Тряпичная кукла. "история тряпичной куклы" Тряпичная кукла рассказ

  • Дата публикации: 18-04-2016 г.
  • Дата обновления: 09-10-2019 г.
  • Автор статьи: Иван Сухарев
  • Количество просмотров: 3568
  • В этой статье написано о следующем:

    • что такое тряпичная кукла;
    • история возникновения тряпичных кукол;
    • значение тряпичных кукол;
    • как делают тряпичную куклу своими руками;

    Что такое тряпичная кукла

    За последние несколько десятилетий жизнь кукол претерпевает существенные изменения. Это происходит и в количественном и в качественном отношении. Появилось очень много разных кукол — плохих и хороших, красивых и ужасных, милых и безобразных. Сейчас можно найти куклу на любой вкус, а для людей, интересующихся этой темой, не представляет затруднений получение куклы по индивидуальным запросам. Но на этом фоне я хочу вспомнить и поговорить о тряпичной кукле, которая была самым распространенным предметом рукоделия у многих больших народов и малых народностей на всей нашей планете.

    Прежде всего, давайте определимся в терминологии - есть тряпичные куклы и есть текстильные куклы.

    А что, между ними большая разница есть? - спросила Веселина, - и те, и другие из ткани же делаются?

    Разница, конечно же, есть, она существенная и принципиальная, - отвечаю я любопытной кукольной девчонке.

    По моему мнению, тряпичная кукла — это кукла, которую изготовили из лоскутов ткани. Эти куклы появились очень давно и сопровождают человека практически всю его сознательную жизнь (в историческом смысле). Более точный отсчет можно начинать с периода изобретения ткачества и распространения этой технологии по разным странам. А это уже несколько тысячелетий. Самая первая тряпичная кукла — кукла мотанка, имеющая в своей основе скрутку — туго скрученный валик из ткани. Более подробно о мотанке читайте статье на нашем сайте: . Немного позже на основе мотанки появилось сразу несколько десятков подобных кукол, немного отличающихся способом изготовления и имеющих свое уникальное назначение.

    Со временем стали появляться тряпичные куклы, не имеющие в своей основе скруток, и кукольный мир дополнился еще множеством разных кукол, но все они были собраны из тряпичных лоскутов. Они могли выглядеть по-разному: были простые узелковые куклы, изготовленные из одного обрывка ткани, были сложные, богато украшенные лентами, тесьмой и вышивкой, сделанные из 20, 30, а иногда и 50 кусков материи. Но все они имели один общий принцип своего появления на свет — из лоскутов.


    А текстильная кукла насчитывает в своей истории лишь несколько веков, и уже только это определяет колоссальную разницу между ею и тряпичными куклами. К этому надо добавить, что текстильными куклами в большинстве случаев называют интерьерную или игровую авторскую куклу, как правило набивную, то есть сшитую по выкройке фигуру, объем которой придает наполнитель Самыми яркими представителями текстильной куклы являются кукла тильда и вальдорфская кукла.

    А, ну да, с таким пояснением разница между тряпичной и текстильной куклами очевидна и понятна, - довольно отреагировала Веселина, а как же все таки тряпичная кукла взяла и появилась? С чего бы это человек вдруг стал делать мотанки и крутить узелки?

    Видишь ли, твое «вдруг» - это несколько столетий, в течение которых постепенно возникала и формировалась традиция участия кукол в жизни наших предков. Но давай обо всем по порядку.

    История возникновения тряпичных кукол

    Эх, была бы у нас машина времени… - задумчиво произнесла Веселина, мечтательно глядя на Kuklastadt из окна моей мастерской.

    И куда бы ты тогда отправилась? - заинтересованно спросил я.

    Я бы улетела на много-много-много лет назад и посмотрела, как на самом деле люди стали впервые делать тряпичных кукол!

    Интересная мысль, я, пожалуй, с удовольствием тебе составил бы компанию, - улыбнувшись сказал я, - но мы можем сделать так. Давай ты закроешь глаза, и представишь, что мы переместились в прошлое, а я тебе расскажу наиболее распространенную версию появления тряпичной куклы в жизни наших предков.

    В период осознания человеком факта своей несостоятельности в попытке объяснить разные атмосферные явления или природные процессы начали появляться зачатки религиозных течений. Действительно, было довольно удобно использовать авторитет могущественной высшей силы для того, что бы человеческий разум надолго перестал волноваться об истинной причине наблюдаемых явлений, и занимался обеспечением насущных потребностей. Религиозные культы стали развиваться, в процессе этого высшие силы стали приобретать определенные очертания и свойства, началась персонификация, а проще говоря - появились боги. Богов было много, каждый занимался своим делом и выглядел по своему.

    Напомним, что значительный период своей жизни человечество провело в эру матриархата, когда божественный пантеон находился под женским руководством и состоял на половину из женщин. Естественно, из божественных женщин. Это было справедливо, так как только процесс рождения обеспечивал сам эволюцию вида, а осуществлялся он именно женщиной. Именно поэтому первыми фигурками, имитирующими древних богов были примитивные скульптуры с явными, а зачастую гипертрофированными частями женского тела.

    Самые древние из найденных глиняных или деревянных фигурок имеют широкие бедра и большую грудь. Поэтому особых вопросов о половой принадлежности божественных существ, в честь которых их и сделали, у большинства людей не возникает. Вот мы незаметно и рассказали, что люди стали делать небольшие статуи или фигурки из подручных материалов для постоянного использования в роли идолов для поклонения своим богам. И как только в число этих подручных материалов попала ткань — появились и тряпичные куклы.

    Первые тряпичные куклы по назначению полностью соответствовали своим глиняным и деревянным сестрам и имели такое же религиозное происхождение. Но довольно быстро именно они стали внедряться в другие сферы человеческой жизни. Вслед за обрядовыми куклами и из них самих появились игровые тряпичные куклы, которыми очень удобно было занять маленьких детей и даже подростков, что бы они не отвлекали серьезных взрослых людей во время работы или развлечений.

    А какими еще были тряпичные куклы? - внимательно выслушав мое выступление, спрашивает Веселина, ведь наверняка были не только обрядовые и игровые?

    Да, со временем появились еще куклы обереги, и об этом нужно поговорить подробнее.

    Значение тряпичных кукол

    Итак, мы выяснили, что первые тряпичные куклы имели религиозное назначение, они использовались при совершении обрядов, во время исполнения религиозных традиций и других мероприятий для проявления уважения и почитания богов и божественных существ. У обрядовых кукол, появившихся в это время была короткая жизнь — после исполнения ритуала их сжигали, топили или закапывали. Такое жестокое отношение к куклам мотивировалось тем, что тряпичные фигурки забирали в себя всю негативную энергию злых сил, для уничтожения которой приходилось жертвовать и самой куклой.

    К обычаю уничтожения обрядовых кукол можно начать относиться несколько спокойней, если вспомнить, что еще раньше для получения милостей от богов на алтаре проводили человеческие жертвоприношения. Так что обрядовые куклы в какой-то степени явились спасителями весьма приличного числа homo sapienc. Большинство обрядовых тряпичных кукол изготавливали непосредственно перед ритуалом, и уничтожались во время него или сразу после него. Эта традиция сохранилась и до наших дней.

    А в играх с тряпичными куклами было что-то интересное? - Веселина задает мне следующую тему.

    Конечно было, - отвечаю ей, - более того, со временем именно игровые тряпичные куклы стали тем звеном, которое соединяло традиции предков с жизнью их потомков. Как же это происходило? - задаю за Веселину сам следующий вопрос.

