Что нельзя делать детям одним дома. Разлука с малышом

Вопрос, когда же ребенка можно оставить дома одного, рано или поздно встает перед всеми родителями. Можно ли, допустим, сбегать в магазин минут на 10-15? Многие скажут: все зависит от ситуации, от ребенка, насколько он готов, насколько вы уверены в том, что все будет в порядке.

Но все чаще и чаще встречаю знакомых, у которых дети - ровесники моего семилетнего сына:

А Даня где?

Дома, что ж его тащить сюда, я же на 10 минут. Он уже полгода как остается, если я ненадолго.

Приятельниц я часто расспрашиваю: А не боишься оставлять? А может ли он тебе позвонить? А что, если ты вовремя не вернулась (задержалась, застряла в пробке, сел мобильный, застрял лифт, хватил «кондратий»)?

В ответ получаю привычное:

Ну ты напридумываешь. Так проще вообще детей не рожать.

Решила «прогуглить» разные страны. Русскоязычные источники гласят, что «в большинстве стран Европы нельзя оставлять ребенка дома одного до тех пор, пока ему не исполнится двенадцать лет, а в некоторых штатах Америки – до четырнадцати лет, но при подробном изучении это оказалось не совсем верно.

1. США. В каждом штате действуют свои законы о возрасте, начиная с которого ребенок может остаться дома.

В некоторых штатах есть четко прописанные ограничения: в штате Аризона ребенка можно оставлять в одиночестве, начиная с 10 лет, в штате Мэриленд, начиная с 18 лет, и еще в нескольких штатах с – 14 лет.

Вообще, закон США с разных сторон рассматривает вопрос одиночества ребенка дома:

Родитель будет нести ответственность, если ребенок оставлен в небезопасных условиях или не накормлен, не одет должным образом. Что конкретно означает «небезопасные условия», «не накормлен», «не одет» – на усмотрение суда.

В случае несчастного случая, родители могут быть признаны виновными, если суд посчитает ситуацию, в которой ребенок остался один, не полностью безопасной. Судом учитывается возраст ребенка и другие обстоятельства.

В целях пожарной безопасности, запрещено оставлять ребенка до 8 лет одного в закрытом помещении запертым. Жилой дом относится к такому типу помещений.

2. Канада. В законах этой страны больше конкретики, чем в США. В большинстве штатов запрещено оставлять дома одного ребенка до 10 лет. После 10 лет и до 16 ребенка можно оставлять не более чем на 2 часа. Для того, чтобы оставить ребенка более, чем на 2 часа, должна быть уважительная причина и предприняты такие действия по безопасности как: оповещение соседей, периодические звонки домой, обеспечение продуктами и питьем.

4. Австралия. Здесь возрастных ограничений нет. В случае неприятностей или несчастного случая суд будет решать, насколько верным было решение оставить ребенка одного. Существует множество предписаний рекомендательного характера. Родители не обязаны их выполнять, но в случае возникновения проблем, их поведение будет рассмотрено как ошибочное.

6. Франция. Закон во Франции гласит, что родитель несет ответственность за то, что ребенок до 15 лет в полной безопасности. Четких временных рамок, сколько ребенок может пробыть дома один, не существует.

7. Россия. В российской законодательной практике четких возрастных границ, когда ребёнок может оставаться один, не установлено. Существует несколько законов об ограничении нахождения детей в общественных местах, но все эти они регламентируют самостоятельное пребывание ребёнка на улице, вопрос о пребывании дома целиком и полностью находится сфере личных предпочтений родителей.

Получается, что во многих странах, как и в России, нет конкретного возраста, до которого родитель не может оставить ребенка одного дома. И все, действительно, сводится к видению этого вопроса родителем.

Как же понять, готов ли ребенок остаться один?

Пройдите тест. Если вы ответите «НЕТ» более 2 раз – ребенку не стоит оставаться одному.

