и легких врачебных средств противодействовати недугу и к заживлению раны подвизатися, и плоды покаяния испытывати, и мудро управляти человеком, призываемом к горнему просвещению. (Правило 102).

Игумен Нектарий (Морозов):

«Господь ищет не удовлетворения в юридическом смысле, а другого - сердца сокрушенного и смиренного, сердца, от греха отвращающегося. Епитимья - это деятельное выражение нашего покаяния. Если человек совершил грех, особенно если это грех тяжкий - требуется нечто, что помогло бы ему самому этот грех прочувствовать и осознать. Виждь смирение мое и труд мой и остави вся грехи моя - это слова из 24-го Псалма. Человек смиряется и трудится, а Господь посылает ему Свою благодать.
Если человеку не дает епитимью священник, ему дает ее Господь. Только человек это не всегда замечает. Очень важно и заметить вовремя, и правильно отнестись. Это могут быть болезнь, невзгоды, неурядицы. Если человек понимает, что это ниспослано ему во исцеление его грехов и страстей, тогда такая епитимья, наложенная Самим Богом, бывает спасительна».

Епитимия может быть связана с запрещением, то есть с лишением Причастия на более или менее продолжительный срок, или даваться только в форме усиленного поста, милостыни, поклонов и иных подвигов.

Ради снисхождения к кающимся, учитывая множество факторов, священники могут разрешать кающихся в тяжёлых грехах без отлучения от Святого Причастия. Иногда христиане делают из этого неверные выводы, думая, что грех был невелик и по отпущении греха душа уже совершенно исцелена, и исполняют данную им епитимью без полноценного покаяния, что приводит к возрастанию страсти и к новому падению. Поэтому важно понимать, что допущение кающегося в смертном грехе ко Святому Причастию – это дело пастырской снисходительности к его немощам или условиям жизни и акт рассудительного милосердия, совершаемый в числе прочих доводов и для того, чтобы в приобщении ко Святым Тайнам кающийся получил от Бога силы для борьбы с грехом. Поэтому и отвечать на такое решение священника следует усиленными подвигами покаяния и исправлением жизни. Этому учат нас, в частности, пастырские наставления св. Феофана Затворника.

В письме одному из монастырских духовников святитель Феофан советует:

«Вы спрашиваете относительно отлучения от св. Причастия. - Мне думается, что коль скоро исповедающийся являет сокрушение и полагает нелицемерное намерение воздерживаться от греха, подвергающего сему отлучению, то этого можно не делать, не по поблажке, а из опасения, как бы от сего хуже не было. … Где возьмет силы кающийся и ищущий исправления?! - И будет отлучение - предание его в когти врагу. - Потому полагаю, что лучше ограничиваться наложением епитимии, - только с осмотрительностью и применительно к делу. - Опыт научит».

В других письмах святитель Феофан Затворник пишет:

«Что всех допускаете к св. Тайнам, мне думается, не худо. Но требуйте твердой решимости - воздерживаться прочее от грехов. Эта решимость есть настоящая сокровищница для святых и божественных Таин. - И епитимию налагайте и строго требуйте исполнения. Которые вновь грешат, журите - без гнева, а с сожалением, - и воодушевив, разрешайте, с увеличением епитимии небольшим».

«В прежнем письме… вы писали, что всех разрешаете приступать к св. Тайнам. Это очень милостиво, и, думаю, не противно Господу всемилостивому. Но, также думается, не расслабить бы тем приходящих. Искреннее раскаяние всегда достойно снисхождения; но приходящих к исповеди равнодушно можно как-нибудь расшевеливать. Спросите иного, можно ли отложить разрешение его на сколько-нибудь времени? Не затруднит ли это его в каком-либо отношении? Если можно; то и отложите, наложив на это время епитимию - поклонами, воздержанием в пище и сне, паче же сокрушением. Когда искренно исполнит, тогда и разрешите. - И увещавайте, чтоб воздерживались от грехов».

3. О возможности перемены епитимьи

Если кающийся по тем или иным причинам не может исполнить епитимью, то он должен обратиться за благословением, как поступать в этом случае, к тому священнику, который ее наложил.

Правила Церкви определили, что епитимья, наложенная одним лицом, не может быть разрешена другим лицом равной иерархической степени. Епитимью, наложенную священником, может изменить только епископ. Даже в том случае, когда запрещение было наложено по малодушию или вражде (распре), или какому-либо подобному неудовольствию епископа, снятие такого запрещения может последовать только по суду собора епископов (Платон (Фивейский), архиепископ. Напоминание священнику об обязанностях его при совершении таинства покаяния. СПб., 2004) (См. тж. об этом: О должностях пресвитеров приходских. Параграф 110. - М., 2004. Никодим (Милаш), священноисповедник. Правила Святых Апостолов и Вселенских соборов с толкованиями. Правило 32 Святых Апостолов; Правило 13 Первого Вселенского Собора, Никейского. Григорий Нисский, свт. Каноническое Послание к Литоию Мелитинскому. Правило 5).

Возможны, однако, некоторые исключения из этого правила:

а) в случае смерти отлучившего;

б) в случае смертной опасности, которой подвергается находящийся под запрещением. В этом случае священник может разрешить от запрещения, наложенного не только священником, но даже и епископом, но под условием, что в случае выздоровления покаявшийся исполнит возложенную на него епитимию. «…Разрешить от епитимии может только тот священник, который ее наложил; другой священник, согласно церковным правилам, не может разрешать не им запрещенного. Это правило имеет исключение лишь в тех случаях, когда человек умирает под запрещением; такого разрешать должен всякий священник, напутствующий его при смерти» (Сильченков Н., свящ. Практическое руководство при совершении приходских треб. О епитимии).

в) Также допускается в виде исключения возможность перемены вторым духовником епитимии, наложенной другим духовником, если первый духовник не сохранил надлежащей меры и справедливости и при перемене условий жизни христианина. ««Бывают иногда обстоятельства, которые совершенно изменяют образ жизни кающагося (например внезапное обнищание, перемена службы и занятий), и делают невозможным исполнение возложенной епитимии. В таком случае при отдаленности или долговременном отсутствии наложившого епитимию, может изменить ее и другой духовник (Карф. 52), но не иначе, как при совершении таинства исповеди, и после подробного изследования качества, степени и силы грехов, за которые наложена епитимия, и очевидного убеждения в невозможности исполнить ее при перемене образа жизни кающагося», - пишет архиепископ Платон (Фивейский). Однако если епитимия наложена епископом, священник её изменить не может.



При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна


(8 голосов : 5.0 из 5 )

архиепископ «Напоминание священнику об обязанностях его при совершении таинства покаяния» часть 1, СПб, Воскресение, 2004

В приведенном тексте частично сохранены особенности орфографии и пунктуации оригинала.

Епитимия вообще означает понесение каких либо особых трудов и подвигов и совершение какого либо доброго дела, угодного Богу, для исправления жизни и заглаждения неправды греха.

В епитимию назначаются пост, и милостыня. Под молитвою, кроме молитвы в собственном смысле, разумеются все дела благочестия и богопочтения, под постом – не только пост в собственном смысле, но и все подвиги самоумерщвления и самоотвержения, под милостынею – все дела милосердия духовного и телесного.

