Создание предметно-развивающей среды в доу. Моделирование предметно - развивающей среды группы детского сада Формирование развивающей среды в детских садах

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Грамотно организованная среда дает возможность неформально построить педагогический процесс, избежать монотонности, помогает ребенку быть постоянно занятым полезным и интересным делом.

Модель среды нашего детского сада строго конкретизирована по содержанию и пространству.

В группах младшего дошкольного возраста активно задействована комфортная для дошкольников зона на «уровне детских глаз». В этой зоне соразмерно росту ребенка расположены игрушки, пособия, атрибуты, спортинвентарь. Уделено большое внимание оформлению этой зоны, ее привлекательности на общем фоне группы.

В более старших возрастных группах мы используем не только зону на «уровне детских глаз», но и осваиваем стены и пространство групповых помещений.

Среда средней группы включает изобразительную, музыкальную, литературную, коммуникативную, социальную сферы и отражает мир природы, человека, предметов реальной жизни. При такой организации ребенок испытывает удовлетворение, ощущение наслаждения, радости, озарения.

Среда в старшей и подготовительной к школе группах - это поле деятельности, образ жизни, передача опыта, творчество, предметное образование. Она достаточно разнообразна и насыщена «случайностями», которые требуют от ребенка поиска способов познания, что стимулирует исследовательскую деятельность.

Характерным для этих групп является «перетекание» мини-сред: из художественно-преобразующей в опытно-экспериментальную, из эмоционально-рефлексивной в культурно-коммуникативную. Такой подход обеспечивает более глубокое понимание происходящих вокруг явлений и событий.

Первым шагом организации среды нашего детского сада стало создание в группах уютной обстановки, гармоничной по цветовому и пространственному решению. Известно, что выбор цвета оказывает непосредственное влияние на эмоциональное состояние и на интеллектуальное развитие детей. Учитывая все это, в оформлении использовались светлые пастельные тона для стен.

Следующим шагом в проектировании среды стало определение расположения центров в группах детского сада. Прежде, чем расположить мебель в группе, мы выработали для себя важные принципы: максимально использовать особенности планировки помещений; расположение мебели и оборудования должно отвечать требованиям техники безопасности и позволять детям свободно перемещаться в пространстве; отвечать санитарно-гигиеническим нормативным требованиям (мебель и прочее оборудование должно быть соразмерно росту ребенка, должен соблюдаться световой режим в центрах изодеятельности, книжном уголке и пр.); не забывать и об эстетической составляющей организации пространства. В итоге помещение каждой группы имеет свое собственное « лицо» .

Уголки и центры, расположенные в определенном порядке и отличающиеся индивидуальным оформлением и набором материалов, представляют собой многообразие развивающих сред в одном и том же помещении группы. Центры, уголки «подсказывают» ребенку, чем можно в них заняться.

В предметно-развивающую среду включены не только искусственные объекты, но и естественные, природные. Кроме центров природы, во всех группах оборудованы уголки экспериментирования для проведения элементарных опытов.

В каждой возрастной группе созданы условия для самостоятельного активного целенаправленного действия воспитанников во всех видах деятельности, которые размещаются в центрах (зонах) и содержат разнообразные материалы.

Все игровое пространство в группах нашего детского сада доступно детям: игрушки, развивающие игры, дидактический материал. Каждый ребенок может сам решить, какие материалы, когда и как ему использовать. Самостоятельное использование детьми игрушек и материалов определяет и соответствующую меру ответственности за их использование: дети учатся быть хозяевами. Педагоги помогают воспитанникам овладеть рациональными способами хранения игрушек и умением логически группировать их.

Организованная таким образом предметно-развивающая среда позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации. Оснащение групповых комнат помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки.

Мы так же позаботились о том, чтобы дети не потеряли чувство защищенности и безопасности и, устав от окружающих, имели возможность перебраться в «тихий уголок», чтобы поиграть, полистать любимые книжки или просто помечтать.