    А происходило это очень просто — в играх с куклами. Подрастающие дети смотрели на поведение родителей и соседей, на их привычки и обычаи. Им очень хотелось тоже принимать участие во взрослой жизни, но в силу возраста им не дозволяли или не было таких возможностей. Поэтому подростки имитировали жизнь взрослых людей с помощью кукол, имитируя подобные ситуации. Маленькие дети сначала наблюдали за этим, а потом и сами принимали активное участие.

    Тогда в каждой семье было много кукол — около сотни, а иногда и больше. Поэтому в играх можно было создавать и массовые мероприятия с большим количеством кукольных участников. Самой распространенной из них была игра в свадьбу, где соблюдались в определенной последовательности все ритуалы, начиная со сватовства. Так маленькие дети узнавали о том, как создаются семейные союзы и каким образом это происходит. Поэтому в тот момент, когда им самим в реальности предстояла свадьба, то все было заранее ясно и понятно.

    Дети самого раннего возраста не только играли в куклы, но и сами их изготавливали. Это способствовало развитию ремесленнических навыков как у девочек, так и у мальчиков. Ведь в те далекие времена девочки уже в 5-6 лет должны были уметь шить, вышивать, а мальчики — плести лапти. Так осуществлялась социальная адаптация детей — с самых малых лет они знали и видели, что им предстоит в будущем. Подробнее об этом вы можете прочитать в статье на нашем сайте: «Русская тряпичная кукла ».

    Третье назначение тряпичной куклы — это оберег. У древних славян забота по сохранению душевных сил имела очень важное значение. Этому уделялось много времени и сил, потому что от успешного и удачного завершения того или иного мероприятия иногда зависела жизнь всего рода. Поэтому изготавливались тряпичные куклы, которые исполняли роль оберега, охраняя и защищая душу и тело того, для кого они были предназначены, например, свадебная кукла оберег Неразлучники (подробнее про нее можно прочитать в статье ). Такие куклы делались практически у всех народов, если у них вообще делали кукол из лоскутов. Подробнее о русских тряпичных оберегах вы можете прочитать в статье, ссылку на которую уже видели в предыдущем абзаце.

    Как делают тряпичную куклу своими руками

    Для изготовления тряпичной куклы использовали разную ткань. Обрядовые куклы и обереги чаще мотали из обрывков ношеной одежды, считая, что эти лоскуты сохраняют энергию людей, которые их носили. Например, мотанка, заговоренная на выздоровление, значительно лучше справлялась со своей задачей, если была изготовлена из старой одежды заболевшего человека.

    Куклы обереги требовали при своем появлении особых условий, несоблюдение которых сводили не нет магическую функцию. Эти требования сохранились до сих пор практически в неизменном виде, а звучат они так:

    • не колоть, не резать, а связывать и заматывать;
    • за работой не болтать пустого, а читать заговор или молитву;
    • всю куклу делать за один присест, не отвлекаясь ни на минуту.

    В современных реалиях можно добавить требование, в котором для изготовления обрядовых тряпичных кукол необходимо использовать только натуральные ткани.

    Для создания ярких, нарядных кукол брали лоскуты новой материи, часто использовали вышивку с традиционными орнаментами, для украшения брали цветные ленты и тесьму.

    А что делали с такими праздничными куклами? - спросила Веселина, уже слегка утомленная затянувшейся беседой.


    Нарядных кукол дарили на праздниках, на свадьбах, на сватовстве и других радостных событиях. При этом одаривали не только виновников торжества, но и их родственников и близких людей. Куклы обереги делали по необходимости — в дорогу, от болезни, от сглаза или лиха, для сохранения достатка и так далее. Практически каждая тряпичная кукла имеет некоторые особенности при изготовлении, которые мы подробно рассматриваем в статьях, посвященных их созданию

    Так, ну что, вроде все выяснили про тряпичные куклы, а у меня еще дела в городе есть, надо кое-что закончить сегодня, - подвела черту нашей беседе Веселина, - пойду я, пока.

    Ладно, иди уже, деловая колбаса, - улыбаясь сказал я ей вслед.

    Действительно, статья вышла немаленькая, поэтому надо завершать. О многом еще не сказано и в следующих публикациях мы обязательно будем возвращаться к теме тряпичных кукол.

    Что же, на этом буду прощаться. Напишите в комментариях свои впечатления по теме статьи.Может быть, что-то нужно добавить или, наоборот - убрать. Если вас заинтересовала статья - ставьте ссылки на нее в своих аккаунтах в социальных сетях. Спасибо вам за внимание, всем удачи, пока.

    Все иллюстрации к статье выполнены Анжелиной Дегтяревой. Если у вас возникли вопросы к автору или предложения — отправляйте их в письме со страницы «Контакты».

    УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО ОБРЯДОВЫЙ ФОЛЬКЛОР КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ
    Тряпичные куклы

    Русская, тряпичная куколка простая Славила Россию игрушка удалая. Бодрая, веселая, немного озорная, А по нраву русская, а значит нам родная. В этих куклах доброта и грусть, Они помнят Киевскую Русь. Мы берем этих кукол в руки - Оживают истории звуки...

    Самые ранние игрушки, обнаруженные в нашей стране, относятся ко второму тысячелетию до н. э.. В каждом доме кукол было очень много, до 100 штук. И не удивительно, дети начинали вертеть кукол с 3 лет. Считалось, чем больше кукол, тем больше счастья в семье. А по тому, как дети относились с куклам, судили о будущем благополучии семьи. Если дети бережно обращались с куклами, то будет в доме достаток и счастье. Если небрежно и бросали где непопадя то, жди беды.

    История тряпичной куклы
    Первые человекообразные фигурки появились вместе с человеком, тогда они олицетворяли богов. С давних времён в быту русской деревни тряпичная кукла была традиционной игрушкой. Недостатком тряпичной куклы было лишь то, что её нельзя было мыть. Как и у других народов, у русских в игрушку вкладывали особый смысл.

    Классификация кукол по назначению
    ИГРОВЫЕ ОБЕРЕГОВЫЕ ОБРЯДОВЫЕ
    Столбушка Ангелочек Неразлучники
    Малышок-голышок День и ночь Масленица
    Кукла с косой Венская Коляда
    Девка-баба Колокольчик Купава

    Куклы были разные. По предназначению традиционные народные куклы можно разделить на три группы: обрядовые куклы, куклы-обереги и игровые куклы.

    Куклы игровые Игровые куклы делались,чтобы во время игры научить ребенка жизни. Такие куклы служили развлечением для ребенка.
    «Девка-баба» «Зайчик на пальчик» «Отдарок на подарок» (Перевертыш) (Одна из первых игровых кукол) (Кукла вежливости)

    МАЛЫШОК-ГОЛЫШОК

    Обрядовые куклы У каждого народа есть свои обряды. Наши предки использовали куклы при проведении сезонных праздников, свадьбы, рождения ребенка. Например, масленицу сжигали, прося ухода зимы и приближения весны «Уходи зима снежная, приходи лето красное».
    «Масленица» домашняя

    Кукла «Неразлучники». Парочка
    Свадебную куклу «Парочку» изготавливали из трёх красных лоскутков одинакового размера. Куклу дарили молодым на свадьбе, закреплённую на полотенце. Когда рождается в молодой семье первый ребёнок, полотенцем начинали пользоваться, а куклу давали ребёнку или хранили всю жизнь, как оберег семьи и брака.

    Куклы обереги Они оберегали жителей дома (домашних животных) от голода, от болезней, от плохих людей.
    Кукла «Берегиня» Охраняет и приносит благополучие дому. - Злых людей не пускает, а Добрых встречает!
    «Кубышка - травница»
    Кукла наполнена лекарственной травой, травяной запах отгоняет злых духов и болезни.

