План по ознакомлению с родным городом. Перспективное планирование по ознакомлению с родным городом детей средней группы

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: «Мой любимый город». Средняя группа

«Я узнал, что у меня
Есть огромная родня:
И тропинка, и лесок,
В поле - каждый колосок,
Речка, небо надо мною-
Это все мое, родное!»
В. Орлов

Вид проекта: информационно-творческий.
Срок реализации: 1год

Проблема
Дети не задумываются о том, что город, в котором они живут – это их малая родина. Не знают ничего об его истории, достопримечательностях.

Актуальность
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город.
Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Цель проекта:
Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Задачи проекта:
- Создать условия для восприятия сведений культурном облике родного края;
- Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;
- Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
- Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.

Участники проекта
Дети 4-5 лет (средняя группа), воспитатели, родители.

Прогнозируемый результат.
- Обогащенные и систематизированные знания детей о городе. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
- Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
- Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
- Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Набережные Челны, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.
Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.

Реализация проекта
Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.
I этап - подготовительный, включает в себя:
анкетирование родителей знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностей,
диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного города.

II этап - основной, включает в себя:
занятия с детьми в соответствии с перспективным планом,
совместные мероприятия с семьями воспитанников,
пополнение развивающей среды,
выставки детских работ, семейных коллекций, коллекций сотрудников

Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом детей.

1. Анкетирование родителей. Диагностирование детей
Цель:Выявить знания детей и их родителей о городе Набережные Челны.

2. НОД «Мой город - Набережные Челны»
Цель: Уточнить знания детей о названии родного города.
Вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города.

3. Прослушивание песен о родном городе, чтение стихов
Цель: Вызвать интерес к своему родному городу, прививать чувство гордости за него.

4. Составление рассказов «Дом, в котором я живу»
Цель:Закрепить с детьми знание своих домашних адресов

5. Рассказы о достопримечательностях
Цель: Прививать интерес к историко-культурному наследию, способствовать возникновению чувства гордости за архитектурный памятник города

6. Знакомство с гербом города
«Нарисуй герб семьи». Цель:Дать понятие о том, что такое герб, объяснить символику герба г. Набережные Челны. Воспитывать уважительное отношение к символике города.

7. Место работы родителей
Цель:Закрепить знания детей об объектах культурного и социального назначения, располагающихся на микроучастке нашего детского сада
Уточнить у детей знание профессий людей, работающих на этих объектах

8. Они прославили наш город.
Беседа о важности труда всех людей
Цель:Вызвать у детей интерес к жизни города Набережные Челны, чувство уважения и гордости за знаменитых земляков.

9. Целевая прогулка по близлежащим улицам. Цель:Закрепить названия близлежащих улиц, объектов культурного и социального назначения, располагающихся на них
Выучить адрес детского сада

10. Дидактическая игра «Путешествие по городу»
Цель:Вызвать у детей интерес к истории возникновения исторических памятников города

11. Беседа «Чем помочь родному городу?»
Цель:Вызвать у детей желание поддерживать чистоту и порядок во дворах, чтобы они были чистыми и красивыми.

12. Оформление газеты «Шагая по улицам города»
Цель:Воспитывать любовь к родному городу, вспомнить его достопримечательности

13. Фотовыставка совместно с родителями «Природа родного края».
Цель:Прививать любовь к родному городу, к родным местам; гордиться тем, что живёшь в городе Набережные Челны

14. НОД «Что мы знаем о родном городе»
Цель:Выявить знания детей о родном городе.
Воспитывать любовь к своему городу, чувство гордости за то, что мы живем в городе Набережные Челны

15. Посещение детей совместно с родителями музея истории города
Цель: Вызвать у детей интерес к истории возникновения исторических памятников города

16. Боевая слава города.
Беседа о подвигах солдат в Великой Отечественной войне. Изготовление праздничных открыток
Цель:Вызвать у детей желание подражать военнослужащим, быть такими же мужественными, смелыми
Итоговое диагностирование детей.Повторное анкетирование родителей.
Цель:Выявить знания детей и их родителей о городе Набережные Челны в ходе реализации проекта.

III этап: заключительный
-Награждение победителей конкурсов и родителей благодарственными письмами.
-Анализ результатов проектной деятельности.
-Обобщение опыта на педсовете.
Литература.
Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. - М.: ТЦ Сфера, 1999. - 112 с.
Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2004. - 156 с.
Интернет- источники
Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 - 55.
Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.

Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом и социальной действительностью в старшей группе

Сентябрь

Тема: «Мой дом – моя семья».

1. Занятие «Моя семья».

Цель: воспитывать привязанность ребёнка к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи; закрепить умение определять наименование родственных отношений между близкими членами её семьи.