В рукописном требнике XIV . Синодальной Библиотеки под № 378, вот что сказано: таковые деяния подобают кающемуся: а) воздержание о греха; б) слезы; в) милостыня; г) отпущение должникам; д) любовь ко всем; е) смирение; ж) неосуждение никого (См. Описание Невоструева. М. 1869г., стр. 231).

Святейший патриарх Константинопольский Иеремия в ответ лютеранам пишет: «отпущение грехов мы сопровождаем епитимиями по многим уважительным причинам. Во 1ых для того, чтобы чрез добровольное злострадание здесь , грешнику освободиться от тяжкого невольного наказания там , в другой жизни; ибо Господь ничем столько не умилостивляется, как страданием и тем более страданием добровольным. Потому и св. Григорий говорит, что за слезы воздается человеколюбием; во 2ых для того, чтобы истребить в грешнике те страстные вожделения плоти, которые порождают грех; ибо мы знаем, что противное врачуется противным; в 3их для того, чтобы епитимия служила как бы узами или уздою для души и не давала ей снова приниматься за те же порочные дела, от которых она еще только очищается; в 4ых для того чтобы приучить к трудам и терпению, ибо добродетель есть дело трудов; в 5ых для того, чтобы нам видеть и знать, совершенно ли кающийся возненавидел грех» (Хр. Чт. 1842г. Т.I , стр. 244).

«Прежние грехи, говорит св. Златоуст, все очищены благодатию и человеколюбием распятого Христа; но те которые сделаны после крещения, многого требуют труда для изглаждения их, они требуют слез наших и исповеди, милостыни, молитв и всех родов благочестия. Так и после крещения заглаждаются грехи, но с великим трудом и усилием» (36 слово о покаянии).

Природа наша, сколько ни слаба, ни бессильна для добрых дел, однако милосердный Бог, Который даровал нам Своего Сына в цену избавления, дарует достоинство заслуги всякому добру нами сделанному, всякой скорби нами понесенной, и принимает их в очищение наших грехов, когда при сем возлагаем наше упование на заслуги Господа нашего Иисуса Христа. Епитимия тесно соединена с сокрушением и решимостью удаляться о греха и есть естественное следствие их; она есть существенная принадлежность таинства покаяния. Не должно преподавать разрешение тому, кто не хочет понести епитимии сообразной с грехом. Хотя епитимия и не считается безусловно необходимою для получения прощения во грехах, но разрешать кающегося без епитимии может духовник только по особому рассмотрению; святитель Петр митрополит Московский в своем поучении иереям пишет: «Без епитимии детей своих не держите, но подайте заповедь противу греху комуждо по своей силе: во время во время подобно связати, во время разрешати » (см. Историю Русской Церкви. А. Макария. Том 5. Спб. 1866г., стр.413).

Цель епитимии

Из сказанного открывается, что епитимия есть лучшее средство к предохранению человека от грехов и к преуспеянию в духовной жизни и служит более или менее к истреблению худых навыков, к избежанию случаев ко греху, к предохранению сердца от земных пристрастий; в этом отношении епитимия есть и врачество против грехов. Она иногда требуется совестью кающегося как необходимость неизбежная. Так, в руководстве для сельских пастырей 1860г. стр 449 сказано, что обратившийся к православию из раскольников снова уклонился в раскол, потому что священник не назначал ему епитимии.

Средства к исполнению епитимии

Из самого понятия епитимии очевидно, что она должна состоять в понесении особых трудов и подвигов, в совершении добрых дел. Три рода подвигов могут служить к уврачеванию грехов, именно: а) терпеливое перенесение того, что происходит от Божественного Провидения или от людей или от природы, б) претерпение того, что мы сами избираем, наконец: в) перенесение того, что налагает отец духовный. Так беспредельна к нам благость Господа, что не только наказание за грехи, добровольно нами принятое или возложенное священником, но даже самые временные наказания, которыми Он посещает нас, если мы терпеливо переносим их, могут исходатайствовать нам милость Его. Посему, тем людям, которые принуждены тяжким трудом снискивать себе ежедневное пропитание, которые находятся в крайней бедности, в тяжкой продолжительной болезни, полезно предписывать, чтобы они ежедневно по утру и по вечеру и, если могут, чаще возобновляли в сердце своем сокрушение о грехах и приносили Богу в жертву молитвенно все труды, тягости и скорби, которые по воле Божественного Провидения определено им терпеть в сей жизни.

Качества епитимии

Духовник при наложении епитимии должен иметь в виду и грехи, за которые должно наложить епитимию, и кающихся, на которых налагает, т.е. должен сохранять соответственность между свойством и важностью наказания и грехов, сообразно качеству и состоянию кающегося. Посему, епитимии тогда могут быть спасительны кающимся, когда они будут сообразны: а) со свойством; б) с качеством грехов; в) с душевным состоянием кающегося; г) с внешними отношениями; д) с доброю славою и другими обязанностями его.

а) Соразмерность епитимии со свойством грехов.

Епитимии должны быть совершенно противоположны свойству грехов и господствующей в грешнике страсти, которая есть главный источник оных. Епитимия для того и установлена, чтобы отклонить грешника от греха и, по выражению святого Дмитрия, как бы уздою восстягнуть его, чтобы истребить порочные навыки, приобретенные в худой жизни. Так, святой Василий пишет:«Ты злословил? Благослови. Ты лихоимствовал? Отдай. Ты упивался? Постись. Ты гордился? Смирися. Ты завидовал? Утешь» (на 32 Пс. Стр. 265). Также св. Златоуст говорит «покаянием я называю не то, чтобы только отстать от прежних худых дел, но еще более то, чтобы делать добрые дела. Сотворите, говорит Иоанн (Предтеча Христов), плоды достойны покаяния. Как же нам сотворить их? Поступая напротив. Например, ты похищал чужое? – Вперед давай и свое. Долгое время любодействовал? – Теперь воздерживайся от общения со своей женою в известные дни и привыкай к воздержанию. Окорблял и даже бил кого? – Вперед благословляй обижающих тебя и благодетельствуй бьющим. Ибо для исцеления нашего недовольно только вынуть из тела стрелу, но еще нужно приложить лекарство к ране. Ты прежде предавался сластолюбию и пьянству? – Теперь постись и пей одну воду. Прежде на чужую красоту ты смотрел сладострастными очами? – Вперед совсем не смотри на женщин, ибо сказано: уклонися от зла и сотвори благо» (Злат. Бесед. Х на Матф. Стр. 189, 190). Но когда говорим, что духовник при наложении епитимии должен смотреть на свойство грехов, то не должно думать, что каждый особенный грех требует особенной епитимии. Это для кающегося будет крайне тягостно; даже по причине множества дел, на него возложенных, он может быть не сделает ни одного. Надобно избирать только такие дела, которые могут ослабить и почти совсем уничтожить господствующую в душе страсть, от которой происходит большая часть грехов его. Нельзя вычерпать воду из протоков, когда не заградится источник и нельзя излечить болезни, когда не уничтожено ее начало (Так, люди простые очень часто обвиняют себя во внешних грехах, например, я во время работы бранился, клялся, говорил6 забыл меня Бог, или почему смерть долго не приходит ко мне? Неопытные священники по окончании исповеди говорят таким грешникам: ты не должен говорить сего, в наказание положи 18 или 20 поклонов. Но такая епитимия не исцелит душевной язвы, ибо ясно, что: а) кающийся не смотрит на источник слов своих, который находится в сердце; б) он не знает как заградить сей источник; в) не знает истинного духа христианства. Итак, священник должен узнать начало сих внешних грехов и, узнав, против него предложить врачество, которое и будет епитимия. Здесь кстати заметить, что неопытные духовники большей частью налагают такую епитимью, которая служит только наказанием, а не врачеством для кающегося; но епитимия должна быть не столько наказанием, сколько врачеством против греха.)