    Ровно год был отпущен оберегу, который назывался "12 лихорадок". Делали его в виде 12 фигурок, подвешенных на красной нитке над печкой, чтобы отпугивать приносящих болезни демонов-трясовиц, которых звали Дряхлея, Глупея, Глядея, Ленея, Немея, Ледея, Трясея, Дремлея, Огнея, Ветрея, Желтея и Авея. 15 января каждого года оберег заменяли на новый.

    Современные тряпичные куклы
    В наше время тряпичная кукла приобрела немного другой вид, у неё есть лицо, ей можно менять одежду. Дети с удовольствием играют с ними. Они экологичны и безопасны для детей.

    В наше время дети, как и раньше, любят куклы и учатся делать их сами. И если вложить в них труд, усердие, терпение и тепло, куклы получаются «живыми» и они служат долгое время. Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Не следует выбрасывать старую куклу, лучше её помыть, причесать, сшить новую одежду. Все эти действия – уроки чуткости, бережливости, внимания, доброты. Одевание старой куклы в новую одежду – это уроки хорошего вкуса и даже некоторых художественных ремёсел.

    Ещё в середине XX века почти в каждой семье - в деревне и в городе - дети играли тряпичными куклами. И только с 1960-х годов, когда промышленные предприятия стали выпускать миллионные партии игрушек из пластмассы, традиция изготовления домашней куклы почти угасла. Однако, она не исчезла совсем, отложившись в народной памяти.

    Кукла - знак человека, его игровой образ-символ . В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны, народа, отражая их движение и развитие.

    Традиционная тряпичная кукла

    Именно она несет память культуры и делает это гораздо ярче, шире и глубже, чем любая другая игрушка (глиняная либо деревянная). Условная человекоподобная фигурка когда-то выполняла магическую роль, служила оберегом. Она участвовала в обрядах и праздниках, в ритуальных событиях круга жизни земной, отмечая рождение, свадьбу, уход к предкам.

    Тряпичная кукла - игрушка с ценными воспитательными качествами, которые признаны и культивируются в этнопедагогике, в практической работе с детьми. Это великолепный образец для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству, декоративно-прикладному искусству и текстильному дизайну.

    Эта универсальная игрушка имеет духовное наполнение - здесь кроется притягательность лоскутной куклы. Кукольный народец хранит в себе мастерство и искусство своих создателей, труд собирателей, коллекционеров и ученых. В кукольной хронике высвечивается жизнь российской культуры, негаснущая народная память. И у каждого, кто делает тряпичные куклы, получается своя “лоскутная история”.

    Удивительна схожесть, перекличка кукол у разных народов. Их объединяет не только происхождение (игровые куклы везде возникли из обрядовых, вышли из ритуала), но и общечеловеческие идеи и ценности: преемственность в родстве, семейственности и родительской опеке, в почитании предков.

    Рукотворная игрушка служила для наших предков своеобразным родовым этническим кодом, который указывал ориентиры жизненного пути. Рассматривая старые куклы, мы заметим, как проступает в них цепочка скрытых символов, характерных для мифологического сознания крестьянина, для русской народной культуры. Поэтому в изготовлении традиционных тряпичных кукол не было случайностей - во всем усматривался определенный смысл. Как правило, тряпичные куклы были простейшим изображением женской фигуры: кусок ткани, свернутый в скалку, тщательно обтянутое белой льняной тряпицей лицо, груди из ровных тряпичных шариков, коса и обыденный или праздничный крестьянский наряд из лоскута.

    Материалы для создания кукол

    Чаще всего кукольные костюмы шили из лоскутов покупной ткани - ситца и сатина, кумача и коленкора. Они, в отличие от домотканых, вплоть до начала XX века оставались для деревни дорогими и предназначались для праздничной одежды. Оставшиеся обрезки хранили в мешочках, берегли на игрушки. А когда мастерили кукол, лоскутки тщательно подбирали. Особенно ценили красные тряпочки, они шли на самые красивые куклы. Красный цвет издавна служил оберегом, символом жизни и производительной силы природы.

    Тряпичные куклы, сшитые из нового лоскута, специально делали в подарок к крестинам, к дню ангела, к празднику, выказывая родственную любовь и заботу. В старину на праздник Введения Богородицы во Храм, когда начинались зимние гуляния на санях, малым детям и именинницам посылали в подарок “козырные” санки с куклами. Такая обязанность лежала на тещах и крестных матерях. “Домодельные” куклы дарили родным и близким, скрепляя родовые узы: это тоже одно из свидетельств их сакрального значения.

    В семье же для своих детей, куклы “вертели” обычно из старого тряпья. И даже не по бедности, а по ритуалу кровной близости. Считалось, будто ношеная материя хранила родовую силу и, воплотившись в кукле, передавала ее ребенку, становясь оберегом. Для кукол чаще всего использовали подолы женских рубах и фартуков. Именно эти части костюма, соприкасаясь с землей и вбирая таким образом ее силу, имели наибольшее сакральное значение. Примечательно, что лоскутки для кукол всегда рвали по прямой нитке, а не отрезали ножницами. Считалось, что такая игрушка пророчила ее маленькой хозяйке целостность без изъянов и повреждений.

    Часто кукольная одежда точно передавала особенности местных костюмов. Сегодня покажется странным, что костюм с куклы не снимался. Неужели наши предки не могли додуматься до такой простой вещи? Но они не ставили перед собой такой задачи: ведь куклу творили, как целостную форму. Это важный принцип: кукла - не манекен для переодевания, а самоценный образ. Костюм органично участвовал в пластике игрушки. Его крой был прост и по кукольному выразителен. Пропорции большеголовых кукол, далекие от натуры, делали и кукольный костюм условным, иносказательным. При этом именно костюм всегда определял этнический конкретный тип в кукле, отвечал реалиям игры. Кукла в розовом сарафане не могла исполнять роль пожилой женщины, а кукле "женке” не дозволялось играть роль “невесты”.

    Мощная символика русской куклы

    Исследователи долго не догадывались заглянуть внутрь тряпичной куклы, где, оказывается, и скрыты самые важные ее тайны.

    Русская тряпичная кукла включает в себя несколько архетипов, сформированных традицией. Столбушка (столбец, полено, чурка), крестушка или крестец, кукла на палочке, узловая (узелковая) кукла, пеленашка, закрутка (скрутка, скатка, скалка), набивная кукла-мешочек - все они бытовали одновременно в XIX - первой половине xx века в деревне и малых провинциальных городках. Каждый тип рассыпан в свою очередь на множество локальных вариантов, характерных для той или иной местности.

    Исследователи обратили внимание на то, что куклы разных регионов при всем их внешнем образном различии близки по способам изготовления внутренней первоосновы. Заметили общую для кукол столбообразную форму туловища, которую свертывали так плотно, что получалось, будто скульптурка из твердого материала.

    Какие же архаичные представления аккумулировались в туловище тряпичной куклы?

    При всех этнографических различиях везде кукла являла собой мифологическую формулу мироустройства, отражая самую суть вселенского кругооборота в природе и жизни человека. Простейшая трехчастная фигурка, перетянутая по месту шеи и перепоясанная, строилась по схеме триединого мира: небесного(верхнего), земного (среднего) и подземного (нижнего). Крестовидные куклы указывали еще и на четыре направления света. таким образом в самой конструкции их содержалось универсальное число 7 - символ мироздания. Заметим, что каждодневное слово “семья” звучит как заклинание: “я” в центре мироздания, “я” должен повториться семь раз - тогда будет семья. Эта мощная символика зашифрована и в кукле.