2. Беседа «Кто живёт рядом с нами».

Цель: Помочь понять, что семья это все, кто живёт вместе с ребёнком. Знать и называть своих близких родственников.

3. Сюжетно-ролевая игра «Дом».

Цель: умение распределять обязанности по дому (убирать игрушки, помогать накрывать на стол).

4. Целевая прогулка «Мой дом».

Цель: рассмотреть близлежащие дома.

Октябрь

Тема: «Двор детского сада».

1. Беседа «Мой детский сад».

Цель: воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослого, желание оказывать посильную помощь.

2. Прогулка «Двор детского сада».

Цель: знакомить детей с участками детского сада; воспитывать желание поддерживать порядок на участках, бережно относиться к оборудованию участков, ухаживать за растениями.

3. Вечер воспоминаний «История детского сада».

Цель: познакомить детей с историей детского сада.

Ноябрь

Тема: «Мой город».

1. Беседа «История города».

Цель: познакомить детей с историей возникновения города, его названия; вызвать интерес к своему городу, прививать чувство гордости за него.

2. Экскурсия по улицам города.

Цель: дать детям понятие о происхождении некоторых улиц города.

3. Сюжетно-ролевая игра «Детский сад».

4. Рисование «Транспорт города».

Цель: дать представление о транспорте, учить детей правилам поведения в общественном транспорте, рисовать транспорт.

Декабрь

Тема: «Мой край».

1. Беседа «История края».

Цель: познакомить детей с историей родного края, его названием; вызвать у детей интерес к своему краю, прививать чувство радости за него.

2. Рассматривание фотоальбома «Предприятия края».

Цель: воспитывать у детей чувство уважения к людям труда, интерес к профессиям.

3. Занятие «Мой край».

Цель: вызвать у детей интерес к родному краю, гордость за него.

Январь

Тема: «Природа города».

1. Прогулка «Природа зимой».

Цель: учить детей видеть красоту природы зимой.

2. Занятие «Растительный мир зимой».

Цель: знакомить детей с растительным миром города зимой с исчезающими видами растений; воспитывать бережное отношение к природе.

3. Рассматривание альбома «Наша Волга».

Цель: дать представление о реке Волга, ее растительном и животном мире. Учить соблюдать правила поведения на водоёмах.

4. Беседа «Правила поведения на природе».

Цель: учить детей соблюдать правила поведения на природе. Дать понятие о заповедниках.

Февраль

Тема: «Достопримечательности города».

1. Рассказ воспитателя об исторических местах родного города.

Цель: прививать интерес к историко-культурному наследию, способствовать возникновению чувства гордости за архитектурные памятники города.

2. Беседа «Памятник воинам погибшим в годы Великой Отечественной Войны».

Цель: вызвать у детей желание подражать военнослужащим, быть такими же мужественными, смелыми.

3. Рассматривание альбома «Мой город».

Цель: вызвать у детей интерес к истории возникновения исторических памятников города.

Март

Тема: «Знаменитые земляки»:

1.Беседа «Знаменитые земляки:

Цель: вызвать у детей интерес к жизни города Козьмодемьянска, чувство уважения и гордости за знаменитых земляков.

2. Рассматривание фотоальбома «Люди труда».

Цель: воспитывать у детей чувство уважения к людям труда, интерес к профессиям.

3. Занятие «Знаменитые люди города Козьмодемьянска».

Цель: продолжать знакомить детей со знаменитыми людьми города, прививать уважение к труду, гордость за знаменитых людей города.

4. Рисование «Люди труда».

Цель: учить в рисунке отображать труд людей разных профессий.

Апрель

Тема: «Природа города весной».

1. Прогулка «Природа весной».

Цель: учить детей видеть красоту природы весной.

2. Занятие «Растительный мир весной».

Цель: знакомить детей с растительным миром города весной, с исчезающими видами растений, воспитывать бережное отношение к природе.

3. Беседа «Правила поведения на природе».

Цель: учить детей соблюдать правила поведения на природе, дать понятие о заповедниках.

4. Рисование «Белая берёза».

Цель: воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Уточнять представление об основных частях дерева.

1.Итоговое занятие.

Цель: прививать любовь к родному городу, к родным местам; гордиться тем, что живёшь в городе Козьмодемьянске.

2. Конкурс стихов и песен о родном городе.

Цель: вызвать у детей интерес к жизни родного города, чувство уважения и гордости за любимый город.


