Речевое развитие развитие речи в старшей группе. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Одежда наша

Тема: Чтение художественных произведений. «Доброе слово лечит, а худое калечит» (по произведениям Э. Мошковской «Я маму свою обидел»; А. Кузнецовой «Поссорились»; Н. Дуровой «Две подружки»).

Цель: учить детей эмоционально воспринимать идею, содержание художественных произведений; формировать у детей потребность в доброжелательном общении с окружающими; воспитывать у детей доброе отношение к близким, уметь исправлять свои ошибки, прося прощения; развивать у детей диалогическую речь, активизировать словарь.

Ход занятия

Воспитатель читает детям стихотворение А. Шибаева.

Как много разных слов на свете...

Всему название дано -

И зверю, и предмету.

Вещей кругом полным-полно,

А безымянных нету.

И все, что только видит глаз

Над нами и под нами,

И все, что в памяти у нас,

Означено словами.

Все, что мы видим вокруг, все предметы, явления - все обозначено каким-то словом. Назовите словами то, что вы видите. (Игрушки, мебель, окно, стол, деревья, небо, солнце, кошка, голубь, кнопка, удочка, мама, друг и т. д.)

С помощью слов человек общается с другими людьми, сообщает о чем-либо кому-нибудь, выражает свои чувства и настроения.

Дидактическая игра «Настроение»

Каждому ребенку дается конверт с изображением того или иного настроения, чувства. Ребенку предлагается изобразить на своем лице сходное настроение, обозначить словом: грусть, печаль, радость, смех, удивление, страх и т.д.

Ребята, с помощью слова можно творить чудеса. Ведь словом можно рассмешить грустного, подбодрить трусливого, обрадовать печального, похвалить трудолюбивого, а можно огорчить, обидеть, нагрубить и т.д.

Давайте с вами потренируемся.

Игра «Подбери нужные слова»

Каким словом можно поприветствовать? (Здравствуй, привет, доброе утро...)

Поблагодарить? (Спасибо, очень вам благодарен...)

Похвалить? (Молодец, умница, ты хороший, умный...)

Успокоить? (Не волнуйся, все будет хорошо, не расстраивайся...)

~ А какими словами можно обидеть человека? Это очень неприятный вопрос. Давайте мы не будем на него отвечать, иначе нам придется говорить неприятные, грубые, обидные слова вслух.

Самое главное - все ребята знают - грубые, обидные слова всегда приводят к ссоре детей и взрослых и всех людей.

Ребята, бывали у вас в жизни случаи, когда вы ссорились со своими друзьями или родными? (Ответы детей).

Послушайте стихотворение А. Кузнецовой «Поссорились».

Мы поссорились с подругой

И уселись по углам.

Очень скучно друг без друга,

Помириться нужно нам.

Я ее не обижала,

Только мишку подержала,

Только с мишкой убежала

И сказала: «Не отдам».

Случалась ли у вас такая ссора? (Ответы детей).

Как вы поступаете в таком случае? (Ответы детей).

Как вы думаете, чем закончилась эта история? (Ответы детей).

Дам ей мишку, извинюсь,

Дам ей мячик, дам трамвай

И скажу: «Играть давай».

Как вы думаете, после слов: «Играть давай» изменилось настроение у подружек? (Ответы детей).

А вот послушайте еще рассказ Н. Дуровой «Две подружки».

Варя дала Лене поиграть в свою куклу. Когда она уходила домой, то подошла к Лене и попросила вернуть куклу:

- Я иду домой, дай мне, пожалуйста, куклу. Лена ответила грубо:

- На, возьми, пожалуйста, свою куклу.

Варя отвернулась и грустно пошла домой.

Почему Варе стало грустно?

Можно назвать Варю жадной девочкой?

Какую ошибку допустила Лена и как ее можно исправить?

Подходит ли Лене пословица: «Те же слова, да не так молвить»?

Оказывается, важно не только знать вежливые слова, но и уметь их говорить вежливо, чтобы не обидеть словом человека.

Ребята, а случалось ли вам когда-нибудь обидеть словами своих самых близких людей, особенно маму? (Ответы детей).

Из-за чего возникла ссора? (Ответы детей).

Да, к сожалению, мы часто грубим, капризничаем, вредничаем и расстраиваем самого родного и любимого человека - маму.

Послушайте стихотворение Э. Мошковской «Обида».

Я маму мою обидел,

Теперь никогда-никогда

Из дома мы вместе не выйдем,

Не сходим с ней никуда.

Она в окно не помашет,

Я тоже не помашу.

Она ничего не расскажет,

Я тоже не расскажу...

