Гексаграмма 31 сянь взаимодействие. «У Бога гораздо больше юмора, чем мы думаем

Свершение; благоприятна стойкость. Брать жену - к счастью.

Взаимодействие. (Оно касается лишь) твоего большого пальца на ноге.
Взаимодействие. (Оно касается лишь) твоих голеней. - Несчастье. (Но если) пребудешь (на месте, то будет) счастье.
Взаимодействие. (Оно касается лишь) твоих бедер. Держись того, за кем следуешь. - Выступление приведет к сожалению.
Стойкость к счастью. Раскаяние исчезнет. Непрерывное общение. Друзья последуют за твоими мыслями.
Взаимодействие. (Оно касается лишь) твоей спины. - Раскаяния не будет.
Взаимодействие. (Оно касается лишь) твоих скул, щек и языка.

Название

Сянъ (Взаимодействие): контакт, воздействие, влияние; побуждать, мобилизовать, инициировать; всеобщий, целый, универсальный; постоянный, полный; объединять, сводить вместе части ранее разделенного целого; приходить к соединению, как при астрономическом соединении планет; в буквальном смысле: разбитое керамическое изделие, соединенные половинки которого служили паролем при встрече союзников.

Образный ряд

Побуждение к действию, вдохновение, внезапный приток энергии, нацеленной на объединение вещей. Это сила притяжения между полами, сила взаимодействия между человеком и духом. Сочетайте вещи и двигайтесь вместе с ними. Действуйте через женщину и женское начало инь. Почувствуйте воздействие силы. Ощутите ее в себе. Мир создается через взаимодействие. Обретите этот путь в своем сердце и научитесь видеть его в сердцах других людей. Понимайте женщину и начало инь, покоряйтесь ему. Таков принцип изменения и рождения вещей, так поступали мудрецы древности. Через это вы можете познать суть происходящего во Вселенной.

Внешний и Внутренний миры

Водоем (Туман) и Гора

Внутреннее свершение создает основу для внешнего возбуждения и оживления.

Соединение вещей содержит скрытую возможность встречи двух первичных сил.

Последовательность

Если есть Небо и Земля, то есть весь сонм вещей.
Если есть весь сонм вещей, то есть мужчина и женщина.
Если есть мужчина и женщина, то есть муж и жена.
Если есть муж и жена, то есть отец и сын.
Если есть отец и сын, то есть повелитель и слуга.
Если есть повелитель и слуга, то есть верхнее и нижнее.
Если есть верхнее и нижнее, то есть достойное место для совершенствования законов.

Определение

Взаимодействие означает взаимное побуждение.

Символ

Над горой клубится туман. Взаимодействие.

Благородный человек пользуется пустотой, чтобы принимать людей.

Линии гексаграммы

Вначале шестерка

Взаимодействие.
Оно коснется лишь твоего большого пальца на ноге.

Импульс к действию начинается снизу, так как в Символике гексаграммы нижняя черта соответствует ногам, а верхняя - голове. Определите свою ближайшую цель. Это может быть началом большого обновления.

Шестерка вторая

Взаимодействие.
Оно коснется лишь твоих голеней.
Несчастье. Но если пребудешь на месте, то будет счастье.

Импульс быстро распространяется, побуждая вас двигаться быстрее. Предупреждение относится к необдуманным действиям. Путь закрыт. Оставайтесь там, где сейчас находитесь, и он снова откроется.

Девятка третья

Взаимодействие.
Оно коснется лишь твоих бедер.
Держись того, за кем следуешь.
Если выступишь - будет сожаление.

Ваши поступки как будто увлекают вас за собой, и вы теряете контроль над происходящим. Сейчас необходима пассивная самоотдача, а не самостоятельность. Если будете продолжать вести себя так же, как сейчас, то пожалеете об этом.

Девятка четвертая

Непрерывное общение.
Друзья последуют за твоими мыслями.
Стойкость - к счастью.
Раскаяние исчезнет.

Обстановка благоприятствует взаимодействию с окружающими. Вы можете свободно осуществлять свои планы и оказывать влияние на других людей. Путь открыт.

Девятка пятая

Взаимодействие.
Оно коснется лишь твоей спины.
Раскаяния не будет.

Образуется глубокая связь, которая будет постоянной. Если в прошлом были какие-то действия, которые могли бы вызвать раскаяние, то теперь они будут исправлены.

Наверху шестерка

Взаимодействие.
Оно коснется лишь твоих зубов, щек и языка.

Взаимодействие, которое намечается здесь, имеет целью вашу дальнейшую деятельность. То, как оно осуществится, зависит уже не от самой ситуации, а от ваших конкретных действий на основе прошлого опыта.

Общее толкование по Ю.Шуцкому

Здесь начинается вторая часть «Книги Перемен». Поэтому комментаторская литература обращает внимание и на те гексаграммы, которые начинают первую часть и заканчивают ее, и на те гексаграммы, которые начинают вторую часть и заканчивают ее. Если в первой части мы имели сначала творчество как первый импульс к бытию, и вслед за ним была гексаграмма исполнения как осуществления этого творческого замысла, то в конце первой части мы встречаем две гексаграммы. Первая из них бездна - опасность, стоящая перед вновь созданным предметом, и дальше, как преодоление этой опасности - сияние. В от отличии от первой части, которая занимается главным образом процессом творчества в космосе и является в переводе на язык гносеологии отношением уже познанного и нового акта познания, вторая часть в отличие от этого занимается вопросом практики, главным образом общественной практики человека, при которой предполагается, что уже достигнута известная гармония между новым актом познания и накопленным прежде опытом знания. Здесь самое существенное - синтез. Это исходная точка для всей практической деятельности. Поэтому неудивительно, что вторая часть начинается с гексаграммы, которая называется «взаимодействие», и может быть также переведена нашим словом «брак» в самом широком смысле этого слова. Дальше - переход в гексаграмму «постоянство», трактуемую как постоянный закон действий, исходящих из синтеза, указанного выше. И, что замечательнее всего, вторая часть заканчивается двумя гексаграммами, из которых первая называется «уже конец», т.е. уже достигнуто полное завершение и единство всего, что должно было быть достигнуть на протяжении ситуаций, охарактеризованных во второй части, и эта гексаграмма переходит в гексаграмму, которая называется «еще не конец». Этим «Книга Перемен» указывает на то, что тот цикл ситуаций, который рассмотрен в ней, является лишь одним кольцом развития, идущего все дальше и дальше. Интерпретация данной (31-й) гексаграммы как брака объясняется еще и следующим. Дело в том, что составляющие ее триграммы, если рассмотреть их со стороны символики триграммы в семье, символизирует младшую дочь и младшего сына. Здесь сочетаются младшая дочь одной семьи и младший сын другой семьи. Это брак. Он должен быть плодотворным и ненарушенным. Поэтому в тексте мы встречаем: Взаимодействие. Свершение. Благоприятна стойкость. Брать жену - к счастью.

