6 месяцев до трех. Игры во время одевания

Нормы развития:

3 - 4 мес.
- развитие позовых движений; формирование предпосылок хватания;
- может переворачиваться с живота на спину (основа формирования передвижений: ползание, ходьба);
- сидит с поддержкой; в момент сидения может прямо удерживать головку (в подушках);
- лежа на спине может поднимать и удерживать головку (основа умения вставать);
- ребенок тянется к ближайшим объектам, протягивая к ним руки (предпосылка хватания: дотягивание), взрослый фиксирует внимание ребенка на предмете.

4 - 5 мес.
- переворачивается с живота на спину;
- лежа на спине, приподнимает головку и плечи;
- сидит с поддержкой, сохраняя прямой головку и спину (сидит, держась за ручки – поддержка только спереди);
- может быть поставлен и сохранять позицию стоя с поддержкой;
- начинает дотягиваться и схватывать предметы;
- начинает перекладывать предметы из руки в руку;
- может поддерживать бутылочку одной-двумя руками (активно включается в совместную деятельность кормления) - развивается высокий уровень сенсо-моторной координации (глаз-рука).

5 - 6 мес.
- может переворачиваться со спины на живот (подготовка к умению ползать и садиться);
- сидит почти без поддержки, практически самостоятельно;
- лежа на животе, начинает ползать вперед-назад с помощью ног, управляя руками (взрослый должен организовывать ползание ребенка: выкладывать на живот, на большом пространстве, привлекать игрушками);
- появление первых простых результативных действий – простейших манипуляций эпизодического характера (размахивание, перекладывание, постукивание);
- может захватывать маленькие объекты с плоской поверхности (дифференциация четырех пальцев и большого пальца).

1). Не ограничивать свободу движений ребенка
2). Увеличение жизненного пространства: чаще высаживать на стул, выносить на прогулки.
3) Формирование хватания:
Дотягивание.
Развитие исследовательских движений руки без зрительного контроля (рот-руки перед собой, руки в поле зрения – формирование координации глаз-рука, но не надолго) – предпосылка для схватывания.
Захват.
Ощупывание ручек под контролем зрения: зрительная моторная координация.
Развитие исследовательской деятельности в пределах собственного тела.
Использование руки и рта в исследовательских движениях.
Развитие дотягивания к предметам.
Базовая ситуация для появления хватания – ситуация общения ребенка с матерью (предмет становится значимым).

Простейшие манипуляции с предметом:
- зрительное сосредоточение на предмете;
- предмет помещается в рот (палец – в рот);
- предмет отбрасывается;
- предмет и палец равнозначны.

Движения руки (с погремушкой) со зрительным контролем и без. – Зрение не только сопровождает руку, но и предвосхищает ее.

Эмоциональное (социальное) развитие.

Нормы развития:

В контексте приобретения устойчивости комплексом оживления, все более выражены компоненты, инициатива переходит к ребенку, ребенок становится более избирательным; общение ребенка со взрослым приобретает черты предметного общения.

3 - 4 мес.
- улыбается всем людям легко и открыто;
- громко смеется;
- узнает маму и папу и поворачивается на знакомые голоса;
- может улыбаться изображению в зеркале;
- появляется гуление, может произносить слог из гласных (о-о, а-а, у-у), имитируя взрослого человека (в перерыве между речью взрослого – когда ребенок предоставлен сам себе);
- появляются первые игры ребенка, они начинают доставлять ребенку удовольствие; игры – повторы взаимодействия со взрослыми, которые очень значимы для ребенка.

4 - 5 мес.
- увеличение инициативы:
- смеется и издает звуки, чтобы привлечь внимание;
- узнает разных членов семьи;
- появляются реакции страха и гнева (ребенок впервые начинает бояться); гнев появляется при ограничении потребностей и активности; сопротивляется, когда отбирают игрушку (формирование предпосылок сохранения объектов, память, начало формирования аффективно-заряженных представлений);
- ребенок может начать подражать взрослому, его действиям ("ребенок входит в мир человеческих значений, действий через подражание"(Выготский Л.С.));
- интерес к игрушкам, желание манипулировать ими (предпосылка перехода в 6мес. к ситуативно-деловому общению).