Пришла ко мне сегодня дочка и сказала, что ее друзья едут куда-то на Азовское море в середине августа. Около 1000 км от нас.
И их мама предложила взять с собой и нашу дочку (14 лет).
Дети дружат давно. Родители адекватные.
Наша дочь часто остается у них с ночевкой. И их погодки часто остаются у нас.
Связалась с их мамой. Та сказала, что они планируют поехать на машине. Будут снимать 4 комнатную квартиру. Родители в одной, их сын (13 лет) в другой, а девочки будут спать в третьей.
Сказали, что доплатить нужно всего 10 тысяч за 7 дней прибывания.
В программу войдет аквапарк, посещение каких-то парков и кафе. И куда-то еще хотят пойти.
Вы бы отпустили ребенка?
С одной стороны, ребенок на море уже 4 года не был. Собираемся в следующем году, но для дочери это слабое утешение. Хочется здесь и сейчас. С другой - поедут на машине. Волнительно. Мягко говоря. Дочка загорелась. Прям очень хочет... Эти друзья каждый год ездят.
Муж склоняется к отказу. Но решение за мной. А я - не знаю.

363

sovkun

Хотела бы услышать мнение со стороны, совет, потому что сама погрязла в этой трясине бесконечного однообразия, бессонных ночей, нахождения с ребёнком дни и ночи в 4-х стенах. Ребёнку 9 месяцев, мы с мужем на грани развода. У него ко мне претензии: нет интимной жизни, дома бардак, кушать не готовлю, ему внимание не уделяю, за ребёнком слежу плохо. Теперь моё. Ребенок последние 2 месяца стал очень капризный, я не могу отойти от него ни на шаг, сразу начинает плакать, надо сидеть с ним рядом, тогда он будет играть. На руки беру не часто, но иногда приходится. Надеюсь, что это один из периодов его развития, и скоро это пройдет. Последнюю неделю он болел, я тоже болела, температура, сопли, орви. Бессонные несколько ночей, мне самой плохо, еще и ребенок не может уснуть. 3 дня даже не умывалась. Я себя не жалею, просто описываю ситуацию. От себя самой меня уже вобще тошнит. Так вот. Дома уборку делаю только элементарную: пропылесосить, помыть посуду, постирать. Про мужа: на мужа накопилась огромная обида. Еще когда была беременной, научилась от него. Его пьянки, его оскорбления. Мог матом орать на меня посреди улицы у всех на глазах. В обычном состоянии я бы этого не терпела. Но беременной видимо гормоны, просто плакала,обижалась,боялась, что могу остаться одна,а я в чужом городе, это было бы ужасно. В общем сейчас, когда прошло время, я его за это не могу простить и не прощу, то есть тепла у нас как раньше уже нет. Но можно было бы жить и так. Но я его уже просто возненавидела. Во первых за то, что он совсем не помогает мне с ребёнком. У нас нет ни бабушек, никого. Если я не спала всю ночь, это мои проблемы. Если я болею, это мои проблемы. Если ребёнку нужно отсосать сопли соплеотсосом ночью, я бужу его (одна не могу,ребенка надо держать) , а в ответ могу услышать очередную порцию хамства, что ему мешают спать. При этом он приходит с работы и может уйти в другую комнату и сидеть там в телефоне или спать. При этом,что я уже превратилась в зомби, я ещё подумаю его словам и за ним должна следить и бты идеальной хозяйкой. А я не могу. У меня нет на это сил. И его я ненавижу за то, что он в такой сложный для меня период мне не помогает. Из-за этого у меня отвращение к нему, не хочу с ним близости. Все дни я сижу с ребёнком, приходит он, начинает орать, мы ругаемся, в итоге я вобще потом обессилена и хочу только сдохнуть. Он не может даже на час взять ребенка, чтобы я вобще узнала,какого это быть одной без ребенка. Очень тяжело морально. Сегодня он сказал, что будет искать другую. Я сказала,что мне насрать, а внутри такая боль и оби да и злость. По поводу финансов - это тоже втора причина конфликтов. Квартира моя, плачу за неё я, с детского пособия я основную часть покупаю что надо ребёнку. Он свою зарплату тратит только на еду и все, остальное он откладывает себе, хотя много раз обещал отдавать зарплату. Из-за этого я знаю, что если мы разойдемся, я останусь без финансов, потому что пособия мне хватает впритык только на ребенка