1
Для того чтобы понять образы афоризмов данной гексаграммы, необходимо принять во внимание то, что всякая гексаграмма может быть рассмотрена как символика человеческого тела, где верхняя черта символизирует голову, а нижняя черта - ноги. Этим, собственно говоря, можно объяснить постепенное развитие образов, которые даны в афоризмах данной гексаграммы. Так, в первой черте мы имеем указания на взаимодействие, которое только еще начинается. Поскольку начало гексаграммы находится внизу, постольку в образе человеческого тела мы здесь встречаем указание на ноги. Так, на символическом языке, вместо того чтобы сказать о первом начале процесса взаимодействия, в «Книги Перемен» говорится: В начале слабая черта. Взаимодействие. Оно коснется лишь твоего большого пальца на ноге.

2
В данной гексаграмме говорится только о процессе взаимодействия, а еще не о том, что может быть достигнуто в результате такого взаимодействия. Поэтому непосредственно приступить к какой-нибудь деятельности здесь было бы преждевременно, ибо взаимодействие еще не доведено до конца. Поэтому, указывая на следующую ступень развития этого процесса взаимодействия, «Книга Перемен» предостерегает от поспешной и необдуманной деятельности. Вот почему здесь говорится: Слабая черта на втором месте. Взаимодействие. Оно коснется лишь твоих голеней. Несчастье. Но если пребудешь на месте, то будет счастье.

3
Здесь мы имеем лишь дальнейшее развитие того, что было намечено во второй черте. Однако кризис, характерный для третьей черты, дает себя чувствовать. Поэтому здесь особенно не могут быть рекомендованы самостоятельные действия и выступления. Только совершенная пассивность и отдача тому, кто достиг уже полного развития процессов взаимодействия, т.е. тому, кто символизирован последней, шестой чертой, может привести к благополучному исходу ситуации. Образ, данный в афоризме, объясняется тем, что уже было указано как символика тела в объяснении первой черты. Поэтому в тексте говорится: Сильная черта на третьем месте. Взаимодействие. Оно коснется лишь твоих бедер. Держись того, за кем следуешь. Если выступишь - будешь сожалеть.

4
Четвертая черта характеризует ту ситуацию, которая несамостоятельна и тяготеет больше к тому, что символизировано пятой чертой. Здесь совершенно необходимо общение, ибо здесь процесс взаимодействия начинает выявляться вовне. Это взаимодействие должно быть вполне непрерывным, ибо только такое взаимодействие может привести к правильному положению в жизни. При этом чрезвычайно важно помнить о том, что взаимодействие имеет своей целью дальнейшую деятельность человека в мире, т.е. деятельность не только для себя, но и для других. Если эта деятельность в том смысле, который указан здесь, проводится с полной стойкостью, то она может гарантировать благополучный исход ситуации. Поэтому необходимость общения указывается в тексте так: Сильная черта на четвертом месте. Непрерывное общение. Друзья последуют за твоими мыслями. Стойкость - к счастью Раскаяние исчезнет.

5
Здесь уже намечается та тема неподвижной стойкости, того постоянства, которое как частный момент данной ситуации будет развито в следующей гексаграмме. Поэтому как образ чего-то неподвижного, того, что является как бы стержнем всей ситуации, здесь выбирается образ спины, ведь спина характеризуется триграммой гэнь, которая сама по себе в «Книге Перемен» имеет афоризм, указывающий на неподвижность. Это постоянство приводит к тому, что если в предыдущей деятельности и были какие-нибудь упущения, которые они здесь могут быть исправлены. Поэтому и текст говорит: Сильная черта на пятом месте. Взаимодействие. Оно коснется лишь твоей спины. Раскаяния не будет.

6
Взаимодействие, которое намечено здесь, имеет своей целью дальнейшую деятельность. Эта деятельность может быть, прежде всего, проявлена в обращении к окружающим людям, в речи, но при этом «Книга Перемен» не говорит о благоприятности или неблагоприятности к окружающим людям, ибо здесь символизируется лишь взаимодействие приобретенного вновь знания и опыта, накопленного прежде. Как этот синтез будет использован человеком, зависит уже не от данной ситуации, а от деятельности самого человека, который символизируется в следующих гексаграммах. Поэтому «Книга Перемен» молчит о благоприятности или неблагоприятности исхода данной ситуации и говорит только: Наверху слабая черта. Взаимодействие. Оно коснется лишь твоих зубов, щек и языка.

Комментарий А.В. Швеца

Во внешнем - Разрешение и радостность, во внутреннем - Пребывание и незыблемость. На любой стадии развития сплошная черта сочетается с прерванной. Так если во внешнем Ян, то во внутреннем Инь, и наоборот. Это говорит о гармонии во взаимодействии с внешним. Поскольку во внутреннем преобладает Инь, то творческую составляющую человек черпает из взаимодействия с внешним.

Интерпретация Хейслип

Везение и успех должны сейчас сопутствовать вам благодаря тому душевному состоянию, в котором вы пребываете. Вы сейчас «на волне» успеха. Вот-вот произойдет несколько неожиданных событий, очень благоприятных для вас, почти каждый ваш шаг принесет удачу. Результаты будут таковы, что вы и не представляете себе сейчас; это привнесет в вашу душу покой и мир. Однако после всех волнений и переживаний вам, видимо, будет нужно уйти ненадолго от дел и отдохнуть.

