Актуальные проблемы и направления дошкольного образования. Специалисты назвали основные проблемы дошкольного образования в россии

ООО Лаборатория судебных экспертиз «Информационно-контрольное бюро»
В некоторых регионах страны до сих пор остро стоит проблема нехватки мест в детских садах. Более того, согласно Федеральному Закону «Об образовании в РФ» № 273, вступившем в силу с 1 сентября 2013 года, рассчитывать на обучение в дошкольном учреждении могут дети возрастом от 3 до 7 лет! В результате: большинство матерей не может выйти из декретного отпуска раньше срока, чтобы финансово помогать семье в это экономически сложное время.

Получилось так, что ясельные группы не отменили, в них просто перестали набирать детей. Произошло это после внесённых правок к закону «Об образовании», согласно которым детские сады получили единую организационно-правовую форму — дошкольная образовательная организация.

Согласно внесённым правкам, термин «дошкольное образование для детей от 2 месяцев до 3 лет», другими словами, «ясли», заменили «дошкольным развитием». Ранее детские сады делились на ясли и детский сад и были обязаны предоставлять дошкольное образование ребёнку с двухмесячного возраста. Со 2 ноября 2013 года все детские сады в России, независимо от их организационно-правовой формы, работают по единым правилам. Согласно новому порядку, ребёнку до трёх лет детские сады не будут предоставлять дошкольное образование, а будут осуществлять только развитие ребёнка.

Вроде бы и ничего не поменялось, ребёнка, как и раньше, можно отдать в детский сад. Но в соответствии с пунктом 29 Приказа Минобрнауки РФ от 27.10.2011 № 2562 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении», «количество и соотношение возрастных групп детей в дошкольном образовательном учреждении определяется учредителем». Это значит, что учредитель в лице муниципалитета (городских властей) вправе решить, кого брать в детский сад и ясли, а кого не брать. Несмотря на то, что в документе нигде не сказано, что ясельные места нужно сокращать, на местах происходит сокращение именно ясельных групп. Сперва их просто перестали укомплектовывать, а затем они постепенно исчезли.

Пребывая в отпуске по уходу за ребенком, родительницы получают мизерное пособие, которое может быть приятной надбавкой к чему-то, но вряд ли самостоятельным доходом, позволяющим обеспечить себя и ребенка всем необходимым. Вот и выходит, что пристроить дитё в детский сад — иногда единственная реальная возможность для мам продолжать карьеру и вносить свою лепту в семейный бюджет. Для большинства среднестатистических родителей этот доход — насущная необходимость. Со вступлением закона в силу, около 2 млн. семей обречены с трудом сводить концы с концами.

Однако, представители различных ведомств советуют всерьез задуматься о няне, если ребенку еще нет трех лет. Но вновь вопрос упирается в деньги. Откуда их взять, ведь услуги няни в среднем в час стоят 200 рублей. При 8 часовом рабочем дне, даже не считая время на дорогу, в день составляет уже 1600 рублей, а в месяц более 30000 рублей. Безусловно, в зависимости от региона, от возраста детей расценки могут быть разные, но суть от этого не меняется.

В Российской империи ясли появились вскоре открытия первых детских садов. Само название — «Детский сад» пришло из Германии и было придумано в 1837 году педагогом Фридрихом Вильгельмом Августом Фрёбелем. Название «Детский сад» он придумал из соображений, что дети — цветы жизни, требующие умелого и тщательного ухода и выращивать их должны садовницы.

В 1837 году в Коломне были открыты дневные детские комнаты — первый детский сад. Первоначально здесь получили опеку 6 мальчиков и 11 девочек, через год число детей возросло до 112. Это было сделано по просьбе матерей-работниц, чтобы «бедным лицам женского пола свободного состояния доставить способы к производству рукодельных работ, посредством которых они могли бы честным и полезным образом снискивать содержание себе и своим семьям». В России воспитание малолетних долгое время осуществлялось только в частных и церковно-приходских начальных школах и в отдельных благотворительных заведениях.

Популярность первого в истории России детского сада была настолько велика, что уже через год после его открытия, в 1838 г., правительство учредило особый Комитет главного попечительства детских приютов. Руководила комитетом сама императрица Александра Федоровна. Комитет подготовил специальное Положение о работе детских приютов. 27 декабря 1839 г. оно было высочайше утверждено. Согласно этому Положению, приюты в России должны были создаваться в основном на средства общественной и частной благотворительности. Государство наблюдало лишь за учебным процессом и нравственным воспитанием детей в них. Комитет обратился к провинциальным властям с призывом помочь бедным детям и их родителям.

Система дошкольных образовательных учреждений активно развивалась, и через три десятилетия в России появилось несколько десятков детских садов: платных и бесплатных, для дворян и интеллигенции, рабочих, а также приютов для сирот.

В это время начали организовываться образовательные курсы для воспитателей, проводились лекции и «тренинги», выпускалась соответствующая литература.

В 1890—1900-ые годы детские сады различных типов, как и ясли (иногда эти понятия не разделялись), получили в Санкт-Петербурге широкое распространение. Они действовали при гимназиях с педагогическими классами, в приходах православных и иноверных храмов, нередко устраивались заводчиками при промышленных предприятиях.