5 - 6 мес.
- улыбается изображению в зеркале;
- отвечает на свое имя;
- появляется положительная эмоциональная реакция на других детей;
- волнуется и пугается в обществе незнакомых людей;
- умеет подражать выражению лица и интонации голоса (вокализации); "фыркание" - выражает недовольство;
- появляется интерес к играм, особенно к звуковым; высокая сензитивность к звукам, музыке.

Укрепление эмоциональной связи ребенок-взрослый происходит во время игры (прятки – "ку-ку", щекотание, поглаживание, купание; подкидывание, подбрасывание – опыт переживания фрустрационных ситуаций (страх потери опоры), имитационные игры - "велосипед" ножками).

Умственное развитие

Нормы развития:

3 - 4 мес.
- высокая степень готовности реагировать на окружающих людей и предметы (сенсорная активность);
- присвоение ориентировочной функции рукам наряду со ртом;
- увеличение объема памяти, продолжительности сохранения прошлого опыта, что проявляется в узнавании (образная и моторная память).

4 - 5 мес.
- увеличение периодов бодрствования и их устойчивость;
- прослеживание траектории предметов на значительных расстояниях (провожает взглядом падающие предметы) - переход к познанию мира предметов;
- дифференциация знакомых и незнакомых объектов и людей;
- наряду с гласными звуками произносятся и некоторые согласные (б, д, м) – но это еще не фонемы.

5 - 6 мес.
- использует пальцы и руку для исследования;
- может начать сравнивать одновременно два объекта (постукивание) – формирование сенсорных пред-эталонов как неких единиц функционирования восприятия;
- рассматривает и тщательно изучает объекты длительное время;
- дотягивается и схватывает видимые предметы;
- начинает тянуться за упавшим предметом – начало сохранения объекта, тянется, если только предмет издает звук при падении;
- начинает произносить многие согласные и гласные.

1) Больше разговаривать с ребенком, включать радио, магнитофон, привлекать звуками.
2) Больше игрушек
3) Стимуляция реакции подражания: сначала имитировать самого ребенка (дает модель подражания).

Ваша кроха растет и радует вас все больше и больше, у вашего малыша появляется улыбка на лица, но вам очень хочется знать все ли нормально с вашим малышом? Правильно ли он развивается? Как его необходимо в этом возрасте воспитывать? Какие необходимы ребенку игрушки от 4 до 6 месяцев?

Что должен уметь делать ребенок в 4 месяца?

Узнает мать, радуется, увидев ее.
- Громко смеется.
- Находит глазами источник звука.
- Захватывает ручками подвешенную игрушку, удерживает ее в руке.
- Самостоятельно переворачивается со спины на бок.
- Придерживает руками мамину грудь или бутылочку во время кормления.
- Гулит.

Что должен уметь делать ребенок в 5 месяцев.

Отличает близких людей от чужих, по-разному на них реагирует.
- Различает ласковую и строгую интонацию.
- Берет игрушку из рук взрослого, удерживает ее в руке.
- Долго лежит на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук.
- Переворачивается со спины на живот.
- Ровно и устойчиво стоит при поддержке под мышки.
- Подолгу певуче гулит.

Что должен уметь делать ребенок в 6 месяцев?

По-разному реагирует на свое и чужое имя.
- Подолгу играет игрушкой, перекладывает ее из одной ручки в другую.
- Самостоятельно переворачивается с живота на спину.
- Пытается ползать.
- Произносит отдельные слоги.
- Ест с ложечки, снимая пищу губами.

Рекомендации родителям по развитию и воспитанию ребенка от З до 6 месяцев жизни.

Ласково разговаривайте с ребенком, называйте его по имени, рассказывайте простые стихотворения, пойте песенки и колыбельные. Обращаясь к нему, произносите звуки, которые малыш прежде уже лепетал сам: "Агу, гу-гу, а-а-а, га-га" и др. Занимайтесь ежедневно и постарайтесь добиться того, чтобы он подражал вам, повторяя произнесенные звуки и слоги. Наклонитесь к лежащему малышу, поймайте на себе его взгляд. Улыбнитесь и ласково заговорите с ним. Сожмите пальцы правой руки в кулак, выставив вперед только мизинец и указательный - получилась "коза" с рожками. Теперь приговаривайте, удаляя и приближая "козу".

Идет коза рогатая, Идет коза бодатая, Ножками топ-топ, глазками хлоп-хлоп: "Кто каши не ест, Кто молока не пьет, Того забодаю, забодаю".