Описание внешней и скрытой гексаграмм

В проявленном мире сияют на солнце слитки золота на дне прозрачного озера. Уже сейчас в этом мире добыт радостным свершением ценный клад золота – любви ко всем.

Прямо под озером, в недрах земли, начинает расти гора. В этом прекрасном состоянии любви начинает формироваться непоколебимая позиция о том, какой должна быть любовь.

Вода вместе с золотом уйдёт под землю, внутрь горы. Живая любовь не соответствует, не умещается в жесткую позицию и уходит из проявленной жизни.

Там, где было прозрачное озеро с золотыми слитками на дне, завтра огромная гора будет уходить вершиной за облака. Любовь живая уходит, все заполняет непоколебимая концепция о том, какой должна быть настоящая любовь.

На ПОДСОЗНАНИИ прямо в окне голубое, бездонное, бесконечное небо. Внутренний мир наполнен Высшими, Божественными вибрациями.

В земле под окном проросло крохотное семечко. В глубине подсознания родилось сомнение.

Дерево растет, проникает корнями глубоко в землю, а тонкими ветвями стремится в голубое небо. Во внутреннем мире растет, развивается глубокое проникновение в суть происходящего, так же усиливаются духовные устремления.

Скоро дерево закроет своей зеленой кроной все окно так, что небо скроется из виду. В результате духовного роста, утончения и проникновения Бог вытеснен из подсознания на второй план. По-видимому, живой Бог не соответствует представлениям о том, каким он должен быть.

На ветру будут шелестеть бесчисленные зеленые листья.

Будет идти жизнь со своей суетой и своим понятием о Боге.

Общее толкование гексаграммы №31

В проявленном мире уже сейчас обретен бесценный клад. Это любовь всеобщая и она есть здесь и сейчас. Но живая любовь будет вытеснена на второй план сложившимися незыблемыми представлениями о том, какой она должна быть. Это игнорирование живой любви, живого Бога, потому, что они не соответствует сложившимся догматическим представлениям.

Начальное проявление любви всеобщей, когда чужая боль физически ощущается как своя, - это СОСТРАДАНИЕ. Если человеком овладела любовь ко всему, и он считает что, скорее всего, проявленная реальность это и есть, вообще все что есть, то он неизбежно будет СОСТРАДАТЬ. Если погрузиться с головой в жизнь, сосредоточиться на ее событиях, то потеря бесценного клада золота (любви безусловной) почти неотвратима. Любовь всеобщая не живет в мирской суете, эта не земная женщина, сия прекрасная гостья точно спустилась к нам с неба, пришла из космоса!

В результате останется просто жизнь, как проявленная череда событий, незыблемое пребывание в своей концепции, какой должна быть истинная любовь, какой должен быть Бог.

На подсознательном уровне всё очень сильно усугубляется, ведь само небо (Бог) покидает ситуацию. Жизненная суета вытесняет Высшее, суета поглощает всё. Не до Бога, когда так много всего вокруг! СОСТРАДАНИЕ. С особой силой на подсознании начинает проявляться утончение, проникновение, сочувствие.

МНОГОМЕРНОСТЬ

(ПРОТИВОПОЛОЖНАЯ ВИБРАЦИЯ ГЕКСАГРАММЫ №31)

ОТЧУЖДЕНИЕ

ОТЧУЖДЕНИЕ – полный разрыв всяких связей, отделение и противопоставление. Я - это я, а они – это они! И между нами ничего общего быть не может, совсем! ОТЧУЖДЕНИЕ - это восприятие реальности через кривое зеркало собственного, раздутого до небес эгоизма. Прозрение приводит к СОСТРАДАНИЮ. СОСТРАДАНИЕ часто имеет обратный результат: страдания от него только растут, что усиливает ОТЧУЖДЕНИЕ.

СОСТРАДАНИЕ

ВНУТРИ, В ТОЛЩЕ ГОРЫ, НАЙДЕШЬ КЛАД – ЦЕЛЫЕ РОССЫПИ ЗОЛОТА.

НО В СХВАТКЕ С ГОЛУБЫМ НЕБОМ

ВСЕ УТРАТИШЬ.

СОСТРАДАНИЕ – восприятие чужих бед и проблем как своих собственных.

Позиции для осознания:

1. Сострадание - момент прозрения, понимания, что чужих бед не бывает, осознание глубинного всеобщего единства.

2. Сострадание - типичное заблуждение добросердечных людей. Сострадание – это несогласие с потоком событий, протест против окружающей действительности, неверие, что все происходит наилучшим образом. Это спор с Высшими силами и Богом на предмет устройства мира и понимания доброты.

3. Сострадание – совместное страдание, сосредоточение на чужом несчастье. Подобное притягивает подобное: сострадание путь увеличения, усиления страдания.

4. Только глубоко сострадая всем живущим, можно прийти к Богу. В ком нет сострадания, в том нет истинной любви, в том нет Бога.

5. «Победителем будет сострадательный воин, а если сострадание твоя защита, ты в безопасности. Сострадательного хранит само Небо», - Лао-Цзы «Дао дэ цзин».

6. «Всем и везде передавайте простую истину: для обновления человечества необходимы только благородное сердце, сердечное слово и сострадание», - Будда.

7. Ничто так не унижает, как сострадание. Оно лишает сил.

8. «Каждый раз, когда ты можешь помочь кому-то, просто сделай это и радуйся тому, что Вселенная отвечает на чьи-то молитвы через тебя», - Шри Амма Багаван.

31-я из 64-х гексаграмм «И-Изина». Взаимодействие.
Сянь (Взаимодействие):
Контакт, воздействие, влияние; побуждать, мобилизовать, инициировать.
Всеобщий, целый, универсальный; постоянный, полный. Объединять, сводить вместе части ранее разделенного целого; приходить к соединению, как при астрономическом соединении планет.
В буквальном смысле: разбитое керамическое изделие, соединенные половинки которого служили паролем при встрече союзников.

Свершение; благоприятна стойкость. Брать жену - к счастью.

