Совместные игры воспитателя и детей. Опыт работы воспитателя детского сада

Зоя Зырянова
Совместная деятельность воспитателя с детьми раннего возраста с использованием дидактических игр

Ценность раннего обучения давно подмечена народом, неслучайно создано много детских песенок, потешек, игр и игрушек, которые забавляют и учат маленьких детей (Например : «Ладушки» , «Сорока – сорока» и др., которые кроме тренировки мелкой моторики развивают память, дают положительные эмоции, обогащают словарный запас ребенка.)

Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок постигает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Немалую роль в этом играют ежедневные впечатления от общения с детьми .

Малышу несвойственна созерцательность, он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности, но в то же время порождает у него множество вопросов. Значит, мир, чуть приоткрыв свои тайны, пробуждает любознательность у маленького человека, желание узнать как можно больше. Только взрослый может помочь малышу понять суть интересующих его явлений.

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связи между предметами и явлениями позволяет игра. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разнообразными умениями и навыками, их этому надо учить.

Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки : башенки, неваляшки, разборные шары, вкладыши, пирамидки, матрешки и многие другие. Детей привлекает красочность этих игрушек, забавность действий с ними. Играя, ребенок приобретает умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевает разнообразными новыми движениями.

Своеобразное обучение элементарным умениям и навыкам осуществляется в игровых формах, увлекательных и доступных ребенку.

Для обучения через игру и созданы дидактические игры . Главная их особенность состоит в том, что задания ребенку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие – то знания, овладевают навыками действия с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную игровые составляющие, игровые действия, игровые и организационные отношения.

В каждом возрасте познавательная деятельность имеет особые , отличительные черты. Мышление детей от 2 до 3 лет носит преимущественно наглядно – действенный характер. Основной формой познавательной деятельности является предметно – манипулятивная игра. Эта самостоятельная игра, в ходе которой ребенок манипулируя предметами, практически соотносит их по размеру и форме, знакомиться с их внутренним устройством.

Очень важно создать в детском саду благоприятные условия для такой игры, потому что в ней развивается интеллект детей третьего года жизни, для этого необходимо :

Создать в группе такую психологическую атмосферу, чтобы ребенок чувствовал себя любимым и желанным, чтобы он не был «зажат» , а мог свободно проявлять свои стремления и интересы

Предоставлять малышу свободу для игры, поощрять любознательность и самостоятельность

Постоянно использовать в речи взрослых слова, обозначающие цвет, размер, форму предметов, их пространственное расположение и количество.

Дидактическая игра направлена на развитие таких психических процессов, как память, мышление, творческое воображение. Она вырабатывает усидчивость, дает простор для проявления самостоятельности.

Дидактические игры необходимы для умственного развития маленьких детей. Во время игры у ребенка воспитывается способность сосредоточиться на том, что ему показывает взрослый. Дидактическая игра – разновидность игр с правилами, специально разработанная педагогикой в целях обучения воспитания детей . Но при этом, как было сказано выше дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий (что в раннем детстве выступает на первый план, а задача обучения им не осознается. Это делает игру особой формой обучения, когда дети, играя, усваивают необходимые знания, умения и навыки.

Дидактические игры и занятия имеют определенные значения и в нравственном воспитании детей . У них постепенно развиваются умения действовать в среде сверстников, что в начале дается нелегко. Сначала ребенок приучается что – то делать рядом с другими детьми не мешая им , не забирая у них игрушки и не отвлекаясь. Затем он привыкает к совместной с другими детьми деятельности : вместе смотреть игрушки, картинки, вместе ходить, плясать и т. д. Зарождается интерес к действиям другого ребенка, радость общих переживаний.

Дидактическая игра хороша и тем , что малыш сразу видит конечный результат своей деятельности , достижения результата вызывает чувство радости и желание помочь тому, у кого пока что - то не получается.

Некоторые дети с большим трудом привыкают к совместным играм . Их надо постепенно приучать к этому, объединяя с более спокойными сверстниками. Такое объединение может быть осуществлено сначала с использованием вспомогательных предметов – орудий.

Характер деятельности вызывает у детей оживление, речевые реакции, что привлекает внимание других участников игры, подталкивает к подражанию. Воспитатель побуждает детей обмениваться игрушками, подготавливает и облегчает установление правильных взаимоотношений. Дидактическая игра хороша , как для индивидуальной, так и для совместной деятельности детей .

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида :

Игры с предметами (игрушками, природным материалом,

Настольно – печатные

Словесные игры.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, которые направлены на развитие тактильных ощущений, умения манипулировать с различными предметами и игрушками, развивают творческое воображение, мышление. Дети учатся сравнивать их, устанавливать сходство и различие; знакомятся со свойствами предметов и с их признаками : цветом, величиной, формой, качеством. Играя, малыши приобретают умения складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы, выкладывать узоры из разнообразных форм. В играх с куклами формируются культурно – гигиенические навыки и нравственные качества – заботливое отношение к партнеру по игре – кукле, которая переноситься затем на сверстников.

Игра «Большие и маленькие мячики» .Цель : Учить различать цвет и величину (большой – маленький) ;развивать чувство ритма; ритмично проговаривать слова. Подобрать мячики для кукол. Правильно подобрать мячи по цвету и величине.

Ход игры. Воспитатель дает рассмотреть мячики разных цветов (синие, зеленые, красные, желтые) и разной величины (большие и маленькие) . Показывает, как они ритмично подпрыгивают, и приговаривает :

Прыг да прыг,

Все прыг да прыг,

Спать наш мячик

Не привык.

Воспитатель выносит две куклы – большую и маленькую – и говорит : «Большая кукла Оля ищет для себя мячик. Маленькая кукла Ира тоже хочет поиграть с мячом». Предлагает детям подобрать куклам мячи. Дети отбирают мячи нужной величины (большой кукле – большой мячик, маленькой кукле – маленький мяч) . Кукла Оля капризничает : ей нужен мяч желтого цвета, как ее юбочка. Кукла Ира тоже сердится : ей нужен мяч красного цвета, такой, как ее бантик. Воспитатель предлагает ребятам успокоить кукол : подобрать им нужные мячи.

Также можно использовать следующие дидактические игры : «Подбери петушку перышки» , «Подбери попугаю колечко» , «В гости приехали куклы» , «Собери цветок, собери чашку» , «Подбери пару» и многие другие игры.

«Овощной магазин» .

Цель : Расширять представления о форме, величине, цвете; развивать навыки сравнения предметов.

Ход игры. Воспитатель приглашает детей в новый овощной магазин. На прилавке много товара : свекла, картошка, морковь, помидоры. Предлагает детям поработать в магазине продавцами. Директор магазина ежик приглашает продавцов и дает им задание : разложить по корзинам так, чтобы покупатели могли быстро его купить : отобрать в корзины овощи круглой формы. Если дети ошибаются, ежик сердито фыркает.

Вариант игры. Можно предложить детям развозить овощи с овощной базы на машинах по детским садам, магазинам (отбирать овощи только красного цвета; упаковывать овощи большей и меньшей величины).

Настольно – печатные игры интересны для ребят, так как направлены на развитие зрительной памяти и внимания. Игры разнообразны по видам (парные картинки, домино, лото, разрезные картинки) и по требуемым действиям. Это и подбор картинок по парам и подбор по общему признаку (классификация) и запоминание состава, количество и расположение картинок, и составление разрезных картинок и кубиков, и описание по картинке.

Подбор картинок по парам.

Цель : Учить сравнивать предметы, находить одинаковые.

Разрезные картинки и кубики.