Ключникова Наталья Николаевна, заведующий структурным подразделением высшей квалификационной категории, ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» п.г.т. Стройкерамика, структурное подразделение «Детский сад «Солнышко», п.г.т. Стройкерамика, Самарская область. Стаж работы в должности 11 лет; победитель Всероссийского конкурса «Территория 2011», лауреат II Всероссийского интернет-конкурса «Мастер презентаций - 2012».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 2-

Гавриловская средняя общеобразовательная школа

Модель развивающей предметно-пространственной среды

Подготовила: Носаева И.А

Воспитатель группы дошкольного образования

С.Пересыпкино 1-е

Цель: создание условий для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС в соответствии с конкретными особенностями и требованиями образовательной программы ДОУ.

Создавать атмосферу эмоционального комфорта;

Создавать условия для физического развития;

Создавать условия для творческого самовыражения;

Создавать условия для проявления познавательной активности детей;

Создавать условия для участия родителей в жизни группы.

Важнейшую роль в организации воспитательно-образовательной деятельности с детьми играет развивающая предметно-пространственная среда, так как большую часть времени в детском саду ребенок проводит в группе. Окружающая среда детей должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции, она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Предметно-развивающая среда - это совокупность объектов материального характера для развития ребенка предметных и социальных средств обеспечения разного вида деятельности. Она необходима для того, чтобы дети могли полноценно расти и знакомились с окружающим миром, умели взаимодействовать с ним и учились самостоятельности.

Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ является одним из основных средств, формирующих личность ребенка.

В соответствии с ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Предметно-развивающая среда образовательного учреждения способствует реализации основных направлений развития детей:

Социально-коммуникативному развитию;

Познавательному развитию;

Речевому развитию;

Художественно-эстетическому развитию;

Физическому развитию;

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть:

Полифункциональной;

Трансформируемой;

Вариативной;

Доступной;

Безопасной.

1.Уголок художественной литературы:

Направлен на формирование целостной картины мира, в том числе первичных представлений;

Развитие литературной речи;

В уголке по художественной деятельности: книжки, литературные игры - викторины, сюжетные картинки.

2. Уголок природы:

Его цель: обогащение представления детей о многообразии природного мира, воспитания любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями. Оборудование для ухода за комнатными растениями: леечки, тряпочки.

3. Уголок изобразительной деятельности:

Он вмещает много различного материала для развития детского творчества;

Здесь дети могут заниматься рисованием, лепкой, аппликацией.

4. Уголок театрализованной деятельности:

- втеатре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера;

Дети с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей;

В этом уголке находятся: куклы Би-ба-бо, костюмы, маски.

5. Уголок конструктивной деятельности:

В этом уголке представлены разные виды конструктора: мелкие и крупные лего, кубики;

Конструктор можно перемещать в любое место группы и организовывать деятельность как с подгруппой, так и индивидуально;

Ребята с удовольствием занимаются постройками, обыгрывают их.

6. Физкультурный уголок:

- оборудованный разнообразным материалом для развития двигательной активности детей;

Он направлен на развитие двигательных качеств и способностей;

Комплектация: скакалки, обручи, резиновые мячи разных размеров, корзины для игр, кегли.

7. Центр сюжетно-ролевых игр:

В жизни ребенка дошкольных возраста игра занимает одно из ведущих мест;

Сюжетно-ролевая игра подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников;

Игровой уголок оборудован: поликлиника, салон красоты, кафе.

8. Музыкальный уголок:

Работа в нем способствует развитию творческих способностей у детей, их музыкальности.

9. Уголок развивающих игр:

Он создан для развития у детей логического мышления и воображения, смекалки и сообразительности, памяти и речи;

В нем собраны различные игры: лото, пазлы, домино, мозаика;

Весь материал подобран с учетом возраста детей.

10. Выставка детского творчества:

Уголок, где выставляются творческие работы детей.

Предметная среда, окружающая детей, даже организованная наилучшим образом, не может сама с собой, без руководства взрослого воздействовать на их развитие.

Только взрослый, целенаправленно организуя предметный мир, раскрывает в своих действиях и отношениях с детьми его сущность. Но самое главное, развивающая среда должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

" № 2/2016

Предметно-развивающая среда в детском саду имеет огромное значение для развития и формирования личности ребенка. Она должна отвечать определенным правилам и требованиям. Что входит в ее состав, каким требованиям она должна соответствовать, а также каков порядок учета различных ее элементов в образовательной организации, рассмотрим в данной статье.