Пуказова Наталья Александровна Перспективный план работы по ознакомлению с родным краем в старшей-подготовительной к школе группы

Пояснительная записка
Любовь к Родине - не отвлеченное понятие,

но реальная душевная сила, требующая

организации, развития и культуры
А.Н. Толстой

Перспективно-тематический план по ознакомлению старших дошкольников с родным городом Красноярском, являющимся столицей Красноярского края, составлен на основе информации народной энциклопедии «Мой Красноярск» (http://region.krasu.ru/culture), Э.П. Костина «Родина моя - Россия», Н.В. Алёшина «Патриотическое воспитание дошкольников», Р.С. Буре «Социально-нравственное воспитание дошкольников 3- 7 лет», Н.В. Микляева «Социально-нравственное воспитание дошкольников». В связи с тем, что в выше названной литературе материал не систематизирован, нами был разработан перспективный план по ознакомлению детей с родным городом и краем. В основе составления плана лежит познавательно-речевое направление развития детей и предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:

Образовательная : расширять представления детей о родном городе (историческое прошлое, достопримечательности, традиции); формировать представление о своем родном крае, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре, традициям.

Развивающая : развивать связную речь детей посредством составления рассказов, пересказа сказок, рассказов о родном городе; сформировать в детях познавательный интерес к родному городу; развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения истории своего города.

Воспитательная: воспитывать любовь, уважение и бережное отношение к своей малой родине средствами эстетического воспитания: через музыку, изобразительную деятельность, художественное слово; способствовать укреплению семейных связей, развитию партнерских отношений между родителями и детским садом; формировать нравственные качества личности ребенка: самостоятельность, патриотизм, любовь к родному городу.

Работа проводится фронтально, по подгруппам и индивидуально в игровой форме. Используются комплексные, сюжетные, тематические и другие виды занятий. Спецификой организации работы является интеграция различных образовательных областей на основе единого содержательного поля.

Непосредственно - образовательная деятельность (подгрупповая и индивидуальная) осуществляется 1 раз в неделю, фронтальная- 1 раз в месяц.

К плану подобран игровой материал: это не только иллюстрации, презентации, фото - материалы, но и игры, соответствующие основным дидактическим принципам: наглядности, доступности, последовательности, максимального использования активности каждого ребёнка.

Сентябрь

Тема «Мой Октябрьский район».
Цель: закрепить представление детей о районе, в котором мы живем, обратить внимание на историю его возникновения, достопримечательности.

План работы:

1. Рассматривание фотоальбома района.

2. Рассказ воспитателя об истории возникновения района.

3. Показ презентации района.
Тема «Город Красноярск».

Цель: закрепить представление детей о городе, частью которого является наш район, историей возникновения города, его достопримечательностями, особенностями, познакомить с картой города, символикой-гербом.
План работы:
1. Рассматривание фотоальбома город «Красноярск».

2 Прослушивание гимна города

3. Рассказ воспитателя об истории возникновения города.

4. Сюжетно-ролевая игра «Строим новый дом».

Тема «Наша Родина-Красноярский край».

Цель: закрепить знания детей о родном крае и его достопримечательностях. Формировать дружеское и уважительное отношение к народам, живущим рядом и вместе с нами. Познакомить с обычаями, традициями коренных народов Красноярского края.

План работы:

1. Рассматривание фотоальбома «Красноярский край».

2. Цикл бесед о крупных городах края: «Ачинск», «Дивногорск», «Железногорск», «Енисейск», «Норильск», «Дудинка» (достопримечательности, природа, знаменитые люди, и др.)

3 Прослушивание гимна Красноярского края

4. Рассматривание иллюстраций с народными костюмами.

5. Разучивание национальных игр коренных народов края.

Октябрь

Тема «Осенний лес».

Цель: познакомить детей с природой родного края, с разнообразием растительного и животного мира в лесу. Формировать представления об особенностях природы осенью.

Планы работы:

1. Экскурсия в осенний сквер парка развлечений и отдыха «Троя»

2. Рассматривание картин серии «Родная природа», «Птицы», «Животные».

3. Изготовления гербария.

4. Знакомство с картой животного и растительного мира Красноярского края.

5. Коллективное рисование «Осенние краски леса».
Тема «Реки Красноярского края».

Цель: уточнить представление детей о реках нашего края. Познакомить с особенностями растительного и животного мира рек. Воспитывать бережное отношение к родной природе.

План работы:

1. Рассказ воспитателя о реке Енисей.

2 Прослушивание песни Л. Зыкиной «Енисей»

2. Беседа с детьми по карте Красноярского края о реках, впадающих в Енисей.

3.Красная книга «Редкие рыбы наших рек».

Ноябрь

Тема «Достопримечательности нашего города и края».

Цель: приобщать детей к историческим ценностям города Красноярска и Красноярского края. Беседа о улицах, связанных с именами знаменитых людей, прославивших наш город.