В 1898 г. на острове Голодай был открыт бесплатный народный детский сад, а при нем — «Сельскохозяйственный приют». Приют-ясли являлись самым популярным учреждением из тех, что были в ведении городских попечительств, у неимущих классов. Целью создания таких приютов было оказание помощи малолетним детям, остававшимся на весь день без надлежащего присмотра у матерей — фабричных работниц или поденщиц, с утра до вечера из-за работы отсутствовавших дома. Такие приюты-ясли были открыты с 6−7 часов утра до 7−8 часов вечера ежедневно, кроме праздников. Помимо собственно приюта, дети также получали в них пищу и одежду, дети были под постоянным присмотром дежурных сотрудниц, а иногда и особой смотрительницы. Кроме того, преследовалась цель хотя бы в течение дня изолировать детей от вредного влияния окружающей их среды, их религиозного и нравственного воспитания. В одних городских попечительствах было два отделения: одно для младших детей до шести лет, а другое для детей от шести до девяти лет. В других же попечительствах эти отделения были самостоятельными учреждениями: ясли и дневной приют (детский сад).

Безусловно, нельзя сравнивать первые детсады и сегодняшние. И дело не только в том, что сегодня мы живем в веке быстрых технологий, информатизации и компьютеризации общества, «продвинутых» детей. Дело в том, что сегодня одной из главной функцией детсадов является подготовка детей к школе, тогда как раньше в центре внимания были творческие способности ребенка, его интересы и он сам. Детей воспитывали в духе патриотизма, с детства прививали моральные ценности.

За последние четверть века количество дошкольных учреждений сократилось почти вдвое — с 76 тыс. до 45 тыс. Недостаток детских садов создаёт условия, при которых родители рады любому месту, что сказывается на качестве предоставляемых услуг. Так, Институт изучения детства, семьи и воспитания в своем ежегодном рейтинге детских садов уже несколько лет подряд ни одному региону России не ставит отметку «отлично», общий вывод рейтинга: дошкольное образование лучше всего в богатых нефтяных регионах Сибири и на Юге страны, а во многих иных регионах не дотягивает даже до минимальных стандартов.

Другая проблема — педагогические кадры. В современном образовании, опирающемся на вариативность и разнообразие, фигура педагога становится центральной. Но чтобы реализовать свое право на академическую свободу, он должен обладать соответствующими компетенциями, должен понимать, как именно строить образовательный процесс в условиях вариативности. А в наших детсадах, отмечается в докладной, «обычно работают люди, подготовленные по устаревшей модели или вообще не имеющие профессиональной подготовки. Социальный статус профессии пока еще низок. Да и уровень зарплат дошкольных педагогов, которые являются самыми низкими в образовании, никак не соответствует самой высокой ответственности за судьбу ребенка».

В 2017 году в поселках страны средняя зарплата воспитателя не превышает 10000 рублей. Зарплата помощника воспитателя ниже. В частности, в Московском детском саду она составляет от 5500 до 18000 рублей. Няня в Кировской области получает 5500 рублей.

Согласно статистическим данным, в 2016 году оклад преподавателей вузов составил 55 тысяч рублей, а педагоги общего образования теперь получают более 33 тысяч рублей. По крайней мере, так гласит статистика.

Получается, что люди, которым мы доверяем своих детей еще в беспомощном возрасте, которые должны стать примером для них и следить за их безопасностью, за развитием способностей, интересами, получают самую маленькую заработную плату. Но ведь во многом от них зависит будущее ребенка, так как именно в этом возрасте формируется характер детей, будущая личность. Наверное, неслучайно говорят, что воспитатель — это не профессия, а состояние души, потому иначе очень сложно понять, как люди могут выкладываться и получать удовольствие от работы за считанные копейки.

2018−2027 годы станут в России Десятилетием Детства. Этот проект станет закономерным продолжением Национальной стратегии действий в интересах детей, которая завершается в этом году.

Защита детства — приоритет любого государства, не только с гуманитарной точки зрения, но и с точки зрения инвестиций в будущее: рано или поздно сегодняшние дети станут опорой того экономического роста, источники которого сейчас ищут российские власти.

Очень надеемся, что приведенные ниже данные в скором времени начнут меняться в лучшую сторону:

В России по меньшей мере 4,5 миллиона детей живут за чертой бедности, и экономический кризис продолжает увеличивать это число.

54,2% российских детей в возрасте не имеют возможности уехать из дома на каникулы на неделю за год и более. Самая распространенная причина — затруднительное финансовое положение родителей.

У 31% детей нет снаряжения для активного отдыха вне дома (велосипеда, роликов и так далее).

По признанию главы минтруда Максима Топилина, «60%, а то и 70% бедных — это семьи с детьми».

В России две тысячи детских домов и 67000 их воспитанников. У 90−95% сирот родители живы, еще 27 тысяч детей учится в 150-ти школах-интернатах. Десять процентов детдомов и интернатов не имеют элементарных условий, 48% требуют капремонта, 5 находятся в аварийном состоянии. 40% выпускников детдомов становятся алкоголиками, 40% попадают в тюрьмы, 10% кончают жизнь самоубийством и только 10% могут устроиться в жизни.

Дети в раннем детстве беззащитны, восприимчивы и невинны. В этом возрасте они как никогда нуждаются в заботе, внимании, любви, опеке. Окружение ребенка сильно влияет на его будущее. Он запоминает, а в последующем копирует модели поведения взрослых. Поэтому так важно, чтобы дома у ребенка были любящие родители, в детском саду — профессионалы своего дела, а государство, в свою очередь, должно дать возможность для достойного развития детей. Ведь главное, чтобы дети были счастливы!

Галина Васильева
Дошкольное образование в современной России: проблемы и перспективы развития

В статье 43 Конституции Российской Федерации , принятой в 1993 году, гражданам РФ гарантируется "общедоступность и бесплатность дошкольного , основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях ". В соответствии с Законом РФ "Об образовании " в редакции Федерального закона от 13.01.1996 12-ФЗ (п. З. ст. 5) государство ". гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования . ". В течение более чем десяти лет отмечалось очевидное противоречие между Конституцией Российской Федерации , являющейся основным законом России , и Законом Российской Федерации "Об образовании " в части государственных гарантий прав граждан в области образования . Подобная юридическая коллизия порождала соответствующее отношение к дошкольному образованию со стороны чиновников всех уровней как к образованию необязательному (в отличие от общего образования , причем необязательному не с точки зрения того, что ребенок-дошкольник имеет право на получение образования , как в условиях дошкольного образовательного учреждения , так и в условиях семьи, а с точки зрения того, что органы власти не обязаны обеспечивать общедоступность дошкольных образовательных услуг .

Таким образом , несмотря на изменение законодательной базы, ситуацию в образовании в целом , а в дошкольном образовании особенно , в настоящее время можно охарактеризовать как кризисную. Любой кризис порождает острую необходимость в реформировании чего-либо. Согласно Федеральному закону "Об образовании " с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22.08.2004 122 - ФЗ, решение стратегических проблем образования по-прежнему входит в компетенцию Российской Федерации .

Дошкольное воспитание как первая ступень образования , на которой закладываются основы социальной личности и важнейший институт поддержки семьи за последние 10 лет прошло сложный путь вписывания в новые реалии. Первоначальное резкое сокращение охвата детей дошкольным воспитанием к 1995 году стабилизировалось. В настоящее время около 55 % детей посещает детские сады (например, в скандинавских странах, таких детей – около 90 %) .

Как показывают многолетние исследования, полноценное развитие ребенка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни – полноценной семьи и детского сада. Семья обеспечивает необходимые ребенку интимно-личностные взаимоотношения, формирование чувства защищенности, доверия и открытости миру. Вместе с тем, семья и сама нуждается в поддержке, которую и призван оказывать ей детский сад - родители могут работать и учиться, не испытывая при этом чувства вины, что ребенок в это время заброшен, они могут быть уверены, что ребенок находится в комфортных условиях, нормально питается, с ним занимаются педагоги. К тому же система дошкольного воспитания традиционно дифференцированно подходила к родительской плате, малообеспеченные семьи получали льготы, т. е. осуществлялась их адресная поддержка, сегодня это происходит, к сожалению, лишь в отдельных регионах. Очевидно, что современных условиях традиция дифференцированной родительской платы должно быть сохранена.

А что дает детский сад самому ребенку? Главное преимущество детского сада наличие детского сообщества, благодаря которому создается пространство социального опыта ребенка. Только в условиях детского сообщества ребенок познает себя в сравнении с другими, присваивает способы общения и взаимодействия, адекватные различным ситуациям, преодолевает присущий ему эгоцентризм (направленность на самого себя, восприятия окружающего исключительно с собственной.

В настоящее время изменилась и сама система дошкольного образования . Введена дифференциация дошкольных образовательных учреждений по видам и категориям. К существовавшему ранее единственному виду - “детский сад” добавились новые – детский сад с приоритетным осуществлением интеллектуального или художественно-эстетического, или физического развития воспитанников , детский сад для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии , присмотра и оздоровления, центр развития ребенка и др . С одной стороны, это позволяет родителям выбирать образовательное учреждение , соответствующее их запросам, с другой стороны, большинство этих видов (за исключением, коррекционных - для детей с серьезными нарушениями в здоровье) не отвечает закономерностям детского развития .

Организация работы с маленькими детьми в современных условиях предъявляет особые требования к профессионализму и личностным качествам педагогов. Вместе с тем сегодня молодые специалисты, получившие образование , практически не идут работать в детские сады. Причина этого не просто маленькая, а мизерная зарплата, не достигающая прожиточного минимума. Труд педагога в детском саду, отвечающего за жизнь и здоровье детей, ведущего многоаспектную воспитательную работу, требует огромных затрат душевных и физических сил. И только такие педагоги смогут достойно воспитать детей. Отсюда следует краткий вывод : достойным педагогам – достойную зарплату.

В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования предполагается ввести долевое финансирование, предполагающее оплату государством только фиксированного объема образовательных услуг детских садов . Однако специфика образования в дошкольном учреждении состоит в том, что оно, в отличие от школы, осуществляется в течение всего дня и не сводится только к учебным занятиям (необходимо научить ребенка мыть руки, правильно есть, вежливо вести себя в разных ситуациях, быть аккуратным, играть и сотрудничать с другими детьми и многому другому). Поэтому образовательные услуги дошкольных учреждений свести к 3-4 часам практически невозможно. Столь же неприемлемо разделение родительской оплаты за содержание ребенка (в основном, питания, в котором так нуждаются сейчас многие дети) и бюджетного финансирования образования .

Развитие маленьких детей во многом зависит от окружающей их предметной среды (игрушек, пособий, материалов для рисования, лепки, конструирования, книг, музыкальных инструментов, физкультурного оборудования и др.). Решение проблем организации различных форм охвата детей дошкольным образованием , достойной оплаты труда педагогов, доступности качественного детского сада для всех детей требует отдельного бюджетного финансирования на федеральном и региональном уровнях.

Начиная с 2000 года удалось добиться опережающего по сравнению с общеэкономическими показателями увеличения затрат на образование и науку . Это создало предпосылки для институциональной перестройки в сфере образования , в первую очередь касающейся модернизации структуры и содержания общего и профессионального образования , совершенствования его качества, эффективности управления образовательной системой , вхождения Российской Федерации в мировое образовательное пространство . В частности, в первую очередь рассматривается качество реализации образовательной программы . Одним из значимых факторов в этом показателе является реализация в ДОУ экспериментальной программы, при условии обоснования цели и методов, а также предъявленных доказательствах продуктивности проводимого эксперимента.

Сфера образования в России традиционно считается затратной сферой. В разные периоды новейшей истории города предпринимались попытки изменить ситуацию, превратить сферу образования в инвестиционную . Однако, по сути, экономический фундамент образования не создавал достаточной инфраструктуры для привлечения инвестиций.

С другой стороны, попытки прямого переноса рыночных экономических механизмов регулирования в сферу образования оказывались зачастую неудачными в связи с тем, что эффект от вложенных инвестиций измерялась исключительно в денежном эквиваленте. Образовательное учреждение как окупаемый проект или проект, приносящий прибыль в денежном выражении, не стало массовым явлением.

Наиболее ярко такие диспропорции прослеживались в дошкольном образовании многих городов России , в том числе и в Иркутске. В условиях демографического спада естественным образом произошла убыль дошкольных образовательных учреждений . Причем, количество имеющихся на сегодняшний день дошкольных образовательных учреждений города едва ли соответствует реальному спросу населения на образовательные услуги по образованию детей дошкольного возраста .

Практически исчезла сеть ведомственных детских садов, хотя в крупных городах, например, в Москве многие из них были переданы в муниципальную собственность и сохранены для детей. В целом по России наблюдается тенденция перепрофилирования бывших ведомственных детских садов и продажа их зданий.

Уже сегодня ряд учреждений дошкольного образования многих других регионов России осуществили переход в новые организационно-правовые формы. Такой переход стал возможным в связи с объективным фактом растущего спроса со стороны родителей на получение, помимо бюджетной услуги, ещё и дополнительных образовательных услуг . Фактический спрос на индивидуальные образовательные программы и льготные условия в ДОУ на сегодня достаточно высок. Родители готовы заказывать и оплачивать льготные условия и дополнительные программы дошкольного образования за рамками бюджетной услуги.

Высокое качество дошкольного образования при увеличении охвата детей дошкольного возраста может быть обеспечено путем установления горизонтальных связей между образовательными институтами различного уровня и типа. На муниципальном уровне создаются ресурсные центры дошкольного образования , оказывающие методическую поддержку дошкольным образовательным учреждениям соответствующей территории.

В то время как вариативность – требование к разнообразию предоставляемых услуг, доступность образования – требование к широте сети, возможностям ее охватить максимальное число детей. Реализация принципа доступности при построении сети учреждений, реализующих , означает необходимость строить сеть таким образом , чтобы оптимально учесть и образовательные потребности детей , и пространственную близость учреждений к месту проживания детей. Образовательные услуги могут представлять не только традиционные детские сады, но и другие образовательные учреждения , реализующие дошкольные образовательные программы . Задача развития сети образовательных учреждений , реализующих программы дошкольного образования , состоит в том, чтобы спектр услуг и их качество соответствовали современным представлениям о качестве дошкольного образования и были оптимальными .

Таким образом , построение сети дошкольных образовательных учреждений предполагает институционализацию на ряду с традиционными детскими садами таких форм дошкольных образовательных институтов как

Группы совместного кратковременного пребывания ребенка и родителя («ребенок-родитель» , «ясли с мамой» , «центр игровой поддержки» , «адаптационная группа» и др., организованными на базе детских садов, при центрах детского творчества, в специальных центрах работы с детьми раннего возраста или при психолого-педагогических центрах;

Группы надомного образования («ребенок и няня» , «гувернерские группы» , «семейные группы» , «мини-садик» и др., организованных родителями на дому или в специально арендованных с этой целью жилых квартирах;

Группы кратковременного пребывания ребенка в детском саду, или в другом образовательном учреждении , или организации, в которых реализуется программа дошкольного образования ;

Адаптационные группы для детей беженцев и вынужденных переселенцев.

Оптимальное распределение материального ресурса внутри дошкольной образовательной сети направлено на рациональное использование тех ресурсов, которые существуют в сети нынешних ДОУ – оборудование, помещения, спортивные сооружения, парковые зоны и др. На региональном уровне необходима разработка нормативных документов, регламентирующих использование этих ресурсов дошкольными образовательными институтами сети . На муниципальном уровне необходимо разработать методические рекомендации по подготовке этих ресурсов к использованию дошкольной образовательной сетью .

Оптимальное распределение кадрового ресурса внутри дошкольной образовательной сети предполагает наиболее эффективное использование потенциала методистов, психологов, логопедов, преподавателей иностранных языков, воспитателей-экспериментаторов, старших воспитателей для повышения качества образования в сети в целом . Развитие сети дошкольного образования предполагает появления малых детских садов, надомных групп, родительские группы и т. д.

Ресурсом развития сети является инновационная деятельность. На региональном и муниципальном уровнях предполагается принятие нормативных документов и инструктивных материалов, направленных на развитие инновационной деятельности в сети дошкольных образовательных учреждений/организаций и ее экспертной поддержки.

Проблема общедоступности дошкольного образования для всех категорий граждан должна решаться сегодня также за счет использования внутренних резервов системы образования , в том числе развития различных форм дошкольного образования , а также более гибкой системы режимов пребывания детей в ДОУ.

Следует отметить, что сеть групп кратковременного пребывания развивается не вопреки и не вместо традиционных дошкольных учреждений полного дня, а вместе с ними. Наряду с традиционными режимами функционирования дошкольных образовательных учреждений (12-часовым и круглосуточным режимами пребывания детей, начиная с 2000 года используются также 10-часовой и 14-часовой режимы (во многих случаях 14-часовой режим наиболее предпочтителен для родителей и менее затратен, чем круглосуточный). Это позволяет повысить доступность дошкольного образования для различных категорий граждан.

Кроме того, в настоящее время параллельно с развитием традиционных форм дошкольного образования апробируются новые модели : дошкольные группы на базе общеобразовательных учреждений , дошкольные группы на базе учреждений дополнительного образования , а также систематическое образование детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания.

Таким образом , можно сделать вывод, что эффективность развития сети образовательных учреждений будет достигнута только при условии комплексности подхода к процессу развития (модернизации) .

Значительно важнее учесть потребности современной семьи в различных формах организации функционирования дошкольных учреждений . Требуется увеличение количества групп для детей раннего возраста (от 2 месяцев до 3 лет, групп с круглосуточным и вечерним пребыванием детей, праздничного и выходного дня, групп кратковременного пребывания (2-3 раза в неделю на 3-4 часа) и др.

Гораздо целесообразнее , чтобы все государственные дошкольные учреждения соответствовали одной “хорошей” категории, обеспечивающей полноценное воспитание и развитие детей . А родители, имеющие особые потребности (хотя это не факт, что это полезно для ребенка, могли бы пользоваться услугами негосударственных дошкольных учреждений . Проблема только в том , что эти учреждения нуждаются, как правило, в особом контроле со стороны государства (об этом свидетельствует, например, опыт Франции, где такой контроль является важнейшей задачей инспекторской службы в образовании ).

С учетом вышесказанного, а также того, что в последние 10-15 лет произошла фактически тотальная "муниципализация" учреждений

дошкольного образования (массовый переход детских садов от различных ведомств в муниципальную собственность, решение вопросов выживания, функционирования и развития системы дошкольного образования зависит в настоящее время в основном от органов местного самоуправления.

Именно органами местного самоуправления в муниципальном образовании (городе, районе) должны быть созданы определенные организационно-педагогические условия, которые позволят муниципальной системе дошкольного образования выйти из кризисного состояния и перейти в состояние нормального, стабильного функционирования и развития .

ФИО и город проживания

Вильданова Диана Чингизхановна, РБ г. Уфа

Должность

Воспитатель

Полное название учреждения

МАОУ «Центр образования №35» ГО г. Уфа

Название материала

Публикация

Название работы

Актуальные проблемы воспитания дошкольников

[email protected]

Актуальные проблемы воспитания дошкольников .

Актуальная проблема дошкольного образования я считаю проблему экологии. Мы помним из далекого детства свои ассоциации, связанные с соприкосновением с природой. Мы бегали босиком по росистой траве, купались в чистых водах рек, озер, морей, резвились под теплыми дождями, с восторгом шлёпая по лужам, собирали полевые цветы, ели с каждого куста и с любого дерева всё, что было съедобно, радовались солнцу и снегу. Наверное, именно это и помогло нам мечтать, верить в светлое будущее. Но бедные наши дети! Каких невосполнимых богатств они лишены. Сейчас даже в самых отдаленных селениях люди не могут наслаждаться первозданной красотой природы. Везде человек приложил свою «хозяйскую руку».

Радиационные дожди, плоды, покрытые ядохимикатами, обмелевшие реки, пруды, превратившиеся в болота, моря, которые вот-вот взорвутся, уничтоженные за ненадобностью животные, вырубленные леса, опустевшие деревни и сёла – вот наше наследство.

В любой газете, в любом журнале кричим об экологии, призываем оглянуться вокруг и увидеть то, что мы натворили, требуем вернуть нам природу в чистом виде! Не поздно ли? Природа, человек, нравственность – понятия тождественные. И к великому горю, в нашем обществе именно эти понятия разрушены.

Мы требуем от детей порядочности, доброты, любви, душевного понимания, но согласитесь, мы очень мало занимаемся воспитанием экологической культуры у детей. В этой борьбе за будущее человечества, за экологию и за высоконравственного человека, огромное, вернее, практически самое важное место занимаем мы, педагоги.

Важнейший аспект в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли – образование, экологическое воспитание всего населения. Экологическое образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем. Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни. Началом формирования экологической направленности личности можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека. Психологи говорят, что первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, около 70 % отношения ко всему окружающему на психологическом уровне формируется в дошкольном детстве, а в течении жизни оставшееся только 30 %. На этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Как же приучить детей беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас?

В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

Очень эффективно, когда все эти направления интегрируются в одном занятие. Без приближения детей к природе и широкого использования ее в воспитательно-образовательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников ― умственного, эстетического, нравственного, трудового и физического.

В этой связи особого обсуждения в плане реализации деятельностного подхода заслуживает проектная деятельность . В настоящее время проектная деятельность в дошкольных учреждениях, в том числе и экологической направленности, получила широкое распространение. В то же время в Стандарте дошкольного образования проектная деятельность не упомянута. Речь может идти не об экологической деятельности детей, а об экологических проектах.

Предлагаю вашему вниманию проект по экологическому воспитанию для детей младшей группы. Проект разработан в соответствии с ФГОС ДОУ.
Цель моего проекта
– развитие речи во время проведения прогулки, систематизация имеющихся знаний о деревьях.
Задачи:
1. Пробуждать интерес к природе родного края.
2. Приобщить к процессу познания.
3. Формировать представления о жизни деревьев.
4. Развивать речь, фантазию, наблюдательность.
5. Способствовать поддержанию семейных традиций

Участники проекта : все дети младшей группы, родители, воспитатель.

Аннотация к проекту.
В данном проекте рассказывается о работе проводимой в Муниципальном автономном образовательном учреждение «Центр образования №35» г. Уфа, по воспитанию экологической культуры у детей дошкольного возраста через осознание значимости природы в жизни человека, приобщение их к таинствам природы, желание заботиться и охранять ее. Умение использовать в практической деятельности материалы природного и бросового происхождения, создавая неповторимые поделки.
В проекте «Здравствуй дерево», отображена работа с детьми, их родителями, социальными партнерами, в которой даются наиболее полные рекомендации разных видов деятельности. Для систематизации проведения данного проекта был составлен план работы. В данный план включены мероприятия проводимые со всеми участниками проекта в детском саду.
Данный проект поможет сформировать у детей чувство ответственности за судьбу окружающей их природы, поможет оставить у детей в душе яркие впечатления, которые пройдут с ними по жизни, как воспоминание о радостном и прекрасном общении с природой.
Актуальность.

Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
За последние десятилетия мир основательно изменился. Сегодня все знают о существовании экологических проблем, угрожающих здоровью людей, о том, что большая часть населения земли оторвана от природы, так как живет в городах среди асфальта и железобетонных конструкций. Да и природа все дальше «притесняется»: разрастаются города, вырубаются леса, заболачиваются пруды и озера. Не потому ли мы вносим частичку природы в свои квартиры, чувствуя опасность остаться без общения с ней. Экологическая направленность проекта обусловлена тем, что в начале года в младшей группе проводился анализ познавательного развития дошкольников, который показал, что дети имеют ограниченные знания в сфере общения с природой. А ведь экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни. В качестве объекта исследования выбрано дерево, что обусловлено рядом причин.
1. Деревья окружают нас постоянно, однако дети, как правило, почти не обращают на них внимание.

2. Дерево – прекрасный объект экологических наблюдений (так, лиственные деревья имеют хорошо выраженные сезонные изменения) .
3. С деревом ребенку проще общаться «на равных», чем с небольшими (травянистыми) растениями, легче представить его своим другом.
Проблема:
Низкий уровень знаний о деревьях(куда деваются листья) у детей дошкольного возраста, недостаточно сформированы умения и навыки работы с природными и бросовыми материалом.

В результате была определена цель проекта, поставлены задачи, исходящие из программных задач по развитию речи, познавательному развитию и годовых задач ДОУ.

Мною затронуты лишь некоторые аспекты экологического образования дошкольников. Реальная же практика гораздо многообразнее.

Литература

    Вахрушев А.А. Экологическое образование - гарантия будущего для человека // Начальная школа плюс до и после. 2013. № 11.

    Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. М.: Academia, 2002.

    Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. М.: Academia, 2008.

    Мир открытий: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. М.: Цветной мир, 2012.

    Успех: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. М.: Просвещение, 2011

  • 1. Учитывая постепенно улучшающуюся демографическую ситуацию в стране, спрос на услуги детских садов постоянно растёт. В крупных городах России отмечается дефицит дошкольных образовательных учреждений. Мест в дошкольных образовательных учреждениях не хватает. Родители записывают ребёнка в детский сад сразу после рождения, и не всегда это является гарантией того, что он туда попадёт. В настоящее время в России 400 тыс. детей ожидают своей очереди на устройство в детский сад. Перед государством, в первую очередь, стоит задача доступности дошкольного образования для всех слоев населения.
  • 2. Потребность ДОУ в квалифицированных педагогических кадрах. Администрация ДОУ вынуждена идти на снижение требований к персоналу в плане их профессиональной подготовки и опыта работы с детьми.
  • 3. В настоящее время в Российской Федерации фиксируется увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья: в два раза по сравнению с 2002 г. «дети с особыми образовательными потребностями» не должны быть изолированы в социуме, отсюда необходимость инклюзивного образования.
  • 4. Меняются особенности социокультурной среды современного общества - это поликультурность, многонациональность, полиэтничность. Следовательно необходимо построение поликультурной образовательной среды ДОУ, создание мультикультурного образовательного пространства; необходимо искать новые технологии воспитание и развитие детей, в том числе и у детей, недостаточно владеющих русским языком.
  • 5. Необходимость достаточного разнообразия типов и видов учреждений, образовательных услуг и подходов к их реализации в целях удовлетворения разнообразных и разносторонних запросов участников образовательного процесса в ДОУ.
  • 6. Переход большинства ДОУ из режима функционирования в режиме поиска и в режим развития. Потребность повышения методической компетентности педагогов дошкольного учреждения, студентов педагогических учебных заведений.
  • 7. В настоящее время меняется социальный заказ родителей, их требования к услугам, предоставляемым дошкольными учреждениями. Если в течение многих десятилетий охрана здоровья и присмотр за детьми для многих родителей рассматривались как основные направления работы детских садов, то сегодня все больше требований предъявляется к образовательным программам основного и дополнительного образования.
  • 8. Преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом часто определяется наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Это ведет к раннему обучению детей. Надо признать, что именно такой подход - его можно условно обозначить как узко-прагматический, сориентированный на нужды системы, а не самого ребенка.
  • 9. Педагогов смущает отсутствие жесткой предметности, необходимость интеграции образовательных областей. Но только в интегрированном содержании дети дошкольного возраста свободны делать широкий выбор ипроявлять свои пока еще не структурированные интересы и творческие способности.
  • 10. В отечественной педагогике сильный акцент обычно делался именно на игровых формах и методах обучения детей, а не на свободной игре. Однако для развития очень важно, чтобы играл именно ребенок, а не взрослый. Чтобы это была именно игра, а не ее имитация.
  • 11. Информатизация дошкольного образования-- процесс объективный и неизбежный. В детских садах формируется новая образовательная среда, появляются высокотехнологичные информационные средства обучения и развития дошкольников, растет интерес педагогов и специалистов дошкольного образования к этим технологиям и возможностям использования в своей профессиональной деятельности. Однако не все педагоги владеют ИКТ. Это затрудняет использование ИКТ в работе с детьми или делает невозможным современный канал общения с родителями и с другими членами педагогического сообщества.

Ирина Морозова
Дошкольное образование в сфере социальных проблем России

С 1 сентября 2013 года дошкольное образование становится отдельным уровнем системы обучения, и, соответственно, от качества образования в ДОУ зависит очень многое, поэтому оно рассматривается как важнейший социоформирующий фактор .

На современном этапе развития системы дошкольного образования происходят значительные перемены : дошкольное учреждение приобретает новый статус, изменяются его функции (приоритетной становится, исходя из экономической и социальной ситуации , ставится функция охраны жизни и здоровья детей, т. к. растёт число общей заболеваемости детей, увеличивается количество детей, рождённых с патологиями, увеличились показания о несчастных случаях с дошкольниками . Традиционная функция дошкольного учреждения - подготовка детей к школе - отодвигается на второй план). Меняется структура системы дошкольного образования : создаются разные типы, виды дошкольных учреждений ; изменился контингент детей, которые посещают дошкольные учреждения ; иной взгляд государства и общества на процессы воспитания и обучения, социализации детей с особенностями психического и физического развития.

Как правило, любые перемены в любом вопросе не проходят гладко, не сталкиваясь с определёнными преградами и трудностями, современное развитие дошкольного образования - не исключение .

Не смотря на то, что в каждом субъекте РФ формируется своя политика дошкольного образования , обусловленная рядом местных социальных , культурных, экономических и природных факторов, поговорим о тех проблемах , касающихся практически всех дошкольных образовательных учреждений России .

В 90-е годы повально закрывались детские сады и их здания сдавались в аренду коммерческим структурам и организациям. 1 января 2007 года в РФ вступает в силу закон о новой форме государственной поддержки семей с детьми - материнском или семейном капитале. Совокупность этих факторов приводит к проблеме № 1 : недостаточное количество детских садов и их перегруженность.

Российские власти с воодушевлением говорят о повышении рождаемости в стране. Но при этом государство не слишком задумывается о предстоящих проблемах молодых родителей , с которыми им предстоит столкнуться уже через несколько лет. Недостаток детских садов настолько велик, что грустная шутка – записывать ребенка в детсад сразу после рождения, уже поздно, реальна. Данные Минздравсоцразвития показывают, что больше чем у одного миллиона семей нет возможности устроить своих детей в государственные детские дошкольные учреждения , так как мест не хватает. Родителям остается только вести обсуждение частных детских садов, но ведь большинству семей не хватает средств, чтобы оплатить место для своего ребенка в частном дошкольном образовательном учреждении .

Тем временем, посещение детского сада является важнейшим социализирующим фактором для ребёнка, и дошкольное образование должно охватывать возможный максимум детей. Из-за того, что группы в детских садах перегружены, ДОУ не могут полностью отвечать необходимым педагогическим, материально-техническим и санитарным нормам.

Проблема №2 .

Недостаточное финансирование.

Сюда относится :

Недостаточное оснащение детских садов;

Устаревание материально-технической базы;

Невозможность обеспечить в некоторых дошкольных учреждениях достойный уровень учебно-методической базы;

Отсутствие компьютеров и подключения к интернету в некоторых ДОУ.

Проблема финансирования дошкольных образовательных учреждений также является достаточно ощутимой для родителей. Многие жалуются на непомерно огромные сборы, на то, что за бесплатное образование приходится платить , на то, что финансирование детского сада практически целиком и полностью ложится на плечи родителей, и для многих семей такое финансовое бремя является непосильным.

Получается, что детский сад – уже не необходимость, а роскошь, которую могут себе позволить состоятельные люди или люди со связями. Конечно же, в нормально функционирующей системе дошкольного образования такая ситуация категорически недопустима.

Проблема № 3 .

Отсутствие групп раннего развития.

Далеко не во всех детских садах предусмотрены группы для детей от 2-х месяцев. В то время, как растёт число разводов, количество матерей-одиночек, когда они вынуждены выходить на работу как можно раньше. Ранний выход матерей на работу обусловлен не только материальной необходимостью, а зачастую и условиями трудового договора.

Проблема № 4 .

Кризис семьи.

Многие исследователи сегодня констатируют кризис семьи, отмечают ее неспособность обеспечивать необходимые условия для воспитания, социализации детей . Острота проблем семейного воспитания

связана с падением ценности родительства, преобладанием неполных семей, увеличением количества семей,

испытывающих финансовые трудности, относимых к группе социального риска . У современных родителей нередко наблюдается нежелание вникать в проблемы ребенка , негармоничный стиль воспитания, перенос собственных личностных и психологических проблем на детей .

Почти треть маленьких россиян - более 400 тысяч - ежегодно рождаются вне брака, каждый седьмой малыш

воспитывается в неполной семье. Россия стала страной работающих бабушек, поэтому они тоже не могут в должной

мере заниматься воспитанием внуков.

В результате семья не выполняет свои главные функции как институт социализации дошкольников :

Забота о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей;

Обеспечение соблюдения их прав и интересов; воспитание на основе безусловной родительской любви, признания ребенка самоценной личностью и др.

На фоне прогрессирующей дисфункции семьи возрастает роль образовательного учреждения , личности педагога.

Проблема № 5 .

Недостаток педагогических кадров, низкая заработная плата и отсутствие должного образования у педагогов .

Непростая работа наряду с невысоким окладом делает профессию абсолютно непрестижной и непривлекательной.

Нехватка кадров приводит к найму неквалифицированных специалистов, у которых нет ни диплома, ни элементарных навыков общения с малышами. Это крайне негативно влияет на развитие детей, ведь фундамент психики закладывается в возрасте от 2 до 5 лет.

Проблема № 6 .

Недоступность дошкольного образования детям с ОВЗ .

Отсутствие полной объективной информации о потребности в образовательных услугах для детей с ограниченными возможностями здоровья;

Недостаточность сети дошкольных учреждений (специализированных учреждений и групп на базе существующих детских садов, способных оказывать услуги для детей с ограниченными возможностями здоровья, особыми образовательными потребностями ;

Несформированность у всех работников дошкольных образовательных учреждений особого отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, отсутствие специальной подготовки, квалификации у педагогов по работе с такой категорией детей;

Нежелание родителей вести ребенка в специальное коррекционное учреждение (группу) ;

Отсутствие специалистов (медицинских работников, дефектологов и др.) необходимого профиля и квалификации;

Отсутствие отлаженных нормативно-правовых и финансовых механизмов по обеспечению работы специализированных групп;

Отсутствие партнерских отношений с органами здравоохранения и социальной защиты .

Наиболее приоритетным и закономерным направлением решения проблемы доступности дошкольного образования , обусловленной здоровьем детей, выступает интегрированное (инклюзивное) образование . Это процесс совместного образования здоровых детей и детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, установление между детьми разных групп, категорий более тесных взаимоотношений в процессе их обучения и воспитания в одной группе (детском саду) . Но такое решение проблемы не всегда может реализоваться в виду наличия непрофессиональных и неподготовленных педагогов, отсутствия должного финансирования и оснащения детских садов.

Таким образом , сохраняется противоречие между реальным статусом, возможностями, назначением дошкольного образования и требованиями со стороны государства (ожиданиями со стороны общества, спросом и возможностями со стороны семьи).

Список литературы :

1. Государственный доклад Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 ноября 2011 г. «О положении детей в Российской Федерации » (2008-2009 годы) .

2. Деркунская В. А. Воспитание культуры здоровья детей дошкольного возраста // Повышение профессиональной компетентности педагога ДОУ. Выпуск 4 / под ред. Л. Л. Тимофеевой. - М.: Педагогическое общество России , 2013.

3. Майер А. А., Тимофеева Л. Л. «Болезни роста» современного дошкольного образования : кризис системы или системный кризис // Управление качеством дошкольного образования : теория и практика / под ред. Н. В. Микляевой. Коллективная монография. - М.: МГПУ, 2013.

4. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Евразия, 1999.

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 июля 2011 г. № 2151 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы

дошкольного образования ».