Везение и успех должны сейчас сопутствовать вам благодаря тому душевному состоянию, в котором вы пребываете. Вы сейчас «на волне» успеха. Вот-вот произойдет несколько неожиданных событий, очень благоприятных для вас, почти каждый ваш шаг принесет удачу. Результаты будут таковы, что вы и не представляете себе сейчас; это привнесет в вашу душу покой и мир. Однако после всех волнений и переживаний вам, видимо, будет нужно уйти ненадолго от дел и отдохнуть. (Хейслип)

ОБРАЗНЫЙ РЯД

Побуждение к действию, вдохновение, внезапный приток энергии, нацеленной на объединение вещей. Это сила притяжения между полами, сила взаимодействия между человеком и духом. Сочетайте вещи и двигайтесь вместе с ними. Действуйте через женщину и женское начало инь. Почувствуйте воздействие силы. Ощутите ее в себе. Мир создается через взаимодействие. Обретите этот путь в своем сердце и научитесь видеть его в сердцах других людей. Понимайте женщину и начало инь, покоряйтесь ему. Таков принцип изменения и рождения вещей, так поступали мудрецы древности. Через это вы можете познать суть происходящего во Вселенной.

Перевод гадательных формул и афоризмов

Каноническое толкование:

1 (нижняя)
Взаимодействие. [Оно касается лишь] твоего большого пальца на ноге.

2
Взаимодействие. [Оно касается лишь] твоих голеней.
- Несчастье. Но если пребудешь [на месте, то будет] счастье.

3
Взаимодействие. Оно касается лишь твоих бедер.
Держись того, за кем следуешь!
- Если выступишь – будет сожаление.

4
- Непрерывное общение. Друзья последуют за твоими мыслями.
- Стойкость к счастью. Раскаяние исчезнет.

5
Взаимодействие. [Оно касается лишь] твоей спины.
- раскаяния не будет.

6 (верхняя)
Взаимодействие. [Оно касается лишь] твоих зубов, щек и языка.

Комментарий

Общий комментарий : Здесь начинается вторая часть “Книги Перемен”. Поэтому комментаторская литература обращает внимание и на те гексаграммы, которые начинают первую часть и заканчивают ее, и на те гексаграммы, которые начинают вторую часть и заканчивают ее. Если в первой части мы имели сначала творчество как первый импульс к бытию, и вслед за ним была гексаграмма исполнения как осуществления этого творческого замысла, то в конце первой части мы встречаем две гексаграммы. Первая из них бездна – опасность, стоящая перед вновь созданным предметом, и дальше, как преодоление этой опасности – сияние. В от отличии от первой части, которая занимается главным образом процессом творчества в космосе и является в переводе на язык гносеологии отношением уже познанного и нового акта познания, вторая часть в отличие от этого занимается вопросом практики, главным образом общественной практики человека, при которой предполагается, что уже достигнута известная гармония между новым актом познания и накопленным прежде опытом знания. Здесь самое существенное – синтез. Это исходная точка для всей практической деятельности. Поэтому неудивительно, что вторая часть начинается с гексаграммы, которая называется “взаимодействие”, и может быть также переведена нашим словом “брак” в самом широком смысле этого слова. Дальше – переход в гексаграмму “постоянство”, трактуемую как постоянный закон действий, исходящих из синтеза, указанного выше. И, что замечательнее всего, вторая часть заканчивается двумя гексаграммами, из которых первая называется “уже конец”, т.е. уже достигнуто полное завершение и единство всего, что должно было быть достигнуть на протяжении ситуаций, охарактеризованных во второй части, и эта гексаграмма переходит в гексаграмму, которая называется “еще не конец”. Этим “Книга Перемен” указывает на то, что тот цикл ситуаций, который рассмотрен в ней, является лишь одним кольцом развития, идущего все дальше и дальше.

Интерпретация данной (31-й) гексаграммы как брака объясняется еще и следующим. Дело в том, что составляющие ее триграммы, если рассмотреть их со стороны символики триграммы в семье, символизирует младшую дочь и младшего сына. Здесь сочетаются младшая дочь одной семьи и младший сын другой семьи. Это брак. Он должен быть плодотворным и ненарушенным. Поэтому в тексте мы встречаем:

Взаимодействие. Свершение. Благоприятна стойкость. Брать жену – к счастью.

Первая черта : Для того чтобы понять образы афоризмов данной гексаграммы, необходимо принять во внимание то, что всякая гексаграмма может быть рассмотрена как символика человеческого тела, где верхняя черта символизирует голову, а нижняя черта – ноги. Этим, собственно говоря, можно объяснить постепенное развитие образов, которые даны в афоризмах данной гексаграммы. Так, в первой черте мы имеем указания на взаимодействие, которое только еще начинается. Поскольку начало гексаграммы находится внизу, постольку в образе человеческого тела мы здесь встречаем указание на ноги. Так, на символическом языке, вместо того чтобы сказать о первом начале процесса взаимодействия, в “Книги Перемен” говорится:

В начале слабая черта. Взаимодействие. Оно коснется лишь твоего большого пальца на ноге.

Вторая черта : В данной гексаграмме говорится только о процессе взаимодействия, а еще не о том, что может быть достигнуто в результате такого взаимодействия. Поэтому непосредственно приступить к какой-нибудь деятельности здесь было бы преждевременно, ибо взаимодействие еще не доведено до конца. Поэтому, указывая на следующую ступень развития этого процесса взаимодействия, “Книга Перемен” предостерегает от поспешной и необдуманной деятельности. Вот почему здесь говорится:

Слабая черта на втором месте. Взаимодействие. Оно коснется лишь твоих голеней. Несчастье. Но если пребудешь на месте, то будет счастье.

Третья черта : Здесь мы имеем лишь дальнейшее развитие того, что было намечено во второй черте. Однако кризис, характерный для третьей черты, дает себя чувствовать. Поэтому здесь особенно не могут быть рекомендованы самостоятельные действия и выступления. Только совершенная пассивность и отдача тому, кто достиг уже полного развития процессов взаимодействия, т.е. тому, кто символизирован последней, шестой чертой, может привести к благополучному исходу ситуации. Образ, данный в афоризме, объясняется тем, что уже было указано как символика тела в объяснении первой черты. Поэтому в тексте говорится:

Сильная черта на третьем месте. Взаимодействие. Оно коснется лишь твоих бедер. Держись того, за кем следуешь. Если выступишь – будешь сожалеть.