План работы:

1. Рассказы воспитателя о достопримечательностях города.

2. Рассматривание фотоальбома «Наш край».

3. Рисование «Высотные дома на улице».

Тема: «Архитектура прошлого и настоящего Красноярского края».

Цель: познакомить детей с историческим прошлым родного края, особенностями жизни народа в прошлом, поддерживать и развивать интерес к истории

План работы:

1. Рассматривание фотоальбома «Архитектурные здания»

2. Беседа об историческом прошлом Красноярского края.

3. Экскурсия в краеведческий музей детского сада.

4. Рассматривание фотоальбома «Одежда и быт народов Поволжья».

Декабрь

Тема «Новый год».

Цель: уточнить знания детей о праздновании Нового года у разных народов, обычаи, традиции.

План работы:

1. Рассказ воспитателя о праздновании Нового года в России.

2. Чтение сказки И. Ревю «Когда дед мороз маленьким был».

3. Составление творческих рассказов на тему «Новый год».

4. Конкурс по изготовлению поделок для украшения группы.

5. Новогодний утренник.

Тема «Столица России - Москва».

Цель: закрепить представления о России, главном городе – Москве.

Уточнить представление детей о государственной символике. Воспитывать чувство любви и гордости.

План работы:

1. Беседа по географической карте России.

2. Рассматривание символики (герб, флаг).

3. Рассматривание альбома «Моя Россия - моя Москва».

4. Рисование «Красная площадь».

Январь

Тема «Климат родного края».
Цель: закрепить понятие, что такое климат и его влияние на природу.
Учить детей сравнивать природные особенности климатических зон.
План работы:
1. Рассказы воспитателя о природе нашего края.
2. Рассматривание иллюстраций с характерными особенностями климатических зон.
3. Работа с «Атласом для малышей».
4. Коллективное панно «Природа нашей Родины».
Тема «Промышленность нашего края».
Цель: обобщить представления детей о промышленности Красноярского края Воспитывать уважение к человеку труда.

План работы:
1. Рассматривание картин из серии «Профессии»

2. Цикл бесед «Где работают наши родители»

3. Творческие рассказы по картине «Металлург».

4. Сюжетно-ролевая игра «Юный механик».

Февраль

Тема «Защитники Отечества».

Цель: познакомить детей с военными профессиями.

Формировать у детей чувство патриотизма, желание защищать Родину. Воспитывать у детей уважение и любовь к воинам – защитникам Отечества, расширять знания о героях в годы Великой Отечественной войны.

План работы:
1. Экскурсия к памятнику погибшим героям-защитникам «Журавли»

2. Рассказ воспитателя о воинах-интернационалистах.

3. Заучивание стихов ко Дню защитников Отечества.

4. Чтение Л. Кассиль «Твои защитники».

5. Утренник «День защитника Отечества».

Тема «Народные промыслы».

Цель: формировать представления о художественных традициях народов Красноярского края, развивать творческие способности, художественный вкус

План работы:

1. Книги и наборы открыток о коренных народах Сибири.

2. Предметы быта.

3. Дидактическая игра «Бабушкин сундучок».

5. Развлечение «В гостях у бабушки».

Тема «Пришла весна».
Цель: уточнить знания детей о сезонных явлениях природы весной. Развивать эстетическую отзывчивость детей к красоте родной природы - ранней весны
План работы:
1. Экскурсия в весенний парк развлечений и отдыха «Троя»

2. ИКТ «Весна».

3. Картины серии «Природа», «Весна».

4. Рассматривание фотоальбомов «Птицы», «Цветы».

5. Праздник «Масленица».

Апрель

Тема «Цветы» «Лекарственные растения».

Цель: познакомить с разнообразием растительного мира, его влиянием на здоровье человека. Учить бережному отношению к растениям.

План работы:

1. Дидактические игры «Угадай растения», «Найди по описанию».

2. Коллективная аппликация «Цветы на поляне».

3. Рассказ воспитателя «Лекарства вокруг нас».

4. Рассматривание посадочного материала цветов.

Тема «Мир насекомых».

Цель: уточнить представления детей о многообразии насекомых, о их признаках и различиях, о их пользе. Формировать ответственность за судьбу окружающего мира.

План работы:
1. Иллюстрации серии «Природа», «Насекомые».

2. ИКТ «Насекомые», «Бабочки».

3. Рассказ воспитателя о жизни насекомых.

4. Вспоминание произведений К. Чуковского «Муха-Цокотуха», «Тараканище».

5. Дидактические игры «Кто, где живет», «Угадай по описанию».

Тема «Экскурсия в музей школы № 84 «Боевой славы».

