Забота государства о сохранении духовных ценностей презентация к уроку по орксэ на тему. Духовное производство и духовное потребление Как заботится государство о сохранении ценностей

Оригинальные идеи, научное открытие, роман или картина могут быть потеряны безвозвратно или остаться в неизвестности, и тогда они не будут нести никакого влияния на людей, Представим, как обеднел бы человечество, если бы не знал античной мифологии, если бы не сохранились египетские пирамиды "росписи Рублева, произведения Т. Шевченко или загадочная Мона Лиза Леонардо да Винчи, как потускнел бы вид Киева без памятника Богдану Хмельницкому или Софиевского собора. Кто же способствует сохранению и распространению духовных богатств? Это прежде всего различные учреждения, выполняющие функции сбора, хранения, исследования и популяризации культурно-исторических и природно-научных ценностей, Начнем с музеев "Сущность их сначала хорошо раскрывал древний вьетнамский термин" бао и ", что означает" хранилище реликвий ". С развитием музеев (ныне их в мире более 12 тыс.) Они стали не только собранием ценностей "но благодаря своим экспозициям, выставкам" экскурсиям 1 серьезным источником пополнения знаний миллионов посетителей.

Музеи разнообразные по своему профилю: исторические (в том числе археологические "этнографические и т.п.), художественные" литературные, естественно-исторические (ботанические, геологические и т.п.), технические. В Украине и других странах много и самодеятельных (созданных на общественных началах) музеев это музеи истории учебных заведений, воинских частей, предприятий.

Слова "хранилище" и "распространение" относятся и к библиотекам. Древнейшая из них появилась за много веков до изобретения книгопечатания: в середине VII в. до н.э. при дворе ассирийского царя Ашшурбанипала была собрана библиотека с "глиняных книг". С развитием книгопечатания постоянно возрастала роль библиотек как важнейшего средства содействие тому, чтобы все больше людей овладевали научными, литературными, духовными ценностями. Сеть библиотек огромна: от небольших - личных, школьных, городских - до крупнейших книгохранилищ.

Слово «архив» (в переводе с лат. - Письмосховище) нередко ассоциируется с чем-то очень древним и от жизни далеким. Архивы, как и библиотеки, известные давно. Архивы - это место хранения документов, в том числе и наиболее древних, и совсем недавнего времени. Собрание архивных источников предназначены для научных исследований, для реализации практических целей. Архивы непрерывно пополняются, так как ежедневно накапливаются новые свидетельства о деятельности отдельных людей, организаций, государственных учреждений. Архивы бывают небольшие (например, архив завода, где хранятся документы о его работников) и гигантские, по которым можно исследовать многое, еще не познанного, или восстановить истину, что долго скрывалась. Так, благодаря архивным поискам удалось сделать достоянием гласности ранее засекреченные договоры (например, секретный протокол, подписанный Молотовым и Риббентропом накануне Второй мировой войны). При восстановлении старинных украинских городов, разрушенных фашистами в годы Великой Отечественной войны, привлекались данные об архитектурных особенностях и размеры возрождающихся сооружений, памятников культуры. Древние сообщения, хранящиеся в архивах, о тех или иных природных явлений помогли геологам XX в. найти колоссальные запасы полезных ископаемых (нефть, газ и т.д.). Архивные справки помогают гражданам подтвердить некоторые их права (например, справки о стаже работы влияют на размер пенсии).

Таким образом, архивы, библиотеки, музеи - это не только хранилища; древние египтяне называли их "домами жизни», подчеркивая важную роль этих учреждений в сохранении и передаче культурного наследия. Музеи, архивы, библиотеки - достояние народа, они должны быть доступны для всех.

Результативность духовно-практической деятельности, осуществляемой музеями, библиотеками, архивами, во многом зависит от "лоцмана", что прокладывает посетителю, читатель лучший путь к познанию. Эти "лоцманы" -екскурсоводы, библиотекари, архивариусы.