Четвертая черта : Четвертая черта характеризует ту ситуацию, которая несамостоятельна и тяготеет больше к тому, что символизировано пятой чертой. Здесь совершенно необходимо общение, ибо здесь процесс взаимодействия начинает выявляться вовне. Это взаимодействие должно быть вполне непрерывным, ибо только такое взаимодействие может привести к правильному положению в жизни. При этом чрезвычайно важно помнить о том, что взаимодействие имеет своей целью дальнейшую деятельность человека в мире, т.е. деятельность не только для себя, но и для других. Если эта деятельность в том смысле, который указан здесь, проводится с полной стойкостью, то она может гарантировать благополучный исход ситуации. Поэтому необходимость общения указывается в тексте так:

Сильная черта на четвертом месте. Непрерывное общение. Друзья последуют за твоими мыслями. Стойкость – к счастью Раскаяние исчезнет.

Пятая черта : Здесь уже намечается та тема неподвижной стойкости, того постоянства, которое как частный момент данной ситуации будет развито в следующей гексаграмме. Поэтому как образ чего-то неподвижного, того, что является как бы стержнем всей ситуации, здесь выбирается образ спины, ведь спина характеризуется триграммой гэнь, которая сама по себе в “Книге Перемен” имеет афоризм, указывающий на неподвижность. Это постоянство приводит к тому, что если в предыдущей деятельности и были какие-нибудь упущения, которые они здесь могут быть исправлены. Поэтому и текст говорит:

Сильная черта на пятом месте. Взаимодействие. Оно коснется лишь твоей спины. Раскаяния не будет.

Шестая черта : Взаимодействие, которое намечено здесь, имеет своей целью дальнейшую деятельность. Эта деятельность может быть, прежде всего, проявлена в обращении к окружающим людям, в речи, но при этом “Книга Перемен” не говорит о благоприятности или неблагоприятности к окружающим людям, ибо здесь символизируется лишь взаимодействие приобретенного вновь знания и опыта, накопленного прежде. Как этот синтез будет использован человеком, зависит уже не от данной ситуации, а от деятельности самого человека, который символизируется в следующих гексаграммах. Поэтому “Книга Перемен” молчит о благоприятности или неблагоприятности исхода данной ситуации и говорит только:

Наверху слабая черта. Взаимодействие. Оно коснется лишь твоих зубов, щек и языка.

Комментарий Ю.К. Щуцкого

Здесь начинается вторая часть «Книги Перемен». Поэтому комментаторская литература обращает внимание и на те гексаграммы, которые начинают первую часть и заканчивают ее, и на те гексаграммы, которые начинают вторую часть и заканчивают ее. Если в первой части мы имели сначала творчество как первый импульс к бытию, и вслед за ним была гексаграмма исполнения как осуществления этого творческого замысла, то в конце первой части мы встречаем две гексаграммы. Первая из них бездна - опасность, стоящая перед вновь созданным предметом, и дальше, как преодоление этой опасности - сияние. В от отличии от первой части, которая занимается главным образом процессом творчества в космосе и является в переводе на язык гносеологии отношением уже познанного и нового акта познания, вторая часть в отличие от этого занимается вопросом практики, главным образом общественной практики человека, при которой предполагается, что уже достигнута известная гармония между новым актом познания и накопленным прежде опытом знания. Здесь самое существенное - синтез. Это исходная точка для всей практической деятельности. Поэтому неудивительно, что вторая часть начинается с гексаграммы, которая называется «взаимодействие», и может быть также переведена нашим словом «брак» в самом широком смысле этого слова. Дальше - переход в гексаграмму «постоянство», трактуемую как постоянный закон действий, исходящих из синтеза, указанного выше. И, что замечательнее всего, вторая часть заканчивается двумя гексаграммами, из которых первая называется «уже конец», т.е. уже достигнуто полное завершение и единство всего, что должно было быть достигнуть на протяжении ситуаций, охарактеризованных во второй части, и эта гексаграмма переходит в гексаграмму, которая называется «еще не конец». Этим «Книга Перемен» указывает на то, что тот цикл ситуаций, который рассмотрен в ней, является лишь одним кольцом развития, идущего все дальше и дальше. Интерпретация данной (31-й) гексаграммы как брака объясняется еще и следующим. Дело в том, что составляющие ее триграммы, если рассмотреть их со стороны символики триграммы в семье, символизирует младшую дочь и младшего сына. Здесь сочетаются младшая дочь одной семьи и младший сын другой семьи. Это брак. Он должен быть плодотворным и ненарушенным. Поэтому в тексте мы встречаем: «Взаимодействие. Свершение. Благоприятна стойкость. Брать жену - к счастью.»

1

Для того чтобы понять образы афоризмов данной гексаграммы, необходимо принять во внимание то, что всякая гексаграмма может быть рассмотрена как символика человеческого тела, где верхняя черта символизирует голову, а нижняя черта - ноги. Этим, собственно говоря, можно объяснить постепенное развитие образов, которые даны в афоризмах данной гексаграммы. Так, в первой черте мы имеем указания на взаимодействие, которое только еще начинается. Поскольку начало гексаграммы находится внизу, постольку в образе человеческого тела мы здесь встречаем указание на ноги. Так, на символическом языке, вместо того чтобы сказать о первом начале процесса взаимодействия, в «Книги Перемен» говорится: «В начале слабая черта. Взаимодействие. Оно коснется лишь твоего большого пальца на ноге.»