Цель: закрепить знания детей о воинах-солдатах, о наших земляках защищавших нашу Родину.

Воспитывать у детей уважение чувство гордости к ветеранам Великой Отечественной войны

План работы:

1. Встречи с ветеранами.

2. Рассказ воспитателя «О тружениках тыла».

4. Рисования «Защитник Родины».

Итоговое занятие – «Мой край».

Цель: закрепить знания детей по истории родного края, о достопримечательностях, вызвать чувство гордости за свой родной край, стремление сделать его еще краше.

Планы работы:

1. Цикл бесед о родном крае.

2. Конкурс знатоков «Родной край - люби и уважай».

Авторы: Шарипова Фируза Агзамовна, Усманова Назира Кадыржановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад № 325
Населённый пункт: город Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Перспективный план по ознакомлению с родным городом во 2 ой младшей группе
Дата публикации: 12.02.2017
Раздел: дошкольное образование

Перспективный план по ознакомлению с родным городом

во 2 ой младшей группе

Форма работы

Цели

Сентябрь

1.Беседа на тему: «Кто ты?»

тему: «Кто

рядом с нами»

3.Беседа на тему: «Мой дом - моя

Сюжетно-ролевая

5. Дидактическая игра «Мое имя»

6.Фотовыставка «Моя семья»

1 . В о с п и т ы в а т ь

дружелюбное

отношение

общаться, дружить.

Обогащать представление детей

о себе и своих сверстниках; учить

различать людей по полу, возрасту,

индивидуальным

особенностям.

вспомнить,

семья это все, кто живет вместе с

ребенком.

3.Повторить с

р од с т в е н н и ко в

(р о д и т е л е й,

Воспитывать

любовь и заботливое отношение к

членам своей семьи.

4.Продолжать повторять с

б л и з к и х

р о д с т в е н н и к о в,

воспитывать

своей семьи.

5.Содействовать

облегчению

адаптационного периода, создание

бл а г о п р и я т н о й

с о ц и а л ь н о -

эмоциона льной

о б с т а н о в к и.

Закреплять знания детей имен.

блегчение

адапт ационного

периода, создание благоприятной,

социально-эмоциональной

обстановки.

Закреплять

называть

р о д с т в е н н и ко в,

Воспитание любви к членам своей

мои соседи»

Рассматривание иллюстраций.

2. Беседа на тему: «Нас окружают

разные дома»

3. Сюжетно-ролевая игра «Дом»

1.Формирование представлений об

улице, ознакомление с различными

видами улиц.

представление

больших и маленьких постройках

(домах различных конструкций).

3.Развивать

распределять

обязанности

дому (убирать

4. Выставка фотографий «Улица

на которой я живу»

Составление

(Фотографии

детей у себя дома, во дворе.)

5. Рисование на тему: «Моя

игрушки, помогать накрывать на

стол и т. д.)

4 .Развит.

коммуникативных

ф о т о г р а ф и и.

П р о д о л ж а т ь

знакомить детей с таким понятием

как улица.

5.Воспитывать в детях гуманные

чувства по отношению к своему

дому, улице.

1. Беседа на тему: «Мой детский

2 . Б е с е д а

домашний адрес»

3. Прогулка «Двор детского сада»

4 . С ю ж е т н о - р о л е в а я

«Детский сад»

5.Создание коллажа: «Домик –

сад" (с фотографиями

воспитанников)

1.Познакомить детей с некоторыми

помещениями

детского

рассказать об их назначении; дать

профессиях

работающих в детском саду, учить

ценить их труд и заботу.

2.Беседа о необходимости знания

домашнего адреса, а также адреса

детского сада: в городемного улиц

название,

каждого дома свой номер.

Знакомить

участками

дет ского

в о с п и т ы в ат ь

желание поддерживать порядок на

участках,

относится

оборудованию

участков,

4.Воспитывать

уважения к людям труда, интерес к

профессиям.

5.В о с п и т а н и е

д р у ж е с к и х

отношений между детьми, а также

бл а г о п р и я т н о й

с о ц и а л ь н о -

эмоциональной обстановки.

в городе»

Экскурсия «Природа зимой»

3. Беседа на тему: «Праздничное

украшение города»

4. «Зимние забавы»

1.Объяснить

к о т о р ы е

называются " горожане",

… которым необходимо следить за

ч и с т о т о й

к р а с о т о й

нашего города.

Знакомить

растительным миром зимой.

3.Беседа о том, как выглядит город

праздничные

новогоднее представление.

4. Организовывать вместе с детьми

подвижные игры с правилами на

Побуждать

участвовать в катании с горки на

Создание коллажа «Наш город

зимой»

украшении

построек.