Афоризм "смотреть - не означает видеть" напоминает об одном из коренных задач музейного работника - научить "видеть", то есть выявлять существенные черты экспозиции, получая, таким образом, максимум заложенной в ней информации. Вспомним, например, о посещении художественной галереи. Конечно, оставаясь один на один с картиной, каждый испытывает ее эстетический излив. Но нередко многое остается неясным из-за слабого знакомство с тематикой (например, с сюжетами на библейские темы), из-за недостаточно четкое восприятие художественного стиля, его особенности. В таких случаях объяснение экскурсовода очень важно.

В библиотеках очень трудно ориентирования в мире книг. И здесь совет библиотекаря помогает выбрать правильный путь для удовлетворения запросов читателя, формирования его интересов и вкусов.

Наибольший по охвату людей и по общенародной значимости вклад в деятельность по распространению духовных ценностей вносит школа, прежде всего учитель. Вспомним широкий, общественный смысл слова «учитель»: это мыслитель, ведет людей по пути знаний и помогает им оформить свои взгляды, искать и находить свой жизненный путь. Именно учитель является для детей и юношей живым источником знаний и умений, носителем эстафеты времен, он распространяет, передает новым поколениям самое главное, ценное и по-человечески общезначимой из того, что накоплено наукой, техникой, искусством с глубокой древности до наших дней. Учитель стремится заложить основы понимания современной системы научного знания, развивается, о мире, человеке, обществе.

Массовая аудитория, воспринимающая духовные ценности, - это сотни миллионов читателей газет и журналов, слушателей радио, телезрителей, то есть те, на кого постоянно воздействуют средства массовой информации (СМИ).

Несомненным народным достоянием являются классические театральные постановки и кинофильмы, воспроизведение которых телевизионными средствами знакомит новые поколения с искусством народа Украины, различных зарубежных стран.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Забота государства о сохранении духовных ценностей Подготовила: учитель начальных классов Матвеева Светлана Александровна 2015г Основы Духовно-нравственной Культуры Народов России 5 класс

Конституция Российской Федерации Статья 44. 1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. 2.Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Академик Д.С. Лихачёв говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, он, как правило, равнодушен к своей стране».

Памятник Гермогену

Открытие памятника Гермогену

Памятник Минину и Пожарскому

Мечети в Казани

Буддийский храм в Чите

Буддийский храм в Санкт-Петербурге

Спасо -Преображенский монастырь

Новоиерусалимский монастырь в Подмосковье

Верхотурский монастырь на Урале

Серафимо-Дивеевский монастырь

Храм Христа Спасителя

Музей-заповедник «Царское село»

Сююмбике «Падающая башня»

Музей народного деревянного зодчества « Витославицы »

Музей Ширяево Самарской области

КАЗАНСКИЙ СОБОР. В самом сердце города стоит величественный пятиглавый храм с высокой колокольней. Это - Казанский кафедральный собор, один из самых красивых и богатых храмов в Поволжье. Над ним воистину простирается благодать Божья. Ведь собор остался одним из немногих сооружений в Сызрани, уцелевших после страшного пожара 1906 года. Весь город был охвачен огнем, а собор возвышался среди пламени, как мученик на костре, своей величественной колокольней. Уцелел он благодаря сторожу, вовремя потушившем перекинувшийся на храм огонь.

СЫЗРАНСКИЙ КРЕМЛЬ. Сызрань стала единственным городом в Самарской губернии, где сохранилось его сердце - кремль. Он стал не просто символом и визитной карточкой нашей малой родины. Сызранский кремль объединяет в себе две идеи - доблестного прошлого города, основанного для защиты окраинных рубежей России, и истинности христианской веры.

Храм Христа Спасителя Часовня Иверской иконы Божьей матери Московский Кремль Памятник Минину и Пожарскому Спасские ворота Колокольня Ивана Великого и царь колокол

О сохранении духовных ценностей должны заботится государство, общество и каждый человек

Спасибо за внимание!