Кроме сего, чтобы епитимия не была без плода, при наложении оной должно обращать внимание на внешние случаи грехов и причины их; ибо то, что служит удалению причин и случаев ко грехам, весьма спасительно для грешника и вместе составляет весьма тяжкое наказание. Так, человеку, который вовлекался во грехи худым сообществом, должно предписать как епитимию, удаление худых сообществ; кто в уединении предается греху, тому должно предписать, как епитимию, сообразную со свойством греха до тех пор кающийся должен исполнять, пока имеет в ней нужду та греховная болезнь, для излечения которой она употребляется; она должна продолжаться до тех пор, пока перестанут обнаруживаться гибельные признаки греха, как больному телом дают лекарство до тех пор, пока восстановиться его здоровье. Не должно думать, чтобы словами, сказанными священником: «прощаю и разрешаю», совершилось уврачевание расслабленной души, и, будто, после сего человек без всяких усилий может идти по пути добродетели и свободно течь по стезям заповедей Господних. Благодать, преподаваемая через таинство покаяния, конечно помогает кающемуся в совершении Божественного закона, но необходимо должно содействовать благодати через собственный подвиг в добродетелях, противоположных прежним порокам, и через непрестанное сопротивление страсти, господствовавшей в человеке. А сей цели служит епитимия. Продолжительные епитимии должно одобрить по двум причинам. Вопервых потому, что повторением добрых действий удобнее искореняются худые навыки, так, например, назначенную милостыню разделить лучше на несколько раз, нежели всю отдать зараз; вовторых, через сие повторение добрых действий воспитается отвращение ко грехам, который после разрешения легко забываются.

б) Качество грехов

Епитимия должна быть соразмерна с качеством грехов. Глубокая язва имеет нужду и в сильном врачестве, тяжкое преступление требует нелегкой епитимии. Чрезмерная легкость и послабление в этом делают много вреда: грешник привыкает думать, что грех, им сделанный, не так тяжек и требования таинства покаяния не так строги, когда для получения прощения в тяжких грехах довольно только прочитать немного молитв. Посему, как повелевают соборы и отцы церкви, священник при наложении епитимии должен обращать внимание на тяжесть грехов, имея в виду число их и время, в преодоление которого грешник оставался в грехе. Так, первый Вселенский собор постановил: «которые равнодушно понесли свое грехопадение и вид вхождения в возомнили для себя довольным ко обращению, те всецело да исполняют время покаяния » (пр. 12). Шестой Вселенский собор: «у Бога и у приявшего пастырское водительство, все попечение о том, чтобы овцу заблудшую возвратить, и уязвенную змием уврачевати, недолжно ниже гнати по стремнинам отчаяния, ниже спускати бразды к расслаблению жизни и небрежению, но должно непременно, которым либо образом – или посредством суровых и вяжущих, или посредством более мягких и легких врачебных средств, противодействовати недугу и к заживлению раны подвизатися. Подобает убо нам то и другое ведати и приличное ревности кающагося и требуемое обычаем: для неприемлющих же совершенства покаяния следовати преданному образу, т.е вполне соблюдать предписанное правилами » (пр. 102 сн. Вас. Великий 3). Но при назначении епитимии сообразно тяжести, числу и продолжительности грехов, не должно налагать на грешников бремена неудобоносимые или очень трудные по себе, или по тем обстоятельствам, в каких находится кающийся. От неразумной строгости люди легко могут прийти в отчаяние и будут удаляться от частой исповеди. Лучше наложить епитимию меньшую надлежащего, нежели большую. Где отец щедр там раздаятель не должен быть чрезмерно скуп. Ежели Бог милосерд, то для чего быть чрезмерно строгим священнику. Ежели священник хочет быть святым, то пусть будет строг к себе, а к другим более снисходителен. Легкая епитимия часто исполняется с большей скорбью о грехах, нежели трудная которая нередко исполняется неохотно и со скукою. Как благоразумный врач иногда не дает больному сильного лекарства, нужного для излечения его болезни, чтобы не подвергнуть слабого большей опасности; так и священник движимый Духом Божиим, не всегда налагает все наказание вполне соответствующее тяжести греха, чтобы какойнибудь немощный не пришел в отчаяние от тяжести наказания и совсем не удалился от покаяния. Как исповедающему, так и исповдающемуся полезно знать те наказания, какие древняя определяла грешникам: последнему для того, чтобы он более почувствовал сокрушение о грехах и охотнее понес легкую епитимию, назначенную ему духовником; а духовнику для того, чтобы, видя строгость древней церкви, не впадать в чрезмерную слабость, которая не отводит грешников от греха, но часто бывает причиною того, что человек, надеясь получить прощение, свободно предается грехам.

в) С душевным состоянием кающегося.

Епитимия должна быть приспособлена к душевному состоянию кающихся. «Не только сообразно с свойством преступлений, но и сообразно с качествами самых грешников должно налагать епитимию, как Павел поступил с Коринфянином; он боялся немощи его и потому повелевал просить и утешить его, чтобы он не был поглощен чрезмерною скорбью » (Златоуст. Бесед. 1 на 1 гл. 2 Кор.). Итак, при наложении епитимии, должно смотреть на душевное состояние кающегося, на качество ума, воли и сердца его, и сколько имеет твердости и слабости, какой у него темперамент и проч. Особенно должно обращать внимание на расположение кающегося. Ибо если кающийся обнаружит несомненные признаки перемены духа, т.е. будет удаляться случаев ко греху, обратившемуся уже для него в привычку, примет меры к восстановлению чести другого лица им оскорбленного; возвратит имение похищенное; если имеет глубокое сокрушение и готов делать все, что необходимо для его исправления, заботится о благоугождении Богу, на сего человека надобно наложить епитимию более легкую, нежели на того, который ничего не сделал для очищения своего греха, остается равнодушным к своему греховному состоянию, не обнаруживает раскаяния и исправления и, не удерживаясь от грехов, предается рассеянной и нерадивой жизни. «Во всяком роде преступления » говорит св. , «прежде всего смотреть должно, каково расположение врачуемого и ко уврачеванию достаточным почитати не время, ибо какое исцеление может быть от времени? Но произволение того который врачует себя покаянием » (прав. 8).

г) С внешним состоянием кающегося.

При наложении епитимии должно иметь в виду и внешнее состояние кающегося, его возраст и пол. Не должно налагать на кающегося такой епитимии, какой не может исполнить, напр., не должно предписывать милостыню такому человеку, который не имеет никакой собственности, или назначать такую епитимию, которая может расстроить здоровье кающегося, напр. Пост старикам, детям, беременным женщинам, кормилицам. Гораздо выше умерщвлений телесных умерщвления духовные, внутренние, через которые ни здоровье, ни другое что не подвергается опасности. Таковы, напр., отвержение собственной воли, обуздание языка, глаз и других чувств.