Возьму я мешок за плечи,

Я хлеба кусок найду,

Возьму я палку покрепче,

Уйду я, уйду в тайгу.

Я буду ходить по следу

В страшный-страшный мороз.

И через бурную реку

Буду я строить мост.

И буду я главный начальник,

И буду я с бородой,

И буду всегда печальный

И молчаливый такой...

И вот будет вечер зимний,

И вот пройдет много лет,

И вот в самолет реактивный

Мама возьмет билет.

И в день моего рожденья

Тот самолет прилетит!

И выйдет оттуда мама,

И мама меня простит.

В стихотворении нет конца, в нем не говорится о том, простила ли мама мальчика или нет.

Как вы думаете, ребята, простила его мама? (Ответы детей).

Конечно же, простила. Недаром говорится: «Материнская ласка конца не знает», «Материнский гнев - что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает».

Вы, ребята, обижали когда-нибудь свою маму? Как? (Ответы детей).

Ребята, какие долгие мучения испытывает каждый человек из-за ссоры. И мальчик долго мучился, он даже из дома хотел уйти и много лет маму не видеть.

Что надо было сразу сделать мальчику, чтобы этот конфликт не затянулся надолго? (Попросить прощения.)

Какие слова можно сказать маме, когда просишь прощения? (Мамочка, любимая, родная, прости, извини, не обижайся, не расстраивайся... И, конечно же, пообещать исправиться.)

Помните, ребята, когда общаетесь со своими друзьями, знакомыми, родными, что:

Доброе слово лечит, а худое калечит.

Ласковое слово, что солнышко.

От худого слова навек ссора.

Слово - не стрела, а пуще стрелы ранит.

Ковачева Галина Петровна, воспитатель д/с №31 "Журавлик"

Программное содержание:

  1. Задачи на развитие познавательных способностей:

Закрепить правила поведения детей в лесу;-

Уточнить знания детей о жизни диких животных в лесу;

  1. Задачи на развитие связной речи:

Совершенствовать диалогическую и монологическую речь, последовательно рассказывать, составлять короткий рассказ по картине;

Развивать фонематический слух;

Определять место звука в слове;

Делить слова на слоги;

Учить составлять предложения;

Образовывать однокоренные слова.

  1. Развивать творчество у детей, создавать доброжелательность при обращении друг с другом.

Предварительная работа:

Чтение рассказов и стихов о птицах, о диких животных;

Рассматривание иллюстраций;

Составление кроссвордов.

Ход занятия.

Ребята, мы отправимся сегодня на экскурсию, а куда, вы догадайтесь сами, если внимательно послушаете музыку, то поймете. .

Правильно в лес. Идем на лесную поляну, садитесь на пенечки, закройте глаза и послушайте, как поют птицы, как звенят комарики и перелетают бабочки с цветка на цветок.

  1. – Скажите, ребята, как надо вести себя в лесу?

(правила поведения в лесу)

Тихо, чтобы не спугнуть птиц и услышать их пение.

А чего нельзя делать в лесу? Что запрещается там делать?

А) – Нельзя рвать большие букеты цветов, обычно подснежников и ландышей, их становится все меньше.

Б) – Нельзя ломать ветки деревьев, молодые деревья, они будут засыхать.

В) – Нельзя разорять птичьи гнезда.

Г) – Нельзя жечь костры в лесу.

  1. – Правильно, ребята, но мы сегодня пришли не просто в лес, а на лесную полянку, где находится лесная школа для зверей, здесь умный ежик придумывает различные задания для зверей, обучает их грамоте.

Но сегодня у зверей переменка, они разбежались по своим норкам, чтобы покушать.

Давайте посмотрим, какое задание они выполняли, о чем они говорили, мы узнаем, если разгадаем кроссворд.

А) Кроссворд «Весна» - читают дети.

Молодцы! Птицы поют о весне, звери говорят о весне.

Скажите, какое настроение появляется у вас в весеннем лесу?

(веселое, радостное, праздничное)

Б) Чтение стихов о весне »В апрельском лесу», «Весенняя песенка».

  1. Слово «Весна».

Назовите первый и последний звук в слове.

Сколько слогов в слове «Весна»?

Дидактическая игра «Добавь слово».

Игра «Живое слово».

(Весной появляются листочки) .

Образуйте родственные слова от слова «весна».

(весенний, веснянка, веснушки)

Образуйте родственные слова от слова «лес».

(лесной, лесовик, лесник)

Цепочка из слов.

Игра «Наоборот».

  1. Птицы зимующие и перелетные.

Как называют птиц, которые остаются у нас зимовать?

А которые улетают на юг? Чем питаются перелетные птицы?

(насекомыми)

Поставьте на верхнюю полочку – зимующих птиц, а на нижнюю – перелетных птиц и расскажите, как нужно заботиться о птицах.

Скороговорка:

С одной сорокой – одна морока,

А сорок сорок – сорок морок.

Подул ветер, закачались деревья:

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо все выше, выше.

Расскажите, как ведут себя птицы, после того, как вернутся в родные места?

А теперь давайте тихонечко прогуляемся по лесу: на поляне растет много цветов, можно сорвать только по одному цветочку, но, чтобы они не завяли, нужно поставить их в вазы, мы будем составлять букеты их цветов разного цвета. В вазе, на которой нарисован ландыш, должны быть цветки такого цвета, в названии которого есть звук «л». В вазе, на которой нарисована ромашка, должны быть цветы такого цвета и оттенков, в названии которых есть звук «р».

  • Как вы думаете, ребята, кто живет в этом уголке леса? (хозяин леса)
  • А что вы знаете о жизни медведей в лесу?
  • Как медведи готовятся к зиме?
  • Когда у медведиц родятся маленькие медвежата?
  • Как ведут себя медведи и маленькие медвежата, когда просыпаются и выходят из своей берлоги?
  • Чем питаются медведи в лесу?
  • Как учит медведица своих медвежат добывать корм?

А теперь давайте вернемся на лесную полянку, в лесную школу.

Часто к зверятам в гости приходят веселые человечки, они помогают ежику составлять кроссворды, читают им свою любимую книгу. А как она называется, нам помогут угадать картинки «АЗБУКА».

(дети называют первый звук в слове и выкладывают слово.)

Правильно – азбука. Звери очень любят слушать рассказы из книги, но когда начинается дождь, они разбегаются по своим норкам, а Веселым Человечкам прятаться негде, давайте им построим дом.

Как можно его назвать по другому, чтобы в слове был звук «р».

(терем, дворец)

Стены, окна уже готовы, надо только дорисовать части дома, в названии которых есть звук «р».

Какие части дома имеют в своем названии звук «р»?

(крыша, порог, труба, дверь, дверная ручка, крыльцо, чердак, чердачное окно)

Из какого материала будет построен наш дом?

(из дерева, кирпича)

В какой цвет покрасим дом?

(серый, красный, розовый, коричневый, оранжевый)

Какая мебель и другие предметы необходимы для жизни Веселых Человечков могли бы находиться внутри дома?

(сервант, кровать, кресло, телевизор, радиоприемник, картина, торшер)

Какие деревья мы нарисуем около дома?

(рябина, береза. орешник, смородина, крыжовник)

Какие цветы мы посадим возле дома?

(розы, ромашки, астры, настурцию)

  1. А теперь давайте поможем Веселым Человечкам расселиться в доме:

В комнате на первом этаже будут жить Веселые Человечки, чьи имена состоят из 3-х частей, в комнате на 2-м этаже будут жить те, а именах которых 4 слога.

А теперь нам пора возвращаться домой, давайте попрощаемся с Веселыми Человечками и с весенним лесом.

Ильсия Фаткуллина
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «На помощь к жителям сказочного леса»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "На помощь жителям сказочного леса ".

Программное содержание :

Образовательная область : Речевое развитие ,познавательное развитие ,художественно-эстетическое развитие

Вид деятельности : Игровая,коммуникативная,познавательно-исследовательская,двигательная активность.

Методы и приемы реализации содержания НОД : Словесные,наглядные,игровые.

Словарная работа :

Цель : Развитие коммуникативных навыков дошкольников

Задачи :Образовательные,развивающие ,воспитывающие.

Закрепить знания детей о гласных и согласных /твердых и мягких/ звуках, определении первого звука в слове.

Совершенствовать произношение звуков Л-ЛЬ в чистоговорках.

Упражнять детей в подборе антонимов - слов с противоположным значением.

Продолжить знакомство детей с многозначными словами.

Упражнять детей в умении определять родовую принадлежность слов : мужской, женский, средний.

Упражнять детей в суффиксальном образовании слов;

Закрепить умение детей называть прилагательные и глаголы к существительным.

Воспитывать внимание, умение отвечать четко и грамотно на поставленный вопрос.

Планируемые результаты :

Сформированы представления детей о гласных и согласных звуках.

Сформированы навыки в произношении звуков Л-ЛЬ в чистоговорках.

Способны формировать слова в подборе антонимов -слов с противоположным значением.

Сформированы представления с многозначными словами.

Способны самостоятельно определять родовую принадледность слов.

Испытывают потребность в умении отвечать четко и грамотно на поставленный вопрос.

Организация среды для проведения НОД :

Цветы красного, зеленого и синего цвета, вырезанные из бумаги; иллюстрации, обозначающие антонимы; предметные картинки; посуда для чаепития; письмо, магнитофон.

Подготовка к образовательной деятельности :

Заучивание пословиц, физминутки; дидактические игры.

Ход НОД:

Воспитатель : Ребята, сегодня утром,почтальон принес нам телеграмму. Я не стала ее читать без вас, думаю, что вам тоже это будет интересно. Давайте прочитаем вместе. /вскрывает телеграмму/ читает ее детям.

"Дорогие ребята,в нашем Сказочном лесу ,происходит не понятное. ,звери разучились правильно общаться между собою. Мы надеемся,что вы придете и поможите нам . А еще я приглашаю вас к себе в гости на чай с медом. Ваш Мишутка".

Воспитатель : Что же случилось в лесу? Ребята,попробуем помочь жителям Сказочного леса (Ответы детей) .Скажите , кто же живет в лесу?

Дети перечисляют животных , которые живут в лесу.

Воспитатель :Правильно. Нам надо спешить. Для этого надо выбрать самый быстрый транспорт. (Дети выбирают транспорт.)

Воспитатель : Давайте поедем на сказочном транспорте . Пусть это будут наши стульчики. Мы скажем волшебные слова, и наши стульчики полетят на помощь животным .

Дети говорят волшебные слова : Раз, два, три, Стульчик мой лети. Дети закрывают глаза, имитируют движения стульчика, «приземляются» в лесу.

Воспитатель : Ребята, посмотрите, какой густой, непроходимый лес. Даже страшно дальше идти. И помощи не у кого попросить . Ну, разве что , у нашей знакомой елочки, вон она, рядом стоит, с мухоморчиком разговаривает. Елочка,помоги нам с ребятами , к жителям леса пройти .

Воспитатель : Конечно, расскажем. Скажите , ребята, разве только у елки бывают иголки. А какие вы еще иголки знаете?

Дети :У сосны, швейную, у ежа, медицинскую.

Воспитатель : А какие ножки вы знаете?

Дети :У детей, у стола, стула, кресла.

Елочка : Молодцы, ребята, вы очень быстро справились с заданием,вам нужно идти дальше по той дороге (указывает направление)

Дети :(благодарят елочку) .

Воспитатель : Вы прекрасно справились с первым заданием, значит, мы можем идти дальше.

Ребята, посмотрите, кто-то сверху бросается шишками. Это кто может быть? /Белка/ Давайте спросим у нее, по какой дороге нам идти дальше, их здесь две.

Белочка : Помогите мне справиться с моим трудным заданием, и я обезательно покажу вам нужную дорогу, иначе можете попасть к волку. А задание такое :

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

День – ночь

сахар – соль

чистота – грязь

зима – лето

потолок – пол

узкая – широкая /юбка/

длинное – короткое /платье/

сильный – слабый /спортсмен/

веселая – грустная /девочка/

высокий – низкий /человек/

смеется – плачет /ребенок/

лежит – сидит /человек/

закрыть – открыть /книгу/

взлетает – садится /самолет/

надевает – снимает /свитер/

Воспитатель : Вот какие мы умные, опять выполнили задание, идем дальше.

Воспитатель : Ой,ребята, а здесь Ежик грибочки собирает,попросим его дорогу показать к мишутке.

Ежик : Помогите мне справиться с язычком,и я вам обезательно помогу .

Воспитатель : Ребята,давайте покажем,как работать можно с язычком. Повторяйте за мной чистоговорки :

Ла-ла-ла – белочка спала;

Ло-ло-ло – у сосны дупло;

Лу-лу-лу – дайте нам пилу;

ля-ля-ля – вот моя земля;

ли-ли-ли – мы козу пасли;

лю-лю-лю – я вас всех люблю.

Ежик : Ребята, да с такими успехами вы все преодолеете. Спасибо. Дальше вам по той дороге. (указывает дорогу) .

Воспитатель : Вперед, в дорогу! Ой, посмотрите, мы вышли на полянку, какая она красивая : зеленая, вся в цветах. Посмотрите. а вот и лисичка. -Лисичка!может помочь тебе чем ?

Лисичка :Да,конечно,совсем уж запуталась в цветочках-загадках.

Воспитатель : А цветы-то непростые, а почему-то только трех цветов : красные, синие да зеленые. Интересно, что могут означать эти цвета? что они обозначают?

Дети :Это звуки : гласные, мягкие и твердые согласные.

Воспитатель :Ребята, придется взять по одному цветочку и назвать любой звук, который соответствует этой фишке. /дети называют/.

А здесь кроме цветов еще что-то есть. Возьмите в руки картинки, назовите их и определите первый звук в этих словах.

Дети : бабочка, птичка, стрекоза, кузнечик, жук, грибочек, листочек.

Воспитатель :Правильно ребята,теперь мы помогли и лисичке с загадками. Ребята,предлагаю вам отдохнуть.

Физминутка «Дикие животные»

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки, вверх,

Шевелитесь, пальчики, –

Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

Крадемся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернем.

Теперь садимся тише, тише

Притихнем, словно, в норках мыши.

Ходил медведь по лесу,

Топтался и рычал.

Хотел он очень меда

А где достать – не знал.

Лисичка :Спасибо вам ребята,вот какие вы умные,вам по той дороге (указывает дорогу) .

Воспитатель : Опять выполнили задание, идем дальше. Теперь уже не далеко осталось до мишутки и нам ничего не страшно. Но вот, беда, впереди болото, через него опасно проходить, может оно нас засосать. Но что делать? А вот зайка сидит, давайте у него и спросим.

Воспитатель : Зайка,как нам пройти к Мишутке?. Ребята, оказывается, он может перекинуть нам палку выручалку, если мы выполним его задание.

Дидактическая игра «Назови, чей предмет : мой, моя, мое?»

/иллюстрации/

медведь, лиса, солнце

волк, белка, окно

лось, сорока, дерево

аист, ворона, яблоко

Воспитатель : Ребята, мы опять справились с заданием, Зайке придется перекинуть нам палку выручалку. Идем дальше, уже недалеко находится мишуткин домик.

Воспитатель : Ребята, посмотрите,а вот и Барсучок. -Барсучок,покажи нам дорогу к Мишутке?

Барсук : Конечно помогу ,но и вы мне помогите со словами ,а то совсем запутался.

Воспитатель :Ребята,Барсучок дает нам задание. Давайте мы подберем слова, которые отвечали бы на вопросы : «Какой?» и «Что делает?» . А подбирать слова мы будем к слову «Мишка» .

Дидактическая игра «Скажи, какой? Что делает?»

Мишка /какой?/ – большой, добрый, коричневый, вежливый, трудолюбивый, ласковый, заботливый.

Мишка /что делает?/ – спит, ходит, бегает, кувыркается, пляшет, радуется, лапу сосет,играет, и т. д.

Настроение у мишки/какое?/ - радостное,веселое,счастливое.

А гости на дне рождения /что делают?/- веселятся, радуются, танцуют, играют, пьют чай, кушают, поздравляют и т. д.

6. – Ребята, а как вы думаете, Мишутка уже накрыл стол к приходу гостей. /Да/

Интересно, куда Мишутка положит хлеб?

Как называется посуда для хлеба? /Хлебница/.

Для сахара? / Cахарница/.

Для конфет? /Конфетница/.

Для салата? /Салатница/.

Для салфеток? /Салфетница/.

Для масла? /Масленка/.

Для соли? /Солонка/.

Воспитатель :Молодцы! Справились с очередной задачей. Ребята мы помогли лесным жителям справиться с заданиями. Так славно потрудились.

Ребята, а какие пословицы про труд мы знаем?

«Терпение и труд все перетрут» ;

«За всякое дело берись умело» ;

«Жизнь дана на добрые дела» ;

«Какие труды, такие и плоды» и др.

Воспитатель : А вот и Мишуткин домик. Теперь Мишутка приглашает вас за стол.

/проводится чаепитие/

Галина Иванова
Конспект итогового занятия по речевому развитию в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи»

«Путешествие в страну Красивой речи »

Цель :

закрепить навыки правильного звукопроизношения, добиваться полного ответа детей на вопросы.

Задачи :

Обучающие :

Совершенствовать навыки коммуникативного общения, слогового анализа слов, словоизменения и словообразования;

Упражнять в употреблении уменьшительно – ласкательных суффиксов;

Формировать умения обобщать, классифицировать;

Развивающие :

Развивать диалогическую связную речь, образное представление;

Расширять словарный запас через участие в словесно – речевых играх ;

Развивать активность , самостоятельность, уверенность в своих силах.

Воспитывающие :

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.

Интеграция образовательных областей : познавательное развитие , социально- коммуникативное развитие , физическое развитие .

Индивидуальная работа : обратить внимание на произношение звуков Ани Г., Андрея Е.

Словарная работа : солнце : яркое, лучистое, светлое, горячее.

Материалы и оборудование : солнце с лучиками, мяч, интерактивная доска, компьютер, музыкальная подборка,

I. Организационный момент.

Воспитатель : Ребята! Давайте вспомним наше утреннее приветствие.

Психогимнастика "Улыбка" Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель : Молодцы! Сегодня я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие по волшебной стране Красивой речи , где нас ждёт много удивительного и интересного! Вы согласны?

Дети : Да, мы согласны!

Воспитатель : Вокруг себя ты обернись.

В стране волшебной окажись !

(Дети садятся на стульчики)

Итак, отправляемся в страну Красивой речи .

(Включается сказочная музыка)

Воспитатель : Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре (произносим вполголоса звук [ ш ]) сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя (делаем дыхательную гимнастику- глубокий вдох и выдох)

(На экране появляется картина волшебной страны Красивой речи ) (слайд 1)

Воспитатель : Открываем глаза. Смотрите, ребята, какая красивая страна .

Воспитатель : Что вы видите?

(Дети перечисляют , что изображено на картине : красивый замок , яркое солнце, богатая зелень и т. д.) (слайд 2)

Воспитатель : Ребята, посмотрите, на границе сказочной страны стоят волшебные ворота, а на них висит замок. Давайте его откроем! А поможет нам пальчиковая гимнастика "Замок"! (слайд 3)

На двери висит замок,

Кто открыть его бы смог,

Потянули, покрутили,

Постучали и открыли!

Воспитатель : Вот и открылись волшебные ворота сказочной страны ! Ну, что, заходим! (слайд 4)

Здесь нас встречает разноцветная радуга, а вот и яркое солнышко! Давайте пойдём навстречу к солнцу, оно обязательно выведет нас к волшебному дворцу! (слайды 5, 6)

(Дети только собираются сделать первые шаги навстречу к солнцу, как звучит тревожная музыка, и цветная картинка волшебной страны красивой речи становится чёрно - белой) (слайд 7)

Воспитатель : Ой, ребята, что же это?

«Здравствуйте, дорогие ребята! Мы, жители сказочной страны , просим вас о помощи! Злые волшебники заколдовали наше солнышко и разбросали его лучики. И теперь в нашей прекрасной стране стало темно и грустно! Все, что есть у нас : и дома, и поля, и леса, и дорожки, и речки, всё осталось без света и тепла и скоро погибнет! Помогите нам, пожалуйста, расколдовать нашу страну ! "

Воспитатель : - Ребята, посмотрите, без солнышка с его тёплыми лучами, в разноцветной стране Красивой речи стало тускло и безобразно! Солнышко совсем-совсем загрустило! (Воспитатель указывает на предметную доску, на которой помещено изображение грустного солнышка без лучиков) А его лучики злые волшебники разбросали по полу.

Ребята, давайте поможем солнышку! Чтобы расколдовать лучики нужно выполнить задания! Поможем жителям этой сказочной страны ?

Дети : Да, поможем!

Воспитатель : Тогда нужно поторопиться и скорее вернуть лучики солнышку, чтобы в сказочной стране снова всё засияло разноцветными красками .

Воспитатель : А вот и первый лучик, слушайте задание :

Игра с мячом «Назови ласково»

Примерные слова : Обезьяна, бегемот, собака, бык, кабан, барсук, жук и т. д.

Воспитатель : Молодцы, ребята, вы чудесно справились с первым заданием! Давайте, прикрепим лучик к солнышку. Садитесь на стульчики и слушайте следующее задание.

Воспитатель : Чтобы выполнить следующее задание, нам нужно посмотреть видеосюжет, а после этого ответить на вопросы, приготовьтесь.

(Воспитатель включает видеосюжет о весне) (слайд 8)

Воспитатель : О каком времени года был сюжет?

Дети : Сюжет был о весне.

Воспитатель : Какие признаки весны вы знаете?

(Перечисляются признаки весны : весной тает снег, бегут ручьи, солнце светит ярче, прилетают птицы, появляются первые цветы и т. д. и предложить детям подобрать прилагательные к слову «Весна» )

Воспитатель : назовите весенние месяцы

Дети : Март, апрель, май

Воспитатель : Молодцы, получайте второй лучик, а теперь предлагаю немного отдохнуть.

Музыкальная физминутка (слайд 9)

Воспитатель : Садитесь и слушайте следующее задание.

Третий лучик нас спрашивает, какие изменения происходят в животном мире весной? Давайте составим предложения про эти изменения, а начинаться предложение будет со слов «Весной…»

1) Весной …. просыпается медведь

2) весной… заяц меняет белую шубку на серую

3) Весной … у животных появляются детёныши

4) Весной … прилетают птицы с юга

5) Весной … птицы вьют гнёзда

6) Весной … белка меняет свою серую шубку на рыжую

7) Весной … у животных начинается линька

8) Весной … птицы выводят птенцов и т. д.

Воспитатель : Молодцы! И с этим заданием справились. Последний лучик у нас остался и последнее задание!

Дидактическая игра «Весёлый паровозик» (деление на слоги)

Воспитатель : Ребята, садитесь за столы. На столах лежат картинки паровозиков с одним, двумя, тремя и четырьмя окошками и предметные картинки. Задание такое : необходимо отобрать картинки с заданным количеством слогов (в вагончики с одним окошком- с 1 слогом, с двумя окошками- с 2 слогами и т. д.)

(Дополнительное задание на определение места заданного звука в слове)

III Закрепление

Воспитатель : Ребята, вы молодцы, нашли все лучики и справились со всеми заданиями! Вот и засияло солнышко в этой замечательной стране . Давайте подойдём к нему поближе и скажем, какое оно!

Проводится словесная игра «Сравни и назови» , в ходе которой воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают.

Солнце желтое, как… (одуванчик, цыпленок, лимон) .

Солнце круглое, как… (мячик, апельсин, колобок) .

Солнце ласковое, как… (бабушка, мама, ветерок, теплое море) .

Солнце веселое, как… (песенка, клоун) .

Солнце теплое, как (печка, рукавички, свитер)

Солнце яркое, как… (лампочка, фонарь, звезда)

Солнце жаркое, как… (огонь, костер)

Ауторелаксация

Воспитатель : Давайте сейчас все сядем, закроем глаза и представим, как согревают лучи солнца наши щеки, нос, руки, пальчики. Совсем стало тепло, и вы сами стали теплыми и ласковыми.

IV Итог

(Дети встают в круг)

Воспитатель : Ну что ж, жителям волшебной страны мы помогли , вернули им солнышко, а нам настало время возвращаться домой!

Вокруг себя ты обернись

И снова в группе окажись !

Воспитатель : Вот мы и вернулись. Что вам больше всего понравилось, ребята? Какие у вас впечатления? (Ответы детей)

; конкретизировать и расширять представления старших дошкольников о школе и школьных принадлежностях; обогащать и активизировать словарный запас по этой теме.

Поощрять желание детей идти в школу; стимулировать психологическую готовность к школьному обучению с целью получения знаний.

Р ; упражнять в зрительном соотнесении букв.

Воспитывать уважительное отношение к учителям и школьникам, бережное отношение к письменным принадлежностям.

Материал: портфель, школьные принадлежности и картинки с их изображением, сюжетные картинки «В школу», «В классе», плакат с алфавитом, картинки с печатными буквами к упражнению «Исправь ошибку».

Ход занятия

Звучит песня М. Матусовского «С чего начинается Родина?»

Воспитатель: «…С картинки в твоем букваре!» Ребята, почему такие слова придумал поэт? Как может Родина начинаться с картинки в букваре? Почему так говорят? (Потому что букварь - это для многих детей самая первая книга, которая открывает им весь мир!) Каким образом книга может открыть перед нами весь мир?

Вот букварь - начало всех наук.

Ведь слова рождаются из букв.

(В. Приходько.)

«Книга - это маленькое чудо. Она рассказывает нам смешные и грустные истории, учит всему на свете и знает все про все».

(Б. Зубков.)

Человеку книга служит,

С человеком книга дружит.

Человеку книга - друг,

Объясняет все вокруг.

(В. Приходько.)

Знаете ли вы правила пользования книгами? Нельзя брать книги грязными руками - почему? Нельзя загибать уголки листа -- почему? Нельзя читать во время еды - почему? Нельзя рисовать в книгах, которые для этого не предназначены, - почему? Какие еще правила вы знаете?

Первой книжкой, первым учебником первоклассников всегда был букварь. Ребята, внимательно рассмотрите картинки рядом с буквой или над ней. Посмотрите, рядом с буквой «А» в букваре нарисованы арбуз, аист. Придумайте сами, что еще можно нарисовать на странице с буквой «А»?

Проведем сейчас игру-соревнование «Кто больше знает слов на букву «…»?». Выигрывает ребенок, последним назвавший правильно слово.

Рассмотрим сюжетную картинку «В школу!». Я начну рассказ по картинке, а вы продолжите. «Школа - это здание, где учат детей. Школа - это учителя и школьники. Школа - это портфель, учебники, тетради, ручки, картинки на стене, черная доска и мел, парты и большие окна… Каждое утро в школе раздается звонок. В класс приходит учитель, чтобы учить, и школьники, чтобы учиться…» (По С. Соловейчику.)

Воспитатель рассказывает и выставляет предметные картинки школьных принадлежностей. Дети составляют рассказ по сюжетной картинке.

Используйте в своем рассказе названия школьных принадлежностей.

Послушайте стихотворение В. Берестова «Кто чему научится?»:

Чему первым делом учится кошка?

Хватать.

Чему первым делом учится птица?

Чему первым делом учится школьник?

Звучит песня М. Пляцковского «Чему учат в школе», дети подпевают, выполняя движения вместе с воспитателем.

А знаете ли вы, откуда взялся алфавит? Что это и зачем его придумали? «Очень-очень давно люди придумали буквы. Они составляли алфавит. Древние буквы были не похожи на те, которыми мы теперь пишем. Сначала люди придумали записывать свои мысли обычными рисунками-символами…» (По Г. Юрмину. «Алфавит».)

Мы с вами умеем уже составлять схемы рассказов с помощью рисунков-символов. Давайте попробуем прочитать мою запись!

Педагог выставляет три картинки: желтый листочек, дети, школа.

Что я обозначила первой картинкой - желтым листочком? (Осень.) Попробуйте придумать предложение по этим картинкам: «Осенью дети идут в школу».

У разных народов были разные буквы. Они рождались из картинок-символов. Буквам давались имена. Из названий первых букв русского алфавита - «аз» и «буки» - сложилось его русское название: «азбука».

В русской азбуке, или алфавите, 33 буквы. Кто из вас может назвать буквы, которые я покажу?

Воспитатель вывешивает большой плакат азбуки. Дети называют знакомые им буквы. Педагог читает стихотворение Б. Заходера «Алфавит»:

33 родных сестрицы,

Писаных красавицы.

На одной живут странице,

А повсюду славятся!

- Проведем сейчас упражнение «Исправить ошибки».

Время у вас ограничено: 5 минут на 2 строчки. Вы должны сравнить написание по алфавит)’ и зачеркнуть ошибки.

Воспитатель раздает детям карточки, на которых напечатаны буквы в правильном и зеркальном отображении.

Посмотрите на сюжетную картинку «В классе». Я начну рассказ, вы его продолжите.

«В классе большие окна, чтобы детям было светло и уютно. На стенах висят портреты известных ученых, писателей. В классе стоят парты, шкафы, висит на стене доска для письма мелом. В шкафу и на партах лежат книги, тетради, карандаши, ручки».

Школьные парты - это специальные столы с сиденьями, за которыми удобнее всего писать и читать. Над созданием парты работало много людей, чтобы сделать ее удобной и красивой, поэтому парты надо беречь.

Знаете ли вы, кто живет в портфеле? Отгадайте загадки!

Он не ест и не пьет.

Только весело поет.

То я в клетку, то в линейку,

Написать на мне сумей-ка!

Можешь и нарисовать,

Потому что я - … (тетрадь.)

Я все знаю, всех учу,

Но сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться,

Надо грамоте учиться. (Книга.)

Сели на страничку Веселые сестрички.

Сели рядом - не молчат,

Нам загадки говорят. (Буквы.)

Давайте попробуем собрать портфель по памяти, запомнив слова из стихотворения С. Маршака:

Семь ночей и дней в неделе,

Семь вещей у нас в портфеле:

И дневник, и тетрадь,

И перо, чтоб писать,

И резинка, чтобы пятна

Все стирала аккуратно,

И пенал, и карандаш,

И букварь, товарищ наш.

Кто из вас сумел запомнить все семь вещей?

Дети называют по одному предмету из школьных принадлежностей, а воспитатель выставляет на доске предметную картинку каждого названного предмета. Так выстраивается предметный ряд.

Для чего нужен в школе этот предмет? Составим предложение с заданным словом. Например, слово дневник: «В дневник дети записывают домашнее задание» или «В дневник учитель ставит отметки».

Все предметы уложим в портфель. Наши дети могут идти в школу. Кто вас встретит в школе?

Учитель вас введет в просторный класс,

В ваш первый класс несмело вы зайдете.

За парты всех рассадит вас,

Поздравит с первым школьным годом.

Букварь открыт и новая тетрадь -

Учитель вам о Родине расскажет.

И цифры знать полезно будет тоже.

(По Г. Соколову.)

Расскажите, что делает учитель в школе? Чему научит вас учитель?

В заключение нашего занятия предлагаю вам представить себя школьником, учеником и нарисовать свой портрет «Я иду в школу». Из ваших рисунков мы составим выставку для выпускного праздника.

Л. Ладутько, С. Шкляр