2

В данной гексаграмме говорится только о процессе взаимодействия, а еще не о том, что может быть достигнуто в результате такого взаимодействия. Поэтому непосредственно приступить к какой-нибудь деятельности здесь было бы преждевременно, ибо взаимодействие еще не доведено до конца. Поэтому, указывая на следующую ступень развития этого процесса взаимодействия, «Книга Перемен» предостерегает от поспешной и необдуманной деятельности. Вот почему здесь говорится: «Слабая черта на втором месте. Взаимодействие. Оно коснется лишь твоих голеней. Несчастье. Но если пребудешь на месте, то будет счастье.»

3

Здесь мы имеем лишь дальнейшее развитие того, что было намечено во второй черте. Однако кризис, характерный для третьей черты, дает себя чувствовать. Поэтому здесь особенно не могут быть рекомендованы самостоятельные действия и выступления. Только совершенная пассивность и отдача тому, кто достиг уже полного развития процессов взаимодействия, т.е. тому, кто символизирован последней, шестой чертой, может привести к благополучному исходу ситуации. Образ, данный в афоризме, объясняется тем, что уже было указано как символика тела в объяснении первой черты. Поэтому в тексте говорится: «Сильная черта на третьем месте. Взаимодействие. Оно коснется лишь твоих бедер. Держись того, за кем следуешь. Если выступишь - будешь сожалеть.»

4

Четвертая черта характеризует ту ситуацию, которая несамостоятельна и тяготеет больше к тому, что символизировано пятой чертой. Здесь совершенно необходимо общение, ибо здесь процесс взаимодействия начинает выявляться вовне. Это взаимодействие должно быть вполне непрерывным, ибо только такое взаимодействие может привести к правильному положению в жизни. При этом чрезвычайно важно помнить о том, что взаимодействие имеет своей целью дальнейшую деятельность человека в мире, т.е. деятельность не только для себя, но и для других. Если эта деятельность в том смысле, который указан здесь, проводится с полной стойкостью, то она может гарантировать благополучный исход ситуации. Поэтому необходимость общения указывается в тексте так: «Сильная черта на четвертом месте. Непрерывное общение. Друзья последуют за твоими мыслями. Стойкость - к счастью Раскаяние исчезнет.»

5

Здесь уже намечается та тема неподвижной стойкости, того постоянства, которое как частный момент данной ситуации будет развито в следующей гексаграмме. Поэтому как образ чего-то неподвижного, того, что является как бы стержнем всей ситуации, здесь выбирается образ спины, ведь спина характеризуется триграммой гэнь, которая сама по себе в «Книге Перемен» имеет афоризм, указывающий на неподвижность. Это постоянство приводит к тому, что если в предыдущей деятельности и были какие-нибудь упущения, которые они здесь могут быть исправлены. Поэтому и текст говорит: «Сильная черта на пятом месте. Взаимодействие. Оно коснется лишь твоей спины. Раскаяния не будет.»

6

Взаимодействие, которое намечено здесь, имеет своей целью дальнейшую деятельность. Эта деятельность может быть, прежде всего, проявлена в обращении к окружающим людям, в речи, но при этом «Книга Перемен» не говорит о благоприятности или неблагоприятности к окружающим людям, ибо здесь символизируется лишь взаимодействие приобретенного вновь знания и опыта, накопленного прежде. Как этот синтез будет использован человеком, зависит уже не от данной ситуации, а от деятельности самого человека, который символизируется в следующих гексаграммах. Поэтому «Книга Перемен» молчит о благоприятности или неблагоприятности исхода данной ситуации и говорит только: «Наверху слабая черта. Взаимодействие. Оно коснется лишь твоих зубов, щек и языка.»

Притяжение противоположностей — мощная и фундаментальная сила. Образ этого чтения — это взаимное притяжение на начальных этапах. Это магнитное притяжение между двумя людьми: мужской принцип (творческий, исходящий) захватывает инициативу, а затем подчиняется женскому (восприимчивому, питающему). Это когда нападающий способен отнестись к восприимчивому, и когда восприимчивый принимает ответственность и осуществляет свое спокойное руководство, результатом является динамичный и прибыльный союз. Это приносит счастье, поскольку любой успех зависит от влияния взаимного притяжения в той или иной форме.

Согласованность важна в вопросах взаимного притяжения, поскольку это позволяет отделить ухаживание от простого соблазнения.

Если вы по своей природе инициатор, вам стоит сделать первый шаг. Но вам нужно оставаться чувствительным и очень принципиальным, а также избегать соблазна манипулировать. Пусть сила взаимного притяжения просто тянет вас вперед. Если вы восприимчивы, держите свой разум невиновным и свободным от гордости, чтобы вы можете оставаться открытым для хорошего совета или полезной помощи. Когда мотивы вашего влияния невинны, для вас действует мощная магнитная сила.

Толкование линий:

Строка 1 (нижняя строка)

В постели мужчина шевелит пальцами. Означает ли это, что он собирается совершить долгий путь? Никто не знает. Ситуация не имеет большого значения.

Если женщина подмигивает, или мужчина улыбается, является ли это основанием для брака? Едва. Избегайте преждевременных увлечений и поспешных действий. Ждите терпеливо — для получения дополнительной информации и более ясной причины для действий – это поможет предотвратить несчастье.

Остерегайтесь эмоциональных реакций в коленях. Когда ноги управляются эмоциями, есть тенденция спешить во всех направлениях. Также используйте свой мозг и тщательно спланируйте свои движения, чтобы ваша энергия не рассеивалась, и бездумный импульс к действию не смог причинить вам вред. Баланс между сердцем и умом обеспечивает основу для принятия лучших решений и истинной свободы.

Когда притяжение затрагивает сердце, и дух перемещает вас, бесполезно пытаться стоять на месте. На самом деле, пусть ничего не стоит на вашем пути. Избегайте сознательного заговора и манипуляций, потому что это подавит источник истинного чувства, оставив вас напряженным и усталым. Следуйте за своим сердцем, и, тот, на ком вы сосредоточите свои мысли и чувства, последует за вами.

Ваша воля остается твердой, и смутные влияния не приводят к путанице. Это указывает на решимость кого-то, с прочными убеждениями. В этом нет причин для раскаяния. Тем не менее, преследуемое стремление добиться прогресса может вырасти настолько, что вы не сможете услышать позитивные предложения или призывы о помощи. Не допускайте нетерпения или страха, чтобы не потерять восприимчивость к помощи или добрым советам.