    Местобытие куклы в центре мифологической модели триединого и четырехстороннего мироздания фиксировал косой крест, который перевязывал ее грудь. И значит, простейший по конструкции архетип тряпичной куклы передавал из поколения в поколение по наследству код древнего мироустройства, являясь переходным мостиком между материей и духом, кукла соединяла в себе представления о бытии и небытии, о жизни и смерти:

    Спеленатая, туго скрученная основа (без рук и ног, без лица) напоминала покойника, предка, а внешне кукла изображала конкретный этнический типаж, женщину в народном костюме. Столбообразная фаллическая форма куклы-скалки говорит нам также о мужской ее символике, а выделенная грудь, энергично перетянутая косым крестом, является знаком плодородия, свидетельствует о женской сущности. Смерть рождает новую жизнь, а жизнь продолжается в гармоничном слиянии двух природных начал, мужского и женского - такую емкую символику содержит формула простейшей тряпичной куклы.

    Почему она долго оставалась безликой?

    Мистическая безликость - тоже одна из древних тайн тряпичной куклы. Это роднит ее с обрядовыми фигурками, чаще всего тоже безликими. Родовой и домашний очаг, память о предках, нить личной судьбы - на этих ценностях “сходился белый свет”, когда углы светлой полотняной тряпицы связывались крепким узлом из льняной нитки, обтягивая шаровидную голову. если такие жизненно важные идеи “замуровывались” в голову куклы, то вполне логично, что само лицо теряло всякое значение.

    Изображение лица в кукле долгое время было в крестьянской среде под запретом. Безликость сохраняла куклу в целости, подобно упаковке. Cмысл этой стойкой символики в кукольной традиции давно забыт. На вопрос, почему у куклы нет лица, деревенские женщины отвечали, что оно ей просто не нужно, что в доме не должно быть лишних глаз. Значит, зрячая кукла опасна для ребенка. Ведь глаза, нос, рот, уши, даже и нарисованные - все равно есть врата, через которые происходит связь с космическими силами, светлыми и темными, добрыми и злыми. Следовательно, лучше не открывать эти врата, надежнее наложить на них табу. Кукла без лица отрешена от бытовой конкретики, от живого человека. Она слепа, глуха и нема - сама по себе, сама в себе. Только в таком “гробовом” молчании и можно сохранить тайну рода, семьи.

    В конце XIX века заметно стремление сделать тряпичную куклу более правдоподобной. Облик куклы менялся с изменением ее функции. Условная безликая фигурка утрачивала магическую обрядовую роль, становясь развлекательной игрушкой, купленной на ярмарке.

    Тряпичная кукла “обретает лицо”, которое становится важнейшим элементом кукольного облика. Традиционно лицо куклы рисовали углем из печки, и это говорит о связи игрушки с домашним очагом. Пользовались простыми, химическими и цветными карандашами, чернилами. Но чаще вышивали, используя традиционные приемы народной вышивки, где женские лица обозначались крестообразными и ромбовидными узорами. Глаза изображены крестиками или отмечены точками. Их “гляделки” - пустые ромбики, “не видят ни крошки”, совсем как в народной приговорке ” у доброй девки ни ушей, ни глаз”. Рот, как правило, вышивали красными нитками плотными стежками или традиционным крестиком (”закрыт на замок”). Ротики были маленькими: кукла не смела “рта разинуть”, молчала, “как воды в рот набрала”.

    При всем разнообразии кукольных ликов все они сходи своей строгостью и благообразием. Нет ни одной веселой, смеющейся куклы. В этом сказывается связь игрушки с культом предков, а также с благообразием православных женских образов, которые постоянно были перед глазами.

    ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РУССКОЙ ТРЯПИЧНОЙ КУКЛЫ

    ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАРОДНОЙ КУКЛЫ

    С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.

    Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Сейчас известно 90 видов кукол.

    Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т.е. без души) не может поселиться нечистая. Во -первых, игрушка не была стандартна даже в пределах одной улицы. В каждой семье её делали по-своему. Куклы Ивановых отличались от кукол Петровых. Они несли отпечаток душевной среды этих семей, их понимания мира. Во-вторых, в игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. Разве можно выбросить родительскую любовь?

    Большинство кукол на Руси были оберегами. Куклы – обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времен. Они выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес – это среда обитания русского человека. Куклы, сделанные на основе берёзового полешка, являются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полешка, являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов. Главная черта российских народных куколок – чистый лик, без носа, рта и глаз. Потому что по старинным поверьям считалось, что "если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда". По преданию, однажды такая кукла спасла жизнь, заменив человека во время жертвоприношения. Потом у оберегов появились и другие "обязанности". Свадебные неразлучники берегут молодую семью от сглаза, а куклы-лихорадки прогонят прочь все хвори.

    Весьма значительную их часть составляли обрядовые. Наши предки жили довольно весело - тот круг жизни, который свершается в течение года, сопровождался некими действиями, обрядами и праздниками (некоторые из них сохранились по сей день), и в них всегда одна из ведущих ролей отводилась кукле.

    Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

    Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.

    Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались больно хороши, и она делала их на заказ.

    Лицо вышивали или карандашом наводили, а в более ранних куклах - угольком. Обязательно приделывали косу и ленту в нее вплетали, если шили девку, а если бабу, так прическу по-настоящему разбирали. Наряжали красиво, фартук повяжут и поясок поверх рубахи. Девицам - платочки, бабам борушку наденут.

    Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.

    Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.

    ВИДЫ КУКОЛ

    Куклы были и есть незаменимыми помощниками в повседневной жизни. Их изготавливали с разной целью. В связи с этим можно выделить несколько видов кукол.

    Игровые куклы

    К ним относят кукол, которыми непосредственно играли дети на Руси.

    «Перевертыш»

    Кукла «Перевёртыш» - это особая народная кукла. В народе её ещё называют «Девка-баба», «Вертушка», «Девушка - Женщина». Про неё можно сказать, что это кукла кукол, потому что она содержит в себе сразу две куклы: у неё две головы, четыре руки и две сшитые между собой юбки.

    Секрет состоит в том, что когда видна одна кукла, например, Девка, то Баба скрыта под её юбкой, а если куклу перевернуть, то появится Баба, а Девка спрячется. Поэтому сразу две куклы увидеть не получится.

    «Зайчик на пальчик»

    Такого зайчика-на-пальчик много веков делали русские мамушки и нянюшки своим малышам. Как и все тряпичные куклы-закрутки был он не просто игрушкой, а оберегом. Поэтому делали его из старой одежды мамы или папы. Ребенку одевали игрушку на пальчик – и зайка всегда с ним. Не убежит, не потеряется, всегда готов развлечь и выслушать самое важное и сокровенное – не зря же такие ушки длинные. Кстати, в психотерапевтических целях его и сегодня можно использовать.

    Как и у всех русских национальных тряпичных кукол, у зайки нет «лица». Считалось, что делать куколке лицо нельзя, опасно. Но и в наш век, далекий от суеверий, можно точно сказать, что современным детям такие «безликие» куклы будут полезны. Ведь ребенку ничто не мешает «заставить» зайку смеяться или плакать и сделать это он может лишь силой своего воображения.

    Целительские куклы

    «Её волосы – символ неба, её сарафан – символ земли, её правая рука символизирует воду, а левая – огонь…». На целительские куклы переводили дух болезни с больного человека. Затем куклу сжигали или выбрасывали в определенных местах, отправляя злой дух в тот мир, откуда он пришел. Куклами лечили как взрослых, так и детей. Кроме того, изготовление куклы уже само по себе является исцеляющим обрядом, который помогает мастерице собрать свою целостность. Мотая куклу, она как бы мотает свою судьбу или судьбу того человека, для которого предназначается кукла.

