Когда появились стиляги в ссср. Стиляги кто такие стиляги советская молодёжная субкультура


В 1950-е годы, когда СССР был отделён практически от всего мира «железным занавесом». В стране было запрещено практически всё, связанное с Западом: одежда, журналы, музыка и прочее. Именно в то время появился общественный феномен, - молодёжная субкультура, получившая название «стиляги».


Стиляги в отличались нарочитой аполитичностью, цинизмом в сужениях, безразличием к нормам советской морали, носили яркую, иногда нелепую одежду и проявляли особый интерес к западной музыке и танцам. Среди этих молодых людей было достаточно много детей партийных работников и чиновников различного ранга.


Название субкультура получила от слова "стильный", и у них действительно был свой стиль. Юноши обычно носили узкие брюки, пиджаки с широкими плечами, гавайские рубашки, галстуки кричащих цветов и зонтики-трости. В обуви самым шиком считались ботинки на толстой каучуковой подошве.


Девушки носили сильно приталеные платья в американском стиле, узкие юбки по колено и брючные костюмы.


Прически у стиляг также были необычные: парни делали прическу "кок", взбивая волосы на голове, а девушки носили высокие прически или завивали пряди, укладывая их вокруг головы. Обязательным в макияже девушек была ярко-красная помада, что вызывало у сознательных представителей общественности резко негативную реакцию.


Внешний вид, ценности и поведение стиляг находились в полном диссонансе с нормами советской морали, поэтому стиляги порой подвергали насмешкам и открытому негативу с стороны обычных людей.


И хотя субкультура стиляг шла вразрез с коммунистической идеологией, мотивы этих молодых людей, как правило, были далеки от политики. Это была скорее эскапистская субкультура, чем группа культурных протестующих: стиляги по сути создали собственный красочный мир в условиях эгалитарного режима с множеством ограничений.


Поведение стиляг было не столько протесом, сколько способом самовыражения. Поколение послевоенной молодёжи уже не хотело бороться за коммунистические идеалы, молодые люди хотели свободы.


Строй и общество при этом диктовали свои правила – «будь, как все», «делай, как все». Возможностей для проявления собственной индивидуальности практически не оставалось. Если ты, конечно, не собирался (или не мог) устанавливать трудовые рекорды.


Поскольку стиляги были, как правило, представителями «золотой» молодёжи, о они имели свободный доступ к западным журналам, музыке и фильмам. И это понятно: высокопоставленные родители готовы были сделать для своих любимых чад все, даже приоткрыть запретный занавес.


Молодёжь не только слушала западную музыку и танцевала «запрещённые» танцы, молодые люди подражали западным музыкантам во всём. Например, многие парни-стиляги делали себе причёски в стиле Джонни Вайсмюллера, который снялся в серии фильмов о Тарзане.


Ещё одна шишка стиляг – демонстративно жевать жевательную резинку, как делал это в своих фильмах Джеймс Кэгни. Поскольку достать жвачку было достаточно проблематично, её заменяли куском парафина.


Многие из стиляг были были довольно творческими личностями, и делали себе одежду и аксессуары сами. Некоторые собственными руками создавали музыкальные инструменты или переделывали для исполнения джаза акустические гитары в электрические. А пластинки с любимой музыкой они тоже записывали сами - на старых рентгеновских снимках.


Кроме стиля одежды и причесок, в субкультуре стиляг была очень важной музыка. Стиляги в основном слушали джаз и свинг, но их любимой песней была "Чаттануга Чу-чу" из саундтрека к фильму "Серенада солнечной долины".


Несмотря на то, что субкультура стиляг была крайне провокационной, эта необычная молодёжь не участвовала в каких-либо мероприятиях, которые были официально запрещены законом, а переодеваться и встречаться группами по интересам никто не запрещал. Чтобы решить эту проблему, власти начали пытаться выставить стиляг в качестве асоциальных, "чуждых человеческому обществу" элементов.


Достаточно вспомнить массово растиражированный лозунг "Сегодня ты играешь джаз, а завтра - Родину продашь". Выпускались и различные "разоблачительные" статьи и плакаты.
жми .


Стилягами называли представителей советской субкультуры, стиль одежды которых отличается экстравагантностью, необычностью, во многом он похож на западную моду в 40-60 годах, также имеет некоторые черты стиля рокабилли. В современной действительности к этому стилю относятся винтажная одежда, аксессуары и другие предметы, которые отражают то время, когда существовала субкультура стиляг. В СССР в конце 1940-начале 1960 годов стиляги были очень популярной группой среди молодежи, для них был характерен нонконфиризм, они всячески следовали моде запада, копировали его стиль, слушали такую же музыку. У стиляг был даже свой собственный сленг.

История возникновения субкультуры

Впервые стиляги появились еще в 1940 годах, они собой олицетворяли некий протест против устоявшихся принципов и стереотипов советского общества. Стиляги отличались от других субкультур подчеркнутым цинизмом, аполитичностью, отрицанием правил морали того времени. Из Западной Европы были привезены множество «трофейных» журналов, одежды, обуви, бижутерии и аксессуаров, которые уже были неактуальны на западе, но стали основами гардероба советских стиляг.