"Пободайте" ребенка, потормошите его. Играйте так каждый день, и вы увидите, что малыш вначале будет только улыбаться, потом начнет останавливать на вашем лице взгляд, прислушиваться к голосу, издавать радостные звуки и весело двигать ручками и ножками. Это говорит о том, что у него появилось зрительное и слуховое сосредоточение, зарождаются положительные эмоции и ответная реакция на общение.

Нежно поглаживайте ребенка, поддерживайте его радостное настроение, вызывайте улыбку, смех, двигательное оживление. Часто и на длительное время выкладывайте его на живот. Поощряйте любую двигательную активность ребенка: повороты со спины на живот, потом с живота на спину. Когда кроха лежит на животике, положите перед ним игрушку, через минуту отодвиньте ее от него подальше. Ваше чадо захочет до нее дотянуться и попытается поползти.

Игрушки для ребенка от 4 до 6 месяцев.

Наклонитесь над лежащим ребенком и покажите яркую погремушку. Пусть он поймает ее взглядом, подвигайте ею и поднесите к нему. Если кроха не протягивает ручки, тогда сами вложите игрушку в его ладошку. Затем подвигайте руку ребенка вместе с погремушкой. Играя таким образом, добивайтесь в последующих занятиях, чтобы малыш сам пытался ее захватить.

Подвесьте игрушки над грудью ребенка в кроватке так, чтобы он, размахивая руками, наталкивался на них, мог захватывать, рассматривать и ощупывать. Игрушки должны быть яркими, удобными для захватывания (погремушки, звоночки, кольца).

ДЛЯ ТОГО чтобы малыш научился правильно видеть , не стоит в первые 3-4 месяца вешать перед ним игрушки на близком расстоянии (менее 40 см) - толком он ничего разглядеть не сможет, но появится риск развития косоглазия.

Организуйте место для бодрствования маленького человечка так, чтобы он мог видеть все, что происходит вокруг.

В полугодовом возрасте малыш начинает воспринимать себя как человека. До этого он идентифицировал себя с матерью - даже ее руки и ноги воспринимались им как продолжение собственного тела. Сейчас кроха начинает знакомиться сам с собой. Помогите ему в этом. Сравните свою руку и ручку малыша, приложив их друг к другу. Предложите ему потрогать ваш нос, а затем свой.

Развивайте у ребенка долговременную память. Для этого уберите на несколько дней привычные для него игрушки, заменив их новыми. Затем достаньте "старые" - увидев их, малыш искренне обрадуется. Учите кроху простейшим действиям с предметами: положить, взять, потянуть.

Он проявляет больше интереса к окружающему его миру. Малыш уже хочет выбраться из кроватки, чтобы лучше рассмотреть, что происходит вокруг. Он с удовольствием перебирается на руки мамы или папы.

Посмотри на меня

Удобно лягте на спину и положите ребенка себе на живот. Ласково позовите его по имени. Постарайтесь дождаться момента, когда малыш поднимет головку и посмотрит на вас. Разговаривайте с ребенком. После каждой удачной попытки целуйте и хвалите его. Игру можно повторять несколько раз.

Многие игры и упражнения для детей этого возраста направлены именно на развитие познавательных навыков ребенка.

В дальнейшем можете усложнить занятие, для чего положите ребенка на животик на одеяло. Окликните его,старайтесь своими словами привлечь его внимание, чтобы малыш приподнял головку и увидел вас. Чтобы сделать упражнение интереснее, возьмите в руки необычную игрушку. Не забывайте чаще хвалить своего малыша.

Лифт

Игра развивает двигательные навыки, а также ощущения положения малыша в пространстве. Она влияет на эмоции: ребенок начинает улыбаться и заливисто смеяться.

Поднимите малыша, удерживая его за подмышки, и расположите на уровне своего лица. Улыбаясь скажите ребенку, что вы сейчас с ним будете играть. Сначала не быстро начните поднимать его вверх, следя за реакцией малыша. При этом вы можете приговаривать: «Едем-едем вверх!» Затем опустите малыша вниз до пола - «Едем-едем вниз!» Таким образом поднимите и опустите его несколько раз, немного задерживаясь вверху, внизу или посередине. Закончите игру словами: «Стоп, приехали!» Следите, чтобы у ребенка не возникало усталости.