297

Ольга Калиниченко

Моей дочери 1 год и 8 месяцев, маловесная, самая маленькая на детской площадке из ходячих. Пока говорит отдельные слова только, и то мало.
В эту же песочницу приходит девочка, которой в мае строгалось 2 года, то есть она примерно старше моей на полгода. У этой девочки есть старшая сестра, неугомонная судя по поведению.
В начале их «знакомства» вроде все было нормально.
Сейчас ситуация резко изменилась. Когда девочка только видит соню говорит «девочка, имя», подходит к ней и вроде все нормально. Как только мать перестаёт следить, то начинается: моя поднимет игрушку, та отберёт, даже дочкины игрушки отбирает. На горке они были, я отвернулась, поворачиваюсь и вижу: та прижала рукой голову моей к стенке и прямо какое-то удовольствие получает от этого. У моей глаза на мокром месте. В общем чем дальше, тем хуже: все отбирает, отталкивает на горке обгоняет. Положительного ничего нет. Сейчас это творится и при мне и при матери. И ладно бы просто забрала, обогнала, но какое-то выражение лица у неё как будто она получает удовольствие от издевательств. Что-то животное.
Мать делает такие формальные замечания, что ребёнок слышит но не исполняет.
Сегодня довела мою до слез. Я говорю, что хватит обежать соню, я всю вижу. Тут мама подключилась, поинтересовалась. Я рассказала что да как. Ну мать сказала что это нормально.
Но в моей ситуации мой ребёнок как объект для слива чужого негатива, и у этой девочки такое выражение лица жестокое когда она творит свои безобразия. Положительных моментов в их «общении» нет.
Вот я не понимаю, неужели Мама той девочки не может следить за своим маленьким ребёнком и сказать «нельзя» чтобы последняя все поняла, моя же младше и сильно меньше из-за веса?
Или я зря паникую? Я бы не обращала внимания, но мою уже всегда щимят и лицо такое у того ребёнка, как будто он получает от этого удовольствие. Это ведь неправильно.
Есть тут детские психологи, подскажут что делать?

148

Name

Много спорят о том, надо ли помогать взрослым детям, но с тем, что надо помогать пожилым родителям согласны все. Я тоже согласна. Когда мы с мужем стали жить вместе, он сразу сказал, что надо будет помочь его маме переехать к нам поближе. Конечно, надо. Прошло 8 лет, мама собралась перебираться поближе к нам и выясняется, что жить она хочет чуть ли не в соседнем с нами доме. На это требуется сумма, от которой у неё после продажи её квартиры будет треть. Чтобы собрать оставшиеся 2 трети нам нужно 4 года жёстко экономить.
Предложила ей жить в моей добрачной квартире, в которой мы с мужем прожили 7 лет. До нашей новой квартиры 15 минут на такси. Она не хочет.
Мне кажется, что это просто потребленческое отношение. Или я не права? Очень хочу услышать разные мнения со стороны.

138 131

Пожалуй, всем родителям знакома ситуация, когда нужно выйти из дома на пару часов, оставив ребенка в одиночестве. Некоторые мамы уходят спокойно, будучи уверенными в самостоятельности ребенка, а другие не находят себе места, ежеминутно названивая 10-летнему чаду. Когда и насколько можно оставлять детей дома одних? Как обеспечить безопасность ребенка и подготовить их к этому событию?

Оставляем ребенка без присмотра – когда?

Специалисты утверждают, что оптимальный возраст для такого рода самостоятельности – семь лет. Будущий школьник уже имеет представление о том, что можно, а что нельзя делать, пользуется телефоном и выполняет родительские указания. Но семилетие – всего лишь приблизительный ориентир. Необходимо учитывать и детскую индивидуальность: темперамент, особенности поведения, импульсивность и уровень развития бытовых навыков.

Не нужно предоставлять самому себе 5-6-летних детей, какими бы независимыми они не казались. Первое впечатление зачастую оказывается неверным, а кажущийся таким рассудительным малыш способен растеряться в форс-мажорной ситуации. Специалисты советуют полагаться в этом решении не на детский возраст, а исключительно на материнское чутье и женскую интуицию.

Что говорят об этом законы РФ?

Во многих странах Европы оставление в одиночестве малолетних детей, которым еще не исполнилось 12 лет, может привести к изъятию их социальной службой. В некоторых штатах США подростков до 14 лет необходимо брать с собой или вызывать на дом няню на период вашего отсутствия.

Российское законодательство не предусматривает особых ограничений и четких возрастных границ, по достижению которых взрослые могут оставить ребенка без присмотра. В любом случае, только на вас лежит вся полнота ответственности и именно вам решать, когда стоит приучать малышей к независимости.