Когда впервые появилось название субкультуры

В первый раз термин «стиляга» был использован в 1949 году, в одноименном произведении Беляева. Он был потом размещен в качестве заметки в журнале «Крокодил». В этом очерке описывалась ситуация, в которой на школьном балу появился молодой человек, разодетый в стиле западной культуры, он был необычайно горделив, его пестрый облик привлекал внимание. Персонаж отличался невежеством поведения, имел глубокие познания в зарубежных танцевальных движениях, чем и вызвал насмешку и жалость у современных студентов. У «стиляги» была подруга Мумочка, которая по виду, казалось, только сошла с обложки модного журнала. Именно это произведение дало толчок началу кампании против западного влияния. Многие считают, что название «стиляги» означает «копировать чужой стиль», не зря среди исполнителей джаза была популярна фраза «дуть стилягу» - подражать кому-либо.

Как общество относилась к представителям субкультуры

Многие стиляги с 50 годов подвергались различным преследованиям. Их постоянно высмеивали в прессе, на комсомольских собраниях о них часто говорили, многие дружинники специально дежурили на улицах с целью «отлавливания» стиляг. Им даже отрезали волосы, трогали и портили предметы их гардероба. Насильственным методом их отводили в полицейский участок, где делали фотографии для статей. Немного лучше отношение к стилягам стало в период выставки картин Пабло Пикассо в 1956 году, потом во время приезда Кристиана Диора с моделями в 1959 году, затем – на фестивале молодежи в 1957 году. Именно в такие моменты стиляг практически прекращали преследовать, однако потом начинали вновь.

Угасание популярности субкультуры

К середине 1960 годов субкультура стиляг стала постепенно угасать. Многие считают, что представителей стиля 1960 годов уже нельзя назвать стилягами, но, несмотря на это, так их называли еще десять лет.

Основные черты стиляг

У представителей субкультуры имеются их специфический внешний вид, поведение, свои предпочтения в мире музыки. Во многом влияние на стиль оказали фильмы «Судьба солдата в Америке», «Девушка моей мечты», «Серенада Солнечной Долины».

Одежда стиляг

Стиляги носят мешковатые пиджаки самых разнообразных расцветок и оттенков, широкополые шляпы, носки ярких цветов, шелковые рубашки, ботинки с острым носом, галстуки с изображениями обезьян, драконов, свитера с рисунками оленей. Немного позже стиляги стали носить более элегантные наряды, например, брюки-дудочки 22 см, которые являлись противоположностью 32 советским см, джинсы, зонты-трость. К началу 60 годов стиляги стали себя называть «штатники». В это время популярными были пальто в английском стиле, шерстяные костюмы, солдатские ботинки в американском стиле. У девушек стиляг не было своего личного стиля, во многом они копировали его из модных журналов, носили пышные юбки, иногда использовали узкие, цветочные блузы яркого оттенка, туфли с длинным носком. Стиляги богатые часто приобретали вещи у иностранцев, носили уникальные вещи, заказывали индивидуальный пошив. Бедные стиляги носили брезентовые плащи и пальто, на ботинки наклеивали каучуковую подошву. Стильными предметами считались иностранные авторучки, зажигалки и портсигары, карты с изображениями пин-ап girl.

Прическа и макияж

Стиляги носили тонкие усы, начесанные «коки» на лбу. Девушки красились интенсивнее и ярче обычных советских женщин, особенно любили использовать яркие помады, подведенные глаза. Из причесок были модны завитые волосы, уложенные вокруг головы, а в 60 годах стала модна начесанная «бабетта».

Манеры

Поведение стиляг многие расценивали как развязные, они отличались свободной походкой, высоко поднимали голову. Вечерами стиляги любили гулять по центральным улицам города. Тогда они и демонстрировали свои костюмы и образ стиляг.

Особенности стиляг

Одним из атрибутов стиляг был саксофон, он олицетворял музыку свободных людей. Стиляги предпочитали слушать джаз. У них был свой сленг, который они переиначивали на русский лад:

Джакеток, от jacket – пиджак.

Таек – tie – галстук.

Хэток – hat – шляпа.

Совпаршив – одежда советского производства

Шузы – shoes – обувь на высокой подошве.

Современный стиль

Стиляги в наше время носят заметные аксессуары, мужчины надевают яркие носки с брюками-дудочками, цветной галстук, яркую рубашку. Женщины любят узкие или короткие платья с приталенным верхом и пышным подолом. Цвет может быть однотонным или разноцветным. Туфли могут быть на плоской подошве или на каблуке. Они должны сочетаться с цветом ремня или сумки, изготавливаются чаще всего из лаковой кожи. Из украшений девушки-стиляги любят носить пластиковую яркую бижутерию, обручи, заколки. Прическа может быть выполнена из локонов и крупных кудрей. Также любят использовать «ракушку». Макияж делают ярким – помада и стрелки на глазах.

Стиляги – это интересно, необычно и экстравагантно.

Видео:

  • Стиляги - субкультура в Ссср послевоенного времени (конец 1940 - 1950 гг.) для нее характерны стремление к выделению из общей массы всем свои внешним видом - яркой цветовой гаммой и уникальным стилем одежды, нестандартной прической, обувью на микропоре (подошва - манка); увлечение джазовой музыкой. Раскованность в поведении, свои слова и речевые обороты также отличали стиляг от остальной молодёжи.

    К началу 1960 г. "Стиляжий" стиль постепенно исчез вместе с породившей его субкультурой. Интересно, что поначалу сами стиляги себя не отождествляли с данным им названием, которое имело порицательно - неодобрительный оттенок.