Игры способствуют развитию зрительного, слухового и эмоционального восприятия малыша.

Играя с ребенком, можете слегка потормошить его, «пободать» пальцами. Через некоторое время вы заметите, что он, улавливая ритмический рисунок стихотворения, реагирует на ваши слова и начинает улыбаться в ответ, издавать радостные звуки, двигать ручками и ножками.

Пищащая игрушка

Возьмите игрушку, которая издает пищащие звуки. Покажите ее малышу, а потом спрячьте под одеяло. Пусть малыш постарается ее найти.

В этом возрасте ребенок будет прислушиваться к мелодичному звону неваляшки, его внимание будет привлекать яркая расцветка игрушки.

Неваляшка

Показать ребенку неваляшку можно еще в первые месяцы жизни, ему понравится наблюдать за игрушкой. Поставьте неваляшку в кроватку: так малыш сможет лучше ее разглядеть.

Когда ребенку исполнится 5 месяцев, привяжите к игрушке ленту и научите малыша дергать за нее - неваляшка будет издавать разнообразные звуки.

Малышу наверняка понравится самому управлять игрушкой с помощью ленты.

Музыкальные игрушки

Такие игрушки, как бубенчики, дудки, свистки, активизируют слуховое восприятие, заставляют малыша искать глазами звучащий предмет. В этом возрасте он уже пытается различать звуки по громкости, тембровой окраске. Расположение звучащего предмета можно менять: передвигать чуть дальше или ближе, располагать его по разные стороны от ребенка.

На последней фразе поднесите ручки малыша к голове. Через какое-то время он сможет и сам исполнять запомнившиеся движения.

В играх задействованы эмоциональная сфера, понятийное мышление, память.

Наблюдаем окружающие предметы

Положите ребенка на живот, чтобы ему было удобнее удерживать голову и смотреть вокруг. Разложите игрушки перед ним. Дайте ему возможность прикоснуться к какой-нибудь из них, и тогда назовите ее.

Если внимание ребенка привлекут предметы в комнате, также назовите их.

Решичение цветов

Обратите внимание малыша на различные цвета, для чего подберите носочки разных ярких цветов. Надев носочки на ребенка, приподнимите ножки, чтобы малыш смог их увидеть. Проделайте то же самое несколько раз, и вскоре носочки будут привлекать внимание малыша без вашем помощи.

Знакомимся частями

Посадите ребенка к себе на колени. Называйте разные части его тела, осторожно до них дотрагиваясь. Например: «Это носик(имя ребенка). А это - глазик». Потом ручкой ребенка прикоснитесь к своему лицу, произнося: «А это мамин носик. И мамин глазик». Затем попробуйте задать вопрос: «А где твой носик? А где мамин носик?»

Не забывайте хвалить ребенка, если он правильно «отвечает» на ваш вопрос.

Игры в воде

Во время купания малыша можно легонько покачать его на поверхности воды.

Спокойные движения помогают мышцам ребенка расслабиться.

Кто под шляпой!

Для игры вам понадобится шляпа и несколько игрушек (кошка, зайчик, слоник и т. д.). Накройте шляпой какую-нибудь игрушку, оставив на виду хвостик или лапку игрушечного зверька. Усадите малыша так, чтобы ему было удобно дотянуться или доползти до головного убора. Затем попросите малыша: «Посмотри, кто лежит под шляпой». Кладите шляпу с разных сторон от ребенка, тем самым побуждая его каждый раз доползти и найти игрушку, приподняв шляпу.

Игры во время одевания

Во время одевания привлеките внимание малыша к картинкам, развешанным вокруг кровати. Называйте и описывайте, что на них изображено. Рядом с кроваткой можно повесить фотографии близких родственников. Рассказывайте ребенку о них, называя всех по именам. Например: «Это дядя... Это тетя...»

Периодически меняйте картинки. Например, фотографии родственников можно заменить на изображения животных. Называйте каждого из них, комментируя, какие звуки издает тот или иной зверь.

Поезд

Развеселите вашего малыша этой игрой. Расстелите на полу одеяло, положите на него малыша на животик, после чего потяните за два конца одеяла. Ребенок будет «ехать» на Купаемся одеяле, а вы приговаривайте:

  • Чух-чух, чух-чух,
  • Мчится поезд во весь дух!