Развивать

надевать

П р о д о л ж а т ь

р а с ш и р я т ь

п р е д с т а в л е н и я

характерных особенностях зимы.

наиболее

впечатлений

закрепить

представления

время года.

Беседа на тему: «Транспорт

вгороде»

2.Целевые

прогулки

р о д и т е л я м и

достопримечательным

местам города.

Беседа «Мой родной город»

Проигрывание и рассматривании

ситуации «Мы в городе»

Рассматривание

в городе».

Фотовыставка

место в городе».

1.Знакомить

транспорта.

Наблюдение

прогулке за транспортом в городе.

добраться

конца города

другого(показ

ф о т о г р а ф и й) автобусами,

маршрутными

Фотографии

транспорта в городе.

Воспитывать любовь к своему

дому, улице, городу. Воспитание у

к родному

чувства гордости за его красоту.

Беседа на тему: «День

защитника Отечества»

2.Экскурсия

комнату-музей

3.Ц е л е в а я

п р о г у л к а

б л и з л е ж а щ е й

«Экскурсия по микрорайону»

строительным материалом

«Улица, улица родная»

1. Воспитывать любовь к Родине,

з н а к о м и т ь

в о е н н ы м и

профессиями.

Р а з в и т и е познавательных

интересов

детей,

знакомство

видами военной одежды.

3.Познакомить д е т е й

микрорайоном, его объектами.

4. Развитие фантазии и творческих

с п о с о б н о с т е й

конструктивных

способностей.

Расширить и уточнить некоторые

п р е д с т а в л е н и я

расположении

улиц. (Построить

у к р а с и т ь

название.)

1.«Достопримечательности

города» - рассматривание

иллюстраций, альбомов.

первое слово»

Рассматривание фотографий

наших мам.

Пословицы и поговорки о семье.

стихотворения

Прививать

2.Средствами

э с т е т и ч е с ко го

в о с п и т а н и я

ф о рм и р о ват ь

сознании

с а м о г о

д о б р о г о

ч е л о в е к а.

Побуждать

восхищаться

красотой, добротой матери, ценить

ежедневную заботу мамы о своей

Воспитывать

нравственные чувства.

1.Беседа на тему: «Труд взрослых

в родном городе

2. Прослушивание на СD гимна

1. Познакомить детей с названиями

профессий

взрослых жителей родного города.

Формировать

уважение

направленному

Формировать

Беседа на тему: «В городе День

Победы»

2 . Б е с е д а

нашего города»

Создание

нашего города»

1.Рассказать детям о нашей стране,

название.

отмечает

Р а с с м о т р е т ь

и з о б р а ж е н и я

страны, родного города.

п р е д с т а в л е н и е

реках города,

растительном

животном мире. Учить соблюдать

правила поведения возле реки.

3.Закрепить

реках города, их обитателях.

Программа «Йошкар-Ола - не просто Красный город…» по ознакомлению дошкольников с родным краем составлена с учетом основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

Пояснительная записка

Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период воспитания у детей любви к малой Родине, гордиться своими родными местами, знать историю и культуру, решать проблемы возрождения духовности и нравственных идеалов.

С изучения территории родного края - начинается познание страны, что имеет исключительно важное значение в воспитании у детей любви к своему Отечеству.

Реализация мероприятий в рамках программы «Йошкар-Ола - не просто Красный город…» по ознакомлению дошкольников с родным краем нацелена на подготовку детей к усвоению истории своего края, на формирование патриотизма.

Программа составлена с учетом основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на основе методических разработок: Софроновой Т.И., Шабалкиной В.А. «В мире национального искусства». - Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2007.; Колесниковой Т.А. «Познаем, развиваемся, моделируем».- Й-Ола: Марийский институт образования, 1996 г.

Цель : Воспитывать у дошкольников любовь к малой Родине, РМЭ.

Задачи:

  1. Расширить представление детей о родном городе, крае.
  2. Знакомить со знаменитыми людьми, достопримечательностями.
  3. Приобщать к культуре, традициям, прошлому.
  4. Прививать чувство гордости, любви к своей республике, малой родине.

Цели и задачи данной программы будут достигнуты при тесном сотрудничестве с семьями воспитанников.

С целью закрепления знаний о республике и воспитания эмоционального отклика рекомендуется проводить экскурсии, целевые прогулки, походы, организовать группу выходного дня с целью посещения достопримечательных мест города родителями совместно с детьми.

В программе реализованы принципы комплексно-тематического планирования, учета возрастных особенностей детей, интеграции образовательного процесса. Рекомендуется начать работу по реализации программы со второй младшей группы.