    Сегодня мы представляем себе образы стиляг, основываясь на том, как они изображены в современном фильме "Стиляги" (2008 г. . на самом деле то, что показано в этом фильме, имеет мало общего с исторической действительностью. В своём большинстве стиляги по сегодняшним Меркам не представляли собой ничего сверхвыделяющегося. Да, были элементы одежды, поведения, сленга, образа жизни, которые отличали стиляг от обычных людей, но главное, что вызывало резко отрицательную реакцию государства и общества того времени было то, что стиляги стали в Ссср первыми, так сказать, "Агентами" общества потребления, принципы которого были абсолютно неприемлемы для сталинского времени. Государство и общество почувствовали, что за этой относительно безобидной эпатажностью во внешнем облике есть более серьёзная опасность, а именно - утверждение человека не как созидателя, а как потребителя. Стиляги делали из вещей культ. А что такое культ вещей, культ потребления - мы сегодня наблюдаем в нашей повседневной жизни в особо эпическом масштабе.

    Первые стиляги в своем большинстве были детьми представителей советской элиты. "Золотая Молодежь" могла себе позволить жить за счет родителей, хорошо одеваться, ходить в рестораны. Она приобщалась к западной культуре через импортную одежду, западные танцевальные пластинки. Модно и часто дорого одетые молодые люди и девушки негативно воспринимались и осуждались простым народом. С началом рождения контркультуры стиляг, противостоящей господствующей культуре того времени, был брошен вызов советскому быту. Такие настроения, благодаря сдвигам в общественной атмосфере проникли позже в провинцию, распространяясь в том числе через периодическую печать и кинематограф.

    Первое упоминание о стиляге встречается в фельетоне Д. Беляева опубликованном в главном советском сатирическом журнале "Крокодил" за 1949 г.
    Беляев д. г. фельетон "Стиляга". Журнал "Крокодил", 10 марта 1949 года.

    "Прошлым летом мы со знакомым агрономом по ржаному полю брели.
    И вот я заметил один, резко выделяющийся из массы ржи, колосок. Он был выше всех остальных и гордо покачивался над ними.
    - Смотрите, - сказал я агроному, - какой мощный, красивый колос! Может быть, это какой-нибудь особенный сорт?
    Агроном безжалостно сорвал колос и протянул мне.
    - Пощупайте, в этом красивом колосе нет совсем зёрен. Это колос - тунеядец, он берёт влагу и всё прочее от природы, но не даёт хлеба. В народе его называют пустоколоска. Есть и цветы такие в природе - выродки. Они часто красивы на вид, но внутренне бессодержательны и не плодоносят, называются пустоцветом. Так вот и этот колос ….
    - Колос - стиляга! - Воскликнул я.
    Пришёл черёд удивляться агроному:
    - Как вы сказали?
    - Стиляга, - повторил я и рассказал агроному следующую историю.

    В студенческом клубе был литературный вечер. Когда окончилась деловая часть и объявили танцы, в дверях клуба появился юноша. Он имел изумительно нелепый вид: спина куртки ярко-оранжевая, а рукава и полы - зелёные; таких широченных штанов канареечно - горохового цвета я не видел даже в годы знаменитого клёша; ботинки на нём представляли собой хитроумную комбинацию из чёрного лака и красной замши.

    Юноша опёрся о косяк двери и каким-то на редкость развязным движением закинул правую ногу на левую, после чего обнаружились носки, которые, казалось, сделаны из кусочков американского флага, - так они были ярки.
    Он стоял и презрительно сощуренными глазами оглядывал зал. Потом юноша в нашу сторону направился. Когда он подошёл, нас обдало таким запахом парфюмерии, что я невольно подумал: "Наверное, Ходячая Реклама ТЭЖЭ".

    - А, стиляга, пожаловал! Почему на доклад опоздал? - Спросил его кто-то из нашей компании.
    - Мои вам пять с кисточкой! - Ответил юноша. - Опоздал сознательно: боялся сломать скулы от зевоты и скуки … мумочку не видали?
    - Нет, не появлялась.
    - Жаль, танцевать не с кем.
    Он сел. Но как сел! Стул повернул спинкой вперёд, обнял его ногами, просунул между ножками ботинки и как-то невероятно вывернул пятки: явный расчёт показать носки. Губы, брови и тонкие усики у него были накрашены, а причёске "Перманент" и маникюру могла позавидовать первая модница Парижа.

    Как дела, стиляга? Всё в балетной студии?
    - Балет в прошлом. Отшвартовался. Прилип пока к цирку.
    - К цирку? А что скажет княгиня Марья Алексеевна?
    - Княгиня? Марья Алексеевна? Это ещё что за птица? - Изумился юноша.
    Все рассмеялись.
    - Эх, стиляга, стиляга! Ты даже Грибоедова не знаешь ….
    В это время в зале показалась девушка, по виду спорхнувшая с обложки журнала мод. Юноша гаркнул на весь зал:
    - Мума! Мумочка! Кис - кис - кис.
    Он пальцем поманил. Ничуть не обидевшись на такое обращение, девушка подпорхнула к нему.
    - Топнем, мума?
    - С удовольствием, стилягочка!
    Они вышли танцевать ….
    - Какой странный юноша, - обратился я к своему соседу - студенту. - И фамилия странная. Стиляга - впервые такую слышу.