Строка 6 (верхняя строка)

Обсуждение дешево. Прогулка по языку — это трата времени каждого и не увеличивает перспективы успеха. В конечном счете, глупо пытаться влиять на людей пушистыми или льстивыми фразами. Никакое количество разговоров не изменит фундаментальную физику взаимного притяжения; без искры, никакое количество ветра не вызовет пожар.


Сянъ (Взаимодействие): контакт, воздействие, влияние; побуждать, мобилизовать, инициировать; всеобщий, целый, универсальный; постоянный, полный; объединять, сводить вместе части ранее разделенного целого; приходить к соединению, как при астрономическом соединении планет; в буквальном смысле: разбитое керамическое изделие, соединенные половинки которого служили паролем при встрече союзников.

Свершение.
Благоприятна стойкость.
Брать жену - к счастью.

Побуждение к действию, вдохновение, внезапный приток энергии, нацеленной на объединение вещей. Это сила притяжения между полами, сила взаимодействия между человеком и духом. Сочетайте вещи и двигайтесь вместе с ними. Действуйте через женщину и женское начало инь. Почувствуйте воздействие силы. Ощутите ее в себе. Мир создается через взаимодействие. Обретите этот путь в своем сердце и научитесь видеть его в сердцах других людей. Понимайте женщину и начало инь, покоряйтесь ему. Таков принцип изменения и рождения вещей, так поступали мудрецы древности. Через это вы можете познать суть происходящего во Вселенной.

Здесь начинается вторая часть “Книги Перемен”. Поэтому комментаторская литература обращает внимание и на те гексаграммы, которые начинают первую часть и заканчивают ее, и на те гексаграммы, которые начинают вторую часть и заканчивают ее. Если в первой части мы имели сначала творчество как первый импульс к бытию, и вслед за ним была гексаграмма исполнения как осуществления этого творческого замысла, то в конце первой части мы встречаем две гексаграммы. Первая из них бездна – опасность, стоящая перед вновь созданным предметом, и дальше, как преодоление этой опасности – сияние. В от отличии от первой части, которая занимается главным образом процессом творчества в космосе и является в переводе на язык гносеологии отношением уже познанного и нового акта познания, вторая часть в отличие от этого занимается вопросом практики, главным образом общественной практики человека, при которой предполагается, что уже достигнута известная гармония между новым актом познания и накопленным прежде опытом знания.

Здесь самое существенное – синтез. Это исходная точка для всей практической деятельности. Поэтому неудивительно, что вторая часть начинается с гексаграммы, которая называется “взаимодействие”, и может быть также переведена нашим словом “брак” в самом широком смысле этого слова. Дальше – переход в гексаграмму “постоянство”, трактуемую как постоянный закон действий, исходящих из синтеза, указанного выше. И, что замечательнее всего, вторая часть заканчивается двумя гексаграммами, из которых первая называется “уже конец”, т.е. уже достигнуто полное завершение и единство всего, что должно было быть достигнуть на протяжении ситуаций, охарактеризованных во второй части, и эта гексаграмма переходит в гексаграмму, которая называется “еще не конец”. Этим “Книга Перемен” указывает на то, что тот цикл ситуаций, который рассмотрен в ней, является лишь одним кольцом развития, идущего все дальше и дальше.

Интерпретация данной (31-й) гексаграммы как брака объясняется еще и следующим. Дело в том, что составляющие ее триграммы, если рассмотреть их со стороны символики триграммы в семье, символизирует младшую дочь и младшего сына. Здесь сочетаются младшая дочь одной семьи и младший сын другой семьи. Это брак. Он должен быть плодотворным и ненарушенным.

Внешний и Внутренний миры: Водоем (Туман) и Гора

Внутреннее свершение создает основу для внешнего возбуждения и оживления.

Соединение вещей содержит скрытую возможность встречи двух первичных сил.

Последовательность

Если есть Небо и Земля, то есть весь сонм вещей.
Если есть весь сонм вещей, то есть мужчина и женщина.
Если есть мужчина и женщина, то есть муж и жена.
Если есть муж и жена, то есть отец и сын.
Если есть отец и сын, то есть повелитель и слуга.
Если есть повелитель и слуга, то есть верхнее и нижнее.
Если есть верхнее и нижнее, то есть достойное место для совершенствования законов.

Определение

Взаимодействие означает взаимное побуждение.

Символ

Над горой клубится туман. Взаимодействие.
Благородный человек пользуется пустотой, чтобы принимать людей.

Линии гексаграммы

Линия 1

Вначале шестерка

Взаимодействие.
Оно коснется лишь твоего большого пальца на ноге.

Импульс к действию начинается снизу, так как в Символике гексаграммы нижняя черта соответствует ногам, а верхняя - голове. Определите свою ближайшую цель. Это может быть началом большого обновления.

Для того чтобы понять образы афоризмов данной гексаграммы, необходимо принять во внимание то, что всякая гексаграмма может быть рассмотрена как символика человеческого тела, где верхняя черта символизирует голову, а нижняя черта – ноги. Этим, собственно говоря, можно объяснить постепенное развитие образов, которые даны в афоризмах данной гексаграммы. Так, в первой черте мы имеем указания на взаимодействие, которое только еще начинается. Поскольку начало гексаграммы находится внизу, постольку в образе человеческого тела мы здесь встречаем указание на ноги.

Линия 2

Шестерка вторая

Взаимодействие.
Оно коснется лишь твоих голеней.
Несчастье. Но если пребудешь на месте, то будет счастье.

Импульс быстро распространяется, побуждая вас двигаться быстрее. Предупреждение относится к необдуманным действиям. Путь закрыт. Оставайтесь там, где сейчас находитесь, и он снова откроется.

В данной гексаграмме говорится только о процессе взаимодействия, а еще не о том, что может быть достигнуто в результате такого взаимодействия. Поэтому непосредственно приступить к какой-нибудь деятельности здесь было бы преждевременно, ибо взаимодействие еще не доведено до конца. Поэтому, указывая на следующую ступень развития этого процесса взаимодействия, “Книга Перемен” предостерегает от поспешной и необдуманной деятельности.