Цель : Развивать умение из отдельных частей(2-4 частей) составлять целый предмет.

Найди такой же предмет.

Цель : Учить детей соотносить предметы, изображённые на картине, с отдельными предметами.

В дидактические игры входят также и словесные игры.

В младшем возрасте они направлены на развитие речи, в воспитании правильного звукопроизношения, уточнения, закрепления и активизацию словаря.

Они построены на словах и действиях играющих. Такие игры служат средством развития памяти, внимания, связной диалогической речи, умения и желания выражать свои мысли. Воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря.

Цель : Учить правильно и чётко произносить гласные звуки.

Ход :

Воспитатель громко произносит А-А-А, ребёнок " Эхо" тихо отвечает : а-а-а. И так далее. Можно так же использовать сочетания гласных звуков : ау, уа и. т. д.

Паровоз.

Цель : Отрабатывать правильное произношение гласного звука «У»

Ход :

Воспитатель предлагает ребёнку позвать паровоз. «У-у-у» гудит ребёнок, и паровоз едет на этот звук.

Лошадка.

Цель : Учить правильно произносить звук «И»

Воспитатель предлагает позвать лошадку. Ребёнок произносит И-и-и, и лошадка скачет, ребёнок заканчивает произносить, лошадка останавливается. Далее лошадку зовёт следующий ребёнок.

Чтобы дидактические игры давали положительные результаты в развитии детей имеет большое значение правильная организация с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Развитие общения детей со сверстниками. Игры и занятия с детьми раннего возраста Смирнова Елена Олеговна

Совместные игры с предметами

Совместные игры с предметами

Проводить такие игры лучше всего с небольшой группой детей (сначала с двумя малышами, позже с 3–5 детьми).

Эти игры помогают привлечь детей к совместной деятельности и показать, что в одиночку играть не так интересно.

Игрушки для совместных игр должны быть хорошо знакомы малышам, чтобы они не провоцировали индивидуальную исследовательскую деятельность и конфликты между детьми.

«Катаем мячик»

Воспитатель садится на ковер и предлагает детям сесть в круг рядом с ним. Он берет мяч среднего размера, катит его в сторону ребенка и весело говорит: «Покатился мячик в гости к Пете, лови его скорее!» После того как ребенок поймает мяч, взрослый предлагает ему покатить мячик другому ребенку: «Петя, а к кому теперь мячик хочет отправиться в гости?» Если малыш сомневается в выборе, воспитатель помогает ему: «Кати мячик Олечке!» В игре должны принять участие все дети.

Можно катать мяч не через все игровое поле, а по кругу от одного ребенка к другому («Сейчас мячик у Васеньки, а Вася покатил его Наташе!»), перебрасывать мяч друг другу, ударяя им об пол.

Когда дети научатся ловить мяч и перекатывать его другому ребенку, можно предложить малышам новый вариант игры: «Мячик катится домой, ты отбей его рукой».

«Пирамида»

Воспитатель ставит в центре комнаты пирамиду и предлагает нескольким малышам разобрать ее, по очереди снимая кольца.

«Кто первый снимет колпачок?» – спрашивает у детей педагог. Когда ребенок снимет колпачок, взрослый просит его назвать имя следующего ребенка: «Катя, выбери, кто снимет следующее кольцо». Дети по очереди снимают с пирамиды кольца и складывают их в коробку.

Затем воспитатель говорит: «А теперь давайте соберем пирамиду. Возьмите каждый по колечку. Ребята, у кого самое большое колечко?» Взрослый помогает детям определить, у кого самое большое кольцо, и надеть его на стержень. Так дети последовательно выбирают нужные кольца и собирают пирамиду.

В конце игры воспитатель хвалит малышей и предлагает поводить хоровод вокруг пирамиды.

«Разноцветные лепестки»

Для этой игры понадобятся пирамидки с кольцами одинакового размера.

Воспитатель берет 5–6 пирамидок и из их колец выкладывает на столе цветок (все лепестки разного цвета). Педагог приглашает детей рассмотреть необычный цветок, обращает их внимание на разноцветные лепестки, называет цвет каждого лепестка.

Затем предлагает: «Давайте все вместе соберем из колечек такой же цветок с разноцветными лепестками, но сначала нужно снова собрать пирамидки». (Количество играющих детей должно соответствовать числу колечек пирамидки.)

Воспитатель раздает детям пустые стержни и предлагает каждому собрать свою пирамидку, соблюдая последовательность цветов: «Сначала наденьте красное колечко, потом синее, затем желтое, теперь зеленое и, наконец, белое». При необходимости педагог помогает малышам, обращает их внимание на то, что у всех получились одинаковые пирамидки.

«А теперь давайте соберем из колечек цветочек с разноцветными лепестками, – говорит воспитатель. – Давайте договоримся, кто какие лепестки будет выкладывать. Один лепесток у нас будет белый (называет цвет верхнего колечка пирамиды). Кто будет выкладывать белый лепесток? Ваня? Ребята, давайте отдадим Ване белые колечки. А кто будет выкладывать зеленый лепесток? Маша? Маше отдадим зеленые колечки».

Педагог кладет в центр стола колпачок от пирамидки и просит детей по очереди выложить лучиками свои колечки. Воспитатель помогает малышам соблюдать последовательность расположения колечек и форму цветка.

Взрослый вместе с детьми любуется цветком, хвалит их и предлагает снова собрать пирамидки.

«Домик для куклы»

Воспитатель из коробки высыпает на пол кубики средней величины, сажает рядом куклу и подзывает к себе детей: «Ребятки, смотрите, кукла Таня сидит и плачет, потому что ее домик сломался».

«Ой, где же мне теперь жить, мой домик сломался», – говорит педагог от имени куклы.

Затем он предлагает малышам построить новый домик из кубиков.

Самые маленькие дети могут по очереди подавать кубики воспитателю, строящему дом. Время от времени он может просить кого-нибудь из детей положить кубик на кубик.

С детьми постарше можно организовать более сложную игру, например, предложив одному ребенку привозить на грузовике кубики на стройплощадку, другому – выгружать их, третьему – подавать «строителям». При этом воспитатель помогает детям согласовывать действия, хвалит каждого ребенка за старание.

После завершения строительства педагог берет куклу и от ее имени благодарит детей: «Спасибо вам большое. Вы вместе построили для меня очень красивый дом!» Воспитатель сажает куклу в домик или рядом с ним.

Аналогичные игры можно организовывать с маленькими куклами на столе, используя для построек детали конструкторов.

Постройки из больших мягких кубиков дети могут использовать в своих играх. Например, если расположить кубики друг за другом, получится поезд, на котором можно поехать в лес за ягодами и грибами. Можно построить туннель, сквозь который будут проползать дети, или высокую стену, через которую можно перекидывать мячики. Можно соорудить «бассейн», в который сначала ребята будут кидать маленькие мячики, пластмассовые шарики, мягкие или резиновые игрушки, а потом, когда «бассейн» наполнится, дружно «купаться» в нем.

«Бусы для куклы»

Для этой игры понадобятся крупные деревянные, пластмассовые или глиняные бусины разных цветов, шнурок или веревочка и большая кукла.

Воспитатель показывает детям куклу и говорит: «Кукла Даша так торопилась к нам в гости, что по пути рассыпала свои красивые бусы. Одна веревочка от них осталась. (Показывает малышам шнурок и бусины.) Давайте поможем Даше собрать бусы».

Педагог берет бусину и надевает ее на шнурок. Затем предлагает детям сделать то же самое. Малыши по очереди берут бусинки и с помощью взрослого или самостоятельно нанизывают их на шнурок, который держит взрослый.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает получившиеся бусы, хвалит их за совместную работу и надевает бусы на куклу. От имени куклы благодарит малышей.

Более старшим детям можно предложить чередовать бусины по цвету. При этом воспитатель сам называет цвет бусин, например: «Витенька, принеси, пожалуйста, красную бусинку. А теперь, Анечка, принеси зеленую бусинку…» (Шнурок может держать кто-нибудь из детей.)

Бусы можно сделать для любой мягкой игрушки (большого тигра, медведя, бегемота и пр.), для кого-нибудь из детей (например, в день его рождения, для малыша, впервые пришедшего в группу) или для воспитателя.

К играм с предметами можно также отнести совместное рисование.

«Ходим в гости по дорожкам»

Для этой игры понадобятся ватман, краски разных цветов и фломастеры таких же цветов.

Воспитатель закрепляет на столе лист ватмана и расставляет рядом баночки с красками. Затем подзывает к себе нескольких детей и предлагает им поиграть в интересную игру.

Педагог помогает малышам встать вокруг стола с ватманом так, чтобы напротив каждого из них находилась баночка с краской, и говорит: «Посмотрите, это лужайка (показывает на лист бумаги). Сейчас я на этой лужайке нарисую домики, в которых вы будете жить». Воспитатель подходит к ребенку, берет фломастер, соответствующий цвету его краски, и схематично рисует дом, комментируя свои действия: «Вот этот зелененький домик для Сенечки, а рядом с ним (подходит к следующему ребенку) в красненьком домике живет Женечка». И так далее, пока у каждого ребенка на общем листе не появится домик: «Вот теперь у каждого есть свой домик. Вам нравятся ваши домики? А не скучно вам жить одним? Давайте ходить друг к другу в гости. А для того чтобы не заблудиться, нарисуем дорожки к домикам».

Воспитатель подходит к малышу и спрашивает: «Алена, к кому ты хочешь пойти в гости?» Если ребенок затрудняется с ответом, взрослый помогает ему, например: «Давай пойдем в гости к Сене». Он берет руку Алены в свою, опускает ее пальчик в баночку с краской и рисует им дорожку к домику Сени. Затем предлагает ребенку продолжить дорожку самому.

Педагог помогает малышам нарисовать дорожки. Когда дети закончат рисовать, он говорит: «Теперь мы сможем ходить в гости друг к другу и никогда не заблудимся».

Если малыши захотят продолжить рисование, а все дорожки будут уже нарисованы, можно предложить им ходить пальчиками по уже нарисованным дорожкам. Пусть дети окунут в краску указательный и средний пальцы и «шагают» ими по своим дорожкам. Действия детей можно сопровождать словами: «Кто это приходил в гости к Алене? Так это же следы Женечки, ведь они желтые! А вот Наденька идет в гости к Сенечке, у нее красные следы!..»

«Веселая лужайка»

Воспитатель заранее рисует карандашами на листе ватмана речку, луг, деревья и небо. Затем закрепляет ватман на столе, расставляет баночки с красками и подзывает к себе детей. «Смотрите, какую красивую картину нарисовал художник, – говорит педагог. – Но, кажется, он что-то забыл. На лужайке должны расти цветочки, в речке плавать рыбки, а на деревьях сидеть птички. Давайте все это нарисуем».

Воспитатель опускает палец в баночку с краской и начинает рисовать точки на реке: «Вот какие рыбки плавают в нашей речке. Сашенька, помоги мне нарисовать рыбок». Педагог помогает ребенку опустить палец в банку с краской и нарисовать точки на «воде».

Затем он обращается к другому ребенку: «Катюша, а давай мы с тобой нарисуем на полянке цветочки». Следующему малышу педагог предлагает нарисовать птичек на ветках.

В верхнем углу листа воспитатель рисует солнышко и просит детей подрисовать ему глазки. Потом вместе с ребятами он изображает тучки на небе, из которых идет дождь, грибы, которые выросли после дождя. Не нужно препятствовать, если дети захотят нарисовать что-нибудь еще.

В процессе работы воспитатель обращает внимание малышей на то, что рисует сверстник, хвалит каждого и предлагает помощь, если у детей что-то не получается.

В конце занятия взрослый вместе с детьми рассматривает рисунок и хвалит детей: «Вот какую красивую картинку мы нарисовали все вместе!» Он прикрепляет рисунок на стенд и показывает его другим детям.

«Дружные ладошки»

Воспитатель закрепляет на столе ватман и предлагает малышам встать вокруг него так, как они захотят. Затем предлагает ребятам показать друг другу ладошки: «Где у наших деток ладошки?» Дети рассматривают свои ладошки, ладошки малышей, стоящих рядом, ладони воспитателя.

«Давайте посмотрим, как наши ладошки умеют дружить друг с другом, – предлагает воспитатель. – Моя ладошка хочет подружиться с Юрочкиной ладошкой». Педагог кладет ладонь на ватман и обводит ее цветным карандашом или фломастером. Затем карандашом другого цвета обводит ладошку Юры и говорит: «Вот какие дружные ладошки у нас получились. Кто тоже хочет подружиться?»

Когда ладошки всех детей обведены, воспитатель говорит: «Ах, какая длинная, разноцветная гирлянда из ладошек у нас получилась, потому что все детки хотят дружить!»

В следующий раз можно нарисовать на ватмане желтый круг и предложить детям подрисовать к нему лучики из ладошек – получится солнышко, которое согреет всех своим теплом.

«Большой портрет»

Для занятия понадобятся большие листы картона, фломастеры, карандаши или цветные мелки.

Воспитатель предлагает малышам нарисовать портрет кого-нибудь из детей: «Давайте попробуем нарисовать большой портрет. Кто хочет, чтобы его нарисовали в полный рост?» Малыша, который захотел иметь такой портрет, педагог просит лечь на картон, расставив в стороны ручки и ножки. Он обводит контур ребенка мелом, просит его встать и показывает малышам «портрет».

Портрет можно дополнить деталями. Педагог рассматривает с детьми контур фигуры и спрашивает: «Чего не хватает на этом портрете?» Дети с помощью воспитателя называют части лица и детали одежды. Затем взрослый подводит ребенка, портрет которого рисуют, к зеркалу и предлагает ему рассмотреть свое отражение: «Миша, какого цвета у тебя глазки, волосики, рубашечка, шортики? (Остальные дети могут помогать ему отвечать.) Миша, хочешь мы все это нарисуем?» Если ребенок соглашается, воспитатель советуется с детьми, каким цветом нужно нарисовать детали лица и одежды. Дети вместе с педагогом раскрашивают рубашку, шорты, носочки, туфельки.

По ходу рисования воспитатель спрашивает у Миши, похож он на себя или нет. Нужно постараться нарисовать портрет так, чтобы он вызвал у ребенка положительное отношение. Если же он не понравится малышу, можно сказать: «Миша, если тебе не нравится твой портрет, пусть это будет портрет какого-нибудь другого мальчика».

Затем можно нарисовать портреты других малышей (по желанию детей) и сравнить их по росту, цвету одежды и другим деталям.

Из книги Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет автора Щеткин Анатолий Васильевич

Игры Игра «Угадай, кто я»Игра проходит веселее, когда в ней принимает участие много ребят. С помощью считалки выбирают водящего. Ему завязывают глаза. Дети берутся за руки и встают в круг вокруг водящего. Водящий хлопает в ладоши, а дети двигаются по кругу.Водящий хлопает

Из книги Развитие общения детей со сверстниками. Игры и занятия с детьми раннего возраста автора Смирнова Елена Олеговна

Совместные игры с несколькими партнерами Освоив игры в парах, дети приобрели первый опыт общения со сверстником. Задачей следующей группы игр является расширение круга общения ребенка, приобретение навыков совместной игры с несколькими партнерами. Решать эти задачи

Из книги Качая колыбель, или Профессия «родитель» автора Шереметева Галина Борисовна

Из книги Главная российская книга мамы. Беременность. Роды. Первые годы автора Фадеева Валерия Вячеславовна

Игры Ласковое прикосновение Вашему малышу понравится, если вы проведете по его животику или спинке перышком или кусочком мягкой материи. Слегка подуйте на его личико, животик. Покажите ребенку разноцветные платочки – яркие цвета мгновенно притянут внимание вашего

Из книги Необычная книга для обычных родителей. Простые ответы на самые част(н)ые вопросы автора Милованова Анна Викторовна

Игры В игре участвуют не только органы чувств малыша, но и мышление. Играя со своим младенцем, вы обучаете его и доставляете ему большое удовольствие.«Ку-ку!» С 4-х месяцев младенцы уже любят играть в игры-забавы. Обычно самой первой для них такой игрой бывает игра в «ку-ку»,

Из книги Французские дети всегда говорят «Спасибо!» автора Антье Эдвига

Игры В этом возрасте дети любят игры, связанные с произнесением разных звуков и слов. Для ребенка игра – не просто развлечение, но и наука.«Говорящие зверюшки»Произносите звуки, подражая животным и объясняя ребенку: утка произносит «кря-кря», собака лает «гав-гав», овечка

Из книги Академия развивающих игр. Для детей от года до 7 лет автора Новиковская Ольга Андреевна

Игры В этом возрасте дети с удовольствием слушают детские стишки, помогающие им понять значение простых слов и фраз. Продолжайте их читать своему малышу, по ходу объясняйте значения слов.Познакомьте ребенка с основными цветами и назовите ему окружающие вас предметы.Ваш

Из книги Что делать, если ребенок не хочет… автора Внукова Марина

Игры Важность игры для ребенка В раннем детстве все свободное время ребенка занято игрой. Дети играют с удовольствием, воодушевлением, так, словно они имеют дело с настоящими, а не вымышленными предметами. Именно в игре малыш приобретает самые важные и нужные для него

Из книги Ваш малыш от рождения до двух лет автора Сирс Марта

Игры Бакалейный магазин Расстелите на полу большое одеяло и посадите на него малыша. Дайте ему разные емкости и то, что можно рассыпать (чечевицу, манку, кукурузу, маленькие камешки, цветной песок, ракушки). Покажите ему, как нужно насыпать, высыпать, смешивать, и

Из книги автора

Игры Теперь предметные действия отходят на второй план, а на первый выдвигается воспроизведение общественных отношений, трудовых функций. Таким образом возникает сюжетно-ролевая игра. Научите малыша объединять игровые действия простым сюжетом. Например, «Мама

Из книги автора

Игры Игры с пальчиками интересны детям, и они с удовольствием их выполняют. И вашему малышу они наверняка понравятся. Но не давайте ему слишком большую нагрузку. Лучше начните с малого, а затем постепенно добавляйте упражнения. Предложите крохе изобразить с помощью

Из книги автора

Для детей старше четырех лет – игры с предметами Старшие дошкольники уже способны сами разыгрывать кукольный театр и не только с куклами, но и собственными ручками. Для этого всего лишь надо разукрасить кончики пальцев фломастерами и приделать смешные колпачки и

Из книги автора

Из книги автора

Игры с предметами

Из книги автора

Из книги автора

Ассоциация слов с предметами Ребенок начинает соединять то, что слышит, с тем, что видит, понимая, что все в его ширящемся мире имеет название.Ассоциация слов с картинками. Слова делают просмотр книг и картинок более увлекательным. Не за горами тот день, когда малыш

Обучение игре детей второй младшей группы

В педагогической работе на первом этапе учитывая возрастные особенности детей четвертого года жизни (их естественную потребность к подражанию, стремление к общению в совместной игровой деятельности и относительно низкий уровень знаний, умений и навыков, волевых процессов и пр.), надо уделять максимум внимания обучению игре. С этой целью используются игры - занятия, игры - беседы, игры - драматизации, совместные игры воспитателя с детьми вне занятий, а также совместные игры младших и старших детей. Воспитатель, организуя игру с детьми и беря на себя какую-либо роль, имеет возможность показать процесс игры, дать указания относительно взаимоотношений в дальнейших играх. На характер взаимоотношений влияет личный опыт общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Накопление социального опыта в совместной деятельности рассматривается как необходимое условие, без которого не могут развиваться детские взаимоотношения.

Совместное участие в игре воспитателя и детей, установление более тесных контактов сближает, активизирует играющих, создает у них положительное эмоциональное отношение к деятельности. Мы отмечали, что, участвуя в совместной деятельности со взрослыми, ребенок испытывает желание быть достойным похвалы, внимания, положительной оценки, в результате чего у него развивается оценка собственных умений, достоинств.

Обучение игре сочетает в себе задачи умственного и нравственного воспитания детей, формирование общих интересов. Педагогическая задача заключается в том, чтобы научить ребят самостоятельно развивать сюжетно-ролевые игры, формировать интерес к совместным играм и умение согласовывать собственные действия с действиями сверстников.

В современных теоретических работах (См.: Жуковская Р. И. Воспитание ребенка в игре. М., 1963; Воспитание детей в игре /Под ред. Д. В. Менджерицкой. М., 1979; Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников. М., 1981; Михайленко Н. Я., Пантина Н. С. Формирование предпосылок сюжетно-ролевой игры у детей раннего возраста.- Дошкольное воспитание, 1975, № 3; Михайленко Н. Я., Пантина Н. С. Формирование игровых действий у детей раннего возраста.- Дошкольное воспитание, 1975, № 6 ) имеются разные подходы к изучению проблемы воспитательного значения сюжетных игр. В некоторых воспитательные задачи рассматриваются в контексте сюжетно-ролевых игр, развиваемых самими детьми. В ходе педагогического руководства воспитатель акцентирует внимание детей на играх с запрограммированными положительными взаимоотношениями. В других работах центр тяжести переносят на разыгрывание ролей, предлагаемых воспитателем, и отработку заданных им игровых действий. При этом ребенок ставится в условия воспроизведения действий воспитателя.

Развитие самостоятельной игровой деятельности под влиянием обучения игре рассматривается как овладение деятельностью по образцу. Основная предпосылка, определяющая успешное формирование положительных взаимоотношений, заключается в естественной подражательной деятельности ребенка четвертого года жизни.

Для развития подражания необходимо, во-первых, наличие у детей психологической готовности к данному процессу, т. е. наличие интереса к данной игре, во-вторых, важно, чтобы образец для подражания обладал особой силой воздействия, влиял на эмоциональную сферу детей. Поэтому в начале года внимание в педагогическом процессе должно быть уделено играм с куклами и игрушками-животными (в групповой комнате и на участке). Так, например, если у детей был развит интерес к строительным играм и играм с машинами, целесообразно использовать также элементы конструирования и сюжетно-ролевые игры с машинами. В начале учебного года (сентябрь) внимание сосредоточивается на плановом развитии наиболее близкой детям игры в «семью». Естественно, наряду с этим осуществляется педагогическое руководство играми, возникающими по инициативе детей.

Игры в «семью» развиваются как игры с куклами. Куклы живут вместе с детьми, у каждой есть свое имя, свой характер, свои любимые занятия. Так, например, кукла Юля серьезная, любит рассматривать картинки, книжки, убирать в комнате и др.; Оксана веселая, любит плясать, танцевать и пр.

Особое значение в этот период придается играм-занятиям. Обращаясь к играм-занятиям, на первое место выдвигаются воспитательные задачи: формирование нравственных чувств, положительных взаимоотношений, опосредованное влияние на развитие самостоятельных игр.

Образовательный материал в основном повторный, и только незначительная часть его новая. Игры-занятия проводятся в обстановке, приближенной к условиям творческих игр. Они не требуют большой предварительной подготовки детей, поскольку воспитатель с помощью взятой на себя роли подсказывает развитие сюжета, показывает образец выполнения некоторых игровых действий, заботливого отношения к куклам. Приводим перечень сюжетов игр-занятий с куклами (При разработке перспективного плана развития игр с куклами использованы рекомендации Р. И. Жуковской, А. А. Анциферовой, Н. А. Бойченко с учетом особенностей возраста и интересов детей четвертого года жизни к игре в «семью». ): «Встреча куклы Оксаны. Постройка комнаты», «Встреча маленького Андрейки», «Купание Андрюши», «День рождения Оксаны», «У кукол новоселье. Постройка комнаты и мебели» (на занятии по конструированию).

Обогащение детей жизненными впечатлениями и создание эмоционального контакта с воспитателем осуществляется в процессе организации совместных игр детей со взрослым вне занятий. Проводятся игры «Оксаночка проснулась», «Покатаем кукол на машине», «Приготовим куклам обед», «Куклы собираются на прогулку», «Оксана идет в детский сад» и др.

В первый день пребывания детей в новой группе для проведения игры-занятия воспитатель вносит большую красивую куклу. «Дети,- говорит он,- куклу зовут Оксана. Она будет жить у нас в группе. Давайте вместе построим ей комнату, где она будет спать, играть».

Ребята вместе с воспитателем строят комнату для куклы из строительного материала. Затем воспитатель напоминает, как можно играть с куклой: носить ее на руках, катать в коляске," на машине, кормить, одевать, укладывать в постель и др. При этом подчеркивает, что с куклой следует бережно обращаться, нежно разговаривать, проявлять заботу о ней, как это делают мамы.

Иногда интерес к игре с куклой быстро угасает. Тогда воспитатель сам организует игру, помогает распределить роли, подсказывает ход игры, последовательность игровых действий. Принимая участие в играх, он имеет возможность общаться с каждым ребенком. Именно при такой форме общения можно применить тот прием, который больше соответствует уровню развития и индивидуальным особенностям ребят.

Например, через три дня после знакомства с куклой, когда девочки стали относиться к ней более равнодушно, воспитатель обратился к ним с предложением:

Кто хочет быть мамой и сестричками Оксаны? Пусть сегодня мамой Оксаны будет Таня, а Света и Наташа - ее сестрами. Мама, покорми Оксану, она, наверное, есть хочет. Света и Наташа, давайте поможем маме накормить Оксану... Теперь мама пойдет на работу, а сестры будут гулять с Оксаной. Где коляска Оксаны? Вот она.

Вечером воспитатель предложил накормить куклу и уложить ее в постель. На другой день, придя в группу, все сразу направились к машинам, начиналась шумная "игра. Но воспитатель опять привлек внимание к кукле: «Дети, играйте тише, не разбудите Оксану. Пойдемте лучше пока цветы польем».

После того как пришли все дети, им предложили разбудить Оксану, умыть, одеть ее. Так постепенно, но настойчиво у детей формировали интерес к продолжению игр с куклой, начатых накануне.

В дошкольной педагогике принято рекомендовать детям трех - четырех лет поиграть вместе. При этом сначала надо научить ребенка играть в одиночку, не мешая другому, а потом уже переводить на совместную игру. При организации совместных игр следует также учитывать взаимоотношения мальчиков и девочек, распределение ролей между ними. Так, пока девочки кормят кукол, моют посуду, мальчики вместе с воспитателем могут построить из стульев машину и пригласить девочек поехать покататься вместе с куклами.

На третий день в группу была внесена подружка куклы Оксаны - кукла Катя. Воспитатель познакомил детей с новой куклой, рассказал, какие любимые занятия у Кати, как нужно с ней играть, где обе куклы будут жить. Игры с большими куклами требовали участия сразу нескольких детей. И руководство со стороны воспитателя, а часто и его участие в игре были совершенно необходимы.

Спустя несколько дней воспитателю достаточно было напомнить детям о возможных ролях: «Дети, кто сегодня хочет быть мамой Оксаны? А мамой Кати?

А кто хочет быть воспитателем?» - и длительная игра возобновлялась. Каждый начинал выполнять свои обязанности. Мамы поднимали дочек с постели, причесывали, умывали и вели их в детский сад. В это время Таня - воспитатель готовилась к приему ребят: убирала в групповой комнате, накрывала на стол. (В самом начале развития игр разграничение деятельности воспитателя и няни не проводилось. Это упрощение роли было необходимо, так как оно давало возможность ребенку действовать более активно.)

В конце первой недели дети самостоятельно организовывали игры с куклами небольшими подгруппами.

Обучение вне занятий также позволяет создать необходимые условия для совместной деятельности детей, основанной на подражании образцам нравственного поведения, для укрепления планомерного систематического социального развития.

В процессе формирования положительных взаимоотношений с помощью совместных игр, игр-занятий надо сосредоточивать внимание главным образом на воспитании нравственных чувств: внимательности, сопереживания, заботы, взаимопомощи и др. Одновременно формируются умения вежливо обращаться к товарищам с просьбой, благодарить за оказанную услугу, соблюдать очередность и др.

Эти моральные задачи реализуются постепенно, усложняясь от занятия к занятию. На уровень усвоения моральных требований оказывает влияние опыт семейного воспитания. Дети, которые растут в семьях со сложившимися традициями уважительного отношения к старшим, заботятся друг о друге, они более восприимчивы к усвоению нравственных норм. Вместе с тем имеют место и такие факты, когда, например, ребенок отказывается выполнять роль бабушки, а если кто-либо из детей берет эту роль, он выражает неуважительное отношение к ним. Очевидно, влияют сложившиеся плохие взаимоотношения между взрослыми в семье и ребенок по - своему реагирует на это. Работе с родителями такого ребенка надо уделять особое внимание.

На первом этапе работы наблюдается ощутимый разрыв в характере реальных и игровых взаимоотношений детей.

Например, Таня и Лена играют в «семью», Таня-мама, используя личный опыт, а также опыт, приобретенный в совместных с воспитателем играх, вежливо обращается к своей дочке, улыбается ей, нежно разговаривает. Но вдруг, увидев, что Лена берет посуду и хочет сама готовить обед, Таня проявляет недовольство, резко останавливает Лену, отбирает у нее посуду. Обида выводит ее из игровой ситуации, она грубо говорит Лене: «Не трогай, Лена, ведь я же мама». Лена также выходит из игрового состояния, несколько секунд недовольно смотрит на Таню и уходит от нее со словами: «Ну и играй одна, Танечка».

После двух-трех недель целенаправленной работы с детьми можно отметить положительные изменения в отношении детей к куклам. Правда, иногда наблюдаются и отрицательные проявления в воспитании кукол. Дети наказывают, шлепают своих дочек, а также мишек, собачек. Это один из показателей социального сознания детей: в играх в «семью» они выражают свое отношение к поведению непослушных. Подобные взаимоотношения педагог не оставляет без внимания, говорит детям, что дочка, наверное, хотела помочь маме, поэтому встала со стула; или дочка еще не знает, как вести себя, ее надо научить, а бить кукол нельзя.

Организуя игру «Приготовим куклам обед», воспитатель стремится к дальнейшему обогащению содержания игр в «семью», воспитывая у детей желание помогать маме, папе, бабушке. Сюжет игры развивается следующим образом. Папа ходит в магазин, покупает продукты, дочка помогает маме приготовить обед. Программное содержание этого занятия наряду с воспитательными отражает общеобразовательные задачи, которые заключаются прежде всего в определении места игры, расширении знаний о том, что нужно для приготовления обеда (продукты, кухонная посуда). Продукты и посуда должны быть тщательно вымыты. Дочка может помочь маме вымыть фрукты для компота и положить их в кастрюлю.

Выделение места для игры, подбор игрушек и атрибутов рассматриваются как показатели уровня игры. Если с детьми не проводится работа, они не придают значения тому, что ставят на стол плиту, умывальник, здесь же варят и едят иногда прямо из кастрюли. Поэтому в совместных с воспитателем играх прежде всего планируется, где будет организована игра, вместе с детьми обсуждается, какие нужны игрушки и оборудование.

Повышение уровня детских взаимоотношений под влиянием совместных игр

В результате совместных с воспитателем игр у детей повышается уровень игровых умений. Если, например, вначале в играх с куклами дети только одевали их, кормили, гуляли с ними, то после проведения воспитателем игр-занятий они стали дополнительно использовать следующие игровые действия: умывали кукол, мыли им ноги, купали, катали их в колясках, на машинах. Сравним содержание игр с куклами детей четвертого года жизни до и после проведения целенаправленной работы (табл. 4).

таблица 4.
Название игры Характер игры до проведения работы Характер игры после проведения работы
1 2 3
Укладывание куклы спать Играли две девочки, но активной была только одна. Вторая выполняла отдельные поручения (подержала куклу, пока мама готовила обед, подала стульчик). Игровые действия: приготовили постель, сняли тапочки, уложили, не снимая платья, качали кроватку вдвоем. Играли 7 мин. Играли две девочки и мальчик. У девочек были активные роли. Мальчик - папа помогал маме, дважды уходил на работу и снова включался в игру. Игровые действия: сестра готовила постель, мама раздевала куклу, складывала одежду, умывала, мыла ноги, заботливо укрывала, говорила кукле "спокойной ночи", целовала и уходила. Игра длилась 20 мин.
Кормление куклы Играли две девочки с куклами. Они были соседками. Игровые действия: посадили кукол, приготовили посуду, покормили, пошли гулять. Общались между собой мало, с куклами также почти не разговаривали. Игра длилась 20 мин. Играли три девочки: мама зазбудила дочку, умыла, вытерла полотенцем, одела ее, сестричка застелила постель, бабушка расставила на столе посуду, поставила стул. Мама покормила куклу и с двумя дочками пошла гулять. Бабушка вымыла посуду, поставила ее на место. Во время игры не наблюдалось никаких конфликтов. Игра длилась 22 мин.

Педагогическая работа способствовала формированию интереса к играм с куклами, обогащению содержания игровой деятельности, формированию положительных взаимоотношений между детьми. Они свободно оперировали знаниями и навыками, использовали их в самостоятельной деятельности. Расширение кругозора детей и овладение навыками способствовали увеличению "количества ролей и игровых действий. Важным качественным показателем во взаимоотношениях ребят во время игр с куклами было проявление заботы, нежности, внимания. Это способствовало налаживанию отношений и со сверстниками.

Одним из существенных показателей детских взаимоотношений является увеличение длительности совместных игр. В начале года, когда у детей нет еще достаточного опыта в организации совместной деятельности, одиночные игры, как правило, более длительны, чем совместные.

Под влиянием обучения игры становятся более длительными и содержательными, с выраженной гуманной направленностью, интересы детей в них более устойчивы.

Для детей четвертого года жизни совместная деятельность длительностью от 15 до 30 мин является характерной. Отдельные игры продолжаются до 50 - 60 мин. Замечено также, что игры, основанные на стихийном опыте детей, менее длительны, чем те, что отражают содержание известных игр. Это объясняется неумением детей развивать сюжет игры, устанавливать и поддерживать положительные взаимоотношения.

Следовательно, в педагогическом процессе должны быть прежде всего обеспечены условия для развития детских интересов, воображения, накопления опыта детей, воспитания их активности и самостоятельности в реализации знаний. С этой целью могут быть использованы игры - беседы как один из методов, позволяющих уточнить и обобщить определенные знания, а также упражнять детей в применении этих знаний. В отличие от игр - занятий игры-беседы имеют непосредственное влияние на реальные отношения.

Игра планируется во второй части занятия с целью закрепить знания, полученные в результате беседы, дать детям некоторый навык использования их в самостоятельной деятельности.

Так, например, игра-беседа «Мамин праздник» проводилась 10 марта. Накануне в детском саду был утренник, посвященный 8 Марта, дети готовились к нему: разучивали стихи, песни, пляски, готовили подарки. Отмечали этот праздник и в семье. Поэтому было вполне логичным на занятиях по родному языку уточнить их знания о празднике, способствовать развитию речи, прививать навыки внимательного отношения (приготовить подарки, тепло поздравить, уметь ответить благодарностью на поздравление и др.). На данном занятии воспитывался интерес к сюжетно-ролевым играм с элементами общенародных праздников.

В начале занятия детям были заданы вопросы о том, какой праздник они недавно отмечали, как поздравляли мам и бабушек. Затем рассмотрели несколько иллюстраций из альбома «Наши мамы». После этого воспитатель посоветовал поиграть в «Мамин праздник», выбрать роли, подумать, что можно сделать к приходу мамы, чем порадовать ее. Предложений было много: купить цветы, нарисовать картинку, убрать в комнате, сходить в магазин, приготовить чай, накрыть на стол, а когда придет мама, спеть для нее, прочитать стихотворение и др.

Подготовив детей таким образом, воспитатель сказал, что сейчас они будут играть. Кто хочет, может посмотреть, а остальные дети могут организовать самостоятельные игры. В игре приняли участие 6 человек. Многие наблюдали за ними. Воспитатель постоянно направлял игру и взаимоотношения в ней.

В последующие дни, как показали наблюдения, дети неоднократно играли в «Мамин праздник».

Аналогично были проведены игры «Как мы играем в шоферов», «Кто заботится о нас в детском саду».

Кроме игр, проводимых на занятиях, особенно в первые месяцы, часто используются совместные игры воспитателя с детьми вне занятий. В них детям предоставляется больше свободы и самостоятельности, воспитатель включается в игру только на определенное время и с определенной целью.

Например, Лена и Наташа начали игру «Накормим кукол», но делают это недостаточно хорошо: спешат, не соблюдают культурно-гигиенические правила, а главное, нет у них теплоты во взаимоотношениях. Воспитатель берет на руки куклу и садится с нею к играющим детям, предварительно спросив разрешения. Он ласково разговаривает с куклой, заботливо спрашивает, удобно ли ей сидеть. Кормит куклу не спеша, вытирает салфеткой. Тем самым детям показывает пример взаимоотношений и между собой, и с куклами.

Участие воспитателя в игре не должно быть длительным и постоянным, так как дети теряют инициативу, активность, самостоятельность, попадают в определенную зависимость от взрослых, отчего игра теряет большую часть своего воспитательного значения.

На характер и уровень самостоятельных игр оказывают влияние не только совместные игры с воспитателем, но и совместные игры детей четвертого года жизни с детьми подготовительной группы. В начале года регулярно, а во второй половине года эпизодически организуются наблюдения детей четвертого года жизни за игровой деятельностью старших детей. Кроме того, 1 - 2 раза в неделю в группу приходят шестилетние мальчики и девочки, умеющие развивать интересные совместные игры и легко налаживающие контакты с окружающими.

Накануне надо объяснить старшим детям, что они должны научить ребят младшей группы сооружать определенные постройки: автопарк, гаражи, детский сад, комнату, мебель в ней, развивать сюжетно - ролевые игры.

Совместные игры младших детей со старшими более непосредственны, чем игры с воспитателем. В общении их на первом месте стоит игровая задача, которая легко и естественно воспринимается детьми четвертого года жизни как собственная.

Приведем краткое описание и анализ игры, организованной мальчиком подготовительной группы. Играют Вова (6 лет 10 мес.) и Люда (3 года 8 мес.).

Вова. Давай играть во «врача»!

Люда. Давай.

Вова. Я врач.

Он надевает халат, шапочку, берет фонендоскоп, шприц, шпатель, бумагу, карандаш, садится за стол. Все делает спокойно, серьезно. Люда смотрит и все время улыбается, видно, что она рада такому общению.

Вова. Бери куклу и приходи на прием.

Люда с дочкой приходит на прием к врачу, здоровается.

Вова. Садитесь, пожалуйста. Что с вашей дочкой? Что у нее болит?

Люда. Она кашляет... Горло у нее болит.

Врач осматривает, выслушивает, делает укол (шприцем без иглы). При этом говорит: «Это не больно. Раз - и готово». Потом выписывает рецепт, отдает его Люде-маме со словами: «Будете давать лекарство по чайной ложке 3 раза в день. До свидания».

Люда. До свидания... (Несколько секунд спустя.) Вова, а можно я буду

Вове явно не хочется уступать роль. Но Люда повторяет просьбу, и он уступает:

Ладно, садись. А ты знаешь, что это такое? (Показывает на фонендоскоп.)

Люда. Трубка, чтобы слушать.

Вова. А это? (Показывает на термометр.)

Люда. Градусник. У нас дома есть градусник. А один бабушка.разбила...

Люда приготовилась к приему. Приходит Вова с зайцем на руках.

Здравствуйте,- первым здоровается он.- Доктор, вот зайчик простудился и сильно кашляет.

Люда молча выслушивает, выписывает рецепт, старается все делать так, как

делал Вова.

Вова. А еще у зайчика болит зуб. У вас есть машина, которая лечит зубы?

Люда молчит.

Вова. Давай я опять буду врачом.

Люда и Вова меняются ролями. Вова быстро находит предметы-заменители для игры в зубного врача. Он присоединяет шнурок к ножке стула и получается

бормашина.

В игре наблюдалась заинтересованность обоих детей, стремление отобразить личный опыт, собственные впечатления. Но Вова был активнее, он стремился научить Люду выполнять различные игровые действия. Девочка в игре проявила внимательность и каждую новую игровую ситуацию пыталась тотчас опробовать в самостоятельной деятельности. Действия ребят отличались взаимной вежливостью, доброжелательностью.

В педагогический процесс могут быть включены игры-драматизации. Использование игр-драматизаций как одного из методов обогащения самостоятельных игр и формирования положительных взаимоотношений осуществляется несколькими путями. Во-первых, используются элементы игр-драматизаций (См.: Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. М., 1975, с. 68 - 77 ), во-вторых, дети подготовительной группы показывают для малышей спектакли, например: «Лиса, заяц и петух», «Заюшкина избушка». Проводятся также игры-драматизации с использованием кукольного театра. Различные сценки, этюды по составленным сценариям помогают формировать у детей определенное мнение о поведении героев, отношение к их поступкам. В конце четвертого, года жизни дети сами могут подготовить показ сказок «Теремок», «Репка».

В процессе целенаправленной работы, когда педагогический процесс строится с учетом связей между различными видами детской деятельности, главным образом между обучением и игрой, возрастает уровень взаимоотношений детей. Но иногда наблюдаются некоторые различия в интересах девочек и мальчиков. Педагог должен учитывать это обстоятельство и стремится к их объединению в самостоятельных играх.

Обобщая сказанное выше, можно сделать следующие выводы:

1. Формирование положительных взаимоотношений детей четвертого года жизни наиболее успешно осуществляется в совместной игровой деятельности. В соответствии с этим в педагогическом процессе должны быть созданы оптимальные условия для развития самой игровой деятельности.

2. В этих целях целесообразно использовать такие педагогические средства, которые способствуют одновременному повышению уровня самой деятельности и детских отношений в ней. К ним следует отнести тематическое планирование некоторой части программного материала и развитие характерных игр, организацию систематического общения со взрослыми и старшими детьми, использование в педагогическом процессе различных методов обучения игре.

3. Взаимоотношения детей в совместных играх строятся на основе возникновения нравственных качеств: справедливости, доброты, внимательности, заботливости, взаимопомощи и др. Формирование этих качеств, являющихся основой взаимоотношений младших дошкольников, лучше всего осуществляется в совместных играх с куклами.

4. Уровень взаимоотношений в играх несколько опережает уровень отношений между детьми в бытовой деятельности, т. е. уровень игровых отношений в группе, как правило, выше уровня реальных отношений. Однако между ними существует диалектическая взаимосвязь. Роли, в которые дети вступают в играх, способствуют налаживанию реальных отношений, хотя на четвертом году жизни более характерным является обратный процесс: реальные взаимоотношения определяют характер и уровень ролевых отношений. Личностные качества партнеров также имеют большое значение, затрудняя или облегчая установление и поддержание положительных взаимоотношений.

Вопрос и задания для самостоятельной работы

1. В чем выражается идея обучения игре в советской дошкольной педагогике?

2. Проанализируйте статью Р. И: Жуковской «Игры - занятия как педагогическое условие становления самостоятельной сюжетной игры и взаимоотношений детей младшего дошкольного возраста» (в кн.: Нравственное воспитание дошкольников. М., 1972, с. 63 - 82). Покажите изменение характера совместных игр детей под влиянием игр-занятий.

3. Разработайте серию игр-занятий и игр-драматизаций для детей четвертого и пятого года жизни с целью формирования положительных взаимоотношений.

Совместные игры детей и родителей

Цель: привлечь внимание родителей к детской игре как к деятельности, которая способствует формированию социально-нравственного потенциала ребёнка.

Задачи:

- познакомить родителей с разными видами игр;

- показать родителям знания, умения и навыки детей;

- развивать у детей и родителей интерес к совместному времяпровождению.

Актуальность:

Совместная игра детей и родителей – прекрасная возможность узнать ребёнка. А для того, чтобы воспитывать у ребёнка социально-нравственные качества его нужно знать. Кроме того, в игровой форме значительно легче научить чему-либо. Также совместная игра родителей и ребёнка помогает сохранить близкие отношения, и даёт ему возможность почувствовать себя нужным и значимым. Учитывая всё выше сказанное представляем вашему вниманию совместные игры для детей и родителей.

Целевая аудитория:

Материал предназначен для воспитателей, музыкальных руководителей детских садов, для проведения досуга с детьми дошкольного возраста и их родителей.

Игра «Весёлый мяч»

Оборудование: мяч.

Описание игры: Дети и взрослые становятся в круг и под музыкальное сопровождение передают друг другу мяч, говоря при этом:

Ты катись, весёлый мяч,

Быстро-быстро по рукам.

У кого весёлый мяч,

Тот танцует гопака.

У кого на последнем слове стихотворения в руках будет мяч, тот становится в центр круга и танцует (в паре с одним из родителей)

Игра «Стекло» (игра в парах)

Игроки садятся напротив друг друга. Надо представить, что между ними толстое стекло. Друг другу мимикой, жестами, без слов передают информацию:

    На улице холодно, ты забыл надеть шапку;

    Иди домой – уже поздно;

    Принеси мне стакан воды и т.п.

Игра «Бусы для мамочки»

Материал для игры: макароны с большими отверстием, разноцветные шнурки.

Описание игры: ребёнок нанизывает макаронины на шнурок, затем получившиеся бусы надевает маме.

Игра «Пришей пуговицу»

Материал для игры: пуговицы, сделанные из потолочной плитки, картона, разноцветные шнурки. Описание игры: на столе лежат пуговицы и разноцветные шнурки, соревнуются две мамы (папы). Их задача: как можно больше прошить пуговицы крестиком.

Игра «Развесь платочки»

Материал для игры: разноцветные платочки, скакалка, прищепки, тазик.

Описание игры: дети делятся на две команды, каждому ребёнку даётся в руки платочек и прищепка, они бегут к мамам, которые натягивают скакалку и вешают сушиться платочки, прикрепляя их прищепкой.

Игра «Папа может всё что угодно»

Материал: йогурт, ложка, книжка, гантели.

Описание игры: выбирается папа и ребёнок, папа должен одновременно сделать три дела: читать сказку, кормить ребёнка йогуртом и поднимать гантель.

Игра «Обнималочка»

Чтобы начать эту игру дети образуют малый (внутренний) круг, а их мамы – большой (внешний). Участники каждого круга держатся за руки. Когда начинает звучать музыка, малыши и мамы идут в противоположных направлениях – по часовой стрелке и против неё. Как только мелодия смолкает, все расцепляют руки. Каждый ребёнок должен постараться найти свою маму, подбежать к ней и обнять её раньше остальных. д.

Игра «Я дарю тебе словечко»

Цель: развивать навыки общения со взрослыми и сверстниками, расширить словарь ребёнка.

Один раз в неделю, в выходной день родители «дарят» ребёнку новое для него слово: не просто называя его, но и обязательно объясняя его значение. Слова можно «дарить» самые разные: «весенние» (капель, проталина и т.д.), «Сладкие (мармелад, грильяж, джем и т. д.), тяжёлые (штанга, гиря) и. т. п. Каждый понедельник дети» приносят» в группу подаренные дома слова и знакомят с ними в течение дня своих друзей. Воспитатель на маленьких листочках записывает каждое слово, а на обратной стороне имя и фамилию того, кто принёс. Все слова складываем в копилку.

Периодически будем доставать копилку и проводить разнообразные игры. Например. Вариант 1. Листочки со словами высыпаются в шляпу. Дети по очереди достают листочки, достающий должен объяснить его значение. Если ребёнок справился с заданием, он награждается фишкой. Выигрывает тот, кто собрал больше фишек. Вариант 2. Можно организовать игру и по-другому: воспитатель по очереди достаёт листочки со словами и разъясняет их лексическое значение, не называя их. Ребёнок, который правильно называет слово, получает фишку.

Подробности Игры

Анализ литературы, посвященной совместным играм для детей, позволяет предположить, что существует ряд подходов, которые могут использовать воспитатели, чтобы усложнять и добавлять разнообразие к детским играм.

Предметы

Более широкий диапазон реалистичных реквизитов послужит стимулом для социально-драматической совместной игре мальчиков. Предпочтительно иметь более одного предмета форменной одежды (например, пожарного и строителя), чем несколько разных предметов, принадлежащих представителю одной профессии, поскольку это позволяет легче построить и развить групповые сценарии и избежать конфликтов из-за обладания ценным предметом одежды.

Многие из предметов, которые предоставляются для детских игр, призваны отражать стереотипное поведение и особенности, поэтому, как правило, приводят к совместной игре дошкольников одного пола. Между тем, существуют явные преимущества для случаев совместных игр мальчиков и девочек, особенно для мальчиков - с точки зрения языкового развития и социальных навыков.

При планировании использования игровых площадок важно сосредоточиться на предметах, которые позволят проводить смешанную гендерную игру с ролями, приемлемыми и удобными для всех. Точно так же следует уделять внимание предоставлению переносных, а не фиксированных или тяжелых предметов для игр. Дети должны быть в состоянии без труда переставлять игровые предметы и быстро обустраивать совместные игры.

Коллекция картонных коробок, пустых пластиковых бутылочек, контейнеров т.д. является более богатым ресурсом для совместной игры, чем покупной конструктор, отмечает igrushkovo . Детские игрушки СССР в этом смыле более приспособлены для детского творчества, чем их современные аналоги. Диапазон потенциальных игровых сценариев для детей значительно возрастет, если расширить пространственно структурированные рамки вокруг традиционных игровых зон.

Стратегии вопитателя

Исследования показывают, что воспитатели участвуют в спонтанной совместной игре детей только в 1-2% случаев, и что менее 20% этих вмешательств оказывают положительное влияние на эпизод игры. Воспитателям нужно время, чтобы внимательно наблюдать за игрой и быть уверенными, что любое вмешательство, которое они делают, окажет положительное влияние на игру.

Случай из практики 1

Однажды утром в детском саду группа из пяти мальчиков играла вместе в песочнице. Они построили вулкан и разработали сложную сюжетную линию, используя динозавров и других пластмассовых животных. По мере развития сюжета один из динозавров спасался от извержения вулкана. В этот момент Боря прыгнул на вершину вулкана и громко закричал: «Спасите, спасите!». После этого крика воспитатель строгим голосом сделал Боре замечание о недопустимости подобного поведения. Несмотря на то, что Боря и другие мальчики пытались объяснить, что они призывали к спасению, их объяснения были проигнорированы, в результате чего развитие сценария богатой фантазией игры остановилось.

Внимательное наблюдение воспитателя за игрой может дать возможность улучшить сценарий - не за счет прямого вмешательства игру, а за счет тонкого добавления дополнительных предметов.

Случай из практики 2

В детском саду учитель наблюдал за группой детей, разыгрывающих совместную деятельность в песочнице по строительству дорог и домов. Игра начинала терять направление и фокус. Воспитательница подошла к складу и достала пару дорожных конусов. Затем она зашла в гардеробную и взяла три строительных жакета. Ничего не сказав группе детей, играющих в песочнице, она поместила конусы и жакеты на ограждение песочницы - на некотором расстоянии от игры, но в поле зрения детей. В течение двух минут дети включили конусы и жакеты в свою игру, в которой теперь начались серьезные дорожные работы, и двое детей вошли внутрь песочной конструкции, чтобы сделать знаки «остановка» и «дорожные работы».

Учителя могут также в групповом режиме использовать рассказы различных историй, чтобы побудить детей к собственным рассказам в рамках социально-драматической игры. Дискуссии облегчают детям понимание структуру, лежащей в основе повествования и драматического представления, которое они могут начать встраивать в свою собственную игру.

Существует ряд других вмешательств воспитателей, которые положительно влияют на совместную игру детей. Способность играть роль в подчиненной роли, а не в роли режиссера, позволяет воспитателю предлагать свои варианты, которые дети могут принять или отклонить. Этот тип вовлечения позволяет начать обсуждение различных точек зрения на различные роли в сценарии.

Окружающая среда - это живая, меняющаяся система. Это больше, чем физическое пространство, она включает в себя то, как структурировано время и роли, которые мы должны играть. Она обусловливает то, как мы чувствуем, думаем и ведем себя; и это в значительной мере влияет на качество нашей жизни.