Предметно-развивающая среда

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, с учетом недостатков их развития, охраны и укрепления здоровья.

Требования к предметно-развивающей среде дошкольных образовательных учреждений установлены в п. 3.3 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного Приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155 (далее – Стандарт).

Она должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможность уединения.

Развивающая предметно-пространственная среда должна способствовать реализации различных образовательных программ, в том числе инклюзивного образования, учитывать национально-культурные и климатические условия, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также возрастные особенности детей.

Она должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Образовательное пространство необходимо оснастить средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (исходя из специфики образовательной программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.

Детям младенческого и раннего возраста надо предоставить возможность для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

Предметно-пространственная среда должна иметь возможность изменяться в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональность материалов предполагает разнообразие в использовании различных составляющих предметной среды, например: детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.

Вариативность среды подразумевает:

  • наличие в организации или группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
  • периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Игровая среда должна быть доступна для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Необходимо предоставить свободный доступ детям, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Кроме этого, нужно следить за исправностью и сохранностью материалов и оборудования.

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Образовательная организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации образовательной программы.

Финансирование реализации образовательной программы дошкольного образования должно осуществляться в объеме нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, определяемых органами государственной власти субъектов РФ. Указанные нормативы разрабатываются в соответствии со Стандартом с учетом типа организации и должны быть достаточными для осуществления расходов на средства обучения и воспитания, соответствующие материалы, в том числе на приобретение учебных изданий в бумажном и электронном виде, дидактических материалов, аудио- и видеоматериалов, включая материалы, оборудование, спецодежду, игры и игрушки, электронные образовательные ресурсы, необходимые для организации всех видов учебной деятельности и создания развивающей предметно-пространственной среды, а также специальных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья. С учетом данных нормативов должны приобретаться обновляемые образовательные ресурсы, в том числе расходные материалы, подписки на актуализацию электронных ресурсов, подписки на техническое сопровождение деятельности средств обучения и воспитания, спортивного, оздоровительного оборудования, инвентаря, а также оплачиваться услуги связи, в том числе расходы, связанные с подключением к Интернету.

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений, в том числе к устройству предметно-пространственной среды, установлены СанПиН 2.4.1.3049-13 .

Рассмотрим особенности учета некоторых элементов предметно-пространственной среды.

Мебель для детского сада

Согласно СанПиН 2.4.1.3049-13 мебель в группах должна соответствовать росту и возрасту детей.

Детская мебель и оборудование для помещений, поступающие в дошкольные образовательные организации, должны быть изготовлены из материалов, безвредных для здоровья детей, и иметь документы, подтверждающие их происхождение и безопасность.

Шкафы для одежды и обуви оборудуются индивидуальными ячейками-полками для головных уборов и крючками для верхней одежды. Каждая индивидуальная ячейка маркируется.

Столы и стулья устанавливаются по числу детей в группах. Для детей старшей и подготовительной групп рекомендуется использовать столы с изменяющимся наклоном крышки до 30 градусов.

Стулья и столы должны быть одной группы мебели и промаркированы. Подбор мебели для детей проводится с учетом их роста.

Мебель относится к объектам основных средств. В соответствии с ОК 013-94 «Общероссийский классификатор основных фондов», утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359, мебели для детских садов и яслей присвоены коды с 16 3612230 по 16 3612266.

В связи с этим при поступлении мебели в образовательное учреждение действуют положения Инструкции № 157н по принятию к учету основных средств.

Согласно Указаниям № 65н мебель () приобретается по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».

Источники финансирования могут быть различны:

  • бюджетные средства (КВФО 1) – в казенных учреждениях;
  • собственные доходы учреждения (КВФО 2), субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания (КВФО 4), субсидии на иные цели (КВФО 5) – в бюджетных и автономных учреждениях.

Выдача в эксплуатацию объектов основных средств стоимостью до 3 000 руб. включительно отражается на основании первичного учетного документа – ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210) по дебету счетов 0 401 20 271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов», 0 109 00 271 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» и кредиту счета 0 101 06 000 «Производственный и хозяйственный инвентарь» с одновременным отражением на забалансовом счете 21 «Основные средства стоимостью до 3 000 руб. включительно в эксплуатации».

Аналитический учет основных средств стоимостью более 3 000 руб. ведется в разрезе материально ответственных лиц в инвентарных карточках, открытых на соответствующие объекты (группу объектов). Напомним, какое имущество считается амортизируемым. Согласно п. 92 Инструкции № 157н на основные средства стоимостью от 3000 до 40 000 руб. при выдаче их в эксплуатацию начисляется 100%-я . На имущество дороже 40 000 руб. амортизация будет начисляться в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами. В течение финансового года амортизация начисляется ежемесячно в размере 1/12 годовой нормы.

Рассмотрим пример.

Пример 1

В дошкольном бюджетном образовательном учреждении за счет средств целевой субсидии произведена замена столиков, стульев и блоков шкафчиков для одежды. Столы и стулья составляют комплекты мебели стоимостью 2 500 руб. за комплект. Всего куплено 100 комплектов (на 250 000 руб.). Шкафчиков приобретено 20 блоков стоимостью 12 500 руб. за блок (на 250 000 руб.). Общая стоимость всей приобретенной мебели составила 500 000 руб. Вся она принята к учету в составе иного движимого имущества и введена в эксплуатацию.

Основные средства, приобретенные за счет средств целевой субсидии, принимаются к учету по КВФО 4.

В соответствии с Инструкцией № 174н операции по поступлению и принятию к учету мебели в бюджетном учреждении отражены следующим образом:

Сумма, руб.

Поступила целевая субсидия на учреждения

Отражены вложения в основные средства в объеме стоимости мебели

Произведена оплата поставщику мебели с лицевого счета

Перенесены сформированные вложения с КВФО 5 на КВФО 4

Приняты к учету комплекты мебели из столиков и стульев

Приняты к учету блоки шкафчиков

Начислены доходы от полученной субсидии на основании утвержденного отчета о ее целевом использовании

Выданы в эксплуатацию комплекты столиков и стульев

Приняты комплекты мебели на забалансовый учет

Начислена амортизация на блоки шкафчиков

Учет игрового инвентаря

Организация игровой деятельности невозможна без достаточного количества различного игрового оборудования (игр, игрушек, спортивного инвентаря). Национальные нормы безопасности игрушек и методы их контроля, которые в полной мере соответствуют требованиям технического регламента о безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков, установлены ГОСТ Р 53906-2010.

Как учитывать данные нефинансовые активы, учреждение должно решить самостоятельно и согласовать это решение с органом власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя. Принятое решение следует закрепить в учетной политике. Это связано с многообразием игрового инвентаря, который независимо от его стоимости может использоваться довольно долго (более 12 месяцев) и меняться довольно часто (чаще одного раза в год). Поэтому в соответствии с п. 38 и 99 Инструкции № 157н его принимают на учет в составе либо основных средств, либо материалов.

В составе основных средств игровой инвентарь нужно учитывать на счете 101 06 «Производственный и хозяйственный инвентарь» (п. 53 Инструкции № 157н).

В составе материалов игрушки отражаются на счете 105 06 «Прочие материальные запасы».

Принятие к учету игрушек в составе основных средств аналогично принятию к учету мебели, о чем мы рассказывали выше.

Пришедшие в негодность игрушки и инвентарь подлежат списанию с балансового и забалансового учета, если они там числились. Напомним, что при списании объектов основных средств должны соблюдаться положения Постановления Правительства РФ от 14.10.2010 № 834 о порядке списания движимого и недвижимого имущества учреждения.

Выбытие основных средств и материалов осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов (п. 34 Инструкции № 157н). При этом составляется оправдательный документ (первичный (сводный) учетный документ) – акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104). Данный документ служит основанием для отражения в учете операций по выбытию основных средств. Основанием для отражения в учете выбытия игрушек и инвентаря стоимостью от 3 000 до 40 000 руб. является акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143).

При списании материальных запасов составляется акт (ф. 0504230), на основании которого в бухгалтерском учете производятся соответствующие бухгалтерские записи.

Типовые операции по учету игрушек в качестве материальных запасов в настоящее время отражаются следующим образом:

Казенное учреждение

(Инструкция № 162н*)

Бюджетное учреждение

(Инструкция № 174н)

Автономное учреждение

(Инструкция № 183н**)

Приобретение игрушек за плату у поставщика

Безвозмездное поступление игрушек…

…по централизованному снабжению

…от головного учреждения обособленному подразделению

…от государственных и муниципальных организаций и физлиц

…на праве оперативного управления, от организаций и физических лиц

…от учреждений разных уровней бюджета

…от наднациональных организаций и правительств иностранных государств

…от международных финансовых организаций

Выдача игрушек в эксплуатацию (происходит смена М. О. Л.)

Списание игрушек

* Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

** Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

Довольно часто возникает вопрос: как принять к учету игрушки, которые подарили детскому саду, и учитывать ли их вообще? Конечно, они должны быть приняты к учету, а в каком порядке – рассмотрим на примере.

Пример 2

Автономному дошкольному образовательному учреждению в качестве безвозмездной помощи передали игрушки на сумму 10 000 руб. Принято решение учесть их в составе материальных запасов. Полученные игрушки выданы в эксплуатацию.

Согласно п. 1 ст. 582 ГК РФ дарение вещи воспитательным учреждениям и образовательным организациям в общеполезных целях считается пожертвованием.

На принятие пожертвования не требуется чьего-либо разрешения или согласия (п. 2 ст. 582 ГК РФ).

Жертвователь может установить требование об использовании переданного им имущества по определенному назначению. Если такое требование установлено, то учреждение, принимающее пожертвование, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества (п. 3 ст. 582 ГК РФ).

Имущество, полученное как пожертвование, принимается к учету по КВФО 2.

Данные операции в учете автономного учреждения отражены следующим образом:

Обратите внимание

В общем случае стоимость имущества, полученного безвозмездно, признается внереализационным доходом (п. 8 ст. 250 НК РФ). Однако если имущество получено учреждением по договору пожертвования и используется им в указанных жертвователем целях, то согласно пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ стоимость этого имущества не учитывается при определении налоговой базы.

В дошкольных образовательных учреждениях должна быть создана необходимая предметно-пространственная среда, отвечающая требованиям безопасности, санитарным нормам, возрастным особенностям детей, иным требованиям. Мы рассмотрели ту часть образовательной среды, которую составляют отдельные основные средства и материальные запасы. Особенности учета зависят от вида финансового актива и способов его поступления.

Утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Разделы: Работа с дошкольниками

Предметно-игровая среда групп детского сада организована таким образом, что каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом.

Все групповое пространство распределено на ЦЕНТРЫ, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. В ЦЕНТРЕ уединения – за ширмой, они могут полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива. Деревянные переносные ширмы и стойки служат и как стены для индивидуальных игр детей. Используя их, ребенок может сделать комнату для игры, таким образом, отгораживаясь от общего пространства, создавая свой собственный мирок. Этим простым способом достигается персонифицированность среды, т. е. создание "своего" личного пространства.

В каждой группе мебель и оборудование установлены так, что каждый ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. С этой целью используется различная мебель, в том числе и разноуровневая: всевозможные диванчики, пуфики, а также мягкие модули. Их достаточно легко передвигать и по-разному компоновать в группе.

Такая организация пространства является одним из условий среды, которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка.

Для построения развивающей среды в ДОУ выделяем следующие принципы:

  • принцип открытости;
  • гибкого зонирования;
  • стабильности-динамичности развивающей среды;
  • полифункциональности;
  • принцип открытости реализуется в нескольких аспектах: открытость природе, открытость культуре, открытость обществу и открытость своего "Я".

Так, в предметно-пространственную среду каждой группы включены не только искусственные объекты, но и естественные, природные. Кроме ЦЕНТРОВ природы в группах, где дети наблюдают и ухаживают за растениями, во всех группах оборудованы ЦЕНТРЫ экспериментирования, для проведения элементарных опытов, экспериментов.

Помимо специальных занятий, дети средней и старшей групп посещают в свободное время экологическую комнату. Растения, аквариумы позволяют дошкольникам приблизиться к миру природы. Они учатся слушать журчание воды, рассматривать различные растения и при этом отдыхать. Вместе со взрослыми дети пересаживают и поливают цветы, кормят рыб, черепах.

Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды. Если в младшем возрасте на нем отмечаются лишь основные явления погоды (дождь, снег), то в старшем, происходит его усложнение. В ЦЕНТРАХ детского экспериментирования малыши играют с песком, водой, красками, пеной. В средней группе они учатся фиксировать результат эксперимента с помощью зарисовок. В старшем возрасте основной целью этой деятельности становится знакомство детей с различными простейшими техническими средствами, помогающими познать мир (лупа, магнит, весы и т. д.).

В дизайн интерьера детского сада включены элементы культуры – живописи, литературы, музыки, театра. В каждой приемной комнате для родителей организуем выставки детского творчества (рисунков, поделок, записей детских стихов, рассказов, сказок).

Предметно развивающая среда организуется на основе следующих принципов:

Принцип открытости обществу и открытости своего "Я" предполагает персонализацию среды каждой группы. Для этого в группах оформлены выставки фотографий "Вот мы какие", семейные альбомы.

Принцип гибкого зонирования заключается в организации различных пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации. Оснащение групповых комнат помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки.

Принцип стабильности-динамичности развивающей среды тесно взаимосвязан с принципом гибкого зонирования. Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. Если в группе больше мальчиков, то в группе больше конструкторов, кубиков, машин, что позволяет детям строить дома, мосты, арки, гаражи не только на столе, но и на полу. Если девочек больше, чем мальчиков, то чаще разворачиваются игры в "семью", "больницу", "магазин".

Важно помнить, что ребенок не пребывает в среде, а преодолевает, "перерастает" ее, постоянно меняется, а значит, меняется в его восприятии и его окружение.

Развивающая среда всегда меняется постоянной, создаваемой на длительный срок: оформление кабинетов, музыкального и физкультурного залов, и более динамичной – при оформлении зала, групповой, вестибюля на какой-то конкретный праздник, досуговое мероприятие, на время постановки сказки.

Еще более динамичной является развивающая среда многих занятий. Микросреда, включающая оформление конкретного занятия, определяется его содержанием и является специфичной для каждого из них. Она, безусловно, должна быть эстетичной, развивающей и разносторонней, побуждать детей к содержательному духовному общению.

Принцип полифункциональности предметного мира реализуется с помощью различного модульного оборудования, которым оснащены все помещения детского сада. Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками), предметами и играми, которые не несут в себе определенной смысловой информации, способствует развитию воображения и знаково-символической функции мышления дошкольников.

При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех педагогов ДОУ. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка.

Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.

Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

Используемая литература:

  1. Нищева Н.В Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Сост. Н.В. Нищева. – Спб., “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2006.-128 с., ил.
  2. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы). М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.-192 с.

Предметно - пространственная развивающая среда в ДОУ.

Младшая группа детского сада "Солнышко"
Организация предметно – развивающей среды в ДОУ выстраивается в соответствии с принципами программы «От рождения до школы» под редакцией М.А. Васильевой, Н.Е. Веракса и Т.С. Комаровой и «Концепции построения развивающей среды» В.А. Петровского, соответствующей личностно – ориентированной модели взаимодействия с дошкольниками.
Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных большим количеством развивающих материалов. Все предметы и материалы доступны детям.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать для себя интересные занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Создавая предметно - развивающую среду, необходимо помнить:
Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
В группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

Детский сад - это второй дом для сотрудников и детей. А свой дом всегда хочется украсить, сделать уютным, оригинальным, тёплым, непохожим на другие.
В соответствии с рассмотренными принципами в младшей группе ДОУ «Солнышко» была создана следующая предметно-развивающая среда:
1. Центр театрализованной деятельности;
2. Центр «Ряжения» и ролевых игр;
3. Центр физического развития;
4. Центр книги;
5. Игровой центр
6. Центр развивающих игр;
7. Центр воды и песка;
8. Центр «Творческая мастерская» (для выставки детского рисунка, детского творчества,);
9. Подвесные модули
10. Информационные блоки.

Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

Центр театрализованной деятельности.
Центр театрализованной деятельности - один из активных секторов в нашей группе.
Цель театрального уголка:
Развитие творческих способностей у детей;
Развитие воображения,умения импровизировать;
Развитие памяти, внимания, выражение основных эмоций;
Прививать устойчивый интерес к литературе, театру, музыке;
Все костюмы, атрибуты располагаются так, чтобы детям было удобно их брать и пользоваться ими, объединятся подгруппами по общим интересам.
В уголке находятся реквизиты для различных видов театра: пальчиковый, настольный, плоскостной, маски для разыгрывания сценок.





Центр ряжения.
В нашей группе есть уголок, который любят все дети без исключения. Каждый сам выбирает свой образ, по своим симпатиям и чувствам, живущим у него в душе здесь и сейчас. Это даёт психоэмоциональную разрядку, поднимает настроение. Дети учатся сочетать вещи, ткани, размер. Изучают назначение вещей, их сезонность. Самостоятельно подбирают свой образ.




Центр физического развития.
Для успешного решения задач физического воспитания в дошкольных учреждениях, необходимо иметь физкультурное оборудование, которое должно быть и в групповой комнате, в специально отведенном месте «физкультурном уголке». Подбор оборудования и содержание физкультурного уголка – определяется программными задачами, как физического, так и всестороннего воспитания детей. Задача воспитателя научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства и правильному использованию физкультурного оборудования.
В нашей группе детского сада центр двигательной деятельности оформлен как часть большой игровой зоны. Для малышей есть игрушки-каталки; мячи разных размеров; мячики - ёжики; мешочки, наполненные горохом для рук; массажные коврики; массажные варежки; кегли; гантели; кольцебросс; обручи; скакалки; верёвки, шнуры;сухой бассейн; дети постоянно находятся в активном движении и по своему усмотрению пользуются предложенными игрушками. В спортивном уголке находятся приспособления для организованной деятельности детей: для проведения спортивных игр и упражнений. Поэтому в нашем центре есть маски для игр. В основном, это те персонажи, которые чаще всего встречаются в их играх: кот, заяц, лиса, медведь, волк. Предметов, для проведения упражнений – на всех детей группы: кубики, мягкие мячики, султанчики; дыхательные тренажёры - домики. Обязательно есть бубен для выполнения упражнений в предложенном ритме.






Центр книги.
Самым доступным и эффективным способом развития детей является чтение. Для многих родителей это также очень дешёвый способ заняться своим ребёнком. Развивающие способности детской книжки безграничны. Мышление, речь, память, внимание, воображение - всё это формируется благодаря общению с книгой. По этой причине мы и решили создать музей книги. В нашем музее представлены современные книги, книги из детства наших бабушек и дедушек, книги, созданные своими руками. Мамы, папы, бабушки и даже дедушки откликнулись на наше предложение о создании книги в кругу семьи. Темы были выбраны разнообразные: «Мои любимые домашние животные», «Вежливые слова», «Времена года», «Наш любимый детский сад», «Мои любимые бабушка и дедушка» и многие другие. Мы активно используем все представленные книги, т. к. художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного, эстетического развития детей.









Игровой центр.
В игровой зоне размещены разнообразные игры для детей с учётом возраста и гендерного воспитания.









Центр развивающих игр.
Центр развивающих игр направлен на развитие речи, сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения.








Центр воды и песка.
«Центр воды и песка» в нашей группе помогает организовать познавательно-исследовательскую деятельность детей. Речь идет об игре-экспериментировании с различными предметами и природными материалами. Организуя игры с водой и песком, мы не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и помогаем им закрепить представления о форме, величине, цвете предметов, развивать мелкую моторику рук, закладываем основы для обучения конструированию (формование из песка).




Подвесные модули.
Маленькие дети не умеют скучать, им требуется постоянно чем-то заниматься: что-то рассматривать, трогать, наблюдать - это для них такое же действие, как бегать, прыгать, играть. Поэтому, наличие в помещении подвесных фигурок, бабочек, птиц, звёздочек, создают атмосферу, в которой постоянно что-то меняется и движется. Очень полезным с точки зрения эстетики и психологии является цветовой каскад. В нашей групповой комнате множество таких каскадов.






Центр творчества.
Творчество в широком смысле слова – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. В оформлении приёмной всегда найдётся место для работ детей, их творчества. Очень красочно оформлена выставка, где мы размещаем рисунки и аппликации детей. В центре творчества постоянно что-то меняется в зависимости от лексических тем, осваиваемых техник.