Проверка на самостоятельность

  1. Ребенок занимается своими делами полтора-два часа и не дергает родных каждые пять минут.
  2. Не пугается темноты и замкнутого пространства: играет в детской за закрытой дверью и способен заснуть без света.
  3. Знает границы дозволенного и правила безопасного поведения, ему не нужно повторять, почему нельзя подходить к окну или разговаривать с незнакомцами.
  4. Уверенно пользуется средствами связи: домашним и мобильным телефоном, «аськой», скайпом.
  5. Вы поручаете ему определенные обязанности (убираться в комнате, застилать кровать, ухаживать ), с которыми он успешно справляется.
  6. Вы не контролируете каждый его шаг, напоминая постоянно о том, что необходимо собирать игрушки и ложиться спать.
  7. Он знает номера экстренных служб и осознает ответственность за ложный вызов.
  8. Может обратиться за помощью к соседям и другим близким людям в случае возникновения какой-либо проблемы.
  9. Не обижается, что мама оставляет его в одиночестве, и понимает причину вашей занятости.
  10. Он мечтает стать взрослым и независимым человеком.

Если вы набрали восемь плюсов из 10, значит, ваши дети готовы к недолгому одиночеству и не нуждаются в ежесекундном контроле.

Поостерегитесь оставлять вашего отпрыска одного, если вы ответили «нет» на большинство пунктов, а также если он:

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

  • болеет – высокая температура, рвота, приступы хронических болезней (астмы, эпилепсии) представляют серьезную угрозу для жизни;
  • малыш с «особыми нуждами» (аутизм, умственная отсталость, ДЦП);
  • излишне любопытен, шкодлив, непослушен, гиперактивен;
  • доверчив по отношению к чужим людям;
  • боязлив и впечатлителен, впадает в панику из-за громкого шума, неожиданных визитеров и звонков.

Техника домашней безопасности

Поступки оставленного в одиночестве ребенка трудно предугадать, ведь им может руководить страх, любознательность и любовь к экспериментам. Следовательно, необходимо установить правила безопасного поведения и отрепетировать с детьми буквально каждый их шаг, одновременно не перегружая их лишними инструкциями. Тогда вы сможете выйти из квартиры со спокойной душой.

Как подготовить детей?

  1. Готовьте заранее. С четырех лет оставляйте ребенка одного в детской на полчаса, изредка подглядывая за ним. В совместной деятельности предоставляйте больше свободы, позволяя выбирать занятия по душе.
  2. Начните с малого. В первый раз оставьте малыша на 15-20 минут, отправившись в магазин или на прогулку с собакой. Постепенно увеличивайте время отлучки: сначала полчаса, затем час. В восьми годам школьник может оставаться максимум на полтора часа.
  3. Приходите вовремя. Будьте пунктуальными – обещали вернуться в 18.00, значит, необходимо прийти домой ровно в шесть вечера. У младших школьников уже появляются опасения за жизнь близких людей. А еще, ваша пунктуальность – замечательный пример для детей.
  4. Не наказывайте за беспорядок. Заполучив всю квартиру в полное распоряжение, ребенок может устроить себе приключение или станет подражать маме или папе. Не удивляйтесь, обнаружив свою помаду на губах у дочери.
  5. Не уходите от спящего малыша. Не «сбегайте» во время дневного сна, даже если раньше ребенок охотно сидел один дома. Несмотря на то, что вы предупреждали о своей отлучке заранее, спросонья он забудет об этом и испугается, не обнаружив в квартире никого из родных.
  6. Придумайте занятие. Не оставляйте детей в одиночестве, заранее не предложив им интересное развлечение. Приобретите раскраски с фломастерами, пазлы, набор для моделирования, скачайте мультики или развивающие программы для ноутбука. Если ребенок заскучает, есть вероятность, что он набезобразничает или навредит себе.
  7. Интересуйтесь, чем он занимался. Вернувшись домой, обратите внимание сначала на ребенка, обнимите, поцелуйте, а уже потом занимайтесь уборкой или ужином. Спросите, что он делал, не приходил ли кто. Похвалите за смелость и обязательно компенсируйте ваше отсутствие чтением книги, совместной игрой или прогулкой.

Дети, оставаясь одни в квартире, обзаводятся бесценным опытом: учатся себя занимать, правильно распределять время и борются с собственными страхами. Эти важные качества обязательно пригодятся, когда они повзрослеют. Научите ребенка соблюдать все меры предосторожности, и тогда вы будете оставлять его со спокойным сердцем.

Четкий возраст, когда маме можно уходить, специалисты называют лишь приблизительно. Чтобы определиться, стоит ли оставлять малыша, нужно иметь в виду 2 правила:

Чем меньше времени малыш проводит без мамы на первом году жизни, тем легче он отпускает ее, став постарше.

До восьми месяцев (а, в идеале, до года) малышу лучше не оставаться без мамы больше, чем на несколько часов. При этом крайне важно, чтобы в ваше отсутствие он находился в привычной для него обстановке и с хорошо знакомым человеком.

По мнению американского психоаналитика Эрика Эриксона, до года у детей формируется так называемое «базовое доверие к миру». Что значит «базовое»? То, что оно является фундаментом для развития у ребенка чувства защищенности, доверия и уверенности в том, что с ним не произойдет ничего плохого. Дети, получившие от мамы достаточно внимания и проявлений любви в первый год жизни, после становятся более самостоятельными. Мир не разрушается вместе с маминым уходом, не возрастает тревога, они уверены в том, что она обязательно вернется.

Проверьте, какой тип привязанности сформирован у малыша. Если это - здоровая привязанность, можете смело уходить. Вам нечего опасаться. Если же тип привязанности болезненный - не стоит спешить.

Термин «привязанность» придумал Джон Боулби - английский психоаналитик и семейный психотерапевт. Привязанность - это общение мамы и ребенка, основанное на том, что мама удовлетворяет потребность малыша в любви и безопасности. Если достичь этого удалось, такой тип отношений называется «здоровая привязанность». Если малыш по какой-то причине недополучает от мамы необходимого, у него формируется «болезненная привязанность».

Как узнать - какой тип привязанности развился у вашего ребенка?

Вам достаточно уйти на несколько часов и внимательно понаблюдать, как малыш отреагировал на ваш уход. Дело в том, что почти все дети плачут, когда мама уходит. Любой детский психолог скажет вам, что такое поведение - норма. А вот то, как ребенок встретит вас, и поможет вам определить тип привязанности.

Здоровая привязанность. Малыш всегда рад маме, может всплакнуть при расставании с ней, и счастлив, когда она возвращается. При этом, если мама уходит, ребенок достаточно легко отвлекается на другие дела.

Болезненная привязанность. Когда мама возвращается домой, ребенок или игнорирует ее приход, или начинает мстить (кусается, щипает, грубит).

Что делать, если это ваш случай?

Не пугайтесь, потому что надежная привязанность развивается во времени, и сейчас еще просто не настал тот момент, когда малыш может вас спокойно отпустить.

Не ругайте малыша за слезы, и не внушайте ему, что он поступает неправильно.

Постарайтесь разобраться, в чем кроется причина его поведения и обратите внимание на следующие моменты: не слишком ли вы опекаете малыша; не пренебрегаете ли вы его интересами; последовательны ли в своем воспитании (например, всегда ли одинаково реагируете на одно и то же поведение).

Вот перечень внешних условий, которые нужно принять во внимание:

Аргументы ЗА:

У вас есть надежный, хорошо знакомый и любимый ребенком взрослый, который готов остаться с ним на время вашего отпуска. В идеале, это родственник, с которым малыш живет или уже не раз оставался, и встречи эти приносили удовольствие обоим.

У вас есть возможность оставить малыша в той квартире, где он живет (на «своей» территории).

Ребенок уже умеет говорить и выражать свои чувства, он может разговаривать с вами по телефону или по Скайпу.

Вы уже оставляли малыша на некоторое время, и, когда вы возвращались, он радостно бежал к вам, вешался на шею, и рассказывал, как провел время.

Вы устали и измотаны, чувствуете, что вот-вот «сорветесь», если упустите сейчас шанс отдохнуть от семейной суеты.

Аргументы ПРОТИВ:

- Вы кормите малыша грудью, или прекратили кормление меньше 2 месяцев назад (отъезд мамы и отлучение от груди, совпавшие по времени - слишком серьезный стресс).

Ребенку еще не исполнилось 1,5 лет. Начиная с этого момента, у него появляется стремление к самостоятельности, и расставание становится для него несколько менее болезненным. В таком возрасте ему уже можно объяснить, что родители вернутся, что они оставляют его не навсегда.

Когда вы возвращаетесь к ребенку после непродолжительного отсутствия, он игнорирует вас или «мстит» — кусается, бросается.

Вы настолько привязаны к ребенку сами, что не сможете и часа пролежать на пляже, не волнуясь о том, что ему купят не те подгузники. Если вы, еще не уехав, испытываете огромное чувство вины уже за одну мысль о том, чтобы покинуть кроху.

Ребенок плохо знает человека, с которым вы собираетесь его оставить. В идеале, должен пройти хотя бы месяц с тех пор, как они начали общаться.

Поведение малыша сильно меняется в ваше отсутствие. Он становиться агрессивным, или плаксивым, или, что может не сразу бросаться в глаза, наоборот, «замирает» и часами сидит в углу. Если ваш отъезд совпадает с периодом возрастного кризиса ребенка (например, кризиса 3 лет), оставлять ребенка нежелательно.

Расставаться рано или поздно все равно придется, так в чем прольза и вред разлуки?

Грамотно выстроенная недолгая разлука с мамой даже полезна для ребенка. Потому что ему необходим опыт расставания и грусти - это эмоциональная школа. Опыт такого расставания учит малыша быть личностью, любить и ценить близких, уважать мамино право на свое время.

Разлука - оборотная сторона привязанности. Опыт разлуки, также как и привязанности, необходим для развития ребенка. Важно, чтобы рядом с ним был кто-то, кто смог бы его утешить и успокоить, чтобы разлука, хоть и болезненная, не стала разрушительной для малыша.

Опасность заключается в том, что малыш может оказаться в ситуации, когда разлука станет для него непереносимой - например, если между ним и мамой сформировалась «ненадежная привязанность», или он еще слишком мал, или, если вы допускаете ошибки, прощаясь с ним.

До определенного возраста у ребенка нет понимания того, что, если он не видит маму в настоящий момент, то она продолжает существовать. Это пугает детей, они могут реагировать на ее отсутствие протестом.

Бывает, что расставание с мамой приводит к тому, что ребенок начинает плохо есть и спать. В этом случае, лучше обращаться за помощью к психотерапевту.

От чего зависит переносимость разлуки?

От качества привязанности.

От возраста ребенка.

От стадии его эмоционального развития,

От его характера.

От человека, который остается с ребенком вместо мамы.

Мамам нужно помнить еще вот о чем: когда мы уходим, мы постепенно учимся отпускать малыша. Потому что рано или поздно настанет время, когда уже он захочет уйти.

Еще один важный аспект проблемы звучит так: перед мамой не стоит задача круглосуточного присутствия рядом с малышом. Ее задача, как выражаются психологи, «сформировать привязанность». Это значит быть для ребенка достаточно надежной, любящей, теплой. В этом случае и картина мира для него будет вполне дружелюбной и безопасной.

По мнению педиатра и психоаналитика Дональда Винникота, мамины потребности - возможность отдохнуть, заняться собой, уделить внимание мужу и другим близким, встретиться с друзьями - очень важны для самого ребенка!

Если мама постоянно находится рядом с малышом, забывая о себе, со временем у нее накапливается усталость. Это ощущение ведет к развитию депрессии, что может сказаться на ребенке не самым лучшим образом.

Кроме того, не стоит недооценивать значение папы и других родственников. Их тоже нужно вовлекать в заботы о малыше.

Рано или поздно перед родителями станет вопрос, когда начинать воспитывать в ребенке самостоятельность, и оставлять его одного дома без присмотра. Разрешать самому ходить в школу, и без провожатых из нее возвращаться. Вопрос не из легких, и чтобы правильно в нем разобраться, попробуем рассмотреть проблему с нескольких сторон, поскольку у каждой семьи разные окружающие их обстоятельства.

Для более профессионального решения этого вопроса, заручимся поддержкой специалистов в области детской психологии и рассмотрим некоторые их рекомендации:

Но сначала давайте узнаем, что говорит закон, и сравним с законами других стран.

Со скольки лет можно оставлять ребенка одного дома по закону

В России принятый законодательно возрастной ценз нахождение детей одних дома начинается с 14 лет. Отчасти это связано с отсутствием ответственности (в 14 лет в России получают паспорт), а с другой стороны – в этом можно усмотреть некий смысл с точки зрения детской безопасности.

В Украине действует аналогичное возрастное ограничение, до 14 лет должен быть под присмотром, но власти пошли несколько по иному пути, вводя запрет нахождения малыша в одиночестве по месту регистрации и по месту фактического нахождения. То есть, дома он может находиться один с 14 лет, а вот где-то в гостях – только с 16-ти.

В этом случае резон тоже есть – он касается и безопасности, и привязки к возрастному ограничению на нахождение на улице в разных районах (областях и других территориальных единицах).

Белоруссия, в принципе, идет теми же критериями, что Украина и Россия (здесь сказывается единое прошлое Советского Союза и единая же система педагогики, дошкольного и школьного воспитания). Нельзя оставлять без присмотра до 14 лет (в городах), а в сельских районах – до 12-ти.

Европейские страны, считающие себя наиболее цивилизованными, разрешают детям с 16 лет быть дома одним. Правда в Великобритании возрастные ограничения существуют до 15 лет, а в небольших странах (Люксембург, Лихтенштейн) до 14 лет.

США… Здесь все меняется от штата к штату: в основу положен законодательный акт, который четко прописывает запрет быть одному дома, если подростку меньше 15 лет. В отдельных штатах возраст увеличен до 16-17. Но особым образом обходятся в штате Невада, где не достигшим совершеннолетия (в США 21 год), нельзя не только быть без присмотра дома, но и выходить на улицу позже 21.00.

Страны востока в этом отношении разительно отличаются, потому что там и совершеннолетие наступает раньше, и традиции чтят, и сильна в азиатах тяга к самостоятельности. Для примера возьмем:

  • Япония – ровняется на Европу, ограничения по возрасту такие же (до 14 лет), но традиционно мужчиной принято считать мальчиков с 12 лет, а женщинами – девочек с 11 лет;
  • Индия – самые низкие по возрасту показатели (с 8-10 лет, в зависимости от провинции). Это при том, что современное индийское общество признает браки 12-13-летних девочек и мальчиков.

Как узнать можно ли уже оставлять одного?

Понять «созрел» ли ваш ребенок до некоторой самостоятельности, можно понаблюдав за ним в течение некоторого времени, выясняя, как он ведет себя в следующих ситуациях:

  • играя самостоятельно, как часто он пытается привлечь ваше внимание к себе;
  • ищет ли он вас, когда вы находитесь в противоположном конце квартиры, дома;
  • как ведет себя, если в комнате закрыта дверь;
  • в состоянии ли он, без подсказок - чистить зубы, убирать за собой на кухне, в комнате, застелить постель;
  • не боится ли засыпать с погашенным светом.

Если после своих наблюдений, вы приходите к выводу, что из вышеперечисленного многие пункты далеки от совершенства, то значит пора просто-напросто привить их.

Как привить самостоятельность

Только самостоятельного ребенка можно оставить дома одного. Психологи советуют начинать этот процесс с 5-6 лет. Если вы пропустили этот период и теперь перед вами стал вопрос, что делать, дитя боится быть дома без взрослых. Прочтите рекомендации, а главное, постарайтесь их воплотить.

Постепенно, не сразу давайте малышу немного больше свободы, не следите за каждым действием. Оставляйте его одного в комнате, сами же находитесь в другой – это сформирует у него чувство, что он сам, но вы все равно где-то рядом, недалеко от него. Позволяйте ему обслуживать самого себя во время обеда, налить себе молока, отрезать хлеба, положить кашу или суп в тарелку и т. д.

Определите четкие границы поведения, то есть, что можно делать, а что ни при каких обстоятельствах делать нельзя, как то: играть с огнем, электроинструментами, общаться с незнакомыми людьми.

Одновременно с этим, учите его пользоваться телефоном, элементарным кулинарным рецептам, как разогреть еду в микроволновой печи. Удостоверившись, что информация прочно усвоена и успешно применяется на практике, определитесь в главном вопросе: хочет ли ребятенок оставаться.

Сначала оставляйте на небольшие промежутки времени, и со временем вы увидите, что ваш ребенок уже сам в состоянии о себе позаботиться.