http://imigo.ru/uploads/images/cities/Moscow/Moscow-Russia-Red-Square-IMIGO.jpg http://img.travel.ru/images2/2015/06/object246303/shutterstock_258450185.jpg http://p5.img.cctvpic.com/photoAlbum/source/2013/05/24/PHOT1369362955143172.jpg http://img.rg.ru/i/gallery/d9fb6318/687354d0.jpg http://www.bankgorodov.ru/public//photos/sights/1391955759.jpg http://afisha.mosreg.ru/sites/default/files/shapka_2_1.jpg http://www.alpindustria.ur.ru/userfiles/IMG_7348.JPG http://img-fotki.yandex.ru/get/9306/123408768.78/0_a2349_e8d7eae0_XXXL.jpg http://bestmaps.ru/files/content_images/20131004132459.jpg Интернет-ресурсы


Основными задачами новой дискуссионной площадки, созданной при поддержке правительства Москвы, заявлены мобилизация отечественного интеллектуального потенциала для решения проблем преодоления кризиса, актуализация приоритетов национальной безопасности в сфере укрепления духовного единства и сохранения культурно-нравственных ценностей нации, а также определение ценностных и смысловых ориентиров развития России. Тема первой встречи участников клуба звучала так: «Об основных направлениях государственной политики в области сохранения культурно-нравственных ценностей и укрепления духовного единства российского народа».

Открывая заседание, глава Комиссии по культурной, информационной и градостроительной политике Общественного совета Москвы Михаил Лермонтов сказал: «Самое главное слово в понимании духовности - это ответственность перед Богом, людьми, перед собой, народом, нацией». По словам потомка великого русского поэта, разделенный народ, которым, как недавно было признано Министерством иностранных дел, является сегодня народ русский, действительно требует духовного единения. Михаил Лермонтов напомнил, что лозунгом наших соотечественников первой волны эмиграции был: «Разделены, но не разъединены», и этот принцип, по его словам, должен быть реализован.

Президент Фонда русских экспедиций и путешествий Виталий Сундаков заявил в ходе дискуссии, что он - «сторонник конкретных действий, а не философствований». Начинать, по его словам, нужно с себя, с инвентаризации своих ресурсов, своих возможностей, своих приоритетов, своих целей и ценностей.

По словам президента Фонда исторической перспективы Наталии Нарочницкой, «нация - это живой организм, с целями, ценностями, с общим духом, миросозерцанием, представлением о добре и зле». Если все это разрушается, то нация превращается в народонаселение, а страна — просто в территорию с полезными ископаемыми и промышленностью. «Материя без духа не творит историю, она мертва, она только деградирует»,— резюмировала Нарочницкая.

Известнейший российский философ, политолог и публицист Сергей Кара-Мурза заявил, что необходимо дать четкий ответ на вопрос, «является ли Россия самостоятельной цивилизацией, или это - часть западной цивилизации». По мнению ученого, «если власть в этом вопросе идет вразрез с пониманием большинства населения, то это подрывает легитимность власти». Сергей Кара-Мурза призвал избавиться от иллюзии, «которая осталась в русской интеллигенции от XIX века и советского времени» - что духовные ценности могут сохраняться без материальной поддержки со стороны государства, независимо от социальных, политических, экономических условий. «Если за цветком не ухаживать, он погибнет», - резюмировал ученый, посетовавший на негативную роль СМИ, которые, по его словам, буквально «репрессировали» духовные ценности русского народа.

О негативной роли многих отечественных средств массовой информации говорил на заседании Клуба народный артист России, актер и режиссер, президент фестиваля «Золотой Витязь» Николай Бурляев. По его словам, девизом многих из них стал призыв к своим читателям: «Будьте бесстыдны!». «Основой большинства телепрограмм стали сегодня идеологический цинизм, жажда развлечений любой ценой, отказ от уважения к человеку, от категорий добра и зла, от осознания ответственности за своего зрителя», - подчеркнул он. Особую опасность Николай Бурляев видит в том, что сегодня в России «ликвидировано всякое общественное влияние и контроль функционирования кинематографа и, главное, телевидения».

Тему сохранения духовных ценностей развил председатель правления Фонда «Русские» Вячеслав Рудников, по мнению которого, сначала нужно понять, в чем эти ценности заключаются, и четко их сформулировать. А затем придется вести настоящую борьбу за их сохранение, поскольку против этого выступают и будут выступать «серьезные силы». Особое внимание, по словам Вячеслава Рудникова, нужно уделить воспитанию подрастающего поколения. «Нужно кардинально менять воспитание, нужно переосмыслить систему образования. Необходимы санация информационного пространства, совершенно иной подход к издательскому делу. Необходимо очень внимательно посмотреть, какие книги издаются и рекомендуются для чтения, особенно в детском и юношеском возрасте», - перечислил первоочередные шаги председатель правления Фонда «Русские».