Равным образом, нельзя предписывать продолжительных молитв или размышлений, утомительных для ума, лежащему на одре болезни, и терпящему большие нужды и скорби, но гораздо более полезно будет, если такой кающийся решится переносить болезнь или другие лишения и бедствия в духе смирения и сокрушения сердца, как самые приличные врачества для исправления его, будет удерживаться от всякого, даже малейшего, негодования или ропота против святейшей воли Божией, но будет предаваться Божественному Промыслу и таким образом вознаградить дела епитимии, к которым не способен, терпением, преданностью и послушанием. Также должно остерегаться, чтобы и на здоровых телом, но промышляющими трудами рук своих, не налагать в буднишние дни продолжительных молитв или милостыни, которых они не могут исполнить. Лучше внушить им, чтобы они в воскресные и праздничные дни не оставляли богослужения и во храме, и вне храма сохраняли смирение и кротость; чтобы ревностнее заботились о благоговении и молитве к Богу и чаще в семействе говорили о Боге с благоговением, чтобы не оставляли никогда утренних и вечерних молитв, чтобы представляли Господу Богу в очищение грехов своих свою трудную жизнь, все нужды и скорби свои, а в продолжение работы чаще в сердце своем говорили, подобно мытарю: Боже, милостив буди мне грешному и т.п., а особенно – Иисусову молитву. Впрочем, это полезно и тем, которые изобилуют благами земными и, проводя свою жизнь в удовольствиях, в радостях земных, прилагают грехи ко грехам.

д) С доброю славою и другими отношениями кающегося.

Епитимия налагаемая священником на кающегося, не должна вредить доброй славе его и обязанностям, лежащим на нем. Отец духовный должен остерегаться налагать такую епитимию, которая могла бы и нанести ему бесчестие. Кающийся исповедуется в уверенности, что никто не узнает грехов его. дает такое правило относительно сего: «жен прелюбодействовавших и исповедывающихся в том по благочестию, или каким бы то ни было образом обличившихся, отцы нам запретили явными творити, да не предадим причины смерти обличенных» (прав. 34). Не должен налагать священник и такой епитимии, которая может вести кающегося к нарушению других обязанностей. А сие случилось бы, если бы, например, духовник предписал слуге, чтобы он каждый день был при Божественной службе или подавал большую милостыню, и если бы потребовал от кающегося, чтобы удалился от таких лиц, с которыми вместе он обязан жить.

Посему духовник должен спрашивать кающегося, может ли он исполнять возлагаемую на него епитимию или нет; если не может, то или изменить, или уменьшить ее.

За тайные грехи, хотя бы они были тяжкие, не должно налагать явной епитимии. Но если встретится случай, в котором, по мнению духовника, должно наложить на кающегося публичную епитимию, то священник должен попросить о сем разрешения у своего Архиерея.

О древних церковных правилах касательно епитимии.

Положительные правила об епитимиях, назначенные соборами и отцами церкви, самым лучшим образом указывают духовнику, какие он должен налагать епитимии; отступление от сих правил, по одному только своемыслию показывало бы дерзость богопротивную, ибо суд церкви есть суд Божий. Впрочем сии правила не суть неприменяемые догматы, ибо 1) в самих сих правилах говорится, что надобно смотреть более всего на причины греха и на обращение кающегося и, сообразно тому, налагать епитимию. Так говорит 102 правило 6 Вселенского собора. Так рассуждает Златоуст: «не просто по мере грехов наказания полагати подобает, но смотрети на произволение согрешивших, да не больше раздерем, когда разодранное сошити хощем, и да не в тягчайшее падение приведем, когда лежащего воздвигнути желаем. Ибо немощные и необузданные и властелину мира сего по большей части вдавшиеся человецы ище и благородием и превосходством хвалитисти могущие, не скоро и помалу к исправлению обращающиеся могут еще и не совершенно, обаче поне от части, от обдержащих себе зол свободитися: жестоко бо употребляющий наказания; и малою жестокостью отвратит оных от исправления; ибо душа стыд погубившая, в отчаяние впадет и уже к тому ни тихому наставлению повинуется, ни прощенными устрашается, ниже благодеянии умягчается, но бывают горшая града онаго, его же обличая Пророк глаголет: лицо прелюбодейцы сотворися тебе, не стыдишися пред всеми. Того ради многое рассуждение пастырь имети должен и очи бесчисленные, дабы отвсюду рассмотрети возмог души состояние; яко бо многие отвергают надежду исправления своего и в отчаяние спасения впадают, понеже врачества жестокого претерпети не могут: наказания ненавидящие, в презорство и нерадение вдают себе, злейшие нежели прежде бывают и вящще к греху устремляются, подобает убо ничтоже не испытанное оставляти, но вся прилежно рассматривая, пристойное приходящему лицу подавати врачество, да нен суетное возмнить бытии тщание свое » (слов. 2 о Свящ.). Он же в первом слове к Феодору падшему говорит: «никогда же Бог, презирает покаяние, верно и простым сердцем творимое, аще бы кто и в крайние беззакония достиг, но возвратитися оттуда на путь добродетельный желает, приемлет его и объемлет милостивне, не времени бо долготою, но обращения истинною покаяние совершается ». (См. пр. 84). Посему: 2) Соборы и отцы Церкви согрешившим в одних и тех же грехах назначают различное наказание, смотря по различию душевных их расположений, например, обличенному блуднику назначается тягчайшее наказание, нежели добровольно исповедавшему свой грех (см. Григ. Нисского в посл. Лит. Пр.). Наконец: 3) кормчая книга прямо говорит о правилах касательно епитимии: «вязать и решить власть приемый недугующих грехи, велико сокрушение видя едино от прежде реченных умалит время », т.е. позволяет отступать о правил в известных случаях (74 пр. Вас. В.). Следовательно, несправедливо поступают те духовники, которые, слепо держась требника, налагают без всякого рассуждения только те наказания, какие показаны в требнике (Духов. Регламент. О пр. и диак. 14 пр.).

Способ налагать епитимию на кающегося

Епитимия не только должна быть сообразна с качеством грехов, преступлений и с свойством кающегося, но должна быть налагаема надлежащим образом.

1. Епитимия должна быть предложена в определенных и ясных словах; в предписании духовника не должно быть ничего сомнительного и неточного. Духовник должен всегда в точности определить способ, время и место исполнения епитимии, сказать кающемуся, когда ему исполнять епитимию, когда начать, назначив с точностью время. Как скоро епитимия будет ясно и определенно выражена, то кающемуся трудно будет забыть ее. Притом, епитимия определенная гораздо охотнее и внимательнее исполняется нежели предписанная в общих выражениях. Когда точно не определено время, на какое назначается епитимия, то кающиеся остаются большей частью в беспокойстве и смущении.

