Родительское собрание логопеда в школе. Логопед родителям - «Речевая готовность к школе

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ПЕРЕВАЛЬСКИЙ РАЙОННЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

Забара Е.В.,

учитель-логопед

Перевальск, 2018

Речевая готовность ребенка к школе

(выступление учителя-логопеда на родительском собрании будущих первоклассников)

Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка. Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы следующие предпосылки в дошкольном периоде:

хорошее физическое развитие ребенка;

развитый физический слух;

развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика;

нормальное функционирование ЦНС;

владение знаниями и представлениями об окружающем мире (пространство, время, счетные операции);

произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать учителя;

познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность;

коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи.

На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинают формироваться новые, необходимые для обучения качества. Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не завершается в первом классе, так как включает не только качественную характеристику запаса знаний и представлений, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления.

На занятиях для будущих первоклассников я проверила звуковую сторону речи Ваших детей. Вот результаты:

Присутствовало на момент обследования 78 детей;

Нарушено звукопроизношение у 43 (это более 60%);

Посещают занятия на нашем логопункте 9 детей;

5 детей посещали ранее и звукопроизношение у них не нарушено.

Давайте определим:

Что входит в понятие «речевая готовность к школе».

Какие требования предъявляет начальная школа к речи первоклассника и готовности овладеть грамотой.

Как могут отразиться несформированные знания и умения в области развития речи на усвоении таких предметов, как письмо и чтение.

Как помочь школьникам с низкой речевой готовностью преодолеть трудности при обучении.

Для успешного овладения чтением и письмом у детей до начала обучения в школе должны быть сформированы следующие компоненты речи:

1. Дети должны уметь слушать и слышать других.

При несформированности данных умений, у ребят могут возникнуть трудности в усвоении материала, предъявляемого учителем устно.

2. Звуковая сторона речи

Правильно произносить все звуки речи;

Правильное произношение звуков речи и четкое различение звуков речи на слух, является необходимым условием для освоения письма.

Четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например: мотоциклист, регулировщик, термометр);

Говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации;

Изменять темп речи с учетом содержания высказывания.

Успешность обучения как правило, незначительные нарушения звуковой стороны речи не сказываются на успешности дальнейшего обучения. Выраженные же нарушения в этой сфере приводят к отражению неправильного произношения на письме из-за опоры на неправильное проговаривание. Письмо является отражением устной речи. Ребенок пишет так, как проговаривает. На письме могут появиться замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи (шуба – «суба», жук – «зук», звезда – «зведа», рыба – «лыба»). Неусвоение данных навыков может привести к появлению интонационных ошибок при чтении.

3. Функции языкового анализа.

Дети должны уметь:

Делить предложения на слова;

Делить слова на слоги;

Уметь выделять все звуки в словах;

Устанавливать последовательность звуков в слове.

Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения. Наиболее характерны следующие ошибки:

Слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами; раздельное написание слов, особенно приставок и корней (в доме – «вдоме», наступила – «на ступила»);

Пропуски, перестановки, добавления слогов (комната – «кота», печенье – «чепенье», паровоз – «павороз», бабушка – «бабабушка»);

Пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, добавления букв (поросенок – «просенок», трава – «тарава»);

Перестановки букв (комната – «конмата»).

4. Лексическая сторона речи (словарный запас).

Дети должны уметь:

Точно подбирать слова;

Ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;

Дифференцировать обозначения предметов (например: «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»);

Употреблять сложные слова (например: длинноногий);

Пользоваться эпитетами (например: чистое поле);

Подбирать метафоры (например: туча комаров);

Использовать слова и фразы с переносным значением (например: сломя голову);

Подбирать синонимы (например: храбрый – смелый – отважный). Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. Такие дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста. Особенные трудности вызывают метафоры и сравнения. В старших классах возникают ошибки в подборе проверочных слов на письме.

5. Грамматическая сторона речи.

У детей должны быть сформированы навыки словоизменения и словообразования:

а) Навыки словоизменения:

Дети должны уметь:

Изменять существительные по падежам и числам (например: санки, на санках);

Употреблять различные предлоги;

Согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (например: голубое полотенце);

Согласовывать существительные с числительными (например: один карандаш, два карандаша, пять карандашей);

Правильно употреблять глаголы (например: бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит и т.п.).

В связи с недоразвитием грамматического строя речи можно наблюдать аграмматизмы на письме и при чтении, проявляющиеся в искажении морфологической структуры слова:

Ошибки в падежных окончаниях и при изменении числа существительных (у Бори – «у Боре», много деревьев – «много деревов», на санках – «на санков»);

Пропуски, замены предлогов (над столом – «на столом», пошли в лес – «пошли лес»);

Ошибки согласования (белый дом – «бела дом», «пять вишен – «пять вишнев», голубое полотенце – «голубая полотенце»).

б) Навыки словообразования:

Дети должны уметь:

Образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (например: глаза – глазки – глазищи);

Образовывать глаголы с помощью приставок (например: шел – вышел – перешел – обошел);

Образовывать название детенышей животных;

Образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например: малина – малиновое, лиса – лисья).

Если у первоклассника не сформированы навыки словообразования, то при письме могут наблюдаться:

Замены суффиксов (козлята – «козленки»);

Замены приставок (захлестнула – «нахлестнула»).

Могут наблюдаться трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложений, нарушения последовательности слов в предложении. Может нарушаться самостоятельная письменная речь.

6. Связная речь.

Проблемы первоклассника. Под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку систематично и последовательно излагать свои мысли.

Дети должны уметь:

Свободно общаться с взрослыми и сверстниками; - поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;

Рассказывать о пережитых событиях;

Пересказывать содержание сказки, рассказа;

Описывать окружающие предметы;

Раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей действительности.

Нарушение самостоятельной связной речи может выражаться в трудностях пересказа, в составлении рассказа, в написании сочинений и изложений. Таким образом, хорошо развитая речь первоклассника служит средством успешного обучения не только по письму и чтению, но по другим предметам в школе.

Графомоторные навыки включают в себя:

1. Мелкую мускулатуру пальцев (контроль силы пальцев и быстроты их движений);

2. Зрительный анализ и синтез (определение правых и левых частей тела; ориентировка в пространстве по отношению к предметам; выполнение заданий с условиями по выбору необходимых направлений);

3. Рисование (штриховка, обвести по контуру, обводка; срисовывание геометрических фигур; зарисовка деталей, предметов; дорисовывание незаконченных рисунков; дорисовывание рисунков с недостающими деталями);

4. Графическую символику (умение рисовать узоры, а также изображать их с помощью символов).

Использование канцелярских принадлежностей треугольной формы.

Правильно сформированный графический навык у дошкольника позволяет ребенку успешно осваивать школьную программу.

Конечно же, всё перечисленное выше должно быть сформировано к школе, но хотелось бы отметить, что самым главным при поступлении в школу должно быть желание вашего ребёнка учиться, умение владеть собой и принимать авторитет учителя. Чтобы у вашего ребёнка было желание учиться, вам необходимо создать положительную мотивацию. Это ваше спокойное и радостное отношение к школе, отсутствие завышенных требований к успехам ребёнка, оптимистические рассказы о школе, отсутствие страха у ребёнка перед возможной ошибкой.

Основные моменты, на которые вам следует обратить внимание при подготовке ребенка, это:

развитие общего кругозора (лучшими способами расширить горизонт познаний ребенка являются беседы с ним «о жизни», чтение книг и их обсуждение);

изучение букв и цифр, геометрических фигур и цветов, понятий право/лево, большой/маленький, широкий/узкий и т.д.;

по возможности – формирование умения читать (хотя бы по слогам) и считать (хотя бы в пределах 10);

обязательное развитие мелкой моторики, то есть – занятия на развитие ловкости кистей и пальчиков. Это необходимо как для развития умения писать, так и для развития речи (оба эти центра «сцеплены» в структуре детского мозга). То есть необходимо побольше рисовать, лепить, работать с конструктором, уметь манипулировать с мелкими предметами типа бусинок, монеток, спичек, зубочисток, из них можно выкладывать картины и аппликации, нанизывать их в бусы – все это развивает также внимание и усидчивость;

тренировка памяти – то есть заучивание стишков и песен (кроме того, что это поможет блеснуть на утреннике, такая привычка сослужит добрую службу и в школе);

тренировка умения анализировать, классифицировать – то есть просить ребенка структурировать историю, выявить, что случилось сначала, что потом (причинно-следственные связи), уметь собрать из частей картинки целое, разложить предметы по какому-либо признаку.

Однако следует помнить, что обученность ребенка не тождественна его способностям и психической зрелости. Более того, обученность – не синоним также и высокой познавательной активности ребенка, ведь нередко родители воспринимают свое чадо как некий «сосуд», который следует наполнить знаниями, а не как факел, который надо зажечь.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

1. Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «кран»? Какой 1,2, 3, 4?),

2. Придумывание слов с определенным количеством звуков.

3. Узнавание слов, предъявленных ребенку в виде последовательно произнесенных звуков. (Какое слово получится из этих звуков: к-о-ш-к-а).

4. Образование новых слов с помощью «наращивания» звуков. (Какой звук надо добавить к слову «рот», чтобы получилось новое слово? Крот-грот, пар-парк, Оля-Коля, Толя, Поля).

5. Образование новых слов путем замены в слове первого звука на какой-либо другой звук.(Дом-сом, лом, ком, Том, лом).

6. Образование из звуков данного слова возможно большего количества слов, ТРАКТОР - рак, так, рот, рок, ток, кот, кто, рота, кора, торт, корт, крот, такт, тракт.

7. Отобрать картинки, в названии которых 4-5 звуков.

8. Вставить пропущенные буквы в слова: ви.ка, ди.ан, ут.а, лу.а, б.нокль и т.д.

9. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на 3-ем месте(шуба, уши, кошка).

10. Составить слова различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки: сам, нос, рама, шуба, кошка, банка, стол, волк.

11. Выбрать из предложений слова с определенным количеством звуков, устно назвать их и записать.

12. Добавить различное количество звуков к 1 и тому же слогу, чтобы получить слово: па-пар, па-парк, па-паром, па-паруса.

13. Подобрать слова на каждый звук. Слово записывается на листе. К каждой букве подобрать слово, начинающееся с соответствующего звука. Слова записываются в определенной последовательности: сначала слова из 3 букв, из 4, из 5 и т.д.

Р У Ч К А

рот Уля час кот Аня

роза угол чаша каша аист

рукав улица чехол корка астра

14. От записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом-мак-кот-топор-рука.

15. Игра в кубик. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.

16. Слово-загадка. Пишется 1 буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Если слово не отгадано, записывается 2 буква и т.д.

П. . . . . . . . . . (простокваша).

17. Вписать букву в кружрв. Рак-раО, каОа и т.д.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

1. Определение количества слогов в слове и их последовательности.(Сколько слогов в слове «молоток»? Какой 1? 2? 3?).

2. Придумывание ребенком слов с определенным количеством слогов.

3. Составление слов из слогов, данных вразбивку.(Слоги потеряли свое место, надо помочь им его найти: на-ро-во, ток-ло-мо, ка-сум).

4. Узнавание слов, предъявленных ребенку в виде последовательно произнесенных слогов. (Какое слово получится из слогов: го-ло-ва).

5. Образование новых слов путем наращивания ребенком слогов к данному слову.(Какой слог надо добавить к слову «пол», чтобы получилось новое слово?).

6. Перестановка слогов в слове для получения нового слова. (Получить новое слово, поменяв слоги местами).

7. Распределение картинок в соответствии с количеством слогов в слове. (Положить картинки, названия которых состоят из односложных слов, в одно место, а названия которых из 2,3,4-сложных слов- в другое).

8. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.

9. Выделять гласные звуки.(Столько слогов в слове, сколько гласных).

10. Назвать гласные в слове. Подбираются слова, произношение которых не отличается от написания(лужа, пила, лом, канава).

11. Записать гласные данного слова.

12. Выделить 1 слог из названий картинок, записать его. Объединив слоги в слово, предложение, прочитать полученное слово или предложение. Улей, домик, машина, луна, жаба У дома лужа.

13. Определить пропущенный слог в слове с помощью картинки:- буз, ут-, лод-, ка-, ка-даш.

14. Выделить из предложения слова, состоящие из определенного количества слогов.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

    Определение количества слов в предложении и их последовательности. (Сколько слов в предложении «Вова читает книгу»? Какое 1? 2? 3?).

    Придумывание предложений, состоящих из определенного количества слов.

    Придумывание предложений по сюжетной картинке и определение в нем количества слов.

    Составление предложений из слов, данных вразбивку, или работа с так называемым деформированным текстом. (Слова потеряли свое место, нужно помочь им найти его: дети, мяч, в, играли; высокие, растут, лесу, сосны, в.)

    Распространение предложений путём увеличения количество слов.

Дети 6 лет уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своем личном опыте, причем делать это очень выразительно. Попробуйте предложить им помещенные ниже творческие задания.

«Вспомни случай».

Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения... По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей - до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному.

«Говорим по-разному».

Попробуйте один и тот же детский стишок прочитать сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю или как телевизионный репортаж. Если получится, попробуйте использовать иностранный акцент. Да мало ли что можно придумать!

«Бюро путешествий».

Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту - в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите... Путешествуя, делитесь впечатлениями.

« Всегда под рукой».

Всем родителям знакомы ситуации, когда ребенка трудно чем-то занять, - например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Все, что нужно в таких случаях, - чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы: одна - улыбающаяся, другая - печальная, третья - удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. Малыш может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.

«Лучший друг».

Если вы ждете в помещении, где разложены журналы, можете поиграть в "рассказы о лучшем друге". Пусть ребенок выберет картинку, которая ему нравится. Это может быть какой-то человек - большой или маленький - или животное. Попросите его рассказать о своем "лучшем друге". Где он живет? В какие игры любит играть? Он спокойный или любит побегать? Что еще можно о нем рассказать?

«Рассказы по картинкам».

Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом. Например, из детского журнала (вроде "Веселых картинок"). Сначала смешайте эти картинки и предложите малышу восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребенку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок - возьмите просто открытку. Спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом.

«Истории из жизни».

Дети с удовольствием слушают рассказы о том, что происходило, когда они были совсем маленькими или когда их вовсе не было на свете. Можно рассказывать эти истории вечером перед сном, а можно на кухне, когда ваши руки заняты, а мысли свободны. О чем рассказывать? Например, как малыш пинался ножками у вас в животе, когда еще не родился. Или как вы учились кататься на велосипеде. Или как папа первый раз летал самолетом... Некоторые истории вам придется рассказывать даже не один раз. Просите и других членов семьи подключиться к игре.

«Мой репортаж».

Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события - реальные или вымышленные - им воспроизводятся.

« Семейное ток-шоу».

Может быть, ребенку понравится идея попробовать себя в роли телевизионного ведущего? Приготовьте магнитофон или диктофон для записи, дайте "журналисту" в руки микрофон - и можно начинать интервью с бабушкой или дедушкой, тетей или сестрой... До начала интервью подскажите ребенку, какие вопросы можно задать. Например: "Какое у тебя любимое блюдо?.. А что ты любил есть в детстве?.. Куда бы ты хотел поехать?" и т. д.

« Измени песню».

Детям нравится петь о знакомых вещах - о себе и своей семье, о своих игрушках и о том, что они видели на прогулке... Выберите хорошо известную песню и предложите ребенку придумать к ней новые слова. Ничего, если текст будет не слишком связным, много повторений - тоже не страшно. Рифмы не обязательны. Можете предложить и свой, "взрослый" вариант переделанного текста.

«Чем закончилось?»

Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте "вспомните" про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!

Советы логопеда

1. Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать возрасту.

2. При общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним, не торопясь. Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните.

3. Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами - все это тормозит речевое развитие.

4. Своевременно устраняйте недостаток речи ребенка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны, ни в коем случае не смейтесь над малышом, самое лучшее - тактично поправить то или иное слово, если ребенок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напомните ему: «Говорить надо внятно, четко, не спеша».

5. Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: «А понятен ли ему ваш ответ?» Если в доме есть магнитофон, записывайте речь ребенка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.

Итак, вооруженные всеми этими знаниями, вы легче осилите дорогу к школе. Однако помните: самое главное для первоклашки – не умения и навыки, а уверенность в своих силах и в родительской поддержке, что бы ни происходило в школе. Удачи!

Притча

Маленький мальчик стрелой мчался по улице. Завернув за угол, он столкнулся с прохожим.

- Боже ж ты мой! - воскликнул прохожий. - Куда это ты так несешься?

- Домой, - ответил малыш. - Я спешу, потому что меня должна отшлепать мама.

- Ты так торопишься домой потому, что тебе хочется получить пару шлепков от матери? - обескуражено спросил прохожий.

- Нет. Но если отец придет домой раньше меня, то шлепать будет он.

Дети - это наши зеркала. Когда они живут в атмосфере любви, они отражают ее. Когда же любви нет, им нечего отражать.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

гимназия № 1507 г. Москва

РАЗРАБОТКА

Выступление учителя-логопеда на родительском собрании

/ дне открытых дверей школы

на тему

Выполнил

Глущенко Н.В.

Учитель-логопед

Москва 2015

Выступление учителя-логопеда на родительском собрании / дне открытых дверей школы

«Организация работы учителя-логопеда в школе»

Цель: первоначальное ознакомление родителей будущих первоклассников с организацией логопедической работы в школе.

Задачи:

    дать толкование основных терминов в рамках обозначенной темы (логопедия, учитель-логопед, коррекционная работа, артикуляционная гимнастика и др.);

    дифференцировать основные отличия коррекционной работы школьного логопеда и коррекционной работы логопеда детского сада;

    кратко описать этапы и последовательность коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда в течение учебного года;

    формировать у родителей будущих первоклассников положительную мотивацию к коррекционно-педагогическим занятиям с учителем-логопедом;

    воспитывать у родителей будущих первоклассников чувство ответственности для ежедневного выполнения домашней работы как важной составляющей коррекционно-педагогического процесса.

Комментарии к слайдам

Слайд 1. Обложка

Слайд 2. Годовой цикл работы учителя-логопеда

К сожалению, далеко не все дошкольники, поступая в школу, имеют правильную речь. У многих детей нарушения устной речи сохраняются до школьного возраста, и если эти нарушения не корригировать, они могут привести к проблемам н при освоении письма. Функциональная система письма и письменной речи надстраивается на сформированной базе устной речи, и если эта база будет упрочена по нарушенному типу, то и на письме будут возможны проявления различных нарушений.

Чтобы обеспечить своевременную помощь обучающимся начальной школы в развитии речи и овладением письмом, в школе предусмотрена система логопедического сопровождения.

В начале учебного года, в течение первых двух недель сентября учитель-логопед обследует всех обучающихся начальных классов и формирует группы детей, имеющих нарушения речи. Группы формируются по принципу схожего нарушения.

Если у обучающихся выявляются нарушения звукопроизношения, таким обучающимся рекомендуются индивидуальные занятия с логопедом в школе. Индивидуальные и групповые занятия формируют рабочее расписание учителя-логопеда.

В соответствии с расписанием в течение учебного года учитель-логопед проводит коррекционно-развивающую работу. В конце учебного года учитель-логопед проводит повторное обследование всех обучающихся с целью мониторинга положительной динамики развития речи детей.

Слайд 3. Федеральный закон об образовании РФ № 273-ФЗ

С 1 сентября 2014 года (когда вступили в силу все статьи последней редакции Федерального закона об образовании № 273-ФЗ) диагностика речевого развития обучающихся образовательной организации претерпела ряд организационных изменений. После добавления термина "обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и/или психологическом развитии, подтверждённые психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий" обучающиеся, имеющие нарушения речи, должны пройти обследование специалистами образовательной организации (психолого-медико-педагогическим (ПМПк) или психолого-педагогическим консилиумом (ППк)), после чего будет определён дальнейший маршрут коррекционной работы (с прохождением ПМПК (комиссии) или без такового).

Обучающиеся, имеющие нарушения речи, должны быть отнесены к одной из двух категорий:

    дети, имеющие тяжёлые нарушения речи (ОНР), - относятся к категории ОВЗ (должны пройти ПМПК и заниматься по индивидуальному плану адаптированной образовательной программы);

    дети, испытывающие ситуативные трудности (ФФН, ФД, НВОНР), - не относятся к категории ОВЗ (не проходят ПМПК, обследуются ПМПк образовательной организации, в адаптированной образовательной программе не нуждаются).

Слайд 4. Воспитание правильного звукопроизношения и дикции

Если ребёнок имеет нарушения звукопроизношения, ему будут показаны индивидуальные занятия с учителем-логопедом. На уроках учитель-логопед научит обучающегося необходимым приёмам (правильному физиологическому дыханию, речевому дыханию, артикуляционной гимнастике и т.д.), а дома (ежедневно) вместе с родителями ребёнок должен будет отрабатывать закрепляемые навыки (можно переключить на слайд 5). Работа над коррекцией звукопроизношения отличается стабильностью и постоянством; только при ежедневной тренировке будет получен желаемый результат.

Слайд 5. Логопедические занятия

Слайд 6. Учёт и передвижение обучающихся

Занимаясь с учителем-логопедом, обучающиеся приобретают необходимые навыки правильного речеведения. Учитель-логопед может выпускать детей с занятий на логопункте в течение всего года, если обучающиеся этот момент закрепили знания и навыки. В конце учебного года учитель-логопед так же пересматривает списочный состав обучающихся и в зависимости от динамики речевого развития либо выпускает обучающихся, либо оставляет их для продолжения занятий. Остаться заниматься на логопункте – это не равносильно понятию «остаться на второй год». На занятиях логопеда нет стандартной одинаковой для всех программы, которую ребёнок должен освоить. Учитель-логопед работает по принципам индивидуального и личностно-ориентированного подходов, а это означает, что логопед строит свою программу занятий для каждого конкретного ребёнка. И занятия учителя-логопеда на первом и последующем годах обучения значительно различаются, поэтому есть смысл заниматься с логопедом как можно дольше (если это позволяет наполненность логопедического пункта).

Слайд 7. Развитие устной речи как профилактика нарушений письменной речи

Выше уже было сказано, что функциональная система письменной речи надстраивается над сформированной функциональной системой устной речи. Для профилактики нарушений письма и письменной речи необходимо как можно интенсивней и разнообразней развивать устную речь. Как это сделать?

Речь нужна человеку для реализации общения. И развивать речь нужно через общение. Старайтесь как можно чаще общаться с ребёнком (не рассказывать ему что-то, а вести с ним диалог) в режимных моментах: на прогулке, во время подготовки к обеду, за едой, в игре, на занятиях рукоделием, рисованием и т.д. Также для развития речи очень важно общение ребёнка со взрослым через поколение – общение с бабушками и дедушками. Ведь бабушки и дедушки имеют совершенно отличный от мам и пап жизненный опыт (в силу истории страны, личных переживаний, характера). Старшее поколение с иными эмоциями рассказывает что-то или учит внуков каким-то навыкам (например, игре в шахматы и др.). Ребёнку полезно иметь в своём «жизненном арсенале переживаний» эмоции бабушек и дедушек, их любовь и ласку, их мудрость.

Итак, лучшим способом развития речи выступает живое общение.

Слайд 8. Контактная информация

Учителю-логопеду целесообразно подготовить слайд для родителей с информацией о способах взаимодействия и времени работы специалиста.

Слайд 9. Используемые ресурсы

Учитель-логопед ГБОУ гимназии № 1507 Наталия Владимировна Глущенко

Слайд 1

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯЛОГОПЕДА В ШКОЛЕ Презентация для показа на родительском собрании / дне открытых дверей школы и т.д.

Слайд 2

ГОДОВОЙ ЦИКЛ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА Подведение итогов: обучающиеся выпускаются с логопункта или остаются для продолжения логопедической работы Обследование устной речи и навыков письма (в сентябре) Углублённое изучение контингента, уточнение логопедического заключения и комплектование групп Повторное обследование устной речи и навыков письма (в мае) Проведение фронтальных и индивидуальных логопедических занятий

Логопедическое выступление на родительском собрании по теме: "Игровые технологии как наиболее эффективное средство коррекции и профилактики дисграфии" представлено в виде семинара-практикума.

Теоретическая часть направлена на ознакомление родителей с понятием "дисграфия", ее проявлениями, необходимостью коррекции и профилактики данного нарушения. В теоретической части раскрывается преимущество "игровых технологий" как наиболее эффективного средства преодоления проблем, возникающих у детей в процессе письма.

Практическая часть позволяет обучить на практике родителей элементам игровых технологий, направленным на формирование и развитие речевых процессов у детей. Мотивирует родителей на совместную работу с детьми по профилактике дисграфии в игровой форме.

Завершает собрание подведение итогов и раздача родителям памяток с перечнем педагогических игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЧОУ гимназия «ЛИК-Успех» г. Ставрополь

Учитель-логопед Колач Диана Стефановна

Выступление логопеда на общегимназическом

родительском собрании в начальной школе.

Тема выступления: «Игровые технологии как наиболее эффективное средство коррекции и профилактики дисграфии у детей младшего школьного возраста».

Цель: обучение родителей игровым технологиям, способствующим коррекции и

Профилактики нарушений процесса письма у младших школьников.

Задачи:

  • Познакомить родителей с понятиями «дисграфия», «игровые технологии».
  • Мотивировать родителей на активную работу с детьми по профилактике дисграфии в домашних условиях.
  • Обучить на практике родителей педагогическим играм, способствующим формированию и развитию речевых процессов.

Форма проведения: семинар-практикум.

План проведения: 1. Теоретическая часть.

2. Практическая часть.

3. Подведение итогов.

Т е о р е т и ч е с к а я ч а с т ь

Пение птиц, шорох листвы, шум машин – человека окружают тысячи звуков и достаточно иметь слух, чтобы ощутить все их многообразие. Но все же самыми важными звуками для людей являются звуки речи. Для их понимания недостаточно иметь просто слух. Необходимо чтобы выработался специальный речевой слух называемый фонематическим – способность человека различать и узнавать звуки того или иного языка, а в дальнейшем устанавливать их последовательность и месторасположения, наличие или отсутствие в слове.

Проводимая мною диагностика речи показывает, что у всех учащихся, нуждающихся в коррекционном воздействии, в той или иной мере нарушены фонематические процессы. Дети испытывают трудности при различении звуков, анализе и синтезе фонематического состава слова, делении слов на слоги. Те же выводы подтверждает исследование письменных работ, в которых, помимо грамматических ошибок, присутствуют пропуски гласных, согласных и слогов, замены сходных по звучанию звуков, добавления лишних звуков и слогов.

Все это свидетельствует о наличие у детей дисграфии – частичного нарушения процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки.

Для преодоления данных трудностей у детей мною был разработан комплекс занятий по формированию фонематических процессов у младших школьников, основанный на игровых технологиях.

Что же такое игровые технологии и в чем их преимущество? (Слайд № 1) Игровые технологии – это обширная группа методов и приемов организации учебного процесса в форме педагогических игр. Игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста. Но, ни для кого не секрет, что задания, предложенные в игровой форме гораздо интереснее для ребят любого возраста. А учитывая то, что любая, даже самая простая игра, позволяет сплотить детский коллектив, развивает ребенка творчески, интеллектуально, эмоционально – играть с детьми не только можно, но и нужно. Даже, если ваш ребенок не испытывает проблем с письменной речью, те игровые технологии, которые мы с вами сейчас рассмотрим, позволят развить внимание, память, мышление, воображение, повысить интеллект, расширить кругозор и получить массу положительных эмоций.

И, наконец, самое большое преимущество игровых технологий – их простота и доступность. Вы с легкостью сможете применять дома все приемы и техники, с которыми сегодня познакомитесь. А поскольку лучше всего человек запоминает и усваивает то, что прочувствовал на собственном опыте, я предлагаю вам поиграть!

За каждый правильный ответ я буду раздавать призовые фишечки и в конце игры мы сможем выявить победителей.

П р а к т и ч е с к а я ч а с т ь

Речевые примеры (Слайды № 2-5)

Выполните математические действия и назовите получившееся слово:

КОТ – Т + РОТ – Т + ВА=

ПИ + СТОГ – Г + ЛЕВ – В + Т =

УРОК – РОК + ВЕКО – ВЕ + ЛУГ – УГ =

ВЕТЕР – ТЕР + САЛО – СА + СИП + ЛЕД – Л =

Игра «Слово потерялось» (Слайд № 6)

Найдите слова в последовательности букв:

Игра «Волшебные превращения»

Замените первый звук в слове на другой, чтобы получились как можно больше новых слов:

П очка (бочка, ночка, кочка, пачка, дочка, печка)

Игра «Запрещенная буква»

Выбираются 1 или 2 буквы, которые нельзя называть. Я буду задавать простые вопросы. Отвечать необходимо словами, не содержащими запрещенных букв.

Запрещена бука Щ.

Как называется детеныш собаки? (маленькая собачка) Как назвать одним словом морковь, лук, помидоры? (полезная еда) Чем чистят обувь? (губкой) Хищная рыбы? (окунь)

Игра «Королевская буква»

Выбирается любая буква, которая будет королевой. Я задаю вопросы, все Ваши ответы (кроме предлогов) должны начинаться с королевской буквы.

Королева – буква М.

Где ты был? - в магазине. С кем? – с мартышкой. Что ты там покупал? – мармелад.

Игра «Буквы рассыпались» (Слайд № 7)

Называются (или записываются) буквы из заданного слова в любой последовательности. Игроки расставляют их в нужном порядке, чтобы получилось слово:

Упс кошкарат далькефирик лыкетот лемышевир киссоис

Игра «Кубик»

Игра «ПЕРЕВЕРТЫШИ»

Заменив слова на противоположные, необходимо угадать пословицы (название сказок, мультиков и т.д.):

  1. Кто поздно ложиться – у того все черти отнимают.

2. Помедлишь – зверей расстроишь.

3. Скромность – первая беда.

4. Отдых не заяц – с поляны не прискачет.

5. Огромна копейка, да не нужна.

6. Ушами старца слышится чушь.

7. Нога ногу пачкает.

8. С нелюбимым и в 5-ти этажном особняке ад.

П о д в е д е н и е и т о г о в

Награждение победителей сладкими призами. Вручение родителям памяток: «Весело играем – речь развиваем!» с пожеланием активно использовать на практике со своими детьми полученные знания и навыки.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Игровые технологии

КОТ – Т + РОТ – Т + ВА=

ПИ + СТОГ – Г + ЛЕВ – В + Т =

УРОК – РОК + ВЕКО – ВЕ + ЛУГ – УГ =

ВЕТЕР – ТЕР + САЛО – СА + СИП + ЛЕД – Л =

Вркотанлошадьябжук крыюлягцешубарама

упс кошкарат далькефирик лыкетот лемышевир киссоис

Предварительный просмотр:

« Весело играем – речь развиваем!»

Речевые примеры

Выполнить математические действия и получить слово.

Р А + С х 2 + КА + ЗУС – УС = ? рассказ

Игра «Слово потерялось»

Игрокам необходимо как можно быстрее в последовательности букв найти слова.

вркотанлошадьябжуккрыюлягцешубарама

вр кот ан лошадь яб жук крыюлягце шуба рама

Игра «Волшебные превращения»

Заменить первый звук в слове на другой, чтобы получились как можно больше новых слов.

П очка(бочка, ночка, кочка, почка, дочка)

Игра «Запрещенная буква»

Выбираются 1 или 2 буквы, которые нельзя называть. Игрокам задаются простые вопросы. Отвечать необходимо словами, не содержащими запрещенных букв.

Запрещена бука Щ.

Как называется детеныш собаки? (маленькая собачка) Как назвать одним словом морковь, лук, помидоры?(полезная еда) Чем чистят обувь?(губкой) Хищная рыбы? (окунь)

Игра «Королевская буква»

Выбирается любая буква, которая будет королевой. Ведущий задает вопросы, все ответы игроков (кроме предлогов) должны начинаться с королевской буквы.

Королева – буква М. Где ты был? - в магазине. С кем? – с мартышкой. Что ты там покупал? – мармелад.

Игра «Города»

Подбирается любая тема (растения, животные, продукты и т.д.). Игроки называют слова по цепочке. Кто не может подобрать слово, либо подбирает не на ту букву – выбывает из игры.

Игра «Кто длиннее»

Составить и записать предложение, в котором каждое слово начинается на заданный звук

Побеждает тот, кто придумает предложение из большего количества слов, начинающихся на одну и ту же букву.

Игра «Буквы рассыпались»

Называются (или записываются) буквы из заданного слова в любой последовательности. Игроки расставляют их в нужном порядке, чтобы получилось слово.

О, Я, К, Б, Л, (ЯБЛОКО ) упс – суп токомп – компот

Игра «Солнышко»

В кружочке записывается буква (слог). От кружочка отходят лучики, на конце которых игрокам необходимо придумать и записать продолжение слова, начинающееся на букву (слог) в круге

В игре побеждает тот участник игры, чье солнышко имеет большее количество лучиков.

Ошка рот ро-ва са

Аша рокодил мар ло-коль-чик

Игра «Кубик»

Игроки по очереди кидают кубик и придумывают слова, состоящие из количества букв (или слогов), соответствующих выпавшему числу.

Игра «Винегрет»

ЗАДАНИЕ

Составление слов из букв заданного слова. Побеждает тот, кто придумает и запишет самое длинное слово и самое большое количество слов.

Велосипедист

весло, сито, дети, сосед, село, лето и т.д

Игра «Клетка»

ЗАДАНИЕ

Чертится таблица 5 на 5 клеток. В 3 строке вписывается слово из 5 букв. Необходимо придумывать слова, добавляя по 1 букве в любую клетку. Слова могут читаться в любом направлении кроме вертикального. За каждую букву в придуманном слове дается 1 балл. Игра продолжается до тех пор, пока не будут заполнены все клетки. Выигрывает тот, кто наберет наибольшее количество баллов.

мошка – 5 баллов

Шкаф – 4 балла

Игра «Поле чудес», «Ребусы», «Кроссворды», «Сканворды»


Комарова Валентина Викторовна
Выступление учителя-логопеда на общешкольном родительском собрании «Логопедическое сопровождение учащихся»

Здравствуйте, уважаемые коллеги, родители ! Я логопед школы Комарова Валентина Викторовна. Сегодня мы хотели бы рассказать вам о работе учителя – логопеда в школе .

В последнее время в школе отмечается увеличение числа детей, имеющих расстройства разной этиологии, характера и степени выраженности. Раньше, проблема подготовки и адаптации детей к школе не стояла так актуально, как теперь.

Чтобы обеспечить своевременную помощь обучающимся в развитии речи и овладением письмом, в школе предусмотрена система логопедического сопровождения .

В начале учебного года, в течение первых двух недель сентября мы обследуем всех обучающихся и формируем группы детей, имеющих нарушения речи. Группы формируются по принципу схожего нарушения.

Если у обучающихся выявляются нарушения звукопроизношения, таким обучающимся рекомендуются индивидуальные занятия.

На наших занятиях мы учим обучающихся необходимым приёмам (правильному физиологическому дыханию, речевому дыханию, артикуляционной гимнастике и т. д., а дома (ежедневно) вместе с родителями ребёнок должен будет отрабатывать закрепляемые навыки. Работа над коррекцией звукопроизношения отличается стабильностью и постоянством; только при ежедневной тренировке будет получен желаемый результат. Особенно важным будет следить за речью ребёнка : правильно ли он произносит изученный звук, постоянно исправлять его.

Мы можем выпускать детей с занятий на логопункте в течение всего года, если обучающиеся закрепили знания и навыки. В конце учебного года так же пересматриваем списочный состав обучающихся и в зависимости от динамики речевого развития либо выпускаем обучающихся, либо оставляем их для продолжения занятий. На занятиях нет стандартной одинаковой для всех программы, которую ребёнок должен освоить. Мы работаем по принципам индивидуального подхода, а это означает, что строим свою программу занятий для каждого конкретного ребёнка.

В этом году мы работаем с новейшим оборудованием, которое предоставляет возможность автоматизированного проведения процедуры логопедического обследования детей по авторской методике В. М. Акименко «Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями»

Методика обследования направлена на выявление уровня речевого недоразвития с целью определения ребенка в логопедическую группу и для фиксации результатов коррекционной работы.

Программное обеспечение ориентировано на определение уровня речевого развития и включает обследования :

Звукопроизношения

- общей моторики

Мелкой моторики

Артикуляционной моторики

Мимической мускулатуры

Строения артикуляционного аппарата

Фонематического восприятия

Просодических компонентов речи

- слоговой структуры слова

Понимания речи

Лексики

Грамматического строя речи

Таким образом, после логопедического обследования мы приступаем к следующей методике, на «Развитие и коррекцию речи детей» В. М Акименко.

Каждый раздел методики содержит обширную библиотеку игр, и заданий, интерфейс выполнен в игровой динамической форме, все направлено на поддержание высокого уровня мотивации и интереса детей к выполнению заданий и самим логопедическим занятиям .

Обобщив выше сказанное можно сделать вывод, что совместная работа логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми – большой вклад в работу по формированию правильной и красивой речи, успешного обучения в школе.

Публикации по теме:

Выступление на общем родительском собрании «Синдром первоклассника» Здравствуйте, уважаемые родители. Тема, о которой я сегодня с вами хочу поговорить, касается не только ребенка, отправившегося в школу.

Выступление на родительском собрании «Безопасность на дороге» Родительское собрание в гр. № 3 «Подсолнушки» Тема: Безопасность на дороге. Предварительная работа: Анкета для родителей «Ребенок и.

Выступление на родительском собрании «Будущий первоклассник» Многие считают, интеллектуальную готовность, главным аспект готовности к школе. Часто, оказывается, что ребенок, умеющий великолепно писать,.

Выступление на родительском собрании «Детские страхи» ЕСЛИ ВАШ МАЛЫШ БОИТСЯ (Детские страхи и причины их возникновения) Уважаемые родители, сегодня мы собрались, чтобы обсудить вопросы воспитания.

Выступление на родительском собрании «Психологические особенности детей с 2–3 лет» Консультация для родителей «Психологические особенности детей 2 – 3 лет» В дошкольном возрасте идёт быстрое формирование личности ребёнка.

Выступление на родительском собрании «Развитие мелкой моторики у дошкольников» Слайд 1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ Слайд 2. Мелкая моторика– это совокупность скоординированных действий мышечной, костной.

Выступление на родительском собрании «Здоровье детей в руках родителей» Подготовила: учитель-логопед Подрезова И. А. МБОУ ЦО № 17 им. Героя Советского Союза И. П. Потехина г. Тула 2017 год На сегодняшний день,.

Оксана Курбанова
Родительское собрание. Выступление учителя-логопеда

Выступление учителя -логопеда на общесадиковском

родительском собрании

Рада видеть Вас на нашем собрании . Я учитель-логопед , зовут меня Оксана Викторовна, и сегодня я хочу рассказать Вам о своей деятельности по исправлении речевых нарушений у детей, и о том какие плюсы в том, что ребенок посещает логопедическую группу.

Во-первых, что такое ЛОГОПЕДИЯ – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредствам специального обучения и воспитания. Речь это способность общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка. Но не всегда речь ребенка развивается правильно. В таком случае требуется помощь специалиста. Занимающегося коррекцией речи (или «воспитанием речи» ) и называется он ЛОГОПЕД.

Каждый родитель хочет , чтобы его ребенок был здоров, счастлив, имел хороших и верных друзей. Был по детски любознателен, успешно учился в школе. Но часто в силу своей занятости или по ряду других причин мы не уделяем должного внимания тому. Как развивается наш ребенок в раннем и дошкольном детстве. А ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент физического, психического и интеллектуального благополучия ребенка.

Логопедическая работа логопеда направлена на :

Формирование правильного звукопроизношения;

Развитие движений органов речи;

Умение различать на слух звуки речи, слоги, слова схожие по звучанию и артикуляции;

Совершенствование грамматического строя речи;

Обогащение, активизация словарного запаса речи;

Развитие мелкой моторики т. е. движении пальчиков;

Развитие связной речи;

Подготовка к обучению грамоте;

Многие родители думают , что речевые дефекты пройдут сами по себе со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой РОДИТЕЛЯМ отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.

Преимущества логопедической группы в том, что занятия в детском саду организовываются логопедом как групповые так и индивидуальные. То есть специалист «ведет» каждого ребенка, знает всю специфику имеющихся проблем и подбирает индивидуальную коррекционную программу для их устранения.

Какие же плюсы в том, что ребенок посещает логопедическую группу?

Наполняемость группы;

Коррекция звукопроизношения;

Формирование грамотной выразительной речи;

Обучение чтению (с 3 периода старшей группы0 и письму в подгот. Группе;

Развитие мелкой моторики рук;

Усиленная подготовка к школе за счет дополнительных занятий по развитию речи, чтению и письму;

Индивидуальный подход к ребенку;

Совершенствование психических процессов восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.

Ваш ребенок ходя в обычную группу в младшем возрасте не замечает своего дефекта, и другие не замечают, а уже начиная со средней группы дети у которых нет нарушения начинают смеяться, начинается «клевание» ребенка, и он начинает замыкаться. А в логопедической группе они все одинаковые. Они находятся в своем социуме и начинают раскрываться. Сетка занятий в логопедической группе такая же как и у остальных групп, даже больше за счет занятий логопеда, единственное нет английского языка, потому. что детям нельзя изучать дополнительный язык пока они не поставили звуки основного языка. А у кого есть нарушения речи и начинают изучать английский у тех речь еще больше исковеркается.

И самое главное хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Слайд № 1 Попова Наталья Валерьевна, учитель – логопед, детский сад № 40 «Бригантина», г. о. Балашиха. Слайд № 2 Уважаемое жюри, уважаемые.

Портфолио учителя-логопеда Личные данные Соседкина Светлана Олеговна (08.03.1985 г. р.) , учитель – логопед МБДОУ «Детский сад № 1 «Аленушка».

Преемственность деятельности учителя-логопеда и учителя-дефектолога в работе с детьми с задержкой психического развития Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной.

Родительское собрание для родителей логопедической группы «Взаимосвязь работы семьи и логопеда». Родительское собрание. Тема: «Взаимосвязь работы семьи и логопеда». Цель: формирование активной позиции родителей, привлечение их внимания.

Тема собрания: "Этапы работы над звуком". Цель: показать родителям практические приёмы последовательного формирования поставленных звуков.