Действительно, сегодня Россия оказалась перед реальной угрозой разрушения и утраты национальной самоидентификации. Возникли критические деформации ее культурного и информационного пространства. Печатные и электронные СМИ загружают сознание и подсознание чуждыми нашей духовности и культуре стереотипами мышления и поведения, а существующие институты, призванные развивать в человеке нравственные и эстетические ценности, не справляются со своими задачами. Сегодня настало время сделать духовные ценности нации национальными интересами России. Пора вести речь о духовном суверенитете России, без которого, очевидно, невозможен ни государственный, ни экономический суверенитет.

Пока же Россия продолжает оставаться кораблем, который не знает, куда плывет, и для которого поэтому никакой ветер не будет попутным. В такой ситуации роль структур, подобных учрежденному вчера клубу «Ценности нации и национальные интересы России», особенно важна. Они могут стать инструментами, осуществляющими своеобразный «общественный аудит» любых действий и принимаемых на всех этажах власти решений на предмет их соответствия традиционным духовно-нравственным ценностям и национальным интересам. Это может стать формой действенного общественного контроля, позволяющего реально бороться с произволом чиновников и разъедающей страну язвой коррупции, и позволит пресечь захлестнувший Россию мутный поток безнравственности и бездуховности.

Заполнение таблицы. В таблице 2 столбика: 1- как заботится государство о сохранении духовных ценностей; 2- пример(из текста презентации и учебника)

1.Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию.

2.Знакомятся с новыми терминами. Обсуждают полученные результаты ответов.

3.Работают с учебником.

4.Просматривают фильм и отвечают на вопросы.

5.Отвечают на вопросы.

О Храм Христа Спасителя, ты снова

Стоишь, поднявшись до былых высот!

Тебе мое восторженное слово,

Души моей восторженный полет!

Как ты величествен и как прекрасен

В немыслимой для взора красоте

Златых крестов, и куполов, и башен.

Фигур и стен в их снежной чистоте!

Как поднялась рука «творцов» лукавых

Взорвать тебя- святилище Христа.

Музей великой Бородинской славы,

Здесь созданного волею Творца!

Хвала Ему и всем, кто волей Бога

Вновь подарил России этот Храм!

И пусть нас всех ведет сюда дорога

К божественным глаголющим устам!

России быть и снова возродиться

Ее великим праведным делам!

Залог тому - поднявшийся в столице

Христа Спасителя величественный Храм!

Первый докладчик: В 1812 году войска Наполеона перешли границу России. Император французов мечтал о подчинении нашей страны. «Еще три года- и я господин мира», -говорил Наполеон.. Он рассчитывал на быструю и легкую победу. По планам Наполеона. После нескольких сражений Россия должна была просить мира. Однако, вопреки ожиданиям французского императора, в России он встретил отчаянное сопротивление. И не только армии, но и всего народа.

Второй докладчик : Недалеко от Москвы, у деревни Бородино, 7 сентября 1812 года русская армия под командованием Михаила Илларионовича Кутузова дала сражение французам. Весь день гремела пушечная канонада над полем. Атаки кавалерии сменяли одна другую, все новые и новые пехотные полки шли в атаку. Обе армии несли огромные потери, но победить не удавалось ни одной, ни другой стороне. К концу дня армии остались на первоначальных позициях. Кутузов принял непростое решение: чтобы сохранить армию. Он отвел ее на новые рубежи южнее Москвы. Напрасно Наполеон ожидал на Поклонной горе делегацию москвичей с ключами от города.

Третий докладчик : Французы вошли в Москву, но не чувствовали себя победителями. Через несколько дней начались пожары. Солдатам не хватало продовольствия. Так и не дождавшись предложений о заключении мира, Наполеон решает покинуть Москву. Русские войска изгнали французскую армию, завершив победоносный поход в Париже. В честь победы над французами и в память о погибших русских солдатах в Москве был воздвигнут Храм Христа Спасителя.