Линия 3

Девятка третья

Взаимодействие.
Оно коснется лишь твоих бедер.
Держись того, за кем следуешь.
Если выступишь - будет сожаление.

Ваши поступки как будто увлекают вас за собой, и вы теряете контроль над происходящим. Сейчас необходима пассивная самоотдача, а не самостоятельность. Если будете продолжать вести себя так же, как сейчас, то пожалеете об этом.

Здесь мы имеем лишь дальнейшее развитие того, что было намечено во второй черте. Однако кризис, характерный для третьей черты, дает себя чувствовать. Поэтому здесь особенно не могут быть рекомендованы самостоятельные действия и выступления. Только совершенная пассивность и отдача тому, кто достиг уже полного развития процессов взаимодействия, т.е. тому, кто символизирован последней, шестой чертой, может привести к благополучному исходу ситуации. Образ, данный в афоризме, объясняется тем, что уже было указано как символика тела в объяснении первой черты.

Линия 4

Девятка четвертая

Непрерывное общение.
Друзья последуют за твоими мыслями.
Стойкость - к счастью.
Раскаяние исчезнет.

Обстановка благоприятствует взаимодействию с окружающими. Вы можете свободно осуществлять свои планы и оказывать влияние на других людей. Путь открыт.

Четвертая черта характеризует ту ситуацию, которая несамостоятельна и тяготеет больше к тому, что символизировано пятой чертой. Здесь совершенно необходимо общение, ибо здесь процесс взаимодействия начинает выявляться вовне. Это взаимодействие должно быть вполне непрерывным, ибо только такое взаимодействие может привести к правильному положению в жизни. При этом чрезвычайно важно помнить о том, что взаимодействие имеет своей целью дальнейшую деятельность человека в мире, т.е. деятельность не только для себя, но и для других. Если эта деятельность в том смысле, который указан здесь, проводится с полной стойкостью, то она может гарантировать благополучный исход ситуации.

Линия 5

Девятка пятая

Взаимодействие.
Оно коснется лишь твоей спины.
Раскаяния не будет.

Образуется глубокая связь, которая будет постоянной. Если в прошлом были какие-то действия, которые могли бы вызвать раскаяние, то теперь они будут исправлены.

Здесь уже намечается та тема неподвижной стойкости, того постоянства, которое как частный момент данной ситуации будет развито в следующей гексаграмме. Поэтому как образ чего-то неподвижного, того, что является как бы стержнем всей ситуации, здесь выбирается образ спины, ведь спина характеризуется триграммойгэнь, которая сама по себе в “Книге Перемен” имеет афоризм, указывающий на неподвижность. Это постоянство приводит к тому, что если в предыдущей деятельности и были какие-нибудь упущения, которые они здесь могут быть исправлены.

Линия 6

Наверху шестерка

Взаимодействие.
Оно коснется лишь твоих зубов, щек и языка.

Взаимодействие, которое намечается здесь, имеет целью вашу дальнейшую деятельность. То, как оно осуществится, зависит уже не от самой ситуации, а от ваших конкретных действий на основе прошлого опыта.

Взаимодействие, которое намечено здесь, имеет своей целью дальнейшую деятельность. Эта деятельность может быть, прежде всего, проявлена в обращении к окружающим людям, в речи, но при этом “Книга Перемен” не говорит о благоприятности или неблагоприятности к окружающим людям, ибо здесь символизируется лишь взаимодействие приобретенного вновь знания и опыта, накопленного прежде. Как этот синтез будет использован человеком, зависит уже не от данной ситуации, а от деятельности самого человека, который символизируется в следующих гексаграммах. Поэтому “Книга Перемен” молчит о благоприятности или неблагоприятности исхода данной ситуации.

Гексаграмма Сянь один из самых положительных знаков, ее появление в раскладе предвещает период успеха и радости, особенно, в любовном раскладе. Но это произойдет только в том случае, если вы сможете не поддаться соблазну сойти с пути, если не начнете праздновать победу раньше времени. Одним словом, чтобы успех, предрекаемый гексаграммой Сянь, действительно состоялся, вы все время должны быть начеку.

Появление гексаграммы Сянь в любовном раскладе говорит о том, что ваши любовные отношения будут развиваться в положительную сторону, если они только начинаются – значит, их ждет хорошее будущее. А если любовный расклад проводится на то, чтобы узнать, как к вам относится тот или иной человек, то гексаграмма Сянь говорит о том, что он вам симпатизируют и у вас есть все шансы завязать успешные любовные отношения.

Также гексаграмма Сянь указывает на то, что, если у вас уже есть успешные любовные отношения, то они вот-вот перейдут на новый уровень, станут более глубокими. У молодых пар это даже может означать первый секс или вообще свадьбу. Тут важно смотреть на контекст самого любовного гадания, но в любом случае появление гексаграммы Сянь – это хороший признак.

Обратите внимание, что требование гексаграммы Сянь к тому, чтобы вы не расслаблялись раньше времени и не праздновали успех, раньше времени – не просто фигуральное выражение, а вполне конкретное указание. Если вы опередите события, то полностью потеряете все то хорошее, что могло быть. Поэтому сейчас необходимо проявить осторожность и закрепить то, что уже есть, а не пытаться создать что-то новое. Поймите, даже если вам кажется что объект ваше любви уже «попался на крючок», это еще не значит, что он не «соскочит», как раз именно сейчас такое и может произойти из-за вашей торопливости. Так что под влиянием гексаграмма Сянь будет очень осторожны.

И, наконец, следует особо оговорить, что гексаграмма Сянь в любовном раскладе И-цзин может также символизировать и ситуацию, когда вы элементарно можете попутать внешнее проявления любви с глубинными чувствами. Помните, что если некто оказывает вам знаки вниманья, это еще не значит, что он вас безумно любит. Об этом надо помнить в первую очередь молодым людям, чтобы потом не попасться в сети самообмана. Будьте внимательны, сейчас очень легко обмануть самого себя.

© Алексей Корнеев © Алексей Купрейчик