Игра на различение звуков

Возьмите ребенка и положите себе на живот, так чтобы ваши лица находились на одном уровне близко друг к другу. Не спеша проведите обеими руками от шеи малыша к бедрам, слегка надавливая на мышцы по обе стороны от позвоночника. В этот момент малыш слегка приподнимет голову. Попробуйте произнести его имя высоким голосом. После чего повторите опять, но уже низким голосом, выделяя мягкие, «бархатные» звуки. Несколько раз меняйте интонацию.

Кольца

К 3 месяцам над кроваткой ребенка можно закрепить разноцветные пластмассовые или деревянные кольца. Они должны быть размещены на расстоянии вытянутой ручки ребенка, чтобы он мог за них ухватиться. Игрушки, которые развешаны вокруг кроватки малыша, следует регулярно менять, чтобы у него не возникало ощущения привыкания. Они должны быть всегда разными по цвету и форме, вызывать интерес малыша.

Стенка-стенка

Во время произнесения стишка поглаживайте щечки, губки, лоб, веки ребенка, а на носик слегка надавливайте.
Стенка-стенка (поглаживайте Щечки),
Две ступеньки (губки), Потолок (лобик), Два окошка (глазки), Дзы-ы-ы-ынь звонок! (носик)

— Свободно поворачивает голову на звуки погремушки и другие звуки.

— Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука, находит его.

— Рассматривает, ощупывает, захватывает низко висящие над грудью игрушки.

— Удерживает игрушку в руке, берет ее из рук взрослого. Активно играет с игрушкой (тянет в рот, отодвигает, рассматривает, движет руками).

— Ощупывает свои руки, играет с ними.

— Осознанно отвечает улыбкой на разговор с ним, подолгу певуче гулит.

— Узнает мать или близкого человека (радуется).

— Отличает близких людей от чужих по внешнему виду, по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого взрослого.

— Различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи.

— Радуется ребенку, берет у него из рук погремушку.

— Ярко проявляется комплекс оживления (улыбается, вокализирует, двигает руками и ногами, изгибает тело, реагирует на различные предметы и человека).

— Начинает произносить отдельные слоги (начало лепета).

— Имитирует мимику взрослого.

— Самостоятельно берет соску.

— Удерживает в руках бутылочку.

— Переворачивается со спины на бок, со спины на живот, с живота на спину.

— Подползает вперед, отползает назад, крутится.

— Опирается ногами на опору при поддержке под мышки.

— Переступает при поддержке под мышки.

— Тянет руку к понравившейся игрушке.

Педагогика на каждый день

Ребенок продолжает испытывать удовольствие от того, что близкие взрослые держат его на руках, прижимают к себе, качают. Ребенок уже узнает своих папу и маму. Смыслом общения в этом возрастном периоде продолжает оставаться взаимная радость от созерцания друг друга, обмена улыбками, физического контакта. Теперь ребенок сам часто выступает инициатором контакта и огорчается, обижается, если эта инициатива не находит поддержки. Будьте чуткими к попыткам ребенка вовлечь вас в общение. Показывайте ваше радостное предвкушение от общения с ребенком выражением вашего лица и интонацией вашего голоса.

Совершенствуйте зрительные и слуховые ориентировочные реакции при ознакомлении с окружающим.
После трех месяцев рекомендуется выкладывать младенца в манеж или на тахту (под присмотром взрослого). Лежа на животе, он сможет рассматривать все вокруг. Предоставляйте возможность ребенку рассматривать новую обстановку и наблюдать за действиями взрослых. Привлекательны для ребенка путешествия по квартире на руках у взрослого. Для показа можно использовать любые предметы, разнообразные по свойствам: объемные и плоские, разной величины, формы, цвета, по-разному звучащие. Прослеживая за движением предметов, малыш начинает поворачивать голову. Продолжайте развивать у маленького ребенка восприятие музыки. Напевайте ему колыбельные и утренние песенки. Проигрывайте различные мелодии на детских музыкальных инструментах: дудочке, металлофоне, колокольчике, гуслях. Для занятий с малышом необходимы также проигрыватель, магнитофон с записью колыбельных, плясовых песен, классической музыки.

