Ассоциативное мышление у детей. Ассоциативная теория мышления

Ребенок познает мир с помощью определенных процессов, происходящих в его головном мозгу. Основным познавательным процессом является мышление. Оно определяет многое в жизни взрослого человека и ребенка. Большой процент в психологических исследованиях занимает именно ассоциативная теория мышления. Ассоциации в жизни ребенка определяют его восприятие мира, обучение. В этой статье мы рассмотрим, что такое ассоциации, мышление, основанное на них, а также, как развивать у ребенка процесс познания мира.

Что такое ассоциативное мышление?

Что такое образное мышление у ребенка?

Маленькие дети не способны изучать что-то новое без образов. В раннем детстве малыши еще не могут мыслить абстрактно и ассоциативно, но уже в их головном мозге возникают какие-то образы. Они появляются на основе уже усвоенной информации, поступающей из окружающей среды и от взрослых. Образ для ребенка - это его чувства. Когда крохе снится что-то приятное, он улыбается, а при возникновении плохих образов он плачет. Ребенок уже с ранних лет понимает, что волк - это плохой герой в сказке, так как мама читает его слова грубым голосом, но ведь сам мамин голос нежный и ласковый. Так формируются образы зла и добра, холода и теплоты, основываясь на чувственном опыте малыша.

Связь образов и ассоциаций у детей

Взаимосвязь между этими двумя понятиями непосредственно влияет на поведение ребенка и его адаптации к окружающей среде. Ассоциативная психология мышления подразумевает тесное "сотрудничество" между этими понятиями: сначала в мышлении ребенка возникает образ, затем ассоциация с этим образом, дальше - действие или чувственная реакция на раздражитель. Процесс может происходить и наоборот. Представим следующую ситуацию:

Ребенок слышит слово "прививка", у него возникают ассоциации "боль" - "терпение" - "ограничения" - "тревога" - "боль", а также образ тети в белом халате, которая желает сделать реальными все возникшие ассоциации. В результате мы получаем сформированный чувственный опыт (люди в белых халатах плохие) и неблагоприятную поведенческую реакцию (он плачет и требует, чтобы ему не делали эту прививку).

Развитие ассоциативного мышления у детей

Как развить ассоциативное мышление ребенка? Этот вид познавательного процесса можно стимулировать еще в раннем возрасте. Но процесс развития должен проходить поэтапно. Для этого необходимо знакомить кроху со всеми понятиями окружающей среды и действиями, которые с ними связаны. Затем ребенок учится обобщать (например, названия разных цветов в одно понятие "цветы"), называть, различать.

Для детей дошкольного и школьного возраста существуют упражнения сложнее. Здесь подойдут задания на составление ассоциативных рядов, анализ предметов по признаку, поиска последовательных слов, придумывание сложных ассоциаций. Дети с ранних лет учатся самостоятельности и любознательности, у них хорошо развивается воображение, а также память. К слову, ассоциации являются основой для некоторых мнемических процессов, с их помощью можно развивать память практически до идеальной.

Для взрослых такие тренировки мышления тоже не будут лишними. Они положительно сказываются на адаптации к ситуациям и поисках решения проблем. Кроме этого, упражнения стимулируют работу головного мозга, являясь профилактикой старческой и сосудистой деменций и ряда других психических заболеваний.

Рекомендации психологов по поводу развития ассоциативного мышления

Психологические механизмы, на которых основывается ассоциативное мышление детей, часто игнорируют взрослые, воспринимая плач малыша или его негатив, как ничем не обоснованный каприз. В таком случае важно помнить, что причина его поведения такая же реальная, как и стоящий рядом малыш. Если не отреагировать правильно на его ассоциации и образы, у него могут развиваться различные комплексы.

Существует такой метод диагностики, как тест на ассоциативное мышление. С его помощью можно увидеть уровень его развития у ребенка. Хорошо стимулировать к развитию этот вид познавательного процесса можно музыкой, рисунками, работой с песком, пластилином.

Если развитие проходит без привлечения специалиста, родителю важно помнить о том, что ребенку предоставляется роль ведущего в творчестве. Ориентация должна быть на его потребности, ассоциации, образы и стремления. При каком-то непонятном или настораживающем образе важно проговорить чувства ребенка и настроить его на позитив.

К четырем годам ребенок уже немного повзрослел, стал самостоятельней, но это еще ребенок. В этом возрасте ребенок становится более усидчивым, так как его двигательная активность немного снижается. В четыре года у ребенка появляются новые черты характера, проявляются новые склонности и способности. Меняется поведение.

Действия и поступки становятся более осмысленными и цельными. Малыш может вполне осознанно испытывать обиду, ему бывает стыдно, грустно. Раньше он двигался инстинктивно, а в четыре года движения ребенка имеют конкретную осознанную цель. Психика в таком возрасте ранима и уязвима. Четырехлетние дети очень нуждаются в похвале. Существует проблема: чем же родителям заняться с ребенком 4 лет дома.

Игры с детьми

Все врачи и детские психологи рекомендуют как можно больше гулять. Как правило, в этом возрасте ребенок уже посещает детский сад и у него есть друзья. Играть с ним и гулять намного интересней. Вместе со своими друзьями четырехлетки способны придумать и заняться захватывающими и необычными играми.


Развитие баланса у ребенка можно вырабатывать с помощью вот такой специальной доски

В четыре года ребенка уже можно записать в спортивную секцию или кружок. Нужно в четыре года также заняться развивающими занятиями. Тогда личность ребенка будет развиваться гармонично. На спортивных занятиях энергия детей направлена в нужную сторону, при этом развиваются нужные навыки. Дети становятся дисциплинированными, воспитывается характер, самостоятельность и самодостаточность. Формируется двигательная привычка, что в наше время чрезвычайно полезно. В этом возрасте можно воспитать культуру движений. Надо учить дома правильно прыгать, держать осанку и правильно дышать при движении. Правильная осанка особенно важна в этом возрасте, так как формируются все позвоночные изгибы. В это период не лишним будет обратиться за консультацией к специалисту. Он подберет такие физические упражнения, которые не вызовут перенапряжения детского организма. Делать эти упражнения надо между пассивными делами, желательно, когда у ребенка хорошее настроение по 10-15 минут в день.
Есть огромное количество развивающих подвижных игр для детей четырех лет. В эти игры можно играть и дома. Очень полезно, если вместе с детьми играют и взрослые. Возникнет дружеская атмосфера всеобщего веселья, поднимется настроение. Дети не будут предоставлены сами себе дома. Укрепится эмоциональная связь родителей и детей.

Развитие речи

В 4 года дети могут разговаривать целыми предложениями. Происходит значительное расширение их словарного запаса, поэтому можно придумать, чем заняться с ребенком 4 года находясь дома. В основном, словарный запас ребенка четырех лет расширяется во время детских свободных игр с игрушками. В этом возрасте малыши предпочитают играть с тематическими наборами игрушек. Это могут быть наборы «Доктор», «Магазин» и другие. Во время таких их дети подражают взрослым. Происходит процесс динамического стереотипа, т.е. обучение через копирование поведения. Дети используют в речи тематические слова, обозначающие названия предметов из набора игрушек. Во время игры дети даже копируют интонацию взрослых. Поэтому очень желательная игрушка в этот возрастной период – телефон. Для разговора по телефону подходят все темы. Так родителям следует обязательно воспользоваться данной игрой, чтобы развивать у ребенка умение вести беседу, разговаривать, давать ответы на вопросы.

Прекрасно развивают ребенка и дают возможность весело провести время настольные игры. Они бывают различной тематики. Также оказывают развивающий эффект и обогащают словарный запас. Одна из самых любимых игр - это лото. Самое распространенное – зоологическое с картинками животных. Во время игры со взрослыми дети усваивают многие слова, рассматривают предметы на картинках, выделяют их признаки, части предметов. Так дети четырех лет учатся анализировать, делить на важные детали один предмет. Дети осмысливают, что какие-то особенные детали предмета являются признаками этого предмета. По этим признакам ребенок опознает похожие предметы и объединяет их в группы. Например, у всех слонов есть хоботы, или у всех жирафов есть длинная шея. Чтобы дети могли усваивать больше понятий и предметов, можно приготовить картинки, разрезать их на части и предложить детям собрать. Вот чем дома занять можно на довольно продолжительное время ребенка 4 лет. При этом им надо проговаривать название каждой части.
Также пополнить словарный запас помогают загадки. Загадки бывают в разных формах. Особенно полезны и занимательны загадки в стихотворной форме. Отгадки можно показывать на картинке. Таким образом, у детей формируются правильные образные ассоциации названия предмета с его изображением. В загадках присутствует много названий признаков предмета, описываются качества предмета. Названия изменяются по падежам и числам. В возрасте четырех лет дети хорошо усваивают слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Таких слов много в текстах и потешках. Их можно читать и разучивать наизусть.

Эмоциональное развитие

После трех лет жизни детям надо уже научиться по своему желанию менять силу, интонацию голоса, высоту. Они должны произвольно уметь передавать своим голосом разные чувства, правильно строить интонацию вопроса. Эмоциональная реакция на похвалу создает у ребенка условия для появления самолюбия и чувства гордости Это можно тренировать, читая и пересказывая русские народные сказки. Учить говорить громко и тихо можно с помощью игры «Телефон», «Эхо». Также можно просить рассказать одну и ту же сказку разными голосами и интонациями.
Замечательно развивает речь ребенка игра с пальчиковыми куклами. Этих кукол можно сделать вместе с ребенком. А чем потом занять ребенка 4 лет дома, так это инсценировать сказки в любой интерпретации.
Развивать речь ребенка может помочь совместный просмотр мультфильмов. Половину надо смотреть вместе. Потом придумать срочные дела и отойти в другую комнату, а ребенка попросить потом рассказать, чем закончился фильм.
Дети очень любят петь песенки. Нужно попросить придумать другое окончание песни. Такая игра также помогает пополнять словарный запас и развивает речь.
С детьми, которым четыре года, можно уже играть с пазлами. В этой игре дети также учатся анализировать предметы по признакам, развивается воображение и логика. Тренируется усидчивость и внимание.

Обучение играя

Когда детям исполняется четыре года, можно начинать обучать играя. Можно начать изучать основы математики. Надо изучить основные геометрические фигуры. Этому помогут разрезанные на части картинки фигур. Все фигуры сделать разных цветов. Предложить ребенку собрать их и назвать получившуюся фигуру. Можно попросить описать предметы в доме и сказать, какую фигуру они напоминают. Изучать счет можно выполняя любую работу по дому. Игры позволят научить ребенка хорошо и быстро запоминать, думать Стоит всего лишь попросить ребенка сосчитать предметы. Сейчас есть в продаже много занимательных и интересных развивающих компьютерных игр. Только не следует злоупотреблять временем проведенным ребенком у монитора или телевизора. Надо знакомить детей с графическим изображением цифр. Здесь помогут карточки.
Карточки с картинками разного количества предметов помогут изучить и запомнить графические образы чисел. Карточки помогут научить детей самим изображать цифры. Играть можно, например, в игру «Найди лишнее», где на одной карточке изображено большее или меньшее количество предметов. Очень интересна игра, где надо соотнести конкретную цифру с количеством нарисованных предметов.

И алфавиту тоже при помощи карточек и лучше всего в игровой форме. Эмоциональное подкрепление поможет лучше усвоиться и закрепиться пройденному материалу.

Развитие моторики и сенсорики

Актуальна проблема развития мелкой моторики. Здесь помогут лепка и рисование.
Лепить можно из разного материала. Брать нужно то, что есть под рукой: тесто, пластилин, глина. Полезно учить детей лепить мелкие детали. При этом развиваются мелкие мышцы на пальцах рук. Воспитывается терпение и усидчивость. Слепленную фигурку можно разукрасить красками. Развивается воображение. Параллельно изучаются цвета, способы сочетания цветов, тренируется внимание. Во время лепки можно изучать овощи и фрукты. Их цвет, свойства и признаки. Лепка дает ребенку способность самому моделировать окружающий мир. Дает возможность показывать свое представление окружающего мира. Этот мир можно потрогать, с ним можно поиграть. Он почти как настоящий. Со слепленными фигурами и предметами можно играть в игры. Это самое понятное для самостоятельного постижения занятие. Лепка системно влияет на развитие детей. Повышается сенсорная чувствительность. Дети более тонко начинают воспринимать форму, фактуру предмета, его пластику. Лепка развивает общую умелость и ловкость рук. У детей формируется умение планировать работу для реализации задуманного, умение корректировать свои первоначальные планы. Однако самое главное, что лепка учит видеть красоту, чувствовать эстетику предмета.

Восприятие мира


Рисование овощами для детей - отличное занятие

Рисовать любят все дети. Через рисование дети выражают самого себя. Цветом и образами они показывают свои представление о мире. Рисование учит мыслить и фантазировать. Нарисовать можно все что угодно, и даже то, чего не существует. Дети в четырехлетнем возрасте прекрасно умеют фантазировать. Рисование помогает придать их фантазиям реальные образы. Занять детей дома можно с помощью раскрасок. Раскраски могут тематическими. С раскрасками можно учиться считать, изучать основы математики. Мелкую моторику развивать помогает раскрашивание мелких деталей. Рисование поможет выяснить, какое настроение у ребенка. Поможет выявить его страхи и опасения. Яркие краски рассказывают о хорошем настроении, а мрачные о плохом. Считается, что рисование оружия, войны говорит об агрессии ребенка. То, как ребенок изображает дом, родителей, рассказывает о взаимоотношениях в семье. Но прежде всего рисование помогает развивать творческие способности и креативность детей. Не следует критиковать рисунки ребенка и то, как он их нарисовал. Рисовать можно разными способами: цветными карандашами, акварельными красками, гуашью, цветными мелками и даже руками. Рисовать можно на бумаге, на специальной доске. Можно рисовать цветными мелками на асфальте. С сюжетными рисунками можно рассказывать сказки и истории. Рисование развивает наблюдательность, умение замечать детали.

Изучение иностранного языка в 4 года

Родители, которые не знают, чем заняться дома в плохую погоду с ребенком 4 лет, могут начать изучать иностранный язык. Четырехлетний возраст идеально подходит для начала изучения иностранного языка. Тут тоже подходят разные способы. Можно использовать обучающие мультфильмы, игры, компьютерные программы соответствующие возрасту. В четыре года дети еще усваивают родной язык, поэтому им легко одновременно изучать и новые слова на иностранном языке. Следует изучать иностранный язык в форме увлекательной игры. В этом возрастном периоде дети впитывают все новое как губка. Изучать помогут карточки с картинками, пазлы букв алфавита. Прекрасно подойдет разучивание всевозможных стишков и загадок. При их изучении хорошо было бы создавать образные ассоциации. Но нельзя заставлять ребенка учить.

Возраст четырех лет – это тот возраст, когда можно «лепить» из ребенка все что угодно. Главное здесь найти золотую середину, чтобы ребенок развивался цельно и гармонично.

Если взрослые не могут определиться, чем увлечь ребенка можно в 4 года, не должны стесняться обращаться за помощью и консультацией к квалифицированному психологу или педагогу. В каждом городе есть образовательные организации с такими специалистами. Существуют курсы и проводятся совместные занятия детей с родителями. Все в руках самих родителей.

Похожие материалы

Игра дает представление об основных геометрических фигурах, учит определять форму предметов, развивает наблюдательность, навыки классификации и самопроверки.

Изготовление игры

Распечатать данные ниже карточки на цветном принтере и наклеить на плотный картон. Вырезать аккуратно по контуру. Для того, чтобы детали дольше служили, рекомендуется обклеить их прозрачным скотчем. Игру следует проводить на ровной поверхности, не стесняющей движений ребенка; напомните малышу названия геометрических фигур, если он их забыл; продолжительность игры зависит от интереса и усидчивости ребенка (10-15 минут).

Собери квадрат

Цель игры. Познакомить ребенка с геометрическими фигурами, развить наблюдательность, зрительное восприятие, навыки самопроверки.
Задача игрока. Собрать вокруг центральной карточки с геометрической фигурой четыре карточки с изображением предметов такой же формы.
Ход игры. Игроки берут по одной центральной карточке с геометрической фигурой, остальные карточки находятся у ведущего. Ведущий показывает любую карточку. Игрок, на геометрическую фигуру которого похож изображенный предмет, берет карточку у ведущего и прикладывает к своей. Проверить, правильно ли подобраны карточки, игроки могут, ориентируясь на их форму: в собранном виде карточки должны образовать правильный квадрат. Побеждает тот, кто сделает это первым. Можно провести игру на скорость, когда две карточки с предметами лежат перед игроками изображением вверх и среди них нужно как можно быстрее найти подходящие.

Фигуры и формы

Цель игры. Познакомить ребенка с геометрическими фигурама, развить тактильное восприятие, мелкую моторику, наблюдательность.
Ход игры. Взрослый ведущий может провести дополнительные игры-занятия, используя карточки с геометрическими фигурами.
  1. Попросите ребенка закрыть глаза и вложите ему в руку одну из фигур. Задача игрока - определить на ощупь, что это за фигура. Предложите ему сосчитать количество углов, сторон и т.д.
  2. Фигуры могут помочь ребенку в рисовании. Например, если у малыша не получается нарисовать ровный круг, он может обвести и раскрасить соответствующую фигуру. Получится солнышко (или апельсин, или мяч...). Чтобы н испортить карточки, при обведении положите их изображением вниз.
  3. Выберите любую фигуру и покажите ее игрокам. Они должны по очереди называть предметы той же формы, что заданная фигура. Например, на круг похожи тарелка, солнце, блин, апельсин, мяч, глобус и т.д. Игрок, последним назвавший слово, берет фигуру себе и становится новым ведущим.
Круг Квадрат

Ромб Прямоугольник

Как обычно проходит подготовка дошкольника к первому классу? Правильно, его учат читать четко, не забывая про знаки препинания, писать ровно и красиво. Его заставляют осваивать основные математические действия и тому подобные знания, которые должны пригодиться ребенку в школе. Но почему-то никто не задумывался и не задумывается до сих пор о том, что необходимо подготовить к школе еще и память ребенка. И именно развитие памяти будет способствовать скорейшему усвоению информации.

Можно сказать, что память - это то, что будет закреплять знания в сознании ребенка. Именно поэтому прежде чем преподавать ребенку основы школьной программы следует помочь ему научиться техникам быстрого запоминания . Не забывайте, что хорошая память - это гарантия того, что ребенок будет успешно учиться в школе.

Что такое память?

Память - это то, что мы помним долгие годы, а именно - образы и ассоциации в нашем сознании . Особенно надолго запоминаются те события, которые когда-то поразили нас, оставили след в душе. Это может быть поездка на море со всей семьей. Тогда вы будете помнить даже текстуру песка у вас под ногами и песочный замок, который вы строили с мамой. В вашей памяти всплывут эмоции, которые вы испытывали во время этой поездки и все ощущения, в мельчайших подробностях.

А вот сможете ли вы вспомнить формулу бензола? Или порядок разложения трехчлена? Это вряд ли воскреснет в вашей памяти так быстро, как вышеперечисленные образы, не правда ли? Причина этому то, что когда вы учили все эти формулы и алгоритмы процессы запоминания были практически не задействованы.

Как мы вспоминаем что либо? Зачастую, с помощью ассоциаций и образов того, что нужно вспомнить. Чем более крепкую ассоциативную связь мы установили с тем или иным предметом, тем лучше мы его запомним. Именно поэтому так важно развивать в дошкольнике абстрактно-образное мышление , ведь именно оно станет основой для развития быстрого и длительного запоминания.

Виды памяти

Видов памяти на сегодняшний день выделено огромное количество. Все они отличаются ведущим анализатором, точностью, качеством и длительностью. Так выделяют оперативную, механическую, логическую память. В зависимости от срока действия выделяют кратковременную и долговременную память. В зависимости от волевого аспекта существует произвольная и непроизвольная память. По анализаторам, которые задействованы в процессе запоминания, выделено зрительную, слуховую, кинестетическую память.

Как развивается память? Несмотря на вид, тип памяти, механизм развития у всех один и тот же. Главным условием запоминания является яркость и образность информации, которую необходимо запомнить. Как мы уже говорили, чем больше нас поразило то или иное явление, тем лучше мы его запомним. А значит, для того чтобы ребенок запомнил цифры и формулы, которые обычно ни у кого не вызывают интереса, необходимо раскрасить их яркими образами.

Итак, главное, что должны помнить родители - информация, которую нужно запомнить ребенку должна быть интересной и увлекательной, и самое важное - понятной малышу. Пусть ребенок учится понимать свои эмоции, прислушиваться к ним, а вы уж постарайтесь сделать так, чтобы цифры и алгоритмы стали для малыша яркими образами и вызывали положительные эмоции.

С помощью игр на развитие памяти ребенок не только научится техникам быстрого запоминания, но и научится обращать внимание на те мелкие явления, которых раньше не замечал.

Раздвигаем границы воображения

Итак, начнем со странных на первый взгляд заданий, которые помогут ребенку развить абстрактно-образное мышление. Спросите ребенка «Как, по-твоему , звучит пушистое облако?» «Какая на ощупь радуга?» попросите нарисовать животное, которое никто никогда не видел или запах любимых маминых духов. Взрослый человек даже задумываться не стал бы над такими несуразными вопросами. А вот ребенку это будет очень интересно.

Придумываем ассоциации

Называем ребенку любые слова, которые он знает. Задача малыша - сказать, с чем у него ассоциируются названные слова. Ребенок должен охарактеризовать каждое сказанное вами слово по такой схеме: цвет, запах, форма, текстура, вкус. Вы можете помочь ребенку, если ему трудно подобрать подходящее слово: выпишите прилагательные, которые соответствуют названным категориям. Читайте их вслух, а ребенок будет выбирать подходящую характеристику.

Потом можно поиграть наоборот. Вы перечисляете пару характерных черт какого-либо предмета, а ребенок должен угадать, о чем идет речь. Тут уже и вы сможете развить свое абстрактно-образное мышление, подбирая к знакомым словам характеристики.

Создаем образы

В этой игре можно использовать любые мелкие предметы. Выдайте ребенку спички, пуговицы, бумагу, мелкие детали конструктора. Из всего этого малыш будет создавать образы. Вы диктуете слова, а малыш выкладывает из мелких деталек образ, который ассоциируется у него с этим словом.

Визуализируем

Теперь образы, которые ассоциируются у ребенка с названным словом, ему нужно либо нарисовать, либо описать словами. Важно в этой игре использовать слова незнакомые ребенку, чтобы он фантазировал, подключал воображение. Как выглядит субмодальность? Опиши электрификацию и абракадабру. И так далее. Чем сложнее слова, тем интереснее играть.

Оживляем предметы

Пусть ребенок выберет любую приглянувшуюся ему вещицу и… оживит ее. Что бы, например, рассказала нам ручка, если бы была живой? Чем бы она занялась, куда бы пошла? Пусть ребенок опишет ее голос, то, как она передвигается, ее характер. Можно даже предложить ребенку устроить спектакль, где главные роли будут исполнять ожившие чашки, ложки, ручки, карандаши и так далее.

Запоминаем

В эту игру, наверное, играли многие. Перед ребенком несколько карточек с картинками. Он запоминает их, переворачивает и называет, что изображено на каждой картинке. Постепенно увеличивайте количество карточек, и уменьшается время, за которое малыш должен запомнить картинки. С помощью карточек можно научить ребенка ассоциативному запоминанию. Так, например, ребенок выкладывает карточку, на котором изображен, например, мяч. Вы в это время говорите слово, которое никак нельзя связать с мячом, например «шкаф». Ребенок должен провести ассоциацию между этими двумя предметами, так, чтобы запомнить слово, которое вы продиктовали.

Внимательно наблюдайте за ребенком, чтобы выяснить, каким типом памяти он обладает. Как известно, существует три основных типа памяти: визуальная, аудиальная и кинестетическая . Понятно, что ребенку с визуальным типом памяти гораздо легче запомнить предмет или информацию, если он ее увидит. Аудиалам легче запоминать на слух, а кинестетикам - на ощупь, с помощью ощущений. Если вы выявили ведущий типа памяти своего ребенка, все упражнения должны быть направлены на развитие остальных типов памяти.

Далее представленные техники, которые помогут не только развить память ребенка, но и понять, какой типа памяти является у него ведущим. Если ребенку легко удается запомнить зрительные образы, но практически не получается запоминать «на слух», то он явно относиться к визуальной группе. Используя нижеперечисленные техники, вы поможете ребенку развить те способы запоминания, которые являются слабыми на данный момент.

Логические связи

Если малышу трудно запоминать разрозненные слова или образы, научите его создавать логические связи между всеми перечисленными словами. Таким образом, по цепочке ассоциаций ребенок восстановит весь список слов, которые вы ему прочитали. Например, он может на ходу придумывать рассказ, используя продиктованные слова. Потом ему останется только вспомнить этот рассказ, и нужные слова всплывут в памяти сами собой.

Цепочки ассоциаций

Если ребенку сложно запомнить незнакомые ему слова: термины или слова иностранного происхождения, этому тоже можно помочь. Ребенку нужно запоминать не слова, а те ассоциации, которые появились у него в связи с прочитанным словом. Каждая ассоциация потянет за собой и слово, которое нужно вспомнить.

Звуковые сходства

Эта техника очень хороша для запоминания иностранных слов. Вы просто подбираете русское слово, которое звучит так же, как интересующее вас иностранное и проводите между ними ассоциативную связь. Например, нужно запомнить слово «ball» - мяч. Есть слово «боль», которое произносится, похоже. Значит, вас задели МЯЧОМ, и вы чувствуете БОЛЬ.

Ассоциации из жизненного опыта

Пусть ребенок учится проводить связь между тем или иным явлением и собственным жизненным опытом. Например, ребенку нужно запомнить текст, повествующий о морских рыбах. Напомните ему, что вы ездили на море и там ныряли с аквалангом. На дне вы видели множество красочных рыб, которые плавали неподалеку. Связывая текст с личным опытом, ребенку будет намного легче запомнить его.

Преувеличение и раскрашивание

Нужно запомнить черно-белый образ? Разукрасьте его! Если ребенку сложно запомнить образ чего-то маленького, пусть увеличит его в своем воображении. Преувеличивая и разукрашивая, делая образ ярче, ребенку гораздо легче его запомнить.

Входим в картинку

Очень хорошим способом запомнить изображение - войти в него. Пусть малыш вообразит, что стал участником картины. Тогда ему будет легче запомнить все самые мелкие детали, которые на ней изображены.

Оживляем и сопереживаем

Этот метод еще называют тактильной и обонятельной памятью. Любой образ можно представить в виде реального предмета. Можно придумать его цвет, форму, вкус, запах. Оживляя и материализуя, таким образом, незнакомые и сложные слова, их гораздо легче запомнить. Ведь правда, слово «генетика» становится проще, если представить его в виде шершавой спирали с определенным запахом и цветом?

Передозировка информации

Чтобы малыш учился запоминать мелкие детали текста или предмета, используйте больше информации, чем представлено в исходном материале. Акцент делается на мелких, неважных деталях. Таким образом, ребенок учится видеть даже самые незаметные детали.

Цифробуквенное кодирование

Ребенку изначально сложно запоминать цифры, так как они более абстрактны, чем слова и образы. Поэтому нужно «оживлять» цифры, чтобы ребенку было проще их воспринимать. Каждую цифру можно представить в виде какого либо предмета. Например, единицу можно представить в виде палки, двойку - в виде лебедя и так далее. Таким образом, чтобы вспомнить нужную цифру, ребенок будет вылавливать нужный образ из сознания, и проводить ассоциацию.

Каким методом пользоваться?

Каким образом ребенку выбирать технику запоминания в том или ином случае? Самое первое, что вы должны сделать: отработать все техники запоминания до такой степени, чтобы ни одна из них не вызывала у ребенка сложностей. Тогда каждая техника будет сама собой всплывать в сознании ребенка, если ему нужно будет что-то запомнить.

Занятия для развития памяти должны быть для ребенка игрой. Нельзя забывать о том, что рутина и обязаловка убивает заинтересованность малыша. А раз техники запоминания - это игры, то вы можете играть где и когда угодно. Даже сидя в очереди к врачу или гуляя в парке, вы можете играть с малышом в ассоциации, рисовать образы палочкой на песке и так далее. Главное, не забывайте, что дошкольник может заниматься одной деятельностью не дольше 20 минут - потом внимание рассеивается и ему нужно предлагать другое развлечение.

Запоминаем стихи

Как малышу будет легче учить стихи? Конечно с помощью создания образов и ассоциативных связей. Алгоритм таков: вы медленно читаете стих, пока ребенок с закрытыми глазами слушает и создает в сознании образы каждой строчки . Чем больше деталей и подробностей будет в образе стихотворения, тем легче ребенку будет воспроизвести текст. С помощью воображения ребенок вселяется в стихотворение и становится его действующим лицом. Потом ребенку нужно будет всего лишь описать картинку, которую он вообразил, и в сознании сразу всплывут те строки, которые он оживлял. Главное объяснить ребенку, что такое рифма и ритм и тогда малыш будет рассказывать стих, а не описывать его своими словами.

Как запомнить большой объем информации?

Если малышу нужно запомнить большой текст или сложную тему, рисуйте вместе с ним карту памяти . Рисовать на сей раз нужно не в воображении. А на простом листе бумаги, используя карандаши и ручки. В центре листа пишется основная тема текста, который нужно запомнить. Далее, от темы отходят стрелочки, которые изображают блоки текста с ключевым словом каждого блока. С помощью символов, рисунков и подписей, ребенок будет выражать свое мнение о тексте, то, что он понял в нем и то, что чувствовал, когда читал его. Позже ребенок сможет таким же образом создавать карту памяти уже у себя в мозгу, без бумаги и ручек.

Когда начинать тренировать память?

Память ребенка можно развивать уже с 10 месяцев . Например, можно попросить ребенка найти нужную игрушку, маму, указать, какой предмет пропал из ряда разложенных перед ним вещей. Чем старше ребенок, тем сложнее будут задачи. Например, ребенку нужно будет на ощупь узнавать и называть предметы. С помощью таких игр будет развиваться тактильная, двигательная память и мелкая моторика рук. Еще можно играть с малышом в «Зеркало», когда ему нужно повторять ваши движения с увеличивающейся скоростью.

Кроме игр и упражнений способствовать развитию памяти малыша можно с помощью чтения книг, заучивания на память стихов. Загадки, головоломки и ребусы способствуют развитию логического и абстрактно-образного мышления, а значит и памяти.

Добрый день, дорогие читатели!

Наверное, каждому из вас знакома игра в ассоциации: когда один человек называет слово, а другой – ассоциацию к нему. Мы с дочкой (2г 8м) придумали свою игру в ассоциации для детей , которая позволяет развить не только ассоциативное мышление, но и память, внимание.

Игра в ассоциации также:

  • развивает связанную речь;
  • учит ребенка описывать предметы;
  • учит обобщению;
  • помогает изучать иностранные языки.

Правила игры в ассоциации для детей

Для игры в ассоциации вам потребуется несколько разных предметов. Это могут быть мягкие игрушки, куклы, наборы карточек, маленькие игрушки от киндер-сюрприза, машины разных марок. Исходите из того, что на данный момент интересно ребенку.

Суть игры состоит в том, что мама загадывает один предмет и начинает описывать его, а задача ребенка угадать задуманное. Потом мама и ребенок меняется местами.

В игре может быть несколько уровней сложности.

Самый простой вариант, когда все предметы лежат перед ребенком. Мама при этом просто выбирает один из них и рассказывает о нем. Угадать ребенку в этом случае будет легче всего. Да и самому предмет описать проще, ведь он видит его.

Другой вариант, когда все игрушки остаются перед глазами ребенка, а один прячется за спину. Так отгадывать и описывать уже сложнее. Чтобы дать описание, ребенок должен хорошо помнить игрушку, а это уже тренировка памяти.

И самый сложный вариант, когда вы с ребенком предварительно изучаете игрушки, участвующие в игре, потом убираете их с поля зрения ребенка, а один предмет прячете за спину и даете ему описание. Для большего интереса этот предмет можно поместить перед собой и накрыть платком.

Как мы играем в ассоциации

Игра приносит Анютке огромное удовольствие. Мы играем по второму и третьему варианту. Предметы для игры в ассоциации она приносит сама очень разные. Иногда они остаются прямо перед глазами (но не в ряд, а расставленные в разных местах в пределах комнаты), а иногда мы убираем. Чтобы играть было веселее, я порой специально ошибаюсь, удивляюсь, и веду себя очень эмоционально.

Описывать игрушки начинаю я, Анютка отгадывает. Ей, конечно, рассказать о предмете сложнее, но с каждым разом получается все интереснее и интереснее.

Сначала описание дочки было коротким:

«Анечка, кого же ты спрятала, опиши, пожалуйста?»

«Кота!» — довольно отвечает Аня.

«А какой он?» — я задаю наводящий вопрос.

«Ну, он желтый, с лапами» — отвечает дочка.

К игре можно подключить изучение английского языка: новые слова запоминаются моментально. Как? Очень просто: мама начинает отгадывать название игрушек на английском языке: a cat? a dog? Кстати, Аня очень быстро переключается, и тоже начинает отгадывать на английском. А если не знает, то тут же спрашивает: «а как бык будет на английском?» Так что, если вы не знаете где выучить английский — игра вам поможет запомнить много новых слов.

Вот такая простая и веселая игра. И не просто игра, а отличный инструмент мамы для .

Попробуйте! Вам понравится!