    Сосед рассмеялся.
    - А это не фамилия. Стилягами называют сами себя подобные типы, на своём птичьем языке. Они, видите ли, выработали свой особый стиль в одежде, в разговорах, в манерах. Главное в их "Стиле" - не походить на обыкновенных людей. И, как видите, в подобном стремлении они доходят до нелепостей, до абсурда. Стиляга знаком с модами всех стран и времён, но не знает, как мы могли убедиться, Грибоедова. Он детально изучил все Фоксы, танго, румбы, Линды, но Мичурина путает с Менделеевым и астрономию с гастрономией. Он знает наизусть все арии из "Сильвы" и "Марицы", но не знает, кто создал оперы "Иван Сусанин" и "князь Игорь". Стиляги не живут в полном и в нашем понятии этого слова, а, как бы сказать, порхают по поверхности жизни …. Но посмотрите.

    Я и сам давно заметил, что стиляга с мумочкой под музыку обычных танцев - вальса, краковяка - делают какие-то ужасно сложные и нелепые движения, одинаково похожие и на канкан, и на пляску дикарей с огненной земли. Они кривляются с упоительным старанием прямо в центре круга.
    Оркестр замолчал. Стиляга с мумочкой подошли к нам. Запах парфюмерии разбавился терпким запахом пота.
    - Скажите, молодой человек, как называется танец, который вы танцуете?
    - О, этот танец мы с мумочкой отрабатывали полгода, - самодовольно объяснил юноша. - В нём шикарно сочетается ритм тела с выражением глаз. Учтите, что мы, я и мума, первые обратили внимание на то, что главное в танце - не только движение ног, но и выражение лица. Наш танец состоит из 117 вертикальных броссов и 182 горизонтальных пируэтов. Каждый бросс или пируэт сопровождается определённой, присущей данному броссу или пируэту, улыбкой. Называется наш танец "Стиляга це - дри". Вам нравится?

    Ещё бы! - В тон ему ответил я. - даже терпсихора в обморок упадёт от восторга, увидя ваши 117 броссов и 182 пируэта.
    - Терпсихора? Кажется, вы так сказали? Какое шикарное имя! Кто это?
    - Терпсихора - это моя жена.
    - Она танцует?
    - Разумеется. И ещё как! В пляске святого витта она использовала 334 бросса и 479 пируэтов!
    - Пляска святого витта? Здорово! Даже я такого танца не знаю.
    - Да что вы! А ведь это сейчас самый модный танец при дворе французского короля Генриха Гейне.
    - А я где-то слышала, что во Франции нет королей, - робко возразила мумочка.
    - Мума, замри! - С чувством превосходства заметил стиляга. - Не проявляй свою невоспитанность. Всем известно, что Генрих Гейне - не только король, но и французский поэт.

    Гомерический хохот всей компании эти слова покрыл. Стиляга отнёс его в адрес мумочки и смеялся громче всех. Мума сконфузилась, покраснела и обиделась.
    - Мумочка, не дуйся, убери сердитки со лба и пойдём топнем "стилягу це - дри"….
    Мума улыбнулась, и они снова принялись за свои кривляния ….
    - Теперь вы знаете, что такое стиляга? - Спросил сосед - студент. - Как видите, тип довольно редкостный, а в данном случае единственный на весь зал. Однако находятся такие девушки и парни, которые завидуют стилягам и мумочкам.
    - Завидовать? Этой мерзости! - Воскликнула с негодованием одна из девушек. - Мне лично плюнуть хочется. Мне тоже захотелось плюнуть, и я пошёл в курительную комнату". Ссср_40 е_Mirror_of_History Ссср_50 е_Mirror_of_History мода_Ссср_Mirror_of_History.

    Фрики. Так что же такое «фрик»?

    Изначально англоязычное слово «freak» опять-таки являлось ругательством, и во многих сферах оно остается оскорблением и по сей день. В давние времена этим словом называли реальных уродцев, выступавших в цирке на потеху публике.

    Уродством считалось любое сильное отклонение от средней нормы – к примеру, фриками назывались карлики, бородатые женщины, горбуны, люди, покрытые большими родовыми пятнами или татуировками.

    Как видно из примеров, фриком можно было стать в результате неудачной природной мутации или же намеренно искажая свою внешность. В науке и по сей день употребляется термин «фрик» по отношению к сильно мутировавшим живым организмам, а в англоязычной речи «фрикануться» (freaking out) означает «испытать паническую атаку».

    Как и многие другие, в том числе уже упомянутые ругательства, термин «фрик» приглянулся американской контркультурной молодежи. Опять-таки, в целях нарушения норм и эпатажа, для того, чтобы бросить вызов скучной и зашоренной буржуазии, молодежь намеренно ассоциировала себя с «уродцами», «не такими, как все».

    Подобный бунтующий, антисоциальный посыл вместе с самим словом «фрик» популяризовал музыкант Фрэнк Заппа в шестидесятых годах двадцатого века. Именно его поведение на концертах, совместно с поведением и внешним образом его фанатов, заложили основы для фрик-субкультуры.

    Фрик-субкультура, как отдельное, сформированное движение со своими идеями и стереотипами, просуществовала недолго. Она ушла в прошлое, как ушли многие другие – хиппи, битники или «битланутые». Но общее название фрика, как человека, намеренно и вызывающе не вписывающегося в обычные, повседневные социальные нормы, осталось.

    Одежда стиляги. Стиль “стиляги” в женской одежде

    Г лавный признак этого стиля – платье с пышной (часто многослойной) юбкой и приталенным лифом. Тонкая талия была большим плюсом, в современное время в создании образа вам поможет специальное корректирующее белье.