У ребенка в 3-4 месяца развивается координация действий руки. Помогите своему малышу согласовывать движения глаз и руки, научиться схватывать предметы разной величины и формы. Предлагайте ему разнообразные игрушки. Побуждайте захватывать их. Игрушки должны быть удобны для захватывания. Если малыш научился справляться с этой задачей, предложите ему разные по величине и цвету предметы, а затем разные по форме. Тактильные ощущения малыша обогащайте за счет гладкой, скользящей, ребристой поверхности. Игрушки могут быть резиновые, пластмассовые, деревянные, матерчатые. Обновляйте комплект игрушек через каждые 2-3 дня. Предлагайте ребенку брать игрушки из ваших рук. Давайте предметы домашнего обихода: клубки ниток, пластмассовые чашечки и бутылочки… Каждый предмет должен быть интересен ребенку, приносить удовольствие и в то же время быть безопасным. Постепенно малыш научится брать, держать, а затем и хватать.

Поддерживайте ребенка от 3 до 6 месяцев в его речевом развитии.

Побуждайте подражать вашей речи, проявлять активные речевые реакции: гуление и лепет. В этот период важным остается теплое, бережное отношение к ребенку, внимание к нему, внутренняя душевная связь между малышом и взрослым. Не оставляйте его надолго в одиночестве.

Поддерживайте его «разговоры». Повторяйте за ребенком звуки, которые он произносит. Произнося звук или слог, покажите ребенку, что вы ждете, чтобы он тоже что-то сказал. Делайте это с улыбкой, старайтесь повторить именно то, что он сказал. Дети предпочитают особую речь. Это нежные высоко интонированные звуки, с отчетливыми акцентами, обязательно с выраженной адресованностью малышу. Привлекайте всех членов семьи к тому, чтобы они тоже играли (с ребенком, повторяя произносимые им звуки. Во время таких «разговоров» необходима тишина, спокойная обстановка. Малыши, испытывающие дефицит общения, молчаливы, у них надолго задерживается появление настоящей речи.

Создавайте условия для двигательного развития ребенка. Развивайте двигательную активность малыша: самостоятельные повороты со спины на бок и на живот, с живота на спину. Поддерживайте желание ребенка подползти вперед, отползти назад, покрутиться вокруг себя. Появление каждого нового движения свидетельствует об успешности развития ребенка. Двигательная активность оказывает большое влияние на укрепление мышц, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной системы. Необходимо чередование вертикального и горизонтального положения ребенка: то на спине, то на животе, то на руках взрослого. Наиболее полезны движения лежа на животе. Стимулом для развития двигательной активности являются игрушки.

Помогите ребенку в его социальном развитии. Обратите внимание, как ребенок реагирует на других взрослых. В этом возрасте формируется разное отношение к родным, знакомым и незнакомым людям. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос общительным человеком, просите ваших знакомых поиграть с ним, рассмешить его. Показывайте малышу свою готовность понять его, прийти на помощь, посочувствовать, утешить. Как можно больше разговаривайте с ним, улыбайтесь, поглаживайте, пойте песни, читайте стихи - любите своего ребенка, дорожите им.

Мнение ученых

  • Прикосновения, похлопывания и объятия помогают детям противостоять стрессу.
  • Ребенок, с которым в детстве часто и с любовью разговаривают, гораздо более склонен к достаточно сложному использованию языка.
  • Любовь - это очень мощная сила, которая связывает ребенка с вами. Проявление вашей любви отразится на том, как будут образовываться мозговые связи.
  • Объятия помогут малышу снимать психическое напряжение.
  • Прикосновение к малышу помогает ему снять стресс.

Как увлекательно наблюдать за развитием ребенка до года! Из беспомощного комочка он день за днем превращается в осознанное существо, которое имеет свой характер, привычки и настроения. И многие мамы начинают переживать: а все ли в порядке с моим крохой, нормально ли он развивается? Специально для таких случаев наши друзья, проект «Ребенок до года», подготовили серию заметок о нормах развития детей в первые месяцы жизни.

Конечно, все детки разные, и не стоит сравнивать своего любимого карапуза с малышом подруги или соседки, но полезно знать нормы развития ребенка 3-6 месяцев. Это поможет вам чувствовать себя более уверенно, лучше понимать своего ребенка, гармонично и своевременно заниматься и играть с ним.