    «Кубышка – травница»

    Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Подвешивали её там, где воздух застаивался, а также над колыбелью ребёнка. Внутри куколки - душистая трава. Куколку мяли в руках - шевелили, и по избе разносился травяной дух, который отгонял духов болезни. Через два года траву в куколке меняют– наполняют свежей душистой травой. Именно так поступали наши предки.

    Кубышка-Травница следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов болезни, и добрая утешница. Куклу давали играть детям. Еще её ставили около кровати больному.

    Кубышку-Травницу можно наполнять одной травой или смесью разных, вот несколько примеров:

    Составы Кубышки-Травницы для хорошего сна и укрепления нервной системы: - опилки, кора, иглы сосны, зерно гречихи;

    Трава пустырника, листья мелиссы, соцветия ромашки аптечной.

    Составы Кубышки-Травницы для профилактики болезней:

    Зверобой обыкновенный, соцветия ромашки аптечной, трава бессмертника песчаного;

    Травы шалфея, тысячелистника и полыни;

    Сосновые почки или иглы, веточки туи, несколько зерен абрикосовых косточек, семянки из чеснока;

    Соцветия ромашки аптечной, трава череды трехраздельной.

    Во время эпидемий вирусных заболеваний лучше всего сделать куклу Травницу-Кубышку в основе которой будут заложены сосновые почки или семянки чеснока. При воспалении верхних дыхательный путей и гриппе - куклу набить чабрецом.

    Действие Кубышки-Травницы, набитой одной травой:

    МЯТА – улучшает умственную деятельность. Согласно легенде свое название мята получила в честь римской богини Менты, которая олицетворяет память, разум и здравый смысл. Венки из мяты предписывалось носить студентам во время экзаменов, а также тем, кто хочет постичь трудную науку – философию. МЯТА содержит большое количество фитонцидов – веществ обладающих противовоспалительным и антимикробным действием.

    ЛАВАНДА – помимо приятного аромата лаванда обладает достаточно высокими антимикробными свойствами. Лаванда очень эффективное средство, снимающее сильную головную боль, высокое давление, внутричерепное давление.

    МЕЛИССА – обладает легким снотворным свойством. Мелисса проявляет антиаритмическую активность и может успешно применяться при различных видах нарушений сердечного ритма, а также при нервной дрожи, которая наблюдается в ночной период. Мелисса замедляет дыхание, уменьшает частоту сердечных сокращений, снижает артериальное давление

    ЗВЕРОБОЙ – великолепное средство, от бессонницы, неврастении.

    ЧАБРЕЦ – считается очень сильным антисептическим средством.

    ДУШИЦА – действует как успокоительное средство. Имеет свойство подавлять микробную флору при ангине.

    Кукла «На здоровье»

    Древняя славянская кукла изготавливалась из грубых льняных ниток или льняной кудели. Ее использовали для излечения больных. Куклу клали в постель к заболевшему человеку (можно под подушку) и кукла впитывала в себя плохие энергии болезни. После выздоровления человека куколку благодарили за ее работу и сжигали.

    Целительная кукла "Здоровье" делается только из льняных ниток, так как считается, что лён своими природными свойствами очень экологичен и, забирая болезнь на себя, помогает человеку поправиться. Эта кукла ничем не украшается и не терпит суеты, а напротив, делать её надо, стараясь максимально пребывать в состоянии благости, сконцентрировавшись помыслами о больном человеке, для которого это делается. Можно зажечь свечу и читать молитвы или заговоры. Захворавшему ребёнку кукла кладётся в кроватку, он может с ней играться, а как только хворь уйдёт, кукла сжигается. Заплетая косу у куклы надо приговаривать: "На здоровье, на здоровье". По окончании изготовления и при передаче больному повторять: "На здоровье". Есть варианты, когда коса делается длинней раза в два.

    Главное, что коса должна быть не обрезана, а сходить на нет, заканчиваться "мышиным хвостиком".

    От макушки до пят - такая, чтобы ложилась в ладошку. А коса в два раза длиннее туловища.

    Обережные куклы

    Это особые куклы-помощницы, задача которых оберегать мир людей от тех злых духов, что могут в него проникнуть и навредить, а также помогать в исполнении праведных желаний. Обережные куклы делаются для дома, семьи, для гармонизации отношений, для детей, достатка, хорошего урожая, успешной дороги и пр. Куклы делались и для того, чтобы пошел дождь или же чтобы прекратился. Женщина, которая не могла забеременеть, делала куклу и играла с ней. В этом случае изготовление куклы является магическим способом вызвать появление на свет ребенка, элементом симпатической магии (подобное вызывает подобное). Сюда относятся куклы Желанница, Зольная кукла, Берегиня рода.

    Столбушка

    Славянский оберег Столбушка. Это кукла, которая изготавливается вручную и именуется, как Берегиня Дома. Такая кукла обладает способностью беречь дом, хозяйство, призывать добрых и светлых духов для того что бы защищать жилище хозяина от тёмных сил, различных наветов, дурного глаза и др.

    В основе изготовления такой куклы лежит «закрутка» из бересты. Размер куклы около 12 – 30 см. Такой способ изготовления позволяет кукле устойчиво стоять на поверхности. Кукла изготавливается из старых, ненужных платьев, тряпок, платков, рубашек и т.д., которые уже не надевают, но и не выкидывают. Зачастую такой вещью может быть какая-либо одежда, которая уже поистёрлась, порвалась, но имеет большое для вас значение. Что бы не выкидывать памятную вещь, можно сделать из неё обережную куклу, что бы она и дальше вам служила в новом образе. Из старых тряпок кукла изготавливается лишь в том случае, если вы делаете Берегиню для своего дома или для очень близких родственников. Если же оберег вяжется в подарок, тогда целесообразней делать её из новых тряпок.

    Столбушкой эту куклу называют потому, что выглядит она как столбик. Однако, славяне приписывают ей огромную силу. Кроме того, что она отводит тёмные чары и дурной глаз, она может помочь во время родов. Столбушка использовалась в различных обрядах (на свадьбе или перед ней), для гадания и т.п.

    Куклы-Берегини в нашем прошлом были в каждом доме. Иногда их насчитывалось до нескольких десятков. Берегини-Столбушки передавались по наследству и считались своего рода охранителями дома.

    Берегиня

    Берегини – это традиционные славянские куклы-обереги. Тряпичную куклу, сделанную беременной женщиной, клали в люльку, чтобы она «согрела» место для будущего малыша. Когда ребенок появлялся на свет, берегиня оставалась в кроватке и отвлекала злых духов от младенца, а после становилась для него первой игрушкой. Девочки начинали сами делать кукол-берегинь в возрасте двенадцати лет. Красивый и аккуратный оберег свидетельствовал о готовности к замужеству. Самые лучшие экземпляры складывались в сундук и становились частью приданого девушки. Отдавая дочь замуж, мать обязательно дарила ей берегиню, сделанную своими руками, таким образом благословляя ее на брак. Такие же обереги получали сыновья, которые отправлялись в армию или в дальнюю дорогу. Тряпичные куклы бережно хранились и передавались из поколения в поколение.

    Вы можете попробовать сделать берегиню своими руками так, как это когда-то делали наши предки. Она изготавливается без использования острых инструментов, таких как ножницы и игла, поэтому часть работы можно доверить даже ребенку. Малышу будет интересно играть с куклой, которую он сделал сам. При изготовлении берегини используются разноцветные лоскуты от старой одежды, наволочек или простыней. Наши предки считали, что кукла, сделанная из старой ткани, имеет большие защитные свойства и лучше оберегает своего владельца. Возможно, это также связано с тем, что ткань в то время была достаточно дорогой, и использовать ее для изготовления игрушки было непрактично. Вы тоже можете пустить в ход обрезки от своих старых платьев и рубашек. Для скрепления лоскутов ткани между собой всегда использовались только красные нитки. Издревле на Руси красный цвет считался обережным. Нити наматываются по часовой стрелке, обязательно делается нечетное количество оборотов. Предпочтительно не резать, а отрывать лоскутки ткани. Игла также не используется. Традиционная берегиня безлика. Наши предки делали так не случайно: считалось, что никакой злой дух не сможет вселиться в куклу без лица и причинить вред хозяину оберега. Однако даже при отсутствии основных черт лица, таких как глаза, нос, рот, каждая тряпичная берегиня имела свой характер. Она была безлика и многолика одновременно. Во время работы нужно думать о человеке, которому предназначается берегиня, желать ему здоровья и благополучия. Такая кукла будет обладать мощной положительной энергетикой.

    Кукла День – Ночь

    это оберег, берегущий дом и его обитателей, она олицетворяет собой сутки и управляет сменой дня и ночи, порядком в мире.

    Оберег выглядит как 2 куклы или 2 стороны одной куклы.

    Одна - отвечает за день (светлая), вторая (тёмная, синяя) - олицетворение ночи.

    Ежедневно тот, кто раньше всех просыпался - выставлял вперед светлую и просил её об удачном дне. Так веселая, трудолюбивая и заботливая кукла День следила, чтобы в будни люди работали, трудились, в праздники веселились, чтобы днем светило солнышко.

    Перед тем, как отправиться спать самым последним, человек менял куколку на темную, и желал доброй ночи всем домочадцам, чтобы все проснулись живыми, здоровыми и полными сил. Так мудрая, задумчивая и таинственная куколка Ночь следила, чтобы все легли спать, чтобы все отдохнули и набрались сил, она давала сон и оберегала его.

    Кукла оберегала всех домочадцев – охраняла их душевный настрой.

    Кукла - бессоница

    Кукла Бессонница служила оберегом, защищающим малыша от темных сил, сглаза. Эта простейшая по исполнению узелковая кукла делалась из двух квадратных лоскутов ткани или же двух платков, игла и ножницы при этом не использовались.

    У русского народа узел был защитой от колдовства, отголосок этого поверья сохранился и поныне. «Завязать на память узел» - означает не забыть о чем-либо, сохранить в голове. Голову куклы иногда набивали мятой или любой другой успокаивающей травой. Когда клали куклу Бессонницу рядом с ребенком в колыбель, говорили: «Сонница-бессонница играй куколкой, а не дитяткой». Также давали куклу ребенку, чтобы он перестал беспокоиться. Ведь если ребенок возьмет куклу и, прижав к себе, вдохнет аромат успокаивающих трав, то на него это подействует благотворно. И вот дитя уже перестало плакать и умиротворенно и спокойно заснуло.

    "Неразлучники"

    Кукла Неразлучники - символ и оберег крепкого семейного союза, поэтому делается как бы на одной руке, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были вместе в радости и беде.

    В настоящее время традиция сохранилась. Теперь, как и сотни лет назад, несмотря на технический прогресс, можно сделать кукол своими руками и подарить новой семье от чистого сердца с пожеланием никогда не разлучаться.

    В русской традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания в церкви, под дугой упряжи подвешивали пару кукол – свадебных неразлучников. Женское и мужское начала соединялись в единое неразрывное целое. После свадебного торжества эта кукольная парочка хранилась в доме как оберег семейных отношений и верности.

    "Крупеничка"

    Куколка "Крупеничка" (другие названия "Зернушка", "Зерновушка", "Горошинка") - это оберег на сытость и достаток в семье.

    Традиционно куклу наполняли гречишным зерном. Крупеничка - главная кукла в семье. Первые горсти при посеве зерна брали из мешочка, сшитого в образе этой куколки. Зерно в ней символизировало сбережённые силы Кормилицы Земли. После уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном уже нового урожая. Ее наряжали и бережно хранили на видном месте в красном углу. Верили, что только тогда следующий год будет сытым, и в семье будет достаток.

    Значения круп в Зерновушке:

    Гречиха - сытость и богатство, традиционно кукла наполнялась именно этим зерном

    Рис - самое дорогое зерно, на праздник

    Перловка - на сытость

    Овес - на силу.

    Можно и все крупы положить. Так же на дно куклы иногда кладут монетку.

    Крупеничка (или Зернушка) – это тряпичная кукла-оберег на сытость, достаток в семье и хозяйственность.

    Крупеничка была главной куклой в древнеславянской семье. При сборе урожая эту куклу заполняли зерном, наряжали и бережно хранили в красном углу. Традиционно тряпичную куклу наполняли гречишным зерном или пшеницей. Славяне верили, что если Крупеничка доверху наполнена зерном, то следующий год будет сытным и благополучным, и что именно Крупеничка принесет в дом достаток и благополучие.

    Во времена неурожая из куклы по чуть-чуть брали зерно и употребляли в пищу. По внешнему виду Крупенички можно было судить о достатке и благополучие в семье – если кукла была худая, значит, в дом пришла беда, голодают люди в нем и достаток покинул семью.

    Параскева Пятница

    Параскева – оберег, которая является покровительницей женских ремесел и рукоделий. 10 ноября отмечается день Параскевы Пятницы. В этот день девки хвастались своими рукодельями. Так же в России было принято изготовлять куклу Параскеву. Ее одевали в народный костюм, а руки украшали ленточками, кружевами, привязывали небольшие орудия труда – игольницы, ножнички, пяльца. Кукла Параскева так же может являться своего рода игольницей и хранительницей предметов рукоделия. Она является помощницей в домашних хлопотах и обязательно должна быть у каждой хозяйки.

    Кукла Мамка

    Кукла-оберег Мамушка испокон веков считается семейным оберегом, нянечкой для новорожденных. Символ любви матери-прародительницы Рода к последующим поколениям. Служила своеобразным пожеланием плодовитости. Статная с полной грудью, такая мамка выкормит крепкого и здорового ребенка.

    Являясь семейным оберегом, приносит в семью счастье и увеличивает количество детей в семье. Кукла Мамушка - это символ замужней женщины в руках держит ребенка, чаще всего двух - по одному в каждой руке. Детки представляют собой кукол пеленашек, цвета которых указывают на разнополость.

    Кукла «Счастье»

    Кукла Счастье – маааленькая куколка с бооольшоой косой. Наши предки считали, что в волосах хранится наша сила. Поэтому такая кукла является мощным оберегом, охраняющим женщину от напастей и приносящим ей счастье. Кукла Счастье предназначается только для женщин, мужчинам ее не дарили. При изготовлении куклы волосам уделяли особое внимание, и коса при этом получалась немного больше самой фигурки.

    «Десятиручка»

    История появления такой интересной мотанки в коллекции народных русских кукол весьма интересна. По легенде, когда-то давно покровительница ремесленников Макошь сжалилась над одной работящей женщиной, которая ну никак не успевала по хозяйству и подарила ей еще 2 руки. Но даже с четырьмя руками хозяйка все не поспевала, столько у нее было дел.

    Макошь подарила еще 2, и так до тех пор, пока у той не оказалось целых 10 рук. Когда же и это не помогло, Макошь забрала у женщины «лишние» 8 рук и подарила ей куклу Десятиручку, чтобы та помогала по хозяйству. С тех пор девушки и женщины стали мастерить такой оберег своими руками, веря, что с куколкой они смогут делать свою работу быстрее и лучше.

    Традиционно мотанку делали осенью, когда все работы на поле были закончены. Материал при изготовлении куклы своими руками использовали только натуральный – лыко (мочало), солому, лен. Я же решила сделать оберег не совсем традиционным способом, из ткани.

    «Кувадка»

    Народная славянская тряпичная кукла - кувадка – первая кукла, встречавшая только что родившегося младенца на пороге этого мира. Служила она для того, чтобы обмануть злые вредоносные силы, отвлечь их от роженицы и только появившегося на свет дитятки. А «играть» с этими куколками - кувадками, отвлекать на себя внимание нечистых духов должен был отец ребенка. А уже после рождения кувадки (конечно, вновь сделанные) становились первыми игрушками малыша. Их подвешивали над люлькой ребенка, как сейчас подвешивают разные модули и гирлянды из погремушек. Считалось, что число таких тряпичных кукол должно быть обязательно нечетным. Иначе куклы могут стать не только бесполезными, но даже и вредоносными.

    Когда ребенок подрастал, то из оберега кувадка превращалась в игрушку. Ведь делать такую куклу очень просто. И она могла стать основой и для мужского и для женского образа. Сделают девочки из старых лоскутков да ниток «маму», «папу» и «деток» и играют в вечные девчачьи игры - «в гости», «в свадьбу», «в дочки-матери». Тряпичные куклы будят воображение ребенка, его «игровой инстинкт», которые позволяют детям одушевлять любую тряпочку и щепочку, делать их живыми и настоящими. А именно так и рождается настоящая творческая личность.

    Эта тряпичная кукла - кувадка может стать не только игрушкой, но и замечательным подарком-сувениром, сделанным своими руками. Справиться с такой работой самостоятельно сможет ребенок с 6 лет, а с вашей активной помощью и более младшие дети. В разных частях России таких куколок делали немного по-разному. Мы приводим три варианта изготовления тряпичной куклы - кувадки.

    Обрядовые куклы

    Во многих обрядовых действиях славян используются куклы. Так, во время празднования календарных праздников куклы сжигаются, закапываются в землю, топятся в воде как символ, как бы отправляются в другой мир.

    ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

    ГБОУ Школа № 1412 СП 8

    ТРЯПИЧНЫЕ КУКЛЫ

    Н

    А РУСИ

    ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА

    Рукотворная тряпичная кукла служила для наших предков не просто куклой для игры, а своеобразным родовым этническим кодом, который указывал ориентиры жизненного пути. В изготовлении традиционных тряпичных кукол не было случайностей – во всем усматривался определенный смысл. Как правило, тряпичные куклы были простейшим изображением женской фигуры: кусок ткани, свернутый в скалку, тщательно обтянутое белой льняной тряпицей лицо, груди из тряпичных шариков и обыденный или праздничный крестьянский наряд из лоскута.

    Тряпичные куклы, сшитые из нового лоскута , специально делали в подарок к крестинам, к дню ангела, к празднику, выказывая родственную любовь и заботу. В семье же, для своих детей, куклы «вертели» обычно из старого тряпья . И не по бедности, а по ритуалу кровной близости. Считалось, будто ношеная материя хранила родовую силу и, воплотившись в кукле, передавала ее ребенку, становясь оберегом. Для кукол чаще всего использовали подолы женских рубах и фартуков. Именно эти части костюма, соприкасаясь с землей и вбирая таким образом ее силу, имели наибольшее сакральное значение. Примечательно, что лоскут для кукол всегда рвали руками, а не отрезали ножницами. Считалось, что такая игрушка пророчила ее маленькой хозяйке целостность без изъянов и повреждений.


    Кукла являла собой мифологическую формулу мироустройства, отражая самую суть вселенского круговорота в природе и в жизни человека. Простейшая трехчастная фигурка, перетянутая по месту шеи и перепоясанная, строилась по схеме триединого мира: небесного (верхнего), земного (среднего) и подземного (нижнего). Крестовидные куклы указывали еще и на четыре стороны света.

    В народе куклам не давали имени собственного. Имя уподобляло куклу человеку, конкретному лицу. Значит, с помощью нареченной куклы можно было нанести вред, воспользовавшись сходством имен для колдовства. Называя куклу по имени, можно было потревожить и дух кого-либо из покойных родственников. В целях защиты от злых сил, из предосторожности куклы и оставляли немыми, безымянными, а если и нарекали, то собирательно: ляльки, маньки, матрешки, цацки… Чаще всего их так и называли – «куклы», обособляя тем самым от других игрушек. Условный язык безликой безымянной фигурки позволял ей выполнять разные обрядовые роли.

    Изображение лица в кукле долго было в крестьянской среде под запретом. На вопрос, почему у куклы нет лица, деревенские женщины отвечали, что оно ей просто не нужно, что в доме не должно быть лишних глаз. Они считали, зрячая кукла опасна для ребенка. Ведь глаза, нос, рот, уши, даже нарисованные, - все равно есть врата, через которые происходит связь с космическими силами, светлыми и темными, добрыми и злыми. Следовательно, лучше не открывать эти врата, надежнее наложить на них табу. Только в таком «гробовом» молчании и можно сохранить тайну рода, семьи.

    Тряпичная кукла обладала не только огромным смысловым, но и видовым разнообразием. Народная память сохранила множество традиционных образов кукол.

    По назначению их делят на три группы : обереги, обрядовые и игровые, по способу изготовления – на закрутку и сшивную. Некоторые мастера подразделяют еще и по образу : на куклу-крестьянку и куклу-барыню.

    Куклы, наделенные тотемной и обрядовой символикой , бережно хранились в каждой семье и передавались из поколения в поколение. Такие куклы делались в течение всей жизни, начиная с детства, и лишь вторично они могли выполнять функцию игрушки. Эти создания были маленькими божками в доме, с ними беседовали, поверяли им свои беды и радости, призывали на помощь.

    В традиционной русской культуре обрядовая кукла занимала особое место, играя на определенном этапе истории важную роль не столько в жизни ребенка, сколько в жизни взрослого члена семьи, особенно женщины, матери. Она была непременным участником всех древних ритуалов и магических мистерий, находясь в центре большинства обрядов календарного и семейного циклов. По древним поверьям, она могла принять на себя болезни и несчастья, помочь в урожае. Ее дарили новорожденному, чтобы она отгоняла злых духов; невесте, как благословение на замужество; роженице клали в постель для облегчения родов.

    Квадратные лоскуточки, из которых делались обрядовые куклы, нельзя было резать и шить иглой. Их можно было только рвать, и то по долевой нитке. Далее, говоря на языке мастериц, куколка «вертелась», или «крутилась». Переодевание куклы не предусматривалось, она создавалась как цельный образ, уникальный в своей единственности и художественности.

    Ее декоративное исполнение также играло далеко не последнюю роль.

    Например, куклы в праздничных костюмах, где каждая деталь и цвет имели также свою символику, дарили своим самым близким и родным людям на именины, крестины и другие важные события как знак скрепления родовых уз. Таких кукол в семьях, принадлежавших различным сословиям, собиралось огромное количество.



    Видов тотемных кукол великое множество. Так, двойная кукла «День и ночь», оберегала порядок в доме. Днем ее поворачивали на светлую сторону, а вечером – на темную.

    К
    укла «Колокольчик» оберегала дом от дурных вестей, помогала поддерживать в нем хорошее настроение.


    А вот куклы «Лихоманки» служили оберегами от болезней. Их должно было быть 13 – по магическому числу. И вешались они за печкой.

    Они делались особым способом и со специальными наговорами. На Масленицу их сжигали для того, чтобы вместе с ними из дома ушли все беды.



    С помощью кукол «Куваток» (куватка – младенец, новорожденное дитя) муж во время родов жены разными способами выманивал злых духов, позднее эта кукла стала оберегом и первой куклой новорожденного, которую клали в колыбель, а потом она "охраняла" сон ребенка. Мамы при этом приговаривали "Сонница-бессонница, Не играй моим дитятком, А играй этой куколкой"

    Кубышка-Травница несла с собой здоровье, защиту, утешение и отгоняла духов болезни. И это неспроста, ведь внутри куклы содержался мешочек с разными целебными травами. В случае недомогания разминали куклу в пальцах и тут же по комнате разносился аромат эфирных масел этих целебных растений.


    Именно поэтому, Кубышку-травницу издавна имели в каждом доме, а в случае необходимости, ставили у постели больного, подвешивали над детской кроваткой или просто давали в руки поиграть.

    К обрядовым куклам относится и "Зернушка", которая имеет глубокий символический смысл. Кукла обязательно внутри наполнялась зерном, гречихой, пшеном или горохом. Ее дарили на Коляду, Рождество и на другие праздники, чтобы урожай был богатым. Женский образ куклы напрямую связан с матерью-землей, рождающей всходы.


    Традиционно Кукла-Зернушка делалась из мешковины. Небольшой мешочек наполнялся зерном, при этом женщины всегда пели песню или читали молитву. К туловищу-мешочку приделывалась голова, повязывалась платком и тесьмой-пояском (иногда с магическим орнаментом: вода, земля, зерно, солнце).

    Условная человекоподобная фигурка когда-то выполняла магическую роль, служила оберегом. Она участвовала в обрядах и праздниках, в ритуальных событиях жизни, отмечая рождение, свадьбу, уход к предкам. Они были хранителями жилища, сна, здоровья, хозяйства и благополучия семьи.

    Одной из древнейших обереговых кукол на Руси была вепсская кукла, которая сопровождала жизнь человека с самого его рождения. Она представляла собой образ замужней женщины и символизировала благополучие и достаток, а также женское здоровье. Ее тоже изготавливали без применения ножниц и иголки, ткань просто нарывали из лоскутков материнской одежды и связывали детали между собой. Мать готовила куклу таким способом еще до рождения своего ребенка, желая тем самым сделать его жизнь «не резаной и не колотой». Лежа в колыбельке малыша, кукла оберегала его от сглаза и одновременно несла на себе образ матери-кормилицы, способной прокормить всю семью Внешний вид и название Вепсской куклы зависел от той роли, которая ей приписывалась.

    Вепсы – один из народов, принадлежавших к финско-угорской языковой группе. Сегодня вепсы – небольшая народность, проживающая на территории Карелии, Ленинградской и Вологодской областей, сохранившие свои традиции и обряды.

    Если в семье была девушка на выданье, то куклу делали красивой да нарядной, а называли Капусткой. Рожаница помогала в родах, а Кормилка и Берегиня - в заботе о малышах и семье в целом. В этом случае куклу представляли с воздетыми к Небу и Солнцу руками.



    Детали вепсской куклы стягивали обрывками разноцветных нитей. При этом узлов не делали, только обвивали ткань ниткой, а ее конец заправляли. Ткань традиционно выбирали натуральную: хлопковую, льняную или ситцевую. Вышивка была необходимой деталью костюма и выполнялась в основном красными нитками разных оттенков. Этому цвету придавалась особое значение - "обережное".

    К обрядовым относится и летняя кукла одного дня «Купавка». Ее делали к началу купаний и связывали с праздником Ивана Купала. К рукам «Купавки» привязывали множество тесемочек, которые символизировали болезни людей, невзгоды. Ее украшали травой, цветами, зелеными ветками и в день праздника сплавляли по воде, веря, что вода очистит человека от всех бед.

    Кукла также была одним из главных действующих лиц поэтичного древнего обряда «похороны кукушки ». Он проводился перед Троицей и служил посвящением девочек-подростков в девушки. Девочки уходили в лес и водили там хороводы, пели песни, обменивались венками и специально сделанными куклами из сухой травы «кукушкины слезки». Здесь же происходила церемония похорон кукол. Смысл обряда заключался в избавлении девочек от качеств, присущих кукушке, в прощании с детством и вступлении в мир взрослый жизни.

    Куклы также занимали одно из центральных мест в русском свадебном обряде, сопутствуя каждому акту церемонии. Так, свадебная пара «Неразлучники», изготавливалась из одного лоскута, чаще всего красного цвета, как символа жизни. Эта парная кукла связывалась одной неразрывной нитью и имела единую руку, символизировавшую нерасторжимость брачных уз, готовность мужа и жены идти по жизни рука об руку, быть вместе в радости и в горе.

    Дети имели свои более незатейливые игровые куклы . Они были очень условны и просты в изготовлении. Одной из распространенных детских игровых тряпичных кукол была кукла «Малышок-голышок» . Отличительной особенностью техники ее изготовления, было то, что ткань внизу не оставляли единым «подолом», а разделяли на две части и формировали ножки, обматывая их нитками. Также нитками обозначали голову. Кукла была голенькой, без одежды, но с поясом, который в русском традиционном костюме всегда считался сильным обереговым знаком. Такая игровая кукла своим элементом незавершенности стимулировала тем самым воображение детей, поскольку им разрешалось придавать ей черты лица, одевать. Кроме того, кукла, наделенная магическими свойствами, развивала, по верованиям древних, материнское начало в ребенке и чувство семьи. К примеру, до недавнего времени в сельских местностях ставили чучела на огородах. Современные селяне, наверное, уже и не знают, что на самом деле чучело – это отголосок древних кукол хранителей урожая.

    Шились куклы детям редко, чаще они сворачивались взрослыми, как, например, простая кукла «Барыня», на скорую руку. Она состояла из туловища, покрытого белой тканью и перевязанного в трех местах. Затем голова накрывалась длинным лоскутом, перехватывалась вокруг, остатки ткани по бокам разрезали на три части и заплетались косички – руки. На такую «болванку» надевали юбку, передник, сверху повязывали косынку, и кукла была готова. Смастерить (сшить или свернуть) куклу дети могли сами уже с трех- четырех лет. Первые детские куколки представляли собой небольшие стилизованные примитивные человекообразные фигурки. Безусловно, отличаясь от кукол, сделанных взрослыми, они в то же время были актом детского творчества. Играли в куклы и мальчики и девочки до семи–восьми лет, т.е. до той поры, пока они носили единообразную одежду (длиннополые рубахи). Девочки до 12 лет играли и шили уже более затейливые куклы «на выхвалку», сравнивая потом, у кого куклы получились лучше. Играли в куклы и девушки, и молодые замужние женщины. Их приносили на посиделки, брали с собой в гости, на работу. Среди всех видов женского рукоделия кукла занимала особое место. По кукле судили о вкусе и мастерстве ее владелицы.

    К концу XIX в. функции тряпичной куклы начали изменяться заметно стремление сделать тряпичную куклу более правдоподобной, они все больше становилась игровыми. Утрачивая былую магическую роль, менялся и ее облик. Условная безликая фигурка утрачивала магическую обрядовую роль, становясь развлекательной игрушкой, купленной на ярмарке. Тряпичная кукла «обретает лицо», которое становится важнейшим элементом кукольного облика. В его создании участвуют средства пластики, линии, цвета. Черты лица конкретизированы с помощью рисунка, росписи, вышивки.

    Кукла – знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие.