Вводное родительское собрание логопеда в школе. Рекомендуемые темы родительских собраний

на общешкольном родительском собрании

на тему: «Логопедическое сопровождение в школе. Основные этапы работы по исправлению дисграфии у младших школьников»

учителя-логопеда

п. Усть-Нера, 2008 г.

В нашей школе кроме социального и психологического сопровождения проводится и логопедическое сопровождение. Коррекционная работа по устранению нарушений устной и письменной речи ведется с первого класса.

Сегодня я хочу остановиться на таком нарушении речи, как дисграфия.

Дисграфия – нарушение письма – составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся начальных классов . Это нарушение является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения и в усвоении грамматики родного языка на более поздних.

Некоторые родители считают дисграфические ошибки нелепыми и объясняют их личностными качествами детей: неумением слушать объяснение учителя, невнимательностью при письме, небрежным отношением к работе и др. На самом деле в основе этих ошибок лежат более серьезные причины: несформированность фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи.

Одна из главных задач моей работы – правильно определить причины, лежащие в основе нарушения письма, поскольку от этого зависит и продолжительность коррекционной работы . А сама коррекционная работа тесно связана с процессом обучения.


Логопед не дублер учителя и не репетитор. Выполняя свою основную работу по коррекции имеющихся у детей дефектов письменной речи, я создаю базу для понимания и правильного применения грамматических правил, и закрепить учебный материал, связанный с коррекционным процессом, который даст учитель. Например, я ввожу понятие «звонкие и глухие согласные» и осуществляю работу по дифференциации звонких и глухих согласных. Параллельно я включаю задания на оглушение звонких согласных в конце и середине слова. Работая над слоговой структурой слова, даю понятие о слогообразующей роли гласных. Развивая у детей умение слышать ударный гласный, мы вспоминаем темы «Ударение», «Состав слова», «Родственные слова».

Взаимосвязь коррекционного и обучающего процессов способствует успешному усвоению учащимися материала по русскому языку в целом. Учитывая то, что дети-дисграфики уже с первого класса отстают в овладении письмом, в умении применять на письме грамматические правила, я начинаю работу по предупреждению дисграфии уже с первого класса.

Для учащихся первых классов с выраженным недоразвитием речи характерна несформированность лексико-грамматического строя языка и фонетико-фонематической стороны речи. Это выражается в бедности словарного запаса, неумении правильно строить предложение, грамматически правильно оформлять его, последовательно передавать содержание рассказа, выполнять анализ и синтез слов.

Учитывая, что первоклассники в течение года еще не овладевают в достаточной степени техникой чтения и письма, коррекционную работу начинаю с формирования фразы и связной речи. Эта работа начинается с расширения и совершенствования словарного запаса учащихся. Слово рассматривается с точки зрения его лексического, грамматического и синтаксического значения. Ученики усваивают понятия «предмет» и «слово», которым назван «предмет», «действие» и «слово», которым оно «названо», «признак» и «слово», которым назван «признак», после чего у детей формируются понятия «слов, обозначающих предмет», «слов, обозначающих действие предмета», «слов, обозначающих признак предмета».

Затем подвожу детей к понятию о предложении и провожу работу над его структурой, грамматическим и интонационным оформлением. Сначала усвоенные ранее слова, которые обозначают предметы и действия предметов, соединяем в простое нераспространенное предложение, поскольку эти слова являются грамматической основой предложения, т. е. подлежащим и сказуемым. Таким образом закладывается основа для того, чтобы учащиеся успешно овладели в дальнейшем синтаксическим разбором предложения.

Отработав структуру простого двусоставного нераспространенного предложения, переходим к работе над распространением предложения путем введения второстепенных членов (дополнение, определение, обстоятельство) и его грамматическим оформлением(согласование и управление различных частей речи).

Следующий этап работы – формирование связной речи. Сначала я учу детей разным видам пересказа(подробный, выборочный, краткий, творческий). Затем учащиеся осваивают умение составлять рассказы по серии картинок, по сюжетной картинке, по опорным словам, по предложенному плану.

Дальнейшая работа направлена на развитие фонема тического восприятия. На данном этапе уточняется представление ребенка о том, что слово состоит из звуков, а звуки сливаются в слоги. Важно, чтобы дети на начальном этапе работы усвоили, что такое звук речи, как он образуется, научились различать гласные и согласные звуки. После этого уже переходим к слоговому составу слова. Здесь знакомлю учеников со словами разной слоговой структуры, сначала с опорой на ритмический рисунок слова, потом на слогообразующую роль гласного. На данном этапе основное значение придаю выделению гласных звуков (букв) из слова. С этой целью провожу структурные диктанты. Например, называю слово, а ученики изображают это слово графически и над соответствующим слогом пишут гласные. Кроме того, использую послоговое письмо с соотнесением количества гласных и количество слогов в слове. Такие методические приемы способствуют устранению некоторых дисграфических ошибок: пропуска гласных, пропуска или добавления слогов в слове.


Опираясь на гласные буквы второго ряда, подвожу учеников к пониманию и практическому усвоению одного из способов обозначения мягкости согласных на письме.

Первый год коррекционной работы завершается развитием навыков звуко-буквенного анализа и синтеза слов.

Учитывая, что у некоторых детей остаются несформированными неречевые процессы, такие, как память, мышление, слуховое и зрительное внимание, на протяжении всего первого года коррекционной работы в содержание занятий включаю задания, направленные на их развитие.

Во вторых, третьих и четвертых классах первые несколько занятий отводятся на закрепление тем «Состав слова», «Родственные слова», «Образование слов», затем работаем над различением приставок и предлогов. В процессе последующей работы над дифференциацией звуков включаю в занятия задания на закрепление морфологического состава слова.

Как отмечалось ранее, у учащихся-дисграфиков много ошибок на безударные гласные. Поэтому в своей работе я использую материал, направленный на выработку у учеников умения находить в слове безударные гласные и подбирать к ним проверочные слова. На данном этапе работа в основном направлена на развитие фонематического слуха. С этой целью предлагаю учащимся систему упражнений на различение гласных и согласных звуков(букв), смешиваемых в устной речи и на письме (гласных ы – и, а – я, о – ё; звонких и глухих согласных з –с, б –п, д – т, г –к, ж –ш, в –ф; свистящих и шипящих аффрикат ш –с, з –ж, с-ц, ч – щ, ч – ц ).

Дифференциация гласных и согласных дается по единой схеме, что позволяет ученикам пройти последовательно весь комплекс упражнений по различению звуков (букв). Параллельно рассматриваем грамматические темы: например, «Оглушение звонких согласных в конце слова». Дифференциация каждой пары заканчивается диктантами с заданиями, изложениями и другими видами заданий, связанных с развитием связной речи.

На протяжении всего периода коррекционной работы параллельно даю детям упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук, упражнения на статическое воспроизведение положений пальцев рук, воспроизведение образов предметов с помощью пальцев, упражнения на развитие артикуляционного аппарата.

(Практические упражнения)

«Лодочка»

Ладони прижаты друг к другу со стороны мизинцев. Кончики пальцев соприкасаются. Сверху ладони раскрыты. Большие пальцы расположены горизонтально.

«Стол»

Левая рука согнута в кулак, а правая лежит на ней горизонтально.

«Очки»

Образовать два кружка большим и указательным пальцами обеих рук, а затем соединить их. Можно усложнить.

«Цветок»

Ладони находятся в вертикальном положении, нижние части ладоней прижимаются друг к другу, пальцы раскрыты и слегка округлены.

Средний палец и безымянный смыкаются с большим. Указательный палец и мизинец подняты вверх.

Поднять правую руку, сжатую в кулак, а затем выпрямить указательный палец и вращать им. То же упражнение проводится левой рукой, затем вместе.

«Лесенка» (индийская игра)

К кончику большого пальца левой руки прикладывается кончик указательного пальца правой руки. Затем кончик указательного пальца левой руки прикладывается к кончику большого пальца правой руки. Далее движения повторяются. Упражнения начинаем делать на уровне груди, а затем руки поднимаются все выше и выше.

Артикуляционные упражнения

«Лопаточка»

Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. (С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Р)

Язычок наш, как лопатка:

Закругленный, плоский, гладкий.

«Чашечка»

Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, но не касаться их. (Р, Ш, Ж, Ч, Щ)

Любим пить мы крепкий чай,

Ну-ка, чашку подставляй!

«Грибок»

Широкий язык присосать к небу. Рот раскрыть как можно шире, так, чтобы ножка грибка (уздечка языка) натянулась. (Р, Ш, Ж, Ч, Щ)

Язычок у нас грибок,

Подставляйте кузовок!

«Дудочка»

Высунуть широкий язык. Боковые края языка максимально загнуть вверх. Подуть в получившуюся дудочку.(С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ)

Дудочка, гуди сильней,

Созовем мы всех друзей!

Уважаемые родители в конце своего выступления я хочу обратить внимание

на то, что без взаимодействия семьи и школы, логопедическая работа не может

проходить полноценно. Для занятий по коррекции устной и письменной речи мне необходимы тетради, индивидуальные зеркала, карандаши, ручки, чего, к сожалению, нет у некоторых ребят. Очень хочется надеяться на сотрудничество, на понимание с вашей стороны, уважаемые родители, а мы в свою очередь приложим все усилия, чтобы помочь вам в преодолении того или иного нарушения речи вашего ребенка.

Выступление учителя-логопеда на первом родительском собрании-лектории для родителей первоклассников в общеобразовательной школе

В последнее время в общеобразовательной школе отмечается увеличение числа детей, имеющих расстройства разной этиологии, характера и степени выраженности. Раньше, проблема подготовки и адаптации детей к школе не стояла так актуально, как теперь. Переход из детского сада в школу для ребенка был светлым, радостным жизненным периодом. Казалось бы, в те годы развитию дошкольников не уделялось такого внимания, как сегодня. И родители не были так увлечены ранним развитием их способностей.

Но что же творится сейчас?

Ежегодный мониторинг состояния устной речи у первоклассников нашей школы с 2000г., проходящий в первом месяце учебного года, фиксирует рост речевых патологий.

Месяц назад, я, как всегда, готовясь к логопедическому обследованию в первых классах, предполагала и надеялась, что проблемы, связанные со звукопроизношением вашего ребёнка, решены еще в дошкольный период. Но я ошиблась, в этом году процент детей, имеющих нарушения устной речи составил 58%. Т.е. половина первоклассников нуждаются в логопедической помощи. И как вы понимаете, что один логопед в нашей школе не справится с таким количеством детей. Наверное, каждого, из здесь сидящих родителей, немного ужаснула такая ситуация.

И первый вопрос – что делать!? Единственный ответ- совместно решать речевые проблемы.

Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.

Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Но часто родители заменяют психологическое и речевое развитие ребенка информационным, изучая математику, языки (даже когда у ребенка «каша во рту»).

Преждевременное обучение ребенка недопустимо, так как в результате может быть сформирована минимальная мозговая дисфункция (один участок мозга развивается быстрее за счет другого).

Это приводит в дальнейшем к неуспешности в обучении, плохой памяти, рассеянному вниманию, проблемам в эмоциональной сфере.

В период школьного обучения, когда к речи начинают предъявляться гораздо более высокие требования, ребенок с недостаточным уровнем речевого развития оказывается в очень сложном положении.

Так, например, бедность словарного запаса и неточность понимания значений многих слов, неумение чувствовать их смысловое родство не позволяют ему овладеть многими грамматическими правилами.

В частности, ребенку с бедным словарным запасом бывает просто не из чего подбирать проверочные слова при изучении грамматических правил.

Например, дети не улавливают смыслового различия между такими словами, как «лес», и «лиса», «горит», и «гора», «столица» и «сталь», и поэтому допускают ошибки на письме из-за неправильного подбора проверочных слов.

И корни всех этих трудностей нужно искать не в характере школьного обучения, а в несформированности речи ребенка в период его дошкольного развития.

Результатом недостаточной готовности ребенка к началу школьного обучения является возникновение у некоторых детей специфических ошибок письма, не связанных с грамматическими правилами (например, пропуски или замены букв на письме, неправильное начертание букв (дети часто путают буквы 3, Е, Ш, К, М, и т.п.).

Речевые нарушения нередко сочетаются с недостаточностью мелкой моторики, несформированностью пространственных отношений, недостаточностью временных понятий, восприятия цветов и оттенков, счетных операций и т.д.

Любое нарушение речи влияет на психическое и эмоционально-волевое развитие ребенка. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре или досуге.

И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6-7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

Итак, я вкратце перечислила последствия неполноценного развития речи.

Теперь, что касается развития основных психических функций:

Чтобы у ребенка успешно шла математика - надо развить логику, мышление, анализ;

- Рисование, черчение, геометрия требуют развития внимания, восприятия, пространственной ориентировки;

Устные предметы – развитие памяти, внимания, речи, и всех остальных психических процессов.

Т.е. нет памяти (не может запомнить 5-7 слов, которые вы ему медленно продиктовали),

если ребенок не привык выполнять дело до конца и родители не требуют, чтобы он его закончил,

если ребенок не умеет сосредоточиться, постоянно отвлекается,

если не знает, где левая сторона, а где правый верхний угол, и т.д.

Отчего быть успешным в учении. Если не развиты самые необходимые функции?

И проблема не в том, что вы не знаете, как помочь ребенку, а в том, что вы этого не хотите. У нас как всегда, нет времени. Я вас прекрасно понимаю, но поддерживаю мнение, что лучше предупредить, чем потом долго – долго мучиться: исправлять, корректировать, сетовать: «Эх, надо было раньше заниматься, когда еще время позволяло, когда можно развить у ребенка и память, и внимание, и логику, и речь».

В своем выступлении я хотела, чтобы вы запомнили те упражнения, игры, которые помогут вашим детям.

Итак, приведу в пример только пару игр: 1. Называете любые несколько предметов, не торопясь, ребенок должен повторить их. Справился – называете на 1 предмет больше и т.д.

2. Чем отличаются картинки, найди сходство и различие (картинки найдете в любом детском журнале кроссвордов).

3. Показываете любые 2 предмета (можно в картинках), пусть найдет взаимосвязь. Чем связаны, что у них общего – этим развиваем восприятие, внимание и логику. Старайтесь сами спрашивать: «как ты думаешь, почему он такой, для чего ему это нужно». Это касается развития психических процессов (памяти, восприятия, внимания, т.д). Теперь перейдем, к основному вопросу.

Абсолютно всех родителей волнует вопрос освоения грамоты, письма, как предупредить ошибки по русскому языку и чтению.

Итак, чтобы ваши детишки не пришли ко мне во 2 классе с такими проблемами, я предлагаю обратить внимание на следующее.

1. Одна из первых задач, с которыми встречается ребенок, начинающий обучаться грамоте – это необходимость усвоения букв. Но что это значит «усвоить буквы»?

Обычно при слове «буква» в нашем сознании невольно всплывает непосредственно сам буквенный знак, его зрительный образ. Однако здесь важно понять, что процесс усвоения букв не сводится только к запоминанию буквенных знаков. Ведь каждый буквенный знак важен не сам по себе. Его назначение состоит в том, чтобы при его помощи обозначить вполне определенный звук речи.

Например, рукописная буква «Ша», изображаемая в виде трех «крючочков», обозначает только и исключительно звук [ Ш ], напоминающий собой шум листьев. Никакой другой произносимый или слышимый нами звук речи (например, [ Ж ]или [ С ]) с этим буквенным знаком связан быть не может.

Сказанное означает: для того, чтобы усвоить буквы, ребенок, прежде всего, должен уметь хорошо различать на слух все речевые звуки, не смешивая их друг с другом.

Только при этом условии он сможет прочно связать между собой определенный акустический образ каждого речевого звука с вполне определенным образом буквы.

И лишь после этой связи ребенок сможет без затруднений озвучивать каждый буквенный знак при чтении и легко подбирать нужную букву в процессе письма.

Следовательно, одной из необходимых предпосылок успешного обучения ребенка грамоте является развитие его слуховой функции. Сюда входят:

развитие фонематического слуха;

слуховая дифференциация звуков речи (подними руку, еслиуслышишь звук «С», хлопни в ладоши, если услышишь звук «3»);

а также начальные формы звукового анализа и синтеза слов (какойпервый звук в слове «МЯЧ» – звук МЬ, какой последний, апосередине?).

и слоговая структура.

Многие из ваших детей не могут повторить сложные слова: милиционер, велосипед, аквариум, мотоциклист и т.д.

Надо также отметить, что в этом году есть дети с нарушением ритма – например, даю задание: «Подели слово на кусочки – слоги, или отхлопай» получается = КОР-ОВА, здесь же и пропуски гласных. Помогите детям. Поупражняйтесь. Сколько гласных, столько и слогов.

Я понимаю, что это задача учителя, но без помощи родителей путем домашних тренировок очень трудно ребенку это понять и закрепить надолго.

У некоторых детей возникают особые сложности в процессе усвоения ими начертаний букв. Т.е. вместо буквы «Е» пишут «З», или вместо «П» пишут «Т», добавляют, переворачивают, недописывают, зеркально отражают элементы.

Для того, чтобы ребенок мог научиться различать сходные по своему внешнему виду буквы, у него должны быть достаточно хорошо сформированы зрительно-пространственные представления. А это значит, что ему должно быть доступно следующее:

Во-первых, он должен различать предметы и геометрические фигуры по их форме (круглый, овальный, и т.д.); по величине (большой, средний)

и владеть такими понятиями, как больше-меньше, динный-короткий, выше-ниже, шире-уже.

Уметь определять расположение предметов и геометрических фигур в пространстве по отношению друг к другу, т.е. понимать пространственные отношения между ними: высоко-низко, выше-ниже, далеко-близко, впереди-сзади.

Ребенку, не владеющему такого рода представлениями, непонятны пояснения учителя об особенностях начертаний букв. Он вообще не видит разницы между предметами разной величины.

Без достаточно тонкого, дифференцированного зрительного восприятия,зрительного анализа он неизбежно столкнется с большими трудностями впроцессе усвоения буквенных знаков.

Это пока сейчас трудностей нет, но когда дети начнут писать слова, предложения – они обязательно проявятся.

2. Чтобы ребенок получил реальную возможность овладеть письменной речью, у него еще должна быть хорошо развита устная речь.

Ведь в письменном виде мы можем (одни-лучше, другие-хуже) изложить только те свои мысли, которые в состоянии оформить при помощи устной речи. Поэтому, если устная речь ребенка бедна по своему содержанию из-за имеющегося у него малого запаса слов, если она оформлена грамматически неправильно, «коряво», то и хорошей письменной речи здесь просто неоткуда появиться.

С логопедической точки зрения под полноценной устной речью, которая может служить надежной базой для овладения письмом, понимается следующее:

1) Правильное произношение всех звуков речи. Теперь вы знаете, что половина ваших детей картавят, шепелявят и т.д. Что я предлагаю. Выберите, пожалуйста, время, когда вы сможете ко мне подойти вместе с ребенком. Для каждого из вас будут даны рекомендации по устранению дефектных звуков, а также по их автоматизации в речи.

Первоклассник (пока еще есть время) может научиться по подражанию. Покажите, как надо произносить и несколько раз.

Возможно, что ребенок в каких-то словах говорит определенный звук, в каких-то нет – здесь только ваш контроль за его речью. Идет процесс закрепления правильного произношения звука в повседневности.

Некоторые из вас думают, что ничего страшного нет, в том, что ребенок не выговаривает звук. Только тот поймет, кто сам когда-то имел или имеет такую проблему. Когда ребенок переставляет слова так, чтобы не было заметно произношение дефектного звука… А какую неловкость, стыд, смущение, обиду испытывает ребенок, когда вместо «лодка» произносит на весь класс «водка»… А ребенок растет, взрослеет, влюбляется, устраивается на работу. Всегда ли ему «ловко» за свою речь?

2)Обратите внимание на речевой режим в семье. В частности, на то,что родителям необходимо как можно активнее способствоватьнакоплению словарного запаса детей.

Находясь рядом с ребенком: разговаривайте с ним, постоянно обращайте внимание на окружающие предметы, рассказывайте об их происхождении, предназначении. Пусть ваше чадо не боится спрашивать о непонятных словах.

3)Для полноценного развития речи обязательно умение грамматически правильно оформлять предложения, то есть соединять отдельные слова между собой для выражения законченной мысли. Обращайте внимание на окончания,согласования частей речи. Часто от детей слышим: «красивая солнце», «2рота, 5 стулов, петухиный хвост и т.д.»

И напоследок, на что хотелось бы обратить ваше внимание, так это на моторику.

Мы заметили, что дети 6-7 лет, приходящие в школу, к сожалению, имеют крайне низкий уровень развития моторных навыков, что очень ярко проявляется в неумении начертить прямую линию, написать печатную букву по образцу, (так называемая «дрожащая линия»), вырезать из бумаги и аккуратно клеить, рисовать. Также не сформирована координация и точность движений, многие дети не владеют своим телом.

Доказано, что существует прямая зависимость между развитием этих навыков и уровнем общего психического, интеллектуального и, конечно же, речевого развития ребенка (а именно здесь, как будет развита пальчиковая моторика, так будет развита и артикуляционная – развиты пальчики хорошо = развиты и мышцы языка!).

В этом не единожды имели возможность убедиться наши учителя на собственном опыте, да и родители, имеющие старших детей: если ребенок в состоянии правильно и аккуратно воспроизвести графический материал (буквы и их элементы, цифры, линии), то он значительно успешнее овладевает учебной программой в целом, и наоборот, чем хуже развиты эти навыки, тем больше хлопот доставляет такой ребенок.

Может, некоторые заметили, первоклассник, с радостью поступивший в школу, через какое-то время жалуется на головные боли, боли в руке, шее при письме. Ребенок невнимателен, неусидчив, легко отвлекается.

Они связаны с тем, что у ребенка настолько повышается мышечный тонус, что возникают локальные мышечные зажимы. Часто ребенок пишет всей рукой от плеча до кисти, а не только пальцами, как надо. Это можно проверить, приложив руку на плечо, предплечье и шею: вы почувствуете, как они напряжены, сжаты.

Работа такой большой группы мышц вместо маленькой приводит к повышенным энергозатратам (попробуйте сами писать плечом вместе с кистью). Ребенок быстро устает и истощается.

Не успевает за темпами работы в классе, получает оценки хуже тех, на которые может рассчитывать, отсюда и грязь в тетрадях, описки, исправления, зачеркивания.

Однако многие будущие школьные проблемы можно предупредить, если мы сможем повлиять на двигательное развитие ребенка, научим расслабляться, снимем мышечные зажимы, разовьем мелкую моторику пальцев рук.

Во-1, если видите, что ребенок излишне старается, напряжен -подойдите, успокойте, погладьте, помассируйте его мышцы.

Приведу в пример несколько видов упражнений для развития тонкой моторики руки и (особенно важно для предупреждения нарушений чтения и письма) зрительно – двигательной координации:

Срисовывание графических образцов (геометрических фигур илиразнообразных узоров). Смотрите телевизор, нарисуйте парочкузамысловатых узоров. А ребенку с интересом скажите: «А слаботебе нарисовать такой же?!»

Вырезание по контуру фигур из бумаги, даже и картинки,фотографии из старых журналов, газет. Главное, чтобы вырезаниебыло плавное, без отрыва ножниц от бумаги.

Раскрашивание и штриховка. Здесь просто надо купить готовыекнижки-раскраски.

Вы в школу купили пластилин, а дома он есть? Есть – прекрасно.

Конструирование и работа с мозаикой. Огромное развивающеезначение имеют пазлы.

Выкладывание фигур из спичек. Проведите домашнее состязание:«У кого самый глубокий колодец?» Победителю – приз!

Выполнение фигурок из пальцев. Попросите ребенка закрыть глаза.Вы из пальцев его левой руки сложите фигурку, попросите теперьребенка сделать точно такую же фигурку только из пальцев правойруки.

Освоение ремесел (вышивание, вязание, выпиливание, выжигание,плетение и т.д.)

Еще бы я посоветовала такое психогимнастическое упражнение. «Считалочка-бормоталочка». Это и развитие моторики, речи, ритма, темпа, внимания, памяти, последовательности, т.е все- все и очень полезно. Особенно, при закреплении поставленных звуков в речи.

Попросите ребенка выучить любую фразу, четверостишье: «Ехал Грека через реку». В первый раз он произносит вслух все 4 слова, во второй раз он произносит вслух только слова «Ехал Грека через», а слово «реку» произносит «про себя», хлопая при этом один раз в ладоши. В третий раз он произносит вслух 2 слова «Ехал Грека», а слова «через реку» произносит про себя, сопровождая каждое слово хлопком в ладоши. И т.д.

Получается: демонстрация родителям И с каждым разом добавляем больше предложений.

Дорогие родители! Обучение грамоте, чтению и вообще начало школьного жизни -самый ответственный период в жизни вашего малыша.

И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности, ласки.

Я призываю вас проявлять истинный интерес ко всему, что связано с обучением. Ни в коем случаен не допускайте грубого «нажима», бестактности и других негативных моментов в общении с вашим учеником.

Дайте ребенку поверить в собственные силы. Пусть он каждый день чувствует свой успех, делает какие-то маленькие «открытия» для себя.

Пусть он думает, проявляет инициативу, творчество: старайтесь идти от желаний ребенка и не подавляйте его своей ученостью! Вы тоже были маленькими, и тоже ничего не умели.

Помогите ему развиться и реализоваться. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится.

Дружите, уважайте и любите своих детей!

Если возникнут проблемы, не стесняйтесь, подходите, спрашивайте. Часы работы на двери кабинета, ну и для вас приготовлены специальные буклеты, памятки, которые вы можете забрать домой для совместных игр с ребенком.

Литература:

1. Парамонова Л.Г. «Ваш ребенок на пороге школы: Как подготовить ребенка к школе». - С Пб.: КАРО, Дельта, 2005. - 384 с : ил. – (Серия «Коррекционная педагогика»).

2. Сиротюк А.Л. «Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 48с.

3. Безруких М.М. «Ступеньки к школе: кн. для педагогов и родителей/ М.М. Безруких. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 254с

«Речевая готовность к обучению в школе»

Цель выступления : привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению.

Текст выступления:

Уважаемые родители, я рада приветствовать Вас в нашей школе. Моё выступление будет посвящено речевой готовности дошкольников к обучению.

В основе обучения лежит познавательный процесс. Известно, что вершиной познавательных процессов является мышление и речь. Речь - это форма мышления. И от того, как развита речь, зависят успехи ребёнка в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы, но в первую очередь, конечно, русского языка и чтения.

Очень важно, чтобы к началу обучения в школе у ребёнка были сформированы все компоненты речевой системы: звуковая сторона речи, грамматический строй, лексическая сторона речи, связная речь.

Остановимся подробнее на каждом из них.

1. Звуковая сторона речи (звукопроизношение).

Ребёнок должен уметь:

Правильно произносить все звуки речи.

Чётко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например, мотоциклист, регулировщик).

Говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации.

Изменять темп речи (говорить медленно или быстро).

Нарушение звукопроизношения приводит в итоге к тому, что ребёнок пишет так, как проговаривает. На письме появляются замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи, а также появляются ошибки при чтении.

Бытует мнение, что логопед - это специалист, который учит детей правильно произносить звуки. Правильное произношение звуков - это лишь вершина айсберга. Основная работа школьного логопеда - это профилактика и коррекция трудностей письма. Поэтому уже сейчас, не дожидаясь поступления в школу, родителям стоит обратиться за помощью к логопеду в поликлинике, в детском саду, в учреждения социальной сферы, если вы до сих пор, зная о нарушении речи своего ребёнка, этого не сделали. Есть сомнения - записывайтесь на консультацию.

2. Лексическая сторона речи (словарный запас).

Ребёнок должен уметь:

Точно подбирать слова;

Ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;

Дифференцировать обозначения предметов и классифицировать их (например, «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»; помидор, огурец, картофель — это овощи);

Употреблять сложные слова (например, длинноногий, вислоухий);

Пользоваться эпитетами (например, чистое поле);

Подбирать метафоры (например, туча комаров);

Использовать слова и фразы с переносным значением (например, сломя голову);

Подбирать синонимы (например, храбрый - смелый - отважный);

Подбирать антонимы (высоко — низко, длинный — короткий).

Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. Такие дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста. Особенные трудности вызывают метафоры и сравнения. В старших классах возникают ошибки в подборе проверочных слов на письме.

3. Грамматическая сторона речи ( навыки словоизменения и словообразования).

Навыки словоизменения:

Ребёнок должен уметь:

Изменять существительные по падежам и числам (например, санки, на санках);

Употреблять различные предлоги;

Согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (например, голубое полотенце);

Согласовывать существительные с числительными (например, один карандаш, два карандаша, пять карандашей);

Правильно употреблять глаголы (например, я бегу, ты бежишь, он (она) бежит).

В связи с недоразвитием этого компонента речи можно наблюдать следующие аграмматизмы:

Ошибки в падежных окончаниях и при изменении числа существительных (у Бори - «у Боре», много деревьев - «много деревов», на санках - «на санков»);

Пропуски, замены предлогов (над столом - «на столом», пошли в лес - «пошли лес»);

Ошибки согласования (белый дом - «бела дом», «пять вишен - «пять вишнев», голубое полотенце - «голубая полотенце»).

Навыки словообразования:

Ребёнок должен уметь:

Образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (например, глаза - глазки - глазищи);

Образовывать глаголы с помощью приставок (например, шел - вышел - перешел - обошел);

Образовывать название детенышей животных;

Образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например, малина - малиновое, лиса - лисья).

Если у первоклассника не сформированы навыки словообразования, то на письме могут наблюдаться:

Замены суффиксов (козлята - «козленки»);

Замены приставок (захлестнула - «нахлестнула»).

4. Связная речь.

Ребёнок должен уметь:

Свободно общаться с взрослыми и сверстниками;

Поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;

Рассказывать о пережитых событиях;

Пересказывать содержание сказки, рассказа;

Описывать окружающие предметы;

Раскрывать содержание картины.

Нарушение связной речи выражается в трудностях пересказа, в составлении рассказа, в написании сочинений и изложений.

Таким образом, хорошо развитая речь первоклассника будет служить средством успешного его обучения не только по письму и чтению, но по другим предметам в школе. А перечисленные выше нарушения устной речи свидетельствуют о том, что без целенаправленной логопедической работы по исправлению недостатков в развитии всех компонентов речи, детям будет трудно усваивать школьную программу, у них может возникнуть негативное отношение к учебе, потому что ребёнку важно ощущать себя полноценным, успешным.

Характерно, что ребенок не может преодолеть названные нарушения самостоятельно, без коррекционно-развивающего обучения. На оказание такой помощи и направлена работа школьного учителя-логопеда.

Учащиеся зачисляются на логопедический пункт по результатам обследования.

Основная задача родителей — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость. Не устану повторять всем родителям, что чем раньше будет начата правильно организованная коррекционная работа, тем лучше её результат.

Речь ребёнка - важная черта его личности. От её развития зависит, каким он вырастет. И пусть речь Вашего ребёнка будет правильной, красивой и совершенной.

Желаю вам только приятных и радостных воспоминаний от встречи со школой!

Выступление учителя-логопеда на первом родительском собрании-лектории для родителей первоклассников в общеобразовательной школе

В последнее время в общеобразовательной школе отмечается увеличение числа детей, имеющих расстройства разной этиологии, характера и степени выраженности. Раньше, проблема подготовки и адаптации детей к школе не стояла так актуально, как теперь. Переход из детского сада в школу для ребенка был светлым, радостным жизненным периодом. Казалось бы, в те годы развитию дошкольников не уделялось такого внимания, как сегодня. И родители не были так увлечены ранним развитием их способностей.

Но что же творится сейчас?

Ежегодный мониторинг состояния устной речи у первоклассников нашей школы с 2000г., проходящий в первом месяце учебного года, фиксирует рост речевых патологий.

Месяц назад, я, как всегда, готовясь к логопедическому обследованию в первых классах, предполагала и надеялась, что проблемы, связанные со звукопроизношением вашего ребёнка, решены еще в дошкольный период. Но я ошиблась, в этом году процент детей, имеющих нарушения устной речи составил 58%. Т.е. половина первоклассников нуждаются в логопедической помощи. И как вы понимаете, что один логопед в нашей школе не справится с таким количеством детей. Наверное, каждого, из здесь сидящих родителей, немного ужаснула такая ситуация.

И первый вопрос - что делать!? Единственный ответ- совместно решать речевые проблемы.

Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.

Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Но часто родители заменяют психологическое и речевое развитие ребенка информационным, изучая математику, языки (даже когда у ребенка «каша во рту»).

Преждевременное обучение ребенка недопустимо, так как в результате может быть сформирована минимальная мозговая дисфункция (один участок мозга развивается быстрее за счет другого).

Это приводит в дальнейшем к неуспешности в обучении, плохой памяти, рассеянному вниманию, проблемам в эмоциональной сфере.

В период школьного обучения, когда к речи начинают предъявляться гораздо более высокие требования, ребенок с недостаточным уровнем речевого развития оказывается в очень сложном положении.

Так, например, бедность словарного запаса и неточность понимания значений многих слов, неумение чувствовать их смысловое родство не позволяют ему овладеть многими грамматическими правилами.

В частности, ребенку с бедным словарным запасом бывает просто не из чего подбирать проверочные слова при изучении грамматических правил.

Например, дети не улавливают смыслового различия между такими словами, как «лес», и «лиса», «горит», и «гора», «столица» и «сталь», и поэтому допускают ошибки на письме из-за неправильного подбора проверочных слов.

И корни всех этих трудностей нужно искать не в характере школьного обучения, а в несформированности речи ребенка в период его дошкольного развития.

Результатом недостаточной готовности ребенка к началу школьного обучения является возникновение у некоторых детей специфических ошибок письма, не связанных с грамматическими правилами (например, пропуски или замены букв на письме, неправильное начертание букв (дети часто путают буквы 3, Е, Ш, К, М, и т.п.).

Речевые нарушения нередко сочетаются с недостаточностью мелкой моторики, несформированностью пространственных отношений, недостаточностью временных понятий, восприятия цветов и оттенков, счетных операций и т.д.

Любое нарушение речи влияет на психическое и эмоционально-волевое развитие ребенка. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре или досуге.

И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6-7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

Итак, я вкратце перечислила последствия неполноценного развития речи.

Теперь, что касается развития основных психических функций:

Чтобы у ребенка успешно шла математика - надо развить логику, мышление, анализ;

Рисование, черчение, геометрия требуют развития внимания, восприятия, пространственной ориентировки;

Устные предметы - развитие памяти, внимания, речи, и всех остальных психических процессов.

Т.е. нет памяти (не может запомнить 5-7 слов, которые вы ему медленно продиктовали),

если ребенок не привык выполнять дело до конца и родители не требуют, чтобы он его закончил,

если ребенок не умеет сосредоточиться, постоянно отвлекается,

если не знает, где левая сторона, а где правый верхний угол, и т.д.

Отчего быть успешным в учении. Если не развиты самые необходимые функции?

И проблема не в том, что вы не знаете, как помочь ребенку, а в том, что вы этого не хотите. У нас как всегда, нет времени. Я вас прекрасно понимаю, но поддерживаю мнение, что лучше предупредить, чем потом долго - долго мучиться: исправлять, корректировать, сетовать: «Эх, надо было раньше заниматься, когда еще время позволяло, когда можно развить у ребенка и память, и внимание, и логику, и речь».

В своем выступлении я хотела, чтобы вы запомнили те упражнения, игры, которые помогут вашим детям.

Итак, приведу в пример только пару игр: 1. Называете любые несколько предметов, не торопясь, ребенок должен повторить их. Справился - называете на 1 предмет больше и т.д.

2. Чем отличаются картинки, найди сходство и различие (картинки найдете в любом детском журнале кроссвордов).

3. Показываете любые 2 предмета (можно в картинках), пусть найдет взаимосвязь. Чем связаны, что у них общего – этим развиваем восприятие, внимание и логику. Старайтесь сами спрашивать: «как ты думаешь, почему он такой, для чего ему это нужно». Это касается развития психических процессов (памяти, восприятия, внимания, т.д). Теперь перейдем, к основному вопросу.

Абсолютно всех родителей волнует вопрос освоения грамоты, письма, как предупредить ошибки по русскому языку и чтению.

Итак, чтобы ваши детишки не пришли ко мне во 2 классе с такими проблемами, я предлагаю обратить внимание на следующее.

1. Одна из первых задач, с которыми встречается ребенок, начинающий обучаться грамоте - это необходимость усвоения букв. Но что это значит «усвоить буквы»?

Обычно при слове «буква» в нашем сознании невольно всплывает непосредственно сам буквенный знак, его зрительный образ. Однако здесь важно понять, что процесс усвоения букв не сводится только к запоминанию буквенных знаков. Ведь каждый буквенный знак важен не сам по себе. Его назначение состоит в том, чтобы при его помощи обозначить вполне определенный звук речи.

Например, рукописная буква «Ша», изображаемая в виде трех «крючочков», обозначает только и исключительно звук [ Ш ], напоминающий собой шум листьев. Никакой другой произносимый или слышимый нами звук речи (например, [ Ж ]или [ С ]) с этим буквенным знаком связан быть не может.

Сказанное означает: для того, чтобы усвоить буквы, ребенок, прежде всего, должен уметь хорошо различать на слух все речевые звуки, не смешивая их друг с другом.

Только при этом условии он сможет прочно связать между собой определенный акустический образ каждого речевого звука с вполне определенным образом буквы.

И лишь после этой связи ребенок сможет без затруднений озвучивать каждый буквенный знак при чтении и легко подбирать нужную букву в процессе письма.

Следовательно, одной из необходимых предпосылок успешного обучения ребенка грамоте является развитие его слуховой функции. Сюда входят:

  • развитие фонематического слуха;
  • слуховая дифференциация звуков речи (подними руку, если
    услышишь звук «С», хлопни в ладоши, если услышишь звук «3»);
  • а также начальные формы звукового анализа и синтеза слов (какой
    первый звук в слове «МЯЧ» - звук МЬ, какой последний, а
    посередине?).
  • и слоговая структура.

Многие из ваших детей не могут повторить сложные слова: милиционер, велосипед, аквариум, мотоциклист и т.д.

Надо также отметить, что в этом году есть дети с нарушением ритма - например, даю задание: «Подели слово на кусочки - слоги, или отхлопай» получается = КОР-ОВА, здесь же и пропуски гласных. Помогите детям. Поупражняйтесь. Сколько гласных, столько и слогов.

Я понимаю, что это задача учителя, но без помощи родителей путем домашних тренировок очень трудно ребенку это понять и закрепить надолго.

У некоторых детей возникают особые сложности в процессе усвоения ими начертаний букв. Т.е. вместо буквы «Е» пишут «З», или вместо «П» пишут «Т», добавляют, переворачивают, недописывают, зеркально отражают элементы.

Для того, чтобы ребенок мог научиться различать сходные по своему внешнему виду буквы, у него должны быть достаточно хорошо сформированы зрительно-пространственные представления. А это значит, что ему должно быть доступно следующее:

Во-первых, он должен различать предметы и геометрические фигуры по их форме (круглый, овальный, и т.д.); по величине (большой, средний)

и владеть такими понятиями, как больше-меньше, динный-короткий, выше-ниже, шире-уже.

Уметь определять расположение предметов и геометрических фигур в пространстве по отношению друг к другу, т.е. понимать пространственные отношения между ними: высоко-низко, выше-ниже, далеко-близко, впереди-сзади.

Ребенку, не владеющему такого рода представлениями, непонятны пояснения учителя об особенностях начертаний букв. Он вообще не видит разницы между предметами разной величины.

Без достаточно тонкого, дифференцированного зрительного восприятия,
зрительного анализа он неизбежно столкнется с большими трудностями в
процессе усвоения буквенных знаков.

Это пока сейчас трудностей нет, но когда дети начнут писать слова, предложения - они обязательно проявятся.

2. Чтобы ребенок получил реальную возможность овладеть письменной речью, у него еще должна быть хорошо развита устная речь.

Ведь в письменном виде мы можем (одни-лучше, другие-хуже) изложить только те свои мысли, которые в состоянии оформить при помощи устной речи. Поэтому, если устная речь ребенка бедна по своему содержанию из-за имеющегося у него малого запаса слов, если она оформлена грамматически неправильно, «коряво», то и хорошей письменной речи здесь просто неоткуда появиться.

С логопедической точки зрения под полноценной устной речью, которая может служить надежной базой для овладения письмом, понимается следующее:

1) Правильное произношение всех звуков речи. Теперь вы знаете, что половина ваших детей картавят, шепелявят и т.д. Что я предлагаю. Выберите, пожалуйста, время, когда вы сможете ко мне подойти вместе с ребенком. Для каждого из вас будут даны рекомендации по устранению дефектных звуков, а также по их автоматизации в речи.

Первоклассник (пока еще есть время) может научиться по подражанию. Покажите, как надо произносить и несколько раз.

Возможно, что ребенок в каких-то словах говорит определенный звук, в каких-то нет - здесь только ваш контроль за его речью. Идет процесс закрепления правильного произношения звука в повседневности.

Некоторые из вас думают, что ничего страшного нет, в том, что ребенок не выговаривает звук. Только тот поймет, кто сам когда-то имел или имеет такую проблему. Когда ребенок переставляет слова так, чтобы не было заметно произношение дефектного звука… А какую неловкость, стыд, смущение, обиду испытывает ребенок, когда вместо «лодка» произносит на весь класс «водка»... А ребенок растет, взрослеет, влюбляется, устраивается на работу. Всегда ли ему «ловко» за свою речь?

2) Обратите внимание на речевой режим в семье. В частности, на то,
что родителям необходимо как можно активнее способствовать
накоплению словарного запаса детей.

Находясь рядом с ребенком: разговаривайте с ним, постоянно обращайте внимание на окружающие предметы, рассказывайте об их происхождении, предназначении. Пусть ваше чадо не боится спрашивать о непонятных словах.

3) Для полноценного развития речи обязательно умение грамматически правильно оформлять предложения, то есть соединять отдельные слова между собой для выражения законченной мысли. Обращайте внимание на окончания,
согласования частей речи. Часто от детей слышим: «красивая солнце», «2
рота, 5 стулов, петухиный хвост и т.д.»

И напоследок, на что хотелось бы обратить ваше внимание, так это на моторику.

Мы заметили, что дети 6-7 лет, приходящие в школу, к сожалению, имеют крайне низкий уровень развития моторных навыков, что очень ярко проявляется в неумении начертить прямую линию, написать печатную букву по образцу, (так называемая «дрожащая линия»), вырезать из бумаги и аккуратно клеить, рисовать. Также не сформирована координация и точность движений, многие дети не владеют своим телом.

Доказано, что существует прямая зависимость между развитием этих навыков и уровнем общего психического, интеллектуального и, конечно же, речевого развития ребенка (а именно здесь, как будет развита пальчиковая моторика, так будет развита и артикуляционная - развиты пальчики хорошо = развиты и мышцы языка!).

В этом не единожды имели возможность убедиться наши учителя на собственном опыте, да и родители, имеющие старших детей: если ребенок в состоянии правильно и аккуратно воспроизвести графический материал (буквы и их элементы, цифры, линии), то он значительно успешнее овладевает учебной программой в целом, и наоборот, чем хуже развиты эти навыки, тем больше хлопот доставляет такой ребенок.

Может, некоторые заметили, первоклассник, с радостью поступивший в школу, через какое-то время жалуется на головные боли, боли в руке, шее при письме. Ребенок невнимателен, неусидчив, легко отвлекается.

Они связаны с тем, что у ребенка настолько повышается мышечный тонус, что возникают локальные мышечные зажимы. Часто ребенок пишет всей рукой от плеча до кисти, а не только пальцами, как надо. Это можно проверить, приложив руку на плечо, предплечье и шею: вы почувствуете, как они напряжены, сжаты.

Работа такой большой группы мышц вместо маленькой приводит к повышенным энергозатратам (попробуйте сами писать плечом вместе с кистью). Ребенок быстро устает и истощается.

Не успевает за темпами работы в классе, получает оценки хуже тех, на которые может рассчитывать, отсюда и грязь в тетрадях, описки, исправления, зачеркивания.

Однако многие будущие школьные проблемы можно предупредить, если мы сможем повлиять на двигательное развитие ребенка, научим расслабляться, снимем мышечные зажимы, разовьем мелкую моторику пальцев рук.

Во-1, если видите, что ребенок излишне старается, напряжен -подойдите, успокойте, погладьте, помассируйте его мышцы.

Приведу в пример несколько видов упражнений для развития тонкой моторики руки и (особенно важно для предупреждения нарушений чтения и письма) зрительно - двигательной координации:

  • Срисовывание графических образцов (геометрических фигур или
    разнообразных узоров). Смотрите телевизор, нарисуйте парочку
    замысловатых узоров. А ребенку с интересом скажите: «А слабо
    тебе нарисовать такой же?!»
  • Вырезание по контуру фигур из бумаги, даже и картинки,
    фотографии из старых журналов, газет. Главное, чтобы вырезание
    было плавное, без отрыва ножниц от бумаги.
  • Раскрашивание и штриховка. Здесь просто надо купить готовые
    книжки-раскраски.
  • Вы в школу купили пластилин, а дома он есть? Есть - прекрасно.
  • Конструирование и работа с мозаикой. Огромное развивающее
    значение имеют пазлы.
  • Выкладывание фигур из спичек. Проведите домашнее состязание:
    «У кого самый глубокий колодец?» Победителю - приз!
  • Выполнение фигурок из пальцев. Попросите ребенка закрыть глаза.
    Вы из пальцев его левой руки сложите фигурку, попросите теперь
    ребенка сделать точно такую же фигурку только из пальцев правой
    руки.
  • Освоение ремесел (вышивание, вязание, выпиливание, выжигание,
    плетение и т.д.)

Еще бы я посоветовала такое психогимнастическое упражнение. «Считалочка-бормоталочка». Это и развитие моторики, речи, ритма, темпа, внимания, памяти, последовательности, т.е все- все и очень полезно. Особенно, при закреплении поставленных звуков в речи.

Попросите ребенка выучить любую фразу, четверостишье: «Ехал Грека через реку». В первый раз он произносит вслух все 4 слова, во второй раз он произносит вслух только слова «Ехал Грека через», а слово «реку» произносит «про себя», хлопая при этом один раз в ладоши. В третий раз он произносит вслух 2 слова «Ехал Грека», а слова «через реку» произносит про себя, сопровождая каждое слово хлопком в ладоши. И т.д.

Получается: демонстрация родителям И с каждым разом добавляем больше предложений.

Дорогие родители! Обучение грамоте, чтению и вообще начало школьного жизни -самый ответственный период в жизни вашего малыша.

И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности, ласки.

Я призываю вас проявлять истинный интерес ко всему, что связано с обучением. Ни в коем случаен не допускайте грубого «нажима», бестактности и других негативных моментов в общении с вашим учеником.

Дайте ребенку поверить в собственные силы. Пусть он каждый день чувствует свой успех, делает какие-то маленькие «открытия» для себя.

Пусть он думает, проявляет инициативу, творчество: старайтесь идти от желаний ребенка и не подавляйте его своей ученостью! Вы тоже были маленькими, и тоже ничего не умели.

Помогите ему развиться и реализоваться. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится.

Дружите, уважайте и любите своих детей!

Если возникнут проблемы, не стесняйтесь, подходите, спрашивайте. Часы работы на двери кабинета, ну и для вас приготовлены специальные буклеты, памятки, которые вы можете забрать домой для совместных игр с ребенком.

Литература:

1. Парамонова Л.Г. «Ваш ребенок на пороге школы: Как подготовить ребенка к школе». - СПб.: КАРО, Дельта, 2005. - 384 с : ил. - (Серия «Коррекционная педагогика»).

2. Сиротюк А.Л. «Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 48с.

3. Безруких М.М. «Ступеньки к школе: кн. для педагогов и родителей/ М.М. Безруких. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 254с


Государственное бюджетное образовательное учреждение

гимназия № 1507 г. Москва

РАЗРАБОТКА

Выступление учителя-логопеда на родительском собрании

/ дне открытых дверей школы

на тему

Выполнил

Глущенко Н.В.

Учитель-логопед

Москва 2015

Выступление учителя-логопеда на родительском собрании / дне открытых дверей школы

«Организация работы учителя-логопеда в школе»

Цель: первоначальное ознакомление родителей будущих первоклассников с организацией логопедической работы в школе.

Задачи:

    дать толкование основных терминов в рамках обозначенной темы (логопедия, учитель-логопед, коррекционная работа, артикуляционная гимнастика и др.);

    дифференцировать основные отличия коррекционной работы школьного логопеда и коррекционной работы логопеда детского сада;

    кратко описать этапы и последовательность коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда в течение учебного года;

    формировать у родителей будущих первоклассников положительную мотивацию к коррекционно-педагогическим занятиям с учителем-логопедом;

    воспитывать у родителей будущих первоклассников чувство ответственности для ежедневного выполнения домашней работы как важной составляющей коррекционно-педагогического процесса.

Комментарии к слайдам

Слайд 1. Обложка

Слайд 2. Годовой цикл работы учителя-логопеда

К сожалению, далеко не все дошкольники, поступая в школу, имеют правильную речь. У многих детей нарушения устной речи сохраняются до школьного возраста, и если эти нарушения не корригировать, они могут привести к проблемам н при освоении письма. Функциональная система письма и письменной речи надстраивается на сформированной базе устной речи, и если эта база будет упрочена по нарушенному типу, то и на письме будут возможны проявления различных нарушений.

Чтобы обеспечить своевременную помощь обучающимся начальной школы в развитии речи и овладением письмом, в школе предусмотрена система логопедического сопровождения.

В начале учебного года, в течение первых двух недель сентября учитель-логопед обследует всех обучающихся начальных классов и формирует группы детей, имеющих нарушения речи. Группы формируются по принципу схожего нарушения.

Если у обучающихся выявляются нарушения звукопроизношения, таким обучающимся рекомендуются индивидуальные занятия с логопедом в школе. Индивидуальные и групповые занятия формируют рабочее расписание учителя-логопеда.

В соответствии с расписанием в течение учебного года учитель-логопед проводит коррекционно-развивающую работу. В конце учебного года учитель-логопед проводит повторное обследование всех обучающихся с целью мониторинга положительной динамики развития речи детей.

Слайд 3. Федеральный закон об образовании РФ № 273-ФЗ

С 1 сентября 2014 года (когда вступили в силу все статьи последней редакции Федерального закона об образовании № 273-ФЗ) диагностика речевого развития обучающихся образовательной организации претерпела ряд организационных изменений. После добавления термина "обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и/или психологическом развитии, подтверждённые психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий" обучающиеся, имеющие нарушения речи, должны пройти обследование специалистами образовательной организации (психолого-медико-педагогическим (ПМПк) или психолого-педагогическим консилиумом (ППк)), после чего будет определён дальнейший маршрут коррекционной работы (с прохождением ПМПК (комиссии) или без такового).

Обучающиеся, имеющие нарушения речи, должны быть отнесены к одной из двух категорий:

    дети, имеющие тяжёлые нарушения речи (ОНР), - относятся к категории ОВЗ (должны пройти ПМПК и заниматься по индивидуальному плану адаптированной образовательной программы);

    дети, испытывающие ситуативные трудности (ФФН, ФД, НВОНР), - не относятся к категории ОВЗ (не проходят ПМПК, обследуются ПМПк образовательной организации, в адаптированной образовательной программе не нуждаются).

Слайд 4. Воспитание правильного звукопроизношения и дикции

Если ребёнок имеет нарушения звукопроизношения, ему будут показаны индивидуальные занятия с учителем-логопедом. На уроках учитель-логопед научит обучающегося необходимым приёмам (правильному физиологическому дыханию, речевому дыханию, артикуляционной гимнастике и т.д.), а дома (ежедневно) вместе с родителями ребёнок должен будет отрабатывать закрепляемые навыки (можно переключить на слайд 5). Работа над коррекцией звукопроизношения отличается стабильностью и постоянством; только при ежедневной тренировке будет получен желаемый результат.

Слайд 5. Логопедические занятия

Слайд 6. Учёт и передвижение обучающихся

Занимаясь с учителем-логопедом, обучающиеся приобретают необходимые навыки правильного речеведения. Учитель-логопед может выпускать детей с занятий на логопункте в течение всего года, если обучающиеся этот момент закрепили знания и навыки. В конце учебного года учитель-логопед так же пересматривает списочный состав обучающихся и в зависимости от динамики речевого развития либо выпускает обучающихся, либо оставляет их для продолжения занятий. Остаться заниматься на логопункте – это не равносильно понятию «остаться на второй год». На занятиях логопеда нет стандартной одинаковой для всех программы, которую ребёнок должен освоить. Учитель-логопед работает по принципам индивидуального и личностно-ориентированного подходов, а это означает, что логопед строит свою программу занятий для каждого конкретного ребёнка. И занятия учителя-логопеда на первом и последующем годах обучения значительно различаются, поэтому есть смысл заниматься с логопедом как можно дольше (если это позволяет наполненность логопедического пункта).

Слайд 7. Развитие устной речи как профилактика нарушений письменной речи

Выше уже было сказано, что функциональная система письменной речи надстраивается над сформированной функциональной системой устной речи. Для профилактики нарушений письма и письменной речи необходимо как можно интенсивней и разнообразней развивать устную речь. Как это сделать?

Речь нужна человеку для реализации общения. И развивать речь нужно через общение. Старайтесь как можно чаще общаться с ребёнком (не рассказывать ему что-то, а вести с ним диалог) в режимных моментах: на прогулке, во время подготовки к обеду, за едой, в игре, на занятиях рукоделием, рисованием и т.д. Также для развития речи очень важно общение ребёнка со взрослым через поколение – общение с бабушками и дедушками. Ведь бабушки и дедушки имеют совершенно отличный от мам и пап жизненный опыт (в силу истории страны, личных переживаний, характера). Старшее поколение с иными эмоциями рассказывает что-то или учит внуков каким-то навыкам (например, игре в шахматы и др.). Ребёнку полезно иметь в своём «жизненном арсенале переживаний» эмоции бабушек и дедушек, их любовь и ласку, их мудрость.

Итак, лучшим способом развития речи выступает живое общение.

Слайд 8. Контактная информация

Учителю-логопеду целесообразно подготовить слайд для родителей с информацией о способах взаимодействия и времени работы специалиста.

Слайд 9. Используемые ресурсы

Учитель-логопед ГБОУ гимназии № 1507 Наталия Владимировна Глущенко

Слайд 1

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯЛОГОПЕДА В ШКОЛЕ Презентация для показа на родительском собрании / дне открытых дверей школы и т.д.

Слайд 2

ГОДОВОЙ ЦИКЛ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА Подведение итогов: обучающиеся выпускаются с логопункта или остаются для продолжения логопедической работы Обследование устной речи и навыков письма (в сентябре) Углублённое изучение контингента, уточнение логопедического заключения и комплектование групп Повторное обследование устной речи и навыков письма (в мае) Проведение фронтальных и индивидуальных логопедических занятий