    В торой признак – это яркая цветовая гамма. В образе стиляги может перекликаться несколько сочных цветов, например, лиловый, изумрудный, солнечный оранжевый. Не боялись девушки и принтов на платьях, в виде полосок, крупного горошка, маковых точек. Пышными садами цвели бутоны маков, незабудок, астр и лилий.

    Т уфли или босоножки девушки-стиляги выбирают изящные, на среднем каблуке, с удобной колодкой (а как иначе танцевать или убегать). Ещё одна очень важная деталь – тонкие перчатки под цвет платья или контрастные ему. Ну и конечно, не обойтись без аккуратной сумочки, крупных разноцветных бус и широкой ленты в волосах.

    К стати о волосах. Весь образ девушки-стиляги очень выразительный, вплоть до прически. Начёсы, бабетты, локоны, изобилие лака для волос (а в советское время его заменял сахарный раствор). Никакой неопрятности этот стиль не приемлет точно.

    Платья в стиле стиляг бывают двух фасонов – сильно обтягивающими фигуру, по типу футляра, и пышными, причём именно второй вариант был и остаётся самым популярным. Верх таких платьев, как правило, облегающий, рукава – длинные либо короткие, воротник – отложной, может быть с довольно открытым декольте. Пышность платья достигается при помощи кринолиновых подъюбников, которых может быть любое количество, талия подчёркивается при помощи широкого пояса контрастного цвета. Стандартная длина таких платьев – чуть ниже колена, моделей мини и макси в стиле стиляг не бывает. Другой моделью платьев является платье-рубашка с тонким ремешком, отложным воротничком и рукавами три четверти.

    Иногда бывает просто необходимо внести яркие краски в свою жизнь. Ну а у кого этому учиться, если не у стиляг? Они, как никто другой, понимали смысл во всем ярком, но в то же время красивом. Стиляги умели жить на полную катушку, не задумываясь о том, кто и что о них подумает.

    На территории нашей страны они появились в конце 40-х годов. Именно тогда перед ними открылась непосредственность и раскованность во всем американской молодежи. Советские модники называли себя «штатниками». То, как знаем их сейчас мы, как стиляг придумал один пародийный журналист. Ведь именно они умели выделяться среди обычной серой массы. Яркие, неожиданные стиляги стали лицом молодежи того периода.

    Классические образы стиляг

    Как мужчины, так и женщины, которые решили для себя одеваться по стиляжной моде, имели отличительные черты. Ну, если для первых обязательным был изысканный костюм, красочный галстук, то для представительниц прекрасного пола все немного усложнялось.

    Отличительной чертой этого красочного стиля для них было наличие довольно-таки нескромного, по тем временам, платья. Оно должно было быть яркое, обязательно с веселым рисунком, который привлекал бы внимание. К тому же, девчонки выбирали наряды с открытым верхом и короткими рукавами. Что касается фасонов, то предпочтительными были два:

    • «песочные часы» ;
    • «цветок».

    Названия эти фасоны платьев получили от форм, которые создавали при ношении. Платья первого фасона обтягивали бедра своей владелицы и к тому же еще и сужались к коленам. Второй тип характеризировался наличием пышной юбки, которая выходила из под тонкой талии. Тонкий стан визуально старались уменьшить с помощью широкого пояса. Именно он должен был выделить изящные изгибы. Стиляги советского времени дополнили его еще и большим бантом.

    Цвет определяет всё

    Принесли из тех лихих пятидесятых стиляги нам и цветовую палитру. Наиболее популярными как тогда, так и сейчас, среди поклонников этого стиля являются такие цветовые решения:

    • крупный горох;
    • яркие круги;
    • цветной принт.

    Сегодняшние любительницы выделиться среди пастельных тонов тоже часто используют эти цвета. Но современные модницы часто отходят от слишком вычурных нарядов. Популярностью стали пользоваться и мягкие оттенки в сочетании с фасонами того периода.

    Вместе с пышными юбками и легким бантом такой наряд придает своей обладательнице неповторимую воздушность, легкость и мечтательность. К тому же, можно быть уверенной, что он в любом случае обращает на себя внимание, что и было главной целью образа. Беспроигрышным вариантом считается однотонный низ и яркий верх либо наоборот. Это красиво и нежно.

    Маленькие секреты ретро-стиля

    Длина нарядов для девушек - поклонниц этого стиля в прошлом в основном не была выше колена, но вот в современном мире все больше актуальными становятся наряды именно коротких фасонов. Особенно шикарно смотрятся пышные юбки, которые немного короче гипюровых подъюбников. Последние, кроме того, что немного «выглядывают», должны еще и контрастировать по цвету, дополнительно обращая внимания на эту пикантную деталь.

    Это классика стиля стиляг, но не предел. Существует еще масса вариантов, которые можно подобрать для подражания этой безбашенной молодежи. К примеру, можно одеть и укороченные брюки. Но выбирать их стоит ярких цветов и вместе с контрастным свитерком. Неплохо будут выглядеть и платья-макси с глубоким декольте. Главное правило – это отделение от обыденности и создание себе хорошего ретро-настроения.

    Конечно, это платья не на каждый день. Менее яркие наряды можно носить чаще: на прогулку, на свидание. Прекрасно образ девушки-Стиляги подойдет для встречи Нового года. Но и, конечно, идеально он будет смотреться на тематической вечеринке, посвященной тем годам. Тогда уж можно оторваться по полной программе.