Четвертый докладчик : 25 декабря 1812 года. Когда последний солдат армии Наполеона был изгнан за пределы России. Государь Александр первый подписал указ о строительстве в Москве храма во имя Спасителя. В 1817 году состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя на Воробьевых горах. Однако вскоре возникли проблемы. Связанные с непрочностью почвы, имеющей подземные ручьи, и новый самодержец Николай приказал приостановить работы. В 1832 году Николай первый утвердил новый проект храма, составленный архитектором Константином Тоном. Император лично избрал место для сооружения Храма Христа Спасителя – на берегу реки Москвы неподалеку от Кремля.

Храм Христа Спасителя строили 44 года. Лишь в 1860 году храм впервые предстал перед москвичами в своем величии. Над создателем храма по проекту К.А.Тона трудились лучшие архитекторы, строители и художники того времени. Уникальную роспись создали художники Российской академии Художеств В. Суриков, И. Крамской, В Верещагин.

Пятый докдадчик : Храм является живой летописью борьбы русского народа с завоевателем Наполеоном, и имена доблестных героев, через которых Бог явил спасение народу русскому, были напечатаны на мраморных досках, расположенных в нижней галерее Храма.

В 1883 году состоялось Торжественное освящение Храма. С того времени в Храме начались регулярные Богослужения. В храме торжественно отмечали коронации, всенародные праздники и юбилеи: 500- летие со дня смерти преподобного Сергия Радонежского, 1900-летие Отечественной войны 1812 года. Так закончился первый этап жизни Храма Христа Спасителя.

Текст источника:

«… Через широко распахнутые бронзовые двери не выносили, выволакивали с петлями на шеях чудесные мраморные скульптуры. Их просто сбрасывали с высоких ступеней в грязь. Отламывались руки, головы, крылья ангелов. Стальными тросами стаскивали при помощи мощных тракторов кресты с малых куполов. Рушилась отбойными молотками бесценная мраморная облицовка стен. Погибали росписи на стенах собора. Работающие стали вгрызаться молотками в стены трехметровой толщины. Но стены оказали упорное сопротивление. Ломались отбойные молотки. Ни ломы, ни тяжелые кувалды не могли преодолеть сопротивление камня. Ничего не могли сделать со стенами. Они не поддавались… И тогда пришел приказ: взорвать собор.. Только сила мощных взрывов превратила грандиозное творение русского искусства в груду щебня и обломков».

По информации из СМИ, Общественная палата РФ разработала концепцию федерального закона «О защите высокозначимых нравственных ценностей». Такого рода закон призван защитить общественно-культурные пространства от скандальных и агрессивных вторжений. Предполагается, что наряду с чувствами верующих закон должен защищать нравственные чувства остальных граждан. К высокозначимым нравственным ценностям авторы проекта относят не только религиозные, но и патриотические, национальные, гражданские и эстетические.

К сожалению, нам не удалось обнаружить текста концепции законопроекта на официальном сайте Общественной палаты, поэтому о содержании концепции можно судить только по обрывочным сведениям в СМИ и на сайте Палаты.

О ЧЕМ КОНЦЕПЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ?

О содержании концепции известно примерно следующее. Общественная палата предлагает ужесточить наказание за нарушение общественного порядка на объектах религиозного, национального и патриотического значения. Планируется ввести понятие социальных пространств с особым статусом (воинские захоронения, храмы, музеи, другие культурные пространства и т.д.). Государство должно гарантировать, что в таких пространствах не будут совершаться действия, противоречащие их исходному предназначению и оскорбляющие чувства посетителей. Это предполагает установление определенных требований ко всем посетителям таких мест.

Авторы концепции предлагают разработать соответствующие поправки в КоАП РФ и Уголовный кодекс РФ. Также подразумевается, что субъекты Федерации и органы местного самоуправления получат полномочия устанавливать свои правила в отношении социальных пространств с особым статусом.

Коллега Иосифа Дискина Максим Григорьев предлагает составить перечень действий, не приемлемых обществом, и наказывать за совершение этих действий. Причем под защиту нового закона должны попасть не только памятники Великой Отечественной войне, воинские захоронения, но и памятники жертвам политических репрессий, музейные выставки, театральные постановки. Цель законопроекта - исключить попытки намеренного надругательства над такими объектами, создать атмосферу общественного неприятия этих действий. Максим Григорьев также отметил, что «пока мы видим, что для различных общественных групп одно и то же действие считается нормальным, если направлено на один объект, и абсолютно неприемлемым, если на другой». Это означает, что по замыслу авторов концепции, одинаковые действия должны быть наказуемы независимо от того, на какой объект они направлены.

По существу, перечень действий, не приемлемых обществом, уже составлен российским законодателем: он есть в Уголовном кодексе и Кодексе об административных правонарушениях РФ. Причем административное законодательство не является кодифицированным, поэтому ряд правонарушений содержится в законах субъектов РФ. При составлении перечня действий, запрещенных в тех или иных учреждениях, можно столкнуться с тем, что исчерпывающий перечень составить невозможно. А значит, сам перечень теряет смысл: обязательно рано или поздно будет совершено деяние, которое по смыслу должно было бы наказываться, но из-за отсутствия в перечне оно останется безнаказанным. Вообще, отличие нашей правовой системы от англо-саксонской (прецедентной) в том, чтобы описывать запрещенное деяние в максимально обобщенном виде и затем анализировать совершенное деяние и проверять его на соответствие указанным в законе признакам. Тогда как на основе прецедентов можно учитывать индивидуально, кто и где совершил деяние, как именно он это совершил и какие слова при этом произносил. В российском праве выделяются объекты, которые особо охраняются государством (например, воинские захоронения или места отправления религиозного культа), но деяния описываются в общем виде, нередко даже в слишком общем, что позволяет произвольно применять норму.

Например, та же статья 148 УК РФ сформулирована так: «Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих». Какие конкретно это действия, закон не говорит. Это любые действия, если они были совершены определенным способом (выражающим явное неуважение к обществу, то есть хулиганским) и преследовали определенную цель - оскорбление чувств верующих. Под особую охрану этой статьи попали «места, специально предназначенные для проведения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний». Если целью хулиганских действий не было оскорбление чувств верующих, если они совершались вне мест отправления культа, то такие действия будут квалифицированы как обычное хулиганство (статья 213 УК РФ).
В идее Общественной палаты есть интересная мысль: почему чувства верующих защищаются, а чувства атеистов - нет (у нас же по Конституции равноправие)? Почему религиозные чувства защищаются, а патриотические - нет. Да, патриотические чувства должны защищаться рядом особых статьей УК РФ (например, статьей 275 УК РФ - государственная измена, статья 244 - надругательство над телами умерших в отношении скульптурного, архитектурного сооружения, посвященного борьбе с фашизмом или жертвам фашизма, либо мест захоронения участников борьбы с фашизмом, статья 354.1 - реабилитация нацизма), а также статьями КоАП РФ. С оскорблением национальных чувств - отдельная тема, потому что их оскорбление может повлечь ответственность за экстремизм - тоже очень широко сформулированный состав. Представляется, что на это и укажут Общественной палате в Государственной Думе: предлагаемое регулирование избыточно, особенно в части ответственности, все описанные явления подпадают под действующие нормы.

В прошлом году уже были попытки ввести уголовную ответственность за . Правительство РФ и Верховный Суд РФ отметили коллизии с существующими нормами УК РФ, и законопроект (№ 1166853–6) пока не прошел Думу. В то же время возникает масса вопросов к самой конструкции состава: можно ли оскорбить чувства или оскорбляется сам человек, может ли государство решать, оскорблены ли чувства неопределенного круга лиц или это может решить только сам человек?

О ВЫСШИХ ЦЕННОСТЯХ РОССИИ

Законопроект Общественной палаты имеет и более высокую проблематику - это вопрос собственно о высокозначимых нравственных ценностях. К сожалению, из той информации, которая есть о проекте в Интернете, совершенно неясно, будет ли закон называть эти ценности, и какая конкретно предлагается защита этих ценностей помимо введения уголовной и административной ответственности. Тема ценностей нашего общества и государства должна была бы стать центральной в законопроекте такого рода. И защита конкретных объектов - театров, музеев, выставок, храмов - это сопутствующая конкретика, но, на наш взгляд, не главное для такого законопроекта. Если разработчики законопроекта говорят о цели «создать атмосферу общественного неприятия этих действий» (надругательства над какими-либо объектами), то речь должна идти в первую очередь о воспитании граждан в определенном ценностном ключе.

Проблематика ценностей в государственном управлении широко рассматривается в работах Центра Сулакшина. Ценности имеют конституционный статус и именуются «высшими ценностями России», по своей сути они очень близки к «высокозначимым нравственным ценностям». В , разработанном Центром Сулакшина, высшие ценности России определяются как наиболее важные для жизнеспособности России качества и характеристики Народа России, территории России и государственной власти и управления в России, закрепленные в Конституции России. Согласно проекту Конституции России запрещается любое умаление или подрыв высших ценностей. Подрыв высших ценностей России - это подмена или дискредитация высших ценностей России или иные действия (бездействие), направленные на их отрицание или умаление. Ценностям посвящена в проекте Конституции целая глава. В статье 6 проекта перечисляются высшие ценности, среди них: существование самой России - Родины Народа России, единство, неделимость, территориальная целостность и государственный суверенитет России; ответственность России за судьбы мира и человечества; всеобщее благо, общественное благо, благо всех законных социальных групп и благо каждого человека в их гармоничном сочетании; русская (российская) цивилизационная идентичность; народосбережение; патриотичность и любовь к Родине и другие.

Согласно статье 9 проекта защита высших ценностей России от внутренних и внешних посягательств является обязанностью государства, юридических лиц, объединений граждан и каждого гражданина России. Это означает также, что государство должно установить ответственность за посягательства на каждую из высших ценностей, соответствующие составы правонарушений и преступлений должны быть включены в уголовное и административное законодательство.

Высшие ценности пронизывают весь проект Конституции, они определяют основу содержания и применения федеральных законов и иных правовых актов и обеспечиваются правосудием. Ценности лежат в основе целей России, то есть того, к чему должны стремиться все государственные органы в процессе государственного управления.

Если принятие новой Конституции России может быть затруднительно по тем или иным причинам, то возможна манифестация ценностей и в другой форме (например, в форме обращения главы государства или принятия федерального закона).

В Центре Сулакшина разработан также «О конституировании, сохранении, защите и использовании духовных ценностей Российской Федерации». Под духовными ценностями в проекте понимается исторически накопленная цивилизационно-идентичная, цивилизационно-значимая, созданная человеком или природой информация, содержащаяся в тексте, звуке, изображении, виде и ином нематериальном образе, неотъемлемо связанном с материальным носителем информации, являющаяся общедоступной и подлежащая сохранению, защите и использованию в идейно-мировоззренческих, образовательных, научных, воспитательных и культурных целях.

Новой и нетривиальной задачей является определение самого понятия «духовные ценности» как правовой категории, авторы законопроекта сделали попытку сформулировать такое определение. Законопроект направлен на выявление, сохранение и защиту духовных ценностей. Эта тема также имеет прямое отношение к проблематике, поднятой Общественной палатой. Защита духовных ценностей подразумевает также необходимость очищения и защиты от навязываемых извне антиценностей, сохранения и защиты цивилизационной идентичности России. Законопроект, разработанный Центром Сулакшина, предусматривает систему защитных мер, вплоть до защиты материальных носителей духовных ценностей.

Таким образом, проблематика высших ценностей (или «высокозначимых нравственных ценностей», в терминологии Общественной палаты) должна рассматриваться как одна из ключевых в контексте обеспечения жизнеспособности России и не может сводиться к ответственности за нарушение правил поведения в социальных пространствах с особым статусом. Разработки Центра Сулакшина в части конституционного регулирования высших ценностей, а также законодательного регулирования духовных ценностей открыты для всех субъектов законодательной инициативы и могут быть использованы в существующем виде: они уже сформированы как пакеты законодательных инициатив.