Советы психолога детям как хорошо учиться. Как помочь ребенку хорошо учиться в школе

Поступая в школу, ребёнок впервые сталкивается с новой для себя обязанностью – делать домашнее задание. Собственно, это самая первая обязанность, до этого ребёнок только играл, а если и учился чему-нибудь, то только в удобное для себя время и только тому, что действительно интересно.

К новому распорядку дети привыкают не сразу. В среднем им требуется для адаптации около полугода. Кто-то «въезжает» в новые правила быстрее, кто-то медленнее. Чаще всего школа учитывает эту особенность, и на первых занятиях домашние задания не задаются.

Но часто дети самостоятельно не могут приноровиться и делают уроки дома медленно и с трудом. Бывает, что они плачут, зовут родителей, просят им помочь. Сердобольные мамочки (да и папочки) понимают слово «помоги» как «сделай за меня». Это лишь усугубляет проблему, ведь ребёнок привыкнет надеяться на родителей и перестанет делать уроки сам; к тому же не поняв смысл домашнего задания, юный школьник упустит важное звено в учебном процессе и не сможет в дальнейшем осваивать предмет.

Поэтому родителям следует знать, что «помогать» означает только указывать пути решения проблемы, наводить ребёнка на мысль, но никак не выполнять работу за него. Помогать следует только тогда, когда он сам этого попросит; если он не просит, значит, он хочет справиться сам, и мешать ему в такой ситуации нельзя.

Зачем задаются домашние задания

Немало людей – как школьников, так и их родителей – интересуются этим вопросом. Ведь домашние задания обычно не содержат нового материала, а направлены на закрепление пройденного на уроке. Но в этом и заключается их смысл: тема школьного занятия может быстро «выветриться» из памяти, особенно если она показалась ребёнку нудной и не соответствует его интересам и увлечениям. Дома, в принципиально иной обстановке, ученик должен снова вернуться к пройденной теме, в этом случае закрепляется произвольное запоминание.

Но значение домашних заданий не только в этом. По крайней мере, в начальных классах домашнее задание – это единственный вид работы, который ребёнок обязан делать самостоятельно. За эту работу он несёт ответственность. Поэтому задание уроков на дом – это отличный способ развить данные качества личности – самостоятельность и ответственность. Уроки нужно делать даже в том случае, если школьник хорошо понял тему на занятии в школе. В домашнем задании больший упор делается на практическую часть, поэтому для ребёнка это способ проверить усвоенную тему «в деле».

Когда мы учим маленьких школьников выполнять домашние задания, нужно разъяснить ему необходимость именно самостоятельной работы. Школьные уроки – это своеобразная подготовка к взрослой жизни, и у учёбы с работой есть много общего. Можно привести параллели – у мамы своя работа, у папы своя, и ты тоже делаешь свою работу – ходишь в школу и делаешь домашнюю работу.

Многие родители помнят, как им в детстве говорили: будешь плохо учиться – станешь дворником. Некоторые и сейчас говорят это своим чадам. В этом, в принципе, есть резон. Нужно только объяснить до конца – что люди, которые занимают важные посты, являются начальниками и хорошо зарабатывают, делают очень сложную работу и притом делают её самостоятельно. А тот, кто с детства не любит сложных заданий и боится самостоятельных решений (пусть даже и ошибочных!), во взрослой жизни будет работать только на простых и дешёвых местах – дворником, грузчиком и т. д.

Когда нужно делать домашнее задание

Важно определить, когда ребёнок должен делать уроки. Не следует откладывать их на вечер: ночное время – это период отдыха для организма, особенно для мозга. Оптимальное время занятий для школьника, учащегося в первую смену, — через час или полтора после возвращения из школы. Если он посещает какие-то дополнительные занятия, секции или кружки, то уроки можно сделать и в более позднее время. А в том случае, если ребёнок учится во вторую смену, уроки лучше всего делать утром.

Не нужно отвлекать его посторонними обязанностями, такими как уборка. И ребёнок, и родители должны осознать, что самое главное для него – это учёба. Прибраться можно в любое другое время, мусор никуда не убежит.

Нужно ли ограничивать ребёнка во времени?

Большинство педагогов и психологов уверено, что нельзя, он должен выполнять задание в том темпе, в каком ему удобно. Спешка принесёт только вред: уроки либо будут сделаны не полностью, либо неправильно, либо неаккуратно. Понятие «быстро» для такого возраста – весьма тонкое и растяжимое, по-настоящему быстро ребёнок научится делать уроки только в более старших классах.

Но справедливо и то, что чрезмерно затягивать выполнение уроков не нужно, в этом случае ребёнок устанет и будет только делать вид, что работает над заданием. Ограничение времени должно производиться, так сказать, естественным образом: для первой смены ограничивающий фактор – вечер, когда нужно готовиться ко сну; для второй смены – отправка в школу. Однако ребёнок, если он не устал, и сам стремится поскорее расправиться с уроками, чтобы пойти гулять. Долгожданная свобода и интересные занятия – хороший стимул к быстрой работе.

Выполнение домашнего задания может быть длительным. В этом случае необходимо придерживаться особого режима. Каждые 20 – 30 минут нужно давать ребёнку возможность отдохнуть. Здесь такое же соображение, что и в школе: уроки сменяют друг друга не подряд, между ними есть длинные и короткие перемены.

Работа над уроками дома, с точки зрения ученика, сильно отличается от школьных занятий. Можно не торопиться, подольше отдохнуть, приступить к делу тогда, когда удобно; мама не будет ругать за двойки и ошибки, можно заглядывать в учебник и даже в «решебник» — дома это не возбраняется. С одной стороны, это положительный фактор, но с другой – отрицательный: меньшая строгость по сравнению со школьными занятиями приведёт к снижению ответственности и самоконтроля. Ребёнок начнёт есть за работой, смотреть телевизор, слушать музыку, а всё это будет отвлекать. В результате он засидится за столом и не сможет выполнить другие важные дела, а также отдохнуть. Поэтому домашнюю работу родители должны контролировать.

Можно ли ругать ребёнка за плохие оценки?

Некоторые родители считают, что можно и нужно. Особенно этим увлекаются матери, которые считают, что их ребёнок самый лучший и должен быть во всём безупречен. Отцам такое поведение менее свойственно.

В действительности ругать и наказывать детей за ошибки и плохие оценки – грубейшая ошибка. Во-первых, это понижает их самооценку, и вместо «самого лучшего» ребёнка, уверенного в своих силах, мы получим отчаявшегося и упавшего духом, который считает, что ничего у него никогда не получится. Если у ребёнка что-то не получается, нужно ему помочь, а также убедить его, что ошибки – это нормально и без них понять предмет невозможно.

Вообще ребёнок нуждается во всесторонней поддержке родителей. Оставлять его одного ни в коем случае нельзя. Домашнюю работу родители должны внимательно проверять вместе с ним. За правильно сделанные задания и хорошие оценки его нужно хвалить и одобрять, но и за неудачи не следует ругать. Кстати, он может затягивать выполнение работы именно потому, что хочет попросить о помощи, но стесняется или боится сказать об этом. Необходимо присматривать за ним и наблюдать, не нужно ли ему ваше содействие.

Об отношении к оценкам – отдельное слово. Зацикливаться на них вообще не нужно, иначе ребёнок придёт к мысли, что учиться нужно ради цифр и хороших заметок от учителя. На самом деле учиться нужно только ради знаний. Плохая оценка вовсе не означает, что ребёнок не усвоил тему, что он глупый и неспособный. Снижение оценки может произойти по причинам, не связанным с получением знаний: плохой почерк, помарки, спешка и невнимательность в решении задачи при том, что в целом путь решения найден. Необходимо побеседовать с сыном/дочерью и вместе с ним разобраться, что привело к плохой оценке и как это можно исправить.

Как нужно планировать домашнюю работу

Нужно стремиться к тому, чтобы выполнять домашнее задание ребёнку нравилось. Он не должен воспринимать это как пытку или тяжёлую обязанность: ему нужно понять, что уроки он выполняет только для себя – полученные знания обязательно пригодятся ему в жизни. Не последнюю роль играет самочувствие ученика.

Чтобы выполнение уроков было быстрым и эффективным, необходимо разобраться, что именно задано на дом. Не стоит делать все предметы подряд. Их нужно рассортировать по нескольким разрядам:

  1. Простые и сложные.
  2. Письменные и устные.
  3. Любимые и нелюбимые.

Не нужно начинать со сложных и нелюбимых предметов. В первую очередь необходимо заняться самыми любимыми заданиями, к тому же достаточно простыми. В этом случае после первых предметов ребёнок не устанет, а наоборот – приободрится и «войдёт во вкус». Сложность должна нарастать постепенно.

Что касается устных и письменных заданий, то здесь выбор может быть сделан по-разному, в зависимости от предпочтений ученика. Однако некоторые психологи рекомендуют не начинать делать домашние задания с заучивания стихотворений – их лучше перенести в самый конец.

Поначалу такое планирование может занять несколько минут; к тому же не всегда с первого раза ученик может определить, что ему больше нравится, а что меньше. Но впоследствии «сортировка» уроков будет происходить моментально и автоматически.

Трудности при выполнении уроков

Выполняя домашнее задание, ребёнок может столкнуться с определёнными препятствиями, которые затянут время работы. На первых порах преодолевать их они должны вместе с родителями.

Один из типов препятствий – непонятные слова . В первую очередь они встречаются в текстах по и литературе, в заданиях по другим предметам тексты более структурированные. Чаще всего непонятные слова (устаревшие, диалектные и др.) объясняются в сносках или в прилагаемом в конце учебника словаре, однако все такие слова зафиксировать невозможно. В этом случае вместе с ребёнком нужно воспользоваться дополнительными словарями и пособиями или объяснить ему значение слова самостоятельно. Бывает, что непонятным для ребёнка может быть слово, которое, по мнению авторов учебника, он должен знать; а дети, принадлежащие к малым народам и другим национальностям, могут не понимать какое-нибудь слово из базовой лексики русского языка.

Ещё один вид препятствий – слишком сложное задание, выполняющееся в несколько действий . Чаще всего это задания по математике. Среди детей встречаются как «метеоры», соображающие моментально, так и неторопливые, которые усваивают пройденную тему с трудом; последним нередко трудно справляться с заданиями, предполагающими несколько этапов, а уж тем более поиск нестандартных решений. На самом деле и «метеоры» (обычно и холерики), и неторопливые (как правило, флегматики и меланхолики) – дети абсолютно нормальные в смысле интеллектуального развития, просто их организмы отличаются друг от друга. Если ребёнок соображает не слишком быстро и теряется при виде сложных, многоэтапных заданий, ему необходимо помочь. В дальнейшем даже совершенные флегматики уяснят, что к чему, и смогут выполнять такие задания быстро и без ошибок.

Трудности в выполнении таких заданий могут быть связаны с тем, что ребёнок усваивает тему не поэтапно. В результате невнимательности он упустил какую-нибудь важную мелочь, из-за чего решение задачи не складывается. В этом случае тем более требуется содействие взрослого, который сможет найти загвоздку в рассуждениях учащегося и помочь её исправить.

Но некото-рые родители считают, что, отдав ребенка в школу, можно облегчен-но вздохнуть: теперь все проблемы, связанные с обучением, должна решать школа. Конечно же, школа не отказывается от своих обязан-ностей. Это дело не только школы, но и родителей. Мы, учителя, объ-ясняем детям приемы работы, а как усвоил ребенок эти приемы, как он их использует и использует ли вообще, остается вне поля зрения учителя. А у родителей есть полная возможность проконтролиро-вать своего ребенка. Они могут оказать ту помощь, которую не может оказать учитель.

Особенное значение в этом случае приобретает сотрудничество родителей и учителя. Как родители вы можете внести огромный вклад в процесс обучения своих детей. Читая своему ребенку, вы автоматически увеличиваете его словарный запас. Ежедневно помогая в выполнении домашнего задания, вы своим вниманием показываете, насколько важно обучение.

Очень многие родители стремятся помочь своим детям, но не знают, как это сделать. Вдобавок к постоянной нехватке времени, они часто замечают, что их дети просто не хотят заниматься вместе с ними. Один из родителей рассказывал, что, когда пришло время выполнять домашнее задание по чтению, ребенок спрятал книгу за батарею. Выполнение домашнего задания превратилось в битву, и совместные занятия стали причиной возникшего между ними напряжения, от которого не было пользы никому. Родитель выходил из себя, когда чувствовал, что сын старается не в полную силу, и выполнение домашней работы обычно заканчивается криками друг на друга. Некоторые родители во избежание проблем и вовсе выполняют домашнее задание за детей.

Бывает, что родители сами провоцируют детей на отрицательную реакцию, связанную с выполнением домашнего задания. Придя с работы уставшими и раздраженными, они с пренебрежением и с чувством обреченности садятся с детьми за уроки. Любая ошибка или просчет ребенка моментально превращается в бурю эмоциональных выплесков в сторону дитя. Как правило, дети очень чутко чувствуют состояние родителей, и ваше напряжение передается им. Прежде чем садиться за уроки постарайтесь сами успокоиться и сконцентрироваться на выполняемой деятельности. Свои требования ребенку произносите твердым и уверенным голосом, не повышая тона.

Исследователи считают, что родители являются одним из важнейших источников знаний для своего ребенка, «родители - это первые и наиболее влиятельные учителя для своих детей». У родителей есть все возможности помочь детям преуспеть в школе, однако они делают меньше, чем могли бы. Исследование показало, что матери в среднем тратят менее получаса в день, разговаривая с детьми, объясняя что-либо или читая им. Отцы еще меньше - около 15 минут. Поэтому прежде чем спросить у ребенка об отметке и об успехах в школе, спросите сначала у себя, а что я сделал для этого? Какую вы себе поставите отметку за выполнение домашнего задания с ребенком?

Нередко родители задают такой вопрос, с какого предмета лучше начинать приготовление уроков, с трудного или легкого? Лучше всего научить ребенка самостоятельно определять трудности выполняемой работы и самому решать, с какого предмета стоит начать выполнение домашнего задания. Если ученик включается в работу сразу, ему целесообразно делать сначала наиболее трудные уроки и переходить к более легким. Если же он втягивается медленно, то ему следовало бы начать с более легких и лишь постепенно переходить к трудным.

Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через 1 час или 1,5 часа после возвращения из школы, чтобы успеть отдохнуть от занятий. Если ребенок занят какими-либо другими делами (например, посещает кружки, секции), то можно садиться и позже. Но в любом случае нельзя откладывать это на вечер.

Один раз ребенок читает сам. Потом вы, скажем, готовите у плиты, а он пересказывает прочитанное. Если неточно пересказывает какое-то место, пусть читает еще. Так уходим от бессмысленных повторов.

Обязательно читайте на ночь с ребенком книжки вслух, по очереди. Рассматривайте иллюстрации. Замечайте точность или невнимательность художника, возвращайтесь по ходу к тексту. Если есть отрывки, которые можно читать по ролям, используйте эту возможность. А просто так несколько раз не перечитывайте. Это скучно.

    По русскому языку

Обращайте внимание на выполнение упражнения полностью. При трудностях выполните вслух все упражнения, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов. При его письменном выполнении ребенок еще раз все вспоминает. Уйдите из комнаты, пока он выполняет задание, не стойте за спиной. Не сердитесь на своего ребенка и не злите его.

    Задачи по математике

Учите читать и представлять как происшествия. Выполните чертеж. Найдите вспомогательное действие, если задача в два и более действия. Уточняем, о каких величинах идет речь. Ребенок самостоятельно записывает действия и ответ. Проверяете.

Контроль должен быть систематическим, а не от случая к слу-чаю и не ограничиваться вопросами: какие отметки? выполнил ли уроки?

После утвердительного ответа родители занимаются своими де-лами, не проконтролировав детей.

Некоторые родители не контролируют детей вообще, объясняя это нехваткой времени, занятостью. В результате дети не усваивают материал, работы выполняются небрежно, грязно, пробелы начинают накапливаться, что может привести к интеллектуальной пассивнос-ти ребенка. Он не понимает вопросов учителя, ответов товарищей. Ему становится неинтересно на уроке, он не пытается умственно рабо-тать, а нежелание напрягаться мысленно перерастает в привычку, т. е. развивается интеллектуальная пассивность. Что приводит ребенка к нежеланию учиться. Поэтому помощь детям должна оказываться своевременно. В противном случае пробелы в знаниях будут накапливаться, а ликвидировать их потом будет просто невозможно. Следовательно, контроль должен быть постоянным, каждодневным, особенно в начальной школе.

Как можно больше требовательности к детям и как можно больше уважения. Контроль должен быть ненавязчивым и тактичным.

На первых порах маленький ученик нуждается в вашей помощи, в том, чтобы и напомнить ему об уроках, и даже, может быть, посидеть рядом с ним, пока он их сделает. Эти первые его школьные шаги не-обычайно важны: от них зависит, возможно, вся его школьная жизнь.

Очень важно контролировать не конечный продукт их труда, а сам процесс, т. е. важно не просто проконтролировать результат ра-боты, а проконтролировать, как ребенок выполнял эту работу, помочь преодолеть трудности в работе!

Хорошо, если бы вы интересовались: что изучал ребенок сегодня в школе; как он понял материал; как он может объяснить, доказать те действия, что выполнял.

При работе с детьми важно не натаскивать их в отдельных умениях и навыках, а учить их размышлять самостоятельно, анализировать, доказывать, обращаясь к вам за советом и помощью.

Контроль - это организация помощи для ликвидации каких-то пробелов, трудностей.

Очень важным моментом является выработка привычки к не-укоснительному выполнению домашних заданий:

  • какая бы погода ни была;
  • какие бы ни шли телепередачи;
  • чей бы день рождения ни отмечался.

Уроки должны быть выполнены, и выполнены хорошо. Оправда-ния невыполненным урокам быть не может. Для выработки этой привычки нужно, чтобы родители с уважением относились к учебе как к важному и серьезному делу.

Очень важно, чтобы ребенок садился за уроки в один и тот же час. Специальные исследования показали, что фиксированное время занятий вызывает состояние предрасположенности к умственной работе, то есть вырабатывается установка.

При таком настрое ребенку не нужно преодолевать себя, и таким образом; сводится до нуля мучительный период втягивания в работу. Если нет постоянного времени занятий, то эта установка может не выработаться, и будет формироваться представление, что приготов-ление уроков дело не обязательное, второстепенное.

Важным является и место выполнения работы. Оно должно быть постоянным. Никто не должен мешать ученику. Очень важно также заниматься собранно, в хорошем темпе, не отвлекаясь на посторон-ние дела.

Очень важен темп работы. Работают хорошо те, кто работает быстро. Поэтому ребенка нужно ограничивать во времени (ставить часы).

Если на первых порах вы сидите рядом с ребенком, вы должны приободрить его: «Не торопись, детка. Смотри какая хорошая буква получилась. Ну-ка еще одну постарайся, чтобы еще лучше вышло». Это, конечно, поможет ему в нелегкой работе, даже просто сделает ее веселее. Если вы будете раздражаться, если каждая помарка будет выводить вас из себя, ребенок возненавидит эти совместные занятия. Поэтому наберитесь терпения и не нервничайте. Но если уж очень плохо ребенок выполнил задание, то надо, чтобы он переделал его на листочке и вложил в тетрадь, не для оценки, а для того, чтобы учи-тельница видела, что ребенок старался, и с уважением отнеслась, к его труду. Одна из главных задач «сидения» рядом с сыном или доче-рью - следить за тем, чтобы они ни в коем случае не отвлекались во время работы. И этого можно добиться даже от самого несобранного ребенка, если сидящие рядом мама или папа вежливо и спокойно будут возвращать его к работе.

Труднее всего даются нашим детям навыки письма. Здесь вас мож-но успокоить, что в наш век каллиграфическое письмо не самое глав-ное и что если ваш ребенок владеет речью, то, в конце концов, пусть пишет не так уж красиво, и не надо его за это терзать. Важно приучить его писать чисто, соблюдая поля, обязательно без помарок.

Опять-таки из воспитательных соображений: человек должен делать все красиво, решительно все. Помогите же своему ребенку в этом добрым словом и своим присутствием. И вы не пожалеете о потраченном времени: оно принесет свои плоды.

Возникает вопрос, а когда же оставлять ребенка наедине с урока-ми? Делать это нужно как можно раньше, но не резко, а постепенно. Затянуть процесс этого «сидения» тоже вредно. Такие дети, которые делают уроки только с кем-нибудь из взрослых, никогда не смогут выполнить порученное им дело.

При разумной помощи и системе контроля дети приучаются вы-полнять уроки в одно и то же время, постепенно научатся распреде-лять время самостоятельно.

При проверке домашних заданий не спешите указывать на ошиб-ки, пусть ребенок найдет их сам, не давайте готового ответа на их вопросы. При выполнении домашних заданий не нужно подменять школьника в работе; дети отучаются думать и ждут подсказки. В этом дети очень хитры и находят способы «заставить» работать за себя.

Поэто-му, оказывая школьнику помощь, взрослые не должны забывать, что главное все-таки не в том, чтобы преодолеть ту или иную возникшую на сегодня трудность, а в том, чтобы на примере каждого частного слу-чая показывать, как вообще надо преодолевать трудности в учении, и приучать ребят ко все большей и большей самостоятельности.

Новый учебный год только начался, и самое время задуматься о том, как организовать обучение детей, чтобы к маю месяцу не растратить весь запас энергии и энтузиазма. Делимся простыми, но эффективными советами.

Уроки должен делать ученик, а не мама с папой

Помогать ли ребенку выполнять домашнее задание? Вопрос дискуссионный. Многие родители и учителя уверены, что без контроля не обойтись. Однако важно понимать, что смысл домашнего задания не в формальном выполнении, а закреплении пройденного на уроках материала.

Только самостоятельная работа даст ребенку возможность углубиться в тему, потренироваться, разобраться в деталях. Не так важно выполнить задание безупречно, ведь хороший учитель никогда не будет ругать за ошибки в домашней работе.

Не делайте уроки за ребенка! Не дергайте его из-за каждой ошибки! Не называйте ленивым, невнимательным или как-то еще, если с первого, второго и даже третьего раза решить задачу не получается. Дайте ребенку право совершать ошибки и учиться их исправлять. Особенно важен этот совет для родителей учеников младшей школы: если ребенок привыкнет, что за него все сделают мама и папа, подготовиться к экзаменам и достичь серьезных успехов в учебе ему будет очень непросто

Это правило касается также сборов портфеля, спортивной формы и т.д. Все это - зона ответственности ученика. Если забыл кроссовки - виноват сам, а не мама или бабушка, которые с вечера обо всем не позаботились. И уж, конечно, не носите портфель за ребенка. Нет зрелища более удручающего, чем преклонных лет бабушка, которая тащит за вполне упитанным внуком рюкзак и пакет с формой.


Соблюдайте режим дня

Одна из самых серьезных проблем - адаптироваться к школьному режиму после летнего отдыха. Детям непросто даются ранние подъемы. Кроме того, все мы помним про биоритмы и разделение на "сов" и "жаворонков". Тем важнее наладить распорядок дня, чтобы не страдать от недосыпа и, соответственно, плохого настроения. Что важно:

  • Просыпаться примерно в одно время каждый день. Т.е. в субботу и воскресенье лучше не обнимать подушку до полудня.
  • Укладывать ребенка до 10 вечера и самим ложиться спать не позднее полуночи.
  • Не засыпать с гаджетами. В идеале, за несколько часов до сна нужно убрать все электронные устройства и посвятить это время успокаивающим вечерним ритуалам.
  • Практиковать утренние процедуры, которые будут способствовать приятному пробуждению. Вкусные семейные завтраки, гимнастика под любимую музыку, водные процедуры и т.д.

Не обсуждайте школу и учителей в негативном ключе перед ребенком

Иногда маме с папой или маме с подругой хочется обсудить несовершенную систему образования. Однако лучше не грузить своими страхами и претензиями ребенка. Если вы не собираетесь забирать его из школы, то зачем язвительно комментировать завышенные требования "математички" и уж тем более не стоит обсуждать неуместные наряды "директрисы".

Если у ребенка возникает конфликт с учителем или одноклассниками, родители должны быть поддержкой и опорой. Но в любой ситуации нужно разобраться и выслушать обе стороны. А уж если у ребенка проблем нет, то пренебрежительные отзывы о "бесполезных родительских собраниях", "тупых учебниках", "некомпетентных училках" и прочих школьных бедах детям точно ни к чему.

Чем позитивнее мама и папа относятся к учебе и школе, тем выше шансы, что сын и дочка будут ходить на уроки с удовольствием.

Не устраивайте соревнование с другими родителями

Каждый родитель уверен, что его ребенок самый лучший. Так оно и есть. Но воспитывать детей в контексте нездоровой конкуренции не стоит. Писать сочинение на 5 страниц длиннее, чем Вася, покупать платье, чтобы Маша (а точнее, мама Маши) обзавидовалась, учиться играть на скрипке, хоть и слуха нет, чтобы не уступать в активности Наташе… - все это странно и совсем не нужно нашим детям.

Не сравнивайте ребенка с другими детьми, не заставляйте его заниматься чем-то, только чтобы переплюнуть Васю, Машу, Катю или Иру. Это правило касается и отметок. Важно не учиться лучше всех, а учиться с удовольствием.

Не перегружайте ребенка дополнительными активностями

Мы много раз писали о том, что оптимально для ребенка - один кружок и одна спортивная секция. Не нужно записывать школьника на все дополнительные занятия сразу. Нагрузка в школе очень велика, начиная с начальный классов. Дети нуждаются в отдыхе, даже если родителям кажется, что у них остается слишком много времени на ерунду.

Желаем вам терпения, удачи и отличного настроения. Ну а за решением учебных вопросов - к нам!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Когда речь заходит о школьном обучении детей, поведение большинства родителей колеблется между двумя крайностями: от жесткого контроля до полнейшей свободы действий. Как же помочь ребенку успешно учиться в школе? А вот что говорят специалисты:

1. Развивайте естественное желание учиться

В каждом ребенке с самого раннего возраста присутствует врожденное, природное любопытство: он искренне исследует, свое тело, потом окружающие предметы, среду обитания и так далее. Роль родителей поддерживать и поощрять это любопытство. Каждый вопрос ребенка должен сопровождаться полным и доброжелательным ответом с предоставлением дополнительной информацией по интересующему вопросу. Позже необходимо прививать ребенку любовь к искусству, наукам, и прочим интересным вещам посредством путешествий, поездок, посещения музеев, театров и т.д.

2. Не играйте в педагога

Изначально ребенку очень сложно отличить роль родителей от роли учителя и воспитателя. И одни и другие читают сказки, учат считать, рисовать, и прочим интересным вещам. Однако по мере взросления эти различия должны становится все существенней. Конечно же, родители могут продолжать обучать своих детей, однако не стоит превращать каждый разговор с ребенком в очередную лекцию. Есть риск перегрузить ребенка, и привить чувство отвращения к любой форме обучения.

3. Интересуйтесь школьной жизнью ребенка

Ребенку очень важно знать, что его жизнью интересуются, и это не просто ежедневная проверка дневника и домашних заданий. Это здоровый, искрений интерес к его школьным товарищам, преподавателям, занятиям, трудностям, мечтам и желаниям.

4. Придайте смысл образовательному процессу

Чтобы повысить мотивацию и ответственность ребенка, необходимо донести до него очень простую, но важную мысль: он учиться не для своих родителей, а для себя. Необходимо создать мысленную связь между нынешним статусом школьника и будущим карьерным ростом и взрослой жизнью. И в зависимости от желаний ребенка направлять обучение в правильное русло: «Ты мечтаешь стать писателем? Обрати внимание на русский язык и литературу» и.т.д.

5. Научите ребенка распоряжаться своим временем

Многие дети, учатся хаотично, теряя массу драгоценного времени. Регулярность и систематичность обучения ключ к успеху в школе и освобождению времени для других интересных занятий. Постарайтесь установить точное время, для обучения исходя из пожеланий ребенка и других обязанностей и отдыха, например в виде игр с куклами Монстр Хай.

6. Создайте ребенку необходимые условия

Ребенок должен сам выбрать место для выполнения школьных заданий: кухня, гостиная, детская комната, в окружении семьи или, одиночестве. Некоторые дети нуждаются в присутствии и поддержке близких в процессе обучения, однако по мере взросления эта необходимость уменьшается, в пользу тишины и одиночества.

7. Контролируйте, но не критикуйте.

Ребенок должен сам выполнять свои домашние задания. Если постоянно вмешиваться и выполнять их за него, ребенок может потерять уверенность в собственных силах и не познать чувства ответственности за свои ошибки с вытекающими последствиями. Роль родителей проверять конечный результат, указывать ошибки и хвалить за проделанную работу.

8. Подчеркивайте и признавайте сильные стороны

Многие родители сосредотачиваются на плохих результатах школьника, забывая признавать его сильные стороны. Помните, все предметы важны, будь то языки, искусство, география или спорт. Определенные успехи могут сыграть ключевую роль в процессе выбора будущей профессии.

9. Попытайтесь понять, а не осуждать

Что не получилось? Что не понятно? Как помочь не повторить ошибок? Не откладывайте проблемы в долгий ящик, работайте вместе с ребенком над ошибками и не отмахивайтесь от него (Все равно не поймет!).

10. Будьте примером

Почему ребенок должен делать свою домашнюю работу после школы, когда родители смотрят телевизор? Почему дети должны учиться в школе, когда они постоянно слышат, как родители ругают свою работу? Почему ребенок должен читать, если родители этого не делают? Вы должны быть образцом для подражания!
__
Пост создан при поддержке http://www.skoro-ng.ru/catalog/sladkie_novogodnie_podarki_v_upakovke/, где можно заказать сладкие новогодние подарки вашим детям по самым вкусным ценам.

Далеко не всегда дети готовы понимать родительское «надо». От них можно услышать массу аргументов «против». Учеба, как и работа у взрослых, часто однообразный труд, и от альтернатив поиграть, посмотреть телевизор или зайти в соцсеть иногда невозможно отказаться, не приложив усилие.

Возможность вернуть ученика обратно в учебный строй приходится поискать. Кого-то можно вовлечь за компанию, вдохновить поощрениями, предоставленной свободой, кому-то поможет здоровое чувство честолюбия («ты не хуже других»), похвала, воспитательные беседы. Но есть и обязательные для всех пункты «программы по вовлечению».

Взрослые задачи

Задача № 1. Объяснить, зачем учиться. Развить интерес к той пользе, которую приносит изучение разных предметов и наук сейчас и к тому, как пригодятся знания в будущем. Мечтаешь стать известным хоккеистом мирового масштаба и учеба тебе не нужна? А как с иностранным тренером общаться, на зарубежные соревнования ездить? Нужен английский. Давать интервью - русский и литература, ведь быть спортсменом - не значит быть безграмотным.

Задача № 2. Избегать двойных стандартов. Если вы настаиваете, чтобы школьник уделял время чтению, но вас он никогда не видел с книгой, доказать ему важность литературы трудно. Противоречия между требованиями и реальной жизнью расхолаживают.

Задача № 3. Придерживаться золотой середины. Неблагодарное это дело - лепить из гуманитария технаря только потому, что он из семьи потомственных инженеров. Другая крайность - полностью перестать обращать внимание на те предметы, которые даются с трудом.

Задача № 4. Быть осторожнее с критикой. Под давлением школьник выполнит домашнее задание или напишет контрольную, но мало что усвоит, поскольку учеба все больше будет ассоциироваться с чем-то неинтересным и малоприятным. Страх заставляет сосредотачиваться на внутренних переживаниях, а большая часть информации просто пропускается.

У желания корпеть над трудным заданием могут быть и сторонние препятствия. Важно понять, что мешает в каждом отдельном случае. Если это не пробелы в знаниях, неусвоенный вовремя материал и отставание по программе, возможно, это и связанные с успеваемостью конфликты в классе, сложности с учителем, физическая или эмоциональная усталость.

Задача № 5. Создавайте приятные ассоциации, позитивную и комфортную атмосферу во время занятий. Постоянные неудачи в учебе рождают сопротивление и отвращение. Ребенок перестает ощущать контроль над ситуацией, теряет включенность, становится пассивным. Весь его опыт говорит: «Зачем стараться, если ничего не получается?».

«В отношении детей, еще не вступивших в подростковый возраст, лучшей формой обучения является игра и совмещение ее с традиционными формами подачи материала. Логическое мышление и способность прилагать волевые усилия формируются примерно к 12 годам.

Все призывы к сознательности, долженствованиям или «задуматься о своем будущем» раньше этого возраста малоэффективны, ребенок еще биологически не готов понять вас на этом уровне. Будьте проще, мотивируйте в игре и развлечениях. Проявите терпение, внимание, станьте сами отчасти ребенком и тогда вам проще будет понять его.

Отдельного внимания заслуживает снижение мотивации и слабый интерес к учебе со стороны ребенка на фоне сложной семейной ситуации (развод, скандалы и т.п.) Здесь ваша задача становится сложнее, глобально - это нормализация партнерских отношений (в большинстве таких случаев сложности в учебе пропадают). Может помочь совместный поход к семейному психологу (обязательно с папой), тогда психокоррекция поведения будет в разы успешнее»

Консультант психологического центра «Аржаан» Сергей Мостиков

Основные проблемы снижения успеваемости

1. Не усваивает конкретный предмет. Возможные причины: неинтересен предмет, отстал по программе и не понимает, о чем идет речь, учитель плохо объясняет и не уделяет внимания проверкам полученных знаний, конфликты в классе, сложности в общении с учителями.

2. Протест и желание самоутвердиться, показать свою самостоятельность. Возможные причины: общение с «плохой компанией», в классе негативное отношения к выскочкам и «ботаникам».

3. Психологический конфликт: разочарование в учебе, депрессия, непонятен смысл учебы для будущего. Возможные причины: конфликты в семье, нет примеров перед глазами, кому подражать и на кого равняться, сложности в общении с близкими, ошибки в воспитании, противоречивые послания от значимых лиц (например: отец требует дисциплины, а мать потакает каждому желанию). Гиперопекающие родители, которые все решают за ребенка, не дают ему расти и развиваться.

4. Физиологические проблемы: общая утомляемость, проблемы с концентрацией внимания на уроке. Возможные причины: большое количество секций и кружков выматывает ребенка в течение дня, поэтому времени и сил для выполнения домашних работ у него нет.

Как еще помочь ребенку

- культивируйте чувство ответственности , то есть умения присваивать и успехи и неудачи происходящего своей личности;

- удерживайтесь от сравнений, укрепляйте ощущение компетентности, уверенности в себе. Например, организуйте дома «стену почета», где будут развешаны материальные свидетельства достижений (грамоты, медали, успешные работы)

- вдохновляйте, поддерживайте увлечение всем, что может поддержать вовлеченность в учебный процесс;

- развивайте любознательность, предлагайте нестандартные формы обучения и подачи информации;

- играйте в игры, развивайте дух соперничества.