    Образ Стиляги в деталях

    Чем еще хороши платья стиляг, что они подходят практически всем девушкам, независимо от комплекции. Единственным условием лишь является не переборщить и не превратить себя в безвкусного попугая. Ни в коем случае не надевайте вместе вещи с разными рисунками, даже если они идеально подходят в остальном.

    Аккуратно стоит подбирать и аксессуары. Можно использовать большую брошь либо крупные бусы, легкий ажурный шарф. К открытым платьям прекрасно подойдут длинные перчатки. Очень популярным аксессуаом был платок, повязанный на голову так, чтобы бант был сверху. Его цвет подбирают под другие аксессуары либо фактуру наряда. Часто девчонки тех годов одевали еще и гольфы, что придавало невинность образу.

    Что касается обуви, сумочек, то можно спокойно выбрать яркие лаковые туфли и сумочку. Но всегда стоит помнить, что больше трех цветов лучше не использовать даже в самых ярких образах.

    Макияж для создания образа Стиляги должен быть ярким. Черные стрелы, алые губы, румяна – все это акцентирует внимание на вас и подчеркнет индивидуальность.

    Стиляги оставили нестираемый след в истории моды. Их образы до сих пор будоражат фантазии многих дизайнеров и модельеров. Так почему бы и нам немного не побаловать себя бесшабашностью того времени?

    Возвращая идеи ушедших эпох и адаптируя их под современные веянья моды, можно создавать уникальные образы: яркие, индивидуальные, выделяющие вас из толпы. Укладка 50-х впишется в романтический, неформальный и повседневный стиль. Прически стиляги делают на длинных и коротких волосах. Им придают жесткую форму с помощью лака или добавляют легкую небрежность, чтобы подчеркнуть естественность и раскованность обладательницы.

    Какой бы вариант укладки вы не выбрали, необходимо придерживаться определенных канонов: линии плавные и четкие, пышный объем и красочные аксессуары. И не забудьте про яркий макияж: он довершит ваш умопомрачительный ретро-образ.

    Стиляжные прически разнообразны, и каждая из них по-своему притягательна. Наиболее популярные:

    • «Бабетта»;
    • «Пышный хвост»;
    • «Венчик мира»;
    • «VicoryRolls»;
    • «Высокий полет».

    Модницам 50-х приходилось идти на всяческие ухищрения, чтобы создать желаемый образ и стать похожей на Одри Хепберн или Мерлин Монро. Безжалостные начесы, вместо лака для волос – пиво и сладкая вода. Сегодня у каждой из вас есть фен с насадкой «брашинг», резинки, шпильки и средства для стайлинга. А значит, создание оригинальной прически не доставит проблем.

    Чарльстон, буги-вуги, фокстрот и еще с десяток видов свинговых танцев вошли в моду после фильма «Стиляги». Полвека назад модные юноши и девушки легко танцевали любой из них. Чтобы сегодня попробовать себя в образе стиляги, нужно разучить хотя бы самые простые движения.

    Инструкция

    Свинговые танцы, как и само это музыкальное направление, берут свое начало в культуре чернокожих американцев. Отсюда их важные принципы: раскованность, задор, четкий ритм и пластичность. Под джазовые мелодии полюбили танцевать в послевоенные годы советские стиляги. Смелые и вызывающие танцы вполне подходили к их манере одеваться и вести себя - ярко и непохоже на других.

    Один из самых показательных танцев стиляг - чарльстон. Прежде его запрещали даже на Западе из-за нарушения рамок приличия, а сегодня чарльстон входит в программу обучения бальных танцев и соревнований по этой спортивной дисциплине.

    Преимущество чарльстона в том, что его можно танцевать парой, поодиночке или целой группой людей. Опытные танцоры используют до 74 движений, новички могут начать с меньшего количества. Главное в нем - импровизация и удовольствие от движения.

    Чарльстон танцуют в размер 4/4. Одно из самых простых движений доступно даже детям. Исходное положение - ноги плотно сведены, корпус чуть наклонен вперед, кисти сцеплены в замок (ладонями вниз), руки выпрямлены. На счет «раз» одновременно совершается полукруговое движение левой пяткой в сторону, а правая нога сгибается в колене и отводится чуть назад и в сторону. На счет «два» - исходное положение, на «три» и «четыре» повторить то же, поменяв ноги.

    Чуть сложнее, зато веселее и ближе к настоящим стилягам парный танец буги-вуги. Чтобы исполнить одну из фигур буги-вуги, партнерам нужно встать лицом к лицу на небольшом расстоянии. Партнер берет левой рукой правую руку партнерши и делает правой ногой небольшой шаг назад. Когда нога окажется позади левой, на правую переносят вес тела. Затем левую ногу приставляют к правой и делают на нее полуопору. Затем вес переносят на левую ногу, а на правую делают полуопору. Партнерша повторяет все движения в зеркальном отображении.

    Буги-вуги стал прародителем рок-н-ролла, так что танцевать вместо него можно даже рок-н-рольные па.

    Женские причёски в стиле стиляг отличаются разнообразностью. Чем именно отличались стиляги? Характерный объем и аксессуары – это две важные составляющие причесок в стиле стиляг. Начесы, бабетта, аксессуары ленты, яркие заколки, чуб Элвиса. Несмотря на то, что эпоха стиляг давно канула в лету, прически стиля популярны до сих пор. Молодые девушки с удовольствием воплощают в своем стиле яркие вызывающие прически стиляг.