Перспективное планирование во второй младшей группе по теме

Месяц

Тема

Цель

Мероприятия

Сентябрь

Осень. Овощи. Фрукты

Формирование элементарного представления об овощах и фруктах родного края, знакомить с особенностями времени года

1) Игра «Чудесное лукошко»

2) Игра «Фрукты и овощи»

3) Смотр-конкурс «Дары осени»

4) Беседа «Осень - пора золотая»

5) Чтение худ. Литературы:

А.Плещеев «Осень - пора золотая»

Бальмонт «Осень»

6) Рассматривание иллюстраций известных художников «Времена года», «Осень»

Октябрь

Растительный мир Марийского края

Формирование элементарных представлений о растениях родного края

1) Занятие: «Путешествие в марийский лес»

2) Чтение художественной литературы

3) Рассмотрение серийных открыток

Ноябрь

Животный мир Марийских лесов

Дать первоначальное представление о диких животных, месте их обитания, внешних признаках

1) Игра «Где мой дом?»

2) Игра «Кто в домике живет?» (пазлы)

3) Игра «Кого встретил Степка?»

4)Загадки марийского края

5) Оформление альбома «Обитатели леса»

6) Игра «Летает, плавает»

Декабрь

Марийского края

Формирование представления детей о птицах Марийского края, проявлять заботу, трепетное отношение к ним

1) Игра «Что за птицы?»

2) Оформление альбома

3) Изготовление кормушек для зимовки птиц

4) Наблюдение за птицами

5) Чтение произведений: «Где обедал воробей?»

6) Разучивание игр «Птички и птенчики», «Птички в гнездышках»

Январь

Праздничное украшение города

Прививать любовь к родному краю, дать понятие о праздниках

1) Оформление карнавального альбома «Карнавальный костюм»

2) Праздничное украшение елки

3) Рассмотрение альбома «Маски»

4) Изготовление игрушек

5) Совместная прогулка с родителями

6) Рассмотрение построек изо льда

Февраль

Зимние забавы, место отдыха детей

Побуждать детей рассказывать о том, где проводят выходные дни, их забавах

1) Оформление альбома «Зима»

2) Оформление газеты: «Мой выходной день»

3) Конкурс: «Лучший снеговик»

4) Чтение стихов, сказок про зиму

5) Рассмотрение иллюстраций

Март

Йошкар-Ола - любимый город

Учить детей называть и любить родной город

1) Игра «Путешествие по городу»

2) Конкурс семейных газет «Необычное и прекрасное рядом»

3) Чтение стихов о городе

Апрель

Выходной день в родном городе

Учить называть свой город, побуждать рассказывать, где гуляли в выходные (парк, сквер…)

1) Оформление альбома «Мой выходной день»

2) Рассматривание фото «Красивые места в городе»

Выходной день на даче

Формирование положительного отношения к труду взрослых, желание принимать участие в посильном труде

1) Игра с мячом «Растения леса, сада, огорода»

2) Оформление семейной газеты «Мой день на даче»

3) Рассмотрение фото «Растения сада»

Перспективное планирование в средней группе по теме: «Знакомство дошкольников с родным краем»

Месяц

Тема

Цель

Мероприятия

Сентябрь

Растительный мир

Марийского края

Рассмотреть представления о многообразии растительного мира, их значение в жизни людей

1) Беседа «Лесная аптека на службе человека»

2) Проект «Очаровательный сорняк»

3) Игра «Лекарственные растения - средство оздоровления организма»

4) Рассмотрение иллюстраций «Растения нашего края»

Октябрь

Дикие животные марийских лесов, питание, подготовка к зиме, как спасаются от врагов

Рассмотреть представления о домашних и диких животных, как приспосабливаются к условиям жизни

1) Конкурс загадок о животных

2) Настольная игра «Животные и их детеныши»

3) Рассмотрение иллюстраций

4) Классификация диких и домашних животных

5) Чтение сказок и рассмотрение иллюстраций к ним

6) Игра «У медведя во бору»

Ноябрь

Йошкар-Ола, знакомство с городом

Продолжить разговор о родном городе, знакомство с названием улиц города, уметь рассказать о нем

1) Рассказ детей: «Мой выходной день»

2) Игра-путешествие по городу

3) Настольная игра «Строим город»

Декабрь

Улица, на которой расположен детский сад

Продолжать воспитывать любовь к родному краю, знакомить с названиями улиц, на которых расположен детский сад, о красивых местах

1) Творческий рассказ «Я люблю свой детский сад»

2) Конкурс рисунка «Улицы бывают разные»

3) Красивые уголки улицы

Январь

Улица, на которой расположен дом

Продолжать воспитывать любовь к родному краю, знакомство с названием улиц, на которых живут дети

1) Беседа: «Мой сад на улице Димитрова» Что обозначает?

2) Конкурс рисунков «Дом, в котором я живу»

Февраль

Государственные праздники

Дать детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках

1) Беседа: «Никто не забыт, ничто не забыто»

2) спортивный праздник «Папа, мама, я - спортивная семья

3) Конкурс рисунка по сюжетам былин, народных сказок

Март

Достопримечатель

ности города

Продолжать воспитывать любовь к родному краю, рассказывать о самых красивых местах города, его достопримечательностях

1) Знакомство с бульварами

2) Киноафиша города

3) Конкурс рисунка «Афиша к любимым сказкам»

4) Заочное путешествие к музею

Апрель

Самые красивые места города

Продолжать воспитывать любовь к родному краю, рассказывать о самых красивых местах родного города

1) Семейный рисунок «Мои любимые места в городе»

2) Игра «Путешествие по родному городу»

3) Разучивание стихов о любимом городе

Знакомство с рекой Кокшага

Расширить представление детей о водоемах своего региона

1) Сюжетно-ролевая игра «В гостях у жителей подводного царства»

2) Рассмотрение иллюстраций

3) Прогулки по набережной реки

4) Знакомство с правилами поведения на воде

Перспективное планирование в старшей группе по теме: «Знакомство дошкольников с родным краем»

Месяц

Тема

Цель

Мероприятия

Сентябрь

Растительность

Красной книги

Уточнить и закрепить представления детей о растениях, занесенных в красную книгу, ответственность за окружающую природу

1) Занятие: «Растения, занесенные в Красную книгу»

2) Оформление альбома «Защити растения»

3) Конкурс знатоков природы

4) Разгадай кроссворд

5) Рассмотрение открыток «Мы из Красной книги»

6) Красная книга нашего региона - сигнал опасности

Октябрь

Правила поведения на природе

Учить вести себя так, чтобы не навредить природе, бережному отношению к ней

1) Занятие-праздник «Охранять природу - значит охранять родину»

2) Инсценировка «Правила поведения в природе»

3) Рассмотрение знаков поведения в природе

4) Конкурс рисунка «Правила поведения в лесу»

5)Составление правил поведения в природе с детьми

6) Совместная работа детей с родителями «Защитим природу»

Ноябрь

Животные Красной книги

Познакомить детей с животными своего края, занесенные под охрану человека

1) Проект: «Красная книга»

2) Игра «Мы из Красной книги»

Декабрь

Река Кокшага - легенда

Расширить представление детей о реке

1) Чтение марийских сказок

2) Конкурс рисунка «По страницам марийских сказок»

3) Рассмотрение иллюстраций с изображением марийских богатырей

4) Спортивный досуг «Развлечения и Сила богатырская»

5) Оформление альбома «Правила поведения на воде»

6) Конкурс-семинар плаката «Чистый город»

Январь

Флаг и герб

г. Йошкар-Ола

Познакомить детей с флагом и гербом, воспитывать чувство гордости за город

1) Беседа «Знакомство с гербом г. Йошкар-Олы»

2) Беседа «Триколор флага республики»

3) Игра «Собери герб» (пазлы)

4) Конкурс «Семейный герб»

Февраль

Знакомство с достопримечатель

ностями города

Рассказать детям о достопримечательностях города, воспитывать чувство любви, гордости

1) Игра «Такси»

2) Аппликации «Наш город»

3) Конкурс рисунка «Мое любимое место в городе»

Март

Народные традиции, обычаи

Воспитывать любовь к родному краю. Знакомить с народными традициями, обычаями. Формировать интерес к малой Родине

1) Знакомство с марийскими народными играми

2) Марийский народный праздник «Пеледыш-пайрем»

3) Аппликации «Марийский национальный костюм»

4) Разучивание марийских народных загадок

5) Прослушивание марийских песен

Апрель

Знакомство с марийскими писателями

Формирование интереса к малой Родине, рассказ с известными людьми. Воспитывать любовь, чувство гордости

1) Чтение марийских сказок

2) Конкурс рисунка по прочитанной сказке

3) Конкурс стихов

4) Рассмотрение портретов марийских писателей

5) Рассмотрение иллюстраций к сказкам

Государственные праздники

Расширить представление детей о родной стране и государственных праздниках. Воспитывать любовь к Родине

1) Занятие «Памяти Защитникам Отечества»

2) Семейная газета: «Никто не забыт, ничто не забыто»

3) Встреча с ветераном Великой Отечественной Войны

4) Памятник: «Вечный огонь» Посещение вместе с родителями

5) Парк Победы

Перспективное планирование в подготовительной к школе группе