Нормы развития ребенка 3-4 месяцев

Сенсомоторное развитие

В этом возрасте ребенок уже умеет держать голову и с помощью взрослого переворачиваться с живота на спину. Формируется основа передвижений, создаются предпосылки для ползания и ходьбы, которые будут освоены значительно позже. Любопытство побуждает ребенка развивать хватательный рефлекс - малыш фиксирует ненадолго внимание на предмете, старается дотянуться до него и схватить

В возрасте от 3 до 4 месяцев дети отличаются дружелюбием. Они хоть и выделяют из множество лиц близких, но улыбаются всем, даже своему отражению в зеркале. Ребенок с удовольствием включается в «общение», своим гулением имитируя речь обращающегося к нему взрослого. Дети интересуются играми-повторюшками и весело смеются, когда считают нужным.

Умственное развитие

В этот период у детей наблюдается увеличение объема памяти, что позволяет накапливать некоторый опыт - так проявляется моторная и образная память. Малыши демонстрируют высокую степень сенсорной активности, охотно реагируют на окружение. Мир, который раньше познавался преимущественно через рот, теперь познается и через руки.

Нормы развития ребенка 4-5 месяцев

Сенсомоторное развитие

Лежа на спине, ребенок к концу 5-го месяца уже уверенно поднимает не только головку, но и плечи. Многие уже важно сидят, обложенные со всех сторон подушками, и почти стоят, когда взрослые ставят их на ножки и поддерживают под мышки. Хватательный рефлекс совершенствуется - ребенок учится перекладывать игрушку из одной руки в другую, учится самостоятельно держать бутылочку при кормлении.

Эмоционально-социальное развитие

На 5-м месяце жизни малыш начинает проявлять инициативу. Он привлекает внимание окружающих, целенаправленно издавая призывные звуки. Палитра его эмоций постепенно расширяется: появляется страх, иногда даже гнев. Трансформируется интерес к игрушкам - теперь ребенку становится интересно манипулировать ими и когда кто-то забирает игрушку, малыш замечает это и активно проявляет недовольство.

Умственное развитие

В этом возрасте постепенно увеличиваются периоды бодрствования, ребенок учится занимать себя новыми интересами: следит за передвижением предметов в пространстве, уверенно делит людей на знакомых и неизвестных. В его «речи» кроме гласных звуков появляются и некоторые согласные - как правило, это «б», «м» и «д».

Нормы развития ребенка 5-6 месяцев

Сенсомоторное развитие

К концу 6-го месяца многие дети уже сидят без подушек, некоторые уже даже начинают самостоятельно ползать, если взрослые стимулируют их яркими, привлекающими внимание игрушками. Мелкая моторика в этом возрасте уже развита настолько, что ребенок умеет брать маленькие предметы, разделяя движения большого и остальных четырех пальцев.

Эмоционально-социальное развитие

К тому моменту, как малышу исполнится полгода, он уже хорошо знает свое имя и откликается на него. Ему интересны другие дети - он выделяет их из взрослых, даже знакомых. В обществе незнакомых людей малыш испытывает страх и стеснение, из игрушек больше всего любит музыкальные предметы и «шумелки», хорошо воспринимает музыку и активно учится подражать голосам взрослых.

Умственное развитие

Внимательно наблюдая за ребенком, вы можете заметить, что объем его краткосрочной памяти существенно увеличился: он способен длительное время концентрировать внимание на одном предмете. Изучая его, малыш рассматривает его глазами, щупает руками и постукивает им о поверхность или другой предмет. Ребенок по-прежнему неохотно расстается с попавшим в его руки предметом. Единственный способ безболезненно забрать у него что-то заключается в том, чтобы переключить внимание малыша.

Все мамы переживают о том, чтобы их малыш правильно рос и развивался. В раннем возрасте отслеживать все тенденции достаточно трудно - нужно использовать подсказки опытных мам и рекомендации специалистов. Присоединяйтесь к читателям интернет-журнала РебенокДоГода и узнайте все, что важно знать о детях вашего возраста. К вашим услугам обобщенный опыт медиков и мам, а также онлайн-помощь специалистов: консультанта по грудному вскармливанию и врача-педиатра с 17-летним стажем работы.

Галки-Игралка тоже подготовила для мам младенцев много интересного и полезного. Самая нужная информация о развитии деток до года, список необходимых игрушек, большая коллекция развивающих игр на каждый возраст, подробная программа развития... Все это ждет вас в новом курсе «Первый год с Галкой-Игралкой» . Мы разработали его с заботой и вниманием к потребностям молодых мам!