    Для создания причёсок подойдут не только длинные, но и короткие волосы. В этом случае можно сделать сексуальную причёску как у Мэрилин Монро. Хорошо завитые волосы украшают лентой или бантом. Простая и оригинальная новая прическа в стиле стиляг. Легко повторить.

    На фото: прическа - высокий начес в стиле стиляг.

    На фото: прическа начес в стиле стиляг.

    На фото: прическа начес в стиле стиляг украшенная лентой.

    На фото: прическа в стиле стиляг украшенная лентой.

    На фото: прическа в стиле стиляг украшенная лентой.

    На фото: прическа в стиле стиляг с использованием заколки.

    Стиляги в, каком году были. Стиляги разных лет

    Внутри этой субкультуры можно увидеть формальную идеологическую эволюцию. Стиляги, субкультура которых возникла в конце 40-х годов в СССР, сначала были группой людей, увлекающихся кино и музыкой США. Но в 50-х годах происходит кристаллизация стиля и оформление начального протестного движения. К концу 50-х многие представители этой субкультуры уже негативно относились к советской власти и втайне мечтали покинуть СССР.

    Позже стиляги 60-х годов теряют свою острую противопоставленность общественным настроениям. Начавшаяся оттепель привела к широкой критике советского строя периода Сталина, и поэтому самовыражение стиляг уже не было таким ярким. Прекращаются преследования молодых людей, и постепенно направление сходит на нет, его заменяют новые молодежные субкультуры.

    Видео Стиляги (фильм, 2008)

  • Современные наследники стиляг - это не «жертвы моды», а сознательные ее противники

    Подобно комсомольским собраниям и автоматам с газировкой стиляги были неотъемлемой частью советской действительности. Как менялся стиляжий образ? Кем они были - предтечами современных «жертв моды» или последними русскими денди? И что может взять из арсенала стиляг современный человек, всерьез задумавший превратить свой облик в средство борьбы с массовым вкусом? Обо всем этом рассказывает историк культуры, старший научный сотрудник Института высших гуманитарных исследований, автор книги «Денди: мода, литература, стиль жизни» Ольга ВАЙНШТЕЙН.

    Давайте начнем с исторического экскурса. Кто такие стиляги, когда они появились?

    Официальной точкой отсчета считается 1949 год. Тогда в журнале «Крокодил» появился посвященный стилягам опус фельетониста Беляева, причем в том же номере была напечатана статья о «безродных космополитах». Таким образом был дан официальный старт пропагандистской кампании, которая была призвана подавить ростки инакомыслия в самых разных сферах - от моды и искусства до медицины и науки, что в дальнейшем и завершилось печально известным «делом врачей».

    Из этого видно, что слово «стиляга» - не самоназвание, а скорее кличка, которая прозвучала из лагеря людей, призванных заклеймить «чуждые элементы». Это слово вошло в обиход, с одной стороны, как обозначение модников конца 1940-1950-х годов. С другой стороны, это слово стало употребляться как ироническое название человека, слишком увлекающегося модой.

    Первые ростки неофициальной моды неслучайно стали появляться после войны.

    В послевоенном обществе еще существовала некоторая открытость, о «железном занавесе» еще не было речи, в быту использовались трофейные вещи, а в кинотеатрах крутили трофейные фильмы. Среди них - оказавшие огромное влияние на умы начинающих модников «Серенада Солнечной долины», «Сто мужчин и одна девушка» или фильм «Облава», где фигурировал очень элегантный американский разведчик. В клубах крутили пластинки, сделанные из рентгеновских снимков, с которых звучал Дюк Эллингтон. В клубах танцевали твист и буги-вуги. И молодежь, которая танцевала эти танцы, слушала эти пластинки, смотрела эти фильмы, и составила среду, породившую особого лидера моды - пижона, которого называли стилягой.

    Как выглядел хрестоматийный стиляга разных десятилетий?

    Внешний вид такого модника конца 1940-х годов хорошо описан и в воспоминаниях, и в литературе. Вспомним хотя бы книжку В. Славкина «Памятник неизвестному стиляге», роман Василия Аксенова «Пушкинский дом». Вот как выглядел стиляга конца 1940-х-начала 1950-х: хрестоматийные брюки--дудочки, гавайские рубашки, темные очки, галстуки с обезьянами и драконами, ботинки на толстой белой подошве «манная каша», набриолиненный кок на голове. Узнаваемая птица с ярким оперением…

    Но с течением времени стиляжий образ начал меняться, и примерно с конца 1950-х-начала 1960-х на арене появился другой тип молодого человека. Этот щеголь предпочитает серые классические костюмы, импортные плащи, он уже не делает столь вызывающую прическу. Его называют «штатником» за его пристрастие к американскому стилю. В 1960-е годы у советских модников появились новые ресурсы для самовыражения. Им помогали, во-первых, фарцовщики, которые перекупали вещи с рук у иностранных туристов. Во­вторых, портные и портнихи, которые изготовляли искусные имитации импорта. Имея в своем ассортименте подобные средства, модники конца 1960-х- начала 1970-х годов могли позволить себе больше разнообразия.

    Альтернативная мода создавала свое пространство. В каждом городе, где было движение стиляг, центральная улица превращалась в «сцену», куда модники ходили других посмотреть и себя показать. В большинстве городов она называлась Брод, сокращенно от Бродвей. В Москве Бродом была Тверская, в Ленинграде - Невский, в Баку - Торговая улица. И на этой сценической площадке разворачивались визуальные игры стиляг, ритуальное «оглядывание» друг друга, когда, к примеру, знающие люди на ходу пытались отгадать марку плаща идущего навстречу незнакомца.

    Стиляги в Прибалтике одевались по-другому, чем стиляги в Баку, но приметы общей идеологии, которая стояла за манерой одеваться, вполне вычислимы.

    Сущность стиляги как модного типажа не сводится к набору тряпок. Это человек, который программно противостоит массовому унифицированному образу жизни и вырабатывает свои собственные способы проводить время, ухаживать за своим телом, даже говорить. Известно, что стиляги создали собственный жаргон («чувень, клевая лаба»), особую манеру произносить слова медленно, растягивая, пытаясь даже через речь показать свою непохожесть на остальных. Наконец, у них был свой body language - «язык тела»: особая, слегка раскачивающаяся походка; специфичная манера стоять - это у Битова в романе хорошо описано: «заламывая» тело, как будто тебя не держат ноги. Таким образом, перед нами очень проработанный тип, представляющий альтернативную субкультуру. Стиль, который проявляется не только в одежде, но и в манере держать себя, в идеологии, в определенном круге общения, подразумевает особый круг чтения и фильмов - это уже шире, чем мода. Это скорее субкультура.

    И я думаю, что интерес к стилягам, появившийся в последнее время, связан именно с тем, что это был очень проработанный субкультурный типаж со своей выраженной идеологией.

    Наших стиляг легко изобразить как порождение «серого советского строя». Но аналогичные движения были интернациональным явлением.

    Действительно, очень легко поддаться на соблазн и считать, что пестрый, цветистый костюм стиляги был вызовом советской униформе, усредненной одежде законопослушного гражданина. Но если посмотреть на стиляг в контексте западной моды, мы увидим, что и там были сходные альтернативные молодежные стили.

    Достаточно упомянуть немецких swing kids или французских «зазу», движение zoot suits, которое возникло еще в начале 1940-х годов в Америке. Или Тeddy boys в Англии, носивших «эдвардианские» пиджаки и набриолиненные коки, которые в несколько карикатурном виде подражали стилю короля Эдуарда VII. В Австралии Bodgies, в Японии - «тайзоку», тоже увлекавшиеся брюками-дудочками и гавайскими рубашками. То есть на самом деле это альтернативное модное движение было глобальным, просто в каждой стране оно имело свои варианты.

    Каков был социальный состав стиляг? Бытует представление, что они были в основном детьми номенклатуры, у которых был доступ к дорогим качественным вещам.

    На мой взгляд, это стереотип. Среди стиляг, безусловно, было немало детей из номенклатуры, но такими были далеко не все. Валентин Тихоненко, считавшийся лидером стиляг в послевоенном Ленинграде, был из семьи репрессированного рабочего. Стиляги были во всех слоях общества.

    Что же объединяло столь разных людей в одну субкультуру?

    Наверное, единая для всех функция альтернативной моды - противостоять унификации, создать нечто, отличающееся от стандарта. В Советском Союзе положение моды было двусмысленным. Легитимна была только весьма условная советская мода. Экономика послевоенных лет при разрушенной промышленности строилась на принципах жесточайшей экономии. «Правильной» считалась одежда, сшитая без каких­либо излишеств, без декоративных деталей - накладных карманов, оборок, потому что они требовали излишка ткани. И стиляги, которые позволяли себе явную «избыточность» и по форме, и по расцветкам, бросали вызов этой экономической модели.

    А не был ли стиляга обычной «жертвой моды»?

    Думаю, это взгляд из сегодняшнего дня. Конечно, они одевались более изысканно и продуманно, чем обычные советские граждане. Стиляги объективно тратили на одежду больше денег и сил, но все­таки смысл их усилий был совсем иным, чем у нынешних «жертв моды». Ведь в послевоенные годы было не общество потребления, а, напротив, общество очень ограниченных возможностей потребления. И в то время человек, пытавшийся выразить свою индивидуальность через необычную внешность, бросал вызов самим устоям советской жизни. Стиляги не боялись выделяться из массы.

    Так чему они бросали вызов - всеобщей бедности или всеобщей одинаковости?

    Второй акцент гораздо важнее. Эти люди демонстрировали индивидуальность, восставая против нормативной «скромности» - канона советской морали и «хорошего вкуса». И этот момент предъявления личной свободы крайне существен. Для меня стиляга 1950-х - вовсе не жертва моды. В современном понимании «жертвой моды», напротив, является человек, который пошел на поводу у массового вкуса. А стиляги как раз делали сознательное усилие, чтобы культивировать индивидуальный вкус. Этот нонконформизм принципиален, поэтому в своей книге «Денди: мода, литература, стиль жизни» раздел о советских денди я завершаю стилягами, потому что вижу в них последних наследников традиций российского дендизма.

    Кого вы считаете современными наследниками стиляг?

    Наследник стиляг 1950-х, на мой взгляд, это человек, который превращает свою одежду в осознанное высказывание. Совершает сознательное усилие, чтобы не выглядеть, как все. Они не следуют советам глянцевых журналов, а пытаются создать собственный вариант стиля, смешивая разные элементы одежды, покупают винтажную моду, авангардные вещи, то есть стараются быть в стороне от мейнстрима. И, мне кажется, именно эти нонконформистские модники являются современными наследниками стиляг.

    Беседовала
    Екатерина Жирицкая