2. Но особенно духовник должен сохранять всю кротость, всю любовь, помня слова апостола: «Аще и впадет человек в некое прегрешение, вы, духовнии, исправляйте такового духом кротости » (Галл. 6,1). Священник при таинстве покаяния есть наместник Иисуса Христа, и таинство покаяния есть таинство не гнева, но милосердия. Больных телом можно лечить и против их воли если они противятся, то их связывают и делают им нужные прижигания и сечения, но грешник, если не хочет быть исцелен, то и не может. Требуется особенное благоразумие со стороны духовника, чтобы он, при помощи благодати Божией, возбудил во грешнике желание исцеления, чего не достигнет, если кротостью не приобретет доверенности его. А в сокрушение может привести грешника скорее кротость и снисхождение, нежели излишняя строгость.

3. Духовник, действуя всегда с христианской кротостью и любовью должен довести кающегося до того, чтобы сей охотно принял епитимию и исполнил ее во всей точности.

Как это сделать? Кроме того, что духовник должен воздержаться от резких и жестоких слов, от сухого и холодного обращения, которое отталкивает сердце, и употреблять всю кротость и снисхождение, особенно от него требуется: а) чтобы он при наложении епитимии действовал постепенно, т.е сначала назначал в епитимию такие дела, которые могут воспитать в грешнике дух сокрушения и раскаяния, советовал частую исповедь и при частой исповеди убеждать грешника мало по малу приносить плоды покаяния. Прекрасно говорит о сем св. Златоуст: «как добрые врачи восстановляют к здоровью одержимых трудною и продолжительною болезнию не всегда одним только искусством, но давая действовать природе; так Бог влечет грешников к добродетели не насильно, но движет тихо и мало помалу» (посл. 5 к Федору падшему); б) чтобы расположить кающегося, духовник должен объяснить ему, что епитимия наложена не по произволу, но по необходимости, ибо она находится в необходимой связи с грехами и должен внушить ему, что настоящее беспокойное и тревожное состояние духа послано ему за грехи, и вместе объяснить, какое веселье и спокойствие будет в сердце его по совершении епитимии, когда он возникнет из бездны греха; в) также внушить кающемуся, что грешник обязан с терпением, как необходимое и должное, перенести все, что есть горького в лекарстве, тяжкого в наказании. Если же грешник будет страшиться тяжести епитимии, то духовный отец должен напомнить ему, что Бог не откажет никому в своей благодати, как скоро кто просит Его о сем. Сила Его в немощи совершается. Он восстановляет низложенных, возвышает смиренных; г) если, несмотря на все сие, кающийся будет недоволен предписанною ему епитимию, то духовник должен спросить о причинах сего и, рассмотревши их, облегчить епитимию, если кающийся из того бедственного состояния, в котором находится может возникнуть другим более легким путем. Даже духовник может спросить его самого: каким образом, ты думаешь можно исправить в тебе тот или другой порок? Какие средства нужны для того, чтобы истребить в тебе навык к этому греху? Если кающиеся предложат какие либо средства, то духовник должен исследовать оные. Если же кающийся ничего не предложит, то духовник должен доказать ему необходимость охотно принять налагаемую епитимию, как бы она не казалась ему тяжкою и неприятною; д)наконец небесполезно будет указать ему на епитимии, какие полагались в тот или другой грех в древней церкви, чтобы он охотнее исполнял лягчайшую, когда увидит какую бы епитимию он должен был понести за грехи свои, если бы жил во времена первенствующей церкви.

Кротость и снисхождение духовника, конечно, не должны быть слабостью, поблажающею безумным и необузданным желаниям грешников, но благоразумием располагающим грешника исполнять то, что необходимо для исполнения его. Священник, подобно милосердному Самарянину, с елеем милосердия и вином Божественной ревности должен приступить к уврачеванию душевных ран. Как мы сострадаем брату, так должны ревновать о Божественном правосудии, пренебреженном и оскорбленном. Тем лицам о которых духовник не ожидает точного исполнения епитимии, должен строго приказать, чтобы они в следующую исповедь дали ему или другому духовнику отчет в исполнении наложенной на них епитимии. Это весьма много может послужить к побуждению кающегося исполнить епитимию.

Перемена епитимии.

Касательно лиц, находящихся под епитимиею или запрещением, правила церкви узаконили, что связанный одним не может быть разрешен другим лицом равной иерархической степени (Апост. 12, 32. 1 Всел. 5, Антиох. 6) Даже в том случае, когда запрещение наложено по малодушию или распре, или какому-либо подобному неудовольствию епископа, снятие сего запрещения может последовать только по суду собора епископов.

Исключения из сего допускаются правилами: а) в случае смерти отлучившего (Апост. 32); б) в случае смертной опасности (1 Всел. 13 Карф. 52 Григ Ниск. 5), какой подвергается находящийся под запрещением. В последнем случае священник может разрешить от запрещения, наложенного не только священником, но даже и епископом (Карф. 52.7.1 Всел. 13), но под условием, в случае выздоровления, исполнить возложенную епитимию (Григ. Нисск. 5).

На основании сих правил, духовник может:

а) Совсем снять или изменить епитимию наложенную другим духовником, только в случае смерти последнего. И в сем случае, если близко архиерей, правильнее поступит священник, когда отошлет кающегося к архиерею.

б) в случае отсутствия или отдаленности духовника, наложившего епитимию, исповедующий священник не должен дозволять себе произвольно изменять наложенную епитимию, но если она еще не выполнена, приказать исполнить ее.

в) Точно также не может священник изменить епитимии, хотя бы кающийся жаловался на тягость епитимии, наложенной другим священником, или сетовал на ее несправедливость. В сем случае священник может только отослать кающегося к архиерею на его усмотрение (1Всел. 5.).

г) Если бы священник узнал, что кающийся перешел к нему от прежнего духовника за тем, чтобы избежать выполнения наложенной на него епитимии, он должен не только удержать прежнюю епитимию, но даже усилить ее «яко солгавшему и обманувшему церковь Божию», как говорит апостольское правило (13).

д) Бывают иногда обстоятельства, которые совершенно изменяют образ жизни кающегося (напр. Внезапное обнищание, перемена службы и занятия), и делают невозможным исполнение возложенной епитимии. В таком случае, при отдаленности или долговоременном отсутствии наложившего епитимию, может изменить ее и другой духовник (Карф. 52), но не иначе, как при совершении таинства исповеди, и после подробного исследования качества, степени и силы грехов, за которые наложена епитимия, и очевидного убеждения в невозможности исполнить ее при перемене образа жизни кающегося.

Что такое епитимья? Я слышала, что, после того как покаешься, батюшка может наложить на тебя какую-то епитимью, и никто потом, кроме этого батюшки, снять ее не сможет. А что будет, если ее не исполнишь?» - спрашивает читатель «Нескучного сада».

Лекарство для больной совести

Текст: Кирилл МИЛОВИДОВ

Показания к применению

Для многих православных людей епи тимья - это какое-то дисциплинарное взыскание, налагаемое на провинивше гося. Такая трактовка верна лишь отчасти. Само слово пришло к нам из греческого, где оно звучало как епитимия, с ударени ем на предпоследнем слоге, и действи тельно означало в том числе и кару, взыс кание. Но в духовном смысле это не наказание, а скорее лекарство, чтобы рана, оставленная грехом, быстрее затяну лась. Лекарство, которого человек ищет сам, обличаемый совестью. «Епитимья рождается из некоего позыва к правиль ному действию, которым бы зачеркива лось его прошлое,- объясняет духовник Москвы, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском протоиерей Георгий Бреев. - Помните евангельский эпизод с мытарем Закхе ем? Господь сказал ему: "...сегодня надобно Мне быть у тебя в доме" (Л к. 19:5). Мы­ тарь в глазах правоверных людей того времени был человеком презренным, полностью потерявшим совесть и отверженным Богом. И вот понимая, как он об лагодетельствован, Закхей неожиданно говорит: "Господи! половину имения мое го я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо". Господь ничего ему не советовал и не приказывал. Просто посе тил его, а в мытаре родилось ответное чув ство. Потому что он посмотрел на свое прошлое - да, действительно, оно до стойно осуждения. Действительно, с та ким тяжким грузом невозможно жить. Бог пришел к нему навстречу, посетил его дом, возвысил его, и в нем естественно воз никло святое желание переменить свою жизнь. Некая справедливость требовала от него, чтобы он понес какую-то епити мью, и он сам ее себе провозглашает.

Епитимья - это такое средство, которое человек, имея глубокую веру в Бога и по нимая свою неправду пред Ним, дополни тельно принимает на себя, чтобы показать, что его покаяние не поверхностно. Что он благодарит Бога за милость, но хо чет дополнительно понести некое правед ное воздаяние по своим делам».

Душа томится и страдает от нанесен ной грехом раны. Совесть обличает, и нам становится тяжело нести этот груз. Сокрушаясь о своем грехе, мы идем на исповедь, чтобы получить прощение. Мы верим, что Господь принимает наше искреннее раскаяние, но иногда возни кает потребность сделать еще что-то, что очистило бы нашу душу и сняло бы с нее тяжкий грех. «Практика давать епити мью существует с древности, - объяс няете Георгий. - На человека возлагаются такие обязательства, исполнение которых было бы ему по силам и исправ ляло его. Святые отцы говорили, что со вершенный грех врачуется как бы про тивоположным воздействием. То есть если ты был скупой - прояви милосер дие, если не был целомудренным, то ос тавь прежний образ жизни и живи цело мудренно. Ради последнего многие даже брали на себя подвиг иночества».

Особые указания

Так же как и обычное лекарство, ле карство духовное должен назначать только «врач», обладающий необходи мой компетенцией и полномочиями. «Священник, налагающий епитимью, должен "плоды покаяния испытывать, и мудро управлять человеком", в случае необходимости ослабляя и сокращая епитимью или, наоборот, ужесточая ее. Поэтому налагать ее может только тот, кто неусыпно следит за духовным состо янием кающегося, его духовник, - пояс няет старший преподаватель кафед ры истории Церкви и канонического права ПСТГУ иерей Димитрий Паш ков. - Если незнакомый священник на ложил на вас епитимью, то нужно рас сказать о ней своему духовнику. Духовник сможет оценить меру ее духовной пользы и, соответственно, целесоо бразность ее назначения». На практике же далеко не всякая епитимья служит делу врачевания души. В первую оче редь, может быть, потому, что назначает ее не «лечащий врач», а «практикант», случайно заглянувший в палату. Предсе датель Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными сила ми протоиерей Димитрий Смирнов регулярно сталкивается с подобными случаями в своей приходской практике. «Когда раздают епитимьи направо и на­ лево людям, которых видят первый раз в жизни, - это просто дикость», - счита ет батюшка. Этим летом его прихожанин Иван Н. ездил в паломническую поезд ку в монастырь и вернулся оттуда в уны нии и растерянности. Он хотел причас титься, но исповедовавший иеромонах не только не допустил его до причастия, но и наложил непосильную епитимью - 300 поклонов ежедневно. У Ивана больное сердце, и его сил едва хватит на один поклон, а если попытаться поло жить все 300, сердце просто не выдер жит. Сам отец Димитрий дает иногда та кую епитимью: читать каждый день по главе из Евангелия.

С осторожностью следует назначать епитимью пришедшим в Церковь недав но. «О какой епитимье можно говорить, если человек не чувствует своего гре ха? - говорит о. Георгий Бреев. - Ему нужен не один год, чтобы разобрать ся - верит ли он и как верит, нужно вы­ работать какое-то живое отношение к Богу, научиться молиться. И только по том, по мере постепенного вхождения в духовную жизнь человек начинает видеть свою неправду, падшесть своей природы. Тогда у него рождается и ответ ный отклик - "я хочу потрудиться". Не которые, по прошествии десяти лет, вдруг говорят: "Я все-таки хочу пойти в монастырь поработать". Они созрели, они увидели. Это всегда очень радостно, и самому человеку на пользу. А те, кто еще не приобщился к духовной жизни, редко принимают епитимью со смире нием. Хотя на совести у них может быть множество тяжких грехов, за которые, если подходить формально, полагается епитимья». По мнению о. Георгия, таких людей надо не наказывать, а подвигать на работу над собой: «Надо помочь чело веку дойти до того, чтобы он, читая Свя щенное Писание, молясь, знакомясь с духовной жизнью, с практикой, посте пенно открывался самому себе».

Передозировка

«Понятие "я грешен" может разниться в пределах от формального согласия с фактом до глубочайшего переживания себя как человека, облеченного в пад шую природу, - считает о. Георгий. - Вот здесь и открывается Любовь Божия к человеку, открывается глубокое само­познание, рождается добродетель и от клик в душе: мне не хочется никого осуждать, потому что я вижу себя в со стоянии, достойном всякого осуждения. Так рождается истинное покаяние. Это, собственно, и есть конечная цель покаянных молитв и епитимий - приве сти человека к пониманию того, что он не только не чужд греха, но и изнутри весь не соответствует тому высокому предназначению, к которому Господь призывает его как христианина». Но да же если человек сам ищет себе епити мьи, соответствующей совершенному греху, это еще не значит, что он до нее дорос, убежден отец Георгий. «Я таких "энтузиастов" обычно останавливаю. Начинать надо с малого: исправлять се бя в мыслях, в словах, следить за собой. А уж потом, когда человек почувствует некоторую духовную крепость, он, может быть, сможет взять на себя нечто более серьезное».

Если больной хочет вылечиться, он должен выполнять рекомендации вра ча, даже когда те ему не очень нравят ся. Похожая ситуация и в духовном врачевании: наложенную духовником епитимью лучше исполнить. Снять же ее может только сам духовник. «Если епитимья вам не по силам, обсудите это с духовником, - говорит о. Геор гий. - В крайнем случае, если по каким-либо причинам поговорить с духовником не получается, можно обратиться к епископу. Он имеет власть снять любую епитимью, наложенную священником».

Традиция вместо закона

В настольной книге священнослужителя говорится, что епитимья должна помочь согрешившему христианину, во-первых, осознать меру своего греха и почувствовать его серьезность, во-вторых, придать ему силы снова встать, окрылить надеждой на милосердие Божие, в-третьих, дать ему возможность проявить решимость в своем покаянии. К такому пониманию епитимьи Церковь пришла далеко не сразу.

Во второй половине IV века, после того как гонения на христиан прекратились и Церковь наводнили вчерашние язычники, святые отцы стали вырабатывать определенные нормы и правила общинной жизни. В том числе Василий Великий выводит ряд дисциплинарных канонов, показывающих, какие требования предъявляются к человеку, желающему исправиться. В те времена исповедь была публичной и касалась только наиболее важных проступков (в отличие от современной исповеди, которая часто превращается в «откровение помыслов»). Именно публичной исповеди посвящены каноны IV века. Они предусматривают в основном один вид воздействия - отлучение от причастия на 10, 15 и даже 20 лет за убийство, кражу, прелюбодеяние и тому подобные тяжкие грехи. В конце IV века возникает институт тайной исповеди. Первоначально и там продолжали использоваться установленные канонами санкции, но постепенно подход к кающемуся смягчается. Иоанн Златоуст, например, в своих творениях советует не подходить к назначению епитимьи формально, призывает руководствоваться скорее духовным состоянием человека, чем тяжестью его прегрешений.

Трулльский собор 691 года своим последним (102-м) каноном также рекомендует духовникам индивидуальный подход и закрепляет возможность как ужесточать, так и смягчать епитимью, предписанную канонами. «Ибо не одинаков есть недуг греха, но различен и многообразен». На рубеже VI - VII веков начинает складываться специфический сборник - каноникон, предназначенный для регламентации тайной исповеди. Он вводит два важных новшества: с одной стороны, дифференциацию греховных деяний по степени их тяжести, с другой - различие самих грешников в зависимости от индивидуальных особенностей. Например, он мягче относится к совершившему блуд женатому юноше, чем к взрослому мужчине, уже много лет живущему в браке. Именно в канониконе происходит резкое сокращение сроков отлуче­ния от причастия и появление новых форм епитимьи. Скажем, вместо десяти лет новые правила предписывают отлучать от причастия на два года, но эти два года кающийся должен соблюдать более строгий пост, читать молитвы, класть поклоны и т. д.

Сборник постепенно распространяется в Византийской Церкви; в поздней Византии появляется целый ряд его переработок или самостоятельных сборников похожего характера (так называемых «покаянных номоканонов»). Примерно в то же время эти сборники проникают в славянские страны, здесь переводятся и начинают применяться в духовнической практике.

«В советское время церковно-правовая наука практически перестала существовать, а место закона заняла традиция, - говорит Альберт Бондач, преподаватель истории источников церковного права ПСТГУ. - Сегодня нет четких предписаний, устанавливающих меру церковной ответственности за грехи. Эта область, как и многие другие вопросы, полностью регламентируется обычаями, которые могут различаться от прихода к приходу. Но так или иначе, епитимья, как правило, сводится к санкциям аскетического характера (дополнительный пост, поклоны, молитва) и отлучению от причастия на небольшой срок. А такие суровые наказания, как длительное отлучение от причастия или анафематствование, налагаются только по решению церковного суда и только за проступки такого уровня, как организация раскола».

«Что такое епитимья? Я слышала, что, после того как покаешься, батюшка может эту епитимью на тебя наложить, и никто потом, кроме этого батюшки, снять ее не сможет. А что будет, если ее не исполнишь?» – спрашивает читатель «Нескучного сада». За разъяснениями мы обратились к авторитетным священникам.

На острове Патмос есть целая роща, высаженная теми, на кого налагали епитимью – посадить дерево («старец Амфилохий († 1970), подвизавшийся на острове Патмос, крестьянам в качестве епитимьи на исповеди давал повеление посадить дерево. «Там, где на фотографиях начала нынешнего столетия, запечатлевших холмы возле пещеры Откровения, мы видим только голые и бесплодные склоны, сегодня буйствует лесная чаща» (Еп. Каллист Диоклийский. Через творение к Творцу. М., 1998. С. 3-4)».

Показания к применению

Для многих православных людей епитимья — это какое-то дисциплинарное взыскание, налагаемое на провинившегося. Такая трактовка верна лишь отчасти.

Само слово пришло к нам из греческого, где оно звучало как епитимИя , с ударением на предпоследнем слоге, и действительно означало в том числе и кару, взыскание. Но в духовном смысле это не наказание, а скорее лекарство, чтобы рана, оставленная грехом, быстрее затянулась.

Лекарство, которого человек ищет сам, обличаемый совестью. «Епитимья рождается из некоего позыва к правильному действию, которым бы зачеркивалось мое прошлое, — объясняет духовник Москвы, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском протоиерей Георгий БРЕЕВ . Помните евангельский эпизод с мытарем Закхеем? Господь сказал ему: “…сегодня надобно Мне быть у тебя в доме” (Лк.19: 5). Мытарь в глазах правоверных людей того времени был человеком презренным, полностью потерявшим совесть и отверженным Богом. И вот понимая, как он облагодетельствован, Закхей неожиданно говорит: “Господи! половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо”. Господь ничего ему не советовал и не приказывал. Просто посетил его, а в мытаре родилось ответное чувство. Потому что он посмотрел на свое прошлое — да, действительно, оно достойно осуждения. Действительно, с таким тяжким грузом невозможно жить. Бог пришел к нему навстречу, посетил его дом, возвысил его, и естественно ответное святое желание переменить свою жизнь. Некая справедливость требовала от него, чтобы он понес какую-то епитимью, и он сам ее себе провозглашает. Епитимья — это такое средство, которое человек, имея глубокую веру в Бога и понимая свою неправду пред Ним, дополнительно принимает на себя, чтобы показать, что его покаяние не поверхностно. Что он благодарит Бога за милость, но хочет дополнительно понести некое праведное воздаяние по своим делам».

В 1999 году исторический центр Хоры с монастырем святого Иоанна Богослова и пещера Апокалипсиса на острове Патмос были провозглашены ЮНЕСКО памятниками мирового наследия

Душа томится и страдает от нанесенной грехом раны. Совесть обличает, и нам становится тяжело нести этот груз. Сокрушаясь о своем грехе, мы идем на исповедь, чтобы получить прощение. Мы верим, что Господь принимает наше искреннее раскаяние, но иногда возникает потребность сделать еще что-то, что очистило бы нашу душу и сняло бы с нее тяжкий грех. «Практика давать епитимью существует с древности, — объясняет о. Георгий. — На человека возлагаются такие обязательства, исполнение которых было бы ему по силам и исправляло его. Святые отцы говорили, что совершенный грех врачуется как бы противоположным воздействием. То есть если ты был скупой — прояви милосердие. Если не был целомудренным, то оставь прежний образ жизни и живи целомудренно. Ради последнего многие даже брали на себя подвиг иночества».

Особые указания

Так же как и обычное лекарство, лекарство духовное должен назначать только «врач», обладающий необходимой компетенцией и полномочиями. «Священник, налагающий епитимию, должен “плоды покаяния испытывать, и мудро управлять человеком”, в случае необходимости ослабляя и сокращая епитимью или, наоборот, ужесточая ее. Поэтому налагать ее может только тот, кто неусыпно следит за духовным состоянием кающегося, его духовник, — поясняет старший преподаватель кафедры истории Церкви и канонического права ПСТГУ иерей Димитрий ПАШКОВ . Если незнакомый священник наложил на вас епитимью, то нужно рассказать о ней своему духовнику. Духовник сможет оценить меру ее духовной пользы и, соответственно, целесообразность ее назначения». На практике же далеко не всякая епитимья служит делу врачевания души. В первую очередь, может быть, потому, что назначает ее не «лечащий врач», а «практикант», случайно заглянувший в палату. Председатель Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами протоиерей Димитрий СМИРНОВ регулярно сталкивается с подобными случаями в своей приходской практике. «Когда раздают епитимьи направо и налево людям, которых видят первый раз в жизни, — это просто дикость», — считает батюшка. Этим летом его прихожанин Иван Н. ездил в паломническую поездку в монастырь и вернулся оттуда в унынии и растерянности. Он хотел причаститься, а исповедовавший его иеромонах не только не допустил его до причастия, но и наложил непосильную епитимью — 300 поклонов ежедневно. Иван болен артрозом, и его сил едва хватит на один поклон, а если попытаться положить все 300, последствия для здоровья могут быть необратимые. Сам же отец Димитрий дает иногда такую епитимью: читать каждый день по главе из Евангелия.

На Патмосе около пятисот церквей на три тысячи жителей

С осторожностью следует назначать епитимью пришедшим в Церковь недавно. «О какой епитимье можно говорить, если человек не чувствует своего греха? — говорит о. Георгий Бреев. — Ему нужен не один год, чтобы разобраться — верит ли он, и как он верит. Выработать какое-то живое отношение к Богу, научиться молиться. И только потом, по мере постепенного вхождения в духовную жизнь человек начинает видеть свою неправду, свою ограниченность, падшесть своей природы. Тогда у него рождается и ответный отклик — “я хочу потрудиться”. Некоторые, прожив десять лет в Церкви, вдруг говорят: «Батюшка, я все-таки хочу пойти в монастырь поработать”. Они созрели, они увидели. Это всегда и приятно, и радостно, и самому человеку на пользу. А люди, которые еще не приобщились к духовной жизни, редко принимают епитимью со смирением. Хотя, естественно, на совести у них может быть множество тяжких грехов, за которые, если подходить формально, полагается епитимья». По мнению о. Георгия, таких людей надо не наказывать, а подвигать на работу над собой: «Надо помочь человеку дойти до того, чтобы он, читая Священное Писание, молясь, знакомясь с духовной жизнью, с практикой, постепенно открывался самому себе».

Передозировка

«Понятие “я грешен” может разниться в пределах от формального согласия с фактом до глубочайшего переживания себя как человека, облеченного в падшую природу, — считает о. Георгий. — Вот здесь и открывается Любовь Божия к человеку, открывается глубокое самопознание, рождается добродетель и отклик в душе — мне не хочется никого осуждать, потому что я вижу себя в состоянии, достойном всякого осуждения. Так рождается истинное покаяние. Это, собственно, и есть конечная цель и молитв, и епитимий — привести человека к пониманию того, что он не только не чужд греха, но и изнутри весь не соответствует тому высокому предназначению, к которому Господь призывает его как христианина». Но даже если человек сам ищет себе епитимьи, соответствующей совершенному греху, это еще не значит, что он до нее дорос, — убежден отец Георгий. «Я таких “энтузиастов” обычно останавливаю. Начинать надо с малого: исправлять себя в мыслях, в словах, следить за собой. А уж потом, когда человек почувствует некоторую духовную крепость, он, может быть, сможет взять на себя нечто более серьезное».

Если больной хочет вылечиться, он должен выполнять рекомендации врача, даже когда те ему не очень нравятся. Похожая ситуация и в духовном врачевании: наложенную духовником епитимью лучше исполнить, а снять ее может только сам духовник. «И если епитимья вам не по силам, нужно просто обсудить это с духовником, — говорит о. Георгий. — В крайнем случае, если по каким-либо причинам поговорить с духовником не получается, можно обратиться к епископу. Он имеет власть снять любую епитимью, наложенную священником».

Традиция вместо закона

В настольной книге священнослужителя говорится, что епитимья должна помочь согрешившему христианину, во-первых, осознать меру своего греха и почувствовать его серьезность, во-вторых, придать ему силы снова встать, окрылить надеждой на Милосердие Божие, в-третьих, дать ему возможность проявить решимость в своем покаянии. К такому пониманию епитимьи Церковь пришла далеко не сразу.

Во второй половине IV века, после того как гонения на христиан прекратились и Церковь наводнили вчерашние язычники, святые отцы стали вырабатывать определенные нормы и правила общинной жизни. В том числе Василий Великий выводит ряд дисциплинарных канонов, показывающих, какие требования предъявляются к человеку, желающему исправиться. В те времена исповедь была публичной и касалась только наиболее важных проступков (в отличие от современной исповеди, которая часто превращается в «откровение помыслов»). Именно публичной исповеди посвящены каноны IV века. Они предусматривают в основном один вид воздействия — отлучение от причастия на 10, 15 и даже 20 лет за убийство, кражу, прелюбодеяние и тому подобные тяжкие грехи. В конце IV века возникает институт тайной исповеди. Первоначально и там продолжали использоваться установленные канонами санкции, но постепенно подход к кающемуся смягчается. Иоанн Златоуст, например, в своих творениях советует не подходить к назначению епитимьи формально, призывает руководствоваться скорее духовным состоянием человека, чем тяжестью его прегрешений.

Трулльский собор 691 года своим последним (102-м) каноном также рекомендует духовникам индивидуальный подход и закрепляет возможность как ужесточать, так и смягчать епитимью, предписанную канонами. «Ибо не одинаков есть недуг греха, но различен и многообразен». На рубеже VI-VII веков начинает складываться специфический сборник — каноникон, предназначенный для регламентации тайной исповеди. Он вводит два важных новшества: с одной стороны, дифференциацию греховных деяний по степени их тяжести, с другой — различие самих грешников в зависимости от индивидуальных особенностей. Например, он мягче относится к совершившему блуд женатому юноше, чем к взрослому мужчине, уже много лет живущему в браке. Именно в канониконе происходит резкое сокращение сроков отлучения от причастия и появление новых форм епитимьи. Скажем, вместо десяти лет новые правила предписывают отлучать от причастия на два года, но эти два года кающийся должен соблюдать более строгий пост, читать молитвы, класть поклоны и т. д.

Сборник постепенно распространяется в Византийской Церкви; в поздней Византии появляется целый ряд его переработок или самостоятельных сборников похожего характера (так называемых «покаянных номоканонов»). Примерно в то же время эти сборники проникают в славянские страны, здесь переводятся и начинают применяться в духовнической практике.

«В советское время церковно-правовая наука практически перестала существовать, а место закона заняла традиция, — говорит Альберт БОНДАЧ, преподаватель истории источников церковного права ПСТГУ . — Сегодня нет четких предписаний, устанавливающих меру церковной ответственности за грехи. Эта область, как и многие другие вопросы, полностью регламентируется обычаями, которые могут различаться от прихода к приходу. Но так или иначе, епитимья, как правило, сводится к санкциям аскетического характера (дополнительный пост, поклоны, молитва) и неформальному отлучению от причастия на небольшой срок. А такие суровые наказания, как длительное отлучение от причастия или анафематствование, налагаются только по решению церковного суда и только за проступки